Социально-психологической сопровождение приемных семей в условиях детского дома. Программа. Зачем нужно сопровождение приемной семьи

Введение………………………………………………………………………………………...
Организация работы по сопровождению приемных семей…………………………….
Особенности организации индивидуального сопровождения замещающей семьи….
Психологическое сопровождение замещающей семьи…………………………………...
1. Формы и методы психологического сопровождения замещающей семьи………………
2. Факторы, оказывающие влияние на адаптацию ребенка в замещающей семье………...
3. Этапы адаптации ребенка в замещающей семье…………………………………………..
3.1. «Идеализированные ожидания»…………………………………………………………..
3.2. «Установочные конфликты»……………………………………………………………...
3.3. «Вживание»………………………………………………………………………………...
3.4. «Стабилизация отношений»………………………………………………………………
4. Особенности адаптации детей разного возраста в замещающей семье………………….
5. Особенности протекания адаптации в семье с приемными и кровными детьми………..
Приложение 1. Модель службы сопровождения приемной семьи………………………...
Приложение 2. Акт посещения приемной семьи в рамках социально-психологического сопровождения………………………………………………………………………………….
Приложение 3. Анкета-интервью с родными детьми приемных родителей……………...
Приложение 4.Планирование и создание групп взаимопомощи…………………………..
Приложение 5.Организация работы групп взаимопомощи………………………………..
Приложение 6. Клуб приемных семей «Беседка»…………………………………………...
Приложение 7. Дидактический материал для групповой работы с замещающими родителями (игры и упражнения)……………………………………………………………..
Приложение 8. Примеры практических занятий с замещающими семьями……………...
Список используемой литературы………………………………………………………….

Введение

В настоящее время в Республике Коми ведется активная политика по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате чего увеличивается количество приемных и опекунских семей. В связи с этим возникает необходимость создания эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения замещающей семьи. В настоящее время такая служба в республике отсутствует, ее функции выполняют специалисты управлений по социальной защите населения. Поэтому актуальными становятся проблемы правильной организации процесса сопровождения приемной семьи, профессионализации приемного родителя. Необходимо создать эффективный последовательный алгоритм по организации и функционированию приемной семьи как действенного института социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определить критерии эффективности организации приемной семьи, создать результативную систему ее сопровождения для своевременной профилактики конфликтных ситуаций, вторичного сиротства, определить механизмы повышения профессиональной компетенции приемного родителя, образовать новую инфраструктуру, обеспечивающую сопровождение всех видов замещающих семей. Главным условием эффективной организации сопровождения приемных семей выступает системное взаимодействие всех заинтересованных ведомств и учреждений с обязательным анализом накопленного практического опыта на местах.

Продуманная, разумно организованная жизнь приемного ребенка в психологически здоровой замещающей семье с четко оформившимся пространством общения и многообразием деятельности обеспечивает успешность адаптации ребенка в семье данной категории. Такая система сопровождения необходима на всех этапах существования семьи, начиная с момента создания (становления, развития) и заканчивая выпуском ребенка в самостоятельную жизнь.

Целью данного пособия является оказание методической помощи специалистам, работающим с замещающими семьями, при создании, развитии и улучшении системы сопровождения замещающих семей.


Психологическое сопровождение замещающей семьи

Идеализированные ожидания»

Первый этап адаптации начинается с того момента, как ребенок впервые переступает порог нового дома, и продолжается около 2 месяцев. Его иногда называют «Медовым месяцем», поскольку основной характеристикой данного этапа является опережающая привязанность друг к другу. Все члены семьи, как правило, стремятся понравиться друг другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся любовь, чтобы ему было хорошо в семье. Ребенок, как может, тоже старается поддержать к себе хорошее отношение, с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Маленькие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей. Весь период окрашен интересом друг к другу, присутствуют идеализированные ожидания как со стороны ребенка, так и со стороны родителей.

Первые дни жизни в семье у разных детей проходят по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Если ребенок до помещения в замещающую семью жил в биологической семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия. Первые реакции и самочувствие у каждого при этом будут разные. Кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремится все посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросит показать, рассказать о том, что находится вокруг. Под влиянием новых впечатлений может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание порезвиться. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься ко взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться до них. Получив из рук взрослого какую-то одну вещь, прижмет ее к себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.

Во многом данный этап характеризуется противоречивостью внутренних переживаний и родителей, и ребенка. С одной стороны - это радость и воодушевление от того, что долгожданное событие наконец-то состоялось. С другой стороны - это тревога и неуверенность по поводу того, как дальше сложатся отношения. Из-за этого противоречия ребенок, начиная жить в семье, часто ведет себя не совсем адекватно, находится в лихорадочно-возбужденном состоянии. Дети суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить, поэтому он может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их зовут, будет путать имена, родственные отношения, часто спрашивать: «Как тебя зовут?», «А что это?». И это не потому, что у него плохая память или он недостаточно умен. Такое происходит потому, что его мозг пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новой информации, которая обрушилась на него, либо потому, что ему очень нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители.

Вероятнее всего, реакция на членов семьи у ребенка будет разная. Кто-то не будет никому отдавать предпочтения и станет одинаково относиться как к папе, так и к маме. Однако чаще всего ребенок сначала отдает предпочтение кому-то одному. Одни предпочтут папу и будут мало уделять внимания маме, а другие, наоборот, по привычке будут льнуть к женщине, а кто-то потянется к бабушке. Взрослому бывает трудно понять почему это происходит, а дети не могут объяснить свои чувства. Возможно, ему понравились внешние признаки (улыбка, глаза, прическа, одежда) или женщина своим обликом напомнила нянечку из детского дома. Внимание любопытных остановится на мужчине, потому что ему в доме ребенка не хватало мужской заботы, и таким предпочтением он восполняет образовавшийся дефицит. А кому-то за время пребывания в учреждении женщины стали привычнее и ближе, а мужчины пугают.

Начинающие замещающие родители лицом к лицу сталкиваются с проблемами, часто совсем не похожими на те, которые они ожидали увидеть. Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко. В действительности же, в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.

Из жизни замещающей семьи

«Казалось бы, усыновление состоялось, доброе дело сделано, ура! Да не тут-то было! В первые дни меня грешным делом часто посещала мысль, что ребенку со мной хуже, чем было раньше, иначе чего бы он закатывал истерики. Я лишила его привычного окружения, моделей поведения, заставляю меняться, повышаю голос, шлепаю (каюсь, это тоже было). Я устаю от него, не в пример воспитательницам, которые работают через двое суток на третьи и терпеливее к детям. Я кормлю его хуже, иначе, почему он ест так выборочно, очень мало и всухомятку, с трудом соглашается укладываться на тихий час, отклоняет любые предложения. Если звучит более твердое «нельзя», то закатывает истерики, плюется, показывает фиги, садится на пол, раскачивается и бьется затылком о стенку. Мне казалось, что я не могу контролировать ситуацию, у меня опускались руки, я не знала что делать. Казалось, что так будет всегда, и что вместо того, чтобы дать счастливое детство сироте, я испортила жизнь всем родным. А сироте, оказывается, все, что я хотела ему предложить, и не нужно, потому что у него сложилась своя жизнь, свои приоритеты и потребности, которые я не в силах удовлетворить. Вместо ласки у него - щипки и укусы, вместо общения - мычание и резкие жесты».

