Как накопить деньги подростку без работы

Эта статья - небольшое отступление от основной темы наших рассылок, посвященных «взрослым» инвестициям и финансовому планированию. Сегодня речь пойдет о том, как школьнику накопить на мечту.

В начале года в нескольких московских школах было проведено исследование на тему «детских денег», целью которого было выяснить:

1) О чем мечтают школьники? На что копят?
2) Какие существуют источники поступления денег для школьников?
3) Каковы механизмы накопления денег для детей?

Итак, обо всем по порядку.

О ЧЕМ ЖЕ МЕЧТАЮТ ШКОЛЬНИКИ?

По результатам опроса трех возрастных групп школьников (4-6 классов, 7-9 классов и 10-11 классов) наиболее популярными ответами на вопрос «о чем ты мечтаешь?» были:

О покупке электронного гаджета (ноутбука, ультрабука, планшета, плеера, GPS-навигатора и т.п.). Средняя стоимость - 23,5 тыс. руб.
- О путешествии всей семьей. Средняя стоимость - 400 тыс. руб.
- Об образовании в престижном ВУЗе, средняя стоимость 1,5 млн. руб.
- О дорогой машине, средняя стоимость 3 млн. руб.
- О квартире /доме, средняя стоимость 15 млн. руб.

ИСТОЧНИКИ ДЕТСКИХ ДЕНЕГ

Опрос показал, что большинство школьников, а именно 79% респондентов, имеют и распоряжаются карманными деньгами. При этом 89% детей получают карманные деньги от родителей или родственников. Однако некоторые дети зарабатывают сами - таких школьников немного, всего 11%. Среднегодовая сумма карманных денег у школьников по возрастным группам составляет:

Очевидно, что по мере взросления потребности детей увеличиваются, поэтому нагрузка на бюджет семьи возрастает.

Как распоряжаются школьники карманными деньгами? Примерно треть всех ребят (35%) тратят все деньги, которые они получают. Две трети опрошенных школьников (65%) откладывают определенную часть денег каждый месяц, из них 16% откладывают всю сумму денег, 49% - часть тратят, часть откладывают.

Как дети хранят свои деньги?

85% респондентов хранят деньги дома, 12% - хранят в банке, 3% - хранят в «электронных деньгах».

Главный вывод проведенного исследования: абсолютно все дети мечтают и хотят накопить деньги на осуществление определенной мечты, но многие не знают, как это сделать.

Давайте посмотрим, сколько средств может накопить школьник при разумном отношении к деньгам (часть тратит, часть откладывает) и при возможном дополнительном заработке.

Но для начала рассмотрим примеры, как школьник может увеличить свой доход без ущерба для учебы.

Ниже приведены виды деятельности, за которые школьник может получить дополнительный доход.

№ п/п Вид работ Примерный доход в месяц от (руб.) 4-6
класс
7-9
класс
10-11
класс
1. Сдача вторсырья (макулатура, пластиковые бутылки и т.п.)
*50
2. Выгул собак *500
3. Выполнение части работы по дому за определенную плату по согласованию с родителями
*500
4. Заполнение анкет опросов он-лайн **1000
5. Раздача листовок **2000
6. Доставка питания с молочной кухни на дом
*700
7. Распространение косметики **1000
8. Промоутер (реклама определенного товара) **2000
9. Курьер **10000
10. Помощник менеджера **10000
11. Оператор по поиску и размещению информации в интернете **5000
12. Детские трудовые лагеря **5000 руб. за смену
13. Работа в сети ресторанов быстрого питания KFC, MacDonald"s ** 20000
14. Работа на почте (доставка корреспонденции по почтовым адресам) ** 5000
15. Помощь младшим школьникам с учебой *1500

*) - Указаны примерно возможные суммы заработка в месяц, данные виды услуг индивидуальные и суммы вознаграждения оговариваются отдельно в каждом случае.
**) - Виды работ, регулируемые трудовым кодексом РФ, работа возможна только при достижении ребенком 13 - 14 лет, при обязательном согласии родителей для детей до 16 лет. Суммы заработка указаны примерно.

Получившийся список нельзя назвать исчерпывающим, однако он вполне может послужить ориентиром для детей и их родителей. Вот еще примеры того, какими могут быть варианты подработок для ваших детей:

  • изготовление и продажа вещей, сделанных своими руками;
  • работа на автомойке, автосервисе;
  • работа упаковщиком;
  • помощь в школьных теплицах;
  • уборка территорий;
  • секретарь на телефоне;
  • вожатый в лагере;
  • работа в парке аттракционов;
  • экскурсовод / гид;
  • консультант (например, по подключению сотовой связи, смене тарифного плана и т.п.);
  • помощь соседям и знакомым (помощь на приусадебном участке/даче и т.д.).
Таким образом, школьник может увеличить свой ежемесячный доход без ущерба для учебы:
  • Учащиеся 4-6 классов могут заработать примерно 400 рублей в месяц;
  • Учащиеся 7-9 классов могут заработать примерно 2400 рублей в месяц;
  • Учащиеся 10-11 классов могут заработать примерно 6000 рублей в месяц.
*- данный расчет приведен для представленных ранее видов работ, при условии работы 2 часа в день 2-3 раза в неделю для детей 14-16 лет и 4 часа в день 2 раза в неделю для детей 16-17 лет.
Ниже в таблице приведены цифры среднемесячного дохода школьника без подработки и с учетом подработки.

