Стоит ли волноваться из за оценок. Стрессы из-за учебы. Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.

Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.

Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.

Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.

Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.

Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.

Дарья Дмитриева

психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.

«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».

Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.

1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.

2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».

Поступление в вуз - сложная задача, на реализацию которой уходит много сил, времени и нервов. Однако после того, как вы получили заветный студенческий билет, часто выясняется, что всё последующее будет никак не легче. Принципиально другая система получения знаний и контроля их усвоения (по сравнению со школой) и просто огромные объемы работы часто приводят к проблемам с учебой и даже с психологическим равновесием. Надо признать, что иногда подобные печальные истории заходят совсем далеко. «Где учиться и работать» поговорил с Артемом Шапиро, практикующим психологом, президентом Ассоциации практических психологов «ГИПНАРТ», действительным членом Европейской академии естественных наук и почетным доктором Российской академии естествознания. Обсудили ненужный перфекционизм, взрослую ответственность за свою жизнь и образование и постарались узнать ответ на вопрос: что делать, если ваш ребенок плохо учится.

- Для начала дайте, пожалуйста, обзорный комментарий по поводу психологических проблем с учебой. Кажется, с этим сталкиваются все, от троечников до отличников. При этом кто-то страшно переживает и даже уходит из университета, а кто-то спокойно справляется. Насколько это зависит от самого человека, а насколько - от обстоятельств?

- Да, действительно, многие молодые люди сталкиваются со сложностями в учебе. Причины этого могут быть самые разнообразные. Однако чаще всего это проблемы с самоорганизацией. Студент затягивает с подготовкой к экзаменам, не выполняет заданий вовремя. Все это, кстати, может быть следствием незавершенного подросткового кризиса. Не все, окончив школу, знают, чем хотят заниматься в будущем, поэтому выбирают профессию под влиянием родителей, а не исходя из собственных желаний. Это приводит к детскому отношению к учебе и сопротивлению взрослой жизни.

Один мой хороший знакомый говорил, что институт - это не школа, за 11 лет не закончишь. Именно психологическая неготовность к взрослой жизни, неумение общаться со сверстниками выливаются во множество проблем в учебе.

Конечно, обстоятельства тоже не стоит сбрасывать со счетов. Если приходится поступать в университет другого города и начинать жить самостоятельно, вдали от родителей и друзей, это действительно тяжело. Дополнительная сложность - совмещение учебы с работой. Ведь студентам зачастую приходится зарабатывать себе на жизнь самостоятельно…

Однако я считаю, что от человека действительно зависит многое. Постарайтесь настроить себя на то, что университет - это не только овладение профессией, но и некий переходный этап к взрослой жизни. Это отличная возможность научиться преодолевать трудности, выстраивать отношения в коллективе, брать на себя ответственность за собственную судьбу. Эти умения пригодятся не меньше, чем профессиональные навыки. Такой взгляд на проблемы в обучении позволит психологически легче и спокойнее справиться со сложностями. Ведь это всего лишь еще одна из ступеней взросления.

- Какие основные причины для переживаний можно выделить? Что чаще всего встречается? Насколько это связано с воспитанием ребенка, общим климатом в семье?

- Переживания могут быть связаны и с оценкой студента преподавателем, и с отношениями в коллективе. Безусловно, важна и самооценка самого студента. Все переживания сугубо индивидуальны и зависят от особенностей личности, предыдущего опыта и упомянутого вами климата в семье. Но можно всю жизнь зависеть от чьего-то мнения, а можно развивать уверенность в себе, то есть начинать меньше ориентироваться на сторонние оценки, при этом прислушиваться к ним, но не считать чем-то сверхважным.

Мы уже говорили о психологическом взрослении, и это один из необходимых его этапов. Оценки в зачетке тоже не отражают вашего потенциала и способностей. Известны ученые, которые были далеко не лучшими учениками, и это не помешало им добиться высот в науке. Не придавайте этому слишком большого значения - и вы сможете избежать излишне сильных переживаний.

- Что все-таки делать, если ты оказался в ситуации «мамочки, у меня пять зачетов на этой неделе, я ни к чему не готов - как не сойти с ума»?

