Упражнения по мнемотехнике для школьников. Мнемотехника для развития памяти взрослым. Слова для запоминания

Елена Козлова
Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 4–5 лет с использованием приемов мнемотехники

Пояснительная записка

При обучении детей связной речи , вполне обосновано применение творческих методик, наряду с общепринятыми, эффективность которых очевидна.

Мнемоника , или мнемотехника , - система различных приемов , облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал ими усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Актуальность программы

При работе с детьми во второй младшей группе заметила, что у большей части детей группы снижены память, внимание, они не способны сконцентрироваться для выполнения задания. А так же слабо развита речь и скудный словарный запас . В следствии чего, дети испытывают сложности при заучивании стихотворений, им тяжело дается пересказ текста, а диалогическая речь скудна.

Поэтому перед собой я поставила задачи развивать память детей , научить связно, последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас детей .

К. Д. Ушинский писал : “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов . Символы максимально приближены к речевому материалу.

Таким образом, изучив работы Т . А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, Т. В. Большовой, Т. Б. Полянской и других авторов, пришла к выводу использовать в своей работе по развитию речи детей , приемы мнемотехники .

Цель : Формирование связной речи детей путем использования мнемотехники .

Задачи :

1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) ;

3. Способствовать развитию у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи;

4. Формирование умений мнемотаблиц ;

5. Способствовать развитию связной речи , расширению и обогащению словарного запаса детей .

Предполагаемый результат :

1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей ;

2. Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы ;

3. Дети смогут составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы ;

4. Дети будут знать достаточное количество русских народных сказок;

5. Дети будут знать 6 - 8 стихотворений разных авторов;

6. Дети смогут прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ.

Объекты программы :

Дети 4 -5 лет;

Семьи детей посещающих детский сад;

Педагогический персонал детского сада.

Методы работы :

Чтение художественных произведений;

Анализ прочитанных произведений;

Рассматривание и анализ мнемодорожек , мнемотаблиц ;

Заучивания, пересказы;

Игры на развитие речи , памяти, логического мышления.

Формы организации работы :

Групповая;

Подгрупповая;

Индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы :

Учет интересов и способностей детей ;

Желание родителей;

Добровольное участие;

Учет психофизических особенностей детей .

Продолжительность реализации программы

Данный курс состоит из 31 занятия по 15 – 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.

Для определения уровня результативности реализации программы используется модифицированная диагностика Л. В. Коломейченко, Л. В Любимовой.

Перспективное планирование занятий по развитию

речи детей 4 – 5 лет с использованием мнемотехники

Сентябрь

Диагностика развития монологической , диалогической речи детей .

Цель : Выявить у детей уровни развития речи .

Знакомство с мнемокарточками .

Цель : Упражнять в подборе слова к заданной картинке .

Знакомство с мнемодорожками к стихам А . Барто «Мяч» , «Мишка» , «Бычок» . Цель : Формировать умение перекодировать информацию, соотносить слова и картинки .

Составление предложений об осени.

Цель : Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку .

«Курочка Ряба» .

Цель : Формировать умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы , с помощью воспитателя.

Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» .

Цель :Формировать способность запоминать стихотворный текст, используя мнемодорожку .

Составление рассказа об осени. Формировать умение составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу .

Составление рассказа «Встречаем гостей» .

Цель : Формировать умение составлять вместе с воспитателем рассказ, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Пересказ русской народной сказки «Репка» .

Цель : Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы

Составление рассказа о домашнем животном.

Цель : Формировать умение описывать домашнее животное, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Заучивание стихотворения П. Воронько «Пирог» .

Цель : Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемодорожку .

Составление рассказа о зиме.

Цель используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .

Пересказ русской народной сказки «Колобок» .

Цель : Формировать умение пересказывать сказку с помощью воспитателя, соотносить символы со знакомыми образами. .

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Елка» .

Цель : Вызвать желание запомнить и воспроизвести стихотворный текст, используя мнемотаблицу .

Составление предложений о профессии повар.

Цель : Формировать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Заучивание стихотворения Н. Нищеевой «Снегири» .

Цель : Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы . Развивать речь , память, внимание детей .

«Теремок» .

Цель : Формировать умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу , соотносить символы со знакомыми образами. Развивать диалогическую речь .

Заучивание стихотворения Н. Саконской «Мой пальчик» .

Цель : Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы . Развивать речь , память, внимание детей .

Составление рассказа о диком животном.

Цель : Формировать умение описывать дикое животное, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Составление рассказа о папе.

Цель : Формировать умение детей мнемотаблицы . Активизировать словарь по лексической теме .

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» .

Цель : Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу , совершенствовать диалогическую речь.

Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме» .

Цель : Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, с помощью мнемотаблицы . Развивать речь и память детей .

Составление рассказа о маме.

Цель : Закреплять умение детей описывать образ человека, с помощью мнемотаблицы . Активизировать словарь по лексической теме .

Заучивание чистоговорки «Маша нашему малышке» .

Цель мнемотаблицы Развивать речь , память, внимание детей .

Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» .

Цель

Совершенствовать диалогическую речь.

Составление рассказа о весне.

Цель : Формировать умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .

Составление рассказа о птицах.

