Интересные факты из жизни молодежи. Долгосрочных трендов нет. Кто выиграет от глобального демографического сдвига

При работе с любой возрастной категорией крайне важно учитывать особенности их образа жизни. Молодежь — очень яркие и интересные люди, со своими привычками и склонностями. Чтобы эффективно работать с молодежью в МЛМ, я выделила наиболее характерные для этого сегмента общества особенности. Возможно, Вам захочется что-то дополнить и расширить, однако следует учитывать, что эти факты основаны исключительно на моем 7-летнем опыте работы с молодежью и моей практике в качестве психолога и бизнес-тренера.

1. Любовь к тусовкам

Это истина. В молодых людях аккумулируется невероятное количество энергии, которая должна во что-то выливаться. Лучший способ для этого – общение в своей компании. Кто-то предпочитает совместные “вылазки” на природу, кто-то – совместные “вылазки” на природу, кто-то – хождение по ночным клубам, кому-то по душе культурные мероприятия. Что бы это ни было, цель преследуется только одна – весело вместе провести время: поболтать, посплетничать, показать себя и посмотреть на других.

2. Страсть к всевозможным девайсам

Вышла новинка в мире электроники или мире моды? Молодежь тут как тут! У них в обязательном порядке должны быть телефоны последних моделей, штаны из новой коллекции. Молодые люди всегда должны быть в курсе, где, что и за сколько можно приобрести. Это обязательно должно быть престижно и стильно, чтобы не стыдно было продемонстрировать окружающим. Вот почему для молодежи так важно, как Вы выглядите, какой марки Ваш ноутбук и на какой машине Вы приехали.

3. Неприязнь к указаниям и чрезмерному давлению

Независимо от возраста никому не нравится, когда его заставляют против воли что-то делать. Но у молодежи это чувство обострено до предела. У детей, примерно, в 3 года наступает “кризис самостоятельности”, когда они вырывают руку у взрослых, переходя дорогу, пытаются сами одеться, руководить процессом. Оказывается, подобный кризис свойственен не только в таком юном возрасте. На молодежь критика в их адрес, нравоучительные беседы и “укатывания” действуют совершенно противоположным образом. Вместо того, чтобы вызвать реакцию действия, порождается реакция противодействия. Как следствие – раздражение и агрессия.

4. Склонность к авантюризму

Нас, молодежь, хлебом не корми – дай только что-нибудь учудить и ввязаться в какое-нибудь приключение. Эта страсть объясняется неосознанным желанием познать мир и проверить себя на “прочность”, понять, “а на что я способен?” Вот поэтому так много молодых людей отправляются в самостоятельные путешествия, пробуют себя в разных видах деятельности, устраиваясь на работу то в одно, то в другое место. Им очень нужен адреналин, биение сердца и экстремальные происшествия. Получая все это, они ощущают “вкус жизни” и чувствуют себя счастливыми.

5. Желание доказать себе и другим

Один из побуждающих мотивов к действию для молодежи – это желание убедиться, что “я во что бы то ни стало смогу это сделать”, что этот новый статус или новая роль по мне. А если мои достижения и победы заметит еще и кто-то из числа значимых взрослых, таких, например, как родители, близкие, преподаватели, спонсоры, коллеги по бизнесу, моей радости и чувству самоудовлетворения не будет предела! Самоутвердиться и быть значительным человеком хотят все. Иметь признание – один из мощнейших рычагов действия для молодежи.

6. Следование навеянным стереотипам

Молодежи важно быть “ в потоке”, жить согласно тому, что усиленно навязывается с помощью СМИ. Если сегодня модно иметь пухлые губы, девочки спешат к пластическому хирургу; если сегодня показатель успешности для мужчин – это авто BMW X6, значит, он, непременно, должен быть. А если это пока невозможно – это станет мечтой №!, о которой я буду рассказывать всем вокруг. Это же касается модных украшений, курортов и драгоценностей. Вот поэтому так, порой, непросто понять, чего же на самом деле хочет молодой человек. Часто мы слышим: квартиру в престижном районе, дом, машину, семью, детей… Всё – как у всех. Люди, не задумываясь, говорят о какой-то шаблонной, среднестатистической мечте, при этом в глубине души грезя безмятежной деревенской жизнью. Но признаться себе в этом – значит, потерять статус и свое лицо “крутого” в глазах окружающих. Это, конечно, пример крайности, для наглядности)

7. Гибкость и изменчивость

Главный показатель состоявшейся взрослой жизни – это стабильность: стабильная работа, стабильная зарплата, уверенность в завтрашнем дне, минимум потрясений. Для молодежи это скукота! Поэтому-то они такие изменчивые, как в своих желаниях, так и в поступках. Сегодня молодой человек может Вас уверять, что ему во что бы то ни стало нужны деньги на покупку красной спортивной машины, а уже завтра, пребывая под впечатлением от увиденного фильма, забудет об авто и будет гореть желанием оказаться на Лазурном побережье Франции. То же касается и своих обязательств и данных слов. Зато эта же особенность придает их образу жизни мобильность и способность очень легко адаптироваться к любой ситуации. Молодежь очень быстро “включается” и впитывает новейшую информацию, причем, этот процесс происходит для них безболезненно и захватывающе.

Теперь, когда Вы узнали о нюансах психологии молодежи, Вам будет намного проще говорить с ними на одном языке, потому что взаимопонимание – это ключ к долгосрочным отношениям и путь к совместному достижению целей.

Молодежь представляет собой социальную группу, которая включает людей в возрасте от 16 до 30 лет. Молодежь - самостоятельный субъект, осуществляющий свой вклад в социальную динамику.

Современная молодежь значительно отличается от предшествующих поколений. Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений своими идейными, культурными ориентациями, ценностными установками. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности представляют собой относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ. Ценности носят характер как традиционный, так и инновационный. Среди традиционных ценностей, на которые ориентируются молодые люди, - любовь, дружба, взаимопомощь, взаимоподдержка, что определяется как коллективистские ценности.

Следует отметить то обстоятельство, что в современных условиях молодые люди не наследуют те ценностные установки, которые разделяют в большинстве своем их родители.

Молодежное сообщество характеризуется поиском своего места в жизни, воспринимает культуру общества как поле для самовыражения и самореализации, ищет в ней не столько нравственное, сколько развлекательно-релаксирующее содержание. Отсюда увлечение азартными играми, электронной техникой, зрелищными видами досуга, разного рода стимуляторами психической активности - лекарственными, химическими, пищевыми и т.п.

Этим же объясняется такой феномен современной культуры, как молодежная мода, которая имеет ярко выраженную сексуальную направленность, отличается отсутствием индивидуальности и изысканности. Подростки и юноши стремятся соответствовать пропагандируемым стандартам поведения - в одежде, прическах, манерах, привычках, образе и стиле жизни, выборе способов общения, видов занятости, в определении смысла жизни.

В связи с вышесказанным молодежную культуру можно рассматривать как субкультуру. Ее отличие от культуры всего общества состоит в том, что молодые люди имеют собственные ценности, нормы правила, обычаи, моду символы, интересы и потребности, установки и представления. При этом молодежь как социальная общность неоднородна. В ней присутствуют подгруппы людей высокообразованных и необразованных, имеющих высокий или низкий социальный статус, экономически состоятельных и несостоятельных, городских и сельских, работающих и неработающих, верующих и неверующих. Отсюда и различия в культурных традициях и поведенческих стратегиях представителей молодого поколения.

Характерно, что в настоящее время молодежная субкультура превращается в контркультуру, входит в противостояние с обществом своими идеалами, модой, искусством, языком. Многие социальные явления девиантной направленности связаны с молодым возрастом, и в том числе - деятельность преступных организованных сообществ, наркомания, токсикомания, игромания, проституция и т.п. Особого внимания заслуживает молодежный досуг, который для немалого числа социальных групп принимает все более бездуховную, безнравственную форму.

