Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями «Эффективные техники речевого общения. Тренинг для педагогов ДОУ «Способы построения эффективного взаимодействия с родителями Техники общения педагога и родителей

Статья по психологии: «Учитель и родитель: конфликт или сотрудничество»

Автор работы: Мария Александровна Шпанагель, педагог-психолог.
Название работы: рекомендации педагогам для работы с родителями: «Учитель и родитель: конфликт или сотрудничество».
Содержание работы: данная статья будет полезна учителям и воспитателям, так как они имеют постоянный контакт с родителями воспитанников и учащихся. Умение выстраивать конструктивное общение с родителями – неотъемлемая составляющая педагогического мастерства. Эффективное общение педагогов и родителей позволит сделать учебно-воспитательный процесс более успешным, плодотворным.
Цель: повышать коммуникативную компетентность педагогов, преодолевать трудности педагогов в общении и взаимодействии с родителями, искать резерв для более эффективного общения, выделять причины возможных или истинных коммуникативных проблем; вырабатывать внутреннюю позицию на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества.
Задачи:
1. осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
2. развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей учащихся;
3. формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.
4. содействие повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям.
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Одна из проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные педагоги чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.
С чего начать общение
Важно установить контакт (узнать интересы, трудности, проблемы), подчеркнуть положительные черты ребенка, потом критику, обозначить проблему.
Выразить позитивное отношение: «Благодарю вас, что уделили внимание…»
Избегать фраз, содержащих неуверенность, обилие извинений:
«Извините, если я оторвала Вас от работы…», «Если у вас есть время меня выслушать…».
Избегать фраз, содержащих неуважение, пренебрежение к собеседнику: «Давайте быстренько поговорим», «У меня очень мало времени».
Избегать фразы-нападения: «Что за безобразие творится»,
Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.
Способ первый
Принцип чередования положительного и отрицательного (прием «сендвич»).
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.
Способ второй
Использование речевых штампов, нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.
Можно использовать такие речевые штампы:

Обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы...» «Вера Алексеевна! Я прошу... »(Сравните: «Вера Алексеевна! Вы должны…! Вы обязаны...!»)
Желательно озадачить родителя «Вы не замечали, что в последнее время...» «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно.., сегодня он снова...).
Проявить беспокойство о ребенке «Вы знаете, меня очень тревожит, что... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок... (такой-то), все время... ».)
Используйте стиль непрямых вопросов « Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить..?» (Сравните: «У Саши (такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к...(врачу, психологу, психиатру)».
Используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями «Давайте вместе попробуем поступить...(так или так)», «Давайте вместе подумаем, как мы можем помочь Саше...».

Проявляйте осведомленность и компетентность в обсуждаемой теме. Объективно опишите проблемную ситуацию, прогноз и возможную динамику в случае принятия того или иного решения. Позвольте собеседнику сделать выбор (альтернативный выбор). Обсудите сильные и слабые стороны такого решения. Показывайте компетентность, но не превосходство, фразы типа «а я лучше знаю», «я уверен», «и речи быть не может», «ошибаетесь», «Вы не правы» нежелательны. Можно ссылаться на мнение других специалистов, решение консилиума: «по решению специалистов», «по моему наблюдению».
Описание ситуаций должно быть конкретным. Избегать выражений со словами «всегда» или «никогда». «Ваш ребенок всегда мешает на уроках», «Он никогда не делает домашние задания». Отметить, на каких уроках он мешал, какие правила поведения нарушал, что именно не сделал и т.п.
Чтобы быть более убедительным, используйте словесные замки: «Так же ведь?», «Я правильно говорю?», «Правда же?».
Тем самым вы активно вовлекаете человека в получение информации.
Не ставить в пример другого ребенка. Недопустимы шутки, анекдоты, уменьшительно-ласкательные суффиксы (двоечка, тетрадочка и т.п.).
В конце встречи подвести итог: «Итак, мы решили…», «Предлагаю перенести нашу встречу, так как решение не принято…», «Какие выводы из нашей встречи вы сделали?», «Какое решение вы приняли?». Поблагодарить.
Способ третий
Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе
При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например:
Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.
или
Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается.

Марина ничего не может сделать сама!
или
Чтобы у Марины получилось, нужно делать вместе с ней.

Саша не может работать на уроке в одном темпе с классом.
или
Саша выполняет все задания на уроке, но ему для этого требуется больше времени.

