Как сшить русский народный сарафан для девочки своими руками. Русский народный сарафан

Настоящий сарафан, да не простой, а настоящий русский-народный хорош всем – он красивый, легкий, нарядный, просторный, не сковывает движения. А еще его легко и просто можно сшить своими руками по легкой выкройке или даже совсем без нее.

Требуемые инструменты и материалы

Понадобится все то, что обычно бывает нужно для шитья:

    Ткань для сарафана (ситец, сатин, атлас и др. красного цвета) шириной 110 см и длиной 2,5 метра;

    Ткань для отделки (полоса шириной 2 метра);

    Нитки в тон ткани;

    Иголки и ножницы;

    Сантиметровая лента;

    Английские булавки;

    Бумага для построения схемы выкройки.

Самый легкий вариант русского народного сарафана

Можно построить выкройку самостоятельно, можно скачать готовую. Но проще всего вообще обойтись без нее. Итак, как сшить русский сарафан своими руками без выкройки.

Берем кусок ткани и выкраиваем из него прямоугольник. Одна сторона этого прямоугольника представляет собой охват груди, другая – желаемую длину сарафана. Не забываем оставить место, где будет проложен шов. Это так называемый припуск, ширина которого должна быть не менее полутора сантиметров. Далее прострачиваем сарафан с изнаночной стороны. Одеваем сарафан на себя и английскими иголками прикалываем в нужные места будущие лямки. Для лямок понадобится такая же ткань, как для сарафана. Ширина лямок для русского сарафана должна быть не менее 4-5 см, можно больше.

Можно выкроить не прямоугольник, а трапецию. В этом случае сарафан получится слегка расклешенным. Либо сделать прямоугольник с равными сторонами, присборив на груди резинкой.

Как сшить русский сарафан с выкройкой

Для получения выкройки нам нужны две цифры – объем груди и спинка.

По готовой выкройке, подставив туда свои размеры, вырезаем две трапеции. Длина основания одной обычно берется в 110 см, высота зависит от вашего роста и желаемой длины сарафана (это будет именно она).

Из оставшейся ткани вырезаем кокетку (рис. А и Б) и будущие лямки (рис. С). Прострачиваем кокетку по бокам.


В центральной части сарафана спереди пристрачиваем полосу ткани для отделки. Обычно эта полоса берется контрастного цвета (белая, желтая и т.п.). Полоской такого же цвета отделывается низ сарафана.

Лямки сарафана складываем пополам изнаночной стороной внутрь и прострачиваем, после чего выворачиваем на лицевую сторону и пришиваем к кокетке.

Видео-помощь по шитью

Традиционный русский сарафан по сей день является достоянием русского народа

Трудно поверить, но как оказалось, русский сарафан происходит не от русского, а от иранского понятия «sapara», что означает «одетый снизу до головы». Т.е., в первую очередь, обращалось внимание на то, что наряд был очень длинным, практически полностью закрывающий тело. Более того, это была далеко не женская, а мужская одежда, которая представляла собой некое льняное либо ситцевое одеяние с рукавами. Синонимами этого названия являются: сарафанец, клиник, сукман, штофник, кумачник, костыч и другие.

Историческая справка

Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.

Русские сарафаны можно увидеть на картинах русских же художников разных периодов

Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шелковое платье в русском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.


Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда
А для повседневной носки у русских женщин были более простые варианты

Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.


Вне зависимости от фасона, русские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа
Традиционный образ русской красавицы

Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, русский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его одевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, одевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.


Нарядный сарафан для знаменательных событий

И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в русском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».

Основные отличия традиционного одеяния России

В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь-то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешенным, хотя талия обычно не подчеркивалась.


Талия чаще всего не обозначалась

Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые одевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нем всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объемными за счет комбинирования ярких цветных и черных нитей.


Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно

Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал черный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зеленые цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.


Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом
Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение

Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шелк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.

Разнообразие сарафанов

Русская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нем присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в русском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.


Наиболее популярными считались:

  • глухой (из одной или двух частей полотна) с косыми клиньями сарафан наподобие туники;
  • с косыми клиньями, швом в центре, который дополнительно декорировался либо распашной;
  • «московский» — прямой фасон, в котором присутствовал лиф, другое его название «прямой» или «круглый»;
  • прямого кроя с прилегающим лифом на кокетке (полуплатье).

Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своем варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.

Распашной тип шился из трех отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.


Старинные распашные сарафаны

Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шелк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.


Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов

Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.


Более современная версия традиционного русского сарафана

С чем носили сарафаны?

С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.

Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение поневы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трех частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Ее длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понева. В некоторых областях ее декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево. Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с поневой

Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоев населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали ее только на гуляния и на празднества.


Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках

Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.

Трансформация одеяний под грузом современности

Русский сарафан стал запрещен к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.


Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа

При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.


Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного русского костюма

Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шелковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.

