Украинская свадьба. Современные свадебные традиции

Украинская свадьба с традициями всегда вызывала интерес своим разнообразием у других народов. Но особое внимание привлекает украинская свадьба, которая завлекает своими удивительными обрядами. Как говорят, народные поверья, и точное соблюдение свадебных традиций предвещает молодоженам долгую и счастливую супружескую жизнь. Одним из самых первых и главных обрядов является сватовство.

По старинным правилам данного обряда будущий супруг приглашает уважаемых знакомых или друзей, которые обладают красноречием, умением образно изъясняться. Для роли сватов назначают крестных родителей парня или старших братьев, замужних сестер. Сваты вместе с парнем (купцом) приходят в дом, где живет девушка после захода солнца, несут с собой свежеиспеченный каравай для расхваливания купца перед родственниками девушки. В доме они рассыпаются в красноречиях и впечатляющих фразах, по-украинскому поверью считается, что от правильно подобранных слов зависит результат сватовства.

Второй этап — Смотрины

После правильно проведенного обряда сватовства через два-три дня проводят смотрины. Здесь присутствовали практически все родственники, собирались братья, сестры, крестные родители, отец, мать. Собравшись все вместе, они шли осматривать дом, где в поселится супруга. Часто, для того, чтобы жених выглядел достойно в глазах родственников девушки, его родители брали на время у знакомых или соседей всякое имущество, серебряную посуду, украшения и даже дворовую скотину. Этот поход заканчивался звонким застольем, где обсуждались детали будущего бракосочетания. У украинского народа предпочитаемым временем года для проведения свадеб являлась зима или осень, на воскресенье намечалось венчание.

Третий этап — Приглашение гостей

Соблюдая, украинскую традицию жених и невеста приглашают всех намеченных гостей самостоятельно. Девушка собирала своих подружек, с которыми они выпекли маленькие булочки «шишки» это взамен пригласительной открытки на свадьбу. Шишки вручались лично зазванным гостям с фразой «просыла мама, тато и мы просымо». По обычаю в субботний вечер, перед венчанием проводились парубоцкие веселья и девич (мальчишник и девичник), где будущий жених должен был славно нагуляться, а девушка в кругу подруг занималась рукоделием и создавала оберег для новой семьи-»гильце».

Четвертый этап — Помолвка

Обязательно проводился еще один обряд-помолвка. Собирались родители и родственники с обеих сторон, при присутствующих жених и невеста торжественно объявляли о будущем скреплении отношений узами брака и демонстрировали обручальные кольца. На этом мероприятии родители будущих супругов давали напутственное благословение иконой. В подтверждение сказанного пара обменивались кольцами. Кольца лишь символ, обычно были недорогими.

Пятый этап — Свадьба

Свадебная церемония-являлась большим завершающим элементом всех подготовительных обрядов, на котором торжествовал шикарный пир. В самом праздновании украинской свадьбы существует еще больше обычаев, чем в подготовительных этапах. В назначенный день юноша собираясь, в путь за любимой, отдает каравай с рушником соседской незамужней девчонке, его девушка вручает неженатому пареньку или ребенку. Суженый вместе с родственниками выезжает за будущей женой, которая с утра наряжается в присутствии подруг.

Процесс бракосочетания

Первым обычаем свадебной церемонии является выкуп невесты. Супругу и его спутникам-друзьям придется очень постараться, чтобы увезти невесту из дома родителей. На их пути будут встречаться всякие юмористические конкурсы, в которых они платят всяческие выкупы. После того как юноша заберет невесту они едут в церковь. В церкви молодым, стоящим перед алтарем крестные застилают под ноги рушник. Существует украинское поверье: тот из молодых, кто станет на рушник первым, тот будет главным в браке после свадьбы. Когда молодые выходят из церкви их осыпают хмелем и житом.

Дань родительскому дому

Затем молодые должны отдать поклон отчему дому, по очереди начиная с избы суженой. Родители встречают их иконой и караваем. После чего муж и жена приглашают всех за стол. Свадебный праздничный стол ломится от пиршеств, здесь и зразы, холодец, кровянка, вергуны, сырники, галушки. За столом старинные обряды не прекращаются. Молодоженам необходимо самим обслужить каждого гостя, который дарит свадебный подарок, передавая его жениху, цветы-невесте.

Подарки свекрови и теще

Интересная традиция, когда юноша делает подарок теще-обувь. Сначала ему необходимо помыть ноги теще, затем надеть ее и станцевать, чтобы она убедилась, что обувь удобная. Новобрачная делает ответные подарки родителям парня. Один из ярких обрядов, когда будущая свекровь снимает с головы невесты веночек и одевает платок. Этим мать парня демонстрирует, что «молодая» теперь часть их семьи. Венок используется для нового обряда, «молодая» бросает его через плечо своим незамужним подругам, та девушка, которая поймает веночек, следующая выйдет замуж.

Брачная ночь

Для подготовки девушки к первой брачной ночи свахи застилали кровать, а подруги переодевали ее в длинную ночную рубашку, которая предварительно расшивалась оригинальным узором самой невестой. На следующий день после брачной ночи проводился осмотр постели молодожен, в случае подтверждения невинности, ее мать одаривали подарками. В это утро «молодая» поила всех гостей родниковой водой. Есть поверье, что сорочка, в которой венчалась невеста являлась оберегом, такую же имел и жених, считалось, что она помогает мужчинам сохранить жизнь на войне.

