В чем была сатирическая направленность комедии недоросль. Доклад: Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Другие сочинения по этому произведению

Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль»

Комедия Фонвизина «Недоросль» - первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.

Центральный персонаж пьесы - госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Никто не смеет противиться ее власти: «Разве я не властна в своих людях?».

Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет «воры», «канальи», «бестия», «собачья дочь». К Митрофану обращается: «друг мой сердешный», «душенька». Гостей встречает уважительно: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим».

Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая «презрелая фурия» очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

Один ты остался у меня.

Да отвяжись…

Нет у меня сына…

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан - невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старая хрычовка».

Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться - смешны. Но его отношение к Еремеевие, готовность «за людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Замечательны фамилии действующих лиц. «Говорящие» фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.

Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина - дядюшки Митрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». И гордится этим: «Ну, будь я свиной сын, если...»

Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее «дурак бессчетный» и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство - «скот». Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем», «Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?» И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: «Экое скотское рассуждение».

Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как «дурака бессчетного», безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств: «старая хрычовка», «гарнизонная крыса».

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны - это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя: Цыфиркин - отставной сержант, Кутейкин - дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один - к военным, другой - к церковным служителям.

Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе: от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.

Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым «любочестивый человек» должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдиным. А разговор Стародума с Софьей - это свод правил, и "… всякое слово врезано будет в сердце".

Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.

Фонвизин - талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.


В своей сатирической комедии “Недоросль” Фонвизин высмеивает пороки современного ему общества. В лице своих героев он изображает представителей различных социальных слоев. Среди них дворяне, государственные мужи, самозваные учителя, слуги. Это произведение явилось первой социально-политической комедией в истории русской драматургии.

Главной героиней пьесы является госпожа Простакова. Это властная женщина, которая управляет хозяйством, держит в страхе всех дворовых, частенько колотит мужа, с нежностью относится лишь к своему сыну Митрофану.

Она сама говорит, что дом ее держится на том, что она то бранится, то дерется. Ее власти никто не смеет сопротивляться, она чувствует свою неограниченную власть над всеми. При этом мы наблюдаем в образе Простаковой и некоторый трагизм. По сути своей корыстолюбивая и невежественная “презрелая фурия”, испытывает искреннюю любовь по отношению к своему сыну. В финале пьесы, отвергнутая Митрофаном, помещица становится жалкой и униженной. Она получает достойные плоды своего воспитания.

Автор дает нам представление о характере Простаковой при помощи речевой характеристики. Ее речь меняется на протяжении пьесы. Это зависит от того, с кем она разговаривает. Слуг помещица называет не иначе, как с использованием всевозможных оскорблений: “канальи”, “воры”, “собачья дочь”, “бестия”. Обращаясь к Митрофану, она становится более ласковой: “душенька”, “друг мой сердешный”. К гостям Простакова относится уважительно: “милости просим”, “рекомендую вам дорогого гостя”.

Очень важным для раскрытия темы воспитания является образ Митрофана. Эта тема была основополагающей для просветителей. Митрофанушка - лентяй, невежа, любимец матери, от которой он унаследовал грубость и спесивость. Его нянька Еремеевна свято предана ему, любит недоросля как родного сына, он же называет ее “старой хрычовкой”. Обучение и воспитание недоросля осуществлялось в соответствии с “модой” того времени и согласно пониманию родителей. При помощи сатиры автор рассказывает нам о том, что французскому языку Митрофана обучает немец Вральман, отставной сержант Цыфиркин учит точным наукам, хотя сам “малую толику арихметике маракует”, а уволенный от “всякого учения” семинарист Кутейкин обучает грамматике. Сначала образ Минрофана, его учение, желание не учиться, а жениться вызывают смех. Но чем больше мы узнаем этого персонажа, тем более жестоким он перед нами предстает. Мы видим его отношение к няньке Еремеевне, предательство по отношению к матери и понимаем, что этот образ создан автором не для того, чтобы высмеять необразованность героя, а для того, чтобы показать, к чему ведет система воспитания, существовавшая в то время в дворянских семьях.

