Занятие путешествие в старшей группе. Открытое занятие в старшей группе "путешествие в страну знаний". Логоритмическое стихотворение «На качелях»

Цели занятия

1. Развить воображение, память, речь.

2. Закрепить представления детей о воде, ее качествах, изменениях, о природных явлениях.

3. Развить пантомимическую и речевую выразительность.

4. Формировать интерес к творческим играм.

Вводная беседа

Педагог. Дети, мы с вами уже много раз отправлялись путешествовать. Но сегодня путешествие совсем необычное. Попробуйте отгадать, в страну какого вещества мы отправимся: «Что бывает жидким, твердым и газообразным?» Конечно, вода! Я прочитаю волшебное заклинание, полью на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки. Закройте глазки и представьте, какая вы капелька.

Ну-ка, лейка, лей, лей!

Для ребяток не жалей.

В капельки пусть превратятся,

От души повеселятся.

Расскажите мне о себе: какой вы формы, цвета, прозрачности, какой у вас характер, вы — капелька дождя или росы, а может быть, тумана или дождевого облака, а может, остались на банке, которую ваша мама стерилизовала для компота? Рассаживайтесь, капельки, кто куда: на землю, на травку, на листочки, лепестки цветка. Дождь кончился, а капельки лежат и не высыхают, ведь уже наступила ночь, солнышка нет.

Капельки так устали, что закрыли глазки и заснули. Спят капельки, и снится им веселый ручеек, бурлящая река, большое теплое море и огромный океан. Все они там собрались, им весело вместе. Но вот появился первый лучик солнца. Капельки открыли глазки и проснулись. Утром холодно: «Брр-р». Капельки потянулись, зевнули, замерзли и задрожали от холода. Подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку, с цветка на травку. А те, кто сидел на самых верхних листочках дерева, прыгнули вниз, испугались. Ветер подхватил их, закружил, отнес то в одну сторону, то в другую. Но вот наконец-то земля!

Выглянуло долгожданное солнышко. Капельки протянули к нему свои ручки, погрелись. Подставили один бочок, потом второй, потом личико. Солнце греет все сильнее, совсем стало жарко! Капельки стали понемногу испаряться и собрались в небе в большое, белое, пушистое облако. Как интересно смотреть сверху вниз!

По тексту дети вместе с педагогом выполняют все действия.

Гонит ветер облака. Куда же они плывут? Давайте прочитаем стихотворение и покажем его в движении.

Логоритмическое упражнение «Облака»

Жур-жур-жур — журчит река:

(Ритмично топают ногами.)

— Я теку издалека.

Мимо-мимо-мимо-мимо

(Руки поднимают вверх, ритмично покачивают.)

Проплывают облака.

— Вы куда? — кричит река.

А они: Туда-туда...

(Ритмично машут руками перед собой.)

— Может, снова приплывете?

— Облака: Когда? Когда?

(Ритмично пожимают плечами.)

Гонит ветер нас лихой.

Только снится нам покой.

(Делают круговые движения рукой над головой.)

Облака плывут по небу такие разные, как будто это сказочная страна. Расскажите, а на что похоже ваше облачко? Куда оно плывет? Что видит сверху? Давайте мы расскажем и покажем, какие разные бывают облака.

Стихотворение с движениями «Облака»

Облака, как паруса,

(Изображают треугольник указательными пальцами.)

Мчит их ветер, гонит.

(Резко выдвигают вперед одну руку, другую.)

Если много облаков —

(Руки выставляют перед собой, все пальцы раздвигают.)

Будет точно дождик.

(Ритмично щелкают пальцами сверху вниз.)

Ну а если облака,

(Правую руку поднимают вверх, пальцы раздвигают.)

Как перо жар-птицы.

Будет солнышко с утра,

(Обе руки поднимают вверх, скрещивают, пыльцы раздвигают, разводят руки в стороны.)

Защебечут птицы.

(Изображают руками взмахи крыльев.)

А столкнутся лоб об лоб,

(Стучат кулаком о кулак.)

В тучу превратятся.

(Изображают в воздухе большой шар.)

И тогда грохочет гром —

(Хлопают в ладоши.)

Это тучи злятся.

(Принимают боксерскую позу, мимику.)

Совсем разозлились тучи, пошел сильный дождик. Давайте побегаем под дождем, подразним его.

Дождик, дождик, пуще...

Дождик, дождик, не дожди...

