Социально-педагогические принципы детского туризма. Курсовая работа туризм как способ воспитания детей и подростков Массовые туристские соревнования школьников

В условиях серьезных социальных перемен, дифференциации основных социально нравственных ценностей, повлиявших на общество в целом и на отдельные его составляющие, дети и подростки остаются самой незащищенной группой, так как они не обладают достаточной способностью адаптироваться в стремительно меняющихся условиях жизни.

Содержание, формы и методы воспитательной работы во взаимодействии с детским туризмом служат эффективным средством, влияющим на развитие и совершенствование оптимальных социально-психологических условий для освоения детьми и подростками жизненного опыта, для развития своих индивидуальных и социально значимых способностей, а также для отдыха, оздоровления, обучения и воспитания.

Туризм, оказывая активное влияние на процесс обучения и воспитание учащихся, формирование их социальной активности, интенсифицирует личную и коллективную деятельность школьников в овладении знаниями, участие в общественно полезном труде, в идеологической работе, прививает бережное отношение к природе. Этому способствует работа школьных музеев, кружков, клубов, обществ, организующих походы и экспедиции, дальние путешествия и экскурсии, слеты и соревнования. Эта работа осуществляется в форме активного поиска, исследования, влияющих на развитие способностей учащихся.

Туристская деятельность отличается многообразием форм, содержания и методов, отражая единство учебной, внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности педагогических коллективов.

К социально-педагогическим функциям детского туризма, краеведческой и экскурсионной работе следует отнести:

1) Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе, туристских походах, путешествиях, экспедициях, экскурсиях, туристских лагерях, привитие любви к знаниям.

2) Осуществление комплексного подхода к воспитанию, предполагающего единства умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания учащихся, их физическое развитие.

3) Выработку у школьников позиции деятельных участников в преобразовании социальной среды путем добровольного, сознательного и активного выполнения взятых на себя обязательств.

Воспитательная работа в туризме строится на основе следующих принципов:

· целеустремленности;

· соблюдения высокой культуры общения и поведения;

· социальной активности;

· общественно полезной направленности;

· соответствия туристской деятельности возрастным особенностям;

· разносторонности туристкой деятельности.

Осуществление этих принципов в школьном туризме формирует у детей школьного возраста социально мотивированные потребности и интересы, способствует выработке у них высоконравственных качеств.

Детский туризм не только служит для миллионов учащихся средством познания и оздоровления, но и является для них сферой воспитания эстетических чувств, этических норм поведения. Умение видеть прекрасное в жизни, природе обогащает жизненный опыт школьников - туристов, развивает их эстетический вкус и эмоциональную сферу.

В настоящее время назрела необходимость дальнейшего совершенствования содержания и форм туристского воспитания учащихся.

Можно отметить, что при организации и проведении учебно-воспитательного процесса используется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие принципы и подходы к учебно-воспитательной работе в туристском учреждении с отдыхающими детьми:

· личностно-деятельностный;

· диалогический или полисубъектный;

· индивидуально-творческий;

· культуросообразности;

· целесообразности;

· природосообразности;

· краеведческий;

· целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния.

Исходя из этих теоретических позиций, можно определить те принципиальные педагогические взгляды, на которых следует базироваться в практике организации и проведения туристских детских мероприятий.

Основная задача педагога в оздоровительном центре заключается в создании некой гипотетической модели по формированию развивающей и обучающей среды для детей.

Именно педагогом-воспитателем, инструктором туризма должны задаваться условия, формы и методы исследовательской деятельности в походах, благодаря которым у ребенка будет формироваться внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним первой информации с творческих позиций.

Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть превращения внешней необходимости исследования нового и неизвестного, встречающегося ребенку, во внутреннюю потребность.

Туризм, и особенно самодеятельный с его богатым содержанием различных действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий и жизненных трудностей, проверка знаний, умений, способностей и т.д.), является прекрасным средством самовоспитания, которое основано на необходимости «включения» человеком волевых усилий. Последние связаны с мышечным напряжением, напряжением внимания, преодолением утомления, чувства страха, неуверенности, соблюдения определенного режима путешествии.

Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа на время туристских мероприятий. Здесь важно то, что туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами.

Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является очень содержательной и эмоционально яркой стороной жизни детей. Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Совместная практическая деятельность ребят в походе должна основываться, в первую очередь, на интересе, увлечении конкретным делом, осмыслении работы, и уже во вторую - на занятиях теоретического и практического характера по изучению основ туризма и оздоровления. В настоящее время для жителей урбанизированных пространств укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой являются особенно актуальными.

Педагогические факторы туризма весьма разнообразны. Это обусловлено наличием большого количества форм и видов туризма.

Если говорить о педагогической направленности в организации жизнедеятельности временного детского объединения, то, решая задачи социализации в сочетании с индивидуальным развитием всех участников таких объединений, развитие способностей, включая способность к самоопределению и саморазвитию, а также к самореабилитации, можно выделить следующие функции:

· функцию поддержки и социальной защиты ребенка, направленную на индивидуализацию и решение проблем ребенка;

· функцию воспитания, направленную на социализацию личности;

· функцию оздоровления и реабилитации, обеспечивающую, прежде всего, здоровье физическое, психическое, здоровый образ жизни;

· функцию дополнительного образования, позволяющую осуществлять процесс осмысленного учения, идущий от самостоятельной инициативы ребенка, направленный на усвоение осмысленных элементов личностного опыта.

Туристское общение имеет целью совместное освоение участниками ценностей туризма, обмен ими. В туристской деятельности это проявляется в избирательных и добровольных контактах, а именно в регулярных занятиях клубных комиссий и школ и в нерегламентированных групповых занятиях. Важнейшим аспектом туристской работы является социальное творчество, присущее в той или иной мере почти всем туристским занятиям и особенно активно развивающееся в туристских группах. Их повседневная жизнь сама вырабатывает и развивает бескорыстие, коллективизм, стремление и умение сотрудничать, помогать товарищам.

Педагогический процесс в лагерной смене следует понимать как последовательность некоторых логических этапов, взаимосвязанных между собой и являющихся ступенями достижения поставленной цели, и, соответственно, результата. С точки зрения организации процесса обычно выделяют три этапа (периода), которые соответствуют логике развития детского объединения: организационный, основной, итоговый. Внутри основного периода можно выделить учебный, учебно-демонстрационный и демонстрационно-развивающий (иногда выделяют еще и закрепляющий, чаще пограничный с итоговым периодом).

Программируя содержание деятельности, можно поставить различные цели, ориентиры. Процессы, которые условно можно назвать организационными, общими для каждой смены, направлены на достижение общей для любой смены цели, которую можно сформулировать как «обеспечение физического, психоэмоционального, интеллектуального, социального, морально-нравственного благополучия ребенка». Именно эти процессы являются базовыми при выстраивании любой содержательной программы, поэтому на них следует ориентироваться, говоря об особенностях организации педагогического процесса лагерной смены.

Свою специфику имеет педагогический процесс в условиях санаторного лечения детей.

Поскольку именно педагогические мероприятия в первую очередь создают желаемое повышение психического и эмоционального тонуса, хорошее настроение, то на педагогическую работу в санатории нельзя смотреть иначе, как на важный лечебный фактор. Педагогические мероприятия отвлекают ребенка от мысли о своей болезни, заставляют его забывать о своих недомоганиях. Опытный педагогический коллектив даже на фоне самого строгого санаторного режима может создавать детям содержательную и интересную жизнь, обогатить их новыми знаниями, научить их петь, играть, вышивать, лепить, конструировать, внести в их жизнь разнообразие проведением праздников самодеятельности и т.п. Следует подчеркнуть огромную роль педагогической работы с детьми, длительно находящимися на постельном и полупостельном режиме.

