Во сколько месяцев родители могут услышать гуление грудничка и его первое «агу»? Когда стоит волноваться и обратиться за помощью к специалистам? Когда ребенок начинает агукать

Этапы развития детской речи

У вас родился малыш. Счастье родителей не могут омрачить никакие трудности и проблемы, которые, конечно, встают перед ними. В первые дни жизни новорожденный с помощью взрослых приспосабливается к существованию в новом мире. Выясняется, что ребенок уже кое-что умеет: он сосет, глотает, моргает и кричит то громче, то тише. Этот крик – рефлекторный, с его помощью маленький человек пытается выразить свои ощущения, то есть показать, что ему больно, неуютно или хочется есть. В основном крик состоит из звуков, похожих на гласные. Здоровый ребенок кричит громко, чисто, при этом коротко вдыхает, а вот выдох получается продолжительным. Прислушивайтесь к крику новорожденного: тревожным симптомом может быть слишком пронзительный или очень тихий крик, слабые всхлипывания вместо крика или его отсутствие. В некоторых случаях эти признаки указывают на органическое поражение головного мозга, которое может вызвать различные нарушения речи.
А уже с полутора-двух месяцевребенок улыбается вам, да и всем, кто склонится над кроваткой или коляской и общается с ним.
Примерно с двух месяцев ребенок начинает гукать, то есть примитивно гулит. Крик становится более выразительным – в нем появляются интонации. Например, крик из-за мокрых пеленок отличается от крика, когда малыш голоден. А вот если крик однообразен, это может быть признаком какой-либо патологии центральной нервной системы.
В три месяцаздоровый ребенок перестает кряхтеть и начинает гулить, когда вы разговариваете с ним и улыбаетесь ему. Конечно, малыш гулит и в одиночестве, но в присутствии взрослых делает это гораздо охотнее и активнее. Пусть кроха гулит, ведь это тренировка голоса, речевого дыхания, слуховой памяти. В процессе гуления происходит тренировка дыхания, голоса, движений органов ротовой полости.
В три-четыре месяцаребенок уже смеется. С помощью смеха он выражает свое эмоциональное отношение к тому, с кем общается, к окружающему миру, к своим ощущениям.
Будьте внимательны и прислушивайтесь ко всем звукам, которые издает малыш. Эмоциональное общение взрослого с ребенком крайне важно уже на первых этапах развития малыша. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком, причем с различной интонацией, озвучивайте все свои действия.
Особенно важным для полноценного развития малыша и в частности для развития его речи, является кормление. Во время кормления между мамой и ребенком устанавливается положительный эмоциональный контакт, который стимулирует и социальное и психоречевое развитие ребенка. Во время кормления грудью происходит тренировка артикуляционных органов младенца – губ, языка, мягкого неба. Именно эти органы ответственны за произношение звуков речи.
Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем активнее он стремится к общению с вами. Каждый ваш разговор с малышом – это стимуляция слухового внимания, слуховой и речевой памяти, активизация голосовых реакций.
С четырех-пяти месяцевребенок начинает лепетать. Приготовьтесь к тому, что малыш будет лепетать месяцев до семи. Прощайте, цепочки гласных! Здравствуйте, первые предвестники согласных звуков! Ротовая полость увеличивается в объеме, а значит язык может двигаться активнее, и ребенок может произносить согласные. Первыми появляются согласные «б», «п», «м», «л», которые произносятся с помощью губ и языка. Но учтите, пока малыш издает звуки непроизвольно, причем дети разных национальностей в этом возрасте произносят одинаковые звуки независимо от того, на каком языке они будут говорить в дальнейшем. А вот глухие дети не лепечут, звуковые реакции, появившиеся у них ранее, постепенно угасают.
В возрасте от шести до двенадцати месяцевребенок начинает повторять одни и те же слоги (БА-БА, МА-МА, ПА-ПА) и пытается контролировать произношение звуков. Малыш играет со звуками, а заодно тренирует речевой и слуховой аппарат.
Постепенно появляются новые звуки: «г», «к», «д», «т». Ребенок активнее лепечет, когда вы общаетесь с ним, пытается слушать то, что вы говорите, хочет голосом обратить на себя внимание – в общем, пытается стать вашим собеседником. Это стремление обязательно следует поощрять.Мало-помалу в арсенале ребенка появляется все больше слогов, причем они становятся более разнообразными. К году большинство детей переходят к лепетным словам, а некоторые используют псевдослова, то есть слова без определенного значения. С помощью этих слов малыш пытается играть и общаться с вами, – и вы должны находить время и силы для этого. Игра с ребенком не должна превращаться в отбывание повинности. Вы должны получать удовольствие от общения с крохой!

