Выявление и поддержка музыкально одаренных детей (из опыта работы). Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми

РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНО-ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Актуальность

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. Работа с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.

Одной из главных задач в системе общего образования становится развитие одаренной личности ребенка. Не случайно ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в жизни.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Согласно Б. М. Теплову, музыкальная одаренность – высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.

От чего зависит музыкальность человека? Теплов говорит о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи.

Исходя из этого, музыкальный руководитель должен направлять свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, и родителей.

Я хочу рассказать о своём опыте работы с детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности. Наш детский сад открылся всего два года, и в группы к нам пришли в основном «домашние» дети, которые прежде не посещали детский сад. Наблюдая за поведением детей в новой для них обстановке постепенно были выявлены дети, отличавшиеся особенной музыкальностью. Это проявлялось высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи, в использовании элементов музыкального творчества в свободной деятельности, в желании непременно подпевать услышанную песню, в быстром запоминании мелодии и чистом интонировании. В старшей группе таких детей было трое - София Д., Ярослава К. и София З.

Дополнительно продиагностировав этих детей на чувство ритма, музыкальную память и мелодический слух я пришла к выводу, что они нуждаются в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.

Выделив этих детей в отдельную группу, я организовала дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

    участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;

    подготовку сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

От родителей было получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие их детей в различных конкурсах и программах.

Перед началом занятий была составлена психолого-педагогическая характеристика на каждого ребёнка и дана характеристика музыкальных способностей выбранных детей.Было отмечено, что вседети с большим интересом занимаются на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью. Также проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные. Голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, тембральная насыщенность.

На основе результатов диагностики музыкальных способностей (пения) был составлен план работы вокального кружка и поставлена основная цель занятий - формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих способностей.

А также выделены задачи работы:

    создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;

    развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;

    помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;

    работа над сценической пластикой, мимикой.

Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:

– приобрела: зеркала, дидактический материал по распевкам, мультимедиаматериал;
– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом;

– подобрала музыкальный репертуар (распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
– совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи.
– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой;
– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра).

Были определены методы достижения поставленных задач:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.

    Расширение диапазона;

    Усиление насыщенности звука;

    Полетность;

    Улучшение вибрато;

    Большая певучесть звука;

  • Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.

    работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

    с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

3. Фразировка и дыхание

    Метроритм, темп;

  • Динамика;

    Фразировка.

4. Тренировка слуха

    Распевки;

    Слушание музыкальных произведений;

    Творческое сочинение мелодий;

5. Техника исполнения мелодии

    Применение дирижёрского жеста;

    Сольфеджио;

    Вокализы.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.

Планируемый результат:

    наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

    владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

    проявление навыков вокальной деятельности (правильно вступать, умение петь по фразам, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

    уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

    стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос

В основу моей работы с одарёнными детьми положены следующие принципы :

    Системность занятий.

    Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.

    Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.

    Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.

    Креативность и эмоциональность педагога.

    Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)

    Преемственность в работе с другими специалистами.

    Связь с семьей.

Одним из главных принципов в своей работе с детьми считаю создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Всегда встречаю детей с улыбкой, доброжелательно, говорю добрые, ласковые слова. Немаловажным является принцип положительной оценки, который способствует более высокой эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

После определения целей, задач и методов их достижения я перешла к подбору репертуара. Его основу составили произведения современных композиторов для детей дошкольного возраста и разнообразные детские песни, давно завоевавшие популярность у детей и их родителей. Отбор произведений осуществлялся с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, праздников и мероприятий).

Занятия вокального кружка проводились два раза в неделю по 25 минут. И через четыре месяца была проведена диагностика музыкальных способностей (по методике О.П. Радыновой).

Анализ полученных результатов показал, что у детей повысились все показатели уровня музыкального развития. Улучшилась чистота интонирования мелодии, музыкальная память, повысился уровень развития мелодического слуха, диапазон голоса расширился. Дети стали более активны и раскрепощены. У них появился опыт сочинения песенок и мелодий. Педагоги и родители заметили, что раньше они пели в основном для себя. А сейчас с удовольствием выступают на концертах, конкурсных программах.

В прошлом учебном году одна из наших солисток принимала участие в конкурсе «Самоцветики». И, несмотря на то, что мы не заняли призовое место, это был очень хороший опыт и отличная мотивация продолжать заниматься вокалом, чтобы достичь более высоких результатов.

Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, я пришла к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований. Родители такого ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для этого на родительских собраниях были проведены беседы и консультации на темы: «Способности ребенка в Ваших руках» и «Охрана детского голоса».

Замечательно, если родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. У одной из солисток Софии Д. мама очень любит петь и с удовольствием поддержала инициативу дочери спеть вместе с ней на празднике в детском саду. Для Софии это было очень сильной мотивацией выступить особенно хорошо. С ними была выучена песня «Мама и дочка» и, несмотря на волнения мамы, дуэту рукоплескал весь зал.

В ходе беседы с родителями Софии им было предложено после окончания детского сада продолжить развитие вокальных способностей девочки в одном из городских учреждений культуры. И сейчас она успешно там занимается.

Заключение

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
И хочется закончить словами Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов зависит - разовьётся это явление природы или угаснет.

Список использованной литературы:

      Журнал «Дошкольное воспитание» №7,2009

      Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»

      Емельянов В.В . «Развитие голоса. Координация и тренинг», издательство

«Планета музыки», 2007.

      Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей».

