Тувинская народная кукла своими руками. Старт в науке. Козу обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали любую шапку к которой прикрепляли рога из соломы. Парень-"коза" садился в

Консультация для родителей. Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей


Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад№7, г.Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный материал будет полезен прежде всего родителям, так же будет интересен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
О постепенном исчезновении народных игрушек из быта семьи свидетельствуют результаты различных мониторингов. В тоже время родители отмечают большой интерес детей к народным играм, труду взрослых и фольклору. Исчезновение из семейного обихода народных игрушек – показатель недостатка внимания родителей к ним как традиционному элементу воспитания.


С древних времен игрушки несут в себе определенную символику и значение. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукла служила и тотемом, и талисманом, и обрядовым символом, и только гораздо позже превратилась в сувенирное изделие и детскую игрушку. Вместе с тем кукла для детей является образом – символом людей и воплощает особенности материальной и духовной культуры народа.


У русского народа куклы связаны с традиционными календарными праздниками крестьян. Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещении и т.д. Такие куклы изготовляли из природных материалов: бересты, соломы, ткани, кудели и т.д. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.
Особенно была распространена игра с простыми с точки зрения изготовления, а значит доступными куклами – закрутками. Дети могли сами сделать из разных лоскутков ткани целые семьи. Это побуждало детей к труду, творчеству, что является одним достоинством самодельной игрушки. С 5 – 6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в России была тряпичная кукла.


Тряпичная кукла – это куклы, при изготовлении которых используют старинные технологии. По назначению делятся на три группы: куклы – обереги, куклы игровые и обрядовые.
Куклы – обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Куклу – оберег вешали над кроватью. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка. Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. К свернутым куклам относятся и куклы закрутки.
Обрядовые куклы. Эти куклы почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное значение.


Куклы в разных странах делаются по разному. Кукла любого народа как символ культуры может рассказать о ненаписанных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д.Каждая мать, изготавливая кукол, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения. Таким образом, во все времена рукотворная кукла была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также различных навыков, необходимых ребенку для дальнейшей жизни. Ребенок со своей куклой переживает события собственной и чужой жизни во всех ее эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.


В соответствии с ФГОС ведущее место в жизни ребенка к дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно – игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, помогут сохранить у детей здоровье и ценности человеческих отношений, воспитание чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к народной культуре.


Есть особая кукла для уничтожения плесени в бочках с солёными огурцами - Акила-огуречник. Голова у него набита семенами горчицы и потому тяжелее тела. Плавает Акила в рассоле вниз головой, и горчица не даёт плесени расти.

Для Акилы нужны некрашеные ткани и нитки из натуральных волокон.

Барыня

Кукла Барыня относится к так называемым "свернутым" куклам, т. е. сделанным без шитья иголкой.

Для детей постарше изготавливали тряпичных кукол, которые называли «Барынями». Сначала делали туловище (без шитья иголкой), покрывали белой тканью и и перевязывали в трех местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички - это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали ей косынку (завязывали сзади)".

Берегиня, Столбушка

Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что обретая черты лица, такая кукла обретает самостоятельность и теряет свои магические и обережные свойства.

Кукла Берегиня имела особое значение.
Берегиня - от слова "беречь", "оберег". Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от темных сил, ссор, болезней.

Несмотря на несложность технологии изготовления традиционных кукол, все они получаются разными, со своим характером, поэтому выбирать нужно из нескольких кукол, за какую "глаз зацепится", та что привлекла внимание, ту и брать, потому что она сама выбирает себе хозяина.

Душевный подарок-пожелание добра, радости, уюта, благополучия, счастья.


Берестушка


Это кукла-оберег с молитвой (наговором) в женском образе для дома. Хранится около окна или у двери за наличниками.

Берёзка

Береза - дерево, которому поклонялись и применяли во всякого рода обрядах, обеспечивающих счастливую жизнь. Для гадания делали куклу Березка из березового полешка, символ березы. Это куколка одного дня, по ней гадали. Утром делали, вечером - разбирали и оставляли на березе.

Делали куколку совместно несколько девушек, по ней гадали. Куколку красиво наряжали, украшали ветками березы, травой с соцветиями.

Бессонница

Это магическая колыбельная кукла.. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.

Куклу Бессонницу создавали из квадратных кусков тканинабивая ее успокаивающей травой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Благодать

Кукла Благодать- Благо Дающая делается в подарок на Рождество или на праздник Благовещения 7 апреля. Можно сделать и просто так, в знак БлагоДарности. Тогда Благодарность вернется к тебе с благой вестью. «Сначала Дай, потом Проси.»

