Творческая работа воспитателя квиллинг. Занятия квиллингом для детей старшего дошкольного возраста. Особенности использования техники квиллинг на уроках технологии в начальной школе

Ирина Ермакова
Квиллинг - эффективный метод развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Есть свои радости в каждом виде творчества :

все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там,

где его находишь.

Оноре де Бальзак

Квиллинг (англ. quilling от слова quill (птичье перо) – искусство скручивать длинные и узкие полоски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий и т. д.

Считается, что это искусство возникло в начале XV века в средневековой Европе, где монахи создавали изящные медальоны, обрамления для икон, обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Заниматься квиллингом могут не только взрослые, но и дети. Квиллинг открывает детям путь к творчеству , развивает фантазию и художественные возможности. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Вопрос развития творчества и значение творческой работы для общего развития ребёнка , известный психолог Л. Выготский, ещё в 20-е г. г. прошлого века, назвал одной из важных проблем педагогики и психологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Актуальность состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные привычные действия, а подвижность и гибкость мышления, творческий подход к решению проблем.

Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, в общем, не проявляют творчество . Я стараюсь воспитать у своих дошколят пытливость , смекалку, инициативу, фантазию, воображение.

Ведь люди с развитым воображением имеют высокий интеллект. И уже давно известно, что интеллект лежит на кончиках наших пальцев. А это значит, чем богаче у нас мелкая моторика, тем мы быстрее выполняем любую работу, быстрее говорим, успешнее продвигаемся в своём развитии . И этому способствует занятие квиллингом .

Традиционно в детском саду художественное творчество представлено рисованием, лепкой и аппликацией. В своей педагогической деятельности я решила пойти немного дальше, и попробовать работать с детьми используя более сложную, но вместе с тем и более интересную технику бумажной пластики - квиллинг . Познакомившись поближе с данной техникой обработки бумаги, я сделала вывод, что квиллинг может являться очень эффективным методом развития творческих способностей детей дошкольного возраста .

Польза квиллинга неоспорима . Попробуйте взять тоненькую полоску бумаги и аккуратно скрутить её в замысловатую фигуру. Трудно? А каково малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создаст фигуру. Всё это стимулирует усидчивость, зрительную память, образное мышление, развивает глазомер , совершенствует мелкую моторику, а как следствие речевые функции.

Техника квиллинг развивает чувства прекрасного , помогает само выражаться, развивает чувства вкуса , что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка .

Обосновав актуальность проблемы, я поставила цель :

всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели определила следующие задачи : познакомить с техникой квиллинг ; научить изготавливать базовые формы (плотную и свободную спирали, каплю, лист) и составлять из них композиции; повысить уровень развития моторики , мышления, внимания; воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетичность.

Выбор техники не случаен. Доступность бумаги, как материала, простота её обработки привлекает детей . Хотя для некоторых из них эта техника сложна, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе овладения различными приёмами (я их называю «4С» ): сгибание, скручивание, складывание, склеивание, эти проблемы постепенно решаются.

Освоение способов действия с бумагой проходит у меня в группе с использованием игровых ситуаций. Я стараюсь ставить перед детьми творческие задачи , требующие обязательного решения. Создав из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию, становятся сказочными героями. Мы делаем друга одинокому зайцу; новое гнездо, для курочки рябы; «летнюю» открытку для жителей северного полюса и многое другое.

Данная техника позволяет не только развивать детские пальчики , она помогает творить волшебство , требуя усердия, терпения, фантазии.

В заключении хочется отметить, что способность творить заложена в каждом ребёнке. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться этим способностям .

Занятие квиллингом помогает моим ребятам преодолеть этот страх. Я стараюсь незаметно заинтересовать и увлечь их самим процессом, не подчеркивая результата, т. е. творчество ради творчества . И убеждаю, что то, что получилось – это и есть хороший результат.