Цель : Закреплять умение описывать птиц, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Пересказ русской народной сказки Сказка «Волк и семеро козлят» .

Цель : Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мемотаблицу. Развивать речь , память, внимание детей .

Заучивание стихотворения М. Клоковой «Воробей» .

Цель : Закреплять способность с помощью мнемотаблицы , воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь , память, внимание детей .

Отгадывание загадок.

Цель : Учить детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц Развивать логическое мышление детей .

Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» .

Цель : Закреплять способность с помощью мнемотаблицы , выразительно воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь , память, внимание детей .

Пересказ русской народной сказки Сказка «Маша и медведь» .

Цель : Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу . Развивать диалогическую речь детей .

Отгадывание загадок.

Цель : Закреплять детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц . Закреплять умение соотносить символы со знакомыми образами. Развивать логическое мышление детей .

Составление рассказа о лете.

Цель : Закреплять умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .

Мы живѐм в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объѐма информации. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. В процессе реализации программы решаются несколько взаимосвязанных проблем: у дошкольников формируются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что видят, слышат (памяти), интеллектуальные возможности, расширяется круг знаний об окружающем, активизируется словарный запас. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося ее в мнемодорожки и мнемотаблицы. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память - значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Практическая направленность программы:

Программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» направлена на развитие мышления и речи дошкольников с помощью использования мнемотехнических приемов. Программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 3-7 лет. Сроки реализации программы: количество занятий в неделю – 1 (время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным государственным требованиям в соответствии с возрастной группой; 2 младшая группа максимум 15 мин, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 мин, подготовительная к школе группа – 30 минут), количество занятий в год - 32 занятия. Цель программы: развитие памяти, мышления и речи дошкольников при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.

Задачи программы:

Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, речи и др.;

Кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

Развитие навыков письменной речи. В основу блока «От сказки к сказке» программы (1 и 2 год обучения) легло методическое пособие О.А. Новицкой «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» и методические рекомендации Т.Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». Авторским вкладом является дополнение содержания программы пятью темами актуальными для изучения дошкольниками на основе русских народных сказок и 3 включение в занятия практической части по созданию мнемотаблиц, мнемодорожек и коллажей. Также авторским вкладом является разработка блока «Мнемотехник» для 3 и 4 годов обучения. Вклад в разработку этого блока составляет 75%. Так, блок 3 года обучения состоит из 9 тем. Из них 4 темы разработаны автором (кроме тем «Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года» «Зима», «Весна», и «Творческое рассказывание на заданную тему»). Блок 4 года обучения также состоит из 9 тем, 7 из которых являются авторской разработкой («Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года», «Творческое рассказывание на заданную тему»). В рамках разработанных автором тематических занятий дети учат стихи, составляют ребусы, загадки, кодируют пословицы, поговорки и скороговорки используя мнемотехнические приемы, составляют творческие рассказы и мнемотаблицы к ним, обучаются практическим приемам использования мнемотехники, четкой и правильной артикуляции звуков родного языка и разнообразным формам насыщенной самостоятельной, совместной и непосредственной образовательной деятельности. Некоторые занятия проводятся в нетрадиционной форме в виде сезонных праздников. Особенностью программы является использование особых форм работы с дошкольниками:

самостоятельное кодирование литературных произведений;

создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц, скороговорок, загадок;

создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;

использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и упражнений

; ∙ кодирование слов и составление ребусов. По окончании реализации программы воспитанник должен: Иметь представление:

о способах кодирования информации литературных и авторских произведений;

о необходимости использования мнемотехнических приемов в повседневной жизни, для облегчения запоминания информации. Знать:

10-12 скороговорок и проговаривать их при ускоренном темпе речи;

8-10 пословиц, объясняя их смысл и составляя по ним творческие рассказы;

достаточное количество русских народных сказок;

8-10 стихотворений разных авторов о временах года, социальных явлениях (детском саде, школе и др). Уметь:

самостоятельно кодировать информацию, используя графические аналогии

; ∙ составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, объединяя полученные пособия в картотеки;

прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ;

расшифровывать ребусы без помощи взрослого, самостоятельно составлять ребусы;

пользоваться мнемотехническими приемами в повседневной жизни.

  1. Учебно-тематический план

Темы

Кол-во занятий

1 год реализации программы – 2 младшая группа Блок «От сказки к сказке»

«Аленушка и лиса»

«Петушок и бобовое зернышко»

« У страха глаза велики»

«Маша и медведь»

«Рукавичка»

«У солнышка в гостях»

«Заюшкина избушка»

«Коза-дереза»

«Теремок»

Итог:

2 год реализации программы – средняя группа Блок «От сказки к сказке»

«Лиса и кувшин»

«Мужик и медведь»

«Гуси лебеди»

«По щучьему веленью»

«Заяц хвоста»

«Лисичка сестричка и серый волк»

«Снегурочка»

«Смоляной бычок»

«Пузырь. соломинка и лапоть»

Итог:

3 год реализации программы – старшая группа Блок «Мнемотехник»

Осень – золотое время года. Составление рассказов о времени года

Заучивание стихов. Тема: «Детский сад. Детство»

Отгадывание загадок

Зима

Творческое рассказывание на заданную тему

Весна

По дорогам сказок

Заучивание пословиц и поговорок

Итог:

4 год реализации программы – подготовительная к школе группа Блок «Мнемотехник»

Осень – золотое время года. Заучивание стихов об осени.

