Введение. Формирование творческих способностей дошкольников через театральную деятельность

театр игра ребенок спектакль

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра.

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр - благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры - вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка - дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Актуальность темы.

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это -- конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность -- важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Сознавая все это, мы стремились создать в нашем ДОУ «Ручеек» театральную студию. Позже она приобрела свое название « В гостях у сказки». Задачи нашего театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.

Основная задача - показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.

Для реализации этих задач мы используем следующие программы:

  • · « Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокина,
  • · «Росинка» Л.В. Куцакова, С.И.Мерзлякова.
  • · «Арт-фантазия» Э.Г.Чурилова

Ченских Марина Ивановна
Бакланова Анастасия Михайловна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский детский сад «Яблочко»
Старооскольского городского округа

Формирование творческих способностей дошкольников через театральную деятельность

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Творчество как научная проблема изучается в педагогике и психологии давно и считается одной из самых серьезных областей теоретического и экспериментального исследования.

Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Многие вопросы исследования творческих способностей дошкольников остаются актуальными и в настоящее время.

Анализ научного знания о творческой самореализации дошкольников позволяет выявить противоречие между необходимостью исследования процесса творческой самореализации дошкольников и недостаточностью практической разработанностью этого вопроса.

Цель: развитие творческой самореализации детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность .

Работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность педагоги начинали с создания развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе. Для детей младшего возраста был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. Также педагогами были изготовлены настольный театр по русским народным сказкам «Репка», «Колобок», приобретен театр би-ба-бо «Курочка Ряба», «Колобок», пальчиковый театр «Курочка Ряба», теневой театр. В группе педагоги оформили книжный уголок, где поместили книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей.

В работе с детьми раннего возраста педагогами предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек и т.д.

В процессе проведения непосредственно-образовательной деятельности педагоги совместно с детьми играли с пальчиками: «Грибы», «Наши мамы», «Посуда», Домашние животные», «Дикие животные» и другие. В ходе проведения НОД использовали театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводили персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

Работа в данном направлении продолжалась и во второй младшей группе. Вместе с детьми педагоги продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. После игры «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения членов семьи, животных, птиц. В подвижных играх «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята» дети имитировали движения животных и птиц. С помощью физминуток также передавали движения животных. В течение года педагоги работали с детьми над этюдами.

Следующая ступень в работе – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Нами на празднике 8 марта были показаны потешки «Заинька, попляши», «Едем, едем на лошадке».

Также в работе с детьми педагоги использовали игры на развитие слуха, звукоподражания, на формирование речи, которые в дальнейшем помогли лучше передать характер персонажа.

В течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки для эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок, рисовали и лепили сказочных героев.

В средней группе воспитателями была продолжена работа по теме «Театрализованная деятельность». Дополнена развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, виды театров, аудиозаписи классических и детских произведений, различные альбомы, художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей, коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков).

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Воспитатели поддерживали интерес к театрализованной игре. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществлялось за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста.

Расширение игрового опыта детей происходило также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр.

В процессе проведения НОД и в свободной деятельности дети средней группы слушали произведения классической и детской музыки, самостоятельно играли на музыкальных инструментах (озвученных и не озвученных), как в оркестре.

Успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаем организацию сотрудничества с семьей. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.

Родители участвовали в организации уголка ряженья: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек, юбочки, накидки. Также родители оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы. В конце года было проведено собрание, на котором дети показывали сказки для своих родителей.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, педагоги рекомендуют использовать его коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Утверждаю

Заведующая МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №113»

Середа И.А.

РАЗВИТИЕ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из опыта работы

воспитателя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №113»

Вавилиной Н.А.

руководителя театральной студии «Жар-птица»

Цель творчества – самоотдача!

А не шумиха, не успех.

В наше время дети рано становятся зрителями, сначала у экранов телевизоров, потом в кукольном театре.

Мои многолетние наблюдения показали, что особый интерес у них вызывает театр (и не только как зрителей). Для ребенка участие в игре-драматизации всегда праздник. И это не случайно, ведь с самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество.

Поэтому и возникла идея создания театра. Именно театр помогает нам максимально развить творческие способности детей. Он и развлекает, и воспитывает морально и эстетически, и развивает детскую фантазию, способность переживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.

Так появился театр-студия «Жар-птица», где я стараюсь создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряя желание малышей быть непохожими на других, побуждая их фантазию, пытаюсь максимально реализовать их способности.

Именно в театре я даю детям возможность пережить мир по-новому, увидеть его с иной точки зрения, а также выразить свое эмоциональное отношение к предмету, явлению, действию, используя все выразительные средства.

Каждый спектакль – это кусочек жизни, поэтому дети с удовольствием идут в театр-студию. Им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире, видеть и слышать другого.

У меня нет цели - сделать из каждого ребенка актера, своей задачей я ставлю – дать возможность выразить себя средствами театра, развивать детское творчество.

