Закаливание детей — Школа доктора Комаровского. Методика закаливания ребенка по комаровскому Комаровский закаливание детей в домашних условиях

Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья — нуль!

Зато у матушки-природы

Полным-полно других даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды —

И ты практически здоров!

Ю. С. Энтин

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.

Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!

А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?

Начнем с определения термина.

Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Наши задачи совершенно иные.

Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.

Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное, но гордое название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям .

Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудные заболевания». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги или выпили холодного лимонада). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой — совершенно непонятна.

Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз, — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий — например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) — приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С, — становятся источником повышенной опасности.

Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается . Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Только не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

Тем не менее естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.

Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.

Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное — сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.

Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем: были не правы. Готовы исправляться.

С чего начать?

Начать с того, что понять: на любого человека — неважно, взрослый это или ребенок, — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.

Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям вполне может быть устранено. Для этого надо совсем немного — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

Читатели, разумеется, вполне могут возразить: дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!

Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
  3. Питание. Аппетит — как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.

Школа — это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут-то было…

Почему математика четыре раза в неделю, а физкультура — два? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса! Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.

Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А закаливание тут при чем?

Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

Классическая ситуация: славная девочка Леночка — отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, три почетные грамоты, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она пять раз болела ОРЗ и один раз — бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать, и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица — с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали — начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 °С, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано: в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто — каких-то десять минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.

Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, — с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой — очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15—20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.

Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории — практический способ закаливания: сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра — минуту, послезавтра — две минуты, в идеале — через три месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги — болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном две-три минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.

Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.

Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.

В подавляющем большинстве случаев «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей.

Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы — мол, мы сделали все, что могли.

Так что, не закаливать? Закаливать, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открывания форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.

Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.

Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.

Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем — печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время — гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать: «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду — без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания +15 °С.

Перечень причин, мешающих закаливанию, можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий — болезнь ребенка сама по себе требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».

Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант — относительно пассивный — коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать, мы уже определили. Сразу же заметим — подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант — активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.

Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5—10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5—10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.

Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий: собственная двигательная активность + вода и свежий воздух + общение с любимым родителем. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему — не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа :

1) систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

2) постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

3) учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней: если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — «благополучно» заболеет, как и остальные, «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.

Еще раз подчеркиваю главное .

Ребенок не нуждается в закаливании.

ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни.

Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая прохладная детская комната в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Многие родители жалуются, что ребёнок часто простужается. Слабая иммунная защита – основная причина болезней, низкой сопротивляемости организма. Укрепить иммунитет помогут несложные меры. Главное: регулярность занятий, постоянный контроль результатов, консультации у педиатра.

Закаливание ребёнка со слабым иммунитетом проводится разными методами. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, физкультура, здоровый образ жизни – всех способов укрепления организма не перечесть. Узнайте, как закаливать малышей и деток старшего возраста.

Причины слабого иммунитета

Часто болеющие дети имеют слабую иммунную систему. Излишняя чувствительность организма развивается под влиянием многих факторов.

Причины ослабления защитных сил:

  • недостаточное, нерациональное, некачественное питание матери во время беременности;
  • искусственное вскармливание или раннее прекращение кормления грудью;
  • недостаток микроэлементов, витаминов, минералов, скудный рацион;
  • недостаточный уход за малышом;
  • отсутствие у родителей знаний по закаливанию малыша;
  • нежелание родителей заниматься с малышом физкультурой, проводить массаж;
  • недостаточная длительность прогулок на свежем воздухе;
  • продолжительность дневного/ночного сна ниже, чем по норме;
  • хронические болезни, повышенная сенсибилизация организма;
  • наследственные патологии иммунной системы.

Признаки слабого иммунитета:

  • частые простуды (ребёнок болеет более 4–6 раз за год);
  • постоянные жалобы на головную боль;
  • слабость, апатия, сонливость;
  • склонность к аллергии;
  • после болезней ребёнок долго восстанавливается;
  • организм слабо реагирует на проникновение возбудителей, температура редко повышается даже при заболеваниях, которые почти всегда сопровождаются высокими температурными показателями;
  • на коже часто появляются прыщики, красные пятнышки;
  • любой сквозняк вызывает заложенность носа;
  • при малейшем контакте с простуженным человеком начинается кашель, чихание, ухудшается самочувствие;
  • детки отказываются от подвижных игр, тихонечко сидят в сторонке, жалуются, что «нет сил».

Многие взрослые спрашивают: «Как повысить иммунитет у часто болеющих деток?». Методы зависят от причины снижения иммунной защиты. Если проблема приобретённая, максимальный упор делайте на естественные методики: правильное питание, режим дня, витаминотерапию, физкультуру, закаливание. При врождённых иммунных патологиях основное лечебное воздействие оказывают специальные препараты. Доктор назначит иммуностимуляторы, без которых правильный образ жизни не даст заметных результатов.