На заметку!
Игра способствует развитию не только речи, но и личности ребенка: малыш активно изучает окружающий мир, развивается его мышление, внимание, память, эмоциональное восприятие. Если малыш не играет, не выполняет словесные инструкции, если у него бедный лепетный словарь или он вовсе не лепечет. Это может быть связано с речевыми нарушениями или заболеваниями центральной нервной системы или головного мозга.

Словарный запас годовалого ребенка составляет от семи до пятнадцати слов, причем кроха использует в основном совершенно простые слова: «папа», «мама», «дай» и т. д. Не страшно, если некоторые звуки из нехитрого набора («а», «у», «и», «м», «н», «п», «б», «т», «д», «к», «г») ваш малыш произносит не совсем четко, а какие-то из них вовсе отсутствуют в его речи. Помните: на первом году жизни кроха только готовится освоить речь.
Когда ребенку исполняется год, для родителей это знаковая веха. Малыш с каждым днем все активнее подражает речи мамы и папы, с каждым днем все лучше и лучше вас понимает. Однако порой он называет одним и тем же словом разные действия и предметы. Причем понимание опережает словарный запас, то есть ребенок знает значительно больше слов, чем может произнести.
После годав речи ребенка появляются слова-предложения, обозначающие разные явления в зависимости от ситуации. Например, слово «пить» может обозначать просьбу дать чашку, дать сока и т. д. А с полутора лет малыш использует предложения, состоящие из двух слов: «хочу лять» – «хочу гулять».Когда словарный запас ребенка достигает в среднем 50 слов, количество фраз сразу возрастает. Однако в большинстве случаев малыш строит фразы неправильно, без предлогов и союзов, а некоторые предложения сложно понять.
К концу второго года жизнив активном словаре малыша (слова, которыми он пользуется) уже 250-300 слов. В его речи больше всего существительных, обозначающих названия игрушек и окружающих предметов быта. Следом за существительными идут глаголы, а на последнем месте – прилагательные, но постепенно их количество будет увеличиваться. Помните, что объем словаря ребенка и качество его речи в целом во многом зависят от того, как взрослые общаются с ним, какие слова они употребляют, находят ли время для того, чтобы поговорить и поиграть с малышом, выслушать и понять его.Гласные «а», «и», «о», «у» ваш двухлетний ребенок произносит правильно, а вот со звуком «ы» бывают проблемы, затруднения может вызывать и звук «э».Некоторые сложные звуки дети заменяют более простыми, смягчают твердые «т», «д», «с», «з», ну а такие «трудные» звуки, как «ш», «ж», «л», «р» вообще игнорируют. Например, кроха произносит «диня» вместо «дыня», «апка» вместо «лапка», «ыба» вместо «рыба». Это говорит только о том, что артикуляционный аппарат ребенка еще формируется и пока не справляется с более трудными задачами. Вот почему малыш упрощает некоторые слова: укорачивает их или удаляет из них «неудобные» слоги или звуки. Голос и речевое дыхание малыша еще не очень хорошо развиты, то есть выдох недостаточно длительный, слабый. Ребенок уже пытается использовать различные интонации, его речь становится выразительней.
На третьем году жизниребенок лучше понимает обращенную к нему речь. Он активнее общается со взрослыми, начинает понимать простые вопросы и сам задает их окружающим, в первую очередь вам, дорогие родители. Теперь малыш способен выполнять довольно сложные словесные инструкции.
Если показать ребенку картинки, на которых изображены знакомые ему предметы и игрушки, он не только узнает, но и назовет их. Иногда малыш называет действия, которые производит предмет – «Машина едет». Фраз становится все больше, хотя они не всегда построены правильно, однако настоящее и прошедшее время ребенок различает. С каждым днем фразы усложняются: теперь они состоят из нескольких слов, поэтому трехлетний ребенок уже может рассказать вам о том, что он видел, что с ним произошло, что нового он узнал, что его удивило или испугало.
Пришла пора рассказывать малышу сказки – не очень сложные, конечно. Если вы зададите вопрос по содержанию сказки, ребенок сумеет ответить на него, особенно если волшебная история перекликается с известными ему событиями и явлениями. А если в сказке есть повторы, малыш с удовольствием продолжит фразу, хотя подробного пересказа пока не получится.
Растет и словарный запас ребенка – в нем уже около 1000 слов, да и глаголов становится гораздо больше. Кроме того, малыш начинает использовать в речи предлоги, местоимения, прилагательные. Нет пока только причастий, числительных и деепричастий.

