Устои и моральные ценности семьи. Какие ценности лежат в основе семейных традиций. заявлять детям, что у их бабушки есть возрастные странности

Этика семейных отношений

Если все члены семьи стараются ладить между собой и избегать конфликтов, в доме всегда будут царить мир и согласие. Этого не так-то просто достичь, порой необходимо большое усилие, чтобы погасить искры разгорающейся ссоры. Кое-кто считает, что вежливость необходима лишь вне дома, а в семейном кругу можно и расслабиться. Однако расслабиться - не значит забыть все вежливые слова. Вам кажется, что "пожалуйста", "спасибо", "прости" не нужны, можно обойтись и без них. Да, в некоторых случаях можно и в самом деле не употреблять этих условных выражений. Если речь идет о вещах обыденных" находящихся в компетенции, к примеру, жены, муж может просто напомнить: "Заплати за телефон". Он не обязан постоянно "просить" об этом. Муж может и не благодарить жену всякий раз, когда она ставит перед ним обед, как и ей не обязательно говорить "спасибо", когда он подает ей пальто. Просить об услуге и благодарить следует в иных случаях. К примеру, муж может сказать: "Принеси, пожалуйста, мои сигареты, мне не хочется прерывать работу". За оказанную услугу он должен поблагодарить жену. Большую роль во взаимоотношениях близких людей играет интонация. Она способна свести на "нет" все вежливые выражения. Фраза: "Налей мне кофе" - может звучать доброжелательно и вежливо, в то время как слова: "Очень прошу, налей, пожалуйста, кофе" - могут напоминать приказ. В каждой семье приняты свои обращения друг к другу. Нет ничего плохого, когда муж называет жену "малышка", а она его "котик", однако эти ласкательные прозвища не предназначены для посторонних ушей. В присутствии третьих лиц лучше называть друг друга по имени.

У супругов часто вызывает затруднение обращение к родителям супруга. Если вы не хотите или не можете называть тещу или свекровь мамой, обращайтесь по имени-отчеству. Не стоит звать тещу "бабушкой", а свекровь "тетей Машей", это невежливо.

Очень часто причиной конфликтов является совместное проживание в квартире супругов и их родителей. Особенно часты ссоры, когда в одной квартире проживают свекровь и невестка. Не стоит выяснять, кто из них "хозяйка", они обе имеют равные права на это "звание", даже если невестка не принимает большого участия в хозяйственных делах из-за своей занятости на работе и в учебе. В то же время и свекровь, по причине болезни, не имеющая нагрузок в домашних делах, остается "старшей" хозяйкой: ей предоставляют почетное место за столом и советуются по поводу изменений в быту. Крайне невежливо поступают семьи, отстраняющие стареньких бабушек от участия в жизни семьи, не приглашающие их за праздничный стол во время семейных торжеств. Если в гости приходят ровесники дочери или зятя, матери не обязательно принимать участие в их вечеринках. Она может выйти к ним на несколько минут, чтобы поздороваться. Точно так же и представители младшего поколения не обязаны присутствовать при встречах родителей и их друзей. Делать это нужно лишь тогда, когда мать или отец специально просят детей об этом. Приличия требуют, чтоб гостя, явившегося к одному из членов семьи, поприветствовали все остальные, Но это не значит, что они весь вечер должны провести В его обществе. Чтобы в доме не возникало конфликтов, младшее поколение должно всегда проявлять вежливость по отношению к старшему поколению. Если в вашем доме живет престарелая свекровь или теща, вы не должны:

говорить ей, что она устала и ей лучше немного отдохнуть именно тогда, когда она прекрасно развлекается за столом в компании ваших друзей и родственников;

замолкать и обрывать разговор, когда она входит в комнату;

заявлять детям, что у их бабушки есть возрастные странности;

говорить о ком-то в ее присутствии: "Это ведь старый человек";

в споре употреблять выражение: "В вашем возрасте. ";

дарить вещи, ассоциирующиеся с трауром;

повторять, что ваша квартира мала и тесна. Однако и старшая хозяйка должна проявлять вежливость. Ей настоятельно рекомендуется

не слишком настойчиво интересоваться подробностями жизни детей;

не пытаться узнать подробности того, о чем ей не говорили;

не проявлять недовольство и капризы, ссылаясь на возраст;

не требовать, чтобы младшие члены семьи больше времени проводили дома;

не употреблять постоянно аргумент: "Вот в мое время. ";

реже рассказывать о своем прошлом;

свекровь не должна выказывать сыну свое недовольство невесткой, а теща - осуждать зятя в присутствии дочери.

Каждый член семьи должен уважать интересы и вкусы друг друга. Если муж любит смотреть футбол или по выходным дням ездит на рыбалку, жене не стоит возмущаться этим. Если субботу он проведет с удочкой на берегу реки, то уж воскресный день точно посвятит делам семейным. Так же и муж должен учитывать интересы жены. Ни в коем случае не следует говорить с осуждением: "Разве умная женщина/может смотреть такой глупый фильм!", когда жена смотрит свой любимый сериал по телевизору.

Если вы считаете себя воспитанными, не осуждайте увлечений и друзей друг друга.

Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.

Многих интересует, нужно ли стучать, перед тем как войти в комнату кого-то из членов семьи? В каждой семье свои порядки, однако утром или вечером, когда человек может одеваться или раздеваться, лучше постучать.

Если вы садитесь за стол, фраза: "Приятного аппетита" - вовсе не обязательна. А вот после еды воспитанный человек должен сказать: "Спасибо".

Очень часто мужчина, весьма галантный по отношению к другим дамам, с женой ведет себя совершенно недопустимо, проявляя элементарную невоспитанность. Но ведь не зря говорится, что жена - "вторая половина". Проявляя невежливость по отношению к ней, муж таким образом выказывает неуважение и к себе самому.

