Вышивка гладью на одежде. Художественная цветная гладь: основные стежки. Простые схемы для вышивки: цветы

Наиболее известны вышивки цветной гладью из Китая и Японии - мастерицы этих стран издавна достигали баснословных успехов в тонкостях этого вида рукоделия. Однако и в других странах рукодельницы не обошли вниманием этот вид вышивки. Яркие узоры южных европейских стран и нежные переливистые - северных, причем самых разных эпох вплоть до сегодняшнего дня, тоже завоевывают сердца любителей как традиционной культуры, так и оригинальных техник.

Вышивку художественной гладью порой называют живописью на ткани с помощью цветных ниток. Гладьевые стежки являются заполняющими, то есть они целиком заполняют определенный участок мотива. Полностью вышитая разноцветными нитками основа напоминает живописное полотно. А ведь на самом деле это самые простые прямые стежки,которые выполняются в определенном направлении и плотно прилегают, а порой перекрывают друг друга. Красоту этой вышивки зачастую составляет игра света, переливы ниток, стежки которыми выполнены в разных направлениях.

Нитки для вышивания гладью берут самые разные - от люрекса и шелка до мулине и ковровой шерсти. И получают самый разный результат, например, вышивка шерстью дает возможность придать вышивке рельефность и объем. Однако лучшим выбором для глади считаются нитки с шелковистым блеском - именно они создают наиболее впечатляющий эффект. Гладь используют также для заполнения самых разных форм, в том числе монограмм.

Существует много вариантов гладьевых стежков. Здесь мы покажем лишь некоторые из них, но, овладев только ими, вы сможете выполнять сложные узоры.

Главные правила вышивки художественной гладью

  • Для того, чтобы вышивка гладью были выполнена аккуратно, натяните ткань на пяльцы.
  • Стежки должны полностью покрывать ткань.
  • Стежки должны размещаться один за другим.
  • Края мотива должны быть ровными.
  • Начинайте работу с самого узкого места элемента.
  • До начала работы вычертите на ткани контурные линии мотивов.

Техника выполнения стежков


Плоская гладь

Шаг 1

Начните работу в точке А, проведите иглу через точку В к точке С. Осторожно протяните нитку через ткань.

Шаг 2

Размещайте стежки вплотную друг к другу, проведите иглу через точку D к точке Е. Следите за тем, чтобы края мотива оставались ровными.

Шаг 3

Продолжайте заполнять участок мотива стежками, ровно натягивайте нити, чтобы поверхность вышивки была гладкой.

  • При вышивании гладью следите за тем, чтобы стежки ложились параллельно друг другу. Только тогда поверхность вышивки будет гладкой, ровной и шелковистой.
  • Если вы торопитесь, возьмите более толстые нитки или возьмите нитки в 3−4-5−6 сложений.
  • Избегайте длинных стежков. Они делают вышивку рыхлой и неаккуратной. Лучше разделить большой мотив на несколько участков и вышить его по отдельности, либо стежками в разных направлениях, либо нитками близких оттенков. Для заполнения больших участков идеально подходит художественная гладь.
  • Вдоль краев мотивов, чтобы их подчеркнуть, можно проложить контурные линии стебельчатыми или строчными стежками.

Художественная гладь

Эта техника наиболее популярна среди опытных вышивальщиц, и используется ими обычно для передачи тонких оттеночных переходов. Художественная гладь состоит из одного ряда стежков разной длины, которые частично покрываются рядами более длинных стежков.
Художественная гладь наиболее часто используется для заполнения участков неправильной формы.

Первый ряд этого вида глади состоит из длинных и коротких как правило вертикальных, реже горизонтальных стежков. Стежки последующих рядов длинные, тоже вертикальные (или горизонтальные). При художественной глади обычно применяются нитки разных оттенков одного цвета, чтобы добиться мягких оттеночных переходов.

Шаг 1

Начните работу в точке, А и введите иглу в точке В. Затем из точки С проведите иглу к точке D. Продолжайте чередовать длинные и короткие стежки по вертикали слева направо. Зафиксируйте нитку.

Шаг 2

Повторяйте, выполняя по вертикали только длинные стежки и заполняя участок мотива. Последний ряд должен состоять из нескольких коротких стежков.


Теневая гладь

Это ряд стежков разной длины, в разной степени перекрывающих друг друга для создания передачи тонких цветовых нюансов. Очень часто теневую гладь считают одним из вариантов художественной глади (см. выше). Однако в теневой глади выполняются горизонтальные ряды стежков одинаковой длины, равномерно, при этом в каждом нижнем ряду для создания тонкого оттеночного перехода стежки чуть захватывают ряд верхних стежков.

Шаг 1

Работайте справа налево. Начните в точке, А и проведите иглу к точке В (край мотива). Затем через точку С проведите иглу к точке D. Продолжайте работать в первом ряду, пока не закончите его.

Шаг 2

Для выполнения следующего ряда стежков введите иголку между и немного выше нижних точек двух совмещенных стежков предыдущего ряда. Постарайтесь делать стежки как можно более ровными.

Гладь с настилом, или выпуклая гладь

Этот вид вышивки гладью применяется, когда нужно подчеркнуть рельефность и объем вышивки. В художественной (теневой) выпуклой глади сначала выполняется настил одним цветом, а поверх него вышиваются перекрывающие друг друга стежки нитками близких или контрастных оттенков.

