Чему учат советские и современные мультфильмы? Чему на самом деле учат мультфильмы

Просмотр мультфильмов - любимый семейный вид досуга. Лайф выяснил, что смотрят современные дети, а главное, чему они учатся у новых героев мультсериалов.

Новое поколение детей воспитывается новыми мультипликационными героями. На смену Чебурашке, Винни Пуху и коту Леопольду пришли Фиксики, Барбоскины, Лунтик и обновлённые Маша и Медведь.

Редактор детского телеканала "Рыжий" Наталья Гандыбина среди самых любимых современными детьми мультсериалов также назвала "Фиксиков", "Барбоскиных", "Лунтика", "Белку и Стрелку". Именно их с удовольствием смотрят дети 5-8 лет.

А дети постарше с удовольствием смотрят художественные фильмы по мотивам известных сказок: "Белоснежка", "Румпельштильцхен", "Спящая красавица", "Бременские музыканты", "Принцесса на горошине," "Кот в сапогах" и так далее, - добавила Наталья Гандыбина.

Стоит отметить, что ребята постарше всё чаще предпочитают смотреть кино и мультфильмы через Интернет: на компьютере или планшете.

Секрет успеха современных героев

"Фиксики" - это маленькие существа, которые живут внутри технических устройств и исправляют их поломки.

Фиксики такие же, как и люди. У них есть мамы и папы, они тоже ходят в школу и живут рядом с человеком, и это, в первую очередь, очень привлекает детей. А ещё они очень таинственны, ведь о них никому нельзя рассказывать ("Кто такие фиксики - большой, большой секрет!"- строчка из заставки мультфильма) ! Дети обожают всё, что связано с тайнами, загадками и их собственными секретами. Это и делает данный сериал таким популярным. Благодаря этому мультфильму дети узнают, как правильно обращаться с устройствами, осваивают технику безопасности в быту.

"Фиксики дают простые ответы на сложные детские вопросы на доступном каждому ребёнку языке и являются хорошими помощниками для родителей по адаптации ребёнка к современному миру технологий"

Барбоскины" - семья собак с пятью детьми.

Ольга Одинцова, психолог:

В мультфильме рассказывают о жизни детей в большой, сложной, но в целом дружной семье, где интересам каждого находится своё место. Как и любая сказка, этот мультфильм становится полем для культурных проекций, для обозначения и закрепления ролей, идентификации, выхода из сложных ситуаций, разрешения конфликтов. Взрослый или ребёнок легко может идентифицировать себя с одним или несколькими героями. Мультфильм рассказывает о дружбе, о справедливости, о том, что надо уважать друг друга, а также о ссорах, о непонимании, об обидах и надеждах. Обо всём том, что хочет знать и уметь каждый ребёнок, о том, в чём нуждаются, но часто забывают взрослые. Именно поэтому так популярен и любим данный мультсериал.

"Маша и Медведь" - девочка-хулиганка и терпеливый, добрый Мишка.

Марина Филоненко, семейный психотерапевт:

Короткие истории, почти никаких диалогов, динамичные сюжеты - и мультгерои становятся для детей почти что членами семьи. Дети видят реалистичных персонажей, которые играют, танцуют. Маша и Медведь легко разбираются в житейских ситуациях, которые возникают и у маленьких зрителей. Детям понятна атмосфера, в которой живут герои. А самое привлекательное - это игра. В мультфильме все играют! " Маша и Медведь" учит прежде всего дружбе, взаимовыручке. Персонажи мультика не боятся дел. Они вместе учатся варить кашу, жонглировать, стирать, сажать овощи в огороде. Играя, герои показывают детям, что всему можно научиться. Эти знания и умения приобретаются через смекалку и упорство, которые демонстрирует Маша. А ведь это главные качества, которые прививаются в процессе взросления и учёбы.

