Упражнения направленные на развитие силы голоса. Развитие голоса. Звуковой культуры речи

Алфимова Анжелика Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Нововасюганская СОШ"
Населённый пункт: Село Новый Васюган Томская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека упражнений для постановки голоса у детей школьного возраста"
Дата публикации: 24.08.2017
Раздел: дополнительное образование

возраста"

Эти методические указания в помощь педагогам дополнительного образования,

музыкальным руководителям вокальных коллективов

Введение

Перед тем, как давать концерт, музыканты всегда настраивают свои музыкальные

упражнений. Но, как мы знаем, детям важно быть заинтересованными в любом деле, а для

этого удобнее всего использовать игровую форму проведения занятий, поэтому выборка

На занятиях я пользуюсь несколькими приёмами в игровой форме, которые позволяют

заинтересовать детей и добиться поставленных целей.

Это и игры – распевания, и музыкально – речевые игры, и упражнения на дыхание, и игры

с микрофоном.

Музыкально – речевые игры развивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию;

развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт - образ в

игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие

полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве. Но

главная цель - развитие художественных способностей.

Следует отметить, что для правильного функционирования голосового аппарата важное

значение имеет активная работа артикуляционных органов. Это раздел, с которого нужно

начинать работу по обучению детей пению, т. к. подвижность артикуляционного аппарата

одно из главных составляющих.

Благодаря активности артикуляции активизируется и дыхательная мускулатура, а значит,

нельзя обойти вниманием и певческое дыхание.

В первую очередь необходимо познакомить ребенка с реберно-диафрагмальным

дыханием.

Простые игры с микрофоном помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в

микрофоном, позволяет проследить громкость звука, помогает фиксировать руку на

нужном расстоянии у рта.

Музыкальный ответ

Учитель делит класс на 2 группы. Ведущий задаёт вопрос, ответом на который может быть

только один из 2х вариантов: "да" или "нет". Если ответ утвердительный (Скрипка, это

струнный инструмент?, фа, это нота? и т.д.), то отвечающая команда поёт "да" в верхнем

регистре, а если - отрицательный, то слово "нет" группа пропевает в нижнем регистре, на

октаву ниже. Упражнение вырабатывает технику использования резонаторов. Дети

нужный резонатор.

Это упражнение известно всем, так как используется как повтор каких-либо музыкальных

фраз. Это можно применять во всевозможных вариантах разучивания как интервалов, как

мелизмов, так и разделённые на мотивы строчки новых песен. Ещё интересно

использовать это упражнение как повтор короткой мелодии в зеркальном отображении.

Например, пропевается мотив на ноты " до, ре, ми, си", а надо ответить пением наоборот:

"Си, ми, ре, до". Это помогает развить внимание, память, чистое интонирование,

звуковысотное представление.

Крашу карниз

Краской крашу я карниз ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ,

от и выкрашен карниз. ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ, «Вверх» произносить глиссандо

вверх, «Вниз» - глиссандо вниз. Это упражнение способствует выработке гибкости

Взбиралочка

Я по лестнице взберусь, выше, выше поднимусь, а потом по ней спущусь, снова в путь я

соберусь.

Распевка поётся на две октавы вверх и вниз. Можно петь разными штрихами, на легато,

стаккато, с мягкой аттакой и т. д..

В глубину спустился папа, он достать хотел там краба (Спускаемся секвенцией по 4 ноты

крабик раз и крабик два, сетка папина полна (поётся на самых нижних двух нотах)

Эти упражнения открывают разные резонаторы, отрабатываются быстро переходы от

одного к другому.

Качаем малыша

слегка запрокидываем голову назад без напряжения, при этом видны четыре верхних и

четыре нижних зуба. Мышцы лица свободны от напряжения. Желательно переходить на

гласную "А" из среднего в высокий регистр, исполнять ее более протяжно, убаюкивающе.

Можно помочь рукой – при подъёме звука плавно поднять руку в сторону - вверх.

Кукла Катя спать пошла. Я спою ей: "А-а-ааааа".