Потребительские ориентации отравляют душу молодых людей, вынуждают их соперничать друг с другом, приводят к подавлению в личности духовно-нравственного начала. Особого внимания заслуживает такая проблема, как развитие аморальных ориентаций молодых людей. Проституция, половая распущенность все меньше осуждаются молодежью, а в наиболее интеллектуальной молодежной среде - студенческой, все чаще встречаются факты использования нецензурной лексики, курения табака среди девушек, наркомании, пивного алкоголизма, пьянства, хулиганства, воровства, рэкета. Гуманизм как общечеловеческая ценность уходит все дальше, оставляя вместо себя такие нравственных проявления, как грубость, агрессия, равнодушие, соперничество, идолопоклонничество.

Неформальные движения молодежи представляют собой разновидность контркультуры, бросающей вызов обществу. Поскольку контркультура обозначает установки, противоречащие фундаментальным принципам данной культуры, неформальные молодежные движения получают статус альтернативных форм культуры, не контролируемых обществом.

Важно понимать то, что эти формы культуры возникают объективно, а значит их невозможно уничтожить, запретить, заменить чем-либо иным. Они вызваны неудовлетворенностью молодежи как маргинальной, переходной социальной группы своими условиями жизни и труда. Низкий уровень заработной платы у большинства начинающих профессиональную карьеру, еще более скромный размер студенческой стипендии, бедствующие молодые семьи, а более всего студенческие, - все это вместе и на почве резкого социального расслоения в обществе становится миной замедленного действия для социализации новых поколений россиян.

Неформальные движения молодежи - музыкальные, технические, правовые, спортивные, философско-мистические, экологические, патриотические, фашистские, расистские, творческие - выполняют определенные функции, которые не могут взять на себя другие социальные структуры. Среди них - функции самореализации, времяпрепровождения, компенсаторная, эвристическая. Особо следует выделить такие молодежные движения, которые ставят в центр всего общение, мир, любовь, взаимопонимание (кришнаиты, религиозные братства и секты), а также группы альтернативного творчества, объединяющие не признанных официальными кругами художников, писателей, артистов, музыкантов и т.д. Очевидно, что их деятельность не носила бы сомнительной направленности, если бы молодые люди могли легально получить все то, к чему они стремились и что искали в альтернативных объединениях среди социальных групп, существующих в правовом и социальном пространстве.

Исследования показывают, что современная российская молодежь ориентирована более на такие виды досуга, как посещение кинотеатров, мест развлечений - кафе, баров, ночных клубов, дискотек, культурно-развлекательных центров с шоу-программами, просмотр телепередач, прослушивание музыкальных записей или музыкальных радиоканалов, Популярные прежде чтение художественной литературы, прессы, физкультурные и спортивные занятия уступают в рейтинге развлекательным видам досуга. Модный в последние годы фитнес привлекает состоятельную часть молодежи, так как это весьма дорогостоящий вид спортивного досуга, хотя и несомненно прогрессивный, поскольку он совместим только со здоровым образом жизни.

Такие мощные каналы передачи культурной информации, как театр, консерватория, выставки, музеи, большей частью современной молодежи не востребованы. Интерес к ним проявляют в основном специалисты - настоящие или будущие, студенты вузов культуры и искусства, представители педагогической и других гуманитарных специальностей. Для остальных социальных групп молодежи учреждения, несущие высокую культуру, оказываются недоступными. Одна из внешних причин - дороговизна посещений не дотируемых государством учреждений, кроме того, сказывается и их территориальная удаленность: не каждый город имеет достаточное количество культурных объектов. Внутренние причины равнодушия к ним - отсутствие потребности в контакте с художественными ценностями. Поскольку сравнительно небольшое число детей и подростков посещают школы искусств (музыкальные, художественные, спортивные и иные) и столь же редко общеобразовательные школы занимаются творческим развитием своих учеников, у последних не формируется потребность в принятии тех или иных видов искусства, дети остаются вне воздействий классической инструментальной музыки, оперы, балета, театрального искусства, художественных живописных произведений, классической и современной российской и зарубежной литературы. Затрудняется процесс формирования эмоционально-чувственного отношения к жизни, к культуре, столь необходимого для социализации зрелой личности и самореализации молодежи.

Были проведены 18 фокус-групп с детьми и молодежью в возрасте от 5 до 25 лет, 5 фокус-групп с родителями, ряд глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России, а также экскурсии (например, в Барнауле и Саратове).

Исследование проводилось в конце 2016 года совместно с агентством Validata. Результатом стал отчет о жизни современной молодежи. В обзоре представлены такие аспекты жизни молодых людей как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установка и ценности, фрустрация и страхи, ожидания от будущего.

Факт 1. Родились с кнопкой на пальце

ОНЛАЙН – ВЕДУЩЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ ЗДЕСЬ легче знакомиться, рассказывать о себе, искать информацию, покупать вещи.
ОНЛАЙН ФОРМИРУЕТ ТРЕНДЫ. Формирование трендов и перенимание ролевых моделей теперь тоже происходит в онлайне.

«В каждом классе теперь есть ученик, который понимает в информатике больше, чем его учитель информатики. Раньше такого не было».
«За всем сейчас следим в соцсетях. Instagram просто листаешь, смотришь, там разные блогеры есть…»

Факт 2. Родились с кнопкой на пальце

БЫСТРОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ. Средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте – 8 СЕКУНД.
НЕТ КРУПНЫМ ФОРМАМ. Информация потребляется маленькими «перекусочными» порциями.
НАГЛЯДНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ. Иконки, смайлики и картинки ЧАСТО заменяют текст.

Факт 3. Нет долгосрочных трендов

Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду.
То, что модно сегодня, завтра сменятся новой модой.
НЕТ УСТОЙЧИВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ. Нет постоянной лояльности брендам и стилям одежды, «обязательных списков» в музыке или кино.


Факт 4. Конфликт поколений
- Родители выстраивают партнерские отношения с детьми.
- Родители руководствуются принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное».
- И дети, и родители говорят друг о друге с нежностью и теплом.

«Больше хвалим их. Если они беспроблемные, бесконфликтные, вроде, выполняют задания, вроде, нормально общаются, надо их хвалить, чтобы стимул у них какой-то был…Раньше больше ругали. Это и в семьях так: раньше больше ругали, а сейчас больше хвалят».
«Не надо ломать детей через коленку…»
«Они другие, мы должны это признать…»

ВЗРОСЛЫЕ ПРИЗНАЮТ, ЧТО ДЕТИ ПРЕВОСХОДЯТ ИХ ВО МНОГИХ НАВЫКАХ. Дети лучше ориентируются в современной бесконечно меняющейся жизни.

У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ НЕТ ПИЕТЕТА К СТАРШИМ. Молодые люди общаются с ними свободно и на равных.

«Нас воспитывали, что нельзя, значит, нельзя. А они спрашивают: «Почему нельзя?» Почему я должна это объяснять?! Они не боятся свою правоту, мнение донести, узнать. Не боятся спорить и задавать вопросы».
«У моего очень хорошо подвешен язык, очень быстро связи налаживает, его всегда зовут обратно…»

Факт 6. Центениалов гиперопекают

РОДИТЕЛИ ЖАЛЕЮТ ДЕТЕЙ. Родители взваливают все бытовые обязанности на себя.

«ГЛАВНОЕ – НЕ СЛОМАТЬ». Родители оказывают минимальное давление на детей

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ НЕ ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Поколение Z не нарабатывает навыков решения проблем реальной жизни.

«Им еще устраиваться в современной жизни, а мы ее не понимаем и помочь им, кажется, не сможем…»
«Его отправишь за хлебом, он булочки купит…»

«Мы более развитые [по сравнению с родителями], но не понимаем, как что устроено, мы только примерно понимаем, как что делается…»


Факт 7. Не могут без социального взаимодействия

ВАЖНО ПОСТОЯННО БЫТЬ НА СВЯЗИ. Дети поколения Z не бывают одни и не любят быть одни.

ЦЕНЯТСЯ ТЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ЛЕГКО ОБЩАТЬСЯ. В любой компании и в любой ситуации важно беспроблемно взаимодействовать.

«Моя лучшая подруга очень открыта, добра, позитивна, улыбчива, безумно талантлива, красива, умна и, что самое главное, она безумно веселая».

