Уход за недоношенным ребенком в три месяца. Недоношенный новорожденный ребенок: как выхаживать торопыжку

Степень недоношенности определяется, учитывая количество недель беременности и вес новорожденного.

Последствия

Невозможно точно определить, какие проблемы ожидают недоношенного младенца в будущем. Одни развиваются не хуже обычных детей, другие – частично или сильно отстают от своих одногодок.

На прогноз сильно влияет то, насколько рано ребенок родился . Из-за преждевременного рождения, малыш не может достигнуть необходимого развития в утробе матери.

Кроме возможных неприятностей при рождении, ребенок сталкивается с последствиями в будущей жизни. Часто им сопутствует болезненность и слабость. Зависимо степени недоношенности, могут возникнуть нарушения, ограничивающие способность жить и развиваться без помощи врачей:

Данные нарушения могут вызвать ряд осложнений, требующих быстрой диагностики и своевременной помощи:

  • открытый артериальный проток (у нормальных деток он закрывается на момент рождения);
  • отсталое умственное развитие, внутричерепное кровоизлияние, некротический энтероколит и др.

Дети, рожденные на 24-26 неделе более подвержены запоздалому двигательному и умственному развитию . Часто возникает церебральный паралич. Младенцы, рожденные на сроке, менее 28 недель, зачастую подвергаются ретинопатии (болезни с поражением зрения).

Большая часть психомоторных навыков у недоношенных малышей появляется с отставанием, что чаще выражено у детей, рожденных с массой тела менее 1500 граммов.

Показатели психомоторного развития быстрее сравниваются с доношенными детьми, чем показатели веса и роста. Для более эффективного развития, необходим индивидуальный комплекс занятий (гимнастика, речь, массажи и пр.).

7 месяцев (27-31 недель)

На данном сроке (27-31 недели) малютки имеют вес 1500-2000 граммов , большая часть из них также нуждается в помощи.

Ребёнок 7 месяцев находится в инкубаторе с определенной влажностью и температурой, где проводятся необходимые анализы и предоставляется медикаментозная поддержка.

Когда малыш достигает веса в 1700 граммов, его переводят в специально подогретую кроватку. С весом от 2000 граммов ребенок не нуждается в особенных условиях.

Семимесячных детей, преждевременно появившихся на свет, могут ожидать такие проблемы, как :

  • дефицит питания, замедленный рост, сепсис;
  • дистресс-синдром, гемолитические заболевания;
  • нарушенный церебральный статус, ядерная желтуха и др.

6 месяцев (22-26 недель)

Недоношенные дети, рожденные в 6 месяцев, обычно имеют вес тела от 1 до 1,5 килограмма.

Для ухода за ребенком 6-ти месяцев используют ИВЛ, дают кислород искусственно, питание вводят при помощи зонда и в вену.

Для скорейшего развития вводятся гормональные препараты, аминокислоты, глюкоза и др.

Шестимесячных детей, преждевременно появившихся на свет, могут ожидать такие проблемы, как :

  • частые соматические нарушения;
  • деформации и врожденные отклонения в развитии;
  • заболевания дыхательных и кроветворных органов;
  • болезни эндокринной и пищеварительной систем, нарушенный обмен веществ.

5 месяцев (18-21 недель)

Малыш весит меньше 1000 граммов , рождаются такие недоношенные дети в менее 5% всех случаев. Они часто нуждаются в медицинской помощи и искусственной поддержке дыхания.

Даже при условии тщательного выхаживания, многие из них становятся инвалидами и имеют большое количество осложнений.

Пятимесячных детей, преждевременно появившихся на свет, могут ожидать такие проблемы, как :

  • эндокринные болезни, расстройство питания, рахит;
  • гипотрофия, острый бронхит, пневмония;
  • болезни органов дыхания, кровеносной системы.

Смотрим видео о том, какие шансы дозреть имеет недоношенный ребенок, а также последствия преждевременных родов:

Проблемы в будущем

Если у новорожденного недостаточный вес, он нормализуется при достижении 1-2 лет . Психическое здоровье будет нормально развиваться через 2-3 года, в некоторых случаях – в 5-6 лет.

Какие дети являются недоношенными?
Недоношенный ребенок – это ребенок, рожденный между 28-й и 37-й неделями беременности, масса тела которого составляет 1000-2500 г, а рост – 35-46 см. Следует заметить, что масса тела до 2500 г нередко наблюдается и у доношенных детей, особенно в случае рождения двойни, при пороках развития или при употреблении матерью спиртных напитков и табака.

Признаки недоношенности

Недоношенные дети имеют более короткие ноги, их ушные раковины очень мягкие, способны легко подворачиваться внутрь. Подкожный жировой слой у таких детей отсутствует, на многих частях тела наблюдается усиленный рост пушковых волос. Передний родничок имеет большие размеры, мозговой череп преобладает над лицевым. Лобные и теменные бугры увеличены.

