Зачатие ребенка во время поста — грех или нет? Рожденные на Пасху дети – счастливее других? Психиатр протоиерей Владимир Новицкий: Поститься свободно, а не под страхом родить больного ребенка

Одним из главных событий в каждой семье считается рождение ребенка. Но какая судьба ждет рожденного в пасхальную неделю или непосредственно на Пасху? Будет ли малыш более здоровым и удачливым? Даже неверующие люди придают особое значение рождению детей именно в такой великий православный праздник. Ведь каждому из нас хочется верить, что наш ребенок станет счастливым и рядом с ним всегда будет удача. Стоит ли верить в это?

Наши бабушки верили, что пасхальные и предпасхальные дни являются вещими. А поэтому рожденных на Пасху детей считали особенными. На эту тему существует много разных примет и суеверий. Но люди по-разному относятся к родам именно в этот день. Одни с верой в светлое будущее ребенка празднуют его появление на свет, а другие не придают особого значения дню рождения в Пасху.

За шесть дней до великого праздника начинается Страстная неделя. Это особый и сложный период для верующих людей. Именно поэтому многих из них волнует вопрос, как отражается день рождения на судьбе детей, появившихся на свет именно в Пасху и на предстоящей ей Страстной неделе. В народе существуют такие приметы.

  1. Если ребенок родился в понедельник, то у него будет много друзей, которые искренне станут его любить.
  2. Рожденный в Чистый вторник, будет здоровым, крепким и физически развитым. Поэтому выбирают профессии, связанные со спортом.
  3. Человек, рожденный в страстную среду, обладает прекрасной душой и добрым сердцем. Став взрослыми, эти люди выбирают профессии, связанные с помощью человеку и животным и становится врачами, ветеринарами и др.
  4. Дети, появившиеся в Чистый четверг, улыбчивы и добродушны. Они заражают других светом, теплом и позитивными эмоциями, поэтому у них всегда много друзей. Из них получаются отличные учителя, воспитатели и родители.
  5. В Страстную пятницу рождаются дети со сложным характером. Они очень обидчивы, злопамятны и темпераменты. Со временем находят настоящих друзей, с которыми идут по жизни. А вот с поиском второй половинки у них чаще всего возникают сложности.
  6. Дети, рожденные в канун большого праздника, очень находчивые, любопытные и веселые. Появившиеся на свет в Великую субботу быстро и легко найдут выход из любой ситуации, что отлично помогает им во взрослой жизни.
  7. Если день рожденья совпадает с днем празднования Пасхи, то это считалось особым знаком, который оповещал родителей о счастливой судьбе их ребенка. Малыш будет здоровым, добьется высоких должностей, а найдя свою вторую половинку, сможет создать крепкую и счастливую семью.

А что же говорит церковь по поводу или в Пасху? С одной стороны интимные отношения в церковные праздники многие называют грехом, так как эти дни нужно посвятить Богу и молитвам. Но, с другой стороны, в Библии ничего не сказано о запрете зачатия в Пасху или во время Пасхальной седмицы. Великий пост нужен людям, чтобы научить любить друг друга, не только опираясь на физическую связь. Это важное воздержание, помогающее семейной паре подготовиться к возможным сложностям, которые могут возникнуть на их пути. В период беременности, во время ожидания ребенка, в болезни, в разлуке или других ситуациях супруги должны быть подготовлены к физическому воздержанию. Поэтому если вы все же решили зачать ребенка в Пасху, то ничего греховного в этом нет.

Не стоит путать правила и уставы церкви с различными суевериями, кажущиеся многим жесткими и неудобными требованиями.

Стоит ли отмечать день рожденья в Пасху и накануне нее

Накануне Великого праздника соблюдается строгий пост, в который запрещено есть пищу животного происхождения. Кроме этого, в данный период стоит отказаться от шумных гуляний и празднований. Хотя придерживаются этих правил не все: только истинно верующие люди строго соблюдают пост и празднуют дни рождения после .

Единого правила по поводу празднования дня рожденья в Великое воскресенье нет.

