Сознательное самовнушение как путь к господству над собой — Эмиль Куэ. Эмиль куэ - сознательное самовнушение как путь к господству над собой Куэ эмиль сознательное самовнушение

Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники Акимов Борис Константинович

Сознательное самовнушение Эмиля Куэ

Нашими поступками управляет не воля, а воображение. В конфликте между волей и воображением всегда побеждает последнее. Главнейшей способностью человека является воображение, а не воля.

КУЭ Эмиль (1857–1926) – французский психотерапевт, ставший знаменитым благодаря открытому им методу произвольного самовнушения («метод Куэ»). Получил ученую степень по фармакологии в 1876 г. По окончании учёбы открыл в медицинскую практику в Труа, в ходе которой обнаружил, что на эффективность лечения значительное воздействие оказывает убеждённость пациента в целительности предложенного ему лекарства.

Изучив гипнотизм в Париже под руководством Бернгейма и Льебо и набрав достаточный опыт, в 1910 г., в возрасте 53 лет открыл клинику психотерапии в Нанси, которую возглавлял до своей смерти.

Имея уже большой опыт психотерапевтической помощи, он отказался от классического гипноза, весьма распространенного в то время метода, создав гениальную по простоте форму самовнушения. Самовнушение, по его мнению, является могущественной и универсальной психической способностью человека. И вообще, Куэ уделял больше внимания воображению человека, его чувствам, чем воле. Что в одинаковой степени верно как в психотерапии, так и в жизни. Но, что удивительно, он создал форму программирования, которая воображение ограничивает.

Вот отрывок из его книги «Сознательное самовнушение как путь к господству над собой» (глава «Как практически применять сознательное самовнушение»).

Каждое утро, проснувшись, и каждый вечер, перед тем как уснуть, следует закрыть глаза и, не стараясь сосредотачивать внимания на том, что говоришь, произнести двадцать раз, отсчитывая на бечёвке с двадцатью узелками, – и притом достаточно громко, чтобы слышать собственные слова, – следующую фразу: «Мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше и лучше». Так как слова «во всех отношениях» относятся решительно ко всему, то бесполезно применять кроме того ещё и специальные самовнушения.

Это самовнушение нужно делать наивозможно более просто, непосредственно, машинально, а потому и без малейшего напряжения.

Таким путём формула – через посредство органа слуха – проникает механически в наше бессознательное «я» и, попав туда, тотчас же оказывает соответствующее действие.

Метод этот необходимо применять в течение всей жизни: он носит настолько же предупредительный, насколько и целебный характер.

Если в течение дня или ночи вы испытаете телесное или душевное недомогание, то вы прежде всего должны усвоить себе твёрдую уверенность в том, что вы не будете сознательно его ещё больше усиливать, а наоборот, заставите его поскорее пройти. Вслед за этим постарайтесь остаться в совершенном одиночестве, закройте глаза и, поглаживая рукою по лбу, если речь идёт о душевном страдании, или же по больному месту, если у вас недомогание физическое, повторяйте вслух с наивозможно большей быстротой: «Проходит, проходит, проходит!» – до тех пор, пока вам не станет лучше. При некотором навыке физическая или душевная боль исчезает по прошествии 20–25 секунд. При надобности приём этот может быть повторён несколько раз.

Собственно, данной медитативной методике тысячи лет. И Эмиль Куэ вполне обходится без упоминания Божьих имен.

Универсальность метода Куэ и заключается в простоте – всего двадцать повторений утром и вечером очень короткой фразы. И вместо «Господи, помилуй мя грешного» – «Мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше и лучше». Последняя фраза более позитивна и настраивает медитирующего на решение своих проблем самостоятельно. Это правильный психотерапевтический подход.

Эффективность метода?

М. М., по профессии чулочник, из Сен-Савин близ Тура. Вследствие повреждения нижней части позвоночника в течение двух лет парализован. Паралич распространяется только на нижние конечности. Из-за почти полного прекращения кровообращения ноги распухли и посинели. Различные способы лечения, не исключая и антисифилитического, не дали никаких результатов.

Подготовительные опыты очень успешны. Внушение с моей стороны. В течение недели пациент занимается самовнушением. По прошествии этого времени малозаметные, но всё же отрадные, как первый симптом, движения левой ноги. Повторное внушение. Спустя вторую неделю значительное улучшение. Это улучшение непрерывно затем прогрессировало: вместе с ослаблением параличных явлений стала спадать и опухоль ног. После одиннадцатимесячного лечения 1 ноября 1906 г. пациент самостоятельно сошёл с лестницы и прошёл по улице 800 м. В июле 1907 г. он вернулся на фабрику, где и работает до сего времени, не испытывая ни следа каких-либо параличных явлений.

