Социальное развитие у детей дошкольного возраста. Критерии социального развития детей дошкольного возраста и показатели социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Содержание термина социальное развитие ребенка дошко

Дошкольный возраст – период наиболее интен­сивного социального развития. В период дошкольного детства активно развивается речь и мышление ребен­ка. Развитие личности ребенка наиболее эффективно при общении со сверстниками и взрослыми в различ­ных видах деятельности.

Социальное развитие ребенка дошкольного возра­ста нельзя представить без общего понимания социа­лизации. Социализация – это процесс усвоения вос­питанником существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения. Социализа­ция – это непрерывный процесс, длящийся всю жизнь человека. В дошкольном детстве – это прежде всего овладение нормами социальной жизни.

В социальном развитии ребенка ведущее место за­нимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание и присвоение общечелове­ческих нравственных ценностей. Тесно связано с соци­альным развитием нравственное воспитание дошколь­ников. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и за­крепляется со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений.

Высокая восприимчивость детей дошкольного воз­раста, легкая обучаемость благодаря пластичности нервной системы создают возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Ведущая задача нравственного воспитания до­школьников – воспитание гуманных отношений. Что­бы эти отношения были сформированы, необходимо знать компоненты нравственного воспитания. Это прежде всего формирование нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек нравствен­ного поведения. В системе нравственного воспитания эти компоненты выступают в единстве.

Нравственное и социальное развитие личности происходит в деятельности, в процессе которой дети вступают в нравственные отношения. Уже в дошколь­ном возрасте эти отношения строятся на основе опре­деленных правил, указаний и требований взрослых.

Процесс нравственного воспитания, как мы уже указывали, невозможен вне социального развития лич­ности ребенка. Воспитание гражданственности, трудо­любия, основ культуры общения и поведения – все это в дошкольном возрасте возможно, если дети активно включаются во взаимоотношения со взрослыми, сверст­никами и учатся оценивать и познавать самих себя.

В младшем возрасте дети нуждаются в общении со взрослыми в семье, в кругу знакомых и родственни­ков, в детском саду – это возраст так называемого познавательного общения. В игре, на прогулке дети задают много вопросов.

Взрослый является для детей тем человеком, кото­рый все знает, на все вопросы ответит, даст необходи­мую информацию. Для младшего дошкольника взрос­лые – непререкаемый авторитет, и дети стараются под­ражать им в словах, поведении. В этом возрасте им свой­ственно копирование. В среднем и старшем дошкольном возрасте – простое общение и копирование поведения взрослых уже не удовлетворяет ребенка, он желает со­трудничества, совместной деятельности и получения в этой деятельности определенного результата. Уже в воз­расте 6 – 7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения, он чуток к тем взрослым, которые сопереживают его неудачам.

Общение взрослых с детьми дошкольного возрас- та не простое. От поведения взрослых в наибольшей степени зависит приобщение ребенка к реальному миру, удовлетворение его интересов.

Иными словами, взрослые должны помогать социальному развитию ребенка. Не менее важным в нравственном воспитании детей и их социальном развитии является общение со сверстниками. В программе «Детство» есть специаль­ный раздел «Ребенок среди детей». Здесь для воспита­теля важно, чтобы дошкольники учились понимать настроение сверстников, умели оберегать и защищать слабых, помогали заботиться о малышах. Главное – научить детей пониманию, почему необходимо выпол­нять в детском саду, а потом в школе, определенные правила. Уже в старшем дошкольном возрасте в отно­шениях со сверстниками ребята должны проявлять доброжелательность, чуткость, заботливость, готов­ность к взаимопомощи. В процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками более активно идет и соци­альное развитие ребенка. Он учится самооценке, са­мопознанию.

Нравственное воспитание детей дошкольного воз­раста в большей степени связано с эмоциональной сферой ребенка, его переживаниями. Огорчение и ра­дость, восторг и смущение – все это характерно для дошкольников. Поэтому естественно, что нравственное воспитание и социальное развитие детей требует яр­ких примеров из литературы, кинофильмов, участие детей в постановке сказок, в создании кукольного те­атра и т. п. Нравственные чувства, возникающие у детей в таких видах деятельности, служат своеобраз­ным стимулом для совместной деятельности детей и взрослых, формируют положительные нравственные отношения.

Социальное развитие дошкольников и их нравствен­ное воспитание связаны с культурой своей Родины, ее прошлым и настоящим. Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию прежде всего предполагает фор­мирование интереса к некоторым историческим событи­ям, воспитание чувства уважения к культурному насле­дию своего народа. Эта работа проводится с учетом возраста детей и их жизненного опыта. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, бы­лин – все это способствует воспитанию гражданствен­ности, пониманию традиций своего народа.

Нравственное воспитание наиболее эффективно проходит в различных видах деятельности, так как именно участие ребенка в деятельности оставляет след в формирование черт характера и качеств личности. Поведение воспитателя, его отношение к детям, требо­вания, которые он предъявляет, формируют личность ребенка, причем чрезвычайно важна общая направлен­ность личности ребенка – растет ли он созидателем, активным деятелем или потребителем, эгоистом, стре­мящимся получить от всех как можно больше для себя.