У меня разновозрастная группа . Многие творческие работы делаем коллективно. В процессе участвуют даже 4-х летние дети. Малыши наносят клей на полоску, подают детали, заканчивают скручивать начатые роллы. Дети постарше скручивают спирали и придают им форму, видоизменяют, придумывая что-то свое, создают композиции. Иногда, неправильно выполненная деталь, становится новой квиллинговой формой . В процессе работы всегда делаю акцент на том, что каждый вносит посильный вклад (учитывая индивидуальные особенности, умения и навыки детей ) и мы все участники одного общего дела.

Мне удалось вызвать у детей интерес к выполнению поделок в технике квиллинг и помочь им ощутить незабываемые положительные эмоции.

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, в ролевой игре могут разыгрывать различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в художественном творчестве – это дар , о котором можно только мечтать. Научить ценить прекрасное должны мы – взрослые. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет духовная жизнь ребёнка.

ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Надежда»

по реализации технологии работы с бумагой в технике квиллинг.

Работу выполнила

Васина Елена Михайловна,

учитель начальных классов

Волгоград

2016

Аннотация

Представленная методическая разработка «Технология работы с бумагой в технике квиллинг» посвящена методике организации работы с бумагой в технике квиллинг.

Данные методические рекомендации призваны помочь учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования в организации внеурочной деятельности и проведении занятий по теме «Технология работы с бумагой в технике квиллинг».

Методические рекомендации апробированы на базе МОУ гимназии № 15 Советского района г. Волгограда с обучающимися 1-4 классов, а также с творческой группой учителей МОУ гимназии № 15, работающих по УМК «Начальная школа 21 века».

Настоящие рекомендации могут быть полезны всем, кто работает с детьми младшего школьного возраста. Основная аудитория, на которую рассчитана данная методическая продукция –педагоги дополнительного образования, педагоги общеобразовательных школ, вожатые, организаторы внеурочной деятельности, классные руководители.

1. Пояснительная записка ……………………………………………………….4

2. История возникновения техники квиллинг …………………………………..6

3. Методика организации работы с бумагой в технике квиллинг……………..8

4. Заключение ……………………………………………………………………..14

6. Приложения……………………………………………………………………..16

Пояснительная записка

В Федеральном государственном Образовательном стандарте общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Педагогические новшества переносят акцент с усвоения знаний, умений, навыков (как основной цели образования) на развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности, на создание условий для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные, ответственные решения.

Ожидаемые результаты

от использования данной методической рекомендации для педагогов:

овладеют опытом организации занятий по реализации технологии работы с бумагой в технике квиллинг.

от использования данной методической рекомендации для учащихся:

Предметные:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

Метапредметные:

познавательные:

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

коммуникативные:

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

регулятивные:

- смогут организовать своё рабочее место, овладеют способностью понимать поставленную задачу и выполнять её.

Принципы, лежащие в основе данных методических рекомендаций:

· развитие индивидуальности каждого ребёнка;

· доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

· наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов)

· демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих способностей);

· научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

· «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, учащийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

2. История возникновения техники квиллинг

Квиллинг – (от слова quill «птичье перо») – старинная техника обработки бумаги. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал, и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из высших слоев общества. В самых элитных школах проводились курсы по квиллингу. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга: королева Мария и царица Александра, У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии». В 1992 году был проведен первый международный фестиваль квиллинга.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества
В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства.

3. Методика организации занятий по работе с бумагой в технике квиллинг

А) Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребёнка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление. Стремление к творчеству характерно для начальной школы. Ведь начальная школа – это мир детства, надежд, где почва творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Трудовое обучение в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки труда должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

Делая что–либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребёнку в школе, особенно при овладении письмом. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребёнку множество практических навыков. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых.

Труд-это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.

Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал-бумага. Это материал, имеющий своё лицо, обладающий конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребёнка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Из опыта работы с младшими школьниками я сделала вывод, что детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создаёт большие возможности для творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Поэтому я решила познакомить детей с новым видом обработки бумаги.

