Стоит ли ребенка приучать к рукам? Как и когда приучать к соске. Почему не получается приучить ребенка к соске при кормлении грудью

Кроме друзей, веселых игр и развлечений, мы ассоциируем детство с домашними обязанностями. Большинство мам приучали своих детей к уборке и другой домашней работе. И оказывается, что не зря.

Недавно издание Wall Street Journal опубликовало опрос, согласно которому 82% из тысячи опрошенных американцев сказали, что родители с детства приучали их к домашним обязанностям, но только 26% из них сейчас так же поступают со своими детьми. Это происходит потому, что нам, взрослым, очень хочется обеспечить своего ребенка «настоящим» детством, в котором нет места скучным обязанностям.

На самом деле, эта, на первый взгляд, изнурительная работа, очень полезна для ребенка и развивает в нем очень нужные жизненные навыки. С одной стороны, детей на разных стадиях развития необходимо обеспечивать хорошими игрушками, покупать им качественную одежду на Baby Store и проявлять всяческую заботу о них. Но с другой стороны, не стоит забывать и о том, чтобы приучать их к домашним обязанностям. Поэтому, предлагаем вам самим оценить важность приобщения детей к домашней работе.

Тренировка силы воли

Ему хочется бежать на улицу и кататься на велосипедах с друзьями, а нужно помыть посуду и осторожно его расставить. Обязательность – это качество, которое поможет в будущем выполнять хоть и скучную, но важную и денежную работу.

Развитие самостоятельности

Навыки самообслуживания помогут ребенку в студенческие годы следить за собой, когда он будет жить уже в общежитии или на съемной квартире.

Нацеленность на результат

Конечно же, мама может сама застелить кровать, которая была заправлена неряшливо, а может заставить свое чадо это сделать. Для ребенка это полезнее, потому что во взрослой жизни ему придется отвечать за качество своей работы.

Организованность

Вашему сыну или дочери хочется посмотреть мультики, но надо успеть убрать свою комнату и сделать домашнее задание. Благодаря этому постепенно они научатся правильно распределять свое время.

Умение выполнять поручения

К сожалению, не сразу можно стать руководителем, сначала нужно выполнять много поручений и указаний, а также слушать критику и замечания. Мама очень хорошо к этому подготовит, когда также будет критиковать за некачественно выполненную работу.

Тренировка логического мышления

Для того чтобы правильно положить грязное белье в стиральную машину или убрать все вещи и игрушки в комнате, необходимо разработать логическую последовательность действий.

Понимание цели своих действий

Очень трудно выполнять домашние обязанности, не понимая цели своих действий и не понимая ее смысла. Но если надо убрать игрушки, потому что должны прийти гости, или помыть посуду, чтобы кухня сияла чистотой, у ребенка появляется хорошая мотивация.

Удовольствие от результата своей работы

С первого раза не удастся идеально помыть чашку, но услышав мамину благодарность, у ребенка появится желание стремиться к лучшему результату.

Системность

Домашнюю работу нельзя выполнить один раз и навсегда. Это систематическая работа, которую надо делать постоянно, так же как и работать над развитием своей карьеры или семейных отношений в будущем.

Если с детства не приобщать ребенка к рутинным домашним обязанностям, с возрастом его будет намного труднее заставить что-то делать. Желаем Вам приятно проводить время со своим малышом, даже если это время связано с уборкой.

Когда ребенок больше всего нуждается в том, чтобы его чаще брали на руки

Почти всем известно, что с самого рождения ребенок имеет различные потребности. И выражает он это в виде беспокойства или плача. Но нужно знать, что физиологической потребностью в питании, сне и прочем нужда малыша не ограничивается. Ребенку просто необходим контакт с матерью, именно телесный контакт, чтобы чувствовать материнский запах и тепло. Если рядышком возле младенца нет мамы, то он испытывает очень большой стресс. А стрессовое состояние способствует ослаблению нервной системы и снижению иммунитета.

Еще в утробе кроха ощущал сильнейший контакт с матерью и после рождения он нуждается в нем. Но дело в том, что после рождения он попадает в незнакомую для него среду. Он пока не успел адаптироваться в новом мире и испытывает стресс. Поэтому приучать к рукам малыша сразу после рождения не только можно, но и нужно.

