Чувашская вышивка для защиты подростка. Чувашский орнамент: особенности, символы и значения

Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.

Для анализа старинной чувашской вышивки в распоряжении исследователя имеются образцы, относящиеся к 19 и началу 20 вв. Лишь незначительное количество орнаментированных предметов, хранящихся в музейных собраниях, датируется 18 в. Однако даже эти сравнительно поздние образцы указывают на их давнее происхождение и раннее знакомство чуваш с искусством орнаментации тканей.

Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой. П.С. Паллас во второй половине 18 в. так писал об одежде чувашских женщин: «Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста; вышито пестрою, наипаче синею, красною и черною шерстью и сделано малым чем отменно».

Вышивка исполнялась на домотканом, чаще конопляном холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Кроме того и в 18, и 19 вв. значительное распространение имела вышивка шелками. На базарах и бродячими торговцами тогда продавался шелк сырец, который пряли, а затем красили сами чувашки. Красили в старину только нитки для вышивания, сам же холст, из которого шили одежду, оставался белым. Пестрядинная одежда низовых чуваш появляется в употреблении значительно позже, в конце 18 в., и получает особенно широкое распространение, начиная с середины 19 в.

Для крашения пряжи использовались различные растительные красители. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения. П.С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши употребляли заячий мак, простую полынь, с примесью дрока, для зеленого цвета - листья разнолистного чертополоха. Наиболее распространенным красителем, дававший красный цвет, была марена. После сушки ее толкли в ступах или мололи на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме марены, пользовались еще душицей и собранными весной молодыми листьями яблони; цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после стирки.

Навыки в окрашивании пряжи в дальнейшем развивались и совершенствовались. С появлением полихромной вышивки (19 начало 20 вв.) потребовалось большее количество красителей. Старая чувашская вышивка чрезвычайно разнообразна. Различные виды ее применялись при орнаментации отдельных частей одежды.

Основной принадлежностью старинной чувашской одежды являлась (холщовая рубаха), грудь, подол, рукава, спина которой богато орнаментировались. С вышивки рубахи, в первую очередь женской рубахи, как наиболее красочно и богато украшенной орнаментом, и следует начать описание чувашской национальной вышивки.

Наиболее архаичные образцы женских орнаментированных рубах, сохранившихся в нескольких экземплярах датируются серединой и концом 18 в.

Открытая научно- практическая конференция учащихся

«Достижени-Я-2016»

Тема: « Платок с орнаментом чувашской вышивки в технике «холодного» батика

«Чаваш тенчи» (Чувашский мир) »

Секция: «Художественно-прикладная (декоративно-прикладное творчество)»

Дроздова Наталья ,

учащаяся учебного объединения «Батик. Бандан» МАОУДО «Дом детского творчества» г. Чебоксары ЧР

Руководитель:

Наумова Ирина Гавриловна ,

Педагог высшей категории дополнительного образования МАОУДО «Дом детского творчества» г. Чебоксары ЧР, член Союза художников РФ и ЧР, член Союза дизайнеров РФ и ЧР

Чебоксары, 2016

Содержание

стр.

Введение

3

Основная часть

4

История чувашской вышивки

4

Сравнительный анализ национальных орнаментов

6

Технология изготовления изделия (практическая часть)

7

1) Выбор рисунка и разработка эскиза.

8

2) Рисование эскиза.

8

3)Перевод рисунка с эскиза на ткань, натяжка ткани на раму, нанесение резерва по контуру.

8

6) Выбор красок и роспись ткан.

8

Заключение

9

Использованная литература

Приложения

« Вышивки чувашской красотою

Восхищается страна не зря.

