Технология работы родителями доу презентация. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Основные формы взаимодействия с семьей

М.С.Арсеньева старший воспитатель д\с 21 «Сказка» сайт

Слайд 2

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Слайд 3

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи – знакомства, посещение семей, анкетирование семей. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет – журналов, переписка по электронной почте. Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары- практикумы), проведение мастер – классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Слайд 4

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

Образовательная область «Здоровье» Образовательная область «Физическая культура» Образовательная область «Безопасность» Образовательная область «Социализация» Образовательная область «Художественное творчество» Образовательная область «Музыка»

Слайд 5

Основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия: между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться; между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления; между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения; между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

Слайд 6

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Слайд 7

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно – правовых документов, в т.ч. «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других. Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого – педагогических, физиолого - гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

Слайд 8

В области дошкольной педагогики родителям важно:

знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми. Педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально – педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.

Слайд 9

В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах сотрудничества. Признаками такого сотрудничества являются:

осознание цели деятельности каждым участником процесса; четкое разделение и кооперация труда между его участниками; личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем; положительные межличностные отношения. детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Слайд 10

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

изучение семей детей; привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения; изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Слайд 11

единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей; взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду; установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики; взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе; изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания; использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, наглядные формы пропаганды; индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом; систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми; привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.

Слайд 12

Спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

1. Первые контакты между семьями и ДОУ приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора. 2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т.п.; посещений родителей с тем, чтобы они помогли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения. 3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д.

Слайд 13

(продолжение)

4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий. 5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам или осуществляют часть домашнего плана. 6. Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом. 7. Эффективны общественные мероприятия для родителей; посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п. 8. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Слайд 14

Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. В тоже время преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имею специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, из взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не получает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что родители – его союзники и он не может обойтись без совета и помощи. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей – единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организованна совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

Слайд 15

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

первый - актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка; второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении; третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно – деятельностный подход. Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.

Слайд 16

Основные блоки по работе с родителями

Слайд 17

Совместные мероприятия педагогов и родителей

  • Слайд 18

    Анализтеории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе – организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов – создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах. Например, формы познавательной деятельности – это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.

    Слайд 19

    Формы трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п. Формы досуга – подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др. Формы активизации – дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решений кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.

    Слайд 20

    Наглядные формы: библиотеки и папки – передвижки, видеофильмы, памятки – рекомендации для родителей и детей, открытки – приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др. Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др. Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.

    Слайд 21

    В теории и практике определен ряд общих задач по работе с родителями в дошкольных учреждениях:

    изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.); обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; использование опыта деятельности других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями; расширение средств и способов работы с родителями; обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

    Посмотреть все слайды

    Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №246 ОАО «РЖД» выполнила заместитель заведующего по УВР Кустова И.Ю.


    Семья – это счастье, любовь и удача,

    Семья – это летом поездки на дачу.

    Семья – это труд, друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно! Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно!

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Наша интересная жизнь с Родителями!


    • Ещё до прихода ребёнка в ДОУ, между детским садом и родителями появляются первые контакты, которые позволяют родителям поближе узнать наш детский сад:
    • - родители посещают группы детского сада, знакомятся с педагогами, предметно-развивающей средой,
    • - родители знакомятся с нормативными документами ДОУ (Устав, лицензия),

    • - родители знакомятся с важными адаптационными моментами,
    • - оформляется родительский договор.

    В основе работы с родителями лежит принцип сотрудничества и взаимодействия.

    Родители – первые помощники и активные участники педагогического процесса, они постоянно в ведении всех направлений работы детского сада.


    Важная форма взаимодействия детского сада и семьи - совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников. Мы выделяем основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

    Привлечение родителей к активному участию в деятельности учреждения;

    Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

    В своей работе мы используем как традиционные формы (собрания, консультации, беседы), так и новые: "круглые столы", игровые тренинги, где происходит сближение родителей, педагогов и детей.


    Основные формы работы с родителями:

    Совместные праздники и досуги, занятия с участием родителей

    Групповые и общие родительские собрания, работа с родительским комитетом

    Индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями

    Дни открытых дверей, дни общения, дни добрых дел

    Мастер-классы, оформление фотомонтажей, коллажей

    Родительская почта, родительские гостиные, семейный вернисаж


    Педагогический совет с участием родителей

    Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

    Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

    Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

    Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов) .


    Родительское собрание

    Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей.

    Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

    Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру проведения собрания.




    • Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
    • Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
    • Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы.
    • Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.
    • Помните!!! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.
    • Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
    • Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
    • Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.
    • Будьте терпеливыми к ним.

    • Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
    • Поддерживайте тесные контакты.
    • Высказывайте свою признательность им.
    • Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
    • Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
    • Поощряйте посещаемость родительских собраний.
    • Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
    • Обучайтесь навыкам сотрудничества.
    • Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.

    Спасибо за внимание!



    Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются документы международного права: Закон РФ «Об образовании» Конституция РФ Конвенция ООН о правах ребёнка Семейный кодекс РФ Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» В Законе РФ «Об образовании» ст.18 записано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте»


    Руководящая и организующая роль ДОУ по отношению к семье характеризуется комплексом факторов: Планомерное, активное распределение педагогических знаний родителей; Практическая помощь семье в воспитании детей; Организация пропаганды положительного общественного и семейного воспитания; Вовлечение родителей в педагогическую деятельность; Активизация их педагогического самообразования и др.


    В основе концепции взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». СОТРУДНИЧЕСТВО- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Признаками сотрудничества являются: - осознание цели деятельности каждым участником процесса; - личный контакт участников с обменом информацией; - положительные межличностные отношения. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ- представляет собой способ организации совместной деятельности и с помощью общения.


    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышения уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей


    Формы общения с родителями: ТРАДИЦИОННЫЕ: 1.Коллективные -групповое родительское собрание -круглый стол -родительский комитет 2.Индивидуальные -беседы -консультации -посещение семей на дому 3.Наглядно-демонстрационные -тематические фотовыставки -выставки детских работ -стенды -папки- передвижки НЕТРАДИЦИОННЫЕ: 1.Информационно-аналитические -почтовый ящик -анкетирование -«Телефон доверия» 2.Досуговые -участие в праздниках и развлечениях -участие в выставках и конкурсах 3. Познавательные -педагогическая библиотека для родителей -деловая игра -консультации практикумы -родительские конференции -семейные клубы


    Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям Воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблеме воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Воспитатель должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.



    Формы и методы работы с родителями в ДОУФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С
    РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
    Воспитатель первой
    квалификационной категории:
    Мухамадиева Н. А.

    «От того, как прошло детство, кто вёл
    ребёнка за руку в детские годы, что вошло
    в его разум и сердце из окружающего мира –
    от этого в решающей степени зависит, каким
    человеком станет сегодняшний малыш».
    (В. А. Сухомлинский)

    "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального

    "РОДИТЕЛИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫМИ ПЕДАГОГАМИ. ОНИ
    ОБЯЗАНЫ ЗАЛОЖИТЬ ПЕРВЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО,
    НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ".
    (ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»)
    «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
    СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
    (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ И
    ОБРАЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»
    «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ
    ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА,
    НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ СОВМЕСТНО С СЕМЬЕЙ НА
    ОСНОВЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПОДДЕРЖКИ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ СЕМЬИ»
    (ФГОС ДО)

    Основные задачи работы с родителями:

    ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ
    С РОДИТЕЛЯМИ:
    взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного
    развития личности ребенка
    установить партнерские отношения с семьей каждого
    воспитанника
    объединить усилия для развития и воспитания детей
    активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
    поддерживать их уверенность в собственных педагогических
    возможностях

    Принципы взаимодействия с родителями:

    ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    С РОДИТЕЛЯМИ:
    Доброжелательный
    стиль общения
    педагогов с родителями
    Сотрудничество, а не
    наставничество
    Готовимся серьезно
    Динамичность
    Индивидуальный
    подход

    Традиционные формы работы ДОУ с семьей:

    ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ
    С СЕМЬЕЙ:
    Коллективные – общие и
    групповые родительские
    собрания, консультации
    Индивидуальные –
    консультации эпизодические и
    систематические, по запросам
    родителей, индивидуальные
    беседы.
    Наглядные – памятки,
    тематические выставки,
    папки - передвижки, ширмы,
    информационные стенды.

    Нетрадиционные формы работы с семьей предполагают:

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
    С СЕМЬЕЙ ПРЕДПОЛАГАЮТ:
    открытость детского сада для семьи (каждому
    родителю обеспечивается возможность знать и
    видеть, как живет и развивается его ребенок);
    сотрудничество педагогов и родителей в
    воспитании детей;
    создание активной развивающей среды,
    активных форм общения детей и взрослых,
    обеспечивающих единые подходы к развитию
    ребенка в семье и в ДОУ.

