Конспекты занятий по фэмп в старшей группе по фгос. Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с элементами театрализованной деятельности. Тема: «Лента времени» (время и его измерение: год,

В старшей группе начинают углублять представление о числе. Детей знакомят с составом из единиц чисел первого пятка (5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1). Для того чтобы подчеркнуть состав множества (из элементов) и на этой основе дать детям представление о составе числа (из единиц), подбирают такие совокупности, в которых каждый предмет отличается от других. Сначала используют предметы одного вида, отличающиеся друг от друга либо окраской, либо размером, либо формой (наборы разноцветных флажков, матрешек, палочек разной длины или толщины, елочек, пирамидок разной высоты и т. п.), позднее - предметы, объединенные одним родовым понятием (например, комплекты игрушек: посуда, мебель, одежда и др.), а также плоскостные изображения предметов или предметные картинки. Наряду с сюжетным используют и бессюжетный материал: модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины или ширины и т. п. Дети быстрее поймут количественное значение числа, если параллельно будет рассматриваться состав 2 чисел. Вначале все дети одновременно работают с одним и тем же раздаточным материалом, а позднее - с разным (например, одни составляют группу из 4 предметов мебели, другие - одежды, третьи - посуды). Состав каждого числа иллюстрируют не менее чем на 2-3 видах предметов. Выполняя задание, дети непременно должны рассказывать, как составлена группа, по скольку в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество. («1 тарелка, 1 блюдце, 1 чашка - всего 3 предмета посуды».) Конкретные вопросы («Сколько взяли красных карандашей? Сколько синих? Сколько всего у вас карандашей?») постепенно подменяют более общими, например: «По скольку ты взял разных игрушек? Сколько их всего? Как получилось у тебя 4 игрушки?»

Для обобщения знаний предлагают вопросы: «Сколько разных игрушек ты возьмешь, если я назову число 4? Сколько раз ты подпрыгнешь, если я назову число 3?» Воспитатель дает задание подобрать указанное число игрушек (выполнить указанное число движений). Важно, чтобы общее и конкретное постоянно выступали в единстве друг с другом. Постепенно дети все более осознают количественное значение числа. Знание количественного состава чисел в пределах пятка позволяет им в подготовительной к школе группе усвоить приемы вычисления путем присчитывания и отсчитывания по единице чисел 2 и 3. Для закрепления знаний о составе числа используют словесную игру «Назови 3 (4, 5) предмета!». Педагог предлагает детям назвать 2 (3, 4, 5) разных предмета мебели, одежды, головных уборов, посуды и т. п., а также упражнение с включением элемента соревнования: «Кто быстрее назовет 3 (4, 5) головных убора?» И т. п.

У детей подготовительной к школе группы закрепляют знания о составе из единиц чисел первого пятка, они изучают состав из единиц чисел второго пятка, учатся устанавливать отношение между единицей и числом (6 - это 1, 1, 1, 1, 1 и еще 1). Как и в старшей группе, вначале показ состава числа из единиц осуществляют на конкретном материале. Используют приемы: составление группы из разных предметов или игрушек; составление группы из однородных предметов, отличающихся качественными признаками; составление группы из картинок, на которых изображены разные предметы, объединенные родовым понятием (1 стул, 1 табуретка, 1 кресло, 1 секретер, 1 шкаф, 1 буфет - всего 6 предметов мебели). В работе с детьми 6-7 лет используют и новые приемы: зарисовка определенного числа разных игрушек или геометрических фигур. («Я нарисовал всего 5 фигур: 1 Круг, 1 фигуру овальной формы, 1 квадрат, 1 прямоугольник, 1 треугольник».) Распределение предметов по группам по одному из признаков, выделение каждой группы как единицы счета и определение общего количества групп. («Всего 4 группы флажков: 1 группа голубых флажков, еще 1 - розовых, еще 1 - желтых и еще 1 - синих»,)