Кукла Катя, засыпай: "Баю-ба-ай, баю-бай

Зевок

была расслаблена. Для этого есть специальное упражнение. Очень простое и

эффективное. Нужно просто ЗЕВНУТЬ!

Зевание - самый лучший способ для расслабления гортани!

Это упражнение снимает все блоки и зажимы и голос ребенка становится лучше.

Всего 5 минут в день!

Кривляка

Цель этого упражнения - проработка пространства челюсти и гортани,

освобождение лицевых мышц.

Выполнение упражнения:

Напрягите все мышцы лица, какие сможете, изображая изюм, а затем расслабьте

их, изображая идиота

Кривляйтесь и гримасничайте (дети корчатся друг напротив друга).

Подвигайте бровями… крыльями носа… подмигивайте… улыбайтесь… поцелуйте

пространство… подвигайте верхней губой… нижней губой… челюстью)

Вытянув губы трубочкой, произносите слог «кью» и затем сразу - «икс»

произносите с растянутыми в улыбке губами.

Считалка

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация наиболее важна для

Выполнение упражнения:

Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11,

12, 13, 14,15-выдох.

Сделайте короткий вдох, немного задержите дыхание, при выдохе начните считать: 1,

2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

У стоматолого

Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнесите данный ниже текст, не

закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда!..

Два часа ждать? Ерунда!

Есть характер, воля есть,

Раз нельзя - не стану есть!

Игры-соревнования:

а) “Кто дольше?”:

Прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж);

Прозвенит комаром (з-з-з-з-з);

б) “Кто больше?”:

Выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с);

Задует свечей на именинном торте(ф-ф-ф-ф)

Ехали-приехали

Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень

быстрого с последующим замедлением:

«Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали… быстро ехали».

Прочитайте стихотворение в заданном темпе.

Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп)

Завертелись карусели. - - -(медленный темп)

А потом, потом, потом - - -(средний темп)

Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп)

Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)

Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)

Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)

Карусель остановите. - - -(средний темп)

Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)

Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)

Разговор на эмоциях

Выполняется в паре.

Выполнение упражнения:

У вас и у ваших «экзаменаторов» есть список из 10–15 эмоциональных состояний.

Например, следующих:

удивленный;

восхищенный;

сердитый;

стеснительный;

уверенный;

скучающий;

шутливый;

грустный;

кокетливый.

Вы загадываете какую-то эмоцию и произносите нейтральную фразу с этой эмоцией.

Экзаменаторы стараются не смотреть на вас в момент произнесения вами фразы,

чтобы угадать выбранную вами эмоцию только по голосу, а не по вашей мимике.

Если мнения экзаменаторов совпадают и они называют загаданную вами эмоцию -

замечательно, значит, вы справились с заданием и можете приступать к работе над

другой эмоцией. Если же не совпадают, то пробуйте еще и еще, пока не получится.

Тарабарщина

Представьте, что вы на вершине горы. Горит костер. Вы и еще десяток-другой ваших

собратьев-шаманов танцуете около костра и поете какую-то песню на тарабарском

Тарабарский - это несуществующий язык, когда с ваших губ слетают случайные

комбинации звуков, типа «абала така дара батаготолали муста дереко пироло

винахатогоста чито…»

хотим что-то сказать, а какой-то внутренний контролер еще и еще раз перепроверяет, а

все ли правильно. И в результате звук получается слегка сдавленный. Если начать

практиковать тарабарский, то у внутреннего контролера слегка сносит крышу, и он

поневоле ослабляет тотальный контроль издаваемых звуков.

тарабарском без эмоций!

Во время такого пения на тарабарском важно поймать ощущение, когда голос не

долго-долго. Необходимо поймать и запомнить это ощущение. Потом, воспроизведя его

в реальном выступлении, легко можно говорить час, два, три - и голос не будет

уставать

Театральный смех

Оно начинается, как природный тон, а потом переходит в смех.

Получается примерно так: Ааааа-А-ХА-ХА-Хаааа!

Это делается на одном выдохе, не прерывая его.