Знайте, что в обязанности мужа входит следующее:

подавать верхнюю одежду жене, причем не только в публичном месте, но и в собственной прихожей, где вас никто не видит;

хвалить стряпню жены;

на любом танцевальном вечере первый танец обязательно танцевать с женой;

делать жене комплименты, замечать ее новое платье или новую прическу;

проходя в дверь, пропускать жену первой. Выходить из троллейбуса первым и подавать жене руку;

время от времени делать жене мелкие подарки и покупать цветы без всякого повода;

в присутствии жены не глядеть вслед другим женщинам;

навсегда забыть аргумент: "Я зарабатываю и требую, чтобы. ";

не ходить по квартире полуодетым;

уходя из дома в выходные дни или в нерабочее время, всегда сообщать жене о цели своего ухода и о времени возвращения;

выказывать интерес к тому, как жена проводила время в его отсутствие;

беседовать с женой на разные темы, а не только о делах домашних.

Однако не стоит проявлять свое внимание к жене безудержной критикой всего, что вам кажется неправильным. Изо дня в день критикуя ее характер, манеру одеваться, методы воспитания детей, ее друзей и прочее, помните, что даже у самой спокойной женщины терпение в конце концов истощается. Кстати, подобное поведение мужчины часто является следствием его неуверенности в себе, заниженной самооценки, поэтому жене нужно чаще подчеркивать достоинства мужа, замечать все его достижения. Нередко место семейного критика занимает жена.

Жена тоже должна помнить о вежливости по отношению к своему мужу. Ей стоит обратить внимание на следующее:

выбирая наряды и аксессуары к ним, прислушивайтесь и к мнению мужа, а не только к советам подружек;

старайтесь по возможности чаще готовить то, что любит муж;

не вторгайтесь в сферу его "священных интересов": не ройтесь в его портфеле или сумке, не берите без разрешения его личные вещи, не наводите порядок в его ящике;

если ваш муж в очередной раз рассказывает в компании одну и ту же историю, изрядно вам поднадоевшую, или бородатый анекдот, не старайтесь оборвать его речь фразой: "Это все уже слышали";

не критикуйте его в присутствии ваших детей. И вообще, не выясняйте отношения с ним при детях, это можно сделать и без свидетелей;

не контролируйте мужа явно;.

ни в коем случае не высказывайте возмущения в отношении его привязанности к матери;

хвалите его чаще, делайте комплименты, внимательно выслушивайте его советы;

не приглашайте в дом гостей, которые ему не симпатичны, и не уговаривайте его пойти в гости к людям, чье общество ему неприятно;

не вспоминайте о достоинствах первого мужа, если вышли замуж во второй раз.

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и конфликтов не всегда можно избежать. Но если они продолжаются слишком уж часто, инициатору ссор следует задуматься и отыскать причину собственной нервозности, из-за которой и происходят ссоры.

Во время выяснения отношений не следует прибегать к иронии, т.к. это обычно оскорбляет противоположную сторону и вызывает ответный протест. Все свои аргументы приводите ровным тоном, спокойно и вежливо. Отрицательно воспринимаются интонации агрессивные, приказные или капризные. В спорах старайтесь избегать недомолвок, и уж совсем глупо и некрасиво, ссорясь, угрожать супругу.

В споре не следует ссылаться на мнение третьих лиц. Стоит во время самой дружелюбной беседы привести мнение мамы одного из супругов, как спокойный и вежливый спор превращается в скандал.

Не следует прибегать к обобщениям. Если вы недовольны какой-то ошибкой, сделанной супругом в гостях, не начинайте обвинительную речь со слов: "Ты всегда.". Говорить нужно только о конкретном факте, имевшем место в данном случае.

Взаимные претензии способны убить самые нежные чувства, даже если упреки и заслуженные. Тот, кому они предъявляются, будет подсознательно стремиться изолировать себя от обвинителя, поэтому слишком часто высказываемые претензии могут привести к разрыву.

Старайтесь делать замечания близким дружелюбно и ненавязчиво, не повторяйте их многократно. Если человек не реагирует на ваши замечания, это не значит, что он их не слышал. Вероятно, он не может или не хочет поступать иначе. Прощайте тем, кого любите, их слабости, ведь и вы вряд ли вообще не имеете недостатков. Однако это вовсе не призыв к всепрощению. Если человек требователен к себе, - он может ждать подобного и от своих близких. Самое главное - найти подходящее время и правильную форму высказывания требований.

Избежать ссор в семье невозможно, но они не должны быть частыми, а после примирения о конфликте, как и о причине его возникновения, нужно немедленно забыть.

Вообще ссоры лучше гасить в зародыше, а не раздувать до размеров вселенского пожара. Можно, конечно, поинтересоваться у близкого человека, почему он поступил так, а не иначе, но если его ответ не удовлетворил вас, не стремитесь "прижать его к стенке". Семейный этикет рекомендует: все заявления одного партнера должны быть приняты на веру - другим. Не пытайтесь поймать близкого человека на лжи.

Даже в ссоре не употребляйте резких выражений. Гневную, хотя и искреннюю фразу: "Ты сошел с ума!" - лучше заменить вежливым: "Ты ошибаешься, дорогой". Резкие и грубые слова, даже если они сказаны без злого умысла, способны больно ранить человека и надолго оставить неприятный осадок в его душе.