Главным приемом сатирического изображения персонажей в комедии является “зоологизация”. Так, Скотинин, решив жениться, сообщает, что он не прочь завести своих поросят. Вральман в доме Простаковых чувствует, будто живет “фсе с лошатками”. Этим Фонвизин хотел подчеркнуть мысль о “животной” сущности окружающего мира.

“Недоросль” относится к жанру комедии, однако драматург не только изобличает общественные пороки и создает сатирические персонажи. Фонвизин также изображает целый ряд положительных героев, которые открыто выражают свои взгляды на семейные отношения, дворянскую мораль и на гражданское устройство. Данный драматургический прием стал поворотным в русской просветительской литературе, поскольку здесь автор не только подвергал критике отрицательные стороны действительности, но и искал пути изменения существующего строя.

В своем произведении Фонвизин отразил актуальные для его времени проблемы, показал себя в качестве талантливого психолога, художника, мыслителя. Его пьеса имеет общечеловеческое значение, поэтому она столь популярна, и спустя столетия после ее написания не покидает сцены современных театров.

Сочинение

Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
1. Комедия Фонвизина как экскурс в прошлое. 2. Образы главных героев. 3. Торжество справедливости.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» очень интересна современному читателю прежде всего потому, что она является своего рода экскурсом в далекое прошлое. Мы узнаем о социально-политической обстановке российского государства несколько веков назад. Писатель умело раскрывает противоречия общественной жизни через сатиру.

Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» давно уже стал символом невежества, глупости, убогости. С легкой руки писателя имя Митрофанушка стало олицетворением недалекого, глупого человека. Впрочем, главным недостатком Митрофанушки является не только и не столько его собственная глупость. Ведь никому не запрещено быть глупым или, наоборот, умным. Главная опасность Митрофана в том, что он - яркий и типичный представитель своего времени и своего социального слоя. Такие, как он, тормозят движение прогресса. Писатель создает очень яркий образ молодого дворянина, который, к сожалению, стоит на очень низкой ступени развития. Все другие герои рядом с Митрофаном выгодно от него отличаются. Не считая, конечно, его собственных родителей.

Фонвизин в своем произведении показывает, что современное ему общество очень далеко от идеального. Если молодые дворяне получают такое воспитание, о каком прогрессе, о каком Просвещении можно говорить? Пороки времени налицо. И читатель понимает это при одном лишь взгляде на семью Митрофана.

Митрофанушка не появился сам по себе. Он является закономерным продуктом воспитания, которое им было получено. Фонвизин говорит о среде, в которой произошло становление этого героя. И картина получается прямо-таки удручающей. Вина среды налицо. И вина родителей Митрофана очень велика. Властная и недалекая мать, слабый и безвольный отец - все это стало причиной формирования такого характера, как у Митрофана.

Он так же безволен и безынициативен. У него нет каких - то интересов, кроме самых примитивных. Он груб и невежественен, он маменькин сынок, но в то же время он не уважает своих родителей. Митрофан желает «не учиться, а жениться», он спесив, груб, невоспитан. Он с презрением относится ко всем окружающим. Например, свою воспитательницу Еремеевну зовет «старой хрычовкой». Его собственная жизнь устраивает Митрофана как нельзя лучше. Ведь ему не приходится ни о чем заботиться.

Образование, которое он получает, в духе того времени. Большинство дворянских детей учится по такой же схеме. Митрофан, разумеется, из-за своей тупости и убогости не может отличить истинное от мнимого, поэтому то, чему его учат, его вполне устраивает.