Если просто откладывать в домашнюю копилку часть средств - получится очень неплохая сумма.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ДЕТСКИХ ДЕНЕГ

Как еще можно увеличить сумму накоплений? Покажите детям, как заставить деньги работать: разместите средства на депозите в надежном банке под хороший процент с ежемесячным пополнением счета и капитализацией процентов. Растущая сумма денег на счете поможет вашему ребенку разобраться с формулой сложных процентов (на радость учителю математики) и понять механизм эффективного накопления.

Ниже в таблице показаны два варианта накопления денег с дополнительным заработком и без дополнительного заработка, если:

1) хранить деньги в копилке дома;
2) хранить деньги в банке под процент.

Сумма ежемесячного пополнения (+доп. заработок) (руб.) Банк
1 год
Копилка
1 год
Банк
3 года
Копилка
3 года
Банк
5 лет
Копилка
5 лет
Банк
10 лет
Копилка
10 лет
500
500 + 400
6 729
11 264
6 500
10 900
20 365
35 699
18 500
32 500
35 734
63 243
30 500
54 100
83 280
148 449
60 500
108 100
1000
1000 + 2000
12 397
35 067
12 000
34 000
39 535
116 211
36 000
106 000
70 120
207 662
60 000
178 000
164 741
490 581
120 000
358 000
2000
2000 + 6000
24 793
92 803
23 000
89 000
79 070
309 097
72 000
282 000
140 240
552 865
120 000
474 000
329 481
1 307 003
240 000
954 000

*- Данный расчет представлен при условии размещения денежных средств от 1000 руб. под 6% годовых в рублях с ежемесячной капитализацией процентов на депозитах в банках с высоким рейтингом надежности, входящим в топ-10 по активам. Пример калькулятора доходности вкладов .

Ну, а теперь давайте посчитаем, сколько может накопить на свою мечту школьник 4-го класса за 8 лет, если откладывать часть карманных денег + доп. заработок на депозит в банке.

Класс Первоначальный взнос, руб. Ежемесячная сумма пополнения, руб. Сумма денежных средств
в банке через
1 год, руб.
4 класс 1 000 500 6 729
500 + 400 (доп. заработок) 11 264
5 класс 6 729 500 13 343
11 264 500 + 400 (доп. заработок) 23 116
6 класс 13 343 500 20 365
23 116 500 + 400 (доп. заработок) 35 699
7 класс 20 365 1 000 34 018
35 699 75 093
8 класс 34 018 1 000 48 513
75 093 1 000 + 2 000 (доп. заработок) 116 916
9 класс 48 513 1 000 63 903
116 916 1 000 + 2 000 (доп. заработок) 161 319
10 класс 63 903 2 000 92 639
161 319 270 447
11 класс 92 639 2 000 123 147
270 447 2 000 + 6 000 (доп. заработок) 386 305

Этот простой пример демонстрирует, как можно школьнику научиться грамотно распоряжаться карманными деньгами и приблизить осуществление своей мечты. При правильном финансовом планировании и трудолюбии мечта становится реальностью.

Ну а сейчас в школах прогремел последний звонок, начались долгожданные летние каникулы. Самое время провести каникулы весело и с пользой!

Существует любопытная закономерность: сколько бы родители не давали на карманные расходы, этих денег всё равно мало. Нет, на проезд и пирожки хватает, но вот если поставить себе цель купить что-нибудь дорогое… А может, твоё хобби предполагает постоянные затраты – например, косплей? Ежедневно клянчить у старших прибавки к финансированию не дело: ты ведь уже не ребёнок, а значит, учись справляться с данной проблемой самостоятельно.

Скажу по секрету… тебе отсыпают так мало наличных не потому, что экономят на твоих потребностях, а чтобы ты не тратил их на такие нехорошие вещи как алкоголь и курево. Так вот, как раз пришла пора и нашёлся повод доказать родителям, что ты – человек благоразумный, и деньги тебе нужны действительно для дела. И пускай вышеперечисленные способы не соберут тебе нужную сумму за 2-3 дня, пускай они требуют некоторых усилий с твоей стороны, но тем не менее: накопить – реально. А значит, у тебя всё получится!