Все педагогические мероприятия строятся в полном соответствии с установленным в данном санатории, режимом дня, обеспечивая чередование активной деятельности детей с отдыхом.

Большое значение как лечебный фактор имеют и проводимые в санатории школьные занятия. Их роль не только в том, чтобы не дать ребенку отстать от школы, но и в том, что они способствуют уничтожению у больного ребенка чувства своей физической неполноценности.

С детьми дошкольного возраста педагогическую работу проводят на основе инструкций для детского сада, видоизменяя их применительно к медицинскому профилю санатория и состоянию здоровья каждой группы детей.

Особенностью педагогической работы в условиях санатория является ее теснейшая связь с медицинской работой. Задача медицинской и педагогической работы в санатории едина - это создание больным детям наиболее благоприятных условий для возможно более полного и более быстрого восстановления их здоровья и работоспособности. Поэтому работа медицинского и педагогического персонала не может быть разграничена. Все педагогические мероприятия в отношении их содержания и нагрузки - физической, умственной и эмоциональной - согласовываются с лечащим врачом, консультируются и контролируются им. Лебедев В.Н. Лечение, обучение и воспитание в детском санатории. // Педагогика, 2002, №6

Так, сочетая в себе лечение, учебно-воспитательную работу и отдых, санаторий является тем туристским учреждением, которое максимально благоприятно воздействует на физическое и духовное состояние ребенка.

Подводя итог всему выше сказанному, можно с уверенностью сказать, что туризм во всех его формах может принести детям: здоровье, умение безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно, знать, а следовательно и любить свой город и свою Родину, навыки по руководству коллективом, сотрудничеству с другими людьми и многому другому. Трудно найти другой вид занятий для детей, где можно было бы получить такой комплекс знаний и умений, как при занятиях туризмом.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лагусев Юрий Михайлович. Теория и методика воспитательной деятельности в туризме: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05: Москва, 2002 469 c. РГБ ОД, 71:03-13/8-6

Введение

Глава1. Социально-культурные и историко-педагогические предпосылки воспитательной деятельности в туризме 21

1.1. Туризм как воспитательный феномен социально-культурной деятельности 21

1.2. Проблемы и цели воспитания в современном обществе 41

1.3. Историко-педагогические предпосылки воспитательной деятельности в туризме 58

1.4. Отражение рекреационно-значимых ценностей туризма в воспитательной деятельности. 80

Глава 2. Теоретические основы воспитательной деятельности в туризме 96

2.1. Методологические подходы и принципы моделирования воспитательной деятельности в туризме 96

2.2. Воспитательные технологии туризма 105

2.3. Организация целостного процесса воспитания в туризме 131

Выводы 164

Глава 3. Реализация воспитательных целей в системе туристской деятельности 167

3.1. Воспитание личности в спортивно-оздоровительном туризме 167

3.2. Рекреационно-экологическая модель туризма 187

3.3. Элементы воспитательного воздействия в теории и практике гостеприимства 197

З.4. Воспитательные аспекты экскурсионной деятельности 211

3.5.Туристско-краеведческие воспитательные системы 233

Выводы 243

Глава 4. Подготовка студентов туристского вуза к осуществлению воспитательной деятельности в туризме 245

4.1. Отражение воспитательного потенциала туризма в содержании обучения студентов вуза 245

4.2. Формы и методы подготовки студентов к созданию условий для воспитательной деятельности в туризме 268

4.3 Конкретный опыт организации воспитательной деятельности в системе профессионального туристского образования 318

Выводы 336

Заключение 340

Список литературы 349

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема воспитания в настоящее время все больше становится объектом внимания ученых, педагогов, учителей, представителей средств массовой информации в связи с ростом случаев девиантного и делинквентного поведения, девальвацией нравственных норм, что болезненно отозвалось на состоянии молодежи как наименее защищенной и наиболее уязвимой части общества.

Вместе с тем воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающего поколения в жизнь общества и становление их в качестве активных субъектов конкретно-исторического процесса путем трансляции культуры, воспроизводства производительных сил. Поэтому воспитание подрастающего поколения в современных условиях требует обоснования и разработки адекватных форм и методов его осуществления. Возникла необходимость коренным образом пересмотреть отношение к воспитанию молодежи, найти новые подходы, разработать содержание и средства, выявить эффективные, но до сих пор мало используемые в практике воспитания возможности окружающей нас историко-культурной, социально-педагогической и природной среды.

С начала реформы в системе образования (как и реформирования всей страны) многие идеи воспитания подверглись критике и переоценке. Попытки "очистить" общественное сознание от советского воспитательного наследия, противопоставить всему "просоветскому" систему общечеловеческих ценностей привели к негативному отношению властей к традиционно проводящейся в стране воспитательной работе.

Сегодня требуются новые подходы к разработке методологии и теории воспитания, определение концептуально ориентированных перспектив, которые позволили бы осознать, какую личность следует воспитывать, какие качества следует формировать и что в этом контексте способен сделать туризм.

Кризисное состояние, в котором оказалось в настоящее время воспитание, по-разному проявляется в теории и практике. Если в практике произошло свертывание традиционных институтов воспитания, в каком-то смысле, паралич их деятельности, то наука в последние годы, напротив, изобиловала теоретическими изысканиями в этой сфере, попытками построения разнообразных концепций воспитания. Тот факт, что имеющиеся теоретические концепции не всегда реализованы в практике, говорит о специфике сферы воспитания: это область, где для изменения системы невозможно ввести новый стандарт, программу или учебник. Низкая эффективность теоретических исследований в области проблем воспитания обусловлена, по нашему убеждению, недостаточным использованием личностного потенциала. Воспитание, лишенное личностной ориентации, утрачивает свои функции, редуцируется к другим процессам - к научению, идеологической манипуляции, дисциплинированию, удержанию личности в рамках какой-то среды и деятельности и др.

Целью воспитания должно стать формирование личности, ориентированной на приоритет национальных ценностей при должном уважении ценностей других цивилизаций, т.е. становление личности человека, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, независимого в суждениях, открытого для всего нового, личности, способной строить жизнь, достойную Человека.

В качестве механизмов воспитательной деятельности выступают непосредственное общение, деятельность и порожденные ими взаимоотношения и взаимодействия. Основой таких форм воспитательного взаимодействия являются социальные структуры общества, в число которых мы вводим туризм как социокультурный воспитательный феномен, позволяющий реализовать цели и задачи воспитания при условии

педагогически обоснованной интеграции личностного потенциала средствами туризма в воспитательный потенциал окружающей среды.

В этом смысле туризм представляет собой новую социально ориентированную перспективу, определяющую целенаправленное воспитание, призванное упорядочить взаимовлияние людей и этносоциальной среды, сформировать собственный опыт межнационального общения, уважение к культурам и традициям различных национальностей, чувство и сознание граждан мира; выработать нравственные идеалы, патриотизм и любовь к Родине, экологическую культуру. Такой подход к пониманию туризма может быть реализован только на основе интеграции знаний, накопленных философией, социологией, педагогикой, этнологией, социальной и общей психологией, социально-культурной деятельностью, теорией и практикой туризма.

Педагогическая интеграция знаний этих наук, анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей, в том числе и в открытой среде, к которой относится туризм, дают возможность исследовать проблемы воспитания, реализуемого в туризме, и создать логически взаимосвязанную, целостную систему взглядов на воспитательную деятельность в туризме.

Под воспитательной деятельностью в туризме мы понимаем профессиональную деятельность, направленную на реализацию воспитательной цели - формирование личности, как субъекта собственной туристской деятельности.

Следует отметить, что при всех реальных воспитательных возможностях туризма на сегодняшний день его потенциал, как воспитательного феномена, недостаточно изучен и, вследствие этого, до конца не реализуется.