Шаг 1

Прямыми стежками простой гладью проложите сначала настил. Для этого начните работу в точке А, введите иглу в точке В, проведите ее через точку С к точке D. Продолжайте заполнять мотив простой гладью. Зафиксируйте нитку.

Шаг 2

Теперь работайте по настилу, прокладывая стежки в противоположном направлении. Из точки W проведите иглу к точке Х, затем из точки Y к точке Z. Продолжайте до тех пор, пока полностью не будут закрыты стежки настила.


Фото: PR, Свен Хедстром, burdastyle.

Вышивка гладью является для многих стран традиционной. Мастера Японии, Китая, Вьетнама, Кореи используют этот на одежде и других изделиях. Украшенные вещи, смотрятся богато, нарядно, выделяясь эксклюзивностью и привлекая внимание окружающих.

Считается на сегодняшний день одним из самых популярных способов вышивки. Рукодельница, очень напоминает живописца. Только вместо кисти, наносящей мазки на холст, у неё тоненькая иголка, вышивающая нежные стежки на ткань. Благодаря технике глади можно создавать очень тонкие цветовые гармонии, отображать игру света и вышивать невероятно красивые картины. Лучшие их образцы часто относят к произведениям высокого искусства.

Существует мнение, что она возникла ещё в шестом и такой был преимуществом знатных дам, которые искусно вышивали шёлковыми, серебряными и золотыми нитями по шёлку. Со временем прекрасные работы попали в Европу, а потом распространились на весь мир. Гладь украшает одежду, подушки, скатерти, картины, платки и салфетки.

Она занимает почетное место среди творческих людей. Рукодельницы не делают секретными вышивальные технологии и с удовольствием делятся опытом, обучая новичков всевозможным приемам и хитростям.

Создание композиций пошагово для начинающих будет проходить успешно, обучаясь в начале простым стежкам. Для этого выбирается небольшой и несложный орнамент.

Главное знать суть глади - это прямые стежки, прилегающие плотно друг к другу и выполняются они различными видами швов.

Конечно, крестиком вышивать немного проще, но нежная гладь стоит того, чтобы приложить усилия и научиться новому мастерству.

Читайте также: Вышиваем лентами уроки для новичков

Разнообразные приемы:

  • двусторонний
  • односторонний
  • прямой
  • косой

Разные техники вышивания:

  • простая
  • художественного оформления
  • с выпуклыми формами
  • с прорезыванием
  • штриховая
  • объёмная
  • атласная
  • однотонная

Чтобы научиться делать стежки, не стоит стремиться запомнить все имеющиеся швы и технические способы. Новички обычно стартуют с нескольких стежков, которые применяются для создания цветочных композиций, маленьких орнаментов, изображения животных, бабочек.


Стоит запомнить, что один и тот же вид глади можно выполнять в разных техниках, в одном рисунке могут сочетаться и протяжные, и короткие швы.

Что нужно знать в вышивке об основе и нитях

Наносится на разную основу. В первую очередь, необходимо подобрать полотно. Оно должно соответствовать будущему изделию. Если необходимо украсить коврик, то лучше отдать предпочтение мешковине или сукну. Для скатерти лучше всего подойдет лён. А для одежды желательно выбирать шёлк или хлопок.

При использовании пялец можно значительнее натянуть ткань, что серьёзно добавит удобства при работе. Оттенок, состав, сплетение волокон совсем не играет роли. Рабочий процесс зависит от применяемой нити. Например, для мулине больше подходит хлопчатобумажное полотно:

  • хлопок
  • мешковина

Следует взять во внимание, что нити для вышивания должны соответствовать типу ткани. В основном для вышивки применяют мулине хлопчатобумажные, шерстяные и объёмные синтетические нитки.

Для шелковых нитей применяется:

  • сатиновое полотно
  • батистовая ткань
  • шёлковая основа

Для ниток ирис подойдет:

  • более плотный материал такой, как лен

Рабочий материал:

  • схематический рисунок орнамента
  • тканевая основа
  • штопальные иглы
  • нитки
  • копирка
  • наперсток
  • деревянные пяльцы либо рамы
  • ножницы

Иголки выбираются соответственно к ткани и ниткам, с учетом вышиваемого орнамента. Применяя тонкую иголку, получаем аккуратную вышитую работу. Применение пялец желательно, так как на них полотно хорошо натягивается, что необходимо для выполнения орнамента и более удобного вышивания.

Рисунок наносится специальным маркером на основу. При отсутствующих навыках рисования используется копировальная бумага. Для этого копирка помещается на полотно под орнамент, позаимствованный с компьютера. Все материалы скалываются между собой булавками и обводятся по абрису. Разобравшись со схемой, начинаем вышивальный творческий процесс.

У опытных рукодельниц уже давно в запасе есть набор для вышивания. А начинающим мастерицам необходимо приобрести стандартный комплект. В него могут входить не только иголки, но и канва, пяльцы, нити, а так же схемы для вышивания. Ни для кого не секрет, что чем тоньше иголка, тем изящнее будет получаться рисунок. Конечно, не лишними будут небольшие ножницы и наперсток. Если нанесение рисунка на ткань – не проблема, то его можно самостоятельно нарисовать. А если с рисованием есть сложности, то придётся использовать копировальную бумагу. Понравившийся рисунок необходимо распечатать на принтере, а потом вместе с копировальной бумагой прикрепить к ткани при помощи булавок и навести все контуры.