Общие правила закаливания

После визита к иммунологу и педиатру вы узнали, что серьёзных заболеваний у ребёнка нет, врождённые патологии отсутствуют. Это приятная новость. Для укрепления иммунитета важно наладить питание, сон, отдых, и здоровье станет крепче.

Обязательный пункт для повышения защитных сил организма – закаливание. Обратите внимание на общие требования, которых следует придерживаться в любом возрасте.

10 правил для родителей, начинающих закаливание часто болеющих деток:

  • продумайте методики, остановитесь на одной – двух, посоветуйтесь с педиатром;
  • начните процедуры, когда детки полностью здоровы;
  • действуйте осторожно, постепенно снижайте температуру воды/воздуха, увеличивайте продолжительность воздушных/солнечных ванн;
  • постепенно вводите новые виды оздоровительных процедур;
  • соблюдайте режим адаптации: следующую методику вводите через неделю – другую после спокойной реакции организма на предыдущие сеансы;
  • водные процедуры начинайте летом, в тёплую погоду;
  • для деток, страдающих от частых простуд, температура воды и воздуха должна быть выше на 2–3 градуса;
  • если малыш заболел, отмените обтирания, ванны (в воде или воздушные), после выздоровления начните процесс сначала, с первой стадии;
  • каждые 2 недели делайте перерыв на пару дней, наблюдайте за реакцией организма;
  • совмещайте закаливание с правильным питанием, пребыванием на свежем воздухе, приёмом витаминно-минеральных комплексов, полноценным отдыхом. Только в этом случае иммунная система ребёнка станет крепче.

Методы закаливания детей разного возраста

Педиатр, врач-методист кабинета здоровья подскажет оптимальные виды процедур для оздоровления организма. Большинство методик подходят для применения в домашних условиях. Задача родителей – изучить правила закаливания, получить консультацию специалиста. Важно учесть состояние здоровья конкретного ребёнка.

Водные процедуры

Простые, доступные методы: обтирание, обливание и душ. Покажите малышу пример, как растирать тело полотенцем. Учтите: кожа у деток нежная, сильно тереть тело нельзя. Купите малышу мягкое полотенце.

  • проводите обтирание тела после пробуждения, длительность процедуры – 1–2 минуты. Вначале температура +33…+35 градусов. Также как при других водных процедурах, постепенно понижайте температуру на 1–2 градуса;
  • душ разрешён после полутора лет. Оптимальное время для водных процедур – утром и после проведения лёгкой гимнастики. Температурный режим тот же, что для принятия ванны (от +36 градусов, постепенно «убирайте» по 1 градусу);
  • обливание. Отличный закаливающий эффект, активная тренировка механизма терморегуляции. Процедуры начинайте после того, как малыш привык к обтиранию и душу. Нельзя сразу выливать на ребёнка кувшин холодной воды: простуда обеспечена. Длительность обливания – от 15 до 30 секунд. Начинайте со стандартной температуры (от +35 градусов), на протяжении двух месяцев добейтесь температуры +30 градусов. Вначале обливайте только ножки (от стоп до коленок) и ручки (от кистей до плечиков), позже переходите на всё тело (постепенно). Когда малыш привыкнет, чередуйте тёплую и прохладную воду.

Обратите внимание! Температуру обливания деток регулируйте в зависимости от времени года. Для малышей с года до трёх лет зимой ориентируйтесь на показатели +34…+28 градусов, летом: +33…+24 градуса. С 6 до 8 лет температурные показатели снижаются с +32…+24 градуса зимой до +30…+20 градусов летом.

Плавание

Воздействие прохладной воды на маленький организм, мягкий «волновой» массаж, развивающие физические нагрузки вывели плавание в лидеры процедур по закаливанию деток разного возраста. Примечательно, что плавать с поддержкой младенец может уже с 6–8 недель.

Самым маленьким пловцам держаться на воде поможет надувной круг для новорождённых с удобной фиксацией в области шеи. Вначале ребёнок плавает в ванной, в открытом водоёме разрешено купаться малышам возрастом от года, обязательно, с родителями.

Многие бассейны предлагают специальный курс раннего плавания для мамочек и грудничков. Детки активнее развиваются, реже болеют, становятся более общительными, уверенными, усиливается связь мамы и младенца. Иногда на такие занятия ходят папы: это тоже плюс для воспитания маленького человечка.

Температура в бассейне для грудничков – на уровне +32 С…+34 С, воздух должен прогреться до +26 С. Для комфортного плавания в бассейне постепенно снижайте температуру воды в ванной с 36–37 градусов до +33 С…+34 С. Выполняйте рекомендации инструктора, получите разрешение педиатра на оздоровительное плавание в бассейне для грудничков.

Старшим деткам также рекомендованы занятия для развития силы, ловкости, закаливания организма. Один из положительных моментов: плавание – это активные физические нагрузки с минимальным воздействием на позвоночник и сердечно-сосудистую систему.

Волшебная дорожка

Простой, доступный способ. Во время процедуры ребёнок воздействует на биологически активные точки стоп, массирует подошву, ощущает действие воды на ножки. Пары эфирных масел проникают в дыхательные пути, благотворно влияют на организм. Ходьба по неровной поверхности – это лёгкая зарядка плюс массаж.

