Взять на заметку: как ассоциации помогают запоминать больше и лучше. Упражнение на запоминание ряда слов

Пьерон и другие психологи пытались установить оптимальный промежуток между повторениями. Мы сами провели различные опыты, которые доказывают, что, в зависимости оттого, что надо запомнить, идеальный промежуток между прочтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание с промежутком менее 10 минут является бесполезным, а при промежутке более 16 часов часть текста уже бывает забыта.

Не надо понимать это в буквальном смысле слова. Это правило просто доказывает, что, если необходимо что–то выучить как можно скорее, повторите вечером то, что учили утром.

Предположим, что вы изучаете английский язык: выучите урок вечером и повторите его на следующее утро, а следующим вечером – перед или после изучения нового урока. Если вы одновременно изучаете английский язык, математику, право, географию, разделите вашу работу на достаточно короткие сеансы, например на получасовые, таким образом, чтобы они чередовались и повторялись достаточно часто.

В практическом плане закон Жоста можно выразить следующим образом: необходимо повторять достаточно часто, чтобы предыдущее чтение имело еще довольно глубокий след, но и достаточно редко, чтобы это повторение не представляло собой бесполезные усилия. Для текущей учебы мы вам советуем повторять изученный материал через 5–6 часов. Затем, в зависимости от конкретного случая, через 3 недели и, наконец, через 5–6 месяцев.

Очень важно для вас точно определить оптимальный режим повторения. Посредством последовательных опытов вы определите, когда надо повторить выученный в 17 часов урок: около 22 часов или на следующее утро. Урок, выученный утром между 9 и 10 часами, можно повторить около 15–16 часов или около 18 часов, согласно вашим наблюдениям.

Упражнение 32

Проделайте последний раз упражнение 18, затем сделайте резюме (краткое изложение) всего, что вы прочитали в вашей книге, начиная с 7 утра. Перескажите своими словами то, что вы запомнили.

Упражнение 33

Запомните способом образных ассоциаций следующий список слов:

Сигара, рубашка, молочный магазин, самолет, уголь, очки, лев, дым, шоколад, гора

дерево, сундук, король, весы, колокол, веревка, мостовая, газета, вилка, лампа.

Вернемся к наблюдательности. Это качество никогда не бывает слишком развито.

Вот упражнение на наблюдательность, которое легко выполнить в течение дня. Остановитесь на 15 секунд перед витриной аптеки, парфюмерного, или бакалейного магазина. Рассмотрите хорошо все, что там находится. Продолжая путь, попытайтесь вспомнить максимальное количество предметов, находящихся на витрине.

Урок 14 (Бис).

Как мгновенно запомнить список

В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.

Посмотрите на рисунки–и вы заметите, что каждый из них напоминает букву алфавита. Вам достаточно нескольких минут, чтобы надежно их запомнить. Таким образом в вашей. памяти выстроится цепочка из 26 образов, прочность которой обеспечивается затвержденным с детства алфавитом.

Предположим теперь, что вам в течение дня необходимо:

– купить газету;

– отправить письмо по почте;

– забрать фотографии у фотографа;

– отнести врачу рентгеновский снимок;

– купить масло, хлеб, яйца, варенье, бифштекс;

– позвонить вашему другу Дюрану.

Этот список составлен случайно, а не подбирался в качестве примера. Чтобы его запомнить, вам достаточно связать каждое ключевое слово (выделены) с одним из предметов вашей цепочки. Необходимо представить себе мысленно, и как можно отчетливее, оба связанных предмета.

Итак, я начинаю со связи газеты и циркуля. Это легко, я представил себе циркуль, очерчивающий круг на моей газете.

Пара «очки – почта» (или почтовый ящик); это менее очевидно, но я просто представляю самого себя, опускающим очки в почтовый ящик. Это смешно, но поэтому запомнится легче. Я мысленно хорошо представляю себе эту сцену.

Луна и фотография? Я представляю себе, что луна на небе не настоящая, что это громадная фотография луны. Я также могу вообразить гигантский фотоаппарат, расположенный перед луной и снимающий ее. Еще одна мысленная картина: я вижу луну в видоискателе моего фотоаппарата. Любая из этих сцен позволяет мне установить ассоциацию» луна–фотография?

Теперь очередь врача. Его легко связать с луком. Я представляю сцену: врач в своем кабинете стреляет из лука в рентгеновский снимок. Глупо, но верно для ассоциации: лук–врач – рентгеновский снимок.

Картина по поводу масла: я вонзаю трезубец в большой кусок масла. Я представляю себе хлеб, опирающийся на костыль; яйца, раздавленные тисками; пирамиду из банок с вареньем, которую я разглядываю через бинокль. Я ставлю свечу на середину бифштекса (или подогреваю бифштекс на свече).

Последний пункт списка дел: звонок Дюрану. Я представляю себе Дюрана, говорящего по телефону под зонтиком.

Все названные ассоциации легко придумать. При небольшом навыке они устанавливаются мгновенно. Всегда пытайтесь использовать движение (опускание очков в почтовый ящик) или что–нибудь смешное (врач, стреляющий из лука по рентгеновскому снимку).

Для того, чтобы вспомнить список, поступают в обратном порядке:

– буква А (первое дело – первая буква алфавита). А – это циркуль.

Перед мысленным взором сейчас же встает картинка: циркуль на газете. Таким образом я мгновенно вспоминаю «газета»;

– буква В (второе дело).В–это очки. Я их опускал в почтовый ящик. Таким образом я вспоминаю о своем письме.

С помощью этого способа вы можете очень просто запомнить список из любых 26 слов. Этот способ можно использовать для запоминания списка железнодорожных станций. Речь здесь идет о словах без смысла, необходимо поэтому сначала переделать каждое название города в конкретное слово, которое вам напомнит это название. Горький, Серпухов, Клин, Ростов будут представлены как горчица, серп, клин, росток дерева и т.д. Слово «горчица» вы ассоциируете с циркулем, затем серп–с очками и т.д.

Таким образом вы можете выучить быстро 12, 15 или 30–20 станций какой–либо ветки железной дороги или названия населенных пунктов, которые вы должны проехать во время поездки на автомобиле. Теперь у вас будет возможность не сверять свой маршрут, управляя автомашиной. Вы восстановите ваши картинки в алфавитном порядке и мгновенно найдете названия городов или поселков, которые необходимо проехать один за другим.

Как запомнить список покупок

Если вам нужно посетить несколько магазинов, вы можете использовать способ для запоминания распорядка дня.

Если же речь идет только о списке для покупок в одном магазине, используйте способ воображаемых ассоциаций. Вам достаточно запомнить одну - две покупки, остальные запечалятся в вашем мозгу автоматически.

С этого дня откажитесь от составления списка покупок. Запоминайте их. Это очень легко сделать благодаря описанным способам. Кроме того, вы будете быстро прогрессировать. После нескольких дней упражнений вы гораздо быстрее сможете делать ассоциации. К тому же, это дополнительная работа для вашего механизма памяти; знайте, чем больше вы потребуете у памяти, тем больше она вам даст.

