Как звались незаконнорожденные. Регулярная армия XVIII-XIX вв. и незаконнорожденные дети…

Внебрачный ребёнок (внебрачный сын, внебрачная дочь) - сын или дочь родителей, не состоявших в законном браке на момент рождения этого ребёнка . Исторически в Европе такие дети обычно не имели никаких прав наследования имущества своего отца и других родственников. В дореволюционной России также употреблялось понятие «незаконнорождённый » . В современных обществах (включая российское) внебрачные дети полностью приравнены в юридических правах к детям, рождённым в браке .

Исторические и локальные понятия

Согласно Кодексу законов об актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве РСФСР 1918 г. отцом и матерью ребёнка считались лица, записанные в книге записей о рождении в качестве его родителей, независимо от того, состоят ли они в браке или нет. При отсутствии записи о родителях, неправильности или неполноте заинтересованным лицам предоставлялось право доказывать отцовство и материнство в судебном порядке.

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. упростил и упорядочил процедуру установления отцовства. В целях защиты интересов ребёнка матери предоставлялось право в период беременности или после рождения ребёнка подать заявление об отце ребёнка в орган записи актов гражданского состояния . О поступившем заявлении этот орган извещал лицо, названное в заявлении отцом. Если от последнего в течение месяца со дня получения им извещения не поступало возражения, этот мужчина записывался отцом ребёнка. Обратиться в суд с заявлением об установлении отцовства можно было только после рождения ребёнка.

Страны Латинской Америки по данным ООН на 1998 год
Страна Количество внебрачных детей (%)
Панама 80
Сальвадор 73
Белиз 58,1
Аргентина 52,7
Коста-Рика 48,2
Пуэрто-Рико 45,8
Чили 43,6
Мексика 41,5

К 2012 году процент внебрачных рождений повысился еще больше: в Колумбии - 74 %, в Чили - 70,7 %, в Парагвае - 70 %, в Перу - 69 %, в Бразилии - 65,8 %, в Доминиканской Республике - 63 %, в Мексике - 55 %,.

Внебрачные рождения гораздо меньше распространены в Азии : в 1998 году их процент в Японии составлял 1,4 %, Израиле - 3,1 %, Китае - 5,6 %, Узбекистане - 6,4 %. Однако в некоторых странах он заметно выше: в Казахстане - 21 %, Кыргызстане - 24 %.

Обычно процент внебрачных детей выше (почти на 10 %) во время первой беременности. При этом наибольшее количество внебрачных рождений наблюдается среди молодых женщин, так в США 86 % родов у женщин до 20 лет - внебрачные, 60 % - у женщин 20-24 лет, и 33 % - у женщин 25-29 лет. Однако процент внебрачных рождений повышается у женщин, рожающих после 40 лет. В России такие матери обеспечивают почти треть внебрачной рождаемости.

Есть этнические различия в проценте внебрачных детей: в США внебрачными являются 72 % детей у чернокожих женщин, 66 % детей у индейских женщин, 29 % у белых женщин и 17 % у американок азиатского происхождения .

Отношение религии

Критикуя священников, которые отказывались крестить внебрачных детей, Папа Римский Франциск утверждал, что незамужние матери поступили правильно, дав жизнь ребёнку, а не сделав аборт , и что Церковь не должна их сторониться. Он сказал: «В нашем церковном округе есть некоторые священники, которые не хотят крестить детей одиноких матерей, потому что эти дети не были зачаты в святости брака. Это современные фарисеи . Это те, кто клерикализируют церковь . Те, кто хотят отделить народ Божий от спасения. А бедная девушка, которая вместо того, чтобы возвратить ребёнка отправителю, имела отвагу принести его в мир, вынуждена ходить от прихода к приходу, чтобы его покрестить! »

См. также

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  2. Покровский В. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. Мамзер , Электронная Еврейская Энциклопедия.
  4. Changing Patterns of Nonmarital Childbearing in the United States (неопр.) . Архивировано 23 августа 2011 года.
  5. William Blackstone. Commentaries on the Laws of England. - York City: Legal Publish Press, 1960.
  6. Британские Акты о законнорожденности Архивная копия от 29 сентября 2011 на Wayback Machine
  7. US Supreme Court Cases from Justia & Oyez (неопр.) . Проверено 19 июля 2011. Архивировано 31 июля 2012 года.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  9. «Амнистия» незаконнорожденности в Российской империи (к вопросу о роли закона от 3 июня 1902 г. «Об утверждении правил об улучшении положения незаконнорожденных детей»)
  10. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния
  11. Н. И. АЛЬЖЕВА. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ (материал подготовлен для системы КонсультантПлюс)
  12. А.Меленбург. Мать-одиночка как героиня Архивная копия от 10 августа 2011 на Wayback Machine
  13. Family Trendlines: новый доклад о состоянии американской семьи Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine
  14. Our view on kids: When unwed births hit 41%, it"s just not right (неопр.) . Архивировано 4 ноября 2012 года.


Институт брака в нашем обществе сохраняет свои позиции. Поэтому понятие «внебрачные дети» несет в себе какой-то порочный смысл.

В связи с этим существует убеждение, будто дети, рожденные вне официального брака, имеют меньше прав, чем рожденные в браке. В частности, они ограничены или лишены наследственных прав.

Так ли это?

Внебрачные дети и закон о наследовании

Семейное и гражданское законодательство не делит детей на основании того, рождены они в браке или нет – для них определены одинаковые права и обязанности, в том числе, в сфере наследства.

Согласно статье 1142 Гражданского кодекса, законными первоочередными наследниками являются дети наследодателя, а также родители и муж/жена.

При этом ни слова не сказано о том, какие именно дети:

  • рожденные в браке и вне брака;
  • родные и усыновленные / удочеренные;
  • совершеннолетние и несовершеннолетние;
  • проживающие совместно или раздельно с наследодателем.

Все они имеют равные наследственные права. В том числе, дети, родители которых были лишены родительских прав.

Единственное условие для наследования детьми после смерти родителей – родительство (отцовство и материнство) должно быть признано, установлено или доказано.

Дети, претендующие на наследство, должны предъявить нотариусу доказательство родственной связи с родителями – свидетельство о рождении или усыновлении/удочерении, а также судебное решение об установлении отцовства.

Установление отцовства

Если с установлением материнства практически не бывает сложностей, то вопрос установления отцовства поднимается гораздо чаще. Неслучайно Семейный кодекс РФ определяет порядок установления отцовства.

Через ЗАГС

Согласно статье 48 СК РФ отец и мать, не заключавшие брак, должны подать в орган ЗАГСа совместное заявление. В свидетельство о рождении ребенка вписываются сведения об обоих родителях. Таким образом мужчина подтверждает свое отцовство.