Одиннадцатилетний мальчик М. из Труа страдал непроизвольным мочеиспусканием: с ним и ночью и днём случалось то, что бывает только у самых маленьких детей. Кроме того, он был ещё клептоманом и невероятно лгал. По просьбе матери я стал делать внушения. После первого сеанса неприятные явления днём прекратились, ночью же ещё продолжались. Мало-помалу, однако, они случались всё реже и реже, а спустя несколько месяцев мальчик избавился от них совершенно. Наряду с этим ослабела и клептомания, и через полгода он совсем перестал красть.

Восемнадцатилетний брат этого мальчика питал к своему третьему брату совершенно невероятную ненависть. Стоило ему выпить немного лишнего, как у него появлялось желание броситься на брата с ножом и убить. Он был убеждён, что рано или поздно сделает это, и в то же самое время представлял себе, как вслед за убийством кинется с рыданиями к трупу своей жертвы. Я применил и к нему внушение. У него результат был поразительный. Он исцелился с первого же сеанса. Его ненависть к брату совершенно исчезла. Они стали лучшими друзьями и старались во всём угождать друг другу.

Я долгое время следил за этим юношей. Он выздоровел раз и навсегда.

«Я не чудотворец и не целитель – я никого не исцеляю и не лечу – я только учу людей, каким образом они сами могут себя исцелять и лечить», – утверждал Куэ. Но сам обладал достаточной силой внушения – или магнетизмом, как говорили тогда. И творил чудеса. И исцелял.

Из книги Думай и богатей автора Хилл Наполеон

Глава № 4 Самовнушение Заставьте работать на себя глубины Вашего сознания - и Вы добьетесь поразительных результатов. Помогите подсознанию чувствами. Сочетание потрясающее!Термин «самовнушение» имеет отношение ко всем видам внушения и самоуправляемого возбуждения

Из книги Бизнес как экспедиция: Честные истории для героев и волшебниц автора Кравцов А. П.

Сознательное ограничение скорости роста Однажды меня заинтересовали пчелы. Почему они не строят ульи десять метров высотой и три метра шириной? Как появляются новые пасеки и кто управляет роем?Я проштудировал два учебника по пчеловодству. В результате в нашем

Из книги Психотехники влияния. Секретные методики спецслужб автора Лерой Дэвид

Из книги Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники автора Акимов Борис Константинович

Медитация и самовнушение Все психотехники, направленные на саморазвитие, можно разделить на два вида: медитация и самовнушение. В чем разница?Когда в юношестве я посмотрел документальный фильм «Индийские йоги – кто они?», меня поразил следующий сюжет: йог вошел в

Из книги Мастерство коммуникации автора Любимов Александр Юрьевич

Глава II Самовнушение Самовнушение, в отличие от медитации, носит императивный, то есть жесткий волевой характер. Можно назвать эти техники самогипнозом.Самовнушение ставит перед собой цели очень реальные: здоровье или преодоление себя. И оно весьма эффективно для людей

Из книги Помнить все! Как развить суперпамять автора Фокс Маргарет

Cознательное самовнушение Мало людей, которые, проснувшись утром, сразу же встают. Как правило, несколько минут все нежатся в постели.Утром, проснувшись, не думайте о всякой ерунде – например, что тяжело вставать в такую рань и идти на работу или отводить ребенка в детский

Из книги Открой свой денежный поток. Практическое руководство автора Андреев Александр

Сознательное и Бессознательное Доверие Я попробую обобщить ваши определения Доверия. У меня есть знакомый, который измеряет доверие в долларах: какую сумму он даст человеку в долг на месяц. Получалось – этому доверяю на 5$, а этому на 1000$. Очень удобно, можно даже четко

Из книги Гарвардская школа переговоров. Как говорить НЕТ и добиваться результатов автора Юри Уилльям

6.1. Запоминание сознательное и бессознательное: как одно перевести в другое? Непроизвольное, или бессознательное, запоминание какой-либо информации зачастую бывает более долговечным и эффективным, чем сознательное. Причина проста: в памяти невольно откладываются факты,

Из книги Думай и богатей автора Хилл Наполеон

Из книги Вся правда об ИКЕА. Что скрывается за успехом мегабренда автора Стенебу Юхан

Из книги автора

Глава 3. На пути к богатству. Шаг третий. Самовнушение Вы добьетесь удивительных результатов, если заставите самые дальние уголки вашего мозга работать на вас. Придайте всему этому эмоциональную окраску, и комбинация окажется просто потрясающей.Самовнушение - это

В книге «Сознательное самовнушение» описан разработанный Куэ метод лечения самых разных болезней, получивший название метода сознательного (преднамеренного), или произвольного, самовнушения, и позволяющий больному управлять заложенными в каждом человеке силами воли и воображения.