«Пословицы и поговорки русского языка»

Творческое рассказывание на тему скороговорок

«Спряталась загадка»

«Ребусы, ребусы»

«Пословицы и поговорки русского языка».

«Скоро в школу – заучивание стихов о школе»

По секретным дорошкам»

Скоро лето

Итог:

Общее количество занятий:

  1. Уровни усвоения программы. Блок «От сказки к сказке» 1 год реализации программы

Младшая группа.

Низкий уровень

Не называет особенности времени года закодированные в таблице. Не называет ни одного признака диких и домашних животных закодированных в таблице, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу. Не узнает потешки и сказки по коллажам. Затрудняется провести аналогию между символом и образом Не выражает свои ощущения словами Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук), не называет ни одной буквы алфавита. Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времен года и характерных признаков диких и домашних животных закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать и рассказать сказку или потешку, закодированную в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образ. Затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Затрудняется комментировать все предложенные ощущения. Рассматривает иллюстрации, узнает сказки, не проявляет желания рассказать сказку. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 3-4 раза произношения слова. Узнает и называет 3-4 буквы алфавита.

Высокий уровень

Узнает и называет все особенности времен года и все характерные признаки диких и домашних животных закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки, узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, курица – ноги Куринные ит.д.). Умеет замещать образы геометрическими фигурами (медведь – коричневый круг, лиса – оранжевый треугольник и т.д.) Прикасаясь к тактильным дощечкам комментирует «колючая – похожа на ежика, пушистая – как зайчик и т.д.»6 Узнает и рассказывает знакомые потешки и сказки. Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. При произношении воспитателем трехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Узнает и называет 8-10 букв алфавита.

2 год реализации программы. Средняя группа.

Низкий уровень

Не называет особенности времени года закодированные в мнемотаблице. Затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Не узнает сказку по мнемотаблице и коллажу. Затрудняется провести аналогию между символом и образом, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой. Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. Ошибается при определении количества слогов в словах. Не образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука беспорядочно хлопает в ладоши (ловит звук). Узнает и называет 4 – 5 букв алфавита. Категорически отказывается от участия в инсценировки знакомой сказки. Не участвует в коллективном пересказе сказки. Не называет персонажей сказки на графическом рисунке. Не отвечает на поставленные вопросы. Не слушает ответы сверстников. Не определяет направления на листе бумаги.

Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице. Не все символы в таблице преобразовывает в образы, затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Узнает, но затрудняется рассказать сказку. Рассматривает иллюстрации, узнает сказку, не проявляет желания рассказать ее. Правильно определяет количество слогов только в двух слоговых и однослоговых словах, и определяет количество слогов цифрой. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 1 варианту. При произношении воспитателем четырехбуквенных слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после 2 – 3 раза произношения слова. Узнает и называет 10 - 12 букв алфавита. Не проявляет инициативу при выборе роли для инсценировки сказки, но от предложенных ролей не отказывается. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Ошибается в определении 2-х направлений при ориентировке на листе бумаги. При помощи воспитателя называет персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Ошибается при ответах на вопросы по содержанию произведения. Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает правильно.

Высокий уровень

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки. Узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы. Умеет замещать образы геометрическими фигурами. Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу. 7 Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. Правильно определяет количество слогов в трех слоговых словах. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 2-3 варианта. При произношении воспитателем четырехбуквенных и более слов при интонационном выделении нужного звука хлопает в ладоши (ловит звук) после первого произношения слова. Узнает и называет 15 –20 букв алфавита. Проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки, продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Безошибочно определяет центр листа, правую и левую стороны, верх и низ листа. Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Не перебивает сверстников во время ответов на вопросы.

Блок «Мнемотехник» 3 год реализации программы.

Старшая группа.

Низкий уровень

Ребенок не называет особенности времени года, закодированные в таблице, затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу и провести аналогию между символом и образом. Испытывает затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов. Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам Не способен закодировать информацию без помощи взрослого, не участвует в коллективном пересказе сказки. Узнает и называет до 10 букв алфавита. Не отгадывает ни одного элемента ребуса Составляет простое предложение, распространяя его только при наводящих вопросах. Затрудняется образовывать однокоренные слова. Затрудняется подбирать рифмы к словам.

Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице, не все символы в таблице преобразовывает в образы. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ Затрудняется пересказать текст литературного произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи взрослого. Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого Узнает и называет 15-20 букв алфавита. Не расшифровывает ребусы без помощи взрослого. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Образовывает недостаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, но срифмованные слова не имеют смыслового значения.

Высокий уровень

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице 8 Составляет последовательный пересказ сказки Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.) Пересказывает текст рассказа после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Отгадывает элементы, но не составляет целое слово, при разгадывании ребусов. Самостоятельно составляет мнемотаблицы к коротким рассказам. Узнает и называет 20-30 букв алфавита. Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без помощи взрослого, с удовольствием образовывает достаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, все срифмованные слова имеют смысл.

Блок «Мнемотехник» 4 год реализации программы.

Подготовительная к школе группа.