Спектакль не самоцель, а повод, чтобы заниматься, поэтому я не требую от детей дословной передачи текста, в процессе репетиций они говорят своими словами. Интонацией, жестом, мимикой выражают свое понимание, видение роли. Каждый образ, созданный ребенком - неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности ребенка, его манерой держаться и выражать себя.

Так, в процессе подготовки спектакля «Теремок» у нас было несколько лягушек, несколько мышек. Все они разные, неповторимые, каждый внес в образ героя свою искорку творчества.

Цель моя была достигнута, я смогла вызвать интерес у детей к игре на сцене, добиться выразительности речи, раскрепостить их в общении.

С одной стороны очень важно было для меня сохранить богатство импровизации, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний, с другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приемами актерской техники и мастерства.

Так, взяв за основу программу Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети», я разработала свой перспективный план по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства.

В процессе работы с детьми по этому плану складывалась определенная структура занятий, на которых я использовала различные упражнения, игры с целью помочь детям овладеть средствами образной выразительности.

Я знакомила детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т.п.), анализировала средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагала различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.

Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т.п.).

Здесь я задействовала любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика и т.п.). Например, предлагала детям отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Идём со мной» и т.д.) подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Для этого я использовала карточки с изображением животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях. В дальнейшем использовались графические модели различных эмоций, разыгрывались и мини-сценки, этюды.

Спектр человеческих чувств, эмоций достаточно обширен, и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова, «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность. Именно в предлагаемых обстоятельствах, как считал К.С. Станиславский, мощный творческий импульс. Я предлагала детям следующие задания:

а) Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, стог сена, костёр и т.д.;

б) Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика;

в) Взять со стола нитку, как будто это – змея, горячая картошка, пирожное;

г) Пройти по нарисованной мелом линии, как будто это – канат, широкая дорога, узкий мостик;

д) Прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как старый человек.

Дети моментально включались в «предполагаемые обстоятельства» и действовали в них активно, правдоподобно и самозабвенно. Такие задания были включены в занятия с определённой темой «В магазине игрушек» и т.д.

Предлагая детям поиграть с пальчиками, я ввела в свою работу «Пальчиковый игротренинг», который потихоньку перерос в игры-представления с куклами, которые мы изготавливали из сподручного материала. Чудесные превращения происходили и при помощи различных масок из бумаги. Разновидностью театрализованной игры стала игра в переодевание. Для её организации брались вещи из костюмерной (платье, шляпки, пиджаки). Всё, чего не хватало для выразительности образа, дорисовывало воображение ребёнка. И вот передо мной уже не бессловесное существо, а образ принца, например, или «кота в сапогах».

Важным средством образной выразительности является интонация. Предлагая детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть), я добивалась от детей выразительности и естественности речи. Для этого использовала различные художественные произведения: стихи, басни, сказки, диалоги.

Свои занятия я начинала с техники речи (чистоговорки, разминка языка, различные звукоподражания).

Читая детям мини-диалоги в стихах, мы тут же разбирали характеры героев, и дети изображали их на сцене. Так мы делали этюды по стихам.

Например, в этюд по стихотворению Б. Кожевникова «Медвежонок» была введена белка (умная, воспитанная), которая была возмущена, что медвежонок ест мёд лапой. Но медвежонок, зная, что поступает плохо, ничего не мог поделать с собой – уж очень вкусным был мёд.

Эй, послушай, косолапый,

Разве можно кушать лапой?

Нет, нельзя, -

Вздохнул он грустно, -

Только очень, очень вкусно

Вот попробую немножко,

А потом пойду за ложкой.

В своей работе над выразительностью речи я привлекала родителей, предварительно написав для них консультацию о том, как надо заучивать стихи и диалоги с ребёнком.

Используя в своей работе сказочную тематику, я проводила с детьми серию игр, игровых упражнений и приёмов для развития воображения, фантазии, их мыслительной деятельности. Такое игровое упражнение, как моделирование сказочного сюжета, помогало не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать (видоизменить) его экспериментировать с ним. Рассказывая детям сказку, я сопровождала повествование условными картинками-символами.

Например, в сказке «Теремок» это были буквы – зверушки. А к сказке «Золушка» были придуманы другие условные обозначения.

В дальнейшем дети самостоятельно рассказывали и придумывали сказки по опорным моделям.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребёнка к духовному богатству, накопленному человечеством.

Ребёнок наполовину живёт в воображаемом, нереальном мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразовывает его и себя.

Я стараюсь способствовать тому, что бы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. Но такую сложную задачу непосильно решить одному человеку, поэтому к этой работе был привлечён весь педагогический коллектив.

Сначала я провела консультации для воспитателей, где обратила их внимание на важность театральной деятельности в детском саду, акцентировать их внимание на театрализованных играх, так как театрализованные игры позволяют решить многие задачи программы детского сада.

Следующим этапом моей работы с коллективом была организация кукольного театра силами воспитателей. С появлением театра-студии пополнилась костюмами костюмерная.

