Венчание на руси традиции обычаи. Что было принято дарить на свадьбу. Обряд снятия фаты

Сегодняшнее бракосочетание и свадьба на Руси, игравшаяся несколько веков назад, заметно отличаются друг от друга. Но все же ряд традиций, приняв более современные черты и потеряв свой исконный смысл, смог дойти до нас из глубины веков. Например, такие обряды, как благословение родителей, сватовство и смотрины стали для молодоженов формальностью, а ведь еще столетие-два тому назад без этих этапов о свадьбе не стоило и мечтать!

Свадебные обряды на Руси отличались между собой в зависимости от региона, социального статуса брачующихся, исторического периода. Однако между традициями русского Севера и центральной части России все же отмечается очень много общих черт. Давайте рассмотрим их, чтобы иметь представление, как проходило у славян одно из величайших таинств в истории человечества - свадьба.

Таинство свадебного обряда на Руси

Основой древнерусских свадебных традиций является идея перехода девушки в категорию «женщина», с учетом сакрального смысла, связанного с этой трансформацией. Наши предки искренне верили, что в отцовском доме девица умирала, чтобы возродиться в семье своего мужа. Считая ее в этот период «мертвой», невесту с головы до ног накрывали плотной тканью, чтобы никто не смог увидеть ее лица и даже линий силуэта. В таком одеянии девушку вели на венчание, и только после скрепления брака священником покровы снимались, и новоиспеченная жена самостоятельно шла в свой новый дом.

Несмотря на принятие христианства, славяне в глубине души были очень суеверными, поэтому во многих обрядах можно проследить языческую магическую основу. Так, например, период после венчания и до первой брачной ночи считался крайне опасным для молодоженов, поскольку на них охотились злые силы. Молодая семья должна была принять участие в ряде обрядов, призванных уберечь ее от порчи, дурного глаза, колдовства. К примеру, на свадьбе был человек, подметавший дорогу перед молодыми, чтобы им под ноги не положили подклад на ссоры или смерть. Он также следил, чтобы супругам никто не перешел дорогу.

За столом молодые ели и пили очень мало, чисто символически отпивая из общей чаши после каждого тоста, чтобы не обидеть гостей. Спать молодожены должны были в сеннике, украшенном иконами и стрелами с куницами, расположенными в углах помещения. Постель была сформирована из снопов жита или пшеницы. Утром гости заходили толпой к молодым, чтобы поднять одеяло и проверить, была ли невеста чистой девушкой или нет. Иногда простыни могла к столу вынести мать молодой, доказав, что вырастила честную дочь.

Даже в бедных крестьянских семьях торжества длились несколько дней. В первый день подружки готовили невесту к встрече с женихом, который затем забирал приданое и перевозил его в свой дом. После родительского благословения близкие родственники будущих молодоженов сбивали столы, расставляли посуду и еду. А на второй день происходило венчание и длительное застолье, которое оканчивалось брачной ночью. Кстати, жених в эти дни должен был молчать, чтобы копить силы зачатия ребенка. Поэтому на дружку возлагалась обязанность следить за тем, чтобы свадьба прошла согласно обычаям и правилам.

Сватовство и подготовка к свадьбе

Свадебные обряды на Руси открывала традиция сватовства — церемонии, во время которой жених с друзьями и родственниками приходили в дом невесты. Там свита, нахваливая парня перед родными девушки, просила ее руки. Для того чтобы следом не увязались черти, сваты должны были приехать в дом разными окольными дорогами, а родителям девушки следовало отказать, даже если молодые были помолвлены с детства.

Когда сватовство оканчивалось положительно, назначалась дата смотрин, обряда, во время которого рассматривалось материально-финансовое состояние жениха и оговаривались его доходы.

Если сваты со стороны невесты оставались недовольны имуществом жениха, они имели полное право взять свои слова назад, поскольку их главная задача заключалась в том, чтобы обеспечить будущее своей дочери. Если же смотрины были удачными, назначалась дата официального оглашения дня свадьбы, после которого изменить данное решение было невозможно, конечно, если не случалось какой-либо форс-мажорной ситуации. Обручение обязательно отмечалось пышным застольем.

Девичник организовывался за два дня до свадьбы. Девушки проводили эту ночь в разговорах и песнопениях. Вначале они шли в баню, чтобы как следует вымыться и провести обряды, призванные укрепить любовные отношения между парой, а затем отправлялись гулять, либо заходили в гости к невесте. На девичнике обязательно проводились специальные обряды для защиты будущей молодой семьи, во время которых подруги рассказывали, что новобрачную ожидает ужасная, несчастливая жизнь, а также гадали и хороводили. Говоря вслух о плохом будущем, славянки верили, что отпугивают от дома нечистые силы.

Свадьбы на Руси невозможно представить и без традиционного обряда с косой, проводимого накануне венчания. Так, невеста с подружками расплетали ее косу, приговаривая заговоры, и заплетали ей две косички. Это символизировало факт прощания с девичеством и готовность стать женой, женщиной, матерью.

По славянским традициям жених мальчишник не устраивал. Он должен был провести этот вечер в одиночестве и молчании, хотя, как и невесте, ему следовало посетить баню.

Старинная церемония благословения

Обряд благословения на Руси считался не менее важным, чем само венчание. Во время него молодые люди перед поездкой в церковь приезжали во двор, где проживала невеста, а там их встречали родители, преподнося хлеб и соль, а затем окрестив семейной иконой, обернутой рушником. Если родители не давали благословения, молодые пары могли даже расстаться.

Свадебный пир

Новобрачные за свадебным столом практически не ели, тем более, не пили, а только принимали поздравления и подарки от гостей. Подача последнего горячего блюда, жаркого, сопровождалась уходом пары в сенник, где по традиции проходила их первая ночь. Но остаться одним им не всегда удавалось, так как приглашенные имели право вызывать молодоженов к столу, где продолжалось празднование.

Утром, когда подавали сладкое, молодые вставали и шли в баню, а мать невесты демонстрировала оставшимся захмелевшим гостям простыни и рубашки, доказывавшие невинность молодой супруги.

На этом торжество не оканчивалось. На третий день супруга обязана была проявить себя и показать свои умения. Она топила печь, мыла полы, готовила обед, причем гости в это время шутили над ней, пытаясь вывести из равновесия.

Традиционные свадебные песни

Интересно, что даже во время крестьянской свадьбы молодоженов называли князем и княгиней, приравнивая, таким образом, таинство брака к возведению царя на престол. А еще, ни одна исконно русская свадьба не обходилась без песнопений, сопровождавших все праздничные дни.

Конечно, большинство традиций и ритуалов уже утратили свое сакральное значение. Кроме того, современные люди уже не относятся к браку так серьезно, ограничиваясь поездкой в ЗАГС или организовывая типично европейскую либо тематическую свадьбу. Но все же, есть молодожены, предпочитающие оформлять свой брак в соответствии со старинными традициями, отдавая дань своему прошлому и сохраняя для потомков память о вековых традициях нашего народа.

Старинная свадьба — как играли свадьбу на Руси, что происходило в доме невесты? Свадьба удивительное событие, знаменующее рождение новой семьи. Если спросить сейчас у будущих молодожёнов – какой они хотят сделать свою? Большинство наверняка ответят, что не представляют свадьбу без шикарного ресторана, свадебного торта, лимузина. Узнайте какой была старинная свадьба на Руси.

