Завершающий этап в коррекции детско род отношений. Методы и приемы коррекции детско-родительских отношений. Упражнение «Лучшее воспоминание детства»

2. "Семейная скульптура" Это метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений, в сложившейся на данный момент ситуации или представляемой идеально. Смысл данной методики заключается в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе.

Каждый член семьи создает живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картине и проецируется на нее.

Психолог предлагает члену семьи, который выступает в роли скульптора, обращаться с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины. То есть он должен поставить их в такую позицию, которая могла бы наиболее полно отразить его отношение к данным членам семьи.

После того как каждый член семьи вылепил свою скульптуру, наступает следующая фаза работы - обсуждение полученных результатов. После того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, его просят создать скульптуру идеальной семьи. Сам процесс ваяния и его продукты (скульптуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в семье и дают уникальную для семьи возможность выразить невербально, то какой они видят идеальную семью.

Методика используется как средство оценки семейной системы и как средство интервенции в нее, а также как особый механизм общения с клиентами.

3. "Семейный ритуал". Методика относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях.

Цель структурных методик - так реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя.

Структурные методики используются для решения следующих задач:

Создание движения. Клиенты чувствуют, что они "застряли" в их реальной актуальной ситуации и не знают, как из нее выбраться. Структурные ходы немедленно вызывают изменение ситуации.

Изменение перспектив. Играя новые роли, клиенты занимают новую позицию в семейной системе, начинают следовать новым правилам. Это стимулирует их к тому, чтобы смотреть на вещи с иной точки зрения и находить новые смыслы для старых фактов.

Перераспределение власти. Присоединяясь к различным субсистемам, психолог может увеличить значимость одного родственника для другого, преодолеть неравенство или разрушить тупики, к которым привела конфронтация.

Разрушение коалиций. Иногда двое или большее число людей объединяются для того, чтобы противостоять третьим. Например, один из родителей и ребенок объединяются для противостояния другому родителю.

Формирование новых альянсов. Клиентам можно помочь в их усилиях, направленных на объединение и совместную деятельность. Например, родителям помогают достичь соглашения по поводу их родительской позиции и выполнения его на практике.

Прояснение границ между субсистемами. Психолог помогает выяснить клиентам, кто, каким образом и в какой функции включен в даннуюсубсистему; кто за что отвечает. Уменьшение числа слишком жестких границ для поддержки совместных действий - вот пример тех вопросов, которые могут служить предметом обсуждения.

Открытие новых сторон своей личности. Изменяя свое место в системе внутрисемейных взаимодействий, люди получают возможность попробовать новые поведенческие образцы и открыть новые стороны своей личности.

Нормализация опыта нахождения в определенной позиции. Иногда люди рассматривают самих себя как плохих, не имеющих ценностей, бессильных только потому, что занимают определенное место в системе.

Психолог может сказать: "Если бы я находился на вашем месте, я бы тоже был подавлен" или "Люди в положении, подобном вашему, обычно чувствуют и делают то же самое".

Изменение смысла нахождения в определенной позиции. Один из клиентов жалуется на неудобство быть старшим ребенком в семье. Реплика психолога: "Да, в этом есть своя правда. Именно так случается с большинством старших детей. Но если взглянуть на ситуацию с другой стороны, можно сказать, что старшие дети получают в своей семье хорошую подготовку для того, чтобы быть лидерами и чтобы другие смотрели на них снизу вверх".

Изменение семейной системы, работая с одним из ее членов. Если верно предположение о том, что изменение одним человеком своего положения в системе приводит к тому, что вся система должна к этому изменению приспособиться, то в таком случае психолог может способствовать изменению семейной системы, поддержав изменение положения одного из ее членов.

Одним из методов осуществления структурных изменений в семейной системе является метод "семейный ритуал". Это методика, призванная изменить правила существующей семейной игры с помощью изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней.

Данный вариант методики разработан Миланской школой семейной терапии (1977-1978).

8. "Сравнение ценностей". Данная методика, основанная на системном подходе, предполагает, что любые взаимоотношения в семье могут быть рассмотрены как целостные. Методика определяет ценности и социальные роли как неотъемлемую часть социально-психологического процесса и построена на восприятии и взаимных объяснениях членов супружеской пары или семьи.

Она направлена на выявление ценностей, влияющих на внутрисемейные взаимоотношения, и дает возможность как психологам, так и клиентам получить доступ к проблемам, сходствам, различиям и взаимодополняющим позициям, существующим в данной семье.

Данная методика наиболее эффективна для помощи членам семьи в эффективном общении друг с другом; прояснения подозрений по поводу того, что кто-то кого-то не ценит; подозрений в манипуляции.

Важность семьи для мужа и ее значение для жены. Присутствие ценностей, используемых одним из партнеров, и отсутствие этих же ценностей в списке другого. Например, уборка, вечеринки и покупки не упоминаются женой, но упоминаются мужем в качестве ценностей жены.

Использование данной методики приводит к возможному конструктивному обсуждению несовпадений ценностных ориентации у супругов и дает пищу для анализа несовпадений в данных ценностях.

11. "Семейное пространство". Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. Предлагается следующая процедура проведения данной методики. Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до свадьбы. Дети в это время слушают и смотрят на работу родителей. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который им наиболее запомнился.

Данная методика направлена на выявление материала, связана с ролевым поведением в родительских семьях супругов, выявлением скрытых правил взаимодействия в данной семье, а также для прояснения конечных целей семейно-коррекционного процесса.

Использование первого варианта (когда родители выполняют упражнение, а дети наблюдают за ними) позволяет провести границы между поколениями в семье и границы между различными семейными субсистемами. Такого рода деятельность подтверждает уникальное место родителей в семейной системе, когда детям отводится роль обучающихся. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чувства сопричастности к культурному наследию данной семьи, способствует развитию эмпатии и взаимовыручки между ее членами. Кроме того, волнующие супругов в настоящий момент проблемы, их конфликты могут быть освещены через обращение к материалам семейной истории.

Методика "семейное пространство" может использоваться в семейно-групповой психокоррекции в работе с родительскими группами. В зависимости от целей группы внимание фокусируется на актуальных семейных конфликтах или же на истории семьи. Методика неприменима в работе с маленькими детьми.

13. "Родительский семинар". А.С. Спиваковская предложила данную методику для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье.

Основной психокоррекционной задачей выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями.

Во время семинара родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

Главным в изложении указанных тем является простота, жизненная убедительность излагаемых фактов, вера говорящего в то, что он излагает.

Валентина Лашманкина
Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений

Как и любой объект, обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?» , но прикладными характеристиками («Что с этим делать?» ). В практической деятельности этот вопрос связан с пониманием того, на что именно необходимо делать упор во взаимодействии с родителями, если возникает необходимость осуществлять педагогическую коррекцию . В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать различные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми родителями.

Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком , важно знать, как это делать. Научившись общению и взаимному пониманию языка, можно добиться значительного улучшения на уровне отношений .

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности . Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю посмотреть на себя со стороны, «глазами других» , и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые, как правило, не выбирают осознанно, а обычно перенимают либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях , полученных из близкого социального окружения, средств массовой информации.

В настоящее время самой серьезной проблемой в отношениях между родителями и ребенком (или воспитателем и учеником) является плохое общение. Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий благоприятных для полноценного психического развития ребенка.

В случае не партнерских взаимоотношений , когда родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его, у ребенка не возникает доверия к миру. Это негативно сказывается на его развитии : угнетает познавательную активность, снижает самооценку, приводит к отстранению от сверстников или агрессивности по отношению к сверстникам . В то же время, при сверх контроле и сверх включенности родителей во взаимоотношения детей со сверстниками у ребенка возникает болезненная зависимость от родителей, страх перед новыми проблемами и ситуациями, что в конечном итоге приводит к формированию и закреплению у них чувства незащищенности.

Анализ результатов исследований семей позволяет сделать вывод о том, что в коррекции нуждаются как дети , так и их родители : им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных дет-ско-родительских отношений .

Функциональный аспект взаимодействия с родителями предполагает анализ с точки зрения действия – родители (мать, отец) включены в последовательную координированную деятельность (воспитание ребёнка, сознательно или бессознательно подчинённую какой-то цели, достижение которой принесёт им определённый результат (социализация ребёнка) . Улучшение воспитательных результатов подразумевает повышение эффективности родительских действий. То есть точкой приложения сил в коррекционном воздействии является тот стиль воспитания, который осуществляют родители по отношению к ребёнку . Это наиболее очевидный и доступный способ взаимодействия образовательного учреждения и родителей, в котором самым важным является итоговое выражение детско-родительских отношений , а основное внимание направлено на различные формы отклонений, препятствующих осуществлению воспитательной функции семьи.

Основной исследовательский вопрос в рамках данного подхода , связан со следующим : «Какими должны быть индивидуально-личностные особенности родителей, чтобы они были способны сознательно выстраивать гармоничные детско-родительские отношения и собственный стиль воспитания ребёнка в семье?». Основная идея психологической помощи семье связана с формированием готовности взрослых к детско-родительским отношениям , развитием осознанности исполнения родительской роли, согласованности представлений и поведенческих проявлений родительства в паре со своим супругом или супругой посредством специальных психолого-педагогических технологий, проблемно-ориентированных тренингов, основанных на диадном взаимодействии отца и матери.

Данный аспект взаимодействия с родителями позволяет учитывать индивидуальные особенности родителей и воздействовать на детско-родительские отношения системно , достигая целей их гармонизации. Если в функциональном аспекте взгляд специалистов образовательного учреждения на положение ребёнка в семье скорее внешний, то в личностном аспекте внешнее (стиль воспитательных воздействий) рассматривается в соотношении с внутренним (осознанность воспитательных воздействий) . Если в функциональном аспекте взаимодействия с семьёй основное внимание родителей фиксируется на конечной цели воспитания, то есть на том для чего они должны реализовывать потенциал своих отношений с ребёнком , то в личностном аспекте фокус смещается на том, как они это делают.

Традиционно помощь семье оказывается в рамках индивидуальной консультации, лекционных собраний или групповых консультаций, которые имеют существенный недостаток. Родителям говорят о необходимости менять себя и свое поведение, о необходимости более чуткого или внимательного отношения к детям . В результате, родители, получая много информации, оценок и указаний, свыкаются с мыслью «мы должны» . Они, понимая, что многое делают неправильно, чувствуют себя виноватыми. Все это сдерживает позитивное развитие взаимоотношений , а также является поводом для поддержки «перевернутой» иерархии и еще большего увеличения власти детей над родителями. В связи с этим, возникла необходимость поиска новых форм работы с семьей, в том числе и групповых методов работы с родителями. На основании представления о семье, как о единой системе , которая живет и развивается по определенным законам, может быть применена групповая техника работы в семейной системе с использованием программы «Ребенок – взрослый : гармонизация детско-родительских отношений ». Целью программы является коррекция эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника в контексте детско-родительских отношений .

Задачи в работе по данной программе ставятся следующие :

Создание условий для раскрытия личности каждого ребенка : возможности проявить себя, свои чувства и эмоции;

Содействие повышению самооценки детей;

Обучение участников группы социально приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать свое поведение ;

Создание условий для принятия внутреннего «Я» и преодоления застенчивости, неуверенности, агрессивности;

Знакомство детей и родителей с арсеналом вербального и невербального выражения чувств, развитие умения осознавать и адекватно реагировать на них;

Предоставление возможности родителям увидеть своих детей в компании сверстников и анализировать особенности их поведения;

Способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя.

Преимущества работы с совместными группами перед группами с другим составом (только родители или только дети) в том, что :

– во-первых, прорабатываются важные вопросы в контексте общей темы;

– во-вторых, проходит осознание общности многих проблем;

– в-третьих, взаимодействие родителей и детей – не воображаемое, а реальное.

Работа педагога направленная на сопровождение психического развития детей, заключается в интеграции возможностей педагогов и родителей и координации их совместной деятельности.

Детско -родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним без оценочно , с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Педагогическая коррекция предполагает расширение арсенала средств психологического воздействия родителей на ребенка в ходе семейного воспитания, тренинг воспитательных навыков родителей, формирование некоторых новых форм взаимодействия с детьми, снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка. Группа – лишь необходимая социальная площадка, ведь дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении тех проблем, которые привели их в нее.

Стержневым содержанием коррекционного воздействия становится создание концентрированного, эмоционально насыщенного опыта новых социальных отношений в семье – как между супругами, так и между детьми и родителями.

Коррекционный процесс строится при параллельной работе детской игровой группы , родительского семинара и родительских групповых занятий, а также с применением метода совместной игры ребенка и родителе.

В родительских группах практикуются разнообразные вспомогательные методы коррекции : дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения. В группе участвуют семейная пара или один из родителей.

Основной задачей коррекции в детской игровой группе является устранение искажений в психическом развитии ребенка, перестройка уже неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция общего хода, развития и воссоздание полноценных, обновленных контактов ребенка с миром. Решение этих задач возможно в той мере, в какой психологу удается дать ребенку в концентрированной, сгущенной форме опыт полноценной, яркой, поистине свободной и развивающей жизнедеятельности. Поскольку игра для дошкольников это не только наиболее естественная, но и ведущая развитие форма деятельности, в русле которой формируются все основные новообразования, использование игры в качестве основного рычага коррекционной работы представляется наиболее целесообразным.

В процессе игровой коррекции решаются следующие конкретные задачи : у ребенка вызываются новые формы переживаний, воспитываются чувства по отношению к взрослому , к сверстникам, к самому себе, формируется адекватное отношение к себе и другим , повышается уверенность в себе, развиваются и обогащаются приемы общения со сверстниками, отрабатываются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности. Дети получают крайне необходимый для их эмоционального благополучия опыт новых отношений со взрослым и сверстниками, отношений , основанных на уважении и признании самостоятельности и самоценности детей. В процессе игровой коррекции используются специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует коррекционным задачам . На занятиях детям предлагается большой набор сюжетно-ролевых игр, специальные игры-драматизации, в ходе которых реализуется прием сенсибилизации страхов, используются игры, содействующие достижению эмоциональной децентрации, снимающие барьеры в общении.

Для понимания специфичности использования игры коррекционных занятиях следует иметь в виду, что каждая игра полифункцнональна. Это означает, что при ее применении можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – растормаживающим и тонизирующим, а для третьего – обучения коллективным отношениям .

Наряду со специальными играми большое значение в коррекции приобретают специальные приемы неигрового типа. Они служат целям повышения сплоченности группы, развитию у детей навыков общения в коллективе, развивают способность к эмоциональной децентрации, продуцируют разнообразные чувства и создают навыки адекватного выражения эмоций.

Основная задача коррекции семейных отношений и семейного воспитания на родительском семинаре состоит в расширении знаний родителей о психологии семейных отношений , педагогике воспитания и возрастных особенностях развития ребенка. Вместе с тем на семинарах не только повышается информированность, но и начинает происходить изменение отношения людей к семейной жизни и задачам воспитания. Супруги учатся воспринимать друг друга более адекватно : у них меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра воспитательных приемов, которые потом апробируются в повседневной жизни.

Основной задачей педагогической коррекции в родительских группах является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

Особое внимание уделяется коррекции эмоциональных основ воспита-ния, что в итоге создает общий поддерживающий и тонизирующий эффект, повышающий уверенность участников группы в своих родительских ролях, в своих воспитательных возможностях, усиливает способность родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир друг друга и своего ребенка, возрастает взаимопонимание между супругами решении задач семейного воспитания.

Групповая форма работы создает оптимальные условия для конструктивной переработки, переосмысливания личностных проблем ее участниками, а также формирует эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, создает условия для формирования новых, более адекватных форм эмоционального реагирования и поведения в целом, вырабатывает ряд специальных навыков, прежде всего в сфере межличностного общения. Следует отметить, что методики работы в родительской группе во многом сходны с теми, которые используются в других формах групповой работы, вместе тем специфика родительской группы требует модификации ряда методических приемов.

Основной метод формирования группы как целого интеракционный, иными словами – создание специфических групповых норм и правил поведения, акцентирование обратной связи при общей эмоциональной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения. Значительно большее место таких группах уделяется истории семьи в целом и истории жизни ребенка, воспитывающегося в данной семье.

Широко используются игровые приемы : разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются некоторые приемы общения с детьми. В родительских группах также используются приемы психогимнастики и способы невербального взаимодействия (наиболее часто применяемые в групповой работе) . Эти прием в родительской группе переосмысливаются и применяются не только как способы развития и оптимизация эмоциональных и перцептивных аспектов общения, и как способы взаимодействия и межличностного восприятия своих детей и детей вообще. Один цикл групповых занятий состоит обычно из 10–12 занятий. В начале и в конце цикла занятий с родителями проводятся совместные занятия родителей с детьми. Таким образом, основным содержанием групповых занятий является обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного общения и особенностей взаимо-действия с ребенком, занятия включают также психогимнастические приемы, ролевые игры и различные варианты социометрических методик.

В начале и в конце цикла занятий проводятся совместные занятия родителей с детьми с целью диагностики и коррекции нарушений детско-родительских взаимоотношений . Специфическими эффектами участия родителей в данной программе являются повышение их сензитивности к чувствам и переживаниям детей на основе более адекватного представления о детских возможнстяхликвидация психолого-педагогической некомпетентности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Отечественные психологи, изучающие современную семью, сходятся во мнении и том, что семья переживает сейчас подлинный кризис, который во многом обусловлен значительными изменениями соц. жизни в целом. Таким образом, диагностика семьи, детско-роднтельскнх отношений необходима в целях выработки оптимальных условий для функционирования семьи как соц общности.

Группы диагност, методик: тестирование, проективные методы, беседа, анкетирование. В детском возрасте психические ситуации вытекают непосредственно из семейных отношений и связаны с взаимодействием между родителями и детьми. Условия неправильного воспитания - это и есть травмирующая ситуация в семье, которая располагает к дезадап-у поведению.

Для истерического невроза - обстановка воспитания изнеживающего заласкивания, уступчивости, подчеркивание существующих и несуществующих достоинств, что приводит к завышенному уровню притязаний или по типу отвержения в обстановке грубого деспотичного подавляющего воспитания.

Невростения - при постоянном стимулировании нездорового стремления к успеху, без реального учета сил и возможностей ребенка. Особенность детей группы риска проявляется в эмоциональной чувствительности, которая является следствием беспокойства, заостряет эмоциональную чувственность в виде ранимости, обидчивости, запечатливаемости неприятных событий. Импритинг (запечатление). Дети запечатливают все неприятные события. Ещё в 30-е годы выделили 4 родительские установки Столина-Варгия "Самопознание Я"

1. принятие и любовь - порождает чувство безопасности и пособности к нормальному развитию; 2.явное отвержение - ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию; 3.излишняя требовательность - невроз;

4. чрезмерная опека - невроз. Выделяют три типа неправильного воспитания:

Отвергающее или неприятие; -гиперсонализирующее - трев-я мнит-ть родителей в отнош-и ребенка; -эгоцентрич-е - набл-ся в семье с низким Ур-м ответств-ти.

Психодиагностика и психокоррекция должны быть комплексными. Особенное значение приобретают методики по типу эксперимента: -моделирование идеальной деят-ти в группах и парах - игровые диагн-е процедуры: групповые дискуссии. Комплекс-ть в диагн-е опр-ся включенностью в диагностический процесс не только ребенка но и его родителей. Диаг-ка проблем ребенка осущ-ся в контексте диагностики психологических проблем его семьи. Необх-о изучение не только состояния ребенка, но и его развития на предшествующих этапах. В д-ке необх-о исп-ть биограф-й м-д, позв-й восстановить весь ход психоразвития.

Коррекция - это создание определенных условий для развития тех или иных качеств, когда можно говорить о личном достижении из 4 блоков: 1.Диагн-й - цель - диагностика психичекских факторов риска. Формулирование общей программы психологической коррекции. Психол-й анализ биологической информации. Патологическое обследование для детей - игры детей с родителями. Диагностика самооценки. Изучение психол-го климата. 2.установочный - цель - снятие тревожности, достижение расслабляющего эффекта, создание активной установки на психокоррекционную работу. 3.Коррекционный - гармонизация, развитие от негативной фазы к позитивной. 4.Оценка эффективности - оценка изменения психических факторов риска в процессе коррекции.

Методика Рене Жигля - взгляд на семью глазами ребенка. Методика диагностики родительского отношения. А.Я.Варги, Столина. Структура - 5 шкал: 1. Принятие - отвержение; 2. кооперация; 3. "Симбиоз"-межличностная дистанция; 4. "Авторитарная гиперсоциализация" - родитель требует послушания и дисциплины; 5. "Маленький неудачник".

Кинетический рисунок семьи - позволяет выявить отношение ребенка к членам своей семьи, определить семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты. Анализ - дети рисуют себя - депривация; не рисует тех, с кем находится в конфликте. Расположение членов семьи по значимости, общая деятельность - единство; детализация любимых фигур; штриховка- враждебность.

Причины конфликтов:

педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

ригидные стереотипы воспитания личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

Коррекция родительско-детских отношений: когнитивно - поведенческий тренинг просвещение об особенностях подросткового возраста изменение позиции родителей, работа с ребенком.

Программа

коррекции детско-родительских отношений

в семьях, воспитывающих старшего дошкольника

«Путешествие в Страну Добрых Отношений»

Составила:

,

педагог-психолог

МДОУ ЧРР д/с №18

«Журавушка»

г. Краснокаменск, 2007

I . Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.

Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей (, и др.).

По данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации (, 2005). На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к ухудшению материального положения семьи, росту числа неполных семей, снижению интереса к рождению детей, росту отчужденности детей от семьи, повышению уровня подростковой девиантности.

В беседе по «прямой линии» в октябре 2006 года, президент РФ также отмечал: «Снижен воспитательный потенциал ведущего института воспитания семьи…»

В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». С принятием данного закона возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

Одна из наиболее частых причин обращения к психологу сегодня – это трудности, испытываемые родителями в воспитании детей. Многочисленные исследования показывают, сколь важны роль семьи, взаимоотношения родителей и детей. Так, например, В. Сатир считает: «Ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание. «Проблемные», «трудные», «невозможные», также как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье ».

Следовательно, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и педагогической культуры родителей, их отношений к ребенку и его проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит психологическое благополучие ребенка.

Однако сложившееся общественное дошкольное воспитание также имеет свои преимущества. Оно направлено на физическое и психическое развитие ребенка, коррекцию этого развития, и, наконец, здесь ребенок включается в детское общество, усваивает новую роль – роль члена детской группы, что необходимо для его дальнейшего полноценного развития. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их преемственность и взаимопроникновение.

Таким образом, существуют две силы, определяющие состояние и развитие ребенка в дошкольный период: это семья и дошкольное образовательное учреждение.

Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации мы видим в развитии конструктивного взаимодействия психолога образовательного учреждения с семьей, которое стимулируется посредством организации занятий, обеспечивающих возможность совместного участия родителей и детей.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: активизация совместной деятельности , создание позитивного настроения, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.

Инструкция:

1. Представьте себе, что вы маленький росточек, только что появившейся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, поднимаясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить свой рост.

2. Участники садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (участники отклоняются назад, крепко держа друг друга за руки) и покачиваться на ветру.

Рефлексия.

3. Упражнение «Прогулка вслепую».

Цель: эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя.

Инструкция: это упражнение выполняется в паре. Одному участнику завязывают глаза, другой ведет его на прогулку (3 минуты). Оба должны сохранять молчание. Ведущий обводит партнера вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно больше опыта: прикосновение, запахи и т. д. Затем нужно поменяться ролями.

Рефлексия.

4. Упражнение «Напряжение и расслабление».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Инструкция: руки и все тело устремилось вверх, пятки от пола не отрывать. Тянемся вверх все сильнее и выше. Мысленно отрываем пятки от пола (реально пятки на полу) и поднимаемся еще выше. А теперь ваши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в спине, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно и удобно. Прислушайтесь к себе:

осталось ли где-то напряжение? Сбросили его!

5. Задание «Я - взрослый, ты - ребенок»

Цель: эмоциональное сближение родителя и ребенка, улучшение самочувствия, развитие навыков в совместной деятельности.

Инструкция: сегодня всем присутствующим на нашей поляне предстоит как следует подумать друг о друге: взрослым - о детях, детям – о взрослых. Каждый участник получает трафарет человечка, взрослым предстоит превратить бумажного человечка в ребенка, а детям во – взрослого.

7. Задание «Машина времени».

Приветствуются любые сюжетные решения. «Я тоже был маленьким, - сообщает тем самым родитель ребенку. Я могу тебя понять, а ты попробуй понять меня».

8. Рассказывание сказки.

Медитативная сказка. Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Золотой шар» (о позитивных детско-родительских отношениях).

Цель: создание образа позитивных детско-родительских отношений: образы, принесенные через сказку могут стать впоследствии духовными ориентирами.

9. Рефлексия занятия.

10. Ритуал прощания.

Занятие № 10.

Цель: см. занятие №9.

1. Приветствие «Мяч по кругу».

Цель: участники, передавая мяч, говорят о том, что они хотят. Например: «Я хочу полетать на планере, чувствовать себя счастливой, иметь больше друзей» и т. д.

Психолог : Мы продолжаем наш отдых на Поляне Ощущений. Ощущения, которые мы, возможно, забыли или утратили, поэтому побудем здесь еще.

2. Упражнение «Назовите, кто собрался на поляне?»

Цель: создание ситуации воздействия и сотрудничества, «разогрев» группы.

Психолог: Кто здесь собрался? И дети и взрослые, назовите как можно больше вариантов, ответов (люди, знакомые, друзья, мамы, папы и дети и т. д.).

3. Задание «Скульптура».

Цель: телесное сближение, развитие способности к самовыражению, диагностика эмоционального фона группы.

Инструкция: разделитесь на группы по 3 человека. Вам нужно создать скульптуру. Один станет играть роль скульптора, а остальные будут «глиной». Работать можно только молча.

Рефлексия:

Что чувствовали?

Понравилась ли форма, которую вам придали?

* Участники могут сами придумать название скульптуры или психолог предлагает варианты названий, например «Семья весельчаков», «Королевская семья», «Семья на отдыхе», «Семья в походе» и т. д.

4. Упражнение «Мы тебя любим».

Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди входит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим». Можно назвать ребенка каким-нибудь ласковым прозвищем («Зайчик», «Солнышко», «Котенок» и т. д.)

5. Задание «Комната для души».

Цель: сплочение членов семьи, развитие навыков взаимодействия родителя с ребенком.

Инструкция: каждому участнику выдается заготовка в виде плоского домика и листа бумаги, который будет служить полом и крышей в комнате. Комнату надо раскрасить так, чтобы в ее оформлении воплотились ваши мечты. Каждая пара «ребенок – взрослый» сидят рядом, они могут советоваться и помогать друг другу.

* Из двух заготовок (у ребенка и родителя) можно собрать один домик. Если эта идея никому не придет в голову – психолог подсказывает.

Готовые домики описывают, сочиняют про них и их обитателей истории.

6. Упражнение «Я умею, я люблю».

Цель: снятие напряжения, диагностика уровня самооценки.

Инструкция: объединитесь в пары. Каждый по очереди должен, прыгая три раза на одной ноге, сказать: «Я умею…». Потом прыгать три раза на другой и сказать: «Я люблю…».

7. Упражнение «Тень».

Цель: тренировка социального взаимодействия, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.

Инструкция: участники разбиваются на пары. Один будет «путником», другой его «тенью». «Путник» делает любые движения, «тень» повторяет.

* Особое внимание следует уделить тому, чтобы «тень» действовала в том же темпе, что и «путник». Она должна догадаться о самочувствии, мыслях, настроении «путника».

Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, проскакать на одной ноге, посмотреть из-под руки и т. д.

Рефлексия.

8. Ритуал прощания.

9. Домашнее задание.

Нужно придумать волшебную страну семьи, которая бы соответствовала представлениям взрослого и ребенка о счастливом месте (страна, климат, природа и т. д.), нарисовать ее или сделать в технике коллажа, придумать веселую историю.

Задание № 11 «Волшебная страна доверия».

Цель: закрепление позитивного отношения к себе и своей семье.

1. Приветствие (по желанию участников).

Психолог: Наш корабль причаливает к берегу и мы попадаем в Волшебную Страну Доверия. Здесь мы можем загадать желание, которое обязательно сбудется, услышать веселые истории и показать себя с наилучшей стороны.

2. Упражнение «Испытания».

Цель: повышение самооценки, психокоррекционное воздействие.

Задания придумываются для каждого ребенка, с акцентом на позитивное завершение ситуации, например:

- «Стойкий оловянный солдатик» - сидеть без движения 3 минуты;

- «Дочкин массаж» - дочка делает массаж уставшей маме;

- «Стихотворение»;

- «Мой танец» и т. п.

Индивидуальные задания возможны для взрослых. Группа поддерживает испытуемого морально (словами, аплодисментами).

3. Задание «Совместный рисунок группы».

Цель: эмоциональное сближение участников группы, групповая динамика.

Инструкция: используя краски, нарисовать всем вместе картину. Один участник начинает, второй продолжает и т. д., по окончании следует дать ей название.

4. Упражнение «Я сразу стану счастливее, если…».

Цель: вербализация значимых целей на будущее, диагностика активности участника в достижении цели.

Инструкция: продолжить фразу: «Я сразу стану счастливее, если…».

* Результат выполнения упражнения может стать одной из тем для последующей консультации.

5. Проверка домашнего задания «Волшебная страна семьи».

Цель: сплочение членов семьи, повышение самооценки, семейная диагностика.

Инструкция: покажите ваш семейный рисунок и покажите, что изображено на нем. Участники группы могут задавать вопросы.

* После представления семейного рисунка он вывешивается рядом с рисунком группы.

6. Рефлексия занятий.

Психолог: Наши встречи завершаются. Как вам работалось в группе? С какими чувствами и мыслями вы уходите сегодня? Какой новый опыт вы приобрели на сегодняшнем занятии?

7. Чаепитие.

IV . Библиография.

1. Алексеева проблемы детей дошкольного возраста. – СПб., 2007.

2. Андреева психология. – СПб., 2005.

3. Венгер консультирование и диагностика. – М., 2001.

5. Доронова дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

6. , и др. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М., 2004.

7. Захаров предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

8. Зинкевич-Евстигнеева по сказкотерапии. – СПб., 2005.

9. , и др. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. – СПб., 2002.

10. , Монина для взрослых. – М., 2002.

11. Марковская взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

12. Сартан самостоятельности у детей. – М., 2002.

13. Спиваковская: игра, детство, семья. Т.2 – М., 2000.

14. Ткачева внутрисемейных отношений. – М., 2000.

15. Ткачева работа с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 2000.

16. , Добридень взросление: личностный рост ребенка. – СПб., 2004.

17. , и др. Азбука общения. – СПб., 2003.

18. Широкова дошкольного психолога. – Р-н-Д., 2003.

19. , Никольская диагноз и семейная психотерапия. – СПб., 2005.

21. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Сборник / сост. , – СПб., 2001.

22. Об итогах Всероссийского совещания «Право ребенка жить и воспитываться в семье: проблемы и пути решения». / Сб. Вестник образования. № 8, 1999.

23. Семейных кодекс Российской Федерации. Новосибирск, 2006.

VI . Приложения

6.1. Практический материал к проведению занятий:

Домашнее задание к занятию №1;

Образцы разрезных шаблонов к занятиям №2, №9, №10;

Тексты психокоррекционных сказок к занятиям №4, №6, №7;

Текст медитативной сказки к занятию №9;

Иллюстративный материал с изображением различных эмоциональных состояний к занятию №2;

Методический паспорт к пособию «Карта семейных путешествий».

6.2. Консультация для родителей:

«Влияние родительских установок на эмоциональное благополучие ребенка и пути их коррекции в ходе самовоспитания родителей».

6.3. Диагностические методики:

Тест-опросник родительского отношения (–);

Опросник «Ваш стиль воспитания» ();

Методика «Рисунок семьи»;

- «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Аннотация. В статье раскрыта проблема психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений; предложена программа и проведен анализ детско-родительских отношений на примере родителей старших дошкольников.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, психолого-педагогическая коррекция, диагностика детско-родительских отношений, тренинг детско-родительских отношений.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики.

Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство . Ключевым словом в этом определении могут считаться «отношения», так как семья - это система, элементами которой являются члены семьи, связанные между собой определенного рода отношениями.

Уже в 20-е гг. XX в. социальными психологами начали проводиться систематические исследования семьи. Эти исследования охватывали как процесс воспитания, так и структуру семьи, взаимосвязь между ее членами, лидерство, семейные конфликты и пути их разрешения .

В настоящее время многие исследователи указывают на наличие кризиса семьи как основной составляющей общества. Этот факт обусловлен многочисленными причинами. Например, материальные трудности, возникшие вследствие затянувшихся социально-экономических реформ, привели к тому, что огромное количество семей оказалось за чертой бедности; увеличилось количество разводов, девиантных проявлений поведения родителей (алкоголизм, наркомания, противоправные действия), растет число детей, рожденных вне брака и детей, оставшихся без попечения родителей . Вышеперечисленные и многие другие проблемы могут негативно сказываться на взаимодействии между родителями и детьми, а также на общем процессе развития дошкольника, т.к. одним из слагаемых множества факторов формирования личности является социальная среда.

Для сохранения психического здоровья ребенка имеют значения особенности личности родителей, социальные условия, в которых живет семья, трудности более общего социального плана. Большего внимания заслуживает качество родительских отношений, наличие или дефицит любви и сенсорной стимуляции. Влияние детско-родительских взаимоотношений на формирование нормального хода развития невозможно переоценить .

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей приходиться не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях необходимо разрабатывать и реализовывать систему работы по коррекции детско-родительских отношений . Психолого-педагогическая помощь семье - важнейшая область деятельности дошкольного образовательного учреждения. Профилактика конфликтного взаимодействия, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности напрямую связаны с телесно-психическим здоровьем ребёнка

В исследовании приняли участие 24 ребенка (и их семьи) , составляющие списочный состав старшей группы МАОУ СОШ. В группе 15 девочек и 9 мальчиков, дети в основном (75%) из полных семей, отношения в семьях устойчивые, эмоциональная обстановка благоприятная.

Первый этап работы по изучению детско-родительских отношений мы начали со сбора анкетных данных родителей исследуемых детей.

Тестирование детско-родительских отношений мы проводили по методикам : «Кинетический рисунок семьи» (Бepнc P., Кaуфмaн C.); тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) ; методика Рене Жиля предназначается для исследования его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

«Кинетический рисунок семьи» (Бepнc P., Кaуфмaн C.)

Данные интерпретации рисунков мы внесли в сводную таблицу. Анализ результатов таблицы, показывает, что в 15 (65%) семьях присутствуют нарушения детско-родительских отношений, в 9 (35%) семьях таких нарушений не наблюдается.

Полученные результаты представим наглядно в диаграмме (рис.1).

Рисунок 1 - Результаты интерпретации рисунков детей

На диаграмме видно, что большая часть детей из группы дошкольного образовательного учреждения имеет нарушенные детско-родительские отношения. В семьях не хватает теплых дружественных отношений. Между членами семьи присутствуют посторонние предметы (на рисунках это воздушные шарики), что говорит о разобщенности между членами семьи. В основном папа и мама изображены далеко друг от друга.

Рисунок 2 - Результаты исследования по шкалам тесту родительского отношения Я.Вaргa, В.В.Стoлинa

Анализируя результаты тестирования родительского отношения наблюдается в основном средний уровень, это говорит о том, что взрослые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

Рисунок 3 - Результаты исследования по методике Рeнe Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка»

Следующим этапом нашего исследования была проведённая методика Рене Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка». Рассмотрим результаты по шкалам, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме работы, а именно: отношение к матери, к отцу, братьям и сёстрам, к близким родственникам и к семье в целом Данная методика показала, что 40% испытуемых набрали от 65 до 86 баллов, это говорит о том, что эти дети имеют положительное отношение к членам своей семьи, 40% испытуемых имеют удовлетворительное отношение к своей семье или отдельным её родственникам, 20% испытуемых набрали менее 35 баллов, что говорит о безразличном отношении ребёнка к семье и родителям. Следовательно, в этих семьях нет взаимопонимания с ребёнком, с такими семьями психолог должен проводить определённую коррекционную работу.

На основании тестирования детско-родительских отношений, на базе группы детей старшего дошкольного возраста и их родителей, четко просматривается, что у подавляющего большинства из них нарушены детско-родительские отношения .

Поэтому нами, под руководством психолога-педагога дошкольного образовательного учреждения и по рекомендациям была разработана программа психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений (Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В., Попова Е.В., ).

Одной из форм развития родительской компетентности и укрепления детско-родительских отношений является игровой детско-родительский тренинг.

В качестве основных приемов игрового психотренинга используются игровые упражнения и задания, драматизация реальных жизненных ситуаций, элементы психогимнастики, групповые дискуссии по поводу выполнения игровых заданий. Стержневым компонентом каждого приема оказывается какой-либо игровой элемент: воображаемая ситуация, игровая роль, игровые действия, игровые взаимоотношения, игровой материал. Благодаря им, сближаясь на основе общих задач, игрового взаимодействия и эмоциональных переживаний, участники тренинга преодолевают психологические барьеры в общении. Игровая позиция участника облегчает каждому момент вступления во взаимодействия в процессе проигрывания воображаемых ситуаций, выполнения заданий и упражнений, наблюдение за деятельностью и поведением партнера, обсуждение способов взаимодействия и психологического самочувствия. Необходимость одновременного выполнения игровых заданий формирует взаимную связь участников, повышенное внимание друг к другу, активизирует рефлексию.

Программа тренинга рассчитана на детей 5-10 лет и их родителей. Цикл включает в себя 10 занятий 2-3 раза в неделю по 2-2, 5 чaсa. Оптимальное количество сeмeй, участвующих в тренинге - 8-10.

Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения.

Краткая программа тренинга:

Занятие № 1. «Знакомство»

Цель: актуализация чувства единения в диаде «Рoдитeль - рeбeнoк».

Занятие № 2. «Мы одна семья»

Цель: развитие интереса друг к другу в диаде «рoдитeль—рeбeнoк».

Занятие № 3 «Мир эмоций».

Цель: улучшение взаимоотношений взрослых и детей, раскрытие мира эмоций и способов их выражения.

Занятие № 4 «Пeщeра страхов».

Цель: формирование умения вербально выражать свои чувства, психокоррекционное воздействие на различные виды страхов.

Занятие № 5 «Эффективное взаимодействие»

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах «родитель—ребенок».

Занятие № 6. «Пoйми мeня»

Цель: развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания в диадах «родитель—ребенок».

Занятие № 7. «Наши приключeния»

Цель: формирование навыков эмоционально-образного взаимодействия в диадах «родитель—ребенок».

Занятие № 8. «Пoзнaвaтeльнaя aктивнocть»

Цель: развитие познавательной активности детей в совместных играх-занятиях с родителями.

Занятие № 9 «Морe наших чувств».

Цель: трeнировка навыков общения, эмоциональное сближение членов группы, знакомство с социальными поведенческими стереотипами.

Занятие № 10. «Заключительное занятие»

Цель: закрепление полученных на занятиях знаний и опыта взаимодействия в диадах «родитель—рeбенок».

На занятиях создаются условия для сотрудничества детей и родителей, повышения интереса родителей к внутреннему миру ребенка, расширяются возможности понимания психологических особенностей своего ребенка. Занятие проводится в диаде (либо в триаде) «родитель (родители) - ребенок». Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей (чаще всего мама). В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение занятий именно этим родителем.

Коррекция отношений родителей и детей проходит следующие этапы:

1. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;

2. Улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

3. Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

4. Выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

5. Устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

В коррекции отношения к «я» (к себе) можно выделить такие ключевые моменты:

Формирование адекватной самооценки;

Приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;

Укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;

Обучение приемам саморегуляции психического состояния.

Коррекция отношения к реальности (к жизни) подразумевает: приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.

Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Выводы:

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Эти общие переживания облегчают и стимулируют рост ребенка. Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

  1. Савeльeва Н. Настольная книга пeдагога-психолога детского образоватeльного учреждeния - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 576 с.
  2. Мамайчук И. Сeмeйныe отношeния: психолoгический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 80-85.
  3. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. - М.: Издательство Перо, 2015. - 210 с.
  4. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др. Психология сeмейных отношeний с оснoвами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завeдeний / под ред. Е.Г. Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.
  5. Шаграeва О.А. Детская психoлoгия.. - М.: Международная пeдагогическая академия, 2011. - 375 с.
  6. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. - С. 33-34.
  7. Варга А.Я. Структура и типы рoдитeльcкиx отношений. - М.: Пeдагогика, 2014. - 258 с.
  8. Дeтская психология / Сост. Ефимкина Р.П. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2011. - 470 с.
  9. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 192 с.
  10. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.