Факт 8. Уверенность в собственной исключительности.

ПОКОЛЕНИЮ Z ПРИВИВАЕТСЯ МЫСЛЬ ОБ ИХ УНИКАЛЬНОСТИ. Каждый ребенок уникален и талантлив.

КАЖДЫЙ СЧИТАЕТ СЕБЯ НЕПОХОЖИМ НА ДРУГОГО. Свои увлечения описываются как необычные, свои отношения с родителями считаются лучше, чем у других.

«Типичные качества современного молодого человека: выпендрежник, пофигист, не задумывается о будущем, живет как живет, у него сейчас все нормально, его сейчас все устраивает и все, а о будущем он не думает. Лично про себя я не могу этого сказать, я люблю все планировать. Может, это от корней нерусских передалось…»

Факт 9. Поколение мейнстрима

ОТСУТСТВИЕ КАКИХ-ЛИБО ЯРКО ВЫРАЖЕННЫХ СУБКУЛЬТУР.

ПОХОЖЕСТЬ ВОПРЕКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О СОБСТВЕННОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ. Вне зависимости от города и уровня материальной обеспеченности.

«Мальчики выглядят все одинаково: брюки с подворотами, стрижка «по бокам сбрить, чуть выше оставить и сверху подровнять», часики и наушники…»
«Главное слово про девочек сейчас – «брови». Они все с ними что-то делают…»

Факт 10. Не видят себя единым поколением

«МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ!» Не замечают за собой того, что их объединяет.

КАЖДЫЙ ВОЛЕН ДЕЛАТЬ, ЧТО ХОЧЕТ. Увлечения, хобби, музыка, кино не воспринимаются как маркеры «свой-чужой».

Факт 11. Модель постепенного движения к успеху повредилась

НЕТ УВЕРЕННОСТИ, ЧТО ПОСТЕПЕННЫЕ УСИЛИЯ ПРИВЕДУТ К ЦЕЛИ. История России последних лет показала поколению Z, что все может пойти не так.

УСПЕХ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЕГКИМ И БЫСТРЫМ. Многочисленные статьи в онлайн-СМИ рассказывают истории о внезапном и стремительном успехе.

«Лучше жить сегодняшним днём и не строить глобальных планов на будущее. Откуда ты можешь знать, может в твой дом не влетит самолёт, как в книге “Империя ангелов”…»
«Бывает, что ты учился на пятерки и приходишь на работу устраиваться к однокласснику, который учился на двойки…»

Факт 12. Тихое сопротивление vs открытый бунт

ПОКОЛЕНИЕ Z НЕ СТРЕМИТСЯ К РАЗРУШЕНИЮ И ЦЕНИТ СПОКОЙСТВИЕ. Не бунтуют открыто, не устраивают переворотов и стараются формально следовать правилам.

ПОСТУПАЮТ ТАК, КАК СЧИТАЮТ ПРАВИЛЬНЫМ САМИ. Не ставят в известность родителей, демонстрируя послушание и конформизм.

«У меня с родителями хорошие отношения, доверительные. Но я не все им рассказываю, берегу их. Зачем им о чем-то знать, если они с этим были не согласны? Только зря расстроятся и переживать будут…»
«…они боятся новое предложить, пытаются из старого предложить, боятся ошибаться. Мы ошибались, но делали, а они – нет».

Факт 13. Отсутствие гендерного равенства

ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛОВ. Девушки должны быть скромными, заниматься домом и воспитывать детей, молодые люди должны обеспечивать семью.

ПРОДВИНУТЫЕ ДЕВУШКИ – ЭГОИСТИЧНЫ. С ними сложно и постоянно нужно доказывать, что ты чего-то стоишь.

ОЖИДАЕМЫЙ ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК И РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ ДО 25-27 ЛЕТ.

«Мужчина должен быть строгим, со стержнем, но со своей девушкой должен быть мягким. Я не могу себе представить, что я дома с детьми сижу, а жена зарабатывает, это для меня моральная кастрация».


Факт 14. Главное – найти свой путь

УСТАНОВКА НА ПОИСК СЕБЯ СФОРМУЛИРОВАНА РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ.

АКТИВНО ТРАНСЛИРУЕТСЯ ЧЕРЕЗ МАССОВУЮ КУЛЬТУРУ И ИНТЕРНЕТ.

«Дети учатся на всяких экономиках, потом уходят. Один ушел в кино после Вышки, другой вообще будет на барабанах играть, окончив РЭШ и Вышку. У меня есть девочка, она долго металась, на психфак собиралась, но там нет желания серьезного. Потому что она актриса, я ее на это ориентирую. Я ей все время говорю: «Может быть, из тебя не вырастет большой актрисы, но это то, что ты очень любишь, это твое».

Факт 15. Установка на гедонизм

ГЛАВНЫЙ ЗАПРОС ОТ ЖИЗНИ – БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ. Наслаждение жизнью, получение от нее удовольствия, ценность каждого мгновения и любовь к себе.

СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ МОЖНО ТОЛЬКО, ЕСЛИ НАЙДЕШЬ СВОЙ ПУТЬ.

ТРУДНОСТИ ОЗНАЧАЮТ ТО, ЧТО ПУТЬ ВЫБРАН НЕВЕРНЫЙ.

«Моя хотела быть археологом. Думала, это все про интересные находки и открытия. А потом поняла, что большая часть работы – это сидеть по архивам и что-то изучать-находить, и сразу расхотела».
«Если я буду читать это через 20 лет, я бы хотел спросить у себя: доволен ли я своей жизнью? Посоветую себе радоваться жизни, и идти к своей цели».

Факт 16. Счастье – это и есть успех

УСПЕХ ИЗМЕРЯЕТСЯ НЕ БОГАТСТВОМ И СТАТУСОМ, А РАЗНООБРАЗИЕМ ЖИЗНИ И УДОВОЛЬСТВИЕМ.

ПРИВЕСТИ К УСПЕХУ МОЖЕТ ТОЛЬКО «ПРАВИЛЬНО ВЫБРАННЫЙ СВОЙ ПУТЬ».

«Успешность - это когда ты радуешься жизни, чем бы ни занимался, у тебя в душе гармония, если ты работаешь за 20 тысяч, но при этом счастлив, нет внутри конфликтов, ты успешный человек».
«Успех – это точно не то, что под этим понятием подразумевают – много денег, работа, по мне это глупости. Много денег для счастья не надо. Я думаю, это семья, любимая работа, увлечения, друзья».

Факт 17. Саморазвитие – это модно

ЦЕНТЕНИАЛЫ ПОСТОЯННО ГОВОРЯТ О «САМОРАЗВИТИИ» И «САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ».

САМОРАЗВИТИЕМ СЧИТАЕТСЯ ЛЮБОЕ УВЛЕЧЕНИЕ, ЛЮБАЯ АКТИВНОСТЬ «ПО ЖЕЛАНИЮ». Путешествия, занятия музыкой или рисованием, походы в кино или театр, интерес к истории или фотографирование.

«Сейчас модно куда-то ходить, развиваться, люди с активной позицией привлекают…»
«Я тут посмотрел, здесь люди понимающие собрались, кто-то музыкалку закончил, это дает огромную площадку к развитию, кто-то футболом занимается, человек не деградирует, я знаю, у меня есть знакомый такой, он не деградирует. Человек всесторонне развитый».

Факт 18. Жизнь хороша, когда разнообразна

ЖИЗНЬ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ. В жизни должны сочетаться работа, семья, увлечения, путешествия, общение с друзьями, иначе жизнь кажется скучной, а человек – «деградирует».

ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПРОБОВАТЬ РАЗНОЕ. Тогда и жизнь «интереснее», и проще найти «найти свой путь».

«Вы решили путешествовать, нашли для себя что-то новое, вас осенило, что этот путь, по которому вы мельком прошли, он именно ваш, если вы дальше будете по нему идти, у вас будет более счастливая жизнь, чем если вы останетесь в том же месте, в котором родились. То, что было до этого - обыденность, вряд ли вы будете жить счастливо, если вам изначально что-то не нравилось».

