Закон о страховых пенсиях. Закон о страховых пенсиях Пенсионный фонд фз 400

Каждому лицу, проживающему на территории РФ и достигшему определенного возраста или утратившему возможность обеспечивать себя лично, в связи с приобретением инвалидности либо утратой кормилица, Конституцией РФ гарантирована социальная защита посредством назначения пенсии.

При этом учитывая, что с каждым годом процент трудоспособного населения уменьшается, а количество пенсионеров растет, Пенсионный фонд РФ испытывает острый дефицит в средствах, предназначенных для выплат пенсий, что собственно и привело к необходимости реформирования пенсионной системы.

Основные положения

Многие слышали о том, что за рубежом новоиспеченные пенсионеры могут себе позволить не только вполне комфортное проживание, но и кругосветные путешествия благодаря пенсионным накоплениям, собранным на протяжении трудовой деятельности. В то время как большинство граждан РФ, имеющих трудовой стаж от 35 и более лет, при выходе на пенсию наоборот испытывают острую необходимость в материальных средствах в связи с тем, что уровень сегодняшней пенсии покрывает лишь повседневные затраты.

Именно поэтому многие даже после достижения пенсионного возраста и оформления пособии продолжают работать, таким образом увеличивая собственный доход. При этом в связи со сложившейся обстановкой Пенсионный фонд испытывает значительный дефицит финансовых средств в связи с тем, что процент отчислений страховых взносов значительно ниже в сравнении с общим перечислением средств, предназначенных для выплаты пенсий.

Решение возникшей проблемы нехватки средств, а также возможности увеличения пенсий в течение какого-то времени предлагалось купировать за счет увеличения пенсионного возраста, но в связи с бурным протестом рядовых граждан Правительство РФ решило пойти по другому пути, результатом которого и стало принятие нового федерального закона о страховых пенсиях №400, введенного в действие 28.12.2013 года .

Так в частности, в соответствии с новым пенсионным законодательством пенсия получила двухуровневую систему , подразумевающую страховую часть пособия и накопительную в порядке ФЗ №424. При этом страховая пенсия также была разделена на две части, состоящую из базовой части , которую любой пенсионер получит в любом случае и страховой , рассчитываемой в соответствии с имеющимся стажем, переведенным в и их , ежегодно повышаемой на соответствующий коэффициент в связи с инфляцией.

Также еще одним из новшеств пенсионной системы стало условие о добровольном отказе от оформления пенсии при достижении пенсионного возраста с целью увеличения размера пособия в дальнейшем, к примеру, через пару лет. Таким образом, внедренные вышеописанных новшеств позволило увеличить размер пенсий и предупредить образование дефицита финансовых средств в Пенсионном фонде РФ.

Определение понятий

Каждому пенсионеру нормами ФЗ №400 гарантирована ежемесячная выплата страховой пенсии, которая в соответствии со ст.3 представляет собой материальную компенсацию за потерю трудоспособности в связи с достижением преклонного возраста либо ограничением физических возможностей, не говоря уже об утрате источников существования в связи с безвременным уходом кормильца.

То есть, по сути, нормами ФЗ №400, а именно ст.6 предусмотрены следующие виды пенсионных пособий :

При этом гражданам при наступлении вышеописанных обстоятельств, страховая пенсия назначается не автоматически, а только при соблюдении ряда условий , оговоренных в ст.8-10 ФЗ №400 и к которым относятся:

  • Пособие по возрасту:
    • обязательное наличие трудового стажа не менее пятнадцати лет;
    • достижение установленного законом возраста, а именно 65 и 60 лет;
    • ИПК не менее 30 баллов.
  • Пособие по выслуге:
    • достижение 55 и 50 лет в отношении лиц мужского и женского пола;
    • наличие вредного стажа не менее 12,6 и 10 лет либо северного стажа – 15 лет;
    • наличие общего стажа занятости 25 и 20 лет;
  • По инвалидности:
    • установление ограничения физических возможностей;
    • наличие стажа даже в минимальном размере.
  • При потере кормильца:
    • нетрудоспособность в связи с юным возрастом либо ограничением физических возможностей, не говоря уже о невозможности трудиться в связи с уходом за ;
    • утрата основного источника материальной помощи, которую оказывал умерший родственник;
    • наличия трудового стажа у погибшего.