А с какой любовью, теплотою

Свет и радость нам несет она

«Чувашская вышивка»

    Введение

История своего народа всегда вызывала неподдельный интерес, изучать этнические особенности чувашского народа возможно, исследуя орнаментальное искусство, которое ярче всего проявляется в знаменитой чувашской вышивке. Прекрасные творения чувашских мастериц, дошедших до наших дней, поражают взгляд изяществом и красотой вышитых узоров, тонкостью их исполнения. Невозможно найти одинаковый узор на вышитых изделиях, так как символов, которые использовали вышивальщицы в своих узорах, много, и из них можно создавать множество различных комбинаций.Я занимаюсь уже несколько лет батиком, в батике очень важен цвет и форма, как и в чувашской вышивке. Но чувашская вышивка еще имеет свои символы.Как же можно связать два вида искусства, на первый взгляд, имеющие мало общего между собой – батик и вышивка.Возможно ли перенести орнамент чувашской вышивки на ткань и расписать ее в технике «холодного» батика, сохраняя ее национальный колорит, геометрию формы.Это и стало гипотезойисследования .

Встала проблема – возможно ли в батике передать через символы и цвета особенности чувашской вышивки, можно ли найти практическое применение расписанному изделию, каким образом можно состыковать, казалось бы, на первый взгляд совершенно две разные техники исполнения, в одном оформленном изделии. И какая вещь больше всего подойдет: платок, платье, рубашка для расписывания? А также узнать, каковы истоки батика и чувашской вышивки, когда они появились?

Изделия декоративно-прикладного творчества, как правило, берут свои истоки из глубины истории, поэтому в этих изделиях содержатся богатые народные традиции, а следовательно, они являются национальным достоянием, благодаря своей трудоемкости и уникальности, всегда они всегда будут пользоваться большим спросом, высоко цениться и доставлять удовольствие.В этом и заключается актуальность данного исследования.

Целью исследования стало изучение символов чувашской вышивки, приобщение к истокам культурных ценностей чувашского народа, привитие любви к традициям своего народа, воспитание бережного отношения и уважения к национальной культуре.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :

    Изучить историю чувашской вышивки.

    Изучит символы чувашской вышивки.

    Исследовать символику чувашской вышивки.

    Доказать возможность использования символов чувашского орнамента для оформления изделия в технике «холодного» батика с использованием основных и дополнительных цветов.

    Привлечь внимание ровесников к тематике исследования.

Методами исследования стали:

    Сбор информации (изучение литературы, интернета, беседа с руководителем учебного объединения, работниками музеев,фотографирование).

    Метод наблюдения (посещение выставки «батик», национального музея, изучение работ по батику, композиций с чувашской вышивкой).

    Сравнение (вышивка чувашей и народов Поволжья).

    Обобщение полученных данных.

Работа состоит из введения, основной части, в которой рассматриваются история чувашской вышивки и батика, технологии выполнения и выводов.

2. Основная часть

1.История чувашской вышивки

Искусство вышивания было и остается одним из наиболее любимых и процветающих народных промыслов Чувашии.Национальную вышивку мы можем увидеть не только на старинных изделиях, но и на изделиях современных мастериц, и в них прослеживается душа народа, чувства и миропонимание создателей. В своих книгах А.А. Трофимов отмечает, что «вышивка, как один из видов народного творчества прошла долгий исторический путь, насчитывающий несколько тысячелетий. В орнаментах вышивки нашли себе место изображения, напоминающие пиктограммы и рунические знаки – элементы пред письма и древнейшие письмена, которые позволяют предполагать незапамятную древность их возникновения».В результате изучения научных трудов об истории чувашской вышивки была получена информация о том, что в чувашской вышивке особенностью является сочетание геометрических узоров с растительным и животными мотивами, что «чувашский орнамент состоит из узоров в форме крестиков, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов и полос.Круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – символически означают солнце, как источник жизни; люди – крестики (знаки жизни); горы – треугольники; животные - прямые линии разной направленности; земледелие и – две параллельные линии, соединенные наклонными; вода изображается волнистой линией».