Это упражнение делается стоя! И помним, что спина прямая, красивая, плечи

расправлены, живот расслаблен, дыхание свободное! Тогда создаются оптимальные

Это упражнение быстро включает и прочищает трахею, которая является источником

притягательность!

Смех - безвредный наркотик, вызывающий эйфорию надолго. Чем его доза выше,

тем больше польза смеха, тем лучше для здоровья. Иногда позитивного заряда хватает

на целый день. Конечный результат после смеха схож с дыхательной гимнастикой йоги:

усиливается кровоснабжение тканей и органов, артериальное давление приходит в

норму, самочувствие и настроение улучшаются!

Галина Павлова
Упражнения на развитие полетности, силы, звонкости голоса

Голос - это звук , образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса - это сила , высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность , подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса - это его громкость , зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа) . Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять , то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т. п.) . В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость . Голос звучит звонко , когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов, от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает , кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений . Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи

Благозвучие речи - это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей : "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов с несколькими согласными подряд : "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных : "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся

Подвижностью голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса , способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т. д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса , паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека , однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи» .

Упражнение 1 . Произнесите тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса :

Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорох шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся :

Ши, ши, ши!

Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание :

Шо, шо, шо!

Гром грохочет - бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге - ах! -

Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!

Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) -

И снег идет (тирлим-бом-бом) .

Упражнение 2 . Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные, другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса .

Упражнение 3 . Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса , а затем “спускайтесь” вниз.

Упражнение 4 . Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу : "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!"

Упражнение 5 . Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания :

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже!

А дно морское ближе, ближе.

И вот уж в царстве я подводном!

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом .

Упражнение 7 . Добейтесь звонкости , собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

Упражнение 8 . Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги : ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Упражнение 9 . Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров, говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

Упражнение 10 . Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.

Упражнение 11 . Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением : "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали".

Упражнение 12 . Прочитайте приговорку с постепенным ускорением :

Божья коровушка,

Полети на солнышко ,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом :

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница .

Упражнение 13 . Прочитайте стихотворение в заданном темпе :

Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп)

Завертелись карусели. - - -(медленный темп)

А потом, потом, потом - - -(средний темп)

Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп)

Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)

Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)

Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)

Карусель остановите. - - -(средний темп)

Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)

Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)

Упражнение 14 . Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения :

Мы идем по кругу,

Посмотри.

И шагаем дружно : раз, два, три.

Мы скачем по дороге,

Меняем часто ноги.

Поскакали, поскакали :

Скок-скок-скок!

А потом как аист встали -

и молчок!

Работа над тоном речи

Упражнение 15 . Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить : восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Упражнение 16 . Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками :

Пришла! Мне страшно за тебя! - - -(со страхом)

Во всем вини саму себя! - - -(со страхом)

Пришла! А самолюбье где? - - -(с осуждением)

За ним как верный пес везде! - - -(с осуждением)

Пришел? Так обмануть меня! - - -(с презрением)

Ты не мужик, а размазня! - - -(с презрением)

Пришел! Вот и попался, друг! - - -(с ехидством)

Меня ведь не обманешь вдруг! - - -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! - - -(радостно)

Нам друг без друга не прожить! - - -(радостно)

Ушел. Придет иль нет? Загадка. - - -(с тревогой)

Я поступила с ним так гадко! - - -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! - - -(с облегчением)

Избави бог от этих встреч! - - -(с облегчением) .

Список литературы

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е . С. Алмазова; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - М : Айрис-пресс, 2005. - 151 с.

2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. - М.:АСТ : Астрель, 2007. - 222 с.

3. Борозинец Н. М. Логопедические технологии : Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. - Ставрополь : СГПИ, 2009. - 224 с.

4. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л. С. Вакуленко. - СПб.: Детство-пресс, 2002. - 128 с.

Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому ответственные родители должны знать этапы развития детского голоса и помогать своему малышу. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса.

Этапы формирования

  • легкие;
  • гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука;
  • совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.

Все эти части находятся в постоянном взаимодействии.

Принято выделять следующие стадии развития голоса у детей.

