Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила. Искусственное и смешанное вскармливание

Н.Е. Санникова, О.В. Стенникова, Т.В. Бородулина, ГОУ ВПО УГМА Росздрава, Екатеринбург

Питание является одним из важнейших факторов, имеющих решающее значение для правильного развития ребенка. Поступление питательных веществ в недостаточном или избыточном количестве, а также их неправильное соотношение может привести к нарушению физического и психического развития, патологическому изменению обмена веществ, изменению структуры и функций органов и систем. Поэтому основой здорового питания детей первого года жизни является материнское молоко. Однако в силу ряда причин социального, экономического и медицинского характера процент женщин, кормящих младенцев грудью, в России относительно низкий. С учетом этого в нашей стране использование искусственного питания для младенцев по-прежнему остается актуальным .

Что такое искусственное вскармливание?

Согласно «Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» (2010), под смешанным вскармливанием понимают кормление ребенка первого года жизни грудным молоком в количестве не менее 1/5 суточного объема в сочетании с детскими молочными смесями (докорм). При искусственном вскармливании грудное молоко либо полностью отсутствует, либо его доля составляет менее 1/5 суточного рациона ребенка, а вместо грудного молока используются детские молочные смеси.

На каком основании производится перевод на искусственное вскармливание?

Врач-педиатр должен быть информирован о современных требованиях к назначению искусственного вскармливания: знать противопоказания для проведения естественного вскармливания, ориентироваться в классификации молочных смесей, уметь подобрать адаптированную молочную смесь для детей, не получающих грудного молока.

Перевод ребенка на смешанное или искусственное вскармливание должен быть строго обоснован и осуществляться врачом-педиатром. Основанием для введения в рацион младенца детских молочных смесей могут быть абсолютные или относительные противопоказания для проведения грудного вскармливания (ВИЧ-инфекция, состояние декомпенсации при хронических заболеваниях внутренних органов у матери и т.д., наследственные энзимопатии, врожденные пороки развития у ребенка, глубокая недоношенность и др.); гипогалактия (снижение секреторной функции молочных желез в лактационном периоде, хотя в чистом виде эта проблема встречается очень редко, в основном имеет место незнание основ грудного вскармливания); необходимость приема матерью лекарственных препаратов, проникающих в грудное молоко.

Ранний перевод ребенка на смешанное и искусственное вскармливание является стрессом для незрелого пищеварительного тракта младенца и может привести к появлению диспепсических расстройств (срыгивания, рвота, жидкий, непереваренный стул или запоры). Ни одна современная смесь не может полноценно заменить материнское молоко. К выбору смеси педиатр должен подойти как к выбору лекарства – строго индивидуально и при наличии строгих показаний к переводу на искусственное (или смешанное) вскармливание.

По каким признакам классифицируются детские смеси для искусственного вскармливания?

Детские молочные смеси подразделяются в соответствии со следующими критериями:

  1. По степени адаптации :
    1. адаптированные;
    2. частично адаптированные;
    3. неадаптированные.

    Адаптированные молочные смеси изготавливаются на основе коровьего, козьего или соевого молока. В современные адаптированные смеси вводятся компоненты, аналогичные компонентам грудного молока, такие, как сывороточные белки, растительные жиры, углеводы в виде лактозы и декстрин-мальтозы, минеральные вещества, витамины в адекватных и сбалансированных количествах.
    Примерами неадаптированных продуктов являются цельное коровье и козье молоко, неадаптированных кисломолочных – кефир.

  2. По срокам введения :
    1. «начальные» – максимально адаптированные к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ и пищеварения детей первого полугодия жизни (0–6 месяцев);
    2. «последующие» – для детей второго полугодия жизни (6–12 месяцев).
  3. По консистенции :
    1. сухие;
    2. жидкие.
  4. По уровню pH :
    1. пресные;
    2. кисломолочные.
  5. По показаниям к назначению :
    1. базовые для здоровых детей;
    2. лечебно-профилактические для здоровых детей;
    3. лечебные для детей с особенными диетическими потребностями;

Последнее десятилетие характеризуется значительным расширением ассортимента как отечественных, так и импортных молочных смесей, представленных на нашем рынке. С одной стороны, появилась возможность выбора, а с другой стороны, врач-педиатр должен хорошо ориентироваться в ассортименте, знать состав смесей и рекомендовать конкретный продукт с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка.

Можно ли использовать для вскармливания детей кисломолочные продукты?

Кисломолочные продукты традиционно широко используются в детском питании, поскольку оказывают положительное влияние на микробиоценоз кишечника, на секреторную функцию пищеварительных желез и перистальтику кишечника а также оказывают иммуномодулирующий эффект. Они подавляют рост патогенной, гнилостной и газообразующей микрофлоры, стимулируют рост нормальной флоры, а также улучшают всасывание кальция, фосфора, магния и железа.

Однако пищеварительная система детей первых месяцев жизни, как уже отмечалось, отличается незрелостью, причем не только анатомической но и функциональной. Поэтому традиционные кисломолочный продукты, являющиеся неадаптированными, ни в коем случае нельзя использовать как минимум до 8 месячного возраста. Высокое содержание белков, минеральных солей, жирных кислот цельного молока крайне неблагоприятно сказывается на пищеварении ребенка (увеличивает время нахождения пищи в желудке ребенка, оказывает раздражающее действие).

Кроме того, ферментные системы и пищеварительный тракт ребенка первого года и особенно первых месяцев жизни настроены на переваривание нейтральной пищи, а в процессе производства кисломолочных смесей за счет выделения большого количества молочной кислоты рН смеси значительно снижается. Назначение смеси с низкими значениями рН в объеме 100% рациона на первом году жизни может привести к чрезмерному усилению моторики и срыгиваниям, гиперактивации незрелых ферментных систем ребенка, а также отказу от смеси из-за кислого вкуса, а в некоторых случаях – к развитию метаболического ацидоза. В Национальной Программе по вскармливанию детей первого года жизни рекомендуется использование адаптированных кисломолочных смесей в соотношении 2:1 или 1:1 с пресными. А неадаптированных кисломолочных продуктов – только с 8 месяцев до 200 мл в день.

Какие кисломолочные продукты можно предложить детям первых месяцев жизни?