Факт 19. Работа должна быть в радость

СЛОВА «КАРЬЕРА» И «ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА» ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗВУЧАТ.

«ВКАЛЫВАТЬ» МОЛОДЫЕ ЛЮДИ НЕ ГОТОВЫ.

РАБОТА ДОЛЖНА ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ, ДОХОД И НЕ ОТНИМАТЬ МНОГО ВРЕМЕНИ.

«Знаешь, хочу тебе посоветовать не задерживаться на работе допоздна и не уделять ей слишком много внимания, ведь это не так важно, как воспитание твоих детей с женой».
«Идеальная работа должна занимать часть времени, есть свободное время для семьи. Хорошая зарплата – чтобы хватало на повседневную жизнь, не очень много».

Факт 20. Установка на индивидуализм

НЕ ДУМАЮТ О ТОМ, ЧТОБЫ МЕНЯТЬ МИР ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ХОТЯТ СДЕЛАТЬ КОМФОРТНОЙ СВОЮ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ БЛИЗКИХ.

«Я считаю, что благотворительностью сейчас заниматься глупо. Если у тебя есть время на то, чтобы пойти и в каком-то детдоме помыть окна, лучше потрать это время на себя и саморазвитие, чтобы потом заработать больше денег. И тогда в будущем ты сможешь, например, закупить игрушки для целого детского дома».

Факт 21. Страстно хотят признания

ОЖИДАЮТ ПОХВАЛЫ НА ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.

ПРИЗНАНИЕ ДОЛЖНО ВЕСТИ К СОЦИАЛЬНОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ. На работе, среди друзей, в социальных сетях.

«Мы по-другому живем идем посмотреть и сфоткать, чтобы другие оценили и позавидовали, а раньше мы ездили куда-то просто отдохнуть».
«Признак успеха – страничка в Википедии».

Факт 22. Модно быть умным.

УМЕТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ.

ПОДДЕРЖИВАТЬ РАЗГОВОР НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ.

БЫТЬ НЕСКУЧНЫМ.

«Умная девушка – это та, с которой интересно поговорить на разные темы: об учебе, о поездках, обо всем, много тем для разговора».
«Умный – это со смекалкой. Он может учиться плохо, но если будет смекалистый, умеет общаться, это будет хорошо».

Факт 23. Апология семейных ценностей

СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ПРИНЯТО ЗАЯВЛЯТЬ, ЧТО ОНИ ЛЮБЯТ СВОЮ СЕМЬЮ, ОБОЖАЮТ РОДИТЕЛЕЙ.

УДАЧНАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ – ПРИЗНАК СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, И В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ, СЧАСТЬЯ.

СОЗДАНИЕ ХОРОШЕЙ СЕМЬИ – БОЛЕЕ ВАЖНАЯ ЦЕЛЬ, ЧЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ.

«Я вижу, что родители всю мою жизнь будут моей самой надежной опорой, мама с папой – это те люди, на которых я реально могу положиться».


Факт 24. Страх разочаровать родителей

ПОЗИТИВНОЕ ДАВЛЕНИЕ. Модель воспитания, при которой акцент делается на поощрение и «веру в ребенка», оказывается для молодых людей «позитивным давлением».

СТРАХ НЕ ОПРАВДАТЬ ВОЗЛОЖЕННЫХ НАДЕЖД.

«Боюсь, что мои родители будут относиться ко мне не так, как было раньше или сейчас. Сейчас они ко мне хорошо относятся, но боюсь, что будут относиться плохо… И у меня так: папа смотрит на меня, говорит: ты молодец, я в тебя верю, продолжай так же. И это нелегко».

Факт 25. Неправильный выбор – это катастрофа

«ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР» СТАНОВИТСЯ ПОЧТИ ВОПРОСОМ ЖИЗНИ ИЛИ СМЕРТИ. Ошибиться нельзя, ведь тогда под угрозой оказывается счастье, а значит ощущение успешности.

СТРАХ НЕОБРАТИМОСТИ СДЕЛАННОГО ВЫБОРА. Центениалам кажется, что при обилии дорог и развилок, пойти можно только по одной и только один раз.

«Вдруг не оправдаешь свои надежды: правильно ли ты сделал свой выбор, мы сейчас выбираем профессию, потом доучиваешься и понимаешь, либо сделал правильный выбор, либо, что это не твое».
«Идеальное будущее, это если я понял, что не ошибся с выбором».

Факт 26. Свобода выбора – не помощь, а затруднение.

РОДИТЕЛИ НЕ ПОМОГАЮТ В ВЫБОРЕ ПУТИ. Они отказываются брать на себя ответственность, поскольку сами не знают «как правильно» и боятся упреков в будущем.

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ЧУВСТВУЮТ РАСТЕРЯННОСТЬ, СТОЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ. Нет никаких четких ориентиров, а путь родителей кажется рутиной и однообразием.

«Мы - растерянное поколение. Раньше родители были строгими, но это максимально позитивная строгость: они подсказывали, как надо, к ним прислушивались. Да, а теперь ты стоишь на перекрестке, не знаешь куда податься. Сама свобода оказалась ограничением».

Факт 27. Страх «обычной» жизни.

СТРАХ, ЧТО ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ БУДЕТ ОДНООБРАЗНОЙ. Обычной, без ярких впечатлений.

НЕУМЕНИЕ ВИДЕТЬ РАДОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ. Жизнь без спонтанности и интенсивных переживаний не может быть интересной.

«Еще рутины боюсь, повседневности, обыденности, когда теряешь счет времени. Все пройдет и не заметишь».
«Я боюсь повзрослеть в плохом смысле этого слова и стать занудой. Человек пришел с работы, сходил в магазин, поспал и пошел на работу. Любовь к жизни, радость и веселье теряются».

Факт 28. Страх одиночества и социального несоответствия

ИДЕАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ – СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ.
БЫТЬ «ОДИНОЧКОЙ» – ЭТО ПРОВАЛ И ВЫПАДЕНИЕ ИЗ СОЦИУМА. Одиночество не означает независимость и свободу.

«Люди смотрят на меня с ужасом и не понимают меня. Меня это пугает. Я могла бы жить одна или только с одним человеком, но хотелось бы, конечно, находиться в социуме, без этого не получится жить полноценно».
«В себе не нравится плохое умение взаимодействовать с людьми. Это значит неумение поддержать беседу, познакомиться, поддерживать существующие отношения».


Факт 29. Минимальный горизонт планирования

ОТДАЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ КАЖЕТСЯ НЕПОНЯТНЫМ И ПУГАЮЩИМ.

КОРОТКИЙ ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ. Горизонт планирования работает только при наличии абсолютно понятной цели: закончить школу, сдать экзамены, закончить ВУЗ.

«Будущее – вообще не очень задумываемся. Начинаем думать – становится вроде страшно, и интересно тоже. Страшно – что не оправдаешь свои надежды, надежды родителей, вдруг останешься без работы».
«План на день - да, а план на год, два, три, десять лет - нет. Есть примерные ориентиры -выбранный вуз, специальность».

Факт 30. Главные ожидания от будущего – комфорт и спокойствие

СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ НЕАМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ, ЧТОБЫ НЕ РАЗОЧАРОВАТЬСЯ.
ОЖИДАНИЯ ОТ БУДУЩЕГО - «SAFE CHOICE». «Нормальная жизнь», «простое счастье», комфорт, благополучие, спокойствие, семья.

«Я хочу обыкновенного женского счастья) семью, домик у пруда чтобы по нему бегали дети) чтобы не нуждаться ни в чем) но и лишнего тоже не нужно) чтобы родители были здоровы и горды за это счастье».
«Они бюргерски настроены все: они хотят нормальной жизни, нормальных денег, нормальных путешествий».

Где взаимодействовать

Реклама и информация для молодежи должна быть сдвинута в интернет необходимо искать своих агентов влияния, своих блогеров: не только в уже традиционных «ВКонтакте», Facebook, но и в Instagram, YouTube и других появляющихся сетях. Необходимо помнить, что молодые люди выходят в сеть отовсюду: причем преимущественно с мобильных устройств, а не с компьютеров. Это нужно учитывать при разработке приложений и размещении рекламы необходимо учитывать возрастную дифференциацию социальных сетей, чтобы правильно «ловить» целевую аудиторию.

