Времена года сравнение для детей. Времена года. Учим месяцы. Что такое год

Подборка-обзор по теме «времена года» . Времена года — одна из самых интересных и популярных тем, с которой стОит познакомить маленького ребенка. Предлагаю вам подборку проверенных книг.

Пост был обновлен и дополнен в октябре 2018 года.

Книги о временах года| Состав обзора

Прежде чем начать подробное описание книг хочу вас познакомить с кратким анонсом обзора. В подборке собрались книги для детей от 1,5 лет и лет до 9. Ключевыми в обзоре хочу обозначить следующие книги и серии:

  1. Книга «Времена года» (Лабиринт , My-sho , Ozon) подойдет для детей с 1,5 до 3 лет. Она знакомит детей со всеми временами года и подойдет на любой кошелек.
  2. Серия «Находилки-развивалки» (My-shop , Labirint , Ozon) лучше подходит детям с 2,5-3 лет до 5. Она более качественная в плане прорисовки иллюстраций, чем вариант 1, содержит более длинные и сложные тексты, множество подробностей о временах года.

    Labirint , Ozon , My-shop) — серия высококачественных небольших квадратных книжечек. Подходит детям с 2 лет до 4. В основе книжек лежат простенькие сюжетики о том, как мишка проводил время в разное время года.
  3. Серия тематических развивающих тетрадей о временах года для дошкольников ВСЕХ возрастов «УМ по дороге в школу» (Labirint , My-shop , Ozon)

    Отечественная классика. Без нее никуда! Подойдет детям 4-8 лет (Labirint).

Малышам о временах года|Развивающие книги издательства Карапуз

Начать подборку хочу с незатейливой книги «Времена года» (Лабиринт , My-sho , Ozon) издательства Карапуз. Это книга представляет из себя художественные рассказы для первого знакомства с временами года. Её текст доступен для понимания самыми маленькими. Каждый рассказ повествует о той или иной ситуации в разные времена года. Доступный текст дополняет плотная бумага, твердый переплет и иллюстрации с крупными изображениями от которых веет Советским Союзом.

Внимание! Все содержание книги входит в сборник познавательных рассказов для малышей объединенных под названием «Великая книга о зайке» (обзор ). Т.е. если вы уже приобрели Великую книгу о зайке, то «Времена года» от изд. Карапуз будут дублем. А если вы впервые узнали о книге и вам понравилась подача материала, обязательно посмотрите всю развивающую серию (My-shop , Лабиринт , Ozon).


Малышам о временах года| Находилки-развивалки

Следующая серия, которую я хочу представить — «Находилки — развивалки» (My-shop , Labirint , Ozon). В серии есть книги о каждом из времен года, а недавно серия пополнилась новыми интересными экземплярами («Река», «Море», «Детский сад»).

Главная фишка серии — эмоциональные, с правильным уровнем детализации, качественные иллюстрации немецкого художника Ханса-Гюнтера Дёринга. Стиль текста и иллюстраций характерны европейским современным детским книжкам. Кто-кто, а немцы знают толк в иллюстрациях.

Книги серии маркированы значком 2+, но часть текста книги и заданий для двухлеток сложноваты. Так, в книге о весне на одном из разворотов идет речь о последовательности посадки различных культур. Оказывается, в парник ранней весной можно посадить летние цветы и после майских праздников их надо будет пересадить на клумбу, в тот же момент необходимо посеять морковь и редис 🙂 . Вопросики встречаются соответствующие «Какие луковичные растения растут в саду?», «Как празднуют Первое мая в России?». Если малыш еще не дорос до текста, то его сложные куски можно заменять комментариями мамы, чем мы и занимались в свое время.

Также из изъянов серии можно отметить обилие информации о немецких традициях чуждых нашей стране. Например, о символе пасхального зайца, о майском дереве и т.п.

Все перечисленные минусы перечеркивает превосходное качество иллюстраций и невысокая цена.


Список тем, раскрытых в книгах о зиме и весне:

  • зимний сад;
  • зимний пруд;
  • жизнь лесных зверей зимой;
  • первый снег в городе;
  • зима в деревне (тут речь идет о европейской фермерской деревне);
  • о животных, впадающих в зимнюю спячку;
  • приготовления к рождеству в семье;
  • встреча нового года в семье;
  • зимние забавы (лепка снеговиков, катание с горок и т.п.);
  • зимний спорт;
  • новогодний маскарад;
  • весна.

