Занятие путешествие в прошлое. Занятие познавательного цикла для детей подготовительной группы. Конспект НОД «Путешествие в прошлое. Игра «Волшебный магнит»

На занятии дети узнали, что первыми счетами для человека были его пальцы на руках и ногах. На смену им пришли камешки, палочки, ракушки. Рассмотрели русские счеты, которые появились первыми, а также китайские и японские.

Фадей рассказал и показал, как пользоваться счетами.

Андрюшина загадка была о калькуляторе.

Дети рассмотрели части компьютера: системный блок, монитор, клавиатуру, мышку. А Тимофей продемонстрировал переносной мини-компьютер – планшет.

Провели физкультминутку и соревнование между подгруппами на вычисление различными счетными устройствами.

Конспект занятия по окружающему миру

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в прошлое счётных устройств» 23.01.2017г.

Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего – то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека).

Образовательные задачи:

– познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющий опыт дошкольников)

Развивающие задачи:

– развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира

– активизировать познавательную деятельность детей

Воспитательные задачи:

– воспитывать любознательность

– воспитывать умение работать сообща, в подгруппах

Материалы и оборудование: Телевизор, компьютер, мультимедийная презентация «Музей истории вычислительной техники», картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, камешки, веревочки, счетные палочки.

Предварительная работа:

– знакомство с понятием «счетное устройство»

– знакомство со счетами, принцип вычисления на них

– знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем

– знакомство с компьютером, его устройством

– беседа «Компьютер в жизни человека»

– рисование на тему «Мой компьютер».

Ход занятия:

I. Вводная часть.

– Ребята, вы были когда-нибудь в музее?

– А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т.д.)

– Сегодня я приглашаю вас в необычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины, приборы. Хотите узнать, как люди считали раньше?

– Чтобы попасть в музей, надо отгадать загадку:

Машина отлично задачу решила.

Мигала, гудела, старалась, спешила.

Рисует, играет, учит меня.

Какое же имя имеет она? (машина времени)

– Садитесь поудобнее, закрывайте глаза и считаем до 10. Пуск!

II. Основная часть.

– Вот мы и попали в музей истории вычислительной техники (Слайд №1)

– Вспомним правила поведения в музее.

– Давайте подойдём к первому экспонату. Что же мы здесь видим? (Слайд №2)

История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем-то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Слайд №3) Пальцы и были самым первым счетным устройством. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног. У многих народов пальцы рук долго служили инструментом для счёта. (Слайд №4)

– Да, пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30 и более.

– Следующим шагом в развитии счёта стало использование палочек, камешков, бусин. Индейцы племени Майя придумали свой способ счёта – на узелках (верёвках) – узелковые счёты. (Слайд №5)

Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. До н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. (Слайд №6) «Абак» – слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще очень долгое время.

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук. (Счёты)

– Рассмотрите их внимательно. Счёты – это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.

Первые счёты с «косточками» на веревочках появились в России. (Слайд №7).

После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись. В XIX веке петербургский инженер Однер создал арифмометр (Слайд №8), который позволил считать быстрее и притом большие числа.

А на смену арифмометру появилась другая счётная машина. Вы, наверное, её знаете.

Что-то бабушкины счёты

Брать с собою неохота

Лучше я возьму ребята,

В школу новый…(калькулятор)

Изобретатели создают в XX веке калькулятор (Слайд №9) (римское calculi – камешки (вычислять, который работает сначала от розетки, затем от батареек.

– А теперь подойдём к следующему экспонату. Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает,

И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайся что за гений?

Ну, конечно же…(компьютер).

Появляется компьютер (англ. Computer – считаю) – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. (Слайд №10)

Первый компьютер был изобретён ещё в 17 веке французским учёным Блез Паскалем.

– Что можно делать с помощью компьютера?

– Чем компьютер отличается от калькулятора?

– Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера. (Системный блок и монитор.)

– Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).

– С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).

– Какое устройство поможет нам вывести информацию на бумагу? (принтер).

Изобрели и переносные микрокомпьютеры – смартфон, нетбук, ноутбук, планшет.

– Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.

Компьютер-друг детей и взрослых,

Он создан был давно.

Пришёл из Франции далёкой

Огромный и простой.

Но шли года, века, эпохи,

Компьютер стал другим.

Он вычитает, прибавляет,

Рисует, с нами говорит!

Передаёт, хранит, стирает,

Играет, учит, развивает.