Для сравнения мы проанализировали и самый популярный зарубежный мультсериал для девочек My Little Pony: Friendship is Magic .

tiny-mce-image-titlewide-container mceNonEditable">Гадкий я"

Андрей Брагин, психолог:

Мультфильм рассказывает, как мужчинам подчас сложно справляться с чувствами. Главному герою было тяжело ещё и потому, что в его семье было не принято делиться чувствами и принимать любовь. Есть и другой аспект: герой принимает на себя непривычную роль отца трёх девочек. Он очень важен для их развития, ведь благодаря взаимодействию и общению с отцом дочки получают опыт общения с мужчинами. Но не у всех этот опыт бывает, и тогда девочкам в будущем будет сложно налаживать общение с мужчинами, строить отношения, заводить семью. Мультфильм рассказывает о том, как персонажи заполнили эти пробелы в жизни друг друга, создав семью. Мультфильм подходит даже для самых маленьких - от 6 лет.

Вверх"

Андрей Брагин, психолог:

В этом мультике показаны созависимые отношения, в которых желания одного человека постепенно становятся желаниями другого: один человек настолько поглощается другим, что его индивидуальность перестаёт существовать. Такие отношения могут рано или поздно закончиться, и человек, как герой этого мультика, останется с ощущением полной пустоты внутри. Оставшись без второй половинки, человек будет проживать уже не свою собственную жизнь, а будет жить жизнью партнёра, его желаниями, надеждами, стремлениями. Этот мультфильм об одиночестве и привязанности, он учит тому, что нельзя отказываться от своего собственного "я", какой бы сильной ни была любовь. Смотреть его лучше с детьми 10-12 лет.

Унесённые призраками"

Андрей Брагин, психолог:

На примере главной героини мультфильм показывает, что ребёнку в семье родители отвели роль спасителя. Дети должны помогать родителям, но не спасать! Получив однажды такую роль в своей семье, ребёнок в последующем будет воспроизводить ту же модель в своей семье, взваливая на себя всю ответственность за быт, воспитание детей, мужа и так далее. И это касается не только семьи, но и отношений с другими людьми. Потрясающим образом такой человек будет "вляпываться" в разные истории, где постоянно нужно кого-то спасать. Эта история потому и показана такой выдуманной, что, по сути, ребёнок не должен спасать родителей в реальной жизни. Лучше всего смотреть этот мультфильм с детьми страше 10 лет.

"Король Лев"

Екатерина Кокшарова, семейный психолог:

В основе мультфильма лежит несколько основных постулатов и уроков. Здесь и острая тема смерти близкого человека, и предательство со стороны родственника, и понимание таких понятий, как дружба и семья. Фильм учит взрослых тому, как ругать за проступок, при этом давая понять, что ребёнок - самый важный для них человек. Ругать не обижая и не унижая, а давая по-настоящему важный урок.

В целом мультфильм учит правильным отношениям отца и сына, учит ценить свою семью, уметь оказывать поддержку родным, когда она нужна, и не бояться отстаивать семейные интересы. Но я бы не рекомендовала этот мультфильм всем. Скорее, он для более взрослых детей - школьников от 8 лет.

Современные дети по-прежнему с удовольствием смотрят главные многосерийные хиты "Союзмультфильма": "Ну, погоди!", "Винни Пух", "Малыш и Карлсон", - говорит главный редактор телеканала "Карусель" Вера Оболонкина.

Раньше мультфильмы были короткими, разнообразными по стилистике, музыку к ним писали известные композиторы и заслуженные деятели культуры, а персонажей озвучивали народные артисты. Именно поэтому они стали частью культуры и так любимы даже нынешним поколением.

В любом старом советском мультфильме есть моральные ценности, которые важны всегда: доброта, милосердие, благородство, честность, справедливость, - говорит художник-постановщик киностудии "Союзмультфильм" Валерий Коваль. - Сегодня у мультфильмов задача поменялась. Они рекламируют, заставляют смеяться без повода и при этом очень редко помогают понять суть происходящего.

"Я бы порекомендовал всем родителям воспитывать детей на советских мультфильмах. Они самые гуманные и христианские в мире, полезны душе, потому что воспитывают в ребёнке сочувствие, покровительство немощным и доброту"

Семейный психолог Елизавета Матосова объясняет, каким именно образом сейчас привлекают внимание юных зрителей: "Создатели мультфильмов включают много ярких зрительных эмоционально заряженных эпизодов, когда что-то взрывается, горит, разрушается, происходят драки со сверхъестественными способностями героев и так далее. В эти моменты идёт некий отдых, эмоциональная разрядка, сброс накопившегося напряжения, что помогает зрителю смотреть мультфильм дальше".