Риск появления нежелательных реакций значительно возрастает у детей первых месяцев жизни. Но необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют кисломолочные смеси, имеющие оптимальный уровень кислотности при сохранении позитивных свойств кисломолочных продуктов. Примером такой смеси является Нутрилон ® Кисломолочный.

Особенностью продукта является нейтральный уровень рН (6,2), близкий к показателям грудного молока. Это достигается благодаря использованию для сквашивания зарегистрированного штамма Streptococcus thermophilus 065, который обладает низкой кислотопродуцирующей способностью и максимальной способностью к продукции бета-галактозидазы (лактазы). В результате получаемый продукт имеет высокую лактазную активность, что в сочетании со сниженным содержанием лактозы (менее 50%) обеспечивает поддержку ферментных систем и хорошую переносимость. Нутрилон Кисломолочный может назначаться детям с легкой степенью лактазной недостаточности, а также у здоровых детей с чувствительной пищеварительной системой. Кроме того, Нутрилон Кисломолочный производится с использованием бифидобактерий и, несмотря на невысокий титр живых микроорганизмов в готовом продукте, оказывает позитивное влияние на состав микрофлоры кишечника. Важно: Нутрилон Кисломолочный может быть использован в 100% рациона, так как умеренный уровень рН исключает раздражающее действие на пищеварительную систему.

На чем должен основываться алгоритм выбора смеси для искусственного вскармливания?

  1. Возраст : смеси максимально приближенные по составу и свойствам к грудному молоку для первых недель/месяцев жизни. «Последующие» смеси во втором полугодии – содержащие более высокое количество белка, весь набор витаминов и минеральных веществ в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления.
  2. Состояние здоровья ребенка :
    • Уровень риска по развитию аллергии (аллергологического анамнеза).
    • Состояние пищеварительной системы (наличие функциональных или органических нарушений).
    • Гипотрофия, паратрофия и др.
  3. Индивидуальная переносимость .
  4. Социально-экономические условия семьи .

Критерием правильного подбора смеси является: отсутствие аллергических реакций, нарушений пищеварения, дефицитных состояний на фоне приема продукта, хороший аппетит и адекватная возрасту прибавка массы тела.

Еще раз хочется отметить, что решение о переводе на смешанное или искусственное вскармливание принимает педиатр, руководствуясь создавшейся ситуацией. От выбора смеси во многом зависит здоровье ребенка в будущем, это в первую очередь должны понимать и родители детей, поэтому когда есть возможность сохранить грудное вскармливание, ее нужно использовать.

Тем не менее даже при отсутствии грудного молока у матери правильно подобранная современная адаптированная молочная смесь позволит ребенку вырасти здоровым и обеспечит его гармоничное развитие.

Сведения об авторах
Наталья Евгеньевна Санникова , д-р мед. наук, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней, ГОУ ВПО УГМА Росздрава, г. Екатеринбург.
Ольга Викторовна Стенникова , канд. мед. наук, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней, ГОУ ВПО УГМА Росздрава, г. Екатеринбург.
Татьяна Викторовна Бородулина , канд. мед. наук, декан педиатрического факультета ГОУ ВПО УГМА Росздрава, г. Екатеринбург.

Список литературы находится в редакции.

Детское питание. Рецепты, советы, рекомендации Елена Владимировна Доброва

Смешанное и искусственное вскармливание

В настоящее время одной из самых распространенных проблем стала гипогалактия, то есть пониженная секреция молока грудными железами матери.

Она может быть первичной (как правило, это связано с нарушениями в работе эндокринной системы) и вторичной (возникает в результате осложнений в период беременности или во время родов).

Кроме того, недостаток грудного молока может наблюдаться и у здоровых женщин при несоблюдении правил грудного кормления, несбалансированном питании, стрессах, а также при невозможности или нежелании сцеживать молоко в случае вынужденного длительного отсутствия матери (выход на работу или учебу, госпитализация и т. д.).

В таких случаях ребенка необходимо переводить на смешанное или искусственное вскармливание.

Здесь на первое место выходит проблема выбора заменителя женского молока, то есть искусственной смеси промышленного производства, которая оптимально соответствовала бы всем требованиям рационального и сбалансированного питания.

На первом году жизни при искусственном вскармливании можно использовать только адаптированные молочные смеси формулы 1 (от рождения до 12 месяцев) и формулы 2 (от 6 до 12 месяцев), созданные на основе коровьего или козьего молока и максимально приближенные по своему составу к женскому.

В состав адаптированных молочных смесей входят все необходимые для развития и роста ребенка питательные вещества, а также витамины и минералы, количество которых подобрано с учетом возраста малыша. Кроме того, в этих заменителях женского молока улучшен сам состав углеводов, белков, липидов и оптимизировано их соотношение.

Для того чтобы ребенок быстро рос, хорошо развивался и не болел, искусственные смеси обогащают биологически активными и витаминоподобными веществами - селеном, таурином, биотином, бета-каротином, нуклеотидами и др. Правильному формированию микрофлоры кишечника и росту бифидобактерий способствуют вводимые в состав молочной смеси пребиотики и пробиотики.

Чуть менее адаптированными являются так называемые казеиновые смеси на основе сухого коровьего молока.

Их главное отличие от полностью адаптированных формул заключается в отсутствии деминерализованной молочной сыворотки, а в качестве основного белка в них выступает казеин.

Помимо адаптированных смесей, существуют и частично адаптированные формулы, которые рекомендуется вводить в рацион детей старше 6 месяцев. По своему составу они лишь частично приближены к женскому молоку: в них нет деминерализованной молочной сыворотки, соотношение кислот и жиров лишь слегка адаптировано к кислотно-жировому балансу грудного молока, а наряду с лактозой, основным углеводом материнского молока, в их состав входят также сахароза и крахмал.

В табл. 2 приведены состав и калорийность женского и коровьего молока, а также рекомендуемый в России состав заменителей женского молока (ЗЖМ).

Все без исключения искусственные смеси являются быстрорастворимыми. Это значит, что для их приготовления достаточно смешать нужное количество порошка с кипяченой водой, охлажденной до 50–60 °C. Воду рекомендуется вливать в порошок постепенно и постоянно помешивать, чтобы не образовались комки.

Как правильно выбрать молочную смесь

Выбор молочной смеси целесообразно начать с изучения ассортимента, записать точное название представленных продуктов и обратить внимание на фирму и страну-производителя. Затем необходимо проконсультироваться с детским врачом, который и примет нужное решение, учитывая особенности ребенка.