Интересные факты о предсвадебных, свадебных и послесвадебных ритуалах

Источник: marry.com.ua ,

Ой, в долине реченька, как стрела,
Будто нарисовано два села.
Возле гребли-гребельки под дубком
Полюбились девушка с пареньком,
Ой, в долине реченька, как стрела,
Да на свадьбу съехались два села …

Семья - одна из самых давних форм общности людей. Она возникла так давно, что подсчитать, сколько тысячелетий назад это было - ни каждый возьмется. Интересно, что даже первобытные люди пытались создавать семьи, соединялись родами. Пожалуй, влюбляться, создавать семьи и продолжать собственный род люди будут и через тысячи лет, несмотря на пессимистические прогнозы ученых о том, что человек стает все более самостоятельным. Потому как внутри у каждого из нас заложен огромный потенциал заботы, любви, поддержки и от этого нам ну никуда не деться, впрочем, никуда деваться и не хочется. Ведь что может быть лучше большой крепкой и любимой семьи.

Нам украинцам понятия крепкой и дружной семьи знакомо не понаслышке, ведь на протяжении многих веков наши предки старались создавать именно такие семьи, они бережно сохраняли домашний очаг, чтили традиции. А потом передавали свои знания из рода в род, из поколения в поколение.

Интересно, что многие из старинных свадебных обрядов люди используют, и по сей день, особенно в сельских местностях. А некоторые из обрядов незаслуженно забыли, но все забытое можно вспомнить, и проделать на собственной свадьбе, сделав ее оригинальной и незабываемой. Потому следующий материал, особенно будет интересен тем людям, которые решили скрепить свои отношения узами Гименея.

Формы брака в Украине. Раньше в Украине существовали разные формы брака, иногда очень интересные:


  • воровство девушек;
  • брак-покупка;
  • свадьба по договору;
  • матриархальный брак (сватанье девушки до парня);
  • сватанье через сваху;
  • освобождение путем брака от смертной казни.
code

Воровство девушки. Во время танца парень мог украсть девушку даже с богатой семьи. Хлеборобы считались крепостными, но издавна и они пользовались правом и свободой воровать во время танца благородных девиц, даже дочек своего помещика. Но при этом необходимыми качествами были: смекалка и шустрость. Парень со своей «добычей» должен был убежать в соседний лесок и прятаться там не менее 24 часов. Только тогда прощают смельчака, иначе же пропала его головонька. Если украденная девушка желала выйти за него замуж, он был обязан под страхом смертной казни женится на ней; если нет - то парень свободен от наказания.

Интересным обычаем было сватанье девушки к парню: отказывать девушке («дать ей гарбуза») считалось грехом, потому как применялся этот обычай в том случае, когда парень обманул девушку. Эта форма брака была спасательной для девушки.

Освобождение от казни путем брака - это народная украинская традиция. В письменных правовых статутах ее не было, то есть, это был неписаный закон. Спасать от казни могла девушка или вдова, если должны были казнить парня, а также парень - если подсудимой была девушка. При этом брак разрешался только тогда, когда было совместное согласие.

Существует такое поверье: будто бы к толпе, которая сопровождала казака на место казни, навстречу вышла девушка, голова которой была покрыта белым покрывалом. Она подошла к осужденному и во всеуслышание заявила, что хотела бы выйти за него замуж. В тот момент толпа притихла и ждала ответа осужденного. Казак пожелал, что бы девушка сняла покрывало, после чего посмотрел на нее и сказал: «Як мати таку дзюбу вести до шлюбу, ліпше на шибениці дати дубу!» - и пожелал, чтобы его скорее повесили.

Свадебные обычаи

Брачный возраст в XIX веке для парней был 18-25 лет, для девушек 16-23, но случалось, что девушки выходили замуж и в 14-15 лет. Существовал обычай сначала отдавать замуж старших дочек, потом младших. Если же младшая выходила замуж раньше, это считалось оскорблением для старшей дочки. Точно так за старшинством женили и сыновей. Наилучшим временем для свадеб считалась осень: с 15 августа по 14 ноября, а также от 6 января до поста в марте. За древними обычаями славян весна была наилучшим временем для свадеб, временем, когда пробуждается природа, рождается год. По законам народной этики начинать свадьбу среди недели было непристойно, потому чаще всего свадьбы проводились в выходные дни или на праздники.

Считалось, что брак будет счастливым только в том случае, когда молодые с их численной родней исполнят все ритуалы с походами, танцами, песнями, действиями и т.д.

Украинское слово «весілля» происходит от названия солнечного праздника «въселія», которое отмечалось каждую фазу солнцестояния определенными ритуалами. Именно к таким ритуалам принадлежали и брачные обряды. Празднуя весеннее пробуждение, люди сами чувствовали неуемное желание любить, создавать семью и продолжать род. Потому и значительное большинство свадеб отмечалось именно в пору весеннего и летнего солнцестояния, меньше - осеннего и зимнего. Только после введения христианства свадьбы стали отмечать преимущественно осенью, когда окончены все летние роботы и собран урожай. Кроме того, весеннее солнцестояние почти всегда совпадает с большим постом, во время которого супружеская жизнь строго запрещалась. Таким образам, свадьба весеннего солнцестояния, которые все время согласовывались с циклами природы, постепенно переместились и были подчинены церковному календарю.

О том, что свадьба посвящалась солнечным богам, свидетельствуют атрибуты и символы, которые на протяжении веков присутствовали в свадебном обряде украинцев: каравай, свадебные свечки, веночки, веточки и т.д. Таким же остатком древнего богослужения есть обычай сиденья молодых на вывернутом мехом вверх кожухе или овечьей шкуре, а также свадебный костер перед входом молодой во двор молодого, выливание вина на пол (жертва), и колупание печи молодою на сватанье. Жертвами Богам - покровителям брака, были обряды резанья Каравая, обрезания волос молодой, а давние свадебные песни - своеобразные молитвы, обращенные к этим Богам. Позднее к гимнам-молитвам добавлялись вполне земные мотивы, пожелания молодым счастья. Одной из самых древних свадебных песен, которая дошла до нас в нескольких вариантах, есть песня, обращенная до Дажбога.