В связи с этим она советует родителям смотреть мультфильмы вместе с детьми, обсуждать увиденное, обращать внимание на те моменты, на которые реагирует малыш во время просмотра. "В этом случае ребёнок сможет сделать много новых открытий и пополнить свой интеллектуальный багаж", - подчёркивает специалист.

Мультипликация - это не только развлечение для детей, но и отражение современной действительности. Меняются персонажи, сюжеты, юмор, диалоги, технологии. Но те важные знания о семейных ценностях, любви и дружбе, которые хранятся в мультиках, актуальны всегда.

Чему учат советские и современные мультфильмы? Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно. Сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных (созданных после 1991 г.) полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов. Наполнение советских мультиков Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью. В качестве критериев оценки советских мультфильмов возьмем воспитательный потенциал по направлениям воспитания и основным задачам; направления и задачи могут быть дополнены – мы возьмем только некоторые из них. Для решения этих задач подберем соответствующие мультфильмы (см. таблицу). Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят на хорошем красивом языке, их поступки можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера. Таким образом, советские мультфильмы способствуют наиболее общим задачам воспитания, а значит, могут быть активно использованы как в образовательной программе ДОУ, так и в домашних условиях. Наполнение современных мультиков Современные же мультфильмы сложно систематизировать по направлениям воспитания, поэтому возьмем следующие критерии оценки: жанровый компонент, эстетический компонент, лексика, примеры поведения, юмор и др. Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд на преступником, любовно-эротическую составляющую. Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке3» смерть короля-жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка остервенело бьет льва. Король в «Шреке2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок и трансвеститом («Шрек3»)! В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты-2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма. Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже находится на низком уровне: герои зачастую просто некрасивые. Тот же Шрек – разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Нинзя? Мультфильм «Черепашки-нинзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов и др.). Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «тренинг по целованию задниц», «дурак», («Шрек»), «закидать лектора какашками” («Мадагаскар») «валите отсюда!», «будь он проклят» («Тачки»), «ну что припухли, сборище трусливых вонючек?» («Сезон охоты2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар»), «втюрился» («Тачки»), «офигительность» («Сезон охоты2»). Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «хочешь обладать ею?», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шреки»), «любовнички развлекаются» («Акулья история»), «брачный ритуал», «у вас интим?» («Сезон охоты2»). А в мультфильме «Делай ноги» мудрец пингвиньей колонии по имени Ловелас заявляет, что «вынужден удалиться на свое ложе для любовных утех». Порой встречаются откровенные ошибки: в «Алеше Поповиче» произносится слово «ихняя», а сам богатырь пишет с ошибками: «сабрать». Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей. Воспитательный аспект мультипликации Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. Эти герои становятся «друзьями» детей (и в виде игрушек в том числе), именно они становятся ориентирами для подражания и образцами поведения. Один из любимых героев детей – Шрек неоднократно истерично заявляет: «Мне все равно, что обо мне подумают люди. Буду делать, что хочу!». Князь из «Ильи-Муромца» постоянно подчеркивает свой статус: «Я князь: что хочу, то и ворочу», а также ходит по столу, засыпает лицом в тарелке. А молодая девица Забава – капризная и ленивая, ездит на шее у собственной горбатой бабушки. А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное. Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»); птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек3»). Юмористически обыгрываются унизительные ситуации: поцелуй в пятую точку («Шрек»); князь, император и другие представители правительства постоянно наступают то в экскременты, то в ведро («Илья Муромец»); в «Мадагаскаре» зебра дарит жирафу ректальный термометр, который тот сначала берет в рот, потом с отвращением плюет. И все эти ситуации показаны с претензией на юмор. Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение: рыгание, пукание (все «Шреки»); осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек2»); женские трусики, брошенные льву восторженными поклонниками («Мадагаскар»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. Таким образом, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка. Советские мультфильмы более просты и понятны детям, дошкольникам легче разобраться в них, что развивает мышление детей. Современные же мультфильмы – чересчур сложные, в них даже взрослому человеку порой трудно разобраться. Такие сложности не развивают мышление ребенка, а приводят к поверхностному бездумному восприятию. В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя. В современных мультфильмах одинаковые голоса, низкий уровень речевой культуры, бедность речи. Советские мультфильмы способствуют речевому развитию, а современные – его отставанию. Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка. Современные же напоминают штамповку жанра: похожие сюжеты; похожие герои, которые говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, прыгают, падают; похожие звуки. В современных мультфильмах много агрессии и раздражения, причем часто они творятся положительными героями. Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения». Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений и мире». Для детей искусство – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями. Ребенок через мультфильмы учится, узнает много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации. Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Поэтому, выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме. Они начинают просить у родителей вещи с изображением любимых героев, посвящают им первые школьные сочинения. Несомненно, что для эффективного воспитания ребенку нужно предоставить хорошие образцы для подражания. Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядным материалом. Но поскольку зачастую современные педагоги и родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, то складывается ситуация, когда ребенок смотрит все подряд. А ведь мультфильм может способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать. Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам. Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных воспитателей». Для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать, введя мультфильмы как дополнительное средство формирования каких-либо качеств в программы детских учреждений, а также дать рекомендации родителям для домашнего обучения. А также выявить негативный потенциал, чтобы родители оградили ребенка от него или научились с ним работать, выявляя суть этого негативного. Если мультфильмы не перевести в разряд целенаправленных и контролируемых воспитателей, то они будут влиять на ребенка хаотично и негативно. Мультфильмы содержат воспитательный потенциал, который способствует или препятствует познавательному, эстетическому, эмоционально-образному развитию дошкольников и младших школьников. Это касается всех мультфильмов. Большинство советских мультфильмов содержат воспитательный потенциал, который можно целенаправленно использовать для обучения и воспитания, современные мультфильмы содержат чаще всего разрушающий антикультурный потенциал, не удовлетворяющий решению воспитательных задач особенно нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Трудно представить себе детство без мультфильмов. Прекрасные советские мультики, красивые и добрые, до сих пор с удовольствием смотрят и взрослые, и дети. Но меняются поколения, меняются интересы. И наши дети с таким же удовольствием смотрят фильмы при Машу и Медведя, свинку Пеппу, Барбоскиных. А вот мнения взрослых на современные мультики часто расходятся. Одни считают их бессмысленными и вредными, другие не видят в них ничего опасного для детской психики и нравственности. Чему же учат современные мультфильмы? Полезны они для детей или вредны?

