Программа переселения соотечественников. Какую помощь переселенцам предоставляет рф

В российском законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение граждан страны, нашли отражения вопросы, связанные с пенсиями переселенцам в 2017 году. Граждане стран, бывших союзных республик СССР, могут рассчитывать на получение пенсии в РФ при условии соблюдения ряда требований. Соглашения между странами по этому вопросу было подписано ещё в 1992 году.

Согласно тексту этого документа, выплаты пенсий гражданам бывшего СССР производятся на основании действующего законодательства той страны, гражданами которой они являются.

Стать обладателем российской пенсии могут и граждане других стран, решивших мигрировать в Россию для постоянного места жительства.

При переезде в Россию пенсионеры вправе рассчитывать на своё пенсионное обеспечение в том случае, когда они становятся гражданами страны или получают вид на жительство в ней. Для граждан бывшего СССР существует упрощённый порядок получения гражданства РФ.

Согласно подписанным между государствами соглашениям, переселившиеся в Россию пенсионеры имеют право на получение пенсии такого вида, какого они получали её в стране своего прежнего проживания. Такие выплаты начисляются в соответствии с действующим в РФ пенсионным законодательством.

При получении переселенцами пенсий в РФ прежние выплаты прекращаются. Переселенцы могут продолжать получать пенсии своих бывших стран проживания такого вида, который не предусмотрен в российском законодательстве.

Какие переселенцы могут получать пенсию в России?

Право на в России имеют переселенцы с ПМЖ, или получившие гражданство РФ. Для этого у них должен быть:

  1. Страховой стаж не менее 7 лет.
  2. Индивидуальный коэффициент не ниже 9.
  3. Возраст, установленный российским законодательством. Сейчас это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

На уменьшение возраста, предусмотренного для выхода на пенсию, могут претендовать женщины, имеющие пять и более детей, а так же те, кто трудился на вредных производствах, перечень которых утверждается Правительством страны.

Пенсионные выплаты в РФ производятся только тем переселенцам, которые постоянно проживают на территории государства.

В тех случаях, когда пенсионные выплаты производятся на основании ПМЖ, срок их действия заканчивается вместе с датой пребывания иностранного гражданина на территории России.

Как переселенцу оформить пенсию в России?

Самый первый шаг при оформлении российской пенсии — сбор необходимых для этого документов. Их перечень утверждается специальным приказом, который издаётся Министерством труда РФ.

Обязательными документами для переселенца являются:

  • паспорт гражданина РФ или вид на жительство с указанием места регистрации
  • заявление установленного образца
  • страховое свидетельство ПФ РФ
  • выписка лицевого счёта в системе ОПС.

Полный список документов можно найти на сайте государственных услуг РФ. Подаются документы в территориальные ПФ или МФЦ по месту регистрации или фактическому месту жительства.

Подавать документы можно лично, через доверенных лиц или почтовым отправлением. Срок рассмотрения, установленный законодательством — 10 дней. Датой начисления считается день подачи заявления. Нельзя подавать документы раньше одного месяца до наступления пенсионного возраста.

Сохраняется ли пенсия за россиянами, эмигрирующими из страны?

Выезжающие на ПМЖ граждане России сохраняют право на получение пенсии. С 2016 года изменён порядок её получения. До выезда за пределы страны необходимо определиться с формой получения пенсии и подать об этом соответствующее заявление в ПФ РФ.

Выезжающие за пределы страны граждане могут получить пенсию за 6 месяцев вперёд. Для таких авансовых платежей им необходимо написать заявление в ПФ. Ежегодно каждый гражданин, проживающий за пределами страны должен подтверждать факт того, что он жив пенсионному фонду. Оформляться он может бумагами особого образца у нотариуса.

Отсутствие таких документов автоматически прекращает пенсионные начисления. Для возобновления начислений пенсионеру придётся лично обратиться в ПФ с соответствующим заявлением.

Внутреннее переселение

Пенсии, начисляемые внутри страны, имеют региональные особенности. Они зависят от размера доплат местных органов власти, которые производятся к основному размеру пенсионного обеспечения. При смене места жительства переоформление пенсии производится в течение 3 дней после подачи заявления в ПФ.

Не теряют своих начислений жители Крайнего Севера, проработавшие в этих районах более 15 лет и в приравненных к ним районах не менее 20. Такие переселенцы сохраняют за собой право на получение повышенного размера пенсии.

Миграционные процессы неизбежны и приостановить их или прекратить практически нереально. Власти, отвечающие за прием и интеграцию переселенцев, прибывающих в РФ, заинтересованы в их максимально комфортной и скорой адаптации, особенно, если речь идет о более-менее масштабном переселении. Для решения этих проблем правительством в 2017 году был разработан комплекс мероприятий. За последние пару лет наиболее заметна миграция из зоны вооруженного конфликта на Востоке Украины. Выходцам из Луганской и Донецкой областей соседнего государства предлагаются специальные гранты, разработанные для переселенцев из зоны АТО.

Что такое грант для мигрантов

Сам термин трактуется как подарок, то есть блага, которые передаются лицу безвозмездно. В случае же с помощью, которая оказывается переселенцам, гранты представляют собой безвозвратную целевую помощь, которая предоставляется на благоустройство новоприбывших иностранцев, их адаптацию к российским реалиям.

В 2017 году вопрос более-менее массовой миграции из зоны АТО продолжает быть актуальным и вероятно сохранит свою злободневность и на следующий год. Люди едут от нищеты и опасности для жизни и здоровья. Однако, конечно на новом месте устроиться довольно проблематично, а тем более, если речь идет о совсем другом государстве. Весьма очевидно, что разработанные правительством гранты для переселенцев будут пользоваться популярностью и в будущем.

Государство же в свою очередь, принимая переселенцев, ожидает от них скорейшего устройства, получения работы и источника для автономного жизнеобеспечения. Кроме того, так правительство заполняет нишу низкоквалифицированных и часто малооплачиваемых рабочих, что весьма выгодно государству.

Без господдержки многим мигрантам осесть на новом месте весьма проблемно. Жесткие рамки миграционного законодательства ставят иностранцев в довольно сложные условия. Не всем удается сразу обеспечить себе средства для проживания. Особенно трудности заметны мигрантам, вынужденным экстренно покидать свое насиженное жилье. Последствия военных действий в зоне АТО, к сожалению, заставляют людей переезжать внезапно, часто потеряв все. На такие случаи и предусмотрены гранты для лиц, переселяющихся в РФ.

Грант-программа «Соотечественник»

На 2017 год сохраняет действие программа переселения в РФ соотечественников. Участвовать в программе могут выходцы из России или Союза ССР (Украина как раз является такой территорией), проживающие ныне за пределами российского государства. Таким правом могут воспользоваться и их потомки. Одним из условий участия является достижение совершеннолетия (18 лет) и наличие полного объема гражданской дееспособности. Соискатели должны свободно владеть русским языком. Большинство мигрантов из зоны АТО соответствуют этим требованиям.

Правила не ограничивают период реализации программы.

Получив место в программе в 2017, переселенцы могут претендовать на:

  • полную компенсацию затрат, связанных с переездом на новое местожительство;
  • единоразовое получение «подъемных»;
  • денежное пособие, которое предоставляется каждый месяц до оформления гражданства Российской Федерации, но не более шести месяцев.

В случае участия в программе «Соотечественник» переселенцы не должны ждать несколько лет проживания, а затем еще год оформления документов на получение гражданства. Все проходит по упрощенной и ускоренной процедуре. Главное фактически проживать и зарегистрироваться в регионе, который принимает участие в реализации госпрограммы на 2017 год.

На развитие бизнеса

В 2017 году мигранты, как и граждане РФ, имеют право получить грант на организацию и развитие собственного бизнеса на территории российского государства. Каких-либо особенных требований к иностранцам при этом не предъявляется. Главное, чтобы они имели право легально проживать в РФ и не нарушали правил миграционного учета.

Гранты на 2017 год выделяются на развитие предприятий в сфере оказания услуг, производственной отрасли и торговле. Очевидно, что, если украинец, уехавший из зоны проведения АТО, захочет получить помощь, ему лучше выбирать более приоритетное направление развития госэкономики. К таким на текущий год являются промышленное производство и сельскохозяйственная деятельность. Так что максимум шансов именно у соискателей, представляющих бизнес-проекты предприятий именно в этих отраслях.

Спонсорами таких проектов может выступать как государство, так и частные фонды по развитию бизнеса в РФ, банки, крупные компании, инвесторы.

Гранты на переселение в сельскую местность

Преимущественно такие целевые средства предоставляются желающим перебраться в сельскую местность из городов для занятия сельским хозяйством. Они рассчитаны на мигрантов из зоны АТО, которые понимают в сельскохозяйственном производстве и не боятся труда на земле. Получить такие средства можно под организацию фермерского хозяйства или иное сельскохозяйственное предприятие, которое будет непосредственно участвовать в процессе изготовления продуктов питания и сырья.

В 2017 существуют целые программы переселения жителей в отдаленные регионы для развития сельского хозяйства, под которые выделяются земельные участки и немалые деньги.

Альтернативно выходцы из Украины, переехавшие из зоны АТО, могут попробовать получить помощь на переселение в сельскую местность для наемного труда на агропредприятиях, в социальной сфере (образование, медицина). Грантополучателем в таком случае может выступать любой дееспособный иностранец, изъявивший соответствующее намерение.

Таким образом, Российская Федерация придерживается позиции создания максимально лояльных и комфортных условий для переселяющихся на ее территорию. При этом учитываются различные нюансы, например, то, что у мигрантов из зоны АТО на Востоке Украины в 2017, может вовсе не остаться средств к существованию и имущества. Существующие гранты позволяют продержаться, стать на ноги и найти свое достойное место в российском обществе.

После вступления 16 сентября Постановления, которое касается социальных выплат переселенцам, ожидается, что получателей адресной помощи станет больше, увеличится сумма выплат, а пенсии не будут привязаны к банкоматам Ощадбанка.

Изменения коснулись контроля за проведением выплат ВПЛ, а также расширения круга получателей ежемесячной адресной помощи и увеличения суммы помощи. Кроме того, переселенцам разрешили получать пенсии и социальные выплаты в банкоматах любых банков, а пенсионерам-инвалидам выплаты сможет приносить почтальон.

Переселенцам на счетах разрешили хранить больше денег, без потери адресной помощи

Ранее адресная помощь переселенцам не назначалась в том случае, если кто-либо из членов семьи имел на банковском счету сумму, которая превышала 10-кратный размер прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан.

Согласно новому Постановлению, размер депозита увеличился с 10-кратного до 25-кратного размера прожиточного минимума. Если раньше депозит не должен был превышать 16 тысяч гривен, то теперь сумма увеличена до 44 500 гривен.

Изменения внесены в:

Постановление №505 от 01.10.21014 года - порядок назначения и выплаты адресной помощи;
Постановление №637 от 05.11.2014 года - осуществление социальных выплат внутренне перемещенным лицам;
Постановление №365 от 08.06.2016 года - порядок осуществления контроля за выплатами внутренне перемещенным лицам.

Для переселенцев с инвалидностью увеличен размер помощи

Выплаты адресной помощи для покрытия затрат на проживание рассчитываются в соотношении с размером прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Увеличение прожиточного минимума, соответственно повлекло за собой и увеличение помощи.

С увеличением суммы адресной помощи на одного человека стал больше и общий размер адресной помощи, на которую может претендовать вся семья. Если раньше семья, в составе которой есть лицо с инвалидностью, могла получать максимум 2400 гривен, то теперь сумма увеличилась до 3400.

Среди новшеств для ВПЛ и то, что теперь социальные выплаты переселенцы с инвалидностью первой группы, а также лица, не способные к самообслуживанию, теперь могут получать через Укрпочту с доставкой на дом по фактическому месту проживания.

«Однако в постановлении не указан механизм идентификации лиц, которые будут получать соцвыплаты на дому через сеть Укрпочты», - отмечает недостатки аналитик БФ «Право на захист» Анастасия Бондаренко.

Изменения в услугах и процедурах Ощадбанка

Выплата пенсии и всех видов социальной помощи и компенсаций по-прежнему проводится через счета Ощадбанка, но теперь у переселенцев появилась возможностью получения наличных средств и проведения безналичных операций через любой другой банк на территории, подконтрольной Украине.

Введена обязательная идентификация в Ощадбанке для всех переселенцев, получающих социальные выплаты. Ранее эту процедуру из числа ВПЛ проходили только пенсионеры.

Такая идентификация проводится первые два раза — каждые 6 месяцев, впоследствии — каждые 12 месяцев.

Для этого нужно прийти в любое отделение Ощадбанка с паспортом, справкой внутренне перемещенного лица и банковской карточкой. В отделении необходимо будет с использованием карты и терминала ввести ПИН-код и осуществить любое действие с собственным счетом (снять наличные средства, оплатить жилищно-коммунальные услуги, проверить баланс и т. д.).

Если переселенец не пройдет идентификацию, то выплаты прекратятся уже на следующий день. Восстановление расходных операций проводится Ощадбанком с даты, следующей за днем проведения физической идентификации клиента.

«Однако механизм уведомления о возобновлении выплат не предусмотрен, - комментирует аналитик БФ «Право на захист» Анастасия Бондаренко. - Это может привести к тому, что человек, получающий социальные выплаты после прекращения и их последующего возобновления, не будет получать эти выплаты. То есть, ему придется самостоятельно уведомлять Минфин и органы соцзащиты о том, что физическая идентификация пройдена и выплаты возобновлены».

Что вызывает сомнение?

С одной стороны, Постановление действительно в некоторых моментах упрощает жизнь переселенцам, с другой стороны - отсутствие механизмов, как это должно работать, нивелирует все усилия.

«Стоит отметить, что отныне все переселенцы - получатели социальных выплат и пенсий - должны проходить регулярную процедуру физической идентификации в отделениях Ощадбанка, что вызывает много вопросов относительно способности отделений провести эту процедуру», - комментирует Постановление координатор правового направления БФ «Восток-SOS» Елена Лунева.

То, что Постановление не содержит тех механизмов, которые бы позволили ему полноценно функционировать, отмечает и аналитик Анастасия Бондаренко.

«В частности, не прописан механизм прохождения физической идентификации для ВПЛ-получателей выплат, кроме пенсий, - сообщает специалист, - в будущем может возникнуть ситуация, когда человек захочет пройти физическую идентификацию, но в связи с отсутствием такого механизма не будет иметь возможность это сделать».

Также пока не урегулирована возможность для переселенцев, которые обслуживаются в Ощадбанке, осуществлять платежи через Интернет. Ранее они не могли этого сделать. Теперь Постановление дает такую возможность, но на практике функция до сих пор недоступна.

После вступления Постановления в силу Ощадбанк обязался снять ограничение, но пока этого не сделал. Также банк еще не определился с размером процента, который должны будут платить переселенцы, снимая наличными деньгами социальные выплаты в других банках.

Новые правила контроля переселенцев

Если ранее УТСЗН после подачи заявления о назначении социальных выплат и не реже одного раза в 6 месяцев, должны были проводить проверку места проживания ВПЛ, то теперь такая проверка не проводится, если заявитель прошел физическую идентификацию в отделении Ощадбанка.

Также проверка места проживания не проводится, если переселенец является:
— сотрудником органа государственной власти или органа местного самоуправления (при наличии справки с места работы);
— военнослужащим, который защищает независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимает участие в АТО.

Но в тексте Постановления не объясняется - будет это касаться только военнослужащего или и членов его семьи тоже.

«То есть, как мы понимаем, когда проходит проверка материально-бытовых условий, то на месте должны быть все члены семьи, и таким образом непонятно, а в чем же собственно заключается улучшение?", - отметила юрист Анастасия Бондаренко.

Полный текст Постановления № 689 можно прочесть по ссылке: kmu.gov.ua/control

С началом военных действий на Донбассе в Украине появилась определенная категория людей - переселенцы или как их называют официально - внутренне-перемещенные лица. Поначалу ВПЛ было лишь названием, синонимом словосочетания «вынужденный переселенец», как бы прозрачно намекающим на социальные льготы. И не более. Однако, постепенно, все очень сильно изменилось.

Довольно быстро термин «ВПЛ» из названия превратился в юридический статус, предполагающий… существенное сужение гражданских прав по сравнению с гражданами Украины, такого статуса не имеющими. Можно даже сказать, что украинцы, имеющие статус ВПЛ, в каком-то смысле находятся в своем собственном правовом поле, отличном от украинского.

Главное основание для проверок ВПЛ

Наиболее одиозным и скандальным в этом правовом поле является широко и печально известное постановление Кабмина №365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ». Оно было принято 8 июня 2016 года и устанавливает порядок назначения или восстановления социальных выплат переселенцам, а также порядок контроля за проведением социальных выплат переселенцам по месту их фактического проживания.

Последнее в завуалированной форме означает, что это постановление определяет основания и порядок проведения проверок переселенцев.

В общей сложности, эксперты выделяют пять видов проверок, которым подвергаются переселенцы, претендующие на получение пенсии или каких-либо социальных выплат (социальную помощь, ежемесячную адресную помощь и т.д.). Постановление №365 имеет непосредственное отношение к трем из них.

Прежде всего, речь идет о проверке по месту проживания. Ее суть заключается в том, что раз в полгода (а при наличии каких- либо оснований - еще и дополнительно) специальная комиссия приходит к ВПЛ в гости по месту фактического жительства.

Если во время визита ВПЛ нет дома, это может служить основанием для остановки всех выплат, если переселенец оперативно не появится в органах социальной защиты. Возобновление выплат занимает, как правило, несколько месяцев. Также серьезной проблемой является то, что арендаторы, сдающие жилье ВПЛ, не в восторге от таких визитов и иногда отказывают в дальнейшей аренде.

Также постановление №365 наряду с законом «Об обеспечении прав и свобод ВПЛ» является основанием для проверок на то, чтобы срок пребывания на неконтролируемой Украиной территории не превышал 60 дней (точнее - 59 дней).

Здесь механизм прост: органы соцзащиты населения посылают запрос в Госпогранслужбу по поводу ВПЛ, отсутствовавших во время проверки по месту проживания. В ответ пограничники дают информацию о том, когда и сколько ВПЛ были на неконтролируемой территории. Если срок пребывания там более 60 дней, орган соцзащиты отменяет переселенцу справку ВПЛ, на основании которой осуществляются выплата пенсии и соцпособий.

Восстановить справку ВПЛ можно только через 6 месяцев. И это также норма постановления правительства №365.

И наконец, так называемые проверки СБУ , выражавшиеся в рассылке в органы социальной защиты соответствующих списков ВПЛ. По сути, это «творческое развитие» предыдущего принципа. СБУ и Госпогранслужба, не дожидаясь запросов от службы социальной защиты населения, сами присылали им списки ВПЛ, которые, по их мнению, живут на неконтролируемой территории. Итог был тот же - отмена справки ВПЛ и всех выплат.

Эту норму регулирует много различных документов, в том числе и постановление №365.

Сейчас, из-за непрекращающихся ошибок и громких скандалов, так называемую систему списков СБУ заменили на систему «Аркан», работающую, в общем и целом, по тому же принципу…

Идите в… суд

С самого начала постановление КМУ №365 очень сильно не понравилось не только ВПЛ, но и правозащитникам. И не без оснований. По их мнению, документ нарушает целый букет базовых прав украинских граждан. А именно: права на социальную защиту; пенсионное обеспечение; частную и семейную жизнь; свободу передвижения; неприкосновенность жилья и, наконец, право собственности.

Единственным возможным ответом на такое постановление был суд. Даже просто восстановление выплат, остановленных на основании постановления №365, возможно только в судебном порядке. И больше никак.

В результате правительство получило сразу несколько исков по поводу законности данного постановления. Одним из первых был иск Благотворительного фонда «Право на защиту», поданный в середине августа 2016 года. В числе первых был и иск пенсионера Николая Козырева. В сентябре 2016 года он потребовал признать незаконными целый ряд положений в постановлениях правительства по поводу социальных выплат переселенцам.

Однако подавляющее большинство ВПЛ не стало судиться непосредственно с правительством и предъявлять ему претензии, а просто подало в суд на неправомерное прекращение выплат.

Характерным примером такого случая может служить решение Димитровского городского суда Донецкой области по делу № 226/177/17 в июне прошлого года, в котором он решил, что отказ УТСЗН в назначении помощи при рождении ребенка на основании требований постановления №365… неправомерен.

«Это постановление [№365] не является законом, а подзаконный нормативно-правовой акт не может изменять в сторону сужения права граждан, установленные нормативно-правовыми актами высшей юридической силы… Принятие ответчиком решения об отказе в назначении истцу помощи на основании подзаконного акта, нарушающего право на социальную защиту, является противоправным… Ответчик не привел ни одного нарушения со стороны истца, которое бы в соответствии с действующим законодательством было бы основанием для отказа в назначении пособия при рождении ребенка… Отсутствие истца по месту жительства не может лишать его права на получение пособия при рождении ребенка через внедрения механизма регистрации ВПЛ… Действуя вне закона, ответчик произвольно вмешался в право истца на получение спорной помощи, что привело к его нарушению…», - говорится в решении суда.

Грубо нарушает Конституцию

Примечательно, что чуть позже это решение подтвердил и Донецкий апелляционный административный суд. И таких решений со временем становилось все больше.

«По состоянию на середину мая 2017 года уже существует более 60 судебных решений в пользу ВПЛ против дискриминационных положений Постановления КМУ №365. Практика показывает, что прекращение социальных и пенсионных выплат, которые гарантированы Конституцией и законами Украины, на основании подзаконных нормативных актов или даже рекомендательных писем, является нарушением Конституции и этих законов», - заявила в июне прошлого года координатор по вопросам оказания правовой помощи БФ «Право на защиту» Юлия Трало.

Однако, принимая подобное постановление, правительство, скорее всего, и рассчитывало на то, что побеждать его в судах будут единицы, а останавливать выплаты на основании постановления оно сможет сотням тысяч…

И в общем, так оно и было. Однако, в марте 2017 года Донецкий апелляционный административный суд неожиданно принял отдельное решение, адресованное… правительству Украины. «Данное решение касается именно того, что из-за содержания постановления №365 Пенсионный фонд и органы соцзащиты населения допускают постоянные и грубые нарушения конституционных прав внутренне перемещенных лиц на социальную защиту», - заявила тогда юрист БФ «Право на защиту» Ирина Алексеева.

Однако, правительство благополучно это проигнорировало. В комментариях министр труда и социальной политики Андрей Рева заявил, что установленный постановлением порядок направлен, прежде всего, на обеспечение безопасности самих ВПЛ.

«Человек, находясь на неподконтрольной территории может умереть, может быть задержан боевиками, у него может быть изъята его карточка пенсионная и за счет этой карточки будет кто-либо другой получать. Много что может с ним случиться. Мы же не можем гарантировать соблюдение конституционных прав его на территории, которую не контролирует государственная власть Украины», - заявил он относительно «правила 60 дней».

Решение суда - еще не повод

Та же судьба постигла и решение Киевского окружного административного суда по иску Николая Козырева, которое состоялось в сентябре прошлого года. Суд признал законными претензии к постановлениям правительства, регламентирующим порядок социальных выплат ВПЛ.

В частности, в своем постановлении суд отмечает, что постановление №365 «приводит к косвенной дискриминации по признаку места жительства и пребывания на учете ВПЛ, а также нарушает принцип равенства, предусмотренный ст. 24 Конституции Украины и гарантии свободного передвижения по территории Украины, предусмотренные ст. 33 Конституции Украины».

В результате порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат ВПЛ признал полностью незаконным, а порядок назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ - незаконным частично. И что?

«У меня мало ожиданий, что государство перестанет использовать разработанный и апробированный механизм контроля. Я думаю, что такие нормы, как те, что содержатся в постановлениях №365 и №637, можно изменить не судебным решением, а только наличием соответствующей политической воли», - заявила тогда юрист «Восток-SOS» Елена Лунева. Она сообщила, что процедуры вряд ли существенно изменятся в любом случае.

А тем временем, тот же Окружной административный суд Киева 14 декабря 2017 года признал противоправным и отменил постановление правительства №365 еще по одному иску. На этот раз полностью. «Оспариваемый нормативно-правовой акт (постановление №365 - прим. автора) принят за пределами полномочий ответчика (правительства) и без соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, которые должны предшествовать его принятию… Признать противоправным и отменить постановление Кабинета министров Украины №365 от 08.06.2016 года "Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам"», - говорится в постановлении суда.

«Больше года, три замены судей и сегодня мы увидели реальную правовую ситуацию в нашей стране - у нас есть шанс. Мы выиграли первую инстанцию, это, конечно, еще не окончание процесса (будет апелляция), но мы на правильном пути», - прокомментировали ситуацию координатор «Донбасс-SOS» Ольга Гвоздева и юрист Мария Красненко.

Последний бой?

Такое правительство уже не смогло проигнорировать и 11 января 2018 года подало апелляцию. Которая… и была удовлетворена Киевским апелляционным административным судом. «Исковые требования Богучарской Татьяны Васильевны к Кабинету министров Украины о признании противоправным и отмене постановления №365 от 8 июня 2016 "Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам» оставить без удовлетворения"», - пару дней назад с нескрываемым удовольствием прокомментировали случившееся в пресс-службе Минсоцполитики.

Примечательно, что до этого в «Донбасс-SOS» были практически уверены, что решение суда останется неизменным и правительству наконец придется создать новый механизм для пенсионных и социальных выплат переселенцам.

«Мы еще в самом начале говорили, что это постановление №365 утверждать не нужно. Мы предлагали альтернативный вариант, основанный на том, что проверять можно только граждан, которые получают адресную помощь и эти проверки не должны быть дискриминационными. Они должны проводиться - как и для всех граждан-получателей социальных услуг. Необходимо разделить пенсию и справку ВПЛ. Это неслыханно - когда комиссия на местах может решить остановить выплаты пенсии, которая признана имущественным правом гражданина», - заявляла в частности Ольга Гвоздева.

Впрочем, это все еще не конец эпической битвы вокруг жизни и смерти постановления №365. 29 марта Верховный суд Украины рассмотрит дело об обжаловании прекращения выплаты пенсии и ее обновления пенсионеру-ВПЛ, решение по которому будет применяться во всех аналогичных делах. Дело будет рассматриваться как образцовое.

Нюанс ситуации в том, что пенсионерке-переселенке 1 апреля 2017 года прекратили выплату пенсии как раз на основании постановления №365. И поскольку в производстве суда находится более 200 подобных дел, суд передал дело на рассмотрение в Верховный суд, чтобы потом использовать решение как кальку для вынесения своих решений. Это нужно, чтобы исключить появление противоположных решений по одинаковому вопросу.

По сути, это последний шанс «свалить» постановление №365. Потому, что, если решение Верховного суда будет позитивным для него, уже ни один суд первой инстанции не станет признавать его незаконным. И для ВПЛ все останется так, как сейчас.

Экономическая и политическая обстановка на Украине в данный момент оставляет желать лучшего. Такое стечение обстоятельств вынуждает многих украинцев к эмиграции. Принять украинских эмигрантов готова и Россия. Программа «Соотечественники» для украинцев в 2019 году – одна из наиболее привлекательных. Каким образом граждане Украины могут в ней поучаствовать? Каковы её преимущества?

Госпрограмма по содействию добровольному переселению в РФ соотечественников из-за рубежа была принята по указу российского президента ещё в 2012 году. Основная её цель – развитие регионов России силами соотечественников, живущих за границей, с последующей их интеграцией в социум. Таким образом, Правительство намерено решить демографическую проблему как в целом в стране, так и в её стратегически важных регионах.

Принципы содействия переселенцам следующие:

  • Добровольное участие.
  • Поддержка переселенцев информационная, материальная.
  • Учёт интересов участников и принимающих регионов.
  • Социально-экономическое стимулирование.
  • Предоставление госгарантий и соцподдержки.

Кто может принять участие

Стать участниками программы могут лица, которые живут за границей либо проживают в России на постоянной или временной основе, а также члены их семей . При этом они должны являться соотечественниками. Это означает, что они должны родиться и проживать в России и иметь признаки общности культуры, истории языка, традиций либо являться родственниками по нисходящей линии данных лиц.

Таким образом, к соотечественникам относят:

  • Граждан РФ, проживающих за рубежом постоянно.
  • Иностранцев и их потомков, живущих за рубежом и относящихся к коренным народам РФ.
  • Иностранцев, чьи родные по прямым восходящим линиям проживали в пределах современной России.

Россияне, проживающие за границей, на основании российского паспорта являются соотечественниками. Иностранцы же становятся ими в силу самоидентификации и деятельности, направленной на сохранение русского языка, культуры, традиций.

Участник Госпрограммы должен быть совершеннолетним, дееспособным, соответствовать вышеуказанным требованиям и владеть в письменной и устной форме русским языком. Помимо этого соотечественники должны отвечать следующим условиям:

  • Не иметь судимости как в РФ, так и на Украине за тяжкие и особо тяжкие преступления.
  • Не представлять опасности для России и её граждан.
  • Не поддерживать и не состоять в террористических и экстремистских организациях.
  • Не иметь запрета на въезд в РФ.
  • Не быть депортированным из России за 5 лет до подачи заявки.

Что даёт участие в программе

Программа «Соотечественники» для украинцев в 2019 году имеет ряд преимуществ:

  1. Переехать может не только участник, но и члены его семьи. Они получают РВП без учёта системы квот.
  2. РВП для участника и членов его семьи оформляется в течение 60 дней.
  3. Заявку на гражданство можно подавать без предварительного оформления вида на жительство.
  4. При подаче ходатайство на приём в российское гражданство не нужно подтверждать легальный источник дохода и знание русского языка.
  5. Период рассмотрения ходатайств на вступление в гражданство сокращён до 90 дней.
  6. Расходы, связанные с переездом и оформлением бумаг на участие, компенсируются в полной мере в рамках программы.
  7. В течение полугода с момента переселения участники программы могут оформить пособие на обустройство.
  8. Оформлять разрешение на работу и патент не нужно при трудоустройстве.

Также переселенцы наделены следующими возможностями:

  • Получение бесплатного образования.
  • Получение бесплатной медпомощи по полису ОМС.