Но даже в пост можно отметить день рожденья со своей семьей, приготовив разрешенные угощенья. И даже несмотря на то, что многие не представляют себе праздничный стол без мяса, все же можно приготовить очень вкусные и интересные постные блюда. На стол разрешается подать маринованные грибочки, различные овощные салаты или приготовить нежирный торт с фруктами и орехами.

Конечно же, всем родителям хочется верить, что все хорошо сложится в жизни их ребенка. Но в какой бы день он не был рожден, главным остается, то, что в него вкладывают мама и папа. Ведь любовь, забота и внимание позволяет сделать из ребенка настоящего доброго и отзывчивого человека, что, по большому счету, важней роскоши или высокой должности.

Какая судьба ожидает детей, зачатых в пост? Вопрос этот часто задают православным священникам как при личном общении, так и на страничках православных форумов. Какие только беды не прочат ни в чем не повинным малышам! То они якобы должны родиться больными, расплачиваясь за «грех» своих родителей, но даже если родятся здоровыми, то будут болеть всю жизнь, а однажды мне довелось даже прочесть мнение, что зачатые в пост не попадают в рай. Для того, чтобы узнать, что в этих громких и пугающих заявлениях правда, а что выдумки и мракобесие, следует выяснить, откуда растут ноги подобных мнений, а также официальную позицию : что они скажут нам о зачатии в пост. Итак, согласно церковному вероучению, православный пост является периодом воздержания не только от пищи животного происхождения, но и от всего, что отвлекает от молитвы и покаяния, в том числе и супружеского секса. Обратите внимание: воздержание это является рекомендацией, а никак не строгим запретом. Основана эта рекомендация на словах апостола Павла, который две тысячи лет назад посоветовал христианским мужьям и женам во время поста воздерживаться от интимных отношений.

Дети, зачатые в пост и позиция православной церкви

Действительно, слова апостола Павла имеют место быть. Но почему-то особо переживающие за зачатых в пост детей не цитируют его до конца, либо искажают смысл. А ведь полная фраза звучит так: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор: 7,5). Очевидно, что апостол Павел, ярый сторонник целомудрия, не ставит рамок и ограничений мужьям и женам. Да, он действительно советует время от времени ограничивать себя от радостей любви на время усиленного поста и молитвы, и на этот случай в православной церкви существует строгое трехдневное ограничение перед причастием. Основным посылом его являются фразы «не искушайтесь» и «по согласию».

И уж тем более Павел ничего не сказал о зачатии в пост: видимо, святому апостолу просто не пришло в голову, что дети должны отвечать своим здоровьем за поведение родителей. Именно поэтому и сегодняшняя православная церковь учит, что понятие «зачатый во грехе» существует, но оно никоим образом не касается поста, и к тому же не тянет за собой последствий для ребенка. К сожалению, больными рождаются не только дети, зачатые в пост, но и в «скоромное» время года. Поэтому заявления о страшных карах Божиих не проходят даже элементарного испытания логикой.

Дети зачатые в пост — угодны ли они Богу?

И напоследок – совсем уж дико звучит предположение о том, что зачатые в пост лишаются Царства Небесного. Мало того, подобные заявления являются кощунством. Иисус Христос проливал свою кровь на кресте абсолютно за всех людей: христиан, иудеев, буддистов, и даже за атеистов. Каждому Спаситель дал шанс на вечную жизнь, не перебирая «ты – достоин, а ты – нет».

Мыслимо ли говорить, что дети, зачатые в пост, стали исключением, особенно если впоследствии они вырастают настоящими христианами? Спасение их, как и всех остальных людей, находится в их руках, независимо от времени зачатия и рождения. Кроме того, это мнение говорит о глубоком неверии: если бы Богу не был угоден тот или иной человек, Он бы просто не давал ему жизнь, ведь только Ему подвластно вдохнуть жизнь, создать новую бессмертную душу. Резюмируя, хочу написать, что любая жизнь – большая ценность, ее следует беречь, а не выдумывать глупости и предрассудки. Если родители воспитают своего ребенка зачатого в пост, в вере и благочестии, им будет награда за это от Бога, не меньше, чем родителям детей, зачатых в обычное время.