Дариться со словами «Никогда не унывай и руки не опускай».

Кукла Благодать приносит в дом благую весть, благо и напоминает женщине ее основную задачу Давать Благо. Для этого у нее сделана большая мягкая грудь.

Силу женщина берет от неба, поэтому руки у нее подняты вверх и образуют воронку. Кажется что вот, сейчас… она закружится.

Кукла делается на рогатине из березы или рябины. Оба дерева обережные.

Куклу делали яркую, веселую, радостную.



Богач

Это пара Зерновушки родом из Московской области. Богач — обереговая кукла. При его создании думали о своем роде, предках и ставились определённую задачу: прибыль и достаток на будущий год, защита благополучия семьи и т.п.

Делали куклу накануне праздника урожая Осенины, праздника Рода и семьи, приуроченного ко дню равноденствия 22 сентября.


Божье око

Самая древняя обережная кукла наших предков. Божье око только косвенно связно с человеком, поэтому куклой его называют достаточно условно.
В своей основе Божье око имеет крест - очень древний символ. В данном случае он олицетворяет распространение обережных сил на всё пространство - на все четыре стороны. Это также и четыре стихии-помощницы: Огонь, Воздух, Вода, Земля. Количество разноцветных полос - это призываемые на помощь силы, а также - символическое обозначение поколений рода, хранящихся в памяти семьи. К примеру, если вы обладаете знанием, кем был ваш прапрадедушка, то на вашем домашнем Божьем оке может быть четыре цветные полосы.

Божье око помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

При сотворении Божьего Ока необходимо руководствоваться прежде всего своим желанием, т.к. человек интуитивно чувствует, в какой поддержке он нуждается и оберег через усиление определённого цвета дает ему это.

Белый - связан со светом, чистотой, истиной

Красный - огонь, солнце как небесный огонь, кровь (жизненная сила)

Зелёный - жизнь, природа.

Чёрный - земля

Золотой - солнце

Синий - цвет неба, воды.

Фиолетовый - цвет высших духовных способностей, просветления и разума.


Веничек благополучия

Куколка эта делалась в Рождественский Сочельник. Для ее изготовления нужно мочало (лыко), кусочки ткани, нитки, тесьма и разнообразная крупа (чем больше видов крупы, тем благополучнее будет грядущий год). Эту крупу на ночь высыпали в красном углу, считалось, что наутро она приобретет целительную силу. Утром крупу собирали в узелки (каждую по отдельности), их должно быть нечетное количество, и вешали на куклу.

Хранили Веничек благополучия вдали от глаз посторонних людей, и только хозяйка знала, где он стоит. Крупу в узелках берегли на крайний случай, если кто-то из домашних серьезно заболел, то эти зерна добавляли ему в еду. А поскольку это Веничек, то хозяйка могла им скрытно от всех “выметать” из дома все плохое.

Вепсская кукла Капустка , или Карельская рванка

Вепсы — небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северорусскими.

Данная куколка принадлежит их древней культуре. Эта кукла интересна тем, что является и обережной, и игровой. Она делалась из старых маминых вещей и была небольшого размера - как раз под детскую ручку. Кукла предназначалась для отведения порчи и для игры, сопровождая ребенка так долго, пока не рвалась или не портилась.До рождения малыша, чтобы «согреть колыбельку», в нее клали эту куклу. А потом кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша, символизируя кормящую мать, у которой не иссякает молоко, оберегая от голода. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Но это не все амплуа куклы, образ был многогранным.

Не зря говорят, что в капусте детей находят. Так, девушки делали вепсскую куклу, когда понимали, что им пора выходить замуж, и выставляли на окно, чтобы парни знали, что пора свататься. Еще вепсская кукла олицетворяет собой образ замужней женщины, кормилицы. Ее большая грудь говорит о том, что она может прокормить всех.

Кукла - хороший талисман и оберег как для детей, так и для взрослых девушек, и замужних женщин. Ей уготована роль домашней Берегини, которая, пропитываясь энергией положительных событий и, существуя в эмоциональном поле семьи, придает уверенность, равновесие, чувство защищенности всему пространству дома.

Вербница, Пасхальная кукла

Кукла делается к празднику Светлое Христово Воскресенье, или Пасха.
Изготовление куклы приравнивается к росписи пасхальных яиц и такую куклу можно дарить на праздник.