Всем этим занимается глава-

Микропроцессор-голова!

Отсюда следует, друзья,

Компьютер нужен для труда,

Обогащения ума,

С ним просто весело всегда.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Во время проведения физминутки предложить одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий, выполняемых детьми.

2. Практическая часть

Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:

– пальцы

– узелки

– калькулятор

Примеры для вычисления даются детям на карточках.

После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

– Как люди считали сначала и что использовали?

– Какие счеты появились потом?

– Что люди используют теперь?

– Людям, каких профессий нужны счетные устройства?

– И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки:

1. Что за чудо – агрегат,

Может делать все подряд –

Самым лучшим другом стать.

(компьютер)

2. На столе стоит сундук,

В сундуке окошко.

Можно видеть чудеса,

Если знать немножко

(монитор)

3. На доске по строчечке

Разместились кнопочки.

Догадайтесь, мальчики

Как здесь тыкать пальчиком?

(клавиатура)

4. По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает?

(компьютерная мышь)

5. То – то радость, то – то смех,

На бумаге без огрех,

Из какой коробки лезет,

Текст на удивленье всех?

(принтер)

6. Если что – то отключить,

То компьютер замолчит,

Тугоухий, как медведь –

Ничего не сможет петь.

(колонки, акустическая система).

Цель занятия:

Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи.
2. Закрепить правила речевого этикета при общении по телефону, знание номеров телефонов служб экстренной помощи: пожарной, милиции, скорой помощи.
3. Развивать социальные навыки: умение работать в парах, учитывать мнение партнера.
4. Развивать внимание, воображение, память через дидактические игры и упражнения.
5. Воспитывать аккуратность при выполнении работ.

Прогнозируемый результат:

Перенос в сферу личностных интересов информации о телефоне.

Оборудование:

Ноутбук, экран, диапроектор, фотоаппарат, схемы-помощники, карточки с номерами служб экстренной помощи, телефонные аппараты, вариативный материал для детских работ.

Литература:

1. Дыбина О.В. «Что было до...» (игры-путешествия в прошлое предметов)
2. При разработке презентации использовались фотоматериалы интернет-ресурсов.

Вводная часть:

Ребята, вчера вечером по телевизору я смотрела репортаж из краеведческого музея. Сейчас этот репортаж будут повторять, давайте присядем и посмотрим. (Просмотр видеозаписи на экране).

Видеозапись репортажа:

Корреспондент:

Здравствуйте, мы ведем наш репортаж из краевого музея. «У меня зазвонил телефон…» - эта фраза из стихотворения К. Чуковского известна всем, но всем известно, что 14 февраля телефон отмечал свой день рождения. В нашем музее представлены телефоны прошлого и настоящего времени. Наш музей объявляет конкурс необычных телефонов для детских садов г. Перми. Ждем ваших работ. Всем удачи, до встречи в эфире.

Воспитатель:

Ребята, мы будем принимать участие в конкурсе?
Ответы детей.

А что мы знаем о телефоне? Для чего нужен телефон? Всегда ли были телефоны? Какими были телефоны раньше? Хотите об этом узнать?
Ответы детей.

Основная часть:

Ребята, я хочу пригласить вас в прошлое телефона.
(Воспитатель вместе с детьми располагается на полу у экрана. На экране появляются слайды).
Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им приходилось общаться друг с другом. Как вы думаете, они общались при помощи телефона? А как они это делали?
(Ответы детей: жестами, мимикой).
Давайте, и мы попробуем.
Как вы думаете, ребята, легко ли было так общаться? (Ответ детей).
Шло время, люди научились говорить, строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации.
Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер, позже использовали звуки барабанов, сигнальных труб, колокола. Все узнавали, что произошло какое-то событие, реагировали на это. Удобны ли были эти способы? Почему?
(Ответы детей).

Но время шло. И вот был изобретен первый аппарат, он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. В одну трубку говорили, другую прикладывали к уху. Этот аппарат назвали «ТЕЛЕФОН». Что необычного для нас в этом телефоне?
Слово «телефон» означает: первая часть «теле» - далеко, вторая часть – «фон» - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать очень далеко.
Позднее виды телефонов менялись и люди изобрели телефоны с диском, для набора номера, палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами и крутили диск. Это было не очень удобно: уставал палец, диск вращался медленно. Поэтому диск заменяли кнопками. У многих такие телефоны есть и сейчас, но таким аппаратом можно было пользоваться, находясь в помещении, с собой его взять нельзя. Почему? Ученые снова стали думать, как телефон сделать удобным для общения и передачи информации. И вот изобрели мобильный телефон. Почему люди во всем мире пользуются им? (Ответы детей).