Вот и кончился дождик. Выглянуло солнышко, а в небе что-то появилось разноцветное. Что это? Какие цвета радуги вы знаете? В каком порядке они располагаются? Какое выражение помогает нам это запомнить? Сейчас, капельки, я вас раскрашу в цвета радуги, а вы должны запомнить свой цвет и встать за тем цветом, который в радуге перед вами. Пока идет теплый летний дождь, все цвета радуги в разных сторонах бегают, резвятся. Но вот выглянуло солнышко. Радуга, собирайся! Первый цвет — красный. Давайте посмотрим сверху вниз. Сядьте на радугу, свесьте ножки вниз и посмотрите, что осталось на земле после дождя? Лужи. Давайте спустимся и по ним походим. Как здорово ходить по лужам!

Логоритмическое упражнение «Лужи»

Шлеп-шлеп-шлеп — иду по лужам.

(Ритмично постукивают ладонями о ноги.)

Хлюп-хлюп-хлюп — вода в ботинках.

(Ритмично потопывают ногами.)

Кап-кап-кап — мне зонтик нужен.

(Ритмично пощелкивают пальца ми сверху вниз.)

Оп-оп-оп — вода по спинке.

(Ритмично похлопывают руками скрестно за плечами.)

Буль-буль-буль — упала шапка.

(Ритмично делают пружинку.)

Ой-ой-ой — кругом вода.

(Ритмично кружатся.)

Да-да-да — себя так жалко!

(Ритмично кивают головой.)

Одевайтесь в дождь всегда.

Можно «измерить» глубину лужи, спеть песенку «Купила мама Леше отличные калоши».

Из луж капельки собрались в веселый, озорной ручеек. Скорее образуйте ручеек. Побежали. «Буль-буль-буль», — поет ручеек. Бежит между камешками, деревьями, мимо дорожки, спускается с овражка. Руки не расцепляйте, а то ручеек оборвется. Встретились на пути большие камни-валуны, стал пробираться ручеек, зазвенел: «Дзынь-дзынь-дзынь, дзынь-дзынь-дзынь». Сильный ручеек, прошел через камни. А впереди река! Какая большая, широкая. Покажите, как плавно перекатываются волны, какая река широкая. Встаньте в линейку, это начало реки. А теперь поплыли вперед, взявшись за руки. В реке водится много рыб. Каких вы знаете? Поплавайте, как рыбки. На пути пороги — огромные валуны. Река должна через них переплыть. Давайте перепрыгнем валуны (повороты, изгиб, обрыв, водопад и т.п.). Река кончилась. Куда же она впадает? Многие реки впадают в море. Каких морских обитателей вы знаете? Кем бы вы хотели быть? Кто был на море? Какое оно? Какого цвета вода? Виден ли противоположный берег, как у реки?

Игра «Море волнуется»; кассета «Остров чаек» — можно использовать как релаксацию, песня «Бескозырка белая в полоску воротник...».

Стихотворение с движениями «Мои умелые руки»

Мои руки — это волны,

Ветер гонит их вперед.

(Изображают руками волну.)

Мои руки — крылья чаек,

(Взмахивают плавно руками.)

Небо их к себе зовет.

(Поднимают руки перед собой вверх.)

Мои руки — рыбки в море,

Плавают туда-сюда.

(Кончики пальцев обеих рук соединяют, делают плавные движения то в одну сторону, то в другую.)

Мои руки — это крабы,

Разбежались кто куда.

(Руки перед собой, пальцы расправляют, опускают вниз, немного сгибают, пошевеливают.)

Спустимся на дно морское.

(Соединяют перед собой руки, опускают вниз, наклоняются.)

Там кораллы, словно ветки,

(Руки перед собой соединяются, из пальцев образуют веточки.)

Водоросли изумрудом

Раскачалися без ветра.

(Руки вверх, плавно покачивают.)

Вот проплыл конек игривый,

(Соединяют пальцы, кисть опускают, руку сгибают в локте.)

Как змея, ползет мурена,

(Делают волнообразные движения рукой.)

И акула отдыхает,

(Руки складывают под щеку.)

Снится море ей, наверно.

(Делают волнообразные движения руками.)

Но море не сравнить с океаном. Океан намного больше и глубже. Вы даже не можете представить, какой он большой! Кругом одна вода, до берега можно плыть даже несколько месяцев. Там плавают акулы, огромные киты, дельфины, большие и совсем маленькие рыбы, крабы. Давайте сядем на огромного кита и поплывем домой. Капельки уже устали путешествовать. Сколько впечатлений! Держитесь друг за друга, не упадите в океан. Вот наконец и берег, скорее превращайтесь в деток.