Низкий уровень

Дети не узнают и не проговаривают скороговорки по мнемотаблице, не называют пословицы при работе с картотекой, затрудняются работать с мнемотаблицами к загадкам. Не способны закодировать информацию заложенную в загадке в стихотворение без помощи взрослого. Не отгадывает ни одного элемента ребуса, не проявляет интереса к составлению ребусов.

Средний уровень

Проговаривают 3-4 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 3-4 пословиц. Составляют мнемотаблицы и придумывает загадки при незначительной помощи взрослого, прочитывает загадку по мнемотаблице, но затрудняется дать ответ. Составляют мнемотаблицы к литературным произведения, при незначительной помощи взрослого. Проявляют интерес к составлению ребусов, но самостоятельно не предпринимают попытки составить ребус, отгадывают элементы, но не составляет целое слово.

Высокий уровень

Проговаривают 5-6 скороговорок при ускоренном темпе речи, называют и понимают смысл 5-6 пословиц. Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ Самостоятельно составляет мнемотаблицы к загадкам к стихам и другим литературным произведениям и проявляет желание самостоятельно придумывать загадки. Расшифровывает ребусы без помощи взрослого, проявляет попытки самостоятельно составлять ребусы.

Методическая часть программы

Методы и приёмы организации учебного процесса:

Чтение художественных произведений;

Проведение литературных бесед и викторин по знакомым произведениям;

Проведения конкурсов и вечеров чтецов стихов;

Разгадывание и составление ребусов;

Пересказы;

Рассматривание и анализ коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек;

Анализ прочитанных произведений;

Выполнения творческих заданий (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц)

Игры на развитие речи, воображения, логического мышления;

И др

Режим занятий:

Программа «Мнемотехника в развитии дошкольников» рассчитана на 4 учебных года – всего 128 занятия. В неделю – 1 занятие время занятия соответствует возрастной группе согласно нормам СанПина.

Структура занятий:

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая часть занятия отведена на изучение нового материала, знакомство со сказкой, литературным произведением, а вторая часть занятия практическая (составление коллажей, мнемотаблиц, мнемодорожек, выполнение творческих заданий, игры на развитие речи и мышления, подготовка к конкурсам и др.).

Учет работы по программе:

проводится путем ежемесячного ведения табеля посещения детей кружковой деятельности и предоставление отчета в методический кабинет ДОУ о проведенных кружковых занятиях. Также педагог в конце учебного года представляет творческий отчет о результатах реализации программы в виде презентации, игровой годовой диагностики. Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ, родителями для развития связной речи, ознакомления с окружающим, обучению правильному звукопроизношению, активизации словаря, обучению кодировать и перекодировать информацию, развитию памяти, мышления и воображения. Для подготовки детей к школьному обучению программа дополнительного образования «Мнемотехника в развитии дошкольников» ставит перед педагогом цель: выравнивание стартовых возможностей дошкольников в процессе развития устной и письменной речи, совершенствования умения владения пользоваться, моделями, пооперационными схемами, умением самостоятельно составлять мнемотаблицы. Данная программа имеет методическое сопровождение, которое включает: перспективные планы, диагностику и методику диагностики для детей младшего дошкольного возраста.


Дунаева Юлия Петровна

Вольгинская СОШ

педагог-психолог

п.Вольгинский Петушинского р-на

Занятия направлены на аудиторию младших подростков

Цель - когнитивное развитие учеников,

посредством мнемотехники

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

курс «ИНТЕЛЛЕКТ»

Занятие № 1

Время занятия: 2 часа

Дата проведения: _________

Тема:

Диагностика свойств памяти.

Принципы мнемотехники.

Цель:

-- Проверка уровня памяти на начало занятий.

– Определить перспективу обучения мнемотехнике для школьников. Дать понять, отчего зависит успешное обучение в школе (биологические обоснования строение и работа головного мозга, функционирование памяти и её виды, процессы и принципы мнемотехники).

План

  1. Диагностика памяти «по порядку».
  2. Диагностика объема памяти.
  3. Диагностика памяти на цифры
  4. История появления мнемотехники. Её применение
  5. Полушария головного мозга
  6. Характеристика видов памяти
  7. Процессы памяти и мнемотехника
  8. Условия успешного обучения.

Итоги занятия: Подведение результатов

Приложение № 1 (мотивация и интеллект № 1а, интеллектуальные возможности и уверенность в себе № 1б)

Упражнение № 1. Диагностика памяти «по порядку».

Таблица № 1 Впишите выражения, которые Вы запомнили,

Ножной мяч

Порядки

Каникулы

Среда

Переезд

Свидетельство

Поезд

Печатная машинка

Кафе

Скалолазание

В данную таблицу: Таблица № 2

Мой результат ____/10

Упражнение № 2. Диагностика объема памяти.

Перед Вами список из 20 выражений, не связанных между собой по смыслу. Они расположены по порядку от 1 до 20. Прочтите их и постарайтесь запомнить. На запоминание каждого - не более 7 секунд.

Внимание! Каждое выражение читайте только один раз!

