Нужно ли учить ребенка ходить «за ручки»? Нужно ли ребенка учить делиться едой

Ответить можно однозначно: необходимо. Проведенные психологами исследования показывают, что сам по себе малыш не начнет играть, его игровая деятельность появится только под контролем родителей, в случае совместных игр с ними. Именно взрослый может объяснить ребенку, как брать игрушку, что с ней делать, а также указывает цели игры.

С чего начать обучение малыша играть? Для начала ребенка нужно заинтересовать. Можно поставить маленькую сценку перед ним, например, покормить куклу, сводить на прогулку, покатать на лошади, искупать ее и уложить спать. Если у малыша есть любимый стишок или сказка, то можно и ее инсценировать. Не забывайте, что игры с ребенком не должны превратиться в занятия. Не думайте, что вам достаточно будет показать ребенку, как надо действовать. Просто предложив повторить ему эти действия, вы не добьетесь того, чтоб ребенок увлекся игрой. Для достижения такого результата, взрослый и сам должен увлечься, проявить настоящие эмоции, которые заинтересовали бы малыша.

В процессе игры старайтесь плавно переходить от одного действия к следующему, применяя элементы планирования. К примеру, «Машенька голодная. Для того чтоб покормит ее, нужно приготовить кашу. Давай сначала сварим кашу, а потом накормим Машеньку». И вместе с ребенком готовьте кашу для куклы Маши, и затем вместе кормите ее. Так ребенок сможет понять, что эти действия связаны между собой, и из одного действия вытекает второе.

Во время игры в кубики ребенок обычно бесцельно складывает их один на другой. Попробуйте объяснить ему, что из них можно построить домик для собачки или сделать кроватку для куклы.

Лучше всего начинать обучение ребенка играм с теми предметами, которые более похожи на реальные. В развивающие игры для детей постепенно нужно вводить элементы замены. К примеру, во время игры с куклой вы хотите покормить ее морковкой. Поищите ее среди других игрушек, хоть ее там и нет. Ребенок будет внимательно за вами наблюдать. Найдите любой конусообразный предмет и радостно скажите: «Вот и морковка нашлась!». Поднесите ко рту куклы и говорите: «Кушай, Машенька, вкусную и сладкую морковку!». Как правило, ребенок удивляется и радуется, однако спешит повторить все ваши действия.

Когда ребенку исполнится год, вы можете постепенно вводить в игры элементы конструирования, которые способствуют развитию наглядно-образного мышления, восприятию, умению соотносить формы различных предметов. Значительную пользу могут принести различные наборы строительных материалов. Когда малышу надоест играть так, как он сам умеет, можно предложить ему построить из кубиков домик для собачки, мебель и машинку для кукол. Фантазируйте и придумывайте различные сюжеты в таком же ключе. Не рекомендуется сооружать большие и громоздкие строения, так как ребенок может устать от такой игры и потерять ее смысл. Не нужно использовать множество различных элементов конструктора, достаточно двух-трех, например параллелепипеда, кубика и призмы. Ребенок не поймет научных названий этих предметов, они ему не нужны. Достаточно, чтоб он называл их по аналогии с уже знакомыми предметами: кирпичик, кубик и т.д.

К окончанию раннего возраста в игру рекомендуется вводить элементы ролевого поведения. То есть, когда ребенок действует каким-либо образом, он представляет себя кем-то отличающимся от себя, к примеру, папой, мамой, врачом и др. В возрасте двух лет малыша можно постепенно знакомить с некоторыми ролевыми позициями. Так, наблюдая за его игрой, можете говорить: «Катенька, ты кормишь свою дочку, как мама!». Эти слова позволят девочке по-другому взглянуть на свои действия.