Многие дети в этом возрасте говорят без умолку. Прислушиваясь к крохе, вы можете заметить, что в его речи практически нет собирательных существительных (одежда, птицы и др.), преобладают слова-названия, а упрощенные слова, которые использовались в прошлом году, постепенно выходят из употребления. Вовсю идет процесс словотворчества, которое приводит родителей в восторг. Некоторые сметливые мамы даже записывают перлы наследников в особую тетрадочку – и совершенно правильно делают!

Что такое словотворчество?
Если ребенок пытается создавать собственные слова, это говорит, прежде всего, о том, что он начал обращать внимание на то, как говорят окружающие, то есть анализировать язык, которым овладевает. Новые слова создаются либо на основе уже существующих, либо рождаются как нечто совершенно новое, не применявшееся ранее в языке ребенка и окружающих. Одной из причин словотворчества является физиологическое несовершенство артикуляционного аппарата маленького ребенка. Именно трудности с произнесением мешают малышу освоить новые звуки и иногда вынуждают придумывать свои собственные варианты произношения слов.

Трехлетний ребенок по-прежнему заменяет и пропускает звуки, недоговаривает и упрощает слова. Особенно трудно даются ему звуки «р», «л», «ш», «ж», «с», «з». Речь в целом становится более выразительной, но малышу трудно говорить шепотом и голос у него еще недостаточно сильный. Вместе с речью развивается мышление, внимание, память и творческое воображение ребенка. Вы замечаете, что разнообразней стала игровая деятельность ребенка. Играя, он нередко комментирует свои действия. Как и раньше, старайтесь больше разговаривать с ребенком. Озвучивая свои действия, вы эффективно стимулируете как речевое, так и общее развитие малыша.
Время летит очень быстро, и к четырем годам в словаре ребенка будет уже около 2000 слов. Малыш вступает в контакт не только со своими родными и близкими, но и с посторонними людьми. Он сам выступает инициатором общения, да еще и одолевает всех вопросами, однако не всегда выслушивает ответы до конца. Взрослые должны терпеливо отнестись к периоду «почемучек». Помните, что связь «вопрос-ответ» – мощный стимул развития не только речи, но и логического мышления, воображения, внимания и памяти.Малыш пока не может самостоятельно рассказать о происшедших с ним событиях логично и последовательно, да и пересказ будет сбивчивым, однако грамотные вопросы и подсказки будут для него неоценимым подспорьем. Таким образом вы поддерживаете стремление ребенка общаться, что крайне важно для становления его личности и развития коммуникативных навыков. Итак, словарный запас малыша расширяется, в его речи представлены не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, предлоги, служебные слова. Ребенок часто использует такие слова, как «мой» и «твой». Однако в активном словаре малыша пока нет обобщающих понятий, хотя он может, затрудняясь, использовать обобщающее понятие в подходящей ситуации. Например, если вы спросите малыша, как назвать одним словом дуб, березу и ель, он может не ответить, что это деревья. А если вы поинтересуетесь, что относится к понятию «посуда», малыш, вероятно, затруднится с ответом. Но спросите кроху, из чего он может попить сок, и он ответит: «Из чашки», «Из кружки» или «Из стакана». Речь ребенка становится более правильной, грамотной. Он уже способен строить фразы из четырех слов и даже больше. Однако в некоторых случаях малыш допускает ошибки, особенно когда это касается грамматики, например, употребления существительных во множественном числе. Артикуляционный аппарат малыша постепенно укрепляется, он правильно произносит большинство звуков. Трудности у него возникают со звуками «р» и «л», со свистящими и шипящими звуками (иногда «с» заменяется на «ш» или наоборот). Например, ребенок говорит «лучка» вместо «ручка», «вук» вместо «лук», «сапка» вместо «шапка», «жубы» вместо «зубы». Малыш реже пропускает звуки и слоги, недоговаривает слова. Однако в многосложных словах ребенок может пропустить звук или слог, переставить их местами. У одних детей в четыре года речь уже совершенно чистая, другим еще не все удается, но в целом произношение улучшается. В четырехлетнем возрасте зарождается монологическая речь, но по-настоящему ребенок осваивает монолог к пяти годам.
Пять лет– это важный этап в развитии маленького человека. Речь пятилетнего ребенка разнообразна, содержательна, красочна. Он уже может внимательно слушать взрослых, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи. Фраза становится более развернутой и грамотной. Правда, еще сохраняются некоторые грамматические ошибки, но теперь их гораздо меньше, чем раньше.Речь малыша становится выразительнее. Ребенок не только точно распознает интонацию, с которой к нему обращаются, но и сам способен с ее помощью передавать различные эмоции, может говорить громче и тише, делать паузы. Словарь малыша к пяти годам может содержать до 3000 слов! Теперь в его лексиконе присутствуют все части речи, появляются и обобщающие понятия, например «одежда», «мебель», «украшения» и другие. Улучшается речевой слух: ребенок узнает на слух звук в слове, подбирает слова на заданный звук. Благодаря тому, что артикуляционный аппарат ребенка укрепляется, улучшается и звукопроизношение. Развивается и речевое дыхание. Малыш способен на выдохе произносить гласные звуки на протяжении 5-7 секунд! Ребенок постепенно перестает смягчать звуки, все реже пропускает звуки и слоги. В словах с большим количеством слогов он еще допускает ошибки, смешивает сложные для произнесения звуки («с», «ш», «з», «ж», «ч», «ц», «р», «л»). Например, «Саша» превращается в «Сасу», «железо» – в «жележо», «чашка» – в «шашку», «ролики» – в «рорики». Это связано как с несовершенством работы произносительных органов, так и с тем, что ребенок пока недостаточно четко различает некоторые звуки на слух.