В Украине долгое время преобладали традиции народных свадебных обрядов, церковное же венчание стало обязательным только в XIX веке. Сохранилось немало церковных записей об обязательности церковного венчания, но венчание постоянно игнорировались народом. О недоверие к церковному венчанию свидетельствуют и те факты, что церковь святила многоженство князей и бояр, которые имели по три, четыре жены, причем обвенчанные. Церковный брак, в то время, не был для украинцев «таинством», а только юридическим актом, который мог составляться заблаговременно. Молодые после венчания могли проживать отдельно по два и больше лет, пока не отмечали свадьбу. Церковное венчание игнорировалось и в начале XVI века. Только в 1774 г. священный синод выдал «высочайший указ», который вводил церковное венчание, как обязательный акт и приписывал наложение анафемы на тех, кто будет нарушать церковный обряд. Даже тех, кто после венчания будет жить раздельно, было приписано карать как за нарушение супружеской верности.

Только в XIX веке церковь уступила народному обычаю тем, что разрешила венчаться в день свадьбы, таким образом, были соединены народный и церковный брак.

Обряды украинской народной свадьбы разделяются на три периода: досвадебный, сама свадьба, послесвадебный. Перед свадьбой как правило отмечают сватанье, смотрины, помолвку.

Сватанье. Старосты (послы от жениха) приходили в дом девушки и просили родителей молодой выдать дочку замуж. Разговор проводился в традиционно шутливом тоне; старосты называли себя охотниками, которые гонятся за куницей, или купцами, которые просят отдать товар. Девушка в это время должна была колупать печь, если она согласна выйти замуж за этого парня, которого расхваливают старосты. Если девушка отказывала парню, то выносила ему тыкву. А если же девушка и ее родители соглашались на брак, тогда она подавала рушники, старосты обменивались хлебом, выпивали магарыч. От того, как старосты будут рассказывать про молодого, как будут договариваться с родителями молодой зависело очень много, потому старостами выбирали пожилых людей, которые хорошо знали обряды, умели красиво говорить. Старостами, чаще всего выбирали крестных молодого или его родственников.
Бывало, что парню отказывали все девушки в селе, тогда старосты шли в соседнее село и искали невесту там. В Украине существовал обычай украшать те дома, в которых были девушки на выданье: окна, стены разрисовывали узорами или просто красной глиной. Что было хорошим ориентиром для старост, которые приходили с другого села.

Смотрины. Через некоторое время после сватанья родители девушки шли в дом молодого, что бы посмотреть на его хозяйство и узнать, в какие руки отдают свою дочку. Когда же родители были ознакомлены с имуществом молодого, тогда смотрины сводились преимущественно к застолью и обсуждению деталей свадьбы. В некоторых районах Украины смотрины делала родня жениха в дом девушки, которую парень собирался сватать. На смотринах назначали и время помолвки.

Помолвка. Этот обряд, как правило, отмечался в доме молодой. В кругу родственников, близких людей, соседей молодые во всеуслышанье объявляли о своем намерении создать семью и получали благословение родителей и общественности. Помолвка считалась большим торжественным праздником, на который приглашались, как и на свадьбу, молодой с боярином, молодая с дружкой. На Закарпатье староста завязывал рушником всех родственников вместе с молодыми, которые держали в куче правые руки и говорил:» Той ся гуз в`яже ні на рік, ні на два, но на цілий вік«. Во время помолвки молодые обменивались кольцами, и с этого времени жених имел право ночевать в доме невесты. Мать сама впервые слала постель молодым. После помолвки девушка украшала голову веночком из цветов и ленточек и так ходила до самой свадьбы. Об этом и пословица: «Хороша девушка, когда засватанная». Со времени помолвки будто устанавливалась юридическая законность дальнейшей подготовки к свадьбе. По обычаю, тот, кто после помолвки отказывался от брака, должен был оплатить другой стороне материальные траты и штраф за «обиду».

Каравай. Выпекание свадебного каравая сопровождалось специальными ритуалами, и было важнейшей частью свадебного обряда. С выпеканием Каравая связано много поверий и правил. Он был обязателен при первом браке, вдовам и вдовцам каравай не выпекали. Каравайницами были женщины, которые были счастливы в браке, девушки и вдовы не допускались. Весь процесс от замешивания теста до выпекания каравая сопровождался специальными песнями. Кроме каравая, выпекали шишки, которые были символом плодородности, которыми одаривали всех гостей. Также как свадебные ритуальные атрибуты выпекались калачи и печенье разной формы (в виде коровок, лошадок, петушков и т.д.). Печеньем угощали детей.

Ветка. Ветка плодового или соснового дерева, украшенная цветами, ленточками, калиной. В некоторых районах, в основном на юге страны, веточку обвивали тестом и запекали в печке. На протяжении всей свадьбы веточка, что символизирует девичью красоту, стояла на столе. По окончанию свадьбы дружки разламывали по кусочку веточки, которую еще называли «девованием».

Посад. Составлялся с нескольких частей. Первый посад молодого и молодой осуществлялся преимущественно порознь в доме каждого из молодых. Этот обряд символизировал уважение культа домашнего очага, культа предков. Молодых выводили на посад, подавая им в руки платочек, садили на кожух в углу. Перед посадом каждого из молодых благословляли родители. В некоторых районах невесте, которую вели на посад, дорогу устилали сувоями полотна. Второй посад был общим для обеих молодых на свадьбе. Третий посад - это посад молодой невесты после брака, что символизировало переход молодой из девичьего состояния до состояния женщины. На посад приглашали, как правило, маму, брата, старост, бояр и т.д.

Расплетины. Этот обряд осуществлялся перед свадьбой или же в день свадьбы. Невесту садили на кадку покрытую кожухом. Расплетали братья или все члены материнского рода по очереди. Потом на голову молодой одевали венок. Этот обычай символизировал девичью чистоту: расплетают косу родные, а не чужие руки.