1. Экономь. Хочется пробежаться по магазинам и накупить разных мелочей? Терпи. Сравни радость от покупки мороженого с истинным незамутнённым счастьем от достижения своей конечно цели. Мотивирует? То-то же!

2. Велосипед или пешая прогулка вместо общественного транспорта. Давка, духота и толкающиеся попутчики – ещё и платить за это?! Подсчитай, сколько сэкономишь, если будешь передвигаться по городу «своим ходом». Разумеется, если расстояния не превышают пределы возможного. Заодно и от лишних калорий избавишься.

3. Лучший подарок – деньги. Скоро твой День рождения? Предупреди гостей, чтобы не покупали разный хлам, а принесли аккуратные конвертики с хрустящей начинкой. Если у тебя много друзей и родственников, сумма может получиться очень и очень немалая. Один минус у этого метода накопления капитала – День рождения бывает лишь раз в году. Но есть ведь ещё Новый год

4. Если тебе больше 14 лет, ты уже имеешь право работать и получать за это зарплату. Умный может стать фрилансером, шустрый – расклейщиком объявлений или курьером, общительный – промоутером, трудолюбивый – уборщиком. Существует множество профессий, которые легко совмещаются с учёбой без ущерба для последней. Впрочем, не обязательно обращаться к помощи кадровых агентств: возможно в твоём или соседнем доме живёт молодая пара, которой не на кого оставить ребёнка? Если ты девочка, в плохом не замечена и умеешь обращаться с детьми, они могут доверить тебе посидеть с малышом за некоторое вознаграждение. Если же ты мальчик, то вполне справишься с выгулом соседских собак.

5. Творчество – тоже способ заработка. Хорошо рисуешь? Предложи друзьям за скромный гонорар скреативить для них шикарные временные татуировки. Всё, что тебе нужно для этого – гелевая ручка, фантазия и согласие подопытных. Умеешь делать бижутерию? Опять же, предлагай купить её знакомым. Пишешь стихи? Разведай, никто ли из приятелей не собирается изящно признаться в любви, но не знает как?.. Когда хобби приносит деньги, это уже не просто хобби, а призвание – так совмещай полезное с приятным!

6. Если куришь – бросай. Мало того что избавишься от вредной привычки, ещё и сумеешь сэкономить весьма кругленькую сумму. Сколько денег уходит на сигареты в неделю? В месяц? В год? Это ж можно целый мопед купить, всего лишь отказавшись от табака!

А теперь немного о том, какие способы накопления нужной суммы даже не стоит рассматривать как реальные.

1. Воровство. Думаю, не нужно объяснять, почему? Едва ли переезд в места не столь отдалённые значится в твоём жизненном плане.

2. Афёры. По той же причине – это наказуемо. Впрочем, обманутые тобой простаки могут наказать тебя, и не прибегая к защите закона, то есть попросту настучать по голове.

3. Попрошайничество. Потому что вступать в ряды бомжей, калек и умственно отсталых, пусть и понарошку, стыдно, а новую репутацию ты себе потом не купишь.

4. Продавать органы – тебе они ещё пригодятся. Да, человек может прожить без одной почки, только что это за жизнь… Заработанное потратишь не на мечту, а оставишь в аптеке: новое здоровье купить ещё сложнее, чем новую репутацию.

5. Брать кредит или ещё как-либо влезать в долги. Потому что берёшь чужое и на время, а отдаёшь своё и навсегда. К тому же, с процентами.

6. Покупать книги «Как за час стать миллионером» – от такой литературы богатеют только те, кто её пишет.

7. Баловаться с фондовыми биржами, не имея опыта и знаний. Вот имея их – другое дело, и то можно потерять больше чем заработаешь.

8. Пытаться выиграть в напёрстки, игровые автоматы, карты, и так далее. Игровой бизнес так задуман, чтобы побеждал не ты – удача всегда на стороне опытного шулера.

Источник картинки: qrok.net

02.06.17 174 792 4

Как мы отдали подросткам деньги

И они не стали наркоманами

«Я хожу без шапки, потому что у меня нет нормальной шапки! - говорила мне старшая дочь. - Мам, дай денег!»

Сейчас нашим дочерям, Ирине и Юле, 14 и 16 лет. Карманные деньги мы стали им давать лет пять назад, по 500 Р в месяц. Они тратили их на сладости и мелочи, а остальное просили у нас. Вот это постоянное: «Мне надо новую тушь купить», «Мам, можно я на « Алиэкспрессе« себе чехол закажу?», «У меня телефон глючит, как я с ним в школу ходить буду?» - и так далее.

Юлия Медведева

мама двоих подростков

Траты на детей всегда были для меня непредсказуемой статьей в бюджете: как ни пытайся заложить с запасом, всё равно потратишь больше.

Хуже всего были совместные походы по магазинам. Когда каждый вопрос: «С чем ты будешь это носить?» или «Ты уверена, что тебе это очень нужно?» - мог привести к ссоре и публичному скандалу.