Из книги Книга-подарок, достойный королевы красоты автора Криксунова Инна Абрамовна

Продумывание покупок Формируя свой гардероб, откажитесь от спонтанных, импульсивных покупок. Они могут привести вас впоследствии к разочарованиям. Чтобы этого не произошло, каждая покупка должна быть тщательно продумана заранее.Я хочу рассказать вам об одном приеме,

Из книги 126 эффективных упражнений по развитию Вашей памяти автора Пугач Юрий Кимович

Правило совершения удачных покупок Если вы стремитесь к облику современной и изысканной женщины, то советую вам выработать у себя еще одну полезную привычку, которая поможет вам воплотить это желание в жизнь. Что это за привычка? Предположим, вы хотите купить какую-либо

Из книги Мне опять нечего надеть. Как улучшить свой гардероб и изменить жизнь автора Баумгартнер Дженифер

Как мгновенно запомнить список В этом уроке вы найдете две страницы с рисунками, которые позволят вам быстро и легко запоминать список до 26 совершенно не связанных между собой слов или список дел, которые вам необходимо совершить в течение дня.Посмотрите на рисунки - и

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

Как запомнить место, вы положили какую - то вещь Создавать ассоциации необходимо в момент, когда вы кладете /прячете/ вещь. Например, вы кладете отпускные фотографии в ящик рабочего стола. Они будут находиться между вашим паспортом и складным метром. Вообразите паспорт,

Из книги Тренировка памяти. Экспресс-курс автора Фрай Рон

Как вырваться из замкнутого круга покупок Кажется, что вырваться из замкнутого круга невозможно. Независимо от того, требует ли ваша страсть к шопингу врачебного вмешательства или вы находитесь в «пределах нормального». Желание купить может быть очень сильным, а

Из книги Развитие памяти автора Лорейн Гарри

Мудра для выгодных покупок 1. Поставьте руки перед собой на уровне груди, ладонями вверх. Пальцы, почти соприкасаясь кончиками, сходятся под прямым углом, направленным вперед, от вас.2. Соедините в щепотку большой, указательный, средний и безымянный пальцы правой руки,

Из книги Быстрые решения не приводят к успеху [Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот] автора Салво Дэвид ди

Глава 9 Как запомнить имена и лица? Нравится вам или нет, но в скором времени вы закончите учебу и вступите в новый этап своей жизни: начнете строить свою профессиональную карьеру, а также создавать сеть нужных знакомств, которые помогут вам в этом.Вы будете посещать

Из книги Коучинг. Как превратить сознательное в бессознательное в работе коуча автора Илиф-Вуд Мария

Из книги Китайское исследование на практике [Простой переход к здоровому образу жизни] автора Кэмпбелл Томас

Из книги Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции автора Бейлок Сайен

Из книги Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее автора Камп Питер

Глава 15 Меню и список покупок к плану Кэмпбелла Человек, который готовит дома, как правило, ест всего несколько блюд. Время от времени какие-то из них наскучивают, их отвергают и находят другие. Важнее всего удобство и легкость приготовления. У большинства из нас особого

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Список покупок к плану Кэмпбелла Приведенный ниже список выглядит громоздко, но я хотел добавить всё без исключения, чтобы вы могли приготовить блюда на первые три дня. Некоторые продукты базовые и нужны для многих рецептов из этой книги, поэтому заменять их надо будет

Из книги Тайна денег. Книга самой богатой ученицы Кийосаки автора Закхайм Наташа

Как запомнить, чтобы вспомнить Как мы уже убедились, между физической и умственной активностью существует тесная связь, поэтому движения тела способны оказывать влияние на образ мыслей. И что бы вы ни делали: двигали глазами, свободно прогуливались или принимали

Из книги автора

Не читайте с целью запомнить Проблема многих студентов, впервые изучающих эти методы, заключается в том, чтобы научиться читать материал с целью его понять. Никогда, ни в коем случае не читайте текст с целью его запомнить! Если вы это делаете, происходит странная вещь: вы

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Как запоминать список
ПУТЕШЕСТВИЕ ВНИЗ ПО ДОРОГЕ ПАМЯТИ
Список из десяти предметов, какой бы вам не предложили, не должен составлять проблемму для нашей памяти, хотя все еще иногда делает это. Давайте, для примера, возьмем список предметов, которые необходимо купить в магазине. Попробуйте запомнить следующее в течение одной минуты не прибегая к записям.
1. рыба
2. маргарин
3. шахматная доска
4. молоко
5. лук 6. футбольный мяч
7. лестница
8. часы
9. рулетка
10. мячик для собаки
Большинство людей сможет запомнить что-то между четырьмя и семью предметами. И это все после того, как в предыдущей главе я рассказывал о том, какой замечательной памятью мы обладаем. Это не было праздным хвастовством. В конце этой главы вы будете готовы запоминать любые десять предметов в прямом и обратном порядке в течение одной минуты. В доказательство этого мнения, попробуем провести следующие два простых упражнения.

Вспоминание забытого

Давайте попытаемся вспомнить все, что с вами произошло в течение сегодняшнего дня. В какое время вы встали? Что было по радио или по телевизору? Можете вспомнить ваш путь на работу? В каком настроении вы были когда пришли на работу? Вы ехали на машине или шли пешком? Кого вы встретили?

Не странно ли? Ваша память не имеет проблем запоминать все это каждый день и даже светские впечатления (самое тяжелое запоминание), и при этом не можете запомнить какой-то маленький списочек покупок в магазине, который так необходим? Если вы захотите усложнить эксперимент и попробуете записать все, что смогли запомнить за сегодняшний день, обычно пустой и скучный, вы будете удивлены сотням вещей, которые вы запомнили без усилий.

Некоторые вещи несравненно проще для запоминания, чем другие, например, события во время путешествия. Когда я думаю о прошедшем, или о празднике, наиболее яркие воспоминания ассоциируются с путешествиями. Возможно я был в поезде, или путешествовал по парку; я могу вспомнить все что случилось в каждой отдельной точке по пути следования. Путешествия дают структуру всей ветхой коллекции запоминаний в вашей голове; это помогает держать все в порядке, как в кабинете министров.

Вспоминание грандиозного

Если подобно мне вы выполнили первое упражнение с некоторой депрессией, откройте для себя еще худшее о заурядности вашей жизни, что тяжелее, чем представления о слабости вашей памяти, и насладитесь следующим экспериментом. Попробуйте представить день. Преувеличьте и искривите вашу нормальную действительность...

Проснитесь ненормально на мягкоперинной кровати под пение птиц; со спящей рядом прекрасной любовницей; отодвинув занавеску обнаружте спускающиеся к брызжащему океану холмы. Необычная шхуна бросила свой якорь в бухте, и линейные паруса трепыхаются от свежего бриза. Завтрак подан в постель; пришла почта, и вы, неожиданно распечатав письмо удивленно произносите: "Боже, я выиграл 1 миллион фунтов стерлингов". Получилось! И т. д. и т. п.

Конечно же ваша личная мечта может несколько отличаться от моей. Но когда вы дочитаете эту книгу до конца и я попрошу вас вспомнить фрукты из вашего дикого мечтания, вы должны быть готовы все, что было в вашем сне. Представленные события вспоминать почти также легко как и реальные, в частности если они преувеличены и преукрашены (ни кто не любит вспоминать плохие сны). Это все потому, что представления и память вместе участвуют в формированию умственных образов.