Действительно, мобильный – означает переносной его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился.
Ребята, давайте рассмотрим телефонные аппараты: покажите телефон с диском, кнопочный телефон. В некоторые современные аппараты встроены автоответчики, если нас нет дома человек, который вам звонил, может оставить сообщение для вас.
(Дети и воспитатель рассматривают телефоны).

Ребята, а вы умеете правильно разговаривать по телефону?
Предлагаю вам посмотреть сценку «Разговор по телефону».
(Два ребенка показывают инсценировку).

Ребята, получился ли разговор у мальчиков? А как правильно начать разговор? Как продолжить беседу? Как закончить? (ответы детей)
Еще раз с помощью «помощников» повторим, как надо правильно разговаривать по телефону.

(На мольберте выкладывается схема).

У каждого телефона есть свой номер. Это помогает нам позвонить именно тому человеку, которому нужно? (ответы детей: номер).
А какие номера должен знать каждый человек в нашей стране?
(Ответы детей: телефоны служб: пожарной службы, милиция, скорая помощь).
Ребята, поиграем в игру «Правильный номер» (детям раздаются карточки с номерами 01,02,03 на экране появляется картинка, отображающая чрезвычайную ситуацию: пожар и пр., а дети поднимают карточку с соответствующим номером).
Мы повторили важные номера правила общения по телефону. Что вы узнали о телефоне, каким телефон был в прошлом?
Теперь мы многое знаем о телефоне и можем участвовать в конкурсе. Что нам нужно было сделать? Что у телефона может быть необычным? Давайте попробуем сделать необычные телефоны, сфотографируем их и отправим в музей.
Объединитесь в пары и пройдите к столам. Обсудите друг с другом, каким будет ваш необычный телефон, как вы его будете делать, что вам для этого понадобится. На столах есть все необходимое для работы. Можете приступать.
(Дети работают в парах, воспитатель подходит к каждой паре, напоминает, что телефон должен быть необычным и один от пары, после завершения работы дети выносят и ставят свои «поделки» на стол).

(Воспитатель проводит анализ работ).

Воспитатель:

Заключительная часть:

Дети, что нового вы сегодня узнали на занятии?
Что было для вас особенно трудным? Как вы справились с трудностями? Где мы можем использовать наши «необычные телефоны»?
А еще, ребята, хотелось бы узнать какие необычные истории, связанные с телефоном, произошли с вашими близкими. Расспросите их об этом и расскажите на следующем занятии.
(На экране вновь начинается репортаж).

Видеозапись:

Корреспондент:

Уважаемые телезрители! Мы благодарим детей детского сада № 6 за участие в конкурсе необычных телефонов и ждем у нас, в музее.

(В группу входит секретарь).

Секретарь:

Вам просили передать (передает конверт).

Воспитатель:

(Читает). Детям детского сада № 6 из краевого музея (вскрывает конверт, вынимает билеты в музей, раздает их детям). Спасибо всем за работу на занятии.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Татьяна Шалаганова
Занятие познавательного цикла для детей подготовительной группы. Конспект НОД «Путешествие в прошлое»

Занятие познавательного цикла

для детей подготовительной группы

Тема : «Путешествие в прошлое »

Конспект составила

Шалаганова Татьяна Владимировна

Тема : «Путешествие в прошлое »

Цель : Дать представление о первобытном человеке. О быте и занятиях древних людей .

Задачи :

Обучающие :

- познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека (с важными достижениями первобытного человека-овладение речью, умение добывать огонь, земледелием, приручением животных, наскальной живописью;

Расширить словарный запас, введение новых слов (вождь, племя, рубило, дротик) ;

Развивающие;

Развитие связной речи, словотворчество (придумывание имен первобытных людей) ;

Развитие воображения, фантазии и логического мышления путем создания проблемной ситуации;

Развитие причинно-следственного мышления, ретроспективного взгляда на развитие человека;

Воспитывающие;

Воспитание экологической культуры;

Воспитание наблюдательности за изменением явлений и событий окружающей жизни.

Предварительная работа. Чтение сказки Р. Киплинга «Кот, который гулял где хотел» , ознакомление с историческим временем.

