Вспышки агрессии у подростков. Агрессия в подростковом возрасте

Подросток стремится быстрее повзрослеть, но эмоционально остается ребенком. Поэтому родителям в этот период особенно важно соблюдать тонкую грань: относиться к нему, как к взрослому, но и не забывать проявлять чувства и заботу.

Агрессия в подростковом возрасте, скорее, не нападение, а защитная реакция на действия, направленные против него. Часто все эти ощущения утрированы, ввиду чрезмерной эмоциональности и ранимости.

Стоит признать, что родителям довольно сложно научиться правильно реагировать на поведение ребенка. Они не просто оказываются психологически неподготовленными, а и вовсе не могут справиться с массой бытовых проблем. Но, как говорится: «предупрежден, а значит, вооружен», поэтому мы обозначили самые частые причины возникновения подростковой агрессии и дадим несколько советов, как с ней бороться.

Причины подростковой агрессии

Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков: семейные, личностные и ситуативные.

Семейные причины агрессии

Далеко не в каждой семье культивируется правильный подход к воспитанию детей. Это, несомненно, минус родителей, но и они зависимы от множества факторов и часто не в состоянии сдерживать и контролировать себя. В любом случае надо знать, какое поведение родителей может привести к возникновению агрессии у детей в подростковом возрасте:

  • Безразличие и враждебное отношение к ребенку
  • Неприятие (нежданный ребенок), недостаток любви и ее проявлений
  • Чрезмерный контроль и опека
  • Безучастность к жизни подростка
  • Отсутствие эмоциональной связи
  • Унижение и оскорбление, особенно публичные
  • Подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности

Личностные причины

Эти причины могут возникать как сами по себе, так и как следствие семейных обстоятельств и влияния окружения:

  • Страх, ожидание наихудшего
  • Неуверенность в безопасности
  • Гормональная неуравновешенность, ввиду периода полового созревания
  • Раздражительность и обидчивость, как результат неуверенности в себе
  • Ощущение своей вины в чем либо
  • Чувство одиночества

Ситуативные причины

Чаще всего связаны с конкретными ситуациями, имеющими место быть в жизни подростка в конкретный период времени:

  • Переутомление, как результат физической и умственной нагрузки
  • Болезнь
  • Неправильный рацион питания
  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми
  • Локальные неприятные ситуации в семье

Способы борьбы с подростковой агрессией?

Стоит признать, что единого решения этой проблемы не существует. Прежде всего надо определить, что могло стать причиной возникновения агрессивного поведения у подростка. Основываясь на этом, вы сможете определить, что необходимо изменить в своем поведении, окружении ребенка.

Запомните, главная ваша задача, как родителей – свести к минимуму проявления агрессии, а значит, обеспечить максимально комфортные условия для него или сменить свой стиль воспитания.

Чаще всего родители становятся причиной возникновения агрессии у ребенка, поэтому стоит начать с воспитания самого себя:

  1. Давайте возможность подростку решать, проявлять инициативу или же во всем учитывайте его интересы.
  2. Исключите агрессию в семье. Проанализируйте отношения со своей второй половиной на наличие агрессивных выпадов.
  3. Перенаправьте подростковую агрессию в полезное русло, например, в спорт.
  4. Чаще разговаривайте с ребенком в качестве друга. Не указывайте что делать, возьмите на себя роль мудрого наставника, который советует, но не осуждает.
  5. Чаще хвалите ребенка, это вселит в него уверенность.
  6. Уважайте его выбор, даже если он кажется вам неправильным.

Агрессивным подросток не становится просто так и по собственной воле. Помните, что вы пример для подражания своего ребенка. Не зря ведь говорят: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Если же вы упустили момент и допускаете, что не в силах справиться самостоятельно, проконсультируйтесь с психологом.

Нынче нередко сплошь на улице можно встретить агрессию и враждебность. Особенно отмечается всплеск распространения агрессивности среди школьников. Враждебные действия несовершеннолетних зачастую нацелены или на конкретного ребенка или группу с целью показать свою силу, превосходство или вседозволенность.