Таким образом, некоторые приемные родители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли, оказываются не готовы к возникающим проблемам и не знают, как справиться с ними. Что может психолог посоветовать замещающим родителям в первые месяцы жизни ребенка в семье?

Первая встреча с ребенком

Очень часто, когда приходит время личного знакомства с ребенком, будущие замещающие родители остаются одни со своими ожиданиями и тревогами. Процесс психолого-педагогической подготовки уже завершен, кандидаты выбрали ребенка по анкетным данным и получили направление в детский дом. Чаще всего в поездке кандидатов никто не сопровождает, по приезду они обращаются к администрации учреждения. Поэтому задачей психолога на последнем этапе психолого-педагогической подготовки кандидатов является составление плана будущего знакомства с ребенком, обговаривание возможных сложностей и способов их преодоления. Многие кандидаты уверены, что выбрать кандидатуру ребенка они смогут только при личной встрече, «как сердце подскажет». Увидеть ребенка, посмотреть ему в глаза, прислушаться к материнскому сердцу - таковы естественные желания будущих родителей. Однако довольно часто эта простота кажущаяся, и она может привести к серьезным психологическим проблемам как у потенциальных родителей, так и ребенка.

В массовой практике определенных правил организации встречи с ребенком пока не существует. В каждом конкретном случае вопрос решается на месте руководителем того учреждения, в котором находится ребенок. Некоторые директора детских домов приводят кандидатов в группу, не фиксируя на этом внимание детей, дают возможность посмотреть на подобранного ребенка в естественной обстановке. Затем в кабинете детально знакомят с личным делом, дают характеристику ребенку, отвечают на вопросы будущих родителей. Кто-то из руководителей делает наоборот: сначала знакомит с документами, а потом с ребенком в естественной обстановке. Либо ребенка под благовидным предлогом приглашают в специальную комнату, кабинет, где сотрудник беседует с ребенком на разные темы, просит выполнить поручения. После ухода детей кандидаты определяются с выбором, или им дают время подумать. Бывает и так, что воспитатель или социальный работник сразу приводит кандидатов в группу и представляет их ребенку со словами «Это твои будущие мама и папа»…

Как могут будущие родители подготовиться к знакомству с ребенком? Во-первых, необходимо рекомендовать будущим родителям заранее договориться о встрече с руководителем дома ребенка или детского дома , чтобы обсудить важные моменты. С официальным направлением в учреждение кандидатов пустят в любое время, однако лучше, чтобы специалисты, работающие с ребенком, были на месте и свободны, чтобы не попасть в ситуацию, когда кандидаты стоят в коридоре, готовясь к беседе, а охранник уже за ручку ведет ребенка.

Желательно, чтобы сначала кандидаты ознакомились со всей информацией, касающейся ребенка, прежде чем встречаться с ним лично. Конечно, это потребует больших временных затрат, однако поможет уже более грамотно выстроить непосредственное знакомство с ребенком, учитывая его личностные особенности. Бывают случаи, когда родители знакомятся с ребенком и буквально влюбляются в него, а затем узнают какие-то подробности о его здоровье или биографии, которые вынуждают их написать отказ. Для избегания подобных ситуаций лучше заранее получить все необходимые сведения.

Во время ознакомления с анкетными данными ребенка, его медицинской карточкой и характеристикой будущим родителям необходимо четко осознать, как та или иная особенность ребенка отразится в замещающей семье. Возможно даже, что после ознакомления со всей информацией, касающейся ребенка, кандидаты откажутся от немедленной встречи. Психологу важно подготовить их к подобному повороту событий, объяснить, что это закономерная и правильная реакция, что лучше еще раз все взвесить и оценить в спокойной обстановке, а потом уже принимать окончательное решение о встрече с ребенком.

После того как принято решение о знакомстве с ребенком, лучше первоначально понаблюдать за ним со стороны , например, во время прогулки группы. В этот момент кандидаты могут определиться, нравится ли им этот ребенок внешне, увидеть, как он ведет себя в привычной обстановке. Возможно, сразу возникнет желание лично пообщаться с ребенком, но может быть и так, что уже внешний вид ребенка вызовет иррациональное желание сказать «нет» и отказ от знакомства с ним.

Непосредственное знакомство с ребенком лучше проводить в знакомой ему обстановке, где он чувствует себя спокойно и уверенно. Важно помнить, что дети могут вести себя при первой встрече по-разному и иногда совершенно неожиданно для окружающих. Это зависит, прежде всего, от особенностей их нервной системы и черт характера. Эмоционально отзывчивые дети охотно идут навстречу взрослым, некоторые бросаются к ним с криком «Мама! Папа!», обнимают, целуют их. Эмоционально «зажатые», флегматичные ребята испуганно жмутся, не отпускают руку сопровождающего, смущенно улыбаются, делают робкие шаги навстречу протягивающим им руки новым родителям. Такие дети с большим трудом расстаются с привычным окружением, плачут, неохотно идут на контакт с новыми людьми.

Поведение ребенка при первой встрече с будущим родителем во многом зависит и от возраста. Дети дошкольного возраста хорошо идут на контакт, очень ждут встречи. Дети младшего школьного возраста могут с меньшим доверием относиться к ситуации, но также достаточно быстро откликаются на интерес со стороны взрослых и соглашаются пойти погулять или поехать в гости. Подростки ведут себя наиболее насторожено и даже, порой, агрессивно.

Иногда родители теряются, не знают, как познакомиться, начать общение, о чем говорить. Нередко бывает так, что дети сами проявляют инициативу. Можно дать родителям следующие рекомендации по общению с ребенком в первые минуты знакомства :

Обязательно обращайтесь к ребенку по имени;

Установите зрительный контакт с ребенком;

Не разговаривайте с ребенком «сверху вниз», если есть необходимость, лучше присядьте на корточки;

Спокойным и уверенным тоном спросите у ребенка, сколько ему лет, чем он любит заниматься и т.д.;

Попросите ребенка провести вам экскурсию по группе, детскому дому;

Не торопитесь с проявлением нежности, не следует сразу обнимать ребенка, целовать, называть его своим «солнышком» и т.д.

В некоторых случаях помогают игрушки, книги, сладости, совместная прогулка и т.д.