Оказывается, наши предки считали, что мир создается птицами. При рождении ребенка чуваши говорили, что к ним прилетела новая птица, так как она считалась символом счастья. Поэтому в узорах очень часто встречается изображение птиц. Известный ученый А.А. Трофимов говорил о связи чувашских узоров со знаками рун иранской ветви письма, связанного с распространением зороастризма. Изучением особенностей чувашской вышивки вплотную занимается современная вышивальщица Жачева Е. В своей книге народная мастерица сообщает, что «со временем смысловое значение орнамента утратилось, и для вышивальщиц главной стала декоративная сторона».

Очень интересным показался тот факт, что в чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Наряды для хороводов и праздников вышивали скромно, но все свое мастерство проявляли во время вышивания свадебной одежды. В комплект приданного молодой девушки входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников, каждая девушка готовила парне (подарок) родственникам жениха и почетным гостям. Самые ранние коллекции чувашской вышивки, хранящиеся в музеях России и зарубежья, относятся к XVIII веку. В июне 2015 г. в Чебоксарах был открыт Музей чувашской вышивки.

Еще узнала, что для чувашской вышивки характерно сочетание «теплых» и «холодных» тонов. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого.

Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки.

Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись.

Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья.

Белый цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья.

Зеленый цвет - цвет природы, жизни.

Синий цвет - цвет волшебства.

Интересно – можно ли использовать все многообразие красок и символов чувашской вышивки для оформления платка в технике холодного батика?

Исследуя чувашскую вышивку и батик в Чувашии, выяснила, что руководитель учебного объединения Наумова Ирина Гавриловна является одним из ведущих специалистов по батику в Чувашии. А вот хранителями чувашской вышивки являются мастера и художники,бережно сохраняющие, творчески использующие и развивающие старинное искусство чувашской вышивки. Среди них такие имена, как Ефремова Екатерина Иосифовна – народный художник Чувашской Республики, заслуженный художник ЧР иРФ; Симакова Мария Васильевна – народный мастер России, Жачева Евгения Николаевна – мастер художественного вышивания и многие другие. Некоторые их перечисленных мастеров издали книги по истории чувашской вышивки, ее роли и месте в национальной культуре, о символах, используемых при вышивании, об особенностях техники вышивания и др.

Особый интерес вызвали символы чувашской вышивки и их расшифровки, вот некоторые их них: (Информация взята из книги «Азбука чувашских орнаментов и эмблем».Авторами книги являются Ф.В. Искандеров, И.Ф. Искандеров, Е.Ф. Костина).

Толкование

Толкование

Солнце, гармония, согласие

Свет, тепло, очаг, жизнь

Были и будем, величие рода

Сплочённость

Братство, солидарность

Честь, воля, самообладание

Поступь Неба и Земли

Ладья жизни, чистая совесть, судьба, рок

Око Бога - Турă, Неба, Мира, прозрение

Истина, закон, справедливость

Мироздание, единоверие

Дерево, место обряда, обращение к природе

Оберег от зла, гнева, доброта

Состязание, противостояние

Согласие, примирение

Мир, союз, согласие

Честь, отвага, верность

Небосвод, Вселенная

Связь неба с Землей

Покорение вершины, стремление ввысь

Движение, эволюция

Мысли, знание

Память о прошлом, дума о будущем

Щит, оберег единства

Забота о ближнем

Надёжность, рука об руку

Жилище, приют, кров родного дома

Созидание, помощь

Благотоворительность, помощь - НИМЕ

Духовный взлет, воля

2. Сравнение национальных орнаментов

В ходе ознакомления с чувашской вышивкой у меня возникло желание сравнить элементы чувашских орнаментов и соседних республик. Смирнов И.Н., профессор Казанского университета, еще в 1904 г. в своей книге «Волжские болгары» о результатах сравнения сказал: «Сравнительное исследование дает такую картину - наибольшее количество мотивов, включающее в себя мотивы черемис, мордвы и отчасти вотяков, представляют вышивки чуваш; в ближайшем родстве с чувашскими и повторяющими наибольшее количество мотивов оказывается орнамент черемисский, за которым следует по количеству общих с чувашами мотивов орнаментымордово-мокшанский, мордово-эрзянский и, наконец вотяцкий.