Вернувшись от возвышенного к обыденному, сейчас вы находитесь в готовности запомнить десять объектов для покупок в магазине, вооруженные результатами двух предыдущих экспериментов. Держите открытым свой разум читая следующие несколько параграфов.

Для того, чтобы запомнить список предметов, надо \"поместить\" каждый объект на свой участок известного вам пути - вокруг вашего дома, по дороге в магазин, или на автобусную остановку.

Чтобы каждый скучный образ сделать запоминаемым, вы должны преукрасить его, сделать причудливым на каждом этапе своего пути. Воображайте ненормальное,
кровожадных рыб, летающих вокруг вашей кровати, к примеру, и покрывающие липкой чешуей мыгкую перину. Или представьте вашу ванную заполненную марганином; каждый поворот крана добавляет все больше и больше и маргарин переливается через края!

А вот вам основа самой системы запоминания: Ключь к Совершенной Памяти в вашем ВООБРАЖЕНИИ .

Позже, когда вы пожелаете запомнить список вы будете \"гулять\" по известному вам пути передвигаясь от этапа к этапу и вспоминать каждый объект мимо которого вы проходите. Путешествие создает порядок и соединяет образы вместе. Ваше воображение делает каждый их них запоминаемым.

Путешествие

Выберите близко знакомое вам путешествие. Простая прогулка вокруг вашего дома также хороша, как и все другое. Если вам необходимо запомнить десять предметов, то в пути должно быть десять этапов. Найдите логическое начало для путешествия и логически обоснованный конец. Давайте теперь изучим его. Однажды составив подобное в памяти вы всегда сможете использовать это для запоминания десяти цифр телефона, десяти людей, десяти договоренностях и десяти любых других объектов, снова и снова.

Ваш план:

этап 1: кровать
этап 2: ванная
этап 3: туалет
этап 4: лесенка
этап 5: гостиная этап 6: кухня
этап 7: дверь
этап 8: сад
этап 9: дорожка
этап 10: дом напротив
На каждом этапе плана закрывайте глаза и представляйте ваш дом. В целях демонстрации я выбрал стандартный двух-этажный домик. Если вы живете в квартире или бунгало, поместите лестницу в коридор или другую комнату. Какую бы комнату вы не использовали, все время двигайтесь по логически оправданному пути.
Например, я никогда не иду в туалет из ванной через сад. Последовательность должна быть обычной. Это делает запоминание более естественным и простым.

Если у вас есть трудности, попытайтесь представить самого себя гуляющего по вашему дому, визуализировав себя как можно ярче на каждой стадии. Попробуйте сделать это несколько раз. Когда вы сможете запомнить весь путь без подглядывания в свой план, вы готовы к новой попытки запомнить список покупок в магазине. Теперь, я надеюсь, результат будет гораздо лучше и впечатляюще.

Удивительные образы

Используя ваше воображение, вы должны снова повторить свое путешествие, только теперь "поместите" каждый объект на свою соответствующую стадию. Намереваясь запомнить, создайте серию удивительных образов, настолько необычных от нормального насколько возможно. Вы когда нибудь видели двух-метровые шахматные фигуры кричашие друг на друга в комнате отдыха? А как насчет сотен разбитых бутылок на вашей лестнице?

Делайте все как можно более необычным. Используйте все свои чувства; пробуйте на вкус, дотрагивайтесь, нюхайте, слушайте и рассматривайте все. Чем больше чувств вы сможете использовать, тем более запоминающимися станут ваши образы. (Например, если мы хотим запомнить слово на странице мы часто негромко его произносим.) Очень важно движение.

Не стесняйтесь своего изобретательства. Не существует правил, которые регулируют ваше воображение. Вы единственный слушатель в аудитории. Попробуйте шокировать себя! Вы будете запоминать сцену более ярко. Чем больше дикого и причудливого, тем легче запоминание. Пусть ваше воображение взбунтуется.

Размещение объектов

Чтобы показать вам что я имею в виду, приведу вариант того, как я запомнил бы список:

  • Этап 1: Я просыпаюсь в своей кровати и нахожу, что держу в руках удочку. На конце лески, за спинкой кровати, трепещется огромная скользкая рыба.

Я использую все мои чувства: я вижу изгиб удочки, я слышу щелкание катушки, я чувствую натяжение лески, я ощущаю запах вони, рыбий запах, я дотрагиваюсь до чешуи.

  • Этап 2: Я иду в ванную принимать душ. Вместо горячей воды жирный маргарин вытекает из рожка и стекает по моему телу.

Я чувствую тепло, скользкость и вижу яркий, флуоресцирующий желтый цвет.

  • Этап 3: Я гуляю в туалетной комнате и наблюдаю за гигантскими шахматными фигурами на гигантской шахматной доске. Что-то вроде "Алисы в стране чудес" с живыми фигурами.

Я могу слышать препирательства между фигурами, оскорбления между королем и ферзем.

  • Этап 4: Лестница хаотически загромождена сотнями молочных бутылок, некоторые из которых пусты и даже разбиты. Молочник стоит внизу лестницы и извиняется за беспорядок.

Я продолжаю свой путь вниз, ощущая запах скисшего молока. Я слышу звон стекла и хлюпанье разлитого молока под подошвами. Интересно, что это молочник делает на первой ступеньке? Чем больше мысленных "крючков" и ассоциаций вы соберете, тем больше шансов на последующее воспоминание материала.

  • Этап 5: Я открываю дверь в гостиную комнату. Вместо пульсирующего света из лукообразной лампы свисающей с потолка, она пускает корни, которые тянутся к полу, увеличиваясь и увеличиваясь в размер ах.

Я прогуливаюсь вокруг, ощущая как все увеличиваясь растет головка лука и отмахиваясь от лезущих в мои глаза стеблей. Вдруг луковица взрывается разлетаясь на миллионы кусочков. Бурные эксперименты запоминаются очень ярко. Это очень важно, однако, варьируйте свои сцены; повторения, в частности драмматических ефектов, только смутят вас.

  • Этап 6: На кухне разгорелся футбольный матч. Фаянс и лежащая орнаментом плитка разбиваются вдребезги.

Рефери пронзительно свистит. Держите ваше окружение нормальным насколько возможно. Даже если вокруг все в беспорядке, это все равно таже самая кухня. Когда вы будете путешествовать для запоминания различных списков, это будет все то же самое знакомое вам место.

  • Этап 7: Кто-то оставил снаружи входной двери лестницу. Я не могу пройти мимо не столкнув ее.

Моя входная дверь это не комната, но это следующая стадия маршрута. Я пытаюсь измерить свою реакцию и хронометрировать. Успею ли я перехватить лестницу открывая дверь или мне лучше просто отпрыгнуть? Я слышу клацанье металлических стоек по грунту, когда я отодвигаю лестницу.

  • Этап 8: Большие дедушкины часы громко тикают у меня в саду. Стрелки крутятся туда и назад.

Итак я снаружи. Какая погода на дворе? Дождичек? Если так, то это повредит часы. Я подхожу к ним, переворачиваю и вижу свое отражение в стекле. Который час? Я ни когда не слышал такого громкого тикания.

  • Этап 9: Рулетка тянется вдоль дороги насколько хватает глаз.