Планируя содержание нравственного воспитания детей различных возрастных групп, воспитатель про­думывает, какие нравственные качества он будет вос­питывать у детей, какими средствами и методами при этом он будет пользоваться. Так при воспитании целе­устремленности, воспитатель учит детей ставить цель своей деятельности, затем подсказывает ребятам как можно достичь этой цели, дает образец выполнения задания, вместе с детьми намечает пути достижения цели. Постепенно дети учатся самостоятельно ставить цель игры, цель работы в живом уголке и т. д.

У дошкольников воспитывают скромность, так как часто дети любят хвалиться, фантазировать о себе и своих родителях. Воспитатель же помогает ребенку критически оценивать свои возможности, результаты своей деятельности, учит детей правильно оценивать свои достоинства и недостатки.

Формирование положительных нравственных ка­честв – это результат целенаправленной последова­тельной работы воспитателей. Большого терпения тре­бует работа по преодолению уже сложившихся нежелательных качеств.

Причины невоспитанности ребенка разные: изба­лованность ребенка в семье и, наоборот, недостаток внимания к нему; чрезмерная любовь к ребенку, про­являющаяся в немедленном выполнении каждого его желания, и постоянные наказания ребенка, отсутствие единых требований в семье и последовательности их предъявлений. Воспитатель с помощью наблюдений, бесед с родителями и специальной диагностики выяв­ляет причины отклонения ребенка от нормы поведе­ния, намечает пути воспитательной работы с ним, очень внимательно следит за всеми положительными проявлениями такого ребенка и использует систему похва­лы, поощрения, доверия и т. п.

Таким образом, нравственное воспитание и соци­альное развитие детей дошкольного возраста является многогранным процессом и требует творческого под­хода воспитателей и всех дошкольных образователь­ных учреждений к его реализации.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Особо активно социальное развитие ребенка происходит в его первые годы жизни. К примеру, за первые 12 месяцев своей жизни малыш усваивает огромный объем навыков и знаний, устанавливает эмоциональный контакт с окружающими людьми, учится управлять своим телом, доверять взрослым, запоминает несколько сотен слов и учится произносить отдельные звуки и слога. Для того чтобы социально личностное развитие ребенка осуществлялось в правильном направлении и в установленные сроки, родителям следует прилагать определенные усилия: постоянно общаться с младенцем, разговаривать, петь песни и рассказывать сказки, а также проявлять свою любовь, гулять и знакомить с окружающим миром.

Что такое социальное развитие?

Само понятие «социальное развитие ребенка» подразумевает процесс, при котором малыш усваивает ценности, культуру общества, традиции и пр. В процессе взросления он подвергается различным социальным факторам развития ребенка: общению с взрослыми и сверстниками, обучению в детском саду и школе, играм и т.д. То есть малыш постепенно учится жить в социуме, подчиняясь общепринятым правилам и нормам поведения, учитывая интересы и чувства других.

Естественно, наибольшее влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает его самое близкое окружение – семья. Можно сказать, что семья является неким транслятором, передающим подрастающему поколению опыт, знания, традиции и ценности. Поэтому для нормального, полноценного развития ребенка очень важна теплая, любящая семейная атмосфера, пропитанная уважением и доверием друг к другу.

Рассмотрим основные социальные факторы развития ребенка:

Общение с детьми и взрослыми. Среди ключевых факторов, влияющих на развитие ребенка, основное место занимает общение. Именно посредством общения формируются дружеские взаимосвязи ребенка со сверстниками, производится обучение дома, в детском саду и школе. С самого раннего детства ребенку присущи основные элементы общения. В первые шесть месяцев своей жизни младенец выражает свои ощущения и чувства посредством движений, мимики и звуков. Вот какие этапы общения проходит ребенок в различные возрастные периоды:

  • Младенчество. Начиная с полугодовалого возраста общение младенца с близкими людьми носит в основном ситуативно-деловую форму. То есть ребенок практически взаимодействует с взрослыми, он нуждается не только в заботе и внимании, но и в живом общении, совместных действиях и советах. При взаимодействии с взрослыми ребенок быстрее узнает роль различных предметов и учится обращаться с ними.
  • От трех до пяти. В этом возрасте общение обретает внеситуативно-познавательную форму. То есть ребенок способен формулировать и задавать вопросы о людях, предметах и явления. Овладев речью, он может обсуждать явления и предметы. В возрасте 3-5 лет малыш стремится познавать новую информацию, делиться ею с окружающими и обсуждать все происходящее.
  • От шести до семи. В этот период ребенку присуща личностная форма общения, то есть малыш все чаще спрашивает о человеке и его сущности. Важно, чтобы с 6 до 7 лет ребенок не переставал чувствовать любовь, понимание и сочувствие со стороны родителей. В этом возрасте взрослые являются для малыша эталоном для подражания, он копирует поведение близких. Также в этот момент крайне важно общение со сверстниками, в образовательных учреждениях ребенок должен чувствовать себя расковано и свободно.