Основы хорошего воспитания закладываются в детстве, однако, если родители требуют от детей того, чего никогда не исполняют сами, они вряд ли добьются желаемого. Как бы отец или мать ни внушали сыну или дочери, что говорить нецензурные слова некрасиво, ребенок никогда не воспримет этого, если родители сами частенько в ссорах используют ненормативную лексику. Ребенку свойственно подражать тем, кто является для него авторитетом, а это в первую очередь именно родители. Хотите, чтобы ваше чадо было вежливым - станьте для него примером.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился хорошим манерам, постарайтесь обучить его этому как можно раньше. Как только малыш начал есть самостоятельно, дайте ему детские столовые приборы. Чем раньше вы начнете обучение ребенка правилам этикета, тем быстрее он научиться держать себя правильно и непринужденно не только за столом, но и в иных ситуациях. Стоит, однако, помнить, что даже если друзья восхищаются вашим малышом, ему еще рано сидеть за общим столом вместе со взрослыми гостями. Во время торжества детей лучше усадить за отдельный столик.

Когда в семье растет несколько детей, между братьями и сестрами должны существовать вежливые и дружелюбные отношения. Это возможно, если родители любят детей одинаково и не дают повода кому-то из них почувствовать, что к нему относятся хуже, чем к другому.

Конечно, без ссор ни в одной семье не обходится, это дело привычное и обычное. Но не правы те родители, которые считают, что дети должны разбираться сами: ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дело дошло до драки или бранных выражений. Детей нужно учить владеть собой, это поможет им в будущем сохранять самообладание даже в самых непростых ситуациях.

Дети растут, и наступает возраст, который принято называть "трудным". Действительно, порой бывает очень непросто найти общий язык с подростком, который всего год или два назад был ласковым и послушным, а теперь вдруг стал резким и замкнутым. Кажется, что стена непонимания, появившаяся между родителями и их ребенком, непреодолима. Однако это вовсе не так: если мать и отец относятся к ребенку дружески, уважают его, делятся с ним своими соображениями по многим вопросам, дают дельные и умные советы и сами не гнушаются спросить его мнение, в семье будут царить мир и взаимопонимание.

Влияние семьи на формирование духовно-нравственного облика сотрудника ОВД

Существенную роль в профессиональном обучении сотрудников ОВД играет нравственное и эстетическое воспитание.

Нравственное воспитание - это процесс активного и целенаправленного воздействия на сотрудников с целью формирования у них положительных нравственных качеств. Чтобы понять особенности системы нравственного воспитания, необходимо раскрыть его основные принципы: целенаправленность, сочетание высоких требований с уважением к личности, воспитание в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, преемственность, активность и самодеятельность воспитуемых.

Целенаправленность - это такая воспитательная деятельность, когда воспитатель ясно представляет себе кого и как он собирается воспитывать, какие качества должны быть сформированы у подчиненного, какие убеждения следует у него выработать, какие чувства развить. Для того, чтобы поставить перед собой конкретные цели, необходимо изучать своих подчиненных, их черты характера, темперамента, их взгляды и убеждения. Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Сочетание высоких требований с уважением к личности. Стремясь сформировать у своих подчиненных те, или иные качества ни в коем случае нельзя их оскорблять, унижать чувство собственного достоинства. В противном случае результаты воспитания будут резко негативными. Данный принцип предостерегает также против двух неверных подходов в воспитании, которые, к сожалению, все еще имеют место:

Воспитание возможно в коллективе и через коллектив. Порой воздействие коллектива на сотрудника оказывается более действенным, чем меры дисциплинарные.

Следует иметь в виду, что воспитательные возможности коллектив реализует только в том случае, если в нем сложилась благоприятная моральная атмосфера. Если же в коллективе царит взаимная неприязнь, покрывательство дурных поступков в форме "круговой поруки", то морально-воспитательное воздействие такого коллектива оказывается крайне отрицательным.

Принцип индивидуального подхода к своим подчиненным предполагает учет особенностей каждой личности: ее характера, темперамента, уровня знаний способностей, сильных и слабых сторон. Воспитательное воздействие не должно быть одинаковым для всех. Одни люди лучше реагируют на строгое и требовательное отношение к ним, другие, наоборот, отзываются на похвалу и поддержку, а от резких упреков замыкаются в себе и теряют интерес к делу.

Задачами нравственного воспитания являются: формирование положительных нравственных качеств у сотрудников органов внутренних дел; борьба с антиподами морали, имеющими место в среде сотрудников органов внутренних дел (стяжательство, бюрократизм, нарушения дисциплины, подхалимство, угодничество, взяточничество, пьянство).

Основными методами нравственного воспитания являются: убеждение, пример, моральный авторитет руководителя, принуждение, меры дисциплинарного воздействия.

Убеждение - это воздействие на личность, в ходе которого происходит усвоение норм, ценностей, принципов морали.

Личный пример. В примере всегда ощущается конкретность, единство слова и дела.

Принуждение - данный метод может быть использован, если подчиненный не реагирует на вышеперечисленные средства.

Эстетическое воспитание - это целенаправленная система формирования человека, который не только воспринимает прекрасное, но и стремится жить и творить по законам красоты.

Основными задачами эстетического воспитания являются: формирование эстетических вкусов, идеалов, развитие способности правильно понимать эстетические ценности; формирование у сотрудников потребности утверждать прекрасное в своей деятельности - в труде, в образе жизни, в быту.

Эстетическое воспитание играет большую роль в повышении культуры служебной деятельности, способствует эффективности работы и росту престижа органов внутренних дел. Сейчас нашей стране как никогда нужна не только высокопрофессиональная, но и интеллигентная милиция, которую население уважает и оказывает всяческую поддержку.