Несовершеннолетние, которые ощущают себя не любимыми, не принятыми социумом, все чаще показывают аморальное поведение через способ воссоздания своего внутреннего мира и внутренней боли. Пытаясь избавиться или сбросить внутренний негатив, подростки выражают противоречия через агрессивное поведение, нацеленное на унижение слабых. В период ограничения внутренних потребностей скапливается напряжение внутри подрастающего ребенка. Не умея справляться с внутренним перенапряжением, подросток разряжается при помощи агрессивного поведения.

За детьми, ведущими себя враждебно, закрепляется ярлык «трудный подросток». Нередко они изолированы от группы, окружающих мало беспокоит, что испытывает внутри детская личность, ей пророчат негативное будущее. Такая реакция способствует развитию у них и своеволия. Если школьник не имеет психологических отклонений, то с его агрессивным поведением, можно еще справиться при помощи взаимодействия родителей, учителей, психолога. Важно не пренебрегать несовершеннолетним ребенком.

Причины

Враждебность, направленная на более слабого – это показатель проблемы внутри характера ребенка. Зачастую трудные дети растут в проблемных семьях или сами пострадали от личностного унижения. Объектом их мести является не обидчик (он гораздо сильнее несовершеннолетнего), а личность слабее, чаще это младшие дети, которые ниже по социальному статусу и воспитываются неполными семьями.

Агрессивность несовершеннолетних вызвана нарушениями в эмоциональной сфере. Совершая насилие, ребенок не может соотнести насколько это физически и эмоционально болезненно тому, над кем он издевается.

Задатки к проявлению эмпатии формируются еще в дошкольном возрасте, ответственность за это несут родители.
Это значит, что причиной возникновения агрессивного поведения является безответственность родителей. Это не единственная причина развития агрессивности у несовершеннолетних.

Нередко агрессивность ребенка происходит под давлением группы. Механизм давления в группе может склонить к насилию несовершеннолетнего без его желания проявлять данный поступок. Инициатор насилия, демонстрируя членам группы, что способен на многое, а значит он «крутой», подбадривает каждого из окружения и убеждает, что на их стороне сила.

Психологические исследования выявили, что в три года малыш пребывает на пике своей агрессивности. Это вызвано тем, что крохам нереально трудно в этот период усвоить запреты, а также правила поведения. От родителей будет зависеть, как неадекватное поведение малыша они перенаправят в мирное русло. Перво-наперво, это зависит от самого поведения родителей, насколько они миролюбивые и доброжелательные.

Таким образом, описывая причины зарождения агрессивного поведения подростков, следует учитывать семейное воспитание. Равнодушие к детским проблемам, отсутствие поддержки формирует эмоциональный вакуум у подростка, который перерастает в неспособность контролировать самостоятельно эмоции. В пубертатный период ребенок подвержен, как эмоциональному, так и психологическому давлению и наиболее нуждается в понимании близких. Родители, увлеченные работой, карьерой, игнорируя потребности подростка, откупаются от него различными подарками и свободой действий.

Взрослым следует развивать у ребенка умение понимать собственные чувства, учиться контролировать их. Подросток должен видеть, как негативные проявления выразить более спокойно, не доставляя вред другим и самое главное себе.

Противоположностью безразличия в воспитании детей выступает чрезмерная, «слепая» родительская забота. Такая родительская любовь пренебрегает желаниям подростка принимать самостоятельно решения.

Принятие ребенком самостоятельных решений способствует обучению на своих ошибках. Со временем несовершеннолетний, окруженный мега заботой, становится неуправляемым с навязчивым стремлением доказать родителям свою самостоятельность. Это выражается в агрессивном поведении со сверстниками или с животными, гораздо реже с собой.

Также причиной возникновения агрессивного поведения подростка является неблагополучие самой семьи. Если малыш с детства вырос среди агрессии, то не исключено, что он проявит склонность к идентичному поведению.