Ветка вербы в кукле олицетворяет рост, умножение, плодородие. Именно поэтому детей слегка "стегали" вербовыми ветками, чтобы они быстрее росли. В Древней Руси люди глотали вербные почки, которые, по поверьям, избавляли от хвори и гнали всякую болезнь.
Кукла Вербница как бы освящала вербу, с ней дети ходили за веточками вербы перед Вербным воскресеньем.
Лицо и руки куклы делались из красной ткани, что олицетворяло Пасху и Возрождение.

Веснянка, Овсень малый или Авдотья-Весновка

В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени.

С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами.После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны (Весенницы)

Иногда ее делали в день весеннего равноденствия, когда, в соответствии с мифологическими воззрениями наших предков, открывались двери Ирия и на землю прилетали жаворонки - вестники возрождения и того, что всё пространство вокруг проснулось после зимнего оцепенения.

Именно тогда - в погожий весенний день - девушки выходили рукодельничать на улицу и делали веснянок - ярких кукол самых невероятных расцветок. Веснянки были оберегами юности, красоты, поэтому имели задорный, яркий жизнерадостный образ. Обязательным их атрибутом была длинная коса радужных оттенков, та самая коса, про которую в народе издавна говорили - девичья краса. Поэтому косу куклы непременно украшали лентами, бусинами, первыми цветами. Коса также была воплощением девичьего счастья и удачи.

Потом девушки обменивались куколками, чтобы ни одна из них не осталась без подарка, и желали друг дружке здоровья, красоты и радости.

По веснянкам могли гадать о предстоящем годе - всех кукол собирали в одно место, а девушки с закрытыми глазами брали первую попавшуюся - по цвету её платья и волос делали прогнозы своего будущего. Особенно счастливыми считались веснянки красного и зеленого цвета, потому что предвещали встречу с суженным, а также душевное и физическое процветание.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной



Девка-баба

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 образа - 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется. То есть кукла символизирует переход от девки к бабе, но и наоборот - от бабы к девке - это отсылает нас к мотиву рождения - баба рождает девку, которая сама станет продолжательницей рода. Недаром у наших предков только женщина, родившая девочку и передавшая ей накопленную мудрость, могла называться бабой, а если же рождались одни мальчики, то она до старости считалась молодухой.

Девка - это воплощение красоты, беззаботности, веселья, она открыта миру и дарит всем красоту и радость. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она отражает другое состояние, обращена к себе, к будущему ребенку, бережет лад и покой семьи.

Кукла служила детям подробным пояснением, чем отличается костюм девушки от одежды замужней женщины, так как не требовала тщательной проработки деталей, а несла самую общую характеристику: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины - более темные тона, две косы, закрученные в прическу и закрытые платком (или даже двумя).

Каждый образ куколки выполнял собственную функцию. Если перевернуть куколку стороной «баба», то она будет помогать в домашних делах и
оберегать семью. А если вдруг усталость навалилась, и дни стали серее, то стоит только повернуть куколку стороной «девка» - и силы вернутся, и жизнь заискрится радужными цветами, а муж или любимый преподнесет приятный сюрприз.


Девкина забава

Такую куколку обычно мастерили девочки-отроковицы, у которых духовная жизнь переходила на качественно иной уровень, появлялись собственные недетские вопросы, мысли, проблемы. И далеко не всеми из них хотелось делиться с родными или подружками. Тогда девочка сама создавала себе собеседника - лоскутную куколку, которая внимательно выслушивала рассказы о горестях и радостях юной хозяйки. В разговоре с куклой девочка, по сути, беседовала сама с собой, училась самостоятельно находить решение вопросов.

Кукла помогала избавиться от чувства одиночества и становилась надежной сокровенной подружкой - всё слышащей и понимающей. Она пряталась обычно на печке или в сундучке. Хозяйка могла дарить этой простенькой в изготовлении куколке ленты и бусины, создавать украшения, таким образом, Девкина забава была первым шагом на пути к осознанию себя и своего места в мире, в продолжение работы над собой обычно создавалась кукла Желанница, которая помогала уже обрести контроль над своими мыслями, чувствами и желаниями.


День и Ночь

Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.

Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.

Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

Десятиручка

Многорукая продуцирующая кукла, то есть предназначенная для помощи девушкам, готовящим приданое, или молодым женщинам в их рукоделье: вязании, шитье, вышивании, ткачестве, чтобы они всё успевали, и всё у них ладилось, а в доме всегда был порядок и достаток.
Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда наступало время свадеб и рукодельных вечеров. Они могла изготавливаться подружками невесты или ею самой из лыка или старого материнского платья. В её изготовлении непременно использовались нитки обережного красного цвета, а на подол обязательно привязывались 9 красных ниточек или ленточек-бантов.