Пять-семь лет– это старший дошкольный возраст, время бурного развития и речи, и личности ребенка. На шестом году жизни ребенок способен точно сформулировать свою мысль, выделить определяющие признаки предметов и явлений окружающего мира. Малыш внимательно слушает ваш вопрос и самостоятельно отвечает на него. Он способен, не отвлекаясь, выслушать ваш ответ на интересующий его вопрос.Ребенок пытается составить связный рассказ на определенную тему. Чаще всего это ему удается, а если возникают какие-либо трудности, он начинает критично относиться к собственной речи, а также к высказываниям окружающих. Рассказывая, ребенок старается передать свое эмоциональное отношение к предмету. Таким образом развивается и совершенствуется монологическая речь. После просмотра кинофильма ребенок подробно рассказывает о том, что увидел, причем становится понятно, кому или чему он симпатизирует. Он способен рассказать об истории, произошедшей с ним, событиях, в которых он участвовал. Важно, что ребенок может поведать не только о недавних событиях, но и о том, что случилось в прошлом, например год назад. Дети с удовольствием рассматривают фотографии и рассказывают, кто на них запечатлен, когда и при каких обстоятельствах.
К шести годамсловарь ребенка может составлять 4000-4500 слов. В него входят абстрактные, отвлеченные и обобщающие понятия. Ребенок умеет подбирать антонимы, синонимы, определения к предметам. Например, на вопрос: «Кто плавает?», малыш ответит: «Рыба», «Что едет?» – «Машина», «Что летает?» – «Самолет», «Кто ползает?» – «Змея». Конечно, ошибки при употреблении слов еще возможны, но в целом речь шестилетнего ребенка грамотна. Во фразе может быть до 10 слов.Артикуляционный аппарат шестилетнего ребенка позволяет правильно произносить все звуки, поэтому большинство детей этого возраста говорят чисто. Но некоторые малыши начинают произносить такие звуки, как свистящие, шипящие, «л» и «р», только к шести годам. Произношение таких звуков должно закрепиться в речи ребенка, и зачастую это происходит постепенно.Теперь малыш может по собственному желанию разговаривать громче или тише, Как правило, он говорит в нормальном темпе, однако, рассказывая о чем-либо, он иногда делает паузы, чтобы обдумать и точнее сформулировать мысль. Речь может убыстряться в эмоционально значимой ситуации, когда ребенок взволнован, возбужден. В такие моменты малыш меньше контролирует свою речь: она становится менее внятной и разборчивой, ребенок «проглатывает» отдельные звуки и слоги, переставляет или повторяет их, недоговаривает слова. На шестом году жизни происходит еще один важный процесс – смена молочных зубов на постоянные. Это тоже может вызвать нарушения произношения, нечеткость дикции. Определенное влияние на качество речи оказывает характер прикуса: ребенок с нарушением прикуса может неправильно произносить некоторые звуки. В этом возрасте ребенок, как правило, хорошо различает звуки речи на слух. Малыш не только способен расслышать звуки, но и выделяет слова с заданными звуками и слогами среди прочих слов, подбирает слова на заданные звуки, слышит ошибки других. Иногда у ребенка возникают трудности при различении акустически или артикуляционно близких звуков, например шипящих и свистящих, мягких и твердых (малыш произносит «мах» вместо «мак», «тяй» вместо «чай»). Пытаясь определить первый звук в слове, ребенок может ошибиться: первым звуком в слове «цыпленок» назвать «с», а в слове «щепка» – «ш».
К семи годамзаканчивается дошкольный период развития речи.Семилетний ребенок легко общается со взрослыми, задает адекватные теме вопросы и выслушивает ответы, способен внимательно, не отвлекаясь, слушать собеседника, поддерживать диалог. Он четко разделяет детали и целое, частное и общее, у него не возникает затруднений при употреблении обобщающих и абстрактных понятий. Ребенок употребляет простые фразеологические обороты, понимает метафоры, может пошутить, различает прямое и переносное значения слов, подбирает синонимы и антонимы.Ребенок излагает свои мысли в обоснованной логической последовательности, правильно выстраивает свой рассказ. У него хорошо получаются описания как услышанного, так и увиденного, причем в рассказе он передает свое отношение к тому, о чем говорит. Малыш может рассказывать по памяти, фантазировать и облекать свои фантазии в слова таким образом, чтобы рассказ был интересен для собеседника.Фразы становятся более развернутыми и согласованными, в них нет грамматических ошибок. Некоторые дети порой неточно употребляют слова – это касается практически всех частей речи, особенно существительных и глаголов, – однако по мере взросления ребенок перестает совершать подобные ошибки.Семилетний ребенок обычно правильно произносит звуки, его речь четкая, разборчивая, причем он произвольно меняет темп и ритм речи, громкость и высоту голоса. Ребенок говорит выразительно, с помощью различных интонаций передает свое отношение к высказываемому, то есть его речь эмоционально окрашена.