Безусловно, не каждый несовершеннолетний из неблагополучной семьи вырастает агрессивным. Однако негативный пример, подающийся родителем, окажет свое отрицательное влияние на развитие психики подрастающего ребенка. Агрессивность несовершеннолетнего нацелится на сверстников, у которых не было проблем в семье.

В школе влияние одноклассников, учителей оказывает особое воздействие на развитие агрессивного поведения подростков. Частые конфликты с педагогами, учебная нагрузка выводят из равновесия шаткую психику несовершеннолетнего, ко всему вышеперечисленному присоединяется неразделенная любовь.

Поскольку социум обладает воздействием на формирование поведения, то феноменом возникновения агрессивного поведения подростка может являться группа сверстников, среди которой общается ребенок. Замечено, что если вчера еще школьник был спокойный, то завтра он может «травить» сверстника, доказывая тем самым свою «крутость», чтобы быть принятым в группу значимых сверстников.

В социуме постоянно обсуждается проблема агрессивного поведения подростков. Появление данного качества личности отмечается у представителей обоих полов.
Алкоголь, курение, нецензурная лексика, оскорбления и травля других сегодня уже стали нормой. Подростки не осознают, за что их наказывают, если так делают все. Уже нередкость, когда несовершеннолетний из хорошей школы превращается в агрессивную личность. Зачастую это говорит о том, что ему не уделяют дома внимания. Агрессивное поведение подростка – это своеобразная форма протеста, вызванная непринятием его, как личности.

Подростки, проявляющие агрессию, наделены низким уровнем интеллекта, тяготеют к подражанию. У таких несовершеннолетних отсутствуют ценностные ориентации, нет хобби, им свойственна узость, а также неустойчивость в увлечениях. Такие школьники часто озлоблены, тревожны, грубы, страдают эгоцентризмом, а также выражением крайней самооценки (положительной или отрицательной). Агрессивное поведение подростков выступают средством в поднятии самостоятельности, а также собственного престижа.

Профилактика

Профилактической работе асоциального поведения среди молодежи уделяется в системе образования достаточное внимание. Проблема агрессивности среди молодежи считается наиболее рассматриваемой на собраниях в школе. В образовательных заведениях проблемными школьниками занимаются психолог и социальный педагог.

Агрессивное поведение подростков чаще отмечается в кругу школьных проблем. По этой причине педагогам стоит быть внимательными к школьникам и, обнаружив изменения в детском поведении, следует отслеживать негативные проявления, чтобы искоренить агрессивность на ранней стадии.

Работа психологической службы нацелена на профилактику противозаконных действий, на предупреждение развития подростковой . При всей квалифицированной помощи педагогов, родители являются главными людьми способными воспитать правильно ребенка и не превратить его в агрессивную личность. Поэтому работа по предупреждению развития агрессивного поведения должна проводиться, как среди школьников, так и среди родителей. Совместная работа даст хороший результат и будет действенна.

Коррекция

Подростковая агрессивность устраняется представленными ниже принципами коррекционной работы:

– необходимо установить контакт с подростком;

– безоценочно воспринять и уважительно относиться к нему, как личности;

– положительно относиться к его внутреннему миру.

Направления коррекционной работы включают:

– обучение подростка навыкам контролирования себя (умение управлять гневом);

– обучение понижения уровня тревожности;

– формирование понимания личностных эмоций, развитие ;

– развитие положительной самооценки.

При появлении первых признаков агрессии можно рекомендовать подростку сделать паузу, отвлечь свое внимание, переключившись на что-либо иное, более приятное. Эффективно будет закрыть глаза, сосчитать до десяти или мысленно «набрать в рот воды» если перед ним стоит человек, который раздражает своим разговором. Такие действия могут уберечь от проявления ненужной враждебности.

Необходимо научить подростка относиться к тем вещам в жизни, которые изменить уже нельзя – спокойно. Безусловно, можно на них и позлиться, но смысла в этом нет никакого.

Есть другой выход: принять их, относиться к ним более спокойно. Важным моментом выступает не допускать хроническое нервное истощение и усталость, поскольку они лежат в основе агрессии и раздражительности.