этика семья нравственный эстетический

Основными принципами эстетического воспитания являются: принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования, принцип единства эстетического и нравственного воспитания, принцип комплексного воздействия различных видов искусства, принцип творческой самодеятельности работников ОВД Принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования. Чтобы понимать прекрасное, необходима соответствующая подготовка, т.е. художественное образование.

Принцип единства эстетического и нравственного воспитания. Сотрудник, который эстетически развит, как правило, является и высоконравственным человеком. И он не позволит себе напиваться, сквернословить, грубить. Принцип комплексного воздействия различных видов искусства. Эстетически развитый человек должен обладать хотя бы минимумом знаний и различных видов искусства. Принцип творческой самодеятельности работников ОВД. Необходимо изучать способности своих подчиненных, их увлечения и их всячески поощрять. Методы эстетического воспитания аналогичны методам нравственного воспитания. К основным из них относятся: убеждение, личный пример, поощрение, принуждение, меры дисциплинарного воздействия. Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнанна. Семья - это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно народившуюся личность. Отметим, что в наше время особое значение приобретают семейные традиции. Они своими корнями уходят в далекую древность и так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с его бытом. Они регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. Не случайно, что в нашей стране очень часто складываются целые династии военных. Не являются исключением и работники ОВД. Честь, преданность Родине и законопослушность передается у них фактически по наследству. Можно сказать, что служба Родине стала в некоторых семьях хорошей традицией. Под семейными традициями подразумеваются обычаи, порядок и нормы поведения членов семьи, именно они и передаются от старшего поколения к младшему. Человек не появляется на свет с готовым нравственным поведением. В процессе своего становления как личности человек, воспринимая сознанием жизнь других людей и собственную, начинает осознавать себя человеком. Понимая по-детски суть человеческих отношений, он аналогично строит свои отношения к членам семьи, к другим людям, к обществу в целом. Так человек закрепляет в своем сознании нормы и правила поведения, существующие в семье.

Список использованных источников

  • 1. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1992.
  • 2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.
  • 3. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие/ Под ред. канд. юрид. Наук И.Д. Мариновской. - М.: МЮИ МВД России; издательство "Щит-М", 1997.
  • 4. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов/ О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др.; Под ред проф. Ю.В. Наумкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.
  • 5. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.
  • 6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.
  • 7. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2004.

Введение. 3

Понятие моральных ценностей семьи. 4

Роль семейных ценностей. 7

Традиционные семейные ценности. 11

Современные семейные ценности. 12

Воспитание семейных ценностей. 13

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

Моральные ценности - один из основополагающих причин, заложенных в фундамент нормативного регулирования человечьих действий. Это понятие обхватывает все сферы и области людской жизни: нравственные взоры, принципы, актуальные ориентиры, чувства. Нравственность регулирует поступки и дела людей, разграничивает зло и добро, отделяет честь от позора, совесть - от ее отсутствия. Моральные ценности включают понятия справедливости/несправедливости, беспощадности, милосердия и пр.

Без единой морали невозможна бесконфликтная жизнь в обществе, т.к. только такие нормы в состоянии отрегулировать деяния человека либо целого страны.

Ценности влияют на волю человека. Дело не в том, что хоть какой индивидум свободен принимать либо не принимать их по собственному усмотрению. Дело не в том, что моральные ценности могут быть прибыльными либо нерентабельными. Следование принятым этическим нормам - долг человека. Бессовестное поведение, уклонение от долга расценивается как утрата морали, приводит к осуждению обществом, укорам своей совести.

Понятие моральных ценностей семьи

Важнейшим институтом, созданным культурой для регуляции отношений между полами, является семья. Именно в ней человек получает первый опыт любви, и от того, каким насыщенным и плодотворным он будет, существенно зависит его собственная способность любить.

В семейной обстановке формируется представление человека о взаимоотношениях мужчины и женщины, отцов и детей, об общественных идеалах, о нормах добра и зла. Семья основывается на кровнородственных связях, но семейные отношения имеют и экономический, и социальный, и юридический, и духовный аспекты.



Семья как общественная группа существует с древнейших времен. Мировая культура создала три основные формы семьи, функции которой охватывают почти весь спектр человеческих потребностей и интересов. Этими тремя формами являются моногамия, полигамия и полиандрия.

Самая распространенная форма – моногамия (единобрачие). Для европейской морали, основанной на христианстве, эта форма семьи в наибольшей степени способствует равенству, справедливости и любовным отношениям между полами.

В странах исламской цивилизации, а также в большинстве аборигенных первобытных культур широко представлена полигамия (многоженство). При такой форме семьи практически отсутствуют одинокие женщины, но не может быть речи даже об относительном равенстве между мужчиной и женщиной, а любовь между супругами приобретает несимметричный характер.

Полиандрия (многомужество) существует в крайне незначительном числе культур (например, в тибетском королевстве Мустанг) и обусловлена факторами демографического и хозяйственного плана, прежде всего, необходимостью сдерживать рост народонаселения. В данной системе обездолено большинство женщин, которые лишены возможности быть любимыми, вступить в брак и родить детей.

В нравственном отношении моногамия более предпочтительна, чем другие формы семьи. Она более соответствует человеческой природе. Однако далеко не каждые два человека, даже искренне и страстно влюбленные, могут образовать нравственно полноценную семью, да и сам этот процесс требует длительных, порой очень тяжелых усилий по взаимной гармонизации.

Нравственную основу семьи составляет специфический спектр ценностей. Ее ядро образуют два человека, соединяющихся из-за того, что для каждого из них другой представляется самым ценным. Распад семьи происходит вследствие разрушения этого сугубо избирательного ценностного отношения. Даже если супруги продолжают жить вместе, но потеряли друг для друга всякую ценность, семьи больше нет, она продолжает существовать чисто номинально, не выполняя своего главного нравственного предназначения.