Особенности русского костюма

Русский национальный женский наряд ассоциируют с разноцветным сарафаном, который украшают ленточки и узоры. Разновидностей таких платьев-безрукавок достаточно много, поскольку в каждой из губерний костюм имел свою специфику покроя.

Сарафаны бывают плохо раскошенными (глухими), сильно раскошенными со съемными рукавами, прямыми на шлейках или же спереди украшенными пуговками и швом. Цвет и покрой могут различаться, поскольку национальный женский наряд в разных губерниях имел разную же специфику.

Если Вам трудно пошить русский национальный сарафан для девочки, используя обычную выкройку, то данный урок специально для Вас! Пошить прямой сарафан на шлейках способны даже те, кто ни разу не брал иголку в руки. Начинаем шить русский сарафан, который более века назад носили женщины Новгородской губернии.

Нам потребуются:

  • бумага для черчения схемы выкройки;
  • тугая ткань (тонкая шерсть, лен);
  • ситчик;
  • беечка;
  • ножницы;
  • шпильки;
  • нитки с иглой.

Покрой русского сарафана довольно несложный.

1. Прежде всего определитесь с длиной наряда. Для этого измерьте расстояние от груди до лодыжек.

2. Далее можно чертить схему выкройки. Структура сарафана: переднее полотнище (1 элемент), шлейки (2 элемента), вставки (2 элемента), обкладка верхней части (2 элемента), задние полотнища (1 элемент). В нашем случае наряд шьется для девочки, рост которой 1,20-1,40 м. Объем бедер и талии в данной ситуации не столь важны.

3. Переносим выкройку на ткань, зафиксировав ее шпильками. Обводим элементы мелом по контуру и вырезаем их.

4. Сшиваем переднее полотнище с задним по боковым швам, а затем пришиваем вставки.

6. Наконец пришиваем шлейки, подобрав нужную длину. Спереди шлейки пришивают под грудью, сзади — по центру заднего полотнища.

7. Подол сарафана украшается огромным узором, выполненного в форме аппликации из красного узорчатого ситчика (цепь ромбов с обеих сторон окружена не очень широкими горизонтальными полосками).

8. Края в верхней части платья зачастую украшаются красной ситцевой беечкой.

Русский национальный сарафан, который одевали на торжественные мероприятия женщины Устюжского уезда Новгородской губернии еще в начале ХХ века, полностью сшит!

Образ можно дополнить рубашкой прямого покроя с узорами вокруг шеи и на рукавах, а также традиционным кокошником.

Галина Крецу

У каждого народа есть свой традиционный наряд. В России такими костюмами являются рубака, штаны и кафтан для мужчин, и сарафан с рубахой для женщин. Русский народный женский сарафан представляет собой платье, которое шьется чаще всего без рукавов.

Длинные русские народные сарафаны представительницы прекрасной половины человечества любили одевать на различные события и мероприятия. В таких сарафанах можно было вечерком прогуляться по улице, посетить ярмарку или просто навестить своих соседей.

23 октября мы приняли участие в районном семинаре «Организация и проведение праздников в детском саду» . С помощью частушек решили представить свой творческий отчёт по теме "Народное творчество в нашем детском саду". Ну и какие же частушки без русского сарафана . Времени на пошив костюмов было мало , всего четыре дня. Спасибо моей маме (она у меня швея) за то, что научила меня шить с детства. Оговорюсь времени мало, а сшить нужно было пять Русских народных женских сарафанов . Вот что у меня получилось.

Для пошива одного сарафана необходимо :

Два метра ткани – брали атлас,

Пять метров ленты,

Нитки для шитья,

Сантиметр,

Ножницы,

И конечно же швейная машина.

Моя старушка-подружка :


Итак,начнём. Делаем выкройку. Здесь нужен ещё один мастер-класс ,но для тех,кто шьёт будет понятно. Русский сарафан свободного покроя ,так что делаем его широким :


Моделируем :


Пользуюсь скотчем для фиксации :


Два метра ткани складываю вдоль пополам,а потом ещё раз пополам поперёк. Будем резать сразу четыре полотнища. Слева оборка. Остальная ткань для запасных деталей :

Берём два полотнища сарафана . Сшиваем боковые швы. Сшиваем все части оборки,обмётываем края. Вырезаем по косой ткани рулик. Всё проглаживаем :


Обрабатываем пройму сарафана руликом . Делаем сборку на оборочке :


На низ сарафана пришиваем оборку и по лицевой стороне пришиваем ленту вот так :


Принимаемся за верх сарафана . Делаем сбору спереди и сзади вот так. Самый верх обметала мелким зигзагом :


И пришиваем ленту :


Не забываем про брительки. Выкраиваем,прострачиваем,выворачиваем,утюжим,пришиваем :



Из остатков ткани и ленты сделала вот такой пояс :




А это результат. Подготовка к выступлению :

И выступление. В дальнейшем планируем украсить сарафаны :





Мужской костюм тоже шила я лет десять назад для нашего местного казачьего коллектива. Жаль что нет фото костюма донской казачки.

  • Разделы сайта