Свадьба начинается в доме каждого из молодых. Дальше жених собирал так называемый «поезд» из своих бояр, дружков, неженатых парней, свах (замужних женщин), светелок и т.д. Количество свадебных чинов зависело от состоятельности семьи и от количества гостей. В это время в доме молодой осуществлялось одаривание невесты. Поезд молодого, собираясь к невесте, обходил трижды вокруг стола или вокруг кадки. Мать благословляла жениха и осыпала его овсом, чтобы был богатым. Каждый участник свадебного поезда имел свои обязательства. По дороге, посторонние парни иногда останавливали свадебный поезд и устраивали, так называемую, «перейму»: ставили стол с хлебом-солью и, остановив свадебный поезд, требовали от молодого выкуп. Жених должен был угостить парней. Вход свадебного поезда жениха во двор невесты обставлялся играми, что символизировали притворную битву взятия замка, которая, в конце концов, заканчивалась мирными переговорами. Когда же после обмена свадебными калачами женихом и невестой, гости заходили в дом, осуществлялся обмен подарками между сватами, торг жениха с братом молодой за невесту, танец молодых, танец единения двух родов, который у гуцулов назывался «колесом». По окончанию свадебного обеда отмечался обряд покрытия головы невесты, что символизировало ее переход к женской громаде. Перед отъездом молодой в дом жениха, осуществлялся ритуальный трехкратный обход кадки, усланной рушником с хлебом-солью. Мать выводила из двора лошадей, благословляла дочь, давала ей хлеб, курицу. Перед двором жениха свадебный поезд переводили через ритуальный костер, на юге переливали водой. Эти обычаи - дань давней магии, что символизировала очищение огнем и водой.
После целого ряда церемоний молодых готовили к брачной ночи. Невесту одевали в новую рубашку, свахи стелили постель, дружки или старший боярин стояли возле каморы, где будут спать молодые. Утром свахи осматривали рубашки и постель молодых. Если девушка оказалась честной, то праздник не знал границ, присутствующие скакали по столам, лавкам, кричали и пели. Матери девушки посылали подарки и известие о счастливом завершении брачной ночи, благодарили за дочку. Если же девушка оказывалась нечестной, праздник прекращался, и начинались песни, которые сквернили род молодой. Иногда на родителей девушки одевали соломенные хомуты, на этом свадьба и заканчивалась. В некоторых районах парни вешали белый флаг на самое высокое дерево, который означал девичий позор. Тогда брат девушки должен был лезть на дерево, что бы снять этот флаг, но ему всячески мешали, насмехались (Киевский край).

Когда же свадьба заканчивалась счастливо, на утро приглашались родители девушки к родне молодого. Здесь снова начинался банкет, одаривание молодых, которое сопровождалось песнями. В понедельник также отмечался ритуал очищения водой, который позднее сменился принесением молодой воды из криницы и умывание молодых и всех гостей. В этот день было много веселий с переодеванием, пели шутливые песни. Преобладала красная символика: пояса, ленты, красные платки или запаска молодой, даже горилку подкрашивали красным соком. Все должно было символизировать рождение семьи. В этот же день разделяли каравай. Во вторник отмечались гуляния под названием «цыганщина», когда люди переодевались, крали курок и т.д. Праздновали исключительно взрослые, дети и молодеж не принимали участия в этих развлечениях.

Создан 14 мар 2008

Украинская свадьба - веселая, разудалая, с легким налетом грусти и зажигательными танцами. Многие чисто народные обычаи сейчас устарели, однако есть такие, которые сделают вашу свадьбу самым ярким воспоминанием на всю жизнь!

Традиционный свадебный обряд таков:

  • Сватовство
  • Смотрины
  • Договоренность, или рукобитие
  • Плач (Вытье)
  • Девичник и мальчишник
  • Выкуп
  • Венчание
  • Свадебный пир, гуляние

Сватовство и смотрины сейчас уже - рудимент прошлых эпох: молодые самостоятельно выбирают себе пару. Точно так же, как и договоренность: когда две семьи встречаются и обговаривают детали, и плач (покажите мне современную невесту, которая бы горько рыдала из-за того, что ей предстоит стать замужней женщиной!).

Забавные традиции этих предсвадебных этапов все же можно использовать в современной свадьбе!

Чоботы

Это шутливый ритуал, когдя зять одаривает тещу сапожками, чтобы теща отдала ему дочь и была к нему более благосклонна.

Покрывание невесты

Этот обряд символически переводит девушку в статус замужней женщины. В нем участвуют невеста, жених, свекровь и незамужние девушки. Свекровь снимает с невесты фату и одевает платок. Затем подруги водят хоровод вокруг невесты, а невеста поочередно приглашает каждую из подружек к себе, примеряя на нее фату. В это время, обычно, звучит украинская народная песня «Горіла сосна, палала».

Передача семейного огня

Родители символически передают свой семейный огонь моодоженам. В конце свадебного пира мать и отец благоставляют своих детей и передают им по одной зажженной свече от каждой семьи. Молодые становятся в кург со свечами, гости с зажженными свечами стоят по кругу и произносят пожелания счастливой супружеской жизни. Затем родители исполняют танец. После танца гости свои свечи не тушат, а ставят их на свои столы и садятся. Это делает свадебную атмосферу еще более красивой и романтичной.

Выкуп невесты

Традиция выкупа невесты стара, как и сама украинская свадьба. На современной свадьбе выкуп невесты - всего лишь игра, однако прежде этот обряд имел очень серьезный подтекст. Наши предки, опасаясь кровосмешения, выбирали для молодого человека невесту среди девушек другого племени и заполучить ее можно было путем либо военных действий, либо длительных и непростых переговоров.