Заключение

Педагог. Ребятки, во что же превращалась капелька? Кем вам больше всего понравилось быть? Где еще не побывала наша капелька? Какие водоемы вы знаете еще?

Дети . Озеро, пруд, затон.

Педагог . Нарисуйте свои впечатления о путешествии.

Надежда Карташова
Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Интегрированное занятие в старшей группе .

Тема «Путешествие по сказкам » .

Цель : Создание условий для расширения представлений о русских народных сказках и радостного эмоционального настроения при общении.

Задачи :

Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям. Развивать речевую активность детей, умение делать выводы и умозаключения. Активизировать в речи детей : название сказок , имена сказочных героев . Воспитывать любовь и интерес к сказкам

Оборудование : видеопроектор, презентация «Сказки » , чудесный мешочек, клубочек, письма от Бабы Яги и героев сказки , картинки героев сказки для аппликации , клей-карандаш, альбомные листы, дырокол, тесьма, обложка для книжки.

Методика проведения.

Дети берутся за руки и произносят слова приветствия :

«Дружно встанем в тимби круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Мы ладошками коснемся

И друг другу улыбнемся».

Восп. Я принесла вам новую книжку, давайте посмотрим в ней иллюстрации. Открываю книжку, а в ней чистые страницы. Спрашиваю детей :

«Ребята, что случилось с книгой? Куда пропали страницы с картинками? Кто мог так пошутить над нами? Как же нам быть, что делать? Ответы детей.

А вот какая-то записка. Сейчас узнаем, от кого она и о чём в ней говорится.

«Это я украла у вас книжку со сказками , больше вы их не увидите. Есть у меня одна книга, не простая, волшебная книга Сказок , в которой находятся для вас трудные задания. Если вы выполните все задания правильно, то я вам отдам вашу книжку. Баба яга!»

Спрашиваю детей : «Ребята, что будем делать? Ну что, выполним задания Бабы - Яги, не испугаемся трудностей? Нам необходимо найти нашу книгу, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта книга Сказок – мы не знаем . Кто нам укажет путь? (высказывания детей ) ».

Обращаю внимание на волшебный мешочек, давайте посмотрим, что в нем. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) . Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки . Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки » : дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку .

Восп.: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей) . Верно, потому, что вы знаете много сказок ! Восп : Вот мы выполнили первое задание!

Этот клубок стал волшебным и укажет нам путь в страну сказок .

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова :

«Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи

Клубочек покатился к шкафчикам.

Восп : «Клубочек, дружок, помоги нам, пожалуйста!

Здесь еще одно письмо, на конверте написано : «Помогите!» . Только не могу понять, кому нужна наша помощь? Открываю конверт, достаю карточки.

Проводится игра «Помогите!» . Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им.

«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят» )

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок» )

«Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» )

«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя» )

«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк» )

«Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка» )

Воспитатель : Какие вы молодцы! Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят! Восп

(Дети вместе с воспитателем подходят к экрану) .

Восп : Ребята, вы любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам нашу книгу!

На экране загадки, читаю, если дети отгадывают, появляется картинка, отгадка.

1 Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка) .

2 Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

3 Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

4 Что за чудо, что за диво

Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)

Вёдра он послал на речку,

Сам спокойно спал на печке.

Спал он целую неделю.

А зовут его (Емеля)

5 Заигралась сестрица.

Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Восп : Молодцы, дети!.Вот мы выполнили еще одно задание!

Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультминутка «Баба Яга» .

В темном лесу есть избушка, дети шагают.

Стоит задом наперед, поворачиваются,

В той избушке есть старушка , грозят пальцем.

Бабушка Яга живет, грозят пальцем другой руки.

Нос крючком, глаза большие, показывают пальчиком.

Словно угольки горят, покачивают головой.

Ух, сердитая какая! Бег на месте.

Дыбом волосы стоят. Руки вверх.

Восп : Отдохнул наш клубок и готов идти дальше. Предлагаю вам поиграть.

Игра называется «Скажи наоборот» . Я буду называть слова, а вы скажете наоборот, с противоположным значением.

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Грустный – весёлый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Злой – добрый

Восп : Вот мы выполнили еще одно задание!

Клубочек прикатился к столикам.