Функциональные признаки недоношенности

Недоношенные дети имеют незрелые органы и системы. В первую очередь это относится к центральной нервной системе. Кроме того, у недоношенных детей наблюдается аритмия дыхания, в некоторых случаях дыхание вообще может остановиться, после чего наступает смерть. Если у доношенного ребенка с первым криком легкие сразу расправляются и остаются в таком состоянии, то у недоношенных, расправившись, легкие могут вновь опасть. Очень часто происходит срыгивание, переходящее в рвоту, а также беспокоят боли в животе и задержка стула: дело в том, что у таких детей не хватает ферментов, которые способствуют перевариванию пищи. Недоношенные дети быстро переохлаждаются и перегреваются, так как система терморегуляции у них еще плохо налажена.

Развитие недоношенных детей: особенности

Если недоношенный ребенок здоров, он развивается довольно быстрыми темпами, как бы догоняя своих ровесников. Прибавление массы тела происходит тоже быстро: дети, имеющие при рождении массу 1500-2000 г, удваивают вес к трем месяцам, а по достижении года масса тела увеличивается в 4-6 раз. То же происходит и с ростом: за первый год рост недоношенного ребенка увеличивается на 27-38 см, а в течение второго года – каждый месяц на 2-3 см. Когда недоношенному ребенку исполняется год, его рост составляет 70-77 см. Окружность головы увеличивается на 1-4 см к 6 месяцам, к году – еще на 0,5-1 см.

Что касается психомоторного развития, оно несколько отстает у недоношенных детей с массой тела при рождении до 2000 г по сравнению с доношенными. Если недоношенный ребенок часто болеет или в силу каких-либо обстоятельств не получает надлежащего индивидуального ухода, его психомоторное развитие отстает еще больше.

На первом-втором месяце жизни недоношенные дети много спят и мало двигаются, быстро устают. После полутора месяцев активность несколько усиливается, как и напряжение конечностей. Пальчики почти постоянно крепко сжаты в кулачок, с трудом выпрямляются, причем большой палец не отводится. Чтобы это положение не сохранилось надолго, с ребенком необходимо проводить специальные упражнения.

Незрелость нервной системы проявляется в поведении недоношенного малыша: иногда он подолгу спит, а иногда с криком просыпается без всякой причины, пугается и вздрагивает при резких звуках или включении света, громком разговоре окружающих.

Необходимо помнить, что недоношенные дети, развитие которых отстает по сравнению с их сверстниками, имеют минимальную устойчивость против различных заболеваний: у них наблюдается предрасположенность к кишечным расстройствам, отиту, респираторным инфекциям.

Не следует думать, что недоношенный ребенок глубоко болен или обречен: современная медицина научилась сохранять жизнь даже тем малышам, масса тела которых меньше килограмма. Немедленно после появления на свет таких деток помещают в специализированные отделения детских больниц и внимательно наблюдают за их состоянием. Выписывают детей только тогда, когда масса их тела достигает 2000-2300 г и исчезает угроза их жизни и здоровью.

Развитие недоношенных детей и уход за ними

Общаться с недоношенным малышом необходимо, начиная с самого раннего возраста. Врачи ограничивают посещение ребенка в первые часы и дни после рождения, так как ему необходим покой, однако вы можете просто находиться поблизости и наблюдать за его движениями через стеклянную стену палаты. Спустя несколько дней врачи разрешат маме брать ребенка на руки. Теперь важен как можно более тесный контакт с мамой: таким образом, как бы «завершается» рано прерванное внутриутробное развитие. Нужно разговаривать с младенцем, поглаживать ручки, ножки и спинку, петь ему песенки… Это жизненная необходимость для малыша: чем больше эмоциональный контакт между ним и матерью, тем быстрее проходит физическое и психическое развитие ребенка. Даже если малыш никак не реагирует на ваши действия – это не значит, что он ничего не ощущает, просто он еще слишком слаб, чтобы проявлять реакцию. Пока малыш только накапливает приятные впечатления от маминого голоса и прикосновений, но уже через 3-5 недель вы увидите первые плоды своих стараний. Как только вы заметите его оживление – обязательно дайте понять, что его реакция вам приятна, похвалите его.

Развитие недоношенных детей будет происходить быстрее, если вы будете его стимулировать: можно дать послушать малышу негромкую музыку, запись голосов его близких, повесить в кроватку яркие игрушки, надеть ему на ножки цветные носочки.

Критерии нормы поведения недоношенного ребенка

Недоношенные дети, развитие которых несколько отстает от сверстников, нуждаются в наблюдении психологов. Специалисты обычно применяют два критерия, говоря о норме:
– что умеет делать ребенок;
– как он это делает.

Недоношенные дети обычно чувствительны к новым ситуациям, тяжело концентрируются и быстро утомляются. Занимаясь с малышом, следует дробить каждое задание на несколько этапов и контролировать выполнение каждого из них. Необходимо часто чередовать занятия, перемежая требующие умственной нагрузки подвижными играми и физическими упражнениями.