Таблица № 3 Таблица № 4

Работа

Выставка

Диалог

Биотехнология

Действие

Вселенная

Выращивание

Течение

Путешествие на воздушном шаре

Государственный праздник

карнавал

Воспитание детей

Ужин при свечах

Театр

Зонт

Коммуникация

Атлантический океан

Информация

Встреча

Произведение искусства

Мой результат ___ /20

Упражнение № 3. Диагностика памяти на цифры

Запомните цифры последовательно

12, 25, 23, 36, 69, 58, 29, 23, 45, 85, 46

Мой результат ____/ 10

4.История появления мнемотехники. Её применение .

Мнемотехника зародилась в Древней Греции. У её истоков стоит поэт Симонидес. В древности мнемотехнику использовали выдающиеся поэты, философы и политики. С течением времени мнемотехника была усовершенствована и применялась в разных областях знания, особенно активно в образовании.

5.Полушария головного мозга

Методика запоминания опирается на природные возможности человеческого разума: активизацию в процессе запоминания правого полушария мозга и естественное перенесение информации, которую запомнил человек, в долговременную память. Наиболее существенными факторами, стимулирующими память, являются: порядок запоминания и создание зрительного образа (ассоциации)

запоминаемой информации и участие в его создании нескольких органов чувств. Правое полушарие мозга отвечает за процессы, связанные с воображением, синтезом, эмоциями и интуицией, поэтому правое полушарие мозга часто называют артистически полушарием. Тесно взаимодействующее с правым, левое полушарие мозга называется профессорским полушарием и контролирует логическое мышление. В нем находятся центры, ответственные за речевую деятельность. Полушария объединяет кора головного мозга, осуществляющая их взаимодействие.

6.Характеристика видов памяти.

Сенсорная память

Кратковременная память

Долговременная память

Различают три вида памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную.

Характерные черты

Емкость

ограниченная

ограниченная

неограниченная

Время хранения информации

Находящаяся в сенсорном блоке памяти информация может быть передана в кратковременную память или безвозвратно исчезнуть из памяти. Находящаяся в блоке кратковременной памяти информация может быть перенесена в долговременную память или через сенсорную память исчезнуть из памяти.

Приемы мнемотехники основываются на использовании природных возможностей переноса информации в блок долговременной памяти и установлении соответствующих сигналов, которые позволяют быстро и успешно найти информацию.

7.Процессы памяти и мнемотехника

Различают четыре основных промесса памяти:

Запоминание

Хранение

Забывание

Восстановление

Приемы, способствующие лучшему хранению выученного материала,- это повторение, периодический просмотр материала, повторение по памяти.

Повторение по памяти

Большинство из нас помнит долгие вечера, проведенные над книгой, и повторение вслух запоминаемого материала. Оказывается, что эта интуитивно применяемая большинством учеников и студентов методика очень эффективна в процессе усвоения материала. Как показывают проведенные эксперименты, лучше запоминается тот материал, который мы повторяли, не подглядывая в книжку. При этом мы попутно уточняем то, что не сумели запомнить раньше.

8. Условия успешного обучения.

Способствуют процессу успешного изучения и такие важнейшие факторы, как: высокая самооценка («Я это смогу»); позитивная установка («Все будет хорошо»); сильная мотивация («Я этого хочу»).

11 карнавал 12 Воспитание детей 13 Ужин при свечах 14 Театр 15 Зонт 16 Коммуникация 17 Атлантический океан 18 Информация 19 Встреча 20 Произведение искусства

Запомните цифры последовательно 12,25,23,36,69,58,29,23,45,58,85,46,12,58

Упражнение 13 Какие качества, с Вашей точки зрения, имеет человек, который прекрасно учится и не имеет никаких проблем с умственной работой? Перечислите эти черты ниже, другими словами, создайте модель «идеального» человека!

Итог Перечислив выбранные Вами качества, Вы тем самым сформулировали те цели, которые ставите перед собой в области интеллектуального развития. Успехов Вам в их реализации!

Пример из жизни Демосфен страшно заикался, но стал выдающимся оратором. Бетховен был ис­ключен из музыкальной семинарии якобы из-за отсутствия музыкальных способ­ностей, но стал гениальным композитором. Как Вы думаете, почему эти люди добились успеха? Задумайтесь, какую роль в этих примерах играла сильная мотивация для реали­зации желаемой цели.

Сенсорная Кратковременная Долговременная память память память

Процессы памяти Различают четыре основных промесса памяти: Запоминание 1 Хранение I Забывание 1 Воспроизведение

Условия успешного изучения высокая самооценка («Я это смогу») позитивная установка («Все будет хорошо»); сильная мотивация («Я этого хочу»)

Упражнение 11 Перечислите все свои положительные черты. Но их не должно быть меньше 30. На это Вам дается только 2 минуты.

Упражнение 14 а) это напоминает игру, которая интересна сама по себе; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - НЕПРАВДА б) человек забывает обо всем и погружается в самого себя и в свои дела; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 ..7 8 9 10 - НЕПРАВДА в) человек не мучается и не проклинает свою работу, а выполняет ее с удовольствием; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - НЕПРАВДА г) результаты, достигнутые ради денег, славы и положения, должны быть более весомыми, чем остальные: ПРАВДА-: : 5 1_ 5 б " S 9 10-НЕПРАВДА

Упражнение 15 а) благодаря собственным открытиям и изобретениям мы лучше реализуем свой потенциал; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - НЕПРАВДА б) это означает более глубокое, чем прежде понимание чего-то, а понимание уменьшает нашу беспомощность; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - НЕПРАВДА в) отчасти подчиняем действительность нашему собственному порядку, с этого времени не подчиняемся уже полностью тому порядку, который застали; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - НЕПРАВДА г) это повышает знания о нас самих и наших возможностях; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - НЕПРАВДА


Главный инструмент нашего разума - это память. Память - это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них - .