Кукла ярко наряжалась, ей даже могли «подарить подарочек» в виде бус на шею, чтобы неутомимая помощница стала ещё прилежнее.

В процессе изготовления, оборачивая нитками ручки куклы одна за другой, мастерица для себя мысленно определяла сферу помощи для каждой: «Вот эта поможет мне прясть, а эта - раскроить и сшить платье, а эта поможет сделать в срок причудливую вышивку на рубахе любимого…»

После изготовления кукла традиционно сжигалась, чтобы скорее материализовалась её помощь, но её могли также оставить в доме и поставить на видное место в том помещении, в котором девушка обычно работала.

Дидух

Дидух (еще его называют дидо, дидочок, сноп-рай, коляда, колидник) -это перевязанный особым образом, сноп из последнего или из лучшего снопа собранного урожая пшеницы, овса, ржи или льна, украшенный сухоцветиями или ленточками. Количество пучков (колосьев в пучке) должно быть кратно семи, поскольку Дидух символизирует семь колен рода.

Традиция ставить в доме Дидуха происходит еще с очень давних дохристианских времен.

Дидуха начинали плести после сбора урожая и хранили до Рождества. В Святой вечер хозяин дома торжественно заносил его в хату, приговаривая: «Дідух до хати - біда із хати». Дидуха ставили на солому на почетное место. Его присутствие привносило в семью праздничное настроение, уют и спокойствие.

Праздничный сноп находился в доме в течение недели, Затем солому из-под снопа сжигали. Часть Дидуха обмолачивали и одаривали зернами дорогих людей или добавляли к зернам предназначенным для посева, а образовавшейся соломой перевязывали фруктовые деревья, чтобы в следующем году хорошо плодоносили.

Соломенный оберег - Дидух, символхорошего урожая, мира и согласия в семье и достатка в доме, сталнепременным атрибутом народных ярмарок и начинает занимать достойноеместо среди украинских национальных традиций.

Желанница

Эта куколка, обшитая лентами, бусинками, пуговичками, наделялась силой исполнения желаний и была в деревне у каждой девушки. Сокровенная (обязательно скрывалась от мужских глаз) она пряталась в собственной плетеной коробочке, спрыснутой эфирными маслами. Хозяйка, доставая её оттуда, загадывала желание, пришивала на подол куколке бусинку или привязывала яркую ленту, затем подносила к зеркалу, приговаривая: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». И желание непременно исполнялось, а куколка возвращалась на место - в свою коробочку.

Выбор типа желанницы зависел от темперамента хозяйки и от исполняемых желаний. Желанница могла быть Поскакушкой - лёгкой и быстрой, исполняющей желания в ритме танца, делавшейся на крестовине из веток берёзы, рябины, вишни. Причем порода дерева тоже вносила свои корректировки. Береза придавала кукле целительские особенности. Она оказывала помощь в вопросах здоровья, заботы о близких, в семейных делах. Желанница на рябине - это боец. Её сферой влияния было отстаивание интересов, защита от негативного воздействия, зависти и злобы. Желанница на вишневых веточках - очень по-женски помогала сохранять очарование и привлекательность.

Второй тип желанницы - Крошечка-Хаврошечка - на берестяном или картонном цилиндре. Её конструкция позволяла сохранять внутри записочки с желаниями. Она нетороплива, но надежна, более основательна, хозяйственна и ответственна. К ней обращались с желаниями материального характера. Она помогала приумножить добро (как денежное, так и душевное).

Желанница - это гениальный по своей простоте и мудрости механизм работы с желаниями, основанный на принципе «отпускания». Такая куколка позволяла обладательнице максимально точно сформулировать просьбу, расставить приоритеты между важным и неважным, а затем - отпустить желание, не загоняя его внутрь себя, передать кукле, снимая с себя избыточное напряжение.

А самым лучшим временем для изготовления желанницы считался август. И делали такую куколку чаще всего один раз в жизни, бережно сохраняя потом свою верную помощницу и хранительницу секретов.

Желанница - мастерим своими руками

Женская суть

В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла.
Ставили ее в спальню на видное место. Задачей этого оберега было вернуть плодородие женщине.

Считалось, что кукла обладает способностью приманивать душу ребенка своей длинной косой. Кукла должна демонстрировать сытое, богатое житьё, должна быть нарядно одета. Ножки у неё очень тонкие, обязательно в обуви, ручки в рукавичках, тело — толстенькое (сытая девочка).