  • Глава 2. Интеллектуальные вундеркинды § 1. О каких детях пойдет речь
  • § 2. Противоречивость этого феномена
  • § 3. К современному пониманию чудо-детей
  • § 4. Исключительный интеллект и особенности развития
  • § 5. Ранняя специализация и свойства личности
  • Глава 3. Дети, чьи особые возможности не сразу видны § 1. Неожидавшаяся одаренность
  • § 2. Замедленность возрастного развития
  • § 3. Внеучебная мотивация
  • § 4. Психопатические проявления
  • § 5. Скрытые силы, которые можно пробудить
  • Глава 4. Основные «составляющие» умственной одаренности § 1. Познавательная потребность
  • § 2. Интеллект
  • § 3. Креативность
  • § 4. Трехсторонняя модель
  • Глава 5. Сколько может быть видов одаренности § 1. Виды одаренности
  • § 2. Что такое лидерская одаренность?
  • § 3. Особые категории одаренных детей
  • § 4. Куда исчезают одаренные девочки?
  • § 5. Одаренные дети с физическими недостатками и с трудностями в учебной деятельности
  • Часть II. Умственная одаренность: диагностика и учебно-воспитательные проблемы Глава 6. Тестовые методы диагностики одаренности § 1. Психодиагностика применительно к одаренности
  • § 2. Методические подходы к выявлению разных видов одаренности
  • § 3. Факторы, влияющие на качество психодиагностического обследования
  • Глава 7. Неформализованные методы диагностики § 1. Наблюдение
  • § 2. Биографический метод
  • Глава 8. Психологический тренинг для выявления «скрытой» одаренности § 1. Психологический тренинг как средство психодиагностики
  • § 2. Игры и упражнения с целью психодиагностики и психокоррекции
  • 3. Оценка эффективности психологического тренинга
  • Глава 9. Обучение одаренных § 1. Общие особенности одаренных детей
  • § 2. Ускорение обучения
  • § 3. Обогащение обучения
  • § 4. Дискуссии вокруг классов, однородных по умственному уровню
  • § 5. Модель обогащения Дж. Рензулли
  • Глава 10. Учитель для одаренных § 1. Подготовка учителя
  • § 2. Что мешает учителю выявить одаренных учащихся?
  • § 3. Личностные особенности учителя
  • § 4. Поведенческие черты учителей для одаренных
  • § 5. Менторство как форма работы с одаренными детьми
  • Глава 11. Их трудно воспитывать § 1. Нелегко быть одаренным
  • § 2. Личностные проблемы одаренных детей и особенности их самооценки
  • § 3. Не упустить творческих детей
  • Часть III. Одаренность к искусству: предпосылки творчества Глава 12. Художественно-изобразительная одаренность § 1. Маленький художник
  • § 2. Чему и как учить маленького художника?
  • Глава 13. О способностях к литературному творчеству § 1. Что такое литературные способности
  • § 2. От игры к творчеству
  • § 3. Возрастные предпосылки способностей к литературному творчеству
  • § 4. Как помочь развитию способностей
  • Глава 14. Музыкальная одаренность § 1.О понятии «музыкальная одаренность»
  • § 2. Критерии музыкальной одаренности
  • § 3. Некоторые общие характеристики детей с выдающимися музыкальными способностями
  • § 4. Феномен музыкальной одаренности: двойной портрет
  • § 5. Такие разные вундеркинды...
  • § 6. Гипотезы о «комплексе вундеркинда»
  • § 7. Развитие одаренных детей и музыкальная сензитивность
  • § 8. Критические периоды и кризисы в развитии музыкально одаренных детей и подростков
  • Глава 15. Детское восприятие как предпосылка одаренности к разным видам искусства
  • Часть IV. Естественнонаучный подход к проблеме одаренности Глава 16. Биологическое созревание и психическое развитие § 1. Общее понятие о созревании
  • § 2. Возрастные особенности основных блоков головного мозга человека
  • § 3. Пластичность и сснзитивность центральной нервной системы в онтогенезе
  • Глава 17. Индивидуально-природные основы одаренности § 1. Морфологические, рефлекторные, временные (скоростные) и энергетические факторы
  • § 2. Типологический подход
  • § 3. Психогенетические исследования
  • Вместо заключения. О трудностях прогноза
  • Книги и брошюры по проблеме детской одаренности
  • Глава 14. Музыкальная одаренность § 1.О понятии «музыкальная одаренность»

    Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать иод музыкальной одаренностью.

    Согласно одному их них, музыкальная одаренность - высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость («схватывание на лету») и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.

    Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается но изначальному смыслу слова, - дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время нечто неуловимое заставляет нас почти безошибочно отделять одаренность от обученности. Музыкальная одаренность есть то «сущее», что, по словам Гете, «не делится на разум без остатка». Людей способных и даже очень способных - много, ну а одаренных - единицы.

    Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть прежде всего творческая одаренность. Ни феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если се обладатель не лая пил о себе выдающимися творческими результатами.

    Приверженцы каждой точки зрения могут привести множество неоспоримых доводов в свою пользу, подкрепив их примерами из знаменитых биографии. И тут оказывается, что, с одной стороны, многими или даже всеми вышеперечисленными великолепными способностями музыкально одаренные люди действительно обладали или обладают, включая и творческие способности. С другой стороны, сталкиваясь с одаренными людьми в жизни, понимаешь, что в них действительно есть нечто неизъяснимое - то, что невозможно свести исключительно к феноменальным слуху, памяти и т.н. В то же время творческая одаренность в музыке оказывается достаточно расплывчатой характеристикой, если речь идет не о великих именах, а о конкретных музыкальных проявлениях детей и подростков.

    Думается, никакого парадокса тут нет. Проявления музыкальной одаренности, соотношение способностей и одаренности неповторимо индивидуальны, но они также в значительной степени зависят от возраста - как но «форме», так и по «содержанию». В каком-то смысле можно сказать, что у каждого возраста своя одаренность. Иначе говоря, одаренность в детском возрасте обнаруживает себя прежде всего выдающимися музыкальными способностями, в юношеском - обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления. Творческая одаренность выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости.

    Поэтому первая точка зрения описывает, скорее, одаренность детей и подростков, а вторая и большей степени соответствует подростковому и юношескому периоду, третья - музыкальной зрелости. Так, еще в начале века Г. Ревеш подчеркивал, что детскому творчеству недостает оригинальности в форме и композиции, в планомерности и целостности; у него нет интенсивной силы в изображении мысли и внутренней связи с личностью творца. Вывод его категоричен: за исключением музыки, вообще нельзя говорить об одаренности в детстве или в начале подросткового возраста (СНОСКА: См.: Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. т-т М.. 1924 ).