Черемисские орнаменты


Чувашский орнамент

Татарский орнамент

Мордово-мокшанский орнамент

Вотяцкий орнамент


Мордово-эрзянский орнамент

Сравнительно исследование форм костюма и мотивов орнамента приводит, таким образом, к неоспоримому выводу, что в области прикладного искусства, каковыми являются вышивание, чуваши-болгары являются законодателями и учителями для финнских народностей Волжско-Камского региона " Смирнов, русский по происхождению, и об этом он писал еще в начале ХХ века. Изображения, найденные в интернете, позволили внимательнее провести сравнительный анализ. Визуальное сравнение показало, что действительно, нельзя отказать в красоте и самобытности чувашскому орнаменту.

3. Технология изготовления изделия (практическая часть)

Рукоделие – дело трудоемкое и хлопотное, а еще одной особенностью является то, что на него уходит много времени. Изделия, сделанные батиком и вышитые, экологичны,просты по форме, нарядны, неповторимы. В каждое изделие вложено тепло рук и души.

Экологическое обоснование изделия.

Краски, кисти, ткань, используемые мною не животного происхождения, а значит, никакого ущерба и вреда окружающей среде при изготовлении изделия нанесено не было. От сочного орнамента на платке поднимается настроение, окружающий мир становится ярче и хочется делать всем приятное.

    Выбор рисунка и разработка эскиза.

Выбор формы модели был обусловлен изученной литературой. В книге Жачевой Е. в разделе «Материалы и инструменты» есть следующая информация: «..швы чувашской вышивки выполняются на основе точного отсчета ниток, на домашнем холсте, мешковине, редине, на всех видах полотна с равномерным переплетением (равное количество отсчитанных ниток и основы должны дать квадрат)». Эта информация и помогла нам определиться и с выбором изделия для росписи в технике холодного батика, и с выбором ее формы. Было решено оформить платок.

2) Рисование эскиза.

Перед выполнением произведения в чувашской вышивке заранее решались проблемы с композицией - размещением основных элементов и создание гармоничных цветовых сочетаний. Для этого надо четко представлять, для чего предназначены узоры. При знакомстве с символами чувашской вышивки, особе внимание привлек символ под названием «ниме», благотворительность, помощь. Понравился и символ, и название, поэтому приступила к работе. В вышивке вначале на миллиметровой бумаге, в соответствии с размерами будущего изделия, создается эскиз простым карандашом. Разноцветными фломастерами покрываются части рисунка, определяются, каким швом их нужно заполнить. Такие же приемы в батике, только вместо фломастеров были использованы цветные карандаши. После этого узор и в вышивке, и в батике переносится на ткань. В чувашском орнаменте желтый цвет является часто встречающемся, он означает цвет солнца, радости, счастья. Мне тоже захотелось в своем рисунке передать состояние радости, счастья, чтобы было как можно больше солнца. Поэтому желтый цвет решила сделать центральным, чтобы лучи солнца присутствовали во всех четырех фрагментах платка.

3) Перевод рисунка с эскиза на ткань, натяжка ткани на раму, нанесение резерва по контуру.

В чувашской вышивке работу над узорами начинали с выполнения контурного рисунка черными нитками. Это была самая трудная часть, требующая большой точности, отличного зрения и дневного света: если ошибешься на одну нитку или расколешь ее иглой, нарушается точность рисунка. В батике работу над узором начинают с резервирования.

4) Выбор красок (количество, цвет) и роспись.