Приобретать сухие молочные смеси надо только в специализированных магазинах или отделах детского питания в продовольственных магазинах или аптеках. Чтобы быть абсолютно уверенным в качестве продукта, можно попросить у продавцов сертификат соответствия Российской Федерации, который подтверждает разрешение на его продажу и соответствие нормам безопасности.

При покупке молочной смеси необходимо внимательно прочитать этикетку. На упаковке, как правило, чуть ниже названия смеси указан рекомендуемый возраст ребенка, которому соответствует определенная цифра. Так, детям от рождения до 12 месяцев или от рождения до 6 месяцев предназначены смеси с цифрой 1, а от 6 до 12 месяцев - с цифрой 2.

Вся информация или основные сведения о продукте, приводимые на этикетке, должны быть написаны на русском языке.

Особое внимание следует уделить перечню продуктов, которые входят в состав молочной смеси. Чаще всего они производятся на основе коровьего молока.

Однако если смесь лечебная, то ее основным компонентом, скорее всего, будет не молоко, а соя. Кроме того, в состав смеси входят растительные масла, молочный сахар (лактоза или другие хорошо усваиваемые детским организмом углеводы - декстрин и мальтоза).

Иногда формула молочной смеси может быть обогащена сахарозой, крахмалом, минерально-витаминным комплексом и другими полезными веществами, способствующими росту и нормальному развитию ребенка.

Не менее важную информацию предоставляет собой перечень основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ) и содержание калорий. Данные обычно приводятся в расчете на 100 г сухой смеси или 0,1–1 л жидкого продукта, то есть готового к употреблению.

Кроме того, на этикете находится описание способа приготовления жидкой смеси. Как правило, это таблица, в которой указывается количество ложек сухого порошка и объем кипяченой воды (в мл) для его разведения в зависимости от возраста ребенка. Сам же процесс приготовления жидкой смеси и последовательность действий чаще всего представлены в виде 3–4 простых рисунков.

Внутри каждой упаковки имеется мерная ложечка, объем которой может быть разным - 4, 6, 9 г порошка (иногда больше). Вот почему для приготовления жидкой смеси следует пользоваться мерной ложечкой, которая прилагается к конкретной упаковке.

Готовить питание на глаз или пользоваться мерной ложечкой из другой упаковки не допустимо, так как слишком разбавленная или, наоборот, слишком концентрированная смесь может негативным образом сказаться на здоровье малыша.

Последнее, на что следует обязательно обращать внимание при покупке молочной смеси, - это срок ее годности. В связи с этим не рекомендуется закупать молочные смеси большими партиями. Достаточно приобрести сначала 1–2 упаковки и посмотреть, как будет реагировать организм ребенка на новый продукт.

Само собой разумеется, что единых норм, по которым рассчитывается необходимый объем молочной смеси, не существует. При определении этого количества надо обязательно учитывать возраст ребенка, его вес, состояние здоровья и аппетит, а также вид вскармливания - искусственный или смешанный.

Рассчитать количество заменителя женского молока можно только приблизительно, учитывая, что в первые 4–5 месяцев своей жизни ребенок питается только адаптированными смесями, а в дальнейшем с введением в его рацион прикормов количество потребляемой смеси снижается (табл. 3).

Из книги Здоровье Вашей собаки автора Анатолий Баранов

Из книги Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет автора Уильям и Марта Серз

Что выбрать: грудное или искусственное вскармливание Вы, наверное, уже решили, как вы будете кормить вашего ребенка. Но если вы все еще раздумываете, примите во внимание следующее.– Помните, что выбор способа кормления – ваше личное дело и зависит от вашего образа жизни и

Из книги Среди запахов и звуков автора Мариус Плужников

Искусственное ухо В конце XVII века итальянский физик Алессандро Вольта, изучая на себе действие электрического тока на организм, обнаружил, что если разместить электроды на голове так, чтобы ток проходил через внутреннее ухо, то включение тока вызывает шумы в ушах. „Я

Из книги Полная энциклопедия оздоровления автора Геннадий Петрович Малахов

Нижнее, среднее, верхнее и смешанное типы дыхания В зависимости от того, какие мышцы задействованы во время дыхания, различают четыре типа дыхания: нижнее, среднее, верхнее и смешанное (Рис. 8).Нижнее дыхание, или «брюшное», «диафрагмальное», – это когда в дыхательных

Из книги Патологическая анатомия автора Марина Александровна Колесникова

16. Катаральное, геморрагическое, гнилостное, смешанное и пролиферативное воспаления Катаральное воспаление – к экссудату примешивается слизь. Происходит стекание экссудата с воспаленной поверхности. Типовая локализация – слизистые оболочки. Исход катарального

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

1. Искусственное и смешанное вскармливание Искусственное вскармливание – питание из бутылочки смесями – заменителями женского молока, даже при наличии однократного прикладывания к груди или суммарного объема молока матери до 50-100 мл вне зависимости от наличия или

Из книги Начало жизни вашего ребенка автора

СМЕШАННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ Если грудного молока, несмотря на все Ваши усилия, не хватает, волей-неволей приходится давать ребенку что-то еще. Такое питание и называется смешанным. Если же молока у матери нет вообще, речь идет об искусственном

Из книги Полезное меню для мамы и малыша автора Светлана Александровна Хворостухина

Смешанное и искусственное кормление Мы уже неоднократно говорили о том, что ведущая роль в питании малышей до 1 года принадлежит грудному молоку. Однако и искусственно вскармливаемый малыш, получающий полноценную, соответствующую возрасту и тщательно приготовленную

Из книги Правильное детское питание. От рождения до 3-х лет автора Елена Владимировна Доброва

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Из книги Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников автора Евгений Олегович Комаровский

1.5.2. Смешанное и искусственное вскармливание Если грудного молока, несмотря на все ваши усилия, не хватает, волей-неволей приходится давать ребенку что-то еще. Такое питание и называется смешанным. Если же молока у матери нет вообще, речь идет об искусственном

Из книги Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. автора Евгений Олегович Комаровский

2.2.3. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ Голова запрокинута, подбородок приподнят, рот приоткрыт. Начинаем искусственное дыхание: делаем вдох и выдыхаем в рот и нос малыша, одновременно накрыв их губами. Если одновременно накрыть рот и нос не получается, проводим дыхание рот в