Если возникли тревожные симптомы…

Не стоит впадать в панику при первых признаках вялости, апатии, проявлении капризов. Часто недоношенные дети реагируют таким образом даже на изменение погоды. Однако существуют симптомы, которые должны вызвать беспокойство:

– частое отсутствие ответного взгляда, если ребенку больше двух месяцев и он имеет нормальное зрение;
– болезненная реакция (плач, крики, судороги) на прикосновение взрослого или звуки у ребенка старше полутора-двух месяцев.

Эти признаки могут говорить об особом психическом состоянии – раннем детском аутизме. Стоит отметить, что глубоко недоношенные дети относятся к группе риска в отношении аутизма. Если симптомы, которые вы наблюдаете, достаточно явные – срочно проконсультируйтесь с врачом (психологом или психиатром).

Разговаривайте с врачами, настаивайте на получении полной информации о состоянии своего ребенка. Если вам непонятны термины – настаивайте на их разъяснении. Не стесняйтесь задавать вопросы. Лечащий врач обязан держать вас в курсе развития вашего ребенка и прогнозов его дальнейшего развития, отвечать на все ваши вопросы.

Недоношенный ребенок требует особого ухода и внимания, ведь вес и рост таких малюток гораздо меньше малыша, родившегося в срок. Кроме того, для такого крохи характерна недоразвитость внутренних органов и систем.

Первостепенную роль в этом случае играет правильный и своевременный медицинский уход. Но также необходимы любовь и забота родителей. Здоровье и развитие малыша в данном случае зависят от уровня недоношенности, физических и психических характеристик. В этой статье мы подробно рассмотрим развитие недоношенного ребенка по месяцам до года.

Характерные черты

Недоношенные дети имеют ряд характерных особенностей. Прежде всего, это маленький рост и вес. Кроме того, для таких новорожденных характерна непропорциональность частей тела. Так, у многих детей можно наблюдать большую голову, которая составляет треть длины тела. Ножки, шея и ручки у малыша – короткие, а пупок расположен ниже, чем у доношенного ребенка.

У недоношенного новорожденного можно наблюдать пушок или небольшой волосяной покров на теле (лануго), вялость и слабость. Наблюдается пониженная двигательная активность, слабый и неслышный крик или плач, нет подкожного жира. Ушки у таких деток очень мягкие, что иногда сгибаются внутрь и даже слипаются. У ребенка с большой недоношенностью через две недели после появления на свет может наблюдаться пучеглазие.

У недоношенных детей часто наблюдается недоразвитость пищеварения, нервной системы, половых органов. Это могут быть яички, не опущенные в машонку, у мальчика. У девочки нередко располагается слишком раскрытая половая щель с большими недоразвитыми половыми губами.

Группы недоношенности

Недоношенных малышей разделяют на группы в зависимости от веса и недели рождения. Для каждой группы выбирают определенное лечение и подходящий уход для ребенка. Первая группа включает деток с весом две-две с половиной тысячи граммов, родившихся на 36-37 недели беременности. К году масса тела такого ребенка увеличится в четыре-пять раз.

Вторая группа включает малышей, родившихся на 32-35 недели беременности, с весом полторы-две тысячи граммов, который увеличится к году в пять-семь раз. К третьей группе относятся “глубоко недоношенные” детки, родившиеся на 28-31 неделе, с массой тела в одну-полторы тысячи граммов, которая увеличивается в шесть-семь раз.

Самая опасная для здоровья крохи группа – четвертая. Здесь находятся “экстремально недоношенные” малыши с весом менее тысячи килограммов, родившиеся ранее 28 недели беременности. К счастью, такие новорожденные составляют менее пяти процентов всех недоношенных малышей. Они требуют особого ухода и упорной борьбы. В этом случае организм новорожденного нуждается в искусственной поддержке.