Обязательная часть в этой кукле (собственно, почему она и называется "женская суть") - это оставленная дырочка внизу. Из которой торчит наполнитель - мохнашка.На переднике вышита Рожаница - Лада, рождающая Лелю. Кроме того, использован знак Огневица, сжигающая женские болезни, Всеславец, символизирующий крепкую семью, символы Засеянного Поля, кресты Морены, символизирующие Переход ипостаси.

Зайчик-на-пальчик

У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Вот такой этот зайчик, совсем непростой.

Здоровье

Целительская кукла. Её компетенция - помочь человеку справиться с болезнью. Преуспевая в этом, она даже может взять болезнь на себя. Причем целительский механизм куклы обычно включается при помощи добрых мыслей и слов, с которыми любящий человек изготовит для больного эту куклу.

Она делается чаще всего из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и, забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться.

Эта кукла максимально упрощена по технике изготовления и ничем не украшается. Для неё характерна длинная коса. Для обмотки всей куклы используется одна нитка, которая нигде не режется и не рвется, обережного красного цвета. На груди у куклы с помощью такой нитки нанесен обережный крест - знак исцеления и защиты.

Она не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается. Можно зажечь свечу и читать молитвы или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играть, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: "На здоровье, на здоровье". По окончании изготовления и при передаче больному надо тоже обязательно повторить: "На здоровье"

Каша


Кукла Каша это образ девочки семи лет. В семь лет девочка начинала варить кашу для всей семьи. В помощницы ей делали куклу в виде мешочка. Эта кукла была меркой.
Крупу сыпали по ножки, по пояс наливали воду по шейку - получалась каша.


Чем же Каша может помочь нам?

Конечно же организовать готовку. У куклы можно спрашивать что приготовить на ужин, как мне организовать недельное меню, попросить помочь приготовить праздничный обед для гостей.

Кукла делается из льняной ткани. Высота куклы с кастрюльку, где кашу варят. Кукла наполняется крупой.

Значение круп:

рис - богатство,

гречка, перловка - сытость,

овес - сила.

Коза


Эта куколка является календарной - её мастерили в канун нового солнечного года - после зимнего солнцестояния, закладывая в неё в неё образ счастливого будущего года.


Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряжения, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.

Козу обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали любую шапку к которой прикрепляли рога из соломы. Парень-"коза" садился верхом на дугу - так его и возили колядовщики из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела.

Коза обязательно приносила своим владельцам счастливые перемены, радость, процветание, силу духа, ведь она была символом только что народившегося солнышка.

В ее основе - деревянная крестовина, а морда, рога, борода - из лыка или соломы.
Одета была Коза в специальное яркое платье, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подковы в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зернами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание необходимости жениться.

Колокольчик

Это кукла добрых вестей. Её родина - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. В старину считали, что звон колокола оберегает людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик ассоциировался с маленьким солнышком, потому что имеет куполообразную форму, и сверху напоминает солнце. И внутри куколки действительно есть самый настоящий звенящий колокольчик.

Колокольчик - веселая, задорная куколка, её задача - приносить в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Куколку обычно вешали рядом с дверью, и входящий задевал её, раздавался обережный звон. А сама куколка являлась родоначальником звонка, недаром даже сейчас сохраняется традиция вешать у двери колокольчики.

Куколке непременно делали три юбки. И это неспроста, не только богатство и довольство подчеркивалось этим излишеством. Дело в том, что счастье тоже складывается из трех частей. Предки верили, что человек состоит из трех частей - души (нашего внутреннего «я», которое мыслит и чувствует), духа (некоторой божественной силы, присутствующей в каждом человеке) и тела (физической оболочки). В связи с этим счастье - это гармония всех трёх частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Коляда

Календарная зимняя кукла, создание которой приурочивается к зимнему солнцестоянию - 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям, совпадающие с разгулом злых духов. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие жгли костры, пели и плясали вокруг них. Далее начинались колядки.

Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. В других районах её оставляли до следующего года, чтобы она хранила лад и солнечную атмосферу в семье. Так как верили, что с ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Кукла антропоморфна, в мешочках, подвешенных к поясу, находятся зерно и соль (те самые хлеб-соль, которыми традиционно встречают гостей). За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

Кострома

Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний.

Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковники жестоко преследовали подобные празднества. Но несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области.