Второй день свадьбы

Оказывается, в Украине существует целая масса обычаев, связанных с вторым днем свадьбы, причем они очень различаются по территориальному признаку. Например, существует такой забавный обычай: утром проснувшиеся с похмелья гости могут обнаружить, что проход в туалет или в зал (где можно продолжить гуляние) перекрыт странными наряженными личностями, требующими денег за проход. Кто заплатил - наливают рюмку водки и заставляют выпить.

Украинская свадьба – явление сравнительно новое, но уже достаточно популярное. Красочные наряды, множество колоритных обрядов – все говорит о том, что свадьбы в украинском стиле обретают все больше своих сторонников.

Что такое свадьба по-украински

Не все, наверное, знают, что свадьбу играли раньше целую неделю, сейчас изменилось многое (и свадьбы в том числе), но удачно построенный сценарий способен сделать современную украинскую свадьбу еще красивее и динамичнее. Чтобы свадьбу можно было назвать настоящей украинской, она должна соответствовать определенным условиям:

  • торжество проводится на украинском языке;
  • самобытные свадебные обычаи – обязательное наполнение сценария;
  • тщательный подбор композиций для дискотеки и выбор музыкантов;
  • дополнительное украшение банкетного зала элементами в фольклорном стиле (подсолнухи, тын, рушники).

Традиции украинской свадьбы имеют глубокие исторические корни. Праздник раньше состоял из трех этапов: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. Каждый цикл включал свои обряды.

Предсвадебный этап

  1. Сватовство – к девушке засылают сватов или старост для предварительных переговоров.
  2. Смотрины (умовины) – родители девушки знакомились с семьей и хозяйством будущего зятя.
  3. Помолвка – жених с хлебом и родителями в гостях у будущей невесты, которая перевязывает всех рушниками.
  4. Девичник – прощание с вольной жизнью в виде молодежной вечеринки, проводился отдельно в домах молодого и молодой.
  5. «Бгання» каравая – женщины с идеальной репутацией в браке готовили множество видов свадебной выпечки: каравай, шишки, гусыни, любовники, лежебока, калачики, веточка.

Свадебный этап

  1. Приглашение – свадебный поезд с молодыми, сватами, дружками и боярами (свидетелями) в народных костюмах отправлялись по селу приглашать на свадьбу каждого лично.
  2. Дарение – молодых все приглашенные одаривали подарками.
  3. «Посад» молодых – окончательное скрепление брака и родства семей.
  4. «Покрытие» - в зависимости от региона, невесте расплетали (или отрезали) косу, покрывая голову очипком (платком).
  5. «Комора» - цикл обрядов брачной ночи.
  6. - сундук с кладью и выращенный для приданого скот говорили о трудолюбии девушки и перевозились в дом жениха.
  7. в церкви.

Послесвадебный этап призван был укреплять родственные связи между сватами и облегчать процесс адаптации девушки в новой семье. Через месяц молодые благодарили родителей, а те дарили им полотно.

Свадебные обряды

Современная свадьба позаимствовала из прошлого, которым так гордились наши предки, не так уж и мало. Немного подробнее о самых известных обычаях украинской свадьбы, дошедших до наших дней. Каждый обряд имеет свой смысл и назначение, ведь они формировались многими столетиями и в наши дни также помогают ощутить смысл слияния двух сердец.

Сватовство

  • Это сейчас можно где угодно и как угодно. Раньше сваты, отправляясь за товаром, обдумывали каждое слово. Узнав о намерениях своего чада, родители долго и серьезно обсуждали выбор, собирали информацию о семье будущей невестки, если она была из другой местности. Старостами были уважаемые люди – крестные - как мужчины, так и женщины, с «хорошо подвешенными языками» , ведь от переговоров зависело, получат сваты отказ в виде символического гарбуза (тыквы) или согласие, при котором невеста сватов перевязывала рушниками, а жениху дарила вышитый платочек. Чтобы избежать позора, сваты приходили ночью или посылали на разведку других, чтобы узнать о намерениях семьи.
  • В небольших селах невест не хватало (или все давали «от ворот поворот»), потому сватались и к соседям. Чтобы облегчить поиски, хаты, где есть девушка на выданье, для ориентира такие дома разрисовывали особенно ярко.
  • Можно было невесту и украсть. Если она сутки провела с парнем, он просто обязан был на ней жениться, иначе – пропала его голова!
  • Не все, наверное, в курсе, что и девушка могла посвататься к парню, если он ее обесчестил и никак не решается засылать сватов. Девица сама приходила с вещами в дом жениха, и выгнать ее никто не имел права – это было позором для жениха.
  • Засватанные молодые вскоре обручались и обменивались кольцами.

Смотрины

Родители жениха приезжают на смотрины, даже если семьи давно знакомы. Готовятся к этому мероприятию очень тщательно: наводят порядок, украшают дом , чтобы показать, какая невеста хорошая хозяйка. Демонстрируют и обговаривают приданое – овец, лошадей, землю, можно и поторговаться. Обязательный атрибут приданого – золотые сережки. Если торг удачный, договариваются о свадьбе.

Встреча молодых

Здесь переплетаются два момента: встреча с жениха и невесты и . Для православного брака раньше этот обряд был обязательным. Через живой коридор из вышитых рушников молодые проходят к родителям и трижды им кланяются. Те благословляют детей караваем на длинном вышитом рушнике с запеченной в центре солонкой. После этого молодые отламывают по куску каравая, обильно окунают в соль и кормят друг друга. Хлеб – символ гостеприимства и благополучия, соль – оберег от злых сил. Караваем все славяне называют круглый хлеб. Первоначально так называли только свадебный обрядовый хлеб, который украшали барвинком – символом вечной любви и калиной – символом способности к деторождению, плодовитости. Название произошло от слова корова, не случайно невесте расплетают волосы и заплетают две косы, укладывая по кругу в прическу - коровьих рогов.

