Воспитателям в доу подготовительная группа. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Правила поведения в детском саду. Симптомы и признаки заболевания

ВОСПИТАНИЕ В БЫТОВОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С самого начала учебного года педагоги подготовительной к школе группы должны позаботиться о наилучшей организации повседневной жизни своих воспитанников, чтобы каждый день последнего года пребывания ребенка в детском саду оказался для него полезным в нравственном отношении. Обязательным ориентиром для воспитателя являются при этом требования программы. Вместе с тем он всегда учитывает уровень нравственной воспитанности детей своей группы. В первые же дни воспитателям следует обсудить, как вести работу с теми детьми, которые их особенно беспокоят; как углубить чувства и продолжать укреплять привычки поведения у ребят, которые радуют доброжелательным отношением к людям, умением поступать соответственно нормам и правилам поведения; как воспитывать тех, чье поведение весьма противоречиво. Надо вновь проанализировать, как ведут себя дети при разных педагогах, дома и в детском саду, каковы моральные представления разных детей о добре и зле, об окружающей общественной жизни.
Все это поможет воспитателю осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход к формированию у детей навыков и привычек культурного поведения, уважительного отношения к взрослым, дружеских взаимоотношений и начал коллективизма, моральных представлений о добре, дружбе, справедливости, честности, скромности, о нашей Родине и людях труда, поможет в воспитании бережного отношения к вещам.
Названные задачи нравственного воспитания осуществляются в разных видах детской деятельности, а также в общении ребенка со взрослыми и детьми в быту, в разных жизненных ситуациях при целенаправленной и согласованной работе педагогов.
Важный психологический фон для нравственного воспитания- хороший эмоциональный настрой ребенка, благоприятное душевное и физическое самочувствие. Многое зависит от обстановки, стиля отношений, от педагогических условий, созданных в детском саду и в семье.
Перед началом учебного года воспитателям группы и няне целесообразно вместе обсудить основные воспитательно-образовательные задачи, договориться о неукоснительном выполнении режима, о том, что все вместе и каждый в отдельности будут стремиться стать образцом для детей в поведении и в отношении к людям, к общественной жизни страны, что станут проявлять к детям доброе и вместе с тем требовательное отношение. Если в предыдущих возрастных группах нравственное воспитание детей осуществлялось вдумчиво и систематически, то подготовительная к школе группа явится важным, завершающим этапом в формировании личности ребенка-дошкольника.
Применяя разные средства и методы, воспитатель должен позаботиться о том, чтобы дети знали правила поведения и взаимоотношений и стремились их выполнять в повседневной жизни.
Когда дети утром приходят в детский сад (или в другое свободное время), воспитатель спрашивает, как они вели себя сегодня дома, не огорчили ли маму или бабушку, чем помогли и помогают взрослым, выясняет, что знает ребенок (дети) о труде своих родителей, стремится показать ценность каждой работы. Если мальчик, девочка осведомлены плохо, педагог может дать задание расспросить маму, папу, бабушку. «Когда у нас будет занятие, ты сможешь интересно рассказать детям о том, как помогаешь дома маме, где работают твои родители, что делают».
Систематически воспитывается уважение к работникам дет

Ского сада, к родителям. Педагог может не только поговорить с детьми, но и дать им конкретное поручение: помочь воспитательнице, няне; узнать у воспитателя-методиста, заведующей детским садом, не нужна ли помощь воспитанников подготовительной к школе группы.
Важно воспитывать у ребят чуткость по отношению к старшим, учить замечать их настроение, реагировать на него определенным образом. Например, кто-то из сотрудников группы плохо себя чувствует, огорчен - пусть двое-трое детей подойдут к нему, скажут доброе слово. Или, зная, что у ребенка больна бабушка, воспитатель может предложить ему конкретное задание: «Когда придешь домой, посиди рядом с бабушкой, расскажи ей, как вы сегодня играли, как трудились. Бабушке это бу-дет очень приятно...» Зная, что воспитанник еще плохо усвоил правила поведения, педагог напоминает: «Дима, ты, наверное, поедешь в гости к родным в воскресенье? Ты, конечно, не забудешь уступить место в автобусе маме или кому-то из взрослых?»
И главное, о чем нельзя забывать: ребенок седьмого года жизни должен проявлять все большую и большую активность и самостоятельность в том, чтобы и словами, и на деле выразить уважение к старшим, готовность им помогать. Поводов для проявления заботливого, внимательного отношения к взрослым может быть очень много. Воспитателю только нужно не пропускать ни одной возможности для упражнения детей в хороших поступках. Как часто не обращается внимания на такие, например, «мелочи», что у детей нет привычки перед занятием поставить стул не только себе, но и воспитателю; без напоминания взрослых предложить стул гостю, спросить, не хочет ли он посмотреть их постройки, игровые уголки; пригласить за стол, ее-ли он пришел во время еды; быть готовым выполнить просьбу взрослого, даже если он незнаком, и т. д. Это все как будто бы внешние формы проявления внимания, но они должны отражать гуманные чувства и отношения ребенка к окружающим.
Нужно учить детей умению внимательно выслушивать взрослого, когда он обращается к ним, не перебивать разговаривающих, подождать, извиниться и только тогда обратиться с просьбой или вопросом. Если ребенок нетерпеливо перебивает взрослых, воспитатель должен показать, что ребенок поступает неуважительно.
Еще раз важно подчеркнуть: дети подготовительной к школе группы могут и должны быть внимательными к взрослым дома и в детском саду по собственной инициативе, а не только по указанию, совету взрослого.
Ценно, когда воспитатели умеют сделать предметом общих переживаний детей то, что волнует взрослых: няню наградили грамотой за хорошую работу, заведующую избрали депутатом районного Совета и др. Такие факты вызывают гордость за сво

Их товарищей у взрослых, и дети тоже должны знать об этом и стремиться проявить внимание: поздравить, сделать маленький подарок, еще лучше помогать няне и т. д.
Воспитанию заботливого отношения к взрослым опосредованно способствует внимание к детям самого воспитателя. Если он умеет заметить радость ребенка и порадоваться с ним, подбодрить, посочувствовать, когда ребенок загрустил, то у малыша всегда будет хороший пример для подражания.
Ценным условием нравственного воспитания, развития положительных взаимоотношений между детьми является общение старших дошкольников с маленькими. Эффективность его значительно повышается, если обеспечивается правильная педагогическая организация. Малыши обычно нравятся шести-, семилетним детям: они привлекают их своим внешним видом, доверчивостью, отношением к ним, как к старшим. Но для того чтобы общение с маленькими было воспитательно ценным, необходима некоторая подготовка. Пусть старшие узнают от воспитателей о некоторых особенностях малышей (например, что они быстро устают, не умеют еще хорошо бегать, что им многому нужно учиться) и как могут им помочь.
Необходимо наметить по согласованию с воспитателем младшей группы дни и часы, когда старшие будут общаться с малышами, продумать условия и организацию общения. Например, если это сборы на прогулку, то воспитателю младшей группы следует рассказать о принятом порядке одевания, о том, в чем нужно и в чем не нужно помогать малышам; сообщить о некоторых особенностях поведения отдельных детей. Если дети шести лет будут играть с маленькими в помещении или на прогулке, то полезно подсказать старшим, например, что во время бега надо учитывать неуверенность движений малышей, что они еще не умеют правильно держать друг друга за руки. Очень хорошо, когда в играх-хороводах старшие дети становятся между младшими, сами говорят или подсказывают маленьким слова соответствующих стихов, песенок, когда они учат своих товарищей конструировать, лепить и т. п. Большую радость доставляют поделки старших для игр малышей (вертушки, саночки и др.).
Воспитатель поощряет заботливое, доброжелательное отношение старших к своим маленьким товарищам, постепенно предоставляя им большую свободу действий. Малыши, подражая старшим и под их влиянием, скорее усваивают навыки вежливого обращения и более сложные формы деятельности - постройки, наблюдения. У старших чувство заботливости, внимание к малышам становятся устойчивыми. Ценно, что в практических делах у детей формируются черты гуманности.
Нравственной направленности быта детей подготовительной к школе группы способствуют традиции, которые устанавливаются в детском коллективе. Во многих детских садах, например, существует традиция отмечать день рождения ребенка. Это