Для семьи нужна готовность принимать другого человека таким, каков он есть, не пытаясь переделать его на свой лад; радоваться его успехам, поддерживать в кризисные моменты. Устойчивость к неизбежным потрясениям приобретает та семья, где сложилось ясное распределение обязанностей, выработан механизм принятия решений с учетом интересов всех членов. Будучи ячейкой общества, семья вбирает в себя все механизмы нравственной регуляции поведения, но усиливает их действие, поскольку связи в ней носят непосредственный, интимный характер.

Кризис современной семьи, выразившийся в росте разводов и одиноких людей, снижении рождаемости и обособлении поколений, уменьшает нравственную защищенность человека и уровень его удовлетворенности жизнью. Перспективы его преодоления пока достаточно призрачны. Осторожные надежды внушает общая стабилизация жизни, целенаправленная социальная политика, укрепление духовных устоев.

Роль семейных ценностей

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться и расти их дети.

Что такое ценности семейной жизни? Так что же все-таки такое семейные ценности и почему они таковыми являются? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные из них более обстоятельно. Примеры таких ценностей помогут показать их важность по отдельности и мощную силу в их совокупности. Он, она и их дети – разве смогут они счастливо жить, если в основе их отношений не будет лежать любовь? Любовь – настолько глубокое и всеобъемлющее чувство, которое просто не возможно точно описать словами. Мы можем только понимать, что это сильнейшая привязанность к другому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним. Э. Фромм обозначил любовь как особый вид единения между людьми, который имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах истории Запада и Востока. Любовь – это самая могучая сила в отношениях, которую только можно себе представить.

Люди становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от своего партнера. Существуя в обществе, человек вынужден постоянно сталкиваться с трудностями и проблемами разного рода, тяжелейшими стрессами, наступающими из-за краха каких-либо надежд и мечтаний в жизни. Одному выстоять в этой буре чрезвычайно трудно, практически невозможно. Дом с родными людьми становится тихой гаванью, где можно получить помощь, поддержку, заботу, отдохнуть и набраться сил для того чтобы жить дальше и радоваться жизни.

Никакой союз невозможен без уважения и взаимопонимания его партнеров. Так, взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другой. При этом недопустимо насильное вмешательство и вторжение в личное пространство партнера с целью сломать, подчинить другую личность и «переделать» ее под себя.

Честность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между партнерами. Это касается обеих систем: муж – жена и родители – дети. Эти качества при своей максимальной выраженности порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома – доверие. Доверие невозможно купить, ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять.

Подобные примеры ценностей можно продолжать еще долго, Самое главное в них их смысловой груз и сила, которая сможет дать долгую и счастливую жизнь любому союзу. В обществе семейные ценности принято подразделять на два вида – традиционные и современные. Как это ни странно, они зачастую могут входить в конфликт друг с другом.

Традиционные семейные ценности

Когда мы говорим о семейных ценностях в общепринятом понимании, то можем легко оперировать этим понятием и понимать в общих чертах, что оно означает. Когда же темой разговора становятся традиционные семейные ценности, то возникают и дискуссии, и определенные недопонимания друг друга. Существует множество определений этого термина, но все они, как правило, носят громоздкую и неудобоваримую форму. Самым простым определением было бы охарактеризовать данную форму ценностей как результат взаимодействия на продолжительном этапе времени общества с его взглядами с религиозными нормами, признанными в этом обществе, направленный на сохранение института семьи.

Традиционные семейные ценности постоянно культивируются и внедряются в жизнь супругов. Именно их пытаются привить молодым их бабушки, о них можно услышать с экрана телевизора, о них говорят в церкви и т. д. Вера, верность, любовь, брак, уважение, святость материнства, продолжение рода – это далеко не полный, но основной список семейных ценностей. Основной смысловой нагрузкой, которую они несут, является брак, как единственно правильная форма совместной жизни мужчины и женщины, целью которой является при сохранении веры и любви друг к другу – продолжение рода и воспитание детей.

Проблемой в восприятии традиционных семейных ценностей в наше время является практически полное отсутствие какой-либо свободы выбора и изменения личной жизни. Так, например, развод противоречит традиционным канонам, а в наше время как-то трудно с этим согласиться, ведь ситуации бывают разные и люди.

Огромное значение имеет воспитание в семье. В семье рождаются и воспитываются дети. Семья заботится не только о своих младших членах, но и о старших, пожилых. В семье старые люди должны находиться в самых комфортных условиях. Родители являются естественными опекунами своих детей. На них лежит обязанность заботиться о физическом развитии детей, а также защищать их права и интересы.

Важное значение для семейных отношений имеют моральные качества супругов. Умение понять другого, (терпимость, внимательность, доброта, такт, сострадание и т. д.) делают человека более «пригодным» для жизни в браке. И наоборот, злые, обидчивые, капризные, высокомерные, эгоистичные люди являются причиной многих конфликтов в семье, способных разрушить брак.

Супруги должны с одинаковых позиций относиться к нравственным нормам и ценностям — таким, как взаимоуважение, справедливость, долг, ответственность перед семьёй и обществом. Любое противостояние в этом друг другу будет только подрывать фундамент их отношений.

Семья становится полной и, следовательно, полноценной после появления детей. Став отцом и матерью, то есть самыми близкими родственниками рождённого ими ребёнка, родители как бы сродняются и между собой. В этом смысле рождение ребёнка является средством укрепления семьи. Прочную семью дети действительно делают ещё прочнее.

Любовь, духовная близость и общение родителей являются одним из главных воспитательных факторов, эмоциональной основой воспитания детей в семье. Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок.