Как взаимодействовать

Общаясь с современной молодежью лучше показывать, а не рассказывать.
Чтобы удерживать внимание центениалов необходимо:
не перегружать их большими объемами информации – должно быть сразу понятно и «цепляюще»;
предпочтительно подавать информацию в наглядном визуальном виде;
использовать простой неформальный язык, но не пытаться «подделываться» под сленг;
вовлекать их в активное «практическое» взаимодействие (игры, переписки-комментарии).
Думая об использовании в коммуникации, нужно ориентироваться на «среднестатистического» человека. Если использовать партнерские программы с марками/celebrities, нужно постоянно отслеживать их актуальность и регулярно их обновлять.

Что говорить:

Апеллировать к авторитету, возрасту, опыту, традиции и проверенности временем в общении с центениалами бесполезно.
Единственный способ взаимодействовать с ними, убеждать: объяснять, обсуждать и приводить аргументы.
В коммуникации сейчас не надо апеллировать к карьере и карьерному успеху и, в целом, к амбициозным целям, которые достигаются упорным трудом à надо отсылать к удовольствию и счастью.
Не стоит обещать светлое и прекрасное будущее: оно абстрактно и в него не очень верят.
Не стоит использовать отсылки к конфликту поколений, подростковому бунту – это не релевантно.
Не имеет смысла апеллировать сейчас к поколенческим ценностям: они не отрефлексированы, в сознании молодежи не существуют.

Что предлагать

Можно предлагать молодежи попробовать себя в разных областях: мастер-классы, тренинги, семинары и т.д.
Можно предложить молодежи развернутые программы профориентации – типа Kidzania для подростков и взрослых.
Есть вероятность, что это поколение будет стремиться к альтернативным схемам занятости. Поэтому имеет смысл подумать о специальных предложениях/продуктах для фрилансеров/удаленных работников. Стоит помогать молодым людям в достижении краткосрочных целей, например, на год.

В нашем обществе существует стереотип, что новое поколение хуже предыдущего, а подростки, как правило, раздражают взрослых своим «странным» поведением. Новые музыкальные хиты не так «цепляют», как прежде, а молодые кинорежиссеры не умеют снимать хорошие фильмы. Программы по ТВ испортились, а мороженое уже не такое вкусное, как раньше.

На самом деле, все это не так. Тинейджеры не всегда адекватные, однако, проблема лежит в плоскости возраста, гормонов и недостаточного воспитания взрослых. Действительно, новое поколение ощутимо отличается от предыдущего. Особенно заметно это, если взглянуть на теперешних школьников старших классов, ведь они уже не считаются неразумными детьми.

Рассмотрим ряд фактов, которые не имеют никакого порядка, но способны кое-что поведать о подростках – людей, для которых гаджеты, компьютеры, интернет, смартфоны – это не удивительные изобретения 21 века, а вещи, появившиеся до их рождения.

  • Никаких записочек. Вы начинаете ностальгически улыбаться, вспоминая, как на школьных уроках передавали записки с сообщениями другу, который сидит в другом конце класса? К сожалению, ваше увядание уже началось. Ведь современные школьники не общаются посредством записок. Для этого у них существуют ВотсАпп, Снапчат и прочие мессенджеры.
  • Гаджеты не отвлекают так сильно, как кажется взрослым. Планшетами и смартфонами в большинстве школ пользоваться запрещено. Но в тех лояльных учебных заведениях, где это позволено, никаких серьезных проблем с обучаемостью нет. Безусловно, если все время в школе проводить в соцсетях, с урока мало что полезного вынесешь. Но, как правило, большинство учеников на уроках все же слушают преподавателя, а в гаджет смотрят лишь на переменках.
  • Ничего особенного. Современные тинейджеры затрудняются выделить какие-либо специфические вещи для них же самих. Если раньше подросток мог сказать, что слушает тяжелый рок и его это выделяет среди прочих, то сейчас выделиться становится невероятно трудно. Ведь все вокруг представлено в огромном изобилии и многое даже не успеваешь попробовать. Поэтому подростки прекратили ассоциировать себя с тем или иным явлением, субкультурой или музыкальной группой. Впрочем, повзрослев, многие тинейджеры смогут ответить, какие же у них были причуды.
  • В моде снова стиль хиппи. Тинейджерская мода – это региональное явление. В различных государствах подростки одеваются по-разному, даже если и похоже. Однако можно выделить определенные общие тенденции. Так, к примеру, в моду вновь вернулись тату, пирсинг и стиль хиппи в одежде.
  • Жаргон больше не крут. В последнее время уже никто не считает, что жаргон или так называемый «язык падонкаф» - это признак крутости. Современные тинейджеры если и используют их, то исключительно в ироничной манере.
  • Умирает MTV. Раньше тинейджеры всего мира приходили домой и смотрели музыкальный канал MTV. Сейчас подростков мало интересует легендарный канал. Раньше он был глобальным феноменом. В этом плане молодое поколение, конечно, непростительно деградировало.
  • Никто не любит Бибера. Несмотря на существующий стереотип, что Джасти Бибер – это молодежный певец, его подростки, в основном, ненавидят. Впрочем, кто же его тогда любит?
  • Бритни Спирз старая. В 90-ых Бритни Спирз считалась суперзвездой. Ее основной фишкой была именно молодость. Современные тинейджеры мало, что вообще знают о поп-идоле 90-ых. Для них она, скорей, раритет, как для вас София Ротару.
  • Увлечение музыкой. Тинейджеры очень часто слушают музыку. Делают это они намного чаще, чем проводят время возле телевизоров. Музыка повсюду. Как правило, никаких конкретных предпочтений в музыке у подростков не бывает. Они с удовольствием слушают все подряд. И правда, если есть такой огромный выбор, зачем себя в чем-то ограничивать?
  • Инстаграм скоро потеснит Фейсбук. Если бы в крупнейшей отечественной социальной сети Вконтакте не было такого огромного количества пиратского контента, то о ней можно было бы сказать то же самое. В западных странах подростки, обычно, посещают Фейсбук пару раз в день, чтобы проверить последние новости и отписаться друзьям. Инстаграм же они мониторят постоянно.
  • Тинейджеры курят обычные сигареты, а не электронные. Мифом оказался еще один стереотип, который касался того, что современная молодежь предпочитает электронные сигареты обычным. Как правило, покупают электронные сигареты люди, которые старше 20 лет. Тинейджеру проще найти лояльного продавца и купить у него пачку сигарет, чем копить финансы, чтобы потратить их на парогенератор.
  • Селфи теряют популярность. Тинейджеры любят секс. Потому вместо традиционных селфи отправляют понравившимся особам противоположного пола эротические фотографии. Обычно не доходит до полной обнаженки, но фотографии в нижнем белье – всегда пожалуйста.
  • Подростки не помнят, что случилось 11 сентября. Самый масштабный теракт в мировой истории случился в 2001 году. Мало какой современный подросток об этом знает. Ведь для большинства из них – это всего лишь история. Примерно, как для нас победа во Второй мировой войне.
  • Тинейджеры стремятся, чтобы их принимали всерьез. Подростки мечтают повзрослеть. Так было и будет, наверное, всегда. Возможно, кому-то кажется, что молодежь стала глупее, беспомощней, злей. Но это не так. В наше время подросток всегда на виду и о каждом его промахе, агрессии, глупости весь мир быстро узнает.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Данная работа посвящена анализу предпочтений и ценностных ориентаций современной городской молодежи. Тема показалась мне интересной, потому что от того, каким будет уровень образования и профессиональной подготовки нынешнего молодого поколения, от его мировоззренческих позиций, желания и умения активно участвовать в возрождении России во многом зависит завтрашний день нашей страны.

Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи весьма актуально: растет первое поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны. Кроме того, интересными показались следующие вопросы: религиозные предпочтения, отношение к общественной жизни, моральные принципы и приемлемость их нарушения, представления о счастье и др.