Хорошая традиция: она помогает воспитанию внимания, заботливости у детей друг к другу, укреплению коллектива. Дети застенчивые, молчаливые, становясь «виновниками» торжества, под влиянием теплоты и доброжелательности окружающих их взрослых и детей приобретают большую уверенность в себе, лучше чувствуют себя в коллективе.
Поддерживая эту традицию в группе, очень важно, чтобы а подготовке к дням рождения, в проведении их сами дети принимали активное участие. В отсутствии «виновника» они должны обсудить, какой могут сделать подарок, при этом учесть интересы того, кому он готовится, стремясь доставить удовольствие товарищу. Подарки могут быть разными: рисунок, лепка, поделка из природного материала или песня, пляска, которую подготовят дети. А можно всем вместе сделать небольшую книгу из рассказов и стихов, которые любит именинник, альбом картинок с определенной тематикой и т. д. Такая подготовка побудит детей быть более внимательными к товарищам.
Через год дети подготовительной к школе группы уйдут из детского сада. Какую память о себе они оставят? В детском саду может стать традицией посадка деревьев (зеленого уголка для малышей) и передача заботы о них детям старшей группы. Традиционной может стать и передача детям старшей группы накануне ухода в школу своих игрушек, библиотеки. К этому нужно готовиться: беречь книги, игрушки, в течение года ремонтировать их.
Традицией может стать и праздник труда. Примерно раз в месяц дети и взрослые вместе трудятся в группе или на участке. Очень хорошо, если в таком труде будут принимать участие и родители. Бодрая музыка, удобное и красивое оборудование, интересное содержание труда и понятная цель, а главное, объединение со взрослыми создадут у детей хорошее настроение, желание выполнять работу быстро и качественно.
Хорошо завершить праздник общим чаем, к которому повар с двумя-тремя детьми и кем-то из родителей испекут пирог. Затем дети могут прочитать стихи, спеть песни о труде, а взрослые загадать загадки, решить «трудовые» задачи (например: «В какой группе чище: в той, где дети все вместе раз в неделю убирают помещение, или в той, где каждый ребенок каждый день убирает за собой?», «Что нужно сделать, чтобы вырос хороший урожай овощей на нашем огороде?»). В последующие дни дети могут рисовать на тему «Наш праздник труда», составлять рассказы.
Ценность таких традиций для нравственного развития детей бесспорна.
Воспитание у детей бережного отношения к вещам, игрушкам, куклам, которые принадлежат не одному ребенку, а всем детям группы, начинается с младшей группы. У воспитанников подготовительной к школе группы эти качества должны быть
7 Заказ 2482

Более осознанными: «Наши игрушки, наши книги, мы их должны беречь. Они нужны всем нам».
В один из первых дней сентября следует познакомить детей с игровым и подсобным хозяйством группы. С этой целью можно организовать нечто вроде экскурсии по групповой комнате и примыкающим к ней помещениям. Посмотреть, что есть в группе для игр и занятий детей, уточнить правила обращения с материалами, игрушками, их хранения, а также справедливого пользования ими.
Такой просмотр можно провести в форме совета-разговора с детьми утром, до завтрака или после дневного сна. «Дети,-говорит воспитательница,-давайте вместе посмотрим, посоветуемся, где нам удобнее расположить строительный материал и полочку с мелкими игрушками для строительных игр, книжный уголок, как и где лучше устроить дом для кукол, и т. п.».
Внимание, уважение к интересам и мнению детей будет способствовать формированию осознанного участия в заботе о хозяйстве, формированию бережного отношения к вещам. Целесообразно дать задание двум-трем ребятам самим поговорить с теми, кто по той или иной причине не оказался участником проведенного воспитателем разговора.
Повседневная жизнь создает благоприятные условия для воспитания бережного отношения к вещам, если педагог продумывает подбор игрушек, игровых и других материалов, их расположение, определяет способы их хранения.
Например, в группе всегда есть особые любители книг, шашек, шахмат. Эти ребята, да и другие дети должны иметь возможность спокойно почитать, рассмотреть иллюстрации, поиграть. Значит, надо отвести для этого рода занятий несколько уединенное, спокойное место, поодаль от того, где расположены игрушки, строительный материал.
Тот, кто хочет строить, должен иметь под рукой необходимый дополнительный материал (фанерки, дощечки, шнур, флажки для украшения и т. п.), а не искать его по всей комнате.
Твердый порядок в расположении игрушек и материалов приучает детей к аккуратности, воспитывает привычку после игры, занятий все убирать на место.
Воспитание бережного отношения к природе тесно связано с обогащением детей знаниями о труде людей по выращиванию растений, по уходу за животными.
С каждым годом расширяется площадь зеленых насаждений, и надо у детей с самого раннего возраста воспитывать бережное отношение к рощам, скверам, паркам, лесам. Между тем нередко можно наблюдать, как дети в роще и парке бегают по газо нам, топчут цветы, оставляют песок на скамейках.
Для того чтобы возбудить у детей желание охранять природу и вызвать отрицательное отношение к тем, кто ее не бережет,

Педагоги используют различные методы: и беседу, и картинку, и детский труд. В подготовительной к школе группе педагог усложняет содержание прогулок в природу, направленных на нравственное воспитание детей.
Процесс воспитания у детей любви к природе, бережного отношения к ней приобретает большую конкретность и практическую значимость. Можно выделить примерно два направления в ознакомлении детей подготовительной к школе группы с природой, способствующих воспитанию патриотических чувств детей и любви к живому: 1) ознакомление с растительным и животным миром, с неживой природой, формирование бережного отношения к природе, углубление знаний: природа - это богатство нашей Родины, ее красота; 2) ознакомление с трудом человека в природе - необходимость деятельности по выращиванию растений и животных и уходу за ними.
Во время прогулок воспитатель напоминает детям, что надо беречь растения, не топтать клумбы, не рвать с них цветов, не затаптывать молодые посадки, не ломать ветки. Наблюдая с детьми труд взрослых, воспитатель особо подчеркивает ценность труда в природе, его необходимость. Он показывает детям, что при обрезке дерева срезы замазываются краской, чтобы дерево не болело, а зимой деревья окучивают снегом, чтобы не промерзали корни (если корни промерзнут, дерево погибнет).
В подготовительной к школе группе, если позволяют условия, детей ведут на экскурсию в теплицу, в питомник, где они знакомятся с очень важным трудом людей, проникаются уважением к ним, желанием оказать посильную помощь.
Кормить птиц дети начинают еще в средней группе, в подготовительной- сами заготавливают корм для некоторых птиц: семена сорных трав, плоды деревьев, ягоды. Старшие дети уже руководствуются «вкусами» птиц и соответственно кормят их: синичку - кусочками сала, снегирей - семенами клена и ягодами рябины, голубей - коноплей и т. д.
Поддерживать эмоционально-положительное отношение к пернатым помогут художественные произведения: «Наши друзья» Г. Ладонщикова, «Друзья нашего леса» В. Баркова и др.
В подготовительной к школе группе воспитатель познакомит детей с тем, как охраняются некоторые дикие животные в естественных условиях. Используя опыт детей, воспитатель в доступной форме расскажет о заповедниках нашей Родины, о том, как работники заповедников оберегают и выращивают разных животных.
Темой разговора с детьми могут быть воскресные прогулки с родителями, поездки за город, в зоопарк, просмотры кинофильмов о природе. Воспитатель советует родителям посмотреть с детьми кинофильм С. Образцова «Удивительное рядом», основная ценность которого - воспитание любви к живому, умение видеть, понимать и ценить красоту природы.
7*