Семейный психолог Марина Азарова считает, что в большинстве анимационных фильмов есть свои плюсы и минусы.

Маша и Медведь

За семь лет своего существования сериал стал популярен не только в России, но и по всему миру. Мультфильм не раз признавали лучшим, у него много международных наград. Но в нашей стране его восприятие до сих пор неоднозначно.

С одной стороны, мультфильм отличается красивым исполнением в художественном плане. Ведь в нем медведи похожи на медведей, волки на волков, зайцы на зайцев (хотя и в немного карикатурном виде).И он развивает чувство юмора.

С другой стороны, пример Маши воспитывает в детях эгоизм и чувство вседозволенности. Медведь, олицетворяющий любого взрослого, выполняет все прихоти Маши и прощает ей все проступки. Практически все неуправляемые и капризные дети, которых приводят к психологу, являются большими поклонниками Маши.

Поэтому, чтобы избежать негативного влияния просмотра этого мультфильма, нужно вместе с ребенком анализировать поступки Маши, выясняя, где она поступила грубо и сделала больно Медведю. И желательно смотреть не больше одной серии в день.

Барбоскины

Эта семейка очень похожа на обычную семью, где мама с папой вечно заняты на работе, а у деток разные характеры, что и служит постоянным источником всяческих столкновений и интересных событий. В чем же плюсы и минусы этого мультика?

Фильм прекрасно нарисован, характеры персонажей переданы в их внешности. Жизнь Барбоскиных почти не отличается от жизни большинства семей, поэтому ребенок по сути погружен в привычную для него реальность. Ему интересны события и переживания героев, он учится сопереживать.