Из книги Оказание медицинской помощи в походных условиях или Как определить и что делать? автора Ольга Плясова-Бакунина

В. Искусственное дыхание «рот в рот» 1. Опуститься на колени сбоку от головы пострадавшего.2. Зажать нос пострадавшего.3. Сделать глубокий вдох и задержать выдох.4. Максимально герметично прижаться губами к раскрытому рту пострадавшего и выдохнуть (последовательно два

Из книги В мире запахов и звуков автора Сергей Валентинович Рязанцев

«Искусственное ухо» Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. А. С. Пушкин «Пророк» В конце XVIII века итальянский физик Алессандро Вольта, изучая на себе действие

Из книги Детское питание. Рецепты, советы, рекомендации автора Елена Владимировна Доброва

Смешанное и искусственное вскармливание В настоящее время одной из самых распространенных проблем стала гипогалактия, то есть пониженная секреция молока грудными железами матери.Она может быть первичной (как правило, это связано с нарушениями в работе эндокринной

Из книги Справочник неотложной помощи автора Елена Юрьевна Храмова

Из книги Ребенок и уход за ним автора Бенджамин Спок

Искусственное вскармливание Чем кормить 130. Смесь коровьего молока с водой и сахаром(а иногда без сахара). Вода и сахар добавляются для того, чтобы приблизить состав искусственного молока к грудному. Можно использовать и пастеризованное цельное молоко, и сухое, каждое из

Смешанное и искусственное вскармливания грудного ребенка нежела­тельны, особенно до возраста 3 месяцев малыша, поэтому каждая мамочка должна непременно сделать все возможное, чтобы хотябы в первые 3 ме­сяца жизни, малыш получал только грудное молоко. Переводить детей на смешанное и искусственное вскармливание вынуждают многие обстоятельства, такие например как нару­шение функции грудных желез с ослаблением или полным отсутствием продукции молока, серьезные хронические заболевания кормящей женщины.

К смешанному вскарм­ливанию приходится прибегать и при недостаточной кало­рийности молока, недоношенности, расстройствах питания (гипотрофии), малокровии, а также при экссудативном диатезе у ре­бенка.

При смешанном вскармливании 50-70% объема су­точного рациона составляет грудное молоко, 50-30% - различные молочные смеси или заменители женского мо­лока. Искусственно вскармливаемый ребенок совсем не получает грудного молока с первых недель жизни или получает его очень мало (20% суточного объема пищи и даже меньше).

Вначале мы расскажем об основных продуктах, кото­рые используются для замены материнского молока, а за­тем остановимся на принципах и правилах смешанного и искусственного вскармливания.

Заменитель грудного молока

Заменители женского молока можно разделить на три группы:

  • Первая группа является простыми молочными смесями: В-рис, «Здоровье», В-греча, В-овес, «Крепыш».
  • Вторая группа- принадлежит ферментативным (кислым) смесям: кефир, «Биолакт», «Ма­цони», «Нарине».
  • Третья группа - адаптированные смеси, являющиеся лучшими заменителями грудного молока: Малютка, Виталакт, Пре-нутрилак, Пре-НАН, Пре-нутрилон, Фрисопре.

Простые молочные смеси В-рис, В-гречка, В-овес го­товятся из обычного коровьего молока, которое разводится отварами рисовой, гречневой и овсяной круп (2 части мо­лока разводят 1 частью отвара). Однако в этих смесях чересчур велико содержание кальция и углеводов и сни­жено количество жиров, аминокислот, витаминов, железа. Их допустимо применять в течение непродолжительного времени и при отсутствии лучших заменителей грудного молока. Сухие молочные смеси «Крепыш» и «Здоровье» обладают такими же качествами.

Ферментативные продукты имеют некоторые преиму­щества перед обычными молочными смесями. Они умень­шают брожение в кишечнике, способствуют вытеснению болезнетворных микробов, улучшают выделение пищева­рительных соков. Типичный кислый продукт - кефир. Де­тям первых трех месяцев жизни кефир дают не цельный, а разведенный рисовым, гречневым или овсяным отварами (2 части кефира разводятся 1 частью отвара). Более цен­ным продуктом для детей первых месяцев жизни являет­ся «Биолакт». Он содержит ряд аминокислот, витаминов, ферментов и микроэлементов. Белок «Биолакта» легко усваивается организмом ребенка. Смесь «Биолакт-2» дополнительно обогащена витаминами и микроэлементами. Кислые смеси особенно полезны детям с расстройствами пищеварения (запор, понос итд).

Однако наиболее приемлемы для смешанного и искус­ственного вскармливания грудного ребенка такие замени­тели женского молока, как Малютка, Виталакт, Пре-нутрилак, Пре-НАН, Пре-нутрилон и Фрисопре. Особенность этих смесей состоит в том, что в них невелико содержание белка и кальция, имеются не­заменимые аминокислоты и жирные, кислоты, полноцен­ные углеводы, различные витамины и микроэлементы. Белки этих смесей по свойствам приближаются к белкам материнского молока и легко усваиваются.

Смесь Пре-нутрилак, Пре-НАН, Пре-нутрилон и Фрисопре предназначены для вскармливания недоношенных детей в возрасте до 6 месяцев. Чтобы получить готовый для использования продукт, берут 6 ложечек сухой смеси и разводят ее в 180 мл теплой воды, а затем взбалтывают 30 секунд. В теплом виде приготовленную перед самым кормлением жидкую смесь и дают ребенку. Малютка 1, Малыш 1, НАН, Нутрилон, Нестожен, Фрисо на­значается детям после второго месяца жизни. Виталакт и Биолакт хорошо переносятся новорожденными, даже не­доношенными детьми, поэтому их можно применять в ка­честве прикорма с первых недель жизни ребенка.

Правила смешанного и искусствен­ного вскармливания

Общие принципы и правила смешанного и искусствен­ного вскармливания можно кратко сформулировать сле­дующим образом.