  1. – начинается до появления на свет.
  2. – от рождения до достижения 2 лет.
  3. Ранний детский возраст – 2-5 лет.
  4. Средний детский возраст – 5-9 лет.
  5. Позднее детство – с 9 лет до вступления в пубертатный период.
  6. Ранний взрослый период – 12-15 лет.
  7. Средний взрослый период – 15-18 лет.
  8. Окончательное взросление – 19-21 год.

На каждом этапе происходят свои изменения в голосовом аппарате, что необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений на развитие голоса.

  • обычную;
  • интенсивную;
  • замедленную.

Протекают они по-разному, смена может быть как равномерной, так и скачкообразной. Кроме того, стадии могут чередоваться и сменять друг друга.

Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7–8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.

Особенности голоса в первые месяцы жизни

Ребенок слышит звуки и пытается их воспроизвести, однако в первые месяцы жизни это получается не всегда успешно. Первые «сигналы» малыша – это крики, которые он издает в качестве реакции на внутренние или внешние раздражители. Постепенно они становятся различными по тембру, протяженности, высоте.

В три первые недели своей жизни кроха издает всего три вида крика:

  • от голода;
  • от боли;
  • при лишении (например, если у него забирают пустышку).

Потом появляется новый вид – крик одиночества, который издает малыш, оставленный без присмотра в кроватке. Это первый социальный сигнал. Ранние звуки, которые воспроизводят младенцы, довольно просты – это гласные [а], [э], а также дифтонг [əа].

Интересно, что по сигналам детей этого возраста можно выявить наличие у них проблем.

  • Крик здорового малыша громкий, отличается небольшим вдохом и более продолжительным выдохом.
  • При проблемах ЦНС он становится очень громким, визжащим или же, напротив, тихим, всхлипывающим, часто на вдохе.

Поэтому очень важно внимательно прислушиваться к первым звуковым сигналам ребенка. Отметим, что малыши слышат звуки, издаваемые родителями, и пытаются их повторить, то есть толчком к развитию речи является развитие слуха. Вот почему глухие малыши также остаются и немыми.

Стадии гуления и лепета

Важнейшей стадией доречевого периода является гуление, посредством которого малыш общается с родителями. Достигший 2 месяцев кроха начинает реагировать на голоса мамы и папы, поэтому до 6 месяцев специалисты рекомендуют активно общаться с ним – это будет способствовать развитию фонематического восприятия. Кроме того, звуки гуления являются основой для формирования речевого дыхания. На этой стадии начинается развитие интонации.

Именно сейчас малыши испытывают повышенный интерес к собственному голосу, словно проверяя его возможности. В этот период становятся наиболее заметными индивидуальные различия детских голосов.

К третьему месяцу начинается стадия лепета – количество издаваемых звуков постепенно увеличивается, а со временем появляются так называемые «лепетные псевдослова». Это очень важное время для развития дошкольников, поскольку включает в себя не только тренировку голоса, но и развитие необходимых для нормальной речи двигательных и слуховых реакций, а также способность органов артикуляции складывать звуки в слоги. В отличие от гуления, лепет включает не только гласные звуки, но и отдельные согласные. Возрастает роль слуха – дети начинают подражать и родителям, и самим себе. Вот почему в звуковой среде малыша должна обязательно присутствовать речь родителей, четкая и правильная, обращенная к детям, в противном случае неизбежны дефекты и зажимы, отсутствие интонации, даже боязнь собственного голоса.

Развитие от 1 до 5 лет

Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых.

До 5 лет вполне возможны проблемы с выговариванием отдельных звуков – чаще всего согласных, особенно вибрантов и шипящих. У большинства детей дефекты полностью пропадают лишь в 6-7 лет.

Развитие голоса

Родителям надо сделать все от них зависящее, чтобы развивать слух и голос малыша, но следует быть очень осторожными, поскольку чрезмерная нагрузка столь же вредна, как и полное игнорирование. Особую значимость играет постановка дыхания, которую самостоятельно, без музыкально-педагогического образования выполнить сложно. Но в домашних условиях можно внести посильный вклад, предложив малышу выполнить дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая благоприятно скажется на звучании голоса. Полезной будет и артикуляционная гимнастика – она подготовит речевой аппарат крохи к правильному произнесению отдельных звуков, а также позволит проработать мышцы лица, челюсти, губ, языка и щек.