Правила ухода за недоношенным ребенком

  • Если вес малыша составляет ниже 1500 граммов, ребёнок не способен самостоятельно кушать и даже дышать. В этом случае кроху помещают в специальный инкубатор для недоношенных детей, в которых поддерживают требуемую температуру и влажность воздуха, делают искусственную вентиляцию легких, подают кислород и оказывают другую нужную поддержку;
  • При весе свыше 1700 граммов малыша перемещают в кроватку с подогревом. При двух килограммах кроха уже не нуждается в дополнительной тепловой поддержке, вентиляции легких и других действиях;
  • Детки из первой и второй группы, родившееся после 34 недели, уже могут самостоятельно сосать. В этом случае может внезапно и произвольно остановиться дыхание, особенно во сне (апноэ). Здесь важно дополнительно обследоваться и получить нужное лечение;
  • У детей первой группы, которые родились на 36 неделе, не возникает серьезных осложнений. Они сами дышат и кушают. В данном случае необходимо только тщательное наблюдение со стороны врача за детьми после выписки, иногда дополнительно выполняют обследование младенца;
  • После выписки требуется каждую неделю на протяжении первого месяца жизни наблюдаться у специалиста. Затем обследования проводят два раза в месяц до возраста шести месяцев. Следите за уровнем гемоглобина, а со второй недели жизни – занимайтесь профилактикой рахита. Более подробно, как часто врач должен посещать новорожденного, читайте ;
  • Для недоношенных деток до 1 года нужны дополнительные и регулярные консультации невропатолога, физиотерапевта, ортопеда, отоларинголога (ЛОРа), эндокринолога, офтальмолога (окулиста) и кардиолога;
  • Врач обязательно назначит ребенку специальный массаж и гимнастику. Такие занятия укрепляют мышцы и кости крохи, повышают мышечный тонус, налаживают вещественный обмен и работу пищеварения. В результате грудничок начнет ползать, ходить, сидеть и выполнять другие действия наравне со сверстниками;
  • Для крохи важно подобрать соответствующую одежду и специальные подгузники. Они должны быть из натуральных, гипоаллергенных и деликатных материалов, которые не вызывают раздражения и не натирают кожу. Размер одежды для новорожденного варьируется в пределах 32-50. Если для ребенка необходимо подключение медицинского оборудования, выбирайте изделия со специальными кнопками-застежками;
  • Выбирайте подгузники “нулевого размера” для деток с весом до 1 кг либо 1-3 кг;
  • Следите за влажностью и температурой в комнате. Влажность должна показывать 50-70%, температура – 24 градуса выше нуля. Температура вокруг тела в первый месяц должна составлять +28 градусов. Поэтому важно организовать для крохи дополнительный обогрев, например, с помощью детской грелки;
  • При купании не допускайте сильного и резкого перепада температур. В ванной комнате температура воздуха должна составлять +25 градусов и выше, температура воды – свыше 36. После водных процедур заверните кроху в теплое полотенце;
  • Если вес ребенка выше двух килограммов, и он родился в теплое время года, гулять можно сразу после выписки. При этом прогулка не должна длиться дольше 15 минут, а температура воздуха должна составлять 23-26 градусов. Зимой можно гулять при температуре не ниже десяти градусов мороза. При этом вес крохи должен составлять не менее трех килограммов. В других случаях желательно отложить прогулки до 1,5-2 месяцев.

Кормление недоношенных детей

Отдельное внимание в развитии недоношенных детей нужно уделить питанию и кормлению. Очень важно наладить грудное вскармливание и лактацию, ведь мамино молоко содержит необходимые витамины и элементы в той мере, в которой нужны грудничку. Грудное молоко формирует и укрепляет иммунитет, налаживает функционирование внутренних органов.

Так как в первые месяцы малыши еще очень слабы и тратят на сосание очень много сил, педиатры рекомендуют докармливать ребенка молоком из ложечки. Кроме того, врачи могут дополнительно назначить адаптированные молочные смеси для недоношенных. При правильном питании малыш скоро наберет недостаточный вес.

В зависимости от уровня недоношенности, кормить грудничков нужно до двадцати раз в сутки. Со второго месяца достаточно делать это восемь-десять раз. Прикорм вводят только после семи месяцев. Важно, чтобы пищеварение грудничка окрепло и было готово к взрослой пище.

В качестве первого прикорма детям дают овощное и фруктовое пюре из гипоаллергенных продуктов, безмолочные каши. Подробнее о развитии недоношенного малыша по месяцам, а также, что должен уметь ребенок, расскажет специальная таблица ниже.

Таблица развития недоношенного ребенка по месяцам

Возраст малыша Умения и навыки Увеличение веса Увеличение роста
1 месяц Новорожденному трудно сосать грудь, он не может и не умеет глотать 180-300 гр 3,7-3,9 см
2 месяца Появляются силы и повышается вес, но сосать самому еще трудно; наблюдается повышенный набор веса; уже рекомендуется выкладывать малыша на живот 400-800 гр 3,5-4 см
3 месяца Развиваются слух и зрение, хватательный рефлекс, удваивается вес. Кроха уже пытается сам поднять голову, фиксирует взгляд на лице мамы, реагирует на прикосновения 600-800 гр 2,5-4,2 см
4 месяца Ребенок поднимает и удерживает голову , захватывает предметы и издает разные звуки 600-900 гр 3,3-3,8 см
5 месяцев Кроха может улыбаться, поворачивается на звук и удерживает предметы в руке; зрительные и слуховые функции совершенствуются 650-800 гр 2,3-3,7 см
полгода Вес утраивается по сравнению с массой тела при рождении, попытки перевернуться со спины на живот, малыш дергает ножками и ручками, оживляется и узнает родных, гулит и агукает 700-800 гр 2-3,7 см
7 месяцев Кроха переворачивается на живот, ползает и уверенно держит предметы в руке; в этот период у некоторых малышей начинают резаться зубы 500-950 гр 1,6-3 см
8 месяцев Малыш пытается самостоятельно сидеть , ползает на четвереньках и указывает на предметы 500-700 гр 1,5-2,5 см
9 месяцев Уверенно сидит и ползает, произносит первые слоги 500-700 гр 1,5-1,8 см
10 месяцев Уверенно стоит и передвигается при помощи опоры, ползает, следит за движущимися предметами, в короткое время реагирует на звуки и свое имя 400-500 гр 0,8-2,5 см
11 месяцев Активно ползает, встает и садится, стоит без опоры и делает несколько шагов 300-500 гр 0,6-2 см
1 год Может самостоятельно идти, во многом догоняет доношенных детей 300-400 гр 1,2-1,7 см

Прибавка в росте за год достигает 25-33 сантиметров, в весе – от семи до 9,5 килограммов. В первые полгода разница в освоении навыков составляет один-три месяца в зависимости от группы, к которой относится младенец. Затем эта разница постепенно сокращается.