Сложность состоит в том, что, во-первых, не существует теоретических основ моделирования воспитательной деятельности в туризме; во-вторых, не разработаны воспитательные технологии туризма, в-третьих, не выделены направления воспитания в контексте различных видов туристской

деятельности, в-четвертых, не рассмотрены психолого-педагогические механизмы воздействия туризма на личность, как многогранного явления в различных его проявлениях.

В этой связи возникновение проблемы данного исследования обусловлено рядом противоречий:

между имеющимся воспитательным потенциалом туризма и неразработанностью теоретических основ и прикладных аспектов его реализации в процессе развития личности и общества;

между многообразием видов туристской деятельности, имеющих свои воспитательные особенности, и неразработанностью педагогически обоснованного выбора методов осуществления воспитательной деятельности;

между необходимостью реализации воспитательных задач в туризме и недостаточной подготовленностью специалистов сферы туризма к их решению;

между потребностью в специалистах, способных реализовать воспитательный потенциал туризма и неразработанностью содержания и методики воспитания личности средствами туризма.

Таким образом, проблема исследования связана с разработкой теоретических и методических основ воспитательной деятельности в туризме, который мы рассматриваем как феномен социально-культурной деятельности, позволяющей в системе историко-культурных, природно-рекреационных, общественных ценностей реализовать идеи природосообразного, культуросообразного, гармоничного и целостного воспитания личности через принципы педагогики.

Проблема определила цель исследования: разработать методологические подходы, цели, содержание и принципы, определяющие концепцию воспитательной деятельности в туризме, а также выявить воспитательные технологии, формы, методы и педагогические условия её реализации. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Теория и методика воспитательной

деятельности в туризме», направленной на то, чтобы разрешить вышеуказанные противоречия.

Объект исследования: туризм как воспитательный феномен социально-культурной деятельности.

Предмет исследования: теоретико-методические основы

воспитательной деятельности в туризме.

Гипотеза исследования предполагает, что реализация воспитательной деятельности в туризме будет успешной, если будут:

разработаны теоретические основы воспитательной деятельности в туризме (проблемы, цели, содержание, формы, методы и средства, результат и его оценка);

обоснован воспитательный потенциал туризма как вида социально-культурной деятельности;

выявлены воспитательные технологии туризма, основанные на принципах природосообразности, культуросообразности, интегративности, целостности, гуманизма;

определены приоритетные направления воспитательной деятельности в таких видах туризма, как: спортивно-оздоровительный; рекреационно-экологическая деятельность, гостеприимство; туристско-краеведческая деятельность; экскурсионная деятельность;

реализована подготовка студентов туристских вузов к осуществлению воспитательной деятельности в туризме, основанная на отражении воспитательного потенциала туризма в содержании обучения, средствах и методах подготовки студентов к созданию условий для воспитания в туристской среде.

Цель и гипотеза позволили сформулировать задачи исследования:

    Выявить воспитательный потенциал туризма как феномена социально-культурной деятельности, позволяющий в системе свободного времени обеспечивать целостность развития личности, способной к проживанию и принятию социально одобренных и гуманных ценностей и образцов гражданского поведения.

    Раскрыть теоретические основы воспитательной деятельности в туризме: подходы, принципы, цели, содержание, формы, методы и средства, результат и его оценку.

    Разработать модель воспитательной деятельности в туризме; программу воспитательной деятельности, включающую создание воспитательного комплекса в туристском вузе.

    Отразить в содержании учебных дисциплин («Педагогика туризма», «Спортивный туризм») аспекты воспитательного потенциала туризма; определить формы и методы подготовки студентов к созданию условий для реализации воспитательной деятельности в туризме и осуществить их экспериментальную проверку.

Теоретико-методологические основания исследования. Исследование данной темы опирается на системно-деятельностныи и комплексный подходы в воспитании и теорию формирования всесторонне развитой личности, разработанные классиками отечественной и зарубежной педагогики: П.П. Блонским, Я.А. Коменским, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафтом, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинским, К.Д. Ушинским, СТ. Шацким.

При определении теоретических основ воспитания в туризме были изучены методологии системного и синергетического подходов, используемые в исследованиях педагогических явлений, таких ученых, как Л. Берталанфи, Б.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, И.В. Зорин, B.C. Ильин, М.С. Каган, Е.И. Казакова, В.А. Квартальное, Е.Н. Князева, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В.П. Симонов, Ю.В. Шаронин, В.А. Якунин.

Важное значение при рассмотрении туризма как феномена социально-
культурной деятельности имели работы Н.К. Баклановой, Т.И. Баклановой,
А.Д. Жаркова, И.Н. Ерошенкова, А.С. Каргина, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д.
Красильникова, Н.В. Кротовой, В.А. Разумного, В.Е. Триодина, B.C.

Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.М. Чижикова, В.И. Черниченко и др.

При разработке модели реализации воспитательной цели в системе туристской деятельности опирались на гуманистическую направленность деятельностных аспектов педагогики и психологии К.Н. Вентцеля, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, П.Ф. Каптерева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.

В процессе определения содержания обучения студентов туристского вуза, отражающего воспитательный потенциал туризма, использовались философские и психолого-педагогические исследования в области ценностных ориентации: А.И. Арнольдова, В.И. Андреева, З.И. Васильевой, СИ. Гессена, В.И. Гинецинского, В. П. Зинченко, А.В. Зосимовского, Т.Е. Конниковой, К.В. Кулаева, О.Е. Лебедева и др.).

В процессе исследования форм и методов подготовки студентов к созданию условий для реализации процесса воспитания в туризме опирались на психолого-педагогические основы теории целостного процесса обучения, разработанные Ю.К. Бабанским, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, Л.В. Занковым, И.Я. Лернером, Н.А. Менчинской, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным.

Исследовать туризм в контексте разностороннего воспитательного процесса, позволяющего обеспечивать целостность развития индивидуума, помогли психолого-педагогические концепции, дающие основания для анализа проблем личности в образовательном процессе: К.А. Абульхановой-Славской, Ю.П. Азарова, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, Е.И. Исаева, Е.Б. Моргунова, Ю.А. Самарина, Б.М. Теплова, Г.И. Щукиной и др.

Выявить и обосновать воспитательные технологии туризма, обеспечение
психолого-педагогических концепций личностной ориентации

образовательного процесса, индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе дали основание исследования Е.В. Бондаревской, Н.В. Бочкиной, З.И. Васильевой, В.В. Горшковой, В.В. Давыдова, Т.Н. Мальковской, В.В. Серикова, М.В. Кларина, В.В. Краевского, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызиной, Н.Е. Щурковой и др.

При выявлении элементов воспитательного воздействия в различных сферах профессиональной туристской деятельности определяющее значение имели педагогические концепции в области управления развитием образовательных систем, изложенные в работах А.А. Бодалева, Ю.В. Громыко, В.А. Кальней, И.А. Колесниковой, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, A.M. Новикова, А.В. Петровского, СЕ. Шишова.

Прогнозировать готовность личности к принятию социально одобренных и гуманных ценностей и образцов гражданского поведения дали возможность социологические, психологические и педагогические исследования, раскрывающие специфическую природу педагогической деятельности и ее ценностные аспекты, отраженные в трудах Б.С. Гершунского, В.Н. Загвязинского, Н.Д. Никандрова.

При рассмотрении роли социальной среды в формировании личности профессионального туристского работника опирались на работы видных отечественных учёных: В.Г. Бочаровой, Л.П. Буевой, И.С. Кона, В.П. Кузьмина, А.В. Мудрика, Г. Н. Филонова и др.

Особое значение имеют работы ученых, содействовавших становлению и развитию туризма и экскурсионного дела в России: Н. П. Анциферова, Б. В. Всесвятского, А.Н. Герда, Н. А. Гейнике, Б.В. Емельянова, Е. А. Звягинцева, В. 3. Згуры, В. Ф. Зуева, Ю.С. Константинова, Н. И. Новикова, А.А. Остапца-Свешникова Б. Е. Райкова, А. Ф. Родина, Г.С. Усыскина и др.