Мозговой штурм

Морфологический анализ

Игровые методы

Метод проблемных ситуаций

Метод интегрированного подхода к подаче нового материала

Средства обучения;

Морфотаблица

Иллюстрации

Раздаточный материал; черные восковые мелки, белые листы бумаги, 2 емкости под воду, искусственные рыбки, красные круги для имитации ягод.

Ход занятия

Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (Настоящее)

А как будет называться время о прошедших событиях ? (Прошлое )

Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом ? (нет)

Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя) .

А что нам может помочь вернуться в прошлое ?

(рассуждение детей )

Давайте отправимся в путешествие на Машине времени . А отправимся мы с вами в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад. Нас с вами ждут удивительные приключения.

Чтобы включить нашу машину времени, нам нужно знать код. Кодом будет слово, разгадав которое, мы запустим вход Машину времени и узнаем, кто нас встретит в прошлом .

Игра «Данетка»

Или разгадать загадку (на выбор)

ч е л о в е к

1 буква в этом слове будет та, какой звук слышится на первом месте в слове ЧАСЫ

2 буква будет та, какой звук слышится после звука Р в слове ВРЕМЯ

3 буква та, которая слышится после звука М в слове ЗЕМЛЯ

4 буква- это тот звук, который стоит на последнем месте в слове ЛИЦО

5 буква та, какой звук стоит на первом месте в слове ВОЗРАСТ

6 буква та, какой звук слышится после звука В в слове ВЕК

7 буква в этом слове та, какой звук стоит вторым в слове СКЕЛЕТ

Какое слово у нас получилось? ЧЕЛОВЕК

Значит нас встретит в прошлом – ЧЕЛОВЕК , но это будут наши предки, первые люди

Пора запускать Машину в ход. Занимайте места, закрывайте глаза и представьте, что наша машина отправляется в путь.

(на экране появляется 1 слайд – Путешествие в прошлое )

Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Ног он все-таки появился.

Мы с вами оказались на опушке густого, непроходимого леса. Рядом с нами заросли сладкого тростника. Вдруг из леса выходят странные существа. Посмотрите на них.

Как они выглядят?

(высказывания детей ; тело покрыто шерстью, похоже на обезьяну, передвигается на двух ногах)

У этого существа не было острых зубов, когтей, но он был быстр и ловок.

На кого похоже это существо?

(рассуждение детей – на обезьяну и на человека)

А на кого больше? (на животное)

Значит это все-таки обезьяна, которая похожа на человека. Такую обезьяну ученые назвали ЧЕЛОВЕКОПОДОБНАЯ. Она была тем самым предком, от которого произошел человек.

Они не строили себе жилье, а устраивали ночлег в зарослях кустарников и на ветках деревьев.

Как вы думаете, а одежда им была нужна?

(рассуждение детей )

А чем они могли питаться?

(рассуждение детей )

Питались они тем, что давала им природа – растениями и ягодами, иногда остатками добычи хищных животных.

Орудий труда у них тоже не было. Они жили стадами. И был у них свой вождь, а также старейшины- старые и мудрые, которые обучали молодых, как собирать плоды и другим навыкам.

А как они общались между собой?

(рассуждение детей )

Они общались с помощью разных звуков и жестов.

Давайте заполним нашу сравнительную таблицу.

ж Од Ор. Тр. Р.

Ч. п. об. - - - -

Ч. Умелый + - + -

Ч. Разумн. + + + +

Климат постепенно менялся, изменялся и сам человек. Растительной пищи стало не хватать. Человекоподобные обезьяны стали голодать.

Как вы думаете, что им помогло выжить?

(рассуждение детей )

Человекоподобная обезьяна стала думать, размышлять и сумела с помощью камня расколоть кость, затем другую, а там оказался костный мозг. Затем они стали искать камни поострее.

Зачем они это делали?

(рассуждение детей )

Так ребята и появились первые орудия труда – РУБИЛА - заостренные осколки камня с двух сторон. А человекоподобная обезьяна превратилась в ЧЕЛОВЕКА УМЕЛОГО

Слайд 3-4-5

А раз климат изменился – стал более холодным, то что было необходимо для человека – умелого, чтобы выжить в усложнившихся условиях?

(рассуждение детей )

Да, им стало необходимым жилье. Но огонь они еще не могли добывать.

А жилье из чего они себе могли построить?

(рассуждение детей – из веток и стеблей растений, или устраивали жилье в пещерах). Жили также стадами, общались с помощью звуков и жестов.

Заполняем таблицу

Итак, мы с вами уже познакомились с двумя видами первых людей на Земле.