Короче, я устала. А потом увидела в Фейсбуке чей-то пост о том, как родители дают детям-студентам месячную сумму на все расходы, и решила, что школьники ничуть не хуже студентов. Так я затеяла эксперимент.

Сколько мы даем и на что

В конце декабря я поговорила с обеими дочерьми и предложила им схему: мы высчитываем ежемесячные расходы и 1 числа каждого месяца я выдаю им эту сумму. Дальше они сами планируют свой бюджет, ходят на шопинг, откладывают на крупные покупки и не трогают родителей.

Мы решили, что питание и гигиена останутся на взрослых, а за всё остальное Ирина и Юля будут платить сами.

Валюта

Сейчас мы живем в Италии, поэтому считали все расходы в евро и по местным ценам. Для удобства читателей я пересчитала всё в рубли, но цены всё равно могут показаться необычными.

Чтобы высчитать необходимую сумму, мы разделили все траты на две категории: ежемесячные и все остальные. Все остальные траты за год мы сложили и разделили на 12 месяцев. Получившуюся сумму прибавили к ежемесячным тратам и так получили нужную цифру.

В ежемесячные траты на каждую дочь вошли: транспорт (22 €), связь (10 €), развлечения и сладости (10 €), косметика и мелкие траты на носки (18 €). Итого 60 € (4400 Р ).

Остальное мы считали за год: одежда (600 €), подарки друзьям и семье (240 €), гаджеты (240 €). Итого 1080 € в год = 90 € (6700 Р ), в месяц.


Чтобы посчитать, сколько мы тратим на одежду, мы прикинули, сколько и чего покупаем в течение года. Получился такой список: пальто, куртка, ветровка, 2 пары ботинок, пара туфель и пара босоножек, 3 пары кроссовок, 4 пары джинсов, около 6 джемперов, порядка 20 футболок, около 5 платьев, штук пять шортов и бридж, три комплекта школьной одежды, пара шапок и шарфов, перчатки, ремни, пара рюкзаков. Посмотрели цены в наших любимых магазинах, подсчитали примерную сумму и округлили в большую сторону на непредвиденные случаи.

Сумму на подарки высчитали так: умножили количество близких людей на примерную цену одного подарка и еще на два, потому что у нас принято дарить большие подарки на Новый год и день рождения.

Сумму на гаджеты высчитали исходя из прошлого опыта: примерно один телефон в 2-3 года. При этом договорились, что компьютеры, ноутбуки и другая крупная техника остаются в семейном бюджете.

Общая сумма на руки получилась 150 €, или 9560 Р , на одного человека в месяц. Эта сумма была похожа на то, что я реально тратила на детей из семейного бюджета, поэтому мы не торговались и договорились с первого раза.

Итоги первого месяца

1 января вместе с новогодними подарками дети получили по 150 €. Нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят всё на наркотики, выпивку и покупки внутри приложений. Юля с Ириной боялись, что не смогут толково распорядиться деньгами и окажутся в трудной ситуации.

В первый месяц они почти ничего не покупали. Когда мы вместе пошли на традиционную распродажу, чтобы обновить гардероб, обе потратили примерно по 20 €. Зато в магазин для рисования они ходили раза три за месяц и накупили себе красок, холстов и каких-то особых маркеров, на которые мне всегда было жалко денег, а им они оказались очень нужны и важны.


Когда дочери пошли в школу после каникул, оказалось, что Ирине нужно купить что-то из канцтоваров и книжку для учебы. Она пришла ко мне и попросила добавить расходы на канцтовары и книги. Мы подумали и добавили 25 €. С февраля я выдаю им по 175 € (13 000 Р ).

В конце первого месяца у обеих осталось примерно по 50 €. За месяц я не услышала ни одной просьбы купить что-нибудь. Мы весело, как подружки, сходили на шопинг и платили каждая из своего кошелька. Младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжился.

Наши впечатления за 4 месяца

Я довольна в первую очередь тем, что отношения в моей семье улучшились. Больше нет никаких упреков в излишних тратах, обид за то, что кто-то кому-то что-то не купил. Походы по магазинам из пытки превратились в удовольствие, и у нас стало меньше поводов для конфликтов.

Мне стало легче планировать бюджет. Теперь у меня есть конкретная и фиксированная сумма трат на детей, и я знаю, что на меня не выскочит внезапно порванная куртка или сломанный телефон. Для таких случаев мы договорились о кредитовании, но обе дочери стали бережнее относиться к вещам.

Иногда мне кажется, что они делают всё неправильно, и я хочу вмешаться или хотя бы дать совет. Но я останавливаю себя, потому что понимаю, что это разрушит весь эксперимент. Труднее всего было первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила младшая дочь, и стараюсь не думать, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что стало со старым.