    Г.Ревеш исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно связано с личностным, духовным ростом человека и потому период между тринадцатью и двадцатью годами, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, обнаружившиеся в детстве, развертываются в действительную одаренность лишь за его пределами.

    Отдельные формы одаренности появляются последовательно в разные периоды развития. Ранее всего, по мнению этого исследователя, раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование, которое более всего опирается на природные способности. И в это же время может проявиться дифференциация способностей, могут проступить их индивидуальные черты. На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть дар глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки, и только затем - творческая одаренность, расцвет которой наступает между двадцатью и тридцатью годами. В другой работе Г.Ревеш показывает, что композиторский талант в раннем возрасте обнаруживается гораздо реже, чем исполнительский.

    Соотношение музыкальных способностей ребенка и музыкальной одаренности далеко не однозначно. Рано обнаружившиеся, яркие музыкальные способности могут, как это ни парадоксально, и не раскрыться как музыкальная одаренность, не превратиться в нес. В то же время одаренность может выявиться и на фоне хороших, прекрасных, но не феноменальных музыкальных способностей. Проявление дарования менее зависимо от сроков начат обучения, нежели развитие способностей.

    Итак, понятие музыкальной одаренности многозначно. И эта многозначность отражает природу одаренности как явления динамичного, становящегося, многомерного.

    ПОНЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

    Аннотация
    В статье рассматривается понятие музыкальной одаренности.

    СONCEPT OF MUSICAL TALENT

    Vintin A.I.
    Mordovia State University NP Ogareva
    5-year student of specialty "History" of Historical and Sociological Institute


    Abstract
    Сoncept of musical talent is given in this paper.

    Пределы развития личности не известны, поэтому и принято считать, что возможности развития каждого человека «безграничны». Практически это так и есть, однако теоретический предел существует, и та его часть, которая определяется генотипом, обычно именуется «одаренностью».

    «Под одаренностью , – пишет А. И. Савенков, – понимается генетически обусловленный компонент способностей, В ходе психогенетических исследований экспериментально доказано, что данный генетический компонент в значительной мере определяет как конечный итог (предел), так и индивидуальный темп развития человека» ; «…высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной деятельности» .

    Различают общую и специальную одаренность , или общие и специальные моменты в одаренности. Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определенные умственные качества.

    Специальная одаренность связна с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (одаренность математическая, техническая, музыкальная и т. д.). «Музыкальная одаренность – это то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» .

    В современном искусствоведении, музыкознании, психологии при исследованиях проблем музыкальной одаренности первоначальному анализу подвергаются индивидуально-психологические особенности индивида, требующиеся только для музыкальной деятельности (например, музыкальный слух) и музыкальные способности, применимые и для музыки и для многих других видов человеческой деятельности (например, некоторые особенности внимания). Этот особый комплекс индивидуально-психологических особенностей в отечественном и зарубежном музыкознании получил определение «музыкальность». При этом сегодня учитывается тот факт, что понятие «музыкальная одаренность» гораздо шире по смысловому содержанию, чем «музыкальность».

    Для подтверждения данного факта опять же рассмотрим биографии выдающихся людей. Например, творчество Н. А. Римского-Корсакова, характеризующегося.

    Во-первых , силой, богатством и инициативностью воображения , которые начали проявляться у него уже в детские годы и притом сначала не по отношению к музыке. «Я был очень изобретателен на игры, писал композитор, – умел целыми часами играть один. Запрягал стулья вместо лошадей и представляя кучера, я разговаривал сам с собой очень долго….разбирал и собирал часы….» . Во-вторых, необычайным богатством зрительных, в частности, цветовых, образов и теснейшей связью цветового воображения со зрительным: «…знаете, все тональности, строи и аккорды для меня лично, по крайней мере, встречаются исключительно только в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния! Там и до минор, и си и ля, и все, что вы хотите!» . В-третьих, его умением эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы, обострив то психическое состояние, которое обычно называется вдохновением. Это же состояние П. И. Чайковский описывает так: «Напрасно я бы старался выразить Вам словами все неизмеримое блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась главная мысль и когда она начинает разрастаться в определенные формы. Забываешь все, делаешься точно сумасшедший, все внутри трепещет и бьется, едва успеваешь намечать эскизы, одна мысль погоняет другую» . В-четвертых , волевыми особенностями личности, которые привели к созданию 14 опер, 12 симфоний, кантат, произведений для скрипки, фортепиано и т. д. и т. п.

    Таким образом, музыкальная одаренность, кроме музыкальных способностей, включает в себя и одаренность в области разнообразных общих способностей.

    Основной признак музыкальностипереживание музыки, как выражения некоторого содержания . Музыкальное переживание - это, в первую, и главную, очередь эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. . Способность эмоциональной отзывчивости на музыку составляет центр, основу музыкальности. Но при этом нельзя не учитывать и умения воспринимать звуковую ткань произведения, т. е. речь идет об умении не только слушать, но и слышать (Б. М. Асафьев) музыкальное произведение.

    В рамках нашего исследования считаем необходимым выяснить, является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению? Если это комплекс способностей, то каковы его компоненты? Начиная с XIX века, эти вопросы были дискуссионными в мировом музыкознании, не потеряли они своей актуальности и сегодня.

    Подход к музыкальности, начиная с работ К. Штумпфа, Т. Т. Биллрота,

    А. Файста, Г. Ревеша, К. Сишора определяются теоретическими

    представлениями о ней как о психическом образовании. Так, А. Файст сводил ее к чувству интервалов, А. К. Штумпф и М. Мейер – к способности анализировать аккорды. Г. Ревеш считал ее гораздо более сложным, но единым и не подлежащим анализу свойством человека. Она, по его мнению, включает в себя способность эстетически наслаждаться музыкой, переносится в ее настроение, глубоко понимать форму и строение фразы, предполагает тонкое чувство стиля. К. Сишор напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся к пяти большим группам: музыкальные ощущения и восприятие ; музыкальное действование ; музыкальная память и музыкальное воображение ; музыкальный интеллект а так же музыкальное чувствование . Однако, в основе музыкальной склонности, по мнению К. Сишора, лежат сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов. Г. Кёниг классифицировал музыкальную одаренность по основным видам музыкальной деятельности, а К. Ламп и Н. Кейс предлагали положить в основу их классификации «специфическую способность» к игре на различных музыкальных инструментах . И. Крис считал, что музыкальность имеет три главных стороны: интеллектуальную, эмоциональную и творческую . По его мнению, между отдельными признаками музыкальности может существовать функциональная или наследственная связь .

    Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида имеет место рассогласование названных признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, большая любовь при слабом слухе. Стендаль в книге «Жизнь Россини» выделяет две фигуры «любителей музыки». Один – старый «экспедитор из военного бюро» с безукоризненным абсолютным слухом: «Если этот человек слушает шарманку, которая согласно обычаю фальшивит, он такт за тактом называет ноты, издаваемые роковым инструментом…. Он тотчас указывает на малейшую ошибку…». И в то же время: «звуки для него только шум». Данному персонажу автор противопоставляет некоего молодого венецианца, графа Ч.: «Этот молодой человек не только не был в состоянии определять звуки, но и не мог пропеть четыре ноты подряд без того, чтобы не сфальшивить ужасающим образом. В особенности поражало то, что при таком фальшивом пении он любил музыку со страстью, исключительной даже в Италии. Видно было, что среди разнообразнейших успехов музыка составляла для него необходимую и значительную часть его счастья» . Суть приведенного сопоставления состоит в том, что, в конечном счете, истинную музыкальность образует присутствие двух начал – эмоционального и слухового.

    Важнейшими с психологической и, в особенности, с педагогической точек зрения представляются положения Б. М. Теплова о необходимости не количественного, а качественного подхода к структуре музыкальности, возможной неравномерности развития ее компонентов у индивида, компенсации одних способностей другими. По мнению ученого, «…широкая компенсация одних свойств другими, одних способностей другими важнейшая особенность психики человека» .

    Вопрос о структуре музыкальности, который Б. М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым и до сих пор. Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или комплекс способностей. Дискуссионным остается вопрос из каких компонентов состоит этот комплекс. Запутанность проблемы объясняется, по нашему мнению, многомерностью музыкальности, связанной со сложной многоуровневой природой самой музыки (изучение музыки как вида искусства производится с философской, этико-эстетической, социологической, психологической, физической и других точек зрения).

    В последние тридцать лет в работах по музыкальной педагогики и психологии отмечаются тенденции к расширению сферы музыкальности, ее интеллектуализации, выделению общих музыкальных способностей, соответствующих целостному восприятию и пониманию музыки. Е. Виллемс, классифицируя музыкальные способности, исходит из основных средств музыкальной разительности – мелодии, гармонии, ритма. Он называет их элементами жизни, которые одухотворяясь в воспринимающем музыку человеке, побуждают в нем физиологические, эмоциональные и интеллектуальные акции. Им предпринята попытка выделить ведущие способности и показать динамику свойств музыкальности под влиянием соответствующей деятельности . П. Михель выдвигает положение, согласно которому решающим фактором музыкальной одаренности становится специфическое взаимодействие музыкальных способностей. К последним автор относит способность дифференцировать и запоминать музыку, музыкальное мышление и музыкальную фантазию, специфический тонкий музыкальный вкус. Он подчеркивает наличие позитивной корреляции между музыкальными способностями и способности к научной и технической деятельности. .

    Попытку определить общий фактор целостного восприятия музыки предпринял в своем исследовании X. Уинг, который в структуре музыкальности, наряду с взаимосвязанными частными музыкальными способностями, выделил общую способность к восприятию и адекватной оценке музыки . В то же время Д. Филлипс пришел к выводу о существовании близкой связи между музыкальностью и умственными способностями . Результаты этих исследований сравнивать трудно, поскольку в них изучалась связь умственных способностей, вернее – общего умственного развития, с разными показателями музыкальности. Единственное, что можно отметить: умственные способности не влияют на музыкальный слух, как сенсорный компонент музыкальности и прямо связаны с ее интеллектуальными показателями. К сожалению, проблема взаимовлияния познавательного развития и музыкальности еще требует огромного теоретического исследования и практического применения.

    О необходимости, с одной стороны, включения в структуру музыкальности сенсорных и интеллектуальных музыкальных способностей и, с другой стороны, разведения в ней могут свидетельствовать результаты некоторых работ, посвященных изучению музыкальных способностей у умственно отсталых детей. По данным Р. Тредгольда 8 из 33 таких детей обладают музыкальным талантом. Они могут иметь абсолютный слух, хорошую музыкальную память, играть по слуху на различных музыкальных инструментах, узнавать мелодию и т. д. . Но, как отмечают Д. Райф и С. Рош, таким детям недоступно сочинение музыки и мало кто из них в состоянии научиться ее «читать» . Д. Вискотт наблюдал, что музыкальный талант у таких детей не развивается, даже если их обучают игре на музыкальных инструментах. Автор пришел к выводу, что музыкальные способности совершенствуются лишь тогда, когда развиваются умственные .

    Наряду с утверждением в структуре музыкальности эмоциональной основы, сенсорных и интеллектуальных способностей существует тенденция включения в нее музыкальной памяти . О важной роли музыкальной памяти в темпоральном (временном) искусстве музыки говорил еще в 30-е годы XX столетия Р. Дрейк. Он предположил, что эта роль заключается в интеграции специфических музыкальных впечатлений. Музыкальная память , по его мнению, – самостоятельная музыкальная способность. К такому выводу автор пришел, сопоставив результаты своих тестов на музыкальную память с результатами тестов Квалвассера – Дайкема на мелодический слух. Он заметил, что испытуемые, которые справляются с тестом на «чувство тоники», могут обладать плохой звуковысотной памятью и, наоборот, имеющие высокие оценки последней не всегда «чувствуют мелодическое движение» .

    В это же время К. Сишор придавал особое значение способности воскрешать музыку по памяти. Он называл это созданием «слухового образа » и связывал с долговременной памятью и работой «слухового воображения ». Б. М. Теплов считал, что «способность к слуховому представлению образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения» .