- Прежде всего - успокоиться. От зачетов с ума не сходят, а вот от сильных волнений и переживаний весьма страдают. Лучше сосредоточиться на ближайшем зачете и постараться быть к нему максимально готовым. Решать проблемы по мере их поступления в данном случае - хорошая стратегия. Помните поговорку «Глаза боятся, а руки делают»? Скорее всего, все окажется не таким уж страшным, как кажется. Тем более что все мы обладаем гораздо большими возможностями и ресурсами, чем сами думаем. Мой опыт проведения онлайн-тренинга раскрытия внутренних психологических ресурсов человека показывает, что его участники проблемы с учебой решают значительно легче и быстрее. Это говорит о том, что все мы обладаем достаточным потенциалом для этого. И чем спокойнее вы будете, тем больше этот потенциал сможет проявить себя.

- Что вы могли бы посоветовать родителям, которые вдруг выяснили, что их сын/дочь учится не так успешно, как они рассчитывали? Какие классические ошибки делают мамы и папы?

- Весьма поучительна история про Томаса Эдисона, которого в школе считали ограниченным и даже называли слабоумным, неспособным к учебе. Его мать стала обучать Томаса самостоятельно на дому. Как вы знаете, Эдисон стал одним из величайших изобретателей. Так что мой основной совет родителям: сохранять веру в своих детей и делать все, чтобы дети сами в себя поверили.
Расскажу и трагическую историю. Студентка, не сдав экзамена, покончила с собой. Она опасалась, что родители в ней разочаруются. Конечно, родители все отдали бы, чтобы видеть своего ребенка живым и здоровым. Да и какая разница, окончила бы она вуз или нет. Сделайте так, чтобы ваши дети знали, что вы их любите и цените независимо от успехов или неудач.

- Как избежать безумного перфекционизма по поводу учебы и спокойно работать в своем темпе, не загоняя себя в угол?

- Это сейчас очень модная тема. И, конечно, в Интернете можно найти множество рекомендаций психологов о том, как облегчить жизнь перфекционисту. Значительную часть нашей беседы мы посвятили взрослению. Еще один его аспект, который поможет перфекционисту, - это осознание несовершенства нашей земной жизни. Постоянное стремление к идеалу может обернуться значительным психологическим перенапряжением. Также оно может вылиться в откладывание на потом выполнения учебных заданий из-за неуверенности в их безупречном исполнении. Тем не менее перфекционизм имеет и положительные стороны, если научиться использовать стремление к совершенству разумно. Ставьте перед собой конкретные сроки выполнения заданий. Ведь к идеалу можно стремиться бесконечно, а вам нужно приучить себя к дисциплине. Чтобы работать в своем темпе, не загоняя себя в угол, составьте график учебы, подготовки к сессии. И не забудьте включить в этот график время для отдыха.

Беседовала Анна Глебова

Такое случается с каждым. Преподаватель возвращает вам контрольную работу или задание, с которым, как вам казалось, вы справились на “отлично”, и тут ваше сердце падает в желудок. У вас плохая оценка, даже не средняя. Вопросы один за другим затапливают ваше сознание. Как вам улучшить показатели успеваемости? Что скажут родители? Какая оценка теперь будет в конце года? Чтобы вернуться в колею и избежать этой ошибки в будущем, вам нужно знать, как правильно действовать в этой ситуации. Начинайте с первого пункта данного руководства, чтобы узнать, как пережить плохую оценку.

Шаги

Часть 1

Сохраняйте спокойствие

    Позвольте панике быстро пройти. Когда мы получаем плохую оценку, мы паникуем (если только для вас это не привычное дело). Нам кажется, что мы потеряли наш ум, внимание, наш талант и силу. Но ведь это не то, как обстоят дела в целом. Каждый из нас может оступиться. На самом деле те ошибки, которые мы совершаем в нашей жизни, как раз и делают из нас тех людей, которыми мы являемся, они учат нас исправляться и добиваться лучших результатов в следующий раз.

    Напомните себе о том, что одна плохая оценка не разрушит всю вашу учебную карьеру. Учебная карьера состоит из множества различных тестов и контрольных работ, а не только из тех заданий и презентаций, которые вы делаете в классе. Она зависит от отношений, которые вы строите с вашими преподавателями; от влияния, которое вы оказываете на ваших друзей; и самое главное – от того, чему вы научитесь . Судить об успехе вашей академической карьеры по одной оценке – все равно, что судить об успехе вечеринки по одному прибывшему гостю. Такие суждения далеки от точности.