Отдельного описания заслуживают педагоги, которые занимаются обучением недоросля. Они, безусловно, являются ярким примером никчемности и собственной необразованности. «Французом» является немец Вральман. «Математиком» - отставной сержант Цыфиркин. А «грамматик» - это семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». Чему могут научить эти люди? Разумеется, ничему. Ведь они и сами ровным счетом ничего не знают, кроме Цыфиркина, который честно пытается научить чему-нибудь Митрофана.

Госпожа Простакова заявляет об удивительной образованности Митрофана. На самом деле глупее ее сына трудно найти кого-нибудь. Фонвизин подчеркивает, насколько опасна такая ситуация. Ведь если в стране молодые дворяне будут такими глупцами, какое будущее может быть у государства? Ведь молодые дворяне - это цвет нации, и они, по крайней мере, должны быть умными и образованными.

Очень интересны приемы, благодаря которым автор раскрывает характер Простаковой. Вот мы видим особенности ее речи. Простакова не жалеет сил, льстиво угождая тем, от кого зависит ее судьба или судьба ее сына. И, напротив, как она груба и жестока по отношению к тем, кто стоит ниже ее на социальной лестнице, например, к слугам. Такие слова, как воры, собачьи дети, бестии, слугам приходится слышать очень часто. Единственный человек на свете, кого любит Простакова, это ее сын, Митрофанушка. Для него Простакова не жалеет ласковых слов. Он и «друг сердешный», и «душенька». Мужа своего Простакова не любит и не уважает, это ясно видно из того, как она с ним обращается.

Госпожа Простакова - это один из главных героев произведения. Без нее вряд ли автору удалось бы так блестяще показать противоречия и недостатки ситуации в стране. Казалось бы, какая связь между семьей Простаковых и политической ситуацией в государстве. Но на самом деле связь самая прямая. Ведь если в государстве основное число молодых дворян будут походить на Митрофана Простакова, ситуация будет прямо-таки удручающей.

Писатель достоверно объясняет нам, откуда берутся такие, как Митрофан. Основная «заслуга» в их воспитании -

Это влияние матери. А мать Мнтрофана - особа властная, недалекая, жестокая и корыстолюбивая. Все эти качества есть и у сына. Митрофан никого не любит и не уважает, в том числе, и свою мать. Но и Простакова, и Митрофан согласны пресмыкаться перед тем, кто сильнее их.

Простакова очень хитра. Однако одной лишь хитрости отнюдь недостаточно для того, чтобы добиться желаемого. До поры до времени ей удается получать то, что она хочет. Однако со стороны лучше видны все беды и противоречия в отдельно взятом семействе. Например, Стародум говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Получается, что со стороны все понимают, насколько трагична ситуация. И сатира является лишь вспомогательным средством писателя. Благодаря сатирическим приемам Фонвизин показывает, что Простаковым рано или поздно приходится пожинать плоды своих действий. Было бы неправильным считать их безобидными глупцами, погрязшими в глупости и свинстве. Нет, не столь безобидны Простаковы. Достаточно вспомнить, на что они были готовы - хотели насильно выдать Софью замуж за Мнтрофана. Хорошо, что им это не удалось.

Если говорить о Простаковой, то ей приходиться получить наказание за свои грехи от собственного сына. Любимый Митрофан, ради которого Простакова была готова переступить через всех окружающих, говорит матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...». Разумеется, жалости к Простаковой ни у кого не возникает. Но все-таки...

Сама Простакова, по-видимому, еще не до конца осознала всю глубину трагедии. Да, ей пришлось перенести унижение от собственного сына. Но последствия пока не дали себя знать. Однако в рамках социально-политических противоречий подобный конфликт между «отцами и детьми» может плохо кончиться как для первых, так и для вторых.

Если говорить о Митрофане, то сначала он кажется глупцом, не заслуживающим внимания. Но если внимательнее приглядеться, то такой человек не может не казаться опасным. Ведь он не знает доброты, и даже к близким людям он безжалостен. Он так же не ведает таких качеств, как честность, верность, преданность. Страшно, если в государстве будет много таких Митрофанушек.