Необходимо отметить: если для украшения обычных изделий применяли до четырех-пяти разных швов, то для праздничных костюмов – восемь-девять видов. Современные возможности позволяют использовать гораздо больше цветов. Так как платок должен быть праздничным, мы решили использовать более двенадцати различных цветов, возможности современного батика могут это позволить. Так как перед нами не стояла задача как можно точно по цвету передать орнамент чувашской вышивки, а красота батика состоит и в использовании множества различных цветов, то мы решили для росписи использовать не менее 12 цветов.

После того, как платок был выкроен на бумаге, мы перевели его на цельный кусок ткани и простым карандашом обозначили контуры будущего изделия.

Готовый эскиз при помощи иголочек подколола с изнаночной стороны, перевела рисунок на ткань, натянула ткань на раму и нанесла резерв по контуру.

Когда идет работа в технике «батик», художник прислушивается не только к себе, но и к ткани, так как она - непосредственный участник творческого процесса. Соприкасаясь с краской и водой, ткань сама творит неповторимые, удивительные, оригинальные эффекты, которые и делают батик таким самобытным .

Главное при работе с красками по ткани быть осторожной, не торопиться. Очень важно уметь смешивать краски по цвету правильно, чтобы переходы получались плавными и рисунок был ровным. При расписывании платка я использовала основные и дополнительные цвета. Расписывать было непросто, но очень интересно. Попутно я изучала основы цветоведения, рассматривала цветовой круг. Старалась как можно точнее переносить цвета из фрагмента, выполненного цветными карандашами, на ткань.

В процессе расписывания платка необходимо соблюдать технику безопасности.

При выполнении работ нельзя:

    ставить краски на край стола;

    долго держать кисти в воде;

    держать трубочку с резервом носиком вниз;

    ставить краски и банку с водой близко к работе;

    пользоваться трубочкой с резервом с помощью специальной груши;

    оставлять трубочку с резервом по окончании работы, нужно обязательно выдуть резерв и промыть бензином.

Не верилось, что такую красоту я под руководством педагога создаласвоими руками. Конечным этапом стало обметывание цветной нитью расписанного платка.

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась: возможно орнамент чувашской вышивки перенести на ткань и расписать ее в технике «холодного» батика, сохраняя самобытность вышивки, ее национальный колорит, геометрию формы. Вышивка и батик являются важной частью истории, культуры и искусства любого народа. По способу росписи и вышивке можно узнать о традициях, обычаях народа, материальном и социальном положении ее владелицы.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

Я изучила историю чувашской вышивки, ее символы, исследовала значение символов, доказала возможность использования символов чувашского орнамента для оформления изделия в технике «холодного» батика с использованием основных и дополнительных цветов. Узнала, что у нас в Чувашии есть замечательные мастера, занимающиеся вплотную историей чувашской вышивки, техникой исполнения чувашской вышивки, ее особенностям, а также ее пропагандой.

Доказала, что и в батике возможнопередать особенности национального колорита вышивки.

Пришла к выводу, что и чувашская вышивка, и батик развивают чувство вкуса, красоты, гармонии, любовь к природе, окружающему миру, пробуждает в душе только положительные эмоции, хочется делать добро окружающим. У меня появился интерес к истории своего народа. А самое главное, я поняла, что не может жить человек без опоры на истоки своего рода, племени, что надо уважать прошлое своего народа, ценить и любить его традиции, преумножать их, потому что без этого нет будущего, и прийти к этой мысли мне помогло занятие батиком.

Использованная литература

    «Аллахвердова Е.Э. Батик, Глина. Дерево./Е.А. Аллахвердова.- Издательство «Астрель», 2001.

    Брита Хансен «Роспись по шелку для начинающих». Издание на русском языке. OFAsprl , 1997. -72с.

    «Узоры земли чувашской». – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2007. -11с.

    Давыдов А.С. Батик. Энциклопедия. Техника. Изделие. Батик. С. Давыдов. –М.: «АстПресс», 2006.