Как правило, к 12 месяцам недоношенные детки догоняют в физическом, умственном и эмоциональном развитии малышей, которые родились в срок. Иногда это происходит в 1,5 года. При этом возрастная зрелость нервной системы и психических процессов формируется к двум-трем годам.

Важно знать, что таблица показывает только условное развитие по месяцам. Показатели зависят от персонального развития крохи, генетической предрасположенности, общего состояния здоровья, степени недоношенности и параметров, с которыми он родился.

Как развивается недоношенный ребёнок? Есть ли отличия в уходе за малышом, родившимся раньше срока? Эти и другие вопросы интересуют родителей, желающих обеспечить максимальный комфорт для крохи.

Полезная информация от неонатологов и педиатров поможет понять, как развивается по месяцам недоношенный ребёнок в первый год жизни. Узнайте больше о купании, прогулках, правилах прикорма, графике прививок для крохи.

Физиологическое и психомоторное развитие

Особенности:

  • недоношенный малыш рождается раньше положенного срока, имеет не до конца сформированные отдельные органы;
  • ранние детки слабенькие, часто не могут самостоятельно дышать и получать молоко;
  • первые недели после рождения кроха проводит в специальном инкубаторе, получает кислород и пищу через специальные трубочки;
  • недоношенный ребёнок находится под наблюдением неонатологов, контролирующих процессы жизнедеятельности, развитие маленького человечка;
  • иммунная система очень слаба, кроха чутко реагирует на проникновение инфекционных агентов. Персонал и родители первое время должны проявлять максимальную осторожность, тщательно следить за гигиеной: болезни в столь раннем возрасте отрицательно сказываются на развитии крошечного организма.

Какие факторы влияют на развитие недоношенного ребёночка в первый год жизни? Важен срок рождения, вес и рост при появлении на свет.

Неонатологи выделяют четыре категории недоношенности:

  • категория 1. Вес при рождении: 2100–2500 г;
  • категория 2. Масса тела при рождении: 1500–2000 г;
  • категория 3. Вес при рождении: 1000–1500 г;
  • категория 4. Масса тела новорождённого – до 1000 г.

Обратите внимание! Чем раньше рождается кроха, тем меньше масса тела, хуже развиты органы. Новорождённому сложнее адаптироваться к новым условиям, требуется большее внимание врачей. Слабенькие детки позже догоняют в психомоторном и физиологическом развитии сверстников, родившихся в положенный срок. При отсутствии негативных факторов, патологий, навыки, умения, эмоции, речь, двигательная активность у обеих категорий малышей сравниваются к 12 месяцам.

Развитие недоношенного малыша по месяцам

Ориентируйтесь на основные показатели, характеризующиеся ребёнка на определённом этапе жизни. За год кроха подрастает, набирает достаточный вес, приобретает немало полезных навыков.

Первый месяц

Характеристика:

  • новорождённый слабенький, особенно, при весе менее 1000 г;
  • на этом этапе часто не развит сосательный и глотательный рефлекс, кормление осуществляется через зонд;
  • при нестабильном дыхании ребёнок получает кислород через специальные трубочки;
  • масса тела увеличивается медленно;
  • инфекционные болезни протекают тяжело;
  • самый сложный период в жизни недоношенного ребёнка.

Второй

Особенности:

  • сформировались рефлексы для приёма пищи;
  • желудочек крохотный, недоношенный ребёнок быстро устаёт, кормления через непродолжительные интервалы;
  • начинается набор веса;
  • кроха ещё не держит головку, лёжа на животике, в отличие от деток, родившихся вовремя.

Третий

Характеристика:

  • масса тела удваивается в полтора – два раза;
  • почти 16 часов малыш спит;
  • наилучшая температура в помещении – от +23 градусов;
  • яркий свет раздражает недоношенного ребёночка;
  • обязательное условие для правильного психоэмоционального развития – забота, мягкие прикосновения рук мамочки;
  • мышцы развиты слабо, необходим массаж;
  • кроха реагирует на звуки, развивается мимика, основные рефлексы.

Четвёртый

Особенности:

  • крепнут мышцы, малыш учится держать головку;
  • рост и вес постепенно увеличиваются;
  • взгляд становится более осознанным, ребёночек ненадолго сосредотачивается на ярких предметах;
  • появляются первые непонятные звуки;
  • улучшается состояние пищеварительной системы, колики реже беспокоят кроху, постепенно проходят.

Пятый

Характеристика:

  • малыш понимает, откуда идёт звук, поворачивает головку;
  • кроха узнаёт близких, улыбается при виде мамы, гулит, активно двигает ножками, машет ручками;
  • ребёнок удерживает погремушку, слегка машет звучащим предметом;
  • гуление становится более продолжительным, ребёнок реагирует на события «разговором» на своём языке;
  • мышечный тонус пока не нормализовался, иногда бывают судороги;
  • усиливается роль общения взрослых и деток, выражения любви, заботы.