Дети скорее поймут количественное значение чисел, если параллельно будут изучаться состав 2-3 чисел и чередоваться упражнения в составлении соответствующих количественных групп. Этому способствует организация действий детей одновременно с разным раздаточным материалом (так, у одних, например, группа составлена из 7 предметов мебели, у других - из 7 предметов посуды, у третьих - из 7 разновидностей овощей и т. д.). Выполнив задание, дети каждый раз рассказывают, как составили группу, по скольку у них разных предметов и сколько их всего. Шестилетним детям можно одновременно называть 2 числа и давать задания составить сразу 2 группы предметов, например на верхней полоске карточки составить группу из 4 разных геометрических фигур, а на нижней - из 5. Воспитатель обращает внимание детей не только на количественный состав числа из единиц, но и на отношения между числами (на сколько одно число больше или меньше другого). Широко используют словесные упражнения без опоры на наглядный материал: «К белочке в гости пришли заяц, еж и медвежонок. Сколько гостей оказалось в домике у белочки? Сколько всего зверей в домике у белочки? По скольку оказалось разных зверей?», «В команду космического корабля вошли командир корабля, бортинженер и врач. Сколько человек вошло в команду космического корабля?» Постепенно дети начинают понимать, что каждое число содержит определенное количество единиц, они могут отвечать на вопросы: «Сколько- игрушек ты возьмешь, если я назову число 7? Почему?» - а позднее и на такой вопрос: «Сколько единиц содержится в числе 7?» Работу по этой теме проводят на 6-7 специальных занятиях. На первых 3 из них изучают материал в первой части, а на последующих - во второй. Однако к теме надо периодически возвращаться в течение "всего учебного года, и особенно тогда, когда дети будут осваивать приемы вычисления присчитыванием по 1.

В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел.

Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых. Детям показывают все варианты состава чисел в пределах пятка. Число 2 - это 1 и 1,

3 -это 2 и 1, 1 и 2,

4 -это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3,

5 - это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.

Знакомство с составом числа из 2 меньших чисел обеспечивает переход к обучению детей вычислению.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по

формированию элементарных математических представлений

у детей подготовительной группы 7-года жизни

«Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0»

Воспитатель: Киселева Кристина Юрьевна

Группа №13

Излучинск, 2016 г.

Тип НОД : комбинированное занятие по сообщению новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, а также обобщению и систематизации знаний.

Вид НОД: комплексное занятие

Тема НОД : «Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0»

Возрастная группа : дети седьмого года жизни

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Метода и приемы :

Словесный: вопросы, беседа, пояснения.

Игровой: дидактические упражнения.

Практический: решение поставленных задач.

Работа над словарем: последующий и предыдущий.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Прием постановки цели.
  2. Прием организации практической деятельности: беседа, показ, объяснение.
  3. Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка

Программное содержание:

Цель: усвоить знания о составе числа 10 из единиц, с цифрой 0, повторить и закрепить ранее усвоенные знания.

Задачи:

  1. Обучающие:

Познакомить с составом числа 10 из единиц.

Познакомить с цифрой 0.

  1. Развивающие:

Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному.

Уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.

Продолжать формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

  1. Воспитательные:

Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение.

Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.

Оборудование:

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 карточек с изображением грибов, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством гороха.

Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 10 шт. для каждого ребенка).

Структура занятия:

Вводная часть (3минуты):

  1. приветствие
  2. наблюдение
  3. знакомство с темой НОД

Основная часть (25 минут) :

  1. игровое упражнение «Назови число»
  2. игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы»
  3. игровое упражнение «Сколько осталось»
  4. игровое упражнение «Мишкина каша»
  5. игровое упражнение «Что сначала, что потом?»
  6. игровое упражнение «Назови соседей»
  1. рефлексия
  2. анализ занятия детьми
  3. подведение итогов

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: (дети сидят за столами) Доброе утро дети! Давайте понаблюдаем, какая погода за окнами детского сада?

Дети: пасмурная, ветреная, дождливая.

Воспитатель: Скажите, это признаки, какого времени года?

Дети: осень.

Воспитатель: Вспомните название месяца.

Дети: октябрь.

Воспитатель: Скажите, какой день недели?

Дети: среда.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! А какой он по счету?

Дети: третий.

Воспитатель: А по средам мы с вами знакомимся с цифрами, геометрическими фигурами и т.п. Вам, как будущим школьникам нужно быть очень внимательными, т.к. эти знаний очень пригодятся вам в школе. Сегодня мы познакомимся с составом числа 10 и цифрой 0.