Русский свадебный обряд

Свадебные традиции

Какой была на самом деле старинная свадьба? Традиции давно позабылись, узнайте как играть свадьбу по Русскому обычаю? Как выглядит ? Знающих осталось совсем не много. Я, возможно, ваш будущий свадебный фотограф, в числе этих людей знающих — как раньше играли свадьбу. Старинная свадьба на селе — это целое действо, такое же противоречивое и загадочное, как русская душа.

За искромётным безудержным весельем, здесь скрывается особый таинственный смысл свадебной традиции, символ глубокой народной мудрости. Она сквозит в каждой обрядовой песне, в любой простой на первый взгляд забаве или шутке. Тот, кому посчастливилось участвовать в настоящей русской свадьбе которую справляли по старинным свадебным обычаям, никогда не спутает её с простой гулянкой. И не за что не забудет!

Что проходило в доме невесты

Свой свадебный обряд существовал практически в каждом крупном селе с небольшими изменениями или дополнениями. Все свадьбы в далёкую старину играли соблюдая традиции установившийся с давних времён. В году было всего четыре дня когда можно было играть свадьбу.

  • 4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери.
  • 27 ноября – под заговенье на Рождественский пост.
  • 15 января на крещение.
  • Свадьба на Красную горку.

сватовство невесты

Считалось, что парню лучше всего жениться в 19 лет, а девушке выходить замуж в 17. После 20 незамужних девушек уже записывали, как тогда говорили, в засиделые девки. Был ещё один свадебный обычай — сватовство невесты, сначала вступали в брак старшие братья и сёстры, а потом младшие. Нарушать этот прядок считалось не по совести. Жених и невеста часто даже не знали о том, что их сосватали, всё между собой решали родители.

Часто бывало что приходили сватать младшую дочь, а выдавали старшую. Пойти против их воли, никому даже в голову не приходило. Прежде чем вести речь о свадьбе девушку нужно было сосватать. О том, когда именно прейдут сваты, посторонним старались не рассказывать, суеверно опасаясь, что сглазят. Свататься ходили самые близкие жениху родственники: мать, отец, крёстные, а с ними братья и сёстры. Сразу на прямую, зачем пришли, хозяевам не говорили. Сговаривались о приданом, назначали, когда играть свадьбу и так называемого запоя.

Свадебные обряды на Руси

Посмотрите это видео с реконструкцией старинных свадебных традиций

Запой — это не пьянка, это особый этап в свадебном обряде и череде свадебных традиций. В этот день дома у невесты за общим столом собиралась родня с обеих сторон, присутствовали и сами молодые. Здесь решались все самые важные вопросы.

  • Сколько пригласить гостей на свадьбу?
  • Как будут играть свадьбу?

Так же зачастую на запое обговаривали и приданое невесты. В дом к жениху девушка должна была прийти со своим сундуком, содержимое которого зависело от достатка её семьи. Но несколько нарядов на разные случаи в нём были обязательны: повседневная одежда, одежда для посещения церкви, нарядная одежда на годовые праздники.

Так же во время запоя играли песни. Именно играли, так заменяют слово петь ведь речь идёт о свадьбе. В свадебном обряде нет ничего случайного, каждая песня знаменовала определённый этап, она несла особый смысл, рассказывала о жизненных ситуациях, с которыми вскоре столкнётся молодая пара.

Такие песни можно только играть! Во время застолья на запое, звучали в основном протяжные лирические песни. Не обходилось и без веселья, по старинной свадебной традиции родня жениха обязательно должна была сделать так, чтобы на запое был гармонист, и во время пляски у каждого из гостей была возможность показать себя. Как говорится «делу время, а потехе час». От запоя до свадьбы, в доме у невесты кипела работа. Сама она, как только просватали, покрывала голову белым платком и вместе с подругами садилась расшивать рубахи для будущего мужа.

По обычаю старинной свадьбы, девушка должна подготовить суженому, так называемый уголок, или «хранцузкий» платок, в который клали всё необходимое: нижнее бельё, рубашки, брюки, вышитый носовой платок и кроме того, несколько разных полотенец. И вот, настаёт заветное время, день предшествующий венчанию – под свадьбу. По обычаю собирались подружки невесты, именовали которых швеями. Должность это особая и очень важная.

Швеи и рубахи для жениха вместе с невестой строчили и песни обрядовые должны были играть. А для начала, оповестить всех жителей села о том, что будут играть свадьбу. Делали это с помощью специального инструмента, в роли которого выступала обыкновенная коса! На ней с помощью железного прута или деревянной палки отбивали ритм. Тембр можно было менять с помощью левой руки, сжимая или расслабляя кисть руки. Вот под такое музыкальное сопровождение шли швеи по селу играя свадебные частушки.

В каждой частушке и свадебной песни швеи заменяли тексты, а вставляли имена молодожёнов. Пока швеи идут под косу в дом к невесте, братья, сёстры и снохи жениха тоже не теряю время. Во главе с дружкой, роль которого чаще всего доставалась крёстному отцу жениха, шли с гармонью выкупать рубахи. Швеи их уже должны ждать у дома невесты, крепко ухватив за углы тот самый уголок «хранцузкий платок», в котором собраны все приготовленные для жениха подарки.

Получив выкуп, они отдавали приготовленный уголок для жениха, который с песнями приносили в дом к жениху. Получив уголок, жених садился за стол под святые иконы и потянув за узелок он вытягивал нитку. Разворачивался свёрток одной рукой, а другой осенял себя крестом и молился. Достав полотенце по обычаю, обязательно вешал его на плечо матери. Потом вынимал приготовленный для него невестой наряд.

Утро невесты

С чего начинался свадебный обряд в России? С песни плача начиналось , если сама она не могла её исполнить, просила кого-то из подруг. После прощания с девичьей волей и отчим домом, девушка просила родительского благословения. Благословение невеста получала встав на колени, на вывернутую мехом наружу шубу. В свадебное утро она вместе с подружками чаще всего проводила в слезах. Для девушки это были последние минуты в родительском доме.

Вся прежняя жизнь оставалась позади, а впереди ждало пока неведомое будущее в чужой семье. Наряжала к венцу или как тогда говорили «убирала невесту», крёстная мать. Иногда ей помогала ещё одна женщина умеющая навивать кудри. Причёску на свадьбу делали особенную. Волосы делили на две части, заднюю и переднюю.

Образ невесты

В старину о бигудях не слыхивали, их заменяли керосиновая лампа и разогретая на ней железная спица. С их помощью из передних волос навивали кудри, чтобы не сжечь их при этом, требовалось немалое мастерство. Из задних волос делали пучок, а передние навитые кудри набрасывали на специальный валик, украшая его цветами. Затем надевали фату и добавляли в причёску ленты.

Наряжали к приходу жениха не только невесту, но и так называемый круглик — это особое обрядовое деревце. В его символе и названии воплощена главная для наших предков идея мира, в котором всё нескончаемо, потому что движется по кругу. Непрерывно идут друг за другом времена года, одно поколение сменяет другое.

Выкупив круглик символ вечного продолжения рода, жених словно превращался из юноши в мужчину, ответственного за будущее своей семьи. Таким глубоким содержанием наполнена простая и шутливая игра. Выкупать круглик от жениха приходили по обычаю: дружка (крёстный отец), крёстная мать, гармонист и другие члены семьи жениха и конечно сам жених. Торг начать должен быть дружка. Ловкий дружка во время этой шутливой перепалки обязательно пытался круглик своровать.