Отвечая на вопрос «Почему фильм так называется?», дети стараются раскрыть самую его суть: «Этот фильм называется «Удивительное рядом» потому, что там было много удивительного. Везде найдешь что-нибудь интересное»; «Удивительное рядом»- это потому, что природа рядом и ее нужно уметь ви-деть».
Обобщая высказывания детей, воспитатель подчеркивает значение природы, необходимость ее оберегать: «В природе много интересного и полезного для человека; природу надо беречь- это наше богатство и красота».
Наблюдения природных явлений в разные времена года, в разную погоду создают условия для единства эстетического и нравственного развития детей. Ребята учатся видеть, понимать красоту. Общение с природой создает у ребенка радостное настроение, что в свою очередь существенным образом влияет на его поведение в коллективе сверстников: ребенок становится добрее и отзывчивее к окружающим.
Для формирования коллектива, коллективистических взаимоотношений детей важны дружеский характер общения и взаимопомощь, развитие целеустремленности и организованности у каждого ребенка, интерес к совместной деятельности, осознание детьми элементарных норм и правил взаимоотношений со сверстниками. Педагог должен позаботиться о том, чтобы жизнь детей в группе протекала содержательно. Многое дает продумывание радостных для детей общих, а также индивидуальных перспектив в игре, труде, художественной деятельности.
Ребенок с большей охотой, желанием и настойчивостью действует, имея перспективу, зная, для чего он это делает, что ему еще предстоит сделать («Мы строим из снега избушку-зимовь-юшку, чтобы в ней обогрелся и нашел еду неизвестный друг»; «Мы собираем вырезки из газет и журналов, чтобы сделать альбом про нашу столицу Москву»). Если ребенок делает что-то один, следует, конечно, поддерживать его, но Вхместе с тем помогать устанавливать связи со сверстниками. Можно сказать, что его работа интересует и других детей; можно, привлекая сверстников этого ребенка, обратить их внимание на достижения товарища, на его умелость и т. п.
Коллективизм старшего дошкольника выражается в умении проникаться общими интересами, считаться с правами других, в умении радоваться общим успехам, оказывать помощь, трудиться на общую пользу, бережно относиться к общественному имуществу (игрушкам, книгам, пособиям, куклам). Воспитание у детей коллективизма предполагает расцвет индивидуальности: в коллективе поощряется инициатива ребенка, поддерживаются любознательность, сообразительность, индивидуальные интересы, вкусы, наклонности. Поощрение коллективных игр сочетается с содействием индивидуальным играм.
Воспитание справедливых вожаков, организаторов является

Существенным фактором становления коллектива детей. Задача педагога заключается в том, чтобы своевременно оценивать и правильно направлять инициативу ребенка, не давая развиться |у него чувству превосходства, тенденции к подавлению других детей. И если воспитателю удается поставить перед детьми значимую для них цель и привлечь к общему делу, к игре как «вожаков», так и ребят, пока еще менее инициативных, то взаимоотношения станут формироваться как коллективные. При этом надо продумать, как лучше сгруппировать детей. Важно, чтобы в каждом небольшом детском объединении был организатор, а состав группки таков, чтобы лидер понял (почувствовал), что один он не сможет реализовать поставленную задачу, игровой замысел и т. п. Очень важно также учить всех детей быть главными, например, при выполнении работы дежурных, в сюжетной игре; воспитывать ответственное отношение к обязанностям.
Перед детьми надо ставить при этом цели, зовущие их к согласованному действию: вырастить растение, выходить больного животного (птицу), сделать игрушку для маленьких, построить снежную гору на участке, вырастить цветы к празднику, построить дом для кукол и обставить его самодельной мебелью, подготовить представление сказки для малышей и т. д.
Решающее значение совместной деятельности в создании атмосферы единения можно показать на примере того, как была сформирована общая цель деятельности - выращивание деревца.
«Однажды во время прогулки с детьми,- рассказывает воспитатель,- я обратила их внимание на оголенные ветки тополя и спросила: почему нет на них листьев? Многие дети уверенно ответили: «Потому что на дворе холодно». Я предложила срезать веточку тополя и поставить в воду и сказала, что из Ветки вырастет деревце. Дети были удивлены и заинтересованы: как может вырасти дерево из ветки? Это же не семечко и не плод. Я посоветовала: «Особенно пристально наблюдайте за развитием корня».
Совместные наблюдения, стремление к познанию объединяли детей общностью переживаний. Когда появились тонкие белые корешки, никто уже не сомневался, что деревце вырастет. Но возникла новая забота: в банке корешкам стало тесно, воду подливали часто, но она быстро убывала. «Что будем делать с веткой?» - спросила я. «Посадим ветку тополя в цветочный горшок, в когда потеплеет - в грунт». Дети сделали все необходимое: выбрали и вымыли горшок, принесли землю, проверили, чистая ли она, размяли комочки, удалили сор, высадили деревце и тщательно ухаживали за ним.
Общая цель - перспектива вырастить дерево, высадить его на участок детского сада - сплачивала детей. Весной, когда стало тепло, ветку поместили в грунт на нашем участке, оградили колышками и по-прежнему ухаживали за ней. Ветка стала развиваться и превратилась в небольшое деревце».
Так, в процессе совместной деятельности осуществлялось нравственное и умственное воспитание.
Увлеченность близкой перспективой - существенный фактор бъединения детей, предотвращения конфликтов между ними. Воспитатель поощряет дружеские отношения играющих груп-, Слаженную, добросовестную работу дежурных, аккурат

Ность во время умывания (дети не только чисто, но и быстро умывались, а заметив, что набрызгали на пол, вытерли его); одобряет тех детей, которые по своей инициативе оказали помощь няне, увидев, что она несет груду белья; горячо поддерживает ребенка, который защищает новичка от несправедливых нападок кого-то из ребят.
Хорошо, если об этих поступках и отношениях различных группировок будут знать все воспитанники. Тем самым достижения одних становятся общим достоянием, что немаловажно для сплочения формирующегося детского коллектива.
Например, дети одеваются после дневного сна или кончают полдничать и воспитатель, привлекая их внимание, рассказывает о событиях минувшего дня, просит детей высказать свои впечатления, свое отношение.
А как относиться к коллективному обсуждению детских проступков, нарушению правил? Здесь надо проявлять большую деликатность, соблюдать педагогический такт. Во-первых, ни в коем случае не следует спешить «вытаскивать» виновника на суд товарищей; достаточно того, что его поступок был осужден группой сверстников, с которыми он, например, играл или работал, что взрослый тоже осудил его, что педагог и в дальнейшем не раз возвращался к печальному факту в личном разговоре с ребенком, наметил вместе с ним пути исправления (помощь взрослому, самодельный подарок, письмо больному товарищу с целью преодоления эгоизма, игра в придумывание вежливых, хороших слов, чтобы поскорее забыть плохие, и т. п.).
И все же иногда возникает необходимость выяснения какого-то трудного вопроса с участием всей группы детей, обсуждения плохих, неоднократно повторяющихся проступков ребенка. Ведь известно, что мнение детского общества имеет большую воспитывающую силу, даже если речь идет о складывающемся коллективе детей седьмого года жизни. Однако в подобных случаях воспитателю необходимо предусмотреть следующее: ребенку должно стать ясным, в чем (почему) он виноват, как можно исправиться, что для этого делать. Нельзя допускать длительных обсуждений, надоедливых нотаций.
Приведем педагогический факт, который может быть примером для иллюстрации сказанного.
Утром дети играли в помещении. Каждый был занят своим любимым делом. Воспитатель Светлана Анатольевна подходила то к одной, то к другой группе; нескольким детям, которые слишком много двигались, предложила поиграть в настольную игру «Аленушка».
Через некоторое время внимание воспитателя привлек деревянный автомобиль, стоящий, как и положено, в открытом гараже. Осмотрев машину, воспитатель поставил ее на свой стол.
Перед завтраком Светлана Анатольевна подозвала к себе детей, взяла в руки машину и сказала: «Дети, у нас случилась сегодня неприятность: кто-то сломал автомобиль и не сказал об этом. Кто же это сделал? Надо обязательно сказать. Ведь это могло случиться и нечаянно: надавил слегка на автомо