Для начала - притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий - ассоциация и фон.

Ассоциация - мысленная связь между двумя предметами, фон - это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.

Впоследствие мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна - вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.

Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.

По похожему принципу организована следующая фраза: "Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь". Ту же последовательность дает английский вариант: "Oh Be A Fine Girl, Kiss me", и эта последовательность - классификация звезд в астрономии от горячим к холодным - O,B,A,F,G,K,M.

Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...

Запомнив же правило типа "Морской волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка" вам проще будет запомнить порядок планет: "Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун-Плутон"...

Бессмыслица же вроде "Артисту Биму Циркуль Дашь - Его Фамилия Же-Аш" - дает ключ к расположению латинских букв на шахматной доске.

Но ключевые фразы можно строит не только на основе первых букв в словах. Широко используются фразы для запоминания цифр, в которых количество букв в словах соответствует определенной цифре. Фраза "Кто и шутя и скоро пожелаетъ Пи узнать число уж знаетъ" с учетом написания слов с буквой "ять" в дореволюционном написанием позволяет запомнить число Пи до десятой цифры: 3.1415926526, и в ней каждая цифра соответствует количеству букв в соответствующем слове. А фраза "Я Катя, я дура, но я вот нашла корень из двух" - содержит и вопрос, и ответ. "Чему равен квадратный корень из 2?" - задаете вы себе ответ и, подсчитывая буквы в словах, отвечаете: "1,4142135624" с соответствующим округлением. Можете проверить.

Широко используется мнемотехника у радиолюбителей (в азбуке Морзе - Тетя Катя и Я на горку шла) и даже в сольфеджио, ведь недаром квинта называется политическим интервалом, потому что первые слова во фразах "Союз нерушимый" и "Вставай, проклятьем заклейменный" - это квинты.

Наверное, примеров достаточно. Теперь как это применить на практике.

Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники - это школа. Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческого знаний, истории, географии, ботанике, биологии… Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребенка нужно готовить к взрослой жизни заранее. И чем раньше, тем лучше. И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна.

Играем в Цицерона. Уже маленького ребенка можно познакомить с основой Симонидовского метода - топологической мнемотехники. На основе практически любой сказки "с нанизыванием" - то есть с использованием какой-нибудь последовательности. Хорошо подойдет, например, всем знакомая "Репка". Подберите "реквизит" - репку, дедку, бабку и остальных действующих лиц из деткиных игрушекили нарисуйте соответствующие картинки. Разместите предметы в порядки их появления в сказке по комнате или (если вы мыслите глобально) по квартире и рассказывайте сказку с использованием этих подручных средств. Думаю, что после нескольких "репетиций", убрав подготовленные зацепки, но ассоциируя их с местом, где они располагались, метод будет освоен.

Ребенку постарше метод размещения Симонида (он еще называется методом loci) удобно использовать тогда, когда нужно запомнить какую-нибудь последовательность, к примеру, расположение органов дыхания: ротовую полость, трахею, бронхи, легкие. "Привязав" эту последовательность к хорошо знакомой обстановке, например, к своей комнате и "повесив" ротовую полость на дверь комнаты, трахею - "положив" на стол, бронхи - на кровать, а легкие - "повесив" на стене, и мысленно пройдясь по комнате, собираем все в нужной последовательности. Пятерка на уроке анатомии обеспечена.

Юные шифровальщики. У многих людей возникают трудности в запоминании цифр. Выше был описан метод запоминания цифр с использованием ключевой фразы, в которой количество букв в слове соответствует запоминаемой цифре. При этом человек с хорошей фантазией и поэтическим даром фразу может придумать сам. Всем остальным можно порекомендовать искать нужные фразы в любимых стихах. Например, для того чтобы запомнить телефон 156-96-47 можно использовать всем хорошо знакомое:

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась (ты)

Пример, конечно, утрированный, но достаточно показательный.

Можно придумать свой буквенный код для любой цифры. Буквы "З" и "О" очевидно похожи на цифры "3" и "0". Всем остальным можно придумать подобные ассоциации. Тогда любой набор цифр превращается в набор букв, которым можно сопоставить какое-нибудь соответствующее слово. Например, ассоциировав цифры "3", "8" и "0" с буквами "З", "В" и "О" и подобрав им слово "ЗаВаленО", вы получаете "ключ" к запоминанию даты Куликовской битвы, запомнив фразу "Куликово поле завалено трупами".

Пароль-отзыв. Как известно, изучение иностранного языка начинается с изучения простых слов. Но и их довольно часто тяжело запомнить. Предлагаю вам поиграть в игру "пароль-отзыв", где "пароль" - изучаемое иностранное слово, а отзыв - найденная ассоциация в родном, хорошо знакомом, языке. Например, английское "apple" (яблоко) вполне созвучно слову "аппликация, и из пары "АППЛикация" и "яблоко" можно составить фразу "Я вырезаю из бумаги АППЛикацию с яблоком". А итальянское "fagotto" (узел) - очевидное "фагот" - легко запомнится фразой "ФАГОТ связали в УЗЕЛ".