Понадобится:

  • массажный коврик;
  • мелкий песок;
  • некрупная галька;
  • морская соль;
  • эфирные масла.

На странице узнайте о том, как правильно вводить прикорм при грудном вскармливании.

Как действовать:

  • налейте в ванну не очень много воды: вначале жидкость должна быть тёплой: +36…+37 градусов;
  • насыпьте морскую соль с концентратом пихты, эвкалипта, сосны;
  • сверху положите массажный коврик;
  • поставьте малыша в ванну. Предложите походить по дорожке. Многие родители и фитотерапевты советуют петь песенки. Чем чаще ребёнок открывает рот, набирает больше воздуха, тем активнее полезные пары хвои или эвкалипта, соляные испарения проникают в дыхательные пути;
  • первая процедура длится 10 минут. Вода понемногу остывает, заметен закаливающий эффект;
  • постепенно снижайте температуру на 1–2 градуса, но в холодной воде держать ноги тоже не стоит;
  • через пару недель доведите длительность процедуры до 20 минут;
  • следите, чтобы ребёнок не замёрз. После процедуры сполосните ножки чистой водичкой, вытрите насухо.

Совет! Полезный сеанс можно провести в большом тазу. Насыпьте песок и мелкую гальку, всыпьте немного морской соли, капните немного хвойного эликсира. Для полезных процедур водичку подогрейте до 36 градусов. Пусть малыш походит в тазике, как по морскому дну. Начните с 5 минут, за 2 недели доведите до 20 минут.

Воздушные ванны

Самый простой, доступный способ закаливания. Раздевайте малыша, пусть полежит голышом в тёплую погоду 2–3 раза за день. Продолжительность процедур – от 2 до 15 минут. Обязательно учитывайте температуру в помещении, чтобы карапуз не замёрз.

На свежем воздухе ребёнок должен гулять без лишней одежды (не кутайте даже самых маленьких) с учётом климатических условий. Начинайте закаливание утром или после дневного сна, понемногу увеличивайте продолжительность сеансов.

Солнечные ванны

Полезный вид оздоровления организма. Главное: не переусердствовать, соблюдать часы, благоприятные для закаливания.

  • груднички должны находиться на солнце не более 1–2 минут, малыши после годика – не более 20 минут;
  • оптимальное время для пребывания на летнем солнышке – до 10.00 и после 16.00. С 11 до 15 малышам (да и деткам постарше) не стоит прогуливаться под палящим солнцем: опасное излучение в пиковые часы провоцирует различные заболевания;
  • как и при других методах закаливания, время пребывания на солнце увеличивайте постепенно. Следите за реакцией организма, не допускайте теплового удара. Всегда надевайте малышу кепку, панамку с козырьком для защиты лица и глаз.

Физкультура, гимнастика, массаж

  • утренняя зарядка – это игра, а не наказание. Малыш будет с удовольствием заниматься, если родители показывают пример. Ребёнок не должен догадываться, насколько серьёзное мероприятие проводится: упражнения должны быть лёгкими, весёлыми;
  • разрешите малышу прыгать, бегать, приседать, наклоняться под бодрую, зажигательную музыку. Родителям также будет полезна разминка;
  • помните: маленькие детки копируют поведение взрослых. Если вы заставляете карапуза делать зарядку, а сами нежитесь под одеялом, толку не будет;
  • массаж – отличный способ укрепления мышц, нормализация функций организма. Проводите полезные сеансы через час-полтора после еды, в дневное время или утром, перед зарядкой;
  • если позволяет площадь детской, купите юному спортсмену уголок для занятий физкультурой. Минимальный набор – турник, шведская лестница, канат, спортивная скамья, качели. В хорошо оборудованном месте занятия физкультурой проходят намного интереснее.

Малыш часто болеет? Врач сказал, что у ребёнка ослаблен иммунитет, нужно закаливать организм? Учтите рекомендации педиатров, продумайте методы, подходящие для вашего малыша. Чем раньше вы начнёте закаливание при слабом иммунитете, тем скорее ребёнок станет крепче, будет активнее сопротивляться инфекциям.

Доктор Комаровский о закаливании детей в следующем видео:

Среди детей наблюдается такая тенденция, что чем больше мамы и бабушки с любовью стараются оградить ребенка от воздействия внешних факторов, кутая, не разрешая купаться в реке, ходить босыми ногами по траве, песку или дома по полу, тем чаще ребенок болеет. В этом случае следует отказаться от избранных принципов и начать закаливать ребенка.

Закаливание представляет собой комплекс процедур, основанный на воздействии таких факторов, как вода, воздух, солнце, часто заключающийся в перепаде воздействующих температур или атмосферного давления. В результате организм ребенка становится более устойчивым к воздействию природных раздражителей и способен лучше противостоять инфекциям.

Закаливание естественным образом развивает иммунитет, причем этот метод гораздо эффективнее стимулирования иммунитета из вне, с помощью таблеток.

