Проект по правилам дорожного движения. Проект по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «Правила дорожные знать каждому положено

Анна Аленичева

Аннотация

В Российской Федерации проблема детского дорожно -транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России , число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает : ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах , увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку , быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении , которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий .

Актуальность

В нашей стране, как и во всем мире , увеличивается число дорожно -транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения , их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге , так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке , поэтому важно научить детей дорожной грамоте , правилам поведения на улицах .

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении , и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения , дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке , викторине, игре. А также детям очень близки подвижные формы игр , эстафеты, посвящённые безопасности движения . Здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть.

Описание материала :

Плакаты с изображением правил дорожного движения , макет микрорайона, макеты домов, людей, дорожных знаков , машинки, собирающаяся парковка, картины, схемы, картинки с изображением дорожных знаков ; с изображением ситуаций на дорогах , дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм (фуражки,жезл,рули,фартуки с изображением автомобилей) , книги с иллюстрациями.

Тип проекта

Информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой.

Срок проекта

среднесрочный.

Участники проекта дети средней группы , воспитатель, родители.

Цель :

Сформировать у детей среднего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения

Задачи проекта

Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Все проведённые мероприятия нацелены на :

1. Расширение знаний детей о правилах поведения на дороге и умение применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх , инсценировках, в повседневной жизни.

2. Объединение усилий педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей .

3. Разработку наглядных материалов, оказывающих развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей подготовительной группы.

По ходу проводимых мероприятий решались такие задачи :

1. Формировать у детей среднего дошкольного возраста знаний о культуре поведения на дороге .

2. Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей

3. Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения .

Вся работа была построена на достижение такого результата :

1. Уточнение и дополнение о правилах дорожного движения и культуре поведения на дороге .

2. Различать понятия о перекрёстках различной сложности, закреплять представления о проезжей части , о переходе при двухстороннем движении , дорожных знаках : знаках сервиса, предупреждающих знаках, запрещающих, некоторых предписывающих.

3. Иметь преставления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья .

4. Полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров и культуре поведения в транспорт

Образовательные : - Познакомить детей с правилами дорожного движения , строением улицы и дорожными знаками , предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения ;

Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;

Развивающие : - Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге ;

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию

коммуникативных навыков;

Речевые : - Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом ;

Развивать связную речь;

Воспитательные : - Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

Формы работы по реализации проекта :

Тематические развлечения, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, рассматривание картин, подвижные игры , сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, выставка творческих работ.

Предполагаемый результат

У детей сформировано осознанное поведение на улице, в дорожно -транспортных ситуациях, отношение к соблюдению правил . Развито чувство самоконтроля, ответственности, сформированы предпосылки готовности отвечать за свои поступки. Тем самым сохранены жизнь и здоровье детей

Этапы проекта :

I этап подготовительный :

1. Постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения

2. Определить продукт проекта :

3. знание правил дорожного движения ;

4. Довести до детей важность данной проблемы : «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»

5. Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта .

6. Изучить методическую литературу :

К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников» ; \

Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л., «Безопасность» ;

В. А. Добряков «Три сигнала светофора» ;

В. Э. Рубляк «Правила дорожного движения » ;

Е. С. Смушкевич, А. Я. Якупов «Мы по улице идем» ;

Э. Я. Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения » ; и другие

7. Провести с детьми беседы по теме : «Какие правила дорожного движения вы знаете , «Внимание, дорожные знаки , «Кто управляет дорогой , Как вести себя на улице и в транспорте?».

Пополнить предметно-развивающую среду.

Провести с родителями беседы, консультации.

- «Безопасность детей в наших руках» ,

- практикум : «Причины детского дорожно - транспортного травматизма»

Оформление папки-передвижки : «правила поведения на остановке маршрутного транспорта!»

Информация в родительский уголок : «Это надо знать » ,

Организовать дискуссию «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге

- анкетирование на темы :

1) Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения .

2) Анкета для родителей по правилам дорожного движения

II этап реализационный

Организовать работу по решению задач проекта через :

1) Чтение художественной литературы :

Б. Житков «Светофор»

Дмоховский А. «Чудесный островок» ;

-Дорохов А . «Подземный ход» , «Заборчик вдоль тротуара» , «Шлагбаум» ;

Кожевников В. «Светофор» ;

Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков » ;

Маршак С. «Светофор» ;

Мигунова Н. А. «Светофор» ;

Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер» ;

Пишумов Я. «Пешеходный светофор» , «Посмотрите, постовой» ,

Пляцковский И. «Светофор» ;

Прокофьев С. «Мой приятель – светофор» ;

Северный А. «Светофор» ;

Серяков И. «Законы улиц и дорог » ;

2) Рассматривание иллюстраций, картинок;


3) Дидактические игры :

-«Светофор»

-«Угадай-ка»

-«Наша улица»

-«Поставь дорожный знак »

-«Это я, это я, это все мои друзья!»

Будь внимательным»

- «Доскажи словечко»

-«Узнай по описанию» .

4) Подвижные игры :

-«Пешеходы и автомобили»

-«Дорожные знаки и автомобили »

-«Светофор» и другие.

5) Сюжетно- ролевые игры :

-«Пешеход» ,

-«Служба спасения»

-«Поездка домой на автобусе»


6) Отгадывание загадок

7) Разучивание песен по теме проекта

8) Целевые прогулки- наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы;

разбор каждой ситуации

9) Разбор ситуаций :

-«Чего не должно быть»

-«Как правильно перейти через дорогу

-«Какие знаки помогают пешеходу в пути?»

-«Что нужно знать , если находишься на улице один?»

10) Составление творческих рассказов :

«Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения ?»;

«Если бы все знаки перепутались?» ;

«Истории в транспорте» ;


11)Приглашение сотрудника ГБДД для беседы с детьми на тему : «Безопасное поведение на дорогах » .


12)Просмотр видео фильма о правилах дорожного движения

13) «Совместное художественное творчество родителей и детей

На тему» Безопасность на дорогах »

III этап Заключительный

Оформление выставки творческих работ «Безопасность на дорогах »

Оформление уголка «Правила дорожного движения для детей »

Организация познавательно- игровой деятельности «Добрый друг – светофор»

Изготовление макета микрорайона


Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения , закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки

Несомненно, такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает положительные результаты, самое главное то, что родители и дети заинтересовались данной проблемой. Проект может быть использован в других ДОУ.

Перспектива развития

Это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов , родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно -транспортного травматизма.

Создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи нового проекта : «Какие еще опасности могут встретиться нам на улицах города?»

Список литературы

1. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград : ИТД «Корифей» , 2008.

2. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2009.

3. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост . Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

4. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.

5. Правила дорожного движения . Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград : ИТД «Корифей» .

6. Правила дорожного движения . Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград : ИТД «Корифей» .

7. «Три сигнала светофора» Ф. Т. Саулина изд. Мозаика- Синтез Москва 2009г.

8. Формирование основ безопасности у дошкольников» К. Ю. Белая 2014г

9. «Правила дорожного движения » Н. А. Избекова учебное пособие Москва «Просвещение» 1987г

10. «Дошкольникам о правилах дорожного движения » Э. Я. Степанкова Москва «Просвещение»

11. «Основы здорового образа жизнидеятельности» Н. П. Смирнова

12. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста.» : Просвещение, 2007г.

13. К. Ю. Белая «Я и мая безопасность.» Тематический словарь в картинках : Мир человека. – М.: Школьная пресса, 2010г. -48

14. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах » : методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД» , 1997.

15. Л. А. Вдовиченко «Ребенок на улице» ., «Детство – пресс» , 20087г.

16. Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» . Учебное пособие. – М.: педагогическое общество России , 2005г.

17. Л. Б. Подубная «Правила дорожного движения подготовительная группа» , - Волгоград, «Корифей» , 2009.

18. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку » , м., «Издательство Скрипторий 2003» , 2005г.

Автор работы: Горшков Григорий, 10 лет, ученик 4 «А» класса, МБОУ «СОШ №1», г.Кашира, Московская область.
Руководитель работы: Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, классный руководитель, воспитатель ГПД I категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: для детей 7 – 10 лет,воспитателей ДО,классных руководителей, для подготовки к конкурсам и викторинам по ПДД.
Цель: предупреждение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи: предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге, обобщить имеющиеся знания по ПДД, способствовать формированию ответственного отношения к вопросам личной безопасности на дороге.

План подготовки к проекту и сроки реализации:
1 этап – изучение вопросов творческого задания – 12 сентября 2015 год
2 этап – сбор материала по вопросам тестирования – 13, 14 сентября 2015 год
3 этап – оформление проекта – 15 – 22 сентября 2015 года
4 этап – участие в школьном туре конкурса (отборочный тур)
5 этап – защита проекта на районном туре конкурса – 30 сентября 2015 год


Продукты проектной деятельности:
Историческая справка
«Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, - намного проще. Но и тогда знать их обязаны, были все. В России царский указ предупреждал: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью сосланы будут на каторгу».
«Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось:
«В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности». Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.»
Сейчас мы и представить себе не можем, как это перед каждой машиной пустить человека, чтобы он бежал и подавал сигналы об опасности. Ни один самый лучший бегун не справится с этим. Но в то время другого способа предупредить людей не было. Правда, и скорость у машин была не такой, как сейчас. Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города – и все сложней и сложней становились правила.


Я сегодня пассажир –
Еду в транспорте один.
Не купил билет при входе,
Между кресел сел в проходе,
Громко музыку включил,
Аж, кондуктор подскочил.
Говорит: «Товарищ, встаньте
И автобус наш оставьте!
Вы мешаете другим – пассажирам рядовым!
Прежде чем в автобус сесть – надо правила прочесть».
- Правила, правила меня прочесть заставили!

Я сегодня пешеход –
Вижу справа переход.
Но уж очень я спешу,
На сигналы не гляжу.
Изловчился, пробежал,
Тут водитель закричал:
«Вы, товарищ, не спешите,
Руки, ноги берегите.
Вы мешаете другим – пешеходам рядовым.
Чтобы пешеходом стать – надо правила соблюдать».
- Правила, правила соблюдать заставили!

Я – водитель, подо мной
Двухколесный конь стальной.
Мчусь вперед, кручу педали,
Не надеясь на медали.
Постовой остановил,
Строго пальцем пригрозил:
«Вы, товарищ – нарушитель!
И права мне предъявите!
Вы мешаете другим – водителям рядовым.
Если хотите водителем стать – надо
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ твердо знать!»
- Правила, правила меня учить заставили!
(авторское стихотворение-шутка Багрова Е.В.)


1.Безопасность движения пешеходов по проезжей части достигается знанием и строгим соблюдением правил дорожного движения, соблюдением сигналов светофора, дорожных знаков и разметки.
2.Правила безопасности при езде на велосипеде:
Детям до 14 лет кататься на велосипеде на дорогах запрещено! Можно кататься только по тротуарам, пешеходным, велосипедным дорожкам и в пределах пешеходных зон.


Как только ты сел за руль своего велосипеда, ты стал водителем! Нельзя устраивать гонки на проезжей части, обгонять и мешать движению транспорта.


Пересекать пешеходный переход велосипедисту следует не на велосипеде! Нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу пешком, ведя свой велосипед рядом.


3.Городская и загородная дороги являются зоной повышенной опасности для пешеходов. Загородные дороги не обустраиваются пешеходными дорожками, и пешеход должен двигаться по краю проезжей части либо по обочине навстречу транспорту, что создает опасность для пешеходов. На загородных дорогах разрешаемая скорость больше, чем в городе. Следовательно, надо быть осторожнее и внимательнее на этих дорогах.
4.Наиболее безопасными зонами на дорогах для пешеходов является пешеходная дорожка, подземный и наземный пешеходные переходы.

5. Наиболее опасными зонами дорогами являются пешеходные переходы, не оборудованные светофором; проезжие части дорог, не имеющие пешеходного перехода; перекрестки, так как в этих местах машины едут с обеих сторон; обочины – они находятся близко от проезжей части.


6.На перекрестке машины едут с двух сторон и труднее оценить ситуацию на дороге.


7.Перебегать дорогу запрещено правилами дорожного движения! У вас не хватит времени правильно оценить дорожную обстановку, и водитель не справится с управлением транспортного средства.


8.Надо остановиться, чтобы убедиться, что водитель увидел вас и остановил машину, а так же оценить расстояние до движущего транспорта, и перейти дорогу!


9.Светофор нужен, чтобы управлять движением пешеходов и машин. Транспортный светофор управляет движением машин, а пешеходный пешеходами. КРАСНЫЙ сигнал светофора ЗАПРЕЩАЕТ движение, ЖЕЛТЫЙ – ПРЕДУПРЕЖДАЕТ, ЗЕЛЕНЫЙ - РАЗРЕШАЕТ движение.

10.Нельзя выходить на проезжую часть, если приближается машина, с включенным синим или сине-красным проблесковым маячком и включенным звуковым сигналом. Это может быть скорая помощь, пожарная служба, полиция, МЧС.


11.Автобус или троллейбус обходят сзади; дорогу переходят по ближайшему пешеходному переходу по зеленому сигналу светофора или, если переход нерегулируемый, сначала надо остановиться, посмотреть налево, потом направо, убедиться, что машины пропускают вас или далеки от вас, перейти дорогу.
12. Водитель превращается в пешехода, как только выходит из машины.

13. Стандартные ремни безопасности предназначены только для взрослых и не соответствуют росту и размеру ребенка до 12 лет.
14.Чтобы быть грамотным – надо выучить буквы и научиться читать и писать, а чтобы умело и грамотно вести себя на дорогах – надо знать другую азбуку – ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Это очень важно, для того, чтобы обезопасить себя и других на дорогах.
15.Без дорожных знаков нельзя было бы регулировать движение транспорта и пешеходов на дорогах, возникало бы больше аварийных ситуаций и дорожных происшествий.


16.В первую очередь пешеходам нужно знать следующие знаки - знаки дорог, по которым пешеходу двигаться запрещено: «Автомагистрали», знак «Движение пешеходов запрещено», «Автомобильная дорога», «Опасность», «Дорожные работы», «Пешеходная дорожка», «Подземный переход», «Надземный переход».

17.Около проезжей части и у железнодорожных путей играть опасно – можно попасть под колеса едущего транспорта!
18.Переходить дорогу можно только на ЗЕЛЕНЫЙ сигнал светофора по пешеходному переходу. Посмотрите налево, направо, убедитесь, что машины остановились и вас пропускают. Если нет пешеходного перехода, то переходить дорогу нужно строго поперек, в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

19.Чтобы уменьшить риск дорожно – транспортного травматизма во время прогулки во дворе, надо: играть на специально оборудованной детской площадке, а не близко от проезжей части дороги, всегда быть внимательным, смотреть по сторонам.


«Как Петя научился соблюдать Правила дорожного движения»
Мальчик Петя Иванов после школы не торопился домой. Он встретил друзей, которые играли в футбол рядом с проезжей частью, было очень весело и ребята забыли все опасности. Мяч вылетел на дорогу, Петя бросился за ним и чуть не попал под машину. Хорошо водитель ехал с небольшой скоростью и успел затормозить.

Проект «Безопасная дорога для тебя и для меня» как одна из форм работы с родителями при реализации ФГОС

Богатова Оксана Николаевна - воспитатель, МКДОУ "Детский сад №94" г.Дзержинск Нижегородской области.
Описание: проект познакомит детей с правилами дорожного движения и закрепит навыки поведения на дороге.
Назначение: проект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп детского сада и учителям начальных классов.
Как одну из современных форм работы с семьёй при реализации ФГОС я представляю вам опыт работы с родителями в процессе реализации проекта « Безопасная дорога для тебя и для меня».
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Совершая очередную целевую прогулку в библиотеку, я обратила внимание, что наши дети не достаточно ориентируются в практических навыках поведения на дороге. А также из бесед выяснила, что не все дети знают о правилах дорожного движения, некоторые не умеют анализировать свои поступки и поступки других людей, многие не ориентируются в дорожных знаках.
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
В тесном сотрудничестве с родителями мной был разработан и представлен проект по теме «Безопасная дорога для тебя и для меня».
Актуальность
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными методами.
Тип проекта: тематический, краткосрочный (1 месяц)
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, учитель-логопед, родители группы.
Цель:
формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге, в транспорте и на улице.
Задачи:
1.Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.
2.Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4.Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
5.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
6.Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД.
Ожидаемый результат
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Умение детей предвидеть опасные ситуации на дороге и принимать правильные решения.
Повышение активности родителей в обеспечении безопасности детей на дороге и в транспорте.

Проект состоит из четырёх основных этапов.
Реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах, на дорогах и в транспорте. Будет создана предметно-развивающая среда, подобрана методическая литература. Дети будут знать дорожные знаки, а главное будет формироваться привычка соблюдать правила дорожного движения.
На подготовительном этапе решалась проблема: как рассказать детям о ПДД? Как такую серьёзную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и ориентировать на использование её в различных ситуациях. Прежде чем начинать работу по проекту, мне самой необходимо было знать и соблюдать ПДД, поэтому я на данном этапе изучила специальную литературу по теме; закрепила знания основных правил дорожного движения, провела диагностику знаний и навыков детей и анкетирование родителей по вопросам соблюдения ПДД, что помогло определить формы совместной деятельности с детьми.
Формы совместной деятельности с детьми
НОД; продуктивная деятельность; игровая деятельность; чтение художественной литературы;методическая литература и информационные буклеты для родителей;целевые прогулки, экскурсии, наблюдения; развлечения и досуги.





Непосредственно образовательная деятельность затрагивала все образовательные области.
Основной этап – это реализация проекта, который включает в себя познавательную, практическую и продуктивную деятельность детей и родителей.

Планирование совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта.

Познавательные занятия:«Правила дорожные знать каждому положено», рисование «На улицах города», «Транспорт на улицах города»; «Дорожная азбука».


Целевые экскурсии, наблюдения:Библиотека, Пешеходный переход, Дорожные знаки на улицах города, Мы пешеходы, На перекрёстке, Остановка общественного транспорта.
Беседы:Как переходить улицу, Правила поведения на дороге, Виды транспорта, Какие бывают машины, Как вести себя в транспорте.
Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры:Внимание дорога, Назови машину, Подумай – отгадай, Дорожные знаки, Разрешено – запрещено, Юный автомобилист.


Регулировщик, Водитель автобуса, Случай на дороге (оказание первой помощи), Шиномонтаж.
Художественная литература, видеотека: Я.Пишумова «Я сижу в машине», В.Берестов «Про машину», В.Семерин «Держись дорожных правил строго» Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки», пословицы, загадки. Мультфильм «Азбука безопасности» из серии «Смешарики», из серии мультфильмов «Лунтик».
Рассматривание:Альбомы «Дорожные знаки», плакаты по ПДД.


Практическая работа:Изготовление настольной игры «Улицы нашего города», изготовления макета улицы, перекрёстка.
Подвижные игры, упражнения и гимнастики:Воробушки и автомобиль, Стой – иди, Сигналы светофора, Поезд, Автобус.
Утренники, развлечения: Незнайка и светофор, Наш друг - Весёлый светофор.
Работа с родителями: -анкетирование по вопросам соблюдения ПДД,
-экскурсия по улицам города, памятки,
- беседы по вопросам ПДД,
- изготовление маршрутов движения «Дом – детский сад»,
- деловая игра,
- изготовление фотоотчетов, выпуск стенгазеты,
- участие в обогащении предметно-развивающей среды.




Вся работа велась в тесном взаимодействии с учителем-логопедом и в соответствии с лексическими темами "Наш город" и "Транспорт":
- составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;
- пальчиковая гимнастика –расскажи стихи руками:
- развитие монологической речи при описании картин и иллюстраций («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети и дорога» и др.);
- наблюдения на экскурсиях;
- беседы;
- разучивание стихотворений, чтение рассказов;
- решение проблемных ситуаций.



Взаимодействие с учреждениями социума: прогулка на игровую площадку парка «Радуга», посещение библиотеки, встреча родителей с инспектором ДПС.
Здесь представлена образовательная деятельность в режимных моментах. Целевые экскурсии, наблюдения: Библиотека, Пешеходный переход, Дорожные знаки на улицах города, Мы пешеходы, На перекрёстке, Остановка общественного транспорта. Дидактические игры: Внимание дорога, Назови машину, Подумай – отгадай, Дорожные знаки, Разрешено – запрещено, Юный автомобилист.Сюжетно-ролевые игры: Регулировщик, Водитель автобуса, Случай на дороге (оказание первой помощи), Шиномонтаж.
Целевая прогулка, Сюжетно-ролевая игра на дорожной разметке.


Совместная продуктивная деятельность : Изготовление настольной игры «Улицы нашего города», изготовления макета улицы, перекрёстка.


К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу, но это не так, ведь целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства, в том числе и манера поведения на дорогах города.
Поэтому, изучив методические рекомендации по информированию родителей по вопросу введения ФГОС, я выделила наиболее эффективные направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников. Основываясь на этих формах мы вместе с родителями разработали и провели следующие мероприятия.
Экскурсия «Дорожные знаки на улицах нашего города»



Сюжетно-ролевая игра с участием родителей.


Фотоакция «Здоровье и жизнь детей в наших руках»

Рисование совместно с родителями схем маршрутов движения «Я иду в детский сад»

Заключительный этап

представляет собой итог работы по реализации проекта.
Фотовыставка «По дороге в детский сад»
Фотовыставка «Я катаюсь во дворе»

Оформлены информационно ознакомительные папки-передвижки, листовки, стенды.
Итоговое мероприятие - "Наш друг - Весёлый светофор"




Проект

по профилактике дорожно-транспортного травматизма:

"Дорожная азбука".

Проблема: " Формирование у детей основ безопасного поведения на дорогах".

Введение.

«11. 05. 2011г. во всем мире, в том числе и в России, был дан старт Десятилетию действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Понимая катастрофические последствия ДТП, колоссальный экономический и демографический ущерб, мировое сообщество призывает объединиться в противодействии растущему уровню дорожной аварийности», - напомнил Виктор Нилов (начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения), отмечая, что общая статистика аварийности в последние годы снижается не только благодаря ужесточению наказаний за нарушения на дороге, но и повышению сознательности граждан страны.

Тем не менее, этого все еще недостаточно. В.Н. Нилов привел статистику и по детской смертности на дорогах России. С начала года жертвами ДТП стали почти 260 детей-пешеходов, еще более 7,5 тысяч пострадали. Чаще всего ДТП с участием детей происходят в период с 15 до 21 часа дня – более трети аварий, в которых пострадали дети-пешеходы, случаются именно в это время. Каждая пятая авария – в период с 12 до 15 часов, когда дети возвращаются из школы. И каждое десятое – с 7 до 10 утра, когда дети идут в школу.

Если судить по этим данным, то налицо тот факт, что мы сами калечим своих детей. Мы не обеспечиваем их безопасность. В школах и в детских садах мало часов отводится под безопасность дорожного движения? А сколько этому вопросу уделяют времени родители? Частая картина: мама (папа или бабушка), подхватив под мышку ребенка, перебегает дорогу на красный свет или в неположенном месте. И как после этого на дороге будет поступать ребенок?

«Ни одна даже самая совершенная программа, ни жесткие законы, кардинально не решат проблемы, если не изменится правосознание участников дорожного движения. Только тогда у нас будет гораздо меньше трагических поводов для проведения Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 20 ноября», - резюмировал главный автоинспектор России.

Готовить грамотных, культурных и вежливых участников дорожного движения мы должны, начиная уже с детского сада, - говорит Виктор Кирьянов (президент Российской автомобильной федерации (РАФ).

Дошкольный возраст детей наиболее благоприятен для формирования навыков и привычек. Нам необходимо выработать у них привычку останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте и т.п. Привычка, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге. Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Также очень важна работа с родителями, чтобы не забывали на своём примере учить детей правильно вести себя на дорогах. Организуя в детском саду работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. В нашем ДОУ этой теме посвящается отдельное родительское собрание, на котором родители выступают как равноправные участники педагогического процесса, несущие полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность своих детей.

Цели и задачи проекта:

Формирование культуры безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте у детей;

Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;

Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;

Вовлечение учеников школы №20 в активную жизненную позицию по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

Научить детей с помощью ассоциаций (например, в процессе учебно-деловой игры) ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах;

Воспитать чувство ответственности за свою и чужую жизнь, собственное поведение и поведение окружающих на дорогах города;

Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;

Содействие снижению количества детей, пострадавших от дорожно-транспортных происшествий, привлечь внимание общественности к проблеме безопасности на дорогах.

Суть проекта:

Резкое увеличение количества автомобилей порождает множество проблем, среди которых особенно тревожит рост детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому пропаганда соблюдения правил дорожного движения, правил поведения на прогулке, во дворе играет большую роль для сохранения жизни нашего будущего поколения. С целью профилактики ДТП предполагается использование интерактивных и малых театральных форм, знакомство воспитанников детского сада с правилами дорожного движения. Проведение различных игр, способствующих на уровне подсознания закрепить культуру поведения на дороге. Партнёрская работа с родителями вовлекает их в воспитательную работу по данной проблеме и закрепляет цели данного проекта.

Ожидаемые результаты:

Снижение уровня тяжести последствий детского дорожно-транспортного травматизма;

Расширение представлений об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;

Формирование навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;

Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;

Включение учеников школы №20 в активную жизненную позицию по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма;

Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасного поведения на дорогах.

Благополучатели проекта:

Воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагогический состав ДОУ.

- Диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасного поведения на дороге).

- Специально организованные занятия.

- Ознакомление с правилами поведения на улицах города через произведения художественной литературы.

- Исследовательская детская деятельность (практические упражнения).

- Игровая деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные игры, игры-драматизации), развлечения, спортивные досуги.

- Организация тематических конкурсов поделок и рисунков.

- Открытый просмотр занятий (смотр-конкурс плакатов на тему "Безопасная дорога").

- Выставка наглядных пособий.

- Комплексные занятия с узкими специалистами.

- Организовать встречу родителей с работниками ГИБДД.

- Тематическая беседа (родительское собрание) по теме: "Безопасность на дороге – безопасность вашего ребёнка!".

- Выпуск буклета для родителей "Правила дорожного движения – наши верные друзья".

- Конкурс семейной творческой работы по заданной теме.

Принципы реализации проекта:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок “Дорожного движения” в групповых помещениях.

2. Центр “Светофорик” в помещении спортивного зала.

3. Наглядный материал:

Транспорт различного функционального назначения;

Настольно-печатные игры;

Дидактические игры по ПДД;

Плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

Диски с видеофильмами по ПДД;

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;

Дорожные знаки.

4. Методический инструментарий.

5. Библиотечка “Школы светофорных наук”.

Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Заключение.

Проводя недельную работу с детьми по теме "Дорожная азбука", на специальных занятиях, в ходе игр (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых), развлечений и т.д., мы старались научить детей соблюдать правила дорожного движения. На занятиях дети учились ориентироваться в пространстве, моделировали различные ситуации на дороге, проигрывали их. Специально подобранной художественной литературой мы закрепляли, полученные на занятиях знания. Кроме того, с помощью дидактических игр старались развить произвольное, активное внимание, т.к. для безопасного поведения на улицах необходимо формировать у детей произвольное внимание, способность сосредоточиться на дорожной ситуации. Также на прогулке в ходе подвижных игр у детей формировались двигательные навыки: дети должны не только не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движением других людей и перемещением предметов.

К своей работе мы привлекли родителей воспитанников, объяснив им, что работа по обучению детей правилам дорожного движения – это работа длительная. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно занятия или беседы с детьми. И работа эта должна вестись систематически. Различные исследования свидетельствуют о том, что у детей дошкольного возраста наблюдается значительный разрыв между теоретическими знаниями правил и их практическим применением. Даже специально организованное наблюдение за дорожным движением само по себе не обеспечивает формирование устойчивых представлений о правилах дорожного движения. Таким образом, все теоретические знания дети должны уметь применить на практике. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение – это работа родителей.

Но, как я уже упомянула, необходимо помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Мы планируем и далее продолжать готовить грамотных, культурных и вежливых участников дорожного движения, путём усовершенствования методических приёмов на занятиях с детьми. А также привлекать родителей к совместной работе. Пригласим учеников школы для участия в активной деятельности детского сада по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Добиваясь от детей развития чувства ответственности за свою и чужую жизнь.