Без помощи взрослого Коля не умеет договариваться с ребятами, работать совместно, часто конфликтует.
или
Под руководством взрослого Коля соблюдает инструкции, выполняет совместные дела с ребятами.

Способ четвертый
Применение при общении стиля «адвокат»
При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, не выражает своего одобрения или порицания, а просто оказывает помощь в сложившейся ситуации).
Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.
Способ пятый
Применение приема активного слушания
Приемы активного слушания для многих оказывается не по силам даже такой простейший прием, как умение слушать собеседника, не перебивая его. А ведь это – основа активного слушания и признак элементарной вежливости. Рассмотрим самые простые проявления из области метода активного слушания:
легкий наклон тела к собеседнику;
регулярные кивки головой во время речи собеседника;
вспышки глазами;
мимика, соответствующая предмету разговора;
поддакивание в знак согласия;
пояснения по ходу речи;
переспрашивание в конце высказывания («то есть, как я понимаю….»);
подведение итогов («в общем, вы решили…»);
выражение сопереживания;
эмпатия («это расстроило вас?») и т.д.
Техника активного слушания позволяет расположить собеседника к себе, убедить его в том, что для вас действительно важны его слова и даже позволяет вам влиять на его точку зрения, подводя его к новым выводам, используя только ту информацию, которую он вам выдал.
Способ шестой
Применение приема «Я – высказывания»
Я - высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
Схема "Я-высказывания"
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: Когда я вижу, что ты…; Когда это происходит…; Когда я сталкиваюсь с тем, что…
2. Точное называние своего чувства: Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.); Я не знаю, как реагировать…; У меня возникает проблема…
3. Называние причин: Потому что… ; в связи с тем, что…
Например:Витя пропускает очень много занятий. Я переживаю за успеваемость Вити из-за пропусков! Мальчик очень много времени проводит за компьютерными играми. Я переживаю, что Коля слишком увлечен компьютерными играми.
Если вы произнесли негативное предложение, ваш энергетический уровень ниже, чем при позитивном. При таком сообщении затрачивается много энергии и учителя, и учеников, и родителей, и они запоминают этот день, как неприятный. Избегайте таких предложений.
Литература
1. 7 золотых правил делового общения (заглавие с экрана) [Электронный ресурс].
2. Бодалева А.А., Спиваковская А.С., Карпова Н.Л. Популярная психология для родителей. МПСИ. Изд-во «Флинта», 1998.
3. Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе //Начальная школа. 1995. № 6.
4. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе // Начальная школа. 1996. № 7. С.17.
5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005. 240 с. (Серия «Методическая библиотека»)
Автор Тюлякова С.А. по материалам кн. "Коммуникативный тренинг "(педагоги, психологи, родители). Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К – СПб.: Речь, 2010
6. Швец И. С. «Как повысить эффективность взаимодействия педагогов
с родителями в инклюзивной школе».

Консультация

«Способы эффективного общения педагогов с родителями»

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.

Так, по данным самоанализа, проделанного педагогами столичных детских садов, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, неуверенность в своей правоте, неумение принять точку зрения родителей, нежелание искать подход к каждому члену семьи.

От характера взаимоотношений педагога с семьей зависит эффективность воспитательно-образовательной работы с ребенком. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника, - все это ведет к росту недоверия между воспитателем и семьей, рассогласовывает их действия.

Приемы эффективного общения с родителями.

В общении педагога с родителями можно выделить два вида общения:

  1. ​Групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
  2. ​Дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей.

С задачами фронтального общения воспитатель справляется, чаще всего, успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может дать практически любой педагог.

Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

  1. ​ психолого-педагогической подготовленностью;
  2. ​ коммуникативной культурой педагога;

​ 3. личностной психологической готовностью.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная Томасом Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

С помощью «Я-сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в напряженных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы, и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение.

Для того чтобы овладеть техникой «Я-сообщения» надо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

«Я-сообщение» состоит из четырех частей (таблица 1).

Первая часть – объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова «когда»: «Когда я вижу, что...»; «Когда я слышу...»; «Когда я сталкиваюсь с тем, что...». ВАЖНО: в первой части «Я-сообщения» вам нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Говорите о поведении человека (ребенка или родителя), но не давайте оценку его личности.

Во второй части «Я-сообщения» надо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека («Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение» и т.д.).

В третьей части «Я-сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение. Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, чем именно ваш партнер по общению может заменить свое поведение.