    Нетрадиционные формы работы ДОУ с родителями:

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ С
    РОДИТЕЛЯМИ:
    Информация о группе, детском саде на сайте ДОУ, воспитателей.
    Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы
    Презентация группы
    Тематические досуги, утренники
    Оформление стенгазет, книжек - самоделок, фотомонтажей
    Семинары– практикумы, мастер – классы
    Театрализованные представления для детей с участием родителей
    Участие родителей в подготовке к праздникам
    Совместное создание развивающей предметно - пространственной
    среды
    Тематические выставки, творческие задания
    Интервью с родителями и детьми на определенные темы
    Конкурс семейных талантов

    Семинары – практикумы, открытые занятия

    СЕМИНАРЫ – ПРАКТИКУМЫ, ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ

    утренники, развлечения, тематические досуги

    УТРЕННИКИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ
    ДОСУГИ

    Спортивные праздники и соревнования

    СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И
    СОРЕВНОВАНИЯ

    Совместное создание развивающей предметно - пространственной среды

    СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ
    ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

    на участке

    НА УЧАСТКЕ

    Организация тематических выставок, конкурсов

    ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ
    ВЫСТАВОК, КОНКУРСОВ

    Наши достижения

    НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

    Как активизировать участие родителей?

    КАК АКТИВИЗИРОВАТЬ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ?
    Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
    Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей.
    Привлекайте родителей к участию в
    мероприятиях,
    утренниках, конкурсах, выставках.
    Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они
    могут оказать детскому саду.
    Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ
    и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется,
    высказывайте свою признательность им.
    Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте
    положительные оценки.
    Напоминайте родителям, что вы
    рады любому их участию.
    Поощряйте посещаемость
    родительских собраний.
    Сохраняйте конфиденциальность
    любой информации.

    Результаты использования нетрадиционных форм работы с семьей:

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
    Изменение характера вопросов родителей к воспитателям
    Рост посещаемости родителями мероприятий по
    педагогическому просвещению
    Инициатива со стороны родителей по проведению новых
    форм общения семей группы
    Изменение взаимоотношений воспитателя с родителями
    Осознание родителями воспитательной значимости их
    помощи ДОУ в педагогической деятельности
    Положительное отношение родителей к ДОУ,
    положительная оценка его деятельности

    «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь

    «ДЕТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ, СОЗДАННОЕ НАШИМ ТРУДОМ.
    ЗАНЯТИЯ,
    ВСТРЕЧИ С ДЕТЬМИ, КОНЕЧНО, ТРЕБУЮТ
    ДУШЕВНЫХ СИЛ, ВРЕМЕНИ, ТРУДА.
    НО ВЕДЬ И МЫ СЧАСТЛИВЫ ТОГДА, КОГДА СЧАСТЛИВЫ НАШИ ДЕТИ,
    КОГДА ИХ ГЛАЗА НАПОЛНЕНЫ РАДОСТЬЮ».
    В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

    "Какими бы прекрасными ни были наши детские дошкольные учреждения, самыми главными воспитателями, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую в этом возрасте не может заменить ни кто"-так считал В.А. Сухомлинский Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.


    Родители- главные воспитатели своих детей.Родители- главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психолого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психолого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.


    Формы сотрудничества с родителями Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего- либо, система организации чего-либо. Все формы с родителями подразделяются на коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.


    Содержание форм общения с родителями Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.


    Традиционные формы организации общения педагогов и родителей: Коллективные родительские собрания конференции круглые столы анкетирование по разным вопросам семинары Индивидуальные Беседы тематические консультации и т.д. Наглядно- информационные фотографии выставки детских работ ширмы папки-передвижки дни открытых дверей утренники информационные стенды буклеты


    Нетрадиционные формы общения Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.


    Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Информационно - аналитические социологи ческие срезы опросы «почтовый ящик» Досуговые совместные досуги праздники участие родителей и детей в выставках участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада выставках родительских работ по изодеятельности Познавательные семинары- практикумы родительская гостиная проведение собраний консультаций в нетрадиционной форме игры с педагогическим содержанием библиотека для родителей Наглядно- информационные информационные папки для родителей организация дней открытых дверей открытых просмотров занятий и других видов деятельности выпуск газет организация мини- библиотек защита семейных проектов презентация детского сада информация о детском саде на сайте


    Задачи взаимодействия Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи: Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.



    Доброволец. Гость группы Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.








    Дни открытых дверей В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.


    «Родительский университет» Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном. Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном. Круглый стол «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).


    Детско-родительский журнал «Лучик» Благодаря журналу «Лучик» родители из пассивных наблюдателей и слушателей становятся союзниками и активными партнерами. На мой взгляд, такое мероприятие хорошее дополнение к традиционным родительским собраниям, беседам, тематическим выставкам и т.п.Благодаря журналу «Лучик» родители из пассивных наблюдателей и слушателей становятся союзниками и активными партнерами. На мой взгляд, такое мероприятие хорошее дополнение к традиционным родительским собраниям, беседам, тематическим выставкам и т.п.