В современной семье большую часть времени дети общаются с матерью. Именно с ней обычно складываются доверительные отношения, обсуждаются основные жизненные вопросы. Однако для детей не менее важным является и общение с отцом. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за ним, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Любовь между родителями и детьми дана самой природой, любовь и уважение между мужем и женой, отношения с другими родственниками являются результатом взаимных усилий. В семье нет двух миров — взрослых и детей, есть один мир семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Если при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнением других членов семьи, щадят самолюбие друг друга, сообща переживают и горе и радость, то рождается семейная сплочённость.

На мой взгляд, те основы христианской жизни, которые закладывается в ребенке и семейным православным укладом, призванным решать нравственные задачи по полноценному духовному воспитанию будущих достойных граждан Отечества.

Примером в воспитании детей должны быть родители. Какие родители, такие и будут дети!!!

Последние десятилетия в истории нашей страны изменилась роль и место религии в жизни общества. Религиозные ценности стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние православной церкви.

Изменение в отношении общества к проблемам духовных ценностей оказало определяющее влияние на приоритеты государственной политики в сфере религии. Государство признало, что церковь является одним из важнейших социальных институтов.

Проблема развития духовности и нравственности молодого поколения — одна из самых актуальных в современном обществе.

Как эпиграф я хочу привести слова Святителя Игнатия Брянчанинова:
«Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина — неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Только все вместе — образовательное учреждение, семья, церковь, государство — путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн особо подчеркивает: «Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании».

Семья, по определению святых отцов, есть малая церковь, а как скоро сама Церковь есть «тело Христово» и создана Богом для спасения человечества от погрязания во зле, то и «малая церковь» направлена на спасение души в мире страстей.

Если семья крепкая и дружная, в ней легко и приятно жить, Она помогает в беде, горе, в несчастье. В ней царят радость и любовь.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества, а одновременно и следствием этого кризиса является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.

Разрушены нравственные представления о браке и семье:
— супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства.
— почти полностью утратилось представление о верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
— супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

Кризис коснулся всех уровней жизнедеятельности и взаимоотношений членов семьи:
— в совместной хозяйственно-бытовой деятельности все чаще проявляется неспособность членов семьи к сотрудничеству и практическому взаимодействию;
проявляется взаимная нетерпимость супругов, родителей и детей, представителей старшего и младшего поколения, неготовности членов семьи прощать недостатки и проявлять теплое участие, снисходительность, милосердие друг к другу;
— происходит путаница в социальных ролях мужчины, женщины, ребенка;
— продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
— утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей и подростков от порока, но часто, наоборот, провоцирует ко греху;
— чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, это спровоцировано нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
— в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.

Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
— в средствах массовой информации темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, мы видим пошлости и порок;
— массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений.

Каков же выход из кризисной ситуации, сложившейся к настоящему времени в сфере семьи и семейного воспитания, и есть ли он, этот выход?
Выход есть, и как ни глубоко описанное нами поражение семьи явлениями кризиса, помочь в его преодолении может всемерное содействие укреплению семьи.

А именно:

  • восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
  • возрождение отечественной культурно-исторической и религиозной традиций;
  • творческое воссоздание в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;
  • формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

С этой целью сегодня разработана целая программа воспитания наших детей в рамках традиционных ценностей.

В школах ЯНАО введены уроки по основам православной культуры. Проводятся семинары, круглые столы совместно с представителями церкви.

В нашей школе, как и в других школах ЯНАО, введён курс «Основы православной культуры».

Отношения истинной любви в семье наполняют её радостью. Человек, вышедший из такой семьи, не ищет праздности и утехи, а ощущает себя звеном в цепи благочестивого рода. Ему выпала честь и ответственность сохранить и продолжить дело родителей. Поэтому их потомки в своей семейной жизни сориентированы на любовь и ответственность перед Богом и родом за свой выбор — обеспечить воспитание детей и старость родителей.

Классный час, КРУГЛЫЙ СТОЛ на тему

« Нравственные ценности семьи».

Учитель: Кошелёва С.Н.

Участники: учащиеся 9 класса

Цель:
Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям, близким, развитию творчества, а также влиять на формирование культурных традиций в обращении взрослых и детей.


Реквизиты и подготовка: на доске плакаты с фразами «Семья - это место, куда приходят отдыхать победные силы человека» (А.С. Макаренко), « Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся» (А. Монтерлан, французский писатель), « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой). Также на столе у каждого лежат листочки вырезанные из бумаги, плакат «9-б -это наша семья. Генеологическое древо.» (которое дополняется листочками по ходу классного часа).

Дети дома должны были продумать эссе по теме классного часа, или по теме «Традиции нашей семьи». Для сказки - инвентарь.

Ход занятия:
1 . Здравствуйте, ребята.
Вслушайтесь, пожалуйста, в эти строчки и задумайтесь над сказанным.
Время -вроде замкнутого круга,
Год мелькнул, как месяц, день, как час,
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?


2 . Классный руководитель.
Итак, ребята, наш классный час называется « Нравственные ценности семьи». Начнём с того, что скажем, что же такое - НРАВСТВЕННОСТЬ.
(Отвечают учащиеся. Учитель подводит итог.)

Нравственность - это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. А что же такое нравственные ценности? (Ответы детей обобщаются чтением этих понятий в словарях.)
Понятие «нравственные ценности» ищем в словаре (Ожегов и Даль).
Мы можем согласиться и определить для себя общее понятие, что нравственная ценность - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки - это то, что в нашем родительском доме признаётся как возможное и невозможное, это те запреты и разрешения, которые мы запоминаем в раннем возрасте и храним в себе вплоть до образования собственной семьи. Благодаря этой установке мы стремимся к добру, проявляем любовь к людям, природе, Родине, к своему народу.