Однако в комедии есть и положительные герои. И на фоне их отрицательные кажутся слабыми и бессильными. Мы видим Стародума, Правдина, Софью, Милона. И понимаем, что будущее за ними. Как бы ни силились Простаковы, им не справиться с положительными героями.

Произведение Фонвизина будет привлекать внимание читателя во все времена, ведь проблемы, касающиеся воспитания, будут всегда актуальны.

Другие сочинения по этому произведению

Недоросль Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль». Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль» Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль» Идеи русского просвещения в комедии "Недоросль" Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в. Какой я представил себе Простакову? Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль» Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образы бессмертной комедии «Недоросль» Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Построение и художественный стиль комедии "Недоросль" Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль». Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль» Речевые характеристики в комедии «Недоросль» САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ "НЕДОРОСЛЬ" Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль") Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль» Фонвизин - автор комедии «Недоросль» Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина) Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки? «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Семья Простаковых ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ Анализ произведения Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!» Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ» Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль» Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль» Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) Образ Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль" Актуален ли образ Митрофанушки в наше время Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль») Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль" Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Характеристика образа Софья Главное лицо комедии помещица Простакова Недоросль Митрофанушка Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль») Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина Почему Митрофанушка стал недорослем (2) История создания комедии «Недоросль» Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка 1 Семейный портрет Простаковых-Скотининых Характеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль» Характеристика образа Простакова Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина Построение и художественный стиль комедии Образ и характер Митрофана Неоднозначность добра и зла в образах комедии "Недоросль" Фонвизина Смешное в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Почему Митрофанушка стал недорослем (1)

Сочинение

В комедии «Недоросль» Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои - представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Центральная героиня пьесы - госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Никто не смеет противиться ее власти: «Разве я не властна в своих людях». Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая «презрелая фурия» очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

*
«- Один ты остался у меня.
*
- Да отвяжись…
*
- Нет у меня сына…»

Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет «воры», «канальи», «бестия», «собачья дочь». К Митрофану обращается: «друг мой сердешный», «душенька». Гостей встречает уважительно: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим». С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан - невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старая хрычовка». Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться - смешны.

Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе - «зоологизация». Собравшись жениться, Скотиник заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажжязся, что, живя с Простаковыми, он жил «фее с лошатками». Таким образом автор подчеркивает мысль о «животной» низменности окружающего мира. Несмотря на то, что жанр пьесы «Недоросль» - комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Мил он. Эти герои открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе - от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремления к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувствами и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека-, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый, живущий в этом мире. Воспитательная цель литературы, учение о трех «штилях», в которых писались произведения, употребление практически только литературных слов и выражений, триединство места, времени, действия - это основные черты и правила классицизма.

Русский классицизм сделал некоторые отступления от этих правил. Расширение «низшего штиля» за счет разговорной народной лексики используется как один из способов характеристики героев и изображения пороков дворянского общества. И второе отличие русского классицизма заключалось в готовности откликнуться на конкретные проблемы русской жизни. И поэтому русские деятели просвещения всегда активно участвовали в политической жизни’ страны. Писатели, говорил Фонвизин, «…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в своей комедии, - проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных переданный людей. Крепостничество привело: русское дворянство к деградаций, оно оказалось под угрозой саморазрушения.

Фонвизин в своей пьесе показывает это с двух сторон, он как бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом.

Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свинки - как часть некого культа, которому поклоняются хозяева.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном Ha стоящем часе суетяся». Дворяне забыли, что такое долг и полезные, добрые дела. Они «…не оставляют двора… двор им полезен», «…чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие; «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» - вот основное правило жизни Стародума. «Вез нее просвещеннейшая умница - жалкая тварь. Невежда без души - зверь». Так Фонвизин охарактеризовал сразу и свет, и Простаковых со Скотининым.

Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдив берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным. Тут врач не пособит, разве сам заразится» - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные, я бы даже сказала, насильственные меры, которые Фонвизин предлагает предпринять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью.

