Марк Фабий Квинтилиан - римский ритор (преподаватель красноречия), теоретик ораторского искусства, реформатор литературного стиля; автор наиболее полного античного учебника по ораторскому искусству, который дошел до наших времен. Современники называли его вторым Цицероном .
Родиной Квинтилиана был испанский Каллагурис, где он появился на свет приблизительно в 35 г. По мнению одних исследователей, он был отпрыском очень знатной семьи, одной из наиболее родовитых в стране; по версии других, знаменитый ритор имел незнатное происхождение, жил в небогатой семье. Однако тот факт из его биографии, что дед и отец тоже были риторами, не подвергается сомнению.
Образование Квинтилиан получал в Риме, намереваясь стать судебным оратором. В этом городе впоследствии провел большую часть своей жизни. С 61 по 68 гг. он жил в Испании, пока не был вызван в Рим императором Гальбой, который когда-то был в этой стране наместником.
Квинтилиан действительно, как сказали бы сейчас, работал по специальности, выступая адвокатом в суде, однако не это принесло ему известности. Намного более он преуспел в теоретической деятельности, а также в преподавании. Сегодня его считают первым профессиональным учителем, который стал основателем государственной школы. Император Веспасиан в 70-ых гг. платил ему из казны жалование. Кроме того, ему принадлежит статус первого классика гуманной педагогики.
На протяжении двух десятков лет знатная римская молодежь из обеспеченных семей училась под началом Квинтилиана ораторскому искусству. Доверили ему воспитывать и императорских наследников. Некоторые из его учеников стали известными людьми: так, известно, что среди них был Плиний Старший и, вероятно, Ювенал .
С другим императором, Домицианом, прослывшим кровавым, жестоким тираном, у Квинтилиана были хорошие отношения и, возможно, в чем-то схожие взгляды. Марк Фабий был обласкан всевозможными почестями, не нуждался в деньгах. Есть предположение, что его, ритора, назначили консулом, хотя до этих пор подобное в Риме не практиковалось. Благодарный Квинтилиан, находившийся тогда на пике славы, искренне прославлял императора в своих речах.
Примерно в 88 г. Квинтилиан перестал выступать в судах и преподавать, отдавая все силы сочинению трактата «Воспитание оратора», который состоял из 12 книг. Из всех дошедших до нас трудов по риторике, созданных в эпоху античности, это самый крупный и представляющий наибольшую ценность как источник знаний о древней педагогике и риторике. Квинтилиан считал, что оратором может быть только очень образованный и воспитанный, высоконравственный человек, поэтому в своей книге рассматривал не только непосредственно искусство красноречия, но и все, что помогает людям приобретать полезные качества.
Марк Фабий Квинтилиан стал человеком обеспеченным, окруженным славой и почестями, но это не оградило его от жизненной драмы, которую ему довелось пережить в конце жизненного пути. Как преподаватель он был отправлен в отставку в связи с тем, что бывшие наследники императора, его воспитанники, были сосланы Домицианом вместе с родителями. Но самое главное - он потерял молодую супругу и двух маленьких сыновей, с которыми были связаны все его надежды и радости. Свой знаменитый трактат он начинал писать с мыслями о воспитании собственных потомков. Старость Квинтилиан провел в одиночестве, умер в 96 г.
Отец и дед Квинтилиана были риторами, небогатыми и не знатными по происхождению. Образование получил в Риме, благодаря упорному труду добился того, что провинциальное происхождение не сказалось на его речи. Готовил себя к карьере судебного оратора; при императорах Веспасиане , Тите и Домициане неоднократно выступал в суде как адвокат (69-96), но славу стяжал не практической, а теоретической и преподавательской деятельностью. Считается первым учителем-профессионалом, основавшим государственную школу: Веспасиан назначил ему пенсию, выделив для этого средства из императорской казны (начало 70-х гг.).