Вышивальные приемы

В процессе работы над картиной для разных элементов применяются разнообразные стежки. Крупные части оформляются длинными швами, а узкие и мелкие – вышиваются короткими стежками. При вышивании часто используются разные приемы.

Начинающая вышивальщица не должна обучаться сразу всем техникам. Работу лучше всего начинать с нескольких швов, которые встречаются в рисунках чаще всего.

Прямой стежок

Первое занятие рукоделия лучше посвятить именно прямым стежкам. Их длина может составлять 1 – 8 мм. Подобные швы часто используют для выделения контуров рисунка или для заполнения больших деталей. Прямые стежки можно вышивать под различным углом и любой нитью. С их помощью можно вышить веер, ёлочку, листики, стебель и др.

Начинать предпочтительнее с прямого шва, размером от одного до семи миллиметров

Им можно оформлять несложные картины и выделять контур. Еще им заполняются внутренние части вышиваемых элементов.


Точечный стежок

Он имеет несколько поднятый конец и состоит из двух строчных стежков, которые примыкают друг к другу. Он немного напоминает кофейное зерно.

«Ёлочка»

Такой шов следует наносить по диагонали так, чтобы слегка просвечивать фон ткани. Желательно перед началом вышивания нанести на полотно предполагаемые линии.

Шов Гольбейна

Относится к двусторонним штопальным швам, часто встречался на одежде средневековой знати. При его нанесении сначала используется стежок «иголка вперёд», а потом при возвращении назад необходимо заполнить промежутки между швами. Вышитые таким способом узоры часто напоминают кружева.

Стежок с расщеплением нити

При его нанесении игла должна проколоть нить на предыдущем стежке, создавая особенную вышитую линию, то есть при выведении иголки на лицевую сторону происходит расщепление нити. Это позволяет создавать светотень внутри рисунка.

Далее можно ознакомиться с нанесением штопального, клинообразного, шевронного и зернового стежков.
Когда работа над изучением стежков уже позади, можно перейти к самой глади. Она необходима для придания тонкости переходу между деталями рисунка. Гладь при вышивании шёлковыми нитями пейзажей, портретов и сюжетных жанров – называется художественной.

При этом способе один ряд разной по длине швов покрывается сверху ещё одним рядом длинных швов. Подобная гладь нередко применяется при заполнении деталей с неправильной формой. Она красиво выглядит при исполнении круговых мотивов с оттеночными переходами в центре.

Рассмотрим подробно, как происходит создание шедевра.

Простой способ

Красиво ложащаяся гладь – это божественная живопись иголкой. Как бы не было много приемов описываемого процесса, различия между ними совсем небольшие. Изучим кратко методику вышивания простой гладью, которая характеризуется поочередным вышиванием всех лепесточков, учитывая принцип соответственного направления мулине – от краешка к центральной части листика.

  1. В простой весь рисунок выполняется параллельно расположенными впритык вышитыми стежками.
  2. Швы делаются свободными, не зависящими от размера, который корректируется вышиваемым орнаментом.
  3. Контур рисунка, заполненного швами, шьется идеально ровно. Линии стежков выполняются в соответствии с рисунком и желанием рукодельницы.
  4. Выигрышно техника смотрится в игре со светом. Узор, созданный одним оттенком, играет цветовыми переливами и кажется состоящим из разнообразных цветов.

В связи с этим выполненная работа выглядит объемной, привлекая внимание и взгляды любителей творчества.

Освоение глади с простого листка

Простая красиво и совершенно идентично выглядит с двух сторон. Поэтому кончики рабочей нитки тщательно скрываются под выполненными швами. Узелки отсутствуют и с лицевой, и с изнаночной стороны. Процесс не сложный, но требует сосредоточенности, концентрации внимания и усидчивости.

  1. Работа начинается на лицевой внутренней стороне листика, прокладывается несколько швов «вперед иголкой».
  2. Нитка подтягивается так, чтобы хвостик остался в канве.
  3. Далее иголка выходит в предыдущую точку и манипуляции продолжаются. Верх и он будет незаметен.
  4. Верхние швы скрывают хвостик нити, контролируем, чтобы он не выскочил.
  5. Напрактиковавшись, все проделанные действия будут выполняться автоматически.
  6. Закрепив волокно, выполняются рядки прямых швов, плотно расположенных между собой. Смотрим, чтобы выполняемые стежки не заходили за контур рисунка.
  7. Иголка направляется точно в линию контура, ткань прокалывается под углом девяносто градусов.
  8. В середине заполняемого орнамента направление швов выполняется произвольно, все стежки располагаются параллельно. Натяжка волокна происходит одинаковая, чтобы рисунок выглядел гладким.

Стежки в прямой глади выполняются параллельно нитям ткани. Каждый шов прокладывается через одну нить тканевой основы.

Косые стежки

Вышьем лепесточек косыми стежками. Этот шов отличается от предыдущего изменением наклона иголки. Последовательность выполнения строчек такая же, как и вышеописанная.

  1. Косая гладь создается стежками под углом 45 градусов к ниткам ткани.
  2. Швы выполняются с уклоном в левую и правую стороны, поэтому рисунок приобретает эффект светотени.
  3. Косую часто вышивают красной и черной нитью.

Пример:

Усвоить стежок можно вышивая пробный экземпляр (рис. 111). Данная техника начинается с подбора квадрата из ниток основы – 6X6 ниток. Узор выполняется справа налево.