Молодежь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. И необходимо разумно использовать эту силу. Но не следует забывать, что представители различных социальных групп и регионов имеют неодинаковую направленность на образование и воспитание, отличаются разным уровнем образовательной и культурной подготовки. А требования к ним чаще всего предъявляются одинаковые. И не все выдерживают. Нынешнему молодому поколению предстоит решить немало важнейших задач в самых различных областях и сферах жизни. И от этих решений зависит то, как будет развиваться страна, что мы сможем оставить после себя своим потомкам.

В практической части работы представлены результаты исследования сверстников на предмет их жизненных предпочтений и ценностей. Я попыталась проанализировать ответы, полученные с помощью анкетирования, и составить социальный портрет современной молодежи от 17 до 21 года.

1. Причины и предпосылки формирования ценностей современной молодежи

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее. Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы.

Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют все и вся.Третьи, отчаявшись, уходят в никуда, пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бомжей, становятся на преступный путь. Четвертые начинают искать “путь к Богу”, вступают в различного рода околорелигиозные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, ищут пути решения возникающих проблем.

Молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно - исторического общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинальности ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены во вдвойне экстремальные условия: переворот в социально - экономическом укладе сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения молодым терять нечего, но и приобретать нечего, т. к. старшие, не жившие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее - быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально - нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

Разрушительное влияние на процессы образования и воспитания оказал развал СССР. Тем самым было уничтожено единое экономическое, культурное и образовательное пространство. Социально - политический кризис в стране влияет не только на образование, но и на гражданское воспитание молодежи. Низкий авторитет власти, особенно исполнительной, межнациональные конфликты, криминальная обстановка в стране, неопределенность перспектив развития, тяготы экономики - все это не способствует воспитанию патриота своей страны, человека достойного, ориентированного на честный труд, терпимо и дружелюбно настроенного к другим людям. Образование должно быть более глубоким, разносторонним. Вступающее в жизнь поколение понимает, что без хорошего, высококлассного образования в 21 веке делать нечего. Развитие правосознания идет с серьезным отставанием от происходящих в стране политических процессов. Молодежь быстро убеждается, что живет в неправовом государстве, где законы нарушать очень и очень легко, где многие жулики и воры, создатели разного рода “пирамид”, взяточники остаются безнаказанными. Средствами массовой информации постоянно называются стремление к успеху любой ценой, принцип “деньги не пахнут”, модель так называемой “жизнеспособной личности”, расталкивающей крепкими локтями окружающих и исповедующей социальный расизм. Прагматики предлагают пожертвовать “слабыми и неприспособленными к жизни людьми, чтобы смогли выжить наиболее сильные и продвинутые”.

В то же время часто можно услышать, что нынешней молодежи жить непросто: надо учиться, добиваться новых ступеней развития в условиях “новой” России.За последние годы было создано немало мифов о молодежи. Но для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходимо знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается. Интересы молодежи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе, однако необходимо учитывать следующее.

Молодежь - одна из самых незащищенных в экономическом отношении часть населения. В обществе крайне низок престиж профессионализма. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, приводит к “утечке мозгов”.У значительной части молодежи укоренились представления об ошибочности исторического выбора, о том, что прошлое нашей страны - это лишь цепь трагических преступлений и обмана.

Ценностные установки и духовный мир молодого человека формируются в семье и в обществе в процессе образования и воспитания.

Разумеется, ценности могут усваиваться человеком осознанно и неосознанно. В последнем случае он не всегда может понять и объяснить, почему отдано предпочтение тем или другим ценностям, тем более - ложным и безнравственным. Они сегодня активно внедряются в сознание подрастающего поколения российскими СМИ. Причем этим же ценностям стараются придать привлекательный вид, чтобы люди легче усваивали их на образно - эмоциональном уровне.

При формировании собственной системы ценностей молодые люди ориентируются не только на общественную аксиологическую систему, но и на выбранные ими самими образцы для подражания. Еще недавно молодое поколение стремилось быть похожим на космонавтов и геологов, воспитывалось на благородных поступках литературных героев. Сейчас же в качестве примеров для подражания подростки зачастую выбирают далеко не самых “правильных” героев телевизионных сериалов. Одной из основных причин негативных тенденций в духовной сфере подростков является разрушение системы воспитания. Сегодня воспитывают главным образом семья, улица, телевидение. Но не всякая семья может дать достойное воспитание, а телевидение из воспитательного превратилось в развлекательное, формирующее ценностные установки, стиль, образ жизни молодежи в духе культуры массового потребления. Подростки принимают за “правду жизни” все то, что транслируется по ТВ и видео, часто не подозревая о том, что это вовсе не жизнь. Пока взрослые спорили о том, какой должна быть идеологическая основа воспитания, оно шло своим чередом, неконтролируемо и порой разрушительно влияя на молодое поколение. Его плоды воспитания уже дают свои всходы. Проблемой воспитания немедленно нужно начать заниматься вновь, восстанавливая систему воспитательной работы, иначе наше общество ждет катастрофа.

2. Система ценностей молодого поколения

Молодое поколение - это особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо “наследует” социальный статус семьи, либо характеризуется “будущим” социальным статусом.

Изучение динамики жизненных ориентаций и ценностей подростков - благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества и тенденций его развития. В этой области отечественной наукой накоплен богатый опыт проведения эмпирических и теоретических исследований, получены важные научные результаты. Изменения, происходящие в обществе, создают постоянную потребность в продолжении этих исследований, ведь сегодняшние подростки - завтрашние активные участники всех социальных процессов.

Специфическим объектом исследований является старшая возрастная группа подростков. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой - их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием “взрослых” потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Именно эта группа - хороший “барометр” протекающих в обществе процессов идеологической, ценностной реконструкции. Интерес к данной когорте определяется и тем, что сегодняшнему подростку особенно трудно - в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование смысложизненных ориентаций и ценностей молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества. Ценностями в нашем понимании являются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности - это то, ради чего люди живут и что ценят.

К сквозным ценностям, которые являются стержневыми практически в любой сфере деятельности, можно отнести трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, милосердие и другие. Фундаментальными мы называем ценности, которые не зависят от сферы жизнедеятельности. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. Диапазон и количество социальных ролей личности определяется многообразием социальных групп, с которыми она себя идентифицирует, разнообразной структурой деятельности и отношений, в которые она включена. Каждая роль - совокупность общих значений, без освоения которых невозможна коммуникация, установление социальных связей человека с миром.

Проблема выбора побуждает рассмотреть вопрос о свободе и необходимости в ценностном отношении. Свобода тут проявляется не только как выбор возможностей, но и как возможность выбора, которая зависит от объективных социальных условий, а также от осознания этой возможности самим человеком и его желания совершить определенный выбор. Можно сказать, что в социологии изучение ценностей связано с анализом их “индивидуальных эквивалентов” - ценностных ориентаций. При анализе динамики ценностных ориентаций молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов - преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей.

В конечном счете, традиционные ценности - это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Здесь важно учесть ряд моментов. Первый связан с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На индивидуальном уровне - конкретные родители влияют на своих детей. На поколенческом - молодое поколение в целом так или иначе воспринимает ценности старшего поколения. Присущая ситуации кризиса ломка ценностных ориентаций молодых чаще всего переходит с поколенческого уровня на индивидуальный. Это не может не восприниматься родителями болезненно, с чувством горечи и обиды. Тем более, - и тут проявляется второй момент, - что они не могут прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям. Наконец, сегодняшняя ситуация необычна тем, что “подростковый период” переживают не одни подростки и юноши, а все общество. Сегодня “отцам” открывается знание того, насколько иррационально пропитано мифами и идеологическими миражами их сознание, насколько оно неадекватно современной жизни.

Ориентация - это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это то компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека. Ценностные ориентации очень тесно связаны с идеалом. Мы вправе сказать, что ценностное отношение возникает при сравнении, сопоставлении объекта с идеалом.

Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности:

Сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации;

Расстройство индивидуальной ценностной системы. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения;

Развитие - такое изменение в ценностно - ориентационной системе личности, когда обогащается внутренне содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере.