Но и здесь не обошлось без проделок Бабы Яги, посмотрите, что она опять натворила. На столе разбросаны герои сказок . Ребята, скажите, почему Баба Яга злая, делает всякие пакости? Что нужно сделать, чтобы она стала доброй? Ответы детей.

Посмотрите внимательно, подумайте, какую сказку вы будете собирать и приклеивать к странице. Соберем книжку, подарим Бабе Яге, она станет доброй и вернет нашу книжку со сказками .

Дети собирают героев сказок , намазывают клеем. Приклеивают картинки к альбомному листу. Дети называют сказки , которые они собрали. Молодцы, все справились с заданием! Иллюстрации у нас готовы и я вам помогу сделать книгу. У нас есть обложка с файлами для книги. Соберем все ваши картинки, вставим в файлы и получится яркая и красивая книга. Вместе с детьми собираем книгу. Вот книга готова!

Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок . Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Крибле, крабле, бум!» . (Дети выполняют вместе с воспитателем) .

Восп : Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, Баба Яга стала доброй, вернула нашу книгу! Это она вам прислала подарок за смелость, за старание , за любовь к русским народным сказкам . Каждый вечер будем с вами ее читать! Книга – наш лучший друг! Она учит нас дружить и быть смелыми. Я надеюсь, что вы будете беречь и любить книги.

Восп : В каких сказках мы побывали ? Кому мы сегодня помогали? Каких сказочных героев встретили ?

Вы все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок , самые лучшие ценители! Предлагаю наш клубок отправить в сказку , он там может пригодиться другим героям.

Цели мероприятия

1. Развить воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.

2. Закрепить представление о городе, его отличии от деревни.

3. Формировать интерес к окружающему, совместным играм.

Вводная беседа

Педагог. Дети, мы с вами путешествовали в деревню. С кем мы только там не встречались! Очень интересно в деревне. А мы с вами живем в городе. Мне в голову пришла интересная идея: а не попутешествовать ли нам по городу. Мы ведь никогда этого не делали. Согласны? Скажите мне, а чем город отличается от деревни, села? Мы поедем туда, где гуляют и отдыхают дети. Садитесь скорее в трамвайчик. Я буду вагоновожатым. Дзынь-дзынь-дзынь — трамвайчик отправляется.

Веселый трамвайчик,

По рельсам беги,

И в парк развлечений

Ты нас привези.

Там много качелей

И фокусник ждет.

Там есть карусели,

Веселый народ.

Остановка «Парк развлечений» . Выходим. Покатаемся на каруселях. Беритесь за руки, вставайте в круг. Не забудьте, что карусели сначала едут тихо, а потом все быстрее. Произносите со мной вместе слова.

Сели, сели, сели, сели

Мы на чудо-карусели

И поехали по кругу.

Догоняем мы друг друга.

Еле-еле карусели

Нас сначала повезли.

А потом они быстрее

К небу прямо понесли

Все мелькает и кружит,

А сердечко так дрожит.

Вот помедленней кружатся

И к земле хотят прижаться.

Пересядем на качели.

Логоритмическое стихотворение «На качелях»

Кач-кач-кач — летят качели.

(Ритмично покачивают руками внизу из стороны в сторону.)

Так захватывает дух!

(Поднимают руки резко вверх.)

Все сильнее бьется сердце:

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук.

(Ритмично постукивают кулачками.)

Вверх и вниз и снова к солнцу.

(Поднимают руки вверх-вниз, сгибаются.)

Словно птица ты летишь.

(Ритмично взмахивают руками.)

Выше, выше, выше, выше! —

Вновь товарищам кричишь.

(Ритмично поднимают руки перед собой снизу вверх.)

Покачаемся на качелях-лодочках. Садитесь парами, беритесь за руки, ногами упирайтесь в ноги своего товарища.

Дети в парах «качаются»: сначала один тянет к себе, затем второй.

Песня «Качели» из кинофильма «Электроник»

В юном месяце апреле

В старом парке тает снег.

И крылатые качели

Начинают свой разбег.

Позабыто все на свете,

Сердце замерло в груди.

Только небо, только ветер,

Только радость впереди.

Взмывая выше неба,

Не ведая преград,

Крылатые качели

Летят, летят, летят.

А теперь давайте покатаемся на других качелях. Садитесь спиной друг к другу, обхватите руки. Перетягивайте друг друга на себя по очереди. Поехали дальше. Садитесь в автобус.

На автобус пересели,

Еле-еле мы успели.

За билетик заплатили,

Старым место уступили.

Не толкались и не дрались,

Тихо говорить старались.