Необходимо помнить и том, что для ребенка знакомство с будущими родителями неизбежно носит характер оценивания. В любом возрасте дети достаточно хорошо понимают, зачем посторонние взрослые знакомятся с детьми. Дети старшего возраста часто воспринимают подобную встречу как своего рода «экзамен»: понравятся они или нет. Даже малыши чувствуют «торжественность момента» - по обстановке, поведению персонала, отдельным словам и фразам, многозначительным взглядам.

«В детский дом несмело зашли мужчина и женщина - молодая семейная пара. Они приехали знакомиться с шестилетним Сашей. Чувствовалось, что кандидаты волнуются. Будущий папа как-то неловко держал в руках большую заводную машину, не зная, что с ней делать. Вдруг дверь открылась, влетел Саша, увидел незнакомых людей остановился. Затем мальчик подошел к мужчине, дернул его за руках: «Папа, ты за мной приехал?» - и замер в ожидании ответа, широко распахнув глаза. Получив утвердительный ответ, он повернулся, на бегу крикнул: «Я сейчас», - и исчез. Через пять минут примчался обратно, держа в руках свои вещички, перевел дух и выпалил: «Я готов, поехали».

Родители должны сами решить, как вести себя в подобных ситуациях. Если они уверены в своем решении, то можно сразу обнимать малыша и говорить о том, что скоро все вместе поедут домой. Если нет - важно не растеряться, простыми и доступными словами объяснить свое присутствие в детском доме и мягко переключить внимание малыша.

Возникает вопрос, а не лучше ли сразу сообщить ребенку о том, что это его будущие родители, ограничиться одной встречей в стенах детского дома? Подобным образом нередко поступают в настоящее время. Принято считать, что первая встреча является критерием успешности подбора кандидатуры ребенка, и если контакт состоялся, то можно смело оформлять документы. Подобная точка зрения достаточно часто встречается у будущих замещающих родителей. Конечно, это личное дело каждого человека, но желательно ориентировать родителей хотя бы на две-три встречи с ребенком. Зарубежные специалисты по усыновлению и опеке утверждают, что до принятия окончательного решения необходимо несколько встреч, в течение которых будущие родители и ребенок могут лучше узнать и привыкнуть друг к другу. Решение о выборе кандидатуры ребенка является самым серьезным во всем процессе создания замещающей семьи, и его нельзя принимать только на основании эмоций, даже таких, как симпатия и сострадание.

Психолог должен подготовить будущих замещающих родителей к тому, что первая встреча с конкретным ребенком может оказаться неудачной, и они решат отказаться от него . Может, ребенок на самом деле оказался совсем не таким, как на фотографии, может шокировать его поведение или обнаружится банальная, но непреодолимая физиологическая несовместимость. Подобная ситуация, когда родители решают отказаться от кандидатуры ребенка, особенно если они уже познакомились, может вызвать сильнейшее чувство вины и собственной несостоятельности: «Вот он - сирота, и мы его оставляем в сиротском учреждении, и неизвестно, найдутся ли для него родители». Одно дело узнать статистику о «приросте» сирот и совсем другое увидеть этот «прирост» в лицах. Чувство вины приводит к серьезным психологическим последствиям, вплоть до отказа от решения быть замещающими родителями.

А бывает и так, что будущие родители все же решают взять ребенка, хотя понимают, что им будет очень сложно, и не такого малыша они хотели. Но они надеются, что время поможет им привыкнуть друг к другу и не важно, какой именно ребенок, «стерпится - слюбится». У таких историй может быть счастливый финал - с трудом, но все же состоявшаяся семья. А может - трагический, когда ребенка возвращают (а это уже очень серьезная травма, практически равная по силе тому горю, которое ребенок уже испытал, оставшись сиротой) или же вся жизнь семьи не складывается благополучно, вплоть до распада всего семейного союза.

Таким образом, основными задачи психолога, сопровождающего замещающую семью на этапе знакомства с ребенком , являются:

Разработка совместно с замещающими родителями алгоритма знакомства с ребенком;

Ориентация родителей на несколько встреч с ребенком в учреждении;

Изучение и коррекция ожиданий замещающих родителей относительно первого контакта с ребенком;

Эмоциональная поддержка на протяжении всего процесса знакомства;

Психологическая подготовка замещающих родителей к возможному отказу от кандидатуры ребенка.

Первые дни совместной жизни

Позади остался утомительный сбор документов, состоялось знакомство с ребенком, принято окончательное решение, и родители привозят счастливого ребенка домой. Бывает, что замещающим родителям кажется, что все основные трудности позади, а впереди - просто жизнь. На самом деле все сложности еще впереди. Нередко в первые дни дома ребенок ведет себя совсем иначе, чем при знакомстве в детском доме, в чем-то даже странно и непонятно. Но это вполне объяснимо.

Дело в том, что почти во всех детских сиротских учреждениях, в связи с особенностями их организации, к детям применяется поточный метод воспитания, подавляющий индивидуальность ребенка и вырабатывающий привычку к жестким нормам и правилам. Другой фактор - это практически полное отсутствие в таких учреждениях мужчин и, соответственно, опыта общения детей с ними. Резкое изменение распорядка, расширение круга контактов, отрыв от привычной обстановки может спровоцировать беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление моторных расстройств и неадекватные реакции на действия и слова взрослых.

В первые дни пребывания ребенка в семье закладывается и определяется очень многое. Важно ориентировать родителей просто быть рядом с ребенком, наблюдать, постепенно перестраивая его на тот ритм и уклад жизни, который заведен в семье. Первым делом необходимо позволить ребенку освоиться в новом помещении, провести его по всему дому, рассказать, где чья комната, вещи. Обязательно следует показать ребенку его комнату или уголок, место за столом, объяснить, что принадлежит лично ему (кровать, игрушки, одежда), а что общее.

Наблюдая за ребенком, родителям важно определить для себя уровень сформированности бытовых и культурных навыков - что умеет делать, о чем говорит, чем интересуется, к кому тянется. Быть может, он не умеет заправлять кровать, чистить зубы, мыть посуду. В детском доме малышей достаточно рано приучают пользоваться ложкой, пить из чашки, проситься на горшок, аккуратно складывать свою одежду. Однако все это делается массово, «конвейером», поэтому довольно часто родители обнаруживают, что дети не соблюдают элементарных правил гигиены, не умеют правильно пользоваться туалетной бумагой, зубной щеткой, мыть на ночь ноги и т.д. Достаточно серьезной проблемой для замещающих родителей становится убеждение в том, что ребенок уже должен все это уметь. Психологу важно убедить их, что всему этому замещающие родители смогут научить ребенка. Самое главное «оружие» первых дней - объяснение, похвала и поощрение. Желательно говорить о том, что можно делать, что у вас все будет хорошо, что вы его очень любите.

Пример из жизни замещающей семьи

«Мы вчера привезли нашу дочку, ей 10 месяцев. Я решила в эти выходные собрать всех родственников, пусть посмотрят. Если хотят, пусть принимают нас с ребенком, не хотят - пусть уходят».