  1. Экземпляр, изображенный на картинке 111, выполнен квадратом 6X6 ниток полотна.
  2. Рабочая нитка фиксируется справа петлей либо миниатюрными швами, выполненными диагонально (р. 112, а). Игла затем выводится в нижележащий левый уголок (начало вышивания).
  3. Далее иголка заводится диагонально в правую, располагающуюся сверху точку и выводится вертикально на одну нитку вверх предыдущего шага иглы (р. 112, б).
  4. Оставшиеся стежки выполняются параллельно, пропуская нитку полотна (р. 112, в) с левым наклоном.
  5. Делая последний шов, иглу пропускают в левую ниже расположившуюся точку выполняемой строчки (р. 112, в).
  6. Изделие поворачивается против часовой стрелки, чтобы выполненные швы оказались слева. Также подбирается квадрат 6X6 ниток полотна и выполняются стежки с правосторонним наклоном.
  7. Иголка вводится по диагонали в правый нижний уголок следующего квадрата и выводится во втором стежку слева, внизу (р. 112, г).
  8. Остальные стежки выполняются параллельно через одну нитку основы.
  9. В последнем шве игла вводится в правую нижнюю точку и выводится в правой верхней точке следующего, подобранного квадрата (р. 112, д).
  10. Изделие поворачивается слева направо и опять выполняются стежки с наклоном в левую сторону (р. 112, в).
  11. Далее работа повторяется чередованием выполняемых наклонов стежков.


Научившись выполнять простые приемы, можно декорировать одежду, сумочки, домашний текстиль, делая свой мир прекрасней.

Ещё один момент – это сочетание цветов в создаваемом рисунке. Различают белую и цветную гладь. Выбор цвета значительно влияет на самочувствие человека, его эмоции и настроение. Даже психологи отмечают воздействие определенных цветовых оттенков на людей. Поэтому важно сначала определиться, какие эмоции должна вызывать вышитая картина и будут ли уместными по сюжету подобранные цвета.
1. Для получения рисунка с гладкой поверхностью важно наносить шовчики параллельно.

2.Если необходимо выполнить работу за короткий срок, лучше выбирать более толстую нитку или складывать её в 2-3 раза.

3. Желательно не использовать слишком длинные швы. Иначе работа получится неаккуратной. Поэтому лучше разбить детали рисунка на сектора и каждый вышивать по отдельности или же направлять в разные стороны.

4. Допускается так же использование похожих цветовых оттенков. Идеальный способ для заполнения большой детали – это именно художественная гладь. Строчный и стебельчатый швы лучше других подходят для подчёркивания краёв рисунка.
Следует отметить, что сам процесс вышивания оказывает успокаивающее влияние на человека. Тактильные ощущения способствуют настроению на гармонические отношения с окружающим миром. Поэтому это не только полезное, но и приятное занятие.

Схемы для рукоделия композиций






Видео уроки для начинающих

Подготовка к процессу вышивки гладью

Любой процесс вышивки гладью начинается с подбора материалов. А, особенно тщательно необходимо подойти к данному вопросу, если вы из начинающих вышивальщиц. Нелишним будет вначале изучить уроки для новичков, посмотреть мастер класс вышивки. И лучше не один. Для кого-то будет удобно изучать книги, а кому-то предпочтительнее формат видео. В интернете, и не только, огромное количество информации. Достаточно вбить в поисковую программу: «Уроки на тему: вышивка гладью для начинающих ». Многие периодические издания включают в себя уроки в печатном формате, а некоторые из них оснащены дисками для тех, кому более понятным будет формат видео.

Следующим шагом будет подбор принадлежностей. Самым главным инструментом любой вышивальщицы, независимо от того, какая техника вышивания гладью ей по душе, является иголка. Чтобы правильно выбрать иглу, нужно помнить о том, что здесь ваш выбор напрямую зависит от ткани и ниток, а также необходимо учитывать и выбранные рисунки или узоры. Чем тоньше ваша иголочка, тем аккуратнее будет смотреться работа гладью по завершению. В процессе вышивки можно использовать пяльцы или рамы, это кому как удобно. На раму работа натягивается полностью и снимается уже по завершению вышивки. Пяльцы зачастую приходится переставлять, но зато они обеспечивают большее натяжение ткани и маневренность во время работы, а это имеет большое значение для вышивки гладью особенно для начинающих.

Ткань подбирается в зависимости от качества нитей и желаемого результата. Если вы вышиваете гладью хлопковым мулине, то и ткани лучше подбирать хлопчатобумажные, а если хотите использовать шелковые нити, то обратите внимание на тонкий батист.

Кроме всего вышеперечисленного вам не обойтись без маленьких ножниц с тоненькими кончиками, наперстка и копировальной бумаги. Хотя последняя вам понадобится только в том случае, если вы решили переносить свои рисунки на ткань именно с помощью нее.

Неплохо было бы обзавестись книгой, содержащей в себе уроки по вышивке гладью для новичков, чтобы иметь возможность подглянуть туда, когда возникает какой-нибудь сложный случай.

Для новичков лучше взять простую ткань и хлопковое мулине. Так как в самом начале мы учимся просто правильно заполнять стежками рисунок.

