Рекомендации подросткам по общению со сверстниками. Можно ли врать друзьям? Как помочь ребенку решить проблемы в школе с одноклассниками

Ваш ребенок учится в школе и для него очень важно найти общий язык с одноклассниками. Если родители замечают, что их ребенок идет в школу без желания, не говорит ни маме, ни папе как проходят его учебные дни, ничего не рассказывает про то, что происходит в классе, то, возможно, он чувствует себя там одиноким. В этом случае взрослым нужно обратиться за помощью к классному руководителю. Он расскажет родителям о том, как ребенок ведет себя в школе, как общается со сверстниками, и тогда станет ясно, не напрасны ли были эти опасения. Если проблема становится очевидной, родители должны задуматься над тем, что нужно сделать для того, чтобы помочь своему ребенку. Будет ошибкой, если они решат срочно посетить школу, чтобы разобраться с недружелюбными одноклассниками. Также нельзя обвинять своего ребенка и давить на него. Некоторые родители твердо уверены, что должны перевести ребенка в другой класс или другую школу. Из сложившейся ситуации нужно найти достойный выход и решить, как правильно поступить.

Каких детей больше всего не любят в школе?

В школе дети проводят очень много времени, здесь они не только получают знания, но и общаются со сверстниками и учителями. Отношения в любом, даже дружном коллективе, складываются по-разному: бывают ссоры, недопонимания, конфликты. В классе всегда есть ребята, которых недолюбливают. С такими учениками одноклассники почти не общаются, с ними редко разговаривают и не дружат. Таких детей чаще всего дразнят и обижают. Ребенку очень важно не стать отверженным, а помочь ему в этом должны родители.

Все родители любят своего ребенка таким, какой он есть, и ребенок привыкает к тому, что его любят просто за то, что он есть. В школьной среде встречаются разные ребята и вашему малышу нужно уметь найти с ними общий язык. Неординарная внешность выделяет ребенка из общепринятых стандартов, и он сразу отличается от своих сверстников. Одноклассники могут недружелюбно относиться к детям с нетипичной внешностью, например, лопоухим, излишне полным. Сверстники могут невзлюбить тех детей, которые чем-то сильно отличаются от всех остальных, в этом случае такие дети могут стать изгоями, или им начинают давать разные прозвища. Прозвище может быть и безобидным, но иногда так прилипает к человеку, что его перестают называть по имени. Есть в классе ученики, которые на уроках веселят всех ребят, передразнивают учителя, строят различные гримасы. Над таким поведением ребенка все смеются на уроках, но после занятий такого шутника обходят стороной и дружить с ним никто не станет. Если у ребенка неустойчивая психика, с ним случаются приступы гнева, он начинает кидать книги и тетради, на замечания учителя или неудовлетворительную отметку может выбежать из класса или расплакаться, с ним не захочет общаться никто из ребят. Также одноклассники чаще всего не любят тех, кого называют зубрилами. К таким детям сразу проявляют негативное отношение. Дети, например, хорошо учатся, даже на переменах читают учебники, всегда выполняют домашнюю работу, могут ответить на вопрос учителя, на который никто из ребят в классе ответить не смог. В любом классе всегда есть ребята-подлизы, которые всегда стараются услужить учителю. Особенно плохо, когда такие ученики заискивают перед учителями и доносят на других. В классе подлиз всегда не любят. Если родители слишком опекают своего ребенка, одноклассники могут назвать его маменькиным сынком. Такого ребенка часто унижают и обижают и с ним никто не хочет общаться.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками?

Взрослые должны помочь своему ребенку найти свое место в школьном коллективе. Есть несколько простых правил поведения, которые ребенок должен выполнять, особенно если не знает, как себя вести. Родители должны научить ребенка быть добрым, отзывчивым, искренним, помогать другим, если им нужна помощь. Ребенка никогда не назовут жадным, если он даст однокласснику тетрадь или ручку, когда тот забыл их дома, или угостит конфетой. Людей нужно принимать такими, какие они есть, со всеми недостатками. Не нужно пытаться переделать других ребят, нельзя осуждать одноклассника, если тот рассеянный или невнимательный. Любой человек - это уникальная личность, поэтому относиться к нему нужно с уважением. Ваш ребенок должен уметь говорить правду. Если одноклассники знают, что кто-то из ребят врет родителям и учителям, они не захотят дружить с таким человеком, так как ему нельзя верить.