Как их называли ученые? (ответы детей )

Время шло, на планете становилось еще холоднее.

Как вы думаете, что было необходимо человеку, чтобы сражаться с холодом?

(рассуждения детей )

Правильно им была необходима одежда и огонь.

Человеку пришлось много учиться размышлять и на смену человеку умелому пришел ЧЕЛОВЕК-РАЗУМНЫЙ

Они стали умелыми охотниками, научились делать много новых орудий труда из камня, дерева и костей животных, а также оружие, которое облегчало им охоту (наконечники из камня, костяные иглы, каменный топор) .

А из чего они шили себе одежду?

(рассуждение детей – из шкур животных )

Научились они добывать и огонь. Сначала после грозы они собирали тлеющие угольки, приносили в жилище и с помощью их разводили огонь, подкладывая сухие ветки. Чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурили по очереди, подкладывая ветки и сучья в костер.

Однажды после грозы, попробовав обожженные плоды и обгоревшие тела животных, они поняли, что поджаренное мясо намного мягче и вкуснее. Так они узнали еще одно полезное свойство огня – готовить еду.

Как вы думаете, что служило строительным материалом для жилья в то время?

(рассуждение детей – ветки , шкуры, кости животного, или пещеры)

Слайд 12-13-14-15

А чем они питались?

(рассуждение детей – растениями , ягодами, мясом, рыбой) .

Охотились мужчины. А собирательством занимались женщины.

Игра «Собери урожай»

Давайте посмотрим, кто из наших девочек окажется самой быстрой и соберет богатый урожай.

(девочки собирают красные круги, разбросанные по группе , победит та, у которой больше всего кругов. Игра заканчивается, когда все круги будут собраны)

На охоту и на рыбалку ходили самые смелые, сильные, ловкие, быстрые и опытные мужчины. Вот и мы с вами проверим, кто из наших мальчиков окажется таким. Они пойдут на рыбалку. Но пойдут те, кто самый первый отгадает мои загадки. Итак, первая загадка. Отгадывают только мальчики.

Как называлось первое орудие труда. (рубила) выходит первый отгадавший

Сметает на своем пути

Дома, деревья и кусты.

Яркий, рыжий, озорной,

Догадайтесь, кто? (огонь) выходит второй отгадавший

А теперь наши мальчики посоревнуются между собой за звание самого быстрого и ловкого в ловле рыбы.

Игра «Кто быстрее»

(мальчики вылавливают из емкостей рыбок, игра продолжается пока остальные считают до 10, победит тот, у кого в ведерке больше всего рыбок)

Молодцы!

Человек жил не один, а среди других людей.

Что нужно людям, чтобы понимать друг - друга? Как они общались? Собрался один на охоту, как позвать других?

(рассуждение детей )

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают) А можно голосом (дети показывают)

Сначала они общались с помощью звуков, но это было очень не удобно и тогда они придумали свой язык, то есть разные слова. Придумывали себе имена. (н. р «Зоркий глаз» )

Раз мы с вами путешествуем по прошлому , то давайте представим себя в роли человека того времени и придумаем себе имена. Вставайте в круг.

Игра «Придумай имя своё»

(дети по одному выходят в круг, называя свое имя)

Давайте вернемся к нашей таблице и заполним её.

Ребята, древние люди были и первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных, а еще человеческие фигурки, сцены охоты и другие события из жизни своего племени. Они еще не научились делать карандаши и краски, поэтому рисовали каменным углем и жидкой глиной, также сочными корешками и стеблями растений, а также острым камнем выцарапывали фигурки на стенах скал и пещер.

А теперь я предлагаю вам попробовать самим создать «наскальные» картины.

Индивидуальная творческая работа детей

(дети рисуют восковым мелком черного цвета на белом листе бумаги, затем каждый показывает свой рисунок и поясняет, что он изобразил).

В те далекие времена на Земле жили очень сильные и опасные звери и человеку приходилось иногда сражаться с ними.

Посмотрите на них.

Слайд 16-22

(по мере переключения слайдов небольшая беседа)

Заключение

Мы с вами познакомились с первыми людьми , живущими на Земле. Поэтому время, в котором они жили, называют ПЕРВОБЫТНЫМ.

На сегодня наше первобытное приключение заканчивается. Закрывайте глаза, наша машина времени отправляется назад в наше время. И мы снова окажемся мальчиками и девочками, живущими в нашем мире.

Итог : Как назывались люди, в которых мы с вами превращались (ПЕРВОБЫТНЫЕ)

Во что они одевались?