Швеи, наоборот всеми силами его охраняют и старались при этом не продешевить! Задача швей продать это деревце как можно дороже, жених во время этого процесса не появлялся, невесту тоже прятали в доме. После того как выкупили круглик и его забирала родня жениха, наставало время свода. Молодых сводили крёстные матери, держа в руках иконы. Во время свода крёстные и молодые одновременно кланялись друг другу, трижды в пояс.

Потом жениха и невесту подводили друг к другу и после скрепления союза поцелуями сажали за стол, на шум. Им подносили два стакана с вином которыми они обменивались, но не пили. Такой свадебный обычай символ того, что этот миг молодая пара как бы находилась в другом не реальном мире. Ведь они уже умерли в одном качестве, а в другом пока не родились.

Оставив стаканы не тронутыми, молодые вместе отправлялись к венцу. Лошадь для того чтобы их отвезти на венчание по-особому наряжали. На дугу вешали уголок жениха, тот самый платок, цветные ленты и конечно колокольчики. Услышав их звон, всё село знало – едут молодожёны!

Величальной песней молодых встречали в доме у невесты, их осыпали овсом. Символично и то, что , разрезанным на две равные части. Благословив молодожёнов, мать брала одну половину свадебного каравая, а отец вторую.

Жених с невестой проходили между ними, а родители им вслед соединяли две части свадебного каравая в один каравай и ставили на свадебный стол, за который садились все кроме швей. По свадебной традиции они должны были объигрывать свадебными песнями гостей. Первыми конечно величали молодых.

Хозяин дома обходил всех за столом, наливая им из большой бутылки – четверти, стакан был один на всех. Гости поднимали его за здоровье молодой пары, а швеи играли для жениха с невестой специальную песню.

Главное блюдо на праздничном свадебном столе – свиная голова. Её варили целиком, следя за тем, чтобы мясо было мягким и вкусным. Затем голова остужалась и натиралась солью, чесноком и особым образом её требовалось украсить. Голову разделывал дружка. Потом её всем раздавали по кусочку.

В это время швеи продолжали объигрывать гостей. За молодыми наставал черёд свадебного торжества, они начинали величать дружку. На старинной свадьбе на нём лежит большая ответственность и почёт ему был особый. За объигранные песни швей благодарили деньгами и гостинцами. Особыми песнями объигрывали родителей молодожёнов, сидящего среди гостей холостого парня, молодую пару недавно вступившую в брак и женщину солдатку.

Свадебное застолье

Были во время свадебного застолья не только весёлые но и трогательные, грустные моменты. Например, когда играли песню для вдовы. И хоть во время её многие плакали, никто не отказывался, ведь игровая песня знак особого внимания и уважения. В мире всё движется по кругу, об этом в старину никогда не забывали. Слёзы сменятся радостью, и за грустной песней приходит черёд хороводных, плясовых.

Без них не могла обойтись ни одна свадьба. Кроме песен и плясок не забывали и об угощении. После свиной головы на свадебный стол подавали щи, студень, лапшу с курицей, сырники. Было и ещё одно блюдо которое для гостей служило сигналом того, что пора и честь знать! От того и название говорящее – каша выгонялка. Подавали её, как говорится под послед в самом финале свадьбы. Со стороны эта удивительная каша больше похожа на пирог. Делается она по особому рецепту.

  • Рецепт каши выгонялки.

Сначала кипятится молоко. На литр молока – два литра пшена. Как молоко закипело, нужно его посолить и добавить сахар по вкусу и засыпается пшено. Степень готовности пшена можно определить по тому, как будет развариваться пшено. Затем взбиваются яйца – 3 штуки на наш объём и медленно вливаются в молоко с пшеном.

Масло сливочное добавляется по вкусу. Весь объём необходимо тщательно перемешать и положить доходить кашу, обложив кастрюлю подушками на 3-4 часа. Затем выкладывают кашу в казан и накрывают его сверху свиным жиром, взятым с живота. Затем нужно поставить в духовку. Как только жир растопится и покроется красивой корочкой, каша выгонялка готова.

Отведав каши выгонялки, гости расходились по домам. И даже в этом случае не обходилось без особой песни. Расходясь со двора, гости не особо расстраивались, ведь свадьба на этом не заканчивалась.

Второй день свадьбы

На второй день свадьбы, с первыми петухами молодых приходила будить крёстная мать. Вместе с родителями и с самыми активными гостями. Назывался этот свадебный обряд – «горшки бить». Их действительно били в прямом смысле! Разбив горшок, гости бросали деньги, которые жених с невестой вместе собирали веником и лопатой. За одно они должны были подмести и осколки от горшка. Эта свадебная традиция, своеобразная проверка невесты, насколько умелой она будет хозяйкой. Разбив горшок, крёстная приступала к ещё одной свадебной традиции – смена девичьего наряда на бабий.

Причёска невесты

Теперь волосы заплетались в две косы и укладывались в своеобразные рожки, чуть выше ушей. Одевали атласный налобник или наголовник как ещё его называли. Бабий наряд состоял из шерстяной юбки, атласной кофты и фартука с оборками.

Свадьбы не могли обойтись без обрядовых песен. Ещё было принято рядиться, обязательно надевали вывернутую мехом наружу шубу или тулуп и мазались сажей, отпугивая нечистую силу. В дом невесты несли особую приданку – выбирали курочку с самым красивым хохолком, наряжали её бусами и лентами.

Зайдя в дом невесты, первым делом клали приданку под иконы и смотрели, как она себя поведёт. Если будет кудахтать, постарается прыгнуть и улететь, значит по свадебной примете и невеста со вспыльчивым характером. Если курица сидит спокойно и молчит, значит и молодая сноха хорошая и смирная. Вторым днём свадьбы, свадебные гуляния не заканчиваются. Неделю, а то и месяц после свадьбы продолжались позывки, это был такой обычай.

Давно ушли в небытие такие свадебные традиции. Сейчас воссоздаются старинные свадебные традиции. Свадебные обряды о прошедшей жизни, её не вернёшь, но она будет жить в культуре народа. Время идёт вперёд, и не будет свадебный обряд таким, каким был раньше. Всё теперь по-другому, по-новому.

Сегодня актуальны иные свадебные традиции, но может быть, когда ни будь, они возродятся, записанная традиция уже не будет забытой! Когда ни будь, они возродятся в новом качестве, ведь недаром от прародителей до нас через особые обычаи и символы дошла до нас истина, что всё в этом мире движется по кругу.

Как встречать молодых с караваем

Я свадебный фотограф имеющий за плечами большой опыт, поделюсь с вами своими наблюдениями. Встреча молодых бывает: традиционной, тематической и символической. Традиционный тип встречи я думаю нам всем хорошо знаком. Выстраивается коридор с гостями по которому проходят молодожёны, их осыпают лепестками роз, крупой и монетами и в конце их встречают родители. В руках у родителей у мамы жениха каравай на рушнике.

Свадьба это одно из самых важных и запоминающихся событий в жизни каждого человека. Каждый раз, когда молодожены решают сыграть Русскую свадьбу, часто возникает вопрос какие традиции необходимо соблюдать, для того что бы дальнейшая жизнь новой молодой семьи была успешной и счастливой. Соблюдая свадебные традиции, необходимо знать, откуда в нашу жизнь пришёл свадебный обряд с караваем

Свадебный каравай- почему без него нельзя обойтись? Такая традиция пришла к нам еще с самых давних времен, так как после замужества молодая жена обязательно переезжала жить в дом жениха и его родителей. Перед тем как переступить порог нового пристанища, мать жениха должна была встретить невестку с хлебом да солью в руках. Такой жест со стороны матери жениха говорил о том, что невестку принимают всем сердцем, и желают молодым счастья и благополучия.