Вчера они купили машинку на пульте и новый домик для собаки, хотя их никто не просил и эта статья расходов не входит в их бюджет. На 8 Марта младшая подарила мне флакон духов.


За 4 месяца я ни разу не задержала «выплату» и считаю, что это одно из важных условий эксперимента. Так дети могут планировать свой бюджет и чувствуют себя спокойно.

Теперь, когда мы говорим о том, куда бы нам хотелось поехать на каникулы, они всерьез рассуждают, что поучаствуют своими деньгами в общих тратах на путешествие. Для меня это означает, что они стали серьезнее относиться к деньгам и в целом повзрослели за эти месяцы.

Вот что они сами говорят о нашем эксперименте.

Ирина, 14 лет: «Мне удобно, что не надо ничего просить у мамы. Я трачу в основном на одежду, телефон, развлечения, сладости. У меня стало больше одежды, я стала больше покупать того, что мне нравится. Просто раньше тратилось примерно столько же денег, но как-то реже и не так. Мама покупала то, что считала нужным, а не то, что было нужно мне. Я не ощущала, что вот я могу пойти и купить себе вкусняшек. А сейчас я могу. Я откладываю понемногу, и у меня есть минимум 100 € на всякий случай, и эта сумма постепенно растет».

Юля, 16 лет: «Мне нравится, что я сама распоряжаюсь своим бюджетом. Я трачу на что хочу: на компьютер, на еду, одежду, игрушки и на разные мелочи для интерьера. Откладываю 100 € каждый месяц на какие-нибудь крупные покупки. В этом месяце купила новый блок питания для компьютера. Сейчас коплю, чтобы сделать тату. Раньше я записывала все траты, а теперь просто слежу, чтобы не потратить всё сразу и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня хотя бы 20 € были в кармане».

Весь эксперимент в четырех строках

  1. Обсудить с детьми их траты, выслушать их опасения и взвешенно принять решение, нужен ли вашей семье такой эксперимент.
  2. Вместе с детьми подсчитать все траты и вывести ежемесячную сумму.
  3. Договориться о дне «выплат», не задерживать и не переносить этот день.
  4. Не вмешиваться в то, как дети тратят свои деньги, если они не делают ничего криминального.

Психологи утверждают, что ненавязчивые уроки курса «Финансы и кредит» стоит дать как можно раньше. Ведь это только птицам деньги не нужны...

Осуществлять простые операции даже 3-4-летний ребенок уже в состоянии. Занимайся с ним веселой математикой.

Отсчитывай вместе с ним деньги на его любимое печенье или орешки. Позволяй малышу самостоятельно делать покупки (конечно, в твоем присутствии). Для него важен сам акт общения с «чужим» дядей или тетей без помощи родителей. В такие моменты его взросление происходит ускоренными темпами. А отказ может привести к тому, что ребенок впоследствии и не будет пытаться делать самостоятельные шаги или будет их делать с постоянной оглядкой на родителя, как бы спрашивая разрешения.

Правильно обращаться с деньгами ребенок будет тогда, когда он узнает, каким образом они зарабатываются и на что тратятся.

Если ты и в два года старалась общаться с ребенком «на равных», то будь уверена, в четыре он прекрасно поймет все, что ты хочешь сказать, а в семь ему ничего не помешает правильно обращаться с деньгами.

Например, планируя семейный месячный бюджет, позволь ему присутствовать и даже участвовать в распределении средств, не отмахивайся от его вопросов. Твой ребенок быстро научится оценивать ситуацию, а в будущем – разумно тратить и экономить.

Доверять деньги можно уже 6-7-летнему ребенку. К этому периоду его мышление полностью сформировано.

Ну а после 9-10 лет начинается взрослая жизнь. Теперь у сына или дочери обязательно должны быть карманные деньги. И если родители к этому моменту сами не приняли такого решения, ребенок имеет полное право напомнить им об этом.

По какой схеме выдавать ребенку «на карманные расходы», каждая семья решает по-своему. Чем старше ребенок, тем больше сумма. Ее нельзя лишать ребенка ни при каких обстоятельствах. Точно так же, как и навязывать свое мнение о том, на что он должен тратить свои деньги.

Дети всегда стремятся к независимости – именно поэтому для родителей, пока они не утратили свой авторитет, важно успеть научить детей обращаться с деньгами. Если твоя семья все делала правильно, будь спокойна.