При возникновении первых признаков усталости, следует делать отдых и вносить в жизнь моменты, которые будут радовать. Важно научить подростка быть внимательным к себе, внедрять в жизнь позитивные изменения, стараться быть довольным, поскольку только такой человек сможет быть спокойным, а также уравновешенным.

Одним из важных факторов, подрывающим и уничтожающим психическое здоровье подростка, является его собственная агрессия. Что побуждает подростков вести себя агрессивно?

Иногда агрессивное поведение связано с заболеванием головного мозга ребёнка, нервной системы или некоторыми соматическими заболеваниями. Но чаще всего степень проявления агрессии определяется воспитанием ребёнка в семье. Если родители наказывают его, бьют, постоянно ругают или издеваются, то такое поведение ребёнка является ответной реакцией на жестокое отношение к себе.

Семейные отношения также накладывают отпечаток на выплескивание подростками негативных эмоций. Многие родители считают проявление у ребёнка таких чувств, как гнев, раздражение, досада, недопустимым. Они уверены, что нормальный человек должен их в себе давить и не показывать. И стараются не допустить проявление подобных чувств у подростка разными способами. Подросток же может либо продолжать делать по-своему (а это приведёт к увеличению проявления агрессии), либо послушается и станет в себе гнев давить. Загнанные внутрь отрицательные чувства действуют на организм разрушительно. Это может вызвать болезни сердца, кожи, желудка, головные боли. Кроме того, накопившись внутри, они могут «взорваться», и тогда можно ждать ещё большей беды.

Найти золотую середину в том, как вести себя с подростком, проявляющим агрессивность, сложно. Давление или наказание, которое унижает достоинство ребёнка, может спровоцировать новую вспышку агрессии. А если родители перестанут обращать внимание на такое поведение ребёнка (думая, что всё пройдёт с возрастом, само собой), то он начнёт считать это нормой. Тогда привычка действовать агрессивно может стать чертой его характера.

Также агрессивное поведение подростка может являться формой его самоутверждения. А проявление жестокости – способом завоевания места под солнцем или самозащитой. В любом случае агрессия – это отражение внутреннего дискомфорта ребёнка.

Нужно различать агрессию и агрессивность. Агрессия носит защитный характер. Состояние агрессии может возникать у подростков с низкой самооценкой в состоянии тревоги или когда они защищают свои права. При этом у подростков нет желания причинить боль другим. Надо сказать, что присутствие некоторой агрессии в характере ребёнка даже бывает полезным. Это поможет ему при встрече с сильным противником. Но всё должно быть в меру. Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль.

Говорить об агрессивности ребёнка можно, если ребёнок часто теряет контроль над собой, спорит, ругается со взрослыми и сверстниками, отказывается следовать принятым правилам, специально раздражает окружающих, всегда винит других в своих ошибках, сердится и отказывается что-либо делать, завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность, быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если в течение не менее шести месяцев в поведении подростка проявляются более четырёх из перечисленных признаков, то можно предположить наличие у ребёнка агрессии.

Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.

Существует несколько форм выражения агрессии подростками:

* Физическая – использование подростком своей силы против другого человека;

* Вербальная – выражение ребёнком своих негативных чувств другим при помощи слов, визга, крика, угроз, ругани, проклятий;

* Раздражение – готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым;

* подозрительность – склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред». Часто подозрительность вызывает агрессивные действия только из-за одного необоснованного убеждения: «меня же хотели обидеть»;

* косвенная агрессия – воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес «обидчика» и др.);

* обида – как проявление зависти и ненависти к окружающим.Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением или миром вообще;

* скрытая агрессия (или пассивно – агрессивное поведение), её подсознательная цель – месть. Поведение подростка направлено на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких или окружающих.

Пассивно-агрессивное поведение – одна из худших форм проявления агрессии. Она показывает, что подросток не научился справляться со своими отрицательными эмоциями, в частности гневом. Чаще всего это проявляется в следующем: нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда же вы пытаетесь «образумить» ребёнка (криками, наказаниями, хорошими словами), это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток сам не осознаёт, почему он так себя ведёт.

