С каким хлеб соль. Русский обряд "хлеб да соль"

Всеобъемлющим символом является сочетания соли и хлеба. Преподнося хлеб, желают богатство и благополучие, а соль - защиту от влияний враждебных сил.

Обычаи наших предков

Традицией стало встречать молодоженов в доме жениха после венчания с караваем и солью. Такой обычай возник в те времена, когда молодая жена приезжала в семью мужа на постоянное жительство. Дома были большие, и в них проживало не одно поколение - прадеды, деды, родители, молодые и их дети.

Встречая молодых у порога дома хлебом с солью, родители приветствовали рождение новоиспеченной семьи. Еще одно значение имел хлеб - символ тела , а соль, в свою очередь, должна была придавать остроту ощущений в семейной жизни .

Выпечка хлеба (каравая)

Караваи выпекались родственниками невесты, которые к ней хорошо относились. Невеста «оплакивала» свою молодую девичью жизнь на девичнике , а в это время аккуратно и нежно замешивалось тесто для хлеба. Чтобы муж не бил жену - тесто не взбивали, а чтобы жизнь была легкой, его делали пушистым и мягким. Доверяли выпекание свадебного каравая только близким людям, чаще матери. Мысли, с которыми она это делала, должны быть светлыми и чистыми.

Кто главный в семье

Традицией покормить на свадьбе жениха и невесту хлебом с солью стало уже значительно позже. Это было придумано ведущими свадьбы, скорее всего для смеха и развлечения. Но многие относятся к этому с большой серьезностью. Ни одна жена не хочет быть «битой». Но, не смотря на это, она с удовольствием отдавала право откусить больший кусок каравая мужу - предоставляя ему возможность стать главным в семье и нести ответственность за ее благополучие.

После того, как молодоженов встретили у порога дома, свекровь относила каравай в церковь, как пожертвование. Считалось, что Господь благословит на богатство, лад и покой в молодой семье.

Сохранение традиций: как проходит обряд

Современная молодежь старается как можно быстрее отделиться от своих родителей и жить самостоятельно. Поэтому встречают молодоженов родители с обеих сторон уже непосредственно перед началом свадебного застолья в ресторане. Потерялся и обычай выпекания каравая матерью невесты. Намного проще заказать специальный хлеб у кондитера или пекаря за день до предстоящего торжества.

Для встречи молодых с хлебом - солью необходимо приготовить рушник. Раньше невеста сама должна была расшить специальным орнаментом рушник. Сейчас склоняются к покупке кухонного полотенца с вышивкой, на которое кладется каравай. Для соли нужно приготовить открытую солонку, наполнить ее и поместить в специальное углубление на вершине каравая.

Встречая молодоженов, мать жениха должна держать на рушнике каравай с солью, а отец - икону, благословляя, таким образом, детей на счастливую семейную жизнь.

Чем один народ отличается от другого? Своими уникальными традициями и обычаями, которые сложились на протяжении веков и бережно передаются из поколения в поколение. Они предписывают человеку, как вести себя в разных ситуациях. Например, семейный и бытовой уклад жизни пропитан обычаями - как разговаривать с женой и детьми, как вести себя на улице при встрече с пожилыми людьми, как встречать гостей.

Гостеприимство - традиция

Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету. Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей».Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.
«Всякий путешественник был для славян как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…», -
Н.М. Карамзин.

Традиционная русская трапеза

Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию. Стол, который буквально ломился от разнообразных блюд, располагался в «красном углу» рядом с приделанными к стене неподвижными лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки. После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью. Отношение к хлебу было особенно трепетным, он считался основой благополучия, был связан в сознании народа с долгим и тяжелым трудом. Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях. Даже в царском доме солонки располагались ближе к самому царю и наиболее важным гостям. К тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.
Невозможно представить себе русский стол без хлеба и соли: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол - престол», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», «Без хлеба - смерть, без соли смех».
Отказавшись разделить с хозяевами дома «хлеб да соль», можно было нанести им несмываемую обиду. Во время трапезы было принято усиленно потчевать гостей. И если гости ели мало, хозяева уговаривали их отведать то или иное блюдо, преклоняя колени.

И сегодня «хлеб-солью» встречаем

Наш народ по-прежнему открыт, гостеприимен, радушен. И традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом, но и хлебом-солью сохранилась и в наши дни. К примеру, в день свадьбы мать жениха преподносит молодым свадебный каравай - символ чистых мыслей и добрых намерений. Это означает, что родители принимают в семью молодую жену, с которой теперь предстоит жить рядом и делить все беды и радости.Конечно, в чистом виде церемония чаще используется на официальных встречах или в праздничные, торжественные моменты. Например, праздничным караваем встречают жители города дорогих гостей.

Встреча молодых после бракосочетания с караваем является давней традицией и обязательным ритуалом, с которого всегда начиналось праздничное свадебное застолье. Этот хлебный продукт принято выпекать накануне в четверг или пятницу из пшеничной муки украшая верхнюю часть шишками и колосками, символизирующими богатство и плодородие, а также голубями, олицетворяющими любовь.

Как же встречать молодых с караваем? По приезде свадебного кортежа к месту празднования на пороге новоиспеченных мужа и жену встречают их родители. При этом мать жениха традиционно преподносит на рушнике каравай с солью как символ благосостояния и гармонии совместной жизни. Родители высказывают пожелания, напутствия и благословение. Не стоит в этот момент произносить длинные речи, возможность красноречиво высказаться будет во время самого праздничного обеда, когда каждый из родителей наряду с общими гостями будет произносить поздравительный тост. Молодые должны отломить от каравая кусочки, и обмакнув в соль угостить один другого тем самым признавая, что готовы заботиться друг о друге во время совместной жизни. Зачастую кусочки от каравая молодожены откусывают, и при этом считается, у кого кусок оказался больше, тот и будет главенствовать в семье. Соль в этом случае означает, что они последний раз друг другу насолили. У отца жениха в руках икона Николая Угодника или Божьей Матери, символизирующая духовность и христианские традиции совместной жизни. Мать и отец невесты преподносят молодым мед и шампанское, тем самым напутствуя сладкой жизни и знаменуя начало медового месяца. Шампанское необходимо выпить до дна, а сами бокалы разбить. По осколкам бокалов принято считать, кто будет первенцем в новой молодой семье. Если крупные осколки, то мальчик, если мелкие соответственно девочка. Молодые супруги благодарят при этом родителей, низко кланяются им и трижды целуют каждого в щеки.

Сам каравай ставится на стол к молодым супругам, где он находится до конца праздничного застолья. К концу вечера принято делить каравай, центральная верхняя его часть оставляется молодоженам, дальше все раздается родителям и гостями, при этом принято взамен на кусок каравая каждому из гостей одаривать молодых. Как правило, на специально приготовленное блюдо или разнос гости кладут деньги, соблюдая традиционную старинную заповедь, «одаривай и одариваемым будешь».

Примерные слова матери жениха при встрече молодых с караваем:

    Милые дети! Поздравляем вас с бракосочетанием и рождением новой семьи! Благословляем вас на долгую счастливую жизнь и преподносим вам каравай символ любви, достатка и благополучия. Совет вам да любовь! - Дорогие дети! Примите искренние поздравления в этот знаменательный праздник, день рождения вашей семьи! Желаем вам на протяжении всей жизни пронести в своих сердцах те светлые чувства любви друг к другу, которые вас вместе свели. Живите в достатке и счастье!

    Любимые наши детки! Очень рады, что вы нашли друг друга и соединили свои искренние чувства, образовав новую семью. Любите, цените и доверяйте друг другу! Пусть всегда ваш дом будет полной чашей, а обиды и невзгоды пусть обходят вас стороной!

    Дорогие дети! Рады вашему сознательному выбору! Благословляем вас на счастливый брак с искренними взаимными чувствами любви! Проявляйте уважение и заботу друг к другу. Вместе делите все взлеты и падения, радости и печали! Совет вам да любовь!

«Горько, горько» - кричат молодым еще в ЗАГСе, а уже потом, на пороге ресторана, который заменил дом жениха, родители жениха встречают молодую семью хлебом и солью. Что это значит, откуда взялось и зачем мы, такие современные, продолжаем это делать?

«Горький» обряд многовековой и с годами сильно изменился. Если раньше невеста, обходя гостей, предлагала им выпить за здоровье нового брака (не самих молодых, а именно новой семьи!), то сейчас гости наливают сами, пьют сами и хмельными голосами требуют поцелуев от молодоженов. Символизм прост: все горести и тяготы предстоящей семейной жизни (а наши предки знали и понимали, что семья это не поваляться на диване под телевизором) невеста и жених делили со своими гостями – людьми, на глазах которых создавалась семья. Ведь семья признавалась семьей только после отгулянной на глазах всего честного народа свадьбе, если даже было так называемое «тайное» венчание, его требовалось засвидетельствовать в течение трех-четырех месяцев перед всеми людьми свадебным пиром– иначе брак считался аннулированным или, еще хуже, не состоявшимся. А молодая девушка, соответственно, обесчещенной. Но вернемся к водке. Горька вода – именно такое понятие несла водка для наших предков и, созданная для медицинский целей арабами, применилась на нашей земле уже как лекарство и от душевных недугов. Предлагая водку гостям невеста на глубоком символическом уровне просила поддержки у общины, у соседей, у друзей и несла свои предстоящие горести заранее разделить с ними. Гость, принявший водку, выпивал и подтверждал «горько» - обозначая что выпил именно водку, что она горька и что он взял на себя часть обязательств по сохранению новой семьи и помощи ей. Интересно «присоседился» этот обычай и к хлебосольной встрече молодых: сейчас на каравай ставят молодым рюмку водки, которую они должны выпить, а затем разбить через плечо. Символиз этого «новородка» также прост: на входе в семейную жизнь молодые принимают часть символичных горестей и разбивают тару, в которых они хранились, о то место, где стоит черт (обычно просят молодых разбить за левое плечо). Выпиваем, понимаем что горько, но понимаем и что глупые ссоры – и выбрасываем «тару» глупых размолвок к черту. Другая версия: соединение традиции бить тарелки на свадьбу и иную посуду. Бились тарелки для того, что бы больше они никогда не бились (битая тарелка символ и раздора и ухода благосостояния). Соответственно, разбита рюмка может символизировать и попытку разбить все горести прямо здесь и сейчас.

Хлеб да соль. Встречая молодую, свежеиспеченную семью, на пороге с хлебом и солью, родители жениха приветствуют рождение новой семьи. Хлеб – это символ тела. Семья, как нам известно на подкорковом уже уровне – ячейка общества. Новое тело. Семья отныне неразлучна и для общины выглядит как новое целостное тело. Соль – придает радость и, в определенном смысле, остроту ощущениям в семейной жизни. Каравай выпекался женской стороной общины, хорошо настроенной к невесте. Тесто замешивалось в то время, как невеста оплакивалась свою молодую жизнь на девичнике, и обязательно с любовью к невесте – замешивалось аккуратно и нежно, не «билось» как тесто для обычных караваев – делалось это для того, что бы муж не бил жену. Делалось мягким и пушистым – что бы семейная жизнь проходила легко, да и брачное ложе было «пушистым». Традиция «покормить» друг друга посоленными кусочками хлеба из большего введена от безделья теми, кто ведем свадьбы. Для смеха. Тем не менее, в обряде этом нет ничего смешного и отнестись к нему следует с уважением. Особенно невесте, если она не хочет в браке быть «битой». Доверять выпекание свадебного каравая незнакомой тетке по объявлению – странная затея. С какими мыслями она пекла этот каравай? Что она там себе думала о невесте? Неизвестно. В таком случае уж пусть лучше родная мама испечет шарлотку J Тем не менее, каравай кусали, мерялись, кто в доме будет главный. Жена в этом случае не хватала с феминистическим настроем кусок как у мужа – спокойно отдавая ему право быть главным и нести, внимание, девушки! – ответственность за семью и за, дважды внимание, девушки! – духовное состояние жены. Откусили больше – не жалуйтесь, что муж вас обижает J В последствии хлеб относился матерью жениха в церковь, где клался как пожертвование. В таком случае, считали наши предки, Господь дополнительно благословит семью на лад и покой. Да и богатство.

Чтите традиции наших предков – все они медитативны и рассчитаны на помощь вам, молодой семье, а не на то, что бы весело провести время в ожидании возможности надраться в сани.

Повсеместно по сей день почётных гостей встречают хлебом с солью. Сочетание хлеба с солью было всегда очень ёмким символом.

Когда и где появилась традиция

То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, пожалуй, для всех ожидаемо. В народном мировоззрении хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб.

На Успенье традиционно святили новый свежеиспеченный хлеб. До возвращения из церкви домашние ничего не ели, ожидая освещенный каравай, разговлялись кусочком такого хлеба, а остаток священного каравая заворачивали в чистую холстину и клали под образа. Считалось большим грехом уронить хотя бы крошку такого хлеба.

Было немало и примет, связанных с хлебом. Например, нельзя доедать хлеб за другим, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека.

Верили, что того, кто дает за столом кусок хлеба собаке, ожидает бедность. Тот, кто оставил кусок хлеба на столе, похудеет – хлеб будет его есть или гоняться за ним на том свете. Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обходили с хлебом горящее здание, чтобы остановить пожар.

Хлебом с солью благословляли молодых, встречали гостей и молодых по возвращении из церкви после венчания.

Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Специально приглашенный колдун, например, брал из рук хозяйки хлеб и соль, разламывал хлеб на кусочки, круто посыпал солью и разбрасывал их по сторонам, чтобы защитить дом от злых сил.

Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение «ты забыл мой хлеб да соль» считалось самым большим упреком неблагодарному человеку.

Само выражение «хлеб да соль», по народному убеждению, отгоняет злых духов. «Хлеб да соль», – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.