Естественно, что родственники и друзья могут гореть желанием познакомиться с ребенком, да и самим родителям хочется поскорее представить окружающим своего нового сына или дочь. Однако на первых порах лучше рекомендовать родителям ограничить посещения близких и просто знакомых людей . Психолог должен объяснить родителям, что ребенок и так находится в стрессовой ситуации, они пока еще для него чужие люди и лучше не заставлять его привыкать еще и ко всем тетям, дядям и просто знакомым. Он еще успеет со всеми познакомиться, сейчас главное, чтобы он привык к замещающим родителям.

Нервозность, высокая тревожность и другие симптомы у детей в первые дни пребывания в семье вполне объяснимы. Помещение в семью является сильнейшим напряжением для ослабленной нервной системы ребенка, и он может своеобразно на него отреагировать. Ребенок любого возраста может стать агрессивным или стеснительным, капризным или раздражительным, упрямым или покладистым. Все зависит от его индивидуальных особенностей. Важно подготовить замещающих родителей к тому, что у ребенка может начаться обострение имеющихся хронических заболеваний, резко ухудшиться самочувствие. Этого не надо пугаться или обвинять сотрудников детского дома в укрывании сведений, замещающие родители должны знать, что это естественная реакция организма на стресс. В то же время нельзя пускать все на самотек, лучше заранее наладить контакт с местным педиатром.

Бывают такие ситуации, когда ребенок вдруг просит вернуть его в детский дом .

Пример из жизни замещающей семьи

«Мальчик живет у нас уже неделю. Вроде ему нравится - активно разговаривает с нами, называет меня мамой, ни на шаг не отходит. А сегодня вечером зашел в спальню с сумкой, в которой привезли вещи из детдома, и так вежливо попросил: «Отвезите меня, пожалуйста, обратно».

Чаще всего замещающие родители пугаются подобной ситуации, начинают тревожиться и выспрашивать ребенка, что ему не понравилось, почему ему у них плохо и т.д. Психолог должен подготовить родителей к подобному поведению, это естественная защитная реакция на стресс. Ребенок, пугаясь незнакомой обстановки, просит вернуть его в привычную, удобную и безопасную атмосферу детского дома, он там все и всех знает, чувствует себя уверенно. В этой ситуации родителям важно поддержать приемного ребенка, успокоить его, мягко отвлечь его внимание на что-либо позитивное. Хорошо, если у родителей есть фотография детского дома либо какая-то вещь, любимая ребенком. Лучше не выкидывать сразу старую одежду и игрушки, ведь это часть прошлого ребенка. Лишая его всех этих «ненужных, старых» вещей, родители лишают ребенка последних связей с привычным ему миром, тем самым усиливая чувство тревоги и напряжения. Постепенно, когда ребенок привыкнет к новому дому, он откажется и от этих вещей.

Новая обстановка, новые люди вокруг, новые правила жизни - все это вызывает стресс у ребенка, а также недоумение и тревогу со стороны родителей. Какая помощь в первую очередь нужна ребенку, переступившему порог нового дома ? Родителям рекомендуется:

Способствовать снижению тревожности, стресса;

Помочь ребенку сформировать положительную эмоциональную связь с новой семьей;

Помочь в освоении бытового пространства, формировании навыков самообслуживания;

Обеспечить полноценное питание;

Организовать общение с новыми детьми и взрослыми;

Помочь адаптироваться в школе или детском саду.

Режимные моменты. Для того чтобы снизить уровень напряжения и тревожности ребенка в первые дни совместного проживания, желательно придерживаться того образа жизни, который был принят в детском доме. Скорее всего, ребенок жил согласно строгому распорядку дня, вся его деятельность была регламентирована по минутам. Важно объяснить родителям, что соблюдение распорядка дня вовсе не означает, что необходимо превратить дом в солдатскую казарму. Просто организм ребенка привык функционировать в определенном режиме, особенно это касается режима питания и сна, бодрствования. Соблюдая первое время привычный для ребенка режим дня, родители помогут ему чувствовать себя более уверенно - он будет знать, когда что происходит. С другой стороны, соблюдение этого режима позволит родителям лучше узнать потребности своего ребенка и в последующем изменить режим дня таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя наиболее комфортно: передвинуть время засыпания или пробуждения, добавить еще один прием пищи в середине дня и т.д.

Питание. Часто бывает так, что замещающие родители стремятся «откормить» ребенка, обеспечить его всеми необходимыми витаминами и микроэлементами. Желание вполне естественное и похвальное, однако подходить к его реализации надо очень осторожно.

Во-первых, организм ребенка может быть ослаблен, и непривычные продукты питания, пусть даже и очень полезные, могут вызвать у него расстройство пищеварения или аллергическую реакцию.

Во-вторых, ребенок может отказаться есть незнакомые продукты. Необходимо ориентировать замещающих родителей на то, чтобы они ни в коем случае не заставляли ребенка «хорошо покушать», это только усилит его стрессовое состояние. Лучше спокойно предложить ребенку поесть или попробовать что-либо, оставив за ним право отказаться. Постепенно, когда ребенок привыкнет к окружающей обстановке и к новым родителям, он спокойно начнет есть все необходимые продукты. Кроме того, важно, чтобы родители с самого начала предоставили ребенку право попросить поесть, когда он захочет. Часто ребенок, даже испытывая чувство голода, не решается подойти к замещающим родителям, потому что не привык к подобному поведению в детском доме. С другой стороны, необходимо изначально соблюдать меру и не допускать того, чтобы ребенок переедал.

В-третьих, не следует сразу начинать кормить ребенка различными «вкусностями» - конфетами, пирожными, шоколадками и тортами. Конечно, раньше он не видел всего этого и родителям захочется дать ему все попробовать. У непривычного к такому количеству сладостей ребенка может развиться аллергия или диатез.

Пример из жизни замещающей семьи

«Мальчик хорошо приживается, мы стараемся облегчить ему переход от прежних привычек к новым. У него сформированы навыки опрятности, он много знает и умеет в отношении детских игр, не дерется. Но у нас практически с первых дней образовались проблемы с едой. В доме ребенка мне говорили, что аппетит у мальчика был хороший. Но когда он начал приходить в гости домой, я его не кормила, а подкармливала сладким (печенье, фрукты, соки, конфеты). Боюсь, что это сформировало у него неверное представление о том, что дома надо есть это. Вот уже месяц он не ест нормально (суп, кашу, лапшу, пюре, котлеты, рыбу и т.д., что едим мы). Отказывается и от молока, кефира, творога, даже сладкого. Ест сыр, черный хлеб, крекеры, этим и «жив». Вырос на 1,5 см, похудел. Часто просит сладкое. Обед у него состоит из хлеба с сыром, а потом конфеты на десерт, на полдник - печенье с соком. Однако в последние дни стал требовать исключительно сладкое. Поскольку у него был день рождения, мы дали ему наесться, сколько хотел, в надежде, что у него заболит живот, и он поймет, что это неправильно. Живот у него, конечно, не заболел, а проблема остается».