Наличие агрессивно-пассивного поведения в начале подросткового возраста - нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким). Ребёнок в это время только учится владеть своими эмоциями. Ведь сильным чувствам (в том числе и гневу) подвержены все люди, надо просто научиться относиться к ним зрело, по-взрослому. В течении 5-6 лет подросток овладевает приемлемыми способами выплёскивать свой гнев и другие отрицательные эмоции. Это длительный процесс, и сам ребёнок эти способы может не найти. Ему надо подсказать, и делать это терпеливо. Многие младшие подростки как раз и выражают свой гнев пассивно- агрессивным способом, например, получая плохие оценки. «Вы можете заставить меня ходить в эту ненавистную школу, но хороших оценок не дождётесь», говорит его подсознание. И чем больше родители злятся, тем хуже будет результат: оценки станут ещё ниже.

Дружить с подростком, который всегда ведёт себя агрессивно, сложно. Он постоянно испытывает терпение друга своими гневными вспышками. Фактически все, кто соприкасается с проявлениями его физической или вербальной агрессии, стараются отойти в сторону и не общаться. Такого подростка часто отвергают. Он, в результате чувствует себя одиноким, никому ненужным, нелюбимым и в ответ ещё больше озлобляется.

Агрессивного ребёнка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребёнок.

Что можно сделать, если ребёнок проявляет агрессию?

1. Любое агрессивное поведение имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства. Постарайтесь прояснить для себя причину агрессивного поведения своего сына или дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на агрессивные вспышки ребёнка. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отношение к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения.

2. Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребёнок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного поведения. Старайтесь найти по возможности спокойные способы выяснения отношений и решения проблем внутри семьи.

3. Агрессивные дети, как правило, не умеют сочувствовать другим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния. Учите ребёнка сочувствию, выражению чувств.

4. Агрессивный ребёнок не умеет правильно оценивать и своё состояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя. Научите подростка понимать, что с ним происходит, управлять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это проявляется внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» - так он может описать радостное состояние. А вот состояние, близкое к агрессии, может выглядеть так: «Сердце колотиться, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони горят, пальцы рук сжимаются». Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Научите его расслабляться и контролировать свои чувства.

5. как уже говорилось, некоторые подростки ведут себя агрессивно, потому что не знают, как можно другими способами добиться того, что им нужно. Расширьте его поведенческий репертуар. Подскажите, какими ещё приемлемыми способами можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте с подростком варианты выхода из конфликтных ситуаций.

6. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом или труд. Любая физическая работа хорошо помогает.

Иногда может помочь и уместная шутка. Переведите отрицательную энергию в позитив.

Чаще всего гнев направлен на другого человека. Необходимо показать подростку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорбляя и не критикуя. Ваш пример покажет, как надо вести себя в подобных ситуациях.

7. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпеливом отношении к его взрослению. Будьте внимательны к потребностям ребёнка. Ведь его агрессия как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостаёт, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребёнка и принимая его, вы измените к нему своё отношение. А изменив себя, вы тем самым измените и его поведение.

Из года в год дети становятся все более агрессивными — так отмечают не только учителя и психологи. Многие родители, чьим чадам скоро исполнится 12-14 лет, почти с ужасом думают о начале переходного периода. В чем кроются причины подростковой агрессии? Почему она проявляется все активнее и что делать, чтобы ваш ребенок научился ее контролировать? Давайте выясним.


Причины возникновения агрессии у подростков

Не так давно в Москве произошел резонансный случай. Двое 14-ти летних подростков после окончания уроков подошли к парню и, угрожая канцелярским ножом, отобрали у него мобильный телефон. К тому же не какой-то «навороченный», а обычную, не новую мобилку, цена которой — около 5000 рублей. Теперь, как к несовершеннолетним, к ним применят методы воспитательного воздействия, а их родители оплатят штраф.

Яркий пример детской агрессии. И с каждым годом она становится все более явной.