Необходимо стараться, чтобы «Я – сообщение» не переходило в «Ты (Вы) – сообщение», это ошибка, которая приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Этой ошибки можно избежать, если использовать безличные предложения.

Например:

  1. ​ Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! - неверно!

​ Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы - верно!

Конечно, чтобы пользоваться техникой «Я-сообщение», нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для воспитателя привычным, естественным навыком общения.
Возможно, сначала «Я-сообщение» покажется непривычным, искусственным, но важно не отступать, поскольку освоив такой способ общения, педагоги обязательно оценят его эффективность.

* Изложенный здесь материал о технике «Я-сообщение» может быть использован старшими воспитателями для проведения консультации и практических упражнений в применении данной техники на практике.

Примерный кодекс общения:

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя.

1. Постановка психологической цели.

– Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.

2. Организация начала диалога.

Церемония приветствия.

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.

3. Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4. Создание обстановки диалога заключается в том, что продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель – на детском стульчике.

Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка ), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка ), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

Вызывая родителя для беседы, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям дошкольника и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут»), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От воспитателя требуется умение слушать. После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Конкретные советы должны даваться воспитатель только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога . Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания-«резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.

1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)

Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.

Таким образом, педагог дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

Следите за своей позой!

Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены поведением (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.

Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.

Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области воспитания и развития его ребенка.

Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.

Наталья Гимазутдинова
Практикум для педагогов по построению эффективного общения с родителями воспитанников

«Общаться позитивно – что это значит» .

Цель : Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями .

Задачи :

1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии

с родителями ;

2. Содействовать повышению уверенности в себе;

3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения

с родителями .

А теперь давайте с вами настроимся на позитивное общение .

1.- Возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день!» желая друг другу в первую очередь здоровья.

Есть такое утверждение, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

На сегодняшний день я считаю, что общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ. Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения во многом зависит психическое здоровье человека – наше настроение, наши чувства и эмоции во время общения могут быть и положительные или отрицательные. У человека, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. И конечно же ведущая роль в общении принадлежит педагогу . Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями . Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Сейчас с вами проведем занятие на овладение практическими элементами в ситуации общения с родителями .

Практическая часть :

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя : свои сильные и слабые стороны.

1. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца» .

Цель : определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно, поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин) . (В кругу, сидя на стульях) .

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя ) .

2. Дискуссия «Я и родители моей группы » .

Цель : выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой» )

Вопросы к участникам : «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах ?»; «Помогают ли они Вам?» ; «Есть ли у Вас претензии к родителям ; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (записывать претензии родителей к воспитателям на доске ).

3. Составим письменный портрет. (нам нужно разделиться на две группы)

1подгруппа «Самый приятный родитель в общении » (описать качества)

2подгруппа «Самый трудный родитель в общении »

Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя с которым вам неприятно вступать в контакт? Есть у вас в группе такие родители ?

Что вы чувствовали при создании этого портрета?

Как вы считаете нужно ли искать пути контактов с теми родителями , которые вам неприятны?

4. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…» (давайте вспомним,кто говорил эти слова) правильно эти слова говорил Карлсон Малышу

Спокойствие являются одними из основных моментов в общении . А теперь давайте проверим какие же вы?

Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.

2. Говорите себе : «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оценивает себя как рассудительную, организованную личность.

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и ваши родители могут найти у вас утешение и поддержку.

Выбор третьего варианта свидетельствует о том, что у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.

Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с родителями можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашем нестандартном мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

5. «Правила построения эффективного общения » .

Общаясь с родителями , нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это :

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2. Имя собеседника

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать : «Здрась-те!» , а «Здравствуйте, Анна Ивановна!» .

3. Комплимент.

В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого : родителю его ребенка .

(Обыгрывание ситуаций)

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом) :

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз) . Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м) . Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе» . Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках) .

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!» . Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!» ) Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!» , «Нас всех беспокоит, что дети…» , «Наши дети…» , «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями . (Обыгрывание ситуаций)

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

1. Следите за культурой своей речи. Речь учителя должна быть эталоном. Трудно добиться взаимопонимания с учеником, допуская ошибку за ошибкой.

2. Контролируйте проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать).

3. Поощряйте учеников высказывать мысли, делиться догадками. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным на уроке. Внушайте детям мысль, что лучше ошибаться, чем бездействовать.

4. Учитесь слушать и понимать собеседника. Учите детей не перебивать говорящего.

5. Запомните сами и прививайте детям: можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основе изложенных ими мыслей.

6. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.