Я нажимаю возвратный механизм и наблюдаю как она постепенно собирается в свою катушку все ускоряя и ускоряя темп. Я вижу как конец покачивается вверх и вниз цепляясь за неровности на дороге. Я боюсь, что она может ударить по мне как хлыст и порезать.

  • Этап 10: Мой сосед напротив поместил у себя в саду гигантский мячик для собак.

На склоне написано огромными буквами кричаще красним цветом "собака". Сам мячик желтый и настолько большой, что закрывает соседский дом. Вокруг валяется собачая пища, здоровые студенистые куски мяса.

Просмотр путешествия

Создав однажды десять образов в десяти стадиях вашего дома (попробуйте не использовать мои образы или этапы), вы готовы все вспомнить, осуществляя мысленное путешествие, начинающееся с вашей кровати. Возобновите все образы. Не пытайтесь вспоминать все названия объектов немедленно. Вы только испытаете чувство паники и смущения своей плохой памятью. Не надо спешить. Закройте книгу и хладнокровно и логически пройдитесь по всем комнатам в своей голове.

Что случилось в вашей спальной? Слышите щелканье... рыболовная удочка... что-то скользкое: рыба. Идем в ванную, где вы моетесь каждое утро... душ... что-то желтое стекает на вашу голову: маргарин. И так далее.

Тяжелая охота

Я уверен, что вы сможете вспомнить все десять образов. Если же, однако, ваш мозг предоставит вам абсолютно чистые комнаты, это значит, что созданные вами образы не были достаточно стимулированы. В таком случае вернемся к списку и изменим сценки. Вместо падения лестницы, на 7-м этапе, например, представьте взмывающую вверх большую лестницу и посмотрите сверху на ставшую маленькой дверь. Это вас пугает, вы покачались немного из стороны в сторону и почувствовали головокружение. Простейшее правило - пролистайте все в вашем мозгу, как на компьютере (только лучше), всего лишь "воспроизведите" то, что вы "записали".

Не забывайте, что вы всего лишь упражняетесь в воображении по новому методу. Подобно неиспользуемому мускулу вы чувствуете небольшой трудности в первые несколько раз. С практикой вы обретете возможность создавать образы и ассоциации гораздо быстрее и с большим успехом.

Используя комбинацию из удивительных образов и хорошо-известному путешествию, вы стимулировали свой мозг к запоминанию десяти различных образов. Однако, я надеюсь, вы сделали гораздо больше. Вы можете воспроизвести все и в обратном порядке. Это не так уж необходимо делать со списком покупок в магазине, но пригодится когда нам понадобится запоминать кое-что другое чуть позже.

Кроме всего вы можете порадоваться, что имеете возможность воспроизводить список начиная с любого места в прямом и обратном порядке. Например, возьмем часы в саду. Вы ведь знаете, что до этого была лестница перед дверью, а после будет рулетка на дороге. Всю работу за вас сделает известное вам путешествие. Оно будет держать все в логическом порядке.

Не паникуйте и не опускайте руки, заметив особенную тщательность метода или его медлительную природу. С практикой ваш мозг научится создавать образы и искать их гораздо быстрее. Вы всего лишь должны научиться правильно создавать их и контролировать. Пройдет не так много времени и вы обнаружите, что можете "пробегать" весь путь, вспоминая объекты по дороге.

Нет ничего опасного, что ваш мозг будет забит многочисленными странными картинками. В следующий раз, когда вы захотите запомнить другой список, новые образы сотрут старые. Это подобно записи на видео касету. Путешествия, конечно же, всегда будут теми же самыми.

Это всего лишь подтверждение того, что вы нашли путь на котором ваш мозг всегда работает, что больше чем освоение новый метод. Это основное подтверждение того факта, что мы запоминаем вещи по ассоциации. Если вы идете по улице и видите автомобиль опоясанный цветными лентами и украшенный цветами, ну к примеру, образ вашей личной свадьбы может впыхнуть в вашем мозгу. Это, в свою очередь, напомнит вам о своей жене или муже, и вы вспомните с ужасом что завтра годовщина данного события и вы еще ни чего не приготовили.

Сейчас я покажу вам простейший путь усиления этих ассоциативных образов. Я знаю, все это может показаться странным, но запомните: ваша память лимитирована лишь вашим воображением.

МЕТОД "СВЯЗОК"

Я рассказал вам как запомнить десять предметов из списка покупок помещая их вдоль известного путешествия. Используя образы, цвета, запах, чувства, эмоции, вкус и движение вы готовы вспомнить дикие фрукты вашего воображения или наоборот светский рутинный вечер.

Этот метод подобен запоминанию простого списка, однако дает дальнейшее подкрепление образов если это необходимо, путем связывания. На каждой стадии путешествия пытайтесь давать себе на пробу что будет дальше.

Например, в списке покупок первый образ был рыба, второй маргарин. Я запомнил рыбу путем представления ее извивающейся на крючке моей удочки. А теперь представим рыбо бултыхающуюся в маргарине, так как я собираюсь ее приготовить. Или возможно она вырывается и ползет извиваясь по пути в ванную, трепыхаясь в желтой луже вытекающей из под двери.

Связывание образов должно единственное организовать напоминание о следующей стадии вашего списка. Не бойтесь смешать два образа. Фокусная точка напомнит вам, что рыба из спальной комнаты.

На второй стадии я запоминаю маргарин стекающий из душа. Теперь, используя метод связывания, сквозь прозрачную дверь я вижу шахматные фигуры следующей стадии. И так далее.

Попытайтесь образовать простейшие связи в испытуемом списке. Наручные часы должны немного напоминать рулетку; длинная линейка напоминать собачий поводок. Как только вы сделаете это большая собака выскочит на дорогу.

Однажды почувствовав действенность метода связок на запоминании десяти предметов списка, вы будете готовы продлить ваше путешествие и запоминание насколько захотите. Например, когда я запоминаю колоду карт, я использую путешествие из пятидесяти двух этапов, что больше чем десять. Слышится неправдоподобно? Как только вы выберете хорошее, близкое вам путешествие, ничего не станет проще.

Художник Николай Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир», побывав в ней только один раз. Секрет фотографической памяти мастера состоял, по его словам, в том, чтобы «ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогою, будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена - все, что остановило ваше внимание». T&P публикуют отрывок из бестселлера Дениса Букина и издательства «Альпина Паблишер» «Развитие памяти по методикам спецслужб» о том, как использовать ассоциации, чтобы запоминать больше и лучше.

Не только признанные гении обладают выдающейся памятью. В одном эксперименте испытуемым, обычным людям, показали 10 000 слайдов, после чего проверили, сколько из них запомнилось. Оказалось, что точность узнавания изображений составила около 80% - очень высокий результат. В случае, если для эксперимента выбирали необычные, яркие и красочные картины, точность узнавания повышалась практически до 100%.

1) Главная проблема памяти человека не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо. Таким образом, задатками отличной памяти обладает каждый человек. Чтобы развить их, нужно освоить ряд приемов.

2) Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации - мнемотехник - основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную.

Три принципа мнемотехники

Существует множество различных мнемотехник, но все они подчиняются трем принципам.