«Весна. Находилки-развивалки»

  • пробуждение природы в весеннем лесу;
  • весенний сад;
  • пасха;
  • весенний пруд;
  • весенний город;
  • птицы вьют гнезда;
  • весной в деревне;
  • весенний лес;
  • весна на ферме;
  • весенние забавы;
  • поделки.

В рядах современного ассортимента книг о временах года для младших и средних дошкольников эта серия смотрится достойно. В своей ценовой категории является лучшей.

Книги о временах года | Мишка Бруно

Серия сезонных книг про медвежонка Бруно (Labirint , Ozon , My-shop) заявлена для читателей возрастом 3-6 лет. На мой взгляд, более реалистичные возрастные рамки для серии 2-4 года.

Эту серия не относится к информативной. Скорее это книги хорошего настроения и положительных эмоций от мимишных образов. Небольшие вкрапления сезонности в книгах присутствуют, но дозированно и не раскрывают всей сути сезонов года. Книги очень приятные по оформлению: полиграфия, иллюстрации, бумага на высоте. Книги серия приятно держать, листать, рассматривать. В каждой книге описан один день из жизни медвежонка. Выше я уже писала, что информация гораздо лучше воспринимается, запоминается и усваивается в виде вкраплений в сюжеты, а не голыми фактами. В общем это красочная, недешевая, но качественная серия с сюжетами, которые мягко и ненавязчиво знакомят малышей и средних дошкольников с временами года.


Минус: При чтении книги этой серии малышам остро ощущается дисбаланс информации, с которой знакомятся дети. Создается ощущение, что разные фрагменты книги рассчитаны на разные возрастные категории. Если бы не сложные понятия о лунных морях, карте звездного неба, о длине дней и ночей на луне, книга бы прекрасно подошла малышам с 1,5 до 3 лет. Но часть книги посвящена космосу, который малышам недоступен для понимания, а значит и для интереса. В свое время я была разочарована книгами этой серии, а сейчас я понимаю, что просто ожидала совсем другого нежели получила.

На самом деле для возраста 1-2 года сложно написать книжку с небанальным сюжетом и доступную для понимания. Чем-то приходится жертвовать. В данном случае внесена многоплановость, но усложнено понимание. И пусть будет так, чем очередная книжка на один раз. За счет разноуровневой информации книжку можно покупать ребенку лет 2 и возвращаться к ней в 3 и 4 за информацией о космосе и т.п.

Книги о временах года | Серия Городок Сузанны Ротраут Бернер

Современная подборка детских книг о временах года будет неполной без упоминания серии «Городок» (Лабиринт , My-shop , Ozon) Сузанны Ротраут Бернер. Эта серия уже более 5 лет остается популярной и вполне заслужено.

Когда я в 2014 году купила первую книгу серии, конечно, мне она понравилась. Однако, учитывая высоковатый ценник, мнение было не совсем однозначное. На текущий момент, я уже почти 5 лет тесно «дружу» с детскими книгами и точно знаю, что книги этой серии самые достойные из книг своей тематики. В зависимости от дохода в семье, подход к формированию библиотеки может быть разным. При минимальном доходе, я бы эту серию упустила из виду, в пользу прогулок и бюджетных материалов. При среднем доходе, я бы сэкономила на куче некачественных экземпляров и ребенку 3-4 лет постепенно, но скупила бы все книги серии.

Достоинства серии:

  • Большой формат (значительно больше А4);
  • Высокодетализированные рисунки с качественной прорисовкой;
  • Высокое качество полиграфии — прочный вандалоустойчивый картон.
  • Длительный период актуальности. Начинать знакомство с книгами можно года в 2. Пик актуальности книг — 4-5 лет. В 4-5 лет дети начинают самостоятельно прорабатывать иллюстрации книг, и делать свои собственные открытия. Цена серии, конечно кусается, но это приобретение не на один год. Малыши ищут персонажей и предметы, а дети постарше учатся делать выводы и составлять рассказы по картинкам. Свой первый экземпляр из серии Городок — Осеннюю книгу мы приобрели, когда Яне был годик. Мои ранние впечатления и видео, как мы её изучаем посмотреть можно .
  • главная фишка серии — во всех книгах проиллюстрирован один и тот же набор городских и загородных пейзажей в разное время года. Раскрыв все книги серии на одной странице, ребенок в один момент времени сможет увидеть и сравнить сезонные изменения.