Породнение (родичання) семей

Участвуют и молодые, и родители, и близкие родственники. Обряд – символ единения двух семей и двух родов. Весело, с аплодисментами и обрядовыми словами родственники обнимаются и знакомятся.

Чоботы

Очень колоритный и популярный обряд, без которого не бывает настоящей украинской свадьбы. Главные герои – теща и зять. В шутливой форме в соответствии с ритуалом зять преподносит теще сапожки, омывая ей ножки коньяком, делает массаж, чтобы она была к нему более благосклонна.

Покрывание невесты

В этом очень трогательном обряде участвуют невестка и свекровь, жених и незамужние подруги. Как только свекровь снимает со своей невестки , надевая ей платок, она становится замужней женщиной. Сначала все по очереди расплетают ей косы (на западной Украине отрезали косу топориком или ножом).

Незамужние подруги водят вокруг хоровод с песней «Горила сосна, палала», а невеста приглашает по очереди девушек к себе и примеряет на каждую фату, одаривая всех подарками. Потом незамужние девушки выстраиваются в ряд и ловят . С некоторых пор эта традиция, как и свадебный букет, фата, подвязки, также стали в Украине символическими. Обряд прощания с фатой на видео украинской свадьбы.

Выкуп невесты

Сегодня выкуп – это всего лишь забава, но в старину подтекст был куда серьезней. Наши предки чтобы избежать родственных браков, выбирали невесту из другого рода-племени, и добыть ее можно было только путем военных действий или длительных и трудных переговоров.

Сегодня путь к невесте не такой тернистый, но обряд дожил до наших дней.

С этого обряда свадьба и начинается. Приезжает жених с дружками на бричке (если нет, надо одолжить для форсу). По дороге (на въезде, на улице, на входе в дом) его несколько раз останавливают и требуют выкуп. Выкупает невесту жених со своими друзьями, выполняя разные испытания. Бывает, что бедный жених и огородами пробивается к заветной цели. Чем же выкупают невесту сегодня? Чаще цветами и сладостями, иногда – деньгами. Выкуп невесты – любимый и самый известный обряд. После выкупа обычно все отправлялись на венчание, где на выходе их обсыпали зерном и хмелем, сейчас добавляют конфеты и монеты – для сладкой и богатой жизни. Из всех свадебных традиций к нам дошли еще и обряды похищения невесты или туфельки.

Краткое путешествие в увлекательный мир красивых и древних традиций украинской свадьбы завершается. Такой праздник и в стихах не опишешь – это надо видеть, а еще лучше – быть ее участником. А какую свадьбу хотите вы?

Семья - одна из самых давних форм общности людей. Она возникла так давно, что подсчитать, сколько тысячелетий назад это было - ни каждый возьмется. Интересно, что даже первобытные люди пытались создавать семьи, соединялись родами. Пожалуй, влюбляться, создавать семьи и продолжать собственный род люди будут и через тысячи лет, несмотря на пессимистические прогнозы ученых о том, что человек стает все более самостоятельным.

Потому как внутри у каждого из нас заложен огромный потенциал заботы, любви, поддержки и от этого нам ну никуда не деться, впрочем, никуда деваться и не хочется. Ведь что может быть лучше большой крепкой и любимой семьи. Нам украинцам понятия крепкой и дружной семьи знакомо не понаслышке, ведь на протяжении многих веков наши предки старались создавать именно такие семьи, они бережно сохраняли домашний очаг, чтили традиции. А потом передавали свои знания из рода в род, из поколения в поколение.Интересно, что многие из старинных свадебных обрядов люди используют, и по сей день, особенно в сельских местностях. А некоторые из обрядов незаслуженно забыли, но все забытое можно вспомнить, и проделать на собственной свадьбе, сделав ее оригинальной и незабываемой. Потому следующий материал, особенно будет интересен тем людям, которые решили скрепить свои отношения узами Гименея.

Формы брака в Украине.

Раньше в Украине существовали разные формы брака, иногда очень интересные:
воровство девушек;
брак-покупка;
свадьба по договору;
матриархальный брак (сватанье девушки до парня);
сватанье через сваху;
освобождение путем брака от смертной казни.

Воровство девушки.

Во время танца парень мог украсть девушку даже из богатой семьи. Хлеборобы считались крепостными, но издавна и они пользовались правом и свободой воровать во время танца благородных девиц, даже дочек своего помещика. Но при этом необходимыми качествами были: смекалка и шустрость. Парень со своей «добычей» должен был убежать в соседний лесок и прятаться там не менее 24 часов. Только тогда прощают смельчака, иначе же пропала его головонька. Если украденная девушка желала выйти за него замуж, он был обязан под страхом смертной казни жениться на ней; если нет - то парень свободный от наказания.

Интересным обычаем было сватанье девушки до парня: отказывать девушке («дать ей гарбуза») считалось грехом, потому как применялся этот обычай в том случае, когда парень обманул девушку. Эта форма брака была спасательной для девушки.

Освобождение от казни путем брака - это народная украинская традиция. В письменных правовых статутах ее не было, то есть, это был не писаный закон. Спасать от казни могла девушка или вдова, если должны были казнить парня, а также парень - если подсудимой была девушка. При этом брак разрешался только тогда, когда было совместное согласие. Существует такое поверье: будто бы к толпе, которая сопровождала казака на место казни, навстречу вышла девушка, голова которой была покрыта белым покрывалом. Она подошла к осужденному и во всеуслышание заявила, что хотела бы выйти за него замуж. В тот момент толпа притихла и ждала ответа осужденного. Казак пожелал, что бы девушка сняла покрывало, после чего посмотрел на нее и сказал: «Як мати таку дзюбу вести до шлюбу, ліпше на шибениці дати дубу!» - и пожелал, чтобы его скорее повесили.