Если сравнивать количество случаев ОРВИ у незакаленного ребенка и того, который в течение года подвергался закаливающим процедурам, то закаливание примерно в 3 раза снижает риск простудных заболеваний.

Начинать закаливать организм ребенка можно без предварительной подготовки и с любого возраста, чем раньше, тем лучше. У маленького ребенка гораздо активнее развит механизм адаптации, поэтому раннее закаливание дает более выраженный результат.

Принципы закаливания

Закаливание ребенка (с чего начать будет подробно рассказано ниже) должно базироваться на следующих принципах:

  1. Индивидуальный подход. Методики закаливания выбирают с учетом состояния здоровья ребенка и образа жизни семьи. Важно, чтобы процедуры нравились самому ребенку.
  2. Периодичность и постепенность. Закаливающие процедуры должны проводиться систематически, начиная с малого: незначительного изменения температуры, небольшой продолжительности. Этот процесс нельзя форсировать.
  3. Комплексность. Только закаливающие процедуры не позволят поднять иммунитет ребенка на максимальный уровень. Необходимо соблюдать также принципы здорового питания и образа жизни.

Закаливание ребенка в домашних условиях: с чего начать

Затем уже переходят к обтираниям, душу, частичному обливанию, контрастному душу, полному обливанию. Начинают с незначительного понижения температуры воды — +35-36 градусов, постепенно, градус за градусом, понижая ее.

Показания к закаливанию

При следующих показаниях закаливание не просто желательно, оно необходимо:


Правила закаливания

Закаливание ребенка (с чего начать следует, так это с посещения педиатра и иммунолога, чтобы выявить необходимость планируемых мероприятий и узнать, нет ли противопоказаний по здоровью) проводят с учетом следующих правил:

Мнение доктора Комаровского

По мнению доктора Комаровского, ребенок нуждается в закаливающих процедурах с самого рождения. Но что не навредить ребенку, нужно перед началом процедур обязательно проконсультироваться с педиатром. Перед тем как будут разрешены закаливающие процедуры, могут быть назначены анализы и обследование.

Евгений Комаровский советует проводить закаливание каждый день, без пропусков, если здоровье ребенка позволяет это делать. Также он отмечает, что для детей подходят такие процедуры, как контрастный душ, обливание прохладной водой, солнечные и воздушные ванны, но процедуры, связанные с воздействием ледяной воды, например моржевание, для детей не подходят.

Противопоказания

К основным противопоказаниям к закаливающим процедурам относят:


Если заболевание временное, после выздоровления рекомендуется возобновить закаливание с самых щадящих процедур.

Новорожденным

Согласно рекомендациям доктора Комаровского, закаливание в младенческом возрасте должно включать воздушные и водные процедуры. Причем воздействие должно быть умеренным. Использовать экстремальные температуры для закаливания доктор не рекомендует.

Умывание . Начать рекомендуется именно с него, причем в первый же день после выписки из роддома. Температура воды должна быть равна 28 градусам. Закаливание таким образом проводят ежедневно, но температуру воды понижают очень постепенно, процесс понижения температуры на 2-3 градуса должно растянуться на 2-3 месяца.

Обливание . Начинают практиковать в частичного обливания – с ног ребенка. Затем переходят на все тело. Начальная температура – 32-35 градусов. Оптимально проводить закаливающие процедуры после ежедневного купания. Начав с ног, переходят к обливаниям всего тела. В конце концов, обливают постепенно все части тела снизу вверх: ноги, руки, живот, затылок.

Купание . Длительность самих купаний следует также увеличивать: вода будет охлаждаться естественным образом и оказывать закаливающий эффект. Контрастные ванны для младенцев необязательны.

Обтирание . Выполняют с помощью фланелевой рукавицы. Как и обливание, начинают сначала с ног и ими же и ограничиваются. Затем расширяют область обтирания в такой последовательности: руки, спина, грудь и живот. Рекомендовано начинать с 2 месяцев.

Прогулки . Комаровский считает прогулки обязательной составляющей ежедневного распорядка ребенка. Он говорит о том, что не нужно избегать прогулок при неблагоприятных погодных условиях: снеге, дожде. Все что нужно в этом случае – одеть ребенка по погоде.

Длительность прогулок должна также увеличиваться. В летнее время минимальная продолжительность прогулок – 20-30 минут, зимой – 5-7 минут. Но с каждым днем можно увеличивать время минут на 5-10. В зимнее время при особенно низких температурах с детьми 1-3 месяцев гулять не стоит, с детьми более старшего возраста прогулки возможны, но одевать ребенка нужно на один слой больше, чем взрослого.

Воздушные ванны. Комаровский не рекомендует кутать ребенка. В частности он советует оставлять ребенка на несколько минут обнаженным при каждой смене памперсов или пеленок, при переодевании на прогулку. Такая методика позволит поддержать естественный механизм адаптации.