Таким образом, психологу очень важно с первых дней донести до родителей, что умеренность и постепенность для ребенка гораздо важнее мер по компенсации обделенности его в чем-либо. Предупредить проблемы гораздо проще, чем потом избавляться от них.

В-четвертых, бывают случаи, когда дети начинают воровать у родителей еду, прятать ее под кровать и т.д. В таком случае не следует заострять внимание ребенка на этом факте, ругать его за крошки и т.д., гораздо важнее сформировать у него уверенность в том, что для него в новом доме всегда найдется еда. Психолог должен объяснить, что это совершенно естественная реакция, которая со временем пройдет.

Приобретение нового гардероба. Принцип умеренности важен и при стремлении родителей поскорее переодеть ребенка в красивую или модную одежду, подарить ему хорошие игрушки и т.д. Здесь также главное - не поторопиться. Не обязательно обновлять весь гардероб ребенка за один день, и тем более не рекомендуется водить его целый день по магазинам.

Пример из жизни замещающей семьи

«Сегодня решила обновить приемной дочке гардероб. Говорю: «Собирайся, поедем на рынок, купим тебе новую, модную одежду и куклу». А она - на пол и в слезы. Только потом я узнала, что родная мать нередко заставляла ее целый день сидеть на рынке, торговать семечками».

Ребенок может испугаться магазинов, не захотеть расставаться с привычной одеждой, ведь это частичка знакомого ему безопасного мира. Первым делом родителям нужно купить самые необходимые предметы одежды, одну или две игрушки. Постепенно, в течение месяца будет возможность купить все, что захочется ребенку или родителям.

Жалость к ребенку. Часто замещающие родители допускают серьезную ошибку, идя на поводу у ребенка, думая: «У него же этого не было, пусть просит (делает) то, что хочет. Успеет еще научиться дисциплине и т.д.» Это серьезное упущение в выстраивании отношений с ребенком, он моментально чувствует слабинку и начинает злоупотреблять этим. Кроме того, важно помнить, что именно сейчас ребенок знакомится с установленными правилами в семье. Если замещающие родители вначале делают какие-либо послабления (можешь сегодня не убирать за собой игрушки, не есть невкусный суп, попозже встать и т.д.), то ребенок воспринимает их как норму, принимаемую в семье. По прошествии определенного времени родители решают ужесточить требования к ребенку - «уже должен был привыкнуть». И тут начинаются истерики, топанье ногами, крики и т.д. Родители начинают удивляться непослушности, упрямству ребенка - ведь только был ласковый и милый. Но на самом деле это реакция ребенка на неожиданное изменение системы требований - вчера еще было можно, он привык к этому, а теперь вдруг стало нельзя. Подобным поведением родители только усугубляют возможные конфликты. Психологу важно ориентировать замещающих родителей на установление в семье разумной системы правил и ограничений с самого начала. Конечно, они должны быть по силам ребенку, соответствовать его возрасту и действительно быть значимыми для жизни семьи. Ребенок любого возраста чуть раньше или чуть позже понимает и принимает систему разумных требований.

Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: [email protected] 2010, № 5

Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии

В. Н. Ослон,

кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства Московского городского психолого-педагогического университета

([email protected])

Аннотация:

В статье представлена авторская концепция психологического сопровождения замещающей семьи, которая разработана на основе результатов, полученных в многолетнем междисциплинарном многоаспектном эмпирическом исследовании становления и развития семьи с приемным ребенком и практики психологической помощи различным субъектам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ней учтены специфика и динамика процессов становления и развития семейной системы, интегрирующей ребенка с депривационными нарушениями в развитии, а также особенности ее социальных контекстов. Раскрывается суть «экологического» и «континуального» направлений в психологическом сопровождении замещающей семьи. Даны инновационные технологии сопровождения, разработанные в рамках проекта «Дети–сироты» Инновационной образовательной программы МГППУ.

Ключевые слова: замещающая семья, психологическое сопровождение, технологии.

Сегодня, когда в России активно проводится политика деинституционализации детей-сирот, как никогда остро стоит вопрос о построении системы психологического сопровождения замещающей семьи независимо от формы семейного жизнеустройства на основании эмпирических данных, научно обоснованной концепции и эффективных технологий. Представленная ниже концепция психологического сопровождения замещающей семьи является авторским вариантом ответа на сформулированный обществом запрос. Она разработана на основе результатов, полученных в многолетнем междисциплинарном многоаспектном эмпирическом исследовании становления и развития семьи с приемным ребенком и практики психологической помощи различным субъектам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ее базе созданы и реализованы в практике оказания помощи замещающей семьесоответствующие технологии сопровождения.

Основные положения концепции и мишени психологического сопровождения

Прежде всего, целесообразно объяснить, что мы имеем в виду под понятиями «замещающая семья» и «психологическое сопровождение замещающей семьи».

Замещающую семью мы рассматриваем как особый тип семейной системы, результат объединения базисной семьи и приемного ребенка в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития, а психологическое сопровождение как пролонгированную социальную и психологическую помощь на сложных этапах ее становления и развития в различных социальных контекстах. Предметом здесь выступают социально-психологические условия эффективности замещающей семейной заботы. Такое сопровождение начинается на этапе самоопределения семьи и решения вопроса о приеме ребенка, подготовки семьи и ребенка к приему, продолжается на протяжении всего приема и заканчивается на этапе выхода ребенка из семьи. В качестве основных принципов психологического сопровождения мы рассматриваем соответствие потребностям семьи и опору на ее ресурсы.

Наша концепция основывается на анализе эмпирических данных, полученных в ходе исследования закономерностей становления и развития семьи с приемным ребенком вне зависимости от формы семейного жизнеустройства. Методологическим основанием концепции является системный подход.

В психологическом сопровождении замещающей семьи мы выделяем два основных направления, которые условно можно назвать: «экологическое» и «континуальное».

1. В рамках «экологического направления»1 сопровождение осуществляется на различных уровнях системы «жизненных сред» (социальных контекстов) замещающей семьи (по У. Бронффенбреннеру) :

1) на уровне макросистемы, где важнейшей мишенью является психологическая готовность общества к принятию замещающей семейной заботы в качестве основной формы жизнеустройства детей-сирот;

2) на уровне экзосистемы, где основной мишенью становится поддерживающая среда для замещающих семей на территории их проживания;

3) на уровне мезосистемы, где к мишеням психологического сопровождения можно отнести взаимодействие замещающей семьи и ее ближайшего окружения. Задачей сопровождения становится актуализация ресурсов поддержки семьи, формирование благоприятного социального контекста вокруг замещающей семейной заботы в ближайшем окружении;

4) на уровне микросистемы, где к мишеням сопровождения можно отнести переструктурирование семейной системы, родительское (материнское) отношение, взаимную идентификацию, специфические родительские компетенции, депривационные нарушения в развитии у приемного ребенка.