Статистика карманных денег

Большая часть карманных средств детей по всему миру уходит на приобретение одежды и обуви. Приблизительно пятая часть всего «дохода» идет на еду, сладости, и, к сожалению, фаст-фуд. Остальное уходит на развлечения. Немалую часть затрат составляют траты на мобильную связь, так как телефоны имеют сейчас даже дети младшего школьного возраста. Но этот пункт скорее относится к общим тратам из семейного бюджета, нежели к личным средствам школьника. В старшем возрасте подростки все больше склонны копить деньги для покупки чего-то стоящего, например нового смартфона или ноутбука. Также ценной и желанной покупкой для многих подростков может стать украшение, одежда, дорогая косметика. В любом случае карманные деньги ребенка – его личные средства и на что их тратить решать тоже ему. Задача родителей - вовремя подсказывать, подавать интересные идеи и наполнять жизнь ребенка приятными моментами, тогда ему будет, с чем сравнивать, и будет к чему стремиться. Конечно же, если у подростка неоправданно высокие расходы и деньги буквально улетучиваются, не стоит оставлять этот факт без внимания, это может сигнализировать о важном этапе в жизни ребенка, от увлечения сигаретами или алкоголем до появления первой любви.

Если мы говорим о том, что ребенка нужно научить самостоятельно и с толком тратить деньги, то реклама (при неправильном ее восприятии) дает обратный эффект. Доказано, что многие люди в магазине совершенно бессознательно выбирают среди одинаковых продуктов тот, который рекламируется по телевизору – даже, если они и не помнят самого ролика. Рекламные слоганы прочно застревают в детских головах, и совершенно ненужная вещь может стать для него навязчивой идеей.

Телевизор вообще для ребенка вреден. Никто не станет спорить с этим утверждением, и в то же время наши дети – основные телезрители, а заодно и любители навязчивых рекламных роликов, в которых человек выступает лишь в роли потребителя-пользователя – не деятеля, не мыслителя, не творца.

Отказаться от телевизора? Нет! Можно выключать рекламные ролики. А главное, сами не сидите, завороженно уставившись в экран. Воспитание на собственном примере - способ, лучше которого до сих пор еще ничего не придумали.

Копилка: тренд или пережиток?

Желание завести копилку может возникнуть по нескольким причинам.

Ребенку просто нравится коллекционировать, также как фантики, наклейки, машинки, билеты из маршрутного такси, другие «очень важные» мелкие штучки.

Ему нужен своеобразный собственный островок, на котором бы он был единственным хозяином. А копилка - маленькая копия такого места.

Сын или дочь хочет получить вещь, которую родители пока купить не могут. Начинающему финансисту еще не известна номинальная ценность денег, но он готов упорно складывать копеечку к копеечке для достижения желаемой цели.

Копилка для ребенка – неплохой способ начать учиться обращаться с деньгами.

И если ты в полной мере доверяешь своему ребенку, а он – тебе, не стоит паниковать из-за того, что он захотел поставить на подоконник керамическую кошку или свинку.

Не волнуйся, у него не разовьются негативные черты. Он не станет жадиной и мещанином. Конечно, при условии, что ты разумно подходишь к «денежному вопросу».

Относись к увлечению ребенка с уважением, не подшучивай над ним.

Обращай внимание и на то, что ты говоришь при нем о деньгах, с какой эмоциональной окраской ведутся разговоры. Дети, как высокочувствительные радары ловят все, что происходит в семье и перенимают родительские модели поведения и отношения.

Уважение и здоровое отношение к деньгам начинается с детства. Но оно не может вырасти, если родители считают, что «денег всегда нет», «честным трудом заработать невозможно», «деньги решают все»…

О деньгах с ребенком нужно разговаривать просто и ясно, показывать ему разные моменты обращения с с ними, позволять участвовать в беседах о них, озвучивать свои желания.

В моменты, когда ты не можешь купить ребенку то, что он хочет, спокойно объясняй, почему. Он будет учиться понимать, что в жизни все бывает, и не будет в будущем зацикливаться ни на отсутствии денег в какой-то момент, ни на их изобилии.

Поощряй самостоятельность в самостоятельных покупках, если сын или дочь этого хочет. Воспринимай ребенка, как взрослого. Такое отношение взрастит его самооценку, уважение к себе и к тебе, кстати, тоже.

Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?

В 2005 году Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос, согласно которому 65% взрослых считают, что у подростков должны быть деньги на карманные расходы, а 28% выступают категорически против. Мой собственный опрос среди друзей и знакомых показал: больше 2/3 подростков карманные деньги от родителей получают (регулярно или по запросу), кому-то денег не дают из принципиальных соображений или потому что в семье тяжелая финансовая ситуация, ну а кто-то уже подрабатывает сам.

Когда, сколько и на что?
Некоторые дети начинают получать карманные деньги еще до школы. Конечно, 5-летний ребенок не выходит из дому один, казалось бы - зачем ему деньги? Но возможность самостоятельно принять решение, потратить ли 20 рублей на мороженое или опустить их в копилку, очень важно и в этом возрасте. Многие начинают давать ребенку деньги, когда он идет в первый класс, чтобы он мог купить что-то в школьной столовой. Но игрушки и журналы все равно продолжают покупать ему взрослые. «Некоторым в классе дают деньги на карманные расходы, но они их не тратят - копят сами не знают на что, только хвастаются, время от времени: «У меня одна тысяча! - А у меня 52!», - говорит 10-летняя Саша.