Насколько важно обучить своего ребенка письму и чтению перед поступлением в школу? Бытует мнение, что все дети должны выходить из стен детского сада уже пишущими и читающими. Психологи же считают, что родители намеренно способствуют раннему развитию ребенка, чтобы реализовать свои несбывшиеся желания, а также для того чтобы иметь предмет гордости перед окружающими людьми. Есть такие школы, которые принимают на обучение в первый класс детей, уже обученных «азам». Поэтому вопрос надобности таких умений в дошкольном возрасте — открытая и актуальная тема.

Трудности обучения письму

  1. Наверняка, мало кто из нас знает, что неправильное первичное обучение письму и чтению может стать в будущем причиной трудностей в школьном обучении. Только опытные педагоги знают все тонкости сего процесса, приводя ряд доводов для родителей.
  2. Обычно дошколята в старшем возрасте не обладают всеми нужными навыками для обучения письму в такой период. Все это обусловлено тем, что у ребенка дошкольника еще недостаточно развита мелкая моторика рук. Если быть точнее, фаланги пальцев и само запястье пока еще не приспособлены к овладению письменными принадлежностями и письму. К тому же препятствием к учебе письма может помешать не до конца развитая зрительно-моторная координация.
  3. Правила чистописания подразумевают только индивидуальное несколькочасовое обучение написанию каждой литеры. Родители, не обладая педагогическим образованием, не смогут полноценно обучить ребенка правильной технике написания.
  4. Большинство педагогов, в руки к которым попадают дети, умеющие писать, жалуются на то, что их приходится попросту переучивать. Каллиграфия диктует правила индивидуального обучения каждой букве в течение нескольких часов минимум. Вряд ли дошкольники обладают такой усидчивостью, чтобы высидеть эти занятия.
  5. Практически все дети в дошкольном возрасте не умеют правильно ориентироваться на поверхности чистого листа. Это говорит лишь о том, что пока ребенку будет достаточно обучения рисованию, но никак не письму.

Какие навыки письма нужны дошкольнику?


Узнав о вышеуказанных трудностях, не стоит делать поспешных выводов. Занятия родителей со своим дошкольником должны включать следующие упражнения:

  1. Ребенок должен занимать правильное положение тела за столом, брать карандаш, тетрадь либо альбом. Для этого следите за:
    • ровным положением спины;
    • ноги ставят на полу вместе;
    • локти рук лежать всегда на письменном столе;
    • между грудью ребенка и столом должно быть 2 см;
    • поворачивать лист для письма нужно не более чем на 30 градусов.
  2. Научите своего дошкольника рисовать разные линии, например, ровные и волнистые, вертикальные и наклонные. Также в возрасте 4-5 лет нужно учиться рисовать круги, овалы, окружности.
  3. Графические диктанты. Таким упражнениям можно научиться, если найти в интернете видео уроки.
  4. Следующее упражнение — штрихование. Для полноценного развития зрительного контроля у ребенка, научите его рисовать штрихи карандашом в разных направлениях.
  5. Раскраски. Регулярные раскраски рисунков помогают ребенку учиться правильному нажиму на карандаш, координации.

Если ваш ребенок обладает такими навыками, он считается готовым к поступлению в первый класс.

Нужны ли навыки чтения дошкольнику?


Начиная с пятилетнего возраста ребенок вступает в новую фазу развития — речевая одаренность. Как говорят психологи, в таком возрасте дети гораздо легче обучаются чтению, нежели в 7-8 лет. Такие умения в раннем возрасте развивают у ребенка мышление, фантазию, логику и память. Многие педагоги и психологи также настаивают на том, что грамотные, развитые интеллектуально люди — это следствие накопления информации из книг.

Поэтому можно смело утверждать, что читающий первоклассник — находка для учителя. Не страшно, если одна часть класса будет уметь читать, а другая только учиться этому навыку. Это совсем не означает, что читающий первоклассник будет бездельничать в это время. На самом деле педагог разрабатывает дифференциальный подход к учебе неравномерно развитых детей.

Запрещено обучать чтению ребенка, который не стремится к этому и отказывается от занятий. А чтобы возродить в ребенке желание знакомства с книгой, нужно создать соответствующую книжную атмосферу вокруг. Для этого постоянно читайте своему чаду книги, а также рассуждайте с ним по поводу прочитанного. Чтобы обучение прошло успешно, и педагогу в первом классе не пришлось переучивать ребенка, родители должны быть осведомлены правилами учебы чтению.

Подытожить можно следующим образом:

  1. Чтобы успешно обучать ребенка чтению, нужно обладать знаниями о методике обучения. Лучше, конечно, доверить свое чадо специалистам.
  2. Обучать ребенка может специалист, если ребенок не противится занятиям и проявляет интерес.
  3. Ни одна школа не имеет права требовать от первоклассника умения читать. Для поступления требуется психологическая подготовка ребенка: развитое мышление, память, воображение, речь.

В силах родителей способствовать развитию ребенка, проводить с ним как можно больше времени. А обучение письму и чтению лучше предоставить профессиональным педагогам.

Видео

Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить давать сдачи. Надо – я согласна с этим. Но, пожалуйста, не в младшем дошкольном возрасте!

Представляете, какая путаница возникает в голове у малыша, если его учат «Тоже дай ему как следует!» и при этом учат, что драться плохо. Малыш не может четко разграничить, когда он нападает, а когда защищается. Он может пнуть ребенка, случайно задевшего его лопаткой. В его понимании это он так дал сдачи. Может сильно толкнуть того, кто взял желанную игрушку раньше. В его системе понятий это тоже будет - дал сдачи. Может стукнуть того, кто занял его стульчик - воспринял как личную обиду и дал сдачи. Я могу привести много примеров из личной практики и практики коллег, когда «сдача» была неадекватна, с печальными последствиями.

На курсах по самообороне обучают, в том числе, оценивать силу противника и свои возможности. Знакомят, хотя бы в общих чертах, с анатомией человека. Учат рассчитывать силу удара и предвидеть последствия. Давая сдачи обидчику, ваш малыш анализирует в голове все эти нюансы?

Когда вы учите своего малыша давать сдачи – вы подвергаете риску его же безопасность. Потому что в этот момент кто-то тоже учит своего ребенка «давать сдачи», и этот ребенок может оказаться гораздо крупнее вашего. Не важно, кто из малышей первым затеял конфликт, одной «сдачей» дело не ограничится. Они будут «давать сдачи» друг другу до вмешательства воспитателя. Значит, чем раньше вмешается воспитатель, тем выше вероятность, что все обойдется без синяков, шишек и более серьезных травм. Так не лучше ли сразу научить ребенка звать на помощь воспитателя?

Это вовсе не значит, что ребенок ябедничает. Это значит, что он прибегает к услугам медиатора. Это не ябедничанье, а цивилизованный способ решения конфликтов. Вы бы хотели, чтобы ребенок научился договариваться и решать конфликты мирным путем? Давая сдачи, он этому не научится! Научиться он может только на примере действий адекватного взрослого.

Чего хотят добиться родители, обучая ребенка «давать сдачи»?

  1. Хотят, чтобы ребенок отстаивал свои интересы
  2. Хотят, чтобы мог постоять за себя, не дать себя в обиду
  3. Хотят, чтобы мог наказать обидчика

Все эти задачи ребенок может решить и другим способом. Например, прибегая к помощи воспитателя. Воспитатель рассудит, объяснит, кто не прав, виновного – накажет. И при этом (заметьте!) никакого физического насилия.

Если малыш способен на физический отпор, он даст сдачи инстинктивно и без ваших наставлений. Но учить махать кулаками девочку-былиночку - противоестественно. Ну, замахнется она тоненькой ручкой. А ей ответят со всей силы… Пока, по причине нежного возраста, ее не берут в секцию карате, научите ее лучше громко визжать: и противника введет в ступор, и внимание взрослых привлечет.

Я понимаю, что в школьном возрасте другие ценности и понятия. Вовлекать учителей в конфликт с одноклассниками уже «не по-пацански». Но к этому возрасту ребенок уже может быть научен мирным способам решения конфликтов и элементарным принципам ведения переговоров, может адекватно оценить, где он обороняется, а где выступает в роли агрессора, может соизмерить силу противодействия. Может быть научен, но только если он не бездумно «давал сдачи» с годовалого возраста, а учился у взрослых решать конфликты.

психолог Анна Быкова

Часто у родителей есть установка, что ребёнок должен непременно делиться своими игрушками, и если он этого не делает, то он «жадничает». Хотя, если речь заходит о нас, взрослых, странно было бы, если бы нам кто-то сказал, что мы должны делиться с другими людьми своим мобильным телефоном, кошельком, компьютером, любимой чашкой, украшениями, машиной, либо мы жадины! Звучит смешно.

Но дело в том, что для ребёнка его личные игрушки – такая же ценность, как и для нас – наши личные вещи. У него так же, как и у взрослого, есть право не хотеть делиться своими личными вещами с другими людьми, включая членов его семьи. Это право нужно и очень важно уважать.

И эта мама отлично объясняет, почему она не учит своих детей делиться

В садике у моего сына есть одно правило для всех детей:

когда ребенок играет с какой-либо игрушкой, то ее никто не может у него отобрать.

И если другой малыш хочет заполучить ее себе, то он должен подождать, когда игрушка станет свободна.

Игрушка спокойно ждет ребенка, даже если он пошел в ванную комнату или в столовую. И малыш совершенно не переживает. Это правило действует не только в самой группе, но и во дворе садика. За ребенком закрепляется единоличное право качаться на качели или развлекаться на карусели до тех пор, пока ему не надоест.

Честно могу сказать, у меня никогда не возникало вопроса: «А почему именно такое правило?» Я просто приняла его как должное. И все дети четко знают это правило. Когда в группу приходят новенькие, то примерно пару недель они отнимают игрушки у других детей и, если не получают желаемого, закатывают истерики. Но потом это проходит само собой. И ребенок держит себя в рамках этого правила абсолютно везде и вне садика тоже.

Вот вам один пример. Мама и ее двухлетний сын гуляли в парке. Малыш захватил с собой любимую машинку, чтобы с ней поиграть. И внезапно незнакомый ребенок постарше, которому очень приглянулся автомобиль, подошел и потребовал, чтобы мальчик срочно отдал ему игрушку. Естественно, началась драка, а за ней последовала истерика. И мама мальчика, которому не удалось заполучить желанную игрушку, просто сказала своему ребенку: «Не переживай, малыш, я думаю, что мама этого ребенка просто не научила его делиться». А как вам тот факт, что машинка принадлежала именно малышу помладше, он ведь специально взял ее с собой. В такой ситуации сказать «нет» абсолютно нормально. Ведь так?

Я не считаю, что в этой ситуации мама, успокаивающая своего ребенка такими словами, права. Она просто оказала своему сыну медвежью услугу, уверяя его в том, что он может подойти и взять все, что захочет. Никак не могу понять безумного желания родителей дать ребенку абсолютно все в этой жизни.
Но такие истории, которые происходят каждый день в любом дворе, - это отличный урок не только для родителей, но и для самого ребенка. Так он поймет, что мир не крутится только вокруг него.

Если вы сомневаетесь в моих рассуждениях, то вспомните свои будни. Некоторые из нас так и не научились ждать. Вы же хоть раз пытались пройти без очереди? И мы так часто берем что-то у знакомых без разрешения просто потому, что нам понравилось и мы хотели бы это примерить или разглядеть поближе. Конечно, так поступают не все, соглашусь. Но такое бывает.

Это будет нелегко, как и все, что касается воспитания наших детей, но давайте все же учить их справляться с разочарованиями. Потому что они случаются. И мы не всегда будем рядом, чтобы помочь им. Давайте учить наших детей тому, что они смогут получить, что хотят, но через терпение и трудолюбие.