В социальном портрете современной молодежи можно выделить следующие противоречивые характеристики:

Возросший уровень образованности и недостаточную согласованность социального и личностного смысла образования;

Признание молодежи социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом, в сфере досуга;

Стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение, особенно учащейся молодежи, от многообразных видов социальной деятельности;

Желание что-то изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.

Такое положение дел явилось следствием ряда причин:

1) отношение к подрастающему поколению как к объекту воспитания, что подкреплялось авторитарной методикой, рассчитанной на получение результатов, в которых проявляются прежде всего исполнительские, конформистские наклонности человека;

2) отстраненность молодежи от власти и от решения задач, стоящих перед обществом (социальное отчуждение);

3) продолжительное пребывание молодых людей в заниженном социальном статусе;

4) отсутствие социальных программ, рассчитанных на воспитание самодеятельности подрастающего поколения, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, деловитость;

5) неготовность, а порой и нежелание педагогов работать над развитием самодеятельности подрастающего поколения.

Молодое поколение оказывается более категоричным в суждениях и, что на первый взгляд парадоксально, более сплоченным, чем их родители. Например, анализ смысложизненных ценностей показывает, что имеются некоторые существенные различия в распределении альтернатив, по сравнению с родительской структурой ценностей. Смысложизненные ценности молодого поколения распределились следующим образом (в порядке убывания значимости): 1. “Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл. 2. “Вера в бога - это только обряды, имеющие какой-то не совсем понятный смысл”. 3. “Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше”. 4. “Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр”. 5. “Смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода.” 6. “Не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение”. 7. “Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни”. 8. “Жизнь человека - высшая ценность, только закон может посягнуть не нее”.

Ценности добра, свободы и достойного продолжения своего рода не подвержены влиянию перемен в обществе.

Необходимо отметить существенное противоречие в формировании ценностного сознания молодого поколения: при установке “иногда нужна ложь во спасение” оно попытается достичь “спокойной совести и душевного покоя”. Данная установка достаточно интересна и может служить темой отдельного научного поиска в анализе молодого поколения. Конечно, им трудно будет сочетать стремление к душевному покою вместе с “ложью во спасение”, однако это не означает, что ребята неискренны. Скорее, это проявление общей закономерности противоречивости общественного сознания эпохи как общей закономерности трансформации, когда один и тот же социальный субъект искренне убежден в ценности альтернативных подходов. Система ценностей молодого поколения - в стадии становления, причем четко видна ориентация на дифференцирующие или интегрирующие системы. Особая роль в жизни каждого человека принадлежит правильному выбору профессии. Выявить дарование, помочь человеку определить призвание - важная задача школы и вуза. Профессиональные планы у молодежи возникают, как правило, под влиянием различных причин: мнения родителей, учителей, друзей, книг, телепередач, собственных размышлений и проб. Высшее образование стремятся получить многие люди. И это очень отрадное явление. Но вузы не могут принять всех желающих. Многие поступают на платные формы обучения, но в нынешней ситуации это очень дорого. Отсюда масса разочарований и огорчений. Многие молодые люди осознанно связывают свое будущее с интересной и хорошо оплачиваемой работой. Хотя в условиях рыночной экономики появилось немало возможностей иметь хороший заработок, не имея высокой квалификации.

Молодежь является большой социальной группой населения России. В силу возрастных и социально-психологических особенностей молодежь тяготеет к новым видам деятельности, сравнительно легко овладевает сложными профессиями.

Профессиональные предпочтения отражают реальное социальное положение разных профессиональных групп, а также косвенную профориентационную деятельность средств массовой информации. Многие подростки хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит это - не знают. Им явно не хватает информации - и о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями. От правильного выбора профессии зависит судьба молодого человека и ничто, кроме нормальной жизни общества и научно - обоснованной профориентации, не может реально помочь молодым людям. Одна из важных для будущего общества проблем - соотношение предпочтений, отдаваемых коллективистскому или индивидуалистическому типу общественного устройства. Оказалось, что несмотря на возросший прагматизм жизни, жесткие условия социальной действительности индивидуализм преобладает. Молодые люди в большей степени согласились бы работать в хорошем коллективе, чем в одиночку. 70% молодых людей считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится. “Заграница” них более привлекательна, этим можно объяснить стремление молодых людей получить образование за рубежом или в престижных вузах нашей страны, имеющих связи с иностранными учебными заведениями. Такое образование становится для них залогом, первой ступенью к достижению своей цели - возможности состояться профессионально. Молодые люди часто не только не отождествляют себя с Родиной, “которая у человека одна”, но и со своим поколением. Личную жизнь соотносят с жизнью своего поколения только 31%; остальные считают, что “дл человека важна оценка своей личной жизни по собственным индивидуальным критериям”.

Структуру предпочтений молодежи можно разделить на три подгруппы:

Сферы жизни, значимые в высокой степени - работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями;

Сферы жизни, значимые на среднем уровне - учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс;

Сферы жизни, значимые в низкой степени - религия, общество, страна, город, среда обитания.

Обнаруживаются существенные различия у молодежи и взрослого населения в отношении значимости различных сфер жизни. Для молодежи более важны досуг, работа, общение; для взрослых - город, среда обитания, страна, общество. Большинство молодых людей удовлетворяет жизнь в целом и отдельные ее стороны. Неудовлетворенность молодые ощущают в отношении общества, страны и работы (настоящей или перспектив ее получения). Что касается социализационных ценностей, то здесь не выявлены существенные отклонения от созданного в литературе образа молодого поколения как поколения, стремящегося проявить свою индивидуальность, не приемлющего традиционных ценностей - норм, что сказывается даже в отсутствии ориентации на ценности своей социальной общности. Так, при анализе социализационной системы была выявлена склонность к расслоению внутри поколения. В процессе социализации молодежь усвоила основной принцип рыночных отношений, какую бы сферу он не затрагивал: экономическую, политическую либо духовную: “главное - инициатива, предприимчивость и поиск нового”. Уже по этим двум выборам можно сделать вывод, что перед нами обновленное поколение, освободившееся от контроля обычаев и норм, принятых большинством. Оно пойдет по пути поиска нового, приобретая при этом, возможно, не только положительный опыт.

3. Исследование предпочтений и ценностных ориентаций городской молодежи

В данном исследовании принимали участие молодые люди и девушки в возрасте от 17 до 21 года. Всего было опрошено 22 человека, в том числе 10 юношей и 12 девушек. Опрос проводился с помощью анонимного анкетирования (анкету см. в Приложении 1), результаты которого представлены ниже.

Ценностные ориентации. При оценке этого параметра было выявлено, что наиболее ценными в жизни для молодых людей являются семья (31,8%),общение с друзьями(27,2%), работа и здоровье (по 22,7%). Также назывались такие ответы как родные, близкие и независимость (по 13,6%), деньги (9%). Единичными оказались варианты: развлечения, учеба, благополучие и удача, жизнь, секс.

Из достоинств, которые наиболее ценны в людях, особенно часто упоминались доброжелательность и честность (по 37,4%). На втором месте отзывчивость - 22,7%. Для некоторых немаловажное значение имеет культура общения, воспитанность - 18,2%.

На вопрос “Что Вам прежде всего нужно для счастья?” 36,4% опрошенных ответили “друзья”. 31,8% предпочли любовь. Лишь 13,2% считают, что для счастья им не хватает денег.

Анализ способов проведения досуга дал следующие результаты. Дома большинство молодежи свободное время посвящает просмотру телевизионных программ (32%) и чтению различных изданий (18,2%). Среди других вариантов были выпечка, вязание, рисование, разговоры по телефону. У двух респондентов выбор занятий зависит от настроения.

Увлечения, интересы достаточно разнообразны. Наибольшей популярностью пользуется спорт - 40,9% всех опрошенных. Чтение книг и посещение кинотеатров, клубов и т.п. предпочитают 9% молодых людей. Приведем и другие ответы, которые не набрали большое количество голосов: отдых, шоппинг, компьютеры, сетевой маркетинг.