Шестой

Особенности:

  • постепенно недоношенный ребёнок догоняет сверстников;
  • масса тела увеличивается в 2,5–3 раза;
  • кроха становится активнее, развивается быстрыми темпами;
  • ребёночек радостно реагирует на знакомые лица, настороженно общается с незнакомцами;
  • если мамочка делала массаж с первых месяцев жизни, кроха наверняка может переворачиваться на животик и обратно, на спинку;
  • при поддержке в области подмышек малыш дёргает ножками, отталкивается от поверхности.

Седьмой

Характеристика:

  • перевороты со спинки на животик уверенные, лёгкие;
  • малыш хорошо держит игрушки с удобной ручкой, пытается ползать;
  • ребёнок часто лепечет, охотно общается с взрослыми;
  • хорошее подспорье – развивающий коврик для детей раннего возраста;
  • важно следить за растущим малышом: в этом возрасте детки часто падают с дивана, стоит отвернуться на минуту;
  • активность крохи растёт. При правильном питании, массаже, гимнастике ребёночек развивается не хуже, чем сверстники, рождённые в положенный срок.

Восьмой

Особенности:

  • подросший ребёнок пытается встать на четвереньки, качается из стороны в сторону, слегка приседает;
  • большинство деток хорошо ползают, учатся самостоятельно сидеть;
  • недоношенные детки практически не отличаются от малышей, родившихся вовремя;
  • по просьбу родителей кроха ищет взглядом игрушку, знакомый предмет, любимого взрослого («Покажи мишку», «Где мама?»);
  • ребёнок неплохо кушает с ложечки. Рацион такой же, как у доношенных деток;
  • пора учить первые слоги. Помогут потешки, песенки для самых маленьких, короткие сказки.

Девятый

Особенности развития:

  • малыш пытается встать, пробует присаживаться, опираясь на руку взрослого;
  • игрушки интересуют кроху всё больше. Повышенное внимание к коробкам, баночкам, в которые можно сложить «ценности»: лоскутки, колечки, шарики, кубики;
  • некоторое время малыш может заниматься с игрушками без привлечения взрослых;
  • юный исследователь берёт кусочки пищи пальчиками, пробует на вкус. У недоношенных деток прорезывание зубок часто начинается позже, нередко, только в 10–11 месяцев;
  • увеличивается количество слогов, появляются первые короткие слова. Чем активнее родители общаются с крохой, тем богаче будет речевой запас.

Десятый

Характеристика:

  • ребёнок наблюдает за движущимися предметами, хорошо концентрирует внимание на ярких деталях;
  • кроха активно познаёт мир, интересуется всем, что находится в квартире и на улице;
  • ребёнок подражает взрослым, любит общаться. Психологи советуют чаще разговаривать с малышом, называть действия и предметы, петь песенки, играть в ладушки, «сороку-ворону»;
  • малыша нельзя надолго оставлять одного: не успевают родители оглянуться, как юный исследователь забирается в самый неожиданный уголок;
  • окрепшие мышцы неплохо удерживают подросшего ребёнка на ножках. Кроха передвигается с опорой на руки взрослого.

Одиннадцатый

Особенности:

  • ребёнок активно развивается;
  • кроха быстро ползает, пробует ходить без поддержки, опираясь на мебель;
  • ребёнок различает своё имя, любит общение со знакомыми людьми;
  • малыша интересуют игрушки разного плана;
  • при 3 и 4 категории недоношенности молочные зубки появляются только к этому периоду;
  • деткам нравится массаж, гимнастика, упражнения на фитболе.

Малышу исполнился год

Особенности:

  • за 12 месяцев недоношенный ребёночек преодолел отставание в росте и весе, догнал деток, родившихся в положенный срок;
  • ребёнок пытается произносить короткие слова, также общается на своём языке;
  • малыш начинает ходить, активно исследует окружающее пространство.

Особенности и правила режима

  • купание. При массе тела менее 1500 г отложите купание на 20–22 дня. Если вес больше, купайте кроху уже через неделю. Первые три месяца используйте только кипячёную воду, сильнее подогревайте жидкость. Оптимальная температура воды при купании доходит до + 38 градусов;
  • прикорм. Рацион меняется чуть позже, чем у доношенных деток. Раньше полугода нельзя докармливать «взрослой» пищей: ферментов не хватает, новые продукты раздражают желудок, долго задерживаются в кишечнике. Вводите прикорм к семи месяцам, первыми давайте калорийные каши для достаточного набора массы тела;
  • прогулки. Осторожно с температурой воздуха: кроха очень слаб в первые недели жизни, легко переохлаждается, простужается. При несовершенной терморегуляции вредны перепады температуры. При весе у малыша 1500 г и более, летом гуляйте при температуре +25 С. Весной и осенью выходите с малышом, достигшим веса 2500 г, если на улице +10 градусов тепла, не менее.