Около 20 лет Квинтилиан обучал ораторскому искусству цвет римской молодежи - отпрысков самых знатных и богатых римских семей, среди его учеников были также Плиний Младший , и, возможно, Ювенал . Квинтилиану было поручено воспитание наследников императора (94-95). Находясь в зените своей славы, исполненный благодарности императорскому дому Квинтилиан искренне восхвалял Домициана, жестокого и кровавого тирана, с которым он был, однако, дружен и, по-видимому, разделял в чем-то его взгляды (в частности, одобрял изгнание философов из Рима в начале 90-х гг.). Домициан, в свою очередь, поддерживал Квинтилиана деньгами и почестями - предполагают, что Квинтилиан стал в его правление «из ритора консулом», - случай беспрецедентный в Риме. Жизнь познавшего внезапный взлет на вершину славы и богатства Квинтилиана нельзя, тем не менее, назвать счастливой: его молодая жена и два подававших надежды сына умерли, оставив старика в одиночестве; последние годы жизни Квинтилиана были омрачены усилившимся террором Домициана, ссылкой родителей его воспитанников - бывших наследников императора, и вследствие этого отставкой.
Труд зрелых лет Квинтилиана и венец его преподавательской деятельности - «Наставления оратору» в XII книгах, (91-95 или 94-97) - представляет собой систематическое изложение теории риторики. Квинтилиан не проявляет особой оригинальности в ее разработке, его труд - лишь свод сложившихся к его времени представлений о ней. Богатый личный опыт сказался лишь в первых двух книгах, посвященных воспитанию оратора с малых лет, и на педагогической направленности его сочинения в целом. Квинтилиан считал возможным возродить былое величие ораторского искусства республиканской эпохи при твердом следовании указаниям и примеру самого выдающегося оратора той поры - Цицерона .
Цицерон был для Квинтилиана образцом для подражания во всех отношениях, в том числе стилистическом. Квинтилиан выступал против крайностей ведущих стилистических направлений в римской риторике - пышности азианства и сухой строгости аттицизма, резко критиковал многих современных ему ораторов, полагавшихся лишь на свой природный дар и считавших ненужным кропотливый труд по овладению теоретическими знаниями и практическими приемами, необходимыми настоящему оратору и всякому действительно образованному человеку. Десятая книга «Наставлений» представляет собой краткую историю греческой и римской литературы и предлагает читателю перечень и краткие характеристики авторов и произведений, рекомендуемых к изучению. Завершает сочинение книга, целиком посвященная анализу нравственных качеств, необходимых оратору; задуманная автором как центральная в его труде, она была ответом на наболевшую проблему его эпохи - аморальность судебных ораторов, за плату защищавших явных преступников и обвинявших невиновных.
Труд Квинтилиана оказал огромное влияние на гуманистов эпохи Возрождения , создававших на его основе свои руководства по ораторскому искусству. Наряду с Цицероном Квинтилиан был долгое время самым читаемым латинским автором, его книги считались образцом для всех, писавших по-латыни в Новое время. Авторство приписываемых Квинтилиану «Декламаций» спорно; небольшое его сочинение - «О причинах порчи красноречия» - не дошло до нашего времени.
Получив первоначальное образование в Риме, Квинтилиан в 61 вернулся в Испанию, однако в 68 император Гальба, в прошлом наместник в Испании, вызвал его в Рим.
Римский оратор и педагог, родился в Калагуре (совр. Калаорра, Испания). Получив первоначальное образование в Риме, Квинтилиан в 61 вернулся в Испанию, однако в 68 император Гальба, в прошлом наместник в Испании, вызвал его в Рим. Там Квинтилиан сделался учителем риторики, при Веспасиане ему назначил
и жалованье от казны. У него было много выдающихся учеников, в том числе Плиний Младший и два внучатых племянника Домициана. Около 88 Квинтилиан прекратил преподавание и выступления в судах, посвятив себя составлению трактата Воспитание оратора (Institutio oratoria) в 12 книгах. В конце жизни ему п
ришлось пережить тяжелую драму: умерли его молодая жена и двое маленьких сыновей, которых он отчасти и имел в виду, приступая к трактату. В этом труде рассматривалось не только обучение искусству красноречия, но и все, что способствует всестороннему воспитанию человека, ибо, по мнению Квинтилиана, т
олько такой человек может сделаться оратором. Содержание трактата по книгам таково: в I книге рассматривается начальное обучение ребенка; во II – обучение у ритора; книги III – VII посвящены inventio и dispositio (нахождению и распределению материала); книги VIII–XI описывают elocutio (стиль) и memo
ria (запоминание); в XII книге Квинтилиан рисует портрет совершенного оратора. Хотя многие из затронутых Квинтилианом технических аспектов риторики сегодня практически потеряли значение, ясный стиль, здравый смысл и изобилие примеров придают его труду живость. Особенно интересны книги I, X и XII. В
I книге Квинтилиан подчеркивает ответственность родителей за воспитание сына, важность выбора нянек и воспитателей, необходимость поощрять хорошие привычки, обучать не только латыни, но и греческому и давать пищу уму ребенка. Квинтилиан указывает на преимущество школьного обучения перед домашним, за
ключающиеся в наличии момента соревновательности, говорит о том, что учителю необходимы особый такт и острота восприятия, рассматривает проблемы дисциплины и роль игр и отдыха. В Х книге Квинтилиан рассматривает круг чтения, которое должно составлять основную часть подготовки оратора. В этом беглом
Квинтилиан Марк Фабий Квинтилиа́н Марк Фабий КВИНТИЛИАН Марк Фабий
КВИНТИЛИА́Н (Quintilianus) Марк Фабий (ок. 35, Каллагурис, совр. Калаорра в Испании - ок. 96), римский оратор и теоретик ораторского искусства. Трактат «Об образовании оратора» - самый подробный сохранившийся курс античной риторики (см.
РИТОРИКА)
с экскурсом в историю греческой и римской литературы.
Отец и дед Квинтилиана были риторами, небогатыми и не знатными по происхождению. Образование получил в Риме, благодаря упорному труду добился того, что провинциальное происхождение не сказалось на его речи. Готовил себя к карьере судебного оратора; при императорах Веспасиане (см.
ВЕСПАСИАН)
, Тите (см.
ТИТ (император))
и Домициане (см.
ДОМИЦИАН)
неоднократно выступал в суде как адвокат (69-96), но славу стяжал не практической, а теоретической и преподавательской деятельностью. Считается первым учителем-профессионалом, основавшим государственную школу: Веспасиан назначил ему пенсию, выделив для этого средства из императорской казны (начало 70-х гг.).
Около 20 лет Квинтилиан обучал ораторскому искусству цвет римской молодежи - отпрысков самых знатных и богатых римских семей, среди его учеников были также Плиний Младший (см.
ПЛИНИЙ Младший)
, и,возможно, Ювенал (см.
ЮВЕНАЛ)
.
Квинтилиану было поручено воспитание наследников императора (94-95). Находясь в зените своей славы, исполненный благодарности императорскому дому Квинтилиан искренне восхвалял Домициана, жестокого и кровавого тирана, с которым он был, однако, дружен и, по-видимому, разделял в чем-то его взгляды (в частности, одобрял изгнание философов из Рима в начале 90-х гг.). Домициан, в свою очередь, поддерживал Квинтилиана деньгами и почестями - предполагают, что Квинтилиан стал в его правление «из ритора консулом», - случай беспрецедентный в Риме. Жизнь познавшего внезапный взлет на вершину славы и богатства Квинтилиана нельзя, тем не менее, назвать счастливой: его молодая жена и два подававших надежды сына умерли, оставив старика в одиночестве; последние годы жизни Квинтилиана были омрачены усилившимся террором Домициана, ссылкой родителей его воспитанников - бывших наследников императора, и вследствие этого отставкой.
Труд зрелых лет Квинтилиана и венец его преподавательской деятельности - «Наставления оратору» в XII книгах, (91-95 или 94-97) - представляет собой систематическое изложение теории риторики. Квинтилиан не проявляет особой оригинальности в ее разработке, его труд - лишь свод сложившихся к его времени представлений о ней. Богатый личный опыт сказался лишь в первых двух книгах, посвященных воспитанию оратора с малых лет, и на педагогической направленности его сочинения в целом. Квинтилиан считал возможным возродить былое величие ораторского искусства республиканской эпохи при твердом следовании указаниям и примеру самого выдающегося оратора той поры - Цицерона (см.
ЦИЦЕРОН)
.
Цицерон был для Квинтилиана образцом для подражания во всех отношениях, в том числе стилистическом. Квинтилиан выступал против крайностей ведущих стилистических направлений в римской риторике - пышности азианства и сухой строгости аттицизма, резко критиковал многих современных ему ораторов, полагавшихся лишь на свой природный дар и считавших ненужным кропотливый труд по овладению теоретическими знаниями и практическими приемами, необходимыми настоящему оратору и всякому действительно образованному человеку. Десятая книга «Наставлений» представляет собой краткую историю греческой и римской литературы и предлагает читателю перечень и краткие характеристики авторов и произведений, рекомендуемых к изучению. Завершает сочинение книга, целиком посвященная анализу нравственных качеств, необходимых оратору; задуманная автором как центральная в его труде, она была ответом на наболевшую проблему его эпохи - аморальность судебных ораторов, за плату защищавших явных преступников и обвинявших невиновных.
Труд Квинтилиана оказал огромное влияние на гуманистов эпохи Возрождения (см.
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс))
, создававших на его основе свои руководства по ораторскому искусству. Наряду с Цицероном Квинтилиан был долгое время самым читаемым латинским автором, его книги считались образцом для всех, писавших по-латыни в Новое время. Авторство приписываемых Квинтилиану «Декламаций» спорно; небольшое его сочинение - «О причинах порчи красноречия» - не дошло до нашего времени.
Энциклопедический словарь . 2009 .
- квинтоль
- квинтиллион
Смотреть что такое "Квинтилиан Марк Фабий" в других словарях:
Квинтилиан Марк Фабий - (Marcus Fabius Quintilianus) (около 35 Калагуррис, современная Калаорра, Испания, ‒ около 96, Рим), древнеримский теоретик ораторского искусства. Целиком сохранилось только сочинение «Об образовании оратора» (в 12 книгах) ‒ один из наиболее… … Большая советская энциклопедия
КВИНТИЛИАН Марк Фабий - (Marcus Fabius Quintilianus) (ок. 35 ок. 97), римский оратор и педагог, родился в Калагуре (совр. Калаорра, Испания). Получив первоначальное образование в Риме, Квинтилиан в 61 вернулся в Испанию, однако в 68 император Гальба, в прошлом наместник … Энциклопедия Кольера
Квинтилиан, Марк Фабий - (лат. Marcus Fabius Quintilianus) (ок. 35 100 н.э.) римский педагог и теоретик ораторского искусства, выходец из Испании. Получив образование в Риме, К. остался в нем на всю жизнь; стал одним из выдающихся адвокатов, открыл собственную школу… … Античный мир. Словарь-справочник.
КВИНТИЛИАН Марк Фабий - (ок. 35 ок. 96) древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Открыл в Риме собственную риторическую школу для юношей, к рая вскоре стала государственной. К. первый учитель, получавший жалованье из государственной казны. В своей главной… … Педагогический словарь
Квинтилиан Марк Фабий (Marcus Fabius Quintilianus) - (около 35 около 96), римский оратор и теоретик ораторского искусства. Трактат «Об образовании оратора» самый подробный сохранившийся курс античной риторики, с экскурсом в историю древнегреческой и древнеримской литературы …
Квинтилиан Марк - (Quintilianus) Квинтилиан Марк Фабий (Marcus Fabius Quintilianus) (ок. 35 ок. 96) Римский оратор, теоретик ораторского искусства. Родился около 35, Калагуррис, современная Калаорра в Испании. Считается первым учителем профессионалом, основавшим… …
КВИНТИЛИАН (Quintilianus) Марк Фабий - (ок. 35 ок. 96) римский оратор и теоретик ораторского искусства. Трактат Об образовании оратора самый подробный сохранившийся курс античной риторики с экскурсом в историю греческой и римской литературы … Большой Энциклопедический словарь
Марк Фабий Квинтилиан - (ок. 35 ок. 96 гг.) ритор и писатель, учитель наследников императора Домициана Тупые и неспособные к ученью умы вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей… … Сводная энциклопедия афоризмов
с.1
О ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ОРАТОРА.
I . В детях редко недостает природных способностей ; чаще недостает попечения об них . II . Каких свойств должны быть кормилицы , родители , товарищи , учители . III . С Греческого языка начинают учение . IV . Учить детей можно прежде семилетнего возраста . V . О чтении и письме .
ЛУЧШЕ ЛИ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ДОМА, ИЛИ ОТДАВАТЬ В УЧИЛИЩА?
I . Опровергает возражение против училищ , доказывая 1) Что в них не портятся нравы: - крайне охуждает гибельную потачку родителей . 2) Что училища не вредят успехам в учении . II . Приводит многие причины , по которым полезны училища .
I . Как распознавать способности в детях . II . Как с ними обходиться . III . Об играх детских . IV . Не наказывать детей телесно .
О ГРАММАТИКЕ.
I . Похвала Грамматике . II . Три достоинства в речи : правильность , ясность , красота . III . Слова основываются на причине , давности , образцах и употреблении . IV . О правописании .
О ГРАММАТИКЕ.
О первых упражнениях в сочинении под руководством Грамматика .
Разные науки знать должно детям , еще прежде Риторики . Нужны ли те науки будущему Оратору?
ГЛАВА VIII.
О ГРАММАТИКЕ.
О музыке . Польза от нее .
I . Произношению надобно несколько поучиться у комедиантов . II Телодвижения перенимать от борцов .
В молодых летах можно учиться многому в одно и то же время . 1. Ибо таково свойство ума человеческого , что многим вдруг заниматься может . 2. Что труды в учении удобнее переносят отроки . 3. Что им достает более времени . - Леность только мешает Оратору многому научиться .
Обыкновенно спрашивается, ежели бы и нужно было все вышесказанное знать, можно ли учить и учиться тому в одно время. Иные думают, что различные занятия развлекают мысли, утомляют разум и тело, да и времени на все это недостанет. И хотя бы в возмужалых летах можно перенести такие труды, но обременять отроческий возраст не должно.
1. Но рассуждающие таким образом, по-видимому, не знают, сколь велика врожденная деятельность ума человеческого; он столь жив и скор, столь способен, так сказать, с.72 разделяться, что не может себя ограничить одним действием; не только в один и тот же день, но в одну и ту же минуту на многое силы свои напрягает. Разве гуслист не работает вдруг и памятью и голосом, а между тем одной рукой бьет по струнам, другою натягивает, спускает, строит их? Даже и самая нога не без действия; бьет такт и меру: и все это делается в одно время. Мы сами, когда нужда непредвиденно заставит говорить в собрании, не говорим ли об одном, а о другом мыслим: ибо в одно время ищем доводов, избираем выражения, приноравливаем телодвижение, голос, вид лица и всю наружность к предмету, о коем идет речь? Ежели все это за один раз производим, то что мешает разделять на многие часы разные занятия, особливо когда самое разнообразие оных облегчает и восстановляет силы разума, а напротив один и тот же беспрерывный труд бывает для нас тягостнее? По сему-то от сочинения переходим, для отдыха, к чтению, а соскучив чтением, принимаемся за сочинение. Сколько бы много ни трудились, а к новому занятию некоторым образом свежее приступаем. Кто не утомится, слушая целый день наставления в одной какой-нибудь науке? Перемена дает бодрость: как желудок различием яств с.73 возбуждается, и от изобилия оных меньше обременяется.
Впрочем, пусть покажут мне другой способ учиться? Заняться ли одною Грамматикою, потом Геометриею? Оставив то, чему учились, перейти к Музыке, прежнее все бросить? И, начав учиться Латинскому языку, о Греческом уже не думать? Словом, заняться только предметом последним? А для чего не запрещаем поселянам возделывать вместе и земли и виноградники, разводить маслины и другие дерева; печься в одно время и о пажитях, и о стадах, и о садах, и о пчельниках? Для чего и сами несколько времени уделяем каждодневно на дела судебные, на услуги друзьям, на домашнее хозяйство, на заботы о нашем здоровье, даже на самые забавы? Если бы каждое из сих занятий продолжалось беспрерывно, мы пришли бы в изнеможение. Из сего видно, что легче заниматься многими предметами, нежели одним продолжительно.