Родителям следует помнить, что помочь ребенку в развитии голоса они смогут только при соблюдении следующих условий.

  1. Детям нужен положительный пример, поэтому крайне важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, эмоционально, соблюдая необходимую интонацию.
  2. Положительный эмоциональный фон. Если мама будет кричать на малыша, нервничать из-за того, что у него не получается выполнить задание, то польза от подобных занятий будет минимальна, ребенок быстро утратит к ним интерес. Поэтому нужно хвалить кроху хотя бы за приложенные старания.
  3. Многие педагоги сходятся во мнении, что самое полезное упражнение для развития голоса – это пение, поэтому можно смело петь с ребенком его любимые песенки. Музыка благотворно скажется на способности правильно строить фразы и произносить звуки.

Основные методики работы

Многие исследователи и педагоги подходили к вопросу развития голоса у детей дошкольного возраста. Например, Д. Е. Огороднов предлагает стимулировать не просто развитие голосовых связок малышей, но и его эмоциональные и речевые способности, умение воспринимать форму. Методика полностью отрицает фальцетное звучание, признавая его неполноценным. Она позволяет развить гибкость, тембр и большое количество интонаций, однако затрудняет переход в высокий регистр. При подобных занятиях голоса малышей менялись, кроме того, наблюдалась пестрота в произнесении гласных. Голос развивался вниз, поскольку Огороднов считал высокие звуки некрасивыми.

Программа Емельянова имеет противоположную направленность. Она называется «Фонопедический метод развития голоса» и направлена на формирования певческого голосообразования и на развитие голосового аппарата.

Подобные упражнения подразделены на несколько уровней.

  1. Подготовительный. Работа с различными видами голосовой активности (писк, сип, крик, хрип, стон).
  2. Развитие академического певческого голосообразования. Происходит работа над улучшением владения интонацией, эмоционального и фонематического слуха.
  3. Формирование академического певческого тона. На этом этапе устраняется неравномерность развития голосового аппарата, происходит подготовка к изменениям пубертатного периода.

Еще одна методика – написание музыки специально для детей, позволяющей развить их вокальные способности.

Упражнения на развитие голоса для детей

Рассмотрим некоторые эффективные упражнения, которые родители смогут взять на вооружение. Прежде всего, это речевые игры, их существует достаточно много.

  • Прослушивание с малышом сказок, в которых используются доречевые коммуникативные элементы (шумы, визг, скрипы, писки).
  • Чтение стихов в различных регистрах – ребенку будет проще, если попросить его рассказать стих так, как это сделал бы медведь (грудной регистр) и ежик (фальцет).
  • Когда предыдущее упражнение станет получаться без проблем, можно немного его усложнить, переходя из фальцетного регистра в грудной в одном четверостишии.
  • Научиться менять высоту голоса можно при помощи такого упражнения. Изображать голосом картину, одновременно «рисуя» рукой по воздуху. Чем выше движется рука, тем более высоким становится голос. Таким образом можно, например, изобразить высокую ель.
  • Катание на лифте. Ребенок произносит звук, одновременно перемещает руку вверх и вниз (имитируя движение кабины лифта), соответственно, меняет и тембр голоса.
  • Подвижность голоса хорошо улучшает пение с закрытым ртом.
  • Для развития умения говорить громче поможет такая игра. Родитель предлагает малышу позвать мишку пить чай. Но мишка не слышит, он далеко, надо позвать громче. Важно следить за тем, чтобы дети не кричали, а именно говорили более громко.
  • Еще одна игра противоположна, задача малыша – говорить тихо, чтобы не разбудить мишку. Но необходимо не переходить на шепот, а делать голос более тихим.
  • Далее задание усложняется. Родитель подбирает парные игрушки, например, машинки, большую и маленькую. Затем просит ребенка изобразить, какой звук издает большая машинка (он должен быть громким). А маленькая, напротив, сигналит тихо. Затем ситуация повторяется со второй парой игрушек. Малыш должен научиться быстро и правильно менять громкость голоса.
  • Развить умение говорить «тонким» и низким голосом поможет такая игра: мама просит ребенка изобразить, какие звуки издает кошка, а какие – котенок. Во втором случае «мяу» ребенок должен произносить более низко, чем в первом. Аналогичным образом обыгрывается ситуация с птицами.
  • Можно прочитать ребенку сказку «Три медведя», а после – попросить его передать особенности речи каждого из героев: Михаил Иваныч отличается грубым, низким голосом, голос Настасьи Потаповны – немного ниже, а Мишутка говорит звонким, высоким голоском.
  • Мальчикам будет интересно имитировать езду на автомобиле, который едет по дороге, потом – объезжает лужу, мчится по кочкам. Затем задание изменяется – езда на большой машине сменяется поездкой на маленькой.