В начале первого учебного года провожу с воспитанниками ряд тестов, диагностик по выявлению у них способностей к разным видам деятельности. (А.И. Савенков «Карта одарённости», тестирование «Рисунок несуществующего животного» и т.д.), знакомлю с готовыми изделиями из бумаги в технике квиллинг, с положениями о выставках, конкурсах (сроки и условия проведения). На родительских собраниях провожу опрос родителей о наклонностях ребёнка, их предпочтениях, рассказываю о программе «Волшебные завитки», с демонстрацией готовых работ в данной технике.

б) Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп). Программа кружка «Волшебные завитки» рассчитана на 4 года (с детьми начальной школы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 15 человек. Продолжительность занятия составляет 35 мин. Занятия проводятся два раза в месяц с сентября по май.

Количество занятий

Количество детей в группе

В месяц

В год

Учебно-тематический план занятий.

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Из них

Теория

Практика

1

Вводный блок

1

1

1

1

4

-

2

Материал - бумага

2

-

-

-

2

-

3

Конструирование

5

5

5

5

5

15

4

Изготовление цветов в технике квиллинг.

3

3

3

3

2

10

5

Изготовление животных в технике квиллинг.

3

4

4

4

3

12

6

Цикл творческих работ.

1

2

2

2

-

7

7

Праздники и подготовка к ним.

2

2

2

2

-

8

Всего:

17

17

17

17

16

52

68

в) Основная техника выполнения квиллинга.

Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента, называемого «катушка», бумажных полосок шириной несколько миллиметров. Это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат, доступный каждому ребенку. Я последние четыре года использую квиллинг в работе с учащимися. Все секреты и приёмы для получения самых разнообразных форм, используемых в квиллинге, от фантазийных до строго геометрических, почти всегда начинаются с простых круговых форм. Вот этот плотный кружочек скрученный из полоски бумаги называется ролом, а уже из ролов делаются основные формы элементов квиллинга. Вот некоторые чаще всего встречаются при работе в этой технике.

Основные формы:

  • спираль - намотайте узкую полоску бумаги на спицу, сняли, взяв за оба конца, развели в стороны - получилась спираль;
  • тугая спираль - скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась;
  • свободная спираль - скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться;
  • капля - сделайте свободную спираль и сожмите её с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли;
  • изогнутая капля - сделайте каплю и загните её уголок;
  • глаз - сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза:
  • лист - сделайте свободную спираль и сожмите её в виде глаза и загните уголки в разные стороны;
  • ромб - сделайте глаз и сожмите оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба;
  • треугольник - сделайте свободную спираль и сожмите её в трёх местах, чтобы получился треугольник.

г) Формы и методы занятий

- традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах.

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

и другие.

д) Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,
– в школе,
– в районной библиотеке.

Различные конкурсы и выставки помогают воспитанникам демонстрировать свои достижения и осуществлять собственные творческие замыслы.

В конце освоения программы проводится итоговая аттестация воспитанников.

Цель итоговой аттестации: выявление уровня развития и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Итоговая аттестация проводится в форме выставочного просмотра. Форма оценки: высокий, средний, низкий уровень.

Оценка работ производится по следующим параметрам:

Количество работ,

Качество и аккуратность выполнения работ;

Соблюдение технологии выполнения;

Сложность выполнения изделия;

Самостоятельность выполнения работ.

1 уровень (высокий) - все вышеназванные требования соблюдаются.

2 уровень (средний) - один или два параметра не соблюдены.

3 уровень (низкий) - не соблюдены три и более параметра.

Промежуточная аттестация направлена на освоение программного материала после каждой темы.

Формы контроля: выставки, конкурсы творческих работ.

Заключение

Определено место занятий по работе с бумагой в технике квиллинг в структуре внеурочной деятельности младших школьников;

Разработаны этапы подготовки и реализации программы «Волшебные завитки»;

Созданы условия для формирования творческой деятельности на занятиях.