Перевод рисунка на ткань

Вариантов для создания рисунка на ткани несколько. Можно просто нарисовать его карандашом. А можно даже изобразить акварельную картину, используя при этом частичную зашивку гладью. Такая техника вышивки гладью, позволяет легко создавать совершенно уникальные рисунки. Особенно если вы неплохо умеете рисовать. Можно использовать банальную копирку. Для этого положите ее поверх ткани, а сверху рисунок, который хотите вышивать и сколите все слои булавками, чтобы не дать возможности им сместиться. Теперь просто обведите все имеющиеся узоры по контуру и разберите созданную конструкцию.

Еще одним вариантом является перенос схемы для вышивки гладью на ткань с помощью стекла. Под стекло ставится лампа, а сверху ложится рисунок и покрывается тканью. Затем обводится по контуру рисунок, просвечивающийся через ткань. Рисовать лучше карандашом или водорастворимым маркером. Для начала подбирайте схемы, содержащие несложные рисунки или узоры. Лучше небольших размеров. Чтобы в самом начале знакомства с вышивкой гладью не утомиться раз и навсегда от процесса вышивания.

Учимся вышивать гладью

В современном мире существует масса источников, предлагающих нам не один мастер класс по вышивке гладью, как в печатном формате так и в варианте видео. Новичкам в вышивке гладью следует обратить свое внимание сперва на узоры, которые представляют собой буквы или небольшие цветы и веточки.

Организуйте свое рабочее место, включите видео или откройте книгу, содержащую мастер класс, в котором описывается выбранная вами техника вышивки гладью и попробуйте вышить свой первый небольшой рисунок.

Двусторонняя гладь без настила

Вденьте в иглу мулине, сложив его перед этим вдвое. Первые два стежка выполните вдоль контура. Затем начинайте постепенно заполнять гладью все имеющееся пространство, укладывая стежки при вышивании параллельно один одному. Используйте прием «вперед иголку». По завершению вышивки гладью пространство должно быть заполнено как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Сразу учимся создавать красивую изнанку. На ней совершенно не должно быть узелков. Описанная техника носит название – двусторонняя гладь без настила. Вначале необходимо добиться идеально уложенных стежков на небольших элементах. Поэтому, прежде чем перейти в вышивке гладью к многоцветным сюжетным картинам, потренируйтесь вышивать буквы или небольшие цветочные мотивы.

Видео: вышивка гладью простой монограммы

Техника выполнения стежков в вышивке гладью

Стежок «вперед иголку»

Стежок, с которого необходимо начинать свое знакомство с вышивкой гладью называется «вперед иголку». Нить закрепляем на контуре и создаем стежок размером 2-3 мм. Отступаем 2мм и снова повторяем стежок. Таким образом, выполняем контур.

Затем, с помощью штрихового стежка, гладью заполняется все пространство. Он выполняется следующим образом. Делаем стежок длиной не более 7мм, а затем повторяем его в обратном направлении, отступив немного от края стежка. Техника заполнения гладью может быть разная. Можно укладывать стежки на наши, к примеру, цветы или буквы, вертикально, горизонтально и даже в косом направлении. Последний вариант укладки смотрится в готовой работе гладью наиболее интересно.

Техника данной вышивки гладью подразумевает использование еще некоторых стежков.

Техника выполнения прямых стежков

Прямой стежок – самый простой и в то же время древнейший из всех существующих в работе гладью. Может также выполняться в любую сторону. Его можно использовать для обозначения контура, для заполнения внутренней части и как сам по себе. Чтобы его выполнить, обозначим себе условно на ткани две точки. В первую выведем снизу вверх иглу с уже закрепленной ниткой, а затем введем ее во вторую воображаемую точку. Это и будет готовый стежок. Самое важное в вышивке гладью, научиться делать эти стежки одинаковой длины, а также следить за тем, чтобы нить сильно не натягивалась, тогда вышитые гладью рисунки будут смотреться просто идеально.

Стебельчатый шов

Следующий шов в вышивке гладью, о котором необходимо упомянуть – стебельчатый. Чаще всего эта техника швов используется для вышивания стебельков у растений или веточек. Отсюда, видимо, и пошло название. Он состоит из стежков плотно прижатых друг к другу и формирующих линию. Линия может быть как прямая так и неправильной формы. Каждый стежок в этом шве начинается с середины предыдущего. Рабочую нить стараемся держать постоянно с одного направления, чтобы структура шва не нарушилась. Направление, как и у вышеупомянутых швов, может быть совершенно любое. По окончанию вышивки идеальный стебельчатый шов должен иметь вид шнурка. Место начала и конца каждого стежка должно быть практически незаметно. С изнаночной стороны работы гладью этот шов имеет вид строчного.

Строчной шов

Строчный шов названием уже заявляет о своем виде. Он имеет вид машинной строчки и является, конечно, в вышивке гладью, контурным швом. С его помощью легко создавать идеально ровные линии. Стежки данного шва абсолютно равны между собой и как бы выходят друг из друга. Нить должна располагаться свободно и не тянуть ткань.

Тамбурный шов

Еще один шов – тамбурный. Он имеет разные названия – цепочка, колосок, бабочка и другие. Но основу всех его вариантов составляет одна и та же техника. Для выполнения этого стежка иголку с закрепленной нитью выводим на лицо. Придерживаем нить другой рукой и вводим иглу в то же отверстие, откуда она выходила. Формируется петелька, которую необходимо закрепить у ее вершины коротеньким стежком. Можно создать цепочку из таких петелек. Тогда закреплять ее не надо, а просто выводим иглу снизу вверх у вершины петли и повторяем все тоже самое.