Месяцев до двух после рождения малыш должен как можно больше находиться в контакте с родителями, проводить много времени на руках, лежать рядышком с ними на кровати, кормиться грудью или из бутылочки с родительских рук. Он уже прекрасно различает голоса близких ему людей. Чувствуя ваше тепло, спокойно засыпает.

Как постепенно отучить ребенка от рук

Когда малышу будет около трех месяцев, нужно задуматься, как отучить его от такого тесного контакта, чтобы не навредить его нервной системе. Ведь чем старше ребенок становится, тем он больше привыкает к такой близкой связи, так как другого существования не представляет. Но нужно начинать отучать его от рук с осторожностью и постепенно. Как можно чаще нужно оставлять малыша одного на небольшой период времени, но не в соседней комнате, а недалеко возле себя. При этом нужно продолжать общение с ним, разговаривать, держать за руку, поглаживать. Постепенно это время нужно увеличивать. Главное, чтобы малыш постепенно адаптировался к другому способу общения с родителями.

Уже к трем месяцам жизни ребенок спит более длительное время. Но в свободное от сна время он познает окружающую его обстановку, внимательно за всем наблюдая. А это очень легко проделывать на руках у родителей. Поэтому лишать такой возможности свое чадо вредно. Нужно его в такие моменты носить на руках, но не постоянно, иногда его можно оставлять на некоторое время, но уже чуть дальше от себя. Хорошо давать ему игрушки, чтобы он свое внимание сконцентрировал на них.

Но если вы уложили кроху одного и при этом он недовольно «кряхтит» или начинает плакать, то возьмите его на руки сразу. Если не обращать никакого внимания на детский плач, то в подсознании у ребенка откладывается боязнь оставаться одному. Если вы будете делать все правильно, то к 4-6 месяцам ваш малыш уже довольно длительное время сможет оставаться один, и у вас будет больше свободного времени, которое вы сможете посвятить другим делам или себе.

Стоит ли приучать к рукам своего малыша на длительное время? Однозначный ответ - нет. Если родители будут свое чадо носить постоянно на руках, то уже к 10-ти месячному возрасту это сделать будет очень тяжело. Дело в том, что в этом возрасте дети уже понимают многие вещи. Они при каждом удобном случае, если вы оставите их одних, начнут требовать свое. При этом они начинают плакать, а порой и устраивать истерики, ведь одни они быть не привыкли. Истерики в свою очередь очень вредны для психического состояния ребенка. Поэтому приучать ребенка к рукам можно в определенный период его жизни. Немаловажно и вовремя, когда кроха еще не лишком требователен, его постепенно отучить от рук, ведь потом это будет сделать очень трудно.

Очень часто такой вопрос возникает на совершенно разных уровнях. Должен ли ребёнок в 4 года сам одеваться, и почему он этого не делает, даже если умеет? Ведь уже самостоятельный! Почему ребёнок не может сделать какое-то действие, если физически оно ему подвластно? Почему он не бежит играть с другими детьми, а хочет быть рядом с мамой? Почему сам не ест и просит его покормить? И много, много самых разных «почему». Должен ли ребенок совершать различные действия сам, если он уже умеет их делать?

Что такое независимость и самостоятельность? Это состояние, когда ребёнок готов функционировать отдельно не только физически, умея себя обслуживать в базовых жизненных потребностях, но и морально, психологически: когда он умеет управлять своими эмоциями и чувствами, берёт на себя ответственность за свои поступки, ощущает и понимает свои потребности.

Самостоятельность - это длительный процесс становления, которому нельзя научить. Независимость - это то качество, которое формируется постепенно в благоприятной для этого среде.

Если мы подталкиваем ребёнка к независимости слишком рано, когда он ещё не созрел до этого состояния сам, то эффект получается обратным. У ребёнка появляется чувство ненадёжности, тревожности, повышается желание всеми силами вернуть назад незримую верёвочку, которая связывает его с тем взрослым, к которому он привязан.

Почему так получается? Для ребёнка тот факт, что он родился у мамы и папы и они - его родители, не является однозначным подтверждением того, что он нужен, любим, что его принимают и поддерживают. Эти ощущения формируются из отношений и действий, взаимодействия ребёнка со взрослым. И это не только великие дела и поступки. Это то, что случается каждый день, когда мы просыпаемся, едим, одеваемся, смеёмся, общаемся.

То, что для взрослого может казаться незначительной мелочью, например, «Надевай джинсы сам, ты же уже умеешь!», для ребёнка может интерпретироваться как угроза надёжным отношениям с родителями. Ребенок просит помощи, не только когда не умеет что-то делать, но и тогда, когда ему необходимо убедиться, что в отношениях все в порядке.

Чтобы ребенок сам начал стремиться к независимости, первое, что нужно сделать - это удовлетворить всего его потребности в зависимости. Чем больше заботы получает ребенок от взрослого, тем быстрее происходит процесс взросления и движения к истинной, настоящей независимости. Ребёнку очень нужна возможность быть зависимым столько, сколько ему нужно для осознания себя как отдельной личности.

Для примера можно провести аналогию со взрослыми отношениями. Когда у нас хорошие, доверительные, надёжные отношения с партнёром по жизни, когда мы в нём уверены, у нас нет потребности постоянно переживать о том, что отношения могут развалиться. Мы не обременены постоянными заботами и страхом, как удержать своего партнёра, и мыслями, что со мной что-то не так, и поэтому меня оставят. Потому что партнёр сам показывает серьёзность его отношения к нам ежедневно во всех бытовых делах и в любом взаимодействии, которое происходит между нами. Заботится, говорит о своих чувствах, стремится помочь, даже если мы умеем что-то сами. Он даёт нам заботу, и от этого нам спокойно. Мы тратим свои силы на приятные занятия и наслаждаемся жизнью, строим планы, дерзаем, пробуем новое.

Но стоит нам оказаться в отношениях, в которых нет уверенности, как львиная доля всех жизненных сил уходит на то, чтобы убедиться, любят ли ещё меня, нужен ли ещё я? У нас повышается тревожность и появляется беспокойство. Испытывая страх за отношения, мы уже не можем с такой лёгкостью заниматься чем-то и реализовывать себя в мире.

То же самое происходит и с ребёнком. Если он свободен от переживаний и от необходимости удовлетворять свой «голод» в привязанности и зависимости, он спокойно будет идти своим путём к настоящей независимости.

Самый простой способ утолить такой «голод» зависимости - откликаться на просьбы ребёнка и оказывать ему помощь там, где мы имеем для этого возможности, не опираясь при этом на мысль о необходимости быстрее подвести ребенка к самостоятельности.

Рефлекс сосания – это важнейший навык, который необходим ребёнку для выживания, поскольку обеспечивает питание, и для установления крепкой психоэмоциональной связи с матерью.

Если ребёнок находится на естественном вскармливании и сосёт мамину грудь по первому же требованию, то полностью удовлетворяет сосательный инстинкт, поэтому пустышка ему не нужна. К тому же многие естественники сами начинают отказываться от этого приспособления.

Другое дело – малыш на искусственном кормлении или кроха, который получает материнское молоко по часам. Эти дети нуждаются в соске, поскольку их потребность в сосании груди удовлетворяется частично или вовсе не обеспечивается.

Отдельные физиологические эксперименты показали, что при отнятии от материнской груди у малышей начинает учащаться сердечный ритм. Но если в этот момент предложить им соску, то сокращения сердца постепенно нормализуются. Подобное происходит потому, что пустышка снимает стресс и подавляет выраженность отрицательных эмоций.

Таким образом, специалисты, отвечая на вопрос, для чего вообще необходимо использовать соску, приводят основной довод – ребёнок успокаивается и быстро засыпает благодаря полному удовлетворению рефлекса сосания.

Плюсы применения соски

Стимуляция жизненно важного безусловного рефлексивного поведения – не единственные преимущества применения сосок. Согласно убеждениям некоторых специалистов, пустышка может выполнять несколько полезных функций, среди которых особо выделяют:

  • помощь в предупреждении простудных заболеваний в холодное время года;
  • регулирование графика кормлений;
  • предупреждение сосания пальчиков;
  • скорейшее засыпание и удлинение спокойного сна;
  • уменьшение болевого синдрома во время прорезывания зубиков;
  • предупреждение синдрома внезапной смерти детей благодаря тому, что язычок не западает;
  • снижение негативных ощущений при болезненных состояниях;
  • стимуляцию выхода газов из желудочно-кишечного тракта, что позволяет избавить ребёнка от колик;
  • улучшение прикуса при выборе специальной ортодонтической насадки.

Многие родители отмечают, что применение данного гигиенического приспособления позволяет не волноваться по поводу того, что малыш, научившийся ходить, станет подбирать в песочнице или просто на улице различные грязные предметы и тянуть их в рот.