Начиная с 2019 года эти правила применяются с учетом переходных положений. В период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года право на пенсию по возрасту имеют граждане у которых:

  • обязательное наличие трудового стажа не менее 10 лет;
  • достижение установленного законом возраста, а именно 60,5 и 55,5 лет (мужчины и женщины);
  • ИПК не менее 16,2 баллов.

Порядок расчета страхового стажа

Одним из основных условий назначения пособия в порядке ФЗ №400 претенденту на пенсионное обеспечение является наличие трудового стажа, который при оформлении пенсии требуется подтвердить.

Так в соответствии со ст.11-12 ФЗ №400 к учету принимаются следующие периоды трудовой деятельности :

При этом порядок подтверждения и расчета совокупного трудового стажа осуществляется в порядке норм, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 1015. В частности, основным документом, подтверждающим занятость, является трудовая книжка, а при ее отсутствии либо частичной утрате данных трудовые договора, справки с предыдущих мест работы и лицевые счета о начислении оплаты труда, не говоря уже о справках, об уплате страховых взносов.

При этом если оговоренные документы невозможно представить в виду их безвозвратного уничтожения в связи со стихийными бедствиями, понадобится два свидетеля из бывших сослуживцев и справка из органов местного самоуправления о том, что то же наводнение или землетрясение имело место быть.

После подтверждения всех периодов трудовой деятельности порядок расчета осуществляется в порядке раздела 8 Постановления №1015, где в частности сказано, что стаж исчисляется в календарных месяцах с усредненным показателем в 30 дней, которые суммируются до 12 месяцев и переводятся в полные года. При этом к учету принимаются только периоды, фактически отраженные в документах с момента принятия на работу и вплоть до увольнения, начиная с первой записи о трудоустройстве вплоть по день обращения в Пенсионный фонд за установлением пособия.

Определение размера выплат

Страховая пенсия, по сути, состоит из двух частей, а именно фиксированной или базовой, которая рассчитывается на основании норм ст.16-17 ФЗ №400? и трудовой, устанавливаемой в соответствии с нормами ст.15 ФЗ №400.

В частности, минимальный размер фиксированной части пенсии в 2019 году составляет 5334 рубля 19 копеек и выплачивается всем пенсионерам, за исключением лиц, претендующих на пенсию по утрате кормильца, учитывая, что данной категории в соответствии со ст.16 ФЗ №400 базовая часть перечисляется в размере 50% от указанной суммы. При этом фиксированная выплата может быть и увеличена в случае, если на содержании пенсионера находятся иждивенцы на 30% либо при наличии северного стажа еще на 50%.

Трудовая часть пенсии исчисляется уже на основании имеющегося стажа переведенного в пенсионные баллы или так называемые ИПК, которые рассчитываются исходя из количества лет и совокупности перечисленных взносов. При этом минимальное количество баллов в 2019 году составляет 16,2, к которым, в большинстве случаев, добавляются баллы за в количестве 1,8 за каждого малыша. После установления количества ИПК, каждый из них умножается на установленную законом стоимость баллов, которая ежегодно индексируется.

Сроки осуществления выплат

В соответствии со ст.22 ФЗ №400 пенсия претенденту на пособие назначается с момента регистрации заявления и документов , которые после приема сотрудниками ПФ РФ изучаются в течение 10 дней на предмет достоверности. При этом, если гражданин не предоставил какие-либо данные либо требуется подтверждение определенных сведений, ему дается еще три месяца на дополнение.

Также ч.5 ст.22 ФЗ №400 в качестве дополнительной льготы предусмотрено и досрочное назначение пособия , то есть не с момента обращения, а ранее в случае, если гражданин, претендующий на пенсионное обеспечение по старости, обратился в ПФ в течение 30 дней с момента увольнения в связи с достижением пенсионного возраста, а в случае назначения пенсии по инвалидности на протяжении года с момента получения удостоверения об ограниченных физических возможностях.

При этом после оформления пенсии посредством предоставления полного пакета документов, пособие пенсионеру назначается ежемесячно и за текущий месяц в порядке норм ст.26 ФЗ №400 независимо от того, какого числа были представлены необходимые данные. А вот доставка назначенного пособия осуществляется уже в соответствии со ст.21 ФЗ №400, которой пенсионеру дано право выбора способа получения пенсии, которая может передаваться посредством почтовых услуг либо зачислением на банковскую карту или счет гражданина.