Результаты диагностик, тестов и анкетирования показали, что младшие школьники:

– научились различным приемам работы с бумагой;

– знают основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– могут следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– могут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг;

– развили внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомились с искусством бумагокручения;

– овладели навыками культуры труда;

- могут организовать своё рабочее место, владеют способностью понимать поставленную задачу и выполнять её.

Результаты показывают, что дети с удовольствием посещают занятия кружка «Волшебные завитки», принимают участие в классных, общешкольных, районных мероприятиях, повысился творческий потенциал.

1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

6. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-«Просвещение», Москва 1982.

7. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- «Росмэн», Москва 1996.

8. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000.

9. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

10. http:/stranamasterov.ru

Приложение 1

Диагностика результатов образовательной деятельности.

Срез творческих и эстетических знаний и умений.

Фамилия, имя обучаемого

Организация рабочего места

Основы квиллинга

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Знание базовых форм и условных обозначений

Владение разнообразными приемами

Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги

Умение пользоваться чертежами и схемами

Моделирование художественно-выразительных форм

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: средний уровень, высокий уровень

Баллы:

Не владеет - низкий уровень

Владеет с помощью, выполняет или отвечает иногда.

Приложение 2

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами.

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.

1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой.

1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.

Приложение 3

Содержание программы

Учебно-тематический план занятий (1-й год обучения).

Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

п/п

Тема.

Теория.

Практика.

Вводное занятие.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Набор кружковцев. Знакомство с детьми ―Круг общения. Знакомство с правилами техники безопасности.

Материал – бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах.

Разнообразие бумаги, ее виды.

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость)

История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Примеры работ, необходимые инструменты и материалы.

Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинг.

Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

Совершенствовать навыки вырезания.

Развивать мелкую моторику рук.

Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

Основные формы “капля”,

“треугольник”, “долька”

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”.

Основной элемент - ролл. Скручивание элементов в ролл. Технология изготовления формы “квадрат”, “прямоугольник».

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

Основные формы “завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Учить детей правильно выполнять форму «завиток».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.

Основные формы “спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга

11-12

Изготовление простых, несложных цветов.

Учить детей технологии изготовления простых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам работы и сборки цветов, правильно подбирать цветовую гамму.

13-14

Коллективная работа. Композиция из цветов «Комнатное растение»

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.

Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

15-16

Коллективные работы с использованием техники «квиллинг». Изготовление ягод рябины – плотный ролл. Сборка изделия.

Коллективная работа. Составление композиции из форм. Дети продолжают коллективную работу. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

Оформление выставки работ.

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Учебно-тематический план. (2-го года обучения).

Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомится с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности детей и развивать их. Хочется заметить, что работа с различными видами конструирования расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.

п/п

Тема.

Теория.

Практика.

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Знакомство с правилами техники безопасности.

Основные формы «Тугая спираль». Конструирование из основных форм квиллинга.

Учить детей правильно выполнять форма «тугую спираль».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Основные формы “спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки».

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы.

Основные формы «полукруг», «стрела». Конструирование из данных форм.

Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.

Основные формы «глаз», «лист». Конструирование из данных форм.

Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм.

Коллективная работа. Изготовление элементов глаз, птичья лапка. Сборка цветов разной формы.

Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.

Составление композиции из форм. Дети продолжают коллективную работу. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

10-11

Изготовление цветов более сложной формы для композиции « Весенний букет»

Учить детей приемам изготовления более сложных цветов.

Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение.

Дети учатся приемам изготовления более сложных цветов. Подбирают цветовую гамму. Изготавливают листочки с продольными жилками.

12-13

Оформление фото рамки.

Знакомство с примерами оформления фото рамки. Просмотр презентации «Фото рамка».

Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз.

14-15

Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники квиллинг.

Воспитывать желание помогать товарищу.

Дети собирают в единое полотно все элементы и заканчивают работу.

16-17

Оформление выставки работ.

В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Дети оформляют свои работы для выставки.