Что ели?

На кого охотились?

А где жили?

Как добывали огонь?

Хотели бы вы пожить в те времена?

Понравилось ли вам наше путешествие ?

Что больше всего запомнилось?

В следующий раз мы обязательно посетим людей прошлого и узнаем , чему же они еще научились.

Пояснительная записка к занятию .

Тема : «Путешествие в прошлое »

Занятие проводилось с детьми подготовительной к школе группы общеобразовательной направленности. Уровень психофизического развития детей соответствует возрастным показателям.

Данное занятие познавательного цикла носит обобщающий характер по лексической теме «Человек» . Оно построено в форме игры-путешествия , что соответствует ведущему виду деятельности дошкольников. Структура занятия состоит из трёх частей : вводная, основная и заключительная.

Цели, задачи и содержание занятия соответствуют требованиям программы «Истоки» по образовательной области «Познание » и возрастным возможностям детей .

Во вводной части использовала игровой приём (в виде «разгадывание кода для того чтобы запустить машину времени» ) для настроя детей на эффективную работу в течение занятия . Дети погружаются в прошлое . Они видят мир глазами человека иного времени, представляют себя первобытным человеком и решают проблемные вопросы. Создание игровых ситуаций, игровых проблем и внедрение компьютерных технологий способствовало повышению познавательного интереса и поддержанию активности детей на протяжении всего занятия .

В основной части применила игровые приемы для объяснения предстоящей работы, создание проблемной ситуации. Методика проведения данного занятия была направлена не только на познавательное развитие и развитие мышления, но и на эстетическое развитие, но и для развития мышления. На данном занятии для достижения поставленной цели дети использовали такие умственные операции, как анализ и синтез, мозговой штурм, сравнение и обобщение, а также применялся генетический подход в формировании линии развития объекта. Это позволило детям системно размышлять, выделять особенности рассматриваемого объекта в соответствии с эпохой его развития, а также возможности его преобразования. Для снятия психофизического и умственного напряжения ввела игровые моменты.

Занятие построено на основе личностно-ориентированных и гуманно-личностных подходах, что способствует ощущению каждого себя равноправным субъектом познавательного процесса .

Материал для занятия подобран по принципу от простого к сложному, деятельность детей организована на умении добывать и применять знания. Вопросы, проблемные ситуации требовали развёрнутых ответов и умозаключений. Содержание занятия способствовало осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.

В заключительной части занятия использовала интеграцию : рисование по принципу наскальной живописи, направленное на развитие креативности мышления.

Для придания эмоциональной яркости занятию использовала , музыкальные сопровождения, мультимедийное оборудование. В ходе подведения итогов использовался прием обыгрывания выполненного изображения и обмен впечатлениями. Занятие было построено так , чтобы вызвать у детей желание рассказать о своей работе, обосновать свой выбор.

Таким образом, для достижения цели и решения задач занятия мною были использованы социоигровые подходы, технология ТРИЗ, технология сотрудничества, интеграция видов деятельности, здоровьесберегающие технологии, а также соблюдение принципа психологической комфортности и принципа мини-макса знаний и представлений. Результативность данного занятия можно проследить по ответам детей в течение всего занятия . Это показатель высокого познавательного интереса воспитанников к новому материалу.

Считаю, что поставленные задачи решены, цель занятия достигнута .

Познавательный досуг в старшей-подготовительной группе

Конспект занятия для детей 5 - 7 лет "Путешествие в прошлое часов".


Автор: Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект занятия "Путешествие в прошлое часов", который ориентирован на проявление интереса детей к истории часов, познавательный диалог со взрослым, дает представление о значении труда взрослых. Данный материал будет полезен педагогам старшей и подготовительной группы детского сада, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов.
Возраст детей 5 - 7 лет.
Цель: Формирование представления детей о часах, истории создания часов.
Задачи: познакомить с историей часов, учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления, воспитывать уважение к труду людей - изобретателя, созидателя, творца.
Материал: картинки с изображением разных видов часов; часового механизма; разные часы: песочные, механические, электронные, электрические; картина с изображением солнечных часов, ватман с окружностью в середине листа; тарелка с желтой краской (гуашь); влажная тряпочка (салфетка) для каждого ребенка.
Подготовительная работа: рассматривание разных видов часов, заучивание стихотворения "Часы" В.Берестова, заучивание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательнейшее путешествие! Хотите совершить путешествие в прошлое? Тогда постарайтесь угадать загадку.
Нет ног, входим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

Дети: Часы.
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в прошлое часов.
(Подходят к первому столу, на котором лежит картинка с петушком).