Свадебные обычаи

Брачный возраст в XIX веке для парней был 18-25 лет, для девушек 16-23, но случалось, что девушки выходили замуж и в 14-15 лет. Существовал обычай сначала отдавать замуж старших дочек, потом младших. Если же младшая выходила замуж раньше, это считалось оскорблением для старшей дочки. Точно так за старшинством женили и сыновей. Наилучшим временем для свадеб считалась осень: с 15 августа по 14 ноября, а также от 6 января до поста в марте. За древними обычаями славян весна была наилучшим временем для свадеб, временем, когда пробуждается природа, рождается год. За законами народной этики начинать свадьбу среди недели было непристойно, потому чаще всего свадьбы проводились в выходные дни или на праздники.

Считалось, что брак будет счастливым только в том случае, когда молодые с их численной родней исполнят все ритуалы с походами, танцами, песнями, действиями и т.д.

Украинское слово «весілля» происходит от названия солнечного праздника «въселія», которое отмечалось каждую фазу солнцестояния определенными ритуалами. Именно до таких ритуалов принадлежали и брачные обряды. Празднуя весеннее пробуждение, люди сами чувствовали неуемное желание любить, создавать семью и продолжать род. Потому и значительное большинство свадеб отмечалось именно в пору весеннего и летнего солнцестояния, меньше - осеннего и зимнего. Только после введения христианства свадьбы стали отмечать преимущественно осенью, когда окончены все летние роботы и собран урожай. Кроме того, весеннее солнцестояние почти всегда совпадает с большим постом, во время которого супружеская жизнь строго запрещалась. Таким образам, свадьба весеннего солнцестояния, которые все время согласовывались с циклами природы, постепенно переместились и были подчинены церковному календарю.

О том, что свадьба посвящалась солнечным богам, свидетельствуют атрибуты и символы, которые на протяжении веков присутствовали в свадебном обряде украинцев: Каравай, свадебные свечки, веночки, веточки и т.д. Таким же остатком древнего богослужения есть обычай сиденья молодых на вывернутом мехом вверх кожухе или овечьей шкуре, а также свадебный костер перед входом молодой во двор молодого, выливание вина на пол (жертва), и колупание печи молодою на сватанье. Жертвами Богам - покровителям брака, были обряды резанья Каравая, обрезания волос молодой, а давние свадебные песни - своеобразные молитвы, обращенные к этим Богам. Позднее до гимнов молитв добавлялись вполне земные мотивы, пожелания молодым счастья. Одной из самых древних свадебных песен, которая дошла до нас в нескольких вариантах, есть песня, обращенная до Дажбога.

В Украине долгое время преобладали традиции народных свадебных обрядов, церковное же венчание стало обязательным только в XIX веке. Сохранилось немало церковных записей об обязательности церковного венчания, но венчание постоянно игнорировались народом. О недоверие к церковному венчанию свидетельствуют и те факты, что церковь святила многоженство князей и бояр, которые имели по три, четыре жены, причем обвенчанные. Церковный брак, в то время, не был для украинцев «таинством», а только юридическим актом, который мог составляться заблаговременно. Молодые после венчания могли проживать отдельно по два и больше лет, пока не отмечали свадьбу. Церковное венчание игнорировалось и в начале XVI века.

Только в 1774 г. священный синод выдал «высочайший указ», который вводил церковное венчание, как обязательный акт и приписывал наложение анафемы на тех, кто будет нарушать церковный обряд. Даже тех, кто после венчания будет жить раздельно, было приписано карать как за нарушение супружеской верности.Только в XIX веке церковь уступила народному обычаю тем, что разрешила венчаться в день свадьбы, таким образом, были соединены народный и церковный брак.

Обряды украинской народной свадьбы разделяются на три периода: досвадебный, сама свадьба, послесвадебный. Перед свадьбой как правило отмечают сватанье, смотрины, помолвку.

Сватанье.

Старосты (послы от жениха) приходили в дом девушки и просили родителей молодой выдать дочку замуж. Разговор проводился в традиционно шутливом тоне; старосты называли себя охотниками, которые гонятся за куницей, или купцами, которые просят отдать товар. Девушка в это время должна была колупать печь, если она согласна выйти замуж за этого парня, которого расхваливают старосты. Если девушка отказывала парню, то выносила ему тыкву. А если же девушка и ее родители соглашались на брак, тогда она подавала рушники, старосты обменивались хлебом, выпивали магарыч. От того, как старосты будут рассказывать про молодого, как будут договариваться с родителями молодой зависело очень много, потому старостами выбирали пожилых людей, которые хорошо знали обряды, умели красиво говорить. Старостами, чаще всего выбирали крестных молодого или его родственников.Бывало, что парню отказывали все девушки в селе, тогда старосты шли в соседнее село и искали невесту там. В Украине существовал обычай украшать те дома, в которых были девушки на выданье: окна, стены разрисовывали узорами или просто красной глиной. Что было хорошим ориентиром для старост, которые приходили с другого села.

Смотрины.

Через некоторое время после сватанья родители девушки шли в дом молодого, что бы посмотреть на его хозяйство и узнать, в какие руки отдают свою дочку. Когда же родители были ознакомлены с имуществом молодого, тогда смотрины сводились преимущественно к застолью и обсуждению деталей свадьбы. В некоторых районах Украины смотрины делала родня жениха в дом девушки, которую парень собирался сватать. На смотринах назначали и время помолвки.

Помолвка.

Этот обряд, как правило, отмечался в доме молодой. В кругу родственников, близких людей, соседей молодые во всеуслышанье объявляли о своем намерении создать семью и получали благословение родителей и общественности. Помолвка считалась большим торжественным праздником, на который приглашались, как и на свадьбу, молодой с боярином, молодая с дружкой. На Закарпатье староста завязывал рушником всех родственников вместе с молодыми, которые держали в куче правые руки и говорил:» Той ся гуз в`яже ні на рік, ні на два, но на цілий вік«. Во время помолвки молодые обменивались кольцами, и с этого времени жених имел право ночевать в доме невесты. Мать сама впервые слала постель молодым. После помолвки девушка украшала голову веночком из цветов и ленточек и так ходила до самой свадьбы. Об этом и пословица: «Хороша девушка, когда засватанная». Со времени помолвки будто устанавливалась юридическая законность дальнейшей подготовки к свадьбе. За обычаем, тот, кто после помолвки отказывался от брака, должен был оплатить другой стороне материальные траты и штраф за «обиду».