2. Не должно опасаться и того, чтобы дети были меньше способны к перенесению трудов в учении. Никакой возраст так мало не утомляется. Это доказывается опытом. Дети все перенимают легче, нежели возмужалые. Мы видим, что в первые два года, коль скоро с.74 научатся правильно произносить слова, могут говорить все, хотя бы их к тому не принуждали. Напротив нашим рабам, новокуплепным, сколько лет потребно для изучения Латинского языка? Кто начинал учить уже взрослых, тот уверится более, что не без причины почитается искуснейшим в своем деле человек, который с малолетства оным занимался. Дети, по природе, сносят труды терпеливее, нежели юноши. Дети и от частого паданья на землю не так больно ушибаются, и от обычного на руках и на ногах ползанья, а вскоре потом от непрерывной игры и чрез целый день беганья, не столько устают; ибо тело их легче, и не делает над собою изнурительных усилий: так равно и умы, по мнению моему, менее утомляются, поелику не своими силами дитя приобретает познания, но принимает оные от наставников. Сверх того дети, по свойственной сему возрасту послушливости, слепо следуют предписаниям учащего, не замечая сами того, что сделали. Они и судить о труде еще не умеют. Впрочем, я часто замечал, что не столько самый труд, сколько помышление о труде утомляет.
3. Да и времени для учения удобнейшего лучше избрать неможно; поелику ребенок с.75 занимается одним слушанием. Когда дело дойдет до сочинения, когда сам должен что-либо произвести, тогда для других наук не станет или времени, или охоты. Итак если Грамматик целый день занимать ученика и не может и не должен, дабы не произвести в нем отвращения к учению; то на что лучше употребим остальные свободные часы, как не на упомянутые мною науки? Но я и сам не советую, чтобы отрок достиг в них совершенного искусства: у чтобы умел петь со всеми прикрасами Музыканта: чтобы погрузился во все мелочи и подробности Геометрии. Я не намерен сделать питомца моего ни комедиантом в произношении, ни танцовщиком в телодвижениях: да хотя бы я и желал во всем этом видеть успехи, то и на сие достало бы ему времени. Ибо малолетство не так коротко для того, кто захочет им воспользоваться: я говорю не о тупых головах. Для чего же знал и Платон превосходно все то, чему учить будущего Оратора я предполагаю? Он, не довольствуясь науками, коим мог научиться в Афинах, и наставлениями Пифагорейцев, к которым ездил в Италию, посетил и жрецов Египетских, дабы познать их таинства.
Итак увеличивая затруднения, прикрываем только нашу леность. Ибо мы не любим с.76 труда: стараемся успеть в Красноречии не для того, что оно почтенно и достойно всякого уважения, но для того, чтобы сделать из него подлое употребление и обратить его на приобретение гнусной корысти. Пусть витийствуют многие в судах и без пособия помянутых мною наук, и даже обогащаются; ибо и корыстолюбивый продавец больше прибыли получает, хваля свои товары, и славится публичный крикун своим голосом. Я не хочу и читателя такого, который ставит в цену свои труды и учение. А кто представит в уме своем божественное некое изображение красноречия, кто оное, по словам знаменитого Трагика Еврипида, будет иметь пред глазами, как непременное правило своего слова, тот и плод полагает не в корысти или плате тяжущихся, но в самом себе, в своем знании и благородстве мыслей: плод постоянный и неподверженный переменам счастия; тот удобно уверится, что время, которое теряем на зрелищах, на ристалищах, в игре, в праздных наконец беседах, не говоря уже о безвременном сне и распутствах, можно лучше употребить на Геометрию или Музыку; и он в сем найдет больше удовольствия, нежели в тех грубых забавах. Ибо Промысл, по благости своей, так устроил, что человек от с.77 честных упражнений чувствует более удовольствия. Но сие же самое удовольствие завело и нас, может быть, далее надлежащего. Итак доселе довольно сказано, чему должно учить Оратора прежде, нежели будет способен к важнейшим занятиям. Следующая книга представит новой предмет; в ней изложатся должности Ритора.