Но, к сожалению, и хулиган и двоечник Дружок, и эгоистичная Лиза, и легкомысленная блондинка Роза почему-то из серии в серию не меняются к лучшему.Кажется, к концу серии все посмеялись над Дружком и пристыдили его, а в следующей серии он опять совершает отнюдь не хорошие поступки.

Поэтому, обсуждая с ребенком очередную серию, следует указать ему на хорошие и плохие поступки героев. Можно спросить, хотел ли бы он быть похожим на Дружка или Розу и почему. Такой ненавязчивый анализ поможет малышу во многом разобраться.

Фиксики

В основу приключений семейки фиксиков легла повесть Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Фильм познавательный, в каждой серии происходит поломка какого-нибудь прибора, которую успешно устраняют человечки-винтики. Они же учат, как правильно ухаживать за различными устройствами. Ребенок подсознательно учится бережно относится ко всему, что его окружает. Фиксики очень дружны, они всегда готовы помочь друг другу и Дим Димычу.

Но видеть их может только мальчик. При появлении взрослых друзья таинственно исчезают. Ребенок может понять, что вполне возможно скрывать правду от родителей. Впоследствии он начнет скрывать гораздо более важные вещи. А двойная жизнь подростков ни к чему хорошему не приводит.

Поэтому с ребенком нужно дружить, независимо от того, какие мультики он смотрит. Тогда он привыкнет обсуждать с родителями свои успехи и неудачи, а взрослые будут в курсе его .

Свинка Пеппа

В этом известном британском сериале наш семейный психолог плюсов вообще не выделила. В нем нет ни сюжета, ни морали. Герои просто страшноватые в художественном отношении, через слово хрюкают. Конец каждой серии вызывает почти истеричный смех. И, к сожалению, дети часто начинают копировать и этих «героев».

В последнее время многие думают, что мультфильмы не дают ничего хорошего, ребенка надо изолировать от телевизора и не давать его смотреть как можно дольше. Это совсем не так. Живем мы не в каменном веке, в любом случае ребенок должен адаптироваться к происходящему в мире, быть в курсе, что происходит вокруг. Мультфильмы и телевизор вредят только когда их слишком много. Они и взрослому могут навредить, «наградив» бессонницей, головной болью и плохим вниманием.

При правильном подходе мультики развивают фантазию ребенка и знакомят с новыми областями жизни. Вместе с героями мультфильмов маленький зритель учится справляться со сложностями, дружить, преодолевать препятствия, вырабатывать жизненную позицию и принципы, а также делать выводы.

Вместе весело шагать по просторам

Возьмите за правило смотреть мультики вместе с детьми. Когда ребенок смотрит мультфильм в первый раз в одиночестве, он может неправильно понять происходящее и даже испугаться. Смотрите, обсуждайте, отвечайте на вопросы ребенка.

Желательно, чтобы мультфильм не был длиннее 10−15 минут. Этого времени хватит, чтобы ребенок сконцентрировался на происходящем и не отвлекался. Когда мультик закончился, поговорите с ребенком об увиденном: спросите, что и кто понравился в мультфильме и почему, на чьем месте хотел бы оказаться ребенок.

Начинайте совместный просмотр мультфильмов с хорошо продуманным и логичным сюжетом. Такие мультики легко воспринимаются, запоминаются, а затем пересказываются. Это как маленькая сказка. Попробуйте пересказать мультфильм, в котором каждую минуту меняется сюжет, что-то стреляет, взрывается и превращается — это даже взрослому не под силу. Начните с легких для понимания мультфильмов, про них легко говорить. Спустя какое-то время после просмотра попросите ребенка пересказать любимые моменты. Такие беседы чрезвычайно полезны для развития памяти, речи и навыков анализа и пересказа.

Всех доверчивей и строже в этом мире доброта

    Про дружбу, хорошие отношения, любящую семью, умение прощать и не обижаться по мелочам рассказывают такие мультипликационные фильмы, как «Мама для мамонтенка», «Крошка енот», «Тимка и Димка», «Грибок-теремок», «Цветик-семицветик», «Приключения кота Леопольда».