С появлением на свет ребенка, православных родителей волнует вопрос его крещения. Иногда возникают ситуации, когда обряд нужно провести в пост перед Пасхой или же на саму Пасху.

Уже давно ведутся споры на эту тему, и часто, этот вопрос остается открытым для многих родителей. Чтобы разобраться с этой проблемой, необходимо изучить все «за» и «против». Мы спросили об этом православного священника.

Суть таинства крещения

Крещение - одно из семи великих таинств христианства. Его суть в очищении человека от грехов , перерождении к новой жизни и приобщении к вере.

История обряда крещения говорит о том, что после воскрешения Иисуса Христа было очень мало людей, которые принимали христианскую веру. В основном крестились только взрослые, приняв это решение осознано.

Как правило, обряд проводился в тайне, так как православных христиан преследовали за веру и даже казнили. Когда христиан было мало, таинство совершали в основном по большим церковным праздникам.

Постепенно христианская вера все больше распространялась, и крестили уже не только взрослых, но и младенцев.

Когда лучше крестить ребенка

Жестких ограничений по срокам в православии нет . Раньше младенца приносили в храм не раньше восьмого дня жизни, а традиционно на сороковой. В основном, это связанно с тем, что женщине после родов разрешено заходить в храм только на 40-й день. Над матерью младенца священник читает специальные молитвы, после чего женщина может присутствовать на крещении своего ребенка.

Это вовсе не означает, что обряд нужно провести именно в этот день, особенно если он выпадает на Великий пост или крупный церковный праздник. Ничего страшного не произойдет, если сделать это немного позже.

Однако существую ситуации, когда откладывать крещение недопустимо . Если ребенок тяжело болен, то неважно, пост сейчас или великий праздник. Нужно как можно раньше провести обряд, чтобы у младенца появился свой ангел-хранитель. В этом случае его могут креститить даже в роддоме или реанимации.

Сроки крещения

По православным канонам нет запретов на день проведения таинства, независимо от поста или праздника, на который он выпадает. Считается, что Господь радуется любому, пришедшему к вере человеку и не чинит ему никаких преград. Кроме того, если ориентироваться на церковные праздники, дни поминовения и многочисленные посты, то подобрать день для крещения было бы в принципе трудно. Поэтому ограничений для проведения обряда до Пасхи или после, нет.

Единственная проблема, которая может возникнуть в этот период - банальная занятость священника, ведь во время поста и в Пасхальную неделю службы проходят практически ежедневно.

В каждом храме свои правила, поэтому желательно заранее побеспокоиться, и договориться со священником о дне проведения таинства.

Совершают ли таинство крещения в пост

Иногда обстоятельства складываются так, что обряд крещения выпадает на период Великого поста. И тут многие родители сомневаются: а можно ли крестить ребенка в пост? Прямого запрета на проведение таинства в этот период нет, несмотря на возражения некоторых священнослужителей.

Однако стоит отметить: на крещение принято устраивать шумные застолья и веселье, которые сопровождаются употреблением мясных и других блюд из продуктов животного происхождения, а так же алкоголя. Это неуместно во время поста. Но, если, все же, вы решили крестить кроху в период поста, можете накрыть стол из постных блюд и отказаться от употребления алкоголя.

Считается, что лучший день для крещения ребенка в пост - Чистый четверг . В этот день человек очищает свое жилище и тело. Проведение таинства в Чистый четверг символизирует освобождение человека от первородного греха, очищается душа и он может встретить Пасху обновленным.

Совершают ли крещение в Пасху

Пасха у многих ассоциируется с возрождением мира и человека к лучшей жизни. Прямых запретов на проведение таинства в день Пасхи не существует. Крещение можно провести по окончании праздничной литургии.

Но вряд ли найдется священник, который согласится провести обряд, если, конечно, крещение не требуется тяжело больному ребенку. Причина тому - банальная усталость.

Вечерняя служба плавно переходит в утреннюю литургию. Для любого священнослужителя Пасха - великий праздник, который хочется встретить в кругу семьи. Поэтому родители должны думать не только о своих желаниях, но и заботиться об окружающих. Священники, в силу загруженности, назначают для проведения таинства определенные дни, чтобы упорядочить ритм работы.