В заднюю мы дверь входили,

Из передней выходили.

Мальчики помочь сойти

Девочкам не позабыли.

Остановка «Зоопарк» . Выходим. Сколько вольеров с животными! Какие животные живут в зоопарке? Кто ходил в зоопарк? Вот вольер с мартышками. Они корчат рожицы, жуют бананы, лазают по прутьям. А мы станем учеными мартышками.

Стихотворение «Ученые мартышки»

Две проказницы мартышки

(Оттопыривают уши пальцами.)

Полистать любили книжки,

(Раскрывают ладонь одной руки — книга, указательным пальцем второй «листают».)

Потрясти их, полизать

(Проводят пальцем по ладони.)

Ловко принялись за дело

И очки они надели.

(Делают очки пальцами, подносят к глазам.)

К носу книжку поднесли,

(Раскрытые ладони подносят к носу.)

(Отводят ладони от носа.)

Ничего в очках не видно.

(Закрывают глаза руками.)

И мартышкам так обидно!

(Собирают «слезы» в ладонь.)

Из зоопарка мы пойдем пешком по улицам. Вставайте парами, а я впереди с красным флажком. Смотрите не отставайте, а то потеряетесь в большом городе.

Мы по улице идем,

Дружно песенку поем.

Все хотим мы повидать,

Обо всем хотим узнать.

Чтобы место дать прохожим,

С правой стороны мы ходим.

Красный впереди флажок

Виден нам, как маячок.

Надо перейти дорогу,

Светофор тут на подмогу.

Все стоят, и мы стоим

И внимательно глядим.

Вот зеленый человечек —

Нам сигнал переходить.

С красным мы совсем не дружим.

С ним — стоять, а не ходить.

Отдохнуть немного сели

И мороженое съели.

Вот и «ледяной домик» с мороженым. А я — продавец. Покупайте у меня мороженое. Только скажите, какое бы вы хотели, опишите его. Давайте присядем на лавочку и поедим мороженое, чтобы не испачкать прохожих. Покажите, какое вкусное мороженое! Сладкое, вкусное. В шоколаде, с карамелькой, джемом, какое удовольствие! Обертки не будем бросать на тротуар. А что мы с ними сделаем?

Дети . Бросим в урну!

— Возьмем с собой!

Педагог . Наелись? Пошли дальше. Идем мимо магазинов. В какой вам хотелось бы зайти? Почему? Давайте зайдем в кондитерский магазин. А что там продается? Купим разных конфет, чтобы всем хватило. Держите, я вам раздам по конфетке. Расскажите, какая у нее обертка, какая начинка? Покажите, какая вкусная конфетка. Не забудьте убрать обертку в карман.

А за кондитерской — магазин «Детский мир». Какой отдел этого магазина вам нравится больше всего? Какую игрушку вы бы хотели купить? Я продавец, купите у меня игрушки. А теперь покажите движениями, чтобы мы узнали, какую игрушку вы купили. Устали ходить? На чем мы еще можем поехать? (На троллейбусе, маршрутном такси, метро, машине.) Поднимайте руки- усы, цепляйтесь за электрические провода. Поехали. Остановка «Зоомагазин». Выходите. Давайте посмотрим, кого продают в зоомагазине. А вы знаете? Как мне нравится золотая рыбка, которая плавает в аквариуме! Купим ее? Пусть она живет в нашем аквариуме. Давайте ее покажем.

Логоритмическое стихотворение «Золотая рыбка»

Золотая рыбка чешуей сверкает:

Ах-ах-ах, ах-ах-ах.

(Ритмично похлопывают по телу сверху вниз.)

Хвост, как из вуали, нежно распускает —

Так-так-так, так-так-так.

(Ритмично покачивают руками за спиной.)

Машет плавниками, еле шевелит.

Не спит, не спит, не спит.

(Вытягивают руки по бокам, ритмично ими шевелят.)

В водорослях спрятаться поскорей спешит.

Спешит, спешит, спешит.

(Поднимают руки вверх, покачивают ими.)

Следующая остановка «Театр кукол». Станцуем танец веселых Петрушек. Последняя остановка — «Цирк». Мы попали на представление. (Взять отрывок из путешествия в цирк.)

Заключение

Ребята, мы не закончили путешествовать по городу. Есть еще много интересных мест, в которых мы побываем. А вы подумайте, куда бы мы могли отправиться.

Цель: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам, пройденным за учебный год.

Задачи:





Материал к занятию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"

Цель: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам, пройденным за учебный год.