Сегодня в нашем современном мире жизнь молодых людей протекает совсем иначе. Большинство молодых пар, перед тем как сыграть свадьбу заботятся о том, где они будут жить после официального оформления брака. Это может быть съемное жилье, или же купленное. После свадьбы большинство молодых пар живут отдельно от своих родителей, и только поэтому с караваем у порога их никто не встретит. Для того чтобы не нарушать свадебный обычай, который передается нашими предками, родители жениха могут встретить молодую пару с караваем в руках у порога ресторана.

Как играть свадьбу

Свадебные традиции и обряды в жизни всех Российских крестьян были особыми, яркими и сакральными действиями с большим количеством участников. По свадебным обрядовым традициям это процесс имел не один подготовительный сюжет. Это сложная аллегория смысл которой не до конца понятен и по сей день.


свадебный поезд
  • Первый этап свадебного обряда – сватовство невесты. Многие считают, что свататься приходили от семьи жениха в семью молодой невесты. В те далёкие времена часто были случаи, когда сватов засылали из дома невесты. Этот обря выглядел так: крёстные отец и мать заходили в дом, проходили к печке и бряцала в ней заслонкой. Всем становилось ясно, что настала пора выдавать дочь замуж. Никогда решение не принималось сразу, соглашаться отдать невесту за новоявленного жениха. Даже если между молодожёнами уже была предварительная договорённость о том, что будет сватовство, как правило, родители невесты соглашались лишь с третьего раза.
  • Очередной эпизод свадебного обряда это смотрины. Старинный свадебный обряд был очень красивый и имел захватывающий сюжет. Молодую приводили на смотр. Её наряжали в новые платья, На пример в Архангельской губернии её одевали в шёлковый голубой сарафан. Под ним с кисеей тонкой работы белоснежная рубшка. К этому образу прилагались алые шёлковые косынки три штуки. Голову невесты украшал очень красивый и торжественный головной убор, повязка расшитая бисером и жемчугом. Во время этого обряда будущая невеста много раз переодевала свои лучшие платья и показывалась родственникам жениха. Непременно согласовался момент присутствия на свадьбе колдуна. Это было очень важно, поскольку обойдённый вниманием колдун мог нанести непоправимый вред свадьбе. По этому, участие в свадьбе этого персонажа было очень частым явлением.
  • Далее — свадебный обряд дворосмотрения. Договорились, что свадьба будет, решился спор о приданном невесты, однако свадебное торжество имело шанс не состояться, в том случае если родню молодой девушки не удовлетворяло состояние хозяйства будущего мужа. Зажиточным считалось хозяйство, в котором были не только полки для посуды, а была столярной работы мебель. Если вопрос дворосмотрения решался успешно, то уже окончательно договаривались о свадьбе. С этого момента молодую девушку считали просватанной. В Рязанской губернии такую невесту называли сговорёнкой. Жизнь будущей невесты резко менялась, она уже неучавствовала в хороводах с подругами, не пела весёлых песен, она всё время находилась в доме родителей, готовя приданное себе. Будущая невеста должна была сама себе приготовить свадебный наряд и сама приготовить наряд жениху.
  • На кануне свадьбы устраивался особый свадебный обряд – «девишник». Он тоже состоял этапов. Это было участие в банной церемонии, продавалась девичья коса, этим занимался обычно невестин брат. После того как девушка выходила замуж, ей не позволялось заплетать волосы в одну косу и далее следует обряд приготовления красоты (ударение на последнюю букву Ы). Для этого служили ветки берёзы, ёлки иногда репейник, как видно традиция свадебного букет к нам пришла не с запада. Эту красоту украшали шёлковами ленточками, цветами сделанными вручную, она обозначала раставание со свободой, размеренной жизнью молодой в доме родителей.
Русский свадебный обряд

В день венчания молодую пару благословляли иконами Николой и Богоматерью. А вообще покровителями свадьбы были святые Кузьма и Домиан. Говорили так – «святые Кузьма и Домиан скуют нам свадебку крепко накрепко». Свадебный поезд лентами, полотенцами, поясами. В конские гривы вплетались яркие ленты. Будущие муж и жена в храм ехали порознь и так называемый свадебный эскорт (если быть точным он назывался поездом) сопровождался криком и гамом друзей и родни и обязательно сопровождался звуком громких колокольчиков, они подвешивались на конские дуги.

В храм молодая ехала в особом наряде – это был траурный наряд. По сути это похоронное женское платье. Почему траурное? Потому что свадьба это конец жизни девушки. Костюм состоял из чёрного сарафана и белоснежной траурной рубашки. Почему белый цвет рубашки считался похоронным? В представлениях наших предков белый цвет воспринимался как цвет завершения жизни. Это символ снега, который покрывал белоснежным покрывалом окружающий мир зимой и природа замирала. Свадьба — её цвет белый, он считался цветом траурным. Вот такая была свадебная традиция!

К венцу девушка ехала с расплетёнными волосами или расплетённые волосы мог покрывать белый платок. В храме в ноги молодым клали особую ткань, кусок чистого полотна или платок, который назывался подножник. Над молодожёнами держали венцы. Обряд венчания проводил священник одетый в светлые одежды. После венчания молодые ехали уже вместе.

Варианты возвращения могли быть разными, они могли сначала заехать в дом невесты, а потом жениха. Родственники ждали их в тулупах одетых овчиной наружу или клали шубы в ноги молодым с приговором « шуба тепла и мохната, жить вам легко и богато ». Знаком замужества любой женщины на юге России, служила панёва. Если женщина не выходила замуж вообще, она до смерти ходила в сарафане. Замужняя женщина непременно обязана была закрывать волосы. По традиции считалось, что волосы женщины обладают недоброй магической силой и она обязательно должна прятать их под платок или головной убор. Выход в люди с не покрытыми волосами, или как раньше говорили простоволосой, считалось недопустимым.


свадебные традиции

И свадебный пир продолжался не менее трёх дней. В современной свадебной традиции порой планируется второй день свадьбы. Сам свадебный стол, как и сейчас требует больших материальных затрат. По традиции гости брали на свадебный пир свои разные кушания, рыбу, хлеб, мясо. Но, по традиции, на пиру обязательно должны быть блюда из курицы, яиц и молока.

Именно эти продукты символизировали плодовитость молодой невесты. С этой же целью молодожёнов сажали на тулуп вывернутую овчиной наружу и желали молодым детей столько же, сколько шерсти на шубе. Заканчивался праздник угощением особого пряника называемого разгонного пряника. Гость, получая такой пряник понимал, что свадебный пир подошёл к концу и пора гостям расходиться по домам.

К Вашим услугам профессиональный Михаил Ушаков.

Русская свадьба берет своё начало в древности, сочетая в себе как древнерусские языческие обряды, так и более новые, христианские обычаи. На стыке культур, проверенные временем, свадебные обряды на Руси известны своей сложностью и красотой. Как правило, торжеству предшествовала долгая .

Из древности – в наши дни, с любовью от далеких предков


Подготовка к торжеству

Сватовство

Как многие знают, традиция русской свадьбы подразумевает начало с обычая сватовства – родственники жениха громко, с песнями и богатыми дарами, отправлялись в дом невесты, где сваты рассказывали, насколько хорош будущий муж и насколько богат его дом. Считалось, что невеста и жених должны обязательно соответствовать друг другу по материальному положению.