Учитывая все вышесказанное, ответ на вопрос: можно ли крестить ребенка в Пасху, будет положительным, но стоит это делать или нет - решать только родителям ребенка. Может, будет целесообразнее перенести эту дату на несколько недель, когда праздники закончатся, и жизнь церкви войдет в свое привычное русло.

Аргументы «за» и «против» проведения таинства в пост и на Пасху

Прежде чем принять решение о проведении обряда в пост или Пасху, родителям необходимо изучить все плюсы и минусы такого шага.

Аргументы «за»

Человек освобождается от первородного греха в период всеобщего христианского очищения души и тела;

Совершенное таинство на Пасху - еще один повод собраться всей семьей за столом и отпраздновать рождение нового христианина;

Возможно, особое состояние души, которое испытывает каждый христианин в этот период, передастся младенцу, и это поможет ему перенести обряд без волнения и слез.

Аргументы «против»

Найти священнослужителя, который согласится провести таинство крещения в период поста и на Пасху достаточно трудно. В это время священники сильно загружены длительными богослужениями. Кроме того, во время поста батюшка старается уделить максимум внимания и времени для болящих. Проводят причастия и соборования. Поэтому большинство священников просят перенести проведение обряда на более поздний срок, если, конечно, это не экстренный случай, о котором писалось выше;

Перед Пасхой, а особенно в день Пасхи, храмы переполнены прихожанами. Младенец может испугаться такого количества людей, капризничать и нервничать во время проведения таинства;

Шумные застолья неуместны в период поста, а угощение, состоящее из постных блюд, может не понравиться некоторым гостям.

Как избежать неприятных сюрпризов

Чтобы не возникло проблем, приняв решение провести обряд в пост или на Пасху, родителям необходимо:

Учитывая загруженность священника в этот период, заранее договориться с ним о проведении обряда;

Если крещение происходит в пост, нужно тщательно продумать праздничное меню, учитывая все ограничения;

Священник обязательно назначит день и время для проведения беседы с будущими крестными родителями. Они должны быть готовы к этому;

По возможности не только крестные, но и родители должны исповедоваться и причаститься перед таинством.

Считается, что ребенок, родившийся на Пасху, впоследствии станет знаменитым . Более того, человек, рожденный в полдень в светлое Христово Воскресенье, станет великим, и даже сможет повлиять на ход истории. А дети, рожденные в пасхальную неделю, отличаются крепким здоровьем.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод: проводить крещение можно в любой день. Однако если вы держите пост, а время терпит, лучше перенести проведение обряда на пару недель, чтобы отпраздновать это событие тогда, когда пост будет завершен. Ну и конечно, необходимо думать не только о себе, но и о священниках, которые очень загружены в этот период, и есть люди, которые нуждаются в его помощи больше.

На протяжении года православные верующие проживают четыре поста, дающие возможность с помощью духовного и телесного воздержания приблизиться к Богу. ? Как правило, питание верующие осуществляют по церковному календарю. Кроме соблюдения ограничений в пище, советуется воздержание от вступления в церковный брак, а также от плотских радостей и утех. А ведь этот момент актуален для многих семейных пар. Так можно ли заниматься сексом во время поста? Понятно, что рождение ребенка в пост или в любое другое время не всегда получается предугадать. Однако церковь прописывает вполне определенные правила о зачатии в Великий Пост, а также во время других постов.

Зачатие ребенка в Великий Пост - можно или нет?

Издавна наши предки занимались планированием рождения потомства. Согласно древним верованиям, дети зачатые в пост, обладали крепким здоровьем, острым умом. В те времена считалось, что у такого ребенка всю жизнь будет сильный ангел хранитель. Ведь во время поста организм наполнялся особой энергией и жизненной силой, которые способствовали зачатию ребенка. Правда, для этого зачатие должно было состояться не ночью, а ранним утром.

Перед тем, как зачать ребенка, наши предки готовились к этому событию заранее. Они очищали тело и мысли, придерживались ежедневного поста и совершали молитвы. Кроме того, в старину верили, что в новорожденных переселяется душа их умерших родственников.