9. Старайтесь завершать контакт с учениками так, чтобы появилось желание встретиться вновь. Ученик должен получать удовольствие от общения с педагогом.

10.Пытайтесь преодолевать психологические барьеры. Для этого нужно:

– Постараться как бы «остановиться – оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении;

– в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)

Секрет успешного общения

Визуальное воздействие

Акустическое воздействие

Вербальное воздействие

Поза, жесты, то как часто вы смотрите собеседнику в глаза, манера поведения в целом – все это отражается на том впечатлении, которое вы производите на людей. Помните, что движения и мимика воздействуют в восемь раз сильнее слов, надо отдавать себе отчет в их возможностях и уделять им особое внимание

Интонационный рисунок и темп речи тоже влияют на восприятие наших слов окружающими. Поскольку почти на четверть речевое воздействие зависит от акустической составляющей, следует сделать так, чтобы это работало на вас.

Хотя вербальная составляющая играет не самую большую роль в том, какое впечатление вы производите, нужно помнить: впечатление рано или поздно забудется, в памяти останется только суть того, о чем вы говорили

Лариса Кузьмина

Тренинг для педагогов ДОУ "Способы построения эффективного взаимодействия с родителями».

Карьерные успехи человека на 80 % зависят от его умения общаться и только на 20 % - от уровня его профессионализма.

Д. Карнеги

В современных условиях жизни воспитатель должен быть подкован в таких областях как психология семьи и детско-родительские отношения, семейная педагогика и домашнее воспитание. еще лучше если он будет владеть методами и приемами эффективного взаимодействия, психолого -педагогического просвещения родителей.

После проведенного мною анкетирования педагогов по анкете самоанализа воспитателя по работе с родителями, выявлено, что одной из причины трудностей в работе, это трудности связанные с взаимодействием и общением с родителями воспитанников. Неуверенность в умении вести конструктивный диалог, а порой и отсутствие знаний психологии общения, подрывают уверенность в себе как профессионала.

В связи с этим просто необходимо интерактивные мероприятия с данной тематикой, поскольку они направлены на расширение знаний и развитие способов эффективного общения, формированию умения адекватно выражать свои чувства и понимание выражений чувств и поведения других людей, повышение уровня рефлексии, создание мотивации для дальнейшего саморазвития педагогов.

Продолжительность тренинга: 1 час

Материал: матрешка 5 составная, фломастеры на каждого участника, листы бумаги А4, по числу участников, 1 шляпа, бельевая веревка 2,5 метра, мяч, музыкальный центр, запись веселой музыки для игры со шляпой.

Цель: способствовать восполнению знаний педагогов и само -рефлексии во взаимоотношениях с родителями.

Задачи:

1. Актуализировать понимание проблемы во взаимодействии с родителями.

2. Обучить приемам эффективного вербального и невербального общения.

3. Способствовать самопознанию и самосовершенствованию.

Ход занятия

Вступление и упражнение «Матрешка»

Сконцентрировать внимание педагогов на понятии ценности каждой личности и подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого человека.

Цель: осознание своих личностных качеств, принятие себя, активизация своих внутренних ресурсов для изменений и совершенствования.

Участникам предлагается 5 составная матрешка, которую разбирает ведущий и с помощью участников составляет портрет человека с внешними и внутренними качествами.

В первом случае (внешняя, видимая часть матрешки) обсуждается вопрос:

1) Как вас воспринимают окружающие?

Во втором (вытаскивается вторая матрешка) участники отвечают на вопрос:

2) Как вас воспринимают на работе коллеги?

В третьем (вытаскивается матрешка) участники отвечают:

3) Как вас воспринимают дома?

В четвертом (вытаскивается четвертая матрешка)

4) Какое свое качество вам хотелось бы скрыть от других?

В пятом случае (вытаскивается последняя маленькая матрешка)

5) Какая я вы на самом деле?

Обсуждение:

Какие черты (качества) труднее было найти (положительные или отрицательные? Почему?

Какие чувства возникли? Ответы участников.

Практическая часть

Упражнение «Геометрические фигуры»

Цель: обучение навыкам сплоченной командной работы, формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками невербального общения.

Педагоги встают в круг, берут в руки веревку. Закрывают глаза. По команде ведущего они должны встать в ту геометрическую фигуру, которую назовет ведущий (квадрат, круг, треугольник)

Обсуждение. Что мешало и что помогало выполнить это упражнение?