    Дворкина И Батик. Горячий. Холодный. Узелковый /И. Дворкина. –М.:Изд. «Радуга», 2000. -159с.

    Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Чаваштерри: Техника. Приемы: Книга-альбом. –Чебоксары: Чуваш.кН. изд-во, 2006. -238с., ил.

    Иванов-Орков Г.Н. «Узоры, цвет, символика. Народное искусство и художественные промыслы современной Чувашии. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2012. –191 с.

    Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П.«Чувашский костюм от древности до современности». - Научно-художественное издание. На рус., чув. и англ. яз. - Москва - Чебоксары - Оренбург, 2002. - 400 с., ил.

    Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М. «Владос» 2005 г. учебное пособие для Вузов.

    Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:72500 слов и 7500 фразеологических выражений/Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. –М.: Азъ Ltd .,

    Хузангай А.П., А.А. Трофимов Три солнца Татьяны Шарковой. Каталог-альбом. –Чебоксары: 2003. -80с., ил. https

    Приложение 2.

    Приложение 2 .

    Приложение 3 .


    Приложение 4







Вышивка исполнялась на домотканом, чаще конопляном холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Кроме того и в 18, и 19 вв. значительное распространение имела вышивка шелками. На базарах и бродячими торговцами тогда продавался шелк сырец, который пряли, а затем красили сами чувашки. Красили в старину только нитки для вышивания, сам же холст, из которого шили одежду, оставался белым. Пестрядинная одежда низовых чуваш появляется в употреблении значительно позже, в конце 18 в., и получает особенно широкое распространение, начиная с середины 19 в. Для крашения пряжи использовались различные растительные красители. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения. П. С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши употребляли заячий мак (Adonis vernalis), простую полынь, с примесью дрока (Genifta tinctoria), для зеленого цвета - листья разнолистного чертополоха (Carduus hete rophyllus). Наиболее распространенным красителем, дававший красный цвет, была марена (Rubiа tinctorum). После сушки ее толкли в ступах или мололи на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме марены, пользовались еще душицей (Origanиm) и собранными весной молодыми листьями яблони; цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после стирки


Характерные черты чувашской вышивки Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка.


Косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йĕпкĕн) Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йĕпкĕн) - мелкие стежки, вытянутые в одну линию - прямую или ломаную. Роспись Роспись являлась двусторонним швом. Она применялась при вышивании масмаков, сурпанов, наплечной вышивки хулçи, окаймлении узоров нагрудной вышивки на женской рубашке анатенчикĕскĕ и поясного наряда сарă и т. д. Косой стежок (хантăс) Косой стежок (хантăс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кĕскĕ, вышивке поясных подвесок, масмаков. Тамбурный шов Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верхней одежды, для окаймления масмаков, сарă, хулçи, концов сурпана. Швы Чувашской вышивки Культурное наследие Чувашии.


Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета - приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже - синими и коричневыми) цветами.



В вышивке верховых - строгая гамма цветов в орнаменте, филигранные мелкие швы и узоры; у анатри - крупные многоцветные рисунки, сочетающиеся с мелкими стилизованными узорами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки.



В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили е й почти всю жизнь



Наша страна очень велика по своим масштабам, и населяет её большое количество народов, имеющих свои собственные национальные традиции и культуру, которые находят свое выражение в разнообразных видах творчества - например, в особенностях . Пожалуй, трудно будет перечислить все районы на карте нашей страны, где у местных мастериц есть свои секреты вышивания - поэтому, мы расскажем лишь о некоторых из них. Так, в частности, одними из самых ярких, самобытных и интересных народов Поволжья, являются вышивки чувашских рукодельниц . Об особенностях техники вышивания жителей Чувашии , мы и поговорим сегодня.

Разговор о чувашской вышивке следует начать с небольшого рассказа о том, какие этапы работы когда-то предшествовали непосредственно процессу вышивания. Поскольку в чувашской вышивке отсутствуют белые нити, само полотно для должно было быть светлым. Процесс создания этого полотна был чрезвычайно сложен, и начинался с высаживания семян льна или конопли. После того, как заканчивалось цветение , их собирали, и затем следовал длительный процесс создания холста. Растительное сырье для ткани замачивали в воде, потом неоднократно мяли и трепали, в итоге получалась кудель, после расчесывания которой, начинался процесс прядения. Полученные мотки ниток так же подвергали определенным процедурам, связанным с замачиванием в специальных составах и просушкой, после чего, из нитей ткали полотно. Созданное таким образом полотно, скатывали в большие рулоны, от которых - по мере необходимости - отрезали для пошива того или иного изделия. В некоторых семьях до сих пор бережно хранят куски такой, созданной старинным способом, ткани.







Таким же образом шел и процесс создания ниток для вышивания. В зависимости от исходного сырья, в итоге получались шерстяные или шелковые нитки. В отличие от ткани, нити для вышивки окрашивались натуральными красителями в красный, золотистый, черный, синий или зеленые цвета. Хотелось бы отметить, что в чувашской вышивке преобладает в основном красный цвет (цвет стремления к счастливой, благополучной жизни) - остальные представлены лишь небольшими вкраплениями.



Как видно, процесс, предшествующий созданию даже небольшой вышивки, был очень труден. Но не менее сложной является и сама счетная техника чувашской вышивки. Именно поэтому, мастерству вышивальщиц девочек начинали обучать с малых лет - ведь впоследствии они должны были вышить себе приданное, и затем шить и вышивать для всей семьи.



Конечно же, современным мастерицам не нужно так мучиться - холсты и нитки для них изготавливают промышленным способом. Однако овладеть техникой вышивки, а так же усвоить все секреты этого сложного ремесла, не так-то просто.





Во-первых, следует знать, что означает каждый из элементов рисунка - ведь вышивка у народов Чувашии была не просто способом украсить одежду, но и возможностью создать с помощью рисунка, защитный , для носящего одежду человека; а так же отразить свое видение мира в создаваемом орнаменте. Как правило, узоры в чувашской вышивке геометрические (ромбы, кресты, прямоугольники, зигзаги и полосы) или растительные . Иногда изображаются животные, люди, древо жизни. В зависимости от конкретного места проживания мастерицы, могли варьироваться цветовая гамма и элементы узора; так же, в отдельных областях Чувашии вышивку дополняли бисером, монетами или ракушками.





Первоначально все предметы, которые украшались вышивкой, оформлялись только вышитыми элементами. Но, впоследствии, стало допустимо дополнять вышивку - как правило, это была черная кружевная отделка по краю изделия. Говоря об особенностях вышивки, нельзя не упомянуть и о том, что зачастую, мастерицы делали вышивку на небольших полотнах, которые, затем, вшивались в основное изделие - например, в рубаху или передник. Это, так называемая, отрезная вышивка . Такие предварительные вышитые заготовки были очень удобны, особенно если требовалось пошить сразу большое количество одежды (например, на свадьбу).





Второе, самое важное для чувашских мастериц-вышивальщиц - это овладение техникой счетной вышивки, которая связана со структурой ткани . Размер стежка зависит от количества ниток утка и основы полотна. Поэтому, обычно для вышивания берется холст или мешковина, а самая сложная работа на батисте и ситце. Шитье осуществляется только по диагонали, вертикали или горизонтали, а начинается работа с контура изображения (он вышивается швом «вперед иголка» в одну и другую стороны, затем идет заполнение контура цветными короткими стежками). Работа эта очень кропотливая и ювелирно точная - если вышивальщица ошибается, то нарушается весь . Чувашская вышивка требует большой внимательности, сосредоточенности и хорошего зрения. Хотелось бы отметить, что ранее в вышивке использовалось более 30 видов швов - сейчас их значительно меньше, но почти все они счетные, за исключением тамбурного шва. Кроме того, начинающим мастерицам, а так же всем, кто хочет хоть немного прикоснуться к этому удивительному миру вышивки, разрешается, на первых порах, использовать приемы вышивки крестом.