Неравные браки были крайне редки и считались скорей исключением, а потому важным качеством при выборе спутника жизни для своего чада родители считали благополучие и здоровье

Смотрины

Следом обряд русской свадьбы подразумевает смотрины – по сути то же, что и сватовство, но чуть позднее и с точностью до наоборот. Теперь родственники невесты стремились показать, что девушка достаточно хороша собой и хозяйственна. На смотринах часто в качестве даров использовались вышитые невестой вручную полотенца или скатерти – это должно было показать талант девушки к рукоделию.

Если обе стороны оставались довольны, заключалась помолвка и начиналась подготовка к торжеству. Свадьба на Руси традиционно справлялась осенью или зимой – так, согласно православной традиции, новая семья оказывалась под покровительством Богородицы, способствовавшей благополучию и здоровью будущих наследников.

Мальчишник и девичник

Обряд свадьбы на Руси включал также мальчишник и девичник, проходившие за три дня до торжества. И девичник совсем не был веселым: невесте положено было плакать. Русская свадебная традиция для этого предлагала приглашать в дом всех девушек села, родственниц и подруг, а также особенную гостью – вытницу. Их(плакальщиц), в селах очень уважали, и её присутствие на девичнике считалось обязательным.

Вытница – часто женщина в возрасте – заводила грустную песню, «плач», и невеста обязательно должна была плакать. Это нужно, чтобы слезами попрощаться со своей беззаботной юностью. Даже если невеста вовсе не была несчастна, и очень даже хотела замуж, плакать было обязательно, а голос вытницы создавал подходящее настроение. Нельзя сказать, что «плач» – всего лишь песня.

Настоящая вытница, исполняя плач, часто подбирала слова на ходу, впадая в некое подобие транса, и все присутствующие женщины в конце концов плакали вместе с ней и невестой

Свадебный обряд в древней Руси далее подразумевал, что женская часть семьи невесты и её подруги ведут девушку в баню, где все вместе, под песни, омывают ее перед предстоящим торжеством. Жених к данному времени тоже должен был находиться в бане, но мальчишник был еще менее весёлым – юноша обязан был провести эту ночь в одиночестве и молчании, чтобы:

  • Подумать о будущем супружестве.
  • Стать из мальчишки мужем.
  • Подготовиться к сложной роли главы семейства.

Девичник и мальчишник остались в современной традиции, но совсем в другом качестве



Как и раньше, целью мальчишника и девичника является прощание с холостой жизнью. Но если раньше ее принято было провожать слезами, сегодня молодые предпочитают в последний раз «погулять»

Наряды молодых

Старинные свадебные обычаи русского народа имеют упоминание также и о наряде молодых на момент торжества. И если жених должен был выглядеть богато, но невесте положено было обряжаться в платье, которое она сама и сшила, и вышила. В зависимости от состоятельности семьи, платье могло быть вышито как цветной нитью, так и золотом, и даже жемчугом. Чем богаче семья – тем больше драгоценностей на платье невесты.

Гуляние на всё село

Выкуп или как доказывали свою удаль и силу

День свадьбы начинался с выкупа – жених с друзьями и родственниками громко, с песнями, криками и колокольчиками, приезжали в санях или повозках к дому невесты. Чем ярче повозки, чем громче кортеж – тем лучше, каждый в селе должен был знать, что сегодня – свадьба.

Перед домом невесты жениха могла ждать «засада» – братья или другие родственники невесты могли преградить путь к дому и потребовать плату за проезд – «выкуп».

У самого дома невесты жениха снова ждали трудности – ему предстояло выполнить несколько заданий, доказать свою удаль и силу.

Такая демонстрация изначально имела всю серьёзность и практическую ценность – сельская жизнь на Руси не была простой, и только сильный телом и духом мужчина мог достойно обеспечить всем необходимым будущую жену и детей.

Патриархальная традиция, принятая на Руси, прослеживается и в свадебных обрядах. Мужчина не только принимал решения, но и брал на себя ответственность за свою семью, обеспечивая истинно «мужскую руку и плечо» любимой хранительнице очага и своим наследникам

Старинное свадебное застолье

Разумеется, в древней Руси нельзя было просто заказать – за свадебное застолье отвечала семья жениха. Свадьба обязана была быть богатой, семья молодого, в особенности его мать и сестры, занимались столом, украшали дом и ждали гостей.Приглашены на свадьбу по традиции были все знакомые, соседи, друзья и просто прохожие – заглянуть на торжество и выразить почтение молодым мог любой желающий.

Свадебное застолье, согласно русской традиции, длилось три дня, и все три дня молодые должны были присутствовать за столом. При этом им не позволялось употреблять алкоголь, кушать разрешалось по минимуму, а пить – только воду. Таким образом родители способствовали скорейшему появлению внуков. На второй день свадьбы молодоженов отправляли на специально подготовленное «ложе», куда на третий день впускали всех желающих, чтобы показать ночную рубаху невесты и доказать ее добродетельность и чистоту.

Подарки для молодоженов

Дарить подарки принято было не только молодоженам, но и их родителям. Популярными подарками на свадьбу, как и сегодня, была домашняя утварь, посуда, текстиль… а также обрядовые вещи.

Например, на свадьбу жениху часто дарили плётку – в назидание невесте, чтобы «знала своё место и не перечила мужу». По большей части такая вещь, конечно, имела символическое значение

Издревле на Руси принято дарить молодым вещи, которые могли бы упростить их семейный быт



Современное русские традиции

Сегодня свадебное застолье молодые могут устроить так, как посчитают нужным, а старинные русские свадебные обряды носят, скорей, рекомендательный характер. В древности же их соблюдение было строго обязательным.

Кстати, планируя свадебное застолье, не забудьте уделить внимание мелочам:

  • Подобрать достаточно разнообразное меню.
  • Позаботиться о транспорте для всех гостей.
  • Не забыть о запасных букете и подвязке для броска.
  • Подобрать на свадьбу.

Соблюдать свадебные традиции древней Руси или довериться веянию изменчивой моды – личное дело каждой пары. Важно лишь сделать так, чтобы главный день надолго остался в памяти как самый светлый и радостный в жизни молодой семьи.

Еще издавна для всех народов и для каждой семьи одним из значимых событий являлась свадьба и именно поэтому русская свадьба богата на обычаи и традиции.

В современном мире все чаще молодожены возвращаются к проведению традиционных свадебных обрядов, для этого необходимо подробно ознакомиться с тем, какие традиции существуют, в чем раскрывается смысл их проведения, исходя из рекомендаций, которые передаются из поколения в поколение.

Во время наших предков русские свадебные традиции очень почитали и отдавали им огромное значение, и не зря, ведь люди верили, что именно такие ритуалы принесут молодым изобилие и благо в дом.

Придумывали специально предназначенные молитвы, которые читали на свадьбе родители за своих детей, поздравления, читались заговоры, устраивали пляски, пели песни и создавали всю необходимую свадебную атрибутику задолго до торжества, своими руками.

Следует заметить, что принцип проведения свадебных традиций отличался в зависимости от места проведения, сказывалось это и на блюдах, и на нарядах, и прочих составляющих ритуала.

Из-за таких особенностей свадебные обряды на Руси часто отличались странностью, если, например, рассмотреть такой обряд: перед свадьбой девушка должна горько плакать и отказываться от венчания, а уже после она отправлялась в баню, чтобы совершить следующий обряд омовения.