Включение приемного ребенка вносит значительные изменения в функционирование семьи:

изменяются ее внешние и внутренние границы;

уровень близости между ее членами;

образуются новые коалиции;

происходит перераспределение семейных ролей;

вырабатываются новые правила взаимодействия и взаимоотношений и т. д.

Семья, как и любая система, начинает сопротивляться изменениям. Нередко это приводит ее к «истощению» ресурсов, формированию «системных защит», которые препятствуют включению приемного ребенка в семью. Поведение семьи как системы в процессе изменений также становится мишенью сопровождения.

Одним из условий интеграции ребенка в новую семью является формирование реалистичных ожиданий, требований членов базисной семьи и приемного ребенка друг к другу. Каждая из сторон, как правило, наполнена фантазиями об «идеальном родителе» и «идеальном ребенке». Разочарование нередко создает почву для неприятия и формирования страхов взаимного разрушения. Создается опасность застревания ребенка в роли идентифицированного клиента и закрепление функций инвалидирующего окружения за семьей. Мишенями психологического сопровождения в этом случае становятся взаимные ожидания и страхи. Замещающих родителей обучают умению наблюдать за поведением ребенка, думать о нем как о реальном человеке с его потребностями и возможностями.

Поддержание баланса в семье между зависимостью и автономией ее членов является важным условием интеграции приемного ребенка. Следствием нарушения баланса становятся гипо- или гиперопека в воспитании. Как показывают результаты исследования, для замещающих семей чаще свойственна склонность к гиперопеке. Нередко ребенок принимается в семью в ситуации «пустого гнезда» или «ожидания пустого гнезда». Страх родителей не справиться с воспитанием ребенка, остаться в «пустом гнезде» провоцирует тревогу и сверхконтролирующее поведение. Ребенок, испытывая бессознательное стремление к слиянию с взрослым, в силу особенностей «сиротского» развития подкрепляет эту тревогу своим поведением, что приводит к конфликтам, а возможно и к более серьезным нарушениям взаимодействия. Мишенью сопровождения в такой ситуации становятся контролирующее поведение родителей, а также их навыки «контейнирования» тревоги.

Важнейшей мишенью психологического сопровождения являются и специфические родительские компетенции у замещающих родителей. Особенностью их формирования, как показали результаты проведенного нами исследования, становится невозможность переноса уже сформированных родительских компетенций при воспитании одного ребенка на воспитание другого. Это требует включения семьи в систему сопровождения при приеме каждого нового ребенка.

Становление «взаимной идентификации» в замещающей семье можно рассматривать в качестве важнейшего психологического условия для позитивных изменений в психическом развитии детей и компенсации у них нарушений социализации. Результаты нашего исследования показывают, что отсутствие идентификации с приемным ребенком провоцирует у замещающих родителей разочарование в приеме и отказ от ребенка. Здесь же было установлено, что ведущим компонентом идентификации семьи с приемным ребенком является идентификация по манере поведения, привычкам. Данный компонент взаимосвязан с основными изменениями, которые происходят в ребенке и базовой семье в процессе приема, и имеет временной континуум становления. Это делает его наиболее ресурсной мишенью при организации психологического сопровождения. В рамках психологического сопровождения семьи с помощью специальных упражнений, ролевых игр, направленных на отражение и доступную рефлексию чувств, состояний, поведения друг друга, создаются условия для сближения эмоциональных реакций и выстраивания «идентификационного поля» в семье.

Важнейшей мишенью сопровождения является и формирование позитивного отношения к приемному ребенку у замещающей матери. Как показали результаты нашего исследования , у замещающих матерей (по сравнению с биологическими) ограничены возможности в получении достаточного уровня положительных эмоций во взаимодействии с ребенком. Ко многим сигналам, идущим от ребенка, они проявляют «психологическую глухоту».

Следует обратить особое внимание и на повышенную потребность у замещающих матерей в положительном экспрессивном отклике ребенка на них, с одной стороны, и дефицитарность данных сигналов у приемных детей – с другой. Как показала практика, использование специализированных методов стимулирования экспрессивного отклика, «отзеркаливания» реакций в диаде «мать-ребенок» позволяет активизировать данный коммуникативный канал, что в значительной мере нивелирует трудности и сокращает время формирования привязанности как у замещающей матери, так и у ребенка.

Замещающие матери выполняют свою роль в отношении приемного ребенка, как правило, в значительно более старшем возрасте, чем биологические. Зачастую они не имеют партнера (в 3 раза чаще, чем биологические матери), который мог бы разделить с ними обязанности по воспитанию ребенка, менее ориентированы на принятие помощи при более высоком уровне неудовлетворенности ее количеством и качеством. Для них в большей степени, чем для биологических матерей, характерно следующее:

«смещение» самостоятельной ценности ребенка на ценности, обусловленные потребностью в нивелировании собственных «экзистенциальных страхов»;

стремление «заместить» неудовлетворяющие их эмоциональные отношения со значимыми другими сверхблизкими отношениями с приемным ребенком;

«смешение» родительских ролей: материнских и отцовских (даже при наличии супруга), родительских и прародительских в рамках одной семьи;

мистификация образа ребенка и собственной «спасительной миссии»;

тревога по поводу бесполезности собственных усилий по воспитанию ребенка и т. д.

Мишенью психологического сопровождения становятся и депривационные нарушения в развитии у приемного ребенка.

2. «Континуальное» направление. В континууме процесса приема ребенка сопровождение носит системный, пролонгированный характер. Оно осуществляется на достаточно сложных этапах становления и развития семьи в качестве замещающей. К ним относятся:

1) подбор семьи и ребенка;

2) подготовка семьи и ребенка к процедуре приема;

3) функционирование семьи в качестве замещающей;

4) «выход» подопечного из семьи.

В соответствии с потребностями семьи сопровождение может осуществляться в рамках технологии социально-психологического патронажа, коучинга, реабилитационного досуга и т. д.

На каждом этапе становления замещающей семьи сопровождение имеет определенные задачи:

на 1-м этапе – подбор «достаточно ресурсной» семьи для ребенка;

на 2-м – подготовка их к совместной жизни, помощь в создании психологического пространства для приемного ребенка в семье;

на 3-м – интеграция приемного ребенка в замещающую семью и другие социальные институты, профилактика кризисных состояний и помощь в их преодолении, поддержка идентификации ребенка с биологической семьей, если это не противоречит его интересам, подготовка к самостоятельной жизни.

В случае деструктивного развития семьи и отказа от приема основной задачей психологического сопровождения становится реабилитация ребенка, подбор оптимальной формы жизнеустройства, помощь в интеграции в новую систему.

В континууме процесса осуществления замещающей семейной заботы семьи проходят через определенные этапы становления и развития. Семейные системы находятся в постоянном движении: «притираются» паттерны базисной семьи и ребенка, дети растут, изменяются задачи развития семейной системы, ее потребности. Все эти изменения в функционировании и поведении семьи являются мишенями психологического сопровождения.