Социализация через игру. Для правильного социально личностного развития ребенка игра имеет крайне важное значение. Поэтому родителям необходимо всячески поощрять ребенка к игровому процессу, обучая его принципам игры. Основой игры является общение. Игровая деятельность - основная деятельность для ребенка до 7 лет. Если ребенок правильно и много играет, он развивается стремительными темпами, как в эмоциональном, так и в социально-эмоциональном плане. Обычно в играх детей воспроизводится жизнь взрослых, они могут играть в дочки-матери, в доктора, в школу, в магазин и пр. Именно в игре вырабатываются и проживаются варианты разрешения конфликтных ситуаций, оттачиваются навыки общения и пр.

Культурное развитие. Малыш восприимчив к прекрасному, и на социальное развитие ребенка влияют различные виды искусства, поэтому его следует непременно познакомить с шедеврами человеческого искусства: живописью, скульптурой, музыкой и пр. Также для правильного социального развития ребенка важны разносторонние занятия, упражнения, беседы, чтение книг и прослушивание музыки, наблюдение и обсуждение жизненных ситуаций и пр. Из этих составляющих и складывается личность ребенка.

Диагностика социального развития ребенка

Методы диагностики социального развития ребенка связаны с многообразием проявлений его личности в общении и различных видах деятельности. Основным методом диагностики социального развития ребенка является наблюдение, в ходе которого выявляются следующие моменты:

  • Эмоциональные проявления: как часто ребенок весел, с каким настроением приходит в сад или школу, как часто малыш бывает печален или сердит, и чем вызваны такие эмоции, насколько ребенок конфликтен, как часто он проявляет упрямство и агрессию.
  • Проявление активности в общении, инициативность ребенка в контактах со сверстниками и взрослыми, робость и застенчивость.
  • Умение общаться и контактировать с одногодками и старшими людьми.
  • Соблюдение установленных правил, умение разрешать конфликты.
  • Уважение чувств и желаний других.
  • Культура общения, вежливые манеры поведения, умение завязать разговор, понимание основных манер поведения, ответная реакция на предложения взрослых и ровесников.
  • Наличие познавательного интереса к окружающим, желание понять внутренний мир близких и друзей.
  • Индивидуальное проявление ребенка в разнообразных видах деятельности (способность выдвинуть личную идею, разработать план действия, исправить ошибки, отношение к советам ровесников и взрослых и пр.).

Общественная функция дошкольного образовательного учреждения заключается в обеспечении условий, развивающих у детей положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.

В Проекте Государственного стандарта по дошкольному воспитанию социально-личностное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Методологической основой данной проблемы является положение

философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценность (апологический подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. В педагогике дошкольного детства решение этих проблем связано с формированием ценностных ориентации, нравственных качество ребенка, составляющих духовную основу его личности.

В современной психолого-педагогической литературе показаны основные линии социального развития ребенка, содержание педагогической работы, технология формирования социального мира детей, задача взрослых - помочь детям войти в современный мир. Формирование социального поведения невозможно без признания педагогами и родителями уникальности каждого ребенка, учета пола, индивидуальности, возрастных особенностей его психики.

Трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу. Неблагоприятные варианты проявления социального поведения нередко возникают под влиянием наблюдаемых отрицательных поступков окружающих людей, влияния целого ряда

телепередач,

Психологические основы социального развития раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, М.И.,Лисиной, Г.А. Репиной др.

По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Социальное развитие ребенка в обществе происходит в ходе совместной, партнерской деятельности со взрослым. Многие психологи отличают роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Т.А. Репина. Б. Стеркина). В монографии Т.А. Репиной выявлены особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующая роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов. (См. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: Педагогическая наука - реформе школы. //Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Академии пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1988).

«Детское общество» (термин А.П. Усовой), или группа детского сада -важнейший социализирующий фактор. Именно в группе сверстников ребенок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус («звезды», «предпочитаемого», «отвергнутого»). Критериями закрепления признака социального статуса являются базисные черты личности (компетентность, активность, самостоятельность, свобода поведения, творчество, произвольность).

Результаты исследования Т.А. Репиной, Л.В, Градусовой, Е.А. Кудрявцевой свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте интенсивно развивается психологический пол ребенка.

Это проявляется в формировании поло-ролевых предпочтений и интересов, отличных у мальчиков и девочек, а также поведения в соответствии с поло-ролевыми стандартами, принятыми в обществе. Основная причина процесса половой социализации в разных социально-педагогических требованиях к мальчикам и девочкам со стороны родителей и педагогов. В современных образовательных программах («Детство». -1995г.; «Истоки» -2001г.: «Радуга» - 1989) разработаны приемы дифференцированного подхода в зависимости от пола ребенка.