    В отечественной литературе, особенно в работах педагогов-музыкантов, наряду с отмеченными выше тенденциями, прослеживается стремление ввести некоторые компоненты в структуру музыкальности, необходимые для тех или иных видов исполнительской деятельности. Так, С. И, Савшинский характеризует музыкальность, исходя из исполнительской деятельности ученика, и предлагает следующую классификацию ее качеств; художественные (проникновенность, содержательность, артистичность и эмоциональность исполнения); технические (виртуозность, точность игры) и эстетические (тембровое богатство звучания, нюансировка). Предложенное разделение качеств условно, поскольку по содержанию вряд ли можно развести художественные и эстетические качества исполнения. Кроме того, отмеченные качества не всегда отражают уровень музыкальной одаренности ученика. Н. А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» дифференцирует музыкальные способности на музыкально-эстетические и специальные . . Соглашаясь в целом с этой классификацией, можно предложить дополнение к ней, разделив музыкально-эстетические способности на эмоционально- и рационально-познавательные , т. е. фактически выделить эмоциональную и познавательную сторону музыкальности.

    Л. А. Баренбойм в «элементарный музыкальный комплекс» помимо «исходных», основных музыкальных способностей, названных Б. М. Тепловым, предлагает ввести такие как «умение наблюдать за течением музыки и читать ее с листа». «Умение наблюдать музыку – это способность сцеплять в логической последовательности звуковые образы, переживать форму как процесс» .

    В отечественном музыкознании все большее внимание уделяется музыкальному мышлению (М. Г. Арановский, А. Н. Сохор и др). В нем выделяют два основных компонента репродуктивный , связанный с мыслительными актами, обслуживающими восприятие уже существующей музыки, и продуктивный, творческий, ответственный за создание новой музыки.

    Подчеркивая тесную связь музыкальной памяти с музыкальным слухом и чувством ритма, эти авторы тем не менее считают ее самостоятельной музыкальной способностью. А. Л. Готсдинер говорит о комплексном характере музыкальной памяти и особой роли в ней эмоционального компонента. Г. А. Цыпин пишет: «Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей… По существу никакой род музыкальной деятельности был бы невозможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти» «Музыкальная память , – отмечает В. А. Крутецкий, – это в конце концов проявление той же памяти как общего свойства. В процессе специфической деятельности общая способность так преобразуется, так трансформируется, что, оставаясь общей по своей природе, она уже выступает как специфическая способность. В этом смысле она является и общей, и специфической. Это диалектическое единство позволяет преодолеть чрезмерное противопоставление общих и специфических способностей» .

    Итак, анализ отечественных и зарубежных точек зрения о проблемах музыкальной одаренности и, в том числе, музыкальности показал, что исследования данных проблем находятся в стадии разработки, выявил насущную необходимость рассмотрения вопроса о классификации музыкальных способностей.

    Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т. е. таким, которые необходимы для успешных занятий именно данной деятельностью и определяются самой природой музыки. Ставшее традиционным разделение способностей на общие и специальные (о метафизичности и условности которого говорили С. Л. Рубинштей и Б. М. Теплов) привело к тому, что специальные музыкальные способности были сведены фактически к «обслуживающим» восприятие и воспроизведение элементов формы музыкального произведения. Восприятие и воспроизведение, осознание и интерпретация главного содержания музыкального образа связывалось только с общими способностями и выносились, таким образом, за рамки музыкальности. Это приводило к «механизации» музыкального обучения в 70-е гг. XX столетия. В частности, В. Л. Дранслов писал: «Почему же в наших вузах успешнее готовят технически грамотных работников искусства и так редко выпускают талантливых, самобытных художников? Почему надолго затягивается период ученичества в искусстве? Нам представляется, что в числе других это объясняется тем, что в современной теории и практике искусства и художественного образования неправомерно сужаются понятия и представления о творческом процессе и поэтому из поля зрения ускользает необходимость развития общих способностей художественного таланта» . И далее: «… под созданием образа понимается техника его исполнения. При этом наибольшее внимание уделяется развитию специальных способностей и технике воплощения образа…средствами художественного языка, на втором плане стихийно развиваются общие способности, творящие само содержание художественного образа» .

    С. Л. Рубинштей, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев отмечали, что специальные способности становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. Б. М. Теплов писал: «Метафизический разрыв между понятиями общей и специальной одаренности проявляется не только в том, что общая одаренность рассматривается до предела абстрактно, как общее без особенного, но и в том, что из понятия специальная одаренность тщательно изгоняются все общие признаки… Я думаю, что более точно было бы говорить не об общей и специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности, или – еще точнее - о более общих и более специальных моментах» .

    Таким образом, анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, музыковедческой литературы по проблемам музыкальной одаренности и музыкальности позволяет подвести следующий итог:

    1. Комплекс музыкальности представляет собой многоуровневую систему собственно музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование художественного музыкального образа. К общим относятся те, которые необходимы для формирования данного образа в любом виде музыкальной деятельности; к частным – помогающие решению этой задачи лишь в отдельных ее видах.

    2. Структура общих музыкальных способностей может быть представлена как состоящая из двух основных подструктур:

    Эмоциональной отзывчивости на музыку – главного показателя музыкальности;

    Познавательных музыкальных способностей сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти.

    К общим сенсорным музыкальным способностям могут быть отнесены музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический и гармонический) чувство ритма; к общим интеллектуальным музыкальным способностям -музыкальное мышление (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальное воображение.

    Частным музыкальным способностям соответствуют абсолютный слух и различного рода исполнительские данные сенсорные, моторные, сенсомоторные.

    3. Комплекс музыкальности развивается в онтогенезе как система во взаимодействии входящих в него общих и частных музыкальных способностей. Этот процесс имеет определенные возрастные закономерности, но детерминируется главным образом социальными, обучающими воздействиями в их широком значении.

    4. Каждая музыкальная способность, в свою очередь, представляет системное образование, состоящее из компонентов различной сложности; она формируется от элементарных ко все более сложным составляющим.

  • Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М. : Музыка, 1972.-365 с.
  • Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей жизни. – М. : Педагогическое общество России, 1926.-215 с.
  • Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М. : Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.
  • Савшинский
  • Стендаль. Жизнь Россини. -Л. : Наука, 1996.-561 с.
  • Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1947. – 335 с.
  • Цыпин, Г. М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. … доктора пед. наук., 1977.
  • 15. Чайковский, П. И. Переписка с Н. Ф. Фон-Мекк: В 3 т., 1934-1936. – Т. 1. Письмо от 17 февраля – 1 марта 1878 г. – 321, с.
  • 16. Ястребцов, В. В. Мои воспоминания о Римском-Корсакове: В 2 вып. -СПб, 1996.-Вып. 2-198 с.
  • Drake R. M. Factorial Analysis of Musical Talent // J. Musical. 1939 1(1)
  • Faist A. Versuche uber Tonverschmelzung // Zeits. Fur Psuchol. 1897. 15
  • Konig H. Zur Experimental-Untersuchungen sur Lehre vom Rhythmus
  • Kries J. Wer ist Musikalich & Berlin, 1926.
  • Meyer L. Emotion and Meaning in Music. Chicago, 1956.
  • Michel P. The Optimum Development of Musical Abilities in the First Year of Life. 1973. Vol. 1 N. 2.
  • Phillips D. Psychology of Music. 1986. Vol. 4.
  • Revesz G. Zur Grundlegung der Tonpsychologie. Leipzig, 1953
  • Rife D. Genetic Refutation of the Principles. // Hom. Biol. 1931.3.
  • Seashore C. Psychology of Music. N.Y. 1938.
  • Tredgold A. Music Deficiency. L. 1922.
  • Viscott D. A. Musical Idiot Savant. 1970. 33.
  • Willems E. Bases Psychologiques de I`Education Musicale. P., 1956
  • Wing H. Is Musical Aptitude Innate. Rev. Psychol. Music, 1963.1
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Ю. БОГАТИКОВА»

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

    НА ТЕМУ:

    «Музыкально одарённые дети»

    Подготовила

    преподаватель

    по классу фортепиано

    Полубинская Э.Э.

    г. Саки 2016г.

    I. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С ВЫДАЮЩИМИСЯ МУЗЫКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ

    Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание. Так, Г.Ф.Караян начал учиться игре на фортепиано с трёх лет, а с пяти начал выступать в публичных концертах. И.Минухин начал выступать с семи лет, а к 11 годам уже достиг мировой славы.

    Музыкальные способности у одарённых детей наиболее часто проявляются между тремя и пятью годами, а у так называемых способных – обычно между пятью и семью годами. Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одарённые дети характеризуются некоторыми общими чертами.

    С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В 2-3 года они хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить) и выучиваются писать ноты раньше, чем буквы. Узнав название нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают; рано и свободно читают с листа, притом воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью, естественной, привитой взрослыми, нюансировкой в исполнении. Так же рано они определяются в своих музыкальных предпочтениях.

    Яркая музыкальная одарённость у детей не обязательно связана с абсолютным слухом, хотя среди музыкально одарённых детей обладателей абсолютного слуха больше, чем среди «просто способных». Однако во всех случаях у одарённого ребёнка вырабатывается индивидуализированное, тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона.

    Одарённые дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Кажется, что они слышат и чувствуют в музыке нечто такое, чего не могут выразить словами и испытать каким-либо иным способом.

    И с этим, возможно, связана их сильная потребность в музыке и музыкальных занятиях.

    Музыкально одарённые дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. В зрелом возрасте их память часто называют феноменальной. У них рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху (обычно без какого-либо специального обучения). К четырём годам такие ребятишки зачастую играют по слуху сразу двумя руками, то есть с гармонизацией. Для всех музыкально одарённых детей в возрасте около пяти лет характерно стремление производить на инструменте всё слышимое.

    Сравнительно легко одарённые дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких музыкальных инструментах одновременно. С 4-5 лет у них наблюдается склонность (иногда сильная потребность) импровизировать, точнее, фантазировать за инструментом. Вскоре после начала систематических занятий музыкой они пытаются сочинять и записывать свои сочинения. У таких детей наблюдается стремление делать то, что они считают нужным, не замечая общепринятых правил.

    Некоторые из этих характеристик свидетельствуют о том, что музыкально одарённые дети в своём развитии опережают сверстников, по крайней мере, на 2-4 года. Другие, наоборот, фактически характерны (во всяком случае «по внешней форме») для сверстников с хорошими музыкальными данными, но существенно различаются «по качеству» (например, потребность фантазировать на инструменте).

    Исследователи отмечают, что к 9-10 годам одарённые дети, в отличие от других детей, начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования. Примерно к этому же возрасту, они отдают себе отчёт в недостатках или негативных сторонах собственного дарования.

    Важно то, что музыкальные проявления одарённых самопроизвольны и практически никак не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает, своего рода, толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей.

    Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одарённые дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они выучиваются читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые. Они скорее соответствуют своему возрасту или кажутся младше, нежели обгоняют его. Причём это относится не только к малышам.

    Так, биограф, характеризуя дневники 16-летнего А.К. Глазунова, замечает:

    Записи свидетельствуют о напряжённой планомерной работе сознательного музыканта, но одновременно обнаруживают совершенно детскую психологию. При всей личностно-психологической индивидуальности музыкально одарённых детей, среди них можно заметить некоторые характерологические типы, встречающиеся чаще других.

    Музыкально одарённые мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью и рефлективностью, мечтательностью, наивностью, сильной эмоциональной зависимостью от матери (от отца, педагога).

    Музыкально одарённые девочки напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению, могут разбрасываться. Учитель замечательной русской пианистки А. Есиповой сказал о ней:

    В этой девочке сидит сатана. Если удастся дисциплинировать её натуру, она может стать великой артисткой.

    Одарённый ребёнок рано и зачастую остро начинает чувствовать, что он не такой, как другие дети, что его жизнь имеет слишком много ограничений в силу ранней профессионализации обучения и даже просто из-за особенностей самой музыкальной деятельности: необходимо беречь руки, голос. Иногда это становится причиной страданий, ощущения одиночества и изолированности от сверстников. И всё же у детей с ранним и ярким развитием способностей можно наблюдать неразрывную связь одарённости и личности.

