Воспитание и образование в древней греции. Система образования и воспитания в государствах древней греции

Древняя Греция - страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств - полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса - Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено закономерностями развития рабовладельческого общества, с одной стороны, и особенностями развития данной страны - с другой.

Воспитание детей в Спарте

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н.э.

Население Спарты резко делилось на спартиатов - господствующий класс (завоеватели), периэков - граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов - порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму: все взрослое мужско? население спартиатов составляло войско, которое держало"рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении.

В этих условиях сложилась спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались. Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц- рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах.

Семилетних мальчиков забирали из семьи и помешали в специальные государственные воспитательные учреждения - агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили педономы - люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие - физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы.

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.

Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.

Воспитание и школа в Афинах

Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство - демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики.

Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическому труду и рабам.

До 7 лет все дети воспитывались в семье. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта. На ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13- 14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста. В школе грамматиста учителя, дидаскалы, обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием - учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание).

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже - гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения - демоса - оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома - в гинекее.

1. Образование. В отличие от государств древнего Востока в Греции было очень много грамотных людей. Греки в древности были самым образованным народом в мире. На Востоке грамотность и образование требовались, главным образом, только чиновникам, основная масса людей была неграмотной. Но разве неграмотный и необразованный человек мог быть достойным гражданином своего полиса? Прдеставьте себе народное собрание в Афинах, на котором на голосование поставлен вопрос, кто из граждан подозревается в стремлении нарушить афинские законы и захватить всю власть в свои руки? Каждый из граждан должен написать имя такого человека на черепке от сосуда и бросить его в специальную урну. Голосование тайное – после подсчета черепков человек, чье имя будет упомянуто больше других, изгоняется из города на 10 лет. Сможет ли проголосовать неграмотный человек? А ведь решается важнейший вопрос о судьбе государства! А кто будет слушать на народном собрании человека, который не умеет связать двух слов и четко выразить свою мысль словами, даже если он предлагает что-то хорошее и полезное для граждан?

Дети в Греции начинали учебу в 6–7 лет. Мальчики учились в школах, девочек обучали дома – в семье. Целью школьного обучения было воспитание достойного гражданина. Такой человек, по представлениям греков, должен быть всесторонне развитым – он должен быть образованным, физически развитым, должен ценить искусство и сам заниматься им.

В начальной школе мальчиков учили читать, писать, считать. Наизусть они заучивали стихи поэтов, в которых прославлялась любовь к родине и свободе. Школьников учили петь и играть на музыкальных инструментах. Много времени отводилось на занятия спортом, на которых занимались борьбой, бегом, прыжками, метанием диска, копья., плаванием. Тот, кто не умел плавать, у греков считался необразованным человеком.

Дети, чьи родители имели достаточно денег, оплачивали учебу в средних школах. Там главное внимание уделялось красноречию – умению красиво и правильно произносить речи. Учеников обучали умению вести споры, геометрии, астрономии, они изучали греческую литературу. Такое образование и воспитание приводило к тому, что гражданин греческого полиса был образованным человеком, физически развитым и умелым воином, мог понятно и убедительно излагать свои мысли (что особенно важно было на народных собраниях). Он прекрасно разбирался в литературе и искусстве.

Девочек же обучали дома. Их учили, главным образом, домоводству: ткать, прясть, шить, готовить еду и т.д. Но и они обучались чтению и письму, пению и танцам.

Воспитание в Спарте имело свои особенности. Из мальчиков и юношей готовили прежде всего воинов, и основное время отводилось на физические упражнения. Их тоже учили читать и писать, но не обучали красноречию и наукам. Дети спартиатов учились петь, но только военные марши. Зато спартанские девочки не сидели взаперти дома за шитьем или прядением, а, как и мальчики, много занимались спортом.



Образование в Греции было доступно только свободным людям. Рабов к образованию не допускали, им запрещалось заниматься даже физическими упражнениями.

2. Древнегреческая наука. В государствах древнего Востока хранителями научных знаниях были, главным образом, жрецы, а также часть чиновников. Это помогало им господствовать над огромной массой неграмотного, трудившегося от зари до зари народа. У греков же было иначе. Наличие большого числа рабов, денежные состояния многих граждан, отсутствие принуждения заниматься тяжелым трудом, оставляло немало времени для занятия образованием и наукой. Ученым человеком в Греции мог стать любой из наиболее образованных и имевших денежные средства граждан, хотя встречались и такие люди, которые предпочитали не иметь даже своего дома и хорошей еды, но заниматься наукой.