Изобретаем новый язык. Как вы думаете, что такое априюнсенноя? Или МуМоБоНе? Это не фразы из языка тумба-юмба, это сжатая до минимума информация - так называемая агглютиграмма (склейка).

  • в первом случае - месяцев в году, в которых количество дней - 30;
  • во втором - последовательность правления Рюриковичей (правда, не всех) - Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Всеволод Третий Большое Гнездо, Александр Невский.

Не правда ли, впечатляет?

В заключение следует сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется просто великолепно. Попробуйте применить основные мнемонические приемы на себе - и вы скоро ощутите ее полезность и незаменимость. А если поможете понять и освоить мнемонические приемы своим детям - кто знает, может, вырастите нового Цицерона?

Вопросы педагогам: Какие мнемонические приемы используют ваши воспитанники на занятиях и в играх? Вводите ли вы новые приемы, или же используете только традиционные фразы?

Вопросы родителям: Как вы думаете, использование мнемотехники поможет ребенку лучше запоминать правила и даты, или станет лишней, ненужной информацией, увеличивающей и без того большой объем запоминаемой информации?

Обсуждение

Цитата:
"квинта называется политическим интервалом, потому что первые слова во фразах “Союз нерушимый” и “Вставай, проклятьем заклейменный” - это квинты."

Вообще-то это не квинты, а кварты.

Комментировать статью "Мнемотехника"

Мнемотехника. Всем привет! Хотела бы знать ваше отношение к мнемотехнике.Кто занимается или занимался с детками по этой методике, ваши отзывы.

Также есть занятия по мнемотехнике с использованием элементов мет. Зайцева. Написала много, но мне кажется не очень понятно.Так на словах трудно объяснить...

Сутсавы 1. Аспирин – незаменим при подагре. 2. Алфлутоп – улучшает обмен крови и активизирует процессы обмена в мышцах. 3. Дона – укрепляет хрящевую ткань. 4. Диклоберл – негормональный противовоспалительный препарат. Применяют в свечах, но можно делать и уколы. 5. Диклофен – меньше других дает побочных эффектов. 6. Диклофенак – эффективный, но влияет на состояние крови. 7. Кетанов – эффективный инъекционный препарат. 8. Олфен – удобен тем, что есть в свечах, не страдает слизистая желудка. 9...

Здравствуйте, мои дочери (6 и 3 класс) хотят учиться на курсах этой конторы по мнемотехнике (повышение скорости чтения, улучшение памяти). Кто-нибудь учился?

Книга увлекательно рассказывает о правлении династии Романовых. За 300 лет правления этой династии Россия многократно увеличила свою территорию и стала мощной империей, развернулось строительство флота и новых городов, в том числе Санкт-Петербурга. В России появились железные дороги, первые театры, музеи, университеты. Чтобы дети могли легко усвоить обширный материал, основные события каждого царствования помещены в специальную хронологическую шкалу. В издании есть и наглядные иллюстрации, и...

Я мнемотехниками пользуюсь. Мнемотехника хороша, но для небольшого количества информации...

Мы рады пригласить Вас в Творческий центр «Активити» в районе «Покровское-Стрешнево»! У нас работают молодые, талантливые и успешные преподаватели, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, олимпиад. Наряду с изучением и закреплением материала в классе в творческих направлениях, мы предлагаем возможность участия в конкурсах, выступления на площадках города. Мы готовы предложить Вам заниматься по индивидуальным и групповым программам по следующим направлениям: иностранные языки...

А так старший - самбо, мнемотехника, цифровая фотография, гитара, средняя - танцы, рисование, гитара, поделки из бересты, бисероплетение, младшая - гимнастика, лепка из глины...

что делают? например - развитие слухового внимания при доминирующим зрительном и наоборот развитие объёма памяти, обучение мнемотехники помощь медлительным детям...

Мнемотехника. ...Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный запомнить какую-нибудь...

Мнемотехника. В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра...

Две недели пыталась вспомнить, как назывались занятия у ребенка в дет. саду. Чего только не придумали - и логика и риторика. Вспомнила - мнемотехника!

И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма Здравствуйте, мои дочери (6 и 3 класс) хотят учиться на курсах этой конторы по мнемотехнике...

мнемотехника. Помогите. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье Кто-нибудь знает что-то о мнемотехнике? Поделитесь опытом,плиз.Что это за зверь и...

Мнемотехника. Широко используется мнемотехника у радиолюбителей (в азбуке Морзе - Тетя Катя и Я на горку шла) и даже в сольфеджио, ведь недаром И чем раньше, тем лучше.

Мнемотехника - один из способов развития памяти. Помощь школьникам в запоминании информации. Чего только не придумали - и логика и риторика.

Мнемотехника. . Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Много слышала о мнемотехнике. Подскажите: 1.где об этом можно пичитать более подробно.

