Сценарная разработка "день трезвости". Сценарий акции "мы за зож" посвященной всероссийскому дню трезвости

«День трезвости»

Час общения, посвященный алкогольной зависимости

Цель: расширение представления детей о вредном воздействии алкоголя.

Задачи:

    способствовать воспитанию здорового образа жизни;

    формировать устойчивый навык неприятия алкоголя;

    формировать умение активно противостоять пагубным привычкам;

    способствовать развитию творческих способностей учащихся.

I. Непьющий воробей

Случилось это во время птичьего банкета:

Заметил дятел - тамада,

Когда бокалы гости поднимали,

Что у Воробушка в бокале -

Вода! Фруктовая вода!

Подняли гости шум, все возмущаться стали,

«Штрафной» налили Воробью.

А он твердит свое: «Не пью! Не пью! Не пью!»

«Не поддержать друзей? Уж я на что больная, -

Вопит Сова, - а все же пью до дна я!»

«Где ж это видано, не выпить за леса

И за родные небеса?!» -

Что делать? Воробей приклювил полбокала.

«Нет! Нет! - ему кричат. - Не выйдет! Мало! Мало!

Раз взялся пить, так пей до дна!

А ну налить ему еще бокал вина!»

Наш скромный трезвенник недолго продержался -

Все разошлись, а он под столом остался…

С тех пор прошло немало лет,

Но Воробью теперь нигде проходу нет,

И где бы он не появился,

Везде ему глядят и шепчут вслед.

«Ах, как он пьет!», «Ах, как он разложился!»,

«Вы слышали? На днях опять напился!»,

«Вы знаете? Бросает он семью!»

Напрасно Воробей кричит: «Не пью-ю! Не пью-ю-ю!»

Иной, бывает, промахнется

(Бедняга сам тому не рад!),

Исправится, за ум возьмется,

Ни разу больше не споткнется,

Живет умней, скромней стократ.

Но если где одним хоть словом

Его коснется разговор,

Есть люди, что ему готовы

Припомнить старое в укор:

Мол, точно вспомнить трудновато,

В каком году, каким числом…

Но где то, кажется, когда-то

С ним что-то было под столом!…

Слайд 1. Учитель. 11 сентября 2015 года признан всемирным днем трезвости. Алкогольные напитки сейчас льются рекой, пьют их даже дети. От пьянства в стране ежегодно гибнет 40 тысяч граждан России - это в 3 раза больше наших потерь за всю афганскую войну.

Слайд 2.

Знаете ли вы об этих цифрах? Считаете ли вы, что эти цифры имеют к вам отношение? Считаете ли вы, что нужно проводить борьбу с алкоголизмом? Совместим ли алкоголизм со здоровым образом жизни? (Совместим при культурном употреблении, при соблюдении чувства меры.)

II. Информационный блок «Алкогольный яд»

Слайд 3. Учитель. Что же такое алкоголь и в чем его коварные свойства? Сейчас мы рассмотрим этот вопрос со стороны медицины.

Слайд 4. В справочнике по токсическим веществам (токсическим - значит ядовитым) говорится, что алкоголь - это винный спирт. По действию на организм он относится к наркотикам. И обладает всеми признаками наркотика: оказывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызывает при малых дозах возбуждение, а при частом употреблении - привыкание и потребность в нем. Винный спирт - яд, который поражает все органы, но особо пагубное влияние он оказывает на сердце, печень, центральную нервную систему. А еще алкоголь поражает мозг, лишает человека ума. Недаром еще Пифагор говорил, что «пьянство есть упражнение в безумстве». В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения признала: «Алкоголь - наркотический яд». Но в России алкоголь пока не признан наркотиком, и этот яд круглосуточно и свободно продается даже в гастрономических магазинах, в киосках и ларьках. К алкогольным изделиям относятся: пиво, вино, водка, спирт, самогон, чача, брага и другие напитки, имеющие крепость от 1,5 и более градусов в своем составе.

Слайд 5. Чем больше алкоголя поступит в организм, тем больше отравляется мозг. В зависимости от уровня отравления мозга различают 6 степеней опьянения.

Первая степень - слабое опьянение. Признаки его - дурашливость, подвижность, болтливость, развязность, бахвальство, шумливость, самонадеянность.

Вторая степень - буйность. Для нее характерны повышенная раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам.