Многие современные науки происходят из Греции. На это указывают даже их названия, взятые из древнегреческого языка: история (рассказ о прошлых событиях), философия (любовь к мудрости), география (описание земли), геометрия (землемерие), биология (учение о жизни), физика (природа), математика (знание, наука) и т.д. Многие научные знания греки позаимствовали у народов древнего Востока, а затем обощили и развили их.

“Отцом истории” называют древнегреческого историка Геродота, жившего в V в. до н.э. Он написал первое из дошедших до нас историческое сочинение – книгу об истории греко-персидских войн.

А “отцом медицины” можно считать древнегреческого врача Гиппократа. Он учил, как определять болезни и как их лечить. Каждый врач и в наши дни перед тем, как получить диплом, дающий ему право лечить людей, произносит знаменитую “клятву Гиппократа”, сочиненную им около 2 400 лет тому назад. И каждый врач повторяет слова великого грека: “Я буду использовать лечение, чтобы помочь больным по мере моих сил и способностей, никогда не причиняя им ущерба и вреда... И чтобы я ни увидел и не услышал, занимаясь своим ремеслом, я никогда не стану этого разглашать”.

Греки были умелыми мореходами. Их корабли достигали любых уголков берегов Средиземного и Черного морей. Греческие путешественники выплывали и в Атлантический океан, они побывали на островах Ирландия и Великобритания. Мореплавателям, торговцам нужны были карты земель и морей, им надо было точно ориентироваться, правильно определять путь, знать страны и земли, куда они направлялись. Поэтому в Греции много внимания уделяли развитию науки географии. Конечно, греки ничего не знали об Америке, Австралии, Антарктиде. По их представлениям, люди могли обитать только на территориях с умеренным климатом; южнее Эфиопии жить нельзя из-за сильной жары, а север Европы и Азии они считали необытаемым из-за холодов. Но уже некоторые древнегреческие ученые считали, что Земля имеет форму шара и даже точно высчитывали длину ее окружности.

Вершиной всех наук греки считали философию. Эта наука обощала все знания и достижения других наук. Философы древней Греции стремились понять, как устроен мир, как он возник, ккое место занимает человек в мире, по каким правилам должен жить человек в обществе с другими людьми. одни философы считали, что все в мире произошло из воды, другие – что из воздуха. Ученый Демокрит (460–371 гг. до н.э.) доказывал, что живое и неживое на Земле состоит из мельчайших частиц – атомов, которые соединяются в различные комбинации и тогда образуются камни, растения, вода, животные, люди. Когда появились первые люди, учил Демокрит, они вынуждены были объединяться, чтобы защитить себя от диких животных. Лучшим общественным строем у людей философ считал демократию, когда люди равны в правах и свободны.

Современник Демокрита афинский философ Сократ говорил, что плохие поступки людей происходят от незнания, только знание позволяет человеку совершать правильные поступки. Человек не будет делать того, что может принести ему вред, если он знает об этом. Поэтому Сократ призывал людей: “Познай самого себя”.

Знатоки древнего мира утверждают, что европейская культура и европейская цивилизация в целом были бы не возможны без Древней Греции. И в самом деле, это так. В истоках древнегреческой культуры зачатки всех тех духовных ценностей, которые дороги нам сегодня. Понятия свободы, демократии берут своё начало в те времена. Греция – прародительница европейского театра. Греческие поэты и драматурги оставили культурное великое наследство, которое актуально и интересно сегодня. В Греции закладывались основы наук, которые развивались в наше время. Великие греческие философы Сократ, Платон, Аристотель заложили основы представлений о мире. Греческие спортсмены были первыми чемпионами Олимпийских игр У этого списка нет конца. Какую бы отрасль знаний или искусства мы ни взяли, корни её уходят в Древнюю Грецию – страну Олимпийских богов и бесстрашных героев.

Итак, Древнегреческая цивилизация оказала огромное влияние на становление не только западной культуры, но мировую цивилизацию вообще.

Во 2 в. до н. э. Греция была захвачена римлянами. Её культура оказала значительное воздействие на римскую цивилизацию.

Римом были унаследованы многие культурные ценности.

Предмет исследования – сравнительный анализ формирования и развития обучения и воспитания в двух древнейших цивилизациях.

Цель данной работы:

1) подбор и изучение литературных источников;

2)выделение и исследование конкретных аспектов в древнегреческой и древнеримской культуре, то есть аспекты обучения и воспитания;

3)сравнение программ обучения и воспитания в Древней Греции и в Древнем Риме.

Метод исследования – сравнительный анализ.

В Древней Греции можно выделить две основные системы обучения – афинскую и спартанскую, наиболее распространённой была афинская. В древнеримский период родители сами обучали своих детей. И только к началу 2 в. до н. э. начинала складываться система обучения.

С древнейших времён отец играл в воспитании сына решающую роль и в пример ему всегда ставилось старшее поколение.