Другие сочинения по этому произведению

Недоросль Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль». Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль» Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль» Идеи русского просвещения в комедии "Недоросль" Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в. Какой я представил себе Простакову? Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль» Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образы бессмертной комедии «Недоросль» Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Построение и художественный стиль комедии "Недоросль" Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль». Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль» Речевые характеристики в комедии «Недоросль» САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ "НЕДОРОСЛЬ" Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль") Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль» Фонвизин - автор комедии «Недоросль» Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина) Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки? «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Семья Простаковых ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ Анализ произведения Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!» Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ» Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль» Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль» Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) Образ Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль" Актуален ли образ Митрофанушки в наше время Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль») Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль" Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Характеристика образа Софья Главное лицо комедии помещица Простакова Недоросль Митрофанушка Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль») Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина Почему Митрофанушка стал недорослем (2) История создания комедии «Недоросль» Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка 1 Семейный портрет Простаковых-Скотининых Характеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль» Характеристика образа Простакова Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина Построение и художественный стиль комедии Образ и характер Митрофана Неоднозначность добра и зла в образах комедии "Недоросль" Фонвизина Смешное в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Почему Митрофанушка стал недорослем (1)

Тема: Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая

направленность комедии. Отрицательные персонажи

комедии.

Цели: 1. Обучающая. Продолжить анализ действий комедии

Д.И. Фонвизина «Недоросль».

2. Развивающая. Рассмотреть вопросы воспитания и образования в

комедии.

3. Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию

обучающихся, интерес к русской классической литературе.

Ход урока.

I . Проверка домашнего задания.

II . Работа по теме урока.

Слово учителя.

- Вспомните, что такое сатира?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков.

Мы уже говорили, что комедия «Недоросль» написана по законам классицизма. Так в классицистической комедии мы легко узнаем «положительных» и «отрицательных» героев ещё до прочтения комедии.

Посмотрите на фамилии и имена действующих лиц пьесы. Говорят ли они нам о чём-нибудь? Можем ли мы дать характеристику героям пьесы, основываясь на их имена?

(Да. Митрофан – подобный матери; Простаков – прост и глуп; Скотинин – от слова «скот»; Софья – София – мудрость; Милон (корень «мил») – милый и т.д. Имена в комедии «говорящие».)

А теперь поближе рассмотрим героев комедии.

Что вы можете сказать о родителях Митрофана? Какие они отец и мать?

(Отец – глуп, во всём подчиняется жене, на всё старается смотреть её глазами. Мать (в девичестве Скотинина) – властолюбивая, грубая, наглая, «презрелая фурия»; тем, кто слабее, спуску не даёт, любит сына.)

Как вы думаете – это образ типичной помещицы?

Какой сын вырос у таких родителей?

(Митрофан – тупой, лентяй, обжора, грубиян, никого не любит).

Как он относится к своей кормилице?

(Грубит ей, она для него только прислуга. А ведь эта женщина не просто выкормила Митрофана, она его любит).

Вспомните, в чём проявляется своеобразная «сообразительность» Митрофанушки?

Читаем действие I , явление IV – Митрофанушка рассказывает свой сон.

(Митрофан не так глуп, увидев, что мать озадачена, он ловко выпутывается из затруднительного положения, зная, на чьей стороне сила, за что и награждается объятиями матери).

Что нам показывают последние сцены комедии? Как меняется отношение Митрофанушки к матери?

Читаем явление последнее.

Что же повинно в том, что Митрофан не знает даже чувства привязанности к матери? (Слепая любовь матери к сыну, избалованность Митрофанушки).

Сыграло ли свою роль отношение его матери к крепостным, к кормилице Митрофанушки? Вспомните, как ругает Простакова Тришку за то, что он плохо сшил кафтан? (Мошенник, скот, воровская харя). А как честит кормилицу сына (собачья дочь, скверная харя, старая ведьма). Неудивительно, что и Митрофанушка вслед за матерью кричит на Еремеевну: «Старая хрычовка».