Третья степень - параличность - нарушается координация движений, иногда пьяный не может самостоятельно передвигаться.

Четвертая степень - безумность, безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, способность думать нарушена, в крайнем случае полностью утрачивается.

Пятая степень - усыпленность - алкогольный сон. Пьяный не утрачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным способом разбудить и даже заставить встать на ноги.

Шестая степень - наркозность - алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне и в луже, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой.

Слайд 6.. Как происходит привыкание к алкоголю? Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь. Она развивается, если человек долго и регулярно принимал алкогольные напитки. Признаки алкоголизма: неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости и деградация личности. Привыкание к яду происходит постепенно. Первая проба, как правило, сопровождается защитной реакцией: рвота, тошнота - так организм борется с отравой. Постепенно увеличивается доза, организм привыкает, появляется влечение к алкоголю. Различают три стадии алкоголизма. На последней, третьей стадии, происходит распад личности, человек полностью теряет контроль над собой, пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон, у него могут возникнуть белая горячка, другие алкогольные психозы.

Слайд 7. Особенно быстро алкоголизм развивается у женщин. В народе говорят: «Муж пьет - полдома горит, жена пьет - весь дом горит». Женщина-алкоголик теряет все женские черты, в ней погибает даже материнский инстинкт - она престает заботиться о своих детях. Дети и подростки в 3-4 раза быстрее привыкают к алкоголю. Их организм еще слаб, и они быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя.

III. Творческие задания по теме «Дорогие» алкоголики

Классный руководитель. Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же он опасен? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Представьте себе, что вам нужно убедить разные слои населения отказаться от алкоголя, показать, как дорого за него приходится платить.

Первая группа покажет, чем опасен алкоголь на транспорте.

Вторая группа покажет опасность алкоголя на производстве.

Третья группа раскроет опасность алкоголя для семьи, детей.

Четвертая группа покажет связь алкоголя с преступностью.

Подберите примеры и сделайте вывод, почему опасно употребление алкоголя именно в этой области?

(В течение 5-7 минут дети готовятся.)

Примерные ответы детей:

Слайд 8 Первая группа:

Пьяный водитель или пешеход могут стать причиной аварии на дороге.

Пьяный пассажир может получить травму, может травмировать других (например, в метро упасть с эскалатора).

Пьяные водители теряют контроль над собой, устраивают гонки на дорогах.

Пьяный водитель может уснуть за рулем, и машина станет неуправляемой.

На дороге обстановка меняется очень быстро. Нужно обладать хорошей реакцией, трезво оценивать ситуацию. У пьяного человека реакция заторможена, он невольно может стать виновником несчастья. Потом придется ремонтировать машины, оплачивать лечение пострадавших. Алкоголизм дорого обходится на транспорте.

Слайд 9. Вторая группа:

Пьяный строитель может упасть с верхнего этажа, может плохо выполнить работу, что приведет к разрушению здания, к аварии.

Пьяный рабочий, который делает самолеты, корабли, машины, сделает что-то не так, от этого пострадают люди.

Пьяный на заводе может получить травму, может повредить станки, оборудование, это влетит заводу в копеечку.

А если пьяница окажется работником атомной станции - даже страшно представить, что может произойти!

Современное производство насыщено сложной техникой, пьющий человек может заснуть на рабочем месте, может потерять сознание, по его вине пропадет труд многих людей. Алкоголизм на производстве - это большие затраты.

Третья группа:

Алкоголики в семье - это настоящее бедствие. Они не занимаются воспитание своих детей, подают им плохой пример. Алкоголиков часто лишают родительских прав, а детей отдают в интернаты.

Не повезло тем, у кого соседи алкоголики. Это постоянные пьянки, скандалы, ссоры. Люди из-за них не могут отдохнуть, даже в своем собственном доме не чувствуют себя в безопасности.

Иногда дети алкоголиков идут по стопам родителей, попадают за решетку, или сами становятся алкоголиками.

Алкоголики могут устроить пожар в доме, взрыв газа или другую аварию.

Жить в одном доме с алкоголиком - несладко. Семье приходится постоянно терпеть лишения, отказывать себе в самом необходимом ради дорогой слабости своего близкого.

Слайд 10 Четвертая группа:

Алкоголики с легкостью идут на воровство, грабеж.

В пьяном угаре люди затевают жестокие драки, во время которых не контролируют агрессию. Такие драки часто заканчиваются убийствами.

По пьянке люди делают много глупостей, просто так, чтобы развлечься, потом эти глупости квалифицируются как преступления.

Многие преступники не знают законов и думают, что алкоголь будет для них оправданием, но это не так: алкогольное опьянение усугубляет вину.

Алкоголь пробуждает в человеке чувство эйфории, ложной уверенности в себе, желания рисковать. Это толкает людей на преступления, за которые приходится платить: деньгами, свободой, кому-то - собственной жизнью.

Слайд 11

IV. Тест «Сможете ли вы устоять»

Учитель: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?

Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

    Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.

    Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.

    Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.

    Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.

    Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.

    Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.

    Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.

    Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.

    Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.

Теперь подсчитайте баллы с учетом таблицы.

Да

Нет

ЕСЛИ У ВАС:

0-15 баллов

Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии ронять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями. У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

(20- 40 баллов)

Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

45 и более баллов

ВНИМАНИЕ!

Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия.

Пожалуйста, просуммируйте полученные баллы и задумайтесь над своими результатами.

Слайд 12.

V. Упражнение «Умей сказать "нет"»

Классный руководитель. Дебаты - это хорошая тренировка в умении отстаивать свою позицию, защищать свою точку зрения. Это умение очень пригодится, когда нужно будет удержать себя от алкоголя. Большинство людей начали употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Им не хотелось пробовать, и ощущения были малоприятные, но все-таки они поддавались на уговоры и принимали алкоголь. Почему же они так себя вели? Да потому, что боялись показаться слабыми, отсталыми, несовременными, боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать: «Да, я боюсь за свое здоровье, да, я маменькин сынок, да, я еще маленький, да, я дурак». Или же повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет». И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно самостоятельный, сильный человек. Сейчас мы потренируемся в умении говорить «нет». [Имя, фамилия) будет играть роль провокатора и предлагать вам выпивку. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору?

(Дети поднимают руки, выходят к доске.)

Помните, что нужно говорить? Покажите, что вы не боитесь.

(Провокатор со стаканом подходит к детям, предлагает выпить, дети отвечают отказом.)

Фразы для провокации:

Ну что, слабо? Боишься выпить?

Пей! Или ты у нас маменькин сынок?

Выпей! Ты уже не маленький!

Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!

(Упражнение можно повторить с другой группой детей.)

Классный руководитель. Но самый лучший способ избежать таких провокаций - не ходить туда, где предлагают выпить.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей». Так писал об алкоголе американский писатель Джек Лондон. У людей всегда имеются проблемы, но алкоголь и другие наркотики их не разрешают, а скорее порождают новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди! Я от всей души желаю вам научиться самим решать свои проблемы и не искать легких путей.

VII. Подведение итогов

Классный руководитель. Что нового вы узнали сегодня? Изменилось ли ваше отношение к алкоголю? Сможете ли вы устоять, когда будут предлагать выпивку? (Ответы детей.)

Всероссийский день трезвости — праздник, который отмечается в России с 1913 года. Дата празднования каждый год приходится на 11 сентября. В 2018 году праздник выпадает на рабочий день — вторник. Как уже понятно из названия, смысл праздника заключается в том, чтобы в очередной раз предупредить людей об опасности злоупотребления алкоголем и необходимости отказа от этой пагубной привычки.

В 1913 году «День трезвости» был проведён впервые. Инициатором проведения стала Православная Церковь. Дата празднования была выбрана в связи с тем, что в этот день проходит православный праздник «День Усекновения главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». В этот праздник принято соблюдать строгий пост.

В старину «День трезвости» чтился очень высоко: 11 сентября закрывались винные лавки, а в других местах прекращалась продажа алкоголя. И сегодня любой желающий может посетить храм, чтобы поставить свечу об исцелении страдающих от пьянства. Также в этот день рекомендуется помолиться за своих родных и близких, которые страдают этим недугом, а также провести этот день в трезвости, полностью отказавшись от любых горячительных напитков.

«Всероссийский день трезвости» — это не только православный праздник, но и общественный, или социальный. Самые разные организации в этот день организуют мероприятия, которые направлены на то, чтобы донести обществу мысль о такой важной составляющей их жизни, как трезвый и здоровый образ жизни, необходимость отказа от алкоголя, наркотиков и других пагубных привычек.

В этот день стоит задуматься о вреде употребления алкоголя. Проблема алкоголизма в современном обществе является очень актуальной.

В 1913 году, когда Россия праздновала 300-летие дома Романовых, количество алкоголя на душу населения составило 4,7 литра спирта в год. В дореволюционные годы 43% мужского населения в стране оставались абсолютными трезвенниками. К 1979 году доля непьющих мужчин сократилась до 0,6%. А в настоящее время количество спиртного на душу населения, включая несовершеннолетних, составляет 13,5 литра спирта в год, что выходит далеко за пределы нормы. (По нормам ВОЗ, после 8 л начинается деградация). Пугает и степень социальной опасности, которую таит в себе пьянство. Из-за пьянства рушатся семьи, дети остаются сиротами, люди теряют работу, здоровье, самоуважение, разрушается личность человека. В нетрезвом состоянии совершаются более половины всех преступлений. Значительный вред наноситься здоровью человека в широком смысле этого слова, то есть перефразируя определение, данное понятию здоровья Всемирной организацией здравоохранения - вследствие алкоголизации у человека наступает состояние физического, психического и социального неблагополучия. По данным ВОЗ употребление алкоголя приводит не только к формированию зависимости, но и повышает риск развития у людей более чем 200 болезней.

Минздрав России обратился к субъектам Российской Федерации с просьбой поддержать проведение Всероссийского дня трезвости , который состоится 11 сентября 2018 года :

«Министерство здравоохранения РФ в целях борьбы с алкогольной зависимостью и популяризацией здорового образа жизни, а также с учетом положительных итогов мероприятия в 2015-2017 гг., просит поддержать проведение Всероссийского дня трезвости, который состоится 11 сентября 2018 года. В рамках Всероссийского дня трезвости возможно проведение конференций, семинаров, совещаний, круглых столов, спортивных и культурных мероприятий в учреждениях образования, здравоохранения, молодежных организациях, встречи с населением, очные консультации и вебинары с представителями органов государственной власти, общественными объединениями и религиозными организациями, в чью компетенцию могут входить различные аспекты снижения спроса и предложения на алкоголь».

День трезвости - праздник, который следует не «отмечать», а проводить, сохраняя трезвость рассудка, радуясь возможности общения с близкими, стремясь сделать так, чтобы трезвость стала естественным состоянием каждый день в году. Ведь только трезвый человек может быть успешным, счастливым, иметь крепкую семью и уважение. Трезвость - естественное состояние личности, проявляющееся через здравомыслие. Сказав алкоголю твердое «Нет», российская нация ничего не потеряет, а лишь приобретет - силу, здоровье, честь и мужество.

Скачать

В России ежегодно 11 сентября отмечают День трезвости. Этот праздник очень актуален в наше время, а его целью является напоминание людям о том, как опасно злоупотреблять спиртным. Дата 11 сентября пересекается с церковным праздником – Днём Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи. В этот день христиане соблюдают строгий пост.

В День трезвости, 11 сентября, школьникам расскажут о вреде алкоголя. В школах и других учреждениях образования пройдут классные часы, выставки, эстафеты, беседы с медиками, посвящённые этому дню.

Целью таких мероприятий является расширение представлений учащихся о пагубном воздействии спиртных напитков, пропаганда здорового образа жизни. Важно донести современному обществу, что отказ от вредных привычек, наркотиков и алкоголя убережёт от распада семьи и деградации личности.

Задачи классного часа:

  • сформировать умение не поддаваться плохим привычкам;
  • привить здоровый образ жизни подрастающему поколению;
  • способствовать появлению навыка неприятия алкогольных напитков.

История возникновения праздника День трезвости 11 сентября

Давно считалось, что счастье народа – это трезвость. В 1913 году День трезвости стали отмечать официально. Но, скорее всего, не каждый россиянин помнит о такой дате, а данному дню уже «перевалило» за 100 лет.

Церковь в своё время стала инициатором такого праздника. Тогда День трезвости отмечали массово: запрещали распитие и продажу алкогольной продукции, организовывали большие крестные ходы, в храмах читали проповеди. Таким образом общество получало знания о здоровом образе жизни, о ценности разума и созидания.

Не зря День трезвости отмечают именно 11 сентября. В этот день православные отмечают ещё одно событие – смерть Пророка, Иоанна Крестителя, называемого Предтечей Христа.

Мученик ни разу в жизни не употреблял спиртное, однако ему отрубили голову по приказу Ирода Антипы. Ирод в тот день устроил пир, был пьян и разгорячён алкоголем. Библия повествует о том, что такое злодеяние случилось именно во время пира, и разум гостей был одурманен алкоголем.

В наше время в День трезвости церкви проводят акцию «Поставь свечу». Люди приходят в храмы и ставят свечи об исцелении людей, страдающих от алкозависимости.

Как проходит День трезвости 11 сентября в России

Ко Дню трезвости разрабатываются всевозможные программы, а их внедрению способствует поддержка из государственного бюджета.

На улицах городов РФ появляются стенды с информацией о количествах смертей от алкоголизма, о ДТП на дорогах с пьяными водителями, о психических расстройствах.

В организациях, учебных заведениях и на предприятиях специалисты проводят лекции, рассказывают о том, какое влияние оказывает алкоголь на организм человека, особенно на детей и стариков.

Некоторые магазины и торговые лавки в этот день не реализуют спиртное вообще. Энтузиасты, чтобы поддержать здоровый образ жизни и отказ от пагубных привычек, устраивают конкурсы, эстафеты, митинги, марафоны. Певцы, артисты проводят свои выступления по всей стране.

Асфальт и стены зданий молодёжь разрисовывает картинами и надписями, которые призывают к трезвости.

11.09.2018 13:44:00

В этот день в школах проходят мероприятия, посвящённые Всероссийскому дню трезвости, который призывает общественность дать бой употреблению алкогольных напитков.

Целью проведения мероприятий является утверждение здорового образа жизни, содействие общественному движению трезвости, расширение информированности населения, в первую очередь подрастающего поколения, о пагубном воздействии алкоголя.

Дата выбрана неслучайно: 11 сентября православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост. Раньше в России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных храмах проводились Крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником.

Не прошёл незамеченным Всероссийский день трезвости для учеников старших классов Пристанционной школы. Для ребят был подготовлен урок-предупреждение «Алкоголь. Пить или жить?». В ходе урока Алла Валуева рассказала присутствующим о пагубном влиянии алкоголя на молодой организм, как развивается зависимость, теряется воля, меняется поведение человека. Было предложено сыграть в игру «Пчёлка», цель которой показать, как теряется координация человека, объяснить, что такое же воздействие оказывает и алкоголь на мозг и его функции. Ребятам были предложены вопросы для обсуждения: что происходит с людьми, когда они напиваются, каковы причины употребления алкоголя, помогает ли алкоголь решить проблемы и др. Степан Бенца зачитал XII главу произведения «Маленький принц» А.Сент-Экзюпери, где главный герой встретил пьяницу. Затем ребята обсудили услышанное, постарались найти ответ на главный вопрос, почему пьяница продолжает пить, хотя ему и стыдно. В ходе мероприятия участникам было предложено обыграть заданные ситуации и научиться говорить «нет» на предложение употребить спиртное. Для присутствующих была подготовлена книжная выставка «Будем здоровы!» с книгами о здоровом образе жизни, о влиянии алкоголя и о спорте. В конце мероприятия перед слушателями выступили Татьяна Солодова и Галина Кочетыгова, учителя Пристанционной школы. Они ещё раз напомнили ребятам о негативном влиянии алкоголя на здоровье человека.

«День трезвости»

Час общения, посвященный алкогольной зависимости

Цель: расширение представления детей о вредном воздействии алкоголя.

Задачи:

  • способствовать воспитанию здорового образа жизни;
  • формировать устойчивый навык неприятия алкоголя;
  • формировать умение активно противостоять пагубным привычкам;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся.

I. Вступительное слово

Слайд 1. Учитель. 11 сентября 2015 года признан всемирным днем трезвости. Алкогольные напитки сейчас льются рекой, пьют их даже дети. От пьянства в стране ежегодно гибнет 40 тысяч граждан России - это в 3 раза больше наших потерь за всю афганскую войну.

Слайд 2.

Знаете ли вы об этих цифрах? Считаете ли вы, что эти цифры имеют к вам отношение? Считаете ли вы, что нужно проводить борьбу с алкоголизмом? Совместим ли алкоголизм со здоровым образом жизни? (Совместим при культурном употреблении, при соблюдении чувства меры.)

II. Информационный блок «Алкогольный яд»

Слайд 3. Учитель. Что же такое алкоголь и в чем его коварные свойства? Сейчас мы рассмотрим этот вопрос со стороны медицины.

Слайд 4. В справочнике по токсическим веществам (токсическим - значит ядовитым) говорится, что алкоголь - это винный спирт. По действию на организм он относится к наркотикам. И обладает всеми признаками наркотика: оказывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызывает при малых дозах возбуждение, а при частом употреблении - привыкание и потребность в нем. Винный спирт - яд, который поражает все органы, но особо пагубное влияние он оказывает на сердце, печень, центральную нервную систему. А еще алкоголь поражает мозг, лишает человека ума. Недаром еще Пифагор говорил, что «пьянство есть упражнение в безумстве». В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения признала: «Алкоголь - наркотический яд». Но в России алкоголь пока не признан наркотиком, и этот яд круглосуточно и свободно продается даже в гастрономических магазинах, в киосках и ларьках. К алкогольным изделиям относятся: пиво, вино, водка, спирт, самогон, чача, брага и другие напитки, имеющие крепость от 1,5 и более градусов в своем составе.

Слайд 5. Чем больше алкоголя поступит в организм, тем больше отравляется мозг. В зависимости от уровня отравления мозга различают 6 степеней опьянения.

Первая степень - слабое опьянение. Признаки его - дурашливость, подвижность, болтливость, развязность, бахвальство, шумливость, самонадеянность.

Вторая степень - буйность. Для нее характерны повышенная раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам.

Третья степень - параличность - нарушается координация движений, иногда пьяный не может самостоятельно передвигаться.

Четвертая степень - безумность, безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, способность думать нарушена, в крайнем случае полностью утрачивается.

Пятая степень - усыпленность - алкогольный сон. Пьяный не утрачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным способом разбудить и даже заставить встать на ноги.

Шестая степень - наркозность - алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне и в луже, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой.

Слайд 6.. Как происходит привыкание к алкоголю? Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь. Она развивается, если человек долго и регулярно принимал алкогольные напитки. Признаки алкоголизма: неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости и деградация личности. Привыкание к яду происходит постепенно. Первая проба, как правило, сопровождается защитной реакцией: рвота, тошнота - так организм борется с отравой. Постепенно увеличивается доза, организм привыкает, появляется влечение к алкоголю. Различают три стадии алкоголизма. На последней, третьей стадии, происходит распад личности, человек полностью теряет контроль над собой, пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон, у него могут возникнуть белая горячка, другие алкогольные психозы.

Слайд 7. Особенно быстро алкоголизм развивается у женщин. В народе говорят: «Муж пьет - полдома горит, жена пьет - весь дом горит». Женщина-алкоголик теряет все женские черты, в ней погибает даже материнский инстинкт - она престает заботиться о своих детях. Дети и подростки в 3-4 раза быстрее привыкают к алкоголю. Их организм еще слаб, и они быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя.

III. Творческие задания по теме «Дорогие» алкоголики

Классный руководитель. Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же он опасен? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Представьте себе, что вам нужно убедить разные слои населения отказаться от алкоголя, показать, как дорого за него приходится платить.

Первая группа покажет, чем опасен алкоголь на транспорте.

Вторая группа покажет опасность алкоголя на производстве.

Третья группа раскроет опасность алкоголя для семьи, детей.

Четвертая группа покажет связь алкоголя с преступностью.

Подберите примеры и сделайте вывод, почему опасно употребление алкоголя именно в этой области?

(В течение 5-7 минут дети готовятся.)

Примерные ответы детей:

Слайд 8 Первая группа:

Пьяный водитель или пешеход могут стать причиной аварии на дороге.

Пьяный пассажир может получить травму, может травмировать других (например, в метро упасть с эскалатора).

Пьяные водители теряют контроль над собой, устраивают гонки на дорогах.

Пьяный водитель может уснуть за рулем, и машина станет неуправляемой.

На дороге обстановка меняется очень быстро. Нужно обладать хорошей реакцией, трезво оценивать ситуацию. У пьяного человека реакция заторможена, он невольно может стать виновником несчастья. Потом придется ремонтировать машины, оплачивать лечение пострадавших. Алкоголизм дорого обходится на транспорте.

Слайд 9. Вторая группа:

Пьяный строитель может упасть с верхнего этажа, может плохо выполнить работу, что приведет к разрушению здания, к аварии.

Пьяный рабочий, который делает самолеты, корабли, машины, сделает что-то не так, от этого пострадают люди.

Пьяный на заводе может получить травму, может повредить станки, оборудование, это влетит заводу в копеечку.

А если пьяница окажется работником атомной станции - даже страшно представить, что может произойти!

Современное производство насыщено сложной техникой, пьющий человек может заснуть на рабочем месте, может потерять сознание, по его вине пропадет труд многих людей. Алкоголизм на производстве - это большие затраты.

Третья группа:

Алкоголики в семье - это настоящее бедствие. Они не занимаются воспитание своих детей, подают им плохой пример. Алкоголиков часто лишают родительских прав, а детей отдают в интернаты.

Не повезло тем, у кого соседи алкоголики. Это постоянные пьянки, скандалы, ссоры. Люди из-за них не могут отдохнуть, даже в своем собственном доме не чувствуют себя в безопасности.

Иногда дети алкоголиков идут по стопам родителей, попадают за решетку, или сами становятся алкоголиками.

Алкоголики могут устроить пожар в доме, взрыв газа или другую аварию.

Жить в одном доме с алкоголиком - несладко. Семье приходится постоянно терпеть лишения, отказывать себе в самом необходимом ради дорогой слабости своего близкого.

Слайд 10 Четвертая группа:

Алкоголики с легкостью идут на воровство, грабеж.

В пьяном угаре люди затевают жестокие драки, во время которых не контролируют агрессию. Такие драки часто заканчиваются убийствами.

По пьянке люди делают много глупостей, просто так, чтобы развлечься, потом эти глупости квалифицируются как преступления.

Многие преступники не знают законов и думают, что алкоголь будет для них оправданием, но это не так: алкогольное опьянение усугубляет вину.

Алкоголь пробуждает в человеке чувство эйфории, ложной уверенности в себе, желания рисковать. Это толкает людей на преступления, за которые приходится платить: деньгами, свободой, кому-то - собственной жизнью.

Слайд 11

IV. Тест «Сможете ли вы устоять»

Учитель: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?

Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

  1. Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.
  2. Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.
  3. Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.
  4. Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.
  5. Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.
  6. Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.
  7. Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.
  8. Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.
  9. Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
  10. Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.

Теперь подсчитайте баллы с учетом таблицы.

Да

Нет

ЕСЛИ У ВАС:

0-15 баллов

Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии ронять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями. У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

(20- 40 баллов)

Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

45 и более баллов

ВНИМАНИЕ!

Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия.

Пожалуйста, просуммируйте полученные баллы и задумайтесь над своими результатами.

Слайд 12.

V. Упражнение «Умей сказать "нет"»

Классный руководитель. Дебаты - это хорошая тренировка в умении отстаивать свою позицию, защищать свою точку зрения. Это умение очень пригодится, когда нужно будет удержать себя от алкоголя. Большинство людей начали употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Им не хотелось пробовать, и ощущения были малоприятные, но все-таки они поддавались на уговоры и принимали алкоголь. Почему же они так себя вели? Да потому, что боялись показаться слабыми, отсталыми, несовременными, боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать: «Да, я боюсь за свое здоровье, да, я маменькин сынок, да, я еще маленький, да, я дурак». Или же повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет». И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно самостоятельный, сильный человек. Сейчас мы потренируемся в умении говорить «нет». [Имя, фамилия) будет играть роль провокатора и предлагать вам выпивку. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору?

(Дети поднимают руки, выходят к доске.)

Помните, что нужно говорить? Покажите, что вы не боитесь.

(Провокатор со стаканом подходит к детям, предлагает выпить, дети отвечают отказом.)

Фразы для провокации:

Ну что, слабо? Боишься выпить?

Пей! Или ты у нас маменькин сынок?

Выпей! Ты уже не маленький!

Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!

(Упражнение можно повторить с другой группой детей.)

Классный руководитель. Но самый лучший способ избежать таких провокаций - не ходить туда, где предлагают выпить.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей». Так писал об алкоголе американский писатель Джек Лондон. У людей всегда имеются проблемы, но алкоголь и другие наркотики их не разрешают, а скорее порождают новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди! Я от всей души желаю вам научиться самим решать свои проблемы и не искать легких путей.

VII. Подведение итогов

Классный руководитель. Что нового вы узнали сегодня? Изменилось ли ваше отношение к алкоголю? Сможете ли вы устоять, когда будут предлагать выпивку? (Ответы детей.)