Под венец невесту ведут под руки ее дружки, а после завершения венчания девушка идет сама.

Также на Руси был еще один интересный обычай, который заключался в следующем: молодой переносил через порог дома свою жену, и причем делалось это не для того, чтобы оказать внимание невесте, а чтобы обмануть домового, поскольку его считали главным хозяином и управителем дома.

Испокон веков свадебные традиции подразумевали под собой то, что девушка должна покидать отчий дом и жить рядом с мужем. И, таким образом, невеста становилась полноправной хозяйкой дома и полноценным членом семьи, где у нее появлялись еще одни родители: мать и отец мужа, которых оба молодые почитали и уважали.

По факту такие традиции обозначали, что девушка будучи невестой умерла, а после заключения брака в церкви возрождалась уже в качестве жены своего мужа.

Обряд сватовства по русским обычаям

Свадьба на Руси проводилась в нескольких этапах и одним из важнейших ее обрядов является сватовство. Для проведения ритуала выбирали определенный день, удобный обеим сторонам и родители будущей невесты, а иногда и сваха, отправлялись в дом к родственникам жениха.

Сватами со стороны молодого могли быть не только родители, а и его ближнее окружение: это дяди, комы, лучшие друзья парня.

В этот день устраивали настоящий праздник, где пели задорные песни, частушки, читали молитвы и заговоры, царила атмосфера веселья и счастья. К проведению обряда необходимо было готовиться за долгое время.

Несмотря на сценарий сватовства, где родители невесты должны были первое время отказываться от заключения брака их дочки, обе стороны предварительно уже обо всем договаривались.

В разных местностях сватовство имело свои обычаи, отличающиеся друг от друга, например, в некоторых округах сперва нужно было хорошенько потрясти крышку от печки, а где-то достаточно было просто помолиться перед иконой.

Обычно сваты подготавливали специальный текст, который учили наизусть.

Сватовство разделялось на такие этапы:

  • сперва родители девушки отказывались от заключения брака, обосновывая тем, что слишком молода дочка;
  • обряд нельзя было проводить в пятницу и среду;
  • ритуал обычно проводили в вечернее время, дабы посторонние не могли сглазить молодых;
  • если сватовство прошло успешно, то все женщины в доме невесты обвязывали посуду веревкой, делалось это для будущего благополучия новоиспеченной семьи.

Особенности обряда помолвки

Суть обряда помолвки заключалась в том, чтобы объявить на всю округу о будущем венчании. Уже после помолвки молодые могли открыто называть себя женихом и невестой.

Именно на этом обряде решали дату свадьбу, необходимые условия, где будет происходить венчание и другие важные вопросы касательно торжества. У невесты интересовались приданным, а сваты обсуждали создание будущей семьи.

Как проводили наши предки этот обряд:

  • в аристократическом обществе в день помолвки был бал, а молодой дарил девушке ее первое колечко;
  • обычные люди в этот день устраивали менее скромный праздник с накрытым столом и обрядовыми заговорами;
  • а вот в деревнях все происходило с особой атмосферой, сперва пекли каравай, который дарили сватам, затем молодоженов благословляли родители, а пир устраивали чуть ли не на всю деревню.

После помолвки страшным грехом было отменить венчание. Считалось, что такой грех будет преследовать все поколение рода.

С момента помолвки невесту никто не смел трогать, девушка шила свое приданое, занималась домашними хлопотами, при этом она должна была повязать на голове платок, поскольку ей нужно было «умереть» и заново родиться, уже под крылом мужа.

На сегодняшний день практически невозможно встретить проведение такого красивого обряда. Однако, молодые часто устраивают застолья, приглашая всех родных, где они оповещают радостную новость о предстоящей свадьбе.

Поэтапная подготовка к свадьбе

Чтобы вступить в новую жизнь, молодой нужно было испечь каравай, который мог быть украшен различными фигурками. Процесс выпекания проходил очень весело и интересно, созывали практически всю женскую часть села.

Важной составляющей подготовки к свадьбе считали девичник. На нем невеста прощалась со своей жизнью, где она была еще совсем юной девушкой. Молодой заплетали, а затем расплетали волосы, вплетая в косу ленточки, которые считались магическими, их принято было поровну разделять между девушками для удачного замужества каждой из них.

А в это время жених со своими приятелями проводили молодечник, на котором он также прощался со своей холостяцкой жизнью.

Обычаи и традиции самого венчания

Свадебные обряды и традиции на Руси проводили около недели. Обычно торжество проходило зимой, потому что тогда не было работы в поле. Обряд сватовства мог проводиться в любой период, а вот помолвку проводили в осенний или зимний период.

Для венчания создавали специальный свадебный русский поезд. Для этого в день торжества в дом жениха приходили до рассвета люди, которые будут ехать в этом поезде. Это могли быть родители, друзья, сваха.

После того, как все погрузились в поезд, карета или телега ехала за невестой, а оттуда в церковь на венчание. Интересен тот факт, что сразу невесту не отдавали, перед этим просили за нее выкуп или придумывали различные задания для жениха.

Сам процесс венчания проходил с особым таинством и загадочностью. Особое значение придавали венчальным предметам, потому что верили, что они несут в себе магическую силу, способную принести счастья молодым.

После венчания устраивали пир на весь мир. Созывали всю деревню на торжество, а сам праздник проходил очень весело и задорно, проводилось множество обрядов для невесты и для жениха, выкуп невесты, поздравления гостей, первый танец молодых.

Полноценными супругами молодожены считались после первой брачной ночи. В знак того, что девушка невинна, утром развешивали полотно с вышивкой в красный цвет.

Принято было завершать празднование угощением блинами, которые мать невесты преподносила зятю. После таких обычаев свадьбу считали завершенной, а молодоженов ждала счастливая совместная жизнь.

Что такое древнерусская свадьба в предствлениях современного человека?

Можно сказать, что русская свадьба тех времен - это всеобщие гуляния с выпивкой и танцами, радость, праздник для всех и каждого, однако на самом деле свадьба представляла собой полностью продуманный порядок действий, заранее предписанный обычаями. Сложно даже вообразить все многообразие тех примет, порядков и принципов, на которых основывалась свадьба в старину.
В целом современные представления о древнерусской свадьбе весьма размыты, полных и достоверных сведений практически нет, в основном, все что у нас осталось - летописи, материалы историков и некоторые археологические находки, позволяющие составить лишь общую картину.

Древние летописи же говорят о том, что как таковых общеславянских свадебных традиций не существовало, обычаи были различны у разных племен. Так, к примеру, поляне более уважительно относились к брачным узам, считали их священными, а супругам вменяли в обязанность взаимоуважение, сохранение мира в семье. Другие племена, такие как древляне, северяне просто похищали понравившихся девушек, в том числе из других племен, и без совершения каких-либо обрядов начинали с ними жить. Многоженство также не было редкостью в те времена.

У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку.

После запрещения языческих верований на Руси и введения христианства в бытовой обрядности образовался вакуум: обращаться к волхвам было нельзя, церковь еще не могла учесть все множество потребностей народа в сфере отправления обрядов. Если князья и бояре венчались в церкви, то для остального населения это пока не было доступно, еще не построили нужное число церквей, не полностью была переведена богослужебная литература Преемниками языческой обрядности какое-то время были скоморохи, выполняя обязанности языческих жрецов. Кстати церковь беспощадно боролась со скоморошеством и в итоге победила. В XVII веке скоморошество было запрещено царским указом.