Группа сверстников для ребенка - источник многих позитивных эмоций. В ней корректируется самооценка ребенка, уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Отношения ребенка с группой («детским обществом») опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов социализации, определяя, таким образом, процесс вхождения личности в социум. В работах А.В. Запорожца. А.Н. Леонтьева, А.Д. Кошелевой. А.В. Неверович, Л.С. Выготского, Н.Н. Рябонедели и др. показана регулирующая роль социальных эмоций, их взаимосвязь с побудительными мотивами поведения ребенка. Развитие социальных эмоций предполагает не только овладение социальной компетентностью (как объемом знаний о нормах и правилах поведения, оценочными категориями, культурными символами), но и выработку отношений к этим знаниям, которые могут быть названы социально-эмоциональными эталонами. В ряде психолого-педагогических исследований, проводимых под руководством Т.Д. Марцинковской, выявлено, что высокий уровень развития социальных эмоций у дошкольников положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта; (см. Митру М. Сравни 1ельный анализ эмоционального развития дошкольников России, Греции и Кипра. -Автореферат дисс. канд. пед. наук. - М.. 1995), с лидирующим положением ребенка в группе детского сада (см. Колесникова Е.А. Формирование социальных эмоций в эстетической деятельности ребенка-дошкольника. //Модернизация воспитательно-образовательной работы детского сада. - Шадринск. 1°94.). Установлено, что социальные эмоции влияют на характер общения дошкольников со сверстниками (см. Рябонедели Н.Н. Влияние социальных эмоций на личностные особенности дошкольника. //Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сб. науч. Трудов. - Шадринск. 1996).

Таким образом, в социальном развитии ребенка очень важно уделять профессиональное внимание психологическим механизмам формирования социальных эмоций. Педагогическая ценность решения данной задачи заключается в том, что социальные эмоции не только облегчают процесс вхождения ребенка в мир группы, но и процесс осознания себя (образ Я), своих отношений, чувств, состояний, переживании.

Психолого-педагогические основы раскрываются в современной Концепции социального развития ребенка дошкольного возраста, представленной в работах С.А. Козловой (см. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М., 1998; Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному.миру. - М.. 2000: Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. //Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. -М., 2001).

Дадим краткую характеристику данной концепции. Основные понятия концепции: социальный опыт, социальные чувства, социальная действительность, социальный мир, социальное развитие, социализация личности, социальный «портрет» окружения. Между этими понятиями существуют иерархические связи. Как отмечает, С.А. Козлова, ребенок, родившись в социальном мире, начинает познавать его с того, что близко, что его окружает, т.е. с социальной действительностью, с которой он начинает взаимодействовать. Социальный «портрет» окружения вызывает у ребенка разные эмоции и чувства. Еще не зная подробно и содержательно о социальном мире ребенок уже чувствует его, сопереживает, воспринимая явления и предметы этого мира. То есть, социальные чувства первичные, социальный опыт накапливается постепенно, формируется социальная компетентность, которая ложится в основу социального поведения социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.

Социализация рассматривается С.А. Козловой в триединстве ее проявлений: адаптация к социальному миру; принятие социального мира как данности; способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир.

Показателем социализированной личности является ее обращенность (направленность) на других людей и на себя. Задача педагога - сформировать у детей интерес к другому человеку, к миру его труда, его чувств, к его особенностям как человека. Познание себя включает формирование интереса к самому себе («Я» физическое. «Я» эмоциональное и др.).

В процессе социализации заложено и противоречивое понимание соотношения национального и планетарного компонентов. Позиция С.А. Козловой заключается в том, что у детей необходимо воспитывать интерес и уважение к другим людям, умение проявлять терпимость к детям и взрослым независима от социального происхождения, расовой, национальной принадлежности, языка, пола, возраста. Планетарность, ощущение себя жителем планеты Земля, должно сочетаться с осознанием своей принадлежности к определенной культуре.

Таким образом, методологическая часть концепции социального развития личности ребенка дошкольного возраста, включает следующие понятия:

Исходная направленность на человека;

Первичность эмоционального восприятия социального мира;

Познание себя как осознания, нахождения своего места в мире людей;

Овладение ценностями мира, чтобы реализовать себя в нем;

Социализация как процесс триадности.

Концепция содержит технологическую часть. Включающую в себя несколько положений:

Процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения);

Социализация - процесс двусторонний, он происходит под влиянием извне (социума) и невозможен без ответной реакции субъекта.

Данная концепция реализована в программе С.А. Козловой «Я - Человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М., 1996, а также в методических рекомендациях (см. Козлова С.А., Князева О.А.. Шукшина СЕ. Мой организм.- М., 2000).

Социальное развитие представлено также в комплексных образовательных программах. В программе «Истоки» (2001), специально выделяется раздел «Социальное развитие», данный раздел включает характеристику возрастных возможностей, задачи, содержание и условия педагогической работы. Социальное развитие начинается с первых дней жизни ребенка, охватывает большой возрастной спектр: от младшего до старшего дошкольного возраста.

Основой социального развития является возникновение чувства привязанности и доверия ко взрослым, развитие интереса к окружающему миру и самому себе. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этически ценные способы общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, формирования у детей чувства патриотизма - любовь к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее. Результатом социального развития является социальная уверенность, интерес к самопознанию, воспитание у ребенка к себе и другим людям.

В образовательной программе «Детство» (Санкт-Петербург. 1995) социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном ДОУ. Содержание раздела «Ребенок в кругу взрослых и сверстников» реализует составные части социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельного компонентов. Педагогу детского сада необходимо обеспечить единый процесс социализации - индивидуализации личности дошкольника через эмоциональное приятие ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром. Процесс социализации осуществляется по следующим направлениям: социальная адаптация - социальная ориентация -социальная компетенция - социально-нравственная направленность.