Солнечные ванны. Рекомендованы грудным детям, в частности и потому, что являются профилактикой рахита. Но необходимо соблюдать осторожность – ограничивать попадание прямых солнечных лучей на кожу ребенка, чтобы не возникло ожогов.

Детям от 3 лет и старше

Если закаливание не начато в младенчестве, это вовсе не значит, что время упущено. Процедуры с ребенком можно начать и позже, в 3 года и позднее. Общие принципы будут теми же.

С 2-3 года можно ввести методику контрастного душа , разрешить ребенку ходить летом на свежем воздухе и зимой в помещении в одном нижнем белье. Положительно скажутся на иммунитете занятия в бассейне. С 4-5 лет уже можно практиковать обливания на улице сначала прохладной, затем холодной водой. Но в этом нужно держаться меры.

Водные процедуры

Обтирание с 2 месяцев нужно проводить мягким полотенцем, так как кожа у ребенка нежная. Процедуру проводят после утреннего подъема в течение 1-2 мин. Оно может быть сухим и влажным. Начальная температура воды при влажном обтирании – 35 градусов. Постепенно ее понижают.

Душ рекомендован с 1,5 лет. Его следует принимать после утренней гимнастики. Начальная температура +36. Затем в течение нескольких дней понижают ее на один градус, уменьшая ее таким образом до 26 градусов. Процесс перехода к минимальной температуре должен занять не дни, а месяцы.

Обливание вводят в последнюю очередь, уже тогда, когда организм ребенка полностью адаптировался к обтираниям и душу, независимо от того, в каком возрасте были начаты процедуры. Обливания тренируют сосуды, развивают механизм терморегуляции.

Но, как и в других методиках, нельзя форсировать события: начинают с частичного обливания и с самых высоких температур (+35 градусов). Слишком ранний переход к обливаниям холодной водой спровоцирует простуду. В частности за два месяца рекомендуется снизить температуру с +35 до +30 градусов.

Порядок обливания: сначала нижнюю часть тела до колен, затем руки до плеч, позже – все тело. Расширяют область обливания постепенно. Возможно контрастное обливание: сначала теплой, затем прохладной водой.

Температура воды для обливания – зависимость от времени года и возраста

Длительность обливания постепенно увеличивают с 15 секунд до 30. Контрастные ванны для ног проводят с помощью двух емкостей (ведер или тазиков). В одной из них температура воды должна быть равна 40 градусам, в другой – 32 градусам. 1 минуту ноги держат в горячей воде, затем 20 с – в холодной.

Чередуют 5 раз, заканчивая погружением ног в холодную воду. Постепенно температуру воды понижают и в том и в другом тазике. Полезно во время процедуры делать зарядку для стоп.

Место пребывания (баня-предбанник) нужно чередовать, именно благодаря этому и будет осуществляться закаливание. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок дышал в бане и сауне носом.

Плавание

Плавание оказывает сразу несколько положительных воздействий на организм ребенка: во-первых, это температурное воздействие, которое обеспечивает закаливающий эффект, во-вторых, массажное – волны воды массируют тело, в-третьих, обеспечивается физическое развитие, так как при плавании развиваются все группы мышц.

Положительно сказывается плавание и на эмоциональном состоянии ребенка, так как многим этот процесс нравится.

Купание в открытом водоеме разрешено с одного года, обязательно под контролем взрослым. Плавать в ванной малыш может уже с 6-8 недель. Причем существуют методики обучения не только плаванию в столь раннем возрасте, но и нырянию с головой. Если ныряние не планируется, то удержаться на воде ребенку поможет специальный круг, фиксирующийся на шее.

В грудном возрасте можно практиковать и плавание в бассейне. Перед этим рекомендуется адаптировать ребенка к температуре воды в бассейне. Она находится на уровне 32-34 градуса, поэтому нужно постепенно понизить температуру воды при купании в ванне до этих показателей.

Воздушные ванны

В первую очередь молодым родителям нужно усвоить правило: одевать ребенка нужно по погоде, нельзя кутать даже новорожденных. Но в то же время учитывают и температуру при проведении воздушных ванн – ребенок не должен мерзнуть.

В летнее время процедуру можно проводить 2-3 раза в день по 2-15 минут. Ребенка раздевают и оставляют полежать на свежем воздухе или в помещении, если на улице холодно. Процедуру закаливания желательно проводить либо в утреннее время, либо после дневного сна.

Солнечные ванны

Солнечные лучи способствуют выработке витамина D в организме, поэтому солнечные ванны не просто желательный, а необходимый вид закаливания. Грудным детям рекомендуется находиться на солнце не более 2 минут, детям старше года – не более 20. При этом находиться на солнце необходимо в благоприятного время: с рассвета и до 10 часов утра, и после 16 часов и до заката.


Солнечные ванны при закаливании ребенка также важны как и обливания и обтирания

В это время солнечные лучи не оказывают вредного воздействия. Но даже в это время необходимо защищать голову малыша от прямых солнечных лучей с помощью кепки или панамки.