  1. Проконсультируйтесь с вашим педиатром . С помощью семейного врача мамочка составляет ра­цион для своего малыша, находящегося на смешанном или ис­кусственном вскармливании. В поликлинике проводится контрольное взвешивание крохи до и после однократ­ного грудного кормления, уточняется количество молока, полученного им в процессе кормления. Установив объем необходимого дополни­тельного питания и его характер, мамочка после каждого корм­ления грудью дает малышу молочную смесь. Начинается прикармливание с введения небольших порций смеси (2- 3 чайных ложки), а через 4-6 дней, когда ребенок уже привыкает к смесям, можно 1-2 грудных кормления пол­ностью заменить ими.
  2. Объем пищи и число кормлений новорожденного . Объем пищи и число кормлений (7-6-5) в тече­ние суток такие же, как при естественном вскармливании. Желательно в первые же месяцы жизни удлинять на 30 минут промежутки между кормлениями по сравнению с теми, которые рекомендуются в случае естественного вскармливания, так как смеси перевариваются в желудке малыша медленнее, чем грудное мо­локо, и дольше задерживаются в нем. Для наглядности можете заглянуть в материал посвященный режиму ребенка до года.
  3. Соски и бутылочки для новорожденных . Смесь дают из соски или из ложечки, которую луч­ше применять, когда количество вводимой пищи неболь­шое. Для новорожденных приобретают бутылочки со специальной соской 0+ (с маленьким отверстием), тем самым, предназначенные для определенной возрастной категории, чтобы сосательные движения ребенка были ак­тивными, а смесь поступала равными тонкими струйками, как при грудном кормлении. Соска должна быть упругой и не очень длинной, желательно с имитацией материнского соска. Перед каждым кормлением ее обяза­тельно моют, а затем кипятят. До следующего кормления соска сохраняется в стерильных условиях. Смесь готовит­ся непосредственно перед кормлением и дается ребенку в теплом виде. Чтобы подогреть смесь, ее вместе с буты­лочкой погружают в умеренно горячую воду на 5-7 ми­нут. Перед кормлением проверяют, не слишком ли смесь горяча (ее температура должна находиться в пределах 38-40°С).
  4. Консервативность не всегда залог здоровья. Нельзя долго кормить ребенка одной и той же сме­сью, если он не прибавляет в весе. Не рекомендуется так­же быстро заменять одну смесь другой, если у младенца несколько ухудшился стул.
  5. Подбор оптимальных смесей . Важно учитывать индивидуальную реакцию груд­ного ребенка на искусственное и смешанное вскармлива­ние, подбирать оптимальные для него объемы смеси, а также количество других продуктов питания.
  6. Введение прикорма при смешанном и искусственном вскармливании . Собственно эту тему мы уже в деталях обсуждали в нашей предыдущей статье «Полезные советы по поводу того как начинать прикорм ребенка на естественном вскармливании ». Но вкратце подытожим, что при смешанном и искусственном вскармливании все виды прикорма вводятся в диету ребенка в те же сро­ки, что и в обычных случаях. Однако мясные блюда вклю­чают в рацион на месяц раньше, чтобы с полугода преду­предить дефицит железа, аминокислот и витаминов.
  7. Витамин Д3 (D3) при искусственном вскармливании. В смесях Малютка, Малыш, Виталакт, Нестожен, НАН, Фрисо есть витамины А и О. Поэтому детям, которые получают их, витамин D3 (Д3), с целью профилактики рахита дают только с 6 месяцев по той же схеме, что и при естественном вскарм­ливании.

Если же ребенка вскармливают другими смесями (молочными и молочнокислыми), витамин Д3 и раститель­ное масло начинают давать на втором месяце жизни, а все виды прикорма вводятся на 15-30 дней раньше, чем обычно.

Видео как перевести ребенка на искусственное либо смешанное вскармливание. Как вводить прикорм детям на искусственном вскармливании. На все вопросы отвечает врач диетолог-гастроэнтеролог Е. Гордеева.

Редакция сайт желает крепкого здоровья Вам и Вашим деткам.

Лаура Брест специально для

Как уже говорилось, смешанное вскармливание определяют как кормление ребенка первого года жизни грудным молоком в количестве не менее 1/5 суточного объема (150–200 мл) в сочетании с докормом заменителями грудного молока. Т.е. докорм – это дополнительное питание детскими молочными смесями, покрывающими недостаток грудного молока.

Введение в рацион ребенка заменителей грудного молока разрешается только в том случае, когда весь арсенал средств, направленных на стимуляцию лактации, оказывается неэффективным, и восстановить полноценную выработку грудного молока не удается. Следует подчеркнуть, что, даже при наличии у матери небольших количеств грудного молока, ребенка все равно необходимо прикладывать к груди и стремиться максимально продлить вскармливание материнским молоком.

При организации смешанного вскармливания следует придерживаться следующих правил:

    докорм молочной смесью осуществлять только после кормления грудью;

    давать ребенку грудь при каждом кормлении (т.к. чередование кормлений грудью и смесью часто приводит к угасанию лактации);

    прикладывать ребенка к обеим грудям даже при малом количестве грудного молока;

    если женщина в силу каких-либо обстоятельств не может прикладывать ребенка к груди каждое кормление, то для предупреждения угасания лактации требуется сцеживание;

    давать докорм с ложечки, если его объем небольшой;

    если объем докорма относительно большой, то возможно использование бутылочки с упругой соской и мелкими отверстиями;

    готовить молочную смесь следует непосредственно перед кормлением, остаток смеси для следующего кормления использовать нельзя;

    следует вести точный учет количества потребляемой пищи, особенно при смешанном вскармливании, т.к. ребенок может получать как избыточное, так и недостаточное питание.

При искусственном вскармливании доля грудного молока составляет менее 1/5 суточного рациона ребенка, а в качестве основного продукта используются заменители женского молока – адаптированные молочные смеси.

Смешанное и, особенно, искусственное вскармливание ребенка первого года жизни следует рассматривать как «метаболический стресс», т.к. ни одна даже самая современная искусственная смесь не является полноценной заменой материнского молока. Отсюда следует, что дети, получающие грудное молоко в ограниченном количестве, должны находиться под особым наблюдением педиатров.

Причины перевода на смешанное и искусственное вскармливание

– доказанная гипогалактия;

– непереносимость грудного молока;

– противопоказания к кормлению грудью со стороны матери или ребенка;

– самовольный отказ женщины от грудного вскармливания;

– отсутствие у ребенка матери.