В Древней Греции с семи лет мальчики поступали под опеку отца, где под руководством его и избранным им опекунов и наставников приобретал навыки общения с оружием, обучался музыке и танцам. Для человека, участвующего в религиозных обрядах и празднествах, всё это было необходимо. Надёжную подготовку к участию в общественной жизни давало овладение ораторским искусством. Готовили мальчика и к жизни практической: он учился вести хозяйство, наблюдал, как работают в поле и в винограднике, знакомился даже с практической медициной.

В Древнем Риме, как мальчики, так и девочки начинали учиться тоже с семи лет. Мальчики, ходившие в школу, были под постоянной опекой воспитателя-педагога: он сопровождал их на занятия, а дома исполнял роль воспитателя и учителя одновременно.

В Афинах в классическую эпоху обучение не было юридически обязательным, а рассматривалось обычно как долг родителей по отношению к детям. Платон даже высказывает мнение, что дети свободны от каких-либо обязательств перед родителями, если те не заботились об их образовании.

В 5 в. до н. э. в период Пелопонесской войны, афиняне уже могли гордиться тем, что среди них нет ни одного неграмотного. И хотя формально организованных школ не было, и каждый воспитывал детей, как хотел, (Аристотель) однако обучение приняло уже формы коллективные. Дети объединялись в группы под руководством преподавателя, и таким образом начинала складываться школа.

Поначалу древнеримская программа обучения была очень скромной, ограничивалась чтением, письмом и элементарными познаниями в арифметики. В дальнейшем программа менялась, иногда существенно, но проследить когда в какой степени, невозможно, так как мало об этом данных.

Итак, посмотрим, из чего складывались программы обучения в Древней Греции (афинская и спартанская) и в Древнем Риме.

В Греции программа обучения охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой греческой культуры, прославляющей идеал «калокагатии» - красоты и добра, слитых в человеке воедино.

Мальчикам в Греции полагалось иметь трёх учителей: грамматиста, кифариста и педотриба. Грамматист (учитель грамоты) – обучал детей чтению и письму, давал им основные понятия о счёте. «Тетрадями» служили деревянные таблички, покрытые воском, на которых дети острыми палочками чертили буквы, а позднее целые фразы. Когда уже овладевали искусством чтения и письма, то переходили к изучению старых писателей, среди которых главное место занимали Гомер и Эзоп с его мудрыми баснями. Следующий учитель – кифарист, прививал мальчикам навыки игры на лире или кифаре. Под звуки этих инструментов пели песни и гимны – соло или хором. Наконец, систему образования дополнял своими уроками педотриб – учитель гимнастики. Под его руководством дети состязались в беге, прыжках, метании копья и диска.

По окончании школы, или палестры, как её называли по-гречески, юноши 16 лет из богатых семей рабовладельцев посещали гимнасий (на современную гимназию это заведение похоже, конечно, только своим названием). Здесь они занимались гимнастикой, философией, политикой. Заканчивали обучение в 18 лет.

Совершенно иную, чем в Афинах и многих других городах-государствах, форму приняло обучение мальчиков в Спарте, где воспитание физическое развивалось за счёт интеллектуального и эстетического. Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, - он приносил его в «лесху», место, где сидели старейшины, которые осматривали ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в пропасть. Хилый и больной ребёнок, по мнению спартанцев, не имел права на жизнь. Кормилицы не пеленали детей, давали полную свободу всему телу, приучали мало есть, не быть разборчивыми в пище, не бояться в темноте или не пугаться, оставшись одни, не капризничать и не плакать. С семи лет мальчики переходили под опеку государства. Организовывались специальные отряды, где они жили, ели и играли вместе. Это была школа послушания – старики смотрели за играми детей и нередко специально доводили до драки, ссорили их, чтобы узнать характер каждого – храбр ли он и не побежит ли с поля боя. Спартанские мальчики должны были сами добывать себе пищу. А прокормиться они могли только одним способом: воруя продукты из садов и домов. При этом если вор попадался, его наказывали не за то, что он воровал, а за то, что попался. Чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать. С годами их воспитание становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и без одежды. Спали на тростнике, который сами рвали, без помощи ножа. Закалка давалась суровая: воспитание упорства и выносливости, умения переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль, воспитание готовности к походам, спортивным тренировкам, владению оружием. Чтобы проверить подготовлен ли молодой человек надлежащим образом, его подвергали двойному испытанию. Сначала его сильно секли розгами перед алтарём Артемиды: эту экзекуцию подросток должен был вынести без малейшего стона. Второе испытание они проходили перед самым концом обучения – целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало, был начеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Только успешно пройдя это испытание, юный спартанец мог быть допущен в совместных трапезах мужчин. До 30 лет каждый спартанец жил казарменной жизнью, позднее ему разрешалось жениться и обзаводиться семьёй.