Если до 3-х лет солнечные ванны рекомендуется проводить при температуре от +26 градусов, то дети более старшего возраста могут принимать солнечные ванны и при температуре от +22 градусов. Продолжительность солнечных ванн увеличивают постепенно.

Физкультура и гимнастика

Гимнастика помогает организму малыша развиваться в правильном направлении, стабилизирует все функции организма. Но заставлять ребенка заниматься гимнастикой насильно не следует. В грудничковом возрасте гимнастику может проводить мама, предварительно получив консультацию у специалиста.

Когда же малыш сможет выполнять упражнения самостоятельно, нужно превратить процесс в игру, чтобы ребенок не заподозрил, насколько необходима эта процедура. Обязательно следует показывать пример ребенку. Для детей постарше рекомендуется оборудовать в детской спортивный уголок, где он сможет заниматься самостоятельно.

Физические упражнения нужно проводить с утра или днем до еды, либо через два часа после приема пищи.

Закаливание горла ребенка

Сочетать общие закаливающие процедуры можно с закаливанием горла, что особенно актуально, если ребенок часто болеет ангиной.


Ходьба босиком

Практикуют с момента, когда ребенок научится ходить. Сначала он может ходить по полу в носках, а затем и босыми ногами, в летнее время ребенку разрешают побегать по траве, песку.
Эта практика способствует не только укреплению иммунитета, но и правильному формированию свода стопы.

Закаливание после болезни

Если ребенок только недавно переболел, следует отказаться от водных закаливающих процедур. Начинают закаливание с непродолжительных воздушных ванн, не забывают про периодическое проветривание помещения и о том, что не нужно надевать на малыша слишком много одежды.

Перегрев грозит повышенным потоотделением, в результате чего ребенка может просквозить. Особенно полезно после простуды проводить полоскания горла с помощью солевого или содового раствора.

Если проводятся процедуры закаливания, это еще не значит, что ребенок не будет болеть вообще. Частота заболеваний снизится, но сама возможность не исключена. Столкнуться с болезнью он может в любом случае, другое дело, что заболевание будет протекать в более легкой форме и выздоровление наступит быстрее.

И чем раньше начать закаливание, тем скорее будет решена проблема низкой сопротивляемости организма к инфекции.

Видео о закаливании ребенка

Закаливание ребенка:

Нужно ли закаливать ребенка:

Закаливание детей – это достаточно дискуссионная тема и мнений по данному поводу существует огромное множество. Ниже мы детально рассмотрим точку зрения известного детского доктора Е. О. Комаровского. Под словом «закаливание» он подразумевает не одноразовые процедуры в виде обливаний или растираний, а поддержание определенного образа жизни постоянно.

Изменение образа жизни

С самого рождения ребенка родители должны приспособиться к правильному стилю воспитания малыша. Новорожденные дети имеют весь спектр необходимых защитных функций, но со временем они теряются из-за того, что мы стараемся создать ребенку «тепличные» условия проживания. Часто современные родители допускают одну и ту же ошибку. Они наивно полагают, что можно перекармливать грудничка, кутать его, держать в жарком и сухом помещении, а потом найдется волшебный эликсир, который придаст ему здоровья и сил.

К сожалению, такого не бывает. Сохранить врожденный иммунитет можно только путем полного изменения образа жизни всей семьи. Доктор считает, что в первую очередь необходимо начать двигаться в сторону натурализации. Природа за миллионы лет все предусмотрела и создала нас такими, какие мы есть сейчас.

Здоровый организм ребенка способен справиться с прохладным полом, холодной пищей и циркулирующим воздухом, который называют сквозняком. Но это будет только в том случае, если вы не будете чрезмерно оберегать своего новорожденного кроху и постараетесь сократить влияние цивилизации на него (химические средства, синтетические ткани, бесконтрольное употребление лекарственных препаратов). При соблюдении простых рекомендаций вы забудете о понятии часто болеющих детей.

Правила закаливания

Доктор Е. О. Комаровский определяет 3 основных правила закаливания детей до года и старше. В первую очередь, необходимо разработать систему укрепляющих процедур. Если вы уже решили пройти курс закаливания, то доведите начатое до конца. Не пропускайте и не ослабляйте процедуры. В обратном случае, никакого положительного эффекта вы не дождетесь.

Второе правило – это постепенность. В любом возрасте необходимо плавное увеличение продолжительности и интенсивности воздействия. Последнее, но не менее важное – это учет индивидуальных особенностей. Все дети уникальны. Прежде чем применить к своему ребенку определенную методику, доктор советует проанализировать его состояние.

Учитывать необходимо абсолютно все: условия проживания, наличие хронических патологий, возраст и даже настрой малыша. До года никаких особых процедур проводить не нужно. Важно создать правильную атмосферу, чтобы не снизился природный иммунитет.