Использование ассоциаций

Фундаментальное свойство психики - ассоциативность. Мозг - совершенная машина для построения связей между разными образами и понятиями. Содержимое памяти представляет собой длинные, сложно организованные цепочки ассоциаций. Стоит вспомнить Рождество и Новый год, и в памяти всплывает наряженная елка, шампанское и салат оливье, запах мандаринов и поздравления. Если человек настроен на воспоминания детства, елка напомнит об утреннике в детском саду с Дедом Морозом и Снегурочкой, подарках и праздничном костюме. Прагматик погрузится в печаль от подсчета расходов. Верующий вспомнит евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа.

Вы уже знаете, что секрет хорошей памяти состоит не столько в запоминании, сколько в извлечении информации. Запоминаемое вернее сохранится, если будет привязано к уже известному. По цепочке ассоциаций его можно будет легко вспомнить в нужный момент. Отсюда вытекает первый принцип мнемотехники: чтобы запомнить что-либо, свяжите это с тем, что хорошо вам знакомо, что вы легко можете вспомнить.

Кодирование информации образами

Вы уже знаете о важности воображения для хорошей памяти. Изображения запоминаются легче, чем слова и цифры. Отсюда второй принцип мнемотехники: преобразуйте в картинки то, что вам нужно запомнить. Первый и второй принципы мнемотехники используются совместно. Предположим, вам нужно в точности и надолго запомнить код автоматической ячейки камеры хранения, предназначенной для тайниковой связи: 855411. Возможно, этот код потребуется вам через несколько лет.

Представьте цифры в виде картинок (принцип кодирования через визуальные образы) и свяжите картинки воедино (принцип ассоциаций). Цифра 8 похожа на крупную женщину, 5 - на цирковой велосипед с одним колесом и рулем-сиденьем, 4 - на стул, 1 - на метлу. Женщина (8) едет на двух цирковых велосипедах (55). Одного ей мало, потому что она тяжелая. Чтобы удержать эти велосипеды вместе, она привязала их к стулу (4), на котором и сидит. Но велосипеды все-таки одноколесные, и она держит равновесие как канатоходец, с помощью двух метел (11). Едет она, конечно же, к вокзалу, в здании которого находится камера хранения. Представьте живо эту картинку, и код уже не сотрется из вашей памяти.

Маленький совет: лучше, если образы можно будет не только видеть. Они сильнее запомнятся, если будут звучать, обладать фактурой, запахом, вкусом. Вспомните Шерешевского с его синестетическим восприятием. Если вы представляете себе дерево, вообразите его в деталях: оно раскидистое, с молодой нежной листвой, пахнет свежей зеленью, с шершавой теплой корой, на которой поблескивают капельки липкой горьковатой смолы.

Эмоциональное отношение

Человек экономит свои силы и не любит делать лишнюю работу. Мозг выбирает приоритетные для выполнения задачи в зависимости от силы связанных с ними эмоций. Хищник, представляющий прямую угрозу, вызывает страх - с ним нужно драться или от него нужно убегать. Сильная жажда вызывает беспокойство и заставляет искать воду. Запах гнилых продуктов вызывает отвращение, которое оберегает от возможного отравления. События, связанные с сильными эмоциями, заставляют учиться: избегать троп хищников, запоминать дорогу к источнику воды, опасаться испорченных продуктов.

Эмоции активизируют память. Если попросить обычного человека назвать события, произошедшие с ним несколько лет назад, скорее всего, он вспомнит самые важные вехи своей жизни: рождение детей, встреча или расставание со спутником жизни, переезд, смену работы, яркие путешествия. Все эти события в свое время вызвали сильные эмоции и потому запомнились. Все остальное, как правило, стирается из памяти как нечто обыденное, не представляющее интереса. Иными словами, вы помните только то, что вам нужно помнить, и то, что вас действительно волнует.

Третий принцип мнемотехники: формируйте эмоциональное отношение к запоминаемой информации. Вы запомнили код ячейки камеры хранения из предыдущего пункта? Как вы думаете почему? Отчасти потому, что вас удивила или смутила абсурдность описанной комической картины женщины, едущей на одноколесных велосипедах, привязанных к стулу, и пытающейся удержать равновесие двумя метлами. Вы будете изучать мнемонические приемы. Пусть вас не смущает их абсурдность, она хороша тем, что вызывает в вас эмоции, а значит, позволяет надежно запоминать и быстро воспроизводить запомненное.

Ассоциации

Ассоциации, которые мы используем для запоминания, могут быть самыми разными.

1) Сходство по внешнему виду, функции, написанию или звучанию. Основаниями для сходства могут быть:

Цифра 8 похожа на крупную женщину, на очки или на знак бесконечности;

Самолет летает, и этим он подобен птице, парашюту и воздушному змею;

Термин «катализатор», обозначающий вещество, ускоряющее протекание химической реакции, можно запомнить с помощью слов «катал» и «затор»: после добавления катализатора реакция «катилась без заторов».

2) Противопоставление по какому-нибудь признаку: светлое и темное, соленое и сладкое, мужское и женское.

3) Отношение причины и следствия. Тучи приносят дождь. У огня становится теплее. На банановой кожуре можно поскользнуться.

4) Смежность в пространстве и времени. Кремль в Москве. Медный всадник в Санкт-Петербурге. Леонардо да Винчи и эпоха Возрождения.

Длинный плащ и шляпа устойчиво ассоциируются со шпионажем в пространстве современной культуры (хотя настоящие шпионы предпочитают не выделяться и редко носят экстравагантные плащи). История подтверждает, насколько важны ассоциации для запоминания. Многие древние тексты: эпосы, сказания, научные трактаты и сборники медицинских рецептов - были созданы в стихотворной форме. Метр, рифма, созвучия и повторы - эти ассоциации между словами помогали нашим предкам помнить наизусть огромные тексты.

В развитии памяти есть одна закономерность: чем больше человек знает, тем легче ему запоминать. Обладателю обширной системы знаний проще вплести в нее новые данные - связать их с тем, что он уже знает. Психологи иногда используют красивую метафору для описания того, как человек осваивает что-то новое. Поначалу, когда он только знакомится с предметом, он будто сажает молодое дерево. Через некоторое время саженец приживается, его корни становятся сильнее и глубже - объем знаний увеличивается, они систематизируются. Укорененный саженец может лучше питаться и быстрее расти. Человек, заложивший системную основу в изучении нового предмета, легче добавит к ней новые сведения и лучше их запомнит. Главный вывод, который нужно сделать из этого: не бойтесь браться за что-то новое. Поначалу будет трудно, но потом, когда вы освоитесь, станет легче, и вы сможете достигнуть желаемого результата. У разведчика не бывает двух одинаковых заданий.

Упражнение

Умение быстро подбирать ассоциации, связывать с их помощью самые разные вещи является неотъемлемой частью любой мнемотехники. Развить его можно постоянно практикуясь. Почаще ассоциируйте пары предметов, которые попадаются вам на глаза. Как связать дверную ручку и канцелярскую скрепку? Может быть, они схожи своей изогнутой формой? А может, вы переплавите коробку скрепок, чтобы отлить ручку? Или просто прикрепите к дверной ручке канцелярскую скрепку?