    Вероятно, это одна из причин того, что на основе детской одарённости невозможно прогнозировать соответствующее будущее ребёнка.

    В мемуарной литературе можно найти множество свидетельств о том, что одарённые дети отличаются сильным тяготением, потребностью, поглощённостью занятиями музыкой: исполнением, слушанием, сочинением, размышлением о ней. В то же время столь же часто упоминают о далеко не невинных шалостях, обманах, связанных со стремлением избежать трудных, систематических занятий, тем или иным образом освободиться от них.

    Вероятно, эти мотивы весьма индивидуальны и зависят от окружения, традиций воспитания (семейного и профессионального), от склонностивзрослых, фиксировать на них внимание.

    С другой стороны, биографические данные позволяют осторожно предположить наличие определённой связи между мотивацией занятий музыкой и типом эмоциональности ребёнка. Спокойные, эмоционально сдержанные дети при блестящих музыкальных способностях иногда могут быть достаточно равнодушными и к музыке, и к музыкальным занятиям. Интерес к ним появляется позже, как правило, в подростковом возрасте или даже к его концу. Эмоционально неуравновешенные, высоко реактивные дети, наоборот, могут характеризоваться иногда своеобразной «звуковой одержимостью» - ребёнка чрезвычайно возбуждают сильные внутренние слуховые образы, которыми он не может управлять и которые он не может ещё выразить. Это заставляет тянуться к инструменту, побуждает к занятиям музыкой.

    II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

    Первая психологическая проблема, с которой сталкиваются музыкально одарённые дети – своего рода парадокс. С одной стороны, им приходится много заниматься на инструменте, гораздо больше, чем их менее одарённым сверстникам. С другой стороны, многое (если не всё) им даётся легче, чем сверстникам, многое выходит как бы само собой.

    Соотношение между результатом и затраченным трудом складывается у них не в пользу труда, несмотря на факт многочасовых занятий. Не возникает переживания трудности, с которой надо справиться, внутреннего препятствия, которое необходимо преодолеть. С этим, по–видимому, связано и другое достаточно парадоксальное обстоятельство.

    Среди музыкально одарённых детей и подростков часто встречаются классические лентяи, не знающие, что такое настоящий труд, именно потому, что слишком многое им даётся без труда. Лёгкость овладения, высокая обучаемость заменяют работоспособность как способность ставить цели, видеть препятствия, переживать трудности, иначе говоря, способность выходить за пределы своих возможностей. Поэтому одарённые люди чаще сталкиваются с «кризисом лёгкости» в подростковые и юношеские годы.

    К тому же «вундеркиндские» лёгкость и блеск в более старшем возрасте нередко превращаются в поверхностное исполнение, в мишуру, что накладывает отпечаток на всю последующую творческую жизнь и, порой, становится в зрелом возрасте мучительной проблемой.

    При той невероятной обучаемости, которой отличаются вундеркинды, именно характер и процесс обучения таят в себе потенциальные проблемы и опасности. Первая из них заключается в выборе оптимальной учебной нагрузки с тем, чтобы возможности таких детей не игнорировались, но и не эксплуатировались (столь же опасно, как чрезмерные ожидания и притязания родителей, так и искусственные торможения в развитии из страха вырастить «вундеркинда»).

    Успешность и уровень достижений одарённого ребёнка часто превышают все ожидания взрослых, кажутся невероятными. Обучение и воспитание приобретают узкую профессионально-целевую направленность. И это, к сожалению, имеет свою логику.

    Ранняя профессионализация обучения – фактически единственный путь к сольному исполнительству. Учителя и воспитатели стремятся максимально раскрыть и развить все потенциальные возможности ребёнка в данной области, не замечая, как от интенсивного обучения переходят к «натаскиванию». Происходит резкое ограничение развития; узко направленная и чрезмерно интенсивное обучение подавляет обучаемость. В результате – заурядность как перспектива личностного облика и музыкальных возможностей.

    Ещё одна важная проблема обучения музыкально одарённых детей коренится в объективном разрыве между их «хронологическим» и «профессиональным» возрастом. Маленький музыкант постоянно работает над труднейшими произведениями, которые намного выше его – не технических и даже не художественных – а личностно- психологических, духовных возможностей. Отсюда блистательное подражательство, одарённое имитаторство часто оказывается единственным выходом из скрытого тупика.

    Но то, что может быть в малозаметном и даже вызывать восхищение публики в восьмилетнем ребёнке, в исполнительстве подростка уже бросается в глаза и разочаровывает. Ведь от подростковой одарённости мы подсознательно требуем яркого проявления музыкальной индивидуальности. В таких случаях оценка бывает безжалостной: «Эта одарённость дыхания рано обнаружилась и рано иссякла».

    Важно подчеркнуть, что указанные проблемы носят объективный характер и, в идеале, имеют только уникальные решения, соответствующие неповторимости каждого ребёнка. Так, даже выявление музыкально одарённых детей, кроме диагностики внешне самоочевидных «симптомов», опирается на интенсивное обучение, которое достаточно быстро позволяет определить некий «резерв» обучаемости и одарённости. Вместе с тем узконаправленное интенсивное обучение может обнажить некий, условно говоря, предел развития даже самых блестящих способностей.

    Подводя итоги, можно заключить, что из детской одарённости можно легко сделать фетиш. Но её столь же легко и просмотреть. Её появлением и развитием трудно управлять, но её так легко, даже не желая того, блокировать.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Вендрова Т. Уроки музыки – уроки жизни.

    2. Пешкова Л. Урок мировой художественной культуры.

    3. Хотунцов Н. Новая форма музыкального воспитания школьников. Издательство «Музыка» сб. Музыка – детям. Вып.5 2005г.