Приучить малыша к соске можно, однако многие специалисты приводят аргументы против этого процесса, поскольку польза от сосания может перекрыться негативными последствиями.

К отрицательным моментам применения пустышек эксперты относят следующие аспекты:

  • неправильный подбор соски чреват возникновением неверного прикуса;
  • сосание гигиенического приспособления может спровоцировать отказ ребёнка от груди, что в итоге выльется в переходе на смешанное либо искусственное кормление;
  • ребёнок, который приучен к соске, чаще подвергается риску заразиться инфекционными болезнями рта;
  • формирование привычки сосать соску, в результате чего родителям приходится отучать от пустышки;
  • захват губами пустышки отличается от сосания груди, вследствие чего мама может чувствовать неприятные ощущения при кормлении ребёнка;
  • тормозит развитие ребенка, у ребенка снижается интерес к окружающему миру.

Вопрос, нужно ли приучать ребёнка к пустышке, решают исключительно родители, основываясь на рекомендациях педиатра. Вдумчивое и взвешенное решение позволит избежать вышеописанных негативных последствий.

Мнение доктора Комаровского

Широко известный и пользующийся у мам авторитетом теледоктор Е. О. Комаровский убеждён, что положительные и отрицательные свойства пустышек чрезмерно преувеличены. Основной принцип их применения, по мнению педиатра, – обязательное соблюдение гигиенических требований.

Однако Комаровский не рекомендует приучать ребёнка к соске, если у женщины имеются определённые проблемы с объёмом молочного секрета. Малыш, отвлекаясь на пустышку, станет менее интенсивно воздействовать на материнские соски, что чревато угнетением лактации.

Но следует принимать во внимание и другую ситуацию – когда ребёнок буквально висит на маминой груди, стремясь реализовать свой сосательный рефлекс. В этом случае пустышка позволит матери высвободить немного времени и обеспечить спокойствие в доме.

Ещё один частый вопрос, который задают себе и специалистам мамы, касается того, с какого возраста можно давать ребёнку пустышку. Ответ опять же будет зависеть от типа вскармливания.

Так, если ребёнка с первых дней жизни кормят смесями, то применять пустышку придётся буквально с рождения. Дело здесь в том, что искусственник принимает пищу из бутылочки гораздо быстрее, нежели малыш на естественном кормлении. В результате этого сосательный рефлекс не может реализоваться полностью.

Для новорождённого, который питается маминым молоком, подобная проблема нехарактерна. Поэтому женщине не следует торопиться с введением соски. Если в ней существует надобность, то давать пустышку грудничку можно в 1 месяц жизни, но не раньше 3 — 4-недельного возраста.

Новорождённый ребёнок должен освоить способ «добычи» молока из маминой груди. Обычно это происходит уже в 1 неделю жизни, однако излишняя спешка с пустышкой может помешать налаживанию лактации, что грозит отказом ребёнка от груди.

Особый случай – недоношенный ребёнок, у которого слабо развит сосательный рефлекс. В этом случае многие педиатры даже советуют давать крохе пустышку, чтобы с её помощью тот учился правильно сосать. В такой ситуации приспособление следует подбирать особенно тщательно.

Виды сосок для малышей

Современные изготовители выпускают пустышки разных типов. Различают их по материалу и форме. Эти критерии очень важны, поскольку некоторые дети часто выплёвывают приспособления лишь потому, что они не напоминают мамины соски. Рассмотрим разновидности пустышек более подробно.

По форме сосательной части

Согласно этому критерию, специалисты различают несколько основных типов пустышек:

  1. Классические соски. Стандартный вариант пустышки, главная особенность которого – маленький круглый сосок. Это напоминает ребёнку материнскую грудь, что позволяет скорее приучить его к пустышке.
  2. Анатомические соски. Захватываемая малышом часть отличается продолговатой и чуть-чуть приплюснутой формой. Это позволяет равномерно распределять давление на нёбную часть ротовой полости. Подобрать такую пустышку можно в зависимости от возраста ребёнка.
  3. Ортодонтические соски. Эти устройства имеют каплеобразную форму. Изобрели их не так давно, но они уже стали популярными среди родителей. Особенное строение позволяет снизить вероятность изменения формы зубов и даже сформировать верный прикус у малыша.

По материалу

Сегодня используют всё чаще два материала при производстве пустышек: силикон и латекс. У каждого из них имеются свои особенности, которые следует рассмотреть подробнее.