Сегодня церковные каноны гласят, что верующие во время поста должны воздерживаться от секса и, соответственно, от зачатия ребенка. В православных семьях супруги должны поддерживать друг друга в это время, поскольку отказ от плотских отношений считается жертвой Богу и возвышает душу человека.

Ребенок, зачатый в пост - как быть?

Конечно, пути Господа неисповедимы и зачатие может наступить в любой день - хоть и в Страстную пятницу Великого Поста. Церковь не считает таких детей более склонными к грехам, болезням или проблемному характеру. Наоборот, такие опасения по поводу зачатия в пост считаются суеверными, которым православные христиане не должны поддаваться.

Ведь истинной целью такого телесного воздержания является возможность для супругов раскрыть свою любовь на более высоком, духовном уровне. Так что решение о временном отказе от секса в браке должно приниматься мужем и женой добровольно, по взаимному согласию.

Зачатие или рождение ребенка в пост - не повод для беспокойства, а причина для радости. Ведь бывает, что супруги долго не могли зачать малыша, а тут долгожданное событие произошло в пост. А если ребенок родился, к примеру, в Великий Пост? Значит, Богу было так угодно. Да и в пост можно прекрасно отметить легко подобрать из полезных и вкусных блюд. Задачей родителей в любом случае является воспитание ребенка в истинной вере и любви к Господу.

О зачатии ребенка в Великий Пост

Дети, зачатые в пост: что будет, если ребенок был зачат в пост? Повлияет ли это как-то на его судьбу? Если планируется беременность, стоит ли это делать во время поста? С чем на самом деле связано представление о том, что зачатие в пост нежелательно? Всплеск обсуждения этой темы можно наблюдать каждый год в дни Великого поста на материнских форумах в интернете и в личных обсуждениях. И, как правило, за советом в этом вопросе идут к знакомой “бабушке” или ищут ответ среди сомнительных источников в Сети. Мы же решили задать этот вопрос нескольким священникам.

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия. Ответственный за храм иконы Божией Матери “Милующая” при Морозовской детской больнице, г. Москва

Существует благочестивая традиция в пост воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от супружеского общения. И с одной стороны, очень хорошо соблюдать супружеский пост, но это дело все-таки добровольное. В послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 послание Коринфянам глава 7 стих 5). Здесь он дает только совет, а не повеление. Многие православные христиане, желая большего подвига, воздерживаются от супружеской жизни в пост. Кто может, тот так и поступает. И лучше бы супругам самим решать подобные вопросы, раз уж они настолько взрослые, что вступили в брак.

Интимная сторона жизни, глубоко личная для супругов, – не самая главная в нашей христианской жизни. У всех людей есть еще и интеллектуальная жизнь, эмоциональная, социальная. Но важнее всего для православных – делать людям добро, быть соработником Богу, невзирая на свое несовершенство.

Говорить о рождении больного ребенка, если он зачат в пост, неправильно. Очевидно, это очередная “страшилка”, которой вообще не место в Церкви. Тем более что это совершенно не так: есть дети больные, зачатые не в пост, и наоборот. Примеров из жизни о судьбе детей, зачатых в пост, у меня, священника, нет, так как я не касаюсь интимной жизни своих прихожан, живущих в браке. “К свободе призваны вы, братия, но чтобы свобода не была поводом для угождения плоти”, пишет апостол Павел. Вот и надо находить золотую середину.

Новая жизнь и рождение – это в любом случае дар Божий. Просто некоторые люди хотят за Бога все решать: что грех, а что не грех, и какое “возмездие” уже при жизни ждет за “нарушение”. Живут еще в Ветхом Завете, а Христос дал нам свободу. Но многие почему-то ищут для себя новых правил и ограничений и охотно порабощаются ими.

Пойти на аборт, если ребенок зачат в пост – это совершенно немыслимо… Если к аборту толкают слова о том, что ребенок, зачатый в пост, будет больным, то сказавший это несет ответственность за все эти убийства нерожденных детей. Тем, кто решается на аборт, очень важно услышать: новая жизнь – это дар Божий и самое ценное и важное, что у вас есть.