Итогом социально-нравственного развития является общая и личностная социализация детей дошкольного возраста. На протяжении дошкольного возраста у ребенка развивается чувство самоуважения, собственного достоинства, оптимистическое мироощущение.

Исследование Т.А. Репиной позволяет педагогам четко определить возможности «детского общества» (группы) для социального развития детей:

Функция общей социализации. Дети получают первый социальный опыт группового общения, взаимодействия, сотрудничества, опыт объединения. Как правило, это происходит в игровой, трудовой, художественно-эстетической, конструктивно-строительной и др. видах деятельности;

Функция интенсификации процесса половой социализации и половой дифференциации.

Начиная с 5 лет дети предпочитают сверстников своего пола в общении, в совместной деятельности, в системе групповых отношений;

Информационная функция и функция формирования ценностных ориентации группы ДОУ. Здесь велика роль субкультуры детства, особенности образовательного процесса детского саза;

Оценочная функция, влияющая на формирование самооценки и уровня притязаний ребенка, его нравственное поведение.

Педагогу ДОУ необходимо продумать условия для задействования функций и возможностей детского общества:

Использование методов диагностики общения и взаимоотношений детей в разных видах совместной деятельности, позволяющие выявить положение ребенка в группе сверстников, социально-нравственные представления, эмоциональные состояния, поведение, практические умения;

Использование демократического (помогающего) стиля взаимодействия с детьми;

Создание в группе положительного, эмоционально-активного отношения, микроклимата;

Формирование у детей ориентированных положительных побуждений, тактики, основанной на ориентации на других, на проявление эмпатии, альтруизма;

Задействование традиций, ритуалов;

Организация совместной деятельности детей со сверстниками разновозрастных объединений;

Организация индивидуальных выставок, вернисажей творчества детей;

Своевременная коррекция социального поведения детей: контроль за поведением в форме совета, создание специальных воспитательных ситуаций, построенных по принципу «понимать, сопереживать, действовать».

Важным фактором социального развития детей является семья (Работа Т.В. Антоновой, Р.А. Иванковой, А.А. Рояк, Р.Б. Стеркнной, Е.О. Смирновой и др.). Сотрудничество воспитателей и родителей создает оптимальные условия формирования социального опыта ребенка, ее саморазвития, самовыражения и творчества.

В книге «Общение детей в детском саду и семье» (Под ред. Т.Л. Репиной. Р.Б. Стеркиной - М., 1990) приводятся отличительные особенности общения с детьми воспитателей и родителей в зависимости от стилей воспитания. Взрослые с демократическим стилем общения создают условия для доверительных, доброжелательных, эмоционально-положительных отношений. «Авторитарные» взрослые способствуют конфликтности, недоброжелательности в отношениях, создают неблагоприятные условия для социально-нравственного развития дошкольников. В специальном исследовании Г. Степановой показана значимость взаимодействия «ребенок - взрослый», в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. «Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения» - подчеркивает исследователь (см.: Степанова Г.Б. Эмоциональное состояние ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. //Дошкольное воспитание. - 1998.- №5).

Общими условиями сотрудничества педагогов с родителями по социальному развитию будут являться:

Обеспечение эмоционального благополучия и удоатетворения жизненно важных потребностей ребенка в группе детского сада;

Сохранение и поддержание единой линии позитивного социального развития детей вДОУ и семъе;

Уважение личности ребенка, осознан! ie самоценности дошкольного детства;

Формирование у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

В лаборатории социального развития Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца осуществлялось коллективное исследование своеобразия социальной компетентности, социально-педагогических условий формирования в семье. По данным В.М. Ивановой, Р.К. Сережниновой в

однодетной семье (имеющей высокий экономический потенциал), ребенок, как правило, не посещает детский сад. В виду этого, наблюдается дефицит общения со сверстниками, осложняются отношения ребенка с родителями в семье. В качестве основного средства коррекции детско-родительских отношений был использован метод комплексных театрализованных игр («домашний театр»). Приобретенные коммуникативные и игровые умения помогли ребенку налаживать отношения со сверстниками в детском обществе. Данное средство создавало атмосферу открытости, доверия с

обеих сторон.

Исследования Е.П. Арнаутовой. Н.А. Разгоновой подтверждают целесообразность использования для социальной компетентности, как базисной характеристики, методов игровой арттерапии, этюдов, предполагающих активное включение взрослых в совместную с детьми игровую, изобразительную, театральную деятельность, в мир сказки, танца, музыки (см. Сборник Дошкольное воспитание. Традиции и современность. - М.. 1996. Статья Т.В.Антоновой Социальная компетентность личности в условиях ее формирования в детском саду).

Проблема социального развития в ряде работ рассматривается под утлом зрения развития социальной уверенности у дошкольников (см.: Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2002) (здоровьесберегающая педагогика). Социально компетентное поведение, по мнению автора, является основой здорового образа жизни детей.