3 . СЕМЬЯ.
- А что же мы можем сказать о семье? (Отвечают учащиеся)

До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения, не случайно же слово такое образовалось - СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Есть тому много свидетельств, вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки.
Да, дному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья- главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.
- Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения. Пообщавшись с вами, ребята, я поняла, что вы также стремитесь узнать о исторических ценностях своего рода, и хотите знать свои корни. И мы должны знать, что, чем больше человек дорожит памятью своих дедов, отцов, прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.

Я предлагаю прослушать притчу «Семейное счастье». После которой обсуждение за круглым столом.

Семейное счастье

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", - думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

Ну что ты так долго? Посмотрел?

Да!

Ну и как там у них? - У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

Мы с вами проводили классные часы о своих папа, рассказывали о своих дедушках и бабушках, говорили о своих родственниках, которые защищали в годы ВОВ нашу Родину.
Мы должны интересоваться жизнью своих близких родственников, как не знать, кем были, о чем мечтали, с чем и за что боролись и сражались наши деды и прадеды. прапрадеды.

Во многих семьях хранятся боевые и трудовые ордена, дорогие реликвии и сувениры. Когда мы перелистывали наши семейные альбомы, мы вглядывались в глаза молодых ещё мамы и папы, бабушки и дедушки, Всё, что есть в вас- от них. Они смотрят на вас, они видят ваше будущее. Не обманите их веры, не предайте то, чему они посвятили свою жизнь, свою молодость.


4 . Конечно же вы слышали, говорят «Мой дом- моя крепость». Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, А МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО.

А теперь давайте поговорим о традициях и обычаях в семье. У каждого- свои увлечения, и правильно говорят: « Всегда найдётся дело для умелых рук, если хорошенько посмотреть вокруг». Каков же, мир увлечении, нашей семьи? ) Семьи нашего класса. (Ответы ребят)

Мы с вами часто встречаемся на классных часах, на уроках, проводим огоньки, ездим на экскурсии, уже принято придя в школу искать своих, поддерживать в горе, радоваться за своих в счастье и многое другое. Это наши традиции.

Сегодня находясь у себя дома мы будем создавать генеологическое древо нашего класса. На столе у вас лежат листочки. Я попрошу чтобы вы написали на них те нравственные качества которые вы бы хотели оставить в нашей « Школьной» семье (Любовь, понимание, уважение, тепло, ласку, уют, вечерние разговоры, доброе отношение…)


5 . Конкурс задания.

Каждый выходит к столу с заданиями, выполняет его. Приклеивает свой листочек к дереву.

Задания:

1 . Собери пословицу из слов. НЕ, КЛАД, ЛАД, В, СЕМЬЕ, НУЖЕН, КОГДА.

(не нужен клад, когда в семье лад)

2 .Расскажи о ценностях твоей семьи. (дом. Задание)

3 .Отгадай загадку о семье. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего их трое.

4 .Расскажи о членах своей семьи.

5 .Прочесть стих. «Моя семья»

Моя семья - какое слово!

В нем много смысла и тепла.

Семья тебя поймет всегда.

Дороже семьи ничего не бывает.

Бездушные те, кто семью забывает.

6 .Собери пословицу. ДУША,СЕМЬЯ,КОГДА,ТАК,НА,МЕСТЕ,ВМЕСТЕ, И.

(когда семья вместе, так и душа на месте)

7 .Расскажи о любимом блюде своей бабушки.

8 .Собери поговорку: БОЛЬШОЙ, ВСЯК, САМ, СЕМЬЕ, В, СВОЕЙ.

(В своей семье всяк сам большой).

9 . Собери команду из 3 человек. Детям выдается текст песни, выходит гитарист. Песня « Семейный очаг» на мелодию песни «Бременских музыкантов»

Ничего на свете лучше нету,

Чем очаг семьи, теплом согретый,

Добротою мир семьи творимый

Взгляд детей, улыбчиво счастливый

Добротою мир семьи творимый

Ваш причал- сердца детей родные.

Ваши стены - руки их большие.

Ваша крыша - небо голубое.

Ваша крыша - небо голубое.

Ваше счастье - жить одной судьбою.

Вы свое признанье не забудьте

И своей семье примером будьте.

Жизнь семьи - основа всем ученья,

Нет превыше и важней значенья.

10 .собери пословицу: МАТЕРИ, СОЛНЫШКЕ, ПРИ,ПРИ, ДОБРО. (При солнышке тепло, при матери добро).

11 . Отгадай загадку. Шли муж с женой, брат с сестрой да кум с кумой; нашли полтора хлеба, разделили по полухлеба. Сколько всего шло человек?

12 .Прочитай стих и объясни смысл.

Пусть у каждого будет свой дом,

Чтобы знал он в минуту несчастья -

Ожидает его в доме том

Верность, радость и счастье.

Если в доме прописан уют,

Значит будут в нем дети и внуки,

Потому что уют создают

Благодарные женские руки.

Человек устает от дорог.

И поэтому снова и снова

Он приходит на добрый порог.

Милого отчего дома.

13 .Нарисуй эмблему нашей классной семьи.

14. Назовите самую семейную сказку.

Выходят несколько учащихся, вытягивают жребием героя. Обыгрывание сказки.

Репка.

ЛЕТО. Поляна. Вышел дед на поляну, походил вокруг и решил посадить репку. Сел на полянке, да и уснул. Стало солнышко припекать, да и разморило нашу репку, стала она большая- прибольшая.

Проснулся деде, смотрит на репку…надо бы ее тянуть!