Если мать умерла, признана недееспособной, лишена родительских прав, если место пребывания матери неизвестно – заявление подает только отец. На это должно быть дано согласие органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия необходимо решение суда.

Через суд

Если мужчина не признает отцовство, оно может быть установлено или опровергнуто через суд. В том числе, посмертно (например, если ребенок претендует на наследство после смерти человека, отцовство которого не установлено).

Судебная процедура установления отцовства регулируется Семейным кодексом РФ – статьями 49 и 50.

Если ребенок родился у мужчины и женщины, не состоящих в законном браке, им следует подать совместное заявление в ЗАГС. Если совместное заявление не подавалось, установить отцовство можно через суд.

С соответствующим заявлением в суд могут обратиться…

  • Отец или мать;
  • Опекун / попечитель;
  • Лицо, на чьем иждивении находится ребенок;
  • Сам ребенок, достигший совершеннолетия.

Суд принимает любые доказательства происхождения ребенка от отца. Это могут быть письма, записи телефонных разговоров, свидетельские показания, а также заключение генетической экспертизы.

Таким образом, даже если мужчина не признавал своего отцовства над рожденным вне брака ребенком (не подавал с матерью ребенка совместное заявление в ЗАГС), его отцовство может быть признано через суд. Причем, как при жизни, так и после смерти. Сделать это может не только мать, но и сам ребенок, претендующий на наследство.

Наследование внебрачным ребенком по завещанию

Из вышесказанного понятно, что внебрачные дети являются такими же наследниками, как и рожденные в браке.

Но это по закону – при отсутствии завещания.

Если же наследодатель оставит завещание, наследовать его имущество будут только те, кого он назначит наследниками.

Так, отец может исключить своих внебрачных детей из числа наследников, и завещать все имущество только детям, рожденным в законном браке. Или наоборот – завещать все внебрачным детям. Или поделить наследственное имущество поровну.

Иными словами — распорядиться наследством по собственному усмотрению.

Обязательная доля

Однако не стоит забывать об обязательной доле в наследстве. Это часть наследства, которую получают лишенные завещанием законные наследники первой очереди (дети, супруги, родители). Важное условие для получения обязательной доли – несовершеннолетие или нетрудоспособность (инвалидность и пенсия).

Февраль 16, 2015 Нет комментариев

Незаконнорожденными (существуют и более грубые названия, которые я не рискую здесь приводить) считаются дети, рожденные от не состоящих в браке родителей, то есть от незаконного союза. Часто произносимое утверждение, что нет незаконнорожденных детей, а есть только незаконные родители, само по себе верно, однако крайне редко действует на наше общество. Существуют дети, к которым словно бы прилеплен ярлык «внебрачный»; дети, которых считают «незаконными». Все осуждение со стороны семьи, общества и религиозных организаций ложится на ребенка и на его мать, хотя в некоторых случаях тень падает и на отца.

В качестве примера реакции общества на детей, рожденных вне брака, можно привести случай, происшедший в 1982 году в Калифорнии. Джон Г. Шмитц, сенатор из этого штата, признался, что у него двое внебрачных детей. Это немедленно попало в заголовки передовиц крупнейших газет1. Пальцем стали показывать на детей, а не на родителей. Один из консервативных коллег Шмитца, член палаты представителей Е. Даннемейер, почти оправдал поведение сенатора. Он якобы сказал корреспонденту «JIoc-Ан — джелес тайме», что оно «по крайней мере свидетельствует о том, что этот парламентарий предпочитает гетеросексуальный образ жизни». Затем, пишет журналист, Даннемейер неодобрительно отозвался о гомосексуалистах и их политической активности, заявляя, что вопрос об отношении к этой активности «гораздо более важен», чем откровения по поводу Шмитца»2. Переведя проблему в другое русло, Даннемейер, таким образом, фактически оправдал Шмитца, и в итоге бремя незаконности так и осталось лежать на женщине и ее двоих детях. Не приходится сомневаться в том, что это саморазоблачение не замедлит сказаться на политической карьере и семейной жизни Шмитца, однако со временем о его внебрачной связи будет забыто, а двое детей, его жертвы, всю жизнь будут нести этот ярлык.

Библия также осуждала как незаконного ребенка, так и его потомков. Во Второзаконии сказано:

Сын блудницы [мамзер, т. е. незаконнорожденный] не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне [Втор. 23:2].

Слово «мамзер» обозначало детей, рожденных от любого не одобренного иудейским законом союза, в том числе внебрачных, рожденных от ин — цестуальных связей и т. д. Этот термин применялся во множестве случаев. Несмотря на то, что в рассказе о военном герое Иеффае, чья мать была блудницей, слово «мамзер» не употребляется, современники вполне могли считать его незаконнорожденным. Из своего дома он был выгнан законными сыновьями его отца - они сказали ему: «Ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты сын другой женщины» (Суд. 11:2).

Это слово могло быть использовано как ругательство или неодобрительный термин. В книге Захарии (9:6) слово «мамзер» употребляется для описания людей, обосновавшихся в филистимлянском городе Азоте. Автор Послания к Евреям уверен, что подлинные сыновья Божьи будут признаны за их готовность подчиняться; незаконные же дети (нотой) не выдержат испытания на «сыновство».

В Евангелии есть смутные указания на некую тайну вокруг рождения Христа. Идея сверхъестественного оплодотворения Святым Духом могла быть воспринята на мифологическом уровне, но не на биологическом. Евангелие от Матфея утверждает, что Иосиф хотел расстаться с Марией, матерью Иисуса, с которой он был обручен, но не успел вступить в супружеские отношения. Однако во сне ему явился ангел, сообщивший, что Мария беременна от Святого Духа (Мф. 1:18-25). Иосиф явно подозревал Марию в том, что она сошлась с другим мужчиной и ребенок, которого она носит, будет незаконнорожденным.

В Евангелии от Иоанна фарисеи спрашивают Иисуса: «Где Твой Отец?» (Ин. 8:19), и это, возможно, вопрос о законности происхождения Иисуса. С другой стороны, те, кто обращает внимание на этот стих, возможно, слишком. сильно упирают на его историчность. Гораздо проще истолковать этот отрывок как часть теологической прокламации евангелиста, в которой он скорее сам придумывает сюжеты и высказывания, чем передает их. Обычно это Евангелие датируют концом I века н. э., а это означает, что его автор лично не знал Христа.