Задачи:
Образовательные: формировать умения обобщать, классифицировать;
закрепить умение использовать все части речи; закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове; упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы; развивать у детей умение ориентироваться на местности по словесному описанию, определять направление маршрута.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Материал к занятию : конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника), солнце с лучиками, картинки животных (волк, лиса, заяц и медведь), картинка для звукового анализа слова КЛАД, буквы с цифрами (СОЛНЫШКО), мяч, шкатулка со сладкими призами.
Раздаточный материал: полоски и конверты с фишками для звукового анализа слов.
Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок, разучивание физкультминутки.
Интеграция образовательных областей: коммуникативная, познание, игровая, восприятие художественной литературы
Ведущая область: Коммуникация

Ход занятия:
Вводная часть
Стук в дверь (приносят конверт).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно.
(Дети собирают картинки – пазл на магнитной доске (на картинке изображен волшебник).
-Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.
(Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу, а некоторые из вас пойдут в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи».

Основная часть:
Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила. Напомните их мне
1ребенок: Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2 ребенок: Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: В начале нашего путешествия отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
- Посмотрите на доску, на ней солнышко.(на магнитной доске изображение солнца и разбросанных в разные стороны лучей)
-Только почему-то оно грустное?
Дети: У него нет лучиков.
Воспитатель: Наш волшебник его заколдовал, а лучики разбросал в разные стороны. Чтобы солнышко освещало наш путь надо расколдовать лучики. Для этого мы должны выполнить задания.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).
Задание № 1
Игра "Загадки-отгадки"
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают их)
1."Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос". (Медведь)

2. "Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета". (Заяц)

3. "Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет". (Волк)

4. "Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт". (Лиса)
(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным, затем дети считают сколько они отгадали животных)

Игра "Из какой сказки?"
(После того как дети отгадали загадки, воспитатель предлагает вспомнить сказки, в которых есть эти персонажи: волк, лиса, медведь и заяц.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием.
(Воспитатель берет следующий лучик, зачитывает задание)

Задание № 2
Игра «Назови ласково»
(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)
Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.

Задание № 3
Игра «Назови одним словом»
(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)
-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. (Овощи)
- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)

Задание № 4
Игра «Что лишнее? »
(Воспитатель называет группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе)
- яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
-заяц, комар, медведь, волк. (Комар)
-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик. (Кузнечик)
- самолет, машина, корабль, стол. (Стол)

Задание №5
Игра “Наоборот”
(Воспитатель кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (большой - маленький) и бросить мяч воспитателю. Дети сидят на своих местах)
-Нам с тобой пришёл черёд
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь …(«низко»).
-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь …(«близко»).
-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь …(«пол»).
-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты …(«нашёл»)!
-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Задание № 6
Воспитатель: Ребята, что нарисовано на этой картинке?
(На доске висит картинка, обозначающая слово клад.)
Дети: сундук с монетами, драгоценности, сокровище, богатство, клад.
Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова КЛАД. (Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, один ребёнок, который закончил первым, работает у доски)
Воспитатель: Сколько звуков мы слышим в слове клад?
Какой первый звук в этом слове?
Дети: звук [К], согласный звук.
Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем этот звук?
Дети: синей фишкой.
Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?
Дети: звук [Л], согласный звук, обозначается синей фишкой.
Воспитатель: Какой третий звук в слове клад?
Дети: Звук [А], гласный звук, обозначается красной фишкой.
Воспитатель: Какой четвёртый звук мы слышим в этом слове?
Дети: Звук [T]- согласный звук, обозначается синей фишкой.
Воспитатель: Ребята, я хочу открыть вам секрет, что в слове клад мы слышим [T], а пишем [Д].
-Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

Задание № 7
Игра "Буквы заблудились"
(На магнитной доске карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры)
Воспитатель: Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 8, и прочитаем, что получится, (дети расставляют цифры вместе с буквой по порядку).
Воспитатель: А получилось слово - СОЛНЫШКО.
- Сколько слогов в слове - СОЛНЫШКО? (3 слога)
- Какой мы слышим первый звук в этом слове? (звук [С]). Назовите слова в которых есть звук [С].
А какой последний звук в этом слове? (звук [О]). Назовите слова со звуком [О].
Воспитатель: Ребята, вот и прошли мы почти все испытания, остался последний лучик, посмотрим, что же на нем написано:
"Ребята! Вы просто молодцы! Раз вы нашли это послание, значит, вы справились со всеми моими заданиями. Ну а теперь внимание! Чтобы найти клад, вы должны сделать 2шага вперёд, 3 шага влево, и т.д.
С наилучшими пожеланиями. Волшебник"
(Один ребенок идет, следуя инструкции воспитателя и находит клад. Там лежат шоколадные монетки).