Досрочное начисление

Учитывая, что некоторые граждане РФ трудятся в особых условиях, подразумевающих влияние либо климатические особенности, отклоняющиеся от нормы, для данной категории тружеников предусмотрен особый порядок пенсионного обеспечения ранее достижения общего пенсионного возраста на пять лет, то есть в 55 и 50 лет для лиц мужского и женского пола.

Так в частности, досрочная пенсия устанавливается в порядке ст.30-32 ФЗ №400 в следующих случаях:

Последние изменения и дополнения в 2019 году

Внесенные в Федеральный Закон ФЗ№400 «О страховых пенсиях» изменения касаются отдельных положений данного нормативно-правового акта, а также некоторых формулировок . Российским гражданам, интересующимся вопросом назначения страховых пенсионных выплат, следует учитывать такие важные нюансы :

  1. Мужчины могут выйти на заслуженный отдых по достижении 60,5 лет, а для женской аудитории эта граница увеличена до 55,5 лет.
  2. Для оформления страховой пенсии необходим трудовой стаж минимум 10 лет.
  3. у претендента на получение ежемесячный выплат должен быть пенсионный коэффициент минимум 16,2 баллов.
  4. Страховые пенсии могут оформлять люди с ограниченными возможностями, способные документально подтвердить 1, 2 или 3 группу инвалидности.
  5. Претендовать на получение страховой пенсии по потере кормильца могут нетрудоспособные родственники покойного пенсионера: внуки, сестры, тети, братья, супруги, родители. Стоит отметить, что для оформления таких выплат граждане должны документально подтвердить факт смерти кормильца. Если он числится пропавшим без вести, то этот статус также должен быть подтвержден официальным документом, выданным правоохранительными органами.

Про основные положения данного закона О страховых пенсиях смотрите в следующем видеоматериале:

Что представляют собой страховые пенсии? Ответ на данный вопрос содержится в № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Именно этот закон будет разобран в статье.

О правовом регулировании

Представленный законопроект разрабатывался в соответствии с российской Конституцией. Он призван установить основания для возникновения и реализации гражданских прав на пенсии страхового типа. Целью нормативного акта № 400-ФЗ является защита прав россиян на страховые пенсии, предоставляемые на условиях обязательного страхования пенсионного типа. Причем учитываться здесь должна социальная значимость трудовой деятельности, а также общественная ориентированность экономики в стране и конституционные принципы обеспечения занятых граждан пенсионными выплатами.

Отдельно стоит рассказать про правовое регулирование пенсионной сферы. № 400-ФЗ - далеко не единственный нормативный акт, регламентирующий выплаты пенсионного типа. Здесь стоит также выделить № 156-ФЗ "О социальном страховании", ФЗ "О персонифицированном учете в системе страхования", а также некоторые другие законы. Все представленные нормативные акты, в соответствии со статьей 2 № 400-ФЗ, призваны закрепить существующую пенсионную систему и модернизировать ее.

Об основных понятиях

В представленном нормативном акте содержится большое количество узкоспециализированных понятий, на которые стоило бы обратить особое внимание. Что представляет собой страховая пенсия? В соответствии с законом, это финансовая выплата, имеющая ежемесячную основу, призванная компенсировать зарплату застрахованным лицам при наступлении у них возраста нетрудоспособности. Здесь важно учитывать страховой стаж. Закон гласит, что страховым стажем именуется суммарная продолжительность рабочих периодов, во время которых и начислялись страховые взносы в российский Пенсионный фонд.

Еще одно важное понятие - коэффициент. Согласно № 400-ФЗ "О страховых специальный параметр, способный отражать права на пенсию застрахованного лица в относительных единицах. Стоимостью такого коэффициента может быть соотношение суммы взносов страхового типа на финансовое обеспечение пенсии.

Кто имеет право на страховые пенсии?

Какие лица имеют возможность своевременно получать пенсию страхового типа? Согласно статье 4 № 400-ФЗ, это должны быть лица с российским гражданством, имеющие специальную страховку. В некоторых случаях имеют пенсионные права члены семей застрахованных граждан, не способные осуществлять трудовую деятельность. Сюда же стоит добавить иностранцев и лиц без гражданства.

Согласно статье 5, может допускаться получение пенсий страхового и государственного типа одновременно. Граждане, обладающие правом на получение страховой пенсии, имеют право на одну пенсию по их же выбору. Существуют следующие виды страховых выплат:

  • в связи с приобретением статуса инвалида;
  • по случаю потери кормильца;
  • по старости.