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, г. Москва

У православных верующих людей существует благочестивая традиция воздерживаться в пост, по мере возможности, от супружеский отношений. Именно поэтому, как следствие уже, возникло представление о том, что детей не зачинают в пост. Само по себе зачатие не есть грех. Человек может творить новую жизнь – в этом наш образ и подобие Божие. По слову апостола Павла муж и жена подобно Христу и Церкви – союз любви. Секс между мужем и женой это не только слияние тел, но и душ, и никак не может быть грехом.

Не всякий муж или жена способны воздерживаться в великий пост от интимных отношений ради упражнения в воздержании. Должно это быть по обоюдному согласию, иначе один из супругов будет мечтать о сексе и посеет в своем сердце блудные помыслы. А Христос, как мы помним из Евангелия, говорит о том, что уже сама блудная мысль является грехом. Если один или оба супруга не готовы воздерживаться от секса в пост – и не надо. Апостол Павел говорит в 1 послании к Коринфянам (глава 7я, стих 4): “жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена”. И далее стих 7, 8 и 9: “Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться!”

О судьбе же детей, зачатых в великий пост, нельзя судить только по факту даты их зачатия! Это неверное представление, которому не место в Церкви.

В чем заключается наша вера? Мы знаем, что Бог не садист! Бог есть Любовь! Как можно тогда утверждать, что зачатых в пост детей Он наказывает? “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” Ин.3:16

Считаю, что священник не имеет права вторгаться в интимную область супружеских отношений, как и вопрос деторождения. Это должно касаться только мужа и жены.

Лучше воздерживайтесь от дурных действий, слов и мыслей, делайте добро, радуйте людей. Молитесь почаще, думайте о Боге и своих отношениях с ним. Это и есть самое главное в посте. А диета, воздержание – только помощь к этому. Это важное и полезное средство для достижения главной цели поста, но не сама цель.

Великий пост – это в первую очередь молитва и покаяние, подготовка к празднуемому событию Воскресения Христова. К сожалению, для большинства крещеных во Христа, Пасха и некоторые другие церковные праздники пока остаются лишь кулинарными событиями (куличи, яйца и прочее), а не “Праздников Праздник и Торжество из Торжеств!” А Церковь как мать призывает своих детей к духовному росту во время великого поста, учит нас искоренять в себе привязанность ко греху, бороться с гордостью, самолюбием, завистью, осуждением, ограничивать чревоугодие, развлечения и прочее ради того, чтобы мы оказались готовы встретить Пасху, как самое главное событие в жизни.

Наша судьба – и как следствие судьба детей до определенного возраста – в наших руках. Евангелие говорит нам: ищите прежде Царствие Божие, а всё остальное приложится. Мы не выбираем пол и родителей, а вот всё прочее зависит от собственных решений о том, как жить, куда и каким путем идти. Любому человеку или ребенку, зачатому в пост или нет, Бог дает свободу и призывает к спасению.

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Специально зачинать ребенка именно в пост, конечно, не надо. Хотя супружеский пост, воздержание – это дело двустороннее и бывают исключения, зависящие от ситуации. Вопрос в другом: когда появится ребенок, начнется новая жизнь, никто гарантировать не может. И планировать на 100%, несмотря на все технологии, невозможно. Это не то место, где человек решает. Зарождение новой жизни в руках Бога. Он Творец и Сам решает, когда и кому родиться: кто-то умирает в утробе, кто-то от болезни, кого-то родители ждут годами.

Новая личность, созданная Богом, за которую Он пострадал на Кресте, это дело воли Божьей. Как бы ни участвовали в этом люди, греховным образом, нарушая пост, заповеди, но ребенок – это создание Божие и его появление на свет не может быть грехом. Мы знаем историю Ветхого Завета: в родословной Спасителя было много детей, рожденных не в семье, и тем не менее они стали даже предками Спасителя по плоти. Никакого греха самого ребенка нет, но родители, конечно, несут собственную меру ответственности за свои поступки. Важно помнить о покаянии, которое всегда может очистить любой грех. Оно всегда доступно, но не так легко и просто (“согрешил-покаялся”), как может показаться тем, кто никогда не просил прощения у Бога.