Как подать документы и получить свидетельство участника

Документы на участие в госпрограмме «Соотечественники» подаются лично заявителем в уполномоченную организацию. После их рассмотрения выдаётся свидетельство участника.

Можно ли выбрать район переселения

В рамках программы предполагается выбор региона для переселения. При этом территории подразделяются на приоритетные (стратегически важные) и неприоритетные. К приоритетным в 2019 году относятся субъекты РФ Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, а именно:

  • Амурская область.
  • Бурятия.
  • Еврейская автономная область.
  • Забайкальский край.
  • Иркутская область.
  • Камчатский край.
  • Магаданская область.
  • Приморский край.
  • Сахалинская область.
  • Хабаровский край.

Важно также отметить, что в программе «Соотечественники» участвуют далеко не все регионы. В частности это касается Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Тюмени, Хакасии.

Куда подавать документы

Потенциальные участники госпрограммы из Украины могут подавать документы у себя на родине. Приём заявок осуществляется дипломатическими представительствами РФ на Украине (посольством РФ),а также представительствами российской миграционной службы .

Также возможна подача документов непосредственно во время пребывания в России. Приём заявок на участие ведётся отделениями Главного управления МВД по вопросам миграции. При этом документы необходимо подавать только в регионах, участвующих в программе. Адреса отделений можно узнать на сайте МВД РФ.

Необходимая документация

Переселенцы, которые планируют подачу заявки на территории Украины, предоставляют:

  • Заполненную и подписанную на участие.
  • Оригинал и копию паспорта участника.
  • Оригинал и копию свидетельства о рождении участника.

  • Оригиналы и копии удостоверений личности членов семьи участника.
  • Оригиналы и копии документов о семейном положении как для участника, так и для его родных.
  • Копии дипломов об образовании, профессиональной квалификации, стаже работы, наличии учёных степеней и званий, характеристики с прошлых мест работы от потенциального участника и трудоспособных членов его семьи.
  • Постоянную регистрацию по адресу проживания.
  • 4 фотографии в цветном или чёрно-белом исполнении 3,5 × 4,5 см.

Если же заявка подаётся в России, дополнительно необходимо приложить оригинал документа, подтверждающего легальность проживания в РФ участника программы. К такой документации относится РВП или ВНЖ. Если же соотечественнику было предоставлено временное убежище, он предъявляет соответствующее свидетельство вместе с его копией.

Подача заявок на участие предполагает, что все бумаги, выданные иностранным государством, должны быть переведены на русский язык. Перевод удостоверяется нотариусом. Переводу также подлежат печати и штампы на иностранном языке.

Сроки рассмотрения заявок

В общем случае период рассмотрения дела занимает не более 60 дней, как и в случае оформления РВП.

Стоимость

Участие в программе «Соотечественники» бесплатное. Никаких госпошлин за рассмотрение заявки не предусмотрено законодательно.

Льготы и помощь участникам программы

Соотечественники и их родные, переезжающие на ПМЖ в Россию, вправе получать различные госгарантии и социальную поддержку, а именно:

  1. Компенсацию средств, потраченных на переезд в регион проживания, консульских сборов и пошлин, связанных с получением виз, оформлением РВП, провоз личных вещей из госбюджета РФ.
  2. Компенсацию за провоз объектов личного имущества без учёта его веса,
  3. Освобождение от уплаты сборов, установленных таможенным законодательством РФ в течение полутора лет с момента прибытия,
  4. Компенсацию за оформление РВП, ВНЖ, гражданства РФ,
  5. Получение пособия по безработице в случае отсутствия трудовой или предпринимательской деятельности в течение полугодия,
  6. Получение пособия для обустройства по месту пребывания.

Пособие по обустройству выплачивается единовременно и зависит от региона вселения.

Разрешено ли трудоустройство

Переселенцы из Украины в Россию в рамках госпрограммы имеют право на трудоустройство в регионе вселения. Патент и разрешения на работу не нужны. В каждом регионе утверждён перечень востребованных вакансий, по которым могут работать соотечественники.

Также в некоторых регионах-участниках предусмотрено самостоятельное трудоустройство и возможность ведения предпринимательской деятельности. Подробности можно узнать в отделениях ГУ МВД при подаче документов на участие.

Один из самых привлекательных вариантов переезда в Россию для украинцев является участие в программе «Соотечественники». В рамках госпрограммы предусмотрено трудоустройство иммигрантов, выплата пособий, льготы, возможность дальнейшего оформления российского гражданства.