Материал Особенности пустышки Советы по использованию
Латекс

  • отличается мягкостью, эластичностью;

  • чаще всего либо прозрачная, либо коричневатого оттенка (при воздействии солнечных лучей темнеет);

  • пахнет по-особенному;

  • при кипячении деформируется;

  • начинает склеиваться после продолжительной эксплуатации;

  • не исключены аллергические реакции.
Рекомендуются латексные соски новорождённым, недоношенным или слабеньким ребятишкам.
Силикон

  • отличается упругостью, эластичностью;

  • отсутствие запахов и окраски;

  • повышенная жёсткость;

  • способна выдерживать высокие температуры;

  • не вызывает аллергических реакций.
Силиконовые пустышки достаточно жёсткие, поэтому возможен неправильный рост молочных зубов. Этот нюанс обязательно следует учитывать при выборе приспособления.

Судя по родительским отзывам, силиконовые изделия считаются более безопасными с точки зрения аллергических состояний. Дело в том, что природный латекс содержит много белковых элементов, которые и приводят к реакциям гиперчувствительности.

Ещё один вариант – это резиновые изделия, которые уходят постепенно в прошлое. Но такие соски помогут в важный период, когда у ребёнка режутся зубки. Пустышки из резины могут выдержать детские укусы, кипячение и прочие негативные факторы.

Приучение малыша к соске может существенно затянуться или вообще окончиться неудачей, если подобрать неправильное изделие. Чтобы подобрать оптимальный вариант, следует учитывать такие факторы, как:

  • возраст малыша;
  • форму соски;
  • монолитность устройства;
  • материал;
  • фирма-производитель.

Выбирая приспособление для сосания, следует внимательно изучить возрастную маркировку. В аптечных сетях и детских магазинах продаются пустышки для новорождённых (до 3 месяцев), для младенцев (от 3 до 6 месяцев) и ребятишек постарше (от полугода).

Нужно убедиться, что щиток у изделия широкий и снабжён специальными выемками для носика.

Это предотвратит проглатывание устройства и обеспечит комфорт ребёнку при сосании. Дополнительные дырочки в основании соски способны облегчить дыхание.

Рельефность основания предупреждает скапливание слюны под щиточком и возникновение сыпи на кожных покровах. Это позволит скорее приучить младенца к гигиеническому приспособлению, поскольку исключены дискомфортные ощущения.

Приобретайте для малыша сразу несколько модификаций сосок от различных производителей. Это даст возможность ребёнку выбрать для себя самое подходящее устройство, которое наиболее полно учитывает все детские особенности.

Как приучить ребёнка к пустышке?

Приучение ребёнка-искусственника к соске проходит достаточно легко, поскольку такой малыш уже познакомился с бутылочкой. А вот приучать кроху, который находится на естественном вскармливании, гораздо сложнее. Облегчить этот процесс помогут полезные рекомендации:

  1. Попробуйте предлагать ребёнку соску в той позиции, в которой вы привыкли его кормить грудью.
  2. Можно дать пустышку в тот момент, когда малыш уже насытился, но не удовлетворил сосательный рефлекс.
  3. Многие родители советуют смазывать соску грудным молочком или искусственной смесью. Знакомый привкус и запах облегчат привыкание малыша к устройству.
  4. Первый эксперимент с соской можно приурочить ко времени прорезывания зубов. В этом случае больше подойдёт резиновое изделие.
  5. Чтобы ребёнок привык к пустышке, используйте бутылку с водичкой для допаивания. После питья поменяйте ёмкость на обыкновенную соску.
  6. Если ребёнок требует грудь для успокоения, а не по причине голода, попробуйте предлагать каждый раз пустышку. Однако не следует надолго оставлять её во рту, чтобы не сформировалась стойкая привычка.

Кроме критериев правильного выбора, родителям необходимо знать, как давать ребёнку это гигиеническое приспособление. Разумный подход исключит вероятность возникновения нежелательных последствий:

  • перед первым знакомством малыша с устройством необходимо обязательно прокипятить (простерилизовать) пустышку. Это позволит исключить развитие инфекционных заболеваний полости рта;
  • после 4 — 6 недель эксплуатации нужно менять старое приспособление на новое. Если пустышка изготовлена из латекса, её нужно менять гораздо чаще;
  • для безопасной эксплуатации соски следует приобрести особый футляр. Не следует надевать ребёнку пустышку на детскую шейку, подвязав устройство ленточкой или резинкой;
  • не облизывайте пустышку перед тем, как отдать её ребёнку. В слюне взрослых содержатся микроорганизмы, способные навредить детскому организму.