Основная часть :

Игровое упражнение «Назови число».

Воспитатель: на доске изображены цифры от 1 до 10. Посчитайте их.

Дети: (считают)

Д: порядковый счет, обратный.

В: У числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите предыдущее число числа пять

Д: (отвечают, потом встают полукругом).

Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному.

Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы».

В: У вас на столах в тарелочках по два набора разноцветных кругов. Посмотрите, к нам в гости пришли матрешки, давайте посчитаем их. Сделайте нашим матрешкам украшения – бусы. Задание следующее- бусы должны состоять из 10 разноцветных бусинок.

По окончании выполнения задания педагог уточняет: «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько единиц в числе десять?»

Игровое упражнение «Сколько осталось?».

На доске цифровой ряд (от 1 до 9).

В: разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9 в порядке увелечения. Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

В: Посмотрите на доску. Сколько грибов на доске.

Д: отвечают (правильный ответ 9).

В: Ребята, покажите соответствующую карточку с цифрой.

Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль».

Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, вместе с детьми обводит ее в воздухе и выкладывает в ряд перед цифрой 1. Затем читает стихотворение:


Ноль похож на сто предметов -
От браслетов до беретов:
Круглый стол, кольцо, часы,
На кружочек колбасы,
Барабан, баранку, сушку…
И на лысую макушку.

А.Усачев

В: (вызывает 3-их детей к столу, на котором расположены карточки с цифрами) Дети отгадайте, загадку, а ответ найдите среди предложенных вариантов.


В:

Сколько ручек у кота?
Сколько перьев у крота?
Сколько лапок у змеи?
А у белки чешуи?

Д: обосновывают свой ответ.

Игровое упражнение «Мишкина каша».

На столе стоят три ведерка с разным количеством пшена.

В: Ребята вспомните рассказ Н. Носова «Мишкина каша».

Д: (отвечают) У мальчиков в рассказе получилось очень много каши, т.к. они неправильно отмерили пшено.

В: У меня 3 ведерка с пшеном. Найдите ведерко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжелым и не самым легким.

Д: Как найти нужное ведерко с пшеном?

В: возьмите два ведерка и сравните их по весу, взвесив на руках.

Затем уточняет: «Какое ведерко тяжелее? Какое легче? Тяжелое ведро поставьте на стол. А теперь легкое ведерко сравните с третьим ведерком. Тяжелое ведро поставьте на стол, а легкое ведерко сравните с первым и со вторым ведром попарно и расставьте их в возрастающем порядке по тяжести, называя вес каждого ведерка с пшеном. Из трех ведерок выберите не самое тяжелое и не самое легкое».

Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».

На столе разложены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.


В: Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне стоит мороз,
Льдинкой росписи нанес.

Д: Зима


В: Полюбуйся,
Весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

И.Никитин.

Д: Весна

Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом.


В: Оно к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.

В.Берестов.

Д: Лето

Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация.


В:Она золото роняет,
Холод пташек угоняет…
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг.

О.Иваненко.

Д: Осень

Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку.

Дидактическая игра «Назови соседей».

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже…)


В: Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я…

Д: Лето.


В: Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

Д: Осень


В: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Д: Зима


В: Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.

Д: Весна.

В: молодцы!

Заключительная часть (2 минуты) :

Рефлексия:

Воспитатель: Дети, чем мы сегодня занимались н занятии?

Дети: повторяли цифры, делали бусы для матрешки, узнали больше о цифре и числе О.

Анализ занятия детьми:

Воспитатель: дети что сегодня показалось вам сложным:

Дети: игра с мячом «Назови число», о последующих и предыдущих числах.

Что показалось легким?

Д: загадки о временах года

В: что понравилось больше всего?

Д: собирать бусы для матрешки.

Подведение итогов:

В: Ребята, вы большие молодцы, многое сегодня у вас все получилось! Давайте поднимем правую руку вверх и погладим себя по голове. Скажите: «Ах, какой я молодец!».


Татьяна Орехова
Занятие по математике в подготовительной группе на тему «Количественный состав чисел из единиц в пределах 10»

Тема :" Количественный состав чисел из единиц в пределах 10 . Устное производство действий "сложение" и "вычитание ".

Цель : практическое применение знаний о количественном составе числа из

единиц в пределах 10 ,устное называние разных вариантов составления и разложения числа .

Задачи :

1. Совершенствовать устное производство действий «сложение» и

«вычитание» .

2. Способствовать формированию мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.

3. Упражнять в порядковом счете, в счете и отсчете предметов .

4. Воспитывать самостоятельность, дружеские взаимоотношения, интерес к математике .

5. Формирование уважения к профессии фармацевта.

6. Развивать у детей наблюдательность и память.

Методы и приемы :

1. Игровые (дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра) .

2. Практические (моделирование, упражнения) .

3. Словесные (беседа вводная и итоговая)

5. Использование раздаточного материала .

Предварительная работа :

Знакомство с составом числа 10 из единиц , действий «сложение» и «вычитание» в непосредственно - образовательной деятельности.

Экскурсии с родителями в аптеки, наблюдения за работой персонала аптеки и обслуживания покупателей.

Оснащение игрового пространства «Аптека» атрибутами лекарственных средств : таблетки от кашля, температуры; капли в нос, индивидуальные повязки, перевязочные средства, градусники; микстуры на травах.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра с мячом «Назови скорее»

Воспитатель бросает мяч и задает разные задания :

Сколько хвостиков у кошки?

Сколько сторон у треугольника?

Сколько крыльев у птицы?

Сколько колес у машины?

Сколько вам лет?

Сколько ушей у двух мышей?

Какой сегодня день недели?

Который он по счету?

Какое время года?

Сколько времен года?

Колокольчик наш звенит

Нам лениться не велит.

На занятие торопит нас

Математика сейчас .

Сообщение темы занятия .

2. Работа по теме.

Воспитатель : Ребята, вспомните и скажите, как можно получить цифру 4?

(1+3,2+2,3+1; воспитатель выставляет образец на доске)

Воспитатель предлагает разделиться на 3 группы (дети вытаскивают из «Чудесного мешочка» фишки): -Бабочки,Листочки,Лебеди и получают 3 цифры :5,7,9.

Задание : выложить на ковре разные способы получения цифр 5,7,9.

3. Работа за столами.

Воспитатель помещает на доску в ряд 4 числовые фигуры с количеством кружков 5 ,8, 7,4 и объясняет задание : «Сначала дети, которых я вызову, сосчитают кружки на карточках. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить, сколько кружков на первой,второй,третьей, четвертой карточках. Потом я закрою карточки и проверю, хорошо ли вы это запомнили». Педагог вызывает по очереди четырех детей сосчитать кружки, затем закрывает карточки и спрашивает : «Сколько кружков на первой (второй, третьей, четвертой) карточке?» Выслушав ответы, открывает карточку. Дети проверяют правильность ответов.

4. Работа с раздаточным материалом .

Воспитатель дает детям задание : на верхнюю полоску карточки поместить 3(4) моркови,а на нижнюю- 4(5) ласточек. Вопросы : «Как получить число 3(4,5? Сколько всего моркови и ласточек получилось? Как получить число 7?»

5. Физкультминутка

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Подтянитесь на носках

Столько раз,

Ровно столько,сколько пальцев

На руке у вас!

Раз,два,три,четыре,пять

Топаем ногами.

Раз,два,три четыре,пять

Хлопаем руками

6. Дети решают логическую задачу «Буратино и мороженое» :

Захотелось Буратино мороженого. Купил он фруктовое – вкусно!

«А что если молочное еще вкусней?» и купил молочное.

«Сливочное тоже хочется» . Съел сливочное.

«Что-то я пломбир давно не пробовал» ,- подумал Буратино и купил пломбир.

Продавец открыл новую коробку, а там - эскимо.

«Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем!» - подумал Буратино и купил себе три порции.

Вопрос : Сколько всего порций мороженого купил Буратино?

Что теперь будет с Буратино?

В это время заходит Буратино с завязанным горлом : «Ребята, пожалуйста, помогите мне. У меня болит горло» .

Воспитатель : Ну что, ребята, поможем Буратино?Куда надо обратиться, чтобы помочь Буратино?

Дети : Надо отправиться в аптеку за лекарствами.

Воспитатель : Ребята, вы готовитесь к школе и умеете считать, знаете цифры, а главное умеете решать математические примеры и задачи все умеем мы считать.

7. Ваня-работник аптеки – надевает белый халат, расставляет лекарственные средства на полки, ставит кассу с набором монет, достоинством 1,2,5,10 рублей.

Посетители заходят, встают в очередь друг за другом.

Буратино здоровается и обращается к провизору.

У меня болит горло. Что бы Вы мне посоветовали купить?

У нас в аптеке много лекарственных средств для лечения горла. Есть таблетки для рассасывания, есть сиропы. Имеется ромашка для полоскания горла. Что бы Вы хотели купить?

Дайте мне,пожалуйста, спрей за 8 рублей.

(Достает монеты и набирает нужную сумму- 5,1,1,1 или 5,2,1 и отдает провизору.)

Ваня проверяет правильность набора нужной суммы и отдает лекарство : «Берегите горло! Не болейте!»

Буратино благодарит, прощается и уходит.

Кристина подходит, здоровается.

- Моя мама заболела : у нее высокая температура, болит горло. Сегодня был врач и выписал рецепт. (Отдает рецепт. Провизор читает. Берет с полки лекарства.)

Врач выписал микстуру для полоскания горла и таблетки от высокой температуры. Микстура стоит 6 рублей, а таблетки 4 рубля. (Считает.) Вы должны заплатить 10 рублей.

(Кристина отсчитывает две монеты по 5 рублей и отдает в кассу.)

Аптекарь : Будьте здоровы!

(Кристина прощается и уходит.)

(Света подходит, здоровается.)

Бабушка просила меня купить градусник и капли в нос.

Ваня (берет с полок) : Градусник стоит 7 рублей, а капли 3 рубля. (Считает.) С вас ровно 10 рублей.

(Света достает нужные монеты,расплачивается, благодарит и уходит.)

Слава подходит, здоровается.

Моя мама просила купить для братика сироп от кашля и индивидуальную повязку.

(Ваня берет с полок) : Сироп стоит 6 рублей, а повязка 2 рубля. (Считает.) С вас 8 рублей.

(Слава дает монету достоинством 10 рублей.)

Ваня : - Я вам должен сдачу 2 рубля. (Отдает сдачу.) Будьте здоровы!

(Слава благодарит, уходит.)

Игра продолжается с другими покупателями аптеки.

Итог занятия .

Воспитатель :Занятие закончилось . Буратино, думаю,полечится и выздоровеет.

Что сегодня для вас было сложным? Что понравилось?

(Стук в дверь Вносят письмо. Воспитатель читает.)

«Ребята! Большое вам спасибо! Я выздоровел. Я очень хочу быть похожими на вас : много знать и уметь и вместе с вами пойти в школу. До свидания!»

Молодцы, ребята! Я рада, что у вас все получилось, и мы смогли помочь Буратино

Методика ознакомления с составом числа из единиц

Предварительная работа: когда сформирована счетная деятельность и у детей развива­ются представления о числе как абстрактном математическом понятии, знакомим с составом натуральных чисел в пределах де­сяти из единиц.


множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.; карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис.):

Необходимо научить детей, рассматривая множества, расска­зывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.

Например:

«Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник - всего 5 геометрических фигур».

«Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар - всего 3 фигуры».

В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной - в пределах второго пятка.

Примерные задания:

Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каж­дый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.

Расскажи по карточке, как составлено число.

Составь число 5 из названий цветов. (Задание по пред­ставлению.)

Усложнения

Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без нагляд­ности.

В конце работаем с карточками (демонстрационными и раз­даточными).

Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел

Предварительная работа: после ознакомления детей с составом чисел из единиц фор­мируем умение составлять числа из двух меньших чисел.

Особенности наглядного материала: два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки). Числовые и цифровые карточки.

Методика обучения

В подготовительной группе на основе предметно-практиче­ских действий знакомим с составом чисел из двух меньших чи­сел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.

Фрагмент:

Программная задача : познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.

Наглядный материал : круги голубые и красные, цифровые карточки).

Сколько?

Какой цифрой можно обозначить?



А теперь сколько всего?

Сколько каких?

Обозначьте цифрами.

Как мы составили число 4?

Как можно по-другому?

Вывод:

Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2и2, 1иЗ.

Усложнения

Сначала работаем с реальными предметами, фигурами, картинками, потом с числовыми и цифровыми карточками, затем ем задания без наглядности. Отрабатываем умение составлять числа из двух меньших, начиная с числа 3, и постепенно доходим до 10.

Замечание : состав числа 2 из единиц уже изучен. Дальше 10 идти не стоит, лучше прочно усвоить знания в пределах десятка.

Примерные задания и вопросы:

На верхнем проводе сидели 5 ласточек. Одна перелетела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Сколько на верхнем проводе? Сколько на нижнем? Как составлено число 5? Как можно сделать по-другому?

Вере подарили 4 карандаша. Как она могла их поделить с Мишей?

У меня в руках 6 камешков. Сколько в левой, а сколько в правой руке?

Нарисуйте на листе фигуры: треугольники - слева, квад­раты - справа, всего - 7 фигур.

Расскажите, кто как на­рисовал.

На карточке изображено 8 зайчиков. Угадайте, сколько я закрыла.

Покажите две карточки, чтобы всего было 9.

Какое число и как я составила?

Как можно составить число 10?

Составьте число 5 из двух меньших чисел.

Придумайте два числа, которые вместе составят число 6.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №72 общеразвивающего вида. Воспитатели Васенева О.В. Хамзина Р. С.

Цель:

  • Уточнить представление о такой величине, как время;
  • Познакомить с единицами его измерения;
  • Актуализировать знания о временах года через игру драматизацию;
  • Познакомить с составом числа 10 из единиц;
  • Познакомить с цифрой 0;
  • Продолжить знакомить с понятием предыдущее число к названному, последующее число к названному;
  • Уточнить представление о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы, вершины.

Материалы:

  • Игра «Времена года» ;
  • Корзина с овощами;
  • Грядка с морковками 10 шт.;
  • Мяч в виде арбуза;
  • Набор овощей из 10 шт.;
  • Карточки с цифрами 1 до 9; 0;
  • Шкатулка с загадками о временах года;
  • Карта в виде многоугольника;
  • Кукла Старика-годовика;

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята у нас в гостях старик Годовик, его зовут так, потому что он хранитель времени. Он строго следит за тем, чтобы время шло своим чередом и никогда не путалось. Но мне кажется, что наш хранитель старик Годовик заболел, посмотрите, все времена года перепутались. Как же нам помочь нашему гостю? (все надо вернуть на свои места) . А поможет нам в этом - волшебная шкатулка старика Годовика. В ней он хранит загадки о временах года. Попробуем?

Игровое упражнение: «Что сначала, что потом?»

Цель:

  • Закрепить знание детей о последовательности следования времен года;
  • Учить выстраивать логические цепочки;
  • Познакомить детей с единицами времени;
  • Учить понимать единицу времени «время года» , как меру длительности процесса;
  • Учить различать времена года по приметам, характерным признакам;

Воспитатель: Слушайте первую загадку.

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

За окном стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Воспитатель: Правильно – это зима. Слушайте вторую загадку.

Полюбуйся, пора наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

(Весна)

Воспитатель: Правильно – весна. Скажите какое время года вы поставите первым, а какое вторым? По каким приметам вы узнаете, что первое время года зима, а второе лето. (ответ детей) Слушайте третью загадку.

Время это к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком! (В. Берестов. Лето.)

Воспитатель: Правильно – это весна! Слушайте четвертую загадку.

Время золото роняет,

Холод пташек угоняет.

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг! (О. Иваненко. Осень.)

Воспитатель: Правильно – это осень! Скажите после какого времени года идет лето? Каким по счету оно к нам приходит? Что идет за летом? Какой по счету к нам приходит осень? По каким приметам мы узнаем лето и осень? А теперь назовите все времена по порядку. Молодцы, вы справились с заданием и правильно расставили первые единицы времени – времена года наш гость старик Годовик немного повеселел, но он еще болен. Давайте помогать ему дальше.

Игровое упражнение «Назови соседей» .

Цель:

  • Закрепить знание детей о временных промежутках «Временах года» ;
  • Учить, свободно ориентироваться в приметах;
  • Определять соседей данного времени года, используя предлоги до, после, слова раньше, позже;

Воспитатель: Давайте еще раз заглянем в волшебную шкатулку, все ли загадки мы угадали, и здания выполнили. Нет не все, наверное, поэтому наш гость печально вздыхает. Подойду к нему и узнаю, что нам необходимо сделать? Нам нужно назвать соседа каждого времени года. Слушайте загадки.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я (лето)

Воспитатель: Назовите соседей лета (сначала весна, за ней следует лето; после лета следует осень;) Следующая загадка:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

Их на санках прокатила. (Зима)

Воспитатель: Назовите соседей зимы. (ответ детей) Слушайте следующую загадку.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят! (осень)

Воспитатель: Назовите соседей осени. (ответ детей) Слушайте следующую загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет! (весна)

Воспитатель: Назовите соседей весны. Молодцы, все времена года на своих местах. Кто мне ответит, какое сейчас время года? (осень) Осень, какое по счету время года? (четвертое) Ребята, осень измеряется своими единичками – месяцами. Назовите мне осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) Сентябрь какой по счету месяц? (первый) . Какой по счету месяц октябрь, ноябрь? Какой месяц наступает раньше октября, сентября, ноября? (ответ детей)

Воспитатель: Осень – волшебная пора. Время сбора урожая. Предлагаю пойти в огород и собрать урожай.

Физкультминутка «Огород»

Цель:

  • Учить координировать движения с речью;
  • Закрепить названия овощей;

В центре ковра стоит корзина с овощами.

В огород пойдем (Ходьба по кругу)

Урожай соберем (Наклоны вперед)

Мы картошки накопаем (имитируют движение с лопатой)

Мы морковки натаскаем (имитируют движение «выдергивание» )

Срежем мы кочан капусты (наклон вперед)

Круглый, сочный, очень вкусный (поворот влево вправо)

Щавеля нарвем немножко (приседание)

И вернемся по дорожке (Ходьба по кругу)

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько овощей в корзине?

Цель: Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Воспитатель: У каждого числа есть свои соседи: число на один меньше – предыдущее, другое на один больше – последующее.

Игровое упражнение с мячом «Назови число» .

Цель:

Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный арбуз вырос на нашей грядке. Ребята, скажите, арбуз – это фрукт или овощ? (Ягода) Арбуз очень тяжелый, я буду называть вес арбуза, а вы назовите мне соседей этого числа. Молодцы, арбуз положим в нашу корзину.

Дети возвращаются за столы.

Воспитатель: В огород сходили, урожай собрали, очень устали и проголодались. Да и наш гость наверняка проголодался. Предлагаю сварить вкусный, полезный овощной суп и сделать витаминный салат.

Игровое упражнение «Овощной суп»

Цель:

  • Закрепить знание детей в названии овощей;
  • Закрепить счет до десяти;
  • Познакомить детей с составом числа 10 из единиц;

Готовы? Начинаем!

Много нужно овощей,

Чтоб сварить кастрюлю щей.

Капусту, лук, морковку

Нашинкуем ловко.

Потом картошку тоже,

Почистив, в суп положим.

Помидоры, перец красный

Вкус и цвет дадут прекрасный.

Свеклу и зубчик чеснока,

Укроп не будем класть пока,

А в конце его добавим,

Потому что суп заправим.

Огурцы, салат, редиску

Мы помоем, сложим в миску.

Из них нарежем мы салат.

Будет гость наш очень рад.

Воспитатель: Сколько овощей вы приготовили? (10) Как вы составили число 10? (из 1)

Сколько единиц в числе 10? (10) молодцы полезный салат и суп готовы, они то, точно помогут нашему гостю поправиться. А пока наш гость заправляется витаминами, мы поработаем на его огороде и поможем ему собрать урожай моркови. Ведь старшим надо помогать.

Игровое упражнение «Сколько осталось?»