Рассматривая основополагающие подходы в воспитательной деятельности, мы опирались на работы Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, О.С. Газмана, И.П. Иванова, И.А. Колесникова, СВ. Кульневич, Г.И. Легенького, Б.Т. Лихачева, Л.И. Новиковой, Р.В. Овчаровой, И.С. Якиманской и др.

Методы исследования. В процессе исследования использовался комплекс методов: системный, теоретический, исторический анализ; изучение и обобщение педагогического опыта; моделирование; прогнозирование; опытно-экспериментальная работа; метод экспертных оценок; анкетирование и интервьюирование; анализ практической туристской деятельности; педагогические наблюдения, в том числе, включенные; диагностические методы (тестирование, оценивание - рейтинг, обобщение независимых характеристик), количественные методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования, опирающихся на принципы социокультурной детерминации образовательных систем, их цивилизованных и ценностных оснований, социализации, воспитания и развития личности, применения совокупности методов, адекватных проблеме, объекту, предмету, логике и задачам исследования, репрезентативностью источниковой базы. Полученные данные подтверждены экспертными оценками а также многолетней опытно-экспериментальной работой, которую проводил автор.

Этапы исследования.

Первый этап (1994-1996 гг.) - изучение и анализ научной литературы по проблемам образования и воспитания; изучение опыта деятельности воспитательных учреждений; изучение и анализ научной литературы по социально-культурной деятельности, туризму, туристско-краеведческой

деятельности, детско-юношескому и спортивно-оздоровительному туризму и

Второй этап (1996-1998 гг.) - участие в становлении и развитии системы профессионального туристского образования на базе Российской международной академии туризма; обобщение теоретических результатов и внедрение основных положений в практику воспитательной деятельности РМАТ и ее филиалов: Дмитровского, Сергиево-Посадского, Воскресенского, Института менеджмента иностранного туризма и лингвострановедения; Кубанского, Института технологии туризма и др.

Третий этап (1998-2002 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы по формированию теоретических и методических основ развития воспитательной деятельности в туризме и в системе непрерывного профессионального туристского образования; обобщение результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1 . Теоретически обоснован и раскрыт воспитательный потенциал туризма как вида социально-культурной деятельности, состоящий в следующем:

туризм является воспитательным феноменом социально-культурной деятельности, обеспечивающим сохранение и устойчивое развитие многообразия культурно-исторического и природного наследия Российской Федерации;

воспитательная деятельность в туризме представляет собой исторически сложившиеся устойчивые формы взаимодействия людей по использованию ресурсов общества (природных, культурных, исторических, социальных) и созданию условий для удовлетворения важнейшей потребности каждого человека - потребности в развитии и совершенствовании личности, необходимой для продолжения жизни общества и цивилизации;

воспитательная деятельность имеет различия в конкретных исторических обществах и эпохах в силу сложившейся в них традиционности: по месту в иерархии общечеловеческих ценностей, роли в трансляции культуры, соотношению семейного, религиозного, социального и светского воспитания;

характер воспитательной деятельности в туризме зависит от политической, социально-экономической стабильности общества, т.к. в нестабильном обществе наблюдаются снижение совокупных затрат на воспитание, нивелирование системы профилактики правонарушений, исчезновение в учебных заведениях внеучебной воспитательной работы, социальная дифференциация общества, влияющая на отношение к воспитанию, отсутствие социального консенсуса в вопросах воспитания;

воспитательная деятельность в туризме основывается на интеграции культурного наследия, традиций и обычаев народов, позволяющей сохранить идеи гуманизма, гражданственности, патриотизма, толерантности, единения с природой, экологии человека, поликультурного воспитания;

в воспитательной деятельности в туризме через содержание и формы туристской деятельности находят отражение рекреационно значимые ценности, такие, как рекреационное время, рекреационное пространство, рекреационные потребности личности.

2. Разработана модель воспитательной деятельности в туризме,
основанная на педагогических принципах: целостности, природосообразности,
культуросообразности, социосообразности; системности, интегративности,
гуманизма, учета национальных, гражданско-патриотических и
общечеловеческих ценностей; сохранения и развития исторически
сложившихся подходов к воспитанию; культуры межнационального общения,
духовности.

3. Выявлены воспитательные технологии, важнейшей составляющей
которых является личностно-ориентированное воспитание: туристско-

краеведческая технология А.А. Остапца-Свешникова, технология свободного воспитания (Л.Н. Толстой); технология природосообразного воспитания (A.M. Кушнир, М. Монтессори); гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили); основные идеи и положения которых дают наибольший воспитательный эффект при использовании их в воспитательной деятельности в туризме. Установлено, что целесообразность применения той или иной технологии зависит от социально-возрастных и индивидуально-психологических особенностей субъектов воспитания.

4. Реализация воспитательной деятельности в многоуровневой системе
непрерывного профессионального туристского образования предусматривает
определение, постановку целей и отбор учебного содержания, построение
учебного процесса адекватного подготовке студентов туристского вуза к
осуществлению воспитательного процесса в туристской деятельности. При
этом важными направлениями педагогической стратегии являются:

ориентация студентов на воспитательные цели в туристской деятельности;

сохранение и развитие творческого потенциала человека через туризм;

развитие гармоничного мышления, основанного на сочетании внутренней свободы личности и ее социальной ответственности.

5. Выявлены направления реализации воспитательных целей в системе
туристской деятельности:

воспитание физически подготовленной, волевой, здоровой, жизнеспособной личности через спортивно-оздоровительный туризм;

воспитание бережного отношения к природе, окружающим, самому себе, культуре, истории через рекреационно-экологическую деятельность в туризме;

воспитание духовных, познавательных, этических и эстетических качеств личности в процессе экскурсионной деятельности через знакомство с историей, культурой, искусством, религией, ландшафтами стран;

воспитание культуры общения, культуры быта, синтонности, уважения к традициям, этикета через практику гостеприимства;

воспитание гражданственности, патриотизма, национального единства, толерантности через туристско-краеведческие воспитательные системы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

Теоретические положения и выводы находят применение в учебно-
воспитательном процессе многоуровневой системы профессионального
туристского образования; в практике профессиональной туристской
деятельности;

Разработаны образовательные программы по новым учебным
дисциплинам: «Педагогика туризма», «Спортивный туризм»;

в Российской международной академии туризма действует воспитательный комплекс туризма, созданный в соответствии с программой воспитательной деятельности автора исследования;

результаты опытно-экспериментальной работы используются в деятельности Экспериментального центра детского и юношеского туризма и экскурсий "Родина", в Центре детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования Российской Федерации (г. Москва);

теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы внесены в проект Концепции развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.

На защиту выносятся:

1. Положение о том, что туризм представляет собой социально-культурный феномен, позволяющий реализовать цели и задачи воспитательной деятельности при условии педагогически обоснованной интеграции личностно-ориентированного воспитания и средств туристско-краеведческой, спортивно-оздоровительной, экскурсионной, рекреационной, гостиничной, экологической

деятельности, при использовании культурного наследия и природно-

рекреационного потенциала туризма.

2. Теоретические основы воспитательной деятельности в туризме, которые включают: воспитательные технологии; функционально-методические аспекты целостного процесса воспитания; методологические подходы, определяющие тенденции, условия и педагогическую концепцию воспитательного процесса, опирающуюся на традиционные принципы воспитания: природосообразности, культуросообразности, социосообразности, системности, интегративности; гуманизма; учета национальных, гражданско-патриотических и общечеловеческих ценностей, культуры межнационального общения, духовности; а также цели, содержание, формы, методы и средства, результат и его оценку.