Технологии психологического сопровождения замещающей семьи

В рамках проекта «Дети-сироты» были разработаны и внедрены в деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несколько инновационных технологий сопровождения замещающей семьи, образовательные программы подготовки специалистов по сопровождению замещающих семей, приемных детей. В частности, к ним относятся:

1) технология «Поуровневого психологического сопровождения замещающей семьи» (В. Н. Ослон);

2) «Реабилитационная комната» (Н. В. Владимирова) и т. д.

В целом, это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями: психодиагностическими, психотерапевтическими, реабилитационными, психологического консультирования, информирования и т. д. Все они объединены единой целью, предметом деятельности, определенной последовательностью, объектом и субъектами сопровождения.

Подробнее остановимся на каждой из указанных выше технологий.

В рамках первой технологии2 на каждом этапе становления замещающей семьи выделяются уровни оказания ей помощи в соответствии с имеющимися здесь ведущими потребностями. На каждом уровне определяются задачи сопровождения, подбираются конкретные технологии, формы организации и объем помощи («Поуровневое психологическое сопровождение замещающей семьи» (В. Н. Ослон)).

Так, на этапах подбора замещающей семьи и ребенка и подготовки их к процедуре приема выделяются три уровня сопровождения: базовый, основной и терапевтический.

На базовом уровне ведущей потребностью семьи является помощь в самоопределении. Потребителем услуг становится любая семья, выразившая желание принять ребенка на воспитание. Ей предоставляются услуги по диагностике ее ресурсности для приема и ориентировочный тренинг. В рамках базового тренинга семья впервые «примеривает» на себя роль замещающей, корректирует свои ожидания от приемауточняет мотивацию и т. д. Курс длится не более 12 часов.

2. На основном уровне ведущей потребностью семьи становится подготовка к изменениям, обусловленным приемом ребенка. Потребителями услуг становится базовая семья и будущий приемный ребенок. Потенциальная замещающая семья проходит основной тренинг (не менее 36 часов), а также получает консультативные услуги (индивидуальное и групповое консультирование). Основной тренинг направлен на актуализацию ресурсов семьи, создание «психологической» ниши для приемного ребенка, формирование специфических родительских компетенций и т. д., а также на формирование группы психологической поддержки для семьи. После прохождения основного тренинга базовая семья и будущий приемный ребенок проходят совместный тренинг (не менее 12 часов). Основной мишенью становятся условия взаимной идентификации семьи и ребенка.

Данный уровень подготовки для большинства семей является завершающим. Тем, кто нуждается в дополнительной подготовке, предоставляются услуги терапевтического уровня.

3. На терапевтическом уровне услуги получают две категории семей.

Первая категория – семьи, пережившие серьезную психологическую травму, которая может оказать негативное влияние на прием. Задачей психологического сопровождения на данном уровне является завершение ситуации травмы и овладение методами самопомощи при стрессах.

Вторая категория – семьи, принимающие детей с ограниченными возможностями здоровья или серьезными нарушениями в поведении, которым необходима психологическая, медицинская реабилитация. Члены семьи проходят специализированный тренинг, позволяющий сформировать необходимые компетенции в области реабилитации ребенка.

На этапе интеграции приемного ребенка в замещающую семью и другие социальные институты также выделяются три уровня сопровождения: базовый, кризисный, экстренный.

1. На базовом уровне ведущей потребностью является психологическая поддержка. Потребителями услуг становятся все замещающие семьи на территории, которую обслуживают специалисты (район, административный округ, город). К основным формам организации сопровождения на базовом уровне мы относим «Школу воспитания», «Родительский клуб», «Педагогическую гостиную». Основными видами деятельности психологов становятся публичные лекции, группа психологической поддержки, индивидуальные консультации, тренинги и т. д. Психологическое сопровождение на этом уровне позволяет предоставить возможность для абсолютного большинства замещающих родителей получить базовые психологические знания в области развития, воспитания приемных детей, а самим детям – психологическую поддержку и помощь в сложных

ситуациях взаимодействия. Не менее важной задачей становится создание и актуализация ресурсов социально-поддерживающей сети на территории проживания. Деятельность по сопровождению на базовом уровне направлена на предупреждение кризиса.

2. На кризисном уровне ведущей потребностью становится помощь в урегулировании семейной ситуации. В качестве основной технологии работы с семьей используется социально-психологический патронаж. Здесь семьи получают услуги по диагностике семейной ситуации, индивидуальному, групповому и семейному консультированию. В среднем объем работы на эти виды услуг не превышает 24 часов.

3. На экстренном уровне ведущие потребности зависят от ситуации в семье. Это может быть помощь в восстановлении привязанности между замещающими родителями и приемным ребенком, а также помощь в решении вопроса о прекращении приема.

В рамках психологического сопровождения семьям предоставляются следующие услуги:

кризисное психологическое консультирование;

психологическая экспертиза при отмене опеки, усыновления;

экстренное психологическое консультирование по «телефону доверия»;

семейная психотерапия;

реабилитационная группа для возвращенных детей.

Технология реабилитационной комнаты (Н. В. Владимирова) используется для подготовки ребенка, пережившего насилие и жестокое обращение, к устройству в замещающую семью. Она предполагает наличие закрытого реабилитационного пространства, оборудованного с помощью игрушек и специально подобранных игровых материалов. Помощь направлена на завершение ситуации травмы, восстановление психологического здоровья у ребенка, актуализацию отношений привязанности и включение в психологическое пространство новой семьи. Работа специалиста представляет собой «оздоравливающее взаимодействие» ребенка и психолога с использованием «переходных объектов» (по преимуществу игрушек). В рамках этой комнаты психолог, обеспечивая ребенку возможность отреагировать переполняющие его аффекты (боль, грусть, ненависть, агрессию), снизив аффективную напряженность травматических переживаний, помогает реанимировать утерянное доверие к взрослому и мотивировать в дальнейшем к выстраиванию позитивных отношений с его новой семьей.

Все вышеприведенное показывает, что разработанная в рамках проекта «Дети-сироты» концепция психологического сопровождения замещающей семьи и созданные на ее основании инновационные технологии помощи семье и ребенку на сложных этапах приема позволяют обеспечить целостность и системность, единство и преемственность в такой работе.

Литература

1. Ослон В. Н. Формирование «взаимной идентификации» семьи и приемного ребенка в условиях замещающей семейной заботы // Другое детство. М., 2009.

2. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Harvard University Press, 1979.

Сопровождения усыновителей. В соответствии с приказом Минобрнауки будущие усыновители обязаны проходить подготовку к приемному родительству, однако ведомства, которое бы отвечало за это, нет. В службы должны входить психологи, медицинские и социальные работники, которые будут следить за приемными семьями на протяжении нескольких лет и помогать им в сложных ситуациях.