Определить во всей полноте влияние скоморохов на обряд свадьбы и учесть всесторонне степень их участия в самой свадебной игре сейчас невозможно, но сохраненные фольклором реалии показывают, что диапазон их влияния и участия был достаточно велик: от музыкального сопровождения свадебного поезда до участия в народном способе закрепления брака и организации веселья во время свадебного пира в доме невесты и жениха, а также участие в отдельных эпизодах свадебной игры независимо от ее локальных разновидностей: выход «с крюком», «с конем», «за мячом», «садить тещу на яйца», читать опись приданого или «страмные» указы с правилами поведения в будущем молодой жены и пр. Возможно, что многие поколения русских скоморохов были создателями самых поэтических и веселых сторон в обрядовом комплексе свадебной игры. Их обязанности позднее перешли к свадебным дружкам.

Свадебное игрище переросло в обряд и стало развиваться двумя путями. С одной стороны, в великокняжеском, царском, боярском быту складывался торжественный обряд, следовавший церковному чину, насыщенный религиозным содержанием, хотя и хранивший элементы народного быта (из летописных описаний великокняжеских и царских свадеб XVI—XVII веков видно, что в них участвовали свахи, тысяцкие, дружки, поезжане, говорились обрядовые речи, молодых обсыпали хмелем, кормили кашей, водили в мыльню, сторожили с мечом и саблей наголо и пр.). С другой же стороны, в народное свадебное игрище проникали элементы не только церковной обрядности (венчание), но и церемониала из княжеского быта (жених - князь, невеста - княгиня). Вместе с тем в народную свадьбу стали входить комические сцены дружек, приезжавших за невестой и вступавших в полные остроумия, но не всегда скромные «перекоры» с ее родней. Эти перекоры заменили кровавую схватку, имевшую место в старину при умыкании невесты.

Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девичник, обрядовое посещение женихом и невестой бани (перед свадьбой). Второй цикл - это сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место в нём занимал свадебный пир. К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам. Одинаковым для всех был обряд венчания. В остальном свадьбы каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, а дворянскую - на купеческую. Но все ритуалы были направлены на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.

Обычно свадьбу на Руси праздновали после праздника Покрова, когда собран весь урожай, а также на Красную горку. Главным украшением свадебной избы была вызревшая рябина. Гроздьями рябины украшали не только дом. Рябина являлась оберегом невесты. Веточку рябины затыкали за пояс наряда перед тем, как невеста должна была отправиться в церковь. Обязательным атрибутом свадьбы был пшеничный свадебный каравай, хотя не всегда семья могла позволить себе вкусный белый пшеничный хлеб. Хлебом и солью встречали молодых. В настоящее время свадебный торт украшают пластмассовыми фигурками жениха и невесты. Ранее же каравай украшали «семейным древом». Традиционная русская кукла «семейное древо» - это рогатина, на которой с одной стороны расположена фигурка невесты, с другой - жениха: две ветки, два рода сходятся в одну общую семью. А маленькая кукла, которая привязывалась внизу к веточке невесты, - это знак ребенка, который их соединит и сделает настоящей семьей.

В русской традиции была еще одна обрядовая кукла, которая называлась «неразлучниками». Ее с раннего утра в день свадьбы делала и дарила молодым свекровь. Сначала «неразлучников» подвешивали под дугу лошади, которая шла первой в «свадебном поезде», а затем вешали над ложем молодых.

Особенность «неразлучников» состоит в том, что у них одна общая рука взявшись за руки, молодожены идут по жизни вместе. Когда рождается первый ребенок, то между супругами подвешивают еще одну нитяную куколку и т.д. Обрядовые куклы присутствовали буквально во всех сферах жизни наших предков. Известно более двухсот разных кукол, но это - тема для отдельной статьи.

Пением обрядовых песен обычно сопровождался весь свадебный обряд. Существовали специальные «причитания плачи» невесты и её подруг. Величальные и корильные свадебные песни. В свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель и слова, имеющие старинное происхождение: горючь-камень, скатерти браные, перепечи, гривны и каравай.

Неизменным атрибутом любого бракосочетания являются, как известно, обручальные кольца. Как давно и где именно они возникли? Родина их — Восток, а оттуда они были заимствованы Древней Грецией. В свою очередь, этот обычай переняли римляне, а уж потом и весь мир!

Обручальные кольца являются, как и встарь, символом верности, неким залогом счастья и долгой семейной жизни. Можно рассматривать этот обычай и как отголосок бытовавшего некогда обычая купли женщины. С этого момента кольцо как бы давало знак другим мужчинам, что эта женщина уже принадлежит другому мужчине и «купить её нельзя».

В 800 г. Папа Римский Николай объявил о праве использования колец христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только материальной сделки, но и означать «верность, постоянство и целостность любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака. Есть также мнение что кольцо - это очень древний, архитипичный символ женского начала и плодородия. Надевая кольцо на палец молодожены символически соединяли «мужское» и «женское» в единый союз. Кстати крестьяне обручальных колец не носили, а надевали их только на венчании. Второй раз кольцо одевали только на похоронах. Венчальные свечи тоже хранили до дня погребения и клали в гроб покойного. Как пойдет речь ниже, свадебные и похоронные обряды были во многом схожи.

Во всем многообразии свадебных обрядов разных эпох и областей нашей родины хотелось бы выделить главное в любом из свадебных обрядов, а именно - инициацию для новобрачных. Празднество и гулянья лишь вторичны, хотя именно на этой части принято концентрировать внимание сегодня. Итак, свадьба была главной в череде инициаций славянской женщины. Мужчина проходил свои (мужские) инициации и к свадьбе был уже принят в общину, как взрослый мужчина. Для женщины же вступление в брак как раз и было этим переходом во взрослые члены общины. Считалось, что знания, необходимые для того, чтобы человек стал взрослым, могут дать только умершие предки. И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то есть временно умереть.

Представления о невесте как о существе, находящимся между миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху доклассовых обществ и встречаются у многих народов.

По традиции после домашней помолвки невеста сразу надевала траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет — цвет снега и смерти у славян), в других — черные (влияние христианского представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы. Плакать вовсе не означало - лить слезы, как может подумать современный читатель, а особым образом исполнять специальные обрядовые песни. Обрядовые плачи были двух видов свадебные и похоронные. И в том и в другом случае оплакиваемый совершал переход в иной мир. Мы уже привыкли за многие века считать, что так невеста прощалась с родительским домом. Но на самом деле из текста прощальных песен ясно, что речь идет о смерти: «за три леса, три горы и три реки», то есть в обитель нежити. Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок. Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям. Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.

Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол. Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит «неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная, как все покойники.

Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми. Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане. В XIX веке этот обычай ещё практиковался, конечно чисто символически, в селах Рязанской и Псковской губерний. Для невест также шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей, чтобы они не дотрагивались до людей и вещей — прикосновение мертвеца могло быть губительным. Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин. В Рязани невест до сих пор называют «русалками». Сейчас это метафора, а раньше — нет: в русской демонологии русалками были заложные покойники, то есть те, кто умер раньше отмеренного ему срока: убитые не на войне, утонувшие или наложившие на себя руки. Они превращались в живых мертвецов, скитающихся между двумя мирами и приносящих зло живым, пока не выживут свой век и не уберутся к покойникам навсегда. Такими же были и невесты.