3.Направления реализации воспитательных целей туризма в различных
видах туристской деятельности: экскурсоведении, гостеприимстве, спортивно-
оздоровительном туризме, туристско-краеведческой, рекреационно-
экологической деятельности через педагогическое воздействие личности
воспитателя (экскурсовода, менеджера, гида проводника и др.) и восприятие
его субъектом воспитания, а также и в отсутствие воспитателя - через
произведения искусства, культуру, природу, спорт, историю и др.

4.Модель воспитательной деятельности в туризме, включающая следующие элементы: цели воспитания; содержание воспитательной деятельности; средства туризма, формы и методы, организацию воспитательного процесса; результат воспитательной деятельности и его оценку. Ведущими факторами выступают выявление и построение целостного ценностно-значимого пространства развития и самоактуализации личности в процессе взаимодействия с объектами туризма.

5.Воспитательный комплекс туристского вуза, включающий в себя центры: учебно-воспитательный, досугово-творческий, спортивно-оздоровительный, студенческого самоуправления.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация основных положений и выводов исследования осуществлена во многих регионах Российской Федерации и получила положительную оценку Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Совета по спортивно-оздоровительному туризму при Госкомспорте РФ, Всероссийского народного туристского общества; во время разработки Концепции развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации на период до 2005 года; на Международной научной конференции "Культурный туризм для мира и развития" (Москва, 2000), на Международной научно-практической конференции «Курорты, экология, образование» (Санкт-Петербург, 2000), на Международной научной конференции «Образовательные проекты ЮНЕСКО в области культуры, спорта и туризма» (Красноярск, 2001).

Апробация элементов воспитательной деятельности в таких видах туристской деятельности, как: спортивно-оздоровительный туризм, рекреационно-экологическая деятельность, гостеприимство, туристско-краеведческая деятельность, экскурсионная деятельность проводилась на всероссийских, межрегиональных, межвузовских научно-практических конференциях в городах Москве (1998), Воскресенске (1999), Дмитрове (1999), Волоколамске (1999), Смоленске (2000), Луховицах (2001), Сходне (2001), Суздале (2001).

Модель воспитательной деятельности в процессе подготовки специалистов туристской сферы апробировалась на конференции представителей высших учебных заведений стран СНГ во время работы «Туристской гостиной» Пятой международной выставки-ярмарки «Российский туризм. Отдых и оздоровление в странах СНГ» (Москва, 2002), на семинаре Туристско - спортивного Союза России (Москва, 2001), на конференциях Московской международной академии детско-юношеского туризма и

краеведения (Москва, 2001, 2002); в конкурсной программе Фестиваля качества негосударственных вузов Москвы и Московской области (Москва, 2002).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка библиографии и приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, излагаются его цели, задачи, гипотеза, объект и предмет; сформулированы положения, выносимые на защиту; представлены экспериментальная база и логика исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая, практическая значимость работы и ее достоверность; выделены формы апробации и внедрения результатов исследования в практику.

В первой главе «Социально-культурные и историко-педагогические
предпосылки воспитательной деятельности в туризме» раскрываются проблемы
и цели воспитания в современном обществе, обосновывается туризм как
воспитательный феномен социально-культурной деятельности;

рассматривается возможность интеграции культурного наследия, традиций и обычаев народов в воспитательную деятельность в туризме; отражаются рекреационно значимые ценности туристской деятельности; анализируется историческая обусловленность развития педагогики и туризма.

Во второй главе «Теоретические основы воспитательной деятельности в туризме» раскрываются основы моделирования воспитательной деятельности в туризме; выявляются и обобщаются эффективные воспитательные технологии туризма; раскрываются принципы и подходы организации целостного процесса воспитания в туризме.

В третьей главе «Реализация воспитательных целей в системе
туристской деятельности» исследуются возможности воспитания личности
средствами спортивно-оздоровительного туризма; анализируются

рекреационно-экологические модели воспитания в туризме; рассматриваются элементы воспитательного деятельности в теории и практике гостеприимства,

воспитательные аспекты экскурсионной деятельности; выявляются туристско-краеведческие воспитательные системы.

В четвертой главе «Подготовка студентов туристского вуза к осуществлению воспитательной деятельности в туризме» отражается воспитательный потенциал туризма в содержании обучения студентов туристского вуза; раскрываются формы и методы подготовки студентов к созданию условий для воспитания в туристской среде; описывается специфика опытно-экспериментальной работы по внедрению модели воспитательной деятельности в систему непрерывного профессионального туристского образования.

В заключении диссертации даются основные выводы, подтверждающие положения, сформулированные в гипотезе, и рассматриваются новые перспективы в разработке проблем воспитания.

Туризм как воспитательный феномен социально-культурной деятельности

Прежде чем рассмотреть туризм как воспитательный феномен социально-культурной деятельности необходимо дать понятие социально-культурной деятельности.

Понятие "социально-культурная деятельность" имеет комплексный характер, выражающийся в его связях с понятиями и идеями таких наук, как философия, социология, педагогика, психология, экономика и др.

Социально-культурная деятельность, выделяясь из ряда других видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты: она осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей; отличается глубокой личностной направленностью; носит гуманистический, культурологический и развивающий характер.

Социально-культурная деятельность является важным фактором реализации сущностных сил человека, становится частью конкретно-исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции в мировую социокультурную среду.

Социокультурная среда - это многомерное пространство, окружающее объекты культуры, а так же совокупность условий, в которых протекает деятельность объектов культуры и людей, выполняющих эти условия. Социокультурная среда - динамическое образование, меняющееся в зависимости от запросов общества. Она по своей природе интегративна и стремится к объединению в единое целое всех социокультурных объектов.

В настоящее время в России происходит развитие системы принципов социально-культурной деятельности, обусловленное общими процессами, происходящими в обществе. Наиболее важными из принципов указанной системы являются: принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей; принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака; принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности; принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций; принцип общественно-государственного управления социально-культурной деятельностью, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-досуговой сфере. (Фирсов М.В., Студенова Е.Г.)[ 396 ]. Эти принципы в полной мере оказываются задействованными и в сфере туризма. Анализ сущности социально-культурной деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих ее своеобразные уровни, которые можно классифицировать так: творческий: преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий: открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродуктивный: простое воспроизведение готовых, отработанных ранее обществом форм, вещей, способов и т.д.

Туризм, как мы уже отмечали, часть социально-культурной деятельности, поскольку является в какой-то степени хранителем достижений человеческой культуры, природных ценностей, открывает вместе с окружающими рекреационными, социокультурными, историческими объектами возможность формирования нового пространства, обладающего воспитательным потенциалом особого свойства, что отражает его феноменальность.

Туристское пространство позволяет создать условия, в которых культурные и общечеловеческие ценности будут активно влиять на воспитуемого, стимулируя процессы его самоактуализации, самореализации и самосовершенствования.

Туристское воспитательное пространство имеет уникальные возможности для развития и формирования личности воспитуемого: свобода принятия воспитуемым решения о вхождении в туристское воспитательное пространство; свобода выбора вида туристской деятельности, причем такой, которая позволила бы воспитуемому достичь наивысшего самовыражения или удовлетворения; построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп; более интенсивного проживания различных социальных ролей; выбора различных коллективов, общностей и их интенсивной смены; освоения подпространств: культурного, природного, информационного и т.д.

Методологические подходы и принципы моделирования воспитательной деятельности в туризме

Мы полагаем, что методологическое обоснование теории и методики системы воспитательной деятельности в туризме должно удовлетворять, по меньшей мере, двум требованиям: I) оно должно соответствовать достигнутому в науке уровню методологического знания; 2) оно должно быть адекватно предмету, цели и задачам данного исследования, так как именно вокруг предмета, цели и задач структурируется система методологических ориентиров исследовательского процесса.