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача — сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, — во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно с вульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате — благодаря извращенному толкованию и неправильному применению — подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода — его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, — он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, — но, во всяком случае, сам метод, как таковой, — с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов — заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили» больного от врача.

Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, — повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, — продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода — быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ — совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, — Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал — и продолжает давать — на десятках тысяч — примеров доказательство высокой практической ценности нового метода.

Его цель — помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время — свыше 15 лет — Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко — в кругу близких друзей и родных, — потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.

Расцветом его славы было появление в 1918—19 гг. книги профессора Ш.Бодуэна. Выдающийся ученый, профессор Женевского института Жан-Жака Руссо, он собрал в своем труде все достижения нового метода, подверг строгому научному анализу его основные предпосылки и установил его взаимоотношение с другими видами психотерапии. Книга проф. Бодуэна имела огромный успех: ее переводы на английский и другие языки вызвали большую литературу. Имя Куэ стало сразу популярным в Старом и Новом Свете.

Post Views: 46

Эмиль Куэ


Сознательное самовнушение как путь к господству над собой

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача - сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, - во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно с вульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате - благодаря извращенному толкованию и неправильному применению - подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода - его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, - он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, - но, во всяком случае, сам метод, как таковой, - с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов - заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили» больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, - повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, - продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода - быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ - совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, - Куэ с самого начала отдал все свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал - и продолжает давать - на десятках тысяч примеров - доказательство высокой практической ценности нового метода.

Его цель - помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Эмиль Куэ (фр. Émile Coué, 26 февраля 1857, Труа — 2 июля 1926, Нанси) — французский психолог и фармацевт, разработавший метод психотерапии и личностного роста, основанный на самовнушении.

Этот метод основывается на мантроподобном регулярном повторении простых фраз — подобных, например, такой: «С каждым днем мне во всех отношениях становится лучше и лучше». Регулярность занятий является важным условием лечения. Вопреки распространенному убеждению, что сильная воля формирует быстрейший путь к здоровью, Куэ считал, что решение некоторых проблем невозможно без изменения бессознательных мыслей. Куэ подчеркивал, что он не целитель, а тот, кто учит других исцелять себя самостоятельно.

Родился в небогатой, но знатной семье бретонского происхождения. Получил ученую степень по фармакологии в 1876 году.

По окончании учёбы в Париже открыл медицинскую практику в Труа, в ходе которой обнаружил, что на эффективность лечения оказывает значительное воздействие убеждённость пациента в целительности предложенного ему лекарства.

Основной причиной любого заболевания Куэ считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления он рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.

Работая в качестве аптекаря в Труа с 1882 по 1910 год, Куэ быстро обнаружил то, что позже стало известно как эффект плацебо.

Куэ заметил увеличение эффективности лекарства при подчеркивании его действенности в глазах пациента. Такие пациенты выздоравливали гораздо быстрее, чем те, которым он ничего не говорил о свойствах лекарства. Так началось исследование Куэ в области гипноза и силы воображения.

Первый метод лечения, примененный Куэ, основывался на гипнозе. Он открыл, что человек не может погрузиться в гипноз против своей воли, и, что более важно, результаты гипноза уменьшались, когда человек возвращался в сознание.

В 1910 году он переехал в Нанси и открыл там клинику психотерапии, которой руководил до своей смерти.

В своей работе руководствовался взглядами И. Бернгейма и П. Леви на сущность суггестии (внушения).

Рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения: этим обусловлены особенности его группового пассивно-суггестивного метода, когда пациенты вводятся в гипнотическое состояние, в котором обращаются друг к другу со словами: «День ото дня мне становится все лучше и лучше».

Этот метод подвергся сильной критике специалистов, но среди практиков был очень популярен.

Повлиял на И.Г. Шульца, создателя метода аутогенной тренировки.