Благодаря 6-ти летнему опыту моей работы, я пришла к выводу, что дети, посещающие театр-студию, научились понимать настроение другого человека, чутко относиться друг к другу, у них отмечается стабилизация эмоционального состояния, нет боязни выразить свой внутренний мир.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.


Ольга Величко

Дошкольное детство – самый ответственный период в формировании человека, его внутреннего мира. Дети в этом возрасте – сама непосредственность , верят в чудеса и задача педагога помочь малышам самореализоваться. Я в своей группе организовала театральный кружок . Развиваю интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия . Вызываю желание попробовать себя в разных ролях.

Усложняю игровой материал за счёт постановки перед детьми всё более перспективных художественных задач, смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Во время взаимодействия с детьми создаю атмосферу творчества и доверия , давая каждому ребёнку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

Развиваю умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.

Оказываю помощь при выстраивании линии поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.

Поощряю импровизацию, формирую умение свободно чувствовать себя в роли.

Воспитываю артистические качества, раскрываю творческий потенциал детей , вовлекая их в различные театрализованные представления : игры, концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставляю детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества . Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка ; способствуют общему развитию ; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия , развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации . Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи , дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театральные постановки формируют внутренний мир ребёнка, отношение малыша к окружающей его действительности.

Приобщают детей к здоровому образу жизни.

Воспитывают чуткое, доброе отношение к пожилым людям.

Помогают детям понять, осознать необходимость прислушиваться к советам близких людей.

Список литературы

1. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника – методическое пособие для воспитателей и родителей – Издательство «Мозаика – Синтез» , 2008. – С. 25.

2. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль – Издательство «Учитель» , 2008. – С. 6.

3. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду – Издательство «Мозаика – Синтез» , 2008. – С. 4-5.


Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Опыт работы Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством создания мультфильмов. Видео Все дети любят мультики, но все, что они видят - это готовая картинка, интересные герои и продуманный режиссером сюжет. Все же самое сказочное.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОРОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рогнединского района Брянской области

Педагогический опыт по теме:

«Развитие творческих способностей у детей через театрализованную деятельность»

Составила и провела: воспитатель дошкольной группы Садова И. И.

Вороново 2017

ВВЕДЕНИЕ

Творчество – постоянный спутник детского развития. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств. Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Актуальность темы заключается в условиях перехода на ФГОС. Один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Театральная игра – самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки. Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать, сопереживать персонажам. «Волшебный край» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся к этим удивительным видам искусства.

Сказочные представления в театре вводят ребенка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребенок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ОПЫТА

В педагогической литературе театрализованная деятельность рассматривается как средство развития детей. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности для детей младшего возраста являются: разнообразие и содержательность, тематика, соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т.е. во все формы организации педагогического процесса. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная и фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: игры драматизации и игры режиссерские. В играх-драматизациях ребенок исполняет роль «артиста». Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, птиц, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразными видами театров, используемых в детском саду: настольный, пальчиковый, кукольный и т. д.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: 1) снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов; 2) раскрепощенность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности; 3) развитие реальных мотивов: игра и обучение не должны быть из под палки; внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

ЦЕЛЬ ОПЫТА

Целью опыта является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

ЗАДАЧИ ОПЫТА

    Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

    Познакомить детей с различными видами театра.

    Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.

    Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ

    Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

    Принцип интеграции образовательных областей. Содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы.

    Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год.

    Принцип доступности. Учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, жизненный опыт.

ОПЫТ РАБОТЫ

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенок хочет воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и чем заинтересовался. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Для моей разновозрастной группы, где находятся дети от 3-х до 7 лет, театрализованные игры стали незаменимым помощником. В период адаптации малышей в детском саду мне помогают куклы-помпоны «Кулинки». С помощью театрализованной деятельности младшие дети учатся внимательно слушать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать их свойства (бумажные рвутся, рвутся, размокают в воде; резиновые – упругие, можно играть с ними в воде, они не промокают), осваивают мимику (грустный, веселый, добрый, злой), учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого. Моя задача заключается в своевременном создании условий для таких игр.

Дети старшего возраста самостоятельно организовывают театрализованные игры, что называется, играют в театр. Здесь могут быть задействованы различные виды театра: настольный, пальчиковый, кукольный, игрушки из киндер-сюрпризов и др.

В своей работе я использую театрализацию в различных видах деятельности педагогического процесса: кукла «Василиса Премудрая» помогает проводить эксперименты, с Карлсоном выполняем зарядку, баночки «Котенок и Тигренок» помогают в изодеятельности. Т. е. во время занятий использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей.

Ежедневной традицией разновозрастной группы является чтение художественной литературы, позволяющей познакомить детей с разнообразными произведениями, которые могут стать основой для последующих драматизаций. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Раз в две недели собираемся с родителями для обсуждения и решения текущих дел. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – Издательство «Мозаика-Синтез» 2008.

    Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль. - Издательство «Учитель» 2008.

    Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. ТЦ «Сфера» Москва 2007.

    Сорокина А. О., Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. Москва 2000.

    Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду - Издательство «Мозаика-Синтез» 2008.