Если ребёнок отказался брать соску, не следует отчаиваться или настаивать. Через некоторое время обычно повторяют процедуру, при этом лучше предлагать всякий раз новую пустышку. Если же малыш отказывается на протяжении нескольких месяцев, следует просто смириться с детским выбором.

Проблема, как приучать ребёнка к пустышке, не стоит маминых или детских нервов. Важно следить за реакцией малыша и понимать, когда он капризничает, а когда – требует больше общения с мамой. Таким образом, пустышка – это всего лишь материнский помощник, а не альтернатива родительской ласки и нежности.

В детском саду детей приучают складывать свои вещи аккуратно стопочкой и поддерживать порядок в помещении. Когда в группе 30 малышей - наверняка это единственный способ ими управлять. Но так ли нужно поддерживать ребенку порядок? Зачем ему эти функции? Может ли излишнее стремление к порядку навредить психике ребенка? Где эта грань, между порядком и беспорядком?

Рождение из хаоса

Для познания мира ребенку нужно все разрушать и исследовать. Если у него забрать возможность безобразничать, он не научится творить. Недаром существует миф о создании мира из хаоса.

Важно давать возможность ребенку творить, разрешить ему "пачкать": дошкольнику крайне важно вымазать краской обои, слепить из глины что-то малоприятное, порвать бумагу и склеить ее невообразимым способом и т.д.

Часто родители рассказывают о таких ситуациях: "заходишь в комнату к ребенку, а там пронесся ураган: все стены непонятно в чем, вещи разбросаны, испачканы...Он это специально? Я полдня буду убирать".

Дети с нереализованной потребностью в хаосе начинают "разносить" психологический кабинет. И в этот момент, как психолог, я радуюсь. Как человек, который все это будет еще час отдирать от линолеума и соскребать со стен, я могла бы расстроиться. Но я не буду, потому что знаю, НАСКОЛЬКО это важно.

В хаосе и беспорядке ребенок:

Учится выражать свои эмоции

Узнает себя и свою меру

Экспериментирует и творит

Учится создавать "из ничего" что-то

Учится структурировать.

Из таких детей в будущем вырастают творческие, креативные и успешные люди, не боящиеся жить и развиваться.

Многие родители боятся, что дети никогда не насытятся этим "творчеством". Кажется, если один раз разрешить ему побыть в хаосе, ребенок станет неадекватным и неконтролируемым. И в этом вся проблема.

Детьми, которые любят порядок, легче управлять

В основе порядка лежит способность подчинять и подчиняться. Недаром все наслышаны об армейском порядке. Когда все чисто, четко, стерильно и минимально. В этом нет свободы. И в таких сферах, как армия, например, это путь к успеху. Как и в некоторых сферах бизнеса и науки.

Давать ли ребенку полную свободу?

Тут вы столкнетесь с парадоксом. Ребенку нужны правила для творчества и свободы. Минимальные и понятные правила дают ребенку ощущение безопасности.

Что вы можете сделать? Разрешайте хаос, но в определенных местах. Например, вот это твой стол, или угол, или часть стены, где ты можешь делать, что хочешь и как хочешь.

Ограниченный в своем пространстве хаоса, ребенок учится саморегулироваться. Через какой-то промежуток времени он самостоятельно и по своему желанию, внезапно, начнет убирать за собой.

Если вы дали достаточно свободы и безопасности, ребенок ВСЕГДА придет сам к порядку. Возможно, не к идеальному. Дальнейшее зависит от характера. Некоторые дети начинают педантично убирать, некоторые остаются в относительном порядке.

Если ребенок все время создает беспорядок?

Скорее всего, он застрял в стадии хаоса, как в средстве протеста и самовыражения. Таким образом, ребенок может пытаться установить дополнительную границу между слишком влиятельным взрослым, как будто "помечая" территорию.

Вы можете предоставить ему "легальное" пространство для беспорядка. И ни в коем случае не комментировать это пространство и не пытаться его "тихонечко чуть-чуть" убрать.

Практика показывает: как только ребенок получает свободу и свое пространство, хаос в квартире прекращается.