Тематическое планирование по духовному нравственному воспитанию. План по нравственному воспитанию. Планируемые результаты освоения обучающимися

Средняя группа

Сентябрь.

Тема: «Здравствуйте, это я!».

Цель: формировать у детей элементарные правила поведения, этику общения и приветствия; воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Задачи: побуждать детей быть приветливыми при общении в д/саду и дома, использовать в своей речи «вежливые слова», раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость»; развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым; воспитывать желание дарить радость и хорошее настроение близким людям.

  1. Дид.игра «Как тебя зовут, и где ты живешь?».
  2. Игровая ситуация «Учимся правильно разговаривать».
  3. Занятие «Будь всегда вежлив».
  4. Игровой этюд «Скажи соседу доброе слово».
  5. Беседа «Что значит быть вежливым?».

Тема: «Наша дружная семья».

Цель: формировать представление детей о семье и семейном клане, о доброжелательных отношениях родных людей.

  1. Беседа «Что такое семья».
  2. Знакомство с пословицами и поговорками о семье и родном доме.
  3. Занятие «Кто мы в нашей семье?».
  4. Дид.игра «Как нас можно назвать по-другому?».
  5. С/ролевые игры «Дочки-матери», «Семья».
  6. Худ.-творческая деятельность: рисование «Мама, папа и я- дружная семья».

Тема: «Дружба».

Цель: формировать представления о дружбе, друге.

Задачи: развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать друзей, сочувствовать им; учить находить себе друзей; анализировать ситуацию и находить выход из нее, приемлемый для всех.

  1. Беседы: «Ссора», «Как помириться?».
  2. Чтение литературных произведений.
  3. Занятие «Мы не будем ссориться».
  4. Беседа «Дружба начинается с улыбки».
  5. Игровые ситуации: «Не забывай о друге», «Помоги другу», «Как развеселить друга».
  6. Худ. - творческая деятельность: аппликация «Открытка для друга».
  7. Дид. игра «Найди друзей».

Тема: «Доставляй людям радость добрыми делами».

Цель: воспитание заботливого отношения к окружающим людям.

Задачи: закреплять понятие «доброта, добрый, милосердный», развивать эмпатию (вчуствование во внутренний мир другого человека) , чувствовать отзывчивость, внимание, формировать культуру общения; желание совершать добрые дела и поступки.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Игровая ситуация: «Я выполню поручение», «За что бы я сегодня себя похвалил?», «Как бы ты поступил?».
  3. Занятие «Наши добрые поступки».
  4. Дид. игра «Хорошо-плохо».
  5. Худ. - творческая деятельность: лепка «Поможем лесным зверюшкам».

Тема: «Сказочные персонажи».

Цель: помочь детям усвоить понятие «добро» и «зло», учить различать их.

Задачи: учить детей анализировать поступки на примере сказочных персонажей; закреплять понятия доброты, зла на конкретных примерах; учить определять эмоции по условным графическим изображениям; воспитывать у детей желание быть добрым, помогать окружающим.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Игровые ситуации: «Красная шапочка», «Подарки от Деда Мороза».
  3. Занятие «Путешествие к Незнайке».
  4. Худ. - творческая деятельность: рисование «Мой любимый сказочный герой».
  5. Беседы: «Почему я не люблю Бабу Ягу?».
  6. Настольный театр. (показ детям знакомых сказок).

Тема: «Папа, дедушка- солдаты».

Цель: дать доступные детскому пониманию представления государственных праздниках, о труде военных.

Задачи: познакомить детей с государственным праздником «День защитника Отечества»; формировать понятия «военный, воздушный, сухопутный и морской транспорт»; дифференцировать профессии по родам воск; приобщать детей к русской праздничной культуре. Воспитывать доброе отношение к своему дедушке, папе, вызвать чувство гордости и радости за то, что дедушка и папа служили в армии и защищали наше Отечество и нас.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Беседы: «хочу быть похожим на папу», «Кто защищает нашу Родину?».
  3. Занятие «Я бы в летчики пошел».
  4. Развлечение «День защитника Отечества».
  5. Дид. игра «Что нужно пограничнику?».
  6. Дид. игра «Как наши деды этот мир отстояли?».
  7. Худ. - творческая деятельность: рисование «Летят самолеты, сквозь облака»; аппликация «Праздничная открытка для папы».
  8. С/ролевые игры «Пограничники».
  9. Игровое упражнение «Кто дедушка моему папе?».

Тема: «Моя мама лучше всех».

Цель: углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку- маме.

Задачи: продолжать формировать у детей представление о семье, умение называть членов семьи; дифференцировать понятие: мама моей мамы. Побуждать детей проявлять заботу и любовь к родным людям. Воспитывать чувство благодарности за ее заботу об окружающих ее людях.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Беседы: «Хочу быть похожей на маму», «Чем можно порадовать маму?».
  3. С/ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья».
  4. Занятие «Моя мама лучше всех».
  5. Игровые ситуации: «Помогу маме приготовить обед», «Выбираем подарки для мамы».
  6. Худ. - творческая деятельность: аппликация «Цветы для мамы»,; рисование «Портрет моей мамы».
  7. Д.игры: «Какая моя мама?».
  8. Развлечение «Мамин праздник».

Тема: «Эмоциональное состояние детей и взрослых.

Цель: способствовать совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер, дошкольников, развивать нравственные мотивы поведения.

Задачи: развивать мышление и эмоционально-волевые процессы; помочь детям почувствовать и научиться понимать эмоции; анализировать поступки героев, находить творческие решения; формировать с помощью игры моральные представления.

  1. Занятие «Кривляки, хвастунишки и дразнилки».
  2. Чтение литературных произведений.
  3. Беседы: «Что чувствует твой друг», «Настроение», «Каким я себя вижу».
  4. Игровые ситуации: «Я дарю тебе улыбку», «Радостная встреча», «Кто веселый, грустный, сердитый».
  5. Рассматривание фотографий, рисунков с различными изображениями эмоционального состояния человека.
  6. Дид.игры. «Хорошо-плохо», «Веселый- грустный».

Тема: «Я никого не обижаю и всем помогаю».

Цель: формировать уважение к окружающим, умение считаться с их желаниями и просьбами.

Задачи: формировать привычку откликаться на просьбу родных, друзей и знакомых; учить защищать слабых, выражать сочувствие, выражать стремление помогать им, радовать их, не огорчать.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Беседы: «Почему нужно помогать малышам и защищать их», «Сила не право», «Как мы заботимся о своих близких».
  3. Игровые ситуации: «Кто поможет девочкам?», «Как бы ты поступил?», «Письма доброго сказочника».
  4. Беседа «Когда я вырасту».
  5. Занятие «Если добрый ты».

В педагогике существуют разные формы работы с детьми дошкольного возраста. Современный педагог находится всегда в поиске инновационных форм, методов и способов работы с детьми и их родителями, направленной на создание единого пространства . Традиционной в своей работе, я выделила такую форму, как Тематические недели.

Основная цель проведения тематических недель в детском саду – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.

Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они могут иметь разные формы проведения: праздники, развлечения, игры-путешествия, экспериментирования, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки и др.

Мною представлен один из планов такой недели, посвященной очень актуальной теме – нравственному воспитанию дошкольников. Материал будет полезен для воспитателей и педагогов ДОУ. Ориентирован на группу детей 5-6 лет (старшая группа). Так же прилагается открытое итоговое занятие по теме недели «По дороге доброты».

Тематическая неделя по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Что такое доброта?»

Цель: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;


развитие познавательных способностей, развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков;

воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

    Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Формировать доброжелательные дружеские между детьми; положительное отношение ко всем людям. Воспитывать умение оценивать поступки окружающих. Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. Развивать представления детей о понятиях «добро». и «зло»., их важности в жизни людей. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Закреплять знание правил вежливого общения. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

Предварительная работа:

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки.

3. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.

4. Работа с родителями по взаимодействию в рамках недели добра.

5. Разработка НОД, определение тематики бесед.

6. Подбор музыкального репертуара.

7. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.

8. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается »..

9. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».

10. В течении недели чтение произведении: В. Катаев «Цветик - семицветик», В. Осеева « Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Е. Благинина « Подарок», « Как светлячок друга искал», С. Маршак «Друзья товарищи», Г. Остер «Вредные советы».

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».. Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».. Акция «Полечите книжку». (ремонт книг дома совместно родителей и детей). Участие в выставке творческих работ «Моя счастливая семья». Изготовление кормушек для птиц.

План мероприятий тематической недели «Что такое доброта»

Понедельник «День добра»

I пол. дня

    беседа «Что такое добро?» игры « Добрые и вежливые слова» , «Добро и зло» НОД Развитие речи «Ранняя весна» – игровое упражнение «Доброе утро»

II пол. дня:

    НОД Аппликация «Улыбка» оформление книжной выставки

Вторник «День улыбок»

I пол. дня

    акция « Подари улыбку» (с рецептом счастья) чтение худ. литературы НОД ФКЦМ «Масленица» - Заучивание стихотворения «Пусть Масленица дарит добро»

II пол. Дня

    выставка рисунков «Я радуюсь солнцу» беседа о добрых поступках и делах

Среда «День добрых дел»

I пол. дня

    сотвори добро «Накорми птиц» изготовление кормушек НОД Ознакомление с «Сивка Бурка» - Д/ игра «добрый, злой герой»

II пол. дня

    ремонт книг НОД Лепка «Девочка пляшет» - игра «Сделай комплимент»

Четверг «Волшебные ручки»

I пол. дня

    изготовление птиц в стиле оригами

II пол. дня

    изготовление «Дерево добра»

Пятница «День семьи»

I пол. дня

    праздник «Что такое добро» выставка творческих работ «Моя счастливая семья»

II пол. дня

    НОД Рисование «Дети делают зарядку» - игровое упражнение «Эмоции»

Конспект открытого итогового занятия в старшей группе по итогам тематической неделе «По дороге доброты»

Цель: формирование эмоционального отношения к действительности, как к основе развития нравственных чувств.

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему;

Развитие умения распознавать, понимать, обозначать словами эмоциональное состояние другого;

Воспитывать стремление радоваться хорошим поступкам;

Развитие способности понимать невербальные средства общения;

Формирование речевой культуры поведения;

Развитие коммуникативной выразительности, социальной наблюдательности;

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки окружающих;

Активизация процессов внимания, зрительного восприятия, воображения.

Направление: социально-личностное.

Форма мероприятия: непосредственно-образовательная деятельность.

Возрастная группа детей: старшая.

Предварительная работа: чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова), сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), сказки «Жадный кармашек» (Е. Алябьева), беседа по пословицам о добре, коллективная творческая работа «Дерево доброты».

Материалы и оборудование: клубок шерстяной нити, почтовый конверт, набор пиктограмм, бусины и резинки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?». (Дети отвечают)

Педагог: послушайте стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один...

(Л. Полякова)

Педагог: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?

(Дети отвечают).

Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Дети отвечают)

А чтобы лучше понять, что такое доброта, давайте отправимся в путешествие по дороге доброты. А поможет нам «волшебный клубочек».

Игра «Волшебный клубочек»

Дети передают клубок ниток по кругу друг другу, при этом называя доброе слово о другом, пока клубок не вернётся к педагогу.

Педагог: Ты клубочек, покатись, сказка, сказка – появись.

(Клубочек прикатывается к сказочному домику, в котором расположены разные пиктограммы). Ребята, посмотрите! Мы оказались в сказке, а вот в какой, пока не знаем… А давайте сами угадаем!

Д/и «Герой из сказки»

Педагог показывает пиктограмму, а дети сначала называют, какое настроение передает эта пиктограмма, а затем называют персонажей сказок, которые соответствуют ей.

Педагог: Снова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись клубочек, нам дорогу укажи. Ну-ка, что-то покажи.

Педагог: Ребята, на пути клубочка встретилась речка, а на речке злая волшебница раскидала камни. Давайте поможем речке.

Дети вместе с педагогом присаживаются на ковёр.

Ситуация-упражнение «Незаконченные предложения».

Задача детей - закончить данное предложение по-доброму, т. е. придумать доброе окончание.

Девочка нашла котенка…

Мальчик нашел забытую игрушку и…

Мама заболела и ее сын...

Старенькая бабушка уронила палочку и…

Дети слепили красивого снеговика, а Миша проходя мимо…

Все дети убирали игрушки в группе, а Коля в это время…

Девочка Таня порезала палец, и ее подружка...

Маленькая девочка потерялась и Света…

После ответа, педагог предлагает убрать камень.

Педагог: Какие вы молодцы, я очень тронута вашей добротой! Теперь и речка может дальше протекать!

Ребята, а давайте проверим, умеете ли вы дружить!

Ф/м «Дружные руки»

Что за чудо, чудеса!

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу, вам не тая,

Руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лепить,

Чуткие руки умеют дружить.

Кто может стать лучшим другом?

Мама! И папа!

И товарищ по играм,

И старенький дед.

Березка у дома,

Щенок косолапый,

Хороший знакомый

И добрый сосед!

Педагог: Наше путешествие продолжается! И нам ещё нужно сделать самое главное. А дорогу нам покажет наш клубок.

Снова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись клубочек, нам дорогу укажи.

Педагог: Ребята, наш клубочек нашел вежливый конверт. Давайте посмотрим, что внутри! А там Загадки, хотите отгадать?

Игра «Вежливые слова»

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо)

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)

Молодцы, ребята! Когда человек что-то хорошо умеет делать, про него говорят – у него золотые руки. А когда хорошо поступает, говорит добрые слова, то про него говорят, что у него доброе сердце.

Клубочек нас приводит к коробочке с бусами.

Ребята какое важное слово-доброта. А что бывает добрым? Сейчас мы с вами подумаем и соберём браслеты «доброты». Дети называют определения и нанизывают бусинку. Этими браслетами можно пользоваться, когда ты рассержен или жадничаешь, и сразу подобреешь.

Рефлексия. Что вам понравилось больше всего? За кого из ребят вы порадовались? Кто был самый активный? Кто самый внимательный? Кто нашёл самые подходящие слова в игре? Кем быть интереснее? – жадным или добрым?

Упражнение «Эстафета доброты»

Дети и педагог стоя в кругу, берутся за руки и передают с помощью рукопожатия доброту.

Педагог: Я дарю тебе добро! (берет за руку ребенка)

И каждый ребенок передает добро товарищу.

Я чувствую, что доброты стало больше, пусть же она греет вас и не покидает.

Можно пригласить в круг гостей. Под музыку можно предложить детям и взрослым обнять друг друга.

Спасибо за прекрасное занятие!


Организация духовно – нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения.

Актуальность темы вызвана резким падением духовности во всем мире. Это и диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей духовно-нравственного сознания и культуры.

Духовно-нравственное развитие личности дошкольника - целенаправленный процесс развития и становления личности ребёнка под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие духовно-нравственной личности, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина своей Родины.

Особенности развития наших детей, снижение у них эмоционально-чувствительного восприятия не дают возможности своевременно усвоить знания, представления о духовности и патриотизме. Наши дети с трудом понимают объяснения взрослых, если это проходит в обычной традиционной форме: беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдения. Появилось необходимость выбора наиболее эффективных методов организации воспитательно-образовательного и коррекционного процесса.

Цель

Создание организационно–педагогических условий формирования у детей духовно–нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому и семье, родной земле и родному краю.

Задачи

  1. Социализация детей;
  2. Воспитание толерантности;
  3. Формирование этических норм поведения, таких как выдержка, уважение к старшим, терпимое отношение к младшим сверстникам;
  4. Расширение и углубление знаний детей о городе, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;
  5. Формирование у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
  6. Развитие у детей речи, мышления, воображения, умения анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
  7. Вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.

Календарно-тематическое планирование на первую декаду учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь).

I Блок: Осень

Сентябрь - Первый месяц осени. Усиливается поток холодного воздуха. По утрам густые туманы, ранние сумерки, хмурое небо. Народ прозвал этот месяц «хмурень». Ночи становятся темнее и длиннее. В первой половине сентября на юг улетают ласточки, а в конце месяца – жаворонки, журавли, скворцы. Лес становится – золотым. Сентябрь- время сбора запасов на зиму у ежей, белок, бобров, барсуков и других зимующих животных. В воздухе летают паутинки - первый признак осени. Сентябрь славен урожаем семян, плодов, овощей – свеклы, картофеля, моркови, репы, редьки и т.д.

Октябрь – середина осени, период листопада. День убавился на два часа. Средняя температура +7. Улетают последние птицы: скворцы и грачи. Октябрь последний месяц сбора урожая, подготовка растений к зиме. Белка стала голубо- белая, посветлели зайцы- беляки. Золотая осень царствует в роще у речки. На березе еще на прошлой неделе весели зеленые листья, а сегодня она вся в золотой одежде. В природе это время года всё изменяется. Только красавец дуб пока стоит в летней зеленой шубе. Какое обилие красок.

Ноябрь - последний месяц осени. Средняя месячная температура ниже нуля. День убавился на 2 часа. Погода часто пасмурная, низко повисают облака, часто идет дождь, холодно. Во дворе появляется много воробьев, галки. Деревья стоят голые и только на дубе кое-где висят засохшие листья. Для земледельцев наступает отдых. У домашних животных обрастает шерсть к зиме.

месяц

Тема недели

Сентябрь -1неделя

Диагностика знаний “Расскажем друг другу о лете…”

Цель: создать эмоциональный настрой, развитие связного высказывания.

Занятие «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

Выставки фотографий

“Скоро в школу” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.

Беседы: «Мои летние впечатления”, “Где мы были, что видели”, “Летние месяцы”. Развитие продуктивной деятельности: рисование, аппликация тема: «Где мы были, что видели”.Развивающие игры: “Школа”, “Детский сад”, “Семья”.

Чтение В. Драгунский “Денискины рассказы”, Н. Носова “Мишкина каша”.

Наблюдения за изменениями в природе (лето-осень), поведением птиц.

2неделя

“Город чудный, город древний…”

Цель: расширять знания о Москве, воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, её истории. Знакомство с достопримечательностями города. Закрепить знания о ПДД.

Образовательная деятельность:

“Москва-город в котором мы живём.” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Игры путешествия:“Театр”, “Музей”.

Беседы “Улицы Москвы”, “Чем замечательна Москва?” Чтение: Глинка “Москва”, С.Дрожжин “Привет”.

Презентация “Дорогая моя столица – дорогая моя Москва”.

Игры: “ В путешествие по Москве”.

“Ты сегодня-пешеход”-ПДД. безопасность, познание, социализация, коммуникация. Коллаж: “Движение в городе”.

Развитие продуктивной деятельности: тема «Улицы города” рисование, лепка, конструирование. Коллаж. Проигрывание социальных педагогических ситуаций: “Автомобиль и пешеход”, “Где должны играть дети”

Чтение стихотворения С. Михалкова “Шагая осторожно”.

3неделя

“Листопад, листопад листья жёлтые летят…”

Цель: расширение знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году.

Образовательная деятельность:

Рассказывание по картине И.Левитана “Золотая осень”.

“12 МЕСЯЦЕВ” - художественное творчество, познание, коммуникация.

Заучивание наизусть стихотворений об осени. И.Демьянов "Летят дождинки".К.Бальмонт “Осень”. Чтение: Н.Сладков “Осень на пороге”, рассказ К.Ушинского “Четыре желания”. А.Плещеев “Осень”.

Развитие продуктивной деятельности: тема “Я – художник и рисую осень” рисование, лепка.

Беседы: “Прогулки в осеннем лесу”, “Периоды осени”, сбор листьев для гербария. Игры – путешествие: “В гостях у Лесовичка”, “Угадай по листику”.

Работа с родителями.

1. Родительское собрание – общее, по группам, решение групповых вопросов. 2.Консультация на тему « Ребенок мой родной». 3. Анкета с родителями « Ценности семьи».

4неделя

1.“Урожай собирай и на зиму запасай…”

Цель: расширение и представление знаний об урожае. Закрепление знаний о сельскохозяйственных профессиях и о профессиях в детском саду.

2. “День дошкольного работника”

Цель: расширение и представление знаний о профессиях в детском саду.

Образовательная деятельность:

“Путешествие к бабушке Агафье”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Заготовки на зиму”- объёмное рисование, аппликация. Коллаж. Чтение художественной литературы. Н. Носов “Огурцы”, “Огородники” - чтение и обсуждение. Пересказ текста по И.Соколову-Микитову. Беседа: “Труд взрослых в садах”, “Труд взрослых на полях и в огородах”. Игры: “ Магазин”, “Овощи-фрукты”.

27 сентября – День дошкольного работника. Тема: “Профессии в детском саду"- познание, коммуникация, социализация. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Наш любимый детский сад” – рисование.

Беседа: “Кто о нас заботиться в детском саду”.

Наблюдение за работой повара, воспитателя, помощника воспитателя, логопеда-дефектолога, медицинской сестры детского сада – обсуждение.

Октябрь- 1неделя

“Лесные дары осеннего леса”.

Цель: расширение и закрепление о дарах осени, о съедобных и несъедобных грибах, о ягодах.

Образовательная деятельность:

“В гостях у Гриба-Боровика”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Гостинцы для лесных зверят”, “Съедобное - несъедобное» - рисование, лепка, конструирование. Коллаж тема: “Угощение Гриба-Боровика”. Чтение стихов Е. Благининой, Н. Саконской, Е.Серовой, А.Прокофьевой, В.Степанова, В.Орлова.

4 октября -“День животных”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность. Развитие продуктивной деятельности.

Беседа: “Правила поведения в природе”, “Какой гриб и с каким деревом дружит”, “Что мы приготовим из ягод”.

Игры: “Грибная поляна”, “Угадай по листику”, “Ягоды лесные и садовые”.

2неделя

“ Лес, точно терем расписной…”

Цель: з акрепление названий деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам.

«Посиделки на Покров»

Цель:

Познакомить детей с историей возникновения и разновидностями рукотворной игрушки.

Закрепить знания фольклорной тематики

Образовательная деятельность:

“Путешествие муравья через лес ” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Где был муравей, что видел”- рисование, ""части дерева”- аппликация, оригами. Беседа: “О деревьях. Какие деревья растут у нас в саду”. “Какие изменения в природе с наступлением осени”, “Строение дерева”. Чтение художественной литературы: рассказ о берёзке. Загадки про деревья. Для чего нужны деревья, польза от деревьев . Игры: “Собери картинку”, “С какого дерева лист”.

Образовательная деятельность:

“Зимним холодом пахнуло на поля и на леса»- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Распиши барышню ”- рисование, ""Синие узоры”- аппликация, оригами. Беседа: “Русские народные традиции ”. Чтение художественной литературы. Досуг «Покровская ярмарка»

3неделя

“Животные леса”

Цель: закрепить представления об особенностях жизнедеятельности диких животных в осенний период.

Образовательная деятельность:

“В осеннем сказочном лесу”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Загадывание загадок. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Лесные жители” рисование, аппликация, конструирование: “Терем-теремок”. Совместная работа родителей и детей: выставка поделок из природного материала “Животные леса”.

“Подготовка животных к зиме”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы. Чтение русских народных сказок о животных

Познавательные игры: “Кто, как зимует”, “Зайка беленький сидит”, "У медведя во бору". Беседа: “ Повадки животных в осенний период”. Чтение художественной литературы: М.Пришвин “Ёж”, Е.Чарушин “Волчишко”.

4неделя

“Стаи птиц улетают, прочь за синие море…”

Цель: расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах, о частях тела и образе жизни птиц Познакомить детей с понятиями: «лететь клином», «лететь цепочкой, стайкой».

Образовательная деятельность:

“Улетают птицы в дальние края... ”, “Части тела птиц”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Развитие продуктивной деятельности: тема: “Соловушка”- оригами из бумаги, рисование, лепка. Наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах. Стихи: А.Плещеев “Скучная картина, тучи без конца…” Е.Благинина “ Стрижи”. М-Сибиряк “Серая Шейка”.

Игры: “Кто у кого?”, ”Кто лишний”, ” Кто с кем улетает осенью на юг”. Беседа: “Почему улетают птицы”, “Что происходит с насекомыми”, ” Как улетают птицы”.

Ноябрь- 1неделя

“Моя Родина – Россия. Москва - столица”.

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважение к своей Родине. Закрепление знаний о флаге, гербе и Гимне России. Воспитание уважения к людям разных национальностей.

Образовательная деятельность:

“Наши богатыри”, “Памятник Минину и Пожарскому”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей.

Презентация, посвящённая ко дню народного единства.

Развитие продуктивной деятельности: тема: “Когда мы едины, мы не победимы”, “Наши богатыри” - оригами из бумаги, рисование “Флаг России” коллаж, аппликация, конструирование т. “Старинная крепость”.

Чтение “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, пословицы, поговорки. К. Ушинский: “Наше Отечество” (отрывок), М. Исаковский: “Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: “Родина”. Обсуждение, рассматривание картины Васнецова “Богатыри” сравнение их с описанием в былинах. Беседа на тему: “Мой дом, моя семья, моя Родина”, “Широка страна моя родная”,

“Наша страна и ее соседи”.

Досуг: “Прощание с Осенью”, разучивание песни: “Я люблю по Москве погулять…”

Игры: “Защитники”, “Путешествие в Москву”.

2неделя

“Нам в деревню хочется погостить…”

Цель: закрепление представления о домашних животных, уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

Образовательная деятельность:

“В гости к дедушке и к бабушке”, “В мире животных”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных на ферме. Составление описательных рассказов по картине, наблюдение за домашними животными. Развитие продуктивной деятельности: тема: “Кто мурлычет под рукой…” -рисование, лепка. Чтение художественной литературы, сказки. В.Г.Сутеев: “Кто сказал Мяу?”, Б.Житков “Рассказы о животных”. Беседа на тему о роли домашних животных в жизни человека. Игры: “Кто спрятался?”, “Чудесное животное”, “Пастушки”.

Чтение повести-сказки: “Карлсон, который живёт на крыше”. Беседа о прочитанном произведении.

3неделя

“На птичьем дворе…”

Цель: расширение и закрепление знаний о домашних птицах и птенцах.

«О здоровье всерьез!»

Цель: сформировать у детей понятие «здоровый образ жизни»

Образовательная деятельность:

“Возле птичника забор, за забором птичий двор…”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных на ферме. Составление описательных рассказов по картине, наблюдение за домашними птицами. Развитие продуктивной деятельности: тема: “Это кто пищит пи-пи, из яичной скорлупы…” - рисование, лепка. Чтение художественной литературы, сказки о домашних птицах, загадки, стихи: “Петушок”, “Курица и цыплёнок”, Г.Х.Андерсена: “Гадкий утёнок”, Беседа на тему о роли домашних птиц, какую пользу они приносят человеку. Объяснение значений выражений: “клевать носом”, “как с гуся вода”, “как курица лапой”. Подвижные игры: ”Гуси-гуси”.

Беседа «Почему люди болеют»

Продуктивная деятельность – лепка «Подарок для заболевшего друга».

Рисование «Поддержу больного друга»

Аппликация «Украсим носовой платок».

Игра «раз, два, три свой платочек сбереги»

Рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений Б. Сулимова «Про носы»

4неделя

“Мамин праздник”

Цели: формирование осознанного понимания значимости мамы в жизни детей, семьи, общества. Воспитывать уважение и заботливое отношение к маме.

Образовательная деятельность:

“Мамочка любимая моя”, “Профессия моей мамы”- познание,

коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Развитие продуктивной деятельности: тема: “Портрет мамы”, “Подарок маме”- рисование, аппликация. Беседа: ”Помощь маме”, “Кем работает моя мама”, анализ бытовых ситуаций: "Почему мама расстраивается, огорчается", "Как сказать маме о плохом поступке", "Чем я порадовал маму". Чтение пословиц о маме. Чтение стихов Е. Благинина. ”Посидим в тишине”, Г. Виеру. “Мамин день”, Я. Аким. “Мама”, Е. Благинина. “Вот какая мама”и др.)

Игры: ”Ласковые фанты”, игра-путешествие на работу к маме.

II Блок: Зима

Декабрь - начальный месяц зимы. В эту пору холода всё больше и больше усиливаются, а 25декабря начинается время сильнейших морозов. Деревья стоят без единого листочка, а у многих животных началась спячка.

Январь - середина зимы и начало нового года. В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы. Но за последние годы его становится мало, климат меняется. Продолжительность дня увеличивается почти на 3 часа. В начале месяца подготавливают для зимних посадок овощей. В середине месяца можно посадить зелень.

Февраль- 15 февраля Сретенье. День первой встречи весны. У дня больше света, у ночи меньше стужи. Зима с весной встретились.

Декабрь- 1неделя

День воинской славы России.

Цель: познакомить с очередным днем воинской славы России (5 декабря 1941 года) битвой под Москвой и подвигом наших земляков-героев И.В.Панфилова и В. Г. Клочкова. Формирование эмоционально-положительного отношения к защитникам Отчизны.

Образовательная деятельность:

5декабря-День воинской славы России “ Дни воинской славы. Битва за Москву и о подвиге 28 героев-панфиловцев ”.

“Защитники”,- познание, коммуникация, чтение художественной литературы А. Платонов “Маленький солдат” , социализация. Беседа к иллюстрации по теме “Великая Отечественная война”, “Защитники Отечества” , “Москва военная”, “Танковая атака”.Развитие продуктивной деятельности тема: “военная техника” рисование, лепка.

6декабря-День защитника Руси Александра Невского. Победа армии русского полководца Александра Ярославича над шведскими войсками на реке Неве, за что его стали величать Невским. Презентация.

2неделя

“Путешествие в ателье, в обувную мастерскую”

Цель: Познакомить детей с национальной одеждой, с видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов, провести связь одежды с временами года.

“Откуда берется одежда, кто их шьет?”

Цель: Познакомить детей с трудом швеи, сапожника, вязальщицы, ознакомить с инструментами, используемыми при шитье. Расширять знание детей об этих профессиях и ее значимости.

Образовательная деятельность:

“ Одежда народов мира”, “Как заботиться о своей одежде” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы. Чтение сказки К.И.Чуковского “Мойдодыр”, Ш. Галиев “Пляшут наши сапожки”, рассматривание журналов мод. Развитие продуктивной деятельности тема: “Одежды для кукол”, коллективная работа (стирка кукольной одежды) . Оригами “Рубашка. Свитер”, рисование “Мы рисуем праздничный наряд”

Беседа “”Подводим порядок в шкафу для одежды”. “Где надо покупать обувь?” “Почему мы одеваем чешки на зарядку и на физ. занятия?”, “Почему нужна спортивная форма. Чем она отличается от других одежд?” - Рассматривание иллюстраций к сказке “Золушка”.

Дидактическая игры “Классификация одежды и обуви”,”Зимняя или летняя”, “Что носят мальчики и девочки”,“Из чего сделано?”. Спортивная эстафета “Сапоги- скороходы”.Сюжетная игры “Магазин одежды”, “Подбери пуговицу к одежде”. “Зашнуруем ботинки”.

Домашнее задание для родителей «Шьем вещи для куклы»

3неделя

“Зимующие птицы в нашем городе”

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах нашего города. Познакомить детей с умением определять погоду по поведению птиц. Продолжить экологическое воспитание- забота о птицах в зимнее время года.

Образовательная деятельность

“Здравствуй, милый зимний гость! “ познание, коммуникация, чтение художественной литературы Е.Благинина “Морозы”С. Городетский “Первый снег” ,загадки, стихи. социализация.

Развитие продуктивной деятельности тема: “кормушка для птиц”аппликация, рисование тема: ”Сел на ветку снегирёк”, конструирование “Сложи птичку”.

Беседа тема: “Покормите птиц зимой”.

Игра “Скворушки”, “Что перепутал художник”,”Каких птиц много на дереве?”

4неделя

“Новогодние традиции”

Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно учавствовать в его подготовке.

“Новогодний праздник у детей” - в гости пришел дед мороз, зима, снегурочка, и звери. Они показывают свои концертные номера.

Детское творчество: “Украшение елки игрушками”. Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения “ Морозные узоры”. Конструирование игрушек из объемных геометрических фигур. Декоративно-оформительская деятельность “Новогодние игрушки”.

Лепка из солёного теста “ Ёлкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки”.

Основы праздничной культуры, участие детей в подготовке к новогоднему празднику и его проведению. Беседы: “История празднования нового года в России традиции, сложившиеся в народе при его праздновании”, “История обычая украшения ёлки; новогодняя символика”, “Обычаи встречи нового года у разных народов мира”, “Соблюдение мер предосторожности при обращении с атрибутами новогодних развлечений”.

Январь- 1неделя,2неделя

“Поёт зима – аукает”

Рождество

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

Промежуточная диагностика знаний. Конкурс чтецов стихотворений ко дню 14 января – старый новый год. Происхождение и назначение древних русских праздников - рождества, святок; святочная неделя (после нового года и рождеством) и связанные с ней три народных обычая: гадание, ряжение, калядование.

Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество».

Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления

3неделя

Рождественские калядки

Музыкально- дидактические хороводные игры.

  1. « Как на тоненький ледок»
  2. «К нам приходит новый год» хоровод, муз. В. Герчик, сл. З.Петровой.
  3. Игра « Ищи» - закрепить умение детей выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

4неделя

Цель: С помощью современных технологий расширять знания о Великой Отечественной войне. Воспитать патриотизм уважение к памяти воинам, павшим на войне. Дать представление о Ленинградской блокаде

Образовательная деятельность

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Развитие продуктивной деятельности Эксперимент с водой и льдом

Цель: Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом.

Февраль- 1неделя

Мы поедем, мы помчимся…

2неделя

Моя квартира

10февраля – День памяти А.С.Пушкина. Творчество великого русского поэта А. С. Пушкина, биографические сведения из жизни поэта.

3неделя

День защитника Отечества

Цель : Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Познакомить детей с традициями народного праздника Масленицы. Продолжать знакомство с русским устным народным творчеством.

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворения.

КВН-“Наша славная армия”, “Аты-баты, мы солдаты!” знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Российская армия – надежный защитник нашей родины. Трудная, но почетная обязанность военных защищать родину, охранять её спокойствие и безопасность, различные рода войск – сухопутные, военно - морские, воздушные (пехота, танковые, артиллерийские, пограничные, ракетные); названия военных специальностей. Современная военная техника на страже рубежей родины.

Выставка детского творчества

Беседы: о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

Рассматривание иллюстраций, беседа

Татьяна Банькова
Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Введение.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции. Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Сегодня становится все понятней, что отказ от Православных ценностей приводит к печальным последствиям – теряется духовность и как следствие нравственность общества.

Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю. В наше время воспитание духовной личности на основе Православных традиций должно осуществляться совместными усилиями образовательной системы и семьи. Участником образовательного процесса может быть священник Православной церкви. При общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты.

Данная методическая разработка отражает цели и задачи, формы работы с детьми и родителями, календарное планирование по теме русские православные праздники. И помогает наиболее эффективно организовать педагогический процесс духовно -нравственного развития детей в ДОУ .

Основой методической разработки послужили следующие программы :

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное Москва Мозаика-синтез 2012 г.

Учебно-методический комплект для малышей

Людмила Леонидовна Шевченко. Серия :

Духовно -нравственное образование в детском саду

Издательство : Центр поддержки культурно-исторических

традиций Отечества. Год издания : 2011.

дошкольных

образовательных учреждений «Знакомство детей с русским

Бударина, Л. С Куприна, О. А. Маркеева, и др. Издание

третье, переработанное и дополненное. Санкт- Петербург

«Детство-Пресс» 2008

Методическое пособие для педагогов дошкольных

образовательных учреждений «Воспитание сказкой » . Автор

О. М. Потаповская, Л. П. Гладких, И. П. Макеева и др.

Серия : «Духовно-нравственное воспитание детей

дошкольного возраста ». Москва 2002

Задачи и цели :

1. Воспитывать любовь и уважение к Родине, к русским традициям и истории.

2. Ввести детей в круг основных православных праздников, познакомить с особенностями их подготовки и проведения.

3. Формировать внутренний мир ребенка на основе классической музыки, постановки театральных представлений на православные сюжеты.

4. Знакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, церковным пением, колокольным звоном, художественной литературой духовно -нравственного содержания.

5. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки

6. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым, мирно разрешать конфликты.

7. Помочь семье в формировании духовно богатой личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной культуры.

Для реализации данных целей и задач предлагаются следующие методы : наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время :

Показа сказок (педагогами, детьми) .

Рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций.

Экскурсий.

Словесно-образный метод :

Чтение сказок и стихотворений с последующим обыгрыванием, драматизацией.

Беседы с элементами диалога.

Проведение народных игр (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

Сообщения дополнительного материала музыкальным руководителем, педагогом по театру.

Загадки, потешки, пословицы

Практический метод :

Организация продуктивной деятельности : ИЗО (впечатления после занятия-утренника)

Ручной труд (Вифлеемская звезда, рождественская игрушка, пасхальная выставка и т. д.)

Формы работы с детьми и родителями :

Беседы, встречи со священником.

В основу бесед положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Беседа сопровождается видеорядом, а также соответствующими теме иллюстрациями.

Экскурсии совместно с родителями, посещение кружка «Основы православной культуры»

Художественное творчество, организация выставок (совместная деятельность детей и родителей , изготовление подарков, открыток к празднику

Организация музыкально-театральной деятельности (доминантные, интегрированные занятия, постановка детских сказок-спектаклей на христианскую тему, слушание образцов духовной музыки )

Семейные, праздничные встречи :

«День Матери» , «Гордимся отцами» , «Домашний театр»

Консультации для родителей, анкетирование родителей.

Утренники, праздники, развлечения

Утренники проводятся в форме увлекательной игры, беседы, с участием родителей в театральных постановках, играх, обрядах,- в атмосфере песенного и танцевального фольклора. Заканчивается утренник угощением традиционным праздничным блюдом : на Благовещение жаворонки из теста, на Пасху – куличи, на Рождество – конфеты- пряники, на Покров – пироги и т. д.

Годовое тематическое планирование .

Сентябрь

Анкетирование родителей по теме духовно-нравственное воспитание в семье .

Консультация для родителей «Духовно -нравственное направление воспитательного процесса в образовательном учреждении.»

Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского

Подготовка к празднику Разучивание стихов, русских народных игр, песен, хороводов. («Коршун и воробушки» , «Карусель» , «Ай тари-тари» , песни «Как у наших у ворот» , «Где был Иванушка?» , инсценирование песен «Было у матушки 12 дочерей» , «Солдатушки, бравы ребятушки» )

Предварительная беседа, рассказ о празднике Покров, народных приметах и обычаях, с ним связанных. Рассматривание Иконы «Покров Пресвятой Богородицы»

Слушание «Октябрь» из цикла Времена года П. И. Чайковского

Театральная постановка «Шарф-покров» .

Художественное творчество на тему : «Покров» , «Осень» .

Беседа о честности, любви, доброте. (Добрый мир)

Подготовка к празднику «Георгий Победоносец» . Беседа с детьми о святом Георгии Победоносце. Рассматривание иконы Георгия Победоносца на коне, его изображение на гербе России, на флаге города Дмитрова.

Чтение сказок, былин о русских богатырях.

Постановка спектакля «Белый город, или как Егорий Змея Горыныча победил» с участием родителей.

Подготовка к Рождеству. Работа над спектаклями духовного содержания «Волшебные превращения трех снежинок» , «Царь Ирод» , «Накануне Рождества» , «Три дерева»

Слушание «Утренняя молитва» , «В церкви» из детского альбома П. Чайковского

Участие педагогов в кукольных спектаклях для детей : «Морозко» , «Рождественский вертеп» , «Про царя Ирода» .

Беседа «Как я поздравляю свою семью с праздником» .

Разучивание рождественских песен «Рождественская бесконечная» , «Яркая звездочка» ,«Рождество Христово» , «Ой ты зимушка - Сударушка» , календарных обрядовых песен : «Коляда, коляда, ты подай пирога» , «Как пошла коляда» «Щедрик -ведрик»

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Конкурс «Рождественская игрушка»

Посещение храма, беседа об истории происхождения праздника Рождества Христова. Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, предметов (дары волхвов, настольный вертеп) .

Моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним через игровые ролевые исполнения художественных произведений : «Два товарища» Л. Н. Толстого, «Маленькие рассказы» К. Ушинского, постановка спектакля «Царь Ирод»

Слушание рождественских песен : «Рождество христово, ангел прилетел» , церковных рождественских песнопений.

Художественное творчество на тему : «Ангел»

Концерт «Рождество Христово» .

Беседа «Добрые дела» («Добрый мир» )

Беседа о традициях русского воинства, о храбрости защитников отечества.

Рассматривание картины Васнецова «Три Богатыря»

Слушание «Богатырские ворота» Мусоргского

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок)

Постановка спектакля вместе с родителями «Добрыня и Змей Горыныч»

Участие в праздновании «День наших пап-защитников Отечества»

Оформление фотоальбома «Наши праздники» .

Участие детей в инсценировках , музыкальных спектаклях, основанных на нравственном выборе между добром и злом. Выводы самих детей о добром поведении (не зазнавайся, умей прощать, будь честным, жалей братьев меньших)

Беседы, посвященные празднику Благовещение – история возникновения праздника. Просмотр видеоряда «С нами чудо из чудес- Благовещенье с небес»

Разучивание песен «Ой кулики, жаворонушки» , «Идет матушка весна» «Вот уж зимушка проходит» , игр с песнями «Ой сад-виноград» , «Заря-заряница» , «Летели две птички» .

Слушание «Весна и осень» музыка Г. Свиридова

Праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы» , (в конце празднования дети выходят на улицу и выпускают птичек в небо)

Художественное творчество, рисование на тему «На волю птичку выпускаю»

Вербное воскресенье. Рассказ об истории праздника. Разучивание песни «В воскресенье вербное» , «Танца с вербочками» .

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Слушание пасхального праздничного канона «Христос воскрес из мертвых»

Разучивание песен «Воскресение» , «Пасхальная песенка»

Занятие-беседа о празднике Пасха. (Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история» .)

Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора Тиберия»

Утренник «Светлая Пасха»

Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.

Пояснительная записка

Система духовно - нравственных ценностей закладывается с детства, поэтому на сегодняшний день образованиюотводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры; оно является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.

Цель. Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

воспитание уважительного отношения к труду.

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников, осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий образовательного учреждения. Все мероприятия направлены на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ: развитие творческих способностей воспитанников, формирование духовно-нравственных качеств личности, совершенствование форм и методов работы с родителями, выявление лучшего опыта работы.

Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет)

Тема

Формы обучения

Задачи

Дата

«Старание и терпение»

Экскурсия в школу.

Беседа с детьми « Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе».

Сюжетно-ролевая игра «В школу».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

сентябрь

«Мудрые люди»

Беседы «Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка». «Что такое забота?».

Фольклорный праздник «Покров».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.

«Верность земле русской»

Беседы «Минин и Пожарский»; «Русь православная».

«Народные игры». «Богатыри земли Русской».

Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества. Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе защитников русской земли. Формировать патриотическую память.

«Светлый образ»

Беседа « Моя мама - лучше всех».

Ручной труд (изготовление подарков маме).

Праздник, посвящённый Дню матери.

Развивать духовно- нравственный потенциал дошкольников; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей.

«Семейные традиции»

Беседы «Моя семья»; « Семейные традиции (обычаи) в вашей семье».

Семейные работы «Род и родословная».

Знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей.

«Рождественское чудо»

Беседы «Святочные посиделки», «Елка - символ Рождества».

Показ вертепного театра «Рождество Христово».

Аппликация «Рождественская открытка»

Познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадовать близких; познакомить с традиционным видом рождественского театра - вертепом.

«Мастера и рукодельницы»

Беседа «Россия - страна мастеров».

Выставка «Золотые руки мастеров».

«Эти мудрые русские сказки».

Развлечение «Масленица»

Познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям русского народа.

Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой.

«Книга - праздник души»

Беседа: "А у книжки именины!"

Экскурсия в библиотеку «В гости к книжкам».

Вечер развлечений "В гостях у сказки".

Развивать интерес к книге, как к источнику знаний. Расширять и уточнять представления детей о книгах и их значении в жизни общества.

«Добрый мир»

Праздник «Благовещение»

Занятие «Земля - наш общий дом».

Беседа «Жалобная книга».

Экскурсия в лес.

Выпуск листовок «Берегите лес от пожара».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ответственность человека за окружающую среду.

«День Победы»

Выставка рисунков, посвященная Дню Победы.

Беседа « Дети военных лет».

Экскурсия к памятнику.

Участие в митинге.

Воспитание гуманной, толерантной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества

«До свидания детский сад! Здравствуй школа!»

Праздничное мероприятие

«Выпускной бал»

Создание условий для успешной адаптации в школе.

Библиографический список:

И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2011. - 224 с.

Истоковедение. Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».Том 15.- М.: Издательский дом «Истоки», 2013. - 160 с.

И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте Истоковедения. Том 11.- М.: Издательский дом «Истоки», 2012. - 320 с.

Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам образовательных учреждений. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-112с,ил. - (Приобщение детей к истокам русской народной культуры).

Истоковедение. Социокультурный подход системный подход к истокам в образовании. Том 12. - М. Издательский дом «Истоки», 2012. - 328 с.