Шов «шнурок»

Одним из довольно интересных швов в вышивке гладью, является «шнурок». Техника вышивания этого шва включает в себя два этапа. Первый – это выполнение шва «вперед иголку» с соблюдением промежутков между соседними стежками не больше, чем половина длины каждого. А второй – это проведение через выполненные стежки рабочей нити. Иглу проводим под каждым стежком всегда с одного и того же направления - сверху вниз или наоборот. Ткань при этом не прокалываем.

Какая бывает гладь

Простая гладь

Если вы являетесь новичком в вышивальном мире, особенно в вышивании гладью, то первый вид этой вышивки для вас – простая гладь. Это такая техника вышивки, при которой каждый элемент схемы выполняется отдельно и состоит из стежков, плотно прижатых и расположенных параллельно друг другу. Лицо и изнанка такой работы, выполненной гладью, должны выглядеть абсолютно одинаково.

Здесь важно правильно закрепить нить. Для этого выполните по центру, к примеру, лепестка несколько стежков «вперед иголку». Затем протяните нить так, чтобы ее конец остался в толще полотна, и начинайте вышивку гладью прямыми стежками, плотно расположенными по отношению друг к другу. Ваши стежки спрячут конец нити, и он останется незаметным.

Контурная гладь

Направление стежков при вышивании гладью бывает любое, но должна непременно соблюдаться их параллельность.

Следующий вид – контурная гладь. Этот способ вышивки гладью идеально подойдет для украшения подушек, скатертей или одежды. В этом варианте вышивка находится только на контурах схемы, а внутренняя часть остается незашитой. Каждый стежок располагается параллельно и следуют строго за предыдущим. Это – вышивка двусторонняя. Серединки таких листков или цветов выполняют одним из видов контурных швов и оставляют незаполненными.

Теневая гладь

Теневая техника – это вид вышивки гладью, эффект которой достигается использованием стежков разной величины и направления. Именно с помощью цвета ниток и размера стежков, эта вышивка создает сменяемость света и тени на готовой работе. Главное придерживаться того, что освещенные участки работы должны вышиваться светлыми тонами ниток, а затемненные – темными. На такой работе именно с помощью затенения создается рельеф и объем. Наиболее эффектно в таком варианте будет смотреться вышивка гладью, изображающая гжель.

Веерная гладь представляет собой группы стежков разной протяженности смешанные между собой. Употребляется при вышивке полукруглых элементов, которыми так часто богаты различные узоры. Направляться стежки могут как от внутреннего края к наружному, так и в обратную сторону. Главное двигаться они должны как будто по радиусу окружности. Вначале делаем два направляющих стежка, а

«Верхошов»

потом добавляем еще, между ними. Внутренние заполняющие стежки, должны иметь разную длину и не сталкиваться в одной точке.

Наиболее экономным вариантом вышивания гладью является техника «верхошов». Он представляет собой одностороннюю гладь, которая с изнаночной стороны выглядит, как пунктир, расположенный по контуру узора. Вышивка такой гладью содержит стежки довольно крупные, располагающиеся, как правило, от центра к краю или наоборот. Зависит их расположение от формы используемого рисунка. Серединки цветов обычно заполняют гладьевым швом.

Белая прорезная гладь

Белая гладь – представляет собой многослойную вышивку. Вначале, после обозначения контуров, выполняется заполнение внутренней части в один слой. А после этого вышивается еще один слой, противоположный по направлению предыдущему. Эта вышивка отлично совмещается с прорезной гладью.

Для прорезной глади характерно наличие проделанных в полотне отверстий, которые обшиты валиком и имеют всевозможные формы. Выполняется такая гладь на тонком и прочном материале, таком как лен, нитками мулине. Вышивка по изнаночной стороне материала должна быть без переходов, поэтому каждое отверстие обшивается отдельно. При вышивании ткань внутри элемента разрезают крестом. Затем, используя иглу, разрезанные края загибаются на изнаночную сторону, и обшивается край. После того, как работа закончена, края ткани с изнанки обрезаются ножницами.

Современные мастерицы намного упростили в работе технику вышивания гладью. Швы, которые выполняются на сегодняшний день, отличаются от своих предшественников простотой своего исполнения. Выполняют их, как правило, толстыми нитками и по контуру узора. Но в их основе все равно лежат все вышеперечисленные варианты швов и техник, которые применялись и применяются в вышивке гладью.

Видео: мастер-класс по вышивке гладью

У каждого человека есть свое хобби. То занятие, которое способно расслабить, отвлечь от повседневных дел, от различных мыслей и просто дать себе отдохнуть. Сегодня хотела бы привлечь ваше внимание на красивый вид рукоделия, как вышивка гладью для начинающей рукодельницы. Вышивка гладью - это творчество и одно из замечательных занятий, когда ощущаешь радость и видишь результат творения своих рук, когда после завершения очередного проекта «выпорхнет» бабочка, сидевшая на цветке, а может быть красивая птичка (как на первом фото). И, наконец, испытать гордость за себя и свои творения!

Вышивка техникой гладь во все времена помогала внести нотку изысканности в дом - неординарный домашний текстиль, оригинальные предметы интерьера, игрушки для маленьких детей, одежда, белье и многие другие вещи которые украсят любое помещение. Вышивки гладью при отделки одежды будут неповторимой индивидуальной изюминкой в гардеробе любой женщины.