Списки слов

Умение запоминать списки слов - значимый этап в развитии памяти. Во-первых, это эффектно. Вы можете поразить друзей, повторив продиктованные вам 40 слов с первого до последнего. Во-вторых, это позволит вам запоминать список дел на день, повестку совещания, план своего выступления. Разведчик, умеющий запоминать списки слов, помнит пароли, легенды, сценарии операций, контакты нужных людей. На слова нанизываются факты, сопоставив которые можно найти связи между, казалось бы, независимыми событиями. Существует две основные техники запоминания списка слов: метод историй и метод мест. Вы освоите и сможете использовать их оба. Впрочем, возможно, вам больше понравится один из них, а с другим вы просто ознакомитесь. Решите сами.

Метод историй

К примеру, вам дан список слов:

нефть;
стол;
таксист;
кофе;
шифр;
дерево;
балкон.

История может быть такой. Вы в темной портовой таверне. Снаружи шумит море, слышны гудки кораблей и крики грузчиков. У окна стоит бочка с нефтью - ржавая железяка источает резкий, неприятный запах мазута. Бочка накрыта круглым деревянным щитом. За ней, как за столом , сидит грустный таксист в вельветовой куртке и пьет черный кофе . Он за рулем, и поэтому ром, обычный напиток таверны, ему недоступен. Запах кофе смешивается с запахом мазута. Таксист должен забрать из порта пассажира, но не может, потому что фамилия пассажира зашифрована и он не знает шифра . Таксист угрюмо смотрит на желтоватый лист с напечатанной на нем абракадаброй. Но тут вам приходит SMS-сообщение, что ключ к шифру находится на дереве у входа в таверну. В удивлении вы показываете сообщение таксисту и вместе с ним выбегаете наружу. Таксист пытается забраться на дерево, но безрезультатно - ствол гладкий и скользкий. Поэтому он поднимается на второй этаж таверны, выходит на балкон , оттуда перелезает на дерево и забирает конверт с ключом.

Представили себе историю? Теперь повторите список слов. Попробуйте сделать это в обратном порядке. Получилось? Обратите внимание, что здесь использованы все три принципа мнемотехники. Сама история представляет собой ряд ассоциаций. Слова кодируются яркими образами: ржавая вонючая бочка, мягкий вельвет, горький черный кофе, пожелтевший лист бумаги и т. д. Участники истории переживают эмоции: таксист грустит, вы удивлены неожиданным сообщением, и все заканчивается хеппи-эндом.

Упражнения

1) Запомните географию места, в котором вы живете. Если в вашем городе есть метро, запомните его карту. Каждая ветка - это список станций. Удостоверьтесь, что вы можете повторить названия станций в любом порядке. Запомните последовательно все ветки. Со временем вы сможете ориентироваться в метро исключительно по памяти. Подобным образом можно запомнить последовательность улиц, остановок автобуса и т. д. Это может оказаться полезным, когда потребуется оторваться от наружного наблюдения или воспользоваться легендой.

2) Откройте книгу на любой странице и запоминайте первое слово на каждой строке. Если вам встретился предлог, частица или часть слова, оставшаяся после переноса, возьмите второе слово. Запомните слова, закройте книгу, воспользовавшись закладкой. Воспроизведите список и проверьте себя.

Образы абстрактных понятий

Обычно не составляет проблем представить образы вещей и предметов. Говоря «чашка», вы видите свою любимую чашку, у которой есть форма, цвет и вес. «Дорога» вызовет в воображении знакомый вам участок дороги. Но что делать с абстрактными понятиями, не имеющими предметного воплощения, вроде «согласия», «обязательства» или «суггестии»? Существует два приема перекодирования таких понятий в образы. Первый основан на созвучии. Вы подбираете слово или слова, которые звучат похоже на то, которое вы хотите запомнить. Затем вы кодируете в образ именно это созвучное слово.

Второй прием использует символическое воображение: вы подбираете конкретный образ-символ интуитивно, так чтобы он выражал абстрактное понятие. Этот символ может быть общепринятым, а может быть понятным только для вас. «Со-гласие» напоминает о голосах, звучащих в унисон. Образ хора легко представить себе визуально. «Обязательство» созвучно обозу, который нужно тащить за собой как груз обязательств. «Суггестию» можно вообразить в виде высокого снежного сугроба - первых трех первых букв часто достаточно, чтобы построить ассоциацию.

Если вы хотите использовать символы, «согласие» можно вообразить как крепкое рукопожатие. Или как египетский обелиск на площади Согласия в Париже. «Обязательство» можно представить в виде официального документа с печатью. «Суггестию» может символизировать эстрадный гипнотизер в тюрбане и плаще с красной подкладкой. Ассоциации и символы очень индивидуальны. У знатока Средневековья слово «суггестия» ассоциируется с именем аббата Сугерия, жившего в XI–XII веках и известного как заказчик готического храма Сен-Дени в пригороде Парижа. Чем шире кругозор человека, тем легче ему подбирать ассоциации и запоминать новое.

Упражнение

Возьмите словарь терминов малознакомой вам области знания: техники, философии или психологии. Открывайте его наугад и подбирайте образы для встречающихся вам слов, используя фонетические и символические ассоциации.

Запоминание фраз

Способность быстро запоминать списки слов и придумывать визуальные истории открывает возможность для запоминания более крупных объемов информации, в частности, фраз и фрагментов текста. Например, вас инструктируют перед новым заданием и нужно запомнить пароль: «Захар Борисович велел передать, что краны будут на следующей неделе». Один из вариантов истории к такому паролю будет таким. Леопольд Захер -Мазох (он написал «Женщину в мехах», поэтому одет в шубу) стоит, обнявшись с первым президентом России Борисом Ельциным. Конечно, у обоих повелительный взгляд, ведь они оба наслаждались властью (правда, каждый по-своему). Захер-Мазох передает вам связку строительных кранов. Краны завернуты в график их поставки - большой лист календаря, на котором закрашена вторая строка - следующая неделя. Попробуйте теперь забыть эту фразу.

Упражнение

Придумайте визуальные истории к известным вам пословицам, поговоркам и крылатым фразам.

Запоминание иностранных слов

В разведшколах обучение иностранным языкам поставлено на поток. Для опытных преподавателей не бывает неспособных учеников. Разведчика подбирают по умственным способностям, а уж научить его свободно и без акцента говорить на любом языке - дело техники. На начальном этапе освоения языка ученику требуется запоминать пары слов, причем одно из слов известно (на родном языке), другое - нет (на иностранном). Используйте следующий алгоритм.

1) Известное слово на родном языке кодируется с помощью образа. Вам знакома эта техника по методу историй.

2) Второе, неизвестное слово проще закодировать через фонетическое сходство: подобрать одно или несколько слов на родном языке так, чтобы вместе они были созвучны иностранному.

3) Связать в одну историю образ слова на родном языке с образами слов, созвучных иностранному.

Например, вам нужно запомнить английское слово «habit» - привычка. Оно созвучно именованию одного из народов в произведениях Толкиена, хоббиты. Для запоминания пары «habit - привычка» можно вообразить хоббита из сказки, ведущего размеренный образ жизни, не отступающего от своих привычек. Более сложное слово - remuneration, вознаграждение. Для запоминания корректную транскрипцию вполне допустимо заменить русской «римьюнерейшн». Как это можно запомнить? «В Рим едут юные с зарплатой». Эта фраза помогает запомнить половину английского слова и его русский перевод. Практикуясь, вы научитесь быстро создавать подобные истории, а значит - запоминать как минимум 50–70 иностранных слов за одно занятие.