Большинство исследователей рассматривают комплекс существующих методологических знаний как иерархическую систему, в которой представлены четыре взаимосвязанных уровня методологии (Н.Д. Никандров, Э.Г. Юдин, и др.). Рассмотрение этих уровней и связей между ними должно способствовать целостности методологического обоснования нашего исследования.

Первый, высший уровень образует философская методология. Для отечественных ученых освоение данной сферы методологии означает использование всего богатства идей диалектического и исторического материализма в их методологической (а также - мировоззренческой) функции.

Второй уровень методологии - уровень общенаучных принципов и форм исследования. Его развитие происходит особенно интенсивно в последние годы, вызывая у ученых большие надежды и в то же время, порождая мировоззренческие споры. Неоднократно предпринимались попытки заменить различными теориями данного уровня философскую методологию. В отечественной науке методологическое знание данного уровня не противопоставляется философской методологии, а рассматривается как специфическое применение общих принципов диалектики.

Следующий уровень представляет конкретно (частно) - научная методология (в нашем случае - методология педагогики). Наконец, в качестве четвертого уровня методологии называется уровень методики и техники исследования, т.е. по сути дела, методический уровень. Выскажем несколько принципиальных соображений о связи между тремя первыми уровнями методологического знания. Во-первых, на уровне конкретно-научной методологии (методологии педагогики) с неизбежностью, кроме методологических идей собственно педагогического происхождения, должны учитываться идеи, разработанные в смежных областях знания (психологии, физиологии, социальной педагогики и т.п.), а также положения, взятые из вышележащих уровней методологии.

Во-вторых, для того, чтобы последние в полной мере реализовали свой методологический потенциал в педагогическом исследовании, они должны быть обязательно использованы в соответствии с конкретным предметом исследования. Это означает неприемлемость механического переноса философских положений и идей в педагогику без показа специфики проявления этих идей в педагогическом процессе. Философско-методологические идеи на пути к методологии конкретного педагогического исследования испытывают "двойное преломление" через методологию общенаучного уровня (что дает основание говорить не просто о системном, а о диалектико-материалистическом системном подходе в педагогике) и на уровне конкретно-научной методологии, где мы должны не просто констатировать важность использования методологии, но и раскрыть диалектику педагогического, воспитательного процесса на конкретном материале. В-третьих, являясь составной частью методологии педагогики, методология теории воспитания тесно связана с методологией дидактики и образования и должна обогащаться за счет полученных в этих областях результатов. Так, в нашем исследовании мы опираемся на методологическое обоснование моделирования систем в процессе обучения, которое по ряду причин в дидактике было построено раньше, чем в теории воспитания.

Рассмотренные три первых уровня методологического знания, взятые в их взаимосвязи и взаимопроникновении, выступают для нас как источник методологической стратегии исследования системы воспитательной деятельности в туризме.

Эта стратегия представляет собой совокупность взаимодополняющих методологических подходов разного уровня обобщенности. При этом под методологическим подходом мы (вслед за Э.Г. Юдиным) понимаем «принципиальную методологическую ориентацию исследования, ...точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования». С таким пониманием согласуется и рассмотрение В.П. Кузьминым, методологического подхода в качестве своеобразной «призмы видения» объекта и предмета исследования.

Рассмотрим те методологические подходы к воспитательной деятельности в туризме, которые связаны с высшим, философским уровнем методологического знания.

Наиболее широким подходом в данном контексте является диалектический (диалектико-материалистический) подход, который мы последовательно реализовывали на всех этапах исследования, помня указание А.С. Макаренко о том, что педагогика должна стать самой диалектической наукой. Реализация этого конкретного подхода уводит нас от догматизма и формализма в воспитании и нацеливает на поиск и достижение оптимальных, т.е. наилучших именно для конкретных ситуаций, объектов и субъектов воспитания, вариантов. Идея конкретизации пронизывает всю систему способов реализации воспитательной деятельности в туризме.

Воспитание личности в спортивно-оздоровительном туризме

В современном обществе спортивный туризм - один из важнейших видов туристской деятельности, являющийся для многих людей неотъемлемым компонентом жизнедеятельности, эффективным средством восстановления физического и психического здоровья, а также необходимым условием увлекательного проведения своего свободного времени.

Спортивно-оздоровительный туризм, возникший изначально как потребность, вскоре утвердился как один из совершенных и продуктивных методов воспитания, поскольку является условием комплексного решения педагогических задач в туризме: воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных. Спортивный туризм является любительским и самодеятельным, поскольку им занимаются в свободное от учебы и работы время.

Трудно переоценить воспитательное воздействие спортивно-оздоровительного туризма на детей, юношей, подростков. Физкультура и спорт воспитывает такие ценные качества личности, как упорство в достижении поставленной цели, спортивный азарт, гуманизм, дружелюбие, отзывчивость, терпимость, уважение и самоуважение.

В процессе занятий различными видами спортивно-оздоровительного туризма развивается общественная активность личности, происходит совершенно новое восприятие окружающего мира, расширяется круг истинных ценностей и приоритетов, вырабатывается сознательность и нравственность, совершенствуется и оттачивается коммуникативность и общительность. Занятия спортивно-оздоровительным туризмом во многом способствуют и трудовому воспитанию человека, так как обеспечивают физическую подготовленность к трудовой деятельности, повышая тем самым ее эффективность.

В спортивных походах, соревнованиях, туристских слетах и других формах спортивного туризма идет активный процесс усвоения новых знаний, стимулируется самосовершенствование, самовоспитание, саморазвитие. Во многом спортивно-оздоровительный туризм способствует и развитию творческой активности человека, его креативности. Воспитание человека в системе спортивно-оздоровительного туризма включает: направленное влияние на духовность, нравственность, менталитет; использование влияния совокупности социальных, экономических, гуманистических средств на процесс всестороннего целостного и гармонического развития личности; формирование экологической культуры, эстетического вкуса, этических принципов, используя различные формы, средства и методы спортивно-оздоровительного туризма; использование всех накопленных педагогической наукой знаний о человеке и его воспитании в процессе формирования конкретной личности, развития ее способностей, удовлетворения ее потребностей, в расширении круга ее интересов.

Спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов спорта, является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий. Спортивно-оздоровительный туризм - более широкое понятие, чем просто один из видов спорта. Это целое социальное движение, важнейшей целью которого является формирование здорового образа жизни каждого конкретного человека и общества в целом.

Специфика спортивно-оздоровительного туризма проявляется в том, что им, в отличие от любого вида спорта, может заниматься практически каждый человек, поэтому спортивно-оздоровительный туризм является одним из самых массовых движений.

Специфика его также в высочайшей мотивации, направленности на достижение цели, благодаря чему спортивный туризм можно рассматривать как естественную лабораторию человеческих возможностей и способностей людей, не являющихся профессионалами спорта, но, тем не менее, развивающими в себе совершенную и весьма точную координацию движений, быстроту двигательных актов, высочайшие волевые качества, а также умение преодолевать эмоциональные и физические нагрузки, снимать стрессы и др.

Спецификой спортивно-оздоровительного туризма является также его зрелищность, привлекательность, экологичность, возможность реализовать развитые через спортивно-оздоровительный туризм способности в других сферах жизнедеятельности.

В последние годы спецификой спортивно-оздоровительного туризма стало его соединение с бизнесом: расширение промышленной сферы, выпускающей соответствующие спортивные атрибуты, одежду, обувь, использование рекламы, спонсорства.