Учебно-тематический план (3-го года обучения).

Третий год обучения является продолжением первого и второго, где дети продолжают знакомится с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг. Третий год обучения также позволяет реализовать способности детей и развивать их.

п/п

Тема.

Теория.

Практика.

Вводный блок.

Просмотр презентации «Чудо квиллинг».

Изготовление бахромчатых цветов.

Учить детей технологии изготовления бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам работы и сборки цветов, правильно подбирать цветовую гамму.

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

Открытка «Ирисы».

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовку к открытке. Делают базовые заготовки цветка. Затем собирают открытку.

Коллективная работа. Композиция из цветов.

Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.

Композиция «Бабочки».

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Рассказ о технологии выполнения поделки «Бабочки».

Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Коллективная работа. «Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовление снежинок.

Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.

Составление композиции из форм. Дети выполняют коллективную работу. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

10-11

Открытка – валентинка.

Познакомить детей с примерами оформления открытки-валентинки, с технологией изготовления открыток с элементами плетения.

Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки.

Открытка для мамы.

Познакомить детей с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы».

Открытка для мамы.

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Дети собирают открытку. Работа выполняется индивидуально.

14-15

Цикл творческих работ.

Коллективные работы с использованием техники квиллинг. «Дары леса». Изготовление ягод, грибов.

Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой работы.

16-17

Оформление выставки работ.

В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки. Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Дети оформляют свои работы для выставки.

Учебно-тематический план (4-го года обучения).

п/п

Тема

Теория

Практика.

Вводный блок.

Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Просмотр презентации «Квиллинг».

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Повторение элементов, изученных в прошлом учебном году.

Вспомнить основные правила работы с бумагой, правилами разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

Основные формы «Тугая спираль». Конструирование из основных форм квиллинг

Вспомнить правила выполнения формы «тугая спираль». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «тугую спираль». Конструируют из этой формы.

Поделка «Зеленый попугай».

Помочь детям в разработке дизайна открытки и эскиза. Развивать самостоятельность, инициативу. Развивать мелкую моторику рук детей.

Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз.

Выполняют необходимые заготовки.

Поделка «Зеленый попугай».

Скручивание элементов для изготовления Новогодней елки. Изготовление елки. Оклеивание конуса элементами «капля». Изготовление игрушек (скручивание разноцветных рол). Украшение елки.

Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Учить детей доводить начатое до конца.

Выполняют необходимые заготовки. Собирают изделие.

10-12

Скручивание элементов для изготовления «Дерева счастья». Изготовление из элементов цветов и листьев.

Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Учить детей доводить начатое до конца.

Выполняют необходимые заготовки.

Работа с гофрокартоном. Особенность работы. Скручивание роллов. Изготовление бабочек.

Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.

Изготовление игрушек из гофрокартона. «Веселые зайчата».

Учить детей технологии изготовления роллов из гофрокартона.

Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.

15-16

Композиция на тему « Подводный мир» из гофрокартона. Выполнение рыбок разной формы и цвета.

Учить детей технологии изготовления роллов из гофрокартона.

Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.

Оформление выставки работ.

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки. Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Дети оформляют свои работы для выставки.

Выступление на родительском собрании в школе, в детском саду в период набора детей в объединения. Статья знакомит со старинным видом искусства создания картин из полосок цветной бумаги - квиллингом. О пользе занятия этим рукоделием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квиллинг как средство развития ребенка.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

МАМЫ И ПАПЫ! А Вы, хотите, оживить интерьер своей квартиры,

порадовать друзей и близких оригинальными подарками или просто отвлечься от ежедневных забот? Тогда непременно займитесь, совместно со своим ребенком КВИЛЛИНГОМ – старинным видом искусства создания композиций из бумажных полос. Действия с полосками способствуют дифференцированному восприятию и преобразованию предметов.

  1. Квиллинг развивает глазомер и мелкую моторику рук у детей.