Подростковая агрессия, как механизм защиты

Подобные явления сегодня, к сожалению, в определенном смысле закономерны. Учитывая события и поток негативной информации, с которыми сейчас сталкиваются люди, даже взрослым трудно сохранять спокойствие и уравновешенность.

Что же касается подростков, психика которых в этом возрасте чрезвычайно уязвима, то для многих агрессия становится примером для подражания. Однако, как отмечают психологи, агрессия может быть и механизмом защиты.

Повышенный уровень тревожности, спровоцированный информацией, поступающей со всех сторон, а так же нервозность и неуверенность родителей в завтрашнем дне, становится причиной активной агрессии у подростков. Они проявляют ее, потому что не знают других механизмов защиты.

Поэтому психологи советуют родителям, в первую очередь, самим проявлять терпение и спокойствие, даже в мелочах. Так, вместо того, чтобы говорить, что вашего ребенка повсюду подстерегает опасность, и вы очень за него волнуетесь, достаточно сказать «Позвони мне, когда приедешь к друзьям».


Агрессия подростков, как способ самоутверждения

Подростковая агрессия может выражаться не только в драках, криках и словесных образах. Так, классный руководитель 8-го класса рассказала о случае с ее учениками. С некоторых пор она заметила, что дети демонстративно перестали общаться с одной из одноклассниц, а иногда откровенно над ней смеялись. После выяснения обстоятельств, учительница узнала, что одноклассники считали девочку воровкой. Такие сплетни о ней плела обиженная подруга.

Как пояснила школьный психолог, это — проявление косвенной агрессии, которую чаще всего проявляют девушки. Все дело в том, что сегодня родители нередко учат своих детей не пытаться решить конфликт мирным путем, а сразу давать сдачу. И если для ребят самый простой способ — ответить силой, то девушки ударят, скорее всего, в последнюю очередь. Они больше склонны к агрессии, проявляющейся в сплетнях и клевете. Психологи отмечают, что агрессия снова порождает агрессию.

Нужно с детства учить ребенка решать конфликт мирным путем. Если же подросток вдруг стал замкнутым, молчаливым, нелюдимым, возможно, он — объект чужой агрессии. И чем быстрее вы это выясните, тем легче будет справиться с проблемой.

В 13-15 лет для человека очень важно признание сверстников. Подросток нередко делает что-то ради этого или же, наоборот, стремится подражать тому, кого считает своим кумиром, примером для подражания. Поэтому если ваш ребенок попал под чье-то влияние (а компании бывают разные), он может выдвигать несвойственные для него утверждения или странно себя вести.

Кроме необычных разговоров, возможно появление тревожности, подавленности, ухудшение аппетита. В такой период его нельзя отталкивать или осуждать. И ни в коем случае родителям самим не стоит паниковать. Психологи советуют противопоставить влиянию кумира собственные ценности, и делать это постепенно. Лучше усиливать собственное «я» вашего ребенка. Например, интересоваться его мнением: «А как ты думаешь? Что нравится тебе? »

Родительское раздражение

Психологи советуют: В любой конфликтной ситуации главное — не кричать сразу. Даже если вы сильно раздражены, воспользуйтесь общеизвестными способами:

  • Посчитайте про себя до десяти
  • Сожмите пальцы в кулаки и разожмите.

Тогда вам будет легче не отвечать агрессией на агрессию.

Однако и хамство терпеть не следует. Достаточно сказать: «Меня огорчает, что ты со мной так разговариваешь». Откажитесь продолжать разговор, если подросток не снижает тон. Иногда действует простое, но строгое: «Я очень сердит на тебя».

Когда же он успокоился, попробуйте выяснить причину его агрессии. При этом надо понимать, что подросток способен бурно реагировать и на серьезную проблему, и на мелочь. Однако ни в коем случае не говорите, что его проблема — ерунда. Покажите, что вам не безразлична его неприятность. Предложите вместе ее решить. Тогда подросток будет уверен, что вам можно рассказывать и о серьезных проблемах.