Авторы пособия Е.В. Прима, Л.В. Филлипова, И.Н. Кольцова, НЮ. Молостова считают, что социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям. Социальная компетентность включает большой и разнообразный набор техник поведения; адекватное восприятие ситуации: способность к рефлексивному контролю как ситуации, так и альтернативного поведения. Компоненты социально компетентного поведения включают: умение сказать «нет»; умение выражать желания и требования; владение навыками эффективного общения: умение наладить контакты, вести и заканчивать разговор; выражать как позитивные, так и негативные чувства.

Авторы пособия предлагают программу, направленную на развитие социальных способностей и социальных навыков и на предупреждение неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем. Программа реализуется через игровые занятия и включает три раздела: «Я и мир», «Я и другие», «Один и вместе».

Особенностью программы является задействование трех форм социализации (идентификация, индивидуализация и персонализация). В программе учтены возрастные особенности психики: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности. Развитие социальной уверенности детей идет через обогащение сенсорного опыта («Мир звуков», «Мир прикосновений», «Взгляд на окружающий мир»). Через игры-инсценировки, игры- с правилами, дидактические упражнения и игры, беседы в кругу идет объединение, эмоциональное сближение детей, развитие системы восприятия друг друга, развитие социальных способностей (доверие, уверенность, становление положительного образа «Я»), развитие социальных навыков.

В условиях ДОУ семьи можно использовать методические рекомендации авторов пособия для того, чтобы помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения и развить в процессе общения социальные способности и навыки.

Вопросам развития социальной компетентности посвящена педагогическая технология «Открой себя», (см. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. - М.: Айрек-ПРЕСС. 2003). Данная технология - это комплексное обеспечение социального развития дошкольников, ориентированное на формирование у детей начал жизненного самоопределения. Технология интеграции дидактических игр в образовательное пространство детского сада

предполагает задействование учебных занятий, на которых решаются познавательные задачи и развитие речи. Социальное развитие понимается автором технологии как процесс передачи и дальнейшего развития человеком социокультурного опыта, накопленного человечеством. Сотрудничество - это то, что помогает любое дело превратить в интересное и полезное для себя и других. Навыки сотрудничества - это доведенные до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в коллективном деле. Предлагаемые в педагогической технологии «Открой себя» игры - это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться ребенку в детском саду. В этих играх прописано ролевое поведение всех участников игры, включая педагога. Следовательно, сотрудничество создает условия для развития самостоятельности и независимости социальной адаптированности, открытости и социальной гибкости. (Например, игра «Найди свою группу». «Давай думать вместе», «Живые прыгалки», «Найди свое место в ряду» и др.). Рассмотрение социального развития через призму партнерской, совместной деятельности взрослых и детей является наиболее перспективным в теории и практике социального развития детей дошкольного возраста.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 14.05.2019

Социокультурное развитие касается взаимодействия маленьких воспитанников со всеми, кто заинтересован в их благополучии. Старшие передают младшим знания и накопленный опыт, чтобы помочь понять особенности поведения, принятые в социуме. Важно, чтобы они приняли культурные ценности, нормы, установки, требующиеся для успешной адаптации.

Уже в детстве у воспитанников проявляются индивидуальные особенности и возможности. Этот период требует особенного внимания, когда нужно развивать способности ребенка. Он легко овладевает теоретическими знаниями и практическими способами существования в окружающей среде.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста происходит при активном участии взрослых. Они направляют деятельность, контролируя ее, чтобы в будущем вырос гражданин своей страны, готовый совершать поступки и делать добрые дела.

Особенности социального развития детей

Социализация подразумевает формирование первоначальной культурной базы. Общаясь, малыш учится жизни, подчиняясь правилам. Теперь ему понадобится учитывать не только свои желания, но и интересы другого ребенка.
Окружающая среда способна повлиять на развивающуюся личность. В ней осуществляется воспитание, и закладываются основы поведения. Это понятие включает в себя не просто картину мира с домашними вещами, дорогами, деревьями, машинами. Нельзя не учитывать людей, находящихся в постоянном взаимодействии. Нормы поведения, принятые в обществе, необходимо начинать усваивать с детства.

Влияние взрослых на воспитание малыша очевидно. Дети с интересом наблюдают за действиями людей. Каждое знакомство привносит в жизнь ребенка элемент новизны. Взрослые формируют его личность, воздействуя на него прямо или косвенно, для которого выступают в роли образцов для подражания. Родственники в семье демонстрируют свои знания, показывают наглядно, как обращаться с вещами и относиться к людям.

Задача ребенка унаследовать то, что он видит, скопировать для себя. Усвоенные нормы поведения позволят ему успешно контактировать с другими детьми. Положительный опыт общения влияет на эмоциональное благополучие малышей. Дошкольный период – время, когда начинает формироваться личность. Воспитание – процесс, которому нужно уделять время постоянно. Установки, которые получают дети, и их поведение связаны между собой. Причем необязательно, чтобы эта связь сразу проявлялась отчетливо.

Этапы социального развития

Дошкольный возраст можно разделить на три этапа. Каждый период имеет свои особенности.