Нити для вышивки должны соответствовать «грубости» ткани. Кроме того, в вышивке используется два вида иголок - острые - для создания контура, и с тупым концом - для основной вышивки. Оба вида иглы должны быть лишь немного толще ниток. Нельзя не сказать, что чувашская вышивка бывает одно- и двусторонняя. При этом, вне зависимости от данного фактора, вышивальщица не имеет право оставлять ни узелки, ни края ниток на изнаночной стороне.





Чувашские рукодельницы украшали вышивкой не только одежду, но и прочие предметы быта - скатерти, покрывала. Вместе с тем, у чувашей было принято вышивать как повседневную, так и праздничную одежду, а так же, головные уборы, пояса и передники. Кроме того, по мотивам узора, а так же по цветовой гамме и расположению рисунка на одежде, можно было определить её предназначение - на свадьбу или похороны; так же различалась вышивка на одежде девушек и замужних женщин. Обычно орнамент на одежде располагали по вырезу горловины (на груди), по подолу рубахи, а так же на рукавах и спине.





Чувашию называют краем тысячи вышивок . Красота, создаваемая руками местных рукодельниц (старинное искусство вышивки здесь сохраняют и развивают на фабрике Паха тере), уже давно покорила не только жителей всей России, но и многих ценителей прекрасного за границей. Недаром работы, представленные чувашскими мастерицами, неоднократно занимали первые места на престижных выставках, посвященных искусству вышивки.

«Уроки вышивки крестом» - Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с технологией вышивки крестом. Вышивка крестиком. Схемы для вышивания. Оформление одежды и аксессуаров вышивкой. Схема для вышивки. Тема урока: Вышивка крестиком. Рисунки для вышивки.

«Вышивание крестом» - Оберегов вышивали на одежде. Нитки «Мулине» - от 5 рублей. Наборы для вышивания – от 40 рублей. Существует такой медицинский термин «трудотерапия». Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества. Правильно организованные и строго дозированные занятия способствуют восстановлению и укреплению здоровья.

«Уроки вышивки» - Свободная. Счетная гладь. Работы вышитые учениками нашей школы. Работа Яковлевой Насти. Вышивка крестом. Гобеленовый шов. Изнаночная сторона. Роспись. Набор. Счетная. Русская гладь. Вышивка. Лицевая сторона. Кардава Милана. Березкина Таня. Примерные схемы для вышивания крестом.

«Синие розы» - Голубая роза - давняя цель цветоводов и генетиков. Розовые розы являются символом элегантности и изысканности. Нельзя резать тупыми ножницами. Нельзя ходить с острыми предметами в руках. Розы бордовые, как и алые, означают пылкое чувство влюбленности. В цветовом круге нет ахроматических цветов, в том числе черного цвета.

«История вышивки крестиком» - Введение. Волокно находится в стебле. Набор (ткань + иголка + нитки) = 50руб. Вышивка сближается с алтарным образом, со станковой картиной. Вышивать я научилась сама. Паук показан злобным и сердитым. Вышивание крестиком Существуют разные способы вышивки крестом. Шов крестиком особенно подходит для вышивки букв и повторяющихся узоров.

«Узоры чувашской вышивки» - На базарах покупали шелк-сырец, пряли и красили в домашних условиях. Ухмахт?р? - пустяшный шов. Ч?нт?р 16. Хант?слашывлам - верхний косой шов 14. Вышивали также шелками. Много общего имеют вышивки народов Поволжья: марийцев, мордвы, чувашей. Двусторонний стебельчатый шов 12. Х?ю - стебельчатый шов, или веревочка 13.