Разворот из Весенней книги. На иллюстрации можно найти множество весенних примет — цветущие деревья, наличие птенцов у птиц, наличие детенышей у животных, легкая одежда, посадочные работы.

Разворот из Весенней книги. Признаки весны: цветущие деревья, животные парами, ведутся покрасочные работы, на улице многолюдно.

Разворот из Зимней книги. Признаки зимы: небо в тучах, голые деревья, люди в теплой одежде, на улице малолюдно, из трубы идет дым.

На мой взгляд, главная задача родителей — воспитать ребенка созидателем и творческим человеком, а не потребителем. Последние десятилетия подход к развитию детей изменился. Раньше информация детям давалась дозировано и по возрасту, вкраплениями в художественные контексты. Сейчас все старательно пичкают детей обилием фактов по . Я не думаю, что этот автор хотел научить плохому, но я уверена, что большинство его советов воспринимается слишком радикально и буквально. Мало кто задумывается, что именно таким образом воспитывается потребитель информации. Серия Городок, в отличии от энциклопедий, предоставляет детям не готовые факты, а пространство для самостоятельных открытий. 4 сезонных книги формата, значительно превышающего А4 — огромный простор для наблюдений.

Знаю, среди комментаторов обязательно появятся личности, которые скажут, что открытия детям надо делать на прогулках и в путешествиях, а книги — это суррогаты. И не могу я отчасти не согласиться с таким мнением. Лично у меня было свободное деревенское детство. Но все-таки из-за доступа к благам цивилизации, мы закрыли городских детей в душных, тесных квартирах. Мы водим их на всевозможные занятия, чтобы прокачивать их умения, и по сути лишаем их свободно познавать окружающий мир. Если при всех этих обстоятельствах детей еще и правильных книг лишить, будет совсем печально.

И еще пару слов о преимуществах подобных книг. Вот уже 5 лет я Яне пытаюсь показывать признаки времен года на прогулках, и это не так уж и просто. Книги позволяют сконцентрировать природные явления:

  • Гуляя осенью, сложно заметить в небе косяки птиц, летящих в южные края. Чтобы наблюдать такие моменты надо заранее изучать места скопления птиц, наблюдать их активность, одним словом ловить момент. С книжкой делать это гораздо проще, в любой момент, когда ее открываешь, в осеннем небе обязательно можно найти косяк птиц.
  • Весенняя капель, большие сосульки тоже явление мимолетное. Например, у нас специфика региона такова, что снег с крыш регулярно сдувает и сосульки — большая редкость. В такие дни мы обязательно идем гулять, но они случаются даже не каждый год! Для этого явления необходимо, чтобы ветер оставил снег на крыше до момента оттепели. А еще, как правило, вечером, когда приходит время забирать ребенка с детского сада, солнце садиться, наступает холод и волшебство капели прекращается. На страницах книг такие явления можно рассматривать каждый день, в любое время года.

Я на пробу покупала парочку книжек и обе попались о взаимоотношениях между полами. Такое впечатление, что автор выбрал тему, на которую смог найти рифму. А вот и текст, чтобы Вы сами могли оценить масштаб трагедии:

Моника и Мингус

Прекрасна Моника, о да,
но так сурова и горда!
Как бедный Мингус ухитрится
найти подход к такой тигрице?

Он робко говорит: «Привет!» —
Она лишь фыркает в ответ.
Он лезет к ней — почти добрался,
а оказалось — зря старался.

Ничем-то ей не угодишь:
ни рыбу не берет, ни мышь.
и Мингус мяч пускает в ход:
покатит, словит, подтолкнет…

А там и Моника — о счастье! —
в забаве приняла участье.
Теперь у них любовь до гроба —
в блаженстве утопают оба.

И вот семейная идиллия:
знакомьтесь — Максим, Фриц, Оттилия.
И смотрит Мингус гордо так:
отец семейства как-никак!

Петер и Кнопка

Нет жизни Петеру подчас
от вечных Кнопкиных проказ.
Едва расслабился, всего-то
на пять минут забыв заботы, —
за мячиком несётся пёс:
спасай его из-под колёс!