3 года

Возрастной период, когда малышу требуется общество сверстников. Для ребенка, посещающего детский сад, созданы подходящие условия для адаптации. Ему приходится принимать нормы поведения, чтобы его сверстники захотели с ним играть. В адаптационный период маленьким детям требуется помощь со стороны взрослых. Эмоциональное состояние малышей в коммуникативной среде будет проявляться адекватно, если они чувствуют поддержку и одобрение.


Родитель или воспитатель должен вовремя подсказать своему подопечному, что делать в той или иной ситуации. Малыш должен понимать, что такое плохо. Ему необходимо знать, можно ли, не спросив разрешения, брать чужую игрушку, хорошо ли делиться с другими, почему нельзя обижать сверстников, стоит ли прислушиваться к старшим. Кроме того, существуют еще правила поведения за столом.

От четырех до пяти лет

Возрастной период отличается от предыдущего. Ребенка начинают интересовать ответы на многочисленные вопросы обо всем. Чтобы на них ответить, нередко взрослым людям приходится поломать голову. Общая характеристика – это период первого детства. Эмоциональное общение дошкольника становится богаче, оно направлено на познание окружающего мира. Неправильное воспитание закрепляет эгоизм и чрезмерную требовательность к другим.


По мнению американского психолога Арнольда Гезелла, большая часть потока развития проходит в период от одного года до четырех лет. Малыш общается в основном посредством речи. Он ее активно использует, чтобы обменяться информацией и обсудить все, что видит и слышит, с папой или мамой.

От шести до семи лет

Период, когда для коммуникации характерна личностная форма. Теперь ребенка интересует человеческая суть. Необходимо постоянно разъяснять, что происходит . Взрослые должны с пониманием относиться к детям, давать им советы и поддерживать их. Характеристика, данная этому временному отрезку, свидетельствует о его важности в становлении ребенка как личности, потому что начинает формироваться его индивидуальность.

От чего зависит социализация детей

К социальным факторам, влияющих на воспитание малышей, относятся следующие:

  1. семья;
  2. дошкольное учреждение;
  3. окружение;
  4. деятельность;
  5. передачи и фильмы для детей;
  6. песни, книги;
  7. природа.

Это социальная среда детей, в которой они растут и развиваются. Чтобы воспитание было полноценным, требуется гармонично сочетать различные методы.

Средства социального воспитания дошкольников

Период дошкольного возраста – отрезок времени, который является оптимальным для развития моральных и коммуникативных качеств. Ребенок общается со всеми, кто есть в его окружении. Его деятельность постепенно усложняется, он налаживает контакты со сверстниками, чтобы участвовать в игре. Социальное воспитание сводится к созданию педагогических условий, позволяющих всесторонне развивать личность человека. Духовная и ценностная ориентация маленького индивида должна быть позитивной.

Средствами для социального воспитания служат:

  • игровая деятельность;
  • общение;
  • организация бесед на разные темы;
  • обсуждение поступков детей;
  • упражнения для развития речи и расширения кругозора;
  • чтение.

Основным видом деятельности в этом возрасте считаются сюжетно-ролевые игры . Играя, малыш перенимает необходимые модели поведения. Он выполняет определенные действия, проигрывая конкретную жизненную ситуацию. Ему интересно, как люди строят свои отношения, он начинает задумываться над смыслом трудовой деятельности взрослых. В играх малыши стараются точно имитировать приемы поведения, увиденные в реальной жизни или кино. Игры-ситуации позволяют побыть в роли мамы или папы, официанта или бизнесмена.

Становление социальной сущности человека возможно только в обществе. А.Н. Острогорский отмечает, что игра позволяет детям перерабатывать впечатления и знания из окружающего мира. Такая деятельность для них является ценной социальной практикой.

Исследования, проведенные В.П. Залогиной, Р.И. Жуковской и другими, доказали, что ролевые игры социальны по мотивам, функциям и структуре. Роль игры на воспитание в дошкольном возрасте существенна.

Как помочь ребенку развить социальные навыки

Социальная ситуация развития дошкольника способствует становлению гармоничной личности. Характеристика периода – значительная самостоятельность в общении.

Положительное эмоциональное состояние находит отражение в манерах и правилах поведения, которых ребенок старается придерживаться. Необходимо научить воспитанника сочувствовать людям и помогать им.

Действенную помощь могут оказать следующие советы:

  1. Разговаривайте с детьми. Общение позволяет установить контакт с малышом, и его речь будет быстрее развиваться.
  2. Научите детей быть внимательными по отношению к окружающим. Если ребенок вырастет эгоистом, ему сложно будет понять, что у других так же имеются собственные потребности и желания.
  3. Воспитывая свое чадо, проявляйте любовь и ласку. Не следует грубо кричать на малыша. Настаивайте на своей позиции, но говорите спокойно, не повышая голоса.
  4. Учите бережному обращению с материальными ценностями. Если он взял игрушку у своего друга, то ломать ее нельзя.
  5. Приучайте делиться своими игрушками. Это позволит ему быстро находить новых друзей.
  6. Создайте для малыша круг общения. Когда к ребенку приходят друзья, он сможет быстрее закрепить принятые в обществе модели поведения. Играть со сверстниками он может дома, в детском саду или во дворе.
  7. Хвалите детей, если они хорошо себя ведут. Когда малыш улыбается и слушается, его нужно похвалить.
  8. Поощряйте внимательное отношение к людям. Учите воспитанника азам нравственности на примерах жизненных ситуаций.