Существует множество видов вышивки гладью, но мы рассмотрим самые необходимые виды швов для начинающей рукодельницы, чтобы попробовать свои силы в этой, бесспорно, интересной технике вышивке гладью.

Для того, чтобы приступить к этому увлекательному процессу создания очередного шедевра, вам понадобятся следующие предметы: пяльцы, канва, нарисованный рисунок будущего проекта на канве, мулине, ножницы и так далее.

Вышивание гладью это самая ранняя техника. Ее применяли еще в древние времена на востоке. Поэтому другое название этой техники - дамасская вышивка - серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, ткань и закрепляется на пяльцах для дальнейшей вышивки гладью.

Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.

Рассмотрим основные техники вышивания гладью.

Виды швов:

1. Стебельчатый шов - состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров. Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва «назад иголку», но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков или слева, или справа от. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом «назад иголку».


2. Петельный шов - выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз, нить при этом остается под иглой и затягивают рабочую нить до образования петли. Стежки шва могут быть расположены очень плотно или на некотором расстоянии друг от друга. При обшивке края, для достижения его большей рельефности и прочности, под него предварительно прокладывают настил. Стежки шва могут быть различной длины. Петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы, например, листики или цветочки.

3. Шов «узкий гладьевой валик» выполняется в 2 приема: первый этап - швом «вперед иголку» справа налево намечается линия гладьевого валика (прямая или криволинейная), второй этап - в направлении слева направо укладываются мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия-контура, а также для придания объема.

4. Шов «цепочка» - тамбурный шов. Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность выполнения шва: нить выводят на лицевую сторону в первой точке и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из второй точки в третью точку движением иглы сверху вниз делают стежок и затягивают нить, образуя первую петлю. Последующие петли выполняются аналогично, таким образом образуется шов «цепочка». Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.

5. Гладь вприкреп - используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных-прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок лучше делать только по лицевой стороне. Также можно сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

6. Гладь с настилом - выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу. Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью. При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу. В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики пышечки. Нить выводят на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 витка нити, а на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом. При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок.

7. Плоская гладь - является двусторонней используется в растительных орнаментах для вышивания широких и узких узоров. Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу рис. Направление стежков может быть прямым и косым. Выполняется без настила. В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру.


8. Теневая гладь - э та гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект. Последовательность выполнения теневой глади. Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводят изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка - то в направлении центра цветка, если листик, то в направлении центральной жилки и так далее. Поэтому для упрощения работы, можно карандашом нанести на ткань штриховые линии, которые указывают направление стежков.

Последовательность выполнения лепестка цветка

Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки. Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета. Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Переход цветов в лепестке - от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).

Последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине

Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз. Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз, только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой).

Зная эти азы техники вышивки гладью можно смело начать проект для начала небольшого узора вышивки гладью.


Также существуют и другие приемы вышивания гладью: шов назад иголку, витой узел, французский узел, владимирский шовкромочный шов, прорезная гладь, атласная гладь и так далее.

Большинство из нас знакомятся с миром вышивки благодаря вышивке крестиком – она популярна, распространена, проста в исполнении, разнообразна и доступна всем без исключения. Но, несмотря на то, что вышивка крестиком дарит не меньшую радость творчества, нежели любой другой вид рукоделия, она ограничена своими собственными правилами, поскольку в основе ее лежит схема, а результат всегда предсказуем.

Именно поэтому многих рукодельниц, до этого вышивавших только крестиком, так интригует вышивка гладью, которая обещает не только полную свободу действий, но и фантастически прекрасные результаты работы! Но, увы, именно эта самая «свобода действий» и оказывается главным препятствием на пути к успеху – не имея ни понятной схемы, ни ключа, многие просто не знаю, что делать, с чего начать и за что браться. В худшем варианте – попробовав один раз и по неопытности получив нечто стянутое и невзрачное, навсегда отказываются от глади, твердо уверившись, что этот вид вышивки не для них. Это совершенно не так!

В этом материале мы постараемся разобраться, что нужно для того, чтобы научиться вышивать гладью и какие правила вышивки гладью для начинающих необходимо соблюдать, чтобы результат вас порадовал!

Подготовка к вышивке гладью

Если вы до этого вышивали крестиком, то большинство необходимых материалов у вас уже есть. Самый главный ваш инструмент – это, конечно же, иголка. Условно вышивальные иглы делятся на две группы – с тупым кончиком и с острым. Для вышивки крестом используются иглы с тупым концом, поэтому прежде всего вам нужно подобрать удобную остроконечную иголку для ручной вышивки. Для вышивки по легким шелковым и х/б тканям подойдут маленькие острые иглы №1-3, для тканей средней толщины (тонкая шерсть, х/б) - №4-8, по толстым тканям (сукно, драп) - №9-12.

Что касается ниток, то для начинающего адепта вышивки гладью будет вполне достаточно того мулине, которым вы вышиваете крестом. Если же это ваш первый опыт в рукоделии, просто выберите в любом рукодельном магазине необходимые цвета из ассортимента таких производителей мулине как «Гамма», DMC, ПНК им. Кирова, Anchor. Не стремитесь сразу купить дорогие нитки – от этого результат не будет лучше! По крайней мере на начальном этапе. Если это вас не убеждает, то вспомните известный пример про начинающих фотографов, которые уверены, что если купить дорогой зеркальный фотоаппарат, то сразу начнешь снимать как профессионал, хотя на самом деле талант не в технике, а в держащих ее руках. Абсолютно то же самое справедливо и для вышивки.