В случае назначения ребенку смешанного или искусственного вскармливания, особенно важным является правильный выбор заменителей женского молока с учетом характеристик физического развития, преморбидного фона, функциональной зрелости систем организма ребенка, материальных возможностей семьи.

В питании детей первого года жизни в настоящее время используются исключительно адаптированные молочные смеси, созданные с учетом современных требований к их составу.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» адаптированными молочными смесями (заменителями женского молока) являются пищевые продукты в жидкой или порошкообразной форме, изготовленные на основе коровьего молока, молока других сельскохозяйственных животных, предназначенные для использования в качестве заменителей женского молока и максимально приближенные к нему по химическому составу с целью удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в пищевых веществах и энергии.

Классификация молочных смесей – заменителей грудного молока:

По возрасту: – начальные (от 0 до 4-6 мес.),

– последующие (от 6 мес. до 1 года).

– для детей от 0 до 12 мес.

По уровню рН: – пресные,

– кисломолочные.

По консистенции: – сухие,

– жидкие.

По наличию функциональных компонентов: – с добавлением,

– без добавления.

По белковому компоненту: – альбуминовые,

– казеиновые.

Лечебные смеси: гипоаллергенные, антирефлюксные, низко- и безлактозные, не содержащие фенилаланин и т.д.

Состав «начальных» смесей максимально адаптирован к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ и пищеварения детей первого полугодия жизни. Приближение (или адаптация) состава молочных смесей к химической «формуле» женского молока проводится по всем компонентам – белковому, жировому, углеводному, витаминному и минеральному.

Адаптация белкового компонента заключается, прежде всего, в снижении общего уровня белка с 2,8 г/100 мл в коровьем молоке до 1,4–1,6 г/100 мл в большинстве «начальных» смесей, а минимальный уровень - 1,2 г/100 мл (содержание белка в 100 мл зрелого женского молока составляет 0,9–1,2 г). Снижение содержания белка в заменителях женского молока позволяет устранить неблагоприятное влияние избытка белка на азотистый и минеральный обмен грудного ребенка, функцию пищеварительного тракта и незрелых почек.

Белковый компонент таких продуктов представлен легкоусвояемыми сывороточными белками (с полным набором заменимых и незаменимых аминокислот) и казеином в соотношении 60:40, 50:50, в отдельных смесях 70:30. Все адаптированные молочные смеси обогащены таурином, в состав некоторых дополнительно введены отдельные аминокислоты и альфа-лактальбумин. Все большее количество искусственных смесей содержит в своем составе нуклеотиды.

Адаптация жирового компонента включает частичную или полную замену молочного жира, т.к. жировой компонент женского молока значительно отличается от липидов коровьего молока. В первую очередь это связано с наличием в нем незаменимых ПНЖК. Для адаптации жирового компонента «начальных» смесей в их состав вводятся различные растительные масла: подсолнечное, кукурузное, соевое, кокосовое, пальмовое и др. Это позволяет существенно повысить содержание в продукте незаменимых полиненасыщенных жирных кислот семейств омега-6 (линолевая, арахидоновая кислоты) и омега-3 (линоленовая к-та и др.), уровень которых в коровьем молоке невелик. Соотношение линолевой и a-линоленовой жирных кислот в смесях последнего поколения приближается к таковому в женском молоке, составляя 10:1. С целью повышения усвоения жира в смеси вводят небольшое количество природных эмульгаторов (лецитина, моно- и диглицеридов), которые способствуют образованию мелких жировых глобул и более легкому усвоению жира. В состав большинства смесей добавлен L-карнитин, способствующий улучшению окисления жирных кислот в клетках органов и тканей младенца.

С целью адаптации углеводного компонента молочной смеси в нее добавляют лактозу, уровень которой в коровьем молоке значительно ниже, чем в женском. Нередко лактозу сочетают с низкомолекулярным полимером глюкозы – мальтодекстрином (до 25%), обладающим бифидогенным действием и снижающим осмолярность продукта. В ряд смесей включены галакто- и фруктоолигосахариды, выполняющих роль пребиотиков и способствующие избирательному росту в кишечнике нормальной микрофлоры. Некоторые продукты содержат лактулозу, которая также обладает пребиотическими свойствами.

Наконец, адаптированные заменители женского молока содержат все необходимые ребенку витамины, минеральные соли и микроэлементы, включая железо, цинк, медь, йод и др. В ряд смесей введен селен, входящий в состав глутатионпероксидазы – фермента, обеспечивающего высокую антиоксидантную защиту.

Для обеспечения правильного развития костной ткани и профилактики рахита соотношение кальция и фосфора в смесях находится в диапазоне 1,5:1–2,0:1, что является оптимальным для их усвоения. Предусматривается также адекватное соотношение калия и натрия, равное 3:1. Для улучшения усвоения железа и его использования в процессах кроветворения очень важно наличие в продукте достаточного количества аскорбиновой кислоты (5–10 мг в 100 мл), а также оптимальное соотношение железа и цинка - 2:1 и железа и меди - 20:1, поскольку при таком балансе всасывание этих микроэлементов оптимально.

Количество витаминов в адаптированных молочных смесях превышает таковой в женском молоке в среднем на 15–20%, так как их усвояемость более низкая, чем из женского молока. Содержание витамина D, участвующего в процессах обмена кальция и минерализации костной ткани, составляет в среднем 40–50 МЕ на 100 мл готовой смеси. Также смеси обязательно содержат витамины Е, А, С, группы В, а в некоторые смеси введен b-каротин.

К числу максимально адаптированных заменителей женского молока относятся жидкие смеси: «Агу-1» стерилизованная (пресная) и кисломолочная, смесь «Бэби-милк», (Россия) и сухие смеси: «Нутрилак 1» (Россия), «Нан 1» (Швейцария), «Нутрилон 1» (Голландия), «Бебелак 1» (Россия-Голландия), «Фрисо 1 / Фрисолак» (Голландия), «Пре-ХиПП», «ХиПП-1» (Австрия), «Энфамил-1» (США), «Хумана 1» (Германия), «Сэмлер Бэби-1» (Швеция), «Infanta 1» (Хайнц – Италия, Великобритания) и др.

Также важным физиологическим свойством молочной смеси является ее осмоляльность (сумма растворимых компонентов, определяющих ее осмотическое давление). Избыточная осмоляльность смеси создает высокую нагрузку на энтероциты слизистой оболочки тонкой кишки и эпителий тубулярного аппарата, и поэтому не должна превышать 290–320 мОсм/л.