«Деньги на карманные расходы мне начали давать лет в 7, по 150 рублей в месяц. Куда уходили эти деньги - не помню. Мне даже кажется, что в итоге их и не так часто и давали, потому что я не особо нуждалась. Кажется, хотела своей собаке игрушки покупать каждый месяц. В шестом классе начали давать по 1000 в месяц. Эти деньги тратила в основном на еду и аксессуары». (Вера, 17 лет)

Большинство родителей раскошеливаются, когда ребенок становится подростком, у него появляется самостоятельная жизнь и, соответственно, потребность в деньгах. 33% опрошенных ФОМом взрослых, считающих, что у подростков деньги быть должны, указали их практическую необходимость (транспорт, угощения, развлечения). И лишь немногие видят в карманных деньгах обучающую и воспитательную роль: всего 10% респондентов ответили, что подростки должны уметь обращаться с деньгами, и 5% - что это способствует самостоятельности, независимости и взрослению.

Между тем специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но экономической грамотности способствует. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.

«Проблем с деньгами у меня никогда не было: лет до 15 я просто в них не нуждалась, а потом начала ходить в кино без родителей, гулять с друзьями. Достаточно было просто денег попросить, и мне давали ровно столько, сколько я собиралась потратить: если я иду в кино - мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить».(Света, 18)

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы подросток умел обращаться с деньгами (т.е. постигал азы экономической грамотности), а также хотите воспитывать в нем самостоятельность и ответственность, то надо выделять оговоренную сумму постоянно, вне зависимости от того, потратил ли ребенок предыдущие деньги или они у него остались.

Но в России пока родители про экономическую грамотность детей думают меньше всего: по данным компаний TNS, 73% подростков просят деньги у родителей, когда им нужно, 32% получают деньги в качестве подарка, 31% просят у бабушек-дедушек и только 29% получают фиксированную сумму регулярно.

Сколько денег выделять - каждый решает сам, исходя из финансовой ситуации в семье, а также представляя, что сколько стоит в «мире» подростка (например, поход в кино или чашка кофе в Старбаксе).

В 2009-2010 гг., как показало исследование маркетинговой компании TNS, российские подростки получали в среднем сумму, эквивалентную в неделю. Для сравнения: самыми «богатыми» оказались норвежские (9) и финские (4) подростки и подростки из ОАЭ (9), а самыми «бедными» - из Египта () и Индии (). В Германии рекомендован недельный минимум для каждого возраста: 0,5 евро – до 6 лет, 1,5 евро – до 10, 10 евро – до 13, 20 евро – до 15 и т.д. С выданной ребенку суммы некоторые немецкие родители удерживают 20% налога, приучая, таким образом, своих детей к финансовой дисциплине.

Мой опрос показал, что в среднем подросткам выдают от 100 до 1000 рублей в неделю (в зависимости от возраста: 100 рублей - до 12 лет, 1000 рублей - уже старшеклассникам). Кто-то из родителей с калькулятором в руке высчитывает финансовые потребности ребенка: «транспорт, обеды в школьной столовой, мобильная связь, один раз кино и два раза кафе плюс 300 рублей «сверху» на неучтенные расходы». Ну а кто-то подходит к расчетам с фантазией: «Мы выдаем детям недельную сумму, которая высчитывается по формуле «50 центов за каждый год жизни, округляя в большую сторону», - делится папа двух российско-канадских мальчиков, 9 и 14 лет. Большинство же дают, ориентируясь на друзей и знакомых.

Доверять или проверять?
Тема денег затрагивает еще одну очень важную семейную проблему: проблему доверия. Среди тех, кто не дает своим детям карманных денег, всего 1% объясняют это непростой финансовой ситуацией и 2% - тем, что подросток должен зарабатывать сам (опрос ФОМ).

Остальные противники карманных денег твердо уверены: доверять подросткам ни в коем случае нельзя, т.к. они будут тратить деньги в первую очередь на «запретное» - наркотики, алкоголь и сигареты - так считают 10% опрошенных («До 16 лет денег подросткам не надо давать - это ведет к курению, пьянке, гулянию» ). Многие считают, что «подростки не умеют распоряжаться деньгами» - 5% («у них еще мозг не готов тратить их, это то же самое что пистолет у них в руках» ). А еще ведь - «деньги портят, развращают молодежь» (5%). Складывается впечатление, что-либо некоторые респонденты не помнят себя в подростковом возрасте, либо наоборот, помнят очень хорошо (по данным ФОМ видно, что так отвечали преимущественно респонденты старше 55 лет с образованием ниже среднего; они же, кстати, считают, что все заработанные деньги подросток должен отдавать родителям).