Тянет потянет, не знает как репку зацепить. Стал он кликать бабку… Бабка прибежала, ухватилась руками за дедку, тот за репку. Тянут…не тянется репка. Стали они вызванивать внучку, та за дедку с бабкой схватилась, тянут потянут, никак репка не тянется. Позвали они Жучку. Жучка прибежала, репку обнюхала, обошла со всех сторон и решила тоже помочь.

Затем стали они кликать Мурку и мышку, которые мимо проходили. Те прибежали, хвостами помотали, усами поводили и семье говорили: В семье согласно, так и дело идет прекрасно!

Вытянули репку!!!

Тут все за полянку встали, поклонились залу!

Действующие лица:

Полянка, деде(шапка), бабка(фартук), внучка(телефон), жучка (Сумка через плечо), мурка(хвост, усы), мышка(хвост, усы), репка.

6 . Итог.

Удачи нам всем в этом новом учебном году.


Семейные ценности

Выполнил:Евгека Ахмедшин

Введение

1.Ценности семьи

2.Нравственные основы семьи

Заключение

Список литературы

Введение

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.

В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства” 1 . Современные брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение 2 . И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья - минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни. В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей. Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т.д. Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание - прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте.

Семья - продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Но не смотря на это острой общественной проблемой являются разводы.

Развод - это эмоциональное сильнейшее и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей.

Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.

1.Ценности семьи

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности. 3

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

2.Нравственные основы семьи

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий. 4

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

3.Статусные диспозиции в семье.

Предлагаются следующие составляющие элементы данного критерия: авторитет, власть, демократизм отношений, контроль, доверие и т.п. Как видно из приведенного перечня элементов, составляющих этот критерий, анализу подлежит не только ценностная направленность семьи на уровне отношений «родители-дети», но и весь спектр внутрисемейных субординаций. Имеются в виду отношения между поколениями также на уровне старших родителей (дедушек, бабушек). Сюда же включается определение стиля межсупружеских коммуникаций и корпоративности связей между детьми в семье.

Степень и качество проявления статусных диспозиций в семье измеряется с помощью следующих показателей:

1) отношение детей к проявлениям родительской власти;

3) доверительность отношений «родители-дети» – по взаимных оценкам;

4) качество родительского контроля по отношению к детям (требовательность, категоричность, последовательность);

5) сплоченность и иерархия отношений между детьми в семье;

6) распределение домашних обязанностей;

8) интенсивность и качество коммуникационных связей с представителями третьего поколения (старшими родителями): общение и поддержка.

4.Система правил поведения в семье.

С точки зрения влияния на процесс воспитания, этот ценностный критерий выполняет в семье функцию, близкую к родительскому контролю, однако в ряде случаев его действие выходит за рамки отношений «воспитатель-воспитуемый» и распространяется на всех членов семейной группы. Таким образом, правила поведения, принимаемые всеми без исключения представителями семьи, определяют нравственную идеологию данной конкретной семьи с несовершеннолетними детьми. Воспитательная роль этого критерия в наибольшей степени проявляется в процессе формирования в детях нравственных ценностей и правил жизни, поскольку одобряемые семьей поступки и действия ребенка напрямую связаны с усвоением им нравственных норм общества.

Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей по передаче системы правил поведения в семье измеряется посредством следующих показателей:

1) обязательность соблюдения в семье установленного порядка. Эмпирическими индикаторами в этом случае могут выступать: обязательность возвращения членов семьи домой не позже определенного времени, извещение в случае непредвиденной задержки; непреложное выполнение членами семьи своих домашних обязанностей и т.п. Качественный уровень данного показателя замеряется методом оценочной шкалы: «высокая обязательность - скорее высокая - когда как - скорее низкая - очень низкая»;

2) толерантность к проявлениям отклоняющегося поведения как внутри семьи, так и вне ее. Индикатором может служить уровень нетерпимости в семье к проявлениям алкоголизма, наркомании, хулиганства, насилия, национализма, терроризма и т.п. Для измерения уровня толерантности используется аналогичная оценочная шкала;

3) последовательность воспитательных действий со стороны родителей. Эмпирические индикаторы данной воспитательной идеологии семьи следующие: соответствие слова и дела в действиях родителей; отсутствие в семье двойной морали; адекватная реакция родителей на поведение детей и т.п. Оценочная шкала включает следующие позиции: «высокая последовательность – чаще последовательны – когда как – изредка проявляют последовательность – как правило, не соблюдают последовательность»;

4) предъявление требований детям с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Эмпирические индикаторы данного показателя основываются на учете факторов физического и психического здоровья детей, уровня их социальной и правовой подготовленности и т.п. Шкала оценок предусматривает следующие качественные характеристики: «всегда учитывают – чаще учитывают – когда как, по обстоятельствам – чаще не учитывают – обычно не учитывают».

Рассматриваемый критерий позволяет составить через систему показателей представление о самооценках и самоидентификации ребенка как члена семьи, а также о позиции родителей в вопросе формирования самостоятельности его суждений и действий в мировоззренческой сфере. Известно, что индивид может обособиться, только ощущая себя в обществе других подобных ему индивидов. Представляется чрезвычайно важным наличие у ребенка свободного выбора между возможностью общения с другими людьми и обособления для самоанализа и совершенствования, развития своих личностных качеств. Индекс индивидуализма ребенка дает представление о воспитательной ответственности родителей, сознательно формирующих такие качества личности ребенка, которые позволяют ему достигнуть чувства внутренней свободы и раскрепощенности в процессе взросления и социализации. В работе с данным критерием используется ряд сложных показателей, которые в дальнейшем могут быть представлены в дробном виде на уровне простых индикаторов.