В дошкольном и раннем школьном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. А квиллинг является отличным инструментом, чтобы закрепить и усилить эти навыки. Попробуйте сами взять тоненькую полосочку бумаги и аккуратно скрутить ее в замысловатую фигуру. Трудно? А каково Вашему малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создаст фигурку. Все это стимулирует у детей усидчивости, внимания, зрительной памяти, образного мышления и речи.

2. Развитие воображения.

Полки магазинов ломятся от всевозможных игрушек. Огромные пушистые медведи, зайцы и коты, крохотные пупсы в очаровательных платьях и штанишках. Почти настоящие машины, мотоциклы и самодвижущиеся железные дороги. Все это призвано «развивать» маленького человечка, дарить ему радость и счастье.

Квиллинг способствует развитию творческой активности, учит детей

преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом. Кроме того

занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно

для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.

Искусство бумагокручения (как часто в России называют квиллинг)

возникло несколько сотен лет назад. Однако именно в наши дни оно возродилось и приобрело большую популярность. Неудивительно, ведь работы, выполненные в этой технике, привлекают к себе внимание и восхищают своей изящностью, воздушностью, разнообразием, а самое главное- легкостью в исполнении. Оценить, насколько безграничны возможности обычной бумаги, сможете и вы.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских странах и вСоединенных Штатах, где получила название "квиллинг". У квиллингадлинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань, начиная с XVI века,использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов, как скромный заменитель золотой и серебряной филиграни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квиллинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, "грелки" на чайник, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также такие интеллектуалы, как Джейн Остен и сестры Бронте. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столяры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни, как если бы речь шла о мозаике. Эту необычную обработку и называют мозаикой. Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века.

У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан "Квиллинг союз Англии", настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая - в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.

В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг - незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.

Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя - долгая и

кропотливая работа. Чтобы добиться результата недостаточно показать и объяснить как это сделать. Нужно делать вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу, в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.

В итоге - тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые - учатся доверять, а неусидчивые - направлять свою энергию в русло творчества.

Заниматься квиллингом могут не только дети. Для взрослого это бывает намного важнее. Творчески само выражаться полезно и необходимо в любом возрасте. Создание своими руками эксклюзивных картин, необычных открыток, оригинальных подарков ничего кроме радости не принесет.

Бумага достаточно недолговечный материал, но работы, созданные в технике квиллинг, могут храниться годами.

Занимайтесь квиллингом вместе со своим ребёнком, поверьте, это принесёт вам радость и приятные ощущения от совместно проведённого времени, позволит лучше понять и узнать своего малыша. Удачи Вам в начинаниях!

Клименко Л.А.

Педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЦДТ


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме

«Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель МБДОУ №25 Буданцева Анна Андреевна

Цель: формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге, как средстве развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области работы с бумагой;

Научить на практике создавать простейшие фигуры из квиллинга;

Показать возможности квиллинга для развития творческих способностей детей.

Оборудование: полоски бумаги для квиллинга,зубочистки, картон, клей, ножницы.

Предварительная работа:

Подбор методической литературы, материала по теме;

Подготовка материала для практической работы.

Ход мастер-класса

1.Постановка проблемы

Доказано, что дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. Эффективным средством развитиятворчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ могут стать занятия квиллингом. Кроме того это еще и замечательный способ развития мелкой моторики. Этот вид работы с бумагой очень нравится детям, однако многие педагоги боятся использовать его на практике, т.к. плохо представляют себе сам процесс. Сегодня мы познакомимся с квиллингом как видом искусства и научимся выполнять простые поделки.

Из истории квиллинга

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». У квиллинга длинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань начиная с XVI века, использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов, как скромный заменитель золотой и серебряной филиграни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квиллинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, «грелки» на чайник, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также такие интеллектуалы, как Джейн Остен и сестры Бронте. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столяры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни, как если бы речь шла о мозаике. Эту необычную обработку и называют мозаикой. Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века. У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая - в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - она не развалится и не сломается. Одним словом, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда его переняли на Востоке. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. (Рассказ сопровождается показом слайдов-иллюстраций.)