Возьмите на заметку:

  • недоношенные детки требуют повышенного внимания, особенно, сразу после рождения;
  • недостаточный вес, минимальная сила иммунитета объясняют сдвиг в графике прививок;
  • врачи учитывают особенности каждого малыша, разрабатывают «личный» график вакцинации;
  • при весе до 1500 г все прививки проводятся на втором году жизни;
  • если новорождённый весил менее 2000 г, прививка БЦЖ против туберкулёза в роддоме не делается. Разрешено проводить вакцинацию, когда кроха наберёт ещё 500 г.

Развитие недоношенного ребёнка по месяцам до годика проходит с некоторыми особенностями. В первые полгода заметно отставание по многим параметрам, позже различия между сверстниками, родившимися на разных сроках беременности, стираются.

К 12 месяцам психомоторное и физиологическое развитие деток соответствует уровню доношенных малышей. Оптимальный подход к уходу за ребёнком, родившимся раньше срока, обеспечит правильное развитие маленького человечка.

Специалист об особенностях развития недоношенный детей в следующем видеоролике:

Рождение ребенка – всегда радость, даже если это уже не первенец. Но иногда появляются обстоятельства, которые усложняют мамам жизнь. Например, если ваш малыш родился на три недели (или более) раньше положенного срока, его развитие будет иметь некоторые отличия по сравнению с доношенными детками.

Терминология

Гестационный возраст плода – количество полных недель, которые провел с момента зачатия эмбрион, а затем и плод в утробе матери.

Недоношенный ребенок – новорожденный, который появился на свет еще до полного развития всех жизненно важных органов и систем. Такому положению дел соответствует гестационный срок до 37 недель (т.е. 260 дней).

Календарный возраст ребенка – оценивается с первого дня рождения малыша, и высчитывается таким же образом, как и у доношенных детей.

Корректировка – соответствует количеству недель, которые малыш не досидел в утробе. Этот параметр очень важен для оценки физического и нейропсихического развития недоношенного ребенка. Малыш, который родился раньше срока, до возраста 2 лет будет соответствовать, с учетом корректировки, критериям развития детей младшего возраста. Например, если хронологический возраст ребенка 16 недель, но он родился на четыре недели раньше, то его корректированный возраст составляет 12 недель. То есть нормальное развитие вашего малыша будет соответствовать развитию 12-недельного доношенного ребенка.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенные дети имеют некоторые особенности, которые стоит учитывать, дабы избежать дальнейших осложнений:

  • Рост может не соответствовать нормам (с учетом корректировки) из-за проблем с кормлением. У малышей, рожденных на ранних сроках, недоразвиты сосательный и глотательный рефлексы. Также эти детки не в состоянии контролировать движения языка, что препятствует нормальному кормлению. Если эти проблемы не решить, физическое развитие новорожденных детей может существенно отставать от нормального.
  • Сердце и легкие зачастую недостаточно развиты на момент рождения, и обуславливают появление расстройств дыхания и кровообращения.
  • Двигательный аппарат также имеет определенные особенности. Если доношенные детки после рождения имеют характерную «эмбриональную» позу (полусогнутые ручки и ножки), то в случае недоношенных малышей положение конечностей зависит от срока, на котором они появились на свет.
  • Центральная нервная система больше подвержена болезням, инфекциям.
  • недоношенных детей немного отстает, по сравнению с доношенными малышами они позже начинают реагировать и узнавать членов своей семьи.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

информация Наблюдение за ребенком является одной из основных задач врачей-педиатров. Поэтому существуют так называемые контрольные точки, когда доктор должен осмотреть ребенка и определить, здоров ли малыш.

Обязательными пунктами такого обследования являются измерение роста, веса, обхвата черепа, грудной клетки. В следующей таблице мы приведем рост и вес недоношенных детей в зависимости от срока гестации.

Срок гестации (недели) Рост (см) Масса тела (гр)
28 35,9 1124
29 37,9 1381
30 37,9 1531
31 38,9 1696
32 40,4 1827
33 41,3 2018
34 43,6 2235
35 44,4 2324
36 45,3 2572
37 47,6 2771

Первые полгода малыши в среднем набирают по 800 грамм, а следующие 6 месяцев – по 400.

Прибавка в росте:

  • за первый триместр жизни составляет по 3 см/мес.;
  • за второй – по 2 см/мес.;
  • за третий – по 1,5 см/мес.;
  • за последний – по 1 см/мес.

Также обязательно определить динамику нейропсихического развития, ведь этот критерий очень тесно связан с «взрослением» нервной системы, в том числе и мозга, и в случае выявлений каких-либо отклонений немедленное терапевтическое вмешательство поможет избежать дальнейших проблем.

Перед тем как рассмотреть развитие по месяцам, вы должны знать, что, несмотря ни на что, каждый малыш развивается в своем темпе, и опытные доктора прекрасно знакомы с этой особенностью. Также, изучая данную таблицу, вспомните о корректировке. Всегда используйте ее, а не календарный возраст, когда оцениваете развитие недоношенного ребенка.