Поскольку христианская теология обращала такое усиленное внимание на чудо непорочного зачатия Христа, вопрос о Его отце фактически не поднимался. Было принято считать, что родителем мужского пола в случае Иисуса был Святой Дух, несмотря на то, что идея божественного оплодотворения земной женщины не что иное, как обычная литературная выдумка. Либеральные ученые считают, что Иисус - сын Иосифа, а идея божественного зачатия и миф о Сыне Божьем возникли по мере развития церковной теологии. Если сказанное по этому поводу в Евангелии от Матфея так или иначе базируется на фактах, то вполне возможно, что Иисус был незаконнорожденным ребенком.

Представьте себе, что было бы, если бы христианская церковь оставила этот вопрос открытым и признала, что Христос, ее основатель, вполне вероятно, был всего лишь незаконным сыном плотника. Не приходится сомневаться в том, что дети, заклейменные как «внебрачные» только из-за того, что их родители не являются мужем и женой, воспринимались бы в этом случае как полноценные личности. Не исключено, что такие дети вообще были бы избавлены от этого унизительного ярлыка. Однако сверхъестественная концепция победила естественную и дети, зачатые не на брачном ложе, были отторжены от героической фигуры, а ведь она могла бы помочь им улучшить свое положение в обществе и избавить их от позора.

Несмотря на то, что слово «мамзер» применимо в основном к детям, чьи родители не женаты, его употребление может быть расширено: незаконным считался любой брак, заключенный вне ортодоксальной иудейской церковной традиции. Например, в 1972 году израильский раввин Шломо Горен, главный раввин евреев ашкенази (то есть западных), дал разрешение вступать в браки братьям и сестрам, которые считались «мамзерим» (незаконнорожденными, или изгоями) только потому, что их мать не развелась со своим первым мужем по иудейскому закону3. Дети, таким образом, страдали из-за поступка своей матери.

Понятие «незаконнорожденный ребенок» в западной культуре имеет богатую и разнообразную историю. Время от времени обыватели начинали считать, что «незаконное» происхождение оказывает определенное влияние на человека. Семья не должна забывать о том, что ее родоначальник или двоюродный дедушка родился от не освященного церковью и государством союза и все их потомки отягощены этим наследством. Создается впечатление, что установления Второзакония стали частью культуры и грехи отца действительно должны ложиться на его детей до третьего и четвертого колена (Втор. 5:9).

Враждебное отношение общества к незаконнорожденным отражает его реакцию на поведение, которое якобы представляет собой угрозу для семейных устоев. Оно считается «аморальным», поскольку колеблет установившиеся моральные устои. Большинство консервативных религиозных трупп осуждало людей, не зарегистрировавших свои отношения. Это можно объяснить тем, что религиозные организации чаще всего не вдут в авангарде общественных перемен, а плетутся в хвосте, предпочитая поддерживать существующее положение вещей как данное свыше и уделяя внимание не человеческим потребностям, а исполнению божественных предписаний.

По большей части общественное осуждение направлено против незамужней матери и ее ребенка. Мать и ребенок представляют собой, в отличие от отца, социологический феномен. Поскольку мать в течение девяти месяцев вынашивает ребенка в утробе и внешние проявления ее беременности свидетельствуют о том, что она занималась сексом вне брака, она является открытой мишенью для общественного осуждения. Ответственность за воспитание ребенка в большинстве подобных случаев ложится на незамужнюю мать. Очень часто она вынуждена жить на пособие, что опять — таки делает ее объектом нападок. Если она будет искать мужского общества, чтобы избавиться от одиночества, она рискует снова забеременеть и навлечь на себя, таким образом, еще большее осуждение.

Не раз говорилось, что нападки на живущих на пособие и одиноких матерей являются завуалированными проявлениями расовых предрассудков. Система общественного устройства, при которой меньшинства вынуждены жить в постоянной нищете, работая на низкооплачиваемой работе и не чувствуя уверенности в завтрашнем дне, также способствует росту числа незаконнорожденных детей. Поскольку чернокожие представляют собой наиболее многочисленное этническое меньшинство, чернокожие одинокие матери и их дети наиболее часто становятся мишенью общественного осуждения.

Кроме того, это осуждение - следствие отношения среднего класса к данной проблеме; особенно ярко оно проявляется, если незаконный ребенок может появиться в их семье. Большинство этих семей могут оплатить аборт и предпочитают, чтобы их дочери избавились от внебрачного ребенка, даже если это противоречит религиозным убеждениям. Отношение общества очень трудно преодолеть. Одна богатая католическая семья отправила забеременевшую дочку-подростка рожать за границу. Ребенка отдали на усыновление. Чувство вины из-за того, что она зачала вне брака и вынуждена была отказаться от своего ребенка, боязнь осуждения со стороны семьи и общества стали причиной глубокой душевной травмы у девушки - ведь она нарушила католические предписания. Потребовалась интенсивная терапия, чтобы помочь девушке.

Семнадцатилетняя мормонка, забеременевшая вне брака, хотела нарушить правила церкви, к которой принадлежала, и сделать аборт. Она посоветовалась со своим духовником, и тот благословил ребенка, находящегося у нее в утробе. Девушка оказалась перед жестоким выбором. Как можно убить чадо, получившее церковное благословение? В то же время как она, беременная, будет продолжать образование и жить среди товарищей по вере?

Не всякая семья смирится с тем, что дочь родила внебрачного ребенка, и далеко не все будут рады внуку или внучке во всякое время и при любых обстоятельствах. В таких случаях из темных углов вылезают семейные привидения, преследующие оступившуюся девушку. Многие родители испытывают стыд от того, что дочь, по их мнению, согрешила против библейских заповедей, касающихся незаконнорожденных детей. Часто такое отношение, не проявляясь в открытую, медленно подтачивает духовный климат семьи. На отца ребенка подобное давление оказывается крайне редко.

В последнее время выявились новые грани проблемы незаконных де

тей. Многие пары живут и растят детей в так называемом гражданском браке, не утруждая себя брачными контрактами и каким бы то ни было узакониванием своих отношений. Любящие друг друга мужчина и женщина заботятся о своей семье. Они убеждены в том, что в основе брака лежит качество отношений. Проблема заключается только в статусе детей. Например, бывали случаи, когда после гибели «незаконного» ребенка некоторые суды отказывали в компенсации не состоящим в браке родителям. И наоборот, у таких детей могут возникнуть проблемы с наследством после внезапной смерти матери или отца, не успевших оставить завещание. В таких случаях суд обычно не заботит, что умерший воспитывал, обеспечивал и любил своих «незаконных» детей и «ненастоящего» супруга. Дискриминация наблюдается даже в системе социального обеспечения, созданной для решения проблем внебрачных детей.

В Швеции понятия «незаконнорожденный» и «внебрачный» ребенок, а также связанные с ними предрассудки давно отмерли, однако в большинстве западных стран ситуация остается прежней. Незамужние матери и их дети находятся под сильным давлением со стороны общества; жестокость сотрудников роддомов, заполняющих свидетельства о рождении; трудности с получением страховки или помощи от общественных организаций; проблемы с получением работы и многое другое.

Отец также может столкнуться с определенными проблемами. В том случае, если не состоящая с ним в браке мать, откажется от ребенка, а отец захочет вырастить его, он может неожиданно обнаружить, что не имеет на то законных прав. Если родители ребенка не состоят в браке, семьей называется пара «мать - ребенок».

Некоторые широко и не очень широко известные женщины открыто заявили о том, что собираются родить ребенка вне брака. Не так давно одна сорокалетняя женщина, психолог по профессии, забеременела при помощи искусственного оплодотворения, проведенного в Нобелевском банке спермы (Калифорния). Работники банка решили, что она замужем, однако она была одинокой и тем не менее публично заявила о том, как счастлива выносить и родить ребенка.

Большинство религиозных консерваторов воспринимают незамужних беременных женщин, мягко говоря, без энтузиазма. Трудно установить, в какой степени то, что говорит Второзаконие о незаконнорожденных детях остается актуальным в современном обществе. Когда мать Тереза работала в Индии, занимаясь проблемами бедных и неприкасаемых и не делая никаких различий между «законными» и «незаконными», церковные иерархи благословили ее деятельность. Но воздержались от каких-либо заявлений, которые могли бы изменить отношение непросвещенного общества к «внебрачным» детям, то есть таким, чьи родители не являются мужем и женой.

(iustae nuptiae).

В древнейшем рим. праве незаконные (iniusti), или побочные, дети не имели юридически значимой связи как с отцом, так и с матерью и соответственно не только не имели права на наследование от родителей и их родственников, но и не могли претендовать на содержание с их стороны. С признанием юридического значения когнатического, кровного, родства побочные дети стали признаваться состоящими в юридическом родстве с матерью (Inst. Just. III 5. 4), приобрели право воспринимать ее юридический статус и пользоваться правом наследования по отношению к матери и ее родственникам. Однако они по-прежнему не имели никакой юридически значимой связи с отцом, к-рый в юридическом смысле был неизвестен и не пользовался в отношении своих побочных детей отеческой властью (patria potestas), а побочные дети не имели по отношению к нему прав наследования. Все Д. н. в широком смысле именовались «естественные» (naturalеs). Однако среди них существовало деление на естественных детей (liberi naturales) в узком смысле слова, или побочных, рожденных в конкубинате , и на детей внебрачных (vulgo quaesiti), или нечистых (spurii), рожденных от незаконных (кровосмесительных или прелюбодейных) или неурегулированных правом союзов.

С началом эпохи христ. императоров (IV в.) правовое положение побочных детей в Римской империи улучшилось в связи с общим изменением законодательной политики в отношении конкубината. Они получили право ограниченного правопреемства по отношению к отцу, а также посредством узаконивания (legitimatio) могли приобрести свойства законных детей.

Вместе с тем, согласно конституциям 336 г., дети, рожденные от сожительства лиц, не равных по положению, а именно от высокопоставленного мужчины и женщины с низким правовым статусом, не могли быть усыновлены или одарены. Имущество, к.-л. образом отчужденное отцом в пользу Д. н., при наличии законных наследников (законнорожденных детей, родных братьев и сестер отца) передавалось в их пользу, при отсутствии таковых лиц - в пользу казны (CTh. IV 6. 2). Дети, рожденные от неравного сожительства между сенаторами, губернаторами провинций и т. п. и рабынями, вольноотпущенницами, актрисами, трактирщицами и т. п., даже в случае усыновления возвращались в прежнее состояние, а приобретенное ими от отца имущество вне зависимости от их правового статуса передавалось законным наследникам или казне (CTh. IV 6. 3; ср.: CJ. V 27. 1). Эти положения были отменены в 539 г. (Novell. Just. 89. 15; Biondi . 1954. P. 67).

В отношении детей, рожденных в конкубинате равных по положению лиц, устанавливалась норма, согласно к-рой они могли претендовать на определенную часть имущества отца, приобретаемую на основании подарков и распоряжений последнего на случай смерти. Согласно конституции 371 г., естественному отцу разрешалось дарить побочным детям или распоряжаться в их пользу на случай смерти в объеме 1/12 всего имущества при наличии детей от законного брака, племянников или родителей, при их отсутствии - в объеме 3/12 (четверти) (CTh. IV 6. 4). Впосл. доля имущества отца, на к-рую могли претендовать Д. н., постоянно менялась (CTh. IV 6. 5-8). В 528 г. имп. св. Юстиниан I увеличил долю имущества, к-рую естественный отец мог передать побочным детям по завещанию (CJ. V 27. 8). Конституциями 536 и 539 гг. император предоставил право конкубине и ее детям наследовать их естественному отцу по закону как от лица, не оставившего завещания, в случае отсутствия законной жены и законнорожденных детей в объеме 1/6 всего имущества (Novell. Just. 18. 5; 89. 12. 4/13). Побочные дети получили право требовать содержание от законных детей своего естественного отца (Ibid. 89. 12. 6), а также, возможно, от самого отца (ср.: Ibid. 89. 13, 15). Естественный отец должен был назначить опекуна для своих детей от конкубины в отношении того, что он им подарил или оставил по завещанию (CJ. V 29. 4; V 35. 3; Novell. Just. 89. 14).

Д. н. могли приобрести статус законных посредством усыновления (в данном случае посредством adrogatio - приема в семью усыновителя правоспособного лица со всей его семьей и имуществом). Однако усыновление нельзя было совершить произвольно, в христ. эпоху для проведения подобной процедуры требовалось разрешение императора в форме рескрипта. Императоры этой эпохи стремились ограничить практику узаконивания Д. н. посредством усыновления. Так, имп. равноап. Константин I Великий в 336 г. установил запрет на усыновление высокопоставленными лицами своих Д. н., рожденных от матерей низкого правового статуса (CTh. IV 6. 2, 3). При этом естественные отцы, имевшие низкий правовой статус, возможно, могли усыновлять своих Д. н. (Arjava . 1996. P. 212; Navarra . 1988; см. также конституцию имп. Анастасия I 517 г. (CJ. V 27. 6), в к-рой признавались права Д. н., усыновленных отцом посредством adrogatio или adoptio - формы усыновления подвластного лица,- на приобретение имущества отца). Запрет на усыновление Д. н. был установлен имп. Юстином I в 519 г. (CJ. V 27. 7).

Институт узаконивания побочных детей возник при имп. равноап. Константине. Однако статус законнорожденных (legitimi) могли приобрести только дети от свободнорожденной конкубины. Существовали 3 способа узаконивания, обобщенные в 539 г., при имп. св. Юстиниане (Novell. Just. 89). Основной способ - посредством брака родителей после рождения детей (legitimatio per subsequens matrimonium) - известен со времени имп. равноап. Константина. Конституция, установившая это положение, не сохранилась, но упоминание о нем содержится в конституции имп. Зинона 477 г. (CJ. V 27. 5 pr.). Последняя определяла, что узаконенные дети обоего пола от свободнорожденной конкубины при отсутствии законнорожденных детей приобретают юридически значимую связь с отцом и могут наследовать ему как по завещанию, так и по закону наравне с детьми, которые впосл. могут быть рождены от этого брака. Закон, однако, распространялся только на уже прижитых в конкубинате детей, а на будущее, если дети еще не прижиты, предписывал прежде заключить с конкубиной брак. Конституцией имп. Анастасия I 517 г. (CJ. V 27. 6) это правило распространялось и на тех детей, к-рые будут рождены от связи с конкубиной, в случае отсутствия законнорожденных детей. В конституции имп. Юстина I 519 г. (CJ. V 27. 7) признавались уже осуществленные усыновления Д. н., однако в дальнейшем предписывалось проводить узаконивание детей посредством заключения брака. Имп. св. Юстиниан конституцией 529 г. также допускал узаконивание побочных детей посредством заключения брака после их рождения (CJ. V 27. 10), однако впосл. обусловил подобное узаконивание согласием на него самих узакониваемых детей (Novell. Just. 89. 11 pr./1).

В случаях когда заключение брака родителями было невозможно из-за отсутствия матери или ее смерти, имп. св. Юстиниан допускал узаконивание посредством распоряжения императора (legitimatio per rescriptum principis). При этом мать должна была быть свободнорожденной, а законнорожденные дети - отсутствовать (Ibid. 74. 1). Отец должен был обратиться с соответствующей просьбой к императору, но мог внести ее и в свое завещание. В последнем случае к императору должны были обратиться сами побочные дети (Ibid. 74. 2. 1; 89. 10). Подобная форма узаконивания была распространена только на востоке империи, на западе она осталась неизвестной (Kaser . 1959. S. 157; Anm. 19).

Еще одним способом узаконивания Д. н., определявшимся конституциями 443, 470 и 528 гг., было вступление в городскую курию (legitimatio per oblationem curiae). Отец, не имевший законнорожденных детей, должен был подарить или оставить по завещанию своим естественным детям имущество, достаточное для того, чтобы сделать возможным вступление сына или сыновей (в случае дочери - ее мужа, к-рому она передает приданое) в городскую курию (CJ. V 27. 3, 4, 9).

На Руси в целом использовалось визант. право, однако проследить применение конкретных норм относительно Д. н. в допетровскую эпоху затруднительно. В российском законодательстве синодальной эпохи незаконнорожденными признавались как дети, рожденные вне брака, так и дети от браков, впосл. признанных незаконными, напр., когда обнаруживалось, что ребенок род. в браке, заключенном отцом при существовании не расторгнутого на законных основаниях предыдущего брака, или если ребенок род. от кровосмесительного брака (когда между его родителями имело место кровное родство до 4-й степени включительно), а также если ребенок родился от брака при наличии между вступившими в него лицами отношений свойства или духовного родства в расторгающих степенях (см. ст. Брак).

При этом российское право различало случаи, когда оба родителя Д. н. или хотя бы один из них вступили в брак с преступным умыслом, зная о его незаконности, и когда подобный брак заключен был по неведению, например при незнании вступивших в него о близком кровном родстве между ними. В последнем случае дозволялось через суд ходатайствовать перед верховной властью о сохранении за детьми, считавшимися законными до выявления дефекта в браке их родителей и признания его недействительным, прав законнорожденных детей. В случае злонамеренного вступления родителей в преступный брак дети безусловно признавались незаконнорожденными без права ходатайствовать о сохранении за ними статуса законнорожденных. Столь строгие нормы были направлены на охрану святости брака, на пресечение поползновений на беззаконные браки, на противодействие внебрачным связям, в частности супружеской неверности, хотя тем самым до известной степени пренебрегались интересы самих детей, не могущих нести ответственность за обстоятельства их рождения.

В российском законодательстве существовала возможность усыновления Д. н. по ходатайству естественного отца перед верховной властью в том случае, когда во время сожительства родителей, от которого были прижиты Д. н., не имелось законных препятствий для вступления родителей между собой в брак, т. е. если отец и мать Д. н. во время сожительства были холостыми, вдовыми или разведенными. При этом возможная разница в сословной принадлежности родителей не имела существенного значения: отец-дворянин мог ходатайствовать об усыновлении детей от внебрачного сожительства хотя бы и с его крепостной крестьянкой. При удовлетворении такого ходатайства сыну или дочери усваивались сословные права отца.

Ограничение прав Д. н. в Российской империи проявлялось в семейной сфере, гл. обр. в праве наследования естественному отцу или его родственникам - такого права Д. н. лишались. Привилегированное сословное положение естественного отца не могло быть передано его Д. н. без их усыновления, в то же время Д. н. были лишены права и на сословные преимущества матери и признавались принадлежащими к непривилегированному податному сословию, чаще всего мещанскому или крестьянскому. Так, незаконнорожденный и неусыновленный сын дворянки независимо от сословной принадлежности его естественного отца, связь к-рого с сыном не имела юридического значения, приписывался к одному из податных сословий, напр. становился мещанином города, в к-ром родился.

В законодательных актах СССР понятия незаконнорожденности не существовало. Не существует его в законодательстве совр. Российского гос-ва и большинства совр. гос-в. В любом случае дети, чья естественная связь с отцом не имеет юридического значения, по самой логике вещей лишены права наследовать отцу и его родственникам. Для приобретения такого права необходимо юридическое установление отцовства. Институт незаконнорожденности собственно и предназначен для того, чтобы не допускать юридического (как правило, судебного) установления отцовства и тем самым ограничивать права детей. В СССР Указом Президиума Верховного Совета от 8 июля 1944 г. было запрещено устанавливать отцовство (эта норма действовала до 60-х гг.), что может пониматься как частичное возрождение института незаконнорожденности (ср.: Полянский П . Л . Личные права и обязанности супругов в советском семейном праве // Вестник МГУ. Сер.11: Право. 2006. № 5. С. 74-81).

С христ. т. зр. происхождение от незаконного сожительства не затрагивает человеческого достоинства ребенка. Незаконнорожденность в правосл. Церкви никогда не влекла за собой никаких ограничений церковных прав, не лишала права участия в таинствах Церкви. Правосл. каноническое право не признает незаконнорожденность препятствием к рукоположению. В 8-м прав. свт. Никифора I , патриарха К-польского († 828), к-рое помещено в «Пидалионе» и «Афинской Синтагме», сказано: «Дети, рожденные от наложниц или второбрачных или третьебрачных, если проводят жизнь, достойную священства, могут быть священнослужителями». Это же мнение высказывал патриарх Антиохийский Феодор IV Вальсамон (Ράλλης, Ποτλής . Σύνταϒμα. Τ. 4. Σ. 493-494). Замечание канониста Н. С. Суворова , считавшего, что в «восточном каноническом праве требование от посвящаемого законнорожденности не высказано с такой ясностью, как в западном» (Суворов . Право. С. 338), не может быть признано основательным: оно расходится с основополагающими нормами христ. этики, каноническими принципами и церковной практикой, существовавшей в его время и существующей ныне.

В католич. каноническом праве в средневековье и в Новое время незаконнорожденность рассматривалась как препятствие для рукоположения. В ныне действующем «Корпусе канонического права», в разделе, посвященном препятствиям к священству (CIC. Can. 1040-1049), незаконнорожденность среди таковых препятствий не упоминается.

Ист.: Избранные новеллы Юстиниана / Пер., вводн. ст., коммент.: В. А. Сметанин. Екатеринбург, 2005. С. 66-79, 169-173, 178-180.

Лит.: Загурский Л . Н . Личные отношения между родителями и детьми по римскому и французскому праву. Х., 1880. [Т. 1]: Введ.: Учение о законнорожденности и незаконнорожденности по римскому праву; Pitzorno B . La legittimazione nella storia delle istituzioni familiari del Medio Evo. Sassari, 1904; Bonfante P . Corso di diritto romano. R., 1925. Vol. 1; Dupont C . Les constitutions de Constantin et le droit privé au début du IVe siècle: Les personnes. Lille, 1937; Sargenti M . Il diritto privato nella legislazione di Costantino: Persone e famiglia. Mil., 1938; Janeau H . De l"adrogation des liberi naturales à la légitimation par rescrit du Prince. P., 1947; Biondi B . Il diritto romano cristiano. Mil., 1954. Vol. 3: La famiglia; Kaser M . Das römische Privatrecht. Münch., 1959. Bd. 2: Die nachklassischen Entwicklungen; Wiel C ., van de . La légitimation par marriage subsequent de Constantin à Justinien: Sa reception sporadique dans le droit Byzantine // RIDA. 1978. T. 25. N 3. P. 307-350; idem . Les différents formes de cohabitation hors justes noces et le dénominations divers des enfants qui en sont nés dans le droit romain, canonique, civil et byzantin jusqu"au treizième siècle // RIDA. 1992. T. 39. P. 327-358; Lanata G . I figli della passione: Appunti sulla Novella 74 di Giustiniano // AARC. 1988. T. 7. P. 487-493; Navarra M . Testi costantiniani in materia di filiazione naturale // Ibid. P. 459-475; Rawson B . Spurii and the Roman View of Illegitimacy // Antichthon: J. of The Australian Soc. Of Classical Studies. 1989. Vol. 23. P. 10-41; Luchetti G . La legittimazione dei figli naturali nelle fonti tardo imperiali e giustinianee. Mil., 1990; Wieling H . Die Gesetzgebung Constantins zur Erwerbsfähigkeit der Konkubinenkinder // AARC. 1990. T. 8. P. 455-471; Arjava A . Women and Law in Late Antiquity. Oxf., 1996; idem . Ein verschollenes Gesetz des Codex Theodosianus über uneheliche Kinder (CTh 4, 6, 7a) // ZSRG.R. 1998. Bd. 115. S. 414-418; Покровский И . А . История римского права. СПб., 1998; Санфилиппо Ч . Курс римского частного права: Пер. с итал. М., 2000.

Прот. Владислав Цыпин

Каких детей наш закон считает незаконными или, как теперь он называет их, "Внебрачными"?

Внебрачными детьми наш закон называет:

Детей, рожденных незамужнею;
детей, рожденных от прелюбодеяния, т.е. от связи лица, состоящаго в законном браке с посторонним лицом;
детей, рожденных по смерти мужа или же по признанию брака недействительным до дня рождения ребенка.
Со дня смерти мужа, или расторжения брака до дня рождения ребенка, признаваемого внебрачным, должно пройти никак не менее 306 дней.

Примечание: Исчисление срока в 306 дней должно производиться со дня смерти мужа или дня расторжения брака, а не со дня разлуки супругов.

Внебрачный ребенок не имеет отца, но чье-нибудь имя он должен носить?
Внебрачный ребенок, если ему не дано отчества при совершении метрической записи, именуется сообразно имени своего восприемника, т.е. имя восприемника становится отчеством внебрачного.
Внебрачный ребенок именуется фамилией, одинаковою с отчеством, но если пожелает мать и отец этой матери, если, конечно, он находится еще в живых, ребенок может именоваться фамилиею матери, принадлежащей ей по рождению.
Может ли мать внебрачного ребенка требовать от его отца средства на воспитание этого ребенка?
Отец этого внебрачного ребенка обязан, сообразно своим имущественным средствам и общественному положению иатери ребенка, нести издержки на его содержание, если ребенок и его мать в том нуждаются. Эти денежные обязательства не прекращаются со стороны отца до совершеннолетия ребенка. Мать ребенка тоже участвует в издержках на воспитание своего ребенка и тоже соответственно своим имущественным средствам, которыя принимаются судом во внимание при определении той суммы, которую должен выдавать отец ребенка на его воспитание. Если мать ребенка потребует от его отца выдачи за прошлое время содержание ребенка, то отец обязан возместить ей произведенные на этот предмет расходы, но не более как за год протекший до того дня, в который предъявлено ему со стороны матери это требование.
Обязанность содержать внебрачного ребенка, как со стороны отца, так и со стороны матери прекращается и ранее его совершеннолетия, но этом законом допускается только в том случае, если дочь выйдет замуж или ребенок станет зарабатывать достаточно, чтобы прокормить себя.
Раньше было сказано, что мать внебрачного ребенка может требовать для себя содержания от его отца, но только в некоторых случаях. Что же это за случаи и как они формулированы законы?

Выдача матери внебрачного ребенка на его содержание определенных средств из кармана отца ребенка, не исключает его обязанности помогать матери, если уход за ребенком лишает мать возможности добывать для себя средства к существованию.
К этому прибавляется обязанность отца внебрачного ребенка, в случае недостаточности средств его матери, оплатить необходимые расходы, вызванные разрешением ее от беременности, а также доставить ей насущное содержание до самого момента ее выздоровления. Если отцом ребенка не выполнено это законное обязательство, то мать его ребенка может требовать с него судом, однако закон в этом случае устанавливает определенный срок для вчинения иска - не более года со дня разрешения от бремени.

Примечание: Если материальные дела отца внебрачного ребенка изменились в лучшую после того, как суд определил сумму, которую он должен выдавать матери своего ребенка, то закон допускает новое требование со стороны матери об увеличении содержания ребенка.

Закон следовательно не избавляет отца внебрачного ребенка от денежных отношений его и его матери обязательств, но дает-ли закон такому отцу родительские права?
Отец, доставляющий средства на содержание ребенка, имеет право надзора за тем, как содержится и воспитывается ребенок. Если-бы по этому вопросу вышли между матерью ребенка и его отцом какия-либо разногласия, то они разрешаются подлежащим опекунским управлением.
Итак, дети родившееся в браке признаются законными, а если будет доказано, что муж в этот период был не способен к брачному сожительству, то здравый смысл говорит, что и дети ему принадлежать не могут?
Когда брак расторгнут, по совершенной, надлежащим образом доказанной, неспособности мужа к супружескому сожитию, то дети, рожденныя при существовании этого брака, признаются также незаконными. Однако дети, рожденныя от брака, расторгнутаго по причине прелюбодеяния матери, признаются законными, если их рождение не было скрыто от мужа и если нет достаточных доказательств их незаконности
О детях узаконенных

Всем хорошо известно, что незаконные или, что одно и тоже, внебрачные дети могут быть узаконены. Как это свершается и в каких случаях узаконение будет действительным и возможным?

Для христианского населения постановлены следующие правила о детях узаконенных:
А) Внебрачные дети узаконяются браком их родителей.
Б) Узаконенные дети почитаются законными со дня вступления их родителей в брак и пользуются с того времени всеми правами законных детей.
В) В случае признания брака родителей незаконным и недействительным, а также в случае его расторжения, права узаконенных этим браком детей определяются на том же основании, как и права детей, рожденных в браке.

Примечание: Закон этот распространяется и на живущих в России иностранцев, и на раскольников, но не на губернии Прибалтийского края и не на евреев.

Г) Для признания детей добрачных узаконенными, требуется постановление о сем суда, но этот закон не касается Прибалтийского края.
Д) Возможно узаконение ребенка - и после смерти родителей если о том ходатайствуют опекуны.
Е) Узаконенному ребенку принадлежит право на наследство, открывшееся в промежуток времени между браком родителей и узаконением. Если имение или вообще наследство поступило уже к родичам родителей узаконенного, то он может потребовать возвращения наследства. Но если наследство открылось после брака родителей, но до узаконения и при этом самое узаконение последовало по истечении давности срока, т.е. 10 лет, со дня пропечатания о вызове наследников и если к тому наследству уже утвердились другие наследники, то узаконенный не вправе требовать поворота к себе этого наследства.

Примечание: Просьбы об узаконении детей, рожденных до брака, подаются Окружному суду по месту постоянного жительства родителей ребенка или местонахождения самого ребенка. Надо знать, что закон воспрещает подачу такого прошения через поверенных и требует лично принесенной просьбы. При просьбе должны быть представлены: письменное заявление отца и матери о том, что ребенок происходит от них, а также метрическое свидетельство о рождении ребенка и о браке родителей.
О детях усыновленных

Помимо детей узаконенных существуют еще дети усыновленныя?

Да. Своего ребенка, происшедшаго от незаконного брака можно узаконить, а чужого можно только усыновить, т.е. сделать своим юридическим сыном или дочерью.
Усыновлением называется такое юридическое действие, когда чужому ребенку или вообще, лицу передают права законного ребенка и вообще устанавливают юридические отношения отца к сыну.
Усыновление дозволяется лицам всех состояний, без различия пола, кроме тех лиц, которыя по сану своему обречены на безбрачие.
Усыновлять собственных незаконных детей, закон дозволяет. Также можно усыновить иностранца, а также лицо, уже усыновленное другим, если на то согласится это лицо; можно усыновить пасынка с согласия его матери; можно усыновлять и иностранно-подданному. Примечание: Право усыновление подкидышей или непомнящих родства представляется живущим в России иностранцам, не принявшим русского подданства, но с тем, чтобы усыновленные подкидыши, которых происхождение и крещение неизвестны, были крещены и воспитываемы в православном исповедании и чтобы, сверх того, они сохранили звание Российских подданных. Все ли однако имеют право усыновлять? Усыновление чужих детей не допускается, если у лица усыновляющаго есть собственные дети или узаконенныя.
Усыновитель должен иметь не менее 30 лет от роду, быть старше усыновляемого по крайней мере на 18 лет. Эти условия необходимы даже и тогда, когда усыновляется собственный незаконный ребенок. § Усыновление лиц христианского вероисповедания нехристианами, а нехристиан лицами христианского исповедания законом воспрещается. Можно-ли усыновить ребенка без согласия его родителей, но с согласия ребенка и, наоборот, без согласия ребенка, но с согласия его родителей? Для усыновления требуется согласие родителей усыновляемого, или его опекунов и попечителей, а также его самого, если он достиг 14-летнего возраста. Можно усыновлять лиц, коих родители неизвестны, или неизвестно их местожительство, или они бросили детей. Может ли усыновитель передать своему усыновленному свое отчество и фамилию и кроме того пользуется ли усыновленный правом на наследство?
Усыновитель может передать усыновленному свою фамилию, однако при том условии, если усыновляемый не пользуется большими правами состояния, чем сам усыновитель. Передача усыновленным своей фамилии, если усыновитель потомственный дворянин, возможна только с Высочайшего соизволения. Если же усыновитель является лицом женскаго пола, не вступившее в брак, и желает передать свою фамилию усыновляемому, то это допускается законом, но только в том случае, если против этого ничего не будут иметь родители усыновительницы.
Передача усыновителем отчества усыновленному может быть допущена только в тех случаях, когда усыновленный не имеет отчества вовсе, если он незаконнорожденный или подкидыш, или же, если ему в этих случаях дано отчество крестнаго отца, т.е. произвольно.
Усыновленный участвует в наследовании после родственников усыновителя только тогда, когда он имеет на это право по действительному, законному с ним родству.