Такие игры доставят малышу подлинное удовольствие, если проводить их в легкой ненавязчивой форме. Кроме того, они очень полезны для улучшения работы голосового аппарата, особенно гортани. Постепенно положительный результат будет заметен – дети научатся выражать в речи эмоции, использовать звуки различной силы и высоты, а дефекты речи, напротив, станут менее очевидными.

Ольга Батаева
Картотека речевых игр -В «Развитие силы голоса и речевого дыхания»

Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит : а, другая тихо отзывается : а.

Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т. д.

Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга» .

Описание игры. Педагог показывает картинку , на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят : у-у-у…; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят : у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием : плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Описание игры. Педагог вызывает двух детей ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо затем громко гласные звуки а, о, у, и, э. кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца заучивания и не перенапрягали мышцы шеи.

Дует ветер

Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит : «Пошли мы летом на прогулку в лес» . Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает : «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так : в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в) . Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога : «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер : в-в-в…» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы все дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса .

Узнай по интонации

Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.

Описание игры. Каждый ребёнок по очереди или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова :

Ах! ах! ах!

Ох! ох! ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего : отчего он грустный или чему он удивляется и т. д. За выразительностью речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Медведь и елка

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса .

Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.) .

Описание игры. Педагог выбирает двух детей : один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог :

Волк. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Волк. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты её?

Медведь. В лес возьму, в своё жильё.

Волк. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко. Лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей , т. е. изменять тембр голоса . Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

Волк и семеро козлят

Оборудование. Маски животных.

Описание игры. Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов . Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами , а волк – сначала грубым, низким голосом , а потом более высоким.

Игра по сказке «Три медведя»

Оборудование. Маски медведей, стол с тремя чашками и тремя ложками, три стула.

Описание игры. Педагог рассказывает сказку «Три медведя» . Затем предлагает детям инсценировать её. Выбирают трёх медведей : Михаила Ивановича, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляют мебель и посуду. Педагог предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили .

Поощряют тех детей, которые удачно подражали голосам медведей .

Аналогичные игры драматизации можно использовать в работе и над другими известными детям темами : «Колобок» , «Терем-теремок» и др.

Публикации по теме:

Картотека речевых игр «Речевые игры» В игре мы не спешили Ведь нас говорить учили Говорим теперь красиво, Смело и неторопливо Игра как ведущий вид деятельности.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса. «Игрушки сели на качели» Дети лежат на спине – на животе у них игрушки.

Игры и игровые упражнения на развитие интонационной выразительности и силы голоса слайд текст 2 Дети овладевают интонационной выразительностью речи к 5 годам. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста подготовительной группы Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста подготовительной группы. Упражнения на дыхание.

Картотека игр для развития речевого дыхания Развитие дыхания входит в систему коррекционной работы на подготовительном этапе к постановке правильного произношения. Ведь дети имеющие.

Управление общего образования администрации

Ртищевского муниципального района Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Звездочка» г.Ртищево Саратовской области

КАРТОТЕКА

дидактических игр и упражнений

для развития тембра (высоты) голоса

по развитию речи для дошкольников

Воспитатель:Салькина Ю.С.

Ртищево 2017 г.