Статья 7 закрепляет нормы финансового обеспечения пенсий страхового типа. Так, в рассматриваемый законопроект могут вноситься изменения, касающиеся увеличения расходов на выплату пенсий страхового типа. Подобные изменения допустимы только раз в год в рамках составления бюджета на новый год или на плановый период.

Условия страховых выплат

В главе 2 Федерального закона № 400-ФЗ подробно раскрываются основные виды страховых выплат, а также условия их реализации. В статье 8 речь идет о формировании пенсионных выплат по случаю наступления старости. Регламентируется возраст для гражданских, военных и государственных служащих. Устанавливается пятнадцатилетний срок как минимум для назначения пенсии на страховой основе. Здесь же говорится и о коэффициенте, который должен быть не меньше 30.

В статье 9 закреплены нормы назначения пенсии для инвалидов I, II или III группы. Согласно закону, признать гражданина инвалидом может только специальная медико-социальная экспертиза. Причина инвалидности, срок страхового стажа или продолжительность трудовой деятельности не являются условиями формирования пенсионных выплат в связи с инвалидностью. Здесь достаточно лишь заключения специальной комиссии о наличии инвалидной группы.

Наконец, в статье 10 рассматриваемого закона говорится о случае потери кормильца. Согласно нормативному акту, возможность получать страховую пенсию приобретают члены семьи кормильца, не способные на осуществление трудовой деятельности. Страховой стаж ушедшего из жизни кормильца здесь не играет роли - его может даже не быть.

О назначении страхового стажа

Федеральный закон № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подробно регламентирует процесс назначения страхового стажа. В статье 11 говорится о трудовых периодах, которые должны включаться в стаж. Так, трудовая деятельность должна была исполняться на территории России. Во время всего рабочего периода должны были начисляться взносы страхового типа в бюджет ПФР. Трудовые периоды, исполняемые за пределами российского государства, регламентируются отдельно.

В статье 12 подробно раскрываются рабочие периоды, что предусмотрены статьей 11. Вот что здесь стоит выделить:

  • продолжительность исполнения военной службы;
  • сроки оформления и получения пособия по программе обязательного соц. страхования;
  • периоды ухода за ребенком (декретный отпуск);
  • срок пользования пособием по безработице;
  • срок необоснованного привлечения гражданина к уголовной ответственности, следствием чего стало временное отсутствие возможности осуществлять трудовую деятельность;
  • продолжительность ухода за нетрудоспособным лицом в возрасте более 80 лет;
  • иные периоды, установленные в статье 12 рассматриваемого законопроекта.

А как проходит процесс назначения стажа по страхованию? Об этом будет рассказано далее.

Процесс назначения страхового стажа

Выше было рассказано об основных условиях формирования стажа страхового типа. В статьях 13 и 14 Федерального закона № 400-ФЗ закрепляются нормы, в соответствии с которыми осуществляется сам процесс исчисления стажа.

Исчисление стажа должно происходить в календарном порядке. При подсчете все периоды, что могут входить на законных основаниях в стаж страхового типа, должны подтверждаться специальными документами, которые выдают работодатели или отдельные государственные инстанции. Основания сведений индивидуального учета также являются подтверждением отдельных периодов, входящих в стаж. Весь процесс подсчета, регистрации и подтверждения страхового стажа устанавливает Правительство России.

О размерах выплат

В № 400-ФЗ, ст. 15 происходит разбор формулы, в соответствии с которой определяется размер страховой пенсии. По формуле размер пенсии по старости, потере кормильца или инвалидности равен произведению типа и стоимости одного такого коэффициента на один день, входящий в один из перечисленных выше периодов.

В статье 16 установлены конкретные цифры. Так, если речь идет о пенсионерах III группы, то к пенсии страхового типа прибавляется чуть больше 3,9 тыс. рублей. Закрепляется норма, в соответствии с которой размеры выплат к страховой пенсии должны ежегодно индексироваться.

О сроках назначения

В главе 5 № 400-ФЗ (с комментариями и дополнениями от 2017 года) закрепляются нормы, регламентирующие конкретные сроки назначения страховых пенсий. Так, в статье 22 говорится о дне обращения за пенсией страхового типа. Выплаты, согласно закону, назначаются именно с этого дня. Если гражданин не подал в соответствующую инстанцию какую-то часть необходимой для оформления пенсии документации, то может быть назначена отсрочка до трех месяцев.