Решает Петер быть построже.
но привязь не спасает тоже:
рванутся Кнопка за дружком —
всё полетело кувырком.

И кнопке с Петером не слаще:
он чует дичь, стремится в чащу,
а глупый Петер — вот те на! —
бежит, завидев кабана.

Вот для охоты понарошку
за дичь сойдет любая кошка,
а кошка — к Петеру, и вмиг
бедняге на голову — прыг!

Но к девочкам-собачкам Кнопка
подходит скромно, даже робко.
При дамах он — живой пример
безукоризненных манер.

Книги о временах года | «В лесу» Петра Багина

Есть книги интересные, есть полезные, а есть шедевры живописи и полиграфии. Именно к такой категории относится книга «В лесу» (Labirint , My-shop , Ozon). Книга большого формата (существенно больше А4). Ее приятно дарить и получать в подарок. Каждый разворот книги посвящен месяцу года. Каждая иллюстрация книги достойна любования. Бумага мелованная, бликует, но блеск белоснежных страниц только добавляет иллюстрациям красоты и делает книгу более привлекательной. Текст занимает немного места, но он напечатан мелким шрифтом. По сложности рассказы подойдут детям с 4 лет, может даже немного раньше. К нам книга попала, когда Яне было 4 года поэтому про более ранний возраст ничего сказать не могу. А в том, что период актуальности книги лет до 7 минимум, я уверена.

В конце книги приведены сведения в иллюстрациях с информацией о жителях леса (развитие из икринок лягушек, тритонов и других земноводных, появление на свет бабочек, устройство муравейника, виды птичьих домов, жизнь кротов, лис, бурундуков и т.п.).


Книги о временах года в иллюстрациях Сюзанны Риха

И еще одна серия книг о временах года в стильных иллюстрациях. На этот раз иллюстратор — австралийка Сюзанна Риха.
Ранее серию выпускало издательство Вектор-детство, и она состояла из трех книг, в которых по месяцам расписаны и разрисованы события:

  • «Год в саду» (My-shop , Labirint). Похоже в продаже остались остатки серии. Я в начале этого (2018) года успела купить «Год в саду», а сейчас ее уже нет.


  • «Год в лесу» (My-shop , Labirint) .
  • «Выходи! Кто где живет» (Labirint). Эта книга в отличии от других более информативная и уровень сложности лучше подойдет для детей старше 5.

Развороты из книги «Год в саду» (слайдер листается):


    New! В этом году (2018) в продаже появилась книга «Лесной календарь» ( My-shop , Labirint , Ozon ). Вживую я ее не видела. Отличия: издательство другое, формат поменьше, при этом оформление страниц выполнено в том же стиле, что в книге «Выходи! Кто где живет!» и цена очень приятная для твердого переплета и качественных иллюстраций.

Книги о временах года | Рассказы о природе Соколова-Микитова

Современные издания, конечно же, хороши, но без классики любая библиотека будет неполной. Представляю вашему вниманию рассказы о природе Соколова-Микитова в тоненьких книжках издательства Речь (Labirint). Рассказы представляют собой художественные зарисовки о жизни животных в лесу в разное время года.

Книги проиллюстрированы рисунками Георгия Никольского. Качество иллюстраций неоднородное: некоторые немного расплывчатые, некоторые грубоватые. Думаю, это связано с качеством исходников. Несмотря на эти недочеты, нам квартет о временах года очень понравился. Рассказы подойдут детям лет с 4.


Малышам о временах года | Круглый год. Изучаем признаки времен года

«Круглый год. Изучаем признаки времен года » (Лабиринт , My-shop , Ozon) — тоненькая книжка формата А4, которая имеет 4 разворота с иллюстрациями времен года (один сезон на разворот) и 2 листа с плотными карточками. По сути, эта не книжка, а дидактический набор для изучения времен года. Набор включает в себя 4 разворота с изображениями разных времен года и набор карточек. Малыш должен подобрать карточки к определенному времени года. Думаю, по фото задумка станет ясна лучше:


У нас в арсенале есть еще пара книжек из этой серии. Возможно вам будет интересно узнать о них:

Если было интересно не забудьте подписаться на или присоединиться к группам в социальных сетях

О временах года в стихах для учащихся начальных классов

Шевченко Светлана Алексеевна, воспитатель ГКОУ РО школы-интерната VIII вида, п. Орловский.
Назначение: Разработка будет полезна для педагогов, детей, родителей.
Цель: проведение виртуальной экскурсии для детей по временам года с играми и стихами.
Задачи:
- познакомить детей с поэзией о временах года;
- развивать наблюдательность и речь;
- расширять кругозор;
- воспитывать любовь к природе родной земли.


Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по временам года, но не простую, а виртуальную.
Какие времена года вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, знаете все времена года, а теперь послушайте стихи, которые ребята выучили к нашему занятию.
Дети читают стихи:
Г. Османова
Жил на свете старый дед,
Звали деда ГОДОМ,
На земле он много лет
Правил небосводом.
Утром солнышко будил,
И в добре, и в мире
Дочерей своих растил,
Было их четыре.
Жили дружною семьёй,
Старших уважали,
Друг за другом чередой
По земле гуляли.
Первая сестра – ЗИМА
Нежно укрывала
Все дорожки и дома
Снежным одеялом.
А за нею шла ВЕСНА,
Ручейком бурлила,
Листья новые она
Веточкам дарила.
Поднимала сонный лес
Звонкою капелью,
Разносилось до небес
Шумное веселье.
После ЛЕТО приходило
В платье с васильками,
К морю тёплому манило,
Знойными деньками.
В пляску бабочек звало,
Пело с соловьями,
Рядом с нею всё цвело
Яркими цветами.
ОСЕНЬ младшенькой была
И любимой дочкой,
Кисти яркие брала,
Красила листочки,
Собирала урожай,
Птичек провожала,
И с дождями невзначай
Слёзы проливала…
На земле их хоровод
Бесконечно длится…
Дни летели, с ними ГОД
Пролетал, как птица.


Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Лабиринт».
Игра «Лабиринт».
Пройди по дорожкам лабиринта и ты узнаешь, в какое время года спит мишка, когда поспевает в лесу земляника и когда птицы улетают в теплые края и другие, вопросы могут быть разнообразные, в зависимости от подбора картинок.


Воспитатель: Молодцы, ребята! Наша экскурсия продолжается и мы отправляемся в гости к зиме.
Дети читают стихи:
О зиме (В.Фетисов)
Снег пушистый, серебристый
Легким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
Снежок (Н.Некрасов)
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Снежинки (И.Бурсов)
Легкие, крылатые,
Как ночные бабочки,
Кружатся, кружатся
Над столом у лампочки.
Собрались на огонек.
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться.


Воспитатель: Давайте поиграем в следующую игру, она будет логическая.
Игра «Четвёртый лишний».
Из группы предложенных картинок выбери лишнюю. Объясни свой выбор.


Воспитатель: отправляемся в гости к следующему времени года- весна.


Дети читают стихи о весне.
Весна (Б. Эльшанский).
Снег промок и лед заплакал -
Скоро кончится зима.
От рассвета до заката
Тают чудо-терема.
Просыпается природа -
Как березка расцвела.
Лишь у дедушки Мороза
Не идут весной дела
Подснежник(П.Соловьева)
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих аленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?"
Веснушки (В.Орлов)
Проходила весна по опушке
Сквозь весенние синие сны,
И тихонько светились веснушки
На лице у девчонки весны.
Шла девчонка в зелёной юбчонке,
Голубою росою звеня.
И, завидуя рыжей девчонке,
Незаметно вздохнула земля.
И не зря в это вешнее утро
Там, где лёгкие ножки прошли,
Расцвели одуванчики,
Будто
Золотые веснушки земли.
Воспитатель: Я предлагаю вам отгадать загадки о весне.
(Подборка загадок).

***
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)

***
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

***
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

***
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?
(Дождь)

***
Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)

***
Шорохом неслышным
Лепестков
Жемчуг белоснежный
Распустился,
Свежим нежным крохотным
Цветком
Из-под снега
К солнцу устремился.
(Подснежник)

***
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках…
(Мимоза)
***
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
(Весна)
Воспитатель: Следующее время года- это лето.


Дети читают стихи:
Весёлое лето (В.Берестов)
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком.
Кружат пчёлы,
Вьются птицы,
А Маринка
Веселится.
Увидала петуха:
- Вот так чудо! Ха-ха-ха!
Удивительный петух:
Сверху - перья, снизу- пух!
Увидала поросёнка,
Улыбается девчонка:
- Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Пятачок
Дырявый,
А крючок вертлявый?
А Барбос,
Рыжий пёс,
Рассмешил её до слёз.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьётся,
В зубы не даётся.
Пёс уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
"Не достал! Не достал!"
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком.