Педагогика спортивно-оздоровительного туризма - одно из направлений социальной педагогики - науки, которая изучает теоретические и практические аспекты формирования, развития, воспитания и совершенствования личности во взаимосвязи с социальной средой, поведения человека в социальной сфере, целенаправленного специфического воздействия на совокупности людей для организации их совместной социальной деятельности и для управления этой деятельностью, для регулирования поведения людей в соответствии с политическими, правовыми, нравственными нормами и социокультурными ценностями общества. Педагогика спортивно-оздоровительного туризма изучает закономерности и специфику воспитания личности в системе занятий различными его видами в зависимости от возраста, мотивационно-эмоциональной сферы, а также физического и психического состояния.

Отражение воспитательного потенциала туризма в содержании обучения студентов вуза

В основу разработки содержания современного туристского образования должны быть положены следующие принципы: - универсальность - полнота набора гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной и специализированной образовательной программами; - интегративность - междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно функциональное единство учебного процесса; 246 - целостность картины мира, воссоздаваемой комплексом базовых дисциплин на основе единства цели, взаимодополнительности содержания и единства требований; - фундаментальность - научная основательность и высокое качество психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки; - профессиональность - овладение многообразными педагогическими технологиями; - вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных предметов психолого-педагогического и гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободный выбор объема, темпов и форм образования; - многоуровневость - подготовка на ступенях общего, базового (бакалавр) и полного (магистр) высшего образования, аспирантура, различные формы послевузовского повышения квалификации; - для туристского вуза: использование в учебно-воспитательном процессе вуза средств туризма. Эти принципы формируют методологическую основу содержания туристского образования.

Рассматривать содержание образования в туристском вузе невозможно без обозначения целей.

Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания. Останавливаясь на тех или иных методах обучения, мы фактически отвечаем на вопрос «как учить?»; строя содержание учебного плана, учебного предмета или отдельного занятия, мы отвечаем на вопрос «чему учить?». Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос «для чего учить?», какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать студент с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т. п.

В реальной педагогической практике цели часто вообще не рефлексируются и не описываются. В других случаях указываются цели общие и неопределенные: обеспечить фундаментальную подготовку в такой-то области, научить творчески применять знания на практике и т. п. Но чаще всего описание целей подменяется простым указанием на содержание обучения и воспитания, перечнем знаний, умений, убеждений, которые должен приобрести студент. Овладение конкретным знанием или умением может выступить в качестве промежуточной педагогической цели, но только в том случае, если будут заданы способы оценки фактического достижения этой цели, т.е. способы определения того, действительно ли студент овладел этими знаниями и умениями.

В. Л. Беспалько называет способ описания педагогических целей, отвечающий этому требованию, диагностичным заданием цели. Он также предложил качественную шкалу для оценки уровня усвоения знаний и умений в зависимости от того, какой вид деятельности они могут информационно обеспечить: 1) узнавание информации; 2) воспроизведение информации; 3) совершение продуктивной деятельности по усвоенному алгоритму (репродуктивная деятельность); 4) осуществление продуктивной деятельности на основе самостоятельно построенной программы (творческая деятельность).

Для более полного и дифференцированного описания целей, а также для обеспечения диагностичности они с самого начала должны формулироваться на языке тех задач, для решения которых необходимы подлежащие усвоению знания, умения, убеждения, эстетические чувства и т. д. Такой операциональный способ задания целей требует владения специальной методологией, которая находится сейчас в стадии разработки. Совокупность финальных целей - перечень задач, которые должен уметь решать специалист по завершении обучения, получили название модели (профили) специалиста (Н.Ф. Талызина) .

Самая общая из целей образования выделяет цели обучения и цели воспитания, при этом, цели обучения сами выступают как средство достижения целей воспитания, являющихся основными целями любого образовательного процесса. Иногда к целям воспитания и обучения добавляют цели развития, имея в виду хорошо известный в психологии факт несовпадения обучения и развития, обнаруживающийся, прежде всего при анализе результатов обучения.

На примере целей воспитания, которые мы рассматривали в первой главе нашего исследования, особенно отчетливо видна социально-историческая природа педагогических целей. Еще недавно отечественная педагогика рассматривала в качестве целей воспитания формирование личности нового человека в соответствии с критериями, зафиксированными в моральном кодексе строителя коммунизма. В последние годы «новое педагогическое мышление» склоняется к пониманию воспитания, скорее, как созданию условий для саморазвития, самовоспитания личности (см. гл. 3).

В соответствии с новой парадигмой (отнюдь, впрочем, не общепринятой) цели воспитания должны, прежде всего, заключаться в создании условий, необходимых для максимально полного освоения личностью материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством. Вторая важнейшая цель воспитания - помощь, воспитуемому в раскрытии его внутреннего потенциала, в движении по пути самореализации, самоактуализации. Третья цель, без которой невозможно достижение двух первых, - стимулирование познания человеком самого себя, выработка индивидуального стиля жизни и деятельности. В любом случае цели воспитания, принимаемые педагогом, не могут быть директивными, они могут только полнее раскрьюать поле выбора перед воспитанником и последствия того или иного выбора. Право же выбора всегда остается за личностью.

Цели обучения и воспитания могут анализироваться не только педагогом, но и учащимися. Педагогический процесс всегда носит двусторонний и двунаправленный характер и анализ учебных и воспитательных (самовоспитательных) целей, которые ставит перед собой «объект» педагогического воздействия, не менее (если не более) важен, чем анализ целей педагога. Как отмечает А.К. Маркова, уровень развития процессов целеполагания выступает важнейшим показателем сформированности учебной деятельности. Речь идет о качестве целей (новизна, нестандартность, гибкость, устойчивость), их обоснованности и реалистичности, способности преодолевать препятствия на пути их достижения и т. п.

Туризм и краеведение занимают прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, являются важным средством воспитывающего воздействия на детей и подростков (самое универсальное и эффективное средство воспитания) и конечно важным средством профилактической работы с подростками. В туризме интегрируются основные аспекты воспитания - нравственный, трудовой, эстетический, физический, патриотический, интернациональный, интеллектуальный. Посредством занятий туризмом у детей формируются такие качества, как наблюдательность, любознательность, умение оперировать знаниями, пытливость, мужество, смелость, выносливость.

Детский туризм особенно эффектен при реализации комплексного подхода к воспитанию, основанного на неразрывности образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов, в духовном и физическом развитии учащихся, их подготовке к жизни и труду. Детский туризм все шире используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укрепления здоровья, повышения культурного уровня человека, разумного использования свободного времени.

Учащиеся, занимающиеся туризмом, быстрее обретают социальную зрелость, получают духовную и физическую закалку, активно готовятся к трудовой деятельности. Через туристские объединения, клубы, общества, кружки, секции школьники овладевают многими видами деятельности. В детском туризме познавательная, трудовая, общественно-политическая деятельность учащихся формируется в органическом единстве, оказывая большое влияние на развитие личности школьника и на ее связи с окружающей средой.

Особенность детского туризма - это развитие самоуправления в коллективе, насыщение свободного времени школьников социально значимой деятельностью. Это обуславливает непрерывность воспитательного воздействия учителей на туристский коллектив, каждого ученика.

Результаты воспитательной работы с учащимися в туризме проявляются в коллективной общественно полезной деятельности и отражают отношение школьников к учебе, труду, выполняемой общественно полезной работе, влияют на укрепление демократических принципов совместной деятельности педагогического и ученического коллективов, на развитие отношений общественной зависимости, на формирование общественного мнения, выработку необходимых форм общения. Туризм развивает у школьников высокие нравственные качества: коллективизм, честность, трудолюбие и т. д. Кроме того, самостоятельная подготовка маршрута, снаряжения и обработка походных материалов формирует чувство ответственности перед коллективом за результаты своей работы.

Осуществление этих принципов в детском туризме формирует у учащихся социально мотивированные потребности и интересы, способствует выработке у них высоконравственных качеств.