Господь не стоит с лупой и не рассматривает грехи людей. Но многие ошибочно полагают, что Он карает сразу и в том же деле, в котором человек согрешил, смотрят на Него и боятся, словно издалека. Но это неверно. Если бы так было на самом деле, и мы получали “по заслугам”, нас бы давно уже не было на свете или болели бы, мучились в страшных муках. Какие еще кары небесные можно представить за все нарушения, которые мы допускаем, живя не по заповедям, не слушаясь Бога? Но посмотрите, что происходит с другими грехами. Если человек ворует (а сколько у нас людей ворует??), он разве тут же пойман и посажен в тюрьму?

То, что грех родителей непременно отразится на ребенке, совершенно не обязательно. Ребенок – отдельная личность, Бог дал ему жизнь, Он о нем и позаботится. Поэтому считать, что все дальше будет плохо, раз жизнь началась вне брака или в пост, совершенно неправильно. С ребенком ничего не случится, а если родители покаются, то вообще все будет хорошо. Если же они намеренно грешат, нарушают заповедь (в этом или любом другом), специально, как вызов Богу, чтобы этим что-то доказать, то это уже серьезно и может иметь последствия. Когда нарушение воздержания в пост происходит по слабости человеческой, думаю, не надо бояться того, что дети будут в чем-то ущемлены. Наоборот, можно подвигом преодоления трудностей, своего страха, доносить и родить младенца. Господь за это доверие простит и последствий тяжких не будет.

Конечно, пост лучше стараться соблюдать и воздержание не нарушать, все делать в свое время. Понимая при этом, что вопрос этот не имеет отношение к детям и их судьбе. Но если по каким-то причинам не получилось, то бояться последствий не стоит, нужно довериться Богу, как Отцу, прийти к Нему и просить прощения.

Иногда, страх рождения “ненормального” ребенка, если он был зачат в пост, доводит до совершенно абсурдных мыслей, вплоть до аборта. Что можно ответить на это?


Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, руководитель православного молодежного центра “Экклезиаст”, отец 10 детей, г.Липецк

Идея сделать аборт “от греха подальше”, если ребенок был зачат в Великий или любой другой пост, не имеет никакого отношения к православной вере! С убийством детей и их последствиями мы, священники, сталкиваемся чаще всего как раз на примере людей, которые в то время, когда принимали решение сделать аборт, к Церкви никакого отношения не имели, и к осознанию греха и к покаянию пришли позже. Причем многие именно через болезни и скорби.

Несколько лет назад со мной произошел такой случай. Ко мне подошла молодая женщина, хотя все уже решила безоговорочно. Беременную интересовал только один вопрос: что ей делать после аборта, “какие молитвы надо будет прочитать”. Потом. “Чтобы скостилось”. Говорили долго, и мне казалось, что все бесполезно и безнадежно. Прощаясь, она сказала: “я тебе потом позвоню, скажу, что решила”. Я ответил: “Даже и не звони! Я тебе все сказал, добавить мне будет нечего. Делай, как знаешь”. Она и не звонила. Я, конечно, поминал ее на службах. Но скорее автоматически, боясь даже надеяться на что-то хорошее.

А через полгода мы случайно встретились на улице. Смотрю – живот выпирает. Слава Тебе, Господи. Не хочу записывать себе в заслугу изменения, произошедшие в сознании этой барышни. То, что сказал ей я, сказал бы и любой другой священник или просто верующий человек. Просто Господь их помиловал – ее, ее ребенка. И мужа. Потом, на крещении младенца, при взгляде на него сердце сжималось от мысли о том, что его должны были убить.

Людей, которые исповедуются, в чьи личные проблемы и сложные ситуации приходится вникать, перед каждым священником проходят сотни и сотни. И мы поневоле обращаем внимание на некие закономерности в их судьбах. Я не очень люблю пугать расплатой, особенно адскими муками. Нельзя по-настоящему придти ко Христу из страха перед посмертными сковородками. Но то, из-за чего (страх родить больного ребенка или его несчастной судьбы) или ради чего (карьера, учеба, нарушение планов) люди идут на убийство собственных детей, зачастую идет прахом, и эта страшная цена оказывается заплаченной непонятно за что.