Крестец

На первый взгляд крестец совершенно не похож на куклу, но каких то 100 лет назад кукла Крестец использовалась в играх вместо кукол мужчин. Игры назывались как и сейчас "Дочки-матери". Кроме того, кукла Крестец имела ярко выраженное значение. Крестец делали и деревенские парни. Куклу делали в конце декабря, во время Святок. По поверьям, именно на Святочной недели высвобождались бесовские силы. Самым надёжным способом очищения считалось купание в прорубе в Крещение (19-ого января).

По верованием, вода в этот день становилась святой или священной. Люди верили, что при купании в освещенном источнике нечистая сила покидает тело человека. Чтобы злобные и коварные бесовские силы снова не овладели человеком, люди делали куклу Крестец. Она была "заместителем" человека. Крестец ставили в сугробы возле проруби. Для того что бы привлечь внимание злых сил крест украшали яркими пёстрыми ленточками и тряпочками. Так как в зимних купаниях в основном участвовали молодые здоровые парни, кукла Крестец стала символизировать мужчину.

Крупеничка

Простая на внешний вид куколка - крупеничка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл, являясь оберегом на сытость и достаток в семье. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном (которое символизировало сбереженные силы кормилицы-земли), желательно гречей, пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.

Кукла делалась из мешковины - небольшой мешочек наполнялся зерном и обряжался, на дно мешочка могли положить монетку. Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая, её бережно ставили в красном углу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда, потому что в трудное время брали зерно из куколки. Служила она год, после уборочной страды её вновь наполняли отборным зерном.

Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…
И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.


Значения круп в крупеничке:

гречиха сытость и богатство,

рис (самое дорогое зерно) − на праздник,

перловка − на сытость, овес − на силу.

Крупеничка - мастерим своими руками

Кубышка-травница

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.

Сфера влияния кубышки-травницы - ограждение от болезней, она должна бдительно следить за физическим здоровьем всех членов семьи. Это защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. От уютной кругленькой и мягкой куколки исходит какая-то особая теплота и домашняя атмосфера, как от доброй хозяйки. Она и впрямь создает приятную и комфортную атмосферу в доме.

Её толстая круглая юбка и узелки в руках набиты целебными душистыми травами. Наши предки считали, что аромат травы отгоняет дух болезни, для этого куколку надо помять в руках. Если в доме кто-то заболевает - ее ставили в изголовье кровати больного, если был болен ребенок, то ему делали такую травницу для игры или подвешивали над колыбелью.

При первом внесении Куклы в дом семьи, где она будет находиться, её непременно давали в руки всем домочадцам, которые вдыхали аромат сухих трав, старались угадать, чем наполнена кубышка, просили уберечь дом от болезней.

Куколку можно поставить в платяной шкаф, тогда её запах будет выполнять ещё одну защитную функцию.

Травница может долго радовать запахом трав и красивым нарядом, потому что срок действия куклы - 2 года.

Куватки (кувадки)

Куколки, сопровождающие ребенка с самого его рождения. Примерно за две недели до родов женщина делала из разноцветных лоскуточков куклу-скрутку и укладывала её в колыбельку, чтобы таким образом «согреть» пространство, подготовить его к появлению нового человека. Когда малыш рождался, отец ребенка, чтобы отвлечь и обмануть злых духов, которые могли навредить роженице и младенцу, совершал обряд - «куваду» - имитируя процесс родов.
Яркие куколки-куватки развешивались на стенах, так как в соответствии с поверьями рассерженные обманом духи обрушали свое негодование на первое, что попадалось им на пути. Таким оберегом и должны были оказаться куватки. После этого куколки сжигались. И делались новые, которые вешались над люлькой младенца, выполняя всю ту же обережную функцию, отвлекая недобрые взгляды.
Куватки были первыми развивающими игрушками и погремушками, они нанизывались целыми гроздями вперемешку с яркими бусинами и лоскутками, так малыш получал первые уроки по разнообразию форм, цветов и фактур.

Позднее, когда древние обряды забылись, но сохранилось мифологическое восприятие мира, наполненного добрыми и злыми духами, образ куватки трансформировался в образ ангелочка, сохранив своё обережное значение - красочным лоскутным куколкам все так же поручалось охранять младенца от враждебных сил.

Кузьма и Демьян

Куклы о которых рассказывала Агаева Ирина Владимировна

Заведующая отделом научно-методической и просветительной работы объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», народный мастер России.

Кузьма и Демьян — покровители семейного очага и ремесел

В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы Кузьма и Демьян. Именины Кузьмы и Демьяна празднуются 14 ноября и называются осенние кузьминки. После уборки урожая в деревнях наступало время отдыха и свадеб.