Отношение к религии. Неверующих людей среди опрошенных не оказалось совсем. Оценить свое отношение затруднились 31,8%. Остальные 68,2% верят в Бога, что несомненно радует.

Мнение о работе у большинства респондентов оказалось схожим: 54,5% считают, что “заработок - главное, но надо думать и о смысле работы, о ее общественной полезности, творческом характере и собственной заинтересованности”;18,2% склоняются к тому, что “важен смысл работы, но нельзя забывать и о заработке”. Варианты “хороша для меня та работа, где я могу принести больше пользы” и “хороша работа, которую я люблю, которая дает возможность реализовать мои личные интересы и планы” получили одинаковое количество голосов - по 9%. Причем все молодые люди хотели бы работать в коллективе, а не одни, рассчитывая только на себя.

Как этого и стоило ожидать, у всех, без исключения, опрошенных имеется цель в жизни. Сейчас трудно найти тех, кто не знает, чего бы хотел добиться, каких вершин желал бы достичь. Чаще всего встречаются такие ответы, как иметь семью, детей (59%), получить хорошую профессию, иметь много денег, много друзей, стать сильным и независимым. Также несколько человек хотели бы добиться своих целей.

Вопрос “С каким чувством Вы смотрите в будущее?” особых разногласий на вызвал. Большинство участников исследования смотрят в будущее с чувством надежды и оптимизма (72,7%). Остальные 27,3% относятся к будущему спокойно, хотя значительных перемен для себя не ждут. Пассивного настроя ни у кого выявлено не было. Остается надеяться, что со временем нынешняя молодежь не растеряет имеющийся у нее оптимизм. Мнения относительно негативных действий. Опрашиваемые высказывали свое мнение относительно того, насколько оправданы различные действия, имеющие негативный характер (см. табл. 1.). Была использована шкала от 1 до 10, где 1 - никогда не оправдано, 10 - всегда оправдано. Перевод шкалы в качественную дал следующие оценки в баллах: от 1 до 2,5 - отрицательное отношение; от 2,5 до 4,5 - осуждающее отношение; от 4,5 до 5,5 - среднее отношение; от 5,5 до 7,5 - отношение, стремящееся оправдать действия; от 7,5 до 10 - позитивное отношение.

Таблица 1. Мнение молодежи относительно оправданности различных негативных поступков

Среди респондентов сложились в целом следующие позиции:

Отрицательная относительно употребления наркотиков;

Осуждающее отношение ко лжи в личных целях, супружеской измене, проституции, абортам, управлению транспортом в нетрезвом виде;

Среднее отношение сложилось к проезду в общественном транспорте бесплатно, скрытию доходов, уклонению от воинской службы;

Стремятся оправдать такие действия как половые отношения до достижения совершеннолетия, разводы.

Если подвести итог всему исследованию, то можно сказать, что ценностные ориентации и предпочтения современной молодежи в принципе достаточно разнообразны. Относительное единодушие молодые люди высказали по вопросам ценностей в жизни, отношения к религии, к будущему. Интересы и увлечения весьма отличаются.

Заключение

Необходимость глубокого изучения молодежи продиктована не столько теоретическими, сколько практическими потребностями. Сегодня существует множество мифов о молодежи, чаще всего негативно представляющих жизнь молодого поколения. Но для прогнозирования молодежной политики необходимо знание реальной картины интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и поведения молодежи. Согласно прогнозам, в середине 21 века в общем составе населения люди до 30 лет могут составить около половины всего населения планеты. Какие идеалы и ценности они унаследуют? Каких политических взглядов будут придерживаться? Какими станут родителями? Какие специальности и профессии их привлекут? Какие религиозные взгляды будут исповедовать?

Сейчас очень сложно прогнозировать ответы на эти вопросы. Важно другое - верить и надеяться, что не прервутся преемственность поколений и диалог культур, что потребительская психология не станет смыслом жизни, что судьбы страны не будут для молодых чужими. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Проведенное исследование доказывает, что социальный портрет молодого поколения, как и во все времена, очень противоречив. С одной стороны, это романтики, для которых очень важны семейное счастье, верная дружба, взаимная любовь.

С другой стороны, они жесткие прагматики, ценящие здоровье, престиж, материальное благополучие. Они готовы прилагать серьезные усилия для получения хорошего образования, но при этом желают после учебы иметь легкую и прибыльную работу. Для них очень важна свобода мыслей, суждений, действий. В структуре молодежного досуга преобладают пассивно - потребительские типы времяпрепровождения, снижаются созидательно - творческие формы активности.

У современной молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Не проявилось и ярких различий в ориентации в зависимости от пола, возраста, образования. Молодежные проблемы - это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь - главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.

Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Одновременно необходим поиск путей обеспечения каждому юноше и девушке возможности для культурного и духовного роста, для конструктивного самовыражения и самоутверждения личности в соответствии с ее способностями, склонностями и интересами, опираясь на создаваемую систему учреждений молодежи, школьное самоуправление и всячески пропагандируя это, в том числе через СМИ. Многое сегодня зависит от того, способно ли наше общество изменить отношение к подрастающему поколению. Нужна разработка и налаживание продуманной комплексной системы воспитания с учетом новых реалий. Стержнем этой системы должно стать воспитание патриотизма, гражданской гордости, стремления возродить могущество нашего государства.

Список использованной литературы

городской молодежь социальный

1. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2010

2. СОЦИС: Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков, М., “Наука”, № 2, 2011, с. 87-92

3. СОЦИС: Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации, М., “Наука”, № 1, 2009,с.96-105

4. СОЦИС: Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи, М., “Наука”, № 1, 2009, с.105-110

5. СОЦИС: Метаморфозы массового сознания россиян №6,2009 г, с 40-56

6. Луков В.А Особенности молодежных субкультур в России, Социологические исследования-2012 №10 с125-137

7. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. Социологические исследования.-2011г.№7 с56-82

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение понятия молодежь как особой социально-возрастной специфической группы в обществе. Характеристика современной белорусской молодежи, анализ системы ее социокультурных ценностей. Решение проблем патриотического воспитания молодого поколения.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2010

    Молодежь на рынке образовательных услуг: жизненные ценности и стратегии. Анализ ценностей, самооценки, достижительных интенций и коммуникативной среды; преобладание прагматических целей и ориентиров в системе ценностей. Образование и занятость молодежи.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Особенности применения тезаурусного метода для формирования подхода к изучению ценностей. Методика изучения ценностных ориентаций студенческой молодежи и выявление приоритетной модели ценностей молодого поколения г. Брянска, результаты анкетирования.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2015

    Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления. Молодежные организации и движения. Разработка, реализация государственных молодежных программ. Активная роль молодежи в процессе социализации. Проблема роли молодежи как субъекта перемен.

    реферат , добавлен 29.07.2010

    Характеристика основных базовых ценностей общества, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Эволюция базовых ценностей современной молодежи.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Понятие и классификация ценностей в современном мире. Молодежь как социально-демографическая группа общества. Понятие ценностных ориентаций. Молодежь и ее ценностные ориентиры. Влияние ценностей и ценностных ориентиров на социализацию личности.

    реферат , добавлен 26.05.2015

    Анкетирование как один из наиболее эффективных орудий исследования. Характеристика социального облика молодого поколения, рассмотрения основных видов досуга. Анализ диаграммы "Любимый вид досуга молодежи". Предпочтения молодежи: музыка, телепередача.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2012

    Современная молодежь (респонденты 17-19 лет) РФ и старшее поколение (советская молодежь 90-х годов), их нормы, жизненные тенденции, ценности, манеры, приоритеты и взгляды на жизнь. Исследование досуга современной молодежи и его влияние на её развитие.

    презентация , добавлен 10.09.2013

    Понятие "молодежь" и методологические подходы к социально-философскому анализу образа и ценностных установок современной молодежи. Феномен ценностей в истории философии, формирование ценностных ориентаций молодежи в современном казахстанском обществе.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2013

    Молодежь как социально-демографическая группа общества. Определение возрастных параметров молодежи. Три основных периода в жизни молодого человека. Специфические функции молодежи в обществе. Понятие и признаки физиологической и социальной зрелости.