Одуванчик (О.Выготская)
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.


Лето (Я.Аким)
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Физминутка.
На лугу растут цветы
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо отдохнули, а теперь отправляемся в гости к следующему времени года.


Дети читают стихи о осени.
Осень (В.Авдиенко)
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый –
Кленовый.
Осенняя песенка (А.Плещеев)
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Листопад (Е.Авдиенко)
Облетели листья с клена,
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
Воспитатель: А сейчас посмотрите инсценировку, которую подготовили ребята по мотивам стихотворения В.Орлова «Осенние задания».
Инсценировка:
С утра в лесу над нитью серебристой
Хлопочут паучки - телефонисты.
И вот уже от елки до осинки,
Как провода, сверкают паутинки.
Звенят звонки:
- Внимание! Внимание!
Послушайте осенние задания!
- Алло, медведь!
- Я слушаю! Да, да!
- Уже не за горами холода!
Пока зима не подошла к порогу,
Вам нужно срочно подыскать берлогу!
Звенят звонки у белок и ежей,
От верхних и до нижних этажей:
- Проверьте поскорей свои кладовки -
Хватает ли припасов для зимовки.
Звенят звонки у старого болота:
- У цапель все готова для отлета?
- К отлету все готово!
- В добрый путь!
Не забывайте снова заглянуть!
Звенят звонки у липы и у клена:
- Алло! Скажите, кто у телефона?
- Алло! У телефона Муравьи!
- Закройте муравейники свои!
- Скажите, это речка?
- Речка, речка!
- А почему для раков нет местечка?
И речка отвечает: - Это враки!
Я покажу вам, где зимуют раки!
- Алло, ребята! Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц вывешивать кормушки -
На окнах, на балконах, на опушке!
Ведь птицы - ваши верные друзья,
А про друзей нам забывать нельзя!
Воспитатель: Похлопайте нашим артистам!
Обратите внимание, как красиво украшен наш зал, вот выставка книг, а здесь выставка рисунков о временах года, вы все старались.
Вот такая обзорная «экскурсия» по временам года у нас получилась.
А закончить нашу экскурсию я хочу стихами Сергея Михалкова. "Круглый год"

Изучение времён года с детьми

Изучение времени года, природных явлений, происходящих в разное время года и праздников, соответствующих тому или иному времени года входит в программу подготовки ребёнка к школе.

Беседую с детьми с помощью предложенных нами картинок, вы проанализируете каждое время года и его особенности. Кроме того, затем можно эти картинки раскрасить и устроить выставку рисунков.

Чтобы увеличить картинку и открыть оригинал, нажмите на картинку

Взгляни на эти картинки. Какое время года изображено на каждой из них? Почему ты так думаешь?

Детям про осень

Наступает осень. Дети начинают ходить в школу или в детский сад. Листья на деревьях меняют окраску, а затем наступает пора листопада,

Раскрась картинку, Знаешь ли ты, какие деревья изменяют свой цвет? Листья каких деревьев ты можешь узнать на рисунке?

Осенью появляется много грибов. Но не все их можно есть.

Помоги Красной Шапочке отделить съедобные грибы от несъедобных. Съедобные раскрась, а несъедобные — зачеркни.

Осенью многие птицы улетают на юг, Таких птиц называют перелётными. Каких перелётных птиц ты знаешь? Почему они улетают на юг? А какие птицы остаются?

В течение осени многие животные (белки, барсуки, мыши) запасают себе корм на зиму. А медведь так за лето отъедается, что накопленного жира ему хватает до весны. Некоторые животные обзаводятся новой шёрсткой.

Так, например, заяц меняет своё серое «пальтишко» на белую «шубку».

Можно ещё прочесть стихи про осень, стихи про урожай и разгадать осенние загадки .

Детям о зиме

Почему зимой идёт снег, а не дождь? Почему снежинки на руке тают, а на земле — нет? Почему, когда светит солнце, снег не тает? Почему в самом начале зимы по льду нельзя ходить, а в середине зимы можно?

Раскрась картинку. Нарисуй снежинки.