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: показать искажение информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Показать эффект избирательности; в первую очередь как искажаются и теряются блоки информации, без эмоционального окрашивания информации.

Все участники кроме одного выходят за дверь. Оставшемуся ведущий передает в устной форме сообщение. Содержащее несколько предложений, знакомой и интересной для участников.

Пример сообщения

Для нашего детского сада купили новые

компьютеры. Через месяц в помещение где

сейчас находится пед. кабинет, поставят

компьютеры, а пед. кабинет перенесут в

пустующий кабинет на втором этаже. По

вечерам в нерабочее время можно будет

работать на них тем, кто отработает 30

минут после работы на благоустройство

территории детского сада.

Получивший сообщение участник зовет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т. д. очень полезно записать это упражнение на видеокамеру, при обсуждении иметь возможность воспроизвести и проанализировать ход искажения информации. (при получении сообщения можно задавать уточняющие вопросы, после упражнения сравнить результат.

Обсуждение. Что вызвало искажение сообщения при его передачи от участника к участнику?

По окончанию упражнения ведущий рассказывает педагогам о том, как в психологии понимается сущность общения, для чего оно нужно и от чего зависит его эффективность (длительность беседы 10-15 минут). Вот план подобной информационного блока.

Информационный блок «Психология общения».

1. Общении: единство процессов обмена информации, взаимодействия и восприятия друг друга.

2. Функции общения.

Обмен информацией, необходим для совместных действий людей;

Объединение людей;

Передача эмоций, переживаний;

Инструмент передачи опыта от поколения к поколению.

3. Непосредственное и опосредованное общение.

4. Факторы, определяющие успешность общения: искренность, умение внимательно слушать, восприятие через «эмпатию», учет ситуации, разборчивая и грамотная речь.

5. Обратные связи в общении.

Дискуссия «Я и родители моей группы»

Вопросы к участникам:

Какие трудности вы испытываете на сегодняшний день в общении с родителями?

Предъявляют ли родители какие-то претензии, а Вам?

Какие ситуации наиболее сложные были в вашей работе?

Ответы участников обсуждаются и выявляются причины.

Информационный блок «Правила построения эффективного общения»

Общаясь с родителями, нужно не забывать, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношений к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того, чтобы благополучно пройти по минному полю этих первых секунд, необходимо применить правило трех плюсов (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум при психологических плюса.

Самые универсальные способы – это:

Имя собеседника

Комплимент.

Для эффективного общения вы сами должны демонстрировать готовность к общению. Необходима доброжелательная улыбка, искренний интерес.

Не забывать что имя человека – это самый важный и сладостный звук для него. При приветствии не забывать использовать имя отчество собеседника.

В общении можно применять косвенный комплимент. Похвалить можно не самого человека, а то, что ему дороже. Например: охотнику – ружье, а родителю – ребенок.

Помните, что усталые, загруженные после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому лучше сконцентрировать внимание на хорошем, расскажите об успехах только в конце тактично можно поведать о проблемах, которые сегодня или недавно произошли.

Игра «Тренировка интонации»

Цель: осознать значение интонации, проанализировать варианты воздействия в общении, выбрать наиболее приемлемые для общения с родителями.

Ведущий назначает одного участника который должен произнести стихотворение (про Бычка А. Борто) с оттенком иронии, затем другого участника упрека и так далее, с оттенком безразличия, агрессии, вопросительно, требовательно, доброжелательно. После окончания упражнения участники делают вывод, удалось ли на их взгляд достичь цели при общении и какая из продемонстрированных интонаций наиболее приемлемая в общении с родителями передать.


Игра «Волшебная шляпа»

Цель: упражнять воспитателей в умении высказывать комплименты родителям.

Когда зазвучит музыка, передаем шляпу по кругу, когда музыка остановится, тот у кого она окажется в руках, должен одеть её на голову и сказать комплимент, касающийся непосредственно родителей, а так же можно сказать, что то положительное о ребенке. По окончанию игры все участники обмениваются впечатлениями: легко ли было говорить комплименты, приятно ли слушать их.

Ведущий подводит итог занятия. Высказываются желающие.

Рефлексия «Что понравилось, что запомнилось, что будете применять?»

Передается мяч по кругу участник у кого мяч отвечает в свободной форме мнение о тренинге.

Литература.

1. Грецов А. «Тренинг развития с подростками: творчество, общение, самопознание».

2. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт. - сост. О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.

3. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

Желаю вам творческих успехов дорогие коллеги!