В этом контексте становится понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это не что иное, как омовение перед похоронами. В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами. За нашу долгую историю этот обычай был многократно переосмыслен. В большинстве случаев его воспринимали как ритуальное бракосочетание с духом воды — чтобы было больше детей. С XV века баню стали использовать ещё и для проведения последней девичьей вечеринки Мальчишников, кстати, тогда еще не было. Они появились гораздо позже, но и тогда практически не содержали обрядовых действий.

На девичник собиралась женская родня и подруги невесты, с которыми она прощалась. Гости дарили девушке предсвадебные подарки. После этого, в одних регионах, подруги невесты расплетали ей косу, расчесывали волосы на пробор и заплетали в две косы, закручивая в бабий убор и закрепляя на голове. Разделяя волосы как бы разделяли женскую силу на две части для себя и будущего ребенка. Такую прическу носили только замужние женщины, и теперь молодой предстояло всегда заплетать две косы. В других регионах косу невесте расплетала сваха перед венчанием, а заплетали волосы заново в доме жениха. Есть также свидетельства, что косу отрезали и отправляли жениху, а он хранил ее как большую ценность.

Невеста прощалась со своей девичьей волей, расставалась с красотой (волюшкой) - передавала подружкам ленту, которой перевязывала волосы. Красотой (волюшкой) мог быть также другой предмет, символизирующий девичью красоту и свободу - кольцо, цветок, платок, коронка, обшитая лентами и мишурой и т.п., но чаще всего в качестве этого предмета выступала лента. Иногда красоту хранили незамужние подруги, иногда подруги передавали ее жениху, иногда невеста передавала ее младшей сестре - в зависимости от местной традиции.

В последнюю в отцовском доме баню невесту также отводили ее подруги. Девушки парили невесту вениками с красными лоскутами, причитали, прощаясь с ней. Дрова для бани и мыло брали со двора жениха.

Как уже говорилось выше, жених к свадьбе был уже инициирован и принят во взрослые члены общины, иначе он не имел права заводить семью. Отголоском этого обычая звучат особые фольклорные имена новобрачного, сохранившиеся в некоторых областях Центральной России. Так, в Смоленской губернии в XIX веке жениха все ещё называли «волком», а во Владимирской — «медведем». Уподобление зверю было забытым свидетельством того, что жених прошел обряд вступления в мужской союз, во время которого юношам необходимо было «превратиться» в своего тотемного предка. А волк и медведь считались мифологическими предками у большинства восточнославянских племен.

Итак, жених принадлежал к миру живых. Соответственно, в его задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной. Само прощание жениха с родителями и родственниками перед отъездом за невестой воспроизводит речь человека, лежащего на смертном одре.

Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не пускают его в дом. В Нижегородской губернии «охранницы» прямо заявляли, что в доме лежит мертвец. Единственный способ попасть туда — заплатить выкуп за ворота, двери, лестницу и т. п. В архаичных представлениях это типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов и выходов, дабы они открылись. Нечто подобное описывалось ещё в Египетской книге мертвых. Позже ритуал называния трансформировался в требование денежного выкупа.

Подруги, не желающие отпускать невесту, выступают здесь в роли её загробных спутниц. Одинаково одетые, они требовали у жениха, чтобы тот угадал среди них свою суженую, иными словами, снял с нее мертвенную безликость.Угадывать надо было до трех раз. Если все попытки были неудачны, это считалось дурной приметой — брак не будет крепким.

Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были дружка (главный распорядитель из женатых родственников жениха) и тысяцкий (обычно его крестный). Изначально Тысяцкими назывались должностные лица в Киевской, Новгородской и Московской Руси, первоначально военный начальник городского ополчения («тысячи»). Этот титул попал в народные свадебные обряды из обрядов более высоких сословий.

Эти двое - помощники жениха в царстве мертвых. В сказках и легендах такими помощниками обычно выступают разные волшебные существа и говорящие звери и птицы. Без них живой в мире мертвых очень уязвим. Отсюда огромное количество свадебных оберегов — более четырехсот. Тысяцкий являлся держателем свадебной казны и выкупал все, что положено по обряду. А дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест, отпугивая бесов. Он же мог помогать жениху искать невесту. Через плечо у него было повязано особое полотенце — вышитый красным рушник. Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного. Теперь дружка превратился в свидетеля, а погребальный рушник в синтетическую ленту на его плече.

После благословения родителей невесты свадебный поезд отправлялся в церковь. Иногда перед венчанием место жениха занимает младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы».

Невеста ехала со своей свахой и в некоторых случаях ложилась ей на колени, изображая умершую. В её руках был веник — оберег от нечистой силы, чтобы та не удерживала её от возвращения в мир живых. Теперь вместо веника невеста держит букет. Жених ехал с тысяцким. В Костромской и Ростовской губерниях свадебный поезд по дороге заезжал на кладбище, дабы духи предков не были в обиде, что у них забирают некогда им принадлежавшее.

После все участники свадьбы кропились колодезной водой, а телеги проезжали сквозь разложенный костер: полагалось очиститься после общения с миром мертвых. Тот же самый обряд, кстати, соблюдался на родинах, и на похоронах.

Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена, отвезена в церковь, обвенчана и привезена в дом к жениху и уложена на брачное ложе. Далее следовало застолье. На Руси свадебный пир всегда являлся одной из важнейших составляющих свадебного ритуала. В подготовке свадебного пира принимало участие практически всё село, он являлся важным общественным событием в жизни села, которое по прошествии вспоминали ещё долгое время. Если какие-то семьи не устраивали свадебного пира, то это их решение подвергалось публичному осуждению, поэтому даже самые бедные в селе семьи прилагали усилия, чтобы найти средства и устроить достойный свадебный пир.

Итак все усаживаются за стол и начинают пировать.

Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стоит жареная курица, но съедают они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешается.

«Тетера на стол прилетела - молода спать захотела».

В разгар веселья молодые уходят в клеть, где заранее подготовлено брачное ложе. Под напутствие, молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый каравай и курицу, закрываются в клети. У дверей (раньше - с обнаженным мечом) ходит дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Кунью шубу топтать!
Друг дружку толкать!
Здоровенько спать!
Весёленько встать!

После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удаляются в дом, но через некоторое время посылают
узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось.

Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал спальню, нередко это был просто чулан или клеть (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыней или рубахой молодушки.

«Весёленько встав», молодые приступают к еде. Взявши курицу, новобрачный должен отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и каравая, молодые присоединяются к гостям, и веселье продолжается.

Если невеста «честная» - о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать.

В доме мужа новобрачная надевала уже женскую, а не девичью одежду. В каждой области - это свой вариант костюма. Обычно белую рубаху с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку) красного цвета. Наутро перед гостями появлялся заново рожденный человек, причем в древности это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя. Эта метаморфоза «официально» закреплялась на следующий день через обряд поиска родственниками жениха невесты в доме её родителей: был человек — и нет. Иногда наоборот родители новобрачной приходили в дом жениха и ритуально не могли узнать свою дочь. Вроде как не она это, а совсем другой человек. С той же целью проводились и поиски покойного. Так ставилась ритуальная точка.

За ХХ столетие содержание и порядок традиционного свадебного обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального акта пробуждения женского начала свадьба превратилась в большую вечеринку по случаю получения двумя молодыми людьми штампа в паспорте.

Вернуть древние обряды в современную реальность едва ли возможно, но возможно переосмыслить те, что еще практикуются в наши дни.

Макарова Наталья
Воеводина Ольга