Упражнение

Купите небольшой словарь на 500–1000 самых распространенных слов языка, который вы давно мечтали выучить. Используя описанную методику, вы запомните их довольно быстро, и это будет хорошим началом исполнения вашей мечты.

Мотивация к запоминанию

Большое влияние на память оказывают мотивы и потребности человека. Вам будет трудно запомнить нормативы прокладки рельсовых путей железных дорог, потому что эта информация вам не нужна. Но железнодорожный инженер, который пользуется нормативами каждый день, помнит их все без специальных усилий. Человек лучше запоминает то, что ему необходимо в повседневной жизни. Мозг экономит усилия, выделяя из общей массы получаемой информации действительно важную. Из этого следует практическая рекомендация: перед тем как запоминать что-либо, сформулируйте для себя, зачем вам это помнить и что вы получите, зная это.

Аналогично, если вы хотите, чтобы кто-то не забыл о вашей просьбе, сформируйте у него установку на припоминание. Заинтересуйте его. Укажите, когда, при каких условиях следует вспомнить о просьбе. Например, если вы хотите, чтобы сосед опустил ваше письмо в почтовый ящик, скажите ему: «Вася, будешь проходить мимо почты - вспомни о моей просьбе, брось в ящик это письмо. Я буду тебе очень благодарен». Слова «когда будешь» помогут человеку вспомнить о просьбе в нужный момент. Обещание благодарности послужит Васе дополнительным эмоциональным стимулом.

Потребности и мотивы порой играют с памятью злую шутку. Ее механизм описал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Стремление человека к эмоциональному комфорту нередко заставляет его забывать информацию, которая может быть неприятной. Фрейд назвал это явление вытеснением. Если вы постоянно забываете о встречах с конкретным человеком, хотя подобное редко происходит с другими людьми, присмотритесь к ситуации повнимательнее. Возможно, общение с этим человеком вызывает эмоциональный дискомфорт. Трудно представить себе, что кто-то забудет позвонить щедрому другу и попросить у него денег. Но должник частенько забывает позвонить кредитору, чтобы попросить об отсрочке платежа.

Кривая забывания

В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация. Эббингауз предлагал испытуемым запоминать бессмысленные трехбуквенные слоги. При механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю - менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.

Основная часть информации забывается в первые часы после заучивания. Что с этим делать? Дальнейшие эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается. Чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация. Из экспериментов по определению скорости забывания можно сделать практические выводы. Один из них состоит в том, что практика заучивать что-либо за один раз неэффективна. Запоминать объемную информацию лучше в несколько подходов, выделив время на повторение. Если на заучивание отводится один день, оптимальным режимом повторений будет следующий:

первое - через 15–20 минут после заучивания;
второе - через 6–8 часов;
третье - через 24 часа.

Повторять информацию лучше активно: не прочитывать или прослушивать во второй раз, а пытаться извлечь из памяти и подглядывать в источник. Если вам посчастливилось выделить для запоминания информации больше времени, повторяйте ее следующим образом:

первый раз - в день заучивания;
второй - на четвертый день;
третий - на седьмой день.

Если объем информации велик, повторять ее лучше с разной степенью подробности. В первый раз - в полном объеме, во второй - ключевые моменты, в третий - весь объем информации в другой группировке или в другом порядке. Чем основательнее вы ее переработаете, тем крепче запомните. Трехкратное повторение - необходимый минимум. Когда разведчик-нелегал заучивает легенду, он повторяет ее сотни раз и впоследствии регулярно возвращается к ней, освежая в памяти. Ведь от этого зависит его жизнь.

Фотографии: © iStock/bogdandreava.


Тренировка памяти
>
Как запомнить список слов
Метод связанных ассоциаций

При запоминании списка слов (или других элементов, о которых речь пойдет в дальнейшем) методом связанных ассоциаций вам потребуется любой другой, предварительно заученный список слов. Каждое слово нового списка надо связывать по порядку с соответствующим словом хорошо усвоенного ранее списка. Это дает значительную экономию времени и сил, поскольку вам уже будет не нужно "тянуть" за собой длинную цепочку ассоциаций.

Связывать нужно лишь два слова между собой так, как вы это делали в самом начале (помните, "апельсин" и "мыло", "кот" и "молоко"?). Атак как знание порядка слов предыдущего списка является в данном случае условием применения этого метода, то для вас не составит труда воспроизвести и слова нового списка в правильной последовательности. Напомню, что для того, чтобы воспользоваться этим методом, надо всегда иметь в запасе список слов, который вы твердо знаете.

Например, я хочу запомнить ряд слов, начинающийся так: КАСТРЮЛЯ, ЮЛА, КАПЛЯ, ПЛАМЯ, БЕЛКА... , используя метод связанных ассоциаций. Для этого я должна связать "кастрюлю" с "огурцом", "юлу" с "лодкой", "каплю" с "комаром" и т.д., то есть со словами предыдущего списка, который я запомнила очень хорошо (кстати говоря, вы можете взять в качестве вспомогательного любой хорошо известный вам список).

Я представляю, что ОГУРЕЦ такой большой, что проткнул по бокам КАСТРЮЛЮ ; у ЛОДКИ вместо якоря ЮЛА ; КОМАР утонул в КАПЛЕ ; распечатываю КОНВЕРТ , а оттуда вспыхивает ПЛАМЯ (если использовать более логичную в данном случае связь: "конверт сгорел в пламени" то ее легко можно забыть). Продолжите запоминание самостоятельно, по-моему, здесь нет ничего сложного, и это даже легче, чем составление цепочки последовательных ассоциаций (сюжета). Вот продолжение ряда слов: ...БЕЛКА, ФОТОАППАРАТ, ВЕРЕВКА, ЛИМОН, БЕГЕМОТ, КАССЕТА, ОКНО, КОНФЕТА - свяжите по очереди с уже известными вам словами, "белку" с "гусеницей", "фотоаппарат" с "книгой" и т.д. (или со словами выбранного вами ряда слов).

Теперь воспроизведите слова нового ряда. Подсчитайте ошибки. Подумайте, с чем они могут быть связаны? Предполагаю, что вам уже надоело запоминать скучные и "бессмысленные" ряды слов. Попытаюсь добавить вам капельку оптимизма. Во-первых, запоминание "бессмысленных" рядов слов является отличным тренингом для развития памяти как функции нашего мозга в целом.

Можете сравнить это с занятиями на велотренажере или с упражнениями с гантелями - во всех этих случаях непосредственной, видимой пользы вроде бы и нет. Польза от этих занятий отсрочена во времени, но тем не менее вполне очевидна. Иными словами, я предлагаю относиться к запоминанию не связанных с реальностью слов, цифр и т.д. как спортивным тренировкам.

Во-вторых, вы можете представить, что предлагаемые слова - это список необходимых дел, смешанный со списком необходимых покупок. Или же это ключевые слова текста, который вы хотите усвоить. Надеюсь, что в этом случае запоминать ряды слов вам будет не так скучно, занятие это уже не будет казаться вам столь оторванным от жизни, и вы сможете уделить ему побольше времени. Умение быстро и без напряжения запоминать ряды слов является одной из основ развития памяти.