Подростки, между тем, могут быть куда как разумнее, чем о них думают взрослые: «Мы с друзьями как-то обсудили и решили четко придерживаться позиции: не тратить деньги, полученные от родителей, на что-то типа алкоголя и сигарет. Такого рода вещи не должны быть приобретены за их счет. Если уж губить себя, то хотя бы не впутывать в это дело предков». (Саша, 15)

Очень многие взрослые считают, что за несовершеннолетних все должны решать они: «У него есть родители - зачем ему деньги?», «Если на что-то нужно - попросит денег, а я посмотрю, насколько это ему нужно, надо контролировать подростков» (опрос ФОМ), «А хватил ли у него сил отказаться от соблазна, если у школы стоит ларек с чипсами и жвачкой?» Многие предпочитают покупать ребенку дорогие игрушки и гаджеты, нежели доверять ему небольшую сумму. «У нас в классе денег мало кому дают, зато айфоны и айпады есть у всех - это называется «ни в чем ребенку не отказывать», - делится мама сына-шестиклассника одной московской школы.

Согласно данным опроса Superjob, из 78% опрошенных, выдающих карманные деньги своему ребенку, 61% родителей заявили о том, что контролирует их расходы и только 17% своему ребенку полностью доверяют.

Эти недоверие и контроль практически перечеркивают идею научить подростка самостоятельно делать правильный выбор. И даже когда мы просто указываем ему, на что не стоит тратить деньги, критикуем, это приводит к тому, что, во-первых, мы опять лишаем его возможности быть самостоятельным, а во-вторых, провоцируем на обман. Например, я только недавно узнала, что когда моей дочери было лет 11, она втайне от меня покупала журнал «Witch». Покритиковав ее один раз за покупку (и тут же об этом забыв), я стала причиной того, что мой ребенок вынужден был что-то от меня скрывать, хотя это доставляло неудобства - приходилось прятать журнал и читать его, когда мама не видит. Можно подумать, я сама никогда не тратила денег на ерунду…

«Родители вообще-то не контролируют мои расходы, но я иногда прослеживаю такую интересную вещь: мама может спросить, на что я потратила ту или иную сумму, и если я понимаю, что потратила их на глупость, пытаюсь как-то это скрыть, иногда даже приходится привирать. Знаю, что поступаю неправильно, но мамину демагогию по поводу того, как и когда мне нужно тратить деньги, слушать тоже неохота. Я знаю, что в любом случае получу какой-то неодобрительный кивок от мамы, потому что она считает неправильным то, как я распоряжаюсь деньгами. У нас совершенно разные взгляды, и поэтому я стараюсь не всегда распространяться о своих покупках, будь то альбом моей любимой группы или какая-то милая вещичка, по ее мнению совершенно безобразная и бесполезная. Я стараюсь избегать подобных «отчетов». Запретов не имею, если я хочу что-нибудь купить - я это куплю, скрою, но куплю». (Ксения, 18)

О том, что дочь иногда покупает спрайт и чипсы, которых никогда не бывает дома, я знала, но это уже была зона ее ответственности: все, что могла рассказать о вредном фаст-фуде, я к тому времени уже рассказала. Как выяснилось, я не одинока: «То, что действительно им необходимо, я куплю, а газировку и сладкие батончики пусть покупают сами», - так считает мой знакомый, папа двух подростков. «Когда после бассейна мы проходим мимо автомата со снеками, и сын просит что-то купить, я напоминаю ему, что у него есть собственные деньги. В конце концов, я и даю карманные деньги на то, чтобы сами покупали себе то, что хотят».

«От меня не требуют отчетов, не устанавливают запретов, потому что моя мама знает, что мне не придет в голову потратить ее деньги на совершенно ненужные вещи. Другие дело, что иной раз ей кажется, что я, наверное, не должна покупать 7-ю по счету белую блузку, но это ограничивается лишь неодобрительным взглядом».

Очень немногие родители понимают, что карманные деньги воспитывают у подростка самостоятельность и ответственность:
«Мои траты они не контролируют - считают, что это мои деньги и я должна сама учиться ими распоряжаться. Хотя поначалу меня обязали вести дневник расходов, но не потому что не доверяли мне - им было важно показать мне как планировать и контролировать свои расходы» (Вера, 17 лет). «Моя мама вот уже два года никогда не дает мне наличных денег, каждый месяц она перечисляет мне деньги на кредитную карту около 10-15 тысяч. Так она ведет финансовый контроль» (H., 16 лет).

Подобный подход считается специалистами самым верным. Главное ведь не покрыть деньгами все запросы ребенка, а научить его простой бухгалтерии: записывая расходы и доходы, подросток будет понимать, на что уходят его деньги и столько он может тратить каждый день, чтобы хватило на неделю.