Далее переходим к ткани. Если вы собирались вышивать на готовом изделии, для начала убедитесь, что оно пошито не из тянущихся материалов – такие ткани не подойдут для новичка, и вы сильно рискуете разочароваться, если начнете свои гладьевые экзерсисы с такой задачи. Проще всего будет вышивать на хлопке или плотном льне.

Пяльцы подойдут самые обыкновенные, но следует помнить важное правило – гладь требует сильной натяжки. Если крестиком вы могли вышивать даже на руках, то с гладью никогда не допускайте провисания ткани. Если у ваших пялец плохой пластиковый крепеж, купите с надежным металлическим винтом.

Дизайн для вышивки

В вышивке гладью не существует схем, поскольку вышить можно абсолютно любой рисунок. Для первого раза выбирайте что-то не слишком мелкое, без обилия деталей и при этом не очень крупное – вы должны быть уверены, что доведете начатое до конца, даже если будет сложно.

Перенос рисунка на ткань для вышивки

Как закрепить нить в начале и в конце вышивки

В вышивке, как известно, не приветствуется наличие узелков, поэтому для закрепления нити существует несколько техник.

Способ 1. На изнаночной стороне делают стежок так, чтобы остался небольшой хвостик, затем делают еще один стежок поперек (рис. 1а), после чего кончик нити прячется под стежок так, чтобы рабочая нить надежно его затянула (рис. 1б).

Способ 2. Если вы вышиваете в две нити, то, продев сложенную вдвое нитку в ушко, прихватите на иголку 2-3 нити ткани, затем вытяните нить и проденьте иголку в получившуюся петельку (рис. 2а), затяните, прочно закрепляя нить (рис. 2б).

Способ 3. Если вы заканчиваете работу, то нитку можно закрепить, сделав небольшую протяжку под выполненными стежками с изнанки (рис. 3а), кончик подрезается ножницами. В том случае, если у вас просто закончилась нитка в процессе работы, можно закрепить нить с лица, сделав несколько стежков в месте, которое в дальнейшем закроется вышивкой (рис. 3б).

Основные виды гладьевых стежков

Самый основной и распространенный вид глади – это простая плоская гладь . Это двусторонний (т.е. изнанка выглядит так же, как и лицо) стежок, в котором нити плотно прилегают друг к другу, не оставляя просветов. Гладь может быть прямой (рис. 4а) или косой (рис. 4б), но в любом случае стежки вы укладываете в зависимости от формы вышиваемой детали: например, в листьях - от края к середине, в лепестках- от края к центру (рис. 5).

Совет: для того, чтобы не запутаться и не забыть в процессе работы, в каком направлении и под каким углом должны ложиться стежки, нарисуйте прямо на ткани направляющие линии, как на фото выше.

Следующая техника, которая вам понадобится, это так называемые короткие и длинные стежки . С помощью этого вида глади можно создавать плавный переход цвета – главное, правильно подобрать оттенки ниток и с каждым новым рядом вводить тон светлее или темнее (именно поэтому этот вид глади иногда называют тоновой гладью ).

Гладь с настилом позволяет создавать выпуклые, более объемные детали. Для того, чтобы выполнить такую технику, нужно проложить первый слой стежков (он необязательно должен быть плотным и сплошным), а затем сверху накрыть его вторым, «лицевым» слоем.

Следует отметить, что во многих случаях, прежде чем заполнять деталь гладьевыми стежками, мастерицы вышивают ее контур – это помогает сделать края более ровными и немного добавляет объема. Для вышивки контурных линий используют либо шов «в раскол» , либо .

Для большей уверенности в своих силах обязательно посмотрите обучающие видео на Youtube!

Основные ошибки при вышивке гладью

Вы приготовили необходимые инструменты и материалы, разобрались в последовательности действий, приступили к работе и… результат не радует!

Виной тому отнюдь не отсутствие у вас таланта к вышивке гладью, а недостатки техники, которые можно и нужно поправить.

Если после завершения вышивки ваша ткань стянута и морщит вокруг вышитого, причин тому может быть три – 1. вы недостаточно хорошо натянули ткань на пяльцах (она должна быть натянута как барабан!) 2. вы слишком туго затягивали нить в процессе вышивки (стежки должны плотно прилегать к ткани, но не нужно их затягивать, как узел). 3. это особенность ткани, которая нивелируется после стирки и глажки (эта причина встречается реже первых двух, но тоже имеет место быть).

Если сквозь вышивку просвечивает ткань, то объяснение этому только одно – вы недостаточно плотно укладываете стежки. В глади стежки идут настолько близко друг к другу, что никаких просветов между ними быть не может, поэтому исправить такой дефект можно только усидчивостью и терпением.

Вышивка гладью: уроки для начинающих

Если вы готовы перейти от теории к практике, практические занятия по вышивке гладью с нуля помогут вам освоить этот вид рукоделия.

Эта техника позволяет создавать плавные переходы цвета, что приближает вышивку гладью к рисованию. Если вы всерьез задается вопросом, как научиться вышивать, без этой техники вам никак не обойтись.

Переходим к более сложной фигуре, применяя на практике навыки, полученные в предыдущем уроке.

В общем и целом, вышивка гладью для начинающих – не самая сложная наука, но если вы столкнулись с проблемами в процессе работы, оставляйте свои вопросы в комментариях, и мы обязательно на них ответим!