Содержание белка, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в смесях должно соответствовать отечественным («Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», СанПиН 2.3.2.1078-01, п. 3.1.1.1.) и международным (Codex Alimentarius Commission of FAO/WHO; European Society of Paediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition /ESPGHAN/, Директива ЕС 2006 г) стандартам для адаптированных молочных смесей.

«Последующие» смеси, отличаются от «начальных», прежде всего, более высоким содержанием белка (1,5–1,8 г в 100 мл). Преобладание сывороточных белков над казеином уже не является обязательным, но при составлении композиции белкового компонента все большее число производителей отдают предпочтение преимущественному содержанию сывороточной фракции. Продукты для детей второго полугодия жизни также содержат весь необходимый спектр витаминов и минеральных веществ в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления. При этом они отличаются более высоким содержанием железа, кальция, цинка по сравнению с «начальными» смесями. Такое повышение обусловлено истощение эндогенных запасов этих нутриентов в связи с высокими темпами роста ребенка.

Смеси «от 0 до 12 месяцев» могут использоваться в питании детей на протяжении всего первого года жизни. Однако эта группа продуктов немногочисленна и в современных условиях применяется ограничено, в связи с широким ассортиментом начальных и последующих формул.

Ряд сухих пресных смесей содержат пробиотики: бифидо- и лактобактерии, являющиеся основной физио-логической флорой кишечника ребенка («Агуша- GOLD 1» «Агуша- GOLD 2», «Нутрилак Бифи», «НАН 1», «НАН 2» и «ХиПП 2»). Современные технологии позволяют обеспечивать сохранность микроорганизмов в продукте на протяжении всего срока годности.

В питании грудных детей часто используются адаптированные кисломолочные продукты «Нутрилак кисломолочный» и «НАН кисломолочный» 1 и 2. В них содержатся специальные штаммы лактобактерий (bulgaricus, helvetics, acidopfillus), а также Str. termophylus. Закваски могут быть монокомпоненными и комбинированными. В процессе молочнокислого брожения продукты приобретают ряд важных свойств: в них снижается уровень лактозы, накапливаются бактерицидные вещества, молочная кислота, происходит частичное расщепление молочного белка, что облегчает переваривание продукта и его усвоение, а также несколько снижает антигенность белкового компонента. После сквашивания в продукты вводят пробиотические штаммы B.lactis (BВ 12).

Кисломолочные смеси можно сочетать с первых недель жизни с пресными молочными формулами в соотношении 2:1 - 1:1. Особенно полезна такая комбинация при нарушениях процессов пищеварения и риске развития алиментарно-зависимых заболеваний. Применение только кисломолочных смесей (особенно с высокой кислотностью) может вызвать срыгивания, отказ ребенка от продукта.

Кефир и другие неадаптированные кисломолочные продукты недопустимо вводить в питание детей первого полугодия. В настоящее время рекомендовано их использование, начиная с 8 месяцев.

Алгоритм выбора адаптированной молочной смеси

При выборе смеси учитывают:

    возраст ребенка (чем моложе ребенок, тем в большей степени он нуждается в смесях, максимально приближенных по составу к грудному молоку) – детям первых 6 месяцев жизни назначают «начальные» или «стартовые» смеси; с 6 мес. - «последующие» формулы;

    преморбидный фон: например, если ребенок родился недоношенным или с низкой массой тела, то требуется назначение специализированной смеси для недоношенных и маловесных детей;

    особенности функционирования желудочно-кишечного тракта: например, при наличии у ребенка обильных срыгиваний, в рацион должны включаться антирефлюксные смеси, позволяющие провести диетическую коррекцию данного состояния;

    социально-экономические условия семьи: дети из социально незащищенных семей должны получать питание бесплатно (адресная поддержка);

    аллергоанамнез: при отягощенной наследственности первым продуктом выбора должна быть гипоаллергенная смесь;

    индивидуальную переносимость продукта.

Критериями правильного выбора смеси являетсяхорошая толерантность ребенка к данному продукту:

    ребенок с удовольствием ест предложенную смесь,

    отсутствуют диспепсические расстройства (срыгивания, рвота, жидкий, плохопереваренный стул или запоры),

    отсутствуют аллергические проявления,

    нет признаков дефицитных состояний (железодефицитная анемия, гипотрофия).

Смешанным называется вскармливание ребёнка грудным молоком и искусственными молочными смесями.

Искусственное вскармливание – это вскармливание только молочными смесями.

Показанием к переводу ребёнка на смешанное вскармливание является наличие клинических признаков недокорма (беспокойство ребёнка между кормлениями, уплощение весовой кривой, более густой стул, редкое мочеиспускание) и результаты контрольного кормления.

Показаниями для перевода на искусственное вскармливание являются состояние здоровья матери или отсутствие у неё молока.

Докормом называется дополнительное питание молочными смесями.

Правила введения докорма:

1. Докорм даётся после кормления грудью;

2. В зависимости от количества грудного молока докорм назначают после каждого кормления, после 2-х – 3-х кормлений, в виде самостоятельного кормления.

3. Прикладывать ребёнка к груди следует не менее 3-4 раз в сутки (иначе снижается лактация).

4. В сутки в качестве докорма ребёнок должен получать не более 2-х разных смесей.

5. Если объём докорма невелик (30-50 мл), его нужно давать с ложечки, если объём больше 50 мл – из бутылочки с соской.

6. Докорм даётся после кормления сразу (если ребёнок не съел, не следует давать докорм повторно через некоторое время).

8. При нарушении процессов пищеварения предпочтение отдается кисломолочным смесям. Их количество не должно превышать ½ суточного объёма питания.

9. Смесь готовится непосредственно перед употреблением.

Правила смешанного и искусственного вскармливания:

1. Контроль за количеством и качеством пищи должен быть более строгим, чем при грудном вскармливании.

3. Сроки введения коррегирующих добавок и прикорма те же при применении адаптированных смесей, что и при кормлении грудью и назначаются в той же последовательности. При вскармливании ребёнка неадаптированными смесями прикорм вводят на 1 месяц раньше.

4. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

5. Грудное молоко следует как можно дольше сохранять даже в небольшом количестве.

Итак, при смешанном и искусственном вскармливании следует использовать молочные смеси.