    На всякий случай убедитесь, вернитесь к тесту и пересчитайте ваши балы. Убедитесь, что преподаватель не допустил ошибки, подсчитывая ваши балы или подводя итоговую оценку. Помните: даже учителя математики допускают ошибки в подсчетах!

    • Если вы все же обнаружили ошибку, проверьте еще раз и потом найдите время поговорить с вашим преподавателем. Вместо того чтобы делать акцент на ошибке – "Вы ошиблись в моем тесте, быстро поменяйте мою оценку!" – постарайтесь проявить больше понимания. Помните, что медом вы приманите больше пчел, чем уксусом. Попробуйте что-нибудь такое: "Я заметил, что вот здесь не посчитано, или я чего-то не понимаю?"
  1. Осторожно выясните, какие оценки получили ваши одноклассники. Вероятно, вы не станете очень расстраиваться, если получили “3” или “3 -”, когда все остальные тоже получили “тройки”, ведь это значит, что вы получили оценку в пределах нормы. Тем не менее, будьте осторожны, когда станете выяснять оценки других – они могут не захотеть делиться с вами или пожелают взамен узнать ваш результат.

    • Если ваш преподаватель пропорционально занизил всем оценки, тогда и на ваш результат будут смотреть с учетом оценок всех остальных. Таким образом, если “4 -” – максимальная оценка по тесту, тогда она становится “пятеркой”, и “тройка” превращается в ”четверку”.

Часть 2

Поиск помощи, чтобы улучшить ситуацию
  1. Поговорите с вашим преподавателем о возможных путях улучшить ситуацию. Учителя обожают, когда студенты, получившие плохую отметку, выказывают желание учиться и повышать успеваемость. Это заставляет преподавателей чувствовать себя успешными, делающими правильное, хорошее дело. Поэтому если вы подойдете к вашему учителю и скажете что-нибудь вроде "Здравствуйте, Юлия Сергеевна, мне не понравилось то, как я показал себя на тесте. Можно как-нибудь про это забыть и поработать над тем, чтобы написать лучше следующую работу?", ваш преподаватель просто потеряет сознание от удовлетворения.

    • Даже если это вызовет у вас трудности, вы можете извлечь много хорошего от встречи с вашим преподавателем:
      • Преподаватель объяснит вам проблемы, в которых вы ошиблись, и идеи, с которыми не разобрались.
      • Преподаватель увидит, что вы хотите учиться, и может учесть это в вашей финальной оценке.
      • Преподаватель может дать вам задание для дополнительных баллов.
  2. Попросите помощи у учеников, которые справились с тестом лучше. Помогать другим – это приятно, и именно поэтому многие ученики, которые хорошо написали работу, помогают тем, кто справился хуже. Только убедитесь, что вы действительно потратите время на учебу и работу, а не на шутки и болтовню. И постарайтесь выбрать того, кого не считаете очень уж привлекательным, и к кому у вас нет тайной симпатии – все мы знаем, какая будет "учеба", когда мы находимся в одной комнате с парнем-красавцем или прекрасной девушкой.

    Подумайте о том, чтобы рассказать родителям о плохой оценке. Хотя вы можете этого и не делать, разговор с родителями на эту тему все же очень хорошая идея. Ваши родители беспокоятся о ваших успехах. Вот почему их волнуют ваши плохие оценки – не потому что они хотят сделать вам неприятно. Помня об этом, вам будет легче открыться перед ними и, надеемся, получить нужную помощь и поддержку.

    • Ваши родители могут сесть и объяснить вам, в чем вы допустили ошибку; они могут нанять репетитора, который поможет вам с учебой; они могут также договориться о встрече с вашим преподавателем (хоть и необычно делать это после одной плохой оценки), для того чтобы узнать, как вы можете улучшить свою успеваемость.

Часть 3

Успех в следующем тесте
  1. Занимайтесь эффективно, не обязательно долго. Многие считают, что учиться правильно означает учиться долго. Это не всегда верно. Целенаправленная учеба с энтузиазмом часто побеждает долгие часы монотонного труда.