Надо заметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. С детьми удобнее всего использовать простые зубочистки. Это приводит нас к вопросу об инструментах для квиллинга . Мастера квиллинга используют достаточно много инструментов. Это:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Можно изготовить такой инструмент из пробки от бутылки и иголки с длинным и широким ушком.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы . Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

При работе с детьми достаточно ограничиться зубочистками. Клей лучше использовать ПВА – бутылочки с дозатором удобны для детей и он прочно соединяет детали.

Бумага для квиллинга сейчас доступна в книжных магазинах. Она представляет собой нарезанные полоски шириной 3 мм. Можно приобрести пачку цветной бумаги для принтеров и нарезать ее. Для детей можно нарезать полоски чуть более широкие – 5-7 мм. Подойдет также двухсторонняя тонированная бумага для детского творчества.

Техника квиллинга

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.

2.Практическая часть

Сегодня мы все вместе попробуем изготовить букет. Для этого каждый из Вас сделает несколько цветочков и листиков. Перед Вами на столах лежат необходимые материалы (полоски бумаги, клей, зубочистки, подносы для складывания готовых элементов). Мы начнем с простых элементов,с которых можно начинать работу с детьми. Прежде чем начать, предлагаю подготовить наши пальчики, как Вы сделаете это с детьми. Вспомните любую пальчиковую игру и проведете ее с нами (2-3 человека).

Пальчиковая гимнастика: “На морском дне"

Вот плывут медузы в гости, на арбузы.

Шевелит усами рак - старый доблестный моряк.

Рыбки веселятся и по дну резвятся.

А по дну гуляет краб, охраняет рыбий штаб.

Вот морские петушки выпрямляют гребешки.

Все крутились, веселились и куда-то схоронились.

Что случилось? Что стряслось?

Подплывает страшный гость.

Тишина, плывет акула!

Пасть разинула, зевнула.

Улеглась на бочок и уснула на часок.

Теперь наши руки подготовлены к работе, можно приступать.

Изготовление элементов «капля» и цветочков из них.

Создание коллективной работы (см.приложение 1)

3.Обратная связь, подведение итогов.

Вот такой замечательный букет у нас получился. Надеюсь, и вы получили удовольствие в процессе его создания.

Итак, наш мастер-класс подходит к концу.Выскажите, пожалуйста ваши замечания, пожелания.

Обмен мнениями-

В заключение предлагаю Вам сделать следующее задание. Теперь, когда Вы получили первоначальное представление о том, что такое квиллинг, попробуйте каждый сформулировать тезисно- в чем заключается польза занятий квиллингом с детьми?

Пять минут работают самостоятельно, затем обмениваемся мнениями и формулируем общие положения:

Польза от занятий квиллингом с детьми:

1.Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения.

2.Способствует развитию эстетического вкуса, воображения.

3.Способствует развитию усидчивости, терпения, воспитывает аккуратность.

4.Способствует расширению кругозора, помогает в изучении цветов, форм.

5.способствует развитию образного и пространственного мышления.

6.Учит следовать устным инструкциям.

7.Стимулирует развитие памяти.

На этом наш мастер-класс подошел к концу. Спасибо за сотрудничество.

Список литературы

1.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы.-М:Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.

2.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. -Москва. Просвещение, 1991.

3. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.

Интернет-ресурсы

1.http://allforchildren.ru/

2. .http://stranamasterov.ru/


Бумажная филигрань или волшебная красота из бумаги.
Квиллинг для детей


Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №18 "Алёнка" г.Сафоново .
Описание материала: уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию статью на педагогическую тематику.
Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений, для родителей, воспитывающих талантливых деток, а так же и для самих юных дарований.
Представленная на заставке фотография работы "Летний денёк", выполненная в технике «квиллинг» - это коллективная творческая работа детей и педагога, подаренная на конкурсе "Воспитатель года - 2014" членам жури.