Детский туризм является также сферой воспитания эстетических чувств, этических норм поведения. Умение видеть прекрасное в жизни, природе обогащает жизненный опыт школьников - туристов, развивает их эстетический вкус и эмоциональную сферу.

Занятия туризмом могут принести детям: здоровье, умение безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно, знать, а следовательно и любить свой город и свою Родину, навыки по руководству коллективом, сотрудничеству с другими людьми и многому другому. Трудно найти другой вид занятий для школьников, где можно было бы получить такой комплекс знаний и умений, как при занятиях туризмом.

Но для того чтобы использовать огромный педагогический потенциал туризма необходимо создать необходимые условия для педагогов (занятия туризмом далеко не дешёвое удовольствие) и заинтересовать подростков.

В настоящее время в Самаре не достаточно туристских кадров для работы с учащимися, некоторые секции и кружки переходят на самоокупаемость. Они делаются недоступными для многих детей и подростков с низкими физическими и материальными возможностями. Возникшая вследствие этого проблема туристского обучения и досуга учащихся, профилактики правонарушений в подростковой среде может быть разрешена через занятия в группах переменного состава. Именно такая форма организации массовой физкультурно-спортивной работы практикуется в подростковом клубе по месту жительства «Ирбис».

В начале учебного года с близлежащими школами района заключаются договора о совместной деятельности по организации туристско-краеведческой работы на базе подросткового клуба, формируются группы переменного состава (классы), для которых разработана краткосрочная программа туристско-краеведческого содержания.

На занятиях у детей появляется возможность познакомиться с основами таких видов туризма, как пешеходный, водный, горный, лыжный, спелеотуризм, альпинизм и скалолазание, спортивное ориентирование. За курс теоретических и практических занятий в группе переменного состава воспитанники получают азы туризма (установка палатки, укладка рюкзака, разведение костра в различных погодных условиях, элементы ориентирования на местности), получают знания, необходимые для оказания доврачебной медицинской помощи, знакомятся с техникой движения группы на маршруте, знакомятся с интереснейшими туристско-краеведческими объектами родного края, совершают походы и экскурсии. В программу обучения также включены занятия по основам безопасности и выживания.

Занятия удовлетворяют оздоровительные, спортивные, эстетические, социально - коммуникативные, познавательные и эмоционально - психологические потребности детей. Педагогическая целесообразность занятий заключается в формировании у учащихся устойчивых навыков адаптации в обществе, умение правильно себя вести, развивать и совершенствовать свою физическую, психическую и морально-этическую подготовку.

Туризм и краеведение в современном их понимании – это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. В туристско-краеведческой деятельности осуществляется преемственность в передаче традиций от старшего поколения к младшему.

В практике многих педагогов туристские походы и экскурсии с детьми занимали значительное место. Интересен опыт А.С. Макаренко, который организовывал коллективные походы в целях воспитания, как подарок коллективу за успехи учебного и трудового года.

«Настоящее моральное воспитание невозможно без воспитания эмоционального», - писал В. А. Сухомлинский. Организованные им прогулки с детьми носили познавательный характер, были уроками гуманизма.

Идея всестороннего развития школьников в туристско-краеведческой деятельности глубоко проникала в среду творчески работавших учителей и воспитателей.

Туризм – это школа жизни. «Никуда не будет годна школа, которая будет оторвана от жизни, которая не будет ребятам помогать изучать окружающую жизнь», – писала Н.К. Крупская. Туристско-краеведческая деятельность вводит подрастающее поколение в социальную среду, что значительно ускоряет процесс его воспитания.

В походе особенно ярко раскрывается основной нравственный аспект нового человека - сочетание личного и коллективного. Здесь проходят проверку и закалку такие важные морально-волевые качества, как честность, скромность, организованность, дисциплина, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, принципиальность, товарищество, аккуратность, трудолюбие. В походе ребята находятся в условиях, которые обязывают их оказывать помощь друг другу. Выполняя общественные поручения, каждый участник похода несет ответственность перед своими товарищами. В походе добровольная внутренняя потребность подростка действовать сливается с выполнением общественного поручения в условиях простора для инициативы и творчества.

В формировании любви к Родине исключительное значение имеют впечатления детства и юности. Чем они полнее и ярче, тем глубже чувство любви и уважение к Родине, землякам. Во время туристских походов, дальних и ближних экскурсий завязываются дружественные связи: учащиеся приезжают друг к другу в гости, переписываются,

Туризм знакомит подростков с различными профессиями. В результате у подростка формируется правильное отношение к труду, влияет на выбор профессии. Этому способствуют ролевые позиции, устанавливающиеся при получении ребятами походных должностей в туристском отряде. Не случайно многие участники похода, выполняя должности штурмана, механика, фотографа и т.д., связывают свою жизнь с соответствующими профессиями.

В совместной трудовой деятельности закаляется характер, формируется психологическая готовность ребят к труду, накапливается опыт взаимоотношений друг с другом, со взрослыми. Для подростка, связавшего свой досуг с туризмом, общественно полезный труд становится потребностью, так как в труде он испытывает удовлетворение, труд превращается для него в источник радости. Осознание значимости собственной деятельности усиливает мотивы, которые ее побуждают и направляют.

Туризм учит видеть, наблюдать и описывать её. На природе рождаются глубокие мысли, философские обобщения. Общение с природой оттачивает, утончает эстетическое чувство, воспитывает любовь к ней, её понимание. Это обусловливается возможностью наблюдать природу, делать сравнения с произведениями искусства – в живописи, поэзии, музыке. Воспитывать ребёнка эстетически, вводить в мир прекрасного – значит учить его видеть и понимать красоту всюду: в природе, искусстве, в трудовой деятельности людей и их взаимоотношениях. В туристской деятельности ребята учатся находить в окружающей жизни прекрасное, стремиться к нему и передавать своё понимание о прекрасном.

Однако мало воспитывать только созерцательное отношение к природе. Важно формировать в подрастающем поколении созидательное отношение к ней. Экологическое воспитание подростков – одна из важнейших задач. Большую работу проводят школьные туристские отряды во время природоохранных походов и экспедиций.

Педагогическая ценность туристской деятельности – в её использовании в качестве эффективного средства познания детьми друг друга. Учитель, впервые совершающий поход с классом, нередко с удивлением замечает, что его воспитанники в новой для них обстановке становятся иными, чем виделись ему в школе.

Лучший метод воспитания - личный пример, что как нигде актуально в детском туризме. Педагог должен служить образцом для участников во всем - от чистого воротника до мировоззрения.

воздействие туристско-краеведческой деятельности на педагогически запущенных ребят. Изучение поведения подростка в походе позволяет выбрать оптимальные средства педагогического воздействия на ребенка, сделать процесс воспитания управляемым, включить в него весь коллектив. Предоставляя подростку более лёгкий для него, чем учёба, вид деятельности, школа даёт ему возможность показать себя в этой работе. Через туристскую деятельность подросток может восстановить потерянные позиции. Отношение к нему одноклассников и педагогов меняется в походе и позже переносится на школьную обстановку. Туризм успешно связывает подростка с учебной деятельностью. Учителю это даёт возможность использовать туризм как средство расширения кругозора подростка, накопления им знаний, формирования интереса к учёбе. Трудновоспитуемый подросток возвращается к нормальной школьной жизни: прекращает прогуливать, становится дисциплинированным, активно участвует в общественно полезной деятельности, проявляет интерес к отдельным предметам и как конечный результат меняет отношение к учёбе. В новой для него обстановке, в движении, при правильном режиме, в совместной деятельности трудный подросток проявляет свои лучшие черты.

Туристский коллектив, временный или постоянный, является составной частью общества, отражает его идейную направленность, объединяется на его принципах. Цель туристского коллектива – формирование гармонично развитой личности.

Т уризм является неисчерпаемым источником для реализации воспитательных и образовательных задач, а так же благоприятной средой для развития личности.