    Записывайте свои пометки и замечания от руки, а не на компьютере или ноутбуке. Исследования показали, что письмо ручкой на бумаге улучшает вашу память, в отличие от простого печатания на компьютере. Это происходит из-за того, что написание букв и цифр активирует отделы головного мозга, отвечающие за моторную память. Улучшение моторной памяти означает улучшение памяти вообще и запоминание той информации, которую вы записываете.

    Время от времени делайте перерыв, чтобы освежать память. 10-и минутные перерывы раз в час помогают в запоминании и освоении материала. Одну шестую часа вы можете потратить на то, чтобы пройтись, поиграть с собакой или позвонить вашему другу и посочувствовать ему, прежде чем возвращаться к учебе.

    Сделайте тренировочный тест перед реальным тестом. Тренировочные тесты – отличное решение, если вы сможете их раздобыть. Они дают вам хорошее представление о проблемной области ваших знаний и о том, над чем вам нужно еще поработать. Практика – путь к идеальному результату.

    Постарайтесь не зубрить. Если вы можете обойтись без зубрежки, лучше от нее отказаться. Она изматывает, ухудшает ваше понимание материала и иногда снижает вашу уверенность в своих силах.

    Хорошо выспитесь перед контрольной. Исследования показали, что каждый потерянный час ночного сна увеличивает уровень стресса на 14%. Это не кажется такой уж проблемой до тех пор, пока вы не увидите, насколько стресс влияет на вашу успеваемость. Так что хорошо высыпайтесь как минимум несколько ночей перед важной контрольной, чтобы дать вашему телу максимальные шансы на успех.

    Хорошо позавтракайте утром перед тестом. Ваш мозг и ваше тело требуют топлива для того, чтобы хорошо справиться с контрольной. Так что отличный завтрак – важный приоритет, который не стоит упускать из виду. Попробуйте несладкие каши, цельнозерновую выпечку, йогурты и мюсли, овсянку и свежие фрукты, чтобы дать вашему телу необходимую энергию для прекрасных результатов.

Знаешь зачем должны существовать оценки? Они должны, должны(2х) показывать результат твоей работы за некий промежуток времени. Семестровая кр - результат работы за семестр. Ср за тему - за месяц, и т.д.

Но вовсе не всегда оценки ставят справедливо. Если ты знаешь 90% всего материала, что идет по плану школьной программы - то тебе не о чем волноватся. Если нет, и оценка стоит справедливо (хоть и "плохая" для тебя) - то подтягивай, жизнь этому и учит: учиться на ошибках, своих и остальных.

Если спрашивать "взрослых дядь", которые реально мыслять по-взрослому, то они скажут, что со школы тебе пригодится максимум 20% материала, но школа ж учит не только знаниям (теоремы Пифагора, химическими элементами Менделеева), она ж учит жизни.

Однажды, преподавателю математики Джеремми Куну задали вопрос, над которым ломал голову каждый из нас: "и где же мне пригодятся все эти ваши синусы, косинусы, интегралы, и вся прочая алгебра с геометрией"? В отличии от большинства своих коллег, Джеремми не растерялся, и назвал 5 причин, почему математика это важно.

1. Математика учит признавать свои ошибки. И не просто признавать их, но и двигаться вперед, чтобы все-таки одержать долгожданную победу над неразрешимой задачей. Допустим, Карл и Клара стоят над написанным на школьной доске уравнением. Клара уверена, что уравнение решено верно, а Карл точно знает, что нет. Проходит час, за который эти двое меняются ролями: Клара верит, что уравнение ошибочно, а Карл топает ногами и называет Клару невероятной тупицей. Фантастическая ситуация? А ведь математики встречаются с таким чуть ли не каждый день. Спросите любого учителя, что нужно делать, если задача никак не решается. Ответ будет очень простым: "Начните сначала и попробуйте пойти другой дорогой. А главное, не переживайте из-за допущенной ошибки, ведь именно она в конечном счете направила вас по верному следу".

2. Математика помогает подбирать точные и правильные слова. Точность - вежливость всех математиков. С этим Довольно сложно поспорить, ведь у каждого термина и укаждого явления есть свое очень четкое определение. Помните, как учителя заставляли нас наизусть зазубривать определения геометрических фигур или, например, условия теоремы Пифагора? В школе мы понятия не имели, где эти знания смогут нам пригодиться, но давайте подумаем: всегда ли мы произносим слова, ни на секунду не сомневаясь в их значении? Сможете ли вы, не задумываясь, ответить что такое мир, что такое счастье или что такое любовь? Совпадут ли ваши ответы на эти вопросы с ответами ваших родных и близких? А главное, сумеете ли вы назвать то, у чего нет точного определения?