Каравай.

Выпекание свадебного каравая сопровождалось специальными ритуалами, и было важнейшей частью свадебного обряда. С выпеканием Каравая связано много поверий и правил. Он был обязателен при первом браке, вдовам и вдовцам каравай не выпекали. Каравайницами были женщины, которые были счастливы в браке, девушки и вдовы не допускались. Весь процесс от замешивания теста до выпекания каравая сопровождался специальными песнями. Кроме каравая, выпекали шишки, которые были символом плодородности, которыми одаривали всех гостей. Также как свадебные ритуальные атрибуты выпекались калачи и печенье разной формы (в виде коровок, лошадок, петушков и т.д.). Печеньем угощали детей.

Ветка.

Ветка плодового или соснового дерева, украшенная цветами, ленточками, калиной. В некоторых районах, в основном на юге страны, веточку обвивали тестом и запекали в печке. На протяжении всей свадьбы веточка, что символизирует девичью красоту, стояла на столе. По окончанию свадьбы дружки разламывали по кусочку веточки, которую еще называли «девованием».

Посад.

Составлялся из нескольких частей. Первый посад молодого и молодой осуществлялся преимущественно порознь в доме каждого из молодых. Этот обряд символизировал уважение культа домашнего очага, культа предков. Молодых выводили на посад, подавая им в руки платочек, садили на кожух в углу. Перед посадом каждого из молодых благословляли родители. В некоторых районах невесте, которую вели на посад, дорогу устилали сувоями полотна. Второй посад был общим для обеих молодых на свадьбе. Третий посад - это посад молодой невесты после брака, что символизировало переход молодой из девичьего состояния до состояния женщины. На посад приглашали, как правило, маму, брата, старост, бояр и т.д.

Расплетины.

Этот обряд осуществлялся перед свадьбой или же в день свадьбы. Невесту садили на кадку покрытую кожухом. Расплетали братья или все члены материнского рода по очереди. Потом на голову молодой одевали венок. Этот обычай символизировал девичью чистоту: расплетают косу родные, а не чужие руки.Свадьба начинается в доме каждого из молодых. Дальше жених собирал так называемый «поезд» из своих бояр, дружков, неженатых парней, свах (замужних женщин), светелок и т.д. Количество свадебных чинов зависело от состоятельности семьи и от количества гостей. В это время в доме молодой осуществлялось одаривание невесты. Поезд молодого, собираясь к невесте, обходил трижды вокруг стола или вокруг кадки. Мать благословляла жениха и осыпала его овсом, чтобы был богатым. Каждый участник свадебного поезда имел свои обязательства. По дороге, посторонние парни иногда останавливали свадебный поезд и устраивали, так называемую, «перейму»: ставили стол с хлебом-солью и, остановив свадебный поезд, требовали от молодого выкуп. Жених должен был угостить парней. Вход свадебного поезда жениха во двор невесты обставлялся играми, что символизировали притворную битву взятия замка, которая, в конце концов, заканчивалась мирными переговорами. Когда же после обмена свадебными калачами женихом и невестой, гости заходили в дом, осуществлялся обмен подарками между сватами, торг жениха с братом молодой за невесту, танец молодых, танец единения двух родов, который у гуцулов назывался «колесом». По окончанию свадебного обеда отмечался обряд покрытия головы невесты, что символизировало ее переход к женской громаде. Перед отъездом молодой в дом жениха, осуществлялся ритуальный трехкратный обход кадки, усланной рушником с хлебом-солью. Мать выводила из двора лошадей, благословляла дочь, давала ей хлеб, курицу. Перед двором жениха свадебный поезд переводили через ритуальный костер, на юге переливали водой. Эти обычаи - дань давней магии, что символизировала очищение огнем и водой.

После целого ряда церемоний молодых готовили к брачной ночи. Невесту одевали в новую рубашку, свахи стелили постель, дружки или старший боярин стояли возле каморы, где будут спать молодые. Утром свахи осматривали рубашки и постель молодых. Если девушка оказалась честной, то праздник не знал границ, присутствующие скакали по столам, лавкам, кричали и пели. Матери девушки посылали подарки и известие о счастливом завершении брачной ночи, благодарили за дочку. Если же девушка оказывалась нечестной, праздник прекращался, и начинались песни, которые сквернили род молодой. Иногда на родителей девушки одевали соломенные хомуты, на этом свадьба и заканчивалась. В некоторых районах парни вешали белый флаг на самое высокое дерево, который означал девичий позор. Тогда брат девушки должен был лезть на дерево, что бы снять этот флаг, но ему всячески мешали, насмехались (Киевский край).

Когда же свадьба заканчивалась счастливо, на утро приглашались родители девушки до родни молодого. Здесь снова начинался банкет, одаривание молодых, которое сопровождалось песнями. В понедельник также отмечался ритуал очищения водой, который позднее сменился принесением молодой воды из криницы и умывание молодых и всех гостей. В этот день было много веселий с переодеванием, пели шутливые песни. Преобладала красная символика: пояса, ленты, красные платки или запаска молодой, даже горилку подкрашивали красным соком. Все должно было символизировать рождение семьи. В этот же день разделяли каравай. Во вторник отмечались гуляния под названием «цыганщина», когда люди переодевались, крали курок и т.д. Праздновали исключительно взрослые, дети и молодеж не принимали участия в этих развлечениях.