Зимой некоторые люди любят плавать в холодной воде. Как называют таких людей? Почему они не замерзают?

Каждая пора года прекрасна по-своему. Весна богата цветами и первыми лучами солнца, зима приносит праздники и зимние забавы. В глазах детей все времена года выглядят наподобие нового мира с яркими характерными запахами, красками, а также ощущениями. Лучше всего начать знакомство ребенка со всеми сезонами в году, используя детские картинки для дошкольников «Смена времен года: весна, зима, осень, лето». Желательно, чтобы они наглядно демонстрировали особенности каждого сезона в отдельности. Такая дидактическая игра способствует развитию кругозора дошкольников, их пониманию законов природы.

Как можно их использовать?

Картинки на тему «Смена времен года: весна, лето, осень, зима» и дидактическая игра для детей подойдет лучше всего. Так ребенок лучше запомнит изучаемый материал. Вначале малышу следует объяснить, какие природные явления характерны для каждой поры года. Лишь затем ему можно показывать всевозможные картинки для детей с изображениями разных времен года. Когда малыш их внимательно рассмотрит, пусть назовет все времена года, которые предлагает дидактическая игра. Так ваше чадо не только визуально запомнит новую информацию, но и сможет хорошо ее закрепить.

В домашних условиях можно придумать еще и другой вариант изучения смены времен года для детей.

Например, может быть создана такая дидактическая игра. Для этого самостоятельно изготовьте карточку из белого картона и нарисуйте на ней в верхней части улетающих птиц, расцветающий подснежник, куст земляники и спящего мишку. От каждого рисунка изобразите дорожки в виде лабиринта, подпишите снизу соответствующие сезоны года. Попросите ребенка, чтобы он прошел по дорожкам лабиринта и сказал, в какое время года птицы улетают в теплые страны, когда расцветают подснежники, поспевает в лесу земляника, а в какое время года мишка спит. Приступайте с ребенком к подобным занятиям лишь тогда, когда у него проявится к этому интерес. В детсаду может быть применима следующая дидактическая игра. Воспитатель каждому ребенку раздает по 4 детские карточки с изображениями определенных предметов. Дает несколько минут на их рассмотрение. Затем просит назвать, есть ли среди них лишний предмет, не относящийся к определенному времени года. Например, лишним предметом является снеговик, потому что его можно слепить или встретить только зимой. Выигрывает тот, кто все правильно назовет.

Хорошо подойдет такая дидактическая игра для детей «Смена времен года: весна, лето, осень, зима». Воспитатель предлагает детям выбрать название сезона года, например, весна или зима. Когда выбор будет каждым сделан, им показывают поочередно фрагменты картинок с разными временами года. Тот, кому данный фрагмент подходит, забирает себе. Кто первым справится с заданием, и будет победителем. Здесь я собрала бесплатные картинки для детей «Смена времен года», а также плакаты, всевозможные карточки про времена года, игры и многое другое. Все материалы можно скачать бесплатно. Нажимайте на картинки ниже, чтобы скачать и распечатать.

Дидактическая игра «Смена времен года: зима, весна, лето, осень» для детей развивает творческие способности, способствует повышению уровня эрудиции. Она заинтересует вашего ребенка изучением времен года, природы и ее особенностей. Именно игра – главный метод обучения малышей. Только она способна сделать из них чутких, любознательных и интересных людей.

Тематические материалы

Карточки-картинки

Полный комплект тематических карточек о различных временах года для детей. Картинки очень красочные и интересные.

Дидактическая игра

Игра на сортировку про Времена года для детей:

Самые простые карточки с изображением мультипликационных героев из мультфильмов о различных временах года.

Плакат по теме

Раскраска

Книги

Скачать эту книги бесплатно можно .

Пример страниц изнутри книги:

Плакат про сезонную одежду и времена года для детей:

Времена года с Винни Пухом для детей:

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня

Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны — это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.

И снова наступает зима…

Не забудьте обсудить и само понятие «времена года», что такое год. Детки часто путают «время года», «время суток», «неделя», «месяц» и просто «время», сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек — семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста —
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: «когда опадают листья с деревьев?», «когда мы поедем купаться на реку?» и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль — потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: «Весна, на старт!»
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: «Куртку тёплую снимай!»
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам 🙂

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней. 🙂