Говорить мы будем о часах, а при чем тут петушок? Кто - нибудь может объяснить?
Ребята, в давние времена люди узнавали время по "живым часам". Эти "часы" очень важно разгуливают по двору, а взлетев на забор, начинают кукарекать! Везде и всегда ли были петушки? Можно ли по пению петуха определить точное время?
Дети: Нет!
Воспитатель: Делаем вывод: хоть и пользовались люди "живыми часами", они были очень неточны и неудобны.
Подходим ко второму столу.
(На столе для каждого ребенка влажная тряпочка, тарелка с желтой краской (гуашь), большой лист ватмана, в середине которого нарисован круг).
Воспитатель: Ребятки, давайте намочим в тарелочке с краской ладошку и пальчиками вверх приложим ее к нашему кругу (показывает как), затем тряпочкой ладошку вытрем.
Что у нас получилось? Конечно, лучистое солнышко!


Воспитатель: Если вдруг заболеет петушок или проспит, то солнышко будило людей. Послушайте удивительную историю.
Давным - давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть - 1 час.


Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Вот такое настоящее изобретение! Так человек изобрел циферблат (круг). Такие часы очень долго были у людей на службе, хоть и работали они только в солнечные дни!
Кто изобрел солнечные часы?
Дети: Человек.
Воспитатель: Как можно назвать такого человека?
Дети: Творец, изобретатель.
Воспитатель: А сейчас, ребятки, подойдем к другому столу.
(на столе иллюстрации с изображением песочных и водяных часов).



Послушайте еще одну историю. Сципион Назик, очень умный житель древнего города Рима, наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Капли падали кап...кап...кап...кап. Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и стал следить как капля за каплей вытекала вода из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Вот так в Древнем Риме изобрели водяные часы.
А вот песочные часы, они тоже без стрелок и чем - то похожи на водяные, только вместо воды в них песок, и их все время нужно переворачивать.
- Как вы думаете, эти часы были удобными?
- Водяными часами сейчас никто не пользуется, а вот песочные можно встретить в больнице, в лабораториях у химиков, биологов.
Подходим к другому столу.
(На столе изображения разных часов и механизм будильника в разобранном виде).



Воспитатель: Врем бежало, появлялись новые приборы для измерения времени. Изобретатель - еще один умный человек придумал часы со стрелками и циферблатом. Правда часы были очень большие, вал - барабан был деревянный и размером с целое бревно, а вместо цепочки на барабан наматывали очень толстый канат с тяжеленными гирями. Часы были настолько громоздкими, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях.
Потом появились в домах часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник. Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими.


Потом появились карманные часы, они были очень дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди, по форме они напоминали яйцо. Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.
Двигателем таких часов была обыкновенная пружинка.
К тому времени появились часовые мастера - часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку. Одним из представителей часовщиков был мастер - изобретатель Кулибин Иван Петрович.
Физкультминутка.
Тики-так, тики-так, -
Так ходики стучат.

(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).
Туки-так, туки-так, -
Так колеса стучат.

(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).
Токи-ток, токи-ток, -
Так-стучит молоток.

(Изображают кулачками молоточки).
Туки-ток, туки-ток, -
Так стучит каблучок.

(Стучат каблучками).
Воспитатель: А теперь давайте подойдем еще к одному столу.
(На столе лежат изображения электрических и электронных часов)
Воспитатель: Жизнь не стояла на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех людей. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные и электрические часы, внутри которых поместили крохотную электрическую станцию - батарейку. (демонстрация батарейки).
Появились часы, которые невозможно купить, но каждый из вас их может увидеть на площадях, вокзале, на улицах.
- Как вы думаете, что важнее: человек или приборы?
На трубе и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода.

Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы смогли их увидеть такими, какими видим в наше время. И таким удивительным превращениям мы обязаны человеку - творцу, созидателю, изобретателю.
Время не стоит на месте, и, конечно, со временем появятся новые часы.
- А сейчас вспомните, какие вы знаете часы?
- Почему человек изобрел часы?
- Спасибо всем за активную работу. Вот мы и попутешествовали во времени, в прошлое часов.

Организация: МБДОУ «Детский cад «Светлячок»

Населенный пункт: Заинский район, город Заинск, Республика Татарстан

Конспект тематического занятия

с детьми подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги»

Автор-составитель: Кубышкина Марина Викторовна, воспитатель, первая квалификационная категория муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района РТ.