информация Обычно ближе , рожденные раньше срока, догоняют доношенных детей, поэтому существенных отличий между ними не будет наблюдаться.

2 месяца (8 недель)

Моторика

  • Активно двигает ручками и ножками.
  • Разжимает кулачки и держит ладошки в раскрытом виде.
  • Поднимет головку и туловище, когда лежит на попе.
  • Держит предметы в ручках.
  • Контролирует движения головой, но все еще нуждается в поддержке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на шум плачем.
  • Издает звуки «аааа», «ооооо».
  • Плачет, когда чувствует потребность чем-то.

Деятельность

  • Фиксирует взгляд на людях и предметах, следит за их движениями.

Эмоции

  • Умеет устанавливать визуальный контакт.
  • Улыбается.
  • Узнает маму и наслаждается контактом с ней.

4 месяца (16 недель)

Моторика

  • Складывает ручки вместе, ставит их в рот.
  • Тянется к предметам, которые его окружают.
  • Переворачивается с животика на спинку.

Язык

  • Комбинирует несколько простых звуков «га-гууу», «аааа-ооооо».
  • Смеется.
  • Поворачивает голову, когда слышит знакомые голоса.

Деятельность

  • Хватает предметы.
  • Кладет их в рот.
  • Радуется, когда видит игрушку.

Эмоции

  • Становится более активным, когда его окружают близкие люди.
  • Увеличивается интерес к зеркалам, малыш улыбается своему отражению.

6 месяцев

Моторика

  • Самостоятельно сидит.
  • Трясет погремушки, стучит ими.
  • Перемещает предмет из одной руки в другую.
  • Переворачивается со спины на животик.
  • Держит одновременно 2 предмета, по одному в каждой руке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует, когда к нему обращаются по имени, поворачивается и смотрит.
  • Болтает, начинает произносить слоги «да», «га», «ба», и т.д.

Деятельность

  • Обращает особое внимание на игрушки, которые издают звуки или светятся.
  • Наблюдает за предметом, который исчезает из поля зрения.

Эмоции

  • Реагирует на изменение в своем окружении.
  • Замечает присутствие или отсутствие родителей.
  • Выражает удовлетворение, счастье, недовольство.

9 месяцев

Моторика

  • Держит небольшие предметы при помощи двух пальчиков.
  • Самостоятельно перемещается – ползает, двигается вдоль мебели, ходит, держась за ручки.

Речь и ее восприятие

  • Понимает смысл простых слов (купаться, кушать, гулять).
  • Сочетает гласные и согласные, издает более сложные звуки (баба, мама, дада).
  • Имитирует разные звуки, движения.

Деятельность

  • Внимательно исследует предметы.
  • Сопротивляется, когда хотят забрать игрушку.
  • Учувствует в кормлении – старается держать ложечку, бутылочку.

Эмоции

  • Восторженно играет в «ладушки».
  • Настороженно относится к посторонним, они могут вызывать у малыша беспокойство.

Год

Моторика

  • Стоит самостоятельно.
  • Делает первые шаги.
  • Переворачивает несколько страниц книги одновременно.
  • Складывает мелкие предметы в ведерко или другую емкость.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на просьбы мамы сделать что-то.
  • Повторяет одно и то же слово по нескольку раз.
  • Отдает предмет, когда его об этом просят.

Деятельность

  • Лучше «орудует» ложечкой, держит бутылочку.
  • «Помогает» одеть себя.

Эмоции

  • Предпочитает общество родителей.
  • Играет с другими детками.

15 месяцев

Моторика

  • Ходит без помощи родителей.
  • Забирается на стульчик или на другую мебель.

Речь и ее восприятие

  • Использует 2 слова, помимо «мама» и «дада».
  • Требует, чтоб его покормили или дали попить.
  • Указывает на предмет, который ему хочется заполучить.

Деятельность

  • Кормит себя ложечкой, не хочет, чтоб ему помогали.

Эмоциональное

  • Целует.
  • Здоровается с людьми.
  • Слушает рассказы.

18 месяцев

Моторика

  • Рисует каракули.
  • Учится бегать.
  • «Пинает» мяч.

Речь и ее восприятие

  • Выполняет элементарные требования.
  • Говорит все больше (5-10 слов).
  • Указывает на носик, глазки, ручки, ножки.

Деятельность

  • Кушает сам, но очень неаккуратно.
  • Понимает, каково применение некоторых предметов (расчесывает себя, кормит куклу).

Эмоции

  • Иногда говорит «нет», когда не хочет чего-то делать.
  • Спокойнее реагирует на отсутствие родителя, но очень радуется, когда его видит вновь.

2 года

Моторика

  • Учится рисовать вертикальные линии.
  • Хорошо бегает, иногда падает.
  • Стоит на одной ноге без поддержки.
  • Поднимается по лестнице.
  • Переворачивает по одной странице в книге.

Речь и ее восприятие

  • Составляет короткие предложения (из 2-3 слов).
  • В словарном запасе имеет не менее 20 слов (в том числе «я», «он», «она»).

Деятельность