Пенсия страхового типа может быть назначена раньше срока обращения лишь в некоторых случаях:

  • по старости - со дня увольнения с работы, если гражданин обратился за указанной выплатой не более чем через месяц со дня увольнения;
  • по инвалидности - в день признания гражданина инвалидом, если обращение произошло не позднее чем через год с указанного дня;
  • по случаю смерти кормильца - если обращение было подано не позднее чем через год со дня подтверждения смерти кормильца.

Пенсионные выплаты по инвалидности устанавливаются на срок признания гражданина инвалидом. Выплаты же по старости или в связи с потерей кормильца всегда бессрочны.

  • прохождение военной службы по призыву (срочному);
  • альтернативная служба в армии;
  • служба по контракту;
  • отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (но не более 6 лет в сумме);
  • время, когда гражданин получал пособие по безработице;
  • нахождение незаконно под стражей;
  • при осуществлении ухода за гражданином после его 80 лет, а также за детьми-инвалидами и инвалидами-взрослыми 1 группы;
  • время проживания с супругом в военном городке при прохождении службы по контракту.

А вот с февраля этого же года произошла индексация. Теперь граждане получают дополнительно к страховой пенсии по старости, а также за инвалидность 1 или 2 группы по 4 558 рублей 98 копеек в месяц, а при инвалидность 3 группы — 2 279 рублей 47 копеек. Не слишком большие изменения, но главное, что индексация сама по себе произошла.

400 ФЗ «О страховых пенсиях» с комментариями

В декабре 2019 г. был дополнен 10 пункт 1 части рассматриваемого закона. Изменился период, в течение которого лица ошибочно были привлечены к уголовной ответственности и позже реабилитированы, а также временно отстранены от работы в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Раздел 10 Федерального закона №400-ФЗ регламентирует положения назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца. Право на получение соцстраха имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые находились на его иждивении. Поправкам или доработкам ст 10 не подвергалась.

Структура и порядок выплат по Федеральному Закону 400 о страховых пенсиях

  1. Гражданский паспорт.
  2. Страховое пенсионное свидетельство с индивидуальным номером.
  3. Удостоверение пенсионера (если назначается по старости).
  4. Удостоверение инвалида (если назначается по инвалидности).
  5. Свидетельство о смерти кормильца (когда требуется назначение выплат по потере кормильца).
  6. Трудовая книжка, где указан стаж работы.
  7. Документ, подтверждающий факт рождения детей.
  8. Военный билет (для лиц мужского пола).
  9. Документы, отображающие периоды, зачисляющиеся в трудовой стаж, но не относящиеся к работе.
  10. Данные о лицевом счёте заявителя.
  1. ФЗ №165 «О страховании на социальном уровне в обязательном порядке».
  2. ФЗ №167 «О страховании по пенсионному показателю».
  3. ФЗ №27 «Об учёте граждан в системе обязательного пенсионного учёта».
  4. ФЗ №166 «О пенсионном обеспечении на государственном уровне».
  5. Других законов, принятых на федеральном уровне.

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Страховая пенсия представляет собой фиксированную ежемесячную выплату. Федеральный закон 400-ФЗ регулирует данные аспекты. Он указывает, в каких случаях назначаются выплаты, какие основания для этого имеются. Также учитываются правовые стороны возникающих вопросов. Рассчитываются размеры начисляемых выплат.

  • дети, братья и сестры, внуки, если они не достигли 18 лет или же в возрасте до 23 лет не обучаются на очном отделении вуза, при этом подразумевается отсутствие трудоспособных родителей;
  • родители или супруг, дедушка, бабушка - если они являются инвалидами одной из групп или уже достигли пенсионного возраста.

Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях в 2019 году

В 2019 году начала действовать новая редакция Федерального закона № 400, в котором прописываются все нюансы страховых пенсий (от 29.12.2015 года). В чем заключаются изменения в этом законе? Как этот закон работает на сегодняшний день? Об этом мы расскажем в данной статье.

Определение этого понятия подается на сайте Пенсионного фонда нашего государства – www.pfrf.ru/. Под ним подразумевается пенсионная денежная выплата, которая предназначена для компенсирования зарплаты пенсионеру. Особенностью ее является то, что она накапливается путем страхования. То есть такую компенсационную выплату будет получать только лицо, застрахованное и отчисляющее на протяжении определенного времени установленные суммы в счет этого страхования.