Цель: знакомство с опытом развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

…Морозным декабрьским днём 2012 года я, Светлана Николаевна Ефименко, воспитатель логопедической группы МБДОУ детский сад №18 «Алёнка», с лёгкой руки бывшего заместителя заведующего по воспитательной и методической работе Светланы Дмитриевны Плескачёвой, попала на семинар – практикум по бумагопластике, организованный городской стажёрской площадкой по начальному техническому моделированию МБОУ ДОД Центра детского творчества г.Сафоново Смоленской области. Впервые услышав слово «квиллинг» и увидев, какие чудеса можно мастерить из полос цветной бумаги, я просто была очаровано этим видом искусства.

Дословно «квиллинг» с английского переводится, как птичье перо. Именно с помощью него в древности накручивали бумажные полоски. Говоря современным языком, «квиллинг» – это скручивание бумажных полосок для создания с помощью них плоских или объемных композиций.
Когда точно зародилось это искусство не известно. Одни источники утверждают, что в средние века в Европе. По другим данным «квиллинг» появился то ли на Ближнем Востоке, то ли в Древнем Египте. Позже на какое-то время про него совсем забыли. И только в конце прошлого века вспомнили про этот необычный способ украшений из бумаги.

Занятие «квиллингом» стало для меня не просто увлечением, но и возможностью реализовать свои творческие идеи по оформлению интерьера нашего дошкольного учреждения. Очень хотелось украсить холл детского сада яркими цветочными панно, чтобы у всех входящих создавалось хорошее, позитивное настроение. Например, триптих "Цветочный мир для "Алёнки" – это своеобразная визитка дошкольного учреждения - как "Алёнка" окружена хороводом из цветочков, так и мы, взрослые, окружаем наших малышей заботой и вниманием.


Моя увлеченность «квиллингом» плавно передалась и детям нашей логопедической группы, которые не всегда могут словами выразить все свои мысли, чувства, своё настроение и душевные переживания. И тогда нам на помощь приходят занятия декоративно – прикладным искусством. Мы мастерим волшебную красота из бумаги !


А начиналось всё с элементарного желания «покрутить полосочки», как говорили дети, которое постепенно переросло в создание подарков, открыток и сувениров к праздникам.


Для занятия «квиллингом» мы используем белую или цветную бумагу для принтера. Её нарезаем на полоски шириной 0,5 см. и длиной 30 см. Нужны ещё зубочистки, на которые накручиваем полоски, клей ПВА, ножницы, желательно пинцет, картон для основы, рамки для работ, а главное – вдохновение ! Работа с бумагой, как считают японцы, несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Несомненно, что наши творческие занятия оказывали благоприятное влияние на эмоциональное состояние детей, являлись одним из средств познания окружающего мира и развития восприятия, так как напрямую были связаны с самостоятельной практической деятельностью.


Мастерство детей росло, и вот мы уже участвуем в городских, российских и международных конкурсах и фестивалях по декоративно - прикладному искусству. И не просто участвуем, но и побеждаем! В 2013 году Федоренко Эвелина и Рожкова Мария заняли II место в Сафоновском районном конкурсе детского творчества по противопожарной тематике «Спасём мир от пожаров» в номинации «Декоративно-прикладное творчество».


Дипломами лауреатов Международного Фестиваля детского творчества «Звёзды Нового Века» в 2014 году была награждена Антонова Валерия за конкурсную работу «Цветочный калейдоскоп», а в 2015 году – Антропов Кирилл, Галкина Ксения и Краснолобова Екатерина за коллективную работу «Пусть всегда будет Солнце!».


«Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: здесь и конструкторское мышление, и художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира . В этом я вижу основную необходимость сегодняшнего дня.

Уважаемые педагоги и родители, если вы сами никогда не занимались этим фантастически красивым искусством, то самое время начать это делать! Совместное творчество "квиллингом" сблизит вас с детьми и принесет много незабываемых мгновений!


Спасибо всем за внимание.