А у Простаковой не хватает ума понять, что отношение Митрофана к женщине, которая его вскормила, не предвещает добра и ей, родной матери.

Какое образование старается дать сыну госпожа Простакова? Кто учит Митрофанушку?

(Кутейкин – недоучившийся семинарист, жадный, неумный. Кучер Вральман – невежественный иностранец, подавшийся в учителя – картина нередкая для России XVIII в., особенно в провинции).

Чему учит Вральман Митрофанушку? (Истории и иностранным языкам. Но ничему научить неспособен, поэтому завоёвывает симпатию Простаковой тем, что говорит о вреде науки.)

Читаем действие III , явление VIII со слов «…рассути мать моя… Единственный из учителей, кто достоин внимания как человек – это Цыфиркин. Вспомните, он не берёт плату за то, что не сделал

Какие ответы выдаёт Митрофанушка на экзамене перед Правдиным и Стародумом?

Читаем действие IV , явление VIII со слов «Любопытен бы был я послушать, чему немец его-то выучил…»

Похож ли Митрофанушка в своём невежестве на дядюшку Скотинина? Чем интересуется Скотинин? Как он относится к людям?

(Хуже, чем к свиньям. Даже о будущей жене говорит, что если уж у каждой свинки свой клевок есть, то уж жене он светёлку найдёт.

Как относится Скотинин к своим крестьянам?

Действие I , явление V . («…всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду». Скотинин ничего не боится, ведь по закону 1767 г. крестьяне за жалобу на своего помещика ссылались на каторгу).

Мы рассмотрели отрицательных персонажей комедии, на следующем уроке мы обратимся к героям добродетельным. Но прежде ещё раз вспомним, по каким законам написана эта комедия? (По законам классицизма).

Назовите три единства, по которым писались классицистические произведения? (Единство действия, времени, места).

Как вы помните, классицизму было свойственно резкое деление героев на положительных и отрицательных. Середины не было. Это ярко проступает и в комедии Д.И. Фонвизина.

В Скотинине, в Простаковой, в Митрофанушке мы не увидим ни одного светлого пятна, тогда как образы положительных героев кристально чисты. Например, Софья, что мы знаем о ней? (Сирота, живёт в доме Простаковой, которая обирает её. Впервые мы слышим о ней тогда, когда Скотинин говорит о сговоре. Он собирается жениться на Софье.)

Чем привлекательна для него эта женитьба? (Тем, что в деревеньках невесты водятся свинки.)

Какое событие меняет жизнь Софьи? (Она получает письмо от дяди, которого все считали давно умершим.)

Почему Простакова меняет своё отношение к Софье? (Потому что дядюшка назначил ей большое наследство.)

Что происходит из-за этого между дядей и племянником? Кто защищает Митрофана?

Какую благодарность получает Еремеевна за свою верность? (По пяти рублей за год, да по пяти пощёчин за день)

Как вы думаете, Еремеевна – это положительный персонаж? Почему? (Отрицательный. Она человек с психологией раба. Вспомните, как она называет учителей Митрофанушки после того, как они утешили её? (Вот тебе и вся наша сволочь, батюшка.)

Итог урока.

Вывод: Создавая образы Скотининых и Простаковых, Фонвизин показывает как глубоко сидят корни всего того, что происходит в комедии. Вся пьеса направлена на то, чтобы доказать, что крепостное право пагубно и для «рабов» и для господ.

Рисуя госпожу Простакову, Фонвизин немного нарушает законы классицизма. Ведь в финале эта «презрелая фурия» страдает, любимый сын отворачивается от неё. А читатель, пусть на долю секунды, испытывает сочувствие к ней.

Домашнее задание. Подготовиться к беседе по вопросам по теме «Проблема воспитания истинного гражданина».