3. Математика учит мыслить на несколько шагов вперед. Решать математическую задачу все равно что играть в шахматы. Любой неверный, неосторожный шаг может привести к катастрофическим последствиям. Как часто, делая домашнее задание по алгебре, вы заходили в тупик лишь из-за того, что вместо плюса ставили минус? Даже самая крохотная ошибка может нарушить все планы и стать огромной преградой на пути к заветной мечте. А математика учит нас быть внимательными и ответственными за собственные поступки. Не мало, правда?

4. Математика учит никогда не сдаваться. Ведь если ты не решишь задачу, ее обязательно решит кто-нибудь другой. Так почему бы не стать первым?

5. "То, что я утверждаю сейчас, - ложно" - Именно так звучит знаменитый "парадокс лжеца", который как нельзя точно описывает то, что происходит в современной науке. Множество теорем, правил и aксиом, которые раньше считались верными, а теперь перестают работать. А это значит, что не стоит слепо доверять даже самому авторитетному мнению до тех пор, пока вы не разобрались во всем сами. Ученые называют это "разумным скептицизмом", которому нас так хорошо учит математика.

ПыСы. Извините за ошибки, я просто хохол.

Как научиться не переживать из-за учебы?

    Вас здесь все в основном стараются убедить, что вы напрасно переживаете. В общем-то они правы, но на вопрос дан только один ответ - что надо совершенства добиваться. Это, действительно, поможет меньше волноваться. И если у вас будет что-то еще важное, кроме учебы, оно оттянет на себя часть эмоций, и тем снизит тревожность по поводу оценок и зачетов. К слову сказать, в школе была завуч, которая вела биологию. до сих пор с неприязнью ее вспоминаю. Она никогда не ставила пятерок, утверждая что на 5 не знает даже она. Вот так. Спорить мы не смели, хотя даже троечники знают, что для оценок есть критерии, и для отличных не требуется быть Господом Богом.

    Если все в порядке, то и переживать нет причины. А если переживаете, значит есть на то причина. Удалите эту причину и живите спокойно.

    Ой,ну и что это за неудачи? Оценки что ли? Не гонитесь за ними,знания вколачивайте в голову. Я дочь свою никогда не ругала за оценки,т.к. главное для не были знания. А оценки - блеф. С дочкой в школе золотая медалистка училась,которая до сих пор пишет лудьше, и английский знала на трояк(а моя дочь свободно говорит на английском-много самостоятельно занималась). Озаботьтесь прочными знаниями и не переживайте. Вон у меня дочка на днях курсовик защищала,сделанный от начала до конца самостоятельно - 95 % оригинальности,ей 4 поставили, а сокурсницы купили - им 5. Что теперь удавиться что ли? Да только эти пятерочницы спят и видят,как скорее корочку бакалавра получить и домой свалить в регион. А мою дочь ждут в магистратуре,она участница научных конференций с дипломами 1 степени, она получает знания,а не корочку. Послушайтесь моего совета и не переживайте по пустякам.

    Не надо так дальше строить свою жизнь, всегда будут какие то вопросы, которые придется решать, находить выход из ситуация, так что ж теперь, все нервы себе истрепать! Выполняйте все задания, когда знаешь предмет, то уверенность приходит сама собой, даже если чего не знаете, не надо бояться, ну не убьют же вас!

    Не стоит. Учеба не самое главное в жизни, в жизни главное-жизнь своих близких и родных

    Если что то не получается в учбе в школьные годы или даже в институте или ещ в каком то учебном учреждении, не стоит сильно расстраиваться, Жизнь всему научит! Если преподаватели ставят низкую оценку, а ты уверен(а) что ты знаешь на хорошо или отлично, то это ты уже должна доказывать сама себе, это твоя жизнь и ты должен(на) сам(а) решать как тебе жить и кем тебе БЫТЬ.! А нервы портить себе из за это, просто не стоит!! Жизнь прекрасна и без похвалы учителей, тем более если не ценят учащегося по его уму.