    Желание заниматься спортом, добиваться спортивных успехов, умение упорно тренироваться и не сдаваться прививают такие мультики, как «Топчумба», «Футбольные звезды» или «Как утенок-музыкант стал футболистом».

    Бороться с ленью, любить учиться, развивать любознательность, трудиться и доводить любое дело до конца научат любимые многими поколениями «В стране невыученных уроков», «Остров ошибок», «Приключение точки и запятой», «Баранкин, будь человеком!» и многие другие.

    Жить дружной семьей, в каждом дне находить радость, быть терпеливыми в учебе и изобретательными в играх, любить родителей, идти к ним за помощью и советам, а также дружить с братьями и сестрами учат такие современные мультипликационные сериалы, как «Три кота».

    Развивают фантазию и воображение, учат находить скрытый смысл и считывать историю из нелинейного сюжета мультфильмы «Ежик в тумане», «Пластилиновая ворона», «В синем море, в белой пене» или «Падал прошлогодний снег».

    Петь и танцевать вместе с героями мультиков лучше всего под запоминающиеся на всю жизнь «Бременских музыкантов», «Летучий корабль» или забавную «Капитошку».

    Не бояться быть не таким, как все, отличаться от других и при этом верить в добро и уметь дружить — все это отлично показано в таких мультфильмах, как «Тринадцатый» или всеми любимом музыкальном «Голубом щенке».

    Объединять визуальный и аудио ряд, представлять уже однажды услышанное в виде цветной картинки помогают мультфильмы, снятые по любимым детским стихам. «Мойдодыр», «Путаница», «Муха-Цокотуха» Корнея Иванович Чуковского, «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» или «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина — после их просмотра обязательно поговорите с детьми, так ли они представляли главных героев, когда вы вместе читали книги.

Когда и как смотреть?


Изображения пресс-служба «СТС Медиа»

Психологи рекомендуют отвести определенное время для ежедневного просмотра телевизора. К примеру, 30 минут в день — тогда ребенок не будет уговаривать включить мультики раньше или расстраиваться, когда вы скажете, что пора заканчивать. Желательно не делать этого перед сном, потому что из-за новых эмоций и впечатлений маленький зритель может перевозбудиться и не заснуть. Составьте расписание так, чтобы потом можно было, например, пойти гулять: и настроение хорошее, и время для обсуждения увиденного будет.

Составьте вместе с ребенком расписание мультфильмов на неделю. Спросите у него, какие любимые мультики он хочет пересмотреть, а сами предложите новые для просмотра, разучите веселые песенки… А главное, все делайте вместе: смотрите, обсуждайте, радуйтесь и получайте удовольствие от детства.

Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных (созданных после 1991 г.) полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов.

Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью.

В качестве критериев оценки советских мультфильмов возьмем воспитательный потенциал по направлениям воспитания и основным задачам; направления и задачи могут быть дополнены – мы возьмем только некоторые из них. Для решения этих задач подберем соответствующие мультфильмы (см. таблицу).

Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят на хорошем красивом языке, их поступки можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера. Таким образом, советские мультфильмы способствуют наиболее общим задачам воспитания, а значит, могут быть активно использованы как в образовательной программе ДОУ, так и в домашних условиях.

Наполнение современных мультиков

Современные же мультфильмы сложно систематизировать по направлениям воспитания, поэтому возьмем следующие критерии оценки: жанровый компонент, эстетический компонент, лексика, примеры поведения, юмор и др.

Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд на преступником, любовно-эротическую составляющую.

Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке3» смерть короля-жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка остервенело бьет льва. Король в «Шреке2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок и трансвеститом («Шрек3»)! В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты-2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.

Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже находится на низком уровне: герои зачастую просто некрасивые.

Тот же Шрек – разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ» , а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Нинзя? Мультфильм «Черепашки-нинзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов и др.).

Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка.

Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «тренинг по целованию задниц», «дурак», («Шрек»), «закидать лектора какашками” («Мадагаскар») «валите отсюда!», «будь он проклят» («Тачки»), «ну что припухли, сборище трусливых вонючек?» («Сезон охоты2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар»), «втюрился» («Тачки»), «офигительность» («Сезон охоты2»).

Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «хочешь обладать ею?», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шреки»), «любовнички развлекаются» («Акулья история»), «брачный ритуал», «у вас интим?» («Сезон охоты2»). А в мультфильме «Делай ноги» мудрец пингвиньей колонии по имени Ловелас заявляет, что «вынужден удалиться на свое ложе для любовных утех». Порой встречаются откровенные ошибки: в «Алеше Поповиче» произносится слово «ихняя», а сам богатырь пишет с ошибками: «сабрать». Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.

Воспитательный аспект мультипликации

Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия.

По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших.

Эти герои становятся «друзьями» детей (и в виде игрушек в том числе), именно они становятся ориентирами для подражания и образцами поведения. Один из любимых героев детей – Шрек неоднократно истерично заявляет: «Мне все равно, что обо мне подумают люди. Буду делать, что хочу!». Князь из «Ильи-Муромца» постоянно подчеркивает свой статус: «Я князь: что хочу, то и ворочу», а также ходит по столу, засыпает лицом в тарелке. А молодая девица Забава – капризная и ленивая, ездит на шее у собственной горбатой бабушки.

А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего» , ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное.

Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации.

Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»); птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек3»). Юмористически обыгрываются унизительные ситуации: поцелуй в пятую точку («Шрек»); князь, император и другие представители правительства постоянно наступают то в экскременты, то в ведро («Илья Муромец»); в «Мадагаскаре» зебра дарит жирафу ректальный термометр, который тот сначала берет в рот, потом с отвращением плюет. И все эти ситуации показаны с претензией на юмор.

Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение : рыгание, пукание (все «Шреки»); осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек2»); женские трусики, брошенные льву восторженными поклонниками («Мадагаскар»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью.

Таким образом, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка. Советские мультфильмы более просты и понятны детям, дошкольникам легче разобраться в них, что развивает мышление детей. Современные же мультфильмы – чересчур сложные, в них даже взрослому человеку порой трудно разобраться. Такие сложности не развивают мышление ребенка, а приводят к поверхностному бездумному восприятию.

В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя. В современных мультфильмах одинаковые голоса, низкий уровень речевой культуры, бедность речи. Советские мультфильмы способствуют речевому развитию, а современные – его отставанию.

Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка. Современные же напоминают штамповку жанра: похожие сюжеты; похожие герои, которые говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, прыгают, падают; похожие звуки. В современных мультфильмах много агрессии и раздражения, причем часто они творятся положительными героями.

Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения». Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений и мире».

Для детей искусство – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями. Ребенок через мультфильмы учится, узнает много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации.

Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Поэтому, выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме.

Они начинают просить у родителей вещи с изображением любимых героев, посвящают им первые школьные сочинения. Несомненно, что для эффективного воспитания ребенку нужно предоставить хорошие образцы для подражания.

Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно.

Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядным материалом.

Но поскольку зачастую современные педагоги и родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, то складывается ситуация, когда ребенок смотрит все подряд. А ведь мультфильм может способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать. Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам. Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных воспитателей».

Для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать, введя мультфильмы как дополнительное средство формирования каких-либо качеств в программы детских учреждений, а также дать рекомендации родителям для домашнего обучения. А также выявить негативный потенциал, чтобы родители оградили ребенка от него или научились с ним работать, выявляя суть этого негативного. Если мультфильмы не перевести в разряд целенаправленных и контролируемых воспитателей, то они будут влиять на ребенка хаотично и негативно.

Мультфильмы содержат воспитательный потенциал, который способствует или препятствует познавательному, эстетическому, эмоционально-образному развитию дошкольников и младших школьников. Это касается всех мультфильмов.

Большинство советских мультфильмов содержат воспитательный потенциал, который можно целенаправленно использовать для обучения и воспитания, современные мультфильмы содержат чаще всего разрушающий антикультурный потенциал, не удовлетворяющий решению воспитательных задач особенно нравственного, трудового и эстетического воспитания.