Итог занятия:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята напомните мне, что мы сегодня делали на занятии? Какое испытание вам понравилось больше всего? Кто сегодня хорошо занимался? Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2»

Открытое занятие на тему:

«Путешествие по стране сказок».

Старшая группа.

Воспитатель: Григорьева М.П.

Цель : Сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального состояния детей.

Задачи:

1.Закрепить знания по содержанию сказок.

2.Развивать коммуникативные качества детей, совершенствовать диалогическую форму речи, через интерес к литературе, к сказкам.

3. Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей. Создать радостное, эмоциональное состояние.

Дидактический материал: Карта путешествия, волшебная река (голубой материал), мостик, волшебная палочка, волшебная яблоня, сумка почтальона, телеграммы, письмо с заданиями от Бабы Яги.

Использование музыки: песня «Маленькая страна», «В гостях у сказки», звуки леса и птиц, пластический этюд под музыку Э.Грига «Утро», логоритмическая физ.минутка под песню «Кашалотик, кашалот!».

Сюрпризные моменты: Появление Волка, Доктора Айболита.

Подготовительная работа: Чтение сказок, разучивание логоритмической физ.минутки, пластического этюда.

Ход занятия:

Под музыку «Маленькая страна» дети входят и встают полукругом.

Воспитатель: Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна Детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете нельзя долететь. Но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.

Воспитатель: Ребята, любите ли вы сказки? (Ответы детей)

Да, я знаю, вы слушаете и читаете их с наслаждением. Сегодня я вам хочу предложить отправиться в путешествие по стране сказок. А чтобы отправиться в путешествие нам надо сказать волшебные слова.

Дети встают в круг и говорят слова :

Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять (встают в круг)

Будем вместе мы играть (берутся за руки )

В сказку мы хотим попасть . (кружатся вокруг себя, садятся на коврик и закрывают глаза)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

В группе появляется карта сказочной страны.

Воспитатель: Ребята, смотрите! Что это такое? Так это же карта сказочной страны! А что можно сделать с помощью карты? Правильно. Отправиться в путешествие. Пора взглянуть на карту.

В самом начале пути нас ждет волшебная река. Нам надо пройти через нее, как вы думаете мы можем перейти через речку?(Ответы детей)

Чтобы построить мостик, нам надо выполнить задание. Мы будем друг другу передавать волшебную палочку и называть любимую сказку.

Дети называют сказки.

Воспитатель : Молодцы! Вот мы и построили волшебный мостик. Проходите осторожно. (Дети переходят реку) А мы продолжим путь. Давайте посмотрим на карту. Куда ведет нас дорога дальше? Так это же волшебный лес.

Фонограмма со звуками леса и птиц.

А в волшебном лесу растут волшебные растения и живут волшебные птицы и звери. Ребята, а каких волшебных животных и растения вы знаете?

Ответы детей: Жар-Птица, Конек-Горбунок, Серебряное копытце, Олень с золотыми рогами, Аленький цветочек, Дерево с молодильными яблочками.

Пластический этюд под музыку Э.Грига «Утро».

Появляется Волк.

Волк: Я-серый, страшный, злой, голодный. Я зубами щелк. Красную Шапочку обманул, трех поросят напугал, обидел семерых козлят, и вас я тоже обману.

Воспитатель: Послушайте, Волк, вы конечно серый и зубастый, но совсем не злой и страшный.

Волк: Нет, я злой и страшный!

Воспитатель: Ребята, а в каких сказках встречается серый волк?

Ответы детей.

Воспитатель: Во всех сказках волк злой и страшный? (Ответы детей)

Воспитатель: Волк, а хочешь ты стать добрым и ласковым?

Волк: Попробовать можно.

Воспитатель: Наши ребята сейчас сделают так, чтобы вы стали добрым и симпатичным.

Воспитатель: Дети, давайте будем дарить добрые, хорошие слова Волку, чтобы он стал добрым, хорошим.

Дети говорят добрые слова (добрый, красивый, модный, порядочный)

Волк: Ой, ой! Какие вы волшебники! Я хочу со всеми дружить. Побегу-ка я творить добрые дела!

Волк уходит переодеваться за дверь.

Воспитатель: Ребята, смотрите, в нашем сказочном лесу на яблоньке кто-то забыл сказочную почту. Ой, да тут телеграммы! Их прислали сказочные персонажи. А мы подумаем вместе, кто бы мог послать их.

Воспитатель зачитывает сказочные телеграммы, а дети отгадывают герои каких сказок, могли бы послать эту телеграмму.

    Приходил Волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев!

    Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!

    Поздравляем, Иа, с днем Рождения!

    Буду, буду умываться по утрам и вечерам!

    Спасибо курочка за простое яичко!

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. И нам пора отправляться в путь. А дорожка нас привела к избушке Бабы Яги. Ее домик стоит на нашем пути и не хочет нас пропускать. Смотрите, какое-то письмо! Давайте прочтем?

(Дети садятся на стулья полукругом)

Послание Бабы Яги:

«Привет, девчонки и мальчишки! Узнала я, что вы собираетесь в путешествие. Только не пущу я вас, пока не выполните мои задания».

И нас ждет сказочная викторина.

Задание I .

    В какой сказке произошло такое событие: «Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю».

    О ком это сказано: «У нее только две ножки? Какое убожество! У нее даже нет усиков?»

    Из какой сказки сказочные герои? - Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. - Царь, три сына, Сивка-бурка, Царевна.

    Какой персонаж очень любил своего брата, и предупреждал его не пить из лужи?

    Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница?

Ответы детей.

Воспитатель: Что ж, вы хорошо справились с первым заданием, но есть еще и второе.

Задание II .

Баба Яга очень любит эту книжку, она много ее читала и дочитала до дыр, что исчезли почти все буквы. Так что мне придется рассказывать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Вам нужно будет отгадать сказку. Слушайте!

- Жи.. бы..де.. и ба.. И бы.. у ни.. Ку.. Ря.. Сне.. ку.. я.. не про.., а зо.. Де.. би.. би..-не разби.. Ба.. би.. би..-не разби.. Мы.. бе.., хво.. ма.., я.. упа.. и ра.. Де.. пла.., ба.. пла.., а ку.. Ря. го. Не пла.. де.., не пла.. ба.. Я сне.. ва.. я.. не зо.., а про…

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, Курочка Ряба. Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями Бабы Яги! Избушка нас пропускает. Давайте посмотрим на карту. Куда лежит наш путь дальше? Ой, мы очутились на поляне. Здесь мы отдохнем и встретимся еще с одним сказочным персонажем.

А кто же этот герой? Отгадайте загадку!

Всех на свете он добрей

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Добрый доктор … (Айболит).

Кто такой доктор Айболит? Что он делает?

Входит Доктор Айболит и предлагает ребятам превратиться в веселых животных, станцевать и отдохнуть.

Логаритмическая физ.минутка под песенку «Кашалотик, кашалот!»

Это лев - он царь зверей,

В мире нет его сильней.

Он шагает очень важно,

Он красивый и отважный.

Дети идут по кругу с высоко поднятой головой, изображая льва с когтями.

А смешные обезьяны

Раскачали так лианы,

Что пружинят вниз и вверх

И взлетают выше всех!

Встают лицом в круг и приседают с согнутыми в локтях руками и растопыренными пальцами. На последнем слове делают прыжок с хлопком над головой.

А вот добрый, умный слон

Посылает всем поклон,

Он кивает головой

И знакомится с тобой.

Пальцы рук прижимаются к голове и поочередно ладони опускаются вниз и поднимаются наверх.

Лапку к лапке приставляя

Друг за другом поспевая,

Шли пингвины дружно в ряд,

Словно маленький отряд.

Двигаются мелким, семенящим шагом на прямых не напряженных ногах, пятка приставляется к пятке, носки в стороны, руки прижаты к телу.

Мишка головой мотает,

К себе в гости приглашает.

Он вразвалочку идет,

Танцевать с собой зовет!

Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч, шагают.

Мы зверяток провожаем,

Путешествие продолжаем!

Айболит: А в подарок я вас угощу Витаминками для здоровья.

Дети прощаются с Доктором Айболитом.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту нашего путешествия. Наш путь закончился, нам пора возвращаться в группу. Чтобы отправиться обратно в группу, нам надо сказать волшебные слова.

Прощание со сказочной страной.

Воспитатель вместе с детьми:

Раз-два-три-четыре-пять, (дети загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)

Со сказкой мы прощаемся-