Всегда следите за тем, как реагируют дети на те или иные процедуры. Если ребенку не нравится купаться в воде с температурой 28°С, значит не нужно его заставлять это делать. Нагрейте воду на несколько градусов больше. Доктор Е. О. Комаровский обращает внимание родителей детей до года и старших малышей на один принципиальный момент. Закаливание позволяет укрепить сопротивляемость организма внешним факторам, но на заражение вирусными инфекциями оно повлиять не может. Закаленный ребенок абсолютно точно заразится вирусом ОРВИ, также как и не закаленный. Другое дело, что закаленный малыш сможет легче и быстрее перенести заболевание.

Видео «С чего начать закаливание ребенка - Доктор Комаровский»

Чаще всего вопрос о начале проведения закаливающих процедур возникает после болезни ребенка. Но правильно ли начинать его в период выздоровления? Что такое закаливающие процедуры и как их грамотно проводить? В чем особенность сезонного закаливания? Давайте разберемся.

Правила закаливания детей: Комаровский

Известный педиатр акцентирует, что закаливание - это не дозированные воздействия водой, солнцем и воздухом, а принципиальная коррекция детского образа жизни. Начинать ее следует никак не с открывания форточки на 30 секунд. Старт закаливания, по мнению господина Комаровского - это четкий режим дня, правильная пища и одежда, спорт.

Педиатр уверен, что с малышом необходимо гулять в любую погоду, стимулировать его двигательную активность, не заставлять есть насильно, до минимума свести контакты с бытовой химией.

Если мальчик или девочка часто болеют, то, возможно, стоит уменьшить количество умственных нагрузок (изучение языков, музыкальное образование). При дефиците здоровья лишние знания ребенку счастья не принесут.

Болезненному малышу стоит привести в порядок его комнату: выбросить накопители пыли, ежедневно делать влажную уборку, не включать отопительные приборы. Дозировать ребенку нужно не свежий воздух, а уроки, телевизор и компьютер. Педиатр рекомендует чаще дарить прогулки вместо шоколадок, заменяя сладким общение с малышом. Такой образ жизни, по мнению врача, может сделать ребенка счастливым, а значит, здоровым.

Проведение любых закаливающих мероприятий требует неукоснительного соблюдения трех главных правил:

  1. Систематичность. Начатое дело следует выполнять каждый день без поводов пропустить процедуру.
  2. Постепенность, то есть плавное увеличение продолжительности воздействий, их интенсивности.
  3. Учет индивидуальных особенностей малыша, настроя самого ребенка, возраста, бытовых факторов.
  4. Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Если малышу больше нравится ходить босиком, нежели загорать, лежа, то пусть ходит.

Господин Комаровский подчеркивает, что закаливание не уменьшает частоту инфекционных болезней. Поэтому оно не убережет ваше дитя от ветрянки, если в детском саду эпидемия заболевания. Ребенок нуждается в гармоничном образе жизни больше, нежели в закаливающих мероприятиях.

Особенности закаливания летом, осенью, зимой

Сезонность - принцип, который учитывается при проведении закаливающих мероприятий. Так, например, только летом дитя может получать солнечные ванны. Ультрафиолет положительно влияет на детскую иммунную систему. Но чувствительность к ним у маленьких деток выше. И это стоит учесть. До года такие процедуры деткам противопоказаны. Осторожно их следует проводить и малышам в возрасте до двух лет. Трехлетним детям уже можно устраивать такие мероприятия при температуре 22° С.

Продолжительность первой ванночки для трехлетних детей составляет 3 минуты, старшим ее длительность можно увеличить до 5-6 минут. Ежедневно стоит увеличивать пребывание на солнце малыша на 5 минут. Довести его можно до получаса. Противопоказаны такие процедуры при температуре воздуха более 30°С.

Водные закаливающие процедуры можно проводить дома в любое время года. Это купания. В возрасте от рождения до года детям проводят пятиминутные ванночки при температуре воды 37°С, а обливают водичкой на 2 градуса ниже. Можно проводить влажное обтирание рукавичкой, которую смачивают в воде температурой 35-36°С. Процедура предусматривает обтирание ручек малыша от кисти до плеча, ножек от ступни до колена в течение минуты-двух. Ежедневно температуру воды стоит поднимать на градус и довести до 28°С. После влажного обтирания каждую часть тела сразу вытирают насухо, растирая до легкого покраснения.

Зимой можно заниматься термотерапией, то есть водить ребенка в сауну. Начинать такое закаливание стоит в теплое время года, например, осенью, а зимой продолжать процедуры, постепенно продлевая время пребывания ребенка в парилке, увеличивая температуру в ней.

Закаливание ребенка в домашних условиях: с чего начать

Прежде всего, перестаньте кутать дитя и проводите двухразовые проветривания детской комнаты.

Начинать закаливающие процедуры ребенку в возрасте от года можно обтираниями со снижением температуры воды, а также общими обливаниями, стартуя с температуры 28 градусов и снижая ее до 23. С полутора лет можно применять обливания малыша душем.

Когда детки ходят уверенно, можно применять закаливающие ванны для ног. Это отличное средство против простуд. Манипуляцию лучше делать перед сном, наливая в тазик столько воды, чтобы она покрывала лишь нижнюю часть голеней. Стартовая температура воды детям до 3 лет - 33°С, а зимой - 36 °С. Еженедельно температуру надо снижать на 2 градуса, доводя ее до 24°С. Пусть дитя во время процедуры шевелит стопами, делает мини-зарядку, а не просто держит ноги в воде.