Биль - ось и сломалась! А может быть, и просто неаккуратно кто-то играл. Все равно должен же он сказать правду! Нельзя ведь так: сломал и потихоньку поставил в уголок».
Дети слушают, не спуская глаз с воспитателя. Тихо в группе. Вдруг кто-то произносит: «Это Саша!» - «Ах, зачем же ты сказал,-с огорчением произносит Светлана Анатольевна.- Ведь Саша, наверное, сам хотел только что признаться! Так ведь, Саша?» Саша заливается румянцем, стоит молча, опустив голову. «У тебя, Саша, очень трудное положение,-говорит воспитатель - папа твой в командировке, не скоро вернется. Кто же поможет нам? Ведь сами мы не сумеем справиться с этой работой».
И вдруг Люба предлагает: «Я попрошу своего папу, и он починит машину, можно?» - «Ну, конечно же, Любушка,- вот как хорошо все получилось,- радуется Светлана Анатольевна.- И Саша признался, и Люба его выручила,- она попросит папу починить автомашину. А ты, Саша, старайся осторожнее обращаться с игрушками и, если уж что случится, непременно говори об этом, не скрывай». Саша в ответ молча кивает головой.
Дети должны быть справедливы в оценке поведения сверстников, своего собственного, критически относиться к нарушению общеустановленных правил в детском саду, быть доброжелательными, правдивыми.
Важную роль в формировании правильных взаимоотношений детей играет развитие этических представлений о доброте, честности, справедливости, дружбе, приучение к оценке и самооценке своих поступков.
Задачи воспитания гуманного отношения детей друг к другу педагог осуществляет как в течение всего дня, так и на занятиях, где основным методом воздействия становится беседа.
Ни один факт нарушения общепринятых этических норм не должен пройти мимо внимания педагога и детей. Причины конфликтов между детьми могут быть самыми разными.
Например, дети играют в прятки. Саша закрывает глаза и считает до десяти - водит. За это время остальные дети должны спрятаться. Как только Саша начинает искать товарищей, Валера, не принимающий участия в игре, сообщает, куда все спрятались. Саша, воспользовавшись этим, быстро находит играющих. Однако те протестуют, потому что слышали, как Валера подсказывал Саше, обвиняют его в том, что он нарушил правила игры. Дети шумят, ссорятся и, так ни до чего и не договорившись, разбегаются. Воспитатель просит их подойти и спрашивает: «Как вы думаете, дети, почему такая интересная игра прекратилась?» Дети, естественно, назовут причину. Педагог говорит: «Я расскажу вам, как нужно играть, чтобы ссор между вами не было. Вы также подумайте, как нужно вести себя, чтобы игра была дружной, долгой, веселой».
Таким образом, внимание детей сосредоточивается на их поведении- причине возникшего конфликта. Воспитатель объясняет: «Чтобы дружно играть, нужно честно относиться к правилам игры, не нарушать их. Того, кто не нарушает правил, называют справедливым».
В беседах о поведении детей в играх должны быть живые, конкретные факты. Например, воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы заметили, что Оля вот уже несколько дней хочет быть врачом, а Миша ее все время отстраняет. Почему? Давайте поговорим об этом». Дети могут сказать: «Оля не умеет быть

Ние моральных правил, регулирующих взаимоотношения между детьми: как следует поступить в том или ином случае, как уступить или убедить товарищей в правоте своего предложения и пр.
В процессе коллективного труда очень важно наладить работу внутри каждого звена, в то же время опираясь на элементы самоорганизации, самостоятельного решения возникающих вопросов. Воспитатель не сразу указывает, как следует поступить в том или ином случае, а помогает детям понять причины происшедшей остановки, недоразумения и других ситуаций, возникающих в труде, например: «Мне кажется, что вы очень задерживаетесь, отстаете от других. Вам что-то мешает в работе? Все ли удобно вы расположили? Правильно ли договорились?» Или: «Наверное, вы сами сможете решить, как следует поступить, чтобы было справедливо, если вспомните правило: надо по очереди выполнять все дела каждому». И т. д.
Воспитатель приходит на помощь тем звеньям, в которых работа оказалась менее знакомой или объем ее значительно большим, чем у других (присоединяет новых ребят, проводит перераспределение обязанностей, сам включается в работу какого-либо звена и т. д.). Устраняя всякого рода остановки, педагог прежде всего предусматривает воспитательное воздействие на детей, активно вводит моральные правила, способствующие формированию положительных взаимоотношений, пред-ставлений о нормах поведения в коллективе сверстников. По окончании работы воспитатель обсуждает с детьми ее результаты, особенно выделяя положительное значение коллективных трудовых усилий, рассказывая о тех, кто проявил заботливость, дружелюбие, внимание к сверстникам. При обсуждении недостатков в работе детей воспитатель советует, как следовало бы поступать, например: «Шура сегодня так быстро работал, что справился раньше других. Это очень хорошо. Но было бы еще лучше, если бы он сам догадался помочь Рите. Ей было трудно, но она постеснялась попросить помощи. Я думаю, что в другой раз он так и поступит».
Подобные обсуждения помогают детям осознать, как следует поступать в конкретных ситуациях.
Организуя трудовую деятельность детей, учитывая их возросшие возможности, необходимо принимать во внимание и нагрузку. Особенно это касается таких видов труда, как вскапывание земли и сгребание снега. Именно в подготовительной к школе группе создается возможность дать детям почувствовать реальную физическую нагрузку, а вместе с тем и особенности труда как деятельности, связанной с затратой сил. Недостаточная нагрузка не дает возможности сформировать у ребенка привычку к трудовому усилию. Перегрузка вызывает отрицательное отношение к труду, Поэтому при организации труда
к*

Следует предусмотреть оптимальную нагрузку на ребенка с учетом умений и темпа работы.
Привлекая детей к сгребанию снега или вскапыванию земли, воспитатель учит пользоваться лопатой, планировать свою работу, определять, в каком направлении двигаться, куда грести, сколько земли или снега брать на лопату и пр.
Быстрый темп работы очень скоро приводит к утомлению, частые отвлечения не дают возможности получить ощутимый результат. Поэтому воспитатель приучает детей работать размеренно, в среднем темпе, не торопясь и не отвлекаясь. Рукводст-во воспитателя направляется не только на получение результата деятельности, но и на формирование привычки к трудовому усилию: ребенка радует его умение, способность достичь ощутимых результатов, что побуждает его вновь приниматься за работу на другой день.
Дети подготовительной к школе группы оказывают помощь малышам: помогают им одеться и раздеться, вынести игрушки на участок, выстирать кукольное белье и пр. Это позволяет формировать положительное отношение к младшим, умение зидеть их затруднения, помогает ощутить свою необходимость для маленьких и способность откликнуться на их просьбу. Однако, не зная, как надо помогать младшим, дети нередко подменяют няню, превращая малыша в куклу, не дают ему возможности что-либо сделать самому. Поэтому возникает необходимость подготовки старших дошкольников к оказанию помощи малышам. Воспитателю важно вызывать у детей чувство доброты, заботливости, раскрывая гуманность таких отношений: «Посмотрите, какие они еще беспомощные, неумелые. А какие они милые, ласковые. Как они тянутся к вам. Ну-ка, мои добрые помощники, помогите своим маленьким друзьям».
В группе воспитатель время от времени подчеркивает, что с помощью старших детей малыши уже научились одеваться, быстрее убирают игрушки и пр.
«Программа воспитания в детском саду» рекомендует также организовать работу детей с деревом. Этот вид труда очень привлекает детей, так как является для них новым, а также потому, что позволяет получить реальные результаты: поделки, игрушки, а то и вещи, имеющие практическое значение. Труд по дереву создает большие возможности для обучения детей предварительному планированию своей работы, умению представить будущий результат. Следует стремиться к тому, чтобы результаты труда детей имели практическую значимость, а изготовленные игрушки были аккуратными, устойчивыми.
Много фантазии и выдумки проявляют дети, работая с природным материалом. Этот вид труда позволяет детям выразить внимание к взрослым, сверстникам, приготовив для них сувениры. Процесс труда неразрывно связан с формированием аккуратности, тщательности, терпения, умения преодолевать

Трудности. Поэтому очень важно иметь в группе достаточное количество желудей, шишек, коры, соломы, ореховой скорлупы и других материалов. Для привлечения внимания детей к этому труду надо показывать им простейшие приемы соединения частей, возможные варианты измерений, использование некоторых инструментов. Можно рекомендовать также оставлять лучшие работы детей, уходящих в школу, для рассматривания их детьми, переходящими в подготовительную к школе группу. Воспитатель, обращая внимание на эти поделки, рассказывает: «В прошлом году дети, которые сейчас уже учатся в первом классе, научились делать интересные фигурки, игрушки из шишек и пластилина. Вы за год тоже сможете научиться их делать. Мы с вами будем рассматривать их и сами придумывать другие, похожие на эти».
Таким образом, трудовое воспитание в подготовительной к школе группе решает целый ряд задач нравственного воспитания, главной из которых является формирование нравственно-волевых качеств, необходимых ребенку для успешной учебы в школе.

Александра ЕРШОВА (кандадат педагогических наук),
Вячеслав БУКАТОВ (доктор педагогических наук)

Пять советов

воспитателям

старших и подготовительных групп

Публикация первой редакции в кн.: Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике (Красноярск, 1990)

Первый совет: Быть готовым к собственным промахам

Какое бы предложение - сыграть , показать , вспомнить , придумать или выполнить - ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности эти выясняются не сразу. Поэтому воспитателю нужно быть готовым к своим возможным промахам, а не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной и обязательно принесет запланированные достижения.

___ Все препятствия, встре­чающиеся в социо-игровой работе, воспитателю следует рассматривать как содержание занятий, видя в них сущность своих задач, а в их преодолении - сущность развития и всей группы, и самого ребёнка.