ФЗ 400 о страховых пенсиях: ключевые понятия

Выплата пенсии формируется со дня обращения за ней. Именно в этот день подаются все необходимые бумаги. Во время проверки данных пенсионера может обнаружиться отсутствие некоторых документов. Для исправления ошибки выделяется срок на протяжении 3-х месяцев. Если необходимые документы будут предоставлены, то днем обращения за пенсией считается дата, когда подано заявление.

Определенные категории граждан могут воспользоваться правом на досрочное получение страховых выплат. К ним относятся: работники с вредными условиями труда, жители Крайнего Севера, граждане со сроком работы не менее 25 лет в сфере здравоохранения, лица, имеющие особый социальный статус. В ФЗ 400 подробно описаны условия, при которых работники выходят на пенсию раньше срока.

Последняя редакция федерального закона 400 о страховых пенсиях

  • Коэффициент перерасчета при потере кормильца;
  • Коэффициент, при котором происходит повышение фиксированной пенсионной выплаты пенсии по возрасту;
  • Продолжительность трудовой деятельности, которая идет в расчет стажа;
  • Максимальное значение индивидуального коэффициента для расчета пенсии;
  • Возрастные границы выхода на пенсию работников государственных и муниципальных органов.
  • Глава 1 включает в себя следующие положения:
  1. Статьей один регулируются права граждан, основанные на Конституции РФ, на получение выплаты страховой пенсии;
  2. Вторая статья рассматривает сопряженные законы, которые касаются пенсионных выплат со стороны государства;
  3. В третьей статье имеются основные понятия, которые позволяют разобраться в тексте данного закона.

Федеральный закон № ФЗ-400 от О страховых пенсиях

Близкие умершего будут считаться состоявшими на иждивении, если они получали помощь, которая выступала как постоянный и основной источник дохода, или были на полном содержании умершего. Особое положение в ФЗ 400 предусмотрено для детей. Они считаются иждивенцами по умолчанию, если не объявлены полностью дееспособными в соответствии с законодательством или не достигли 18 лет. Нетрудоспособные супруг/супруга или родители, которые не состояли на иждивении, могут рассчитывать на получение выплаты, если вне зависимости от времени, прошедшего с момента смерти застрахованного лица, утратили основной и постоянный источник средств своего существования.

400-ФЗ от 28.12.2013 г. принят во исполнение Конституции и в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 года № 167. Цель нормативного акта состоит в обеспечении гражданам гарантий в получении денежных средств в связи с окончанием трудовой деятельности. Рассмотрим далее некоторые положения Закона «О страховых пенсиях».

400 ФЗ о страховых пенсиях: действующая редакция, комментарии

Основной целью создания изучаемого нормативного акта является защита юридических и экономических прав граждан Российской Федерации в отношении пенсионных выплат страхового характера. В последние изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400 внесены 19 декабря 2019 года.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400 был принят Госдумой на основании третьего слушания 23 декабря 2013 года. Через 3 дня рассматриваемый нормативный акт получил официальное одобрение Федерационного совета. 400 ФЗ о страховых пенсиях был подписан Президентом Российской Федерации 28 декабря 2013 года. В этот же день изучаемый документ был впервые официально опубликован.

Описание федерального закона ФЗ 400 и его главные особенности

На текущий момент, в РФ разрабатывается ряд законодательных программ, направленных на то, чтобы сделать механизм начисления пенсии более эффективным, обеспечив пенсионерам достойный уровень жизни. И федеральный закон 400 ФЗ от 28.12.2013 стал одной из таких инициатив . В чем же его главные отличия и преимущества, и какие группы населения теперь имеют право на страховую пенсию в 2019 году?
– Ключевые особенности ФЗ 400
– Схема начисления пенсионных баллов
– Нет зарплате «в конвертах»

Если же говорить о сумме баллов 30, то подобное правило будет актуально с 2026 года – согласно расчетам, этого периода будет вполне достаточно, чтобы достичь необходимого показателя. Безусловно, при условии регулярного и своевременного внесения страховых выплат.

05 Июл 2018 179

Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии

1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

7) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

8) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

9) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

12) мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

16) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

17) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

21) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

1.1. Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

4. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

5. В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.