Святые Косма и Дамиан — асийские братья, родом из Малой Азии. Их мать Феодотия воспитала детей в христианской вере. Хорошо образованные, искусные врачи, они исцеляли душевные и телесные муки людей, лечили животных, причем бесплатно, за что их и называли бессребрениками.

Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супруж

Тряпичная кукла, сделанная своими руками – это классический домашний оберег. Традиционные игрушки из тряпок и лоскутов в наших землях стали делать очень давно. Это одно из любимых занятий наших бабушек, и неудивительно, ведь любые поделки, которые создаются в домашних условиях, несут положительную энергетику.

Тряпичная кукла, сделанная своими руками – это классический домашний оберег

Прежде чем делать такую куколку, следует подобрать материалы. Выбор ткани – очень важный этап в данной работе. От её качества зависит внешний вид изделия, изготовление которого потребует от мастера много сил и времени.

Мастерицы отдают предпочтение большому количеству различных тканей, но среди них есть два материала, которые лучше всего подходят для создания кукол.

  • Полартек. Эта ткань представляет собой трикотажный флис.
  • Кукольный трикотаж. Этот материал достаточно плотный, с ним легко и приятно работать.

Бывает хлопковый трикотаж, он тоже отлично подойдёт для данной работы.

Тряпичная кукла своими руками (видео) мк пошагово

Какие ещё ткани можно использовать?

  • Бязь. Это экологически чистый, хлопчатобумажный материал. Преимуществом такой ткани является то, что за ним практически не нужно ухаживать. Также его преимуществом является доступная цена.
  • Лён. Очень гладкий и приятный на ощупь материал. Лён немного толще хлопка и слегка грубее. Есть масса оттенков льняной ткани, поэтому мастерица точно найдёт такой, какой ей нужен для пошива куклы из тряпочек.
  • Трикотаж. Главным недостатком данного материала является то, что с ним довольно тяжело работать. Именно поэтому начинающим мастерам не рекомендуется использовать трикотажные ткани.
  • Хлопок. Это очень плотная и лёгкая в работе ткань.

В качестве ткани для пошива подходят разные варианты

Разобраться, в какой именно технике вы хотите сделать вашу куколку, помогут картинки в галерее. Эо может быть и набивная игрушка и кукла-скрутка.

Галерея: тряпичная кукла своими руками (25 фото)











Русская народная тряпичная кукла: мастер-класс

Русские народные куколки из лоскутков или тряпочек всегда вызывали восхищение у иностранцев. Такая национальная куколка-красавица, сделанная в народном стиле, никого не оставит равнодушным.

Мастер-класс:

  1. Понадобится белая хлопковая ткань, моток для скрутки головы, а также материалы для сарафана и косынки.
  2. Для голов таких работ должны быть сделаны самокрутки. Кусочек белой скрученной ткани кладётся в центр белого прямоугольного тканевого кусочка, предназначенного для того чтобы сделать туловище.
  3. Края прямоугольника загибаются с двух сторон. Затем материал складывается пополам.
  4. Лицо необходимо перевязать ниткой. Желательно, чтобы она была белого цвета.
  5. Теперь нужно заняться ручками куколки. Края ткани загибаются, а затем она сворачивается в трубочку. Теперь концы трубочки необходимо перевязать ниткой.
  6. К спине куклы прикладываются руки. Обвязываются они вокруг шеи, а крепятся – на поясе.
  7. Чтобы сшить сарафанчик, кусок материала прямоугольного размера нужно сложить пополам. Со стороны сгиба делается маленький надрез для пройм. Проймы вставляются под руки работы, а затем перевязываются ниткой.

Последним этапом должно стать завязывание косынки.

Как сшить тряпичную куклу-оберег?

Такая платковая куколка делается без выкройки. После того как все необходимые для работы материалы подготовлены, можно приступать к работе:

  1. Для начала нужно сделать тело оберега. Берётся кусок льняной ткани прямоугольной формы и складывается пополам. Затем материал скручивается, оставляя край 2 см.
  2. Теперь необходимо сформировать основу тела, а именно перевязать полученный цилиндр в трёх местах, образовав голову, талию и ноги. Узелки следует завязать сзади по центру фигуры.
  3. Теперь с помощью сантехнического льна нужно сделать волосы оберега. Лён следует расчесать щёткой, благодаря чему он распушится.
  4. Затем лён наматывается на лицо оберега, то есть на голову. Наматывание должно происходить по часовой стрелке.
  5. Затем берётся квадратный тканевый лоскуток, затем он складывается по диагонали и обворачивается вокруг головы.
  6. Скрутка перевязывается нитью в области шеи куколки. Все узлы делаются сзади.
  7. Из очёса формируется грудь оберега.
  8. На груди заготовки с помощью красной нитки делается крест. Согласно древним поверьям, такой символ служит защитой для всей семьи.
  9. После этого область талии завязывается чётным количеством узелков.
  10. Для того чтобы сделать оберегу руку, необходимо скатать в трубочку один тканевый лоскут. Рука крепится сзади спины и перевязывается на уровне запястий.

Куклы-обереги достаточно просты в изготовлении

По желанию можно декорировать работу пошитым сарафаном или косынкой.

Тряпичная кукла из лоскутков

Мастер-класс:

  1. Детали куклы рисуются на бумаге. Затем выкройка переносится на тканевую поверхность и вырезается.
  2. После этого детали строчатся на швейной машинке. Как вариант, можно прошить их вручную.
  3. Если использованный материал слишком сыпучий, края стоит обработать не ровным швом, а зигзагом.
  4. Куколка выворачивается и набивается ватой. Как вариант, вместо ваты можно использовать тканевые лоскутки или синтепон.
  5. Стоит очень аккуратно пришить к туловищу руки и ноги.
  6. В качестве глаз и носа сойдут маленькие пуговки. Также можно просто прорисовать их.
  7. Из вязальных ниток делаются волосы для куколки. Также в конце работы нужно сделать косынку. Из красной ткани вырезается небольшой квадрат и складывается по диагонали.

По желанию можно пошить сарафан.

Как сделать тряпичную куклу как у наших бабушек?

Работа состоит из таких этапов:

  1. Первым делом необходимо нарисовать выкройку. Она прикладывается к ткани, после чего – нужно вырезать материал.
  2. Оба лоскутка ткани, после прикладыванию друг к другу, обкалываются булавками для скрепления и сшиваются. Не стоит забывать об отверстии, которое нужно оставить для набивки куклы. Примерно 5 см нужно оставить.
  3. В местах расхождения материала, например, между ногами, делается небольшой надрез. Это делается для того чтобы сбавить натяжку на углах.
  4. Взяв куклу за отверстие для набивки, её нужно перевернуть на изнанку.
  5. После этого можно набивать её ватой или чем-то другим.
  6. Куколка украшается пуговицами и лентами.
  7. Платье шьётся из светлой ткани. После того, как оно будет надето на игрушку, следует использовать ленту, чтобы завязать по центру бантик.

Куколка делается весьма быстро и просто

По желанию ее можно красиво вышить нитками.

  • Так как мастер изготовляет такую вещь впервые, он не должен отказывать себе в том, чтобы как следует повеселиться. Если ему нравятся экстравагантные и нестандартные изделия, самое время смастерить куклу именно в таком стиле. Например, можно сшить куклу-панка или куклу-скалолаза.
  • Что делать, чтобы работа была симметричной? Для этого сделанная на бумаге выкройка складывается пополам, а макет куклы вырезается на сложенном листе бумаги.
  • Не стоит слишком изощряться, работая над нарядом для такой игрушки. Обыкновенное, сделанное своими руками платье будет иметь очень милый и приятный вид. Не зря в народе говорят: «Красота в простоте».
  • Чтобы на будущей игрушке не было следов зарисовки, в работе следует использовать портновский мелок. Им очень удобно делать разметку.
  • Если у мастера в наличии имеется достаточное количество материала, он может сделать большую куклу.
  • Новичкам следует соблюдать осторожность, работая с иглами и швейной машинкой.

Делаем своими руками куклу-желанницу: оберег на исполнение желания (видео)

Если правильно следовать инструкции, то работа над созданием тряпочных кукол не только позволит сделать настоящий народный шедевр, но также принесёт мастеру немало счастливых минут. Мастерицы в ВК и других соцсетях часто выкладывают результаты своего творчества и делятся секретами изготовления, а обучающее видео легко найти на Ютубе.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла - закрутка»

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

/Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание/

Назначение : игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель . Извлечение красоты из обычных, казалось бы бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.

Задачи.

1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.

3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

Материалы.

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Вата для объема;

Тесьма для пояса.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/

О народной кукле сейчас Вам расскажу,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Материалы.

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.

Выполняем тугое закручивание.

Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.

Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой.

Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.

Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.

Основа нашей куклы готова. А вот наряд - это ваша фантазия и творчество. Я сделала кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.

Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем.

Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Другой вариант. Косыночка завязана вокруг головы. Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером.

Но моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.