С рождением малыша родителей ожидает удивительный круговорот событий, одним из которых является момент, когда ребенок начинает разговаривать. Первое слово крохи можно смело назвать самым незабываемым моментом в жизни мамы и папы. Когда ребенок начинает гулить и агукать, улыбаться и радовать родителей красочными, незабываемыми моментами?

В первый месяц жизни новорожденный не произносит ни одного звука, на протяжении первых недель от младенца можно услышать только плач и кряхтение, при помощи которых кроха выражает свои желания. Первое агу или произвольное произношение ожидает родителей несколько позже. Гуление – это попытка малыша пообщаться с родными, высказать свои желания и требования. Когда ребенок начинает агукать, это можно воспринимать как первую инициативу ребенка к общению. Но агуканье все же нельзя назвать полноценным, осознанным произношением – малыш просто пытается повторять звуки, услышанные от родителей и других членов семьи.

Специалисты утверждают, что большинство новорожденных уже на второй или третий день после появления на свет начинают слышать и различать звуки. Малыш активно пытается внимать речи родителей и окружающих – и чем лучше у него это получается, тем раньше домочадцы услышат от крохи первое, долгожданное «агу». Когда же именно начинают агукать дети? Во сколько месяцев ребенок начинает гулить?

Как показывает педиатрическая практика, даже малыши, принадлежащие к разным языковым группам, начинают агукать с произношения одних и тех же звуков. Проще всего младенцам удаются гласные звуки – «а», «о», «е», «у», «и». После этого у крохи появляется и гортанная речь, которая называется гулением. Этот вид речевой деятельности получил такое название благодаря схожести с голубиным гулением.

В возрасте около 3 месяцев дети уже учатся самостоятельно соединять звуки между собой, создавая различные сочетания – «агу», «ага», «агу-гу». Зарождение первых речевых навыков у новорожденного сопровождается адаптацией к условиям окружающей среды – он уже умеет узнавать маму, папу и других окружающих, отвечать им улыбкой. Это именно тот момент, когда ребенок начинает агукать и «общаться» с домочадцами. Младенец может начать агукать на несколько недель раньше или позже – это зависит от индивидуальных особенностей развития.

Для того, чтобы ускорить развитие речевых навыков, с малышом нужно постоянно заниматься, разговаривать, петь ему песенки. Новорожденные нуждаются в положительной реакции окружающих на их гуление. В таком случае у крохи появится интерес к дальнейшему развитию речевых навыков.

Во сколько дети начинают агукать? В возрасте 2-3 месяцев у крохи завершается процесс формирования участков головного мозга, «отвечающих» за развитие разговорной речи. Можно сделать вывод, что ребенок начинает агукать именно в этом возрасте. Педиатры уверены, что если в возрасте пяти месяцев малыш не начал гулить и агукать, это серьезный повод для беспокойства, который может указывать на задержку или проблему в речевом развитии.

Что делать, чтобы ребенок начал агукать скорее?