Если для малышей создавать благоприятные условия для развития и раскрыть их творческий потенциал, то социальное развитие дошкольников будет правильным.

Описание материала : Предлагаю вам статью на педагогическую тематику по разделу «Современные тенденции развития дошкольного образования» (из личного опыта) на тему «Социальное развитие дошкольников». Этот материал пригодится в работе воспитателей, методистов и содержит информацию, которую можно использовать на родительских собраниях, педсоветах и т.д.

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И мы педагоги помогаем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый - воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее.

Социальное развитие - одно из направлений современного дошкольного образования. Для успешной реализации его целей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности. В нашем детском саду широко используются программы «Я - Человек» (С.И. Козлова и др.), «Основы здорового образа жизни» (Н.П.Смирнова и др.). Эти программы ориентируют педагогов на следующие цели :

Создавать условия для полноценного социального развития детей;

Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.

Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.).

В программе «Я- Человек» социальное развитие трактуется как проблема познания социального мира, а авторов программы «Основы здорового образа жизни» интересует проблема социальной адаптации детей с учетом реалий современного мира.

Цель моей работы в этом направлении - раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как о представителе человеческого рода; о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях; о разной деятельности человека; о космосе; наконец о том, что было когда-то, чем мы гордимся и т.д. и т.п. Иными словами, сформировать мировоззрение, собственную «картину мира».

Разумеется, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя сам, но внимание к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он- человек, постепенное осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Главная задача - постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Естественно, скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и др. Задача воспитателя - ориентироваться не только на возраст дошкольника, но и на фактическое освоение им материала. Используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально.

Содержание игр, упражнений, занятий, заданий для наблюдений, опытов зависит от творчества и профессионализма педагога. Например, в игре «Какой он» мы учим детей вслушиваться в интонацию говорящего и определять по интонации его душевное состояние. А в упражнении «Интересная минута» предлагаем детям вспомнить и рассказать, что примечательного они заметили в течение дня (добрый поступок друга, помощь взрослому и др.) и прокомментировать это событие.

В соответствии с содержанием материала, его особенностями определяется основная деятельность ребенка, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом - труд, в третьем - занятия, познавательная деятельность. Формы работы - коллективные, подгрупповые, индивидуальные.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно этот процесс - база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников. Направленность воспитательной работы: ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Детский сад - это его дом, поэтому он хорошо знает помещение, свободно и самостоятельно ориентируется в этом пространстве. Вместе с детьми мы обустраиваем свою группу, они помогают, скажем, изготовлять пособия, игрушки, встречать и провожать гостей и т.д. Если ребенок в чем-то ошибается, подсказываем, но так, чтобы лишний раз вызвать интерес.

В нашей группе выделены места не только для уединения - одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда. В целом в группе должна царить обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Ребенок знает не только свои обязанности, но и права. В обстановке, где педагог уделяет внимание каждому воспитаннику, он тем не менее не изолирован от других детей - их объединяет интересная совместная деятельность. Отношения со взрослыми доверительны, доброжелательны, но не равноправны. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет. Взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок знает, что не все взрослые образованы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям (и этого от него не скрывают). Ребенок учится отличать положительные поступки от плохих.

Наша цель - дать первоначальные представления, вызвать интерес к познанию себя, желание и умение анализировать свои поступки, действия, чувства, мысли. При этом ни на минуту нельзя забывать: слушатель - это дошкольник, существо эмоциональное, непосредственное. Рассказ (беседа) педагога отличается простотой, возникает естественно (на прогулке, вечером, перед едой, во время умывания и т.д.). Стараемся пробудить в ребенке интерес, желание не только отвечать нам, но и самому задавать вопросы. Мы не спешим с ответом на его вопросы. Совместный поиск посредством наблюдений, опытов, чтения книг подведет к правильному ответу опосредованно. Поддерживаем в дошкольнике уверенность в том, что он САМ непременно найдет правильный ответ, додумается, решит трудную для себя задачу.

Работу по социальному развитию можно начинать уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Младшим дошкольникам интересно включать себя в окружающую действительность через игровые действия. Соответственно, рассмотрение своего «Я» как части «взрослой» действительности позволяет формировать представление о себе, своих возможностях, воспитывать инициативность и самостоятельность, развивать активность и уверенность в своих силах. Уже в младшей группе детей активно вовлекаем в игры - имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По моему показу и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный) и их образы. Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь.

Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Мы стараемся заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам. Стараемся возродить ценную традицию - гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. В этом плане полезны индивидуальные беседы, цель которых - привлечь внимание ребенка к собственной семье, учить ее любить, гордиться ею.

Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития. Показывая родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволяет стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

Основа для накопления положительного опыта - эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств - важнейшие условия успешного социального развития дошкольников. Итак, социальное развитие дошкольников проявляется в гуманистической направленности их активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

  • Разделы сайта