Цель. Познакомить детей с историей создания книги, используя компьютерные технологии, показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; познакомить и вызвать интерес к творческой деятельности людей, создающих книги; воспитывать бережное отношение к книгам, любовь к книгам и чтению. Учить детей слаженно работать в парах для достижения общей цели.

обучающие:

· продолжать обогащать представления детей о мире предметов;

· познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;

развивающие:

· расширять и уточнять представления о людях разных профессий;

· развивать умение поддерживать беседу;

  • развивать интерес к разгадыванию загадок.

воспитательные:

· воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;

· развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми, проявлять доброжелательные отношения друг к другу.

Оборудование:

  • глиняные дощечки
  • береста
  • гуашь
  • кисти для рисования
  • деревянные палочки.
  • печати с буквами.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Викторовна.

Я вам принесла волшебную коробочку, что в ней лежит, узнаете, если отгадаете загадку:

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает»

А вы любите, когда вам читают сказки? (Ответы).

K акие сказки вы знаете? (Ответы)

Хотите узнать, откуда к нам пришла книга? Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в «Прошлое книги». На каком транспорте можно отправиться путешествовать? (ответы)

А я вас приглашаю совершить путешествие на «Машине времени».

СЛАЙД с изображением Египта.

Какая удивительная страна. Мы с вами попали в Древний Египет. В Египте создали первую книгу. Посмотрите.

СЛАЙД с изображением глиняных дощечек.

Для записи использовали глиняные дощечки, на которых писали деревянными палочками, а потом складывали друг на друга дощечки и получались книжные страницы из глины.

Давайте и мы с вами попробуем сделать глиняную книгу. Садитесь. Перед вами глина. Возьмите палочки напишите букву «А». Получается?

Дети, мы с вами написали по одной букве, и получилось такая стопка, это очень

неудобно, книга получилась большая и тяжёлая. Но по-другому человек не научился писать книги.

- Пока летим, посмотрим на звёзды, ловите звёздочки глазами.

СЛАЙД с изображением звёздочек (гимнастика для глаз)

СЛАЙД с изображением Древней Руси.

Мы с вами оказались в ДРЕВНЕЙ РУСИ и я хочу вам рассказать, как писали на Руси. Посмотрите, какие красивые русские берёзки.

СЛАЙД с изображением бересты.

Дети, посмотрите, что у меня в руках? (ответы детей)

Это береста – кора берёзы. В древней Руси писали на бересте. Посмотрите. Первые книги были берестяные. Повторите. Давайте и мы попробуем написать на бересте.

Получается? (ответы).

На бересте, тоже неудобно было писать.

Физ. минутка под музыку

Прошло много лет, человек научился делать бумагу, с тех пор книги, стали печатать на бумаге. А как это произошло? Смотрите.

СЛАЙД с изображением деревянного трафарета.

Буквы вырезали из дерева. На них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот так появилась первая печать. Люди, которые этим занимались, назывались книгопечатниками. Предлагаю вам стать книгопечатниками. Подойдите к столу. Смотрите и повторяйте за мной. Возьмите букву нанесите краску и поставьте печать на бумагу. Посмотрите, какую мы свами печатную книгу создали. Но нам пора возвращаться. Вставайте в машину времени. А чтобы нам не скучно было лететь, произносите за мной слова, хорошо работая губами и язычком.

Пальчиковая гимнастика.

Трик-трак, трик-трак

Под мостом жил старый рак

Рыжий хвост пошёл на мост

Рак схватил его за хвост

Мяу – мяу, помогите

С хвоста рака отцепите

Все бегут, и ты беги

Коту Ваське помоги.

Вот мы и прилетели, выходите ребята.

СЛАЙД с изображением детского сада.

  • Куда мы попали? (фото детского сада). Как называется город? (ответы). Вот мы и дома. Ребята, вам сегодня было интересно? Расскажите, что нового, интересного вы узнали? Из чего делали книги? (ответы детей). Вот такой длинный путь прошла книга, чтобы попасть к нам в руки. Книга – источник знаний. Она нас учит добру, мудрости. Будете дружить с книгой - многое узнаете. Ребята, книга на татарском языке будет называться «Китап», повторите. Я хочу подарить вам книгу, читайте её в свободное время. До свидания!

С писок используемой литературы:

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2011.


  • Разделы сайта