Нужно ли в России такое ведомство и на каких условиях должна осуществляться его работа?

Комментирует педагог-психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии Президента РФ в области образования, автор книги «К вам пришёл приёмный ребёнок» Людмила Петрановская:

Во-первых, как быть с сопровождением усыновителей, вообще не очень понятно, потому что у нас на данный момент в законе существует тайна усыновления. Это делает невозможным создание каких-то списков усыновителей и других подобных документов.

Сопровождение семейного устройства вообще было бы разумным. Но, действительно, важно, чтобы у семьи был выбор. Чтобы, с одной стороны, был государственный сервис и при этом была возможность не пользоваться им, а пользоваться услугами общественных организаций. Потому что любые государственные службы негибки по запросам, у них очень регламентированная деятельность, узкий коридор того, что они могут и чего не могут. А ситуации в семьях очень разные, поэтому такой службе необходима возможность соответствовать любой ситуации, ее обеспечивают только негосударственные организации.

Если семью прикрепят территориально и обяжут сопровождаться, то ничем хорошим это не закончится. Например, личный контакт с сотрудником службы просто не сложился – ведь может такое быть – и все.

Система сопровождения должна охватывать все принимающие семьи, не только усыновителей – у нас ведь есть опека родственная, опека неродственная, есть приемные семьи – их гораздо больше, чем усыновителей, проблем там тоже немало. Но это должно быть сервисом, а не так, как у нас обычно получается: любая услуга быстро превращается в навязанный контроль.

Очевидно, что семьи согласятся на подобные услуги лишь при наличии специалистов высокого уровня. Прежде чем создавать службу, надо понять, кто там будет работать, подготовки специалистов для этой работы в стране нет вообще! И если с завтрашнего дня создать службу, начать набирать штат – то кого туда набирать? Чтобы вырастить специалистов, нужно время. Если профессионалов там не будет, люди не будут туда идти. Что может человек, который не разбирается, никогда в жизни не видел ребенка-сироты, посоветовать этим семьям?

Другое условие, необходимое для согласия семей на эти услуги – помощь, а не контроль. Потому что если эта служба будет влезать, контролировать, выспрашивать, осуждать – семьи закроются. Если служба будет проводником информации о семьях, если не будет уверенности в соблюдении конфиденциальности, профессиональной этики – ничего из этого не получится.

Я просто не верю, что это возможно в рамках имеющейся у нас практики, потому что до сих пор все, что предлагалось по этой части, превращалось из сервиса в контроль. Поверить, что вдруг появится какая-то ниша, в которой это будет организовано иначе, очень сложно.

Беседовала Ирина Якушева

Сопровождение приемной семьи должно быть поэтапное, пошаговое. Кроме того, оно должно проводиться постоянно, и не может быть ограничено во времени, то есть, осуществляться до тех пор, пока ребенок находится в приемной семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значимость сопровождения приемной семьей.

Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Его воспитание должно стать профессиональным делом. На первый взгляд может показаться, что воспитание детей, помещенных в замещающую семью ничем не отличается от воспитания родных. Действительно, задачи воспитания и родных и приемных детей одинаковы, особенно если приемные дети - маленькие. Однако есть и особые моменты, которые нужно знать и учитывать замещающим родителям. Им понадобится умение помочь приемным детям войти в семью, а это очень не просто – создать условия для адаптации так, чтобы дети почувствовали себя полноправными членами нового общества.

Родители, принимающие таких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда имеют навыки воспитательной работы именно с такой категорией детей. Особенно это хорошо видно на этапе адаптации ребенка в семье, а также позднее, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Именно в эти периоды чаще всего семьи, не имеющие поддержки специалистов и лишенные профессионального сопровождения, отказываются от ухода за ребенком, расторгают договор о создании приемной семьи.

Сопровождение приемных семей должно быть постоянным, оно должно быть ориентировано на ребенка и на связи между ребенком и его приемными родителями. Речь идет не только о проявлении заботы и внимания к ребенку, к его обучению, но необходимо обращать внимание на комплекс проблем, которые ставятся как перед ребенком, так и перед родителями. Сопровождение должно быть постоянным и осуществляться командой специалистов, которые не должны вмешиваться в жизнь замещающей семьи, но они должны стать для семьи необходимыми, чтобы в их советах и рекомендациях нуждались. Это довольно сложно и не всякому специалисту это удается. В работе за каждой приемной семьей закрепляется основная команда специалистов: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, при необходимости подключаются ряд других специалистов. Сопровождение должно быть четко спланировано и организовано. Необходимо составление: индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье; плана текущего сопровождения семьи и ребенка; проведение мониторинга развития ребенка в семье; проведение психолого-медико-социальных консилиумов и д.р. Социально-педагогическая деятельность, как и любой тип деятельности, определяется целью, субъектом и объектом деятельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятельности с приемной семьей является - нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты. Объектом деятельности выступает ребенок в приемной семье. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.

Ключевое событие в сопровождении заключается в оказании замещающей семье всесторонней помощи. Адаптация детей в замещающей семье сталкивается со множеством психологических проблем. Помощь и поддержка специалистов в этих ситуациях является крайне необходимой и должна оказываться регулярно и своевременно.

Сопровождения замещающей семьи строится по направлениям:

– консультативное (индивидуальное консультирование по возникающим проблемам);

– коррекционное (коррекционно-развивающие занятия с ребенком);

– диагностическое (выявление причины возникновения проблемы);

– юридическое (правозащита интересов ребенка и семьи (в случае возникновения проблем юридического характера, связанных с воспитанием приемного ребенка));

– социальное (защита прав и интересов ребенка в замещающей семье, сохранение социальных гарантий).

Трудности и проблемы, возникающие в ходе проживания ребенка в замещающих семьях, показывают насколько ответственен прием детей в семью. Необходимо, чтобы эти семьи проявили много мудрости, терпения, щедрости в душевном плане естественно, чтобы вынести все проблемы и трудности, связанные с постоянным проживанием ребенка в семье. Зачастую замещающие семьи остаются один на один со своими проблемами, непониманием окружения в отношении принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение приемных детей – важное условие, которое может помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами. Во многом нормальное развитие приемных детей в приёмных семьях проходит благодаря личности педагога, который курирует семьи, его умению строить доброжелательные отношения, толерантности и профессиональной компетентности.

Главная задача сопровождения приемных родителей – это объединить усилия команды специалистов и приемной семьи, чтобы помочь ребенку адаптироваться к жизни в новых условиях, найти свое место в приемной семье, войти в контакт со своим новым окружением, в особенности со школой и его сверстниками и всячески его поддерживать.

Сопровождение приемной семьи должно быть поэтапное, пошаговое. Кроме того, оно должно проводиться постоянно, и не может быть ограничено во времени, то есть, осуществляться до тех пор, пока ребенок находится в приемной семье.