Многие родители задают вопрос, как научить ребенка агукать? Когда малыш начинает агукать, родители могут ускорить этот процесс – они должны постоянно разговаривать с крохой, общаться, а не просто ухаживать. Малышу, даже новорожденному, обязательно нужно рассказывать сказки, петь песенки, стишки и потешки, уделяя особое внимание тщательному проговариванию звуков. Немного терпения – и малыш начнет повторять услышанные звуки, агукать. Как еще можно помочь малышу освоить азы речевых навыков?

  • Огромная роль отводится эмоциональной составляющей общения родителей и новорожденного. С ребенком необходимо общаться в спокойном, размеренном тоне. Ни в коем случае нельзя пугать малыша. Нужно поддерживать спокойную обстановку в доме.
  • Развитие мелкой и крупной моторики рук – ребенок может трогать ручками разнообразные предметы, отличающиеся по форме, текстуре и другим характеристикам.
  • Родителям нужно активно жестикулировать во время разговора, играть в пальчиковые игры – например, всем известные «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Разговаривая с ребенком, родители не должны сюсюкать и искажать звуки и слова – дети должны учиться правильному произношению.

Как только новорожденный начинает говорить свои первые звуки, мама и папа могут играть с ним в «повторяшки». Для этого родители повторяют все звуки, произнесенные детьми, постепенно добавляя к ним новые, несложные звуки или звукосочетания – ведь то, во сколько месяцев дети начинают агукать зависит и от родителей.

Важное условие – благоприятная окружающая обстановка. Счастливый, сухой и сытый новорожденный начинает агукать и гулить намного раньше, чем малыш, пребывающий в стрессовой ситуации.

Что делать, если малыш не агукает?

Со скольки месяцев младенцы начинают гулить, мы уже описали выше. Но нельзя рассчитывать на конкретный срок и не стоит впадать в панику, если по достижении 2-3 месячного возраста родители еще не услышали гуление ребенка – все зависит, конечно, от индивидуальных особенностей развития малыша. Несколько недель не должны стать серьезным поводом для беспокойства, ведь то, в каком возрасте ребенок начинает агукать – понятие относительное.

Теперь мамы и папы знают, в каком возрасте дети начинают говорить первое «агу». В случае, если в 4-7 месяцев малыш так и не начал агукать и гулить, это может быть признаком нарушения слуха или патологий в развитии речевого аппарата. В таком случае обязательно следует проконсультироваться с педиатром, который назначит все необходимые анализы и проведет обследование.

Но мало знать, когда начинают агукать малыши, ведь в некоторых случаях возникает несколько иная ситуация – ребенок полноценно развивается, агукает, но потом резко прекращает и замолкает. Чаще всего такое внезапное молчание бывает связано с испугом или стрессовой ситуацией, развитием определенного заболевания. В любом случае, нужно проконсультироваться с педиатром, который поможет определить причину молчания и устранить проблему.

Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Как развивается речь

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

– мама пришла

– мама варит супчик

– сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

– где мама?

Затем откройте лицо:

– вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

– Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

В возрасте ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, .
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если и не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Чтение и запоминание стишков и детских песенок
  • Общий и

А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!

Когда ребенок начинает говорить - у родителей появляется повод для гордости за свое чадо. Как развивается речь малыша? Как ускорить процесс усвоения информации ребенком, при этом не помешать и вовремя заметить патологию?

Здоровый малыш с первых недель жизни заявляет о себе - с каждым днем все громче и требовательнее кричит. Быстро учится плакать с разной интонацией. И внимательные родители различают по характеру плача, в чем именно нуждается малыш в данный момент.

Это первое средство коммуникации, которым пользуется младенец. Но оно очень ненадолго остается единственным. Уже в первые месяцы ваш грудничок учится пускать пузыри, говорить агу, аукать и что-то напевать на только ему понятном языке.

Взрослым имеет смысл всячески поощрять такого рода активность малыша. Когда грудной ребенок начинает гулить , он готов запоминать и воспроизводить разные звуки. В процессе такого «разговора» он усваивает зависимость - какие звуки приводят к нему маму. Важно, чтобы мама появлялась не только, когда малыш плачет, но и когда он мирно «разговаривает». Дети начинают агукать осознанно.

Так формируется позитивная основа взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В таком случае в 2-3 года ваш сын или дочь не будет иметь привычки криком добиваться того, чего хочет.