Цель:

  • Закрепить счет до 9 в обратном порядке;
  • Познакомить с числом 0;
  • Познакомить с цифрой 0;

Воспитатель: Разложите перед собой карточки с цифрами от 1 до 9. Посмотрите на нашу грядку. Посчитайте, сколько морковок на ней растет, и покажите мне карточку с цифрой, которая обозначает количество морковок (9) . Кто поможет выдергивать морковку? (выходит ребенок убирает по одной морковки) Ваша задача, ребята, поднимать карточку с цифрой, которая будет обозначать сколько морковок осталось на грядке. Весь урожай моркови мы собрали. На грядке пусто. Есть цифра, которая обозначает, что грядка пуста – это цифра 0.Нарисуйте ее пальчиком.

Ноль похож на сто предметов –

От браслетов до беретов:

Круглый стол, кольцо. Часы,

На кружочек колбасы.

Барабан, баранку, сушку…

Воспитатель: Отгадайте загадку, а ответ покажите мне той карточкой, на которой нарисована нужная цифра.

Сколько ручек у кота?

Сколько перьев у крота?

Сколько лапок у змеи?

А у белки чешуи?

Воспитатель: Ребята, кажется, мы смогли помочь старику Годовику и вылечили его.

Старик Годовик: Спасибо вам ребята. Меня вылечили, времена года по местам расставили. Мне пора домой, вот беда я забыл дорогу в свой волшебный лес. У меня есть карта, но прочитать я ее не могу. Помогите, мне?

Воспитатель: Обязательно поможем. Посмотрите, ребята, на что похожа карта старика годовика? (Многоугольник) Для того чтобы нам найти дорогу в волшебный лес мы должны посчитать сколько углов у многоугольника (6) , сколько вершин у многоугольника (6) , сколько сторон у многоугольника (6) . Правильно, углы многоугольника это повороты, сколько их? (6) Вершины многоугольника это времена года через которые старик Годовик прошел, когда вышел из своего волшебного леса и пришел к нам в сад. Сколько остановок он сделал во время пути? (6) А стороны многоугольника это прямой путь от одной остановки до другой. Сколько прямых отрезков пути должен пройти старик Годовик? (6)

Воспитатель: Карту мы прочли. Тебе дедушка для того чтобы попасть домой придется проделать долгий путь через все времена года. Ребята. Давайте расскажем старику Годовику как он должен идти.

Упражнение «Дорога домой»

Цель:

  • Научить детей ориентироваться в пространстве;
  • Правильно проговаривать действия, используя слова «влево» , «вправо» , «прямо» , «дойти до остановки» ;

Объяснение детей.

Воспитатель: Старичок Годовичок, ты все понял? Теперь не заблудишься?

Старик Годовик: Все понял. Теперь дорогу обязательно найду. Спасибо вам ребята за помощь. Мне пора домой, а вы не забывайте следить за временем.

Итог занятия:

Замечательная у нас сегодня получилась встреча. Мы познакомились со стариком Годовиком и узнали, что времена года и месяцы – это единицы времени. И они следуют друг за другом в определенном порядке. Вспомнили счет до 10, вспомнили соседей каждого числа. Собирали урожай, варили овощной суп и витаминный салат для нашего гостя. Познакомились с цифрой 0, которая обозначает что все задания мы выполнили и нам пора на прогулку.

Приложение:

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

За окном стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Полюбуйся, пора наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят. И.Никитин (Весна)

Время это к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком! (В. Берестов. Лето.)

Время золото роняет,

Холод пташек угоняет.

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг! (О. Иваненко. Осень.)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я (лето)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

Их на санках прокатила. (Зима)

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят! (осень)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет! (весна)

Много нужно овощей,

Чтоб сварить кастрюлю щей.

Капусту, лук, морковку

Нашинкуем ловко.

Потом картошку тоже,

Почистив, в суп положим.

Помидоры, перец красный

Вкус и цвет дадут прекрасный.

Свеклу и зубчик чеснока,

Укроп не будем класть пока,

А в конце его добавим,

Потому что суп заправим.

Огурцы, салат, редиску

Мы помоем, сложим в миску.

Из них нарежем мы салат.

Будет гость наш очень рад.

Ноль похож на сто предметов –

От браслетов до беретов:

Круглый стол, кольцо. Часы,

На кружочек колбасы.

Барабан, баранку, сушку…

И на лысую макушку! А. Усачев.

Сколько ручек у кота?

Сколько перьев у крота?

Сколько лапок у змеи?