Европейская конвенция о правовом статусе внебрачных детей

Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию, Считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами, в частности путем принятия единообразных норм в области права;
Принимая во внимание, что во многих Государствах-членах предпринимались или предпринимаются усилия по улучшению правового положения внебрачных детей путем сокращения правовых и социальных различий в правовом статусе внебрачных детей и детей, рожденных в законном браке;
Признавая сохраняющиеся до настоящего времени значительные несоответствия в законах Государств-членов в данной области;
Считая необходимым улучшение положения внебрачных детей и полагая, что разработка некоторых единообразных норм в отношении их правового статуса будет способствовать достижению этой цели и одновременно унификации законов Государств-членов в данной области;
Считая, однако, необходимым создание условий поэтапного перехода для Государств, не готовых к безотлагательному принятию положений настоящей Конвенции, Согласились о нижеследующем:

Статья 1

Каждая из Договаривающихся Сторон обеспечивает согласование собственного законодательства с положениями настоящей Конвенции и оповещает Генерального секретаря Совета Европы о мерах, принятых для достижения этой цели.

Статья 2

Установление материнства во всех случаях внебрачного рождения ребенка основывается исключительно на факте рождения ребенка.

Статья 3

Отцовство в случаях внебрачного рождения ребенка может быть подтверждено или установлено путем добровольного признания или судебного решения.

Статья 4

Добровольное признание отцовства не может быть отклонено или оспорено в той мере, в какой внутреннее право государства предусматривает соответствующие процедуры, за исключением тех случаев, когда лицо, желающее признать или признавшее ребенка, не является его биологическим отцом.

Статья 5

При осуществлении действий по установлению отцовства допустимым является использование научных доказательств, которые могут способствовать установлению или опровержению факта отцовства.

Статья 6

1. Отец и мать внебрачного ребенка несут одинаковую ответственность по его содержанию, как если бы ребенок был рожден в законном браке.
2. В тех случаях, когда обязанности по содержанию ребенка, рожденного в законном браке, переходят к тем или иным членам семьи по отцовской или материнской линии, аналогичный порядок сохраняется и в отношении внебрачного ребенка.

Статья 7

1. В случаях одновременного установления отцовства и материнства в отношении внебрачного ребенка родительские права не могут автоматически переходить исключительно отцу ребенка.
2. Сохраняется право передачи родительских прав; случаи передачи родительских прав регулируются внутренним законодательством государства.

Статья 8

В тех случаях, когда отец или мать внебрачного ребенка не имеют родительских прав или опеки (попечительства) над ребенком, такой родитель может приобрести право доступа к ребенку в соответствующих случаях.

Статья 9

Внебрачный ребенок обладает такими же правами наследования имущества своих отца и матери, а также родственников по отцовской и материнской линии, как если бы такой ребенок был рожден в законном браке.

Статья 10

Вступление в законный брак отца и матери внебрачного ребенка имеет своим результатом получение им правового статуса ребенка, рожденного в законном браке.

Статья 11

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания Государствами-членами Совета Европы. Она подлежит ратификации, принятию или утверждению. Ратификационные грамоты, документы о принятии или утверждении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Настоящая Конвенция вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение третьей ратификационной грамоты, документа о принятии или утверждении.
3. В отношении любого подписавшего настоящую Конвенцию Государства, впоследствии ратифицировавшего, принявшего или утвердившего ее, настоящая Конвенция вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии или утверждении.

Статья 12

1. После вступления в силу настоящей Конвенции Комитет министров Совета Европы может пригласить любое Государство, не являющееся членом Совета, присоединиться к настоящей Конвенции.
2. Такое присоединение осуществляется путем сдачи на хранение Генеральному секретарю Совета Европы документа о присоединении, который вступает в силу через три месяца после сдачи его на хранение.

Статья 13

1. Любое Государство во время подписания Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении может указать территорию или территории, на которых действуют положения настоящей Конвенции.
2. Любое Государство при сдаче на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении или в любое другое время впоследствии путем заявления Генеральному секретарю Совета Европы может распространить действие положений настоящей Конвенции на любую другую территорию или территории, которые упомянуты в заявлении, за международные отношения которых оно несет ответственность или от имени которых оно уполномочено действовать.
3. Любое заявление, поданное согласно предыдущему пункту, в отношении территории, упомянутой в таком заявлении, может быть отозвано в соответствии с правилами процедуры, определенными в Статье 15 настоящей Конвенции.

Статья 14

1. Любое Государство во время подписания Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении или подачи заявления в соответствии с пунктом 2 Статьи 13 настоящей Конвенции, может сделать не более трех оговорок в отношении статей 2 - 10 настоящей Конвенции. Оговорки общего характера не принимаются; каждая из оговорок не может затрагивать более одного положения.
2. Срок действия оговорки не может превышать пять лет с даты вступления в силу настоящей Конвенции для соответствующей Договаривающейся Стороны. Срок ее действия может быть продлен на последующие пятилетние периоды посредством заявления, направленного Генеральному секретарю Совета Европы до истечения соответствующего периода.
3. Любая Договаривающаяся Сторона может отозвать полностью или частично оговорку, сделанную ей в соответствии с предыдущими пунктами, направив заявление Генеральному секретарю Совета Европы, которое вступает в силу с даты его получения.

Статья 15

1. Любая Договаривающаяся Сторона может денонсировать настоящую Конвенцию в той мере, в какой это ее касается, направив уведомление Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Денонсация вступает в силу через шесть месяцев после даты получения такого уведомления Генеральным секретарем Совета Европы.

Статья 16

Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет членов Совета Европы и Правительство любого Государства, которое присоединилось к настоящей Конвенции, о:
a. подписавших ее государствах;
b. сдаче на хранение любой ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении;
c. дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со Статьей 11 Конвенции;
d. любом уведомлении, полученном в соответствии с положениями Статьи 1;
e. любом заявлении, полученном в соответствии с пунктами 2 и 3 Статьи 13;
f. любой оговорке, сделанной в соответствии с положениями пункта 1 Статьи 14;
g. любом продлении срока действия оговорки в соответствии с положениями пункта 2 Статьи 14;
h. снятии любой оговорки в соответствии с положениями пункта 3 Статьи 14;
i. любом уведомлении, полученном в соответствии с положениями Статьи 15, и дате вступления в силу денонсации.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в Страсбурге 15 октября 1975 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архивах Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы препровождает заверенные копии настоящей Конвенции каждому из подписавших ее или присоединившихся к ней Государств.