Упражнения на развитие тембра (высоты) голоса

Упражнение № 1 «Угадай, кто позвал»

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного, звука комплекса. Педагог предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

Упражнение №2 «Повтори так-же»

Педагог предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко) АВ – АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

Упражнение №3 «В гостях у сказки»

Педагог предлагает ребенку сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

    Кто сидел на моем стуле?

    Кто ел из моей чашки?

    Кто спал в моей постели?

    Кто же был в нашем доме?

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Упражнение № 4 «Измени звуки»

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Педагог предлагает ребенку сказать, например, МЯУ:

Громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

Упражнение № 5 «Измени звуки»

Петь звуки и назвать звуки в сочетаниях

АУ УАИ

УА АИУ

АИ АУИ

ИА ИУА

ИУ ИАУ

УИ УИА

Пример: АУИ: 1 –А, 2 –У, 3 –И.

Упражнение №6 «Колокольчик»

В лесу, на опушке, живет колокольчик

Толстый и важный, ворчливый всегда.

Лишь только проснется, в лесу раздается

Его недовольное грубо ЛА-ЛА

Соседки его на тоненьких ножках

В ответ ему весело Ла-Ла-ЛА-ЛА

Хватит ворчать вам, бурчать и сердиться,

Пойте нежнее вы с нами ЛА-ЛА

Упражнение №7 «Мы шагаем»

Упражнение направлено на различение по тембру маленького стихотворения. Воспитатель предлагает ребенку голосом выделить смысл прочитанного:

Большие ножки

Шли по дорожке.

ТОП-ТОП-ТОП

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ

Упражнение №8 «Кто кем становится»

Воспитатель предлагает ребенку, используя тембровую окраску голоса, показать маленькое и взрослое животное.

Жил – был маленький ЩЕНОК.

Он подрос, однако.

А теперь он не щенок-

Взрослая…. (СОБАКА)

ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем

Подрастал и стал…. (КОНЕМ).

БЫК, могучий великан,

В детстве был… (ТЕЛЕНКОМ)

Толстый увалень БАРАН-

Маленьким…. (ЯГНЕНКОМ)

Этот важный КОТ пушок-

Маленьким…. (КОТЕНКОМ)

А отважный ПЕТУШОК-

Крохотным… (ЦЫПЛЕНКОМ)

А из маленьких гусят

Вырастают…..УТКИ

Специально для ребят, тех, кто любит шутки

Упражнение №9 "Кто боится прививки?"

Предметные картинки выкладывают перед детьми.

Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа.

Упражнение №10 "Угадай-ка"

Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом.

Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

У меня живет котенок?

Упражнение №11 «Разговор овощей»

Произнесение слогов посредством дыхания без напряжения голосовых связок.

Как-то овощи на грядке заговорили по порядку.

Горох: « Ох! Ох! Ох»!

Тыква: « Ква! Ква! Ква!»

Кабачок: « Чок! Чок! Чок!»

Репа: « Па! Па! Па!»

Огурцы: «Цы! Цы! Цы!» и т.д.

(Спокойный вдох и выдох, на выдохе – произнесение слогов.)

Упражнение №12 «Ворона»

Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)

«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.)

Каркала певица,

Охрипла и потом

Стала петь беззвучно

И с закрытым ртом.

«Кар-р, ка-а-арр…»

Упражнение №13 «Рыбка»

Вдалеке, вдалеке плавает карась в реке:

«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…» (Вдох – пауза – три коротких выдоха с паузами.)

Вдалеке, вдалеке сомик плавает в реке:

«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…»

Упражнение №14 «Грибная семья»

Меж еловых мягких лап (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Дождик кап-кап-кап! (Стучат указательным пальцем по ладони.)

Где листок к листку прилип, (Потирают ладони друг о друга.)

Вырос гриб, гриб, гриб, гриб, гриб… (Выставляют большой палец и поглаживают им каждый палец, начиная с мизинца.)

Не один гриб, друзья, это целая семья! (Поглаживая, выставляют все пальцы руки.)

Упражнение №15 « Улиточка »

Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.