    Вспомните свои школьные годы. Сколько было напрасных волнений?

    Вспоминайте конкретные отдельные случаи. Переживайте их заново. Попробуйте спрогнозировать, что такого страшного случилось бы, если бы Вы в тот раз не выучили? И Вы поймете, что НИЧЕГО.

    Я - почти отличница в школе и почти двоечница в университете. Так вот мне гораздо более полезен по жизни опыт двоечницы: отвечать на вопросы, не выучив тему, участвовать в переговорах без длительной подготовки. Подготовить большой отчет за одну ночь и т.д. А что у меня в зачетке стояло - теперь уже не важно.

    Учеба - волнительный момент, это и сдача зачетов, экзаменов, во время которого каждый немного испытывает стресс, потому что многое зависит от того, как сдать экзамены. От этого зависит дальнейшая учеба и окончание обучения.

    Не удивительно, что волнительно, потому что каждый волнующий момент - это небольшой стресс.

    Стресс, если его немного стимулирует. Например, перед подготовкой к учебе в результате стресса мобилизуются силы и ученик/студент с этими силами и высвободившимися энергетическими дополнительными возможностями и резервами упорно штудирует предмет перед экзаменом. Только не хорошо, если стресс затягивается. Окончив обучения и стоя перед дверьми кабинета, где сдают экзамены, следует взять себя в руки, успокоится, это поможет собраться и хорошо сдать предмет.

    Если стресс затягивается, входит в привычку, то надо учиться быть спокойнее, ко всему относиться спокойнее, потому что учеба в жизни не стоит никаких нервов, никакого чрезмерного напряжения.

    Стоит выполнять упражнения на расслабление, для учебы - свое время, а сделав дела освободиться и отдыхать, хорошо питаться и высыпаться, не придавать значения некоторым моментам чрезмерно и более адекватно реагировать, контролировать своими силами.

    Учеба часто нервный момент, не стоит зацикливаться на этом.

    Нужно понять, что беспокойство приносит только вред. Учебу, да и другие виды деятельности, надо планировать, разбивая на доступные в исполнении этапы, с указанием реальных сроков. Концентрироваться нужно именно на этих этапах.

    Лучший способ перестать волноваться по какому либо делу - это взять его под полный контроль. А для этого просто напросто надо стать профессионалом в своем деле.

    Конечно, это не дает стопроцентной гарантии, учитывая тот факт, что есть люди (начальники, преподаватели, чиновники, судьи и т.д.) которые приложат все усилия, чтобы опустить человека. Но здесь уже следует пытаться жаловаться вышестоящим инстанциям. Хотя и это не гарантия. Правда, увы, достижима не всегда. иногда приходится признать сво поражение.

    Когда я училась в институте, тоже постоянно переживала из-за оценок. У меня есть одна тройка, по экономической теории. И в свое время я даже хотела пойти и сдать экзамен повторно.

    Сейчас же одновременно с улыбкой и грустью вспоминаю это. Во-первых, вышло так, что ни один работодатель не посмотрел на дополнение к моему диплому. Было только важно, что сам диплом есть, а оценки не играли даже второстепенную роль. Практический опыт ценился в разы больше. Во-вторых, оказалось, что я потратила кучу времени на переживания из-за оценок. А ведь это время я могла посвятить изучению чего-либо интересного. Или даже банальным прогулкам. Ведь когда выходишь на работу, времени становиться меньше. И глупо сейчас сидеть и переживать о том, что с огромной вероятностью не повлияет на дальнейшую жизнь.

    И последнее. Оценки ставят по некому стандарту. И не вписываться в этот стандарт - не значит плохо понимать предмет. Пытайтесь получить знания, пытайтесь применять их в жизни. А оценки оставьте для других.

    Поверьте все ваши неудачи в учбе ничего не стоят. Не нужно на них зацикливаться,а нужно зацикливаться на саморазвитии. Большее количество информации школьной не пригодится,а вот то что вы будете сами вычитывать, изучать вам пригодится(вы же сами захотели этого). В итоге не стоит обращать столько много внимания на не успехи в учбе, а лучше на успехи в саморазвитии(допусти поставили себе планку сколько нужно читать и читаете). Удачи!