.

Второй совет: Не разжевывать смысл задания

___ Часто дети говорят, что не начи­нают выполнять заданное, потому что ничего« не по­няли». Но это совсем не означает необходимости« разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не ос­тавалось отгадать, сообразить, понять самому ребён­ку.

___ В социо-игровых заданиях доля самостоятельно­сти исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать:« не понял» - это, наверное, просто поосторожничал,« поленился» или подумать, или попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на« не по­нял» будет уменьшаться.

___ Хотя конечно иногда воспитательница должна и пояснять(повторять) задание, если она почувствовала, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по существу(точнее по ее собственной вине, а не из-за невнимания или пассивности обучаемых детей).

.

Третий совет: Обращать внимание на интересные неожиданности

___ Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необ­ходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем« верный» вариант, запланированный воспитательницей.

___ Под­черкиваем, что важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится.

___ Иначе, повторим ещё раз, союз детей и воспитателя распадается на лидер­ство взрослого и иждивенчество ребёнка . В результате равноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию -« когда же тётя или дядя меня похвалит».

.

Четвертый совет: Видеть в детских отказах ценные подсказки

___ Самая« страшная» неприятность - отказ некоторых детей от участия в предложенной игре(задании, упражнении) - снимается предвари­тельной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, чтобы отка­зывающиеся нашли в себе уверенность для участия в общей работе.

___ Воспитатели по-разному относятся к отка­зам детей, им симпатичных и несимпатичных. Первым они доверяют, поэтому их отказы воспринимаются как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же вторых они видят либо злой умысел, либо вредность характера ребён­ка.

___ Столкновение с детским отказом перестает быть« страшным», если воспринимать его не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, пода­ренную ребёнком. Представьте, что отказ исходит от вашего любимого воспитанника(а ещё лучше - от нескольких любимых вос­питанников). Это поможет стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.

Постскриптум к четвертому совету: Помочь ребёнку обнаружить себя сочувственно присоединившимся

К сказанному о ситуациях отказа детей 5-10 лет от предлага­емых воспитателем(или учителем) игровых заданий добавим краткое изложение следу­ющих наблюдений и рассуждений Евг.Евг. Шулешко.

Каждый ребёнок склонен к признанию согласия. Особенно легко ему призна­вать согласившимися других. Труднее признавать собственное согла­сие. Труднее потому, что для него согласие ведет иногда к потере себя.« Внешнее» удержание ребёнком образа своей самостоятельности часто выражается его« видимым» несогласием, отказом.

Подлинный отказ связан с индифферентностью, которая нормальному ребёнку ещё достаточно чужда. Он как чувствующий индивид постоянно ищет сочув­ствующих, ищет тех, по отношению к которым он сочувственно признал бы себя согласившимся. И ими, прежде всего для него являются сверстники.

Если воспитатель слишком резко или как-то неестественно изменил ситуацию и ребёнок не успел или не смог присоединиться к кому-то из присутствующих на занятии, - он помимо своего желания оказывается в отказе от работы и, как утопающий за соломинку, хватается за образ своего своеволия(то есть издержки своей самостоятельности).

Взрослому не следует придавать большого значения содержанию как согласий ребёнка, так и его отказов. Для ребёнка существеннее, не с чем , а с кем он соглашается(либо не соглашается). И чуткий воспитатель всегда сможет увидеть, каким образом определенного ребёнка, который ни к кому не смог присоединиться, окружить такой ситуацией, в которой он смог бы оказаться сочувственно присоединившимся или признавшим по отношению к кому-то из сверстников свое согласие.


Е.Е.Шулешко и В.М.Букатов на даче у Г.А.Погодиной. Красноярск, 1989

.

Пятый совет: Умейте порадоваться шуму

___ Часто у воспитателей возникает недоволь­ство лишним, казалось бы, посторонним шумом, естест­венным при повышении активности обучаемых детей. Каждый раз воспитательнице необходимо со всем вниманием к происходящему(то есть, замечая и видя конкретных детей) давать себе отчет:« вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так!

___ Чаще всего« шум» происходит от стихийно возник­ших деловых« репетиций»(то есть работы-подготовки на местах). И поэтому воспитательнице, скорее, нужно радоваться, что её задание вызы­вает у детей желание работать.(Подчеркнём, что после шумных проб, когда вызванные группки начнут показывать свои работы, то любая из удач почти сразу обеспечит внимательную тишину во всех группках до того бойко работавших).

___ Также отметим, что когда« шум» является результатом общей активности, направ­ленной на выполнение задания, то по­казы начинать лучше с тех детей, кто вообще-то выступать решается редко, но только что весьма активно работал на месте.

___ В случае же шумного пове­дения детей-зрителей(или, например,« судей») необходимо:

___ 1) занять зрителей конкретным заданием(за чем именно следить и кому );

___ 2) или занять в показе большее число детей(не один за всю команду, а вся команда полностью; не одна из команд судит, угадывает, пересаживается и т.д., а одновременно все).

___ Ну и если воспитательница возникший в группе шум так-таки посчитает« вредным», то тогда ей следует сменить игровое упражнение.

Постскриптум к пятому совету: Помогать детям переключаться

Случается, что, когда одна из команд-шестёрок показывает свои результаты, то те из зрителей, кто имеет ещё маленький опыт обще­ния в микрогруппах, могут быть к показу соседей невнимательными. Педагогу не­обходимо либо терпеливо дождаться того времени, когда дети откроют для себя интерес в восприятии результатов работы другой команды, либо проверить общую конструктивность организации игрового задания.

Например, если каждая группка сочинила рассказ и для запоминания сделала на бумаге какие-то рисунки или записи(если дети уже освоили грамоту), токогда наступит этап показа, все« слушающие» команды все время будут вносить в свои планы какие-то поправки, не в силах остановить внутригруппового обсуждения сво­его варианта. А отсюда в командах появится и общее невнимание, и отвлекающий шум.

В этом случае воспитателю следует улучшить общую организацию. Например, когда время истекло, все команды складывают свои рабочие листочки в одно место(волшебный ларец) и рассаживаются для слушания в новом углу. А новая мизансцена помогает рабочим командам переклю­чать свое внимание с подготовки на восприятие работы других.

Хозяин ларца(им может быть и воспитательница, и ребёнок), не глядя, достает любой листок. Рабочая группка, узнавшая свой рабочий листок, первой начинает свой показ.

Повторим, что при шумной активности детей, связанной с выполнением задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать. И поэ­тому с интересом самому включаться в работу детей, помогая каждой команде своими ненавязчивыми советами.

А.П.Ершова,

В.М.Букатов

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий

.

Высыпания при мононуклеозе: их особенности в разном возрасте

Многие страшные болезни прошлого - чума, проказа, оспа сопровождались высыпаниями на коже. Возможно поэтому до сих пор непонятные пятна или прыщики, появляющиеся во время болезни, вызывают беспокойство и тревогу. Одним из заболеваний, сопровождающихся кожной реакцией, является инфекционный мононуклеоз.

Как развивается заболевание

Мононуклеоз - острое вирусное заболевание, широко распространенное как среди детей, так и среди взрослых. Оно вызывается вирусом Эпштейна-Барра и поражает лимфоидную ткань миндалин, селезенки и печени. Легкие формы заболевания очень похожи по своим проявлениям на обычные ОРВИ. По некоторым данным, до 90% взрослого населения могут являться носителями и переносчиками вируса Эпштейн-Барра. Первичное заражение мононуклеозом встречается чаще всего у детей до 10 лет, преимущественно мальчиков. После перенесенного заболевания иммунитет остается на всю жизнь.

Клиническая картина

На различных этапах заболевания симптомы мононуклеоза отличаются.

Предваряет заболевание инкубационный период. Он длится от 5 до 45 дней и отсчитывается от времени попадания вируса в организм до начала активных проявлений инфекции. В это время не происходит особых изменений в состоянии здоровья, только иногда отмечается повышенная утомляемость и слабость.

Начало болезни обычно острое. Наблюдается резкое повышение температуры тела до 38-39С 0 , боль в суставах, слабость, возможна тошнота. Иногда заболевание может проявляться в виде отека лица и век, отсутствия жизненных сил, общей вялости. Такое состояние недомогания может продолжаться до 5 дней, затем оно сменяется более явными симптомами инфекции.

Пациент жалуется на резкую боль в горле, подъем температуры до 40С 0 . При осмотре врач отмечает увеличенные лимфоузлы, а также серо-желтый налет на миндалинах.