Обливание ног проводят с помощью ковша, предварительно усадив ребенка на низкий стульчик. В начале температура воды должна быть 27-28°С, а конечная - 18°С. После ножной ванночки, обливания, обтирания необходимо ножки ребенка вытирать досуха, растирать руками до легкого покраснения.

Закаливание новорожденного ребенка

Евгений Комаровский считает, что новорожденное дитя в закаливании не нуждается. Следует только организовать за ним уход так, чтобы не угасали адаптационные механизмы. Необходимо создавать соответствующую для этого температуру воздуха и воды. Это означает, что малыша надо уже в первые недели жизни при смене пеленок оставлять на минутку голеньким.

Что касается воды, то с месяца можно увеличивать продолжительность купаний, таким образом, давая водичке возможность охлаждаться естественным образом. Также педиатр советует использовать возможности контакта с природой, то есть больше гулять, постепенно увеличивая длительность прогулок. Снег, дождь не должны быть помехой для них.

Ребенок лучше спит на свежем воздухе, и такого закаливания грудничку вполне достаточно. Господин Комаровский не рекомендует окунать детей в прорубь, держать таких крох на солнце и применять другие экстремальные виды закаливания.

Закаливание ребенка 3-5 лет

В этом возрасте можно проводить такие процедуры по укреплению иммунитета ребенка: контрастные ножные ванны и душ, купания, обливания, а также водить дитя в сауну или русскую баню.

Контрастное обливание ног предполагает наличие двух тазиков. В горячем вода должна быть температурой до 40 о С, в холодном - 30-32 о С. Сначала ножки погружаются в горячую воду на минуту, затем на 20 секунд в холодную. Температуру воды следует в обоих тазиках понижать на 2 градуса.

Контрастный душ применяют лишь для детей трёхлетнего возраста. Малыш под горячим дождиком стоит две минуты, под холодным - 20 секунд. Чередование должно быть не менее 5 раз с окончанием холодной процедурой. Помните, что закаливание должно приносить малышу радость, поэтому если у ребенка нет настроения, ему не нравится процедура, то лучше ее не делать. А для того чтобы сразу создать атмосферу приятности, стоит в доступной форме объяснить малышу, для чего вы это делаете, придумать сказку, историю о том, как такие манипуляции помогли выздороветь герою мультфильма.

Сауна - это финская баня. Ее действие на детский организм определяется низкой влажностью воздуха и высокой температурой. К этой процедуре дитя советуют приучать с трехлетнего возраста, хотя сегодня есть масса примеров привлечения детей к бане и с возраста одного года родителями, которые являются любителями высоких температур. В этом виде закаливания главное - постепенность. Сначала стоит малышу показать и рассказать все о процедуре, пусть увидит, как парятся папа и мама, затем предложите ребенку зайти в парилку на 5-10 секунд. Вдыхание воздуха усиливает кровенаполнение верхних дыхательных путей. Приучайте дитя дышать в сауне носом. Повторяющееся чередование нагревания и охлаждения в предбаннике стимулируют работу терморегулирующих механизмов детского организма. Это и позволяет малышу легче адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Закаливание горла ребенка

Есть несколько вариантов таких процедур. Вот они:

  • Закаливание водой . Начинать надо с полоскания горлышка теплой водичкой (40 градусов) и снижать ее постепенно на 1-2 градуса, доходя до 17ºC.
  • Отвары трав . Обычная вода заменяется настоями календулы, ромашки, эвкалипта.
  • Солевые полоскания . В стаканчике кипяченой воды растворяют чайную ложку соли, полощут горло. Можно добавлять соду либо пару капель йода.
  • Кубики льда . Вместо полосканий можно применять рассасывание кубиков льда. В первый день их держат во рту 30 секунд, постепенно доводя до полного растворения.
  • Мороженое . Можно давать ребенку по чайной ложке этого продукта, предлагая подержать его 10 секунд во рту, а потом глотать.

Закаливание после болезни

Педиатры советуют начинать закаливание после простуд с обычных воздушных ванн. Они хорошо переносятся детьми. Сразу после выздоровления ребенка начинайте с проветривания его комнаты. Во время этого погибают микробы и инфекции. Воздушные ванны - это и возобновление прогулок во дворе либо в парке, где воздух чище. И при этом перестаньте дитя кутать, учтите, что оно двигается, ему не холодно. Одевайте ребенка по погоде. Перегревание не менее вредно детскому организму, нежели переохлаждение. Что касается водных процедур, то сразу после выздоровления с ними стоит повременить. Не спешите с контрастными обливаниями, душем.

Больше пользы будет от полоскания горла, промывания полости рта раствором морской соли.

Подходите к закаливающим мероприятиям после болезни осторожно и не забывайте, что они должны приносить вашему чаду удовольствие.

Специально для - Диана Руденко