*** Упражнение 5.

Попробуйте запомнить в заданном порядке следующие 15 слов, используя метод связанных ассоциаций. Для их запоминания можете использовать любой хорошо усвоенный ранее ряд слов. СОБАКА, МЕТРО, КОВЕР, РАСЧЕСКА, ПАРАШЮТ, ЛОПАТА, КНОПКА, ГЛОБУС, ДОЖДЬ, БАССЕЙН, ТУШЬ, СИГАРЕТА, ЧЕСНОК, ПЕРЧАТКИ, ШНУРОК.

Попробуйте воспроизвести эти слова в прямом и обратном порядке. Подсчитайте количество ошибок. Если их больше двух и связаны они с неудачно построенными ассоциативными связями слов старого списка со словами нового, то вернитесь к Упражнениям №1-3 и поработайте над созданием хороших для запоминания ассоциаций.

Ваши ошибки при воспроизведении ряда слов могут быть также связаны и с тем, что в качестве вспомогательного вы использовали список, который не был достаточно хорошо вами усвоен. Быть может, имеет смысл поупражняться в применении метода связанных ассоциаций еще. Списки слов для запоминания вы найдете в Приложении . Совсем не обязательно делать это прямо сейчас, вы можете заняться этим в любое другое время.

Оцените, какой из двух ассоциативных методов запоминания списков слов оказался для вас более удобным. На мой взгляд, у каждого из них есть свои преимущества. Что же касается запоминания списков слов в реальной жизни, то, как показывает практика, для запоминания небольшого списка (примерно до 7 элементов) Удобнее пользоваться методом последовательных ассоциаций, если же список включает большое количество пунктов, целесообразнее применить метод связанных ассоциаций, для которого, напомню, у вас в запасе должен быть приготовлен любой твердо заученный список слов. В любом случае, решать вам.

Несколько слов о "твердо заученном списке слов". Во-первых, не поленитесь, пусть это будет список слов с запасом", то есть пусть он состоит не менее чем из 20 пунктов. А во-вторых, он должен быть действительно вашей палочкой-выручалочкой, для этого его надо знать также твердо, как таблицу умножения, то есть не тратить время на его вспоминание. Для создания этого вспомогательного списка вы можете взять любые удобные для вас слова.

Это может быть какая-то давно известная вам последовательность (ваши соседи или друзья, расставленные по определенному принципу и т.п.), тогда составлять специальный список уже не потребуется. Или же (обратите внимание, отличный способ!) это могут быть ключевые слова (существительные) хорошо знакомого вам произведения (чаще стихотворения или песни, ведь именно их мы обычно заучиваем наизусть). Вот, например, начало одного из списков, который в качестве вспомогательного часто применяю я: ворона, бог, сыр, ель, завтрак, рот, лиса... Вам ничего не напоминает этот список? Правильно. Это ключевые слова басни И. А. Крылова "Ворона и лисица".

Слова, с точки зрения удобства привязывания к ним других слов, просто замечательные (яркие, их легко представить, связать с ними любое, даже самое скучное слово - например, "мелиорация"). А выучила я их (то есть не их, конечно же, а басню) в школе так, что ночью разбуди - без запинки расскажу. Таким образом, если вы подготовите несколько таких вот списков, вам останется запоминать только то, с каким из них вы связали запоминаемый ряд слов.

Из песен или стихов вы можете взять какие угодно слова, превратить некоторые глаголы и прилагательные в существительные, главное для вас запомнить итоговый список. (Слова в списке, естественно, не должны повторяться и, по возможности, не должны быть абстрактными.)

Посмотрите, какой вспомогательный список из 15 слов получился у меня из начала пушкинской поэмы "Руслан и Людмила" (тоже, кстати, отрывок, известный абсолютно всем, по-моему, и вы можете применять уже именно этот список, а можете что-то в нем переделать на свой вкус.) Я включила в список только слова, вызывающие реальные образы. ЛУКОМОРЬЕ, ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ПЕСНЯ, ЛЕШИЙ, РУСАЛКА, ВЕТВЬ, ДОРОЖКА, СЛЕДЫ, ЗВЕРИ, ИЗБУШКА, НОЖКИ, ОКНО, ДВЕРЬ.

Как вы догадываетесь, слова вспомогательного списка совсем не обязательно представлять в контексте этого произведения, то есть ножки могут быть вовсе не курьими, а человеческими, а дорожка ковровой, ведь эти слова нужны нам лишь как хорошо заученная последовательность. Посмотрите, как можно связать список дел, которые, предположим, необходимо сделать завтра, со словами такого вспомогательного списка.

Вот неотложные дела на завтра:
1. пропылесосить квартиру (запоминаем слово "ПЫЛЕСОС "),
2. прокипятить молоко, чтобы не прокисло (МОЛОКО ),
3. пришить вешалку к пальто (ИГОЛКА ),
4. снять высушенное белье (ПРИЩЕПКА ),
5. засыпать яблоки сахаром для варенья (ЯБЛОКО ),
6. поколоть орехи для торта (ОРЕХИ ),
7. вымыть окно (ОКНО ),
8. отправить телеграмму (ТЕЛЕГРАММА ),
9. 10, 11, 12. купить: СВЕКЛУ, КАПУСТУ, МАЙОНЕЗ, СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК ,
13. оплатить счет (СЧЁТ ),
14. подготовить доклад (ДОКЛАД ),
15. сходить в парикмахерскую (ПАРИКМАХЕРСКАЯ ).

Теперь связываем по очереди слова вспомогательного списка со словами из списка дел. Представляем, как пылесосим ЛУКОМОРЬЕ ; из ДУБА льется МОЛОКО ; ЦЕПЬ вставлена в ушко ИГОЛКИ ; у КОТА на каждом ухе по ПРИЩЕПКЕ ; ЛЕШИЙ объелся ЯБЛОК и вот-вот лопнет, РУСАЛКА колет ОРЕХИ кончиком своего хвоста, на ДОРОЖКЕ лежит ОКНО (вы на него наступаете, и оно разбивается); СЛЕДЫ испачкали ТЕЛЕГРАММУ (и ее текст невозможно разобрать)... Дальше при желании можете продолжить самостоятельно.

От того, насколько удачные связи между словами вы придумаете, зависит успешность вашего последующего воспроизведения. Не забывайте про 4 правила составления ассоциаций. Например, если вы просто представите лешего, поедающего ЯБЛОКИ , вы можете забыть такую связь. Если же вы используете принцип преувеличения и представите, что леший ОБЪЕЛСЯ яблок, то успех запоминания куда более вероятен.

Напомню, что умение создавать хорошие ассоциативные связи является необходимой составляющей большинства методов быстрого запоминания , о которых вы узнаете в дальнейшем, поэтому, если вы действительно решили развить свою память и овладеть эффективными техниками запоминания, имеет смысл уделить этому побольше внимания. К запоминанию цепочек слов мы с вами еще вернемся не раз, а эту главу мне хочется закончить словами, касающимися в первую очередь проблемы сохранения хорошей памяти в пожилом возрасте.

Запоминание рядов не связанных между собой слов (любыми способами) является отличным упражнением (наряду с другими) для поддержания вашей памяти в боевом духе, своеобразной профилактической мерой против ослабевания (снижения) памяти, которая, напомню, является базовой частью человеческого разума и без уверенного функционирования которой невозможна активная жизнедеятельность человека.

На предыдущую |