Римская система обучения, охватывала три стадии:

1)Начальная школа, где обучали письму и счёту;

2)средняя школа – «грамматиков»;

3)высшая школа – «риторов».

Учителями были чаще всего греки, образованные рабы или вольноотпущенники, которые самыми примитивными способами учили читать и писать. Так, сначала дети (семи лет) заучивали одно за другим названия букв, ещё не зная, как они выглядят, затем приучались складывать буквы в слоги и в слова. Ораторы-педагоги предлагали другой метод обучения грамоте – учить, развлекая, приобщать к чтению при помощи игрушечных букв, вырезанных из слоновой кости. Таким «учебным пособием» могло быть дажепеченье в форме разных букв. Для письма использовались навощенные таблички и заострённая палочка, которой выцарапывались буквы.

Учителя арифметики в Древнем Риме называли калькулятором (вот откуда пришло к нам это понятие, с которым знаком каждый ребёнок). Калькуляторы учили считать, сначала на пальцах, причём пальцы левой руки служили для обозначения единиц и десятков, а пальцы правой – сотен и тысяч; для более сложных вычислений пользовались камешками – простейшими счётами. Большое внимание уделяли вычислениям в уме. Таблицу умножения запоминали, повторяя хором за учителем. Затем в возрасте 12-13 лет ребёнок переходил к грамматику, где изучал греческий язык, читал греческих авторов в подлиннике и т. д. А в 16 лет юноша переходил к ритору – учителю красноречия, обучающему ораторскому искусству.

С древнейших времён велика роль учителя. Например, Платон (древнегреческий философ) видел в учителях в первую очередь воспитателей, дело которых – не только передать ученикам определённые знания, но и направлять их во всём. Поэтому он считает, что деятельность воспитателя необходимо подчинить строгому контролю.

Квинтилиан Марк Фабий предъявлял к учителям серьёзные требования: прежде всего они, должны иметь соответствующее образование, а если у них его нет, то отдавать себе отчёт в этом. «Нет ничего хуже людей, мало продвинувшихся в науке дальше начальных сведений, а уже преисполненных ложной уверенности, будто они учёные!» Нередко древнеримские учителя прибегали к розгам. Квинтилиан осуждает этот метод, считая подобное наказание унизительным для свободнорождённого. Под влиянием этого чувства ребёнок со временем может впасть в отчаяние и возненавидеть людей. «Пусть учитель почаще беседует о добром и честном, так как чем больше он будет увещевать, тем меньше придётся наказывать».

И в Греции и в Риме составной частью обучения было чтение поэтов. Какова была цель этих занятий?

В Древней Греции задачей учеников было не только овладение текста и умение его произносить в соответствующих ситуациях (на религиозных празднествах, на пирах). Подросток должен был извлечь из этого чтения и более глубокую пользу: поэзия призвана была служить воспитанию этическому. Произведения рассказывали и о добре и о зле, а учитель-воспитатель показывал различие между дурным и добрым и помогал ученикам выбрать верную дорогу в жизни. В программу обучения непременно входило знакомство с творчеством великого Гомера. Дети заучивали наизусть огромные тексты из «Илиады» и «Одиссеи».

В Древнем Риме сочинения римских и греческих писателей изучались очень тщательно. Считалось, что ученики должны уметь имитировать стиль знаменитых авторов. Греческий язык был необходим римлянам, потому, что большинство лучших книг по разным отраслям знаний были написаны греками. При чтении поэтов и прозаиков говорилось о необходимости других знаний, таких как – музыка (стихотворный размер, ритм), астрономия (поэты так часто упоминают восходы, закаты).

Истории не известны греческие школы для рабов, которые существовали в Риме. Из сообщений самых различных авторов, мы узнаём, что рабов издавна не допускали даже к упражнениям, развивающим физическую силу и выносливость. Рабов обучали только некоторым практическим навыкам, необходимым им для работы в домашнем хозяйстве.

Об обучении рабов Сенека писал, что их следует кормить и одевать, но давать ли рабу такое же образование, как и свободному, - это целиком зависит от доброй воли его господина (Сенека. О добродетелях.) Среди людей, попавших в Рим в качестве невольников, захваченных на войне или купленных, было не мало образованных людей, особенно греков. Рабы могли исполнять в домах своих господ функции секретаря, библиотекаря, управляющего поместьем. Рабы преподавали в начальных школах, учили музыке, стенографии, были архитекторами. Нет сведений только о рабах-юристах.

Для детей рабов в Риме организовывали школу – так называемый педагогиум, чтобы как говорили их господа, не позволять им пребывать в праздности и в то же время повысить их ценность как слуг. В педагогиуме преподавали учителя, часто те же самые, что воспитывали и детей своего господина, или же иные интеллигентные и образованные рабы, также называвшиеся педагогами. Программа обучения включала в себя чтение, письмо, счёт, физические упражнения. Кроме того, мальчиков готовили к различным практическим занятиям и профессиям. При школе работали массажист и цирюльник, оказывавшие услуги особенно отличившимся ученикам. Обучались в педагогиуме дети рабов, достигшие 12 лет, обучение длилось около 6 лет. Крупным центром образования для рабов был Карфаген. Для хозяина молодого раба делом чести (и выгоды) было дать ему соответствующее образование и воспитание, а уж от самого раба, его характера и способностей зависело, насколько он воспользуется этой благоприятной возможностью.

Иного рода учебными заведениями, мрачными и трагичными, была школа гладиаторов. Тысячи рабов упражнялись здесь в гладиаторских боях. Такие школы были в Риме, в Помпеях, Александрии, в городах Малой Азии и других провинций. Сражаясь и умирая в амфитеатрах, они, лучшие ученики этих школ, развлекали богачей и отвлекали, успокаивали народные толпы, пристрастившиеся к подобным кровавым зрелищам.

Обучение девочек.

В Греции девочки до 7 лет оставались под опекой матери и няньки, свободные от всяких обязанностей. Затем воспитание их проходило по-разному в Афинах и в Спарте.

В Афинах девочка знакомилась с домоводством, с женскими ремёслами: прядением, ткачеством. Не пренебрегали там и элементарным образованием, а именно: учили девочек читать и писать. Программа обучения девочек включала в себя также пение и танцы, необходимые для участия в религиозных празднествах. Не избегали женщины и изучения литературы, однако от разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были отстранены. Идеи Платона, что женщины обладают не меньшими способностями, чем мужчины, и должны получать столь же углублённое образование, долго не находили отклика в афинском обществе.

Итак, афинские женщины были исключены из сферы интеллектуальной жизни.

В Спарте воспитание девочек мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояли физическая сила и выносливость девочек, ведь их готовили в матери будущих граждан-воинов. Поэтому девочки занимались гимнастикой на равне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. Поскольку они были должны участвовать в религиозных торжествах, их, как и в Афинах, учили пению и танцам.

В Риме девочки из богатых семей учились дома, кто победнее ходили в школу вместе с мальчиками. От девочек образованность и начитанность, в отличие от Греции, даже требовались: «пуэлла докта» - «учёная девица» - было желанным комплиментом. Образование было необходимо женщинам, прежде всего для участия в общественной жизни. Кроме того, девушки должны были заботиться о своём интеллектуальном развитии и как будущие матери, ведь непременным условием обучения ребёнка было обучение его родителей. Плутарх предъявлял к женщинам очень высокие требования: они обязаны были разбираться в астрономии, математике, философии. Обучались женщины и ораторскому искусству, и даже прибегали к своим умениям и навыкам на практике, чаще всего в своих личных, домашних делах, но иногда и в делах общественных.

Заключение

Мы заглянули в мир Древней Греции и Древнего Рима – туда, где ковались сегодняшняя цивилизация и культура. Две с лишним тысячи лет отделяют нас от тех времён, но любовь и интерес человечества к этому прославленному периоду не угасает.

Мы рассмотрели проблему обучения и воспитания. Изучили её в рамках древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Проведённый сравнительный анализ показал, что образовательные программы двух рассматриваемых цивилизаций имеют много общего. И это неслучайно. Как уже говорилось выше, Рим унаследовал многие греческие традиции (культура, обучение, воспитание, искусство)

1. Изучение греческого языка, т. к. большинство лучших книг по разным отраслям написаны были греками.

2. Изучение греческой литературы (Гомера, Эзопа), философии (Сократ, Платон, Аристотель), математики и других важных наук.

3. Забота общества и родителей о достойном воспитании и обучении подрастающего поколения.

4. Огромная роль отводилась интеллектуальному и духовному развитию ребёнка (исключение – Спарта, где физическое развитие на первом месте).

Мы считаем, что обучение и воспитание в двух представленных цивилизациях имеют и различия.

Программа Обучения

(с семи лет)

Древняя Греция Древний Рим

Афинское обучение

Мальчики Девочки Поначалу программа ограничивалась чтением, письмом и элементарными познаниями в арифметике. Позднее сложилась римская система обучения, состоящая из 3 стадий.

1. Начальная школа, где обучали письму и счёту.

2. Средняя школа – «грамматиков»

(с12-13лет) – изуч. греч. языка, умение правильно, без ошибок строить фразу на родном языке, способность толковать сочинения поэтов

3. Высшая школа – «риторов» (16лет) обучение ораторскому искусству, красноречию

1. Грамматист (учитель грамоты) Обучение чтению, письму, пению и обучение чтению, письму, счёту. танцам

2. Кифарист – обучение навыкам игры(для участия в религ. Праздн.)

на лире или кифаре. Домоводство, прядение, ткачество.

3. Педотриб (учитель гимнастики) –

бег, прыжки, метание копья

После окончания школы (палестры) Девочки из богатых семей учились дома, кто победнее ходили в школу юноши 16 лет из богатых семей Женщины не могли участвовать в вместе с мальчиками. Образование и начитанность высоко ценились.

посещали гимнасий, где занимались общественной жизни. Женщины участвовали в общественной жизни.

гимнастикой, философией, политикой. Педагогиум – школа для детей рабов.

В 18 лет обучение заканчивалось.

1. Суровое спартанское воспитание существовало только в Древней Греции (в таком ярком проявлении), давало развитие упорству и выносливости, физической силе и храбрости, как у мальчиков, так и у девочек.

2. Жестокие школы гладиаторов, существовавшие в Древнем Риме;

3. Школы для рабов были только в Риме, хотя и имели своей целью выгоду, но для раба это был шанс на лучшее будущее. В Греции рабов не учили ни наукам, ни физическим упражнениям. Допускалось обучение только некоторым практическим навыкам, необходимым для работы в домашнем хозяйстве.

4. Рим позволил женщинам занять своё место в общественной жизни – быть образованными, начитанными, интеллектуальными, а афинские женщины были исключены из сферы общественной жизни.

Изучение древних цивилизаций – очень увлекательное занятие. Интересна жизнь людей того времени – их обычаи, религиозные верования, вообще, всё то, чем они занимались. Подробное изучение древности позволяет окунуться в прошлое человечества – узнать чудесные, сказочные мифы и легенды, мечты и жизненные искания прославленных воинов, полководцев и жестоких императоров. Интересно и то, что меняются люди, поколения, эпохи, а выбор жизненного пути перед человеком всегда один – путь добра или зла, лжи или справедливости, честности или обмана

Свой путь каждый выбирает сам!

Великие имена Древней Греции

Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) – полководец, завоеватель.

Гомер - писатель

Гесиод (8-7 вв. до н. э.) - поэт

Геродот (5 в. до н. э.) - историк

Архимед (около 287 – 212гг. до н. э.) – выдающийся изобретатель.

Пифагор (живший в 6 в. до н. э.) – математик, философ, политический деятель.

Сократ (около 470-399 гг. до н. э.) – философ.

Платон (около 427- около348 гг. до н. э.) – ученик Сократа, философ.

Аристотель 9384-322 гг. до н. э.) – учёный, философ.

Эсхил, Софокл, Еврипид – древнегреческие драматурги.

Фидий (5 в. до н. э.) – скульптор.

Гиппократ (около 460-370 гг. до н. э.) – заложил основы будущей медицины.

Великие имена Древнего Рима

Вергилий (70-19 гг. до н. э.) – поэт.

Гораций (65-8 гг. до н. э.) – поэт.

Овидий (43г. До н. э. - 18г. н. э.) – поэт.

Сенека (ок. 5 г. дон. э. - 65г. н. э.) – писатель, философ, юрист.

Цезарь, Гай Юлий (ок. 100-44гг. до н. э.) – политический деятель, полководец, писатель.

Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – политический деятель, писатель.

Квинтилиан Марк Фобий (ок. 35г. -ок. 96г.) – римский оратор и учитель красноречия.

Понятийный словарь

Обучение – основной путь получения образования, целенаправленно организованный

Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности

Цивилизация – 1) синоним культуры.

2) уровень развития общества, материальной и духовной культуры.

Духовные ценности – представления о добре и зле, правде и лжи, о справедливости, о свободе

Идеал – (греч. идея, понятие, представление) – совершенство, совершенный образец какого-либо объекта, явления, события.

Идеал «колокагатии» - (греч. прекрасный и добрый) – гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека.

Культура – (от лат. – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – уровень развития общества, творческих сил и способностей человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образование и первые учебные заведения в Древней Греции

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

Итак, в Древней Греции было несколько типов учебных заведений: школа, палестра, гимнасия. древний греция гимнасия театр

1. Школа - образование в Греции было платным. Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.

С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

Когда мальчик идёт в школу за ними, следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки - стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть.

Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали тех, кто работал за плату, поэтому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям. Это не мешало учителям, так же как педагогам и отцам, щедро наделять непослушных и невнимательных учеников палочными ударами, так что спина ученика делалась "пестрее шкуры змеи". В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство. В школе мальчика, прежде всего, учили грамоте. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Поэмы Гомера считались очень полезными для детей. Они давали много сведений по ведению хозяйства, а каждый афинянин должен был научиться управлять своим домом; они учили повиновению, а каждый гражданин должен был уметь повиноваться. В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь.

2. Палестра (“пале” - борьба) - с 12 - 13 лет мальчики начинали посещать также и гимнастические школы, а с 14 лет гимнастика почти совершенно вытесняла в их жизни музическую школу. Изучение гимнастики считалось не менее важным делом, чем знакомство с музыкой и литературой. Ведь гражданин должен быть и воином, а кому же нужны такие воины, говорили афиняне, которые дрожат на морозе, слабеют от жары, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы, которые не умеют ответить на удар ударом, переплыть реку или догнать убегающего врага.

Прозанимавшись первую половину дня в музической школе, мальчики отправлялись в палестру - так назывались гимнастические школы. Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Учитель гимнастики, вооружённый тростью, которой он действовал не менее усердно, чем учитель музической школы, уже поджидал своих учеников. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми.

3. Гимнасии - первоначально предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения и места музических и физических упражнений молодёжи. В гимнасии поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16 - 18 лет. Продолжая заниматься в гимнасии гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. Наиболее известными гимнасиями были Академия, где вёл беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем.

В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить, прежде всего, воина и мать воина. В течение 13 лет -- с 7 до 20 лет -- мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность заслужили в веках похвалу и одобрение потомков, то жестокость и чрезмерное увлечение военной подготовкой в ущерб умственному и художественному развитию вызывали порицание уже у современников спартанцев, обитателей иных городов-полисов, где царил идеал "калокагатии" -- красоты и добра, слитых воедино.

А теперь отправимся в театр Диониса!

«С весёлой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда, в его руках тирс, украшенный плющом. Под звуки флейт шумное шествие весело движется в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам»…

Дионис (Вакх) - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Театр Диониса под Акрополем является самым древним театром Греции. Именно здесь впервые были поставлены первые пьесы античных классиков.

У истоков греческого театра и лежали праздники в честь бога Диониса.

Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов - сатиров. Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В 6 в. до н. э. в эти праздники был введён сценарий. Так появились 1-е спектакли. Вскоре праздники были перенесены в специальные места - театры, а спустя некоторое время появились драматурги - люди, сочинявшие пьесы для театра.

Все посетители театра делились на 2 группы - почётные гости и обычные зрители. Почётными гостями были жрецы Диониса, олимпионики и стратеги. Обычные посетители покупали билеты. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги для посещения театра.

Актёры, игравшие в спектаклях, главной задачей считали заучивание текста. Его произносили со всевозможными завываниями, пытаясь передать чувства героев. Этой же цели служили маски: они отражали радость, горе и другие эмоции.

Театр Дионисия не всегда был каменным. Изначально он был построен из дерева и служил отчасти и торжественным событиям. Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 г. до н.э. их заменили на каменные. Каменный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для VIP - зрителей. Многие из них, относящиеся к разным эпохам античности, с высеченными именами и должностями владельцев, стоят на месте до сих пор. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, страстного любителя греческой культуры.

У каждого места в театре есть свое название.

Скене - палатка, где актёры одевались и переодевались (каждый из актёров исполнял несколько ролей); сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых боковые назывались -- параскениями, а то, что мы называем сценой -- предскением.

Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром.

Орхестра - место между сценой и амфитеатром. Здесь помещался хор, который управлялся корифеем (руководителем хора).

В театре было 2 вида представлений.

Первый - трагедии. Слово «трагедия» происходит от греческих слов козёл и песнь, то есть «песня козлов». Это название вновь ведёт нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Очень часто актёры, исполнявшие трагические роли, вставали на деревянные колодки - их было лучше видно. Так пытались подчеркнуть, «высокий», возвышенный характер трагедии. Декораций в обычном смысле слова греческий театр не знал. Это оказало влияние на технику оформления греческой трагедии. Актёры носили маски, котурны (высокая обувь на деревянном каблуке) и длинные до пят плащи (цвет их зависел от роли -- цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. В соответствии с этим жест актёра был преувеличенным, а декламация его -- торжественной, патетической.

Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигает в творчестве трёх великих трагиков 5 в. до н. э. - Эсхила, Софокла и Еврипида - и комического поэта Аристофана, творившего и в начале 4 в. до н. э. Каждый из них уделял большее внимание конкретным и определённым вопросам, но объединяло их стремление жить в демократичном афинском обществе и руководствоваться теми принципами, которые были провозглашены им как основополагающие.

Другим популярным театральным жанром была комедия. Слово «комедия» происходит от греческих - шествие и «песня шествия». Это описание шествия подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельских праздниках в честь Диониса.

К старшему поколению комедийных поэтов принадлежали Хионид и Магнет, о которых почти ничего неизвестно, к младшему - Кратин, Евполид и Аристофан, от их произведений сохранились лишь фрагменты.

Наиболее популярным комедийным драматургом был Аристофан, написавший комедию «Птицы». Комедии Аристофана отличаются богатством идейного содержания, выразительностью театральной формы. Он - одновременно и вершина её, и завершение. Во второй половине 4 в. до н. э., когда в Греции сильно изменились социально-экономические условия, древняя комедия утратила свою основу.

Палестра

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Градостроительная система Древней Греции, благоустройство городов. Памятник градостроительного искусства древней Греции - город Милет. Жилой квартал эллинистического времени. Дом среднего класса и людей беднее. Особенности культуры Древней Греции.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Общественная жизнь Древней Греции. Теория ораторского искусства. Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции. Формы ораторской речи, законы логики, искусство спора, умение воздействовать на аудиторию. Греческие ораторы Лисий, Аристотель и Демосфен.

    презентация , добавлен 05.12.2016

    Главная линия исторического развития Греции в VIII–VI вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Греции. Культурное наследие греческой цивилизации, его влияние на все народы Европы, их литературу, философию, религиозное мышление, политическое образование.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. История Древней Греции. Ольвия: город эпохи эллинизма. История культуры Древней Греции и Рима. Искусство Древнего Мира. Право Древней Греции.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Особенности государственного механизма в Древней Греции, основные полномочия органов государственной власти. Анализ политико-правового режима и административно-территориального устройства. Реформы в области государственного управления и законодательства.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции. Особенности системы физического воспитания. Физические программы в ходе обучения в палестрах. Виды спорта. Спортивнее состязания, как часть системы физического воспитания.

    реферат , добавлен 17.02.2009

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.

    реферат , добавлен 07.01.2015

    История Древней Греции. Произведения искусства, изобретения, знаменитые атлеты, философы и скульпторы. Сходство в менталитете нашего современника и древнего эллина. Герои, которых уважали древние греки. Понимание образов героев: Ахиллеса и Одиссея.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Этапы становления и развития политической мысли Древней Греции и Древнего Рима. Зарождения науки о политике, появление реалистической концепции власти. Развитие мыслителями античности идей свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Зарождение основных очагов цивилизации. Крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды экономической истории Древней Греции. Периоды в развитии Древнего Рима. Экономическая структура италийского села. Внутренняя торговля по всей Италии.

Древняя Греция – страна состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов).

Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спарта (авторитарная система управления) и Аттика с главным городом Афины (республиканское управление).

В них определились различные педагогические системы спартанская и афинская. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных воин, обладающего огромным количеством рабов.

Спарта (VII – III вв до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», – писал Аристотель в «Политике».

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящихся темноты, не знающими своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7-15, 15-20, 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет, это государственная система воспитания (мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником).

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

В 14 лет каждый спартанец проходил через агон – публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, честности и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными плотами и рабами.

В течение следующих лет не прекращалась военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие установки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.

Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. (Они держали в повиновении рабов, когда мужчины уходили на войну).

Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство». (Лукиан).

До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье, с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, приучались к домашнему хозяйству. Жизнь женщин в Афинах была замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (генекее), а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно).

Мусические (грамматика, кифариста) (8-16 лет) – дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые науные знания. Школы были частные и платные, общие занятия вели учителя дидаскалы (дидаско – я учу, позже дидактика – теория обучения). В школу мальчиков провожал один из рабов, называющийся педагогом (поводырь), пайс – мальчик, огогейн – вести.

Палестры (13-14 лет) – школы пятиборья, бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в которых пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы.

Эфибии (18-20 лет) – двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу.

В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать понимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты – странствующие учителя, среди которых были писатели, философы, государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая площадь. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования. Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469-399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основание. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ).

Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры –олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура – целая система культурных воздействий.

В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.

Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закалки; доказана возможность гармонического развития; выявлена связь содержания воспитания, его средства с возрастом ребенка. Гармоничное развитие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.

В науку о воспитании и образовании молодежи вошли из античности такие понятия: «педагог, дидактика, гимназия, лицей, школа».

В этот период появляются олимпийские игры.

Воспитание в Древнем Риме.

Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся.

Элементарные школы частные и платные обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободорожденного населения (плейбеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет. Богатые родители предпочитали давать своим детям начальное образование на дому).

Обучали мальчиков латинскому и греческому, риторике (искусству красноречия), литературе и истории.

15 – летние юноши пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в будущем посвятить себя политике, судебному делу.

В последнее столетие Римской республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.

Наиболее известным из римских педагогов был Марх Фабий Квинтилиан. (42-118 г. н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании аратора» В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее эффективными: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша. В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.