Случается, ребенок не такой разговорчивый, как другие дети его возраста. Но произносит отдельные гласные, в его речи появляются слоги. В 1-2 года он может не уметь говорить на понятном нам языке, но в его речи присутствуют звуки родного языка. И ребенок начинает говорить мама, папа, баба и другие короткие слова. Он может в отдельных словах менять порядок слогов: говорить не «молоко», а «коломо». Но при этом он вступает в контакт со взрослыми, смотрит им в глаза, речью реагирует на речь взрослого. И с каждым днем-неделей его речь обогащается новыми звуками, слогами и словами.

Это говорит о том, что речевое развитие вашего чада проходит благополучно, даже если и чуть медленнее, чем вам бы этого хотелось. Когда ребенок начинает говорить первые слова - обязательно его поощряйте. Больше с ним разговаривайте, поддерживайте его эмоционально.

Если понимать своеобразную речь годовалого ребенка целесообразно, то в 2-3 года не спешите это делать. И когда он показывает на предмет, который хочет чтобы ему дали, показывая ручкой на него и произнося лишь: «У-у!» или «А-а». Спросите:

  • «Что ты хочешь?»
  • Скажи: «Дай!»
  • «Это мяч. Скажи: «Мяч».

В 1 год хвалите ребенка, если он увидев корову говорит: «Му-у». Или на прогулке побежит за котиком со словом «Мя-у-у».

А в три года уже не удовлетворяйтесь такой реакцией, стимулируйте ребенка к использованию общепринятых слов: «Это котик. Он говорит мя-у. Скажи - кот».

В этом возрасте не спешите быть «переводчиком» для ребенка. Тогда у него появляется мотивация говорить на общепринятом языке, постепенно заменяя им понятный только в семье лексикон. В противном случае ребенок будет лениться говорить правильно, ведь его и так понимают и выполняют все, о чем он «му-кнет».

Во всех перечисленных случаях нет повода для тревоги, даже если в 2-3 года малыш еще не говорит, как дети его возраста. Наберитесь терпения, дайте малышу время «дозреть». И самое лучшее, что вы можете сделать для ускорения этого процесса - это стимулировать речь малыша, много с ним разговаривая, читая сказки, рассказывая о том, что происходит вокруг.

Но бывают случаи, которые требуют особого внимания и обращения к специалистам без промедления. В таких случаях нельзя ждать пока ребенку будет 2-3 года.

Если вы заметили следующие особенности:

  • в речи ребенка нет гласных и слогов, даже на первом году жизни;
  • в речи ребенка преобладают звуки, которых нет в нашей речи, обычно это какие-то гортанные звуки;
  • ребенок все время что-то «говорит», но при этом не различимы даже некоторые звуки речи;
  • ребенок не жует пищу, в том числе мясо, а долго держит еду во рту;
  • у вашего ребенка все время открыт рот и он высовывает наружу язык;
  • уголки губ ребенка часто бывают влажными от слюны;
  • в целом поведение ребенка бывает не адекватным и нерегулируемым;
  • малыш не тянется на руки к родителям и ему неприятны прикосновения и поглаживания;
  • малыш не смотрит в глаза, и его взгляд направлен куда-то в сторону.

Если эти признаки, или некоторые из них, характерны для малыша, они могут оказаться симптомами неврологических нарушений в развитии ребенка. Такие ситуации требуют обязательной консультации детского невролога. Который, при необходимости, назначит соответствующее лечение.

Своевременные действия и реабилитация детей до трех лет, практически гарантируют выздоровление. Неврологические нарушения легко устраняются в короткое время, и ребенок с успехом быстро наверстывает упущенное.

К сожалению, нередко родители не обращают внимания на эти проявления в развитии малыша. Любящие взрослые, а в особенности бабушки и дедушки, в состоянии придумать множество причин, объясняющих особенности их любимцев издержками воспитания или характера, ленью, например.
Считают, что:

  • у ребенка насморк или аденоиды;
  • он ленится жевать и кушать самостоятельно;
  • не хочет разговаривать;
  • еще дорастет.

Возможно, так и есть. Если у ребенка изредка появляется один или даже несколько перечисленных признаков, не стоит впадать в панику. Присмотритесь к своему сыну или дочке, понаблюдайте некоторое время. Но нужно исключить именно неврологические нарушения, недоразвитие мышц речевого аппарата.

Нередко бывает, что родители способны оббегать весь город, выискивая самого квалифицированного врача из-за простуды или бронхита у ребенка . А вот если малыш в годовалом возрасте не начал говорить или самостоятельно кушать, хотя его пытаются к этому приучить, сердобольные родители найдут тысячу и одну причину объяснений этих явлений. У нас почему-то считается стыдно пойти на консультацию к детскому психиатру. А ведь нередко от этого зависит жизнь и будущее ребенка.