В современном мире, полном информации, ее запоминание многим людям дается нелегко. На этом фоне запоминание огромного количества данных, когда следует воспроизвести информацию точно и последовательно, приравнивается едва ли не к суперспособностям. Однако существуют приемы, которые помогут надолго закрепить в голове самую сложную информацию.

Достаточно вспомнить, что в Древней Греции выступление перед публикой «по бумажке» считалось позором, причем выступающему нужно было держать речь на протяжении довольно долгого времени и говорить без запинок. Еще тогда наши предки использовали мнемотехнику, или мнемонику. В чем особенность данного метода запоминания?

Что такое и в чем суть метода

Мнемотехника – это комплекс методик запоминания на основе визуального мышления. Давно замечено, что человеческий мозг не в состоянии быстро запомнить «сухую» информацию в точности и в подробностях. Вместе с этим почти каждый из нас наверняка без затруднений в подробностях может пересказать сюжет рассказа или книги, которыми увлечен. Мнемотехника учитывает эту особенность организма и учит не идти напролом в запоминании громоздкой информации, а вначале превращать ее в образ.

Основные мнемонические приёмы

Мнемотехника включает в себя большое количество приемов. Объясняется это тем, что с образами, как и с воображением, нельзя обойтись скупым набором шаблонов. Воображение вообще сложно поддается работе с шаблонами, поэтому вначале учащемуся требуется освоить уже имеющиеся приемы, а после – самому сознавать свои шаблоны.

К числу основных мнемонических приемов можно отнести:
- Метод буквенного кода . Данный прием требует образования смысловых фраз из заранее присвоенных букв к запоминаемой информации.
- Метод ассоциаций . Здесь требуется найти яркие и необычные аналогии, которые будут ассоциироваться с информацией, требующей запоминания.
- Подбор рифм . Не следует открещиваться от этого приема сразу под предлогом, что вы не написали ни одного стихотворения – на самом деле он прост. Метод требует создания рифмованных пар слов или небольших стихотворений.
- Применение созвучий особенно удобно применять при запоминании терминов или иностранных слов – требуется найти созвучные и уже известные слова или словосочетания.

- Метод римской комнаты , в котором запоминаемые предметы помещаются в хорошо известную комнату.

Как овладеть мнемотехникой?

Итак, природа мнемотехники понятна. Человеческий мозг лучше запоминает информацию, которую может представить аккуратно в деталях. Например, читающий книгу представляет перед глазами маленький мир. Информацию, которую представлять неинтересно, нужно переработать так, чтобы она все-таки представляла для сознания человека интерес. Как это сделать? Существует множество уловок.

Чтобы овладеть этой техникой запоминания, нужно развивать воображение и навыки манипулирования образами. Для этого существует мнемотехнический квадрат, который поможет запомнить, что правила в этой технике всего четыре, как и углов в квадрате.

Правило первое:

Представляемый образ должен быть объёмным. Ни в коем случае не картинка или рисунок. Если же требуется запомнить лист бумаги или фото – представьте его ребром, согните его или сожмите - но создайте объём, которые можно вертеть в голове так и эдак.

Второе правило:

Цветность образа. Если что, учеными доказано, что у большинства людей воображение чёрно-белое. Это абсолютно нормально и не мешает освоению мнемотехники. Всё, что требуется – четкое понимание точного оттенка цвета. Если воображаете зеленую сумочку, обязательно определите – тёмно-зелёная? Зелёный вырви-глаз? Благородного зеленого цвета и из крокодиловой кожи? Определите этот момент для себя.

Третье правило:

Четкий образ – никакой абстракции. Представляемый объект должен быть лишен «белых» неизведанных пятен. Для облегчения создания образа большие вещи уменьшайте до размера мяча, а маленькие – увеличивайте. Не нужно слепиться или пытаться объять необъятное.

Четвертое правило:
Все образы должны умещаться в руке.

С чего начать? С себя.

Какими должны быть первые тренировки, которые помогут овладеть этой техникой запоминания? Вначале научитесь превращать предметы в образы. Выцепите из своей жизни предмет, который можете увидеть в деталях, запомните его. До такой степени, что будете помнить его, оторвав взгляд. При этом важно не закрывать глаза. Можно перевести взгляд на однотонный предмет – например, под ноги или на стену дома.

Например, стоите на остановке по пути на работу. В этот момент будет приятно вспомнить свой диван или придумать роскошную кровать с периной из «Принцессы на горошине». При этом помните и соблюдайте четыре правила мнемотехнического квадрата. Представляйте кровать в 3D-формате, вертите в разные стороны, не забудьте мелочи вроде неровно заправленной простыни или поцарапанной кошкой деревянной ножки. Наконец, уменьшите кровать до размера мяча и поворачивайте её перед мысленным образом, рассматривая.

Также хорошие советы по тренировке воображения даются в данном видео:

Мнемотехника может похвастаться множеством приемов, с освоением которых порой придётся попотеть, зато овладевший ими ученик никогда больше не будет жаловаться на плохую память – мнемоника научит перерабатывать и запоминать как сложные информационных блоков, так и имена, пин-коды, пароли, фамилии, лица.

Важно постоянно совершенствовать свои навыки. Включите упражнения в повседневную жизнь, тренируйте манипулирование образами в разных настроениях, в любой ситуации - и в скором времени запоминание самой сложной информации уже не будет казаться недостижимой целью.