На 2-3 недели болезни значительно увеличивается селезенка, а в конце первой недели - печень, что можно заметить на ультразвуковом исследовании. В разгар болезни может появиться сыпь на теле. Все это специфические признаки, которые позволяют заподозрить мононуклеоз. Диагноз подтверждается результатами лабораторных анализов и УЗИ внутренних органов.

В зависимости от тяжести течения болезни, состояния и возраста пациента лечение проводится на дому или в стационаре. В любом случае, больному показан постельный режим, щадящая диета, покой, прием жаропонижающих препаратов.

Сыпь у детей

Сыпь как характерный симптом мононуклеоза у детей может наблюдаться примерно в 30% случаев заболевания. Очень часто такое проявление болезни пугает родителей и заставляет их подозревать заражение более тяжелыми инфекциями, например, краснухой или корью.

Кожные высыпания при мононуклеозе появляются на 3-12 день заболевания. Они не вызывают зуда и жжения, хотя могут покрывать достаточно большую поверхность тела. Чаще всего сыпь появляется на лице, ладонях, ступнях, затем переходит на спину, грудь, живот. Четкой последовательности появления реакций не выявлено. Появление сыпи связывают с реакцией органов ЖКТ на нарушение лимфотока.

Внешний вид кожных реакций при мононуклеозе чрезвычайно разнообразен. Это могут быть небольшие отдельные прыщики, ярко выраженные папулы или очаги гиперпигментации кожи, вызванные мелкими местными кровоизлияниями.

Через 3-5 после появления высыпания пропадают вместе с ослаблением других симптомов при естественном течении заболевания.

При использовании в лечении мононуклеоза антибиотиков сыпь может быть вызвана аллергической реакцией на лекарственный препарат.

Аллергические высыпания могут проходить в виде красных пятен на коже, крапивницы или очагов дерматита.

В отличие от сыпи при мононуклеозе, крапивница вызывает сильный зуд. В тяжелых случаях отдельные элементы сыпи объединяются между собой и практически покрывают все тело больного.

Лекарственный дерматит представляет собой появление круглых пятен на коже диаметром 2-3 см. Эти бляшки воспаляются, чешутся, шелушатся, причиняя значительный дискомфорт больному.

Наглядно эти и многие другие примеры того, как выглядит сыпь при мононуклеозе у детей и у взрослых можно на следующих фотографиях:

Одной из первых мер для облегчения аллергической реакции является отмена лекарственного препарата, который ее вызвал. Для снятия зуда и облегчения состояния больного обычно назначаются антигистаминные препараты, сорбенты. На покрасневшие места наносят мази и крема: они снимают раздражение и обладают противовоспалительным эффектом. В тяжелых случаях по назначению врача применяется гормональная терапия.

Первые симптомы

Больные жалуются на першение в горле, боль в области миндалин при глотании и разговоре. Лор-врач при осмотре замечает отек и покраснение небных миндалин. С течением болезни налет на миндалинах приобретает серый или желтоватый оттенок и легко снимается лор-инструментами без повреждения слизистой органа. Иногда во рту и горле наблюдаются красные высыпания.

Точный диагноз ставится на основании осмотра, сбора анамнеза и выявления особенностей развития заболевания, а также лабораторных анализов.

Лечение мононуклеарной ангины проводится под контролем врача. Чаще всего больным назначаются противовирусные препараты, местные антисептические средства и растворы для полоскания горла. При присоединении бактериальной инфекции проводится антибактериальная терапия, используются, преимущественно, препараты группы макролидов и цефалоспоринов. Применение пенициллинов при мононуклеозе не рекомендуется из-за высокой вероятности аллергических реакций.

Следует понимать, что мононуклеоз - комплексное заболевание, и избавление от боли в горле не является полноценным выздоровлением.

Особенности течения заболевания у взрослых

В связи с широким распространением вируса, вызывающего мононуклеоз, большая часть заболеваний приходится на детей и подростков. Взрослые люди к 30 годам обычно уже имеют сформированный специфический иммунитет.

В случаях инфекционного мононуклеоза у взрослых отмечается смазанная симптоматика проявлений болезни. Течение болезни напоминает ОРВИ, с постепенным утяжелением состояния больного.

В первую очередь развивается воспаление слизистых горла и увеличение лимфатических узлов. Возникает множественное поражение желез (полиаденопатия). С током крови вирус проникает во все жизненноважные органы человека. Больной отмечает слабость, утомляемость, боль в мышцах.

Потом появляются признаки респираторных инфекций: повышение температуры, головная боль, заложенность носа, боль и першение в горле. Лихорадка может держаться несколько недель. С течением болезни нарастает симптоматика: появляются проблемы с дыханием, наблюдается сыпь, общая интоксикация организма, происходит увеличение печени и селезенки.

При отсутствии адекватного лечения состояние больного ухудшается, присоединяются бактериальные инфекции, в первую очередь, развиваются ангина, воспаление легких, отек век или гортани, что является состоянием, опасным для жизни из-за возможности удушения. Может наблюдаться желтушность кожи, склер глаза, темная моча в связи с поражением печени.

После острого периода болезни наступает длительный процесс восстановления организма: постепенно происходит нормализация температуры тела, восстановление печени и селезенки в размерах. При сниженном иммунитете возможно хроническое течение болезни с постоянными рецидивами.

Локализация высыпаний

Нередко у больных мононуклеозом возникает сыпь различного вида и локализации. Она является одним из клинических признаков мононуклеоза, не требует специфического лечения и не вызывает раздражения или жжения. Исчезают и появляются кожные высыпания спонтанно.

Чаще всего сыпь появляется на лице, поверхности тела, руках и стопах в виде пятен и папул розового и красного цвета. Однако могут наблюдаться энантемы - узелки на слизистых оболочках рта, горла, половых органов. Отмечены случаи появления пятен белого цвета на задней стенке гортани.

Инфекционный мононуклеоз - системное заболевание, вызывающее поражение лимфатической системы, печени и селезенки. Характерной особенностью болезни является спонтанно появляющаяся и исчезающая сыпь на коже, не причиняющая дискомфорта больному. При своевременном лечении больной полностью выздоравливает. После исчезновения острых признаков требуется долгий период восстановления, на время которого рекомендуется избегать мест скопления людей, смены климата, прямых солнечных лучей.

Заболевание инфекционный мононуклеоз

Инфекционные болезни встречаются очень часто. Людям приходится бороться с ними. Одно из таких заболеваний – инфекционный мононуклеоз. Пятая часть населения являются носителями ДНК, содержащего вирус герпеса, который и вызывает болезнь. Многие болеют мононуклеозом легкой формы, которая с трудом диагностируется. Инкубационный период может длиться от нескольких дней до двух месяцев. После перенесенного заболевания в организме вырабатываются антитела. Узнайте, как распознать мононуклеоз у взрослых и у детей, чем лечить и какие меры предосторожности стоит соблюдать?

Причины возникновения инфекционного мононуклеоза

Возбудителем вирусного мононуклеоза является вирус Эпштейна-Барра, названный в честь ученых, которые его открыли. В окружающей среде вирус быстро погибает, он существует только в теле человека. Передача этой инфекционной болезни возможна только воздушно-капельным путем при тесном контакте с вирусоносителем или зараженным человеком. У медиков есть свое название заболевания мононуклеозом – «болезнь поцелуя». Передаваясь с частичками слюны через предметы домашней утвари, инфекционный возбудитель продолжает свое «путешествие».

Симптомы и признаки заболевания

Болезнь мононуклеоз регистрируется круглогодично, но особенно отмечается увеличение количества заболевших в сезон весна-осень. В этот период снижается иммунитет, организм ослаблен, симптомы мононуклеоза проявляются ярче. Как их определяют у ребенка и взрослого? Отличаются ли они? Узнайте о первых признаках инфекционного заболевания, которые проявляются к 5-8 дню после заражения, чтобы не допустить осложнения болезни.

У детей

Признаки заболевания у детей:

  • вялость, переходящая в слабость, сонливость;
  • постепенное увеличение температуры тела до 39 C и выше;
  • ломота в теле;
  • увеличение лимфатических узлов на шее, иногда в паху;
  • боль в горле, похожая на ангину, с белым налетом, увеличение миндалин;
  • насморк, затрудненное дыхание;
  • отечность лица;
  • сильный отек задней стенки глотки, покрывающейся слизью;
  • небольшие кожные высыпания;
  • в острой стадии заболевания – увеличение печени и селезенки.

У взрослых

Признаки заболевания у взрослых:

  • общее снижение активности, работоспособности, увеличение слабости;
  • озноб, высокая температура тела, иногда достигающая до 40 C, держащаяся неделю и более;
  • увеличение лимфоузлов по всему телу, особенно в шейном отделе;
  • кратковременное высыпание на коже по всему телу;
  • сильная отечность полости рта и глотки, затрудняющая дыхание;
  • боль в горле, как при гнойной ангине, с белым налетом;
  • заложенность носа;
  • одутловатость лица, опухание век;
  • сильное увеличение селезенки и печени, которое сопровождается пожелтением кожных покровов.

Диагностика

При первом подозрении врача на инфекционное заболевание, которое вызывает вирус Эпштейн-Барра, пациента направляют в лабораторию клиники для сдачи иммунофлюоресцентного анализа крови. Если атипичные мононуклеары в крови обнаруживаются – у больного подтверждается диагноз болезни мононуклеоза. При заболевании изменяются показатели крови. Происходит увеличение лимфоцитов и моноцитов.

Для полноты картины назначают современное ультразвуковое исследование печени и селезенки. Увеличение их размеров выше нормы, повышенная эхогенность говорит о правильно поставленном диагнозе. Внимательное, детальное изучение и расшифровка анализов крови поможет не спутать цитомегаловирус и Вирус Эпштейн-Барр, у которых очень похожи внешние симптомы.

Лечение инфекционного мононуклеоза

Проводить лечение такого тяжелого инфекционного заболевания, как мононуклеоз, должен только квалифицированный врач. Хронический мононуклеоз у взрослых лечится по той же схеме, что и детский. Придерживаясь рекомендаций доктора, больной должен четко выполнять назначенное врачом, чтобы не спровоцировать ухудшение состояния. Общие рекомендации в острый период болезни мононуклеозом, медикаментозное лечение и советы, направленные на повышение иммунитета:

  • обильное питье;
  • бессолевая диета №5, исключающая острое, жирное, жареное;
  • полоскание горла теплыми травяными настоями, антисептическими средствами;
  • противовирусные препараты при тяжелых осложнениях – «Ацикловир», «Интрон А», «Интерферон»;
  • жаропонижающие препараты: «Ибупрофен», «Парацетамол»;
  • витамины группы B, C, P, как поддерживающие иммунитет;
  • назначение антибиотиков не желательно, только в случае крайней необходимости, определенная группа может вызвать анафилактический шок и летальный исход.

Возможные осложнения и последствия

На фоне информации о вирусном мононуклеозе стоит отдельно сказать о женщинах, планирующих беременность. Чтобы обезопасить себя и свое будущее потомство, в обязательном порядке нужно пройти полный комплекс лабораторных исследований в клинике или женской консультации. В случае, когда будущая мама заболеет вирусным мононуклеозом, беременность может прерваться в любой момент с осложнениями для всего организма.

Если по срокам удастся выносить ребенка, в большинстве случаев дети рождаются с отклонениями, как физическими, так и умственными. При перенесенном инфекционном заболевании будущей мамы или членов семьи, должно пройти не менее года, чтобы увеличилась вероятность здорового потомства. Мононуклеоз при беременности может иметь очень тяжелые и непоправимые последствия.

Когда болезнь переходит в тяжелую стадию, больного могут госпитализировать. Ребенка младшего возраста так же лучше лечить на территории стационара, под круглосуточным наблюдением врачей. Лимфоузлы после мононуклеоза могут оставаться увеличенными еще несколько недель после выздоровления. На протяжении шести месяцев нужно минимум трижды сдавать контрольные общие анализы крови и на биохимию, чтобы исключить возможные осложнения в работе печени.

При неправильном лечении селезенка увеличивается до больших размеров, инфильтруется макрофагами. Может произойти разрыв тканей, что приведет к смерти. Слабый иммунитет во время инфекционного заболевания может спровоцировать заражение вторичной инфекцией. В виде осложнений присутствуют болезни: пневмония, отит, тонзиллит, синусит, абсцесс горла. Синдром мононуклеоза при ослабленном организме притягивает к себе и другие инфекции. Нарушение работы печени, анемия встречается, но редко.

Причины сыпи при мононуклеозе

Мононуклеоз – инфекционное заболевание. Его возбудитель – вирус Эпштейна-Барр. Болезнь поражает преимущественно детей и молодых людей. Вирус принадлежит к семейству Herpesviridae и распространяется воздушно-капельным путем. Первые признаки заболевания – слабость, лихорадка, высыпание, боль в горле. Вирус поражает лимфатические узлы, печень, селезенку, верхние дыхательные пути, иммунную систему . Особенность заболевания заключается в том, что возбудитель вызывает не гибель, а активную пролиферацию инфицированных В-лимфоцитов и моноцитов. Вирус способен длительное время сохраняться в пораженных клетках, иногда переболевший человек на всю жизнь остается носителем инфекции.

Пути передачи инфекции

Источником вируса Эпштейна-Барр выступает больной человек. Он становится заразным с начала заболевания до полного выздоровления. Носительство вируса продолжается еще полгода после выздоровления, а у части переболевших сохраняется всю жизнь .

Наиболее часто заражение происходит при контакте с мокротой больного. Возбудитель также передается через пищу и воду, предметы быта.

Вирус достаточно устойчив во внешней среде, но гибнет под влиянием высоких температур и дезинфицирующих средств.

Возможно инфицирование при переливании донорской крови или ее препаратов и заражение плода от больной матери , но эти два способа распространения заболевания встречаются довольно редко.

Развитие заболевания

Мононуклеоз в клинической форме чаще всего диагностируется у ослабленных детей, которые страдают анемией, гиповитаминозом, иммунодефицитами. Взрослые люди болеют крайне редко.

Инкубационный период длится от 5 дней до 2 недель . Первыми признаками заболевания являются лихорадка, озноб, боль в горле, заложенность носа. Из клеток эпителия верхних дыхательных путей вирус попадает в кровь и лимфатические узлы. В крови возбудитель активно размножается, вызывая патологические изменения клеток иммунной системы.

Через неделю состояние больного ухудшается – развивается ангина, увеличиваются лимфатические узлы, нарастают симптомы общей интоксикации.

Сыпь при инфекционном мононуклеозе появляется в разгар заболевания. Вирусная экзантема не чешется и не доставляет человеку дискомфорта.

Возбудитель поражает печень и селезенку. Органы значительно увеличиваются в размерах. Моча больного может приобретать темную окраску, развивается желтуха.

Через 2-3 недели начинается выздоровление. Перенесенный мононуклеоз приводит к снижению иммунитета, вследствие чего человек становится более восприимчивым к другим инфекциям .

Характеристика высыпаний при мононуклеозе


Сыпь при мононуклеозе у детей может возникать на любых участках тела, но чаще всего поражает лицо, шею, конечности, спину и живот
. Высыпания имеют красную или розовую окраску, при надавливании исчезают. Характерным признаком, по которому определяют вирусное происхождение сыпи, является отсутствие зуда.

Пятна высыпаний имеют неправильную форму. Их размер варьирует от 5 до 15 см в диаметре. Возможно появление энантем - папул на слизистых оболочках. Как правило, сыпь проходит через несколько дней, но в некоторых случаях она может задерживаться на долгое время и становиться главным симптомом болезни.

Интенсивность высыпаний зависит от тяжести заболевания, иммунитета человека, своевременности начатого лечения .

Диагностика инфекционного мононуклеоза

Сыпь при мононуклеозе требует дифференциальной диагностики с крапивницей, краснухой, сывороточной болезнью. Общим методом выявления заболевания является общий анализ крови .

При исследовании обнаруживается увеличение содержания лимфоцитов и моноцитов в крови больного, уменьшение количества нейтрофилов, анемию.

Появляются атипичные мононуклеары – крупные измененные лимфоциты с полиморфным ядром. Их функцией является борьба с вирусами. В первую неделю заболевания содержание измененных клеток составляет 40-50% от общего числа лейкоцитов.

Дополнительными методами диагностики являются:

  • гетерофильный тест – определение в крови специфических антител IgМ, которые синтезируют пораженные вирусом В-лимфоциты;
  • серологические исследования с использованием иммуноферментного анализа – используются для выявления антител к вирусным антигенам;
  • ПЦР-реакции – качественное определение вирусной ДНК в биологических жидкостях больных и носителей инфекции .

Также проводят исследования иммунного статуса больных и анализ на ВИЧ, который также вызывает появление атипичных мононуклеаров в крови.

Ампициллиновая сыпь при мононуклеозе

Ампициллиновая сыпь возникает вследствие лечения препаратами ампициллина или амоксициллина примерно у 70% больных мононуклеозом.

Их назначают в начале заболевания при неправильной диагностике или в случаях, когда на фоне инфекционного мононуклеоза развивается бактериальная инфекция. Причины появления высыпаний до конца не изучены.

Ампициллиновая сыпь не является аллергической . Она имеет макулопапулезный характер и сопровождается зудом. Часто исчезает без отмены препарата. Особенностью кожных реакций является то, что они не возникают при применении ампициллина для лечения других заболеваний.

Лечение

Для лечения инфекционного мононуклеоза назначаются противовирусные препараты: Ацикловир, Арбидол, Изопринозин .

Выбор конкретного лекарства осуществляет врач после ознакомления с результатами обследования больного в зависимости от тяжести заболевания и возраста пациента.

Дополнительно применяют иммуностимуляторы и иммуномодуляторы. Перед их назначением обязательно следует сделать иммунограмму – необоснованное вмешательство в работу иммунной системы на фоне инфекционного мононуклеоза может спровоцировать развитие аутоиммунных заболеваний.

Если болезнь сопровождается высокой температурой, то больному дают жаропонижающие препараты на основе парацетамола. Прием ацетилсалициловой кислоты в таком случае может вызвать острую печеночную энцефалопатию. Для того чтобы избежать осложнений, необходимо соблюдать диету и постельный режим.

На фоне мононуклеоза снижается устойчивость организма к воздействию патогенных бактерий. Для терапии вторичных заболеваний используются антибиотики. Предпочтение отдается ампициллину и препаратам тетрациклинового ряда. Возникшая при заболевании сыпь специфического лечения не требует. Если высыпания сопровождаются зудом, то взрослые должны следить, чтобы дети их не расчесывали. В противном случае на коже могут остаться следы.

Профилактика инфекционного мононуклеоза включает меры общей гигиены и прием людьми, контактировавшими с больным, специфического иммуноглобулина .

Мононуклеоз – инфекционное заболевание вирусной этиологии, поражающее преимущественно детей. Сыпь при мононуклеозе может быть как симптомом заболевания, так и следствием лечения антибиотиками. Кожные проявления не требуют специфической терапии и после выздоровления бесследно исчезают.

Продолжение: "Какие группы бывают в детском саду?".

В этой статье будет рассказано о последней группе детского сада - подготовительной. Приводятся примеры занятий и работ.

Часть пятая: Подготовительная группа

● Группы детского сада. Подготовительная группа.

Продолжение.

Подготовительная группа детского сада

Подготовительную группу посещают дети в возрасте от 6 до 7 лет. Группа работает каждый день, кроме субботы и воскресенья, с 7 до 19 часов.

Это последний год пребывания в детском саду. Последний год перед школой.

Дети активно готовятся к поступлению в первый класс. Занимаются чтением, литературой, математикой, рисованием, физкультурой. Воспитатели знакомят детей с основами дорожного движения и поведения на улице.

Эффективным средством для дальнейшего развития способностей у детей являются комплексные занятия.


Их отличительной особенностью является совмещение различных видов деятельности в одно занятие, чем устраняется конфликт подвижной природы дошкольника и процессом обретения новой информации.

Устраиваются полноценные театрализованные представления, с музыкой и танцами.
Выпускной бал в подготовительной группе знаменует окончание периода пребывания в детском саду.

Чем занимаются дети в подготовительной группе детского сада?

Распорядок дня, как и в других группах, расписан по часам. Дети воспринимают этот распорядок как должное и дома стараются придерживаться своего распорядка.

Распорядок дня:

  • - Детей приводят в детский сад, переодевают.
  • - самостоятельная деятельность до полного сбора группы
  • - проведение утреннуй гимнастики;
  • - завтрак;
  • - самостоятельные игры
  • - занятия по заранее подготовленным темам, согласно методического плана
  • - прогулка на свежем воздухе
  • - обед;
  • - послеобеденный дневной сон;
  • - подъем, водные процедуры;
  • - полдник;
  • - самостоятельные игры
  • - прогулка на свежем воздухе;
  • - ужин;
  • - возвращение домой.

* Как видите, пребывание в последней, самой старшей группе не нарушает заведенный ранее порядок. Дети как обычно учатся, гуляют, но в отличие от предыдущих групп здесь основной акцент ставится на усиленной подготовке по таким предметам как математика, литература, окружающий мир.

Детей учат как находиться на улице, что такое такое светофор, знакомятся с азами правил дорожного движения и т.д.

Информация для родителей

  • Многие родители думают над вопросом с какого возраста наиболее оптимально отдавать ребенка в школу – с 6 или с 7 лет?

Что касается детских психологов, то большинство сходятся во мнении, что ребенок должен быть подготовлен к поступлению в школу как физически, так и морально.

Если Вы считаете, что он недостаточно готов – не спешите отдавать ребенка в 6 лет. Лучше продлите период обучения в детском саду в подготовительной группе и отводите в школу в 7 лет. Это позволит избежать психо-эмоционального стресса при преждевременном начале учебы.

* На фото: занятия математикой в подготовительной группе детского сада.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В этом возрасте у ребенка возникает стремление научиться чему-то полезному и интересному.

Занятия, которые проходят в этот период воспринимаются как увлекательная игра, в которой ребенок стремится показать родителям и воспитателям, какой он способный. Он стремится отличиться и добиться признания его качеств.

Родителям и воспитателям в этот период не надо скупиться на позвалы, дабы показать ребенку, что ценят его успехи.

На этих похвалах в взрастает самооценка личности ребенка.

Возможности интеллектуальной деятельности заметно возрастают. Представления ребенка о мире становятся более широкими, разнообразными и более обобщенными.

Продолжение на следующей странице.

Физ. подготовкой в случае, если у них нет никаких отклонений в состоянии здоровья, и которые, при этом, обладают достаточной степенью физической подготовки. На уроках физкультуры ребята из основной группы занимаются основными видами занятий, предусмотренными учебным планом. Выполнение отдельных упражнений контролируется при помощи оценок и соревнований. Ученики, посещающие основную группу физкультуры, без врачебных рекомендаций принимаются в различные спортивные секции, организованные в школе, и посещают дополнительные занятия для тренировок перед всевозможными соревнованиями.

Подготовительная группа по физкультуре

Данная группа предусматривает ограничение физических нагрузок. Предназначена она для занятий ребят, имеющих врожденные или приобретенные проблемы со здоровьем. Врач принимает решение о том, в какой группе – основной или подготовительной следует заниматься каждому конкретному ученику. В случае необходимости ограничения нагрузок он пишет справку с указанием заболевания ребенка и рекомендаций по занятиям на уроках физкультуры в школе.

Ученикам, посещающим основную группу по физкультуре, рекомендуется заниматься в спортивных секциях и посещать спортивные школы.

В подготовительной группе также занимаются ребята, имеющие недостаточный уровень физ. подготовки. После приобретения основных навыков они переводятся в основную группу физкультуры. В подготовительной группе так же как и в основной происходит контроль и сдача предусмотренных нормативов. Однако для ребят допускаются некоторые поблажки. В школах организуют секции для дополнительных занятий учеников из подготовительной группы. Делается это для повышения их физ. подготовки и постепенной тренировки организма. Дети, имеющие серьезный отклонения в состоянии здоровья, по рекомендации врача посещают спецгруппы.

Группы здоровья

Работники медицинских учреждений выделяют пять основных групп здоровья. К первой группе здоровья относятся люди, не имеющие никаких хронических заболеваний и редко заболевающие простудными болезнями.

Вторая группа здоровья включает в принципе здоровых людей, которые также не имеют хронических заболеваний. Но при этом они недостаточно физически развиты.

Ребята, посещающие подготовительную группу физкультуры, не участвуют в спортивных соревнованиях.

Людей, страдающих хроническими заболеваниями, которые при этом не доставляют беспокойств, относят к третьей группе здоровья.
К четвертой и пятой группам принадлежат люди, больные хроническими болезнями. Они имеют низкую работоспособность и физическую активность и проходят специальное лечение.

Дети, отнесенные к первой группе здоровья, распределяются в основную группу для занятий физкультурой, а ребята со второй группой здоровья – в подготовительную.