Родители, которым трудно решиться на консультацию специалиста в подобных случаях, должны знать о том, что в раннем и дошкольном возрасте очень многие патологии можно повернуть вспять. Или, в крайнем случае, минимизировать их проявления до такой степени, что ребенок будет адаптирован в обществе. И сможет вести полноценный образ жизни, даже если и окажется, что у него есть серьезные осложнения в развитии.

Если начало специфической и целенаправленной реабилитации малыша отложить до 5-6 лет, часто адаптировать таких детей в обществе становится уже невозможно. Только в дошкольном возрасте психика ребенка еще настолько пластична, что многое можно подкорректировать. Не упустите момент!

Наконец появился на свет долгожданный малыш. Впереди много забот, переживаний и радости от его успехов. Еще очень далеко до долгожданного слова «мама», но первые звуки, издаваемые малышом, можно услышать очень скоро. И каждая мамочка с нетерпением ждет момента, когда ребенок начнет агукать.

Первые звуки или во сколько месяцев дети начинают агукать

Первые четыре-пять недель от новорожденного можно услышать лишь и . Только к началу второго месяца своей жизни малыши начинают издавать первые звуки. Начинается все с несложных по произношению гласных: «а», «у», «о», «е». Мы же слышим «агу» за счет гортанного произношения этих звуков ребенком.

Первое время, когда дети начинают агукать, они «разговаривают» сами с собой, опробуя новый для себя навык. Они долго следят за источником звука и пытаются его воспроизвести. Потом малыш начинает применять новое умение для диалога с родителями или игрушками. Часто детки начинают гулить под понравившуюся мелодию, как бы подпевая ей.

На четвертом-пятом месяце дети начинают пытаться произносить первые согласные звуки. Сначала, так называемые губные, «м», «п», «б». Постепенно все четче будут звучать отдельные слоги, из которых начнет формироваться первый лепет ребенка. К концу первого года малыш уже начинает пытаться произнести первые слова, состоящие из одинаковых слогов.

Учимся агукать

Агуканье — важный процесс дальнейшего формирования речи. Конечно, специально научить гулить ребенка невозможно. Однако, некоторые действия помогут малышу быстрее начать общаться с окружающим миром.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  1. Во-первых , с ребенком надо побольше разговаривать. Любое действие родители должны сопровождать объяснением, что они делают. Говорить с малышом надо во время пеленания, утреннего туалета, кормления, купания, то есть во все время бодрствования. Речь должна быть мягкой и ласковой, без резких всплесков эмоций.
  2. Во-вторых , повторяйте за малышом его звуки и добавляйте новые, несложные. Дети по своей сущности подражатели и они будут пытаться повторить произнесенное. Пусть между ребенком и мамой состоится диалог «агу» с улыбкой.
  3. В-третьих , надо обязательно поглаживать и нежно массировать ладошки ребенка. Здесь располагаются акупунктурные точки, связанные с участками мозга отвечающими за речевое развитие. Пальчиковые игры и массаж ладоней развивают мелкую моторику и способствуют дальнейшему развитию речи.

При общении с маленьким человечком ни в коем случае не надо коверкать слова и сюсюкать. Чтение коротких детских стишков, народных потешек и прибауток окажут благотворное действие на развитие малыша.

Уже месяц, но ребенок молчит

Не стоит волноваться, если младенец не начинает агукать к концу первого месяца. Малыши не механизмы со строго заданной программой развития, у каждого из них свой темп. Во сколько дети начинают агукать — вопрос исключительно индивидуальный. Один уже на третьей неделе старается сказать «агу» , а другой, по природе молчун, обрадует первыми звуками несколько позже принятого.

Бывают случаи, когда ребенок вовремя начал агукать, но потом неожиданно замолчал. Дело в том, что малыш готовится освоить следующую порцию речевых навыков. Через некоторое время гуление возвратится, но еще добавится смех в голос, пищание и визжание. Иногда прекращение агуканья вызвано внешними факторами, например стрессом, или плохим самочувствием ребенка.

При длительном «молчании» (после восьми месяцев) малыша стоит обратиться к участковому педиатру. Возможно, у вашего чада возникли какие-то проблемы неврологического характера или нарушения слухового аппарата. Врач направит ребенка к узкому специалисту (неврологу или отоларингологу) для установления причин задержки развития и их лечения.

Малыш гулит и улыбается при виде знакомых взрослых своей беззубой улыбкой и наполняет счастьем и радость сердца родителей. Это значит, его физиологическое и эмоциональное развитие идет своим чередом.

По теме развития: