Брать ли ребенка на руки по первому требованию. Брать ли ребенка на руки

Фото: Sandro Ducceschi / Flickr / CC-BY-2.0

Почему подобным советам старших не нужно следовать и как формируется привязанность между мамой и ребенком в первые три месяца после родов, Woman’s Day рассказала Татьяна Аптулаева , практикующий психолог, автор бестселлера о беременности и подготовке к родам «Мать и дитя . Энциклопедия счастливого материнства» и книг о развитии ребенка.

– Однажды в далекий уже августовский день пять лет назад, возвращаясь с прогулки, я отчетливо ощутила, что коляска, которую второй месяц я привычно катала в парках по 2-3 часа каждый божий день, – это абсолютно точно мой собственный большой живот. Просто он отделился, и я качу его на расстоянии вытянутых рук. А в нем – дочка трех недель от роду. И меня накрыло уверенное чувство, что моя беременность каким-то чудесным образом продолжается. Меня это умилило, растрогало и развеселило. Но с точки зрения теории привязанности это ощущение было психологически абсолютно точным.

Сенсорная система

Четвертый триместр беременности – это прекрасная поэтическая метафора для первых трех месяцев после родов. Более прозаично этот же период называют адаптационным – то время, когда и мама, и новорожденный осваивают и привыкают к новому способу взаимодействия, общения, понимания и чувствования друг друга уже не только на уровне внутренних телесных ощущений.

С первого же момента после родов вся сенсорная система включается полностью, и двое начинают узнавать друг друга и чувствовать. Теперь они видят, слышат, касаются друг друга, ощущают запах, тепло, ребенок впервые пробует вкус молока. Самое удивительное, что это общение и узнавание происходит без единого слова, просто потому что у новорожденного их пока нет.

В первые три месяца после рождения ребенка женщина испытывает то удивительное состояние, когда чувствует особо тесную с ним связь. При гармоничном восприятии своей беременности и материнства это естественное сильное желание поддерживать физическую и эмоциональную связь, выражая ее в любви и заботе. Эта глубинная потребность, полная нежности и привязанности к младенцу, содержит в себе совершенно практические задачи, которые направлены на его гармоничное, полноценное физическое и психологическое развитие. Если бы не одно но…

Социальные стереотипы

Понятие четвертого триместра беременности, которое впервые ввел доктор медицины Харви Карп, возникло не случайно. Точно так же, как совсем недавно, всего несколько десятилетий назад, для младенцев фактически отвоевали возможность кормить их материнским молоком взамен искусственной смеси. То же самое сейчас происходит с возвращением возможности формировать базовую привязанность у ребенка, которая отвечает за ощущение, что он любим всегда и такой, какой он есть. Это фактически открытая борьба и противовес очень давнему, но все еще продолжающему существовать стереотипу, который дается как прямое указание матери: «Не держи ребенка на руках, привыкнет – избалуешь!»

В России это представление хранилось как родовая ценность, столетиями вплоть до совсем недавних советских времен. Конечно, зачем мамочке держать младенца на руках, когда ей, как еще и молодой хозяйке по совместительству, было положено заниматься хозяйством, обслуживая всех членов семьи, от мужа до свекрови?

С чего сидеть в декретном отпуске, когда нужно строить великий коммунизм? И поэтому родила – снова в строй. К станку, огороду, печке, коромыслу, утренним и вечерним дойкам.

Старшее поколение, которое традиционно воспринимало невестку как рабочий ресурс для большого хозяйства, именно под таким благовидным воспитательным предлогом часто слишком рано разделяло ее с младенцем, вновь возвращая ее к привычной бытовой работе…

То же самое происходило и в Советском Союзе, когда каждая женщина являлась принадлежностью государства. Станки важнее младенцев. Считалось, что необходимый минимум физического ухода за ребенком достаточен, и в этом смысле отношение к нему было фактически как к взрослому человеку.

Такой подход нарушал естественное формирование привязанности ребенка к матери если не патологически, то в любом случае сильно ломал ее, заставляя принимать исковерканные суррогаты.

У матери, которая не могла в полной мере реализовать естественную потребность заботиться о младенце, это выражалось в виде чувства вины и жалости, отрезанных и невыраженных эмоций нежности и любви, которые не было принято выражать открыто. Отсюда и появлялись представления о женской любви как о жалости, которые распространялись не только в любви к ребенку, но и к мужчине.

У ребенка нарушение формирования привязанности выражалось в апатии, недоверии к миру, его небезопасности, высокой тревожности, неспособности развиваться в целом. Дома малюток, где дети сутками неподвижно лежали в одиночестве в тугих пеленках, тому подтверждение. Если же домашнему ребенку везло, он оказывался на руках заботливой бабушки-прабабушки. А если нет, тогда – ой.

До сих пор помню свой шок , когда я спросила свою маму, почему ее так мало кормили грудью, и она ответила: «А потому что потом начался сенокос». Мама моя родилась 12 июня…

Шаг к счастливой жизни

Первая и самая простая задача этой сформированной природой привязанности к младенцу – помочь ему выжить физически. Человеческий младенец рождается абсолютно неприспособленным для выживания в одиночестве. В отличие от детенышей животных он не может через несколько минут после родов встать и затопать на своих ножках, как делают это зайчата или тигрята, которые, только появившись на свет, почти сразу готовы скакать рядом с мамой.

Эта неприспособленность к самостоятельной жизни выражается в незрелости жизненно важных систем организма новорожденного – желудочно-кишечного тракта, температурного режима тела, дозревании головного мозга, раскоординированности телесных движений.

Он обладает лишь первичными рудиментарными рефлексами, которые помогают в первые месяцы жизни облегчить осваивание в новом для него мире.

Поисковый рефлекс помогает находить грудь, сосательный и глотательный – правильно обхватывать материнский сосок и пить молоко, хватательный – крепко цепляться своими пальчиками за мамину руку. Еще больше понять связь матери и ребенка вам поможет моя книга «Я мама первый год».

И когда о первых трех месяцах материнства мы говорим как о четвертом триместре беременности, то это очень хорошо и понятно объясняет психологический смысл этого периода. Ведь ожидание ребенка также традиционно воспринимается как очень трепетный период в жизни женщины и всей семьи. Окружающие с большим вниманием относятся к будущей маме, ее оберегают от лишних волнений, тяжелой физической работы, спокойно относятся к любым капризам.

Такая забота, которая фактически – забота и о будущем малыше, позволяет женщине хорошо настроиться на свою беременность и воспринимать ее, получать от своего состояния удовольствие, спокойно выносить и нормально родить. И в такой окружающей ауре любви будущей маме гораздо легче сформировать привязанность к своему ребенку еще до его рождения.

Воспринимая первые месяцы жизни ребенка как еще заключительный триместр беременности, всем, и матери, и семье, гораздо проще сохранить атмосферу предыдущих девяти месяцев. И все потому, что этот процесс формирования надежной привязанности – процесс двусторонний, как и во время беременности.

Спокойная, окруженная заботой мама способна давать чувство любви младенцу, а он, наполняясь им, радует ее сначала своим хорошим самочувствием, а затем первыми улыбками, смехом, осознанными реакциями и фактически постоянными подтверждениями, что она – хорошая мама.

Сохранять и поддерживать – это важно. Все защитные рефлексы, с которыми рождается ребенок, говорят о его хрупкости. Слишком яркий свет заставляет его зажмуривать глаза, слишком громкий звук – вздрагивать и раскидывать ручки в сторону. Он еще не готов выдерживать слишком сильные раздражители и стимулы, поэтому младенцу нужны покой и тишина. И только постепенно – неделя за неделей, месяц за месяцем – малыш привыкает к более громким звукам, свету. Поэтому именно в первые три месяца маме важно помочь ему плавно, медленно, не спеша адаптироваться к этому внешнему миру, в который он пришел.

Но и самой маме эта тишина и покой также важны точно так же, как это было ей нужно и во время беременности. Потому что только в такой обстановке она способна хорошо слышать малейшие сигналы новорожденного, когда он начинает кряхтеть или сопеть от малейшего неудобства. Это позволяет ей учиться распознавать сигналы малыша – кряхтит ли он от мокрых пеленок или от того, что проголодался и просит грудь. В такой атмосфере четвертого триместра беременности мама отлично настраивается на малыша, быстро учится его понимать, распознавать самые первые сигналы, и чаще всего ребенок у такой мамы плачет весьма редко. Ну просто потому, что у них царит полное взаимопонимание.

Рай внутриутробной жизни

В понятие заключительного триместра беременности включается и необходимость донашивать младенца вне материнского организма в буквальном смысле, словно напоминая ему в это время о прежней жизни внутри. Но уже не за счет резервов репродуктивной системы женщины: плаценты, матки, околоплодных вод. А в постоянном физическом контакте, наполненном материнской любовью, которая выражается в самых простых и очень конкретных действиях – объятиях, поцелуях, нежных воркованиях. Здесь вам в помощь рекомендую одну из моих последних книг – «365 идей, как полезно провести время с ребенком в первый год».

Принципиальное отличие между взрослым и новорожденным в том, что младенцу мамино внимание и физическая забота нужны практически круглые сутки напролет.

Пройдет время – и эта жизненно важная зависимость после первых трех месяцев постепенно начнет переходить на качественно новый уровень. Он состоит в том, что все физические ощущение и чувство удовольствия или неудовольствия станут преобразовываться в более осознанные реакции – положительные или отрицательные эмоции. Так младенец превращается из существа, наполненного смутными психическими ощущениями, в маленького человечка, понимающего и умеющего выражать эмоции. А это умение не в последнюю очередь зависит и от умения самой мамы чувствовать и осознавать свои переживания.

Жизненно важная значимость привязанности в этот период выражается еще в том, что ребенок получает первый опыт принятия себя такого, какой он есть, без оценок и осуждений. Это фундаментальное ощущение, что он любим всегда и в любом состоянии и настроении – в грязных или чистых пеленках, орущий или спящий, плачущий или улыбающийся.

Этого ощущения для взрослеющего ребенка затем будет достаточно, чтобы развиваться и преодолевать жизненные трудности. Это проявится позже, но фундамент такого оптимистичного и целеустремленного уверенного в себе ребенка мама формирует уже в его первые месяцы.

Мать донашивает младенца, помогая всем его жизненным системам дозреть до нормального самостоятельного функционирования. Объятиями своих рук поддерживая ощущение упругих стенок матки. Прижимая к груди, помогает снова услышать привычное близкое и успокаивающее биение своего сердца. Кладя к своему обнаженному животу, дает ощутить максимальную физическую близость, тепло и запах своего тела. Нежно и тихо воркуя, дает услышать почти те же звуки своего голоса, как он слышал их, находясь в утробе.

Так любовь и материнская забота развивают миллионы нейронов головного мозга новорожденного, без которых они и остаются незадействованными.

Объятия, поцелуи, нежности для ребенка – как дождь и солнце для цветов. Получая их, он растет легко, быстро и счастливо. Формируя надежную эмоциональность привязанность или, иначе говоря, давая ему свою любовь и уча его самого любить, мама не просто помогает ему выжить физически, а дает огромный шанс насыщенно реализовать весь свой потенциал, таланты и чувствовать себя счастливым.

Многие родители полагают, что если ребёнок проситься на руки то, это говорит об избалованности ребёнка и поэтому, брать на руку ребёнка нужно как можно меньше. Но, правы они или нет, нужно ли брать ребёнка на руки ?

Часто можно наблюдать такую сцену: ребёнок громко кричит, а его родители не реагируют и уже не выдерживают, подходят к кроватке и хотят взять ребёнка на руки. Но, в этом случае молодые родители начинают решительно возражать объясняя, что если носить малыша всегда, когда ребёнок просится на руки, он привыкнет находиться на руках и никому не даст покоя.

Но, на самом деле, в родительской практики, если ребёнок росится на руки или просто беспокоится и плачет, то хорошее средство успокоить его - взять на руки, покачивая. Ведь совсем маленький ребёнок просится на руки не осознанно, не потому что он такой вот весь избалованный эгоист, а потому, что действительно нуждается в этом контакте с родителями. А уже когда он станет немного старше, тогда ребёнок проситься на руки будет уже сознательно, целенаправленно и просить и даже требовать, чтобы его носили, качали и убаюкивали. Но зачем ребёнок просится на руки? Для чего ему это нужно?

Чтобы понять это, давайте вернёмся к периоду новорождённости. Уход за новорождённым ребёнком - это очень неспокойное время для родителей, когда малыш плачет оттого, что плохо себя чувствует или оттого, что перевозбуждён. Его нервная система ещё слабая, не окрепшая и он плачет. И вы берёте его на руки, это отвлекает и успокаивает его. Тепло вашего тела, давление на животик тоже помогают ему. Также положительно влияют на ребёнка ваша нежность, ваш разговор с ним. Поэтому, если в первые месяцы ребёнок просится на руки, то не нужно бояться избаловать ребёнка и не стоит сомневаться, нужно ли брать ребёнка на руки или нет.

Что касается новорождённого ребёнка, всё понятно. Но, когда ребёнку исполняется 3-4 месяца, газы в таком возрасте, как правило, не мучают и он полностью адаптировался к окружающей среде. Нужно ли брать ребёнка на руки в этом возрасте, ведь ребёнок просится на руки по-прежнему. Да, это так, но 3-4-летний ребёнок любит кататься на руках уже по другим причинам. Учёные говорят, что наилучшее расстояние для функционирования зрения малыша - 30-40 см. И это как раз расстояние между ребёнком и матерью, когда мать держит его на руках. Для младенца такой визуальный контакт представляет большой интерес и человеческое лицо очень важно для него. И это касается и и, в равной степени, . Разнообразие таких контактов тоже играет положительную роль для ребёнка.

Ещё дети просятся на руки, потому что любят, когда их носят по квартире, показывают всё и рассказывают. Для психического развития личности это весьма важное занятие. Малыш ещё слишком беспомощен, поэтому ребёнок и просится на руки к вам, чтобы с вашей помощью получить информацию об окружающем мире и таким образом удовлетворяется потребность в новых впечатлениях у малыша.

Ещё дети любят, когда их качают на руках, немного подбрасывают (и обязательно ловят) и вертят из стороны в сторону. Таким образом, хорошо тренируется вестибулярный аппарат малыша.

В возрасте 7-8 месяцев дети просятся на руки для того, чтобы поиграть со взрослым в такие игры как "ладушки", "сорока" или поиграть с игрушками, например, покатать машинку. Это происходит до того, как ребёнок начинает ходить, он стремится как можно больше времени провести с матерью и ей приходится долго носить его. Возможно, для малыша будет достаточно того, что вы занимаетесь своими обычными делами, находясь в его поле зрения и время от времени ласково общаетесь с ним. В этом случае, ребёнок просится на руки, возможно, и не будет. Ваше внимание и участие успокоят малыша.

К концу в семье, бывает так, что ребёнок просится на руки для того, чтобы использовать взрослого для достижения своей цели. Например, если малыш хочет что-нибудь рассмотреть или достать какую-нибудь интересную вещь на шкафу.

Получается, что на руках у взрослого ребёнок луче развивается психически. И, исходя из этого, можно сказать, что ребёнок просится на руки не зря, не ради своей прихоти. Для него это - жизненная необходимость для полноценного развития, и для родителей в

Когда я говорю: у моего ребёнка нарушение привязанности, поэтому, пожалуйста, соблюдайте в общении с ним определённые границы (всегда готова их перечислить, повторить, обосновать, дать ссылку на материалы, ещё раз объяснить и картинку нарисовать), многие люди, слава Богу, реагируют адекватно. Спасибо вам, друзья! Но, иногда, к сожалению, встречаюсь с другой реакцией, про которую и хочу сейчас написать.

“Да мне не жалко… (дать твоему ребёнку свой телефон, разрешить залезть в свои карманы, посадить на колени и т.д)”

Нарушение привязанности – это своего рода нарушение обмена веществ, только не физических, так скажем, а психологических. И как диабетику нельзя шоколадку, так ребёнку с нарушением привязанности нельзя на ручки к чужому человеку. Вы очень поможете ребёнку и его родителям, если спокойно скажете: “Ты можешь сесть на колени к маме. В мою сумку залезать без спросу нельзя. А вот поговорить с тобой я могу с удовольствием”.

“Всем детям нужно тепло и внимание. Ты что, ревнуешь”

Проблема этого ребёнка не в том, что ревнивые родители отказывают ему в крохах тепла и внимания, которые вы готовы дать прямо сейчас, а в том, что он до конца внутренне не понимает, чем чужой отличается от своего.

Он – не “все”. У него есть особые потребности. “Все” дети не залезают на руки к первому встречному. Вам, конечно, не трудно (хотя если вовремя не поставите ребёнку границ, очень скоро станет трудно, и вы не будете знать, что делать и как этого ребёнка с ручек снять). И ребёнку не трудно получать от вас внимание и телесный контакт. Ему трудно – от близких.

Потому что близкие отношения строить сложнее, чем очаровывать случайных людей. В близких отношениях сложнее держать все под контролем, в них больше уязвимости. Но именно такие отношения нужны ребёнку для того, чтобы расти и развиваться.

А лицо у меня такое мрачное не потому, что я ревную, а потому, что когда я вижу своего ребёнка на ручках у постороннего, то понимаю, что впереди ещё много работы. И потому, что вы меня не слышите, когда я прошу не брать моего ребёнка на руки и не давать ему свой мобильник “поиграть на минутку”.

(ребёнку) “Я тебя так люблю! Я буду по тебе скучать! Очень сильно! Как же я без тебя?”

Пожалуйста, если вы не близкий родственник моего ребёнка, не говорите ему таких слов. Это тот же “шоколад диабетику”. Любой тесный, слишком эмоциональный (даже словесный) контакт с не-близкими взрослыми перевозбуждает ребёнка с расстройством привязанности и сбивает его с толку.

Ребёнок часто путает любовь, близость и поверхностное внимание. Поэтому на вопрос ребёнка “ты меня любишь?” лучше всего отвечать правду. Например: “я к тебе хорошо отношусь, ты мне интересен”.

“Ему просто нужна любовь. Любовь все лечит”

А диабетику нужна еда, кто ж спорит? Питание, так сказать, основа жизни. Но еда бывает разная, не вся еда одинаково полезна, а родители, как правило, знают, что ребёнку можно есть, а чего не стоит. Поэтому, пожалуйста, верьте нам и не думайте, что мы “просто ревнуем”. Хотя, по-моему, это нормально – расстраиваться, когда твой ребёнок с криком “мама, уйди!” в тысячный раз бежит к чужому человеку. Это, конечно, не ревность, скорее грусть.

Я верю, что все меняется к лучшему, привязанность во многих случаях рано или поздно формируется (в нашем всё вообще не так уж и плохо). Но растить ребёнка с нарушением привязанности – непростая работа, и вы сделаете очень хорошее дело, если поддержите меня самым простым способом – услышите.

Брать ли ребенка на руки по первому требованию? Вопрос этот довольно спорный и начинают задумываться об ответе и мамы, и детские специалисты по педиатрии и психологии. Мы тоже попытаемся дать ответ на этот вопрос.

Нельзя!

Даже не стоит напоминать, что для малыша, даже умеющего ходить, быть на руках у мамы крайне необходимо. Причем просится он на ручки по весьма разным причинам. Когда боится, стесняется, или даже капризничает. А что мама? Довольно часто мама отказывается брать на руки расстроенного или плачущего малыша, как бы демонстрируя свое возмущение, недовольство. А для ребенка это выглядит как самый настоящий отказ от него. Как же тут не развернуться трагедии?

Хотя, с другой стороны, отказ ребенку брать его на руки раньше воспринимали как должное. Например, считалось, что это предотвращает излишнюю зависимость ребенка о мамы, учит малыша самостоятельно решать свои проблемы. Но подумай, когда это страх того, что мама уйдет, чему-то малыша учил? Правильно, кроме укоренения противного чувства страха в подсознании и дальнейших проблем, больше ничего не произойдет.

Как можно ближе к маме


Малышей нужно брать на руки как можно чаще. Правда речь идет не о ситуациях, когда ребенок сам отбрыкивается от материнских рук, так как занят, хочет побегать и т.д. Но если твой малыш очень чутко реагирует на прикосновения твоих рук и здорово успокаивается, улыбается, когда ты берешь его, не бойся лишний раз подержать кроху.Во-первых, потому, что твоя близость всегда действует успокаивающе, так как ребенок чувствует безопасность. Во-вторых, даже если ты больше ничего не будешь делать, все равно это останется жестом нежности и любви. А что еще нужно твоему крошке?

Кроме того, Масару Ибука считает, что брать ребенка чаще на руки нужно и для того, чтобы воспитать и развить в нем отзывчивость,умение проявлять нежность.

Лучше не надо


Но не все так гладко, как хотелось бы. Иногда маленькие вредины когда пытаются добиться того, чтобы их взяли на руки, начинают громко плакать, кричать. А чтобы прекратить взгляды посторонних, идя по улице с орущим малышом, приходится подчиняться детской воле. Так у ребенка в сознании укрепляется цепочка понятий – если закричать, многое разрешат.А здесь не поспоришь, либо слушай дикие вопли, либо бери на руки.

Да. Такой вопрос часто задают, и это означает, что в реальной жизни вам, как правило, трудно бывает понять, отчего плачет ваш ребенок; вы спрашиваете себя, капризничает ли он, или у него что-то болит, или ему неудобно лежать, что-то ему мешает.

Большинство матерей задаются вопросами о том, как «воспитывать» своего ребенка; они считают, что в первом случае лучше не брать ребенка на руки, поскольку это означало бы уступить его капризу и, следовательно, оказать ему тем самым плохую услугу, тогда как во втором случае вполне естественно его взять, попытаться утешить, постараться понять, в чем дело.

Это не такое уж плохое объяснение, и оно свидетельствует о том, что намерения у матери самые лучшие. Но слово «каприз» В применении к младенцу смысла не имеет. Оно предполагает сознательное вмешательство воли, так, как если бы ребенок мог сказать: «А сейчас я начну плакать, что бы досадить маме». Достаточно произнести эту фразу, чтобы вы сами почувствовали, до чего нелепо выглядит подобное объяснение. Ребенок никогда ничего подобного не думает, потому что он еще вообще ничего не «думает». Малыш еще не достиг той степени умственного развития, которая позволила бы ему иметь осознанные желания, да еще с такими сложными намерениями.

Когда ребенок плачет, то при помощи этого проявления чувств он пытается выразить множество вещей.

И потому надо разобраться в том, в какой момент, при каких обстоятельствах он плачет чаще всего, и попытаться истолковать его плач. Младенец может плакать по-разному, и вы вскоре научитесь распознавать тон его плача.

Ребенок плачет, когда он голоден, и особенно часто плачут от голода крупные сильные мальчики, которые плохо его переносят. Каждый раз в этом случае ребенок впадает в ярость, он весь краснеет, дергается и пронзительно вопит.
Ребенок плачет перед тем, как уснуть. Этот плач намного тише, но в некоторых случаях, если уснуть никак не удается, бывает таким же яростным. И все же это не совсем похоже на по-настоящему яростный плач от голода. Иногда начинает казаться, что ребенок убаюкивает себя, и, когда он вот так плачет, закрыв глаза, этот плач и подвывания помогают ему уснуть.

И в том, и в другом случае все более или менее ясно. И у вас действительно в этот момент может не быть ни времени, ни необходимости брать ребенка на руки.
Иногда ему легче будет заснуть у вас на руках, если вы немного покачаете его, побаюкаете, прижимая к себе. Зачем отказывать и себе, и ему в этом чудесном наслаждении и в этой помощи? Совершенно незачем. Действительно, лучше бы ребенку приучиться засыпать одному в своей кроватке. Но совершенно противоестественно здесь навязывать какие-либо категорические правила.
Ребенок плачет, если у него что-то болит, если ему плохо, нередко - если запачкал подгузник, ему это не нравится.

Если ваш ребенок плачет несколько минут перед тем как спокойно уснуть, вы вскоре это заметите. Но если у него действительно что-то не так, если он плачет упорно и яростно, поступайте так, как подсказывает вам сердце, и не задумывайтесь над тем, хорошие или плохие привычки вы тем самым привьете ребенку. А то, что вы его успокоите, своим присутствием и лаской поможете ему уснуть, в любом случае подействует благотворно.

Но иногда ваш малыш плачет, добиваясь, чтобы вы к нему подошли, и мгновенно успокаивается, как только вы берете его на руки. Если у вас действительно нет на это времени, в таком случае надо с ним поговорить и объяснить ему, что сейчас вы больше не можете им заниматься. Он немного поплачет и в конце концов успокоится. Так ребенок начинает понимать, что не все можно получить, поплакав.

Но все-таки, когда малыш плачет и причина этого плача вам непонятна, надо брать его на руки, это способствует возникновению «успокаивающей привязанности».

  • Разделы сайта