Есть дети, которых очень волнует чужое мнение, они становятся зависимыми от этого, таким образом они постепенно отдаляются от коллектива. Неуверенный в себе ребенок непрерывно вынужден контролировать свое поведение и речь. Это мешает ему раскрепоститься и без затруднений контактировать с одноклассниками. Сложность формирования коммуникативных навыков испытывают дети с эмоциональными проблемами, это связанно с особенностями их характера. Существуют задиристые дети, обидчивые, быстро поддающиеся на провокации. Если у ребенка нет опыта общения, одноклассники его могут просто не замечать, он отстраняется от них, так как не знает, как начать и поддержать беседу. Задача родителей в этом случае состоит в том, чтобы научить ребенка вести себя в обществе. Проблема трудностей общения может также возникать, если ребенок часто пропускает занятия в школе.

Главная роль в процессе становления личности ребенка принадлежит родителям. В семье закладывается фундамент для формирования у ребенка оценки его собственной значимости, умений и возможностей, здесь ему прививают основные жизненные ценности. Особое значение имеет привлечение ребенка к общественной жизни. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок принимал участие в разных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, спортивных соревнованиях. Хорошо, если ребенок занимается рисованием, музыкой, танцами. Общественная деятельность поможет найти единомышленников и друзей. Общение ребенка с одноклассниками должно продолжаться и вне школы, поэтому родители должны постараться создать для этого условия. В свободное от занятий время ребенок сможет наладить отношения с товарищами по классу. Для того чтобы обеспечить ему общение с одноклассниками после уроков, можно устроить праздник, разрешить пригласить сверстников в гости. Также родители могут придумать, как всячески поощрять совместное общение детей. Важно научить своего ребенка быть ответственным за свои слова и поступки. Он должен исправлять ошибки сам, а не просить помощи у мамы с папой. Умение относиться к проблемам с юмором также поможет ребенку наладить отношения в классе.

Родителям важно доверительно беседовать со своим ребенком. Когда ребенок приходит из школы, интересуйтесь не только его оценками, но и тем, что он узнал полезного и нового, с кем общался, есть ли у него друг. Так как обучение в школе является важнейшим этапом в жизни любого ребенка, родители должны внимательнее отнестись ко всему, что с этим связано.

Возможно, вам кажется, что другие дети в школе совсем не уважают вас, но вы можете изменить их мнение. Дети могут быть жестокими друг к другу, но они также способны признать, что человек поступает правильно. Лучший способ заслужить признание ваших ровесников – относиться ко всем с уважением и доброжелательностью. Вам также стоит зарекомендовать себя как открытого, надежного и зрелого человека. Будьте верны себе и продемонстрируйте навыки и смекалку.

Шаги

Часть 1

Проявляйте уважение и доброту

    Уважайте всех в школе. Каждая личность заслуживает уважительного отношения, и лучший способ добиться его – проявлять такое отношение к другим людям. Необходимо обращаться уважительно ко всем в школе, включая младших школьников, старшеклассников, друзей, незнакомых людей и учителей. Не стоит сплетничать о своих сверстниках, смеяться над ними или дразнить их.

    • Уважайте личную собственность других. Никогда не берите без разрешения чужие вещи, и если кто-то вверил вам в пользование определенную вещь, обязательно верните ее в том состоянии, в котором вы ее получили.
  1. Не бойтесь постоять за себя и других. Если вы видите, что над кем-то издеваются, неважно, друг это или незнакомец, подойдите и заступитесь за этого человека. Точно так же, когда вы сами являетесь объектом нападок, проявите смелость и защитите себя. И в том, и в другом случае вы заслужите уважение ваших сверстников. Самое худшее, что можно сделать, – это стоять в сторонке и не предпринимать никаких действий, когда над кем-то издеваются.

    • Можно, например, сказать хулигану: "Эй, приятель! Это совсем не круто, не стоит так разговаривать с девушкой".
  2. Покажите свою зрелость. Трудно быть волевым человеком в сложной ситуации, но ваши сверстники, безусловно, будут уважать вас за это. Если кто-то нападает или толкает вас, ведите себя по-взрослому и правильно разберитесь в ситуации. Не бойтесь поговорить с учителем или с психологом, если вы считаете, что у вас нет полномочий, чтобы правильно поступить в сложившейся ситуации.

    • Например, если одноклассник оскорбляет вас, посмейтесь или просто уйдите. Не опускайтесь до его уровня, не оскорбляйте его в ответ, тем более не затевайте драку.
  3. Не совершайте неблаговидных поступков. Подумайте о том, как другие будут реагировать на ваши действия, и о том, как вы будете выглядеть в глазах других. Не рассказывайте глупых анекдотов, не сплетничайте и не распространяйте слухи. Избегайте споров со сверстниками и никогда не прибегайте к физическим разбирательствам.

    Покажите другим, что вы похожи на них. Вам будет трудно заработать уважение товарищей и сверстников, если вы необщительный человек. Попытайтесь найти что-то общее с вашими сверстниками, например, сильные организаторские способности, баскетбольный талант или любовь к научной фантастике.

    • Делайте небольшие шаги по сближению с другими, например, похвалите рубашку одноклассника, если вы увидели на ней логотип вашей любимой группы.
    • Другой способ сблизиться с вашими ровесниками – проявить сопереживание. Например, если одноклассник расстроен из-за плохой оценки, подумайте о том, как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации. Скажите что-нибудь вроде: "Я знаю, как обидно получить плохую оценку, особенно если ты очень старался. Это случилось со мной в начале этого года на уроке искусства. К счастью, есть еще время, чтобы улучшить свою общую оценку, поэтому не позволяй этому сильно тебя расстраивать".
  4. Учитесь красноречию . Сильные коммуникативные способности помогут вам заработать уважение своих одноклассников. Если вам трудно выразить свою точку зрения, попробуйте некоторые упражнения, которые помогут вам развить свои навыки. Например, прочитав статью в газете или в журнале, подведите итог полученной информации. Это поможет вам откинуть лишнее и одновременно выделить основные моменты.

Прежде чем понять, как можно помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, нужно определить причину возникновения разногласий. Только выявив ее, получится подобрать правильный вариант решения вопроса. А найти истоки конфликта иногда очень сложно. Потому что агрессия часто обусловлена субъективными, а не объективными факторами. Например, добрые и отзывчивые дети становятся изгоями только потому, что не хотят или не могут дать обидчикам отпор. И взрослым нужно обязательно помочь подростку адаптироваться в обществе. Иначе это приведет к серьезным психологическим проблемам, от которых ему будет тяжело избавиться даже став взрослым.

Как помочь подростку наладить отношения со сверстниками

Если подросток говорит, что у него возникли проблемы в общении со сверстниками - это уже хорошо. Значит, он доверяет взрослым, понимает, что ему могут помочь. Гораздо хуже, когда ребенок замыкается в себе, и родители даже не знают, что у него возникли какие-то сложные ситуации. В первую очередь это тяжело для самого подростка. У него нет поддержки ни в коллективе сверстников, ни в семье. И эту ситуацию нужно срочно исправлять.

Чтобы подросток стал откровенным, не стоит на него давить. Нужно сказать, что вы его любите таким, какой он есть. Что он желанный ребенок, и в любой ситуации может рассчитывать на поддержку. Даже если он не прав, вы будете на его стороне и постараетесь помочь в решении всех конфликтных вопросов со сверстниками. Это совсем не значит, что вам придется звонить знакомым ребенка, и уговаривать их дружить с ним. Основная задача откровенного разговора - внушить подростку уверенность в себе и знание того, что родители всегда на его стороне. С таким багажом он станет гораздо более смелым в общении со сверстниками, научится отвечать обидчикам, не будет стесняться новых знакомств, которые вполне могут дать начало настоящей дружбе.

Чтобы подростку было проще наладить отношения с одноклассниками или друзьями из двора, предложите организовать праздник дома. Повод может быть любой - успешное окончание четверти, новый год, день рожденья и т.д. Предоставьте детям свободу. Подготовив угощение для праздника, удалитесь из дома. Без взрослых подростки становятся более открытыми. И ваш ребенок, находясь на своей территории, без надзора родителей, сможет проявить все свои лучшие качества. Чувствуя себя хозяином, он станет уверенным в себе, и окружающие это почувствуют. Отношение знакомых к нему изменится, и это будут только положительные изменения. Такие посиделки можно повторить несколько раз для закрепления результата. Возможно, после них предстоит грандиозная уборка. Но небольшие энергозатраты стоят того, чтобы помочь ребенку адаптироваться к сложному и иногда агрессивному подростковому обществу.

Основная задача родителей - помочь ребенку стать более открытым и уверенным в себе. Тогда у него будет меньше конфликтных ситуаций со сверстниками. С этой задачей поможет справиться увлечение или хобби подростка. Если он любит спорт - запишите его в секцию, если красиво рисует - в художественную школу, если хорошо поет и танцует - отдайте в театральный кружок. Там подросток встретит людей с похожими увлечениями, и обязательно найдет с ними общий язык. Он научится общаться с разнохарактерными знакомыми, и решить проблемы со сверстниками ему станет гораздо проще.

Родители, чьи дети имели проблемы в общении со сверстниками, отмечали, что чаще всего они появлялись при переходе в новую школу и переезде в другой район. Именно в этот момент нужно быть наиболее внимательными к подростку. Он может не признаваться в том, что ему тяжело, скрывать свои обиды. Поэтому очень важно наблюдать за его психологическим состоянием, замечать перепады настроения, чтобы в трудную минуту прийти на помощь.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, родители замечают, что их отношения с ним становятся напряженнее и сложнее, а иногда просто невыносимыми. Эта проблема встречается наиболее часто в нашей повседневной жизни. У ребенка начинается переходный период от детства к взрослости, длительность которого варьируется в зависимости от темпов его развития. Обычно через три-четыре года все входит в колею. Но как бывает трудно пережить эти годы, и сколько ошибок совершается за это время.

Основная особенность подросткового возраста – это резкие гормональные и функциональные изменения в организме. Это отражается на психическом состоянии подростка. Он становится более ранимым, эмоционально неустойчивым, совершает необъяснимые, с точки зрения логики, поступки.

У подростка формируется «чувство взрослости», которое родителям необходимо поддерживать, подтверждая примерами из повседневной жизни: «Ты помог мне…, ты заметно повзрослел, многому научился», «Ты сделал… уже как взрослый самостоятельный человек, мне очень приятно» и т. п..

Кроме того, многие родители замечают, что их дети, став подростками, больше стремятся к общению со своими сверстниками, могут часами говорить с ними по телефону. Это тоже одна из особенностей данного возраста. И чем сложнее отношения подростка с родителями, тем больше он прислушивается к мнению сверстников. Это происходит потому, что им он начинает доверять больше. В этот возрастной период родителям очень важно сохранить доверие и понимание в отношениях с ребенком.

Большую часть в наших отношениях составляет общение. Свою значимость оно доказывает уже с самого рождения человека. Благодаря общению, мы можем сохранить «ниточку доверия и понимания» на всю жизнь или же оборвать ее на любом этапе развития ребенка (чаще на подростковом). В основе доверительного общения, в первую очередь, должно лежать отношение к ребенку как к личности уже с самого рождения. Необходимо уважать его мнение и учитывать в построении совместных планов. Особенно это важно в подростковом возрасте. Самое главное в отношениях с ребенком – это искренность. Подростки особенно чувствительны ко лжи. В этом возрасте им сложнее простить родителям их неискренность. Иногда они не прощают ее вообще. В построении отношений с ребенком данного возраста родителям важно учитывать его возрастные особенности. В помощь родителям предлагается несколько способов эффективного общения с подростком. Применение их в повседневной жизни поможет сохранить доверие и понимание между родителями и их детьми:

Слушая ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех «зайцев»:

  • ребенок убедится в том, что вы его слышите;
  • ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
  • ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Разговор на серьезную тему проводите, когда вокруг больше никого нет. В разговоре следите за своим тоном. Он не должен быть насмешливым. Придерживайтесь спокойного тона, слушайте внимательно. У вас не должно быть готовых ответов на все вопросы;

Старайтесь не говорить: «Мне все равно, что они там делали, но тебе лучше в это не ввязываться», «Я знаю, что для тебя лучше», «Делай то, что я тебе говорю, и проблема решится».

Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Никогда не сравнивайте его с кем- то, не говорите ему, что он должен быть на кого-то похож.

Советуйте ребенку, но предоставьте ему свободу выбора действия.

Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Никогда не унижайте ребенка даже словами.

Не ставьте своего ребенка в неудобное положение в присутствии чужих людей.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…».

Оторвитесь от телевизора и отложите газету, когда ребенок хочет с вами поговорить.

Дайте понять вашему ребенку, что вы интересуетесь им и всегда готовы помочь.

Видео по теме

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь-ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про-звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю-дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.