    4. А. Лагутин. "Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ". Издательство "Музыка". Москва, 2003

    5. Редакторы-составители В. Натансон, В. Руденко. "Вопросы методики начального музыкального образования". Издательство "Музыка". Москва,2003

    6. Царёва Н. А. «Слушание музыки: методическое пособие". М., 2002

    7. Царёва Н. А., Лисянская Е. Б., Марек О. А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. М., «Пресс-соло», 1998

    8. Смолина Е. А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006

    Презентация с описанием слайдов. Творчески подходя к развитию различных (в том числе и музыкальных) способностей детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую творчески одаренную личность. От нас, педагогов, многое зависит - разовьется это чудо прирроды или угаснет.

    Варламова Анастасия Анатольевна, 24.11.2017

    473 75

    Содержимое разработки

    (Слайд 1) Выявление и поддержка музыкально - одаренных детей

    (из опыта работы)

    Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ №3 г. Алексин, Тульской области

    (Слайд 2)

    Начать свое выступление мне хотелось бы с предисловия, написанного знаменитым дирижером Геннадием Рождественским, к книге Дины Кирнарской «Музыкальные способности»

    «Человек может все», «Талантливый человек талантлив во всем» - подобные утверждения внушают обществу оптимизм и уверяют каждого, что для него ничего невозможного нет. Стоит только захотеть, и он станет чемпионом олимпиад, красноречивым адвокатом или вдохновенным поэтом. Однако даже весьма одаренные люди редко блистают талантами в любой области: напротив, талант очень избирателен. Древние греки, желая подчеркнуть избирательность таланта, наделили каждого из богов лишь одним из них: Гермес был талантлив в коммерции, Аполлон - в искусстве, Деметра - в земледелии, а Зевс - в управлении. Обычно человеку дано блистать и поражать современников лишь в чем-то одном; найти свое природное призвание - нелегкая задача, и помочь в ее решении должна психологическая и педагогическая наука.

    Прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться с пониманием таких педагогических терминов и понятий как способности, одаренность, талант, гениальность.

    (Слайд 3)

    Способностями

    Одарённость

    (Слайд 4)

    Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

    Гениальность

    (Слайд 5)

    Выявление музыкально одарённых детей должно начинаться уже в раннем возрасте на основе наблюдения и изучения его психологических особенностей, музыкальной памяти, природного чувства ритма, вокальной интонации, музыкального слуха.

    Музыкально одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты.

    На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально - одарёнными детьми? Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях.

    К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) я предлагаю ученикам придумать своё упражнение, а затем исполнить его всем классом.

    Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

    (Слайд 6)

    Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению основоположника аналитической психологии Карла Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный».

    В своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Такие дети, например, всегда готовы помочь организовать мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать, они раскрывают все свои таланты.

    (Слайд 7)

    Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка. И этот процесс будет эффективным при определенных условиях:

    Индивидуальный подход, позволяющий учесть различные возможности одарённых детей;

    Подбор наиболее эффективных педагогических методов работы с данным учеником;

    Создание мотивации к достижению, готовность идти на творческий риск;

    Дополнительные внеклассные занятия с одарёнными учащимися;

    Участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях различных уровней;

    Использование на занятиях заданий повышенной сложности с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей.

    (Слайд 8)

    Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют их родители. Известный музыковед Григорий Гинзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к занятиям музыкой своих детей: (Слайд 9)

    1. Родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.

    2. Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и вовлекают туда детей из соображений престижа.

    3. Родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.

    4. И, наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки и потому для педагога взаимодействие с такими родителями - наилучший вариант.

    Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, индивидуальные консультации, разъяснительную работу с целью создания у них адекватного представления о способностях своего ребенка.

    (Слайд 10)

    В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), развитие музыкально одарённых детей, стало в полной мере реализовываться в условиях ФГОС во внеурочной деятельности. Мои воспитанники принимают участие во внеклассных мероприятиях, олимпиадах, викторинах, конкурсах и фестивалях. С большим удовольствием выезжали по приглашению на концерт в Ненашево (Заокский район), где их встречали как настоящих артистов бурными аплодисментами. Хочется отметить плодотворное сотрудничество с хореографической студией эстрадного танца «Движение» под руководством Елены Викторовны Маховой.

    (Слайд 11)

    Я предлагаю Вам посмотреть первое выступление хорового коллектива «Вдохновение» на межрайонном фестивале - конкурсе патриотической песни «Мы за Великую Державу».

    (Слайд 12)

    Таким образом, анализируя эффективность проводимой работы с детьми, имеющими предпосылки к одаренности, можно сделать вывод, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития, формирует у учащихся творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности.

    Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. От нас, педагогов, много зависит - разовьётся это явление природы или угаснет?

    Содержимое разработки


    Подготовила: учитель музыки МБОУ СОШ №3

    Г. Алексин, Тульской области

    Варламова Анастасия Анатольевна

    Выявление и поддержка музыкально - одарённых детей (из опыта работы)


    Российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук

    ДИНА КИРНАРСКАЯ

    «…Обычно человеку дано блистать и поражать современников лишь в чем-то одном; найти свое призвание нелегкая задача, и помочь в её решении должна психологическая и педагогическая наука»

    Выдающийся дирижёр, пианист, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, профессор Московской консерватории ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ


    Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

    Одарённость - это наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.


    Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.

    Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.


    психологические особенности

    музыкальная память

    чувство ритма

    Вокальная интонация

    музыкальный слух


    Карл Густав Юнг

    Швейцарский психиатр

    «Одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный».


    подбор наиболее эффективных педагогических методов работы с данным учеником

    индивидуальный подход, позволяющий учесть различные возможности одарённых детей

    создание мотивации к достижению, готовность идти на творческий риск

    Одарённые

    дети

    использование на занятиях заданий повышенной сложности с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей

    дополнительные внеклассные занятия с одарёнными учащимися

    участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях различных уровней


    В работе с одаренными детьми нужно избегать

    2-х крайностей:

    • возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
    • с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

    • Родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил».
    • Родители, движимые тщеславием.
    • Родители - максималисты.
    • Адекватно мыслящие родители



    «Музыка открыта каждому, она готова общаться

    со всеми, кто делает шаг ей навстречу»

    Г. Рождественский

    «Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев