Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый. В августе мы отмечаем три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый

В августе православные христиане отмечают три праздника - три Спаса . Они названы так, потому что каждый из праздников посвящен чудесным делам Спасителя. О традициях празднования Медового, Яблочного и Хлебного Спаса расскажет Страна Советов.

Медовый Спас празднуют первым, 14 августа. Его еще называют , Маковый Спас, Спас на воде или Мокрый Спас. По церковному календарю это первый день Успенского поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

Кроме этого, 14 августа - день памяти Маккавеев, семи ветхозаветных мучеников, которые приняли смерть за свою веру. Как и в случае со многими другими праздниками, христианские обычаи переплелись с языческими: благодаря тому, что к этому моменту как раз поспевает мак, название которого созвучно со словом «Маккавеи», Первый Спас в народе прозвали Маковым, или просто - Макавеем . В этот день принято готовить постную выпечку с маком. Начинают трапезу в Первый Спас блинами, которые обмакивают в маковое молочко - смесь, приготовленную из меда и мака.

Медовым этот Спас называют потому, что к этому моменту пчелы наполняют соты до отказа, и можно приступать к сбору меда. А мокрым - потому что в этот день на Руси чистили старые колодцы и освящали новые. На естественные водоемы совершали крестный ход для освящения воды, а потом купались сами и купали домашний скот. Это было последнее купание до следующего лета.

19 августа празднуют - Преображение Господне. Из всех трех Спасов считается главным, ведь он входит в число двунадесятых великих праздников (12 важнейших праздников в православии после Пасхи). В этот праздник совершают литургию, читают паримии и поют канон, подчеркивающий величие Преображения, священнослужители облачаются в белые одежды.

Также в этот день в конце праздничной литургии освящают яблоки нового урожая , после чего их можно употреблять в пищу. Традиционно освящается виноград, но в тех странах, где он не растет, его заменили на яблоки. До Яблочного Спаса есть неосвященые яблоки нельзя - это считается грехом. Кроме яблок освящают и другие плоды нового урожая. После освящения яблоки было принято раздавать всем присутствующим в церкви, а часть урожая отдавали нищим, обездоленным, бездомным и юродивым, отправляли на дом немощным и больным.

Традиционно на Яблочный Спас готовили блюда из яблок , которыми угощали родственников и соседей. Вечером крестьяне выходили в поле с песнями, устраивая проводы лета, ведь считалось, что первые холода начинаются именно после Яблочного Спаса. В селах проходили первые ярмарки, на которые хозяева свозили новый урожай, и народные гуляния с танцами, играми, соревнованиями.

29 августа празднуют Третий Спас , его еще называют или Ореховым (Орешным). По церковному календарю это Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Хлебным Спасом его называют потому, что в этот день обычно заканчивают убирать хлеб, а ореховым - потому что к концу лета созревают лесные орехи, и можно начать их собирать. Считалось, что как в этом году уродились орехи - так в следующем уродится рожь.

Если на Медовый Спас принято было освящать мед, на Яблочный - яблоки, то на Хлебный освящали домашние пироги и хлеб. На Третий Спас проходили ярмарки, на которых торговали холстами и полотнами (оттого его называли также Холщовым или Полотняным ). Еще в этот день пекли пироги из первой муки нового урожая и готовили блюда с орехами.

Крестьяне в день Третьего Спаса совершали «досевки» - посев озимой ржи. Поэтому Третий Спас праздновали с меньшим размахом, чем первые два: нужно было успеть завершить все работы в поле, пока не начались дожди. 29 августа окончательно прощались с летом: в этот день отлетали в теплые края последние ласточки и журавли.

Окончание летнего сезона является знаменательным для православных христиан и особенно для тех, кто собирает урожай со своих огородов и хозяйств. Именно конец лета характеризуется множеством издавна любимых всеми за их важность среди народа.

В первую очередь август знаменуется и Хлебным (он же Ореховый) Спасом. Спас - это спасение души, очищение от грехов, обретение покаяния и успокоения души перед лицом бога. Все эти три праздника отмечаются в августе каждого года (с небольшим интервалом). Православные готовятся к ним заранее, т. к. они знаменуют начало сбора урожая, который можно употреблять в пищу. Все, что собрали за лето, хранится всю осень и зиму до следующего сбора урожая. Важно, чтобы урожай был собран вовремя, не раньше, чем предписано православным календарем.

Медовый Спас - мед на стол выставляй!

Первый праздник приходится на 14 августа. В этот день отмечается Число выбрано неслучайно, т. к. к этому времени мед в сотах поспевает и можно собирать первый урожай. Спас - это когда в церкви принято освящать мед, после чего он становится не просто лечебным, а имеет исцеляющие свойства. Для человека, питающегося таким медом, не страшны никакие заболевания, недуги полностью проходят и появляются духовные и физические силы в организме. Считается, что такой мед способствует омоложению за счет обновления клеток всего тела, т. к. он насыщается святым духом.

Полезная информация

В качестве традиционных советов можно использовать следующие рецепты.

Для улучшения обменных процессов в организме следует натощак каждое утро съедать кусочек хлеба, намазанный медом. Также рекомендуется растворять мед в стакане кипяченой воды и выпивать. Это позволит добавить в организм весь комплекс микроэлементов, а также улучшить состояние кроветворной системы. Именно поэтому принято считать, что с Медовым Спасом начинается праздник в доме, тепло на душе и здоровье всей семьи.

Какого числа Яблочный Спас?

После медового спаса начинается сразу пост, в который пекут маковые пироги, блины, едят мед и огурцы. В церковных календарях он именуется как Успенский, и связан он с Успением Богородицы Девы Марии. В этот пост отмечается еще один праздник - Яблочный Спас. Число 19 знаменует переход на осень, и этот великий праздник важен для прихожан и всех, кто выращивает яблоки, да и для простых мирян. Приятно угощать свежим урожаем бедных, больных и всех, кто встречается. Благодатный Яблочный Спас - это начало первых заморозков или просто понижения температуры на почве.

Яблоки созревают как раз к тому времени, когда отмечается этот праздник. Многие сорта спеют именно в августе, и поэтому считается, что пробовать их можно только с 19 августа.

В этот день, 19 августа, отмечается великий православный праздник - Преображение Господне, когда во все храмы несут плоды с деревьев для угощения и освещения. Все яблоки становятся волшебными и исполняют самые заветные желания.

История праздника

Начало данного праздника приходится на время жизни Иисуса Христа. Перед распятием Иисус так усердно молился на что ученики, присутствующие при этом, заметили, как Господь преобразился, и его одежды засияли белым небесным светом. Это подтверждало факт того, что Иисус Христос является сыном Божьим, и поэтому праздник называется «Преображение Господне».

С данным праздником связаны события, которые помогают человеку найти пусть к Богу и через покаяние преобразиться духовно. Для этого необходимо вспомнить все свои плохие поступки и покаяться, тогда Господь поможет найти путь истинный и простит все грехи.

В сельском хозяйстве с началом Яблочного Спаса связывают посадку озимых культур. В давние времена православные земледельцы приглашали для получения благословления священников, которые молились о том, чтобы следующий урожай был таким же хорошим, и благодарили Бога за урожайный год. На Руси провожали день песнями, т. к. считалось, что с этого дня начинало светить первое осеннее солнце. После этого уже наступали первые холода, а значит, нужно было начинать подготовку к зиме.

Ореховый Спас - начало осени!

Следующим событием августа является Ореховый Спас - это праздник, когда созревают орехи, хлеб, и поэтому его называют и Ореховым, и Хлебным одновременно. В Ореховый Спас принято посещать храм для получения благословения на следующий год и вознесения благодарности за полученный урожай в этом сезоне.

29 августа отмечается Ореховый Спас. Число это, так же как и предыдущие праздники, помогает людям объединиться для того, чтобы поблагодарить Господа Бога за урожай, ведь именно к этому дню поспевает хлеб на полях. В Ореховый, он же и Хлебный Спас, принято угощать орехами, употреблять их в пищу. Освящать орехи при этом необязательно.

Ореховый спас еще называют Нерукотворным, что означает, что образ Христа нерукотворен. Это название также пошло со времен жизни Иисуса Христа. История гласит, что Иисус, после того как умылся водой, вытер лицо полотенцем, на котором отобразился его лик. Затем с этого полотенца был написан образ Христа, который передавался от одного поколения императоров к другому, но в 12 веке был утерян и восстановлен только в копиях.

Благословленное время года!

С приходом Орехового Спаса начинается время для сбора в лесах грибов и ягод. Все праздники связаны именно с переходом из одного сезона года в другой. Так люди приучались соблюдать последовательность в уборке урожая, могли правильно употреблять в пищу созревшие продукты питания, запасать их на зиму и лечить различные болезни.

Во время Орехового Спаса заготавливали ветви орешника и пускали его в привычный обиход как оберег от злых сил и хвори. Также орешник используют для веников в банях. С их помощью излечиваются многие ревматические и простудные заболевания.

Сила природы дана человеку через плоды!

Орехи, так же как и мед, на Руси ценились особенно, поскольку в них содержится вся сила природы. Из кедровых делали настойки, которыми впоследствии исцеляли разного рода заболевания внутренних органов. В частности, настойка из кедровых орешков способна повысить иммунитет человека. Все дары природы человек использует с умом и благословлением Господним, поэтому праздники часто связывают с христианскими торжествами, чтобы еще больше укрепить веру и духовность. Многие целители соблюдают церковные посты для того, чтобы использовать в своих рецептах определенные ингредиенты, которые созревают в те или иные сезоны года.

Таким образом, дары природы способствуют укреплению здоровья человека, укреплению духа у православных, а кроме того, они являются символом объединения народа.

Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах полотно продают. Все, что нужно знать о Трех Спасах

Во второй половине августа (хотя, по старому стилю - в первой, как это было в древности) все православные христиане празднуют дни, которые в народе называют Маковым, Яблочным и Хлебным Спасом. Эти праздники, особенно теперь, когда мы внимательно изучаем источники, причины и истоки всех своих праздников, получили другие названия, причем - по несколько названий каждый праздник.

Пришел Спас - ушло лето от нас

Первое, что приходит на ум при слове "Спас", - продолжение поговорки "Пришел Спас - готовь рукавицы про запас". Подходит к завершению сезон сбора урожая, как, собственно, и лето. Украинцы несут собрано зерна в церковь (Три Спаса - три корзины с разнообразными дарами лета) - в благодарность Господу за урожай, на новые урожаи, чтобы засвидетельствовать свое почтение предкам, а главное - на надежду на Спас и спасение.

Собственно, слово "Спас" связано с Иисусом Христом, которого называют Спасителем. Именно Ему православная церковь и посвящает эти праздники.

Маковей - Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде, проводы лета

Маковей - народное название православного праздника Вынесения честных древ Животворящего Креста Господня, или Праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, который отмечается в первый день Успенского поста - 14 августа. Это - одно из самых поэтичных и уважаемых праздников украинцев.

Рассказывают, что в этот день в древности, именно в разгар страшной эпидемии, жители Константинополя из храма Святой Софии вынесли частицу креста, на котором был распят Иисус Христос, и освятили водоемы и колодцы. И случилось чудо - болезнь, которая скосила тысячи жизней, отступила.

Но в этот день воду чудодейственной считают не только поэтому. В древних летописях сказано, что именно в августе князь Владимир крестил Киевскую Русь. Вот почему Первый Спас в народе часто называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и считают воду святой.

В этот день надо купаться, чтобы смыть грехи и спастись от болезней. А вот купаться после 14 августа было запрещено - можно было заболеть и даже утонуть. Заболеть можно и потому, что ночи после Первого Спаса становятся прохладными, и следовательно - и вода.

14 августа в церквях и православных храмах освящают и мед, отсюда еще одно название праздника - Медовый Спас . Именно сейчас соты в ульях заполнены медом до основания и самое время собирать медовый урожай.

Существует еще одно название праздника 14 августа - Маковея . Христиане этого дня во время служений в храмах вспоминают о мученической смерти за веру семи братьев Маккавеев. Но именно к празднику урожая Маккавеи отношения не имеют. Просто с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой вкусной начинкой.

Обрядовой пищей этого дня является "лепешки", или "ломанцы". Готовят их просто: пекут песни лепешки на соде, ломают на мелкие кусочки и поливают медом с перетертым маком.

В этот день начинается Успенский пост - "Спас", который длится две недели.

Народные обычаи на Маковея:

  • Не желательно громко говорить, потому что в этот день собирают мед, а пчелы шум не воспринимают.
  • Не надо ссориться, ругаться или желать кому-то зла, иначе негатив вернется бумерангом.
  • Не надо работать и убирать в доме: такие дела лучше завершить накануне.

Смоделируйте свой "маковейчик"

В этот день несут в церковь освящать букет- "маковейчик", который в православных наделен чудодейственной силой - люди верят, что букет на Маковея принесет их семье здоровья и благополучия. Букет каждый должен компоновать собственноручно из цветов, которые растут на нашей земле.

Пусть они даже купленные у бабульки, но сложите их на свой вкус. В нем могут быть и георгины, и бархатцы, и гвоздики, и астры, и барвинок, подсолнечник, другие, а также различные травы (которые в народе называют зельем): мята, чабрец, василек, любисток, тысячелистник и др.

В народе говорят, что Первый Спас - это проводы лета. В этот день начинают улетать ласточки.

Преображение Господа, Спас, Яблочный Спас

19 августа по новому стилю православные празднуют Преображение Господа. Это - один из самых больших христианских праздников, который входит в двенадцатку самых почитаемых христианских праздников. Оно установлено в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. Его лицо просияло, и именно тогда апостолам открылось свет и слава Божества.

Преображения - явление Сына, во время которого Отец свидетельствует голосом с светлого облака Святого Духа: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте".

Народное название - Яблочный Спас - праздник получил потому, что в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет - яблоки, после чего разрешается их употреблять. Это связано с тем, что в Греции (ранее - Византии) виноград созревал как раз в это время года. Первые плоды верующий человек всегда приносила в храм как свою жертву Богу и для освящения всего урожая.

Украинцы на Преображение освящают яблоки, груши, сливы и другие фрукты, а также овощи и мед. Сейчас с появлением холодостойких сортов освящают и виноград.

Яблочный Спас берет начало из языческого праздника наступления осени. По сей день славянам было запрещено есть яблоки и блюда с ними. На самом деле редко кто пренебрегал этим обычаем, особенно строго соблюдали его люди, в которых когда-либо умирали дети.

Еще существовала такая легенда, что яблок до Спаса не ели, потому что именно яблоком змей соблазнил Еву, Ева соблазнила Адама, так кончилась райская жизнь первых людей.

Для хозяев праздник символизирует окончание жатвы и завершения лета. В этот день наблюдают за погодой: если день солнечный и безоблачный - осень будет сухой, если дождливый - мокрой.

Яблочный спас - третий летний день, когда принято поминать умерших (первые два - Страстной Четверг и Троица). Обрядовые блюда - пироги и вареники с яблоками, печеные яблоки, другая выпечка и блюда из яблок, компот и компот.

Поговорки Спаса:

  • Со Спаса - Преображения погода преображается.
  • Пришел второй Спас - готовь рукавицы про запас.
  • Пришел Спас - держи кожух про запас.

Третий Спас хлеба припас. Хлебный, Ореховый, Полотняный Спас

Хлебный, Полотняный или Ореховый Спас, как и Второй, считается не только христианским праздником.
Легенды рассказывают, что когда-то месопотамский царь был тяжело болен проказой. Узнав об умении Иисуса исцелять, он послал своего художника, чтобы тот написал портрет Спасителя, чтобы образ его вылечил царя. Но в мастера ничего не получилось.

Иисус взял чистое полотнище и вытер им лицо. На полотне был воплощен Его нерукотворный образ, который исцелил царя. К сожалению, реликвия была похищена в 1204 году во время крестного хода, и следы ее затерялись.

У христиан этот день знаменует переноса с Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.

К Третьему Спасу, как правило, заканчивали жатву, и в этот день наши бабушки пекли пироги из муки нового урожая. Поэтому и называют этот Спас Хлебным. А другое название - Ореховый - связано с началом уборки урожая орехов, которые в настоящее время как раз созревают.

А после жатвы устраивали ярмарки, на которых необходимо было традиционно запастись полотном, поэтому тот день называли Полотняным Спасом.

Перед Третьим Спасом, а именно 28 августа, большой праздник - Успение Пресвятой Богородицы, или Успение. В этот день завершается Успенский пост. Некоторые считают его продолжением Великого поста. Поэтому, вопреки обычаям нарушать Петровку, на Спасовку постились обязательно.

Считали, что это - самый легкий из годовых постов, потому что созревали не только фрукты и овощи, но и зерновые, бобовые и бахчевые культуры.

Как видим, все самые большие праздники в народе тесно переплелись с циклами рабочих дней, садово-огородными работами христиан, и Три Спаса - не исключение. И как бы мы не называли эти праздники, ни пытались уточнить их названия, подкорректировать обычаи или обряды, не запутывались в последовательности их действий, стоит, как и при чествовании других праздников, помнить фразу святого Августина: "Поставь в жизни Бога на первое место, и все остальные вещи встанут на свои места". С праздниками!

На август, самый плодоносный месяц, приходятся три праздника, три Спаса с «вкусными» народными именами: Медовый, Яблочный, Хлебный (Ореховый), объединенные общим названием Спасовки.

В эти дни по всей России проходят красочные ярмарки и фестивали, люди активно посещают церкви, освящают дары природы, готовят дома всякие вкусности. И может показаться странным, что священники не слишком любят говорить о народных традициях, связанных с этими церковными праздниками. Народные - значит, языческие. Хотя ни для кого не секрет, что во многих странах христианские традиции и праздники наложились на более древние обычаи, а первые христианские храмы строили на местах языческих капищ. В России православная культура тоже развивалась не в вакууме и впитала древние народные традиции.

Но современным (постсоветским) верующим все труднее объяснить, где проходит граница между православием и язычеством, между истинным и искаженным пониманием сути праздников. Ведь для церкви смысл событий, связанных с именем Спасителя, состоит вовсе не в освящении банок с медом или яблок, которые прихожане потом радостно тащат домой, как после сеанса аграрной магии.

В храме Матроны Московской на Таганке нам подтвердили: традиция освящать мед или плоды не церковная, а народная. Ее корни уходят во времена язычества, когда первый урожай люди символически приносили в дар божествам, а затем уже вкушали сами. Наши предки так благодарили ту высшую силу, которая дает им эти плоды и без которой жизнь на земле невозможна. Эта традиция сохранилась и в других культурах, только как именовать эту «силу», какой смысл вкладывать в праздники?

«Они тебя вспросют, - ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас … - медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается... уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, - яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут», - поучал Ваню старый плотник Горкин в романе Ивана Шмелева «Лето Господне».

Медовый Спас, он же Первый, он же Мокрый, он же Спас на воде и Маккавей... Народных названий праздника - бесконечное множество.

И в православной традиции день 1 (ныне - 14) августа знаменателен количеством «уместившихся» в него важных событий и праздников: и Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста.

Первый - «Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня». «Происхождение» в данном случае означает «вынос, изнесение». Этот праздник был установлен в IX веке в Византии - август в жаркой южной стране был временем опасных эпидемий, поэтому возникла традиция выносить (износить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в «отвращение болезней», призывая на помощь силу Спасителя.

На Руси византийский праздник совпал с днем Крещения Руси - 1 августа 988 года, который упоминается в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». До сих пор в этот день по всей России проходит т.н. малое водосвятие (в отличие от Великого водосвятия на Крещение). Отсюда и пошло название «Мокрый» или «Спас на воде». В этот день на Руси совершались крестные ходы к водоемам, крестьяне купались для здоровья и очищения грехов, в последний раз купали лошадей; чинили и святили колодцы.

С XII века на этот день приходится еще одно торжество: празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе - исторические события, которые параллельно разворачивались в Греции и на Руси. 1 августа 1164 года два властителя, самые яркие представители православной цивилизации своего времени, одновременно отправились воевать с противниками христианской веры, каждый со своими. Византийский император Мануил Комнин - с сарацинами, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский - с волжскими булгарами.

И Андрей, и Мануил одержали победу и, как позже выяснилось в переписке между столичными Владимиром и Константинополем, после сражения и в русском, и в византийском станах произошло великое чудо: в ознаменование небесной помощи и спасения от хоругвей, крестов и икон Спасителя и Божьей Матери изошло яркое сияние, осветившее войска. Память об этом событии и сохранилась в церковных торжествах и молитвах 1 (14) августа.

С этими праздниками в православном календаре совпадает и день памяти Маккавеев - семи ветхозаветных мучеников из Иудеи времен царя Антиоха Епифана, пытавшегося навязать иудеям поклонение языческим (греческим) богам. Непокорные Маккавеи остались верны вере в единого Бога и за это казнены в 166 году до Рождества Христова.

Но самое важное: 14 августа начинается Успенский пост, по строгости почти равный Великому Посту. Нельзя есть даже рыбу - кроме одного дня, Спаса Преображения 19 августа. Успенский пост длится две недели, до дня Успения Пресвятой Богородицы 28 августа, главного праздника почитания Девы Марии в православной традиции.

Несмотря на всю строгость, Успенский пост всегда считался самым приятным: на столе уже присутствовали в изобилии овощи, фрукты и мед. «Успенский пост мужика досыта кормит», «Спасовка - лакомка, а Петровка - голодовка». В кафе и ресторанах наверняка появится особое постное меню или «медовое меню», но православным стоит помнить не только о своем животе, но и о смысле Успенского поста - духовной подготовке к Успению Пресвятой Богородицы.

Но почему этот день в народе больше известен как Медовый Спас? С сельскохозяйственной точки зрения все просто: наши предки давно заметили, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов, поспевает мед нового урожая. В это время подрезали (заламывали) пчелиные соты - не только потому, что они полны, но и существовало поверье, что иначе соседские пчелы выкрадут мед из улья.

Много веков назад возник обычай 14 августа вместе с водой освящать и медовые соты. Прекрасная связь дохристианских и христианских традиций, но человек, считающий себя православным, должен понимать, кого он за этот мед благодарит - некую «высшую силу» или Бога. Что есть мед - лакомство или воплощение Божьей благодати? Что делать с освященным медом - нести из храма домой, как из волшебного магазина, или, как было принято на Руси, «первый сот» отдавать сиротам, вдовам, больным? Если в вашем окружении таковых никак нет, священники советуют оставлять первый освященный мед в церкви - весь или хотя бы его часть. Именно этой жертвой освящается весь урожай.

Редко, но Медовый Спас еще называют Макавеем или Маковым. Русский народ по-своему соединил день памяти иудейских мучеников Маккавеев и аграрные явления. К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Так что церковный праздник переименовали в Макавей и готовили в этот день всяческие кушания с маком: маковое молочко (мак, растертый с медом), маканцы и мачники - постные пироги, пряники, рулеты…

Кстати, в этот же день совершается освящение лекарственных трав. Но если относиться к этим традициям как к магическим обрядам, вряд ли выйдет что-то путное для души.

Второй Спас, Спас-Преображение, Спас-на-Горе - все эти старинные названия великого праздника Преображения Господня затмил Яблочный Спас. Хотя главное в этот день все-таки не яблоки.

Когда-то духовная значимость этого события была понятна даже простым людям, читавшим Евангелия. Его подробно и очень похоже описывают Матфей, Марк и Лука: явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, Петром, Иаковом и Иоанном, во время молитвы на горе Фавор в Галилее. Там во время молитвы Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»… И был голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Согласно толкованию Евангелий, это событие произошло в феврале, но в православном календаре празднование перенесено на 6 (19) августа, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. Великому празднику Преображения посвящены многочисленные соборы и церкви по всей России. В праздник день в храмах совершается литургия, цвет одежд священников всегда белый, символизирующий божественный фаворский свет Преображения, способный рассеять мрак человеческого отчаяния и страха перед одиночеством и смертью.

Традиция благословения плодов на праздник Преображения очень древняя: в это время в Иерусалиме и - шире - в Средиземноморье созревает виноград, который считается одним из образов Христа. В российских широтах винограда мало, зато в августе повсеместно плодоносят яблони… В соответствии с Богослужебным уставом, яблоки и другие плоды после освящения разрешается употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной литургии, на которой должен присутствовать (и осмысленно в ней участвовать) каждый верующий.

А когда-то в праздник Преображения в церковь приносили не только яблоки, но и колосья, и семена нового хлеба (к этому времени на полях заканчивалась жатва). Освященные зерна сберегались к началу посевов.

Сегодня уже забылась поговорка «На второй Спас и нищий яблочко съест». А ведь это была прекрасная народно-христианская традиция, на Спас-Преображение делиться плодами урожая с неимущими. Говорят, обычай соблюдался так строго, что если кто-то не совершал это доброе деяние, о таком человеке говорили: «Не дай, Боже, иметь с ним дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!».

Третий Спас, Малый Спас, Спас на полотне, Холщовый Спас, Хлебный, Ореховый… Хлебный - потому что в этот день выпекают хлеб и пироги из нового урожая зерна, а освященный в церкви хлеб становится главным блюдом на праздничном столе. Ореховый - потому что к этому времени созревают лесные орехи (лещина), их можно собирать. Крестьянская мудрость, вложенная в эти названия праздника, в современном мире уже плохо считывается. Так же забылось, откуда взялось название «Холщовый» - холстами и полотнами в этот день уже давно не торгуют…

Спас Малый - потому что праздник в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа относится к малым церковным праздникам. Но особое почитание этого события на Руси выразилось не освящении хлебов, а в иконописи. «Спас на полотне» - название не только праздника, но и иконы «Спас Нерукотворный», одной из самых распространенных в России. Кстати, «Спас Нерукотворный» - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

В отличие от Медового и Яблочного, в деревнях Хлебный Спас никогда не отмечали большими празднествами и широкими гуляньями: начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. «Гуляли» только в городах.

На Третий Спас уже окончательно вступает в свои права осень: и в наши дни можно наблюдать, как в теплые края улетают последние ласточки и журавли…

В августе мы отмечаем три замечательных праздника – три Спаса. Они неодинаковы по своей значимости, однако у всех трех Спасов поводы для торжества связаны со Спасителем.

Первый Спас называется «Происхождение древ Креста Господня». Это торжество отмечается 14 августа. В царской сокровищнице в Константинополе в храме Святой Софии хранилась реликвия – частицы древесины креста, на котором распяли Христа. Эти частицы обладали чудотворной силой, и могли останавливать эпидемии в Византии. В самую жаркую пору священнослужители выносили из храма эти частицы и проходили с ними по улицам города, направляясь к водоемам. Этот Спас трудно отнести к праздникам, потому что в этот день начинается Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа. По своей строгости он такой же, как и Великий пост. Нельзя есть ни мясного, ни молочного. Первый Спас называется еще «медовым»: соты заполнены медом, пчелам пора устраиваться на зимовку. Следовательно, можно попробовать свежего меда. У первого Спаса есть еще одно название - «Маковей»: в это время на юге Руси поспевал мак. В этот же день отмечается память семерых святых Ветхого Завета – мучеников Маккавеев.

Преображение Господне – Второй Спас

Этот праздник называют на Руси еще и Яблочным Спасом. Празднуют его ежегодно 19 августа. Главным его обрядом является освящение плодов и злаков в церквях. По традиции люди приносили для окропления святой водой отборные яблоки, аромат которых завораживал всех присутствующих в церкви людей, как в Преображенских уголках Эдема. Считалось, что яблоки уже поспели к этому дню и их можно начинать есть. До 19 августа есть поспевающие яблоки не разрешалось – это считалось грехом. Яблочный Спас продолжается в течение девяти дней. Яблоки можно есть, угощать ими друг друга, кого довелось встретить, готовить из них различные кушанья, делать зимние заготовки. Можно, наконец, дать волю . Например, яблоки в меду: два очищенных и порезанных яблока варить в течение 5 минут в 50 граммах воды, в которую следует добавить 0,1 грамма лимонной кислоты, две столовые ложки меда или 40 граммов сахара. После того как масса остынет, яблоки вынуть на блюдце, а в остуженный медовый сироп добавить 2 столовые ложки терпкого вина. Перед подачей на стол яблоки залить этим сиропом.

Из трех праздников, которые называются Спасами (они получили такое название, потому что посвящены чудесным делам Спасителя), только этот праздник, или Второй Спас, входит в число «двунадесятых праздников». Он посвящен решающим событиям для убеждения учеников Христа, что перед ними – Спаситель. Взойдя на гору вместе со своими учениками, Христос , и вскоре Его лицо и одежда воссияли. Явились к Нему пророки Илья и Моисей, которые уже давно покинули мир. Раздался небесный глас Господа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».

19 августа 1456 года у стен Белграда православными сербами была разгромлена непобедимая турецкая армия. С тех пор Второй Спас стал отмечаться как великий праздник.

Еще его называют «дожинками», т.к. заканчивается уборка хлебов, или «хлебный». А так как к этому времени поспевают орехи, этот Спас носит еще и название «ореховый». Церковь же называет этот праздник «Перенесение Нерукотворного образа Господня». Истинное происхождение этого праздника уносит нас в далекую историю. Князь Эдессы, Авгарь, заболел проказой. Он лечился довольно долго, но все безуспешно, пока не услышал о чудотворце из Палестины. Это был Иисус Христос. Князь послал к нему гонца. Христос после умывания вытер свое лицо полотенцем, на котором запечатлелось изображение лица Господа. Гонец отвез это полотенце князю, и только одно прикосновение к этому полотенцу облегчило страдания князя, а затем и исцелило его совсем. Полотенце (убрус) Христа стало знаменем на вратной башне Эдессы, так как оно спасло владыку. Так родился обычай защищать вратные башни городов христиан изображениями Христа, иконами Спасителя (Спаса). Поэтому вратная башня московского Кремля называется Спасской. Отсюда берет истоки еще одно название праздника – «Спас на полотне».

Как и многие , Спасы тоже получили свои приметы:

Первый Спас

На Маккавеи собирают мак. На Первый Спас святи колодцы, святи венки хлебные. Отцветают розы, падают хорошие росы. С Первого Спаса и роса хороша. Готовь гумна и овины. Паши под озимь, сей озимь. Заламывай соты. На Первый Спас лошадей (весь скот) купают.

Второй Спас

Пришел Спас – всему час: плоды зреют. Пришел Спас – бери рукавицы про запас. До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов. На Второй Спас освещают плоды и мед. Со Второго Спаса едят яблоки. Со Второго Спаса засевай озими. Провожают закат солнца в поле с песнями. Подрезывают соты, снимают плоды.

Третий Спас

Окончание жатвы. Именинный сноп (последний). Приговаривают: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку: на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено». Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.