Виды молочных смесей:

Адаптированные смеси – это смеси, по составу приближенные к женскому молоку. К ним относятся:

Сладкие – («Нутрилон», «Витолакт», «Симилак», «Бона», «Тутелли», «Пилти»

Кисломолочные («Витолакт кисломолочный», «Биолакт адаптированный»,


«Бифилакт», «Лактолин» и др.)

К неадаптированным смесям относятся также сладкие (цельное молоко, «Крепыш», «Здоровье» и др.) и кисломолочные (ацидофильное молоко, кефир детский, «Биолакт –1,2» и др.). Удовлетворительное развитие детей может быть достигнуто только при использовании адаптированных смесей. Кисломолочные смеси рекомендуются детям с неустойчивым стулом.

Простые неадаптированные молочные смеси из-за неполноценного состава неудовлетворяющего возрастным потребностям детей не могут быть рекомендованы к длительному применению в качестве основного источника питания. Их можно использовать в исключительных случаях при условии обязательной коррекции рациона недостающими пищевыми ингредиентами.

Существуют также диетические молочные продукты лечебного питания, также применяемые у грудных детей при различных патологических состояниях и заболеваниях.

Для недоношенных детей – «Детолакт –ММ», «Хумана – О», «Новолакт-ММ».

Для детей, страдающих аллергией к коровьему молоку – «Нутри-Соя», «Симилак - изомил», «Беллакт – Соя» и др.

Для детей с анемией – «Нан –Нан», «Детолакт», «Симилак» и др.

Для детей с генетическими нарушениями – низкобезлактозные смеси.

Для энтерального питания - энпиты, инпитан.

Биологически активные добавки :

БАД – 1б (с бифидумбактериями)

БАД – ИГ (со специфическим противостафилококковым иммуноглобулином)

БАД – 1л (с лизоцимом) и другие.

Лекция Тема: «Период грудного возраста» (физическое и нервно-психическое развитие)

Грудной возраст продолжается с 29 дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери и ребёнка, мать кормит грудью своего ребёнка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, устанавливается моторика, начинает формироваться интеллект.

Особенностями периода грудного возраста можно считать :

1. Выраженная анаболическая направленность обмена веществ, так как идёт очень интенсивный рост – длина тела увеличивается на 50% (с 50-52 см до 75-77 см), масса тела утраивается (с 3-3,5 кг до 10-10,5 кг). Энергетическая потребность ребёнка превышает потребность взрослого в 3 раза (в расчёте на 1 кг веса). Если бы у взрослого сохранялась энергетическая потребность как у ребёнка, то взрослому человеку необходимо было бы получить 10-12 литров пищи в сутки. Высокая интенсивность обмена объясняет нередкие его нарушения в грудном возрасте:

Диатезы (экссудативно-катаральные, лимфатико-гипопластические);

Гиповитаминозы;

Гипотрофии и паратрофии

2. Относительно большой объём пищи (в расчёте на кг массы тела), получаемый ребёнком, предъявляет повышенное требование к работе желудочно-кишечного тракта ребёнка. Вместе с тем в этом возрасте нервная регуляция и ферментная система желудочно-кишечного тракта ещё недостаточно зрелы. Сочетание этих факторов довольно часто приводит к желудочно-кишечным расстройствам.

3. Кишечник ребёнка обильно кровоснабжается, слизистая его обладает повышенной проницательностью, поэтому в организме могут быть легче попадать вредные агенты и вызывать общую реакцию организма (бактерии-возбудители заболеваний, токсины, аллергены и т.п.).

4. Неустойчивый иммунный статус. Новорождённый обладает пассивным иммунитетом (получил антитела от матери внутриутробно). В 4-6 месяцев снижается пассивный иммунитет, активных ещё нет, поэтому в грудном возрасте дети склонны к инфекционным заболеваниям (ОРВИ, стрептодермии и др.)

5. В грудном возрасте ребёнок много лежит, поэтому плохо вентилируются отделы лёгких. Дыхательные пути ребёнка узкие, защитные свойства слизистой снижены. Эти факторы объясняют частую патологию органов дыхания у грудных детей.

6. Кожа и слизистые грудного ребёнка богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, легко ранимы, обладают повышенной проницательностью для вредных агентов (вирусы, микробы, токсины, аллергены).

7. В грудном возрасте активно проводится профилактическая вакцинация.

Знание особенностей грудного периода позволит среднему медицинскому работнику грамотно организовать уход за ребёнком этого возраста и защитить его от возможных осложнений, связанных с этими особенностями.

Основные направления ухода – это :

Контроль за физическим и нервно-психическим развитием;

Рациональное вскармливание;

Гигиенический уход;

Физическое воспитание и закаливание;

Эстетическое воспитание.

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Физическое развитие – комплекс генетически детерминированных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.

Например: если родители ребёнка высокого роста, то генотип ребёнка предполагает его высокий рост, но если ребёнок часто болеет, плохо питается, живёт в плохих условиях, то он будет иметь гораздо более низкий рост, чем определено генотипом.

Роль наследственных факторов и условий внешней среды в физическом развитии наглядно прослеживается в явлении, которое называется акселерацией (более ранее половое созревание, физическое и психическое развитие).

Акселерация обусловлена изменением генотипа следствие большой миграции населения. Средний рост детей в городах всероссийских строек выше, чем в городах со стабильным населением. Нельзя исключить и роль социальных условий – темпы акселерации в развитых странах выше, чем в слаборазвитых. Термин «Физическое развитие» в клинической педиатрии понимают, как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела) и биологическое созревание.

Наиболее наглядно и просто оценивать физическое развитие ребёнка по его антропометрическим показателям.

Антропометрические измерения были введены в медицинскую практику в 30-х годах XIX столетия. Основными антропометрическими показателями являются:

Масса тела;

Длина тела;

Окружность головы;

Окружность грудной клетки.

Для оценки физического развития необходимо :

1. Определить возраст

2. Провести антропометрию

3. Определить соматотип (гипосомия-низкий рост, нормосомия-нормальный рост, гиперсомия-высокий рост) по таблицам рядов роста в различном возрасте

4. Определить гармоничность развития (соответствие массы и роста) по таблицам величины массы при различной